Что делать в течение года после похорон. Как похоронить человека: порядок действий, пошаговое описание и практические рекомендации

Одним из наиболее загадочных и непонятных событий для человечества является смерть. О том, что происходит с человеком за её чертой, мы можем только предполагать. Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени, но придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон. Традиции, которые соблюдаются во время проведения этого ритуала, одни из наиболее чтимых в мире. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. В нашу редакцию часто поступают просьбы разъяснить некоторые вопросы. Мы постараемся ответить на самые популярные из них с этической и религиозной точек зрения.

Для начала приводим наиболее распространенные суеверия, связанные с похоронами :

Закрывать в доме окна и двери;

Класть в гроб продукты, деньги и вещи(в последнее время мобильные телефоны);

Класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

Верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно скоро умрет;

На поминках ставить "для усопшего" рюмку водки и хлеб;

Сохранять эту "поминальную рюмку" до сорокового дня;

Лить водку на могильный холм;

Прежде, чем опустить гроб, кидать в могилу металлические деньги, чтобы «откупить землю»;

Приделывать металлические рюмочки на памятник для поминания водкой;

Целовать свои пальцы и прикладываться ими к краю могилы;

Произносить: "Да будет тебе земля пухом";

Рассыпать по могиле хлебные крошки;

Разбрасывать по дороге к кладбищу еловые ветки;

Верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

Верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

Верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

Верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

Верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

Поминать только светлыми (беленькими) алкогольными напитками: водка, если вино, то только белое;

На помин души, обязательно готовить только те блюда, которые любил покойник;

На поминках есть только ложками (есть вилками «грех»).

Обычай не подавать к столу на поминках ножей и вилок, видимо один из современных суеверных обычаев, родился в советских столовых, где эти столовые приборы были не приняты и где проводились поминки. А уже потом из отсутствия родилась и "теория": чтобы не уколоть покойного. Есть мнение, что эта "традиция" появилась в середине 19 века в купеческой среде. Люди, разгоряченные "поминальным" алкоголем, переходили за столом к вопросу дележки наследства, а режеще-колющие предметы, т.е. вилки-ножи, приводили к серьезным травмам, поэтому был убраны из обихода поминок.

Верить, что если у покойного гроб длинный – к новому покойнику.

Верить, что покойник слышит до тех пор, пока священник не произнесёт над ним: «Вечная память…».

На поминках раздавать мыло – чтоб отмывался на том свете покойник.

Раздавать на поминках всем присутствующим носовые платки (считается, что вытираясь платком, вспоминаем покойного).

Разрезать на покойнике все «петли», включая брючный ремень, ошейник галстука и шнурок нательного крестика.

Верить, что если во время поминального обеда упадёт что-то со стола, то поднять упавшее – грех.

Хоронить детей подпоясанными, «чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды».

После похорон 40 дней не убирать в доме.

После похорон 40 дней не выключать свет в доме;

После похорон 40 дней не спать на кровати покойного;

Завешивать зеркала в доме, где есть покойник;

Можно ли смотреть телевизор после похорон?

Многие люди придерживаются такого правила: до тех пор, пока усопший находится в доме, нужно обязательно укрывать поверхности, которые способны что-либо отражать, например, зеркала, телевизор. Данное суеверие не имеет ничего общего с православными убеждениями, а относится к язычеству. Считается, что после смерти душа человека может быть затянута в зеркало и не в состоянии выйти оттуда, будет вечно скитаться, так и не найдя себе упокоения. После того, как покойного выносят из помещения, полотна можно снимать, но некоторые выдерживают их закрытыми в течение 9 и даже 40 дней.

Другие же источники утверждают, что завешивание зеркал - вообще достаточно объяснимый обычай. Когда в доме кто-либо умирал, то гроб с его телом ставился в самой большой комнате. У гроба усопшего постоянно читалась псалтирь, а молящиеся могли войти в любое время и молиться возле гроба. Соответственно в комнате все устраивалось так, чтобы все окружающее способствовало молитве. Зеркала, корешки книг, статуэтки или посуда в серванте, вазы и прочая мелочевка взгляд отвлекают, а следовательно, не способствуют настроению. Вот и стали в комнате, где читается псалтирь, все постороннее скрывать от глаз драпировками. Псалтирь давно не читают, зато вот зеркала завешивают во всех комнатах даже до 40 дней. Нормальный обычай, перешедший в суеверие.

К слову, просмотр телевизора после похорон усопшего – это отдельный вопрос. Важен не просто тот факт, что Вы смотрите телевизор, а то, что именно Вы смотрите. Просмотр увеселительных передач и развлекательных фильмов находится под запретом. Чаще всего выдерживается интервал в 9 дней. К тому же, из уважения к умершему, не стоит включать его на большой громкости. Смотреть, к примеру, новости, не запрещено.

Можно ли праздновать День Рождения после похорон?

Данный вопрос решается только тем, насколько важна для празднующих память и упокоение умершего человека. Церковь не устанавливает точные временные рамки траурных дней, но большее внимание в первые дни после случившегося рекомендует всё же обратить на молитвы и помин покойного.

Нормы этики также не дают противоположных рекомендаций по данному вопросу. Не стоит устраивать шумного торжества. Если всё же желание как-то отметить праздник есть (особенно, если именинник ребёнок), можно устроить его тихо и по-семейному, без громкой музыки и шумной вечеринки. Чтить память ушедшего близкого человека – одна из отличительных черт цивилизованного общества.

Можно ли заниматься сексом после похорон?

Православная церковь отвечает на данный вопрос следующий образом: траур по усопшему родственнику – это время, когда всё внимание родственников должно быть направлено на молитвы.

Этические соображения также рекомендуют проявить уважение к памяти и отказаться от этой затеи. Вполне возможно, человеку, скорбящему по потере, будет просто не до подобных утех. Наряду с этим, опять же, чётких временных границ запрета на секс не существует, посему, как только сердце смирится с потерей, и чувство скорби притупится, можно отвлечь себя подобным образом. Границы дозволенного каждый человек устанавливает для себя самостоятельно.

Можно ли пить после похорон?

Как утверждают церковные служители, распитие спиртных и алкогольных напитков, пусть даже с целью того, чтобы произошло поминовение усопшего – дело недопустимое и даже вредное для души поминаемого.

В досоветские времена на похоронах не было принято выпивать. Основной и самый благотворный помин – это молитва. В алкогольном поминовении нет никакого смысла. Единственное, что необходимо употреблять после похорон во время поминок – это кутья. Во всём остальном нет необходимости.

Как известно – алкоголь – это враг не только духовного здоровья и здоровья телесного, но и здравому смыслу. Нередко, во время поминальной церемонии по вине лишних градусов начинаются споры, а порой и потасовки между гостями, что по этическим соображениям совершенно не уместно на подобном мероприятии.

Можно ли слушать музыку после похорон?

Данный вопрос нередко задают люди, которые переживают утрату близкого человека. Здесь, как и с просмотром телевизора - всё зависит не от факта прослушивания музыки, а от характера прослушивания и смыслового содержания.

Всё, что можно назвать увеселительной музыкой во время траура лучше исключить. Допускается прослушивание мирной спокойной (лучше всего классической) музыки. Громко включать её также не стоит.

Также нередко практикуется прослушивание любимых композиций умершего человека. По этическим соображениям – это также является своеобразной данью памяти. Часто на похоронах звучит траурный оркестр. Это скорее отголоски советского времени. Правильнее всего с точки зрения религии всё же петь и слушать молитвенные песнопения.

Можно ли делать свадьбу сразу после похорон?

Бывают и такие случаи, когда близкий человек навсегда покидает свою семью в момент, когда она готовится выдать замуж или женить одного из своих представителей. Чаще всего предсвадебные хлопоты влекут за собой трату больших денег и по сугубо рациональным соображениям свадьбу не отменяют, а на самом торжестве упоминают о гибели близкого и отдают дань его памяти. Ничего предосудительного в этом нет, всё зависит от эмоционального состояния брачующихся.

Православная традиция разрешает венчания и до наступления 40 дней. Если же затрагивать тему светской свадьбы – это событие мирское, и как все другие, может приравниваться к увеселительным мероприятиям. Отметить свадьбу можно, но без особых излишеств. Или перенести её хотя бы за временные рамки 9 дней.

Можно ли ехать в отпуск после похорон?

Запрета на поездки после похорон не существует. Напротив, если человек, потерявший близкого, сильно страдает по этому поводу, поездка вполне сможет его отвлечь от траурных мыслей и направить его в правильное русло. К тому же, отпуск у каждого проходит по-разному.

Всё, что имеет отношение к увеселительным мероприятиям (поход на дискотеки, в бары, на увеселительные концерты), лучше отменить.

С точки зрения православия, отпуск также не является формой неуважительного поведения по отношению к усопшему. Важно не забывать вести себя соответствующим образом и поминать ушедшего человека молитвой и добрым словом.

Можно ли делать ремонт после похорон?

Приметы, которые не относятся к православию, гласят то, что ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней.

Также есть суеверия, в которых говорится о том, что на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам.

С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли мыться сразу или на следующий день после похорон?

Есть такая примета, в которой говорится о том, что до тех пор, пока покойник находится в доме, пока он не похоронен, нельзя мыться, так вы поливаете его грязью. Некоторые соблюдают правило и дольше. Ничего общего с православным учением это суеверие не имеет. А вот ходить грязным в течение 9 или даже 40 дней очень сложно и совершенно негигиенично и неэстетично, поэтому стоит задуматься прежде, чем слепо выполнять все подслушанные где-то правила и приметы. Поверья поверьями, но здравым смыслом пренебрегать всё же не стоит.

Можно ли стричься после похорон?

Православная церковь не знает в своей истории данного суеверия, но люди считают и активно верят ту примету, что нельзя стричь волосы после похорон.

С эстетической точки зрения поводов для запрета этой процедуры не найти. Так что в случае необходимости или желания можно смело идти в парикмахерскую и стричься.

Вообще, что касается примет и всевозможных суеверий относительно смерти, зачастую они даже противоречат канонам православия. Церковь считает суеверия греховными отголосками языческого прошлого.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием. Со стороны этической в уборке после похорон нет ничего предосудительного.

Стоит ли детям умершего участвовать в несения гроба?

Некоторые считают, что дети умершего, как самые близкие, после супруга или супруги, его родственники, не участвуют в несении гроба, чтобы не потерять молитвенного настроения и сосредоточенности в столь важную минуту их жизни. Это – заблуждение. Всё зависит от конкретной ситуации. Уходя, родственники берут с собою земли с могилы, чтобы не бояться покойника. Вернувшись домой, землю кладут в рукомойник и водою с этой земли умываются. Обычай умываться, придя с похорон, непременно соблюдается в наши дни и в городской среде.

Можно ли беременным женщинам посещать кладбища?

Есть еще поверье, что беременным нельзя ходить на кладбище. На самом деле некоторые женщины весьма эмоциональны, и визит на кладбище, а зачастую и сопутствующая истерика, вредно сказываются на ребенке.

Раздача одежды и вещей покойного после похорон: можно ли?

Многие считают, что одежду покойного нельзя раздавать в течение сорока первых дней. Но это суеверие. Раздавать одежду покойного(как милостыню за него), или на память близким личные вещи лучше сразу же после его смерти или сразу по кончине. Более того, именно в первые сорок дней – необходимо усиленно творить милостыню и раздавать вещи усопшего, чтобы умилостивить Бога – Праведного Судию, который совершит предварительный суд над душой в сороковой день. Друзьям же, на память о друге, могут остаться книги или некоторые сувениры, напоминающие об усопшем. Тем более если было на то завещание или воля новопреставленного, делать это нужно как можно скорее. Новопреставленным умерший считается до сорокового дня. Когда хоронит жена мужа, то она чтобы выйти повторно замуж, должна расстегнуть нижнюю пуговицу у рубашки покойного. Когда кто-либо умирает, то ему собирается «походный» узелок: луковица, железная чашка, пшено или рис, деревянная ложка, нитки с иголкой. Всё это отдаётся нуждающимся для того, чтобы пригодилось покойнику на том свете.

Что нужно класть в гроб покойного? Устоявшиеся суеверия и церковные рекомендации.

Одно из самых распространенных суеверий - в руку покойнику надо обязательно вложить платочек, а крест положить в левую руку: «На том свете его Бог ругать будет, а он будет платочком слезы вытирать, а правой рукой креститься». Во время чтения псалтири под книгу сито подкладывают – чтоб грехи умершего «просеять». Некоторые, когда читают Псалтирь по покойнику, ставят хлеб и воду. Этот обычай народный, восходящий к язычеству, и никаких оснований в канонах и преданиях Церкви не имеет. Поэтому ставить воду и хлеб при чтении Псалтири по покойному не следует. Некоторые кладут в гроб покойного палку или хворостину. Этот обычай, как и большинство околоцерковных поверий, идет от незнания. В прошлые времена, чтобы сделать гроб по росту человека, покойного измеряли «смерком», то есть длина «смерка» соответствовала росту умершего. Этот «смерок» и клали в гроб с покойником. Никаких религиозных символов «смерок» не имеет, поэтому класть в гроб никаких палок не надо.

Чем следует заканчивать поминальную трапезу?

Существует обычай, заканчивать поминальную трапезу вкушением киселя с молоком. Некоторые батюшки рекомендуют в настоящее время в постные дни коровье молоко заменять соевым молоком. (Однако, это входит в противоречие, что нельзя использовать соевые продукты, потому, что они все геномодифицированные).

Еще одно суеверие: Суеверы следят, какой ногой священник вступит в дом, где находится покойник: если правой, то хорошо, если левой – плохо. Пока покойник лежит а доме, бросают в кадку с водой для питья нож, чтобы покойник ночью не напился воды из этой кадки. В течение времени пока в доме находится покойник, не дают взаймы чего-либо из продуктов, а равно не дают никому из дома огня.

Если умирает хозяин или хозяйка дома: Если умирает хозяин или хозяйка, то все двери и выходы завязывают красным шнурком или ниткой, чтобы хозяйство не пошло за хозяином.

Суеверия о гробе и табуретках: Когда гроб выносят для прощания, его ставят на табуретки. Как только его поднимают, надо их быстро схватить и перевернуть вверх ногами. - "чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб". Табуретки, на которых стоял гроб, можно поправить только прикосновением сидения к земле, это опять делает табуретки пригодными для эксплуатации, или же наоборот, в зависимости от региона, - спешат сесть на этот стул, чтобы "все беды умерли".

Забота о близком человеке даже после его смерти: В некоторых местах, после похорон по три ночи к ряду зажигают в том доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два яблока, ставят кружку воды или по рюмке водки на каждом огне для души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трёх дней.

Как не спугнуть ангела-хранителя?

В некоторых местах считается, что после смерти человека, его ангел-хранитель пребывает в доме усопшего ещё сорок дней, и поэтому, в течение этого срока, крестьяне во многих местах не садились под божницу (там пребывает ангел). А в сороковой день одна или две бабы традиционно провожали ангела (по другим поверьям – душу умершего) с хлебом, солью и пивом. (сорт пива выяснить не удалось).

Суеверия о том, нужно ли оставлять покойного человека в помещении одним хотя бы на миг: Покойника никогда одного не оставляют: ни когда он лежит, ни когда умирает. Объясняют этот обычай тем, что по правую сторону от тела незримо стоят достойные Богу, а слева - черти "и тянут душу: этот - себе, а этот вот - себе". Присутствие живых людей помогает праведникам "перетянуть" душу покойного. Слёзы, если их проливают над умершим, мешают спокойному уходу и заставляют умирать «трудно». О тех, кто поддаётся безудержной скорби в таких обстоятельствах, говорят, что они «приплакивают умирающего назад». Им предрекают в будущем расплату за такой эгоизм – они потеряют речь, или слух, или другой дар, или их постигнет какое-либо иное несчастье. Поэтому, иногда приглашают за вознаграждение, так называемых плакальщиц, и они плачут за всю родню. Некоторые плакальщицы настоящие артистки профессионалы.

Ангел-хранитель наблюдает за человеком с неба, из «оконца Божьего терема», которое людям видится как звезда, и каждое дело земное вверенного ему человека записывает в книгу небесную; когда же человек умирает, небесное оконце захлопывается и люди могут увидеть, как падает звезда "с выси небесной на грудь земную" – это ангел летит за душой усопшего. Отсюда поверье – если увидишь падающую звезду и, пока она не погасла, успеешь загадать желание, оно непременно исполнится, так как ангел на этом своем пути никому и ни в чем не отказывает и исполнит желание, или, по другому поверью, донесет просьбу до Господа. Милое суеверие, если бы только заменить загадывание желания звезде-ангелу на молитву.

Старые поверья о смерти колдунов: Колдуны, как полагают, умирают, всегда в страшных мучениях, так что раньше в деревнях, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. После смерти колдун «не давал покоя» до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.

Об отпевании самоубийц: Случается, священник отказывается совершать Церковное поминовение и погребение по обрядам Православной Церкви из-за того, что покойный был самоубийца. Здесь нужно помнить, что лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы, убитые разбойники или убитые на поединке. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (непреднамеренное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, нарушение правил техники безопасности на производстве и тому подобное). Сюда же относится самоубийство, совершенное в результате психического расстройства, под воздействием больших доз алкоголя и так далее. Но долг любви позволяет близким родственникам просить Бога о прощении такого человека в домашней молитве.

Священники комментируют отпевание самоубийц таким образом: «Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери всякого смысла жизни. Общей духовной почвой всех проявлений этого смертного греха является неверие и отсутствие надежды на Бога. Человек совершает самоубийство в состоянии тяжелой духовной болезни. Ничего общего с этим не имеет такое высокое проявление любви к Богу и людям, когда человек жертвует своей жизнью за веру, отечество, людей. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14). Святые мученики жертвовали своей жизнью, имея великую любовь и преданность Богу. История знает много примеров, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Священномученика Игнатия Богоносца в узах везли в Рим, чтобы предать на съедение диким зверям. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в которых выразилось его великое желание стать жертвой ради Иисуса Христа: "Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом". Он отказался от возможности остаться живым. От полноты веры он хотел уйти из этой жизни и соединиться с Христом. Во время гонений в очень трудном положении были целомудренные девицы, которые из любви к Христу избрали путь чистой и девственной жизни. Гонители, направляемые диаволом, стремились поразить их в самое сердце подвига – обесчестить. Преследователи хотели ввергнуть их в ту самую грязь, в которой они сами жили (языческий мир в то время был сильно развращен). Никифор Каллист рассказывает о двух антиохийских девах, которые по совету матери бросились в воду, чтобы избежать позора. До нас дошли и другие примеры. Нельзя не увидеть в этих поступках проявления жертвенности ради нравственной чистоты, а не отчаяния и неверия. Не все из них канонизированы. Прославляя некоторых из них, Церковь учитывала святость их предшествующей жизни».

Отслужение панихиды об умершем младенце: Некоторые просят отслужить панихиду об умершем младенце. По младенцу панихиды служить не следует, достаточно поминать его на литургии. Панихида служится о прощении грехов усопших, а младенец еще не имеет грехов. За Божественной литургией, на проскомидии приносится жертва о всех, в том числе и о святых, поэтому за литургией и надо поминать умерших младенцев.

Множество суеверий языческо-советского толка существует на кладбищах: нельзя говорить "спасибо", можно "благодарю". Нельзя говорить "до свидания", иначе скоро «свидишься», надо молвить: «прощай», хотя в данном случае, сколько не прощайся свидание все равно обеспечено.

С похоронами человека связано еще немало суеверий, но многие из них были порождены либо из древних традиций и искажены, либо созданы исходя из норм этических соображений, либо взяты из религиозных убеждений.

Придерживаться данных норм или нет – зависит только от вас и ваших близких.

Во время похорон нужно соблюдать определенные правила поведения, чтобы не навлечь на себя беду. Энергетика смерти очень сильна, поэтому неосторожный поступок в процессе погребения или на поминках может обернуться болезнями и даже нечаянным наведением порчи на себя.

Чтобы избежать неприятных последствий, нужно тщательно подготовиться к проводам умершего: изучить распространенные приметы и строго придерживаться установленных правил, так как поверья, связанные с похоронами, образовались неслучайно.

Что нужно делать сразу после смерти близкого

Согласно приметам организационными вопросами похорон не стоит заниматься кровным родственникам усопшего. Однако не всегда удается избавиться от этих хлопот, но максимальную часть погребальных дел можно переложить на ритуальные организации. Близким же нужно побольше времени отвести для осознания случившегося и оплакивания.

Обычаи православных людей предписывают родным быть у тела покойного до момента погребения. Нельзя оставлять покойника одного в доме, считается, что душа человека находится подле него и обидится на близких, если они ее покинут в самый важный период прощания. Верующим необходимо оказать усопшему молитвенную поддержку, для этого нужно читать псалмы и молитвы возле гроба.

У мусульман не принято придавать значение приметам, но их обычаи не позволяют хоронить своего человека на кладбище иноверца, поэтому близким следует придерживаться этой традиции, иначе душа умершего не найдет покоя.

Особое внимание поверьям нужно уделить тем, кто находится рядом с покойником до погребения.

Находясь рядом с телом, нельзя попадать в поле зрения умершего на случай, если у него неожиданно откроются глаза. Тот, на кого попадет взгляд мертвого, очень скоро отправится в мир иной.

Запрещается оставлять без присмотра предметы, связанные с убранством и обмыванием умершего. Их необходимо складывать в гроб, чтобы никто не смог ими воспользоваться. С помощью них колдуны могут навести порчу на весь род покойного, особо внимательно нужно беречь:

  • мыло;
  • расческу;
  • губки и мочалки;
  • тряпки;
  • полотенца.

Именно их используют недоброжелатели для своих темных дел. Также существует примета, что тот, кто неосознанно воспользуется чем-то из применяемого в обмывании, обязательно переймет на себя дух смерти и скончается в ближайший год.

Следующие поверья позволят избежать негативной энергетики, которая сохранится в доме, если проигнорировать предписания:

  • Сразу после смерти необходимо завесить зеркала и отражающие поверхности плотной тканью или вовсе вынести из дома. Согласно примете душа умершего попадет в мир зазеркалья, а не в загробный, если этого не сделать. Открывать зеркала можно лишь по прошествии сорока дней, так как на протяжении этого срока дух человека находится дома.
  • Пока мертвец не погребен, нельзя подметать и мыть полы , иначе все живущие в помещении "выметутся" и "смоются" оттуда.
  • В комнату с телом нельзя допускать животных, издаваемые ими вой, лай, мяуканье и прочие звуки пугают дух. Если кошка или собака запрыгнет в гроб - это к беде.
  • У порога следует положить ветви хвойных деревьев. Согласно поверьям они задерживают энергетику смерти и не позволяют унести ее с собой тем, кто приходит прощаться с умершим.
  • Мыть и переодевать в чистое мертвеца должны вдовы или одинокие люди , такая примета связана с тем, что в благодарность за уход дух покойного иногда подселяется в близких людей того, кто позаботился о его теле, не желая расставаться с этим человеком.
  • Нельзя ночевать в одной комнате с умершим, иначе нарушится сон на всю оставшуюся жизнь.
  • Гроб следует заказывать, предварительно сделав тщательные замеры, так как если мертвый в него не поместится, то место для усопшего перейдет к кровному родственнику.

Похороны

Похоронные приметы тесно связаны с природными явлениями:

  • Если в день похорон хорошая погода - это значит, что человек прожил жизнь ненапрасно, он принес в мир то, что ему было предначертано, и ушел спокойно.
  • Дождь означает неоконченные дела и преждевременный уход из жизни. Этот знак указывает близким на необходимость доделать начатое умершим.
  • Туман и морось - предвестники новой жизни в роду усопшего. Человек не зря умер, этим он освободил в семье место для будущего развития, вскоре должен родиться его преемник.

Столы или стулья, на которых стоял гроб, переворачивают вверх ножками после выноса покойного из дома. Это действие связано с верой в то, что умерший цепляется за материальный мир, поэтому попытается вернуться в виде духа на последнее место, где находилось тело. Чтобы душа осознала, что нужно уходить, следует положить топор вместо гроба.

Сразу же после выноса необходимо провести тщательную уборку в доме, для этого обычно договариваются с соседями или друзьями, не имеющими близких связей с умершим. Следуя этой примете, родные отводят от себя гнев покойного, а душе дают понять, что в этом жилище ей незачем оставаться. Также уборка позволяет изгнать из помещения дух смерти.

Особенности выноса гроба:

  • Выносить тело запрещается кровным родственникам, иначе смерть перейдет на весь род и заберет одного за другим в ближайшие годы.
  • Нельзя идти перед гробом - этим человек обрекает себя на верную погибель.
  • Кто-то обязательно должен закрывать двери и ворота сразу после выноса покойника, открытые двери считаются приглашением смерти в дом.

Соседям и прочим соглядатаям не стоит смотреть на процессию через окно. Согласно примете наблюдение за похоронами из дома приведет к серьезным заболеваниям не только того, кто выглядывал, но и всех домочадцев. Если довелось увидеть из окна вынос тела и прощание случайно, то следует тут же отвести взгляд и выйти на улицу, чтобы проявить уважение к усопшему. Эта же примета относится и к тем, кто переходит путь похоронной процессии, намеренное преграждение пути приведет к смерти препятствующего, а при нечаянном пересечении дороги нужно перекреститься и принести извинения.

На кладбище

Плохая примета - увидеть, что могила вырыта слишком широко, это грозит смертью самого близкого родственника усопшего. Это же касается и забытой дома крышки для гроба. Если ее забыли взять на кладбище - это очень плохой знак, влекущий за собой преждевременный уход из жизни родных усопшего.

К особым приметам относят заколачивание гвоздей в крышку - последний гвоздь нужно вбивать непосредственно на кладбище, поэтому закрывать гроб следует там же, дома это делать категорически запрещается, иначе в семье появятся новые покойники.

Перед тем как опустить гроб, принято кидать на дно могилы монеты, чтобы выкупить место для усопшего. Также в яму кладут еловые ветви, которые приносят покой умершему и не позволяют подземным водам заморозить его. Также этот ритуал относят к похоронам самоубийц. Если человек ушел из жизни добровольно, то ветвями ему смягчают дальнейшие муки на том свете.

Если при спуске в могилу или перемещениях упал гроб - это значит, что покойный оставил множество неоконченных дел, которые должны завершить присутствующие на похоронах.

Прощание:

  • Беременные не должны ходить на кладбище, так как душа умершего цепляется за жизнь и может вселиться в тело нерожденного, но если этот мир покинул отец малыша, то этого не произойдет. Любящая женщина обязана проститься с мужчиной по всем правилам, но ей необходимо положить в гроб предмет, олицетворяющий их любовь, чтобы умерший спокойно покинул этот мир.
  • Нельзя ходить по другим могилам при похоронах - это злит и привлекает духов, которые могут увязаться за прихожанином и преследовать его во снах.
  • На кладбище нужно положить на веки усопшего монетки, чтобы глаза не открывались при последних поцелуях в лоб умершего, иначе покойник может забрать кого-то из присутствующих на похоронах с собой.
  • Нужно обязательно положить любимые вещи покойного в гроб, чтобы он не возвращался за ними, но драгоценности класть не следует, чтобы алчные люди не потревожили сон умершего, вскопав могилу ради наживы.

Следует обратить внимание на пришедших попрощаться, если среди них есть незнакомцы, то за их поведением необходимо понаблюдать. Очень часто на похороны являются недоброжелатели, пытающие украсть вещь мертвеца, на которую можно навести порчу. Однако поймать колдуна на кладбище - хорошее знамение, это означает, что усопший будет спать спокойно.

Очень плохой знак - забыть что-то на кладбище. Даже если оставлены ценные вещи, возвращаться за ними нельзя, иначе смерть увяжется за человеком.

Многие берут с собой на кладбище закуски и спиртное, чтобы помянуть усопшего. Делать этого не следует, но если кто-то все же принес с собой еду и выпивку, нужно оставить их на могиле, иначе покойник обидится и отомстит.

С кладбища уходят не оглядываясь, любой взгляд назад может зацепиться за чью-то душу и увлечь ее за собой в мир живых.

К чему снится девушка - толкования сонников

После погребения

Часто на поминках ставят у стола фотографию усопшего, а перед ней стакан с водкой или водой и кусок хлеба. Эта традиция имеет очень негативные последствия для незнающих людей: выпить напиток или съесть этот хлеб - к смерти. Немногие знают, что присутствующие на поминках водку с едой нужно относить на кладбище на девятый день, если они остаются после церемонии. Нельзя доедать и допивать остатки на следующий день, иначе придут болезни.

Душа умершего сорок дней находится рядом с близкими, поэтому в этот период нельзя делать то, к чему умерший относился отрицательно, иначе он не сможет спокойно покинуть этот мир. Много плакать тоже не стоит, народная примета указывает, что мертвый утонет в слезах и не сможет обрести покой.

Если при погребении брали на кладбище икону, то ее нужно отнести к реке и пустить по течению. Это поможет избавиться от негативной энергетики, которая впиталась в образ. Православные люди относят икону в церковь, чтобы душа умершего нашла покой вместе с ней. Нельзя нести ее домой, чтобы не навлечь беду на жилище.

Если человек умер дома, то его кровать нужно обязательно выкинуть, иначе дух покойника будет являться домочадцам. Душа умершего не сразу понимает, что земная жизнь окончена, поэтому приходит спать на свое место, а если его нет, то она быстрее свыкается с новым положением.

Личные вещи покойника нельзя выкидывать, иначе он обидится, их нужно раздать нуждающимся, чтобы умерший принес радость живущим. Близким родственникам не нужно носить одежду покойника, чтобы не притянуть к себе энергетику смерти по роду. Если раздать вещи не удается, то их нужно сжечь на сороковой день, чтобы мертвая энергия ушла с дымом костра.

После похорон особо важными считаются следующие приметы:

  • Если после погребения близкие вынуждены идти по делам, то это сулит большие проблемы в финансовых вопросах. В день похорон лучше отказаться от всех встреч.
  • Когда близкие забывают поставить угощение для усопшего на поминальный стол - это к беде. Вскоре неприятности посыплются на всех, кто присутствовал при поминании.
  • Чокаться на поминках запрещено - это ведет к передаче несчастья от одного к другому.
  • Нельзя напиваться за поминальным столом, иначе дети злоупотребившего станут алкоголиками.
  • За поминальный стол садятся все желающие, но если их число оказалось равным тринадцати, значит, в течение года один из родственников умершего отправится вслед за ним.
  • Если у кого-то за столом сдадут нервы и человек завоет или запоет, то его ожидают беды и мучения, но избежать этого невозможно, так как такое поведение является неосознанным - это лишь прямой знак из мира мертвых. Нельзя осуждать и упрекать тех, кто не смог сдержаться и проявил неадекватное поведение на поминках, иначе несчастья привяжутся и к осуждающему.

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

В каждой религии существуют свои традиции, определяющие жизнь верующих. К ним относят поведение, мировоззрение, пищевые привычки, традиции проведения мероприятий.

Вера влияет на все аспекты жизни, упорядочивает её. Существуют традиции, согласно которым религия предполагает свой ритуал прощания с усопшим.

В разных религиях детали отличаются. Существуют правила, по которым людей хоронят, сидя или стоя. Не во всех религиях принято проводить обряд захоронения.

В Индии умерших сжигают, отправляя на реку. Где-то принято кремировать, храня дома пепел - форму останков усопшего.

Традиции отличаются. В православии человека предают земле на третий день после смерти. Объяснения этому содержатся в священных писаниях.

Процедура захоронения включает в себя несколько важных этапов:

Описание процедуры поэтапно Пояснения
1 Омовение Покойника мыли люди, не состоявшие в близком родстве. По христианским обычаям, смерть не является концом, это лишь переход в мир иной, в царство Божье.

Плакать было неправильным, ведь человек уходит в лучший мир. Считалось, что слёзы матери жгут умершего ребёнка.

При омовении люди не должны плакать, чтобы слёзы не попали на тело. Выбирали взрослых или пожилых людей такого же пола, как умерший.

Считалось правильным выбирать людей, которые не живут половой жизнью - не совершают греха

2 Одевание Покойника одевают в чёрные одежды. Если им является подросток, не успевший жениться, одежды выбирают белые.

Так, девушку, не успевшую выйти замуж, хоронят в свадебном платье. Символ, известный всем - белые тапочки с мягкой подошвой

3 Помещение в гроб Покойного переносили в гроб. Ритуал предполагает, чтобы гроб находился в доме, изголовьем к иконам.

Принято хоронить с нательным крестиком. В гроб кладут вещи, которыми человек дорожил при жизни. Для пожилого человека - это трость.

Кладут мобильный телефон. Нельзя класть фотографии - покойный заберёт людей с фото. Это не христианская, а языческая примета.

Как и запрет на вынос мусора из дома до того, как вынесут покойного. Язычество тесно переплетено с христианством в России.

Важно, чтобы все отражающие поверхности дома были закрыты: телевизор, зеркала. В доме должно быть тихо

4 Проводы Ночь перед похоронами родные и близкие сидят с усопшим. Разрешалось говорить с ним, прощаться.

Это необходимо людям, чтобы принять случившееся, приготовиться к жизни без этого человека. В это время соседи и близкие помогают по хозяйству - готовят традиционные поминальные блюда.

В России принято готовить щи, кутью, каши. Ставят на стол и другие яства. Во время прощания в доме зажигают свечу.

Свечу дают в руки покойного. В его правой руке должна находится записка с молитвой, отпускающей грехи.

Двери двора держат открытыми, чтобы любой желающий мог свободно войти и проститься с умершим. Вблизи от покойного должен стоить стакан воды, накрытый кусочком хлеба

5 Вынос тела В интервале от 12 до 14 часов производят вынос тела. Сначала выносят венки, фотографию умершего с чёрной лентой, крышку гроба.

Вынос тела производят ногами вперёд, не задевая дверные косяки. На место, где стоял гроб, нужно присесть кому-то из присутствующих, чтобы занять место.

После чего стулья переворачивались ножками вверх на сутки. Люди выстраивались позади гроба, под похоронную музыку траурная церемония двигалась к церкви. Родные шли рядом с гробом, остальные - поодаль

6 Отпевание Происходит в церкви. Запрещалось отпевать самоубийц, людей другой веры или отрёкшихся от веры.

Отпевание проводится на третий день. Если Человек умер около полуночи, первый день всё равно не переносится

7 Похороны Гроб везли на христианское кладбище, где не разрешалось хоронить людей другой веры и самоубийц. Таковы традиции и обычаи.

Сегодня они нередко нарушаются. Здесь близкие последний раз прощаются с усопшим, говорят прощальные речи, тёплые слова.

Гроб заколачивали и спускали в могилу, подготовленную заранее. Каждый бросал горсть земли на крышку гроба. Процедуру необходимо было завершить до захода солнца

Почему хоронят на 3 день

Символичное в православной вере число 3 обязывает проводить захоронение на 3 день. Люди верят, что душе покойного трудно принять отсутствие тела.

Она должны быть рядом с ним, чтобы процесс перехода прошёл менее болезненно. Так душе легче. Трёх дней достаточно, чтобы душа привыкла к новому состоянию.

Проводить захоронения позднее - разрешалось. Обстоятельства обязывают откладывать день похорон:

  • Ожидание приезда родственников для прощания с умершим.
  • Ожидание тела, если его перемещают от места гибели.
  • Ожидание проведения вскрытия для точного установления причины смерти.

Церковь не запрещает проводить процедуру позднее, но ранее трёх дней, согласно православным традициям, тело земле предавать нельзя. Это плохо для души умершего.

Иисус Христос воскрес на третий день. И с душами умерших людей происходит воскрешение, но происходит это в ином мире.

Поэтому третий день важен и символичен. Считали, что душа присутствует на похоронах, прощается в течение трёх дней с близкими людьми, вместе с ангелом посещает любимые места.

После похорон душу уже ничто не держит на земле, но она остаётся здесь до судного дня, которым является сороковой день.

На великом суде решается, куда попадёт душа - в рай или в ад. Для этого она проходит специальные испытания.

Важно! Православные верят, что отпеть душу великого грешника возможно. Шанс попасть в рай существует. Поэтому за умерших важно молиться. Им это помогает.

Факты о плаче над умершем человеке с точки зрения психологии и православия:

  • Слёзы человека - это всегда жалость к себе. Факт, доказанный психологией. Если вы плачете, то жалеете себя.
  • Даже если причина слёз не связана с вами лично, слёзы вызывает какая-то травма в подсознании, возможно - из детства.

    Вы плачете при виде пожара, если огонь причинял боль, в памяти всплывает момент.

  • Смерть сопровождает человека на протяжении всей жизни - это естественный процесс, также, как и рождение.
  • Христианство не признаёт смерти, считая её лишь переходом в другой мир. Как и практически любая религия.

    Смерти, как таковой нет. А слёзы - символ неверия в это, отрицания ухода в лучший мир.

  • Нередко убивающимся от горя снится покойный и просит не плакать. Он говорит: там мокро, слёзы жгут, больно от слёз. Задумайтесь.
  • Психология не порицает плача над умершим. Людям необходимо освободиться от эмоций. Поплакать нужно, но, если слёзы не прекращаются, человек себя погубит.

    После похорон необходимо максимально чётко представить, какой теперь будет жизнь, и начать ею жить, не погружаясь в воспоминания и рыдания.

Психология и православие единодушны - лишние слёзы не принесут пользы ни вашей душе, ни вашему здоровью, ни ушедшему человеку.

Полезное видео

Сразу после смерти человека родственники находятся в определенном смятении и не могут быстро сориентироваться: что выполнять первым и в каком порядке заниматься организацией похорон. Ключевым действием выступает звонок в медучреждение (больницу, поликлинику) – когда человек скончался в часы его работы, либо в скорую помощь – при смерти ночью. Также требуется сообщить правоохранительным органам, совершив звонок в полицию. Медик констатирует смерть и составляет , а участковый делает заключение, что признаков насильственной смерти не имеется. После приезжает специализированный автомобиль и увозит тело в морг согласно раскреплению поликлиник.

После совершения указанных действий родственникам предстоит собрать определенную документацию, которая позволит организовать похороны, по необходимости произвести транспортировку тела умершего в другой регион либо страну. Также после похорон потребуется собрать определенные бумаги для получения компенсации и оформления наследственного права.

Документация, нужная для осуществления погребения

Порядок организации похорон подразумевает поэтапное выполнение всех манипуляций и сбора документации. Последовательность такова:

  1. Вызов медика для констатации смерти.
  2. Подбор агентства ритуальных услуг для осуществления процедуры похорон.
  3. Оповещение родственников и друзей.
  4. Поход в ЗАГС и получение там гербового свидетельства про смерть.
  5. Предоставление моргу вещей для усопшего.
  6. Определение типа погребения и места для захоронения.
  7. Проставление отметки в свидетельстве про смерть в кладбищенской конторе.
  8. Обращение в соцобеспечение для получения компенсации.

Кроме указанного, стандартный порядок действий подразумевает организацию поминок (по желанию родственников). Оформление всех документов для похорон не отнимает много времени. Основное условие – соблюдать последовательность действий, это ускорит сбор требуемой документации.

Ключевым документом для осуществления похорон выступает . Оно получается в морге, в который определено тело усопшего. Выдача происходит до 15:00 последующих суток после прибытия тела. Когда тело определяется в бюро СМЭ, иначе – судебно-медицинский морг, получение свидетельства иногда переносится на более отдаленный период. Бумага получается при предоставлении паспорта заявителя и паспорта скончавшегося.

Для патологоанатомических моргов также требуется предоставление страхового медполиса покойного и его медкарты из поликлиники. Чтобы получить тело из морга и продолжить процесс подготовки к похоронам, требуется предоставить сотруднику свидетельство смерти с гербовой печатью, паспорт ответственного гражданина и квитанцию за оплату ритуальных услуг.

Для того чтобы похоронить человека, кроме свидетельства про смерть, выступает обязательной такая документация.

  1. Бланк о констатации смерти гражданина, выдаваемый бригадой неотложной медицинской помощи.
  2. Протокол про выполненный осмотр трупа, выдаваемый сотрудниками полиции.
  3. , которое получается в обозначенном учреждении.
  4. , форма 33.
  5. Справка о получении государственного пособия на погребение, которая также выдается работниками ЗАГСа.
  6. Договор про оказание ритуальных услуг, который оформляется агентами служб, занимающихся похоронами.

Существует 2 варианта захоронения гробом – на родственном участке либо новом.

Для того чтобы погребение произошло на новом участке земли, от ответственного за захоронение требуется предъявление гербового свидетельства и паспорта заявителя. При погребении на родственном участке требуется предоставить паспорт отвечающего за участок либо доверенность от оного, гербовое свидетельство про смерть, документацию, которая подтверждает родство умершего с похороненным на участке – свидетельство рождения либо брака, а также гербовые свидетельства каждого из похороненных на родственном участке.

Как организовать проведение кремации?

Эта процедура в крематориях России выполняется согласно предварительному заказу – не в каждом городе имеется возможность организовать похороны таким образом. В Москве она выполняется посредством ритуальных служб, работники которых обладают табельными ГБУ номерами «Ритуал». В дату кремации требуется предъявить паспорт заявителя, квитанцию-договор на ритуальные услуги, которая была предоставлена ритуальным агентством при заказе мероприятия и гербовое свидетельство про смерть. Когда установлен факт насильственной смерти либо имеет такое подозрение, для выполнения кремации требуется получение соответствующего разрешения от органов обеспечения правопорядка.

В день кремации для выполнения процедуры требуется предоставить работникам крематория следующую документацию:

  • квитанцию-договор, которая предварительно оплачена;
  • гербовое свидетельство о смерти;
  • паспорт ответственного гражданина либо получающего урну.

Для получения урны с прахом требуется предоставить работнику крематория свидетельство про смерть лица с гербовой печатью, паспорт гражданина, который несет ответственность за кремацию, справку о кремации с отметкой кладбища, где будут производиться похороны – только относительно кладбищ, предписанных к ГБУ, которое было выбрано родственниками умершего человека. В ином варианте требуется квитанция об уплате услуг кладбища города, в котором выполняется кремация, по захоронению праха в колумбарий либо землю. Если похороны будут производиться в ином городе либо государстве, то нужно предоставить заявление о месте захоронения.

Непосредственно перед выполнением процесса ответственному гражданину предоставляется справка про кремацию и сопроводительная карта с числом, временем, местом, регистрационным номером и ФИО усопшего.

Документация для транспортировки покойника

Необходимый перечень бумаг имеет прямую зависимость от места смерти человека и дальности перевозки тела для похорон. При транспортировке тела усопшего в границах региона, где умер человек, и смежных с оным областей будет необходимым медицинское свидетельство про смерть. Оформить его способны работники морга, куда доставлялось тело, либо участковый врач, когда смерть случилась за городской чертой.

Когда требуется для похорон транспортировка трупа авиатранспортом либо автокатафалком на значительные расстояния, но в рамках территории Российской Федерации, требуется больший перечень документации. К ней относится медицинское свидетельство про смерть, справка про бальзамирование – «двойное», бумага выдается моргом, разрешение на вывоз – получается в Роспотребнадзоре на основании медицинского свидетельства смерти. Также нужно гербовое свидетельство смерти и справка о невложении – выдается ритуальной службой, предоставляющей цинковый контейнер и производящей опайку оного.

Оформление документации – только часть в организации перевозки покойного. Кроме этого, требуется выполнить заказ цинкового контейнера, его опайку и подготовить катаральный транспорт. Не каждая авиакомпания осуществляет транспортировку груза 200, что делает необходимым предварительное уточнение такой возможности у перевозчика. При перевозке авиатранспортом требуется связаться с авиакомпанией, узнать детали и произвести оформление груза 200 в аэропорту. Таможенное оформление и погрузка трупа в контейнере выполняется за 6 ч. до времени отправки к месту похорон. Всем этим занимается ритуальная служба.

Когда выполняется отправка тела авиатранспортом, требуется, чтобы была соответствующая подготовка таможенной декларации. В сопроводительной документации при авиатранспортировке тела покойного должна быть указана контактная информация лица, которое обеспечивает встречу груза 200 в аэропорту. Встречающее лицо обязано предъявить собственный паспорт для получения тела.

При перевозке тела умершего за границу, кроме указанной документации, необходимо подготовить заверенный перевод перечисленных бумаг на государственный язык той страны, куда перевозится труп. В том числе требуется разрешение консульства на ввоз груза 200 в пределы иного государства.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то