Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Досье. Справка - форум азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (атэс) Россия и атэс

В ходе года председательства Перу в АТЭС и при подготовке к саммиту АТЭС-2016 основное внимание экономик Азиатско-Тихоокеанского региона было сосредоточено вокруг следующих вопросов.

1. Деглобализация. Снижение темпов роста мировой экономики и международной торговли, отсутствие продвижения в Доха раунде ВТО, Brexit и победа Д.Трампа на выборах в США поставили под сомнение целесообразность не только глобализации, но и расширения свободной торговли в рамках создающихся партнерств.

В современной ситуации ратификация Транстихоокеанского партнерства, завершение переговоров по китайскому проекту (ВРЭП) или Трансатлантическому партнерству в ближайшее время маловероятны. На этом фоне проявилось несоответствие торговой политики (повестки партнерств и региональной интеграции) и запросов общества. Вовлечение граждан, малых и средних компаний в международную торговлю, инклюзивная торговая политика, обеспечение задач развития выходят на первый план.

2. Цифровая экономика. Наиболее динамичным вопросом, обсуждение которого стремительно набирает обороты в АТЭС и на других площадках (G20, ВТО) стала цифровая экономика (и торговля). Эту повестку активно продвигают:

— США в интересах национальных IT компаний (Apple, Google, Facebook, Microsoft): безпрепятственный доступ к IT-инфраструктуре во всех странах мира, отсутствие блокировок и ограничений на перетоки данных, отсутствие требований к локализации серверов, отсутствие пошлин и налогов на товары, поставляемые цифровым образом (приложения, музыка, фильмы, другая информация).

— Китай (JD.com, Alibaba): создание инфраструктуры для доступа в Интернет и повышение беспошлинного порога на посылки – покупки в Интернет-магазинах.

Значительное внимание уделяется вопросам защиты интеллектуальной собственности и персональных данных. Другие страны, в том числе и Россия, ставят вопросы информационной безопасности, цифрового монополизма и чрезмерной концентрации данных в развитых странах (США и ЕС), вопросы защиты прав потребителей и размещения соответствующих серверов, вопросы формирования массивов открытых данных.

Предположительно, обсуждение этих вопросов будет ключевым вопросом национальной и международной повестки ведущих экономик мира в ближайшие годы.

3. Формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Важным результатом АТЭС-2016 стало завершение Коллективного стратегического исследования возможностей реализации АТЗСТ и закрепление рекомендаций относительно дальнейших действий по реализации АТЗСТ в Декларации.

Российским достижением в этом вопросе стало признание значимости Евразийского экономического союза в процессе формирования АТЗСТ и необходимости налаживания сотрудничества с региональными экономическими блоками. Это произошло благодаря, в том числе, саммиту Россия-АСЕАН, проведенному в мае в Сочи и вступлению в силу соглашения с Вьетнамом.

4. Дорожная карта по развитию торговли услугами. Итогом АТЭС 2016 года стало и формирование дорожной карты по развитию секторов и торговли услугами. Изначально заявленная экономиками-инициаторами (Австралия, США) цель подразумевала открытие рынков и элиминирование максимального количества ограничений. С учетом различного уровня готовности экономик АТЭС к открытию рынков, итоговый документ учитывает необходимость развития национальных рынков услуг и повышения их конкурентоспособности за счет совершенствования регулирования и постепенного открытия рынков.

Ключевые задачи до 2025г., поставленные в рамках дорожной карты подразумевают снижение ограничений на торговлю услугами и инвестиции, увеличение доли экспорта услуг, расширение взаимной торговли услугами в АТЭС и повышение добавленной стоимости секторов услуг.

Декларация лидеров доступна по

Ниже приводится справочная информация.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia-Pacific Economic Cooperation Forum) – межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В странах-участниках АТЭС проживают 2,8 миллиарда человек.

На долю участников АТЭС приходится около 59% мирового ВВП, 49% оборота международной торговли. Экономическая зона АТЭС является наиболее динамично развивающейся в мире.

АТЭС был образован в ноябре 1989 года на первой конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в городе Канберре (Австралия) по инициативе Австралии.

Созданию АТЭС предшествовало формирование в азиатско-тихоокеанском регионе в 1960-1980-х годах более локальных экономических союзов – Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южно-тихоокеанского форума.

АТЭС не имеет устава, поэтому юридически не является организацией и действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов.

Участниками АТЭС являются 21 страна и территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Сянган, специальный административный район КНР), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония. С учетом специфики, обусловленной участием в АТЭС Тайваня и Гонконга, членов форума принято называть "экономиками".

В 1998 году, одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу, было принято решение о введении 10-летнего моратория на дальнейшее расширение членского состава форума, который в 2010 году был продлен на неопределенный срок.

Заинтересованность в присоединении к АТЭС проявляют Гватемала, Индия, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Макао, Монголия, Пакистан, Панама, Шри-Ланка и Эквадор.

В 1991 году в Сеульской декларации были официально определены цели деятельности форума: поддержание экономического роста стран региона; укрепление взаимной торговли; ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ВТО.

Главная долгосрочная цель организации – углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

В рамках АТЭС вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной деятельности, экономического и технического сотрудничества, развития инфраструктуры, повышения уровня благосостояния стран-участниц.

АТЭС не имеет жесткой организационной структуры. Высший орган АТЭС – саммит лидеров, который проводится ежегодно. По результатам саммита лидеров принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности форума за год.

Министерские встречи – второй по значению высший орган АТЭС. Совместные совещания министров иностранных дел и торговли всегда предшествуют саммитам лидеров.

Регулярно проводятся совещания руководителей отраслевых министерств для обсуждения вопросов политики и сотрудничества, охватывающих такие области, как образование, энергетика, охрана окружающей среды, социально-экономическое развитие, региональное научно-техническое сотрудничество, развитие малых и средних предприятий, телекоммуникаций и информации, туризма, торговли, финансов, транспорта и т.д. Такие встречи предшествуют встречам министров иностранных дел и торговли.

В преддверии и для подготовки встреч на уровне министров проводятся совещания старших должностных лиц – представителей министерств иностранных дел и торговли.

В АТЭС существует институт председателя, действующий на ротационной основе (традиционно председательствует страна - хозяйка саммита).

Выполнение административно-технических функций возложено на секретариат, находящийся в Сингапуре. Часть персонала командируется от правительств стран-участниц. Секретариат возглавляет исполнительный директор, который начиная с 2010 года отбирается по итогам открытого конкурса и назначается на основе трехлетнего контракта (с 1 января 2013 года – новозеландец Алан Боллард (Alan Bollard).

Основными рабочими органами форума АТЭС являются комитеты. В АТЭС созданы и функционируют четыре комитета: комитет по торговле и инвестициям; комитет по бюджету и управлению; Экономический комитет; Руководящий комитет старших должностных лиц (СДЛ) по вопросам экономического и технического сотрудничества. В своей работе комитеты опираются на подкомитеты. Деятельность подкомитетов обеспечивают экспертные группы.

Бизнес-сообщество региона представлено действующим при АТЭС Деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года для повышения эффективности взаимодействия форума с лидерами бизнеса.

За период 1993-2013 годов состоялось более 20 саммитов лидеров АТЭС. В АТЭС не существует алфавитной или иной формально утвержденной очередности председательства, продолжительность которого составляет один календарный год. Претенденты выдвигают свои кандидатуры в инициативном порядке, а окончательное решение оформляется консенсусом. Функции страны-председателя, предусматривающие проведение на своей территории встречи глав государств и правительств и порядка ста других мероприятий различного уровня, предоставляют определенные прерогативы по выстраиванию приоритетов годичного цикла работы форума и приданию направленности дискуссиям.

В соответствии с решением лидеров АТЭС, принятым на саммите в Индонезии в 2013 году, председательствовать в форуме в период 2016-2022 годов будут, соответственно, Перу, Вьетнам, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Малайзия, Новая Зеландия и Таиланд.

В 2012 году Россия впервые председательствовала на саммите АТЭС. Форум проходил на острове Русский во Владивостоке на территории Дальневосточного федерального университета. Россия в качестве приоритетов своего председательства объявила следующие направления: развитие транспорта и логистики, продовольственная безопасность, либерализация торговли и региональная экономическая интеграция, сотрудничество в инновационной сфере.

В совместной декларации по итогам саммита лидеры экономик стран АТР заявили об особом значении экономической интеграции в период глобального снижения темпов экономического роста. Лидеры стран АТР видят выход в структурных реформах экономики, стимуляции внутреннего потребления в своих странах, развитии сферы услуг и торговли услугами, стимуляции и либерализации инвестиций, реализации крупных инфраструктурных проектов, развитии науки, технологий и инноваций, все это - в сопряжении с постоянным ростом региональной взаимосвязанности.

Лидеры экономик региона также подтвердили свою приверженность развитию свободной торговли в многостороннем формате под эгидой Всемирной торговой организации и поддержанию в странах и регионе открытой, регулируемой общими правилами и предсказуемой среды для ведения торговли.

Вопросы борьбы с терроризмом не входили в программу саммита, но активно обсуждались во время двухсторонних встреч на полях форума и между заседаниями.

Форум, получивший название Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC), был образован в ходе конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран АТР, прошедшей 6-7 ноября 1989 г. в Канберре (Австралия). Его основные цели - углубление экономической интеграции, расширение торговли, усиление экономического роста в регионе.

АТЭС формально не может называться организацией, поскольку не имеет устава и действует как международный консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Работа АТЭС строится на основе консенсуса.

Членство

В настоящее время в состав АТЭС входят 19 стран. В их числе 12 государств-учредителей - Австралия, Бруней, Индонезия, Канада, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Южная Корея, Япония, - а также КНР (вступила в 1991 г.), Мексика и Папуа - Новая Гвинея (1993), Чили (1994), Россия, Вьетнам и Перу (1998). Также с 1991 г. к АТЭС присоединились две китайские территории - Сянган (Гонконг) и Тайвань. С учетом специфики состава, включающего не только государства, но и территории, участников АТЭС принято обозначать термином "экономики".

В 1998 г. после приема в АТЭС России, Перу и Вьетнама вступил в силу десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава форума. В 2007 г. мораторий был продлен и действует до сих пор.

Официальные заявки на вступление в АТЭС подали более десяти стран Азии и Латинской Америки, в том числе Индия, Колумбия, Коста-Рика, Монголия, Пакистан.

На долю участников АТЭС приходится примерно 59% ВВП планеты и 49% мировой торговли, на их территории проживает около 2,8 млрд человек.

Структура

Руководящими органами форума являются ежегодные саммиты глав государств и правительств (проводятся с 1993 г. в разных странах) и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли. По сложившейся традиции, на церемонию открытия саммита его участники надевают костюмы, созданные на основе национальной одежды страны-хозяйки форума; в них же лидеры стран-участниц появляются и на торжественном ужине, который проходит в первый день работы саммита. Такая традиция призвана подчеркнуть многообразие культур АТР, создать непринужденную атмосферу общения. Среди наиболее колоритных костюмов, в которых показывались участники форума, - перуанские пончо и вьетнамские "аозай".

В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные заседания старших должностных лиц форума АТЭС.

Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 г. секретариат со штаб-квартирой в Сингапуре. Обязанности председателя форума осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Председатель АТЭС меняется ежегодно на ротационной основе, при этом строгого принципа ротации не существует.

Вопросами экономического взаимодействия стран-членов занимаются Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, а также многочисленные рабочие группы. Всего действует около 40 структурных подразделений форума.

Повестка

После азиатского финансового кризиса 1997 г. АТЭС стало уделять пристальное внимание проблемам усиления финансовой безопасности. После терактов 11 сентября 2001 г. в повестку дня саммитов включается тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В последнее время все больше внимания уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сфере торговли, финансов, энергетики, здравоохранения и транспорта.

Россия и АТЭС

Официальную заявку на вступление в АТЭС Россия подала 17 марта 1995 г. Решение о присоединении РФ к этой международной структуре было принято на саммите в Ванкувере 25 ноября 1997 г. Официальное вступление состоялось 14 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) на встрече министров иностранных дел и торговли.

Членство в АТЭС дает России, в частности, возможность использовать механизмы форума стимулирования экономического развития страны, прежде всего в регионах Сибири и Дальнего Востока. На российском Дальнем Востоке неоднократно проходили важные мероприятия рабочих органов АТЭС. В их числе масштабная инвестиционная ярмарка АТЭС в 2002 г., а также заседания профильных рабочих групп форума по транспорту, энергетике, промышленной науке и технологиям. В 2012 г. очередной саммит АТЭС прошел во Владивостоке. В заключительной декларации была отмечена необходимость дальнейшей либерализации торговли, экономической интеграции, повышения продовольственной безопасности, инноваций, развития транспорта и логистики.

Россия является одним из основных разработчиков инициативы АТЭС 2006 г. о развитии диалога между культурами и религиями - диалога между цивилизациями. Кроме того, РФ выступила одним из инициаторов развития сотрудничества с целью противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и разработки системы взаимного предоставления информации и скоординированных действий при возникновении эпидемий и пандемий.

В настоящее время участниками форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) являются 21 страна и территория Азиатско-Тихоокеанского региона.

Руководящими органами форума являются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и министров торговли. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания старших должностных лиц АТЭС.

Проблематикой конкретных направлений взаимодействия в АТЭС занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума (в общей сложности более 50).

Задачи Российской Федерации в АТЭС закреплены в комплексном плане действий РФ в форуме АТЭС в 2016-2018 годах №4004п-П2, утвержденном Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 9 июня 2016 года.

2012 год прошел под председательством РФ форуме АТЭС. Площадка АТЭС использовалась для продвижения российских интересов в области развития и использования современных информационных и коммуникационных технологий, а также активизации сотрудничества с государствами азиатского тихоокеанского региона в интересах развития ИКТ в России.

Деятельность Минкомсвязи России в АТЭС продолжается и направлена на развитие российских инициатив, выдвинутых в ходе года председательства России в форуме АТЭС в 2012 году по формированию единых подходов к созданию безопасной и доверенной среды в сети «Интернет» в экономиках.

История АТЭС

Форум АТЭС создан в 1989 году по инициативе премьер-министра Австралии Дж.Хоука на встрече министров экономики и иностранных дел двенадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона - Австралии, Брунея, Индонезии, Канады, Малайзии, Новой Зеландии, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Филиппин и Японии.

В 1991 году к форуму присоединились Китайская Народная Республика, а также, в качестве самостоятельных участников, Гонконг и Китайский Тайбэй, по Конституции КНР, соответственно особый административный район и провинция Китая.

В 1993 году в АТЭС вошли Мексика и Папуа — Новая Гвинея, в 1994 году — Чили.

В 1998 году одновременно со вступлением в АТЭС России, Вьетнама и Перу принято решение о введении десятилетнего моратория на дальнейшее расширение числа участников форума (продлен в 2008 году).

В 1993 году состоялся Первый саммит АТЭС в Сиэтле (США) и с тех пор встречи лидеров экономик АТЭС проводятся ежегодно.

Основные результаты АТЭС-2016

В ходе года председательства Перу в АТЭС и при подготовке к саммиту АТЭС-2016 основное внимание экономик Азиатско-Тихоокеанского региона было сосредоточено вокруг следующих вопросов.

1. Деглобализация. Снижение темпов роста мировой экономики и международной торговли, отсутствие продвижения в Доха раунде ВТО, Brexit и победа Дональда Трампа на выборах в США поставили под сомнение целесообразность не только глобализации, но и расширения свободной торговли в рамках создающихся партнерств.

В современной ситуации ратификация Транстихоокеанского партнерства, завершение переговоров по китайскому проекту (ВРЭП) или Трансатлантическому партнерству в ближайшее время маловероятны. На этом фоне проявилось несоответствие торговой политики (повестки партнерств и региональной интеграции) и запросов общества. Вовлечение граждан, малых и средних компаний в международную торговлю, инклюзивная торговая политика, обеспечение задач развития выходят на первый план.

2. Цифровая экономика. Наиболее динамичным вопросом, обсуждение которого стремительно набирает обороты в АТЭС и на других площадках (G20, ВТО) стала цифровая экономика и торговля. Эту повестку активно продвигают:

Значительное внимание уделяется вопросам защиты интеллектуальной собственности и персональных данных. Другие страны, в том числе и Россия, ставят вопросы информационной безопасности, цифрового монополизма и чрезмерной концентрации данных в развитых странах (США и ЕС), вопросы защиты прав потребителей и размещения соответствующих серверов, вопросы формирования массивов открытых данных.

Предположительно, обсуждение этих вопросов будет ключевым вопросом национальной и международной повестки ведущих экономик мира в ближайшие годы.

3. Формирование Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Важным результатом АТЭС-2016 стало завершение Коллективного стратегического исследования возможностей реализации АТЗСТ и закрепление рекомендаций относительно дальнейших действий по реализации АТЗСТ в Декларации.

Российским достижением в этом вопросе стало признание значимости Евразийского экономического союза в процессе формирования АТЗСТ и необходимости налаживания сотрудничества с региональными экономическими блоками. Это произошло благодаря, в том числе, саммиту Россия-АСЕАН, проведенному в мае в Сочи и вступлению в силу соглашения с Вьетнамом.

4. Дорожная карта по развитию торговли услугами. Итогом АТЭС 2016 года стало и формирование дорожной карты по развитию секторов и торговли услугами. Изначально заявленная экономиками-инициаторами (Австралия, США) цель подразумевала открытие рынков и элиминирование максимального количества ограничений. С учетом различного уровня готовности экономик АТЭС к открытию рынков, итоговый документ учитывает необходимость развития национальных рынков услуг и повышения их конкурентоспособности за счет совершенствования регулирования и постепенного открытия рынков.

Ключевые задачи до 2025 года, поставленные в рамках дорожной карты, подразумевают снижение ограничений на торговлю услугами и инвестиции, увеличение доли экспорта услуг, расширение взаимной торговли услугами в АТЭС и повышение добавленной стоимости секторов услуг.

Инициирование

Межправительственный форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» образован в ноябре 1989 году. РФ является членом АТЭС с 1998 года.

Цели

Отстаивание интересов России в вопросах информационно-коммуникационных технологий и трансграничного электронного документооборота для широкого спектра деловых и социальных сервисов, развитие российских инициатив по созданию перспективы взаимодействия и обмена опытом в области ИКТ, развитие российских инициатив по использованию ИКТ для повышения уровня жизни социально незащищенных слоев населения и другие.

Глобальный контекст — решение задач, поставленных Президентом РФ, по формированию от Атлантики до Тихого океана единого экономического и человеческого пространства.

Задачи

Участие в деятельности рабочих органов форума АТЭС, таких как:

  • совещание министров связи и информатизации (ТELMIN);
  • рабочая группа по телекоммуникациям и информатизации (TEL);
  • специальная группа по вопросам электронной коммерции (ECSG).

Реализация российских проектов и инициатив.

Этапы

Совещание министров связи и информатизации форума АТЭС (ТELMIN).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то