Программы и комиссии оон, занимающиеся охраной окружающей среды, и международные экологические организации. Программа оон по окружающей среде Оон по окружающей среде и

Значительный вклад в дело охраны окружающей среду вносят международные организации. Разумеется, наиболее серьезную роль играют ООН и ее специализированные учреждения.

Организация Объединенных Наций в настоящее время является центром сосредоточения всех форм природоохранительного сотрудничества государств. ООН располагает целой системой органов, которые заняты развитием международной природоохранительной деятельности государств. При Генеральной Ассамблее имеется Научный комитет по действию атомной радиации. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР) и др.

При ЭКОСОС имеется Комитет по природным ресурсам. Природоохранными проблемами занимаются также региональные экономические комиссии, ряд специализированных учреждений ООН (ВОЗ, ИМО, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ВМО, ИКАО и др.), а также МАГАТЭ.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) разработала международную программу "Человек и биосфера" и координирует ее выполнение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) занимается изучением проблемы загрязнения атмосферного воздуха, разрабатывая единые показатели загрязнения воздуха; участвует в анализе природоохранного законодательства отдельных стран.

Международная морская организация (ММО) занимается вопросами охраны морской среды, разрабатывает конвенции по охране морской среды и созывает международные конференции по охране Мирового океана.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) разрабатывает технические проекты охраны земель, лесов, вод, животного и растительного мира и предлагает их государствам-членам для руководства, а также разрабатывает проекты конвенций по охране указанных объектов.

Международная организация гражданской авиации (МКАО) 2 апреля 1971 года в соответствии со ст. 37 Чикагской Конвенции о рекомендательными, однако ряд авторов считают, что резолюции, принятые единогласно, приобретают императивный характер.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) с 1958 г. осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды", цель ее - обеспечение безопасности использования ядерной энергии и защита человека и окружающей среды от ядерной радиации, радиоактивных и других выбросов с ядерных установок.

Природоохранительная деятельность государств в рамках ООН и на национальной основе привела к необходимости создания в ООН специального механизма по координации сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Таким механизмом стала Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданная в 1972 году. Во главе ЮНЕП стоит Совет управляющих из представителей 58 стран.

Основные функции Совета:

  • а) содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и предоставление по мере необходимости рекомендаций относительно проводимой с этой целью политики;
  • б) осуществление общего руководства и координации программ в области окружающей среды, выполняемых организациями ООН;
  • в) подготовка обзоров состояния окружающей среды и определение путей международного сотрудничества;
  • г) осуществление постоянного наблюдения за влиянием национальной и международной политики и природоохранительных мер для развивающихся стран;
  • д) подготовка обзора мероприятий, предусмотренных Фондом окружающей среды, и др.

Важнейшими направлениями природоохранительной деятельности ЮНЕП являются :

  • а) охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод);
  • б) борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением);
  • в) рациональное использование природных ресурсов;
  • г) создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг);
  • д) изучение экономических особенностей развития населенных пунктов;
  • е) разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности.

Всемирный союз охраны природы создан в 1948 г. Штаб-квартира находится в Женеве. Его членами являются государства, правительственные учреждения и организации, международные и национальные неправительственные организации. Союз объединяет 800 членов из 125 государств. Работа его сосредоточена в 6 комиссиях, членами которых являются 6 тыс. экспертов. Союз активно участвовал в разработке международных норм и правил по сохранению биологического разнообразия и управлению различными компонентами природных ресурсов. Союз оказывает большую помощь государствам в подготовке национальных стратегий по охране окружающей среды и реализации их полевых проектов. Также Союз активно участвует в международном нормотворческом процессе. Им подготовлены проекты многих действующих конвенций. Под руководством Союза разработан проект Международной хартии по окружающей среде и развитию и комментарии к нему. Союз совместно с ЮНЕП и Всемирным фондом по охране природы разработал и опубликовал Всемирную стратегию по охране природы (1980 г.) и Стратегию по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991 г.).

Помимо универсальных организаций проблемами охраны окружающей среды вплотную занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции. К таким организациям следует отнести Европейское интеграционное объединение - Европейский союз. Учредительные договоры Европейских Сообществ и Европейского Союза определяют природоохранительные цели организации - содействовать на международном уровне мерам, относящимся к региональным и общемировым проблемам охраны окружающей среды. Так, к Маастрихтскому договору приложены три декларации по природоохранительной тематике: директивы о вредных выбросах; о воздействии мероприятий ЕС на охрану окружающей среды; о защите животных. оон природоохранительный экология конвенция

7 мая 1990 года было создано "Европейское агентство по окружающей среде и Европейская сеть информации и наблюдения за окружающей средой". Это Агентство снабжает Европейский союз и государства-члены объективной информацией, необходимой для разработки и осуществления действенной и эффективной политики в отношении окружающей среды. Оно составляет квалифицированные отчеты о качестве, интенсивности и характере воздействия на окружающую среду, разрабатывает единообразные оценочные критерии, данные о состоянии среды. Приоритетными в деятельности Агентства являются следующие вопросы: качество воздуха и выбросы в атмосферу; качество воды, загрязняющие агенты и водные ресурсы; состояние почвы, фауны, флоры и биотоков; землепользование и природные ресурсы; регулирование отходов; шумовое загрязнение; химические вещества, наносящие вред окружающей среде; охрана побережий.

Комиссия для стран южной части Тихого океана, созданная в 1947 г., содействует улучшению экономических, социальных и культурных условий, а также охране окружающей среды посредством взаимных консультаций.

Полезную работу по кодификации и прогрессивному развитию международного экологического права проводят Всемирный фонд охраны дикой живой природы. Международный институт по окружающей среде и развитию. Международный совет по природоохранному праву и др.

Международное сотрудничество осуществляется по двум направлениям:

  • 1) создание норм, охраняющих отдельные природные объекты;
  • 2) осуществление надзора государства или международной организации за тем, чтобы та или иная деятельность осуществлялась с учетом последствий данной деятельности для окружающей среды.

К объектам международно-правовой охраны относят: водные ресурсы, атмосферу, живые ресурсы (флора и фауна), экосистемы, климат, озоновый слой, Антарктику и почву.

Первым международно-правовым документом в области охраны животного мира считается Парижская Конвенция 1902 года, посвященная охране птиц, полезных для сельского хозяйства. Эта Конвенция впоследствии была пересмотрена и дополнена Международной конвенцией по защите птиц, подписанной в 1950 году.

Современная система международной охраны окружающей среды начинается с Конференции ООН, прошедшей в Стокгольме в 1972 году, хотя некоторые международные экологические соглашения, в частности, по охране морской среды, были подписаны еще до этой конференции. Однако именно после Стокгольмской конференции активизировалась нормотворческая деятельность по охране окружающей среды на национальном и международном уровнях.

Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде). В настоящее время эта организация выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также по ряду региональных соглашений.

Подписанная в Женеве (Швейцария) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

Генеральная Ассамблея ООН создала в 1984 г. Международную комиссию по окружающей среде и развитию, которая в своем докладе "Наше общее будущее" 1987 года впервые сформулировала концепцию устойчивого развития, целью которого является улучшение условий жизни человека, достигаемое в гармонии с природой.

В 1991 году под эгидой Европейской Экономической Комиссии ООН в Эспо (Финляндия) была подписана Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Европейская Экономическая Комиссия ООН также инициировала подписание в 1998 году в Орхусе (Дания) Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

В 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Декларация по окружающей среде и развитию, где были сформулированы основные принципы экологического права, и Долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе ("Повестка дня на XXI век").

Ниже приводятся источники по разделам международного права охраны окружающей среды, соответствующим различным объектам регулирования.

Программа ООН по окружающей среде , или ЮНЕП (англ. UNEP , U nited N ations E nvironment P rogramme ), - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития».

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби , Кении . Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли , морских и наземных экосистем . Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды . ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями . Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.

В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.

Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды .

Структура

Управляющий Совет ЮНЕП состоял до 2012 из 58 государств, выбираемых на четырехгодичный срок. Места в Совете распределяются по географическому признаку. Роль Управляющего Совета состоит в определении основных направлений работы для различных экологических программ ООН и распространении идей сотрудничества по поводу вопросов окружающей среды среди государств, входящих в ООН. Секретариат ЮНЕП состоит из 890 сотрудников, примерно 500 из которых приезжают по контракту из других стран. Секретариат курирует имплементацию различной политики и программ ЮНЕП. Также Секретариат занимается распределением бюджета, размер которого достигает почти 105 миллионов американских долларов и фактически полностью состоит из взносов входящих в ЮНЕП государств.

Работа ЮНЕП ведётся в следующих семи направлениях:

  • Раннее предупреждение и оценка конфликтов
  • Имплементация экологической политики
  • Технология, производство и экономика
  • Региональное сотрудничество
  • Экологическое право и конвенции
  • Защита окружающей среды на глобальном уровне
  • Коммуникации и общественная информация

Исполнительный директор

Сейчас исполнительным директором ЮНЕП является Ахим Штайнер, сменивший на посту предыдущего директора Клауса Топфера в 2006. Доктор Топфер оставался на посту Директора 2 срока подряд, начиная с февраля 1998 года. 15 марта года бывший Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан назначил Ахим Штайнера, бывшего Генерального Директора Всемирного союза охраны природы на пост Исполнительного Директора ЮНЕП. Днём позже, Генеральная Ассамблея ООН утвердила предложение Аннана и назначила Штайнера на должность Генерального Директора. Назначение вызвало неоднозначную реакцию в связи с конфликтом интересов, после того как стал известен факт, что Штайнер был главным судьей в жюри, присудившем Ананну приз в 500 000 долларов. Лондонская газета сообщила, что это назначение «поставило новые вопросы по поводу стандартов, которые необходимо применять к высшим официальным лицам ООН с целью избежать конфликта интересов». Позицию Генерального Директора в течение 17 лет подряд (с 1975 по 1992 год) занимал Доктор Мостафа Камал Толба, которому удалось вынести вопросы экологии и охраны окружающей среды на всеобщее обсуждение и добиться успехов в этой области. При данном директоре, ЮНЕП добилась наибольшего успеха, заключив в 1987 году Монреальский протокол, направленный на защиту озонового слоя. В декабре 1972 года, Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за назначение Мориса Стронга в качестве главы ЮНЕП. Он также исполнял функции Генерального Секретаря Конференции ООН по Окружающей Среде, состоявшейся в 1972 году и открывшей международное движение в защиту окружающей среды, а также на Саммите Земли в 1992 году. Стронг имеет большое влияние во многих сферах экологии направленных на развитие глобального движения в защиту экологии.

Международные Годы ЮНЕП

  • 2009 - Международный год природных волокон (резолюция ООН 61/189).
  • 2010 - Международный год биоразнообразия (резолюция ООН 61/203).

Отчёты

ЮНЕП публикует большое количество докладов, отчётов и информационных бюллетеней. Например, четвёртая Глобальная Экологическая Инициатива (ГЭИ-4) является хорошим примером отчёта по экологии, развитию и человеческому благополучию и предоставляет аналитический материал и информацию для политиков и всей заинтересованной публики. Одна из основных идей ГЭИ-4 - предостеречь человечество о том, что оно «живёт не по средствам». Отчёт отмечает, что человечество настолько велико, что объём ресурсов, необходимых для выживания, превышает количество доступных. Экологический императив (или количество земли, необходимой для обеспечения продуктами одного человека) составляет 21,9 гектара, в то время как биологические возможности Земли составляют в среднем 15,7 гектара на человека.

Реформирование ЮНЕП

После публикации четвёртого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата в феврале 2007 года, «Парижский призыв к действию» зачитанный французским экс-президентом Жаком Шираком , который поддержали ещё 46 стран, призвал к замене ЮНЕП на более эффективную организацию с усиленным контролем Экологическая Организация Объединённых Наций (UNEO) , которая должна быть развита на основе Всемирной организации здравоохранения . Среди 46 поддерживающих стран были страны Европейского союза , но не было США , России , Саудовской Аравии и Китая , стран выбрасывающих максимальное количество тепличных газов.

Представительство Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в Российской Федерации

Программа Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) United Nations Environment Programme (UNEP) - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне

Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития»

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кении. У ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах

ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды

ЮНЕП сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел

ЮНЕП выступает в качестве ключевой структуры системы ООН по координации усилий международного сообщества в сфере охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов

Под эгидой ЮНЕП функционируют такие крупные природоохранные программы, как Глобальная система мониторинга окружающей среды (WCMC), Глобальная система данных о природных ресурсах (GRID), Международный регистр потенциально токсических химических веществ (IRPTC), Центр содействия ЮНЕП по вопросам энергетики и охраны окружающей среды (UCCEE), Глобальная система информации по окружающей среде (GRI) и др.

В рамках ЮНЕП работает Программа региональных морей, направленная на защиту морской окружающей среды и экологически безопасное использование морских ресурсов

Действующие в ее рамках 13 конвенций и планов действий охватывают более 140 стран и распространяются на многие регионы Африки, Средиземноморья, бассейна Карибского моря, Юго-Восточной Азии, Северо-западного района Тихого океана и др.

На сессии, состоявшейся в феврале 1997 года, Совет управляющих ЮНЕП принял решением 19/1 Найробийскую декларацию, в которой роль ЮНЕП была заново определена следующим образом: Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде должна выполнять роль ведущего глобального природоохранного органа, определяющего глобальную экологическую повестку дня, содействующего согласованному осуществлению экологического компонента устойчивого развития в рамках системы Организации Объединенных Наций и являющегося авторитетным защитником интересов глобальной окружающей среды

Основные задачи:

организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

анализ и оценка состояния глобальной окружающей среды; предупреждение об экологических угрозах;

развитие международного права в области окружающей среды в интересах устойчивого развития; содействие повышению осведомленности общественности о международной природоохранной политике и деятельности;

предоставление помощи в разработке политики и оказании консультативных услуг правительственным и неправительственным организациям;

поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;

сохранение биологического разнообразия;

учет экосистемных услуг и управление экосистемами;

управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;

сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;

регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;

рациональное использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;

информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды;

развитие международного сотрудничества по борьбе с загрязнением окружающей среды;

совершенствование экологической правовой базы;

координация природоохранной деятельности в рамках системы ООН; содействие разработке и принятию согласованных мер по решению экологических проблем;

оказание помощи в создании и эффективном функционировании национальных структур по охране окружающей среды

Российская Федерация традиционно принимает активное участие в деятельности ЮНЕП, основываясь на целесообразности и реальной возможности использования потенциала этой организации для решения приоритетных для России экологических задач. Учитывая большую важность России как партнера в международном экологическом сотрудничестве, ЮНЕП в 2000 году открыла свое представительство в Москве

В основные задачи Московского офиса ЮНЕП входит развитие политического диалога с органами власти Российской Федерации, ответственными за выработку и проведение национальной и международной политики в области окружающей среды; участие в продвижении программ ЮНЕП и содействие Российской Федерации в разработке и осуществлении проектов, в том числе в рамках Глобального экологического фонда (ГЭФ), развитие сотрудничества с государственными, научными, неправительственными организациями и деловыми кругами

Сотрудничество ЮНЕП и ее Московского офиса с российским партнерами базируется на Соглашении о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), подписанном в Найроби 16 апреля 2013 г. Сергеем Донским, Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации, от имени Правительства Российской Федерации, и Ахимом Штайнером, Исполнительным Директором ЮНЕП

В соответствии с Соглашением между ЮНЕП и Правительством Российской Федерации, подписанным 16 апреля 2013 г., сотрудничество будет осуществляться по следующим основным направлениям, являющимся приоритетными для Сторон:

a) поддержка развития хозяйственной и иной деятельности, соответствующей установленным нормам и требованиям в области охраны окружающей среды, и обеспечения экологической безопасности, в том числе с применением наилучших доступных экологически безопасных технологий;

b) сохранение биологического разнообразия; учет экосистемных услуг и управление экосистемами;

c) управление водными ресурсами, охрана водных объектов, морской и прибрежной среды от негативного техногенного воздействия;

d) сокращение антропогенного воздействия на климатическую систему и смягчение неблагоприятных последствий изменения климата;

e) регулирование использования химических веществ, утилизация и переработка отходов;

f) сотрудничество в целях дальнейшего выполнения Балийского стратегического плана по оказанию технической поддержки и созданию потенциала с использованием российского экспертного потенциала;

g) рациональное использование природных ресурсов, устойчивое производство и потребление;

h) информирование и повышение осведомленности общественности в вопросах охраны окружающей среды;

i) содействие реализации соглашений и программ в области охраны окружающей среды, действующих под эгидой Организации Объединенных Наций, в которых участвуют Стороны

В 2011 г. Под руководством Правительства России и ЮНЕП было учреждено партнерство по устойчивому управлению окружающей средой в российской Арктике. Целью настоящей инициативы является разработка и выполнение долгосрочной, многоцелевой программы по устойчивому управлению окружающей средой в Арктике в быстро меняющихся климатических условиях («Арктическая Повестка 2020»). Ее целью является содействие выполнению Национального плана действий «Арктика», принятого российским Правительством в 2009 г.

Программа разработана на пять лет, общий бюджет составляет свыше 335 миллионов долларов США (25 миллионов из Трастового фонда ГЭФ и 310 миллионов со-финансирование из различных источников). ЮНЕП планирует выделить 11 миллионов долл. США на выполнение трех проектов в рамках Программы и выполнение функций координатора Программы

В этом партнерстве участвуют следующие организации и группы: Правительство Российской Федерации, Глобальный Экологический Фонд, ЮНЕП, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Программа Развития ООН, Северная Экологическая Финансовая Корпорация, Агентство защиты окружающей среды США, администрации арктических регионов России, добывающие компании, неправительственные организации и коренные народы Арктики

На протяжении многих лет сотрудничества с Россией сформировались сильные партнерства на разных уровнях, объединяющие представителей правительства, частного сектора, гражданского общества и научных кругов. ЮНЕП способствовала внедрению в России природоохранных концепций и продвижению инициатив, направленных на включение вопросов управления охраной окружающей среды в национальную политику, что обеспечило важное признание и уважение деятельности и репутации ЮНЕП Правительством России. Сравнительное преимущество ЮНЕП в качестве глобального лидера в области охраны окружающей среды и мощного интеллектуального ресурса получило широкое признание как Правительства, так и общественности России

Программа Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП)

2016-07-23T22:11:58+00:00 konsulmir ООН Представительства международных организаций в России Российская Федерация Представительство Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в Российской Федерации Программа Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) United Nations Environment Programme (UNEP) - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря... konsulmir [email protected] Administrator

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП (англ. UNEP , U nited N ations E nvironment P rogramme ) - созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития».

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби , Кении . Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли , морских и наземных экосистем . Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды . ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями . Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.

В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.

Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды .

Структура

Управляющий Совет ЮНЕП состоял до 2012 из 58 государств, выбираемых на четырехгодичный срок. Места в Совете распределяются по географическому признаку. Роль Управляющего Совета состоит в определении основных направлений работы для различных экологических программ ООН и распространении идей сотрудничества по поводу вопросов окружающей среды среди государств, входящих в ООН. Секретариат ЮНЕП состоит из 890 сотрудников, примерно 500 из которых приезжают по контракту из других стран. Секретариат курирует имплементацию различной политики и программ ЮНЕП. Также Секретариат занимается распределением бюджета, размер которого достигает почти 105 миллионов американских долларов и фактически полностью состоит из взносов входящих в ЮНЕП государств.

Работа ЮНЕП ведётся в следующих семи направлениях:

  • Раннее предупреждение и оценка конфликтов
  • Имплементация экологической политики
  • Технология, производство и экономика
  • Региональное сотрудничество
  • Экологическое право и конвенции
  • Защита окружающей среды на глобальном уровне
  • Коммуникации и общественная информация

Исполнительный директор

Сейчас исполнительным директором ЮНЕП является Ахим Штайнер, сменивший на посту предыдущего директора Клауса Топфера в 2006. Доктор Топфер оставался на посту Директора 2 срока подряд, начиная с февраля 1998 года. 15 марта года бывший Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан назначил Ахим Штайнера, бывшего Генерального Директора Всемирного союза охраны природы на пост Исполнительного Директора ЮНЕП. Днём позже, Генеральная Ассамблея ООН утвердила предложение Аннана и назначила Штайнера на должность Генерального Директора. Назначение вызвало неоднозначную реакцию в связи с конфликтом интересов, после того как стал известен факт, что Штайнер был главным судьей в жюри, присудившем Ананну приз в 500 000 долларов. Лондонская газета сообщила, что это назначение «поставило новые вопросы по поводу стандартов, которые необходимо применять к высшим официальным лицам ООН с целью избежать конфликта интересов». Позицию Генерального Директора в течение 17 лет подряд (с 1975 по 1992 год) занимал Доктор Мостафа Камал Толба, которому удалось вынести вопросы экологии и охраны окружающей среды на всеобщее обсуждение и добиться успехов в этой области. При данном директоре, ЮНЕП добилась наибольшего успеха, заключив в 1987 году Монреальский протокол, направленный на защиту озонового слоя. В декабре 1972 года, Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за назначение Мориса Стронга в качестве главы ЮНЕП. Он также исполнял функции Генерального Секретаря Конференции ООН по Окружающей Среде, состоявшейся в 1972 году и открывшей международное движение в защиту окружающей среды, а также на Саммите Земли в 1992 году. Стронг имеет большое влияние во многих сферах экологии направленных на развитие глобального движения в защиту экологии.

Международные Годы ЮНЕП

  • 2009 - Международный год природных волокон (резолюция ООН 61/189).
  • 2010 - Международный год биоразнообразия (резолюция ООН 61/203).

Отчёты

ЮНЕП публикует большое количество докладов, отчётов и информационный бюллетеней. Например, четвёртая Глобальная Экологическая Инициатива (ГЭИ-4) является хорошим примером отчёта по экологии, развитию и человеческому благополучию и предоставляет аналитический материал и информацию для политиков и всей заинтересованной публики. Одна из основных идей ГЭИ-4 - предостеречь человечество о том, что оно «живёт не по средствам». Отчёт отмечает, что человечество настолько велико, что объём ресурсов, необходимых для выживания, превышает количество доступных. Экологический императив (или количество земли, необходимой для обеспечения продуктами одного человека) составляет 21,9 гектара, в то время как биологические возможности Земли составляют в среднем 15,7 гектара на человека.

Реформирование ЮНЕП

После публикации четвёртого доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата в феврале 2007 года, «Парижский призыв к действию» зачитанный французским экс-президентом Жаком Шираком , который поддержали ещё 46 стран, призвал к замене ЮНЕП на более эффективную организацию с усиленным контролем Экологическая Организация Объединённых Наций (UNEO) , которая должна быть развита на основе Всемирной организации здравоохранения . Среди 46 поддерживающих стран были страны Европейского союза , но не было США , России , Саудовской Аравии и Китая , стран выбрасывающих максимальное количество тепличных газов.

Известные международные проекты

ЮНЕП спонсирует программы развития солнечной энергии, делая значительные скидки на приобретение солнечных панелей, тем самым значительно снижая цену для потребителей и увеличивая количество желающих приобрести эти панели. Самый известный пример такого проекта - проводившаяся в Индии программа займов на приобретение солнечных панелей, которая помогла 100000 человек. Успех этой программы привёл к проведению подобных проектов в других развивающихся странах - Тунисе , Марокко , Индонезии и Мексике .

ЮНЕП также спонсирует проект по охране болотистых местностей на Ближнем Востоке . В 2001 году специалисты ЮНЕП провели кампанию по защите болотистых местностей, опубликовав фотографии со спутника, показывающие что 90 процентов болотистых местностей уже были уничтожены. Программа ЮНЕП «поддержка экологического управления в болотистых местностях Ирака» стартовала в 2004 году с целью экологически качественного управления болотистой областью.

Таяние ледников

Смотри также

Напишите отзыв о статье "Программа ООН по окружающей среде"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Программа ООН по окружающей среде

Прошло восемь напряжённых лет. Светодар превратился в чудесного юношу, теперь уже намного более походившего на своего мужественного отца – Иисуса-Радомира. Он возмужал и окреп, а в его чистых голубых глазах всё чаще стал появляться знакомый стальной оттенок, так ярко вспыхивавший когда-то в глазах его отца.
Светодар жил и очень старательно учился, всей душой надеясь когда-нибудь стать похожим на Радомира. Мудрости и Знанию его обучал пришедший туда Волхв Истень. Да, да, Изидора! – заметив моё удивление, улыбнулся Сеевер. – тот же Истень, которого ты встретила в Мэтэоре. Истень, вместе с Раданом, старались всячески развивать живое мышление Светодара, пытаясь как можно шире открыть для него загадочный Мир Знаний, чтобы (в случае беды) мальчик не остался беспомощным и умел за себя постоять, встретившись лицом к лицу с врагом или потерями.
Простившись когда-то очень давно со своей чудесной сестрёнкой и Магдалиной, Светодар никогда уже больше не видел их живыми... И хотя почти каждый месяц кто-нибудь приносил ему от них свежую весточку, его одинокое сердце глубоко тосковало по матери и сестре – его единственной настоящей семье, не считая, дяди Радана. Но, несмотря на свой ранний возраст, Светодар уже тогда научился не показывать своих чувств, которые считал непростительной слабостью настоящего мужчины. Он стремился вырасти Воином, как его отец, и не желал показывать окружающим свою уязвимость. Так учил его дядя Радан... и так просила в своих посланиях его мать... далёкая и любимая Золотая Мария.
После бессмысленной и страшной гибели Магдалины, весь внутренний мир Светодара превратился в сплошную боль... Его раненная душа не желала смиряться с такой несправедливой потерей. И хотя дядя Радан готовил его к такой возможности давно – пришедшее несчастье обрушилось на юношу ураганом нестерпимой муки, от которой не было спасения... Его душа страдала, корчась в бессильном гневе, ибо ничего уже нельзя было изменить... ничего нельзя было вернуть назад. Его чудесная, нежная мать ушла в далёкий и незнакомый мир, забрав вместе с собой его милую маленькую сестрёнку...
Он оставался теперь совсем один в этой жестокой, холодной реальности, даже не успев ещё стать настоящим взрослым мужчиной, и не сумев хорошенько понять, как же во всей этой ненависти и враждебности остаться живым...
Но кровь Радомира и Магдалины, видимо, недаром текла в их единственном сыне – выстрадав свою боль и оставшись таким же стойким, Светодар удивил даже Радана, который (как никто другой!) знал, сколь глубоко ранимой может быть душа, и как тяжко иногда даётся возвращение назад, где уже нету тех, кого ты любил и по кому так искренне и глубоко тосковал...
Светодар не желал сдаваться на милость горя и боли... Чем безжалостнее «била» его жизнь, тем яростнее он старался бороться, познавая пути к Свету, к Добру, и к спасению заблудших во тьме человеческих душ... Люди шли к нему потоком, умоляя о помощи. Кто-то жаждал избавиться от болезни, кто-то жаждал вылечить своё сердце, ну, а кто-то и просто стремился к Свету, которым так щедро делился Светодар.
Тревога Радана росла. Слава о «чудесах», творимых его неосторожным племянником, перевалила за Пиренейские горы... Всё больше и больше страждущих, желали обратиться к новоявленному «чудотворцу». А он, будто не замечая назревавшей опасности, и дальше никому не отказывал, уверенно идя стопами погибшего Радомира...
Прошло ещё несколько тревожных лет. Светодар мужал, становясь всё сильнее и всё спокойнее. Вместе с Раданом они давно перебрались в Окситанию, где даже воздух, казалось, дышал учением его матери – безвременно погибшей Магдалины. Оставшиеся в живых Рыцари Храма с распростёртыми объятиями приняли её сына, поклявшись хранить его, и помогать ему, насколько у них хватит на это сил.
И вот однажды, наступил день, когда Радан почувствовал настоящую, открыто грозящую опасность... Это была восьмая годовщина смерти Золотой Марии и Весты – любимых матери и сестры Светодара...

– Смотри, Изидора... – тихо произнёс Север. – Я покажу тебе, если желаешь.
Передо мной тут же появилась яркая, но тоскливая, живая картина...
Хмурые, туманные горы щедро окроплял назойливый, моросящий дождь, оставлявший в душе ощущение неуверенности и печали... Серая, непроглядная мгла кутала ближайшие замки в коконы тумана, превращая их в одиноких стажей, охранявших в долине вечный покой... Долина Магов хмуро взирала на пасмурную, безрадостную картину, вспоминая яркие, радостные дни, освещённые лучами жаркого летнего солнца... И от этого всё кругом становилось ещё тоскливее и ещё грустней.
Высокий и стройный молодой человек стоял застывшим «изваянием» у входа знакомой пещеры, не шевелясь и не подавая никаких признаков жизни, будто горестная каменная статуя, незнакомым мастером выбитая прямо в той же холодной каменной скале... Я поняла – это наверняка и был взрослый Светодар. Он выглядел возмужавшим и сильным. Властным и в то же время – очень добрым... Гордая, высоко поднятая голова говорила о бесстрашии и чести. Очень длинные светлые волосы, повязаны на лбу красной лентою, ниспадали тяжёлыми волнами за плечи, делая его похожим на древнего короля... гордого потомка Меравинглей. Прислонившись к влажному камню, Светодар стоял, не чувствуя ни холода, ни влаги, вернее – не чувствуя ничего...
Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

– Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое...
На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть.
Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

Красная глина в Окситании

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то