Современные международные организации. Международные организации: список и основные характеристики Международные политические и экономические организации таблица

Международный валютный фонд (МВФ)

Межправительственная организация, созданная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами. МВФ учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Конференция приняла Соглашение, выполняющее роль Устава. Соглашение вступило в силу в 1945 г., практическая деятельность Фонда началась в 1947 году. МВФ – специализированное учреждение ООН, штаб-квартира – в Вашингтоне. В соответствии с Соглашением, ООН не имеет права давать Фонду рекомендации, относящиеся к проводимой им политике.

Статьи соглашения изменялись в 1969, 1978, 1992 гг. В настоящее время в МВФ входит более 180 государств. Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г.

Фонд устроен по образцу акционерного общества. Капитал МВФ образуется из взносов стран-участниц в соответствии с квотами, отражающими удельный вес каждой в мировой экономике и торговле. Система голосования определяется размером взноса страны в Фонд.

Цели МВФ:

Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических условий стран-участниц;

Оказание помощи странам-участницам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;

Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-участницам;

Осуществление контроля за соблюдением странами-участницами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

МВФ сотрудничает только с официальными государственными организациями. Финансовые средства выдаются долями (траншами), получение каждой из которых увязывается с выполнением страной-заемщицей взятых на себя обязательств. Фактически МВФ является институциональной основой международной валютной системы.

Всемирная торговая организация (ВТО)

ВТО – многосторонняя межправительственная организация, включающая Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ, подписано в Женеве в 1947 г.); Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и другие договоренности.

ВТО – специализированное учреждение ООН, создана 1 января 1995 г., штаб-квартира – в Женеве. В настоящее время в составе ВТО около 130 государств. Бюджет формируется из взносов стран-участниц, решения принимаются консенсусом.

Основные цели ВТО:



Либерализация международной торговли, обеспечение таким образом экономического роста и развития стран-участниц;

Осуществление контроля за торговой политикой;

Приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями.

В настоящее время идут переговоры о вступлении в ВТО России.

Совет Европы (СЕ)

Международная консультативная организация европейских стран. СЕ основан в 1949 г. западноевропейскими государствами. В настоящее время в СЕ входят более 40 государств. Статус наблюдателя предоставлен США, Канаде, Японии. Россия вступила в СЕ в 1996 г.

Основные направления деятельности СЕ: проблемы прав человека, развитие гуманитарного, правового, социально-экономического сотрудничества между странами-участницами. В настоящее время главной задачей СЕ выступает оказание содействия странам центральной и восточной Европы в проведении политических, законодательных, конституционных реформ.

Основные органы СЕ:

Комитет министров (КМ) состоит из министров иностранных дел стран-участниц;

Парламентская ассамблея (ПАСЕ);

Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ).

В основе деятельности СЕ – Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Контрольный орган – Европейский суд по правам человека. Штаб-квартира – в г. Страсбурге (Франция).

Организация американских государств (ОАГ)

Создана в 1948 г. в Боготе (Колумбия); участники – 35 государств Западного полушария, включая США, Канаду, Кубу. Постоянные наблюдатели в ОАГ: Япония, ФРГ, Франция, Россия (с 1992 г.), Израиль, Испания, Италия и другие страны.

Цели ОАГ:

Поддержание мира и безопасности на континенте;

Содействие социальному, культурному и экономическому сотрудничеству государств.

Принципы, записанные в Уставе ОАГ:

Суверенное равенство государств;

Решение спорных вопросов исключительно мирными средствами;

Отказ от использования силы;

Отказ от прямого или косвенного вмешательства в дела соседних стран.

В 1994 году принят «План действий для Америки», он предусматривает:

Укрепление американского сообщества демократий;

Содействие росту благосостояния путем экономической интеграции и свободной торговли;

Искоренение нищеты и дискриминации в Западном полушарии;

Обеспечение устойчивого развития и сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Высший орган ОАГ – Генеральная ассамблея, состоит из представителей стран-участниц, созывается ежегодно, поочередно в их столицах. Исполнительный орган – Постоянный Совет ОАГ находится а Вашингтоне.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Образовано в 1989 году в целях поддержания экономического роста и развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран азиатско-тихоокеанского региона.

В настоящее время в АТЭС входит 21 государство региона: Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия, Маршалловы Острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Южная Корея, Сингапур, США, Таиланд. Тайвань, Филиппины, Чили, Вьетнам, Перу, Россия (с 1997 г.)

Основные направления деятельности АТЭС:

Обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста и сокращения разрыва в экономическом развитии;

Разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;

Сотрудничество в таких областях, как энергетика, рыболовство, транспорт, телекоммуникации, туризм, охрана окружающей среды;

Содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, передаче технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Организация основных нефтедобывающих стран Азии. Африки и Латинской Америки, на долю которых приходится более 1/3 мировой добычи нефти. Создана в 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). В ОПЕК входят: Венесуэла. Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты.

Цели ОПЕК:

Координация и унификация нефтяной политики стран-участниц;

Определение эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;

Использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;

Защита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения их устойчивых доходов;

Обеспечение эффективного, регулярного снабжения нефтью стран-потребителей;

Обеспечение получения справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;

Обеспечение охраны окружающей среды;

Сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, в нее входят представители стран-участниц, заседания проводятся 2 раза в год в штаб-квартире ОПЕК в г. Вене (Австрия).

Лига арабских государств (ЛАГ)

Организация арабских стран. ЛАГ основана в марте 1945 г. на конференции в Каире. В настоящее время в нее входят: страны Азии – Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ, Палестина; страны Африки – Египет, Ливия, Судан, Марокко, Тунис, Алжир, Мавритания, Сомали, Джибути, Коморские Острова.

Цели ЛАГ:

Координация политической, военной, экономической деятельности стран-участниц;

Запрет на использование силы при урегулировании межгосударственных споров;

Уважение политических режимов стран-участниц.

Руководящий орган – совет ЛАГ, в него входят главы государств или правительств или уполномоченные ими лица. Штаб квартира – г. Тунис.

Организация африканского единства (ОАЕ)

Межправительственная организация государств Африки. Создана в 1963 г. в Аддис-Абебе (Эфиопия) на конференции глав государств и правительств африканских стран. В нее вошли более 50 государств Африки.

Цели ОАЕ:

Укрепление единства;

Развитие политического и экономического сотрудничества;

Защита суверенитета, территориальной целостности;

Координация действий в сфере внешней политики, экономики, обороны, культуры.

Высший исполнительный орган – Совет министров иностранных дел (сессии – 2 раза в год). Постоянный административный орган – Генеральный секретариат. Штаб-квартира – в Аддис-Абебе (Эфиопия).

Африканский союз (АС)

Межправительственная организация государств Африки. Африканский союз учрежден в июле 2002 года (г. Дурбан, ЮАР), является преемником Организации африканского единства (ОАЕ), просуществовавшей 39 лет (с 1963 г.). В АС входят 52 страны – участницы ОАЕ.

Укрепление единства и солидарности между африканскими странами и народами;

Защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран-участниц;

Содействие укоренению политической и социально-экономической интеграции;

Защита общих позиций стран Африки по вопросам, представляющим интерес для контингента и его народов;

Содействие расширению международного сотрудничества с учетом Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека;

Обеспечение мира, безопасности и стабильности на континенте;

Обеспечение демократических принципов и функционирования демократических институтов, участия широких слоев населения в общественной жизни и эффективного руководства странами;

Обеспечение и защита прав человека и народов в соответствие с «Африканской хартией прав человека и народов», другими документами по этому вопросу;

Создание необходимых условий для усиления роли Африки в глобальной экономике и на международных переговорах;

Обеспечение поступательного развития в экономической, социальной и культурной областях, интеграции экономики африканских стран;

Содействие сотрудничеству во всех областях по повышению жизненного уровня народов Африки;

Координация политики между региональными экономическими сообществами для постепенного достижения целей союза;

Содействие развитию континента, развертыванию исследований в различных областях, особенно в науке и технологии;

Сотрудничество с международными партнерами в ликвидации различных заболеваний и улучшении системы медицинского обслуживания;

АС одобрил программу социально-экономического развития – «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД). Программа предусматривает план модернизации континента, преодоления бедности, борьбы со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, подъема жизненного уровня населения и т.д.

В основе Устава Африканского союза – Устав ОАЕ и Договор об учреждении Африканского экономического сообщества. Предполагается создание Африканского центрального банка, Африканского валютного фонда, Африканского суда и Всеафриканского парламента.

Программа курса «Международные отношения в глобальном мире» ……....3

Литература……………………………………………………………………..…5

Тема 1. Мировая политика и международные отношения.…..……………....6

Тема 2. Проблема взаимоотношений Восток-Запад, Север-Юг …………….24

Тема 3. Этнополитические процессы в современном мире...……………….37

Тема 4. Развитие процесса глобализации..…………………………………...47

Тема 5. ЕС и Россия: возможности сотрудничества..……………………….58

Тема 6. Геополитические интересы России в развитии глобального энергетического рынка..……………………………………………………….70

Тема 7. Природа международных конфликтов и пути их решения...………79

Приложение. Международные политические и экономические организации…………………………………………………...…..…………….89

Международные организации - постоянные объединения межправительственного или неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению оговоренных в соглашениях международных проблем.

Термин «международные организации» как правило, применяют для обозначения как международных межправительственных (межгосударственных) организаций, так и международных неправительственных организаций. Однако эти организации имеют различную юридическую природу.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации - постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.

Международные неправительственные организации - постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п. Для признания за организацией статуса международной неправительственной организации она должна соответствовать следующим требованиям:

цель организации - некоммерческая деятельность международного значения;

учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства, а не на основе международного соглашения;

результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Классификация по кругу участников

универсальные (то есть для всех государств; напр. - ООН)

региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. - Организация африканского единства, Организация американских государств)

межрегиональные

Классификация по характеру полномочий

межгосударственные - не ограничивающие суверенитет государства

надгосударственные (наднациональные) - частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

Нормотворческие консультативные посреднические операционные информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

общей компетенции (напр. - ООН)

специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. - Всемирный почтовый союз)

Крупнейшие международные организации:

ООН - (UN, United Nations)

ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности.

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии.

ЮНЕСКО - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Интерпол - (Interpol)

Другие международно-региональные организации:

Андское сообщество -

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

АСЕМ - Форум «Азия - Европа»

АТПФ - Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум

Африканский союз (бывш ОАЕ) - African Union

Европейская ассоциация свободной торговли - EFTA

Европейский союз - European Union

КАРИКОМ - CARICOM

ЛАГ - Лига арабских государств

Лига наций

НАТО - Организация Североатлантического договора - NATO

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли - NAFTA

INOBI - Международная организация по предпринимательству и инвестициям - INOBI

ОБСЕ - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОПЕК - Организация стран-производителей и экспортеров нефти - OPEC

Организация исламская конференция

Северный совет

СНГ - Содружество независимых государств англ. Commonwealth of Indenpendent States

ОВД - Организация Варшавского Договора

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи

Коминтерн - Третий Коммунистический Интернационал

Союз православных государств

Роль международных организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. К международным неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации).

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства.

Достаточно ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств.

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю , объем которой определяется волей государств-членов.

Замечание

  • противоречит основам международного права , поскольку над государствами - первичными субъектами этого права - нет и не может быть верховной власти;
  • наделение ряда организаций управленческими функциями не означает передачу им части суверенитета государств или их суверенных прав. Международные организации не обладают суверенитетом и обладать им не могут;
  • обязательность непосредственного исполнения государствами-членами решений международных организаций основывается на положениях учредительных актов и не более;
  • ни одна международная организация не вправе вмешиваться во внутренние дела государства без согласия последнего, ибо иное означало бы грубое нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства с вытекающими для такой организации негативными последствиями;
  • обладание «наднациональной» организацией полномочиями на создание действенных механизмов контроля и принуждения к соблюдению обязательных правил является всего лишь одним из качеств правосубъектности организации.

Признаки международной организации:

Любая международная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью признаками:

Создание в соответствии с международным правом

1) Создание в соответствии с международным правом

Этот признак, по существу, имеет решающее значение. Любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. В частности, учреждение любой организации не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом. Учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права. Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонения от которой недопустимы и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. Международный договор или любое из его постановлений недействительны, еслиих исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.

Учреждение на основе международного договора

2) Учреждение на основе международного договора

Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.).

Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.

Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

3) Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности

Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.).

Международные организации становятся посредниками между государствами-членами. Государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы международных отношений. Международные организации как бы оттягивают на себя значительное количество вопросов, по которым до этого отношения между государствами имели непосредственный двусторонний или многосторонний характер. Однако не любая организация может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций являются производными от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т. д.) международные организации выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.

Наличие соответствующей организационной структуры

4) Наличие соответствующей организационной структуры

Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организациии тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества.

Межправительственные организации имеют:

  • штаб-квартиры;
  • членов в лице суверенных государств;
  • необходимую систему главных и вспомогательных органов.

Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

Наличие прав и обязанностей организации

5) Наличие прав и обязанностей организации

Выше подчеркивалось, что права и обязанности организации производны от прав и обязанностей государств-членов. От сторон и только от сторон зависит, что данная организация обладает именно таким (а не иным) комплексом прав, что на нее возложено выполнение данных обязанностей. Ни одна организация без согласия государств-членов не может предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

Самостоятельные международные права и обязанности организации

6) Самостоятельные международные права и обязанности организации

Речь идет об обладании международной организацией автономной волей , отличной от воль государств-членов. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. Последним в известном смысле не важно, каким образом организация реализует порученные ей мероприятия или уставные обязанности в целом. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю .

Таким образом, международная межправительственная организация - это добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов.

Классификация международных организаций

В числе международных организаций принято выделять:

  1. по характеру членства:
    • межправительственные;
    • неправительственные;
  2. по кругу участников:
    • универсальные – открыты для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов);
    • региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);
    • межрегиональные – организации, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;
  3. по компетенции:
    • общей компетенции – деятельность затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);
    • специальной компетенции – сотрудничество ограничивается одной специальной областью (ВОЗ, МОТ), подразделяются на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;
  4. по характеру полномочий:
    • межгосударственные – регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;
    • надгосударственные – наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;
  5. в зависимости от порядка приема в международные организации:
    • открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;
    • закрытые – прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей (НАТО);
  6. по структуре:
    • с упрощенной структурой;
    • с развитой структурой;
  7. по способу создания:
    • международные организации, созданные классическим путем – на основе международного договора с последующей ратификацией;
    • международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

Юридическая основа международных организаций

Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.

В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…».

Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

Создание международной организации – проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что:

  1. они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают;
  2. они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

Указанный принцип означает:

  • все государства имеют равные права на участие в создании международной организации;
  • каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее;
  • все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации;
  • каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации;
  • при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу так называемого взвешенного голосования;
  • решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

Правосубъектность международных организаций

Правосубъектность – это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью , отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:

  1. правоспособность , т. е. способность иметь права и обязанности;
  2. дееспособность , т. е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
  3. способность участвовать в процессе международного правотворчества;
  4. способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные не нее задачи. Самостоятельность воли проявляется в том, что после того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля «обособлена» и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества:

1) Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права.

Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственныеорганизации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их праводееспособностью в таком объеме, в какомэто необходимодля выполнения их функций.

2) Наличие обособленных прав и обязанностей.


Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны отправ и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующиеобязанности организации:

  1. способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации;
  2. поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний.

3) Право на свободное выполнение своих функций.

Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в формеконвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы,формирующие внутреннее право организации. Чаше всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

Самостоятельность межправительственных организаций выражается в реализации предписания норм, составляющих внутреннее право этих организаций. Они вправе создавать любые вспомогательные органы, которые необходимы для выполнения функций таких организаций. Межправительственные организации могут принимать правила процедуры и другие административные правила. Организации имеют право лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по взносам. Наконец, межправительственные организации могут потребовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по проблемам их деятельности.

4) Право на заключение договоров.

Договорную правоспособностьмеждународных организаций можно отнести к числу главных критериевмеждународнойправосубъектности, так как одну из характерных чертсубъекта международного права составляет его способность к выработкенорм международного права.

В порядке реализации своих полномочий договоры межправительственных организаций имеют публично-правовой, частноправовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5) Участие в создании норм международного права.

Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм , а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее специализированные учреждения), не обладает «законодательными» полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспредельным. Объем и вид правотворчества организации строго определены в ее учредительном договоре. Поскольку устав каждой организации индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, предоставленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

  • быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора;
  • выступать как автор проекта текста подобного договора;
  • созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора;
  • сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;
  • после заключения договора выполнять функции депозитария;
  • пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая.

6) Право обладать привилегиями и иммунитетами.

Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. Однако в общей форме право на привилегии и иммунитеты закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились икто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска , конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

Любая организация не может ссылаться на иммунитет во всех случаях, когда она по своей инициативе вступает в гражданские правоотношения в стране пребывания.

7) Право на обеспечение выполнения норм международного права.

Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами:

  • путем представления докладов государствами-членами;
  • наблюдением и обследованием контролируемого объекта или ситуации на месте.

Международно-правовые санкции, которые могут применяться международными организациями, можно подразделить на две группы:

1) санкции, осуществление которых допустимо всеми международными организациями:

  • приостановление членства в организации;
  • исключение из организации;
  • отказ в членстве;
  • исключение из международного общения по определенным вопросам сотрудничества.

2) санкции, полномочия на осуществление которых имеют строго определенные организации.

Применение санкций, отнесенных ко второй группе, зависит от целей, выполняемых данной организацией. Например, Совет Безопасности ООНв целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности вправе применять принудительные действия воздушными, морскими или сухопутными силами. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН)

В случае грубого нарушения правил эксплуатации ядерных объектов МАГАТЭ вправе применять так называемые коррективные меры, вплоть до выдачи предписания о приостановке эксплуатации такого объекта.
Межправительственным организациям предоставлено право принимать непосредственное участие в разрешении споров, возникающих у них с международными организациями и государствами. При разрешении споров они вправе прибегнуть к тем же мирным средствам разрешения споров, какие обычно используют первичные субъекты международного права - суверенные государства.

8) Международно-правовая ответственность.

Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно-правовой ответственности. Например, они должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.

Материальная ответственность организаций может возникнуть в случае нарушения законных прав своих сотрудников, экспертов, перебора денежных сумм и т. д. Они также обязаны нести ответственность перед правительствами, где находятся, их штаб-квартиры, за противоправные действия, например за необоснованное отчуждение земли, неуплату коммунальных услуг, нарушение санитарных норм и т. д.

Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются:

— наличием учредительного документа;

— постоянным или регулярным характером деятельности;

— использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем;

Различают межправительственные, неправительственные, всемирные и региональные международные организации.

Организация Объединенных Наций - международная организация государств, созданная в 1945г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - созданное в 1946г. специализированное учреждение ООН, содействующее осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - наименование Европейского союза до 1994г. Европейское сообщество основано по Римскому Договору 1957г. как общий рынок шести европейских государств.

Европейский Союз - экономическая ассоциация 15-ти . В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, англ: Organisation of the Petroleum Exporting Countries) - картель (объединение предпринимателей), образованная в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую . ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.

Всемирная торговая организация (ВТО) - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

Ассоциация Государств Юго-Восточной () - созданная в 1967г. региональная организация, в состав которой вошли , и . Цели АСЕАН - ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран, установление мира в регионе.

Организация Североатлантического Договора (НАТО, англ: North Atlantic Treaty Organization) - военный политический союз, созданный по инициативе на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в США,

Совет Европы (Council of Europe - CE) образован в 1949 г. экономически развитыми странами.

В 2008 г. в Совет входило 47 государств, в том числе бывшие социалистические страны и Россия (принята в 1996 г.).

Цели Совета Европы - защита прав человека, расширение демократии, сближение позиций европейских стран по вопросам охраны окружающей среды, образования, здравоохранения.

Страны - члены (47 ): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Грузия, Великобритания, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, ФРГ, Черногория, Чехия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Украина, Эстония.

Статус наблюдателей (5 ): Ватикан, Канада, Мексика, США и Япония.

Высший орган - Комитет министров, который занимается политическими аспектами сотрудничества, бюджетом, принимает политические рекомендации.

В рамках Совета Европы работает Европейский центр молодежи, Европейский суд и др. организации и фонды.

Руководящие органы находятся в Страсбурге (Франция).

Европейский Союз - ЕС (European Union - EU) - наиболее значимая политико-экономическая организация европейских стран. Предшественниками ЕС были Европейское объединение угля и стали, образованное в 1950 г. для защиты этих передовых отраслей от конкуренции с американской промышленностью, затем Европейское экономическое сообщество и Европейский Союз.

В 1957 г. страны ЕОУС (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатома).

В конце 60-х гг. в результате объединения трех организаций - ЕОУС, Евроатома, ЕЭС - была создана новая интеграционная группировка - Европейское Сообщество. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных ограничений и установление общей торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного передвижения капиталов, товаров и рабочей силы, разработку и осуществление общей политики в области сельского хозяйства, создание валютного и политического союза.

Цели ЕС - координация действий стран-членов в сферах экономики (Создание общего рынка, экономического и валютного союза, единой валюты), обороны, права, внешней и внутренней политики (включая координацию иммиграции, совместное противостояние терроризму, улучшение условий жизни граждан стран-членов), создание пространства без внутренних границ.

В 1973 г. в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия.

Новый этап в углублении европейской экономической интеграции относится к началу 1990-х гг. В 1991 г. ЕС и ЕАСТ подписали соглашение о создании единого европейского экономического пространства. В 1992 г. были подписаны Маастрихтские соглашения (вступили в силу в 1993 г.), предусматривающие создание подлинного Европейского Союза - экономического, валютного и финансового - и введение единого общеевропейского гражданства.

С 1 ноября 1993 г., после ратификации соглашений всеми двенадцатью странами-участницами, Европейский экономический союз переименован в Европейский Союз.

В 1995 г. к ЕС присоединились еще 3 страны - Австрия, Швеция, Финляндия. Планировавшееся вступление Норвегии было заблокировано результатами референдума в стране: граждане высказались против вступления страны в ЕС.

С 1 января 1999 г. введена для безналичных расчетов единая валютная единица ЕС - евро. В 2002 г. евро было введено для наличных расчетов. Эта денежная единица ныне используется для взаиморасчетов между 13 странами - членами ЕС: Бельгией, ФРГ, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией, Ирландией, Грецией, Испанией, Португалией, Австрией, Финляндией. В 2007 г. в зону евро вошла Словения.

2004 г. ознаменовался самым большим за историю европейской интеграции расширением союза. В союз вошли Кипр и Мальта; бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Словакия, а также бывшие республики, входившие в СССР - Эстония, Латвия, Литва.

В 2007 г. членами ЕС стали Болгария и Румыния.

Европейский валютный союз действует в рамках ЕС, к 2008 г. включал 13 стран: Австрия, Бельгия, Греция (присоединилась в 2001 г.), Италия, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, Финляндия, ФРГ. В конце 2007 г. в зону евро вошла Словения.

Единая валюта - евро - стала использоваться при безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. - в наличных расчетах.

Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ (European Free Trade Association - EFTA) создана в 1960 г. как противовес Европейскому экономическому сообществу. Последовательно страны - члены ЕАСТ вступили в ЕС; к 2008 г. в ЕАСТ осталось 4 члена - Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.

Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария).

Совет балтийских государств (Council of the Baltic Sea States - CBSS) создан в 1992 г. для обеспечения сотрудничества между странами бассейна Балтийского моря в области экономики, развития демократических институтов, гуманитарной помощи, охраны окружающей среды, транспорта и связи.

Страны-члены (12 ): Дания, Европейский Союз, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония.

Наблюдатели (7 ): Великобритания, Италия, Нидерланды, Словакия, США, Франция, Украина.

Штаб-квартира находится в Стокгольме (Швеция).

Северный Совет (Nordic Council - NC) создан в 1952 г. (действует с 1953 г.) для развития регионального социально-экономического сотрудничества и совместных действий в области охраны окружающей среды.

Страны-члены (5 ): Дания (включая Фарерские острова и Гренландию), Финляндия (включая Аландские острова), Исландия, Норвегия, Швеция.

Статус наблюдателей имеют три местных органа самоуправления саамов Финляндии, Норвегии и Швеции.

Штаб-квартира находится в Копенгагене (Дания).

Организация Центрально-Европейской инициативы (Central European Initiative - CEI) под этим названием действует в 1992 г. (стала преемником образовавшейся в 1989 г. организации «Четырехсторонняя инициатива» (Quadrilateral Initiative), с 1991 г. - «Шестисторонняя инициатива» (Hexagonal Initiative).

Цели - экономическое и политическое сотрудничество в регионе между Адриатикой и Балтикой.

Страны-члены (18): Албания, Австрия, Белоруссия, Босния и Герцеговина, Болгария, Венгрия, Италия, Македония, Молдавия, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия.

Штаб-квартира - в Лондоне (Великобритания).

Западноевропейский союз (Western European Union - WEU) создан в 1954 г. (действует с 1955 г.) для обеспечения коллективной обороны и унификации политической организации стран-членов.

Страны-члены (10 ): Бельгия, Великобритания, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ.

Ассоциированные члены (6 ): Венгрия, Исландия, Норвегия, Польша, Турция, Чехия.

Ассоциированные партнеры (7 ): Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония.

Наблюдатели (5 ): Австрия, Дания, Ирландия, Финляндия, Швеция.

Штаб-квартира - в Брюсселе (Бельгия).


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то