Программа оон по окружающей среде юнеп (unep, united nations environment programme) - презентация. Программа организации объединенных наций по окружающей среде (юнеп) Охрана окружающей среды организацией объединенных наций


ЮНЕП - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2997 от 15 декабря 1972 года. Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. ЮНЕП - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2997 от 15 декабря 1972 года. Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.






Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов. Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.










Структура Работа ЮНЕП ведется в следующих семи направлениях: Раннее предупреждение и оценка конфликтов Раннее предупреждение и оценка конфликтов Имплементация экологической политики Имплементация экологической политики Технология, производство и экономика Технология, производство и экономика Региональное Сотрудничество Региональное Сотрудничество Экологическое право и Конвенции Экологическое право и Конвенции Защита окружающей среды на глобальном уровне Защита окружающей среды на глобальном уровне Коммуникации и Общественная Информация Коммуникации и Общественная Информация


Международные Годы ЮНЕП 2007 год - был объявлен Международным Годом Дельфина Организацией Объединённых Наций и Программой ООН по окружающей среде. Конвенция по Сохранению Мигрирующих Видов ООН, в сотрудничестве с её специализированными соглашениями по сохранению дельфинов ACCOBAMS и ASCOBANS, а также Обществом Сохранения Китов год - Международный год природных волокон (резолюция ООН) год - Международный год биоразнообразия (резолюция ООН).



Реформирование ЮНЕП После публикации четвёртого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата в феврале 2007 года, «Парижский призыв к действию» зачитанный французским экс-президентом Жаком Шираком, который поддержали ещё 46 стран, призвал к замене ЮНЕП на более эффективную организацию с усиленным контролем Экологическая Организация Объединённых Наций (UNEO), которая должна быть развита на основе Всемирной организации здравоохранения. Среди 46 поддерживающих стран были страны Европейского союза, но не было США, России, Саудовской Аравии и Китая, стран выбрасывающих максимальное количество тепличных газов. После публикации четвёртого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата в феврале 2007 года, «Парижский призыв к действию» зачитанный французским экс-президентом Жаком Шираком, который поддержали ещё 46 стран, призвал к замене ЮНЕП на более эффективную организацию с усиленным контролем Экологическая Организация Объединённых Наций (UNEO), которая должна быть развита на основе Всемирной организации здравоохранения. Среди 46 поддерживающих стран были страны Европейского союза, но не было США, России, Саудовской Аравии и Китая, стран выбрасывающих максимальное количество тепличных газов.


ЮНЕП спонсирует программы развития солнечной энергии, делая значительные скидки на их приобретения, тем самым значительно снижая цену для потребителей и увеличивая количество желающих приобрести эти панели. Самый известный пример такого проекта проводившаяся в Индии программа займов на приобретение солнечных панелей, которая помогла человек. Успех этой программы привел к проведению подобных проектов в других развивающихся странах Тунисе, Марокко, Индонезии и Мексике. Известные международные проекты


ЮНЕП также спонсирует проект по охране болотистых местностей на Ближнем Востоке. В 2001 году специалисты ЮНЕП провели кампанию по защите болотистых местностей, опубликовав фотографии со спутника, показывающие что 90 процентов болотистых местностей уже были уничтожены. Программа ЮНЕП «поддержка экологического менеджмента в болотистых местностях Ирака» стартовала в 2004 году с целью экологически качественного управления болотистой областью.


Таяние ледников Ледники тают с рекордной скоростью и многие из них могут исчезнуть уже через несколько десятилетий, согласно заявлению ЮНЕП от 16 марта 2008 года. Согласно проведенным исследованиям 30 различных ледников, было обнаружено, что сокращение ледников было максимальным в 2006 году. Согласно последней доступной информации, ледники сократились в среднем на 4,9 фута за 2006 год. Самое значительное уменьшение было зафиксировано на леднике Брейдалбликкбреа и составило 10,2 фута за 2006 год. Ранее (с 1980 по 1999) ледники сокращались в среднем на фут в год, но с началом нового тысячелетия сокращение увеличилось в среднем на 20 дюймов в год. Ледники тают с рекордной скоростью и многие из них могут исчезнуть уже через несколько десятилетий, согласно заявлению ЮНЕП от 16 марта 2008 года. Согласно проведенным исследованиям 30 различных ледников, было обнаружено, что сокращение ледников было максимальным в 2006 году. Согласно последней доступной информации, ледники сократились в среднем на 4,9 фута за 2006 год. Самое значительное уменьшение было зафиксировано на леднике Брейдалбликкбреа и составило 10,2 фута за 2006 год. Ранее (с 1980 по 1999) ледники сокращались в среднем на фут в год, но с началом нового тысячелетия сокращение увеличилось в среднем на 20 дюймов в год.



О компании «Миллиард Деревьев» Под девизом « Посадки во благо планеты: компания «Миллиард Деревьев » » на специальном сайте, созданном ЮНЕП, было размещено обращение, призывавшее всех от частных лиц и объединений, до корпораций и целых стран взять на поруку посадку деревьев. Во избежание мошенничества предложения о помощи и пожертвования тщательно проверялись. Эта кампания детище профессора Вангари Маатаи, лауреата Нобелевской премии мира (в 2004 году) и основателя движения « Зеленый пояс » в Кении, в рамках которого, начиная с 1977 года, в двенадцати африканских странах было посажено Профессор Мута подчеркнула необходимость проведения кампании: Очень часто люди много говорят, но мало делают. Мы же не болтаем, мы работаем. Наша цель дать людям понять, как важно самим выйти на улицы и начать сажать деревья. Я даже не сомневаюсь у нас всё получится! Под девизом « Посадки во благо планеты: компания «Миллиард Деревьев » » на специальном сайте, созданном ЮНЕП, было размещено обращение, призывавшее всех от частных лиц и объединений, до корпораций и целых стран взять на поруку посадку деревьев. Во избежание мошенничества предложения о помощи и пожертвования тщательно проверялись. Эта кампания детище профессора Вангари Маатаи, лауреата Нобелевской премии мира (в 2004 году) и основателя движения « Зеленый пояс » в Кении, в рамках которого, начиная с 1977 года, в двенадцати африканских странах было посажено Профессор Мута подчеркнула необходимость проведения кампании: Очень часто люди много говорят, но мало делают. Мы же не болтаем, мы работаем. Наша цель дать людям понять, как важно самим выйти на улицы и начать сажать деревья. Я даже не сомневаюсь у нас всё получится!




(Справка)

11-10-2011

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) является органом Генеральной Ассамблеи ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией 2997 от 15 декабря 1977 г. и рекомендациями Конференции ООН по вопросам окружающей среды (1972 г., Стокгольм, Швеция). Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения).

Основным руководящим органом ЮНЕП является Совет Управляющих (СУ), который состоит из 58 государств-членов, избираемых ГА ООН на четырехлетний период в соответствии с принципом географической представленности (16 - от африканских стран, 13 - от азиатских стран, 6 - от восточно-европейских стран, 10 - от стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 13 - от западноевропейских и других государств). Российская Федерация традиционно избирается в состав СУ ЮНЕП (нынешнее членство до 31 декабря 2013 г.).

До введения в практику проведения сессий СУ в качестве межсезонного органа ЮНЕП действовал Комитет высокого уровня министров и должностных лиц (КВУ). На 21-й сессии СУ ЮНЕП (февраль 2001 г., Найроби, Кения) было принято решение о прекращении его деятельности (UNEP/HLC/5/3). В феврале 2011 г. в Найроби (Кения) прошла очередная 26-я сессия СУ ЮНЕП/Глобального министерского экологического форума (СУ-26 ЮНЕП/ГМЭФ).

С 2000 г. по четным годам также на регулярной основе проводятся спецсессии СУ ЮНЕП/ГМЭФ. 11-я спецсессия СУ ЮНЕП/ГМЭФ прошла в феврале 2010 г. на о.Бали (Индонезия).

В соответствии с Правилом 62 Процедуры СУ ЮНЕП действует Комитет постпредов (КПП), состоящий из аккредитованных в Найроби постоянных представителей государств-членов ЮНЕП и осуществляющий свою деятельность в период между сессиями СУ. В течение календарного года, помимо участия в рабочих группах, КПП проводит четыре ежеквартальных заседания.

ЮНЕП выступает в качестве ключевой структуры системы ООН по координации усилий международного сообщества в сфере охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов. Основными направлениями деятельности ЮНЕП являются: анализ и оценка состояния глобальной окружающей среды в целях раннего предупреждения возникающих угроз экологического характера, развитие международного сотрудничества по борьбе с загрязнением окружающей среды, дальнейшее совершенствование экологической правовой базы, координация природоохранной деятельности в рамках системы ООН, содействие разработке и принятию согласованных мер по решению экологических проблем, оказание помощи в создании и эффективном функционировании национальных структур по охране окружающей среды и др.

В качестве механизма реализации решений в области охраны окружающей среды и координации природоохранной деятельности в рамках системы ООН выступает Секретариат ЮНЕП во главе с Исполдиректором, который по должности является заместителем Генсекретаря ООН и назначается Генассамблеей ООН по его рекомендации на четырехлетний срок. В настоящее время Исполдиректором ЮНЕП является А.Штайнер (Германия), вновь переизбранный на этот пост на четырехлетний срок с 15 июня 2010 г.

В настоящее время действуют шесть региональных бюро ЮНЕП: для Европы (Женева), для Африки (Найроби), для Северной Америки (Вашингтон), для Азии и Тихоокеанского региона (Бангкок), для Латинской Америки и Карибского региона (Панама) и Западной Азии (Манама). ЮНЕП имеет свои представительства по связям с ЕС в Брюсселе (Бельгия), штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке (США), Лигой арабских государств в Каире (Египет). В 2003 г. было учреждено отделение регионального бюро ЮНЕП для Азии и Тихоокеанского региона в Пекине (КНР). С 2000 г. действует отделение Европейского регионального бюро ЮНЕП в Москве (Россия).

Под эгидой ЮНЕП функционируют такие крупные природоохранные программы, как Глобальная система мониторинга окружающей среды (WCMC), Глобальная система данных о природных ресурсах (GRID), Международный регистр потенциально токсических химических веществ (IRPTC), Центр содействия ЮНЕП по вопросам энергетики и охраны окружающей среды (UCCEE), Глобальная система информации по окружающей среде (GRI) и др.

В рамках ЮНЕП работает Программа региональных морей, направленная на защиту морской окружающей среды и экологически безопасное использование морских ресурсов. Действующие в ее рамках 13 конвенций и планов действий охватывают более 140 стран и распространяются на многие регионы Африки, Средиземноморья, бассейна Карибского моря, Юго-Восточной Азии, Северо-западного района Тихого океана и др. ЮНЕП принимала активное участие в подготовке к подписанию Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, которая считается одной из наиболее успешных реализованных инициатив под эгидой ЮНЕП.

ЮНЕП содействовала достижению правительствами консенсуса в формировании ряда международных природоохранных соглашений, таких как Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласования в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Базельская конвенция по контролю за опасными отходами и их удалением, Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения и др. ЮНЕП продолжает оказывать содействие в деятельности конвенций по биоразнообразию, опустыниванию и изменению климата. В настоящее время при ключевой роли ЮНЕП ведется работа по созданию международного механизма финансирования обращения с опасными химвеществами и отходами, а также по разработке глобального имеющего обязательную юридическую силу соглашения по контролю оборота ртути.

Финансирование ЮНЕП осуществляется из четырех основных источников: Природоохранного фонда, который складывается из добровольных взносов государств и используется для бюджетного обеспечения программной деятельности; целевых взносов, в т.ч. в трастовые фонды природоохранных конвенций; целевых дополнительных взносов, используемых для конкретных проектов, и перечислений из регулярного бюджета ООН, используемых, в основном, на административные нужды.

На 25-й сессии СУ ЮНЕП были приняты Программа работы и бюджет ЮНЕП на двухгодичный период 2010-11 гг. в размере 180 млн.долл. Начиная с 2010 г., российский добровольный ежегодный взнос в Природоохранный фонд ЮНЕП в соответствии с решением Правительства России был увеличен с 500 тыс. до 900 тыс. долл. США.

Российская Федерация (ранее СССР) активно взаимодействует с ЮНЕП с момента вступления в нее в 1976 г. Головным ведомством по сотрудничеству с этой Программой ООН является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, действующее в своих связях с ЮНЕП в координации с МИД России.

Наиболее приоритетными направлениями взаимодействия ЮНЕП с Россией на данном этапе являются такие, как мониторинг и оценка состояния окружающей среды; содействие разработке и координация осуществления политики и программ рационального использования природных ресурсов; адаптация международного опыта для решения национальных природоохранных задач; содействие формированию благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в природоохранную сферу; расширение и развитие сотрудничества по экологическому образованию и др.

Особое внимание в ходе совместной проектной деятельности придается активизации сотрудничества по приоритетным для России направлениям: реализация Программы «Региональные моря» (Арктический регион, Каспийское и Черное моря, регион Северо-западной части Тихого океана - НОУПАП), охрана горной экосистемы Кавказского региона, экологическое сопровождение строительства спортивных объектов Зимней олимпиады Сочи-2014.

Кроме того, в рамках нашего двустороннего сотрудничества успешно развиваются такие направления нашего взаимодействия как совместные действия по защите арктической морской окружающей среды, по реагированию на вредное воздействие стойких токсических веществ на здоровье коренных народов российского Крайнего Севера, по наблюдению за воздействием изменения климата на большие сибирские реки, по мобилизации финансирования проектов по созданию энергоэффективных и возобновляемых источников энергии в условиях изменения климата, создание в России условий для реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и развития национального плана по ее осуществлению, укрепление сети учебных центров по управлению природоохранными зонами и др.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде – ЮНЕП создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений.

Являясь главным органом Организации Объединенных наций в области окружающей среды, ЮНЕП разрабатывает глобальную экологическую программу, содействует реализации природоохранной составляющей устойчивого развития в рамках системы ООН, неуклонно выступает в защиту природной среды земного шара.

Руководящий орган ЮНЕП, Совет управляющих, состоящий из представителей 58 стран, собирается ежегодно.

Программы финансируются Экологическим фондом, образованным из добровольных взносов правительств с привлечением доверительных фондов и небольших ассигнований из регулярного бюджете Организации Объединенных Наций.

СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ ЮНЕП

· Управление использованием информации по окружающей среде
· Раннее оповещение
· Оценка воздействия на окружающую среду
· Системы географической информации
· Стратегическая оценка в состоянии окружающей среды
· Стратегии смягчения последствий
· Выявление возникающих проблем
· Укрепление институционального потенциала
· Просвещение и профессиональная подготовка по проблемам окружающей среды
· Правовые, экономические и политические документы
· Природоохранное законодательство
· Международные природоохранные конвенции, соглашения и связанные с ними процессы
· Экологически чистые технологии
· Более чистые и безопасные модели производства
· Рациональное обращение с химикатами
· Смягчение воздействия на атмосферу
· Вопросы торговли и окружающей среды
· Достижение консенсуса
· Устойчивое потребление
· Возобновляемые источники энергии и технологии ее получения
· Интегрирование экологических проблем в макроэкономическую политику
· Устойчивый туризм в уязвимых районах
· НПО, гражданское общество и основные группы, включая частный сектор
· Общедоступная информация
· Биологическое разнообразие
· Биобезопасность, биотехнологии
· Устойчивое использование биологических ресурсов
· Применение генетических ресурсов
· Коралловые рифы
· Морские млекопитающие
· Интегрированная эксплуатация ресурсов пресной воды
· Интегрированное управление использованием прибрежных районов
· Интегрированное управление использованием прибрежных районов и речных бассейнов
· Наземные источники загрязнения
· Оценка воздействия на климат
· Адаптация к изменению климата и его колебаниям
· Охрана озонового слоя
· Оценка опустынивания
· Наилучшие виды практики в природоохранной сфере
· Инструменты рационального использования окружающей среды для промышленного производства и местных органов власти

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЕП НА 2010-2011 ГОДЫ

1. В настоящем разделе изложены общая направленность и стратегия программы работы ЮНЕП на двухгодичный период 2010–2011 годов. В нем также приводится описание предполагаемых программ работы в рамках шести новых подпрограмм, сформированных в соответствии со среднесрочной стратегией, включая их ожидаемые достижения и потребности в ресурсах.

2. Современные проблемы и возможности в сфере экологии выдвинули тематику окружающей среды, некогда находившуюся на периферии межправительственных и национальных управленческих процессов, в самый центр внимания политического и экономического руководства. С тем, чтобы обеспечить необходимые экологические условия для общественного процветания, стабильности и справедливости, система Организации Объединенных Наций должна найти такой ответ на вызовы сегодняшнего дня, который соответствовал бы их масштабу и характеру открывающихся возможностей. ЮНЕП как природоохранной программе Организации Объединенных Наций поручено играть ведущую роль в определении, продвижении и поддержке мер, представляющих собой реакцию на эти вызовы и возможности в экологической области.

3. Недавняя перемена курса в целом ряде отношений затронула и саму систему Организации Объединенных Наций. Важный акцент вновь делается на дальнейшей эволюции международного экологического руководства, и в частности на том, чтобы повысить слаженность работы системы Организации Объединенных Наций, обеспечить согласованность оказания помощи в рамках новой организационной архитектуры, уделять больше внимания роли частного сектора, передавать национальным органам основную ответственность за реализацию программ развития и осуществлять управление, ориентируясь на результаты. Программа работы на 2010–2011 годы есть прямой ответ на эти внешние и внутренние перемены, и ее следует воспринимать в контексте текущего процесса реформ в Организации Объединенных Наций, призванного сделать систему Организации Объединенных Наций более слаженным и полезным в современных условиях механизмом, а также в контексте нового стремления сосредоточить усилия ЮНЕП на достижении результатов. В этих целях ЮНЕП предполагает значительно укрепить свои программные функции, в частности посредством намечаемого повышения уровня директора Отдела коммуникации и общественной информации с Д-1 до Д-2 с наделением его дополнительной ответственностью за управление знаниями и развитие контактов с общественностью, а также посредством учреждения шести новых должностей уровня Д-1 в подпрограммах.

4. В течение двухгодичного периода 2010–2011 годов ЮНЕП продолжит выполнять оценочные и нормотворческие функции, возложенные на нее согласно многочисленным резолюциям Совета управляющих и Генеральной Ассамблеи, а также будет эффективно отстаивать и блюсти интересы глобальной окружающей среды. Наряду с этим настоящая программа предусматривает всесторонний учет положений Балийского стратегического плана во всех шести подпрограммах и его выполнение посредством этих подпрограмм. В приложении III перечислены резолюции Генеральной Ассамблеи и решения Совета управляющих, образующие директивную основу, которая позволяет ЮНЕП как главному органу системы Организации Объединенных Наций в области окружающей среды реагировать на экологические вызовы и возможности.

5. Следуя новой архитектуре программы, ЮНЕП готовит новый подход к оценке ее осуществления, как на уровне подпрограмм, так и по отдельным ожидаемым достижениям. В соответствии с новым подходом при такой оценке будет делаться попытка проанализировать ряд ключевых вопросов и проблем, акцентируемых в среднесрочной стратегии, от которых зависит способность ЮНЕП выполнить свою программу работы на 2010–2011 годы. На финансирование оценки выделены бюджетные средства в размере 300 000 долл. США, распределяемые поровну между всеми подпрограммами. В преддверии рассматриваемого двухгодичного периода ЮНЕП будет продолжать совершенствовать свой подход к оценке.

Общая направленность

6. В рамках системы Организации Объединенных Наций главная ответственность за деятельность, связанную с окружающей средой, возложена на Программу Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).

7. Мандат ЮНЕП вытекает из резолюции 2997 (XXVII) Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1972 года, в которой Генеральная Ассамблея учредила Совет управляющих ЮНЕП, "секретариат по вопросам окружающей среды" во главе с Директором-исполнителем ЮНЕП и Фонд окружающей среды. Позднее Совет управляющих уточнил роль и мандат ЮНЕП в Найробийской декларации о роли и мандате ЮНЕП (решение 19/1 от 7 февраля 1997 года, приложение), которая была впоследствии одобрена Ассамблеей в приложении к ее резолюции S/19-2 от 28 июня 1997 года. Генеральная Ассамблея дополнительно конкретизировала мандат ЮНЕП в своей резолюции 53/242 от 28 июля 1999 года. Совет управляющих в своем решении SS.VII/1 о международном экологическом руководстве от 15 февраля 2002 года подтвердил необходимость усиления ЮНЕП и укрепления ее научной базы и, среди прочего, призвал ЮНЕП оказывать более широкомасштабную поддержку в области создания потенциала и технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой, повысить уровень координации многосторонних природоохранных соглашений и укрепить общесистемную координацию и сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций. Ассамблея - последний раз в своей резолюции 62/195 от 19 декабря 2007 года - вновь подтвердила роль ЮНЕП как главного органа системы Организации Объединенных Наций в области окружающей среды и признала необходимость ускорить осуществление Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала, в том числе путем выделения на эти цели дополнительных финансовых ресурсов.

8. Совет управляющих в своем решении 24/9 просил подготовить среднесрочную стратегию на 2010–2013 годы с четко определенными перспективой, целями, приоритетами, мерами воздействия и прочным механизмом для рассмотрения правительствами. На основе научных данных, включая выводы, изложенные в докладе "Глобальная экологическая перспектива: окружающая среда для развития" (ГЭП-4)`, и приоритетов, определенных в ходе глобальных и региональных форумов, были выделены шесть межсекторальных тематических приоритетных областей, призванные составить основу стратегии, которая задавала бы генеральное направление дальнейшей работе ЮНЕП и тверже ориентировала бы программу на достижение конкретных результатов. После обширных консультаций между Директором-исполнителем и Комитетом постоянных представителей при ЮНЕП Совет управляющих ЮНЕП/ Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров в ходе своей десятой специальной сессии в феврале 2008 года принял решение SS.X/3, в котором он приветствовал среднесрочную стратегию и поручил Директору-исполнителю использовать ее при составлении двухгодичных программ работы ЮНЕП на 2010–2011 и 2012–2013 годы. Таким образом, программа работы на период 2010–2011 годов приведена в соответствие со среднесрочной стратегией и соответствует шести ее тематическим межсекторальным приоритетным областям, которые положены в основу шести предлагаемых подпрограмм.

9. В свете накопленного опыта программа работы на двухгодичный период 2010–2011 годов будет, как и предыдущие программы, осуществляться в рамках существующих подразделений ЮНЕП, что обеспечит слаженность и взаимную поддержку в таких универсальных областях специализации, как естественные науки, право, экономика и коммуникация. Учитывая многочисленные взаимосвязи и полезную взаимодополняемость между шестью тематическими межсекторальными приоритетными областями, было решено применить "матричный" подход; при этом в соответствующих случаях будут прилагаться усилия для извлечения побочных выгод. Предполагается, что такой подход укрепит систему управления, ориентированного на результаты, и повысит уровень ответственности руководства за осуществление программ и освоение ресурсов, обеспечивая при этом, чтобы накопленные в каком‑либо одном секторе знания и опыт использовались во всех подпрограммах.

10. Большое значение для деятельности ЮНЕП имеет общеполитический международный контекст. В этой связи четким директивным указанием для Программы являются План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбургский план выполнения), другие решения Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и Маврикийская стратегия по дальнейшему осуществлению Программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств.

11. В мире происходят небывалые по своим масштабам изменения в окружающей среде, что создает как проблемы, так и возможности. Все больше научных данных подтверждают, что экосистемы испытывают на себе беспрецедентное давление и что вследствие этого возникает серьезная угроза перспективам устойчивого развития. И хотя эти проблемы могут казаться непреодолимыми, они, в свою очередь, открывают перед местными общинами, предпринимателями и международными корпорациями возможности для инновационного развития. Для создания экологических условий, благоприятствующих процветанию, стабильности и равенству, потребуются своевременные и соответствующие масштабу экологических проблем ответные меры. В их разработке важную роль будут играть правительства, международное сообщество, частный сектор, гражданское общество и широкая общественность. ЮНЕП как экологическая программа Организации Объединенных Наций будет стремиться выполнить отведенную ей роль в деле разработки, поощрения и поддержки надлежащих мер, принимаемых в связи с возникновением таких экологических проблем и возможностей.

12. В рамках среднесрочной стратегии ЮНЕП будет в течение двухгодичного периода 2010‑2011 годов уделять основное внимание следующим шести межсекторальным тематическим приоритетным областям: изменение климата, бедствия и конфликты, управление экосистемами, экологическое руководство, вредные вещества и опасные отходы, а также рациональное использование ресурсов и устойчивость потребления и производства. Эти шесть приоритетных областей подробнее рассматриваются в пунктах 62-67 ниже.

13. В соответствии со своим мандатом и при учете своих сравнительных преимуществ ЮНЕП будет выполнять свою особую, ведущую роль в области окружающей среды в указанных выше межсекторальных тематических приоритетных областях, включая стимулирование и поощрение международного сотрудничества и практических действий; раннее предупреждение и стратегическое консультирование на основе проверенных научных данных; содействие разработке, внедрению и развитию нормативной базы и стандартов и обеспечение согласованности и взаимосвязи между международными природоохранными конвенциями; предоставление услуг в области технической поддержки и создания потенциала в соответствии со страновыми приоритетами. В пунктах 68–70 ниже более подробно излагаются ключевые элементы стратегии ЮНЕП в деле осуществления данной программы.

14. Изменение климата. В рамках подхода Организации Объединенных Наций к проблеме изменения климата ЮНЕП будет дополнять иные процессы и деятельность других учреждений, включая Рамочную конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата и Киотский протокол к ней, в вопросах создания на национальном уровне благоприятных условий для реагирования на изменение климата, в том числе путем поощрения создания национальной законодательной, экономической и институциональной базы. В этой деятельности ЮНЕП будет делать акцент на взаимоусиливающем воздействии стратегий в области развития и в области изменения климата, а также на получении дополнительных выгод от мероприятий, осуществляемых в ответ на изменение климата, и на их вкладе в повышение экологической устойчивости. ЮНЕП окажет содействие странам в приспособлении к последствиям изменения климата путем снижения уязвимости и повышения жизнестойкости секторов, имеющих приоритетное значение для соответствующих стран. Кроме того, Программа будет способствовать смягчению последствий изменения климата, поддерживая переход на использование более чистых и возобновляемых источников энергии и курс на повышение энергоэффективности, а также решая проблему борьбы с обезлесением и снижением плодородия земель. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

15. Бедствия и конфликты. ЮНЕП будет создавать национальные структуры, позволяющие свести к минимуму угрозы благосостоянию человека, обусловленные экологическими факторами и последствиями нынешних и потенциальных стихийных бедствий и антропогенных катастроф, и повышать осведомленность о связанных с конфликтами экологических рисках в контексте резолюции 58/209 Генеральной Ассамблеи путем принятия комплексного подхода из следующих трех основных оперативных элементов: снижение уровня уязвимости и рисков, действия в чрезвычайных ситуациях и преодоление их последствий, а также систематический учет вопросов окружающей среды в основной деятельности. В рамках этих основных элементов главное внимание ЮНЕП будет уделять снижению экологических рисков и уязвимости в качестве непременного условия обеспечения устойчивого развития и будет добиваться учета потребностей в области рационального природопользования в планах соответствующих структур Организации Объединенных Наций по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

16. Управление экосистемами. ЮНЕП будет способствовать использованию межсекторального комплексного подхода к управлению экосистемами, с тем чтобы обратить вспять процесс деградации экосистемных функций и укрепить способность экосистем противостоять такому внешнему воздействию, как ухудшение сред обитания, распространение чужеродных видов, изменение климата, загрязнение и чрезмерная эксплуатация природных ресурсов. ЮНЕП будет по‑прежнему стимулировать применение комплексных подходов к оценке ресурсов пресной воды, наземных, прибрежных и морских систем, а также к их рациональному использованию. Распространяя комплексный подход, ЮНЕП будет опираться на накопленные знания и результаты комплексных экологических оценок, что позволит более эффективно использовать природные системы различного масштаба и в разных секторах путем создания технического и институционального потенциала. ЮНЕП будет пропагандировать гибкое управление, опирающееся на широкое участие в принятии решений и устойчивое финансирование из средств, поступивших в виде платы за пользование экосистемными функциями или инвестиций в них, с тем чтобы оказать воздействие на те факторы экосистемных изменений, которые обращают вспять процесс деградации экосистем и повышают их жизнестойкость. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

17. Экологическое руководство. В этой области ЮНЕП будет исходить в первую очередь из положений решения SS.VII/1 Совета управляющих о международном экологическом руководстве. На глобальном уровне секретариат ЮНЕП будет оказывать содействие Совету управляющих/Глобальному форуму по окружающей среде на уровне министров в выполнении ими ведущих функций по принятию на международном уровне решений в области экологического руководства и по определению глобальной повестки дня в области охраны окружающей среды. ЮНЕП будет и впредь способствовать обеспечению слаженности действий и сотрудничеству в рамках системы Организации Объединенных Наций по тематике охраны окружающей среды, в том числе посредством представления Координационному совету руководителей системы Организации Объединенных Наций и другим межучрежденческим форумам стратегических документов об экологическом руководстве, а также путем всестороннего задействования Группы по рациональному природопользованию. ЮНЕП будет сотрудничать с секретариатами международных природоохранных соглашений и способствовать взаимодействию между ними в интересах эффективного осуществления таких соглашений и будет вступать в партнерские отношения с руководящими органами и секретариатами других межправительственных процессов в целях развития взаимоусиливающих связей в экологических и смежных областях. ЮНЕП будет продолжать поощрять международное сотрудничество и деятельность на основе проверенных научных данных и содействовать принятию научно обоснованных директивных решений; стимулировать международные усилия по достижению согласованных на международном уровне целей путем оказания правительствам содействия в деле укрепления их стратегий, законодательства и учреждений; поддерживать региональные и субрегиональные процессы на уровне министров и на другом межправительственном уровне в области охраны окружающей среды; активно выступать за привлечение заинтересованных неправительственных организаций и гражданского общества к участию в экологическом руководстве на всех уровнях. На национальном уровне ЮНЕП будет оказывать содействие правительствам в организации, осуществлении и укреплении соответствующих процессов, учреждений, законодательства, политики и программ в целях совершенствования экологического руководства и тем самым обеспечения устойчивого развития, в том числе посредством учета экологических факторов при выработке политики в других секторах и всестороннего использования возможностей Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

18. Вредные вещества и опасные отходы. В рамках более общих усилий Организации Объединенных Наций, направленных на уменьшение воздействия на окружающую среду и здоровье населения вредных веществ и опасных отходов, ЮНЕП будет заниматься прежде всего укреплением стратегических партнерских отношений со всеми заинтересованными сторонами в целях обеспечения химической безопасности посредством слаженного подхода, основанного на концепции жизненного цикла и целях Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ, который был принят в Дубае в феврале 2006 года, и в частности путем оказания содействия в деле создания и развития согласованных на международном уровне режимов регулирования различных химических веществ. ЮНЕП будет обслуживать процесс на основе Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ и осуществлять его экологический компонент. Программа окажет содействие странам в укреплении их потенциала в области рационального регулирования химических веществ и опасных отходов. Кроме того, она поддержит инициативы в отношении использования отдельных вызывающих всеобщую обеспокоенность химических веществ, таких как ртуть, озоноразрушающие и другие вещества, регулируемые многосторонними природоохранными соглашениями, и будет заниматься новыми вопросами, касающимися химических веществ и опасных отходов. ЮНЕП продолжит свое участие в таких инициативах, как Партнерство в интересах применения экологически чистых видов топлива и транспортных средств, направленных на сокращение объема выбросов вредных веществ. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

19. Эффективное использование ресурсов и устойчивые структуры потребления и производства. ЮНЕП будет поощрять проведение реформ в области государственной политики, а также изменение практики и решений в вопросах управления предприятиями частного сектора, и повышать уровень осведомленности потребителей в целях сокращения масштабов истощения ресурсов и деградации окружающей среды в результате экономического роста и развития. ЮНЕП будет укреплять научную базу директивных решений в государственном и частном секторах и консультировать правительства и частный сектор относительно стратегий и действий, направленных на более эффективное использование ресурсов и сокращение загрязнения на основе концепции жизненного цикла продукции. Программа будет поощрять использование экологически чистых технологий, комплексное удаление отходов и партнерство государственного и частного секторов в интересах создания продукции с экологически более чистым жизненным циклом и экологически более устойчивых производственно-сбытовых цепочек. Кроме того, ЮНЕП будет пропагандировать идеи экологически устойчивого потребления и производства среди потребителей, с тем чтобы повлиять на их выбор товаров и услуг. ЮНЕП будет поддерживать десятилетний рамочный комплекс программ по созданию устойчивых структур потребления и производства по линии Марракешского процесса и будет сотрудничать со своей сетью партнеров в целях контроля за прогрессом в данной области и осуществления совместных инициатив по более эффективному использованию ресурсов и формированию устойчивых структур потребления и производства. (см. также «Ежегодник ЮНЕП 2009»)

20. Стратегия мероприятий в данной тематической приоритетной области будет строиться с учетом мандата и сравнительных преимуществ ЮНЕП. Основой для достижения целей ЮНЕП в межсекторальных тематических приоритетных областях по‑прежнему будут служить экологический мониторинг и оценка на базе серьезного научного подхода. Это будет способствовать повышению роли науки при определении приоритетов и принятии информированных решений. ЮНЕП будет вдохновлять и поощрять природоохранную деятельность и новаторство правительств, партнерских учреждений Организации Объединенных Наций и субъектов частного сектора и гражданского общества, включая научные круги и маргинализованные группы населения. Программа будет способствовать международному сотрудничеству и общему стратегическому руководству в вопросах окружающей среды, в том числе в рамках деятельности Совета управляющих/Глобального экологического форума на уровне министров в общемировом масштабе и посредством поддержки региональных и субрегиональных процессов на уровне министров и на другом межправительственном уровне.

21. Кроме того, ЮНЕП будет по‑прежнему работать над повышением роли национальных природоохранных учреждений в планировании развития и экономическом планировании и способствовать учету экологических соображений в национальной отраслевой политике, процесс а также при составлении планов и программ развития. ЮНЕП будет стимулировать взаимодействие большого числа заинтересованных сторон, с тем чтобы правительства, предпринимательские круги и гражданское общество совместно занимались разработкой и более эффективным внедрением законодательных и добровольных мер и экономических стимулов, имеющих отношение к окружающей среде и корпоративной практике. ЮНЕП будет работать над расширением доступа развивающихся стран и стран с переходной экономикой к стабильному финансированию на справедливых условиях природоохранных мероприятий из государственных и частных источников, в том числе с использованием рыночных механизмов.

22. В течение рассматриваемого двухгодичного периода будет придан более мощный импульс осуществлению Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала. Создание потенциала и техническая поддержка будут пронизывать все межсекторальные тематические приоритетные области, выступая, таким образом, в качестве составной части всех подпрограмм. Осуществление Балийского стратегического плана на национальном и региональном уровнях будет координироваться через региональные бюро ЮНЕП. Программа будет налаживать стратегические связи с партнерами из системы Организации Объединенных Наций и, во все большей степени, из гражданского общества и частного сектора, с тем чтобы расширить свое влияние на национальном и региональном уровнях и стимулировать соответствующую деятельность. ЮНЕП будет активно поощрять и развивать сотрудничество Юг-Юг в качестве одного из основных механизмов осуществления Балийского стратегического плана.

23. Программа работы будет осуществляться в рамках институциональной структуры ЮНЕП в составе шести имеющихся отделов и сети из шести региональных бюро с учетом их областей специализации, стратегического присутствия и способности осуществлять мероприятия на региональном уровне. Отдел технологии, промышленности и экономики будет руководить осуществлением подпрограммы 1, подпрограммы 5 и подпрограммы 6. Отдел по осуществлению природоохранной политики будет руководить подпрограммами 2 и 3. Отдел экологического права и природоохранных конвенций возглавит осуществление подпрограммы 4. Отдел раннего предупреждения и оценки будет отвечать за научную обоснованность всех подпрограмм и иметь в своем составе главного научного консультанта. Отдел региональной координации будет отвечать за скоординированное осуществление всех подпрограмм на региональном и страновом уровнях. Отдел коммуникации и общественной информации будет отвечать за пропагандистскую деятельность и подготовку изданий для всех подпрограмм.

24. ЮНЕП будет добиваться более эффективного осуществления данной программы, используя ряд процессов и партнерств. Она будет сотрудничать со всеми заинтересованными участниками и партнерами, включая субъектов гражданского общества и частного сектора и учреждения по оказанию двусторонней помощи, опираясь на их соответствующие ресурсы, знания, опыт и сравнительные преимущества. В надлежащих случаях ЮНЕП будет участвовать в подготовке и осуществлении общих страновых программ и действовать совместно с системой координаторов-резидентов, страновыми группами Организации Объединенных Наций и соответствующими межучрежденческими группами, а также через них. Она будет стремиться развивать сотрудничество региональных бюро ЮНЕП, страновых отделений Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и других центров. ЮНЕП будет стремиться шире участвовать в деятельности Группы Организации Объединенных Наций по вопросам развития и развивать тематику экологической устойчивости в контексте Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития. ЮНЕП будет пристально следить за ходом реформы Организации Объединенных Наций и выполнять принимаемые в ее рамках решения.

25. ЮНЕП будет по‑прежнему учитывать требования обеспечения гендерного равенства и равноправия в рамках всей своей политики, программ и проектов, уделяя особое внимание роли женщин в разработке экологической политики, в экологическом руководстве, раннем предупреждении и ликвидации последствий экологических бедствий. Готовность ЮНЕП преследовать цели обеспечения гендерного равенства и равноправия в своих программах найдет отражение в ее взаимодействии с партнерами и другими учреждениями, фондами и программами системы Организации Объединенных Наций.

26. В качестве одного из учреждений-исполнителей Фонда глобальной окружающей среды ЮНЕП будет продолжать оказывать содействие отвечающим установленным критериям странам в вопросах разработки и осуществления проектов в шести основных тематических областях деятельности Фонда в соответствии с рекомендациями руководящих органов многосторонних природоохранных соглашений, механизмом финансирования осуществления которых служит Фонд глобальной окружающей среды. ЮНЕП будет заниматься прежде всего теми областями, в которых она располагает сравнительными преимуществами, особое внимание уделяя потребностям африканских стран, наименее развитых стран и малых островных развивающихся государств. ЮНЕП будет по‑прежнему консультировать Фонд по научно-техническим аспектам осуществления его политики и программ и продолжать обслуживать Научно-техническую консультативную группу Фонда глобальной окружающей среды. В развитие программы работы ЮНЕП Отдел по координации деятельности Фонда глобальной окружающей среды будет осуществлять совместное программирование с другими отделами ЮНЕП

Предлагаемый бюджет программы

75. Бюджет программы работы ЮНЕП на двухгодичный период 2010‑2011 годов составляет в совокупности 397,8 млн. долл. США; 7,8 млн. долл. в счет этой суммы предположительно будут выделены из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций, 156 млн. долл. – из Фонда окружающей среды, 162 млн. долл. – из целевых фондов, и 66 млн. долл. будут получены в виде целевых взносов.

Миссия: Обеспечивать руководство и поощрять партнерские отношения в природоохранной деятельности, создавая для государств и народов соответствующие стимулы, поставляя им информацию, а также давая им возможность повысить качество своей жизни, не ставя под угрозу качество жизни будущих поколений.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) учреждена Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1972 года. ЮНЕП является основным органом ООН в сфере экологии, через который осуществляется сотрудничество государств и международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных проблем в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Программа прилагает особые усилия для формирования партнерских отношений с другими агентствами системы ООН, обладающими дополнительным опытом и организационным потенциалом и содействующими более широкому участию гражданского общества в достижении устойчивого развития.

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Исполнительным директором ЮНЕП с июня 2006 г. является Ахим Штайнер (AchimSteiner).

В декабре 2012 г. по итогам встречи на высшем уровне Рио+20 Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение об «усилении и повышении статуса» Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и учреждении всеобщего членства в ее управляющем органе. До принятия этой резолюции Совет Управляющих ЮНЕП состоял лишь из 58 членов. Предыдущие усилия по обеспечению более широкого представительства в управлении ЮНЕП привели к созданию Глобального министерского экологического форума (ГМЭФ), в рамках которого происходят совещания министров окружающей среды, параллельно с Советом Управляющих.

Первая сессия Совета Управляющих /Глобального Министерского Экологического Форума состоялась в Найроби с 18 по 22 февраля 2013 г.

В марте 2013 г. Генеральная Ассамблея одобрила учреждение Экологической Ассамблеи ООН в рамках усилий по укреплению и повышению статуса Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби. Согласно заявлению ЮНЕП, этот шаг отражает будущее полное участие всех 193 стран-членов ООН в управляющем органе ЮНЕП.

«В своей резолюции Генеральная Ассамблея заявила, что новое определение не меняет функции управляющего органа ЮНЕП, или общий мандат, цели и задачи ЮНЕП».

Совет Управляющих ЮНЕП, в рамках которого ежегодно проводится крупнейшее совещание министров охраны окружающей среды, теперь будет называться Экологической Ассамблеей ООН.

Главные задачи ЮНЕП состоят в анализе и оценке состояния глобальной окружающей среды, предупреждении об экологических угрозах, развитии международного права в области окружающей среды в интересах устойчивого развития, содействии повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности, предоставлении помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям.

Российская Федерация традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП, основываясь на целесообразности и реальной возможности использования потенциала этой организации для решения приоритетных для России экологических задач.

Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП в 2000 году открыла свое представительство в Москве. В основные задачи Московского офиса ЮНЕП входит развитие политического диалога с органами власти Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и международной политики в области окружающей среды; участие в продвижении программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ), развитие сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями и деловыми кругами.

В 2003-2010 гг. Сотрудничество в вышеуказанных областях осуществлялось через проекты, среди которых: Российская Федерация: поддержка национального плана действий по защите арктической морской среды, Российская Федерация - «Комплексный экосистемный подход к сохранению биоразнообразия и уменьшению фрагментации местообитаний на трех модельных территориях Российской Арктики» (ECORA)», Защита морской среды Каспийского моря,Создание в РФ потенциала для внедрения Стокгольмской конвенции о СОЗ и разработки национального плана выполнения, разработка сети водноболотных угодий, борьба с опустыниванием через устойчивоое управление земельными ресурсами, и т.д.

Сотрудничество ЮНЕП и ее Московского офиса с российским партнерами базируется на Соглашении о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), подписанном в Найроби 16 апреля 2013 г. Сергеем Донским, Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации, от имени Правительства Российской Федерации, и Ахимом Штайнером, Исполнительным Директором ЮНЕП.

В соответствии с Соглашением между ЮНЕП и Правительством Российской Федерации, подписанным 16 апреля 2013 г., сотрудничество будет осуществляться по следующим основным направлениям, являющимся приоритетными для Сторон:

a) поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;

b) сохранение биологического разнообразия; учет экосистемных услуг и управление экосистемами;

c) управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;

d) сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;

e) регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;

f) сотрудничество в целях дальнейшего выполнения Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала с использованием российского экспертного потенциала;

g) рациональное использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;

h) информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды;

i) содействие реализации соглашений и программ в области охраны окружающей среды, действующих под эгидой Организации Объединенных Наций, в которых участвуют Стороны;

j) содействие в реализации Меморандума о взаимопонимании между автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет ХХIIОлимпийских зимних игр и XIПаралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) от 5 июня 2009 г. в контексте подготовки зимних Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи Российской Федерации, а также учет полученного опыта, последствий и планирование возможных последующих мероприятий на период после 2014 года.

Соглашение будет дополнено оперативным Планом работы на 2-4 года, который сейчас находится в разработке.

В настоящее время деятельность ЮНЕП в России включает:

1. Содействие Правительству Российской Федерации в «озеленении» Олимпиады в Сочи;

2. Перевод на русский язык доклада «Навстречу зеленой экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности» (ноябрь 2011 - март 2012)

4. Атлас биологического разнообразия лесов России и воздействий изменения климата с использованием космических снимков - 1-й этап (ноябрь 2011 - сентябрь 2012);

5. Перевод на русский язык «Глобальной экологической перспективы» («ГЭП-5»).

В 2011 г. Под руководством Правительства России и ЮНЕП было учреждено партнерство по устойчивому управлению окружающей средой в российской Арктике. Целью настоящей инициативы является разработка и выполнение долгосрочной, многоцелевой программы по устойчивому управлению окружающей средой в Арктике в быстро меняющихся климатических условиях («Арктическая Повестка 2020»). Ее целью является содействие выполнению Национального плана действий «Арктика», принятого российским Правительством в 2009 г.

Программа разработана на пять лет, общий бюджет составляет свыше 335 миллионов долларов США (25 миллионов из Трастового фонда ГЭФ и 310 миллионов со-финансирование из различных источников). ЮНЕП планирует выделить 11 миллионов долл. США на выполнение трех проектов в рамках Программы и выполнение функций координатора Программы.

В этом партнерстве участвуют следующие организации и группы: Правительство Российской Федерации, Глобальный Экологический Фонд, ЮНЕП, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Программа Развития ООН, Северная Экологическая Финансовая Корпорация, Агентство защиты окружающей среды США, администрации арктических регионов России, добывающие компании, неправительственные организации и коренные народы Арктики.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по окружающей человека среде была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на ХХУ11 сессии Генеральной Ассамблеи резолюцией 2997 была учреждена Программа ОЮН по окружающей среде. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества.

Программа создана в рамках системы ООН в целом и направлена на координацию в области охраны природы на общесистемном уровне. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН; разработка и обсуждение периодических докладов; содействие прогрессивному развитию международного права охраны окружающей среды и ряд других.

В организационном отношении ЮНЕП состоит из Совета управляющих, Секретариата, Совета по координации деятельности в области окружающей среды и добровольного Фонда ЮНЕП.

Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды

В современных условиях закономерно и неизбежно усиление координирующей роли международного права в общем процессе правового регулирования защиты окружающей среды. Это объясняется угрозой широкомасштабного трансграничного ущерба национальным системам окружающей среды, возникающей в процессе многих видов современной деятельности государств. Усиление" координирующей роли международного права по отношению к национальному праву в области защиты окружающей среды вытекает также из развивающейся ситуации всеобщей эко логической опасности, когда масштабы ущерба, наносимого окружающей среде, свидетельствуют о тенденции к нарушению всей планетарной системы окружающей среды, к непредсказуемым изменениям во всей общественной и экономической жизни человечества. Возникает необходимость разработки и принятия универсальных императивных норм поведения государств. Это позволило бы реализовать обоснованную Генеральной Ассамблеей ООН, ЮНЕП и Всемирной комиссией по вопросам окружающей среды и развития задачи осуществления глобальной стратегии защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, которая основана на концепции устойчивого и экологи чески безопасного долговременного развития.

Концепция устойчивого развития была выдвинута Международным союзом охраны природы в 1980 году в документе, который назывался “Всемирная стратегия охраны природы”. Смысл концепции состоит в том, что экономически более выгодно предотвратить возможный ущерб, чем затрачивать средства на ликвидацию его последствий. В 1986 году в Оттаве на Международной конференции по охране природы и развитию был разработан ряд принципов по обеспечению устойчивого развития. В 1987 году в отчете Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития, руководимой Гру Харлем Брундтланд, прозвучало предупреждение о том, что необходимы изменения в деловой активности и образе жизни людей, иначе человечество ожидает резкое ухудшение окружающей среды. Комиссия заявила, что экономика должна удовлетворять нужды людей, но ее рост должен вписываться в пределы экономических возможностей планеты.

Новые возможности и перспективы международного взаимодействия в области охраны окружающей среды открываются на пути материализации результатов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Россия стала участницей рамочных глобальных конвенций ООН об изменении климата и о биологическом разнообразии.

Главная задача Рамочной конвенции ООН об изменении климата - регулирование использования глобального ресурса, которым является атмосфера, путем контролирования на равноправной основе глобальных выбросов газов антропогенного происхождения.

Конечная цель Конвенции - достижение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы опасное антропогенное вторжение в климатическую систему.

В Конвенции по биоразнообразию подчеркивается, что сохранение биоразнообразия является общей задачей человечества, а государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, отвечают за сохранение своего биоразнообразия и устойчивый характер использования биоресурсов. Целями Конвенции являются сохранение биоразнообразия, устойчивое использование его компонентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов, в том числе путем соответствующего доступа к ним и передачи технологий с учетом всех прав на ресурсы и технологии.

Подписание упомянутых конвенций представителями 154 государств служит еще одним реальным практическим шагом на пути к достижению глобального консенсуса по наиболее актуальным проблемам в области охраны окружающей среды.

Одним из документов, принятых Конференцией, является Заявление по принципам для глобального консенсуса по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов. Оно впервые отражает консенсус государств по вопросам использования и сохранения всех типов лесов независимо от их географического положения, тогда как ранее основное внимание уделялось проблемам тропических лесов.

Конференция приняла программные документы: Декларацию Рио (27 принципов, нацеленных на содействие управлению экономической деятельностью и поведением в области охраны: окружающей среды в направлении достижения глобального устойчивого развития) и Повестку дня на ХХ1 век (стратегия глобального природоохранного сотрудничества в свете сочетания экологических задач с устойчивым экологическим развитием). Эти документы отражают концепцию “глобального партнерства”, которое подразумевает необходимость учета специфических условий и потребностей стран с переходной экономикой, к числу которых Конференцией была отнесена и Россия. Такой же статус был предоставлен бывшим республикам СССР и странам Восточной Европы.

Согласно решению Конференции, в ООН образована новая структура - Комиссия по устойчивому развитию, в формирование которой Россия включилась с самого начала.

Конференция стала тем форумом, после которого концепции охраны окружающей среды и социально-экономического развития уже не могут рассматриваться изолированно.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то