Латиноамериканская ассоциация. Латиноамериканская ассоциация свободной торговли. От интеграции данных до интеграции опыта

Международные экономические отношения

Национальная экономика любой страны представляет собой сложно структурированную систему взаимоотношений между различными субъектами в части производства, распределения, сбыта и реализации, а так же обмена экономическими благами.

В современных условиях развития высоких технологий, а так же всеобщей глобализации на мировом и международном уровне формируются свои принципы экономических взаимоотношений между национальными экономиками, региональными объединениями, международными корпорациями, мировыми биржами, крупнейшими предпринимателями и международными банками.

Как и внутригосударственная экономическая система, мировая экономика представляет собой совокупность рынков, различающихся в части используемых экономических объектов. Так выделяют трудовые, торговые, финансовые, валютные, производственные и другие виды отношений.

Замечание 1

На мировом уровне на изменения экономических показателей влияют международный капитал и международные финансово – кредитные организации.

Регулирование отношений между субъектами мировой экономики отводится специальным организациям, созданным на международном уровне, и следующим правилам, установленным для большинства стран мира.

Например, Бреттон-Вудская система позволила создать крупнейшие банки мира и международный валютный фонд. Регулированием торговых международных отношений занимается Всемирная торговая организация, созданная для либерализации торговых отношений между странами.

В экономической науке существует разделение национальных экономик по степени их развитости. Так выделяют:

  1. Страны с развитой экономической системой представляют 75% всего мирового производства, тем самым формируя потенциал экономического и технического развития мира. В настоящее время в число развитых стран входят страны Европы, страны большой семерки и ряд других стран с развитым производством.
  2. К развивающимся странам относят государственные экономики, где отношение внутреннего валового продукта на душу населения ниже, чем в развитых странах. Как правило, включают в себя многие признаки, характерные для развитых экономик, при этом испытывают сложности в промышленной отрасли и в других отраслях народного хозяйства. Внутри этой группы стран существует собственная градация, которая зависит от определенных факторов и параметров.
  3. Страны «третьего мира». Хотя изначально термин носил политический характер, сейчас он описывает страны с отсталыми экономиками, где практически нет тяжелой промышленности и уровень жизни населения достаточно низкий.

Замечание 2

Государства по принципу своей принадлежности к той или иной категории стран, часто создают определенные политические, экономические и торговые международные организации. Целью деятельности этих организаций является защита определенных интересов стран – участниц.

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли

Латиноамериканская ассоциация свободной торговли или ЛАСТ была организована в шестидесятых годах прошлого века. Целью создания организации было образование единого торгового пространства для стран участниц. Сделано это было для того, чтобы помочь развивающимся странам:

  • наращивать экономический потенциал;
  • эффективно использовать ресурсы;
  • развивать индустриальные отрасли экономик стран - участниц;
  • увеличивать рынки сбыта;
  • обезопасить национальные экономики стран - членов от воздействия соседних стран.

Изначально в организацию входили Мексика, Аргентина, Колумбия, Венесуэла, Бразилия, Боливия, Чили, Эквадор, Перу, Парагвай и Уругвай.

Для регулирования взаимоотношений были созданы контролирующие органы – Постоянный исполнительный комитет и Конференция стран – членов, которая проводилась раз в год.

Основной проблемой данной ассоциации был большой разброс в степени развитости экономик стран – участниц. Либерализация экономических связей ставила менее развитые страны в слабое положение, поэтому было принято решение применять дифференцированный подход к странам, при разработке торговых и таможенных тарифов. Для удобства все государства – участники были поделены на три группы по уровню ВВП на душу населения.

Замечание 3

Самые большие разногласия возникли в отношении торговли пшеницей и нефтью, так как на них приходилось до 30% всех торговых операций. Однако, достаточно эффективно действовали соглашения по кооперации в части производства, то есть страны оказывали взаимопомощь друг другу в определенных производственных сферах. Это позволило повысить экспорт промышленных товаров в два с половиной раза за двадцать лет деятельности ассоциации.

На базе ЛАСТ были созданы объединения судовладельцев, железных дорог и автотранспортных перевозок. Кроме того, по региональному признаку сформировались тихоокеанское и атлантическое сообщество стран.

Однако, в уставе ЛАСТ не было четко прописанных норм использования иностранных капиталов. Так снижение порогов входа на внутренние рынки позволило соседним странам с более крупными и развитыми экономиками оказывать влияние на латиноамериканские экономические системы. Инвестиционные вливания производились только в интересные для внешних игроков отрасли. Кроме того, многие рынки сбыта на международном уровне для стран ЛАСТ были недоступны, что в конечном итоге привело к кризису.

Латиноамериканская ассоциация интеграции

На смену латиноамериканской ассоциации свободной торговли пришла новая система отношений. В 1981 году начала свою деятельность Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) на базе ЛАСТ. В нее также входило 11 стран участниц, которые, как и прежде, были разделены на три группы по уровню внутреннего валового дохода. Зона свободной торговли однако так и не была создана.

В настоящее время эта организация носит больше консультационный характер, помогая регулировать отношения между странами в части соблюдения соглашений, выработке стандартов взаимодействия, а также сбору и обработке статистических данных.

Создание ЛАИ позволило заключить ряд соглашений между странами – участницами о взаимодополняемости, что повлекло за собой развитие финансовых, таможенных, научно – технических и фискальных отношений между странами.

Слайд 2

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) - объединение экономического сотрудничества 11 государств Латинской Америки Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации -Договор Монтевидео подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Слайд 3

11 государств Латинской Америки входящих в состав ЛАИ

Аргентина Боливия Бразилия Венесуэла Колумбия Мексика Парагвай Перу Уругвай Чили Эквадор

Слайд 4

Страны разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) и менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор). Договор о создании подписан в 1980, вступил в силу в 1981. Заменила существовавшую с 1960 Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли(ЛАСТ)

Сегодня ЛАИ все больше рассматривается в регионе как исключительно консультативный механизм, функции которого сводятся к отслеживанию выполнения двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений, выработке рекомендаций по урегулированию связанных с ними проблем, учету и обобщению статистических данных. Высший орган - Совет Министров иностранных дел, в компетенцию которого входит определение основных направлений интеграционного процесса. Постоянный политический орган - Комитет представителей государств ЛАИ, который рассматривает вопросы, связанные с реализацией Договора Монтевидео. Генеральный секретариат выполняет функции технического органа, предоставляет консультационную и техническую поддержку государствам-членам в ходе переговоров в рамках ЛАИ. В его задачи входит изучение и оценка хода интеграционного процесса, а также выработка и внесение предложений по выполнению Договора Монтевидео. В октябре 2004 г. на 13-й сессии СМИД ЛАИ на пост Генсекретаря избран на трехлетний срок Д.Опертти (бывший министр иностранных дел Уругвая).

Слайд 5

Структура ЛАИ

  • Слайд 6

    В рамках ЛАИ заключены двусторонние соглашения об экономической взаимодополняемости, предусматривающие взаимное снижение и отмену таможенных тарифов, сотрудничество в области финансов, налогообложения, таможенной и санитарной политики, в научно-технической сфере и др. Предусмотрена система преференций для государств с относительно меньшим экономическим развитием. В настоящее время к этой категории относятся Боливия, Парагвай и Эквадор. На определенном этапе ЛАИ внесла существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений - Андского сообщества (АС) и МЕРКОСУР, а также поспособствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений.

    Слайд 7

    ЛААИ - Региональная экономическая интеграция

  • Слайд 8

    Вместе с тем ряд базисных положений Договора Монтевидео, конечной целью которого является создание общего рынка, фактически не действует. Руководство ЛАИ предпринимает шаги по активизации ее участия в развитии интеграционных процессов в регионе, ведет поиск возможностей более полного использования потенциала Ассоциации в качестве вспомогательного механизма, форума обсуждения состояния и перспектив интеграции на континенте. Однако их результативность во многом будет зависеть от готовности к этому стран-членов ЛАИ.

    Посмотреть все слайды

    Код для блога:

    ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ), торгово-экономическая группировка 11 латиноамериканских стран (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор). Договор о создании подписан в 1980, вступил в силу в 1981. Заменила существовавшую с 1960 Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ). Задача ЛАИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли; главная цель - создание латиноамериканского общего рынка. Штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай.

    Как это будет выглядеть:

    ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ), торгово-экономическая группировка 11 латиноамериканских стран (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор). Договор о создании подписан в 1980, вступил в силу в 1981. Заменила существовавшую с 1960 Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ). Задача ЛАИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли; главная цель - создание латиноамериканского общего рынка. Штаб-квартира в Монтевидео, Уругвай.

    МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой.

    Цель соглашения выражается в содействии свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения.

    МЕРКОСУР и Андское сообщество в настоящее время - основные таможенные союзы, связанные с Союзом Южноамериканских наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

    Стратегическая цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.

    Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ ) - объединение экономического сотрудничества 11 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка.

    Страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.

    Задача ЛАИ - содействовать развитию регионального экономического сотрудничества и торговли; главная цель - создание латиноамериканского общего рынка.

    В 1945 году была создана Латиноамериканская экономическая система, в которую вступили 25 государств. В 1969 году внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли возникла Андская группа – союз Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии и Чили, к которым позже присоединилась Венесуэла. Участники Андской группы приняли решение, ограничившее сферы влияния иностранного капитала и вывоз прибылей за границу. Цель союза – стимулирование национальных экономик. 12 августа 1980 года в Монтевидео был подписан договор о Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), положивший начало региональному экономическому сотрудничеству 12 государств Латинской Америки: Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора.

    Политическими органами ЛАИ являются Совет министров иностранных дел, Конференция по оценке состояния региональной интеграции и унификации субрегиональных процессов, идущих под эгидой ассоциации, и Комитет представителей. Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, в компетенцию которого входит определение основных направлений интеграционного процесса.

    В задачи конференции, созываемой раз в три года, входит анализ эволюции интеграционного процесса, а также изучение возможностей его углубления. В последнее время заседания конференции не проводятся.



    Комитет представителей является постоянным политическим органом ассоциации и рассматривает вопросы, связанные с реализацией задач, определенных в Договоре Монтевидео. В его состав входят постоянные представители всех государств – членов ЛАИ с правом одного голоса, а также по одному заместителю.

    Генеральный секретариат выполняет функции технического органа ЛАИ. В его задачи входит изучение и оценка хода интеграционного процесса, а также выработка и внесение предложений по выполнению положений Договора Монтевидео. Генеральный секретариат также предоставляет консультационную и техническую поддержку государствам-членам в ходе переговоров в рамках ЛАИ.

    Главной целью ЛАИ является содействие процессам субрегиональной экономической интеграции в Латинской Америке через выработку ее общих правовых принципов и норм. Государства-участники используют ассоциацию для достижения договоренностей в сфере взаимной торговли и других направлений интеграции, которые затем регистрируются в ЛАИ. Из-за больших различий между латиноамериканскими странами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение некоторых стран, экономически наиболее близких друг другу. Внутри ЛАИ в 1969 году была создана Андская группа, в которую вошли Эквадор, Венесуэла, Боливия, Чили, Колумбия.

    Договоренности, достигнутые в ЛАИ, затрагивают различные сферы отношений между латиноамериканскими государствами. Среди них – взаимное снижение и отмена таможенных тарифов, развитие торговли, экономическая взаимодополняемость, торговля сельскохозяйственной продукцией, сотрудничество в области финансов, налогообложения, таможенной и санитарной политики, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество, развитие туризма и др.

    Наиболее активно интеграционные процессы начали развиваться в 1991 году, когда Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай подписали Асунсьонский договор (Парагвай) о создании МЕРКОСУР.

    МЕРКОСУР (Рынок стран Южного конуса) – субрегиональный торгово-экономический союз, в который помимо Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая ассоциированными членами входят Боливия и Чили. Цель МЕРКОСУР – создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участникам на основе интенсивной совместной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона.

    Главный орган МЕРКОСУР – Совет Общего рынка, который собирается на высшем уровне и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Исполнительный орган – Группа Общего рынка с секретариатом в Монтевидео (Уругвай), а также десять технических комиссий, занимающихся вопросами торговли, валютно-финансовой политики, транспорта, сельского хозяйства и т. д.

    Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками, стабилизировало экономики входящих в него стран. Например, в период экономического застоя в Бразилии в 1991-1993 гг. местная промышленность смогла выжить благодаря доступу на рынок Аргентины, экономика которой в то время была на подъеме. А в 1994-1995 гг., в условиях экономического спада, Аргентине помогла Бразилия.

    Опыт МЕРКОСУР показал, что для успеха интеграционной группировки необходимо членство по меньшей мере двух сильных в экономическом отношении стран. Позже произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными образованиями. В 1998 году Центральноамериканская интеграционная система SICA (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор) заключила соглашение о слиянии своей зоны свободной торговли с аналогичной зоной МЕРКОСУР.

    В 1995 году МЕРКОСУР и ЕС заключили Рамочное межрегиональное соглашение о создании зоны свободной торговли между ними к 2001 году. Одним из главных инициаторов была Испания, сохраняющая связи со своими бывшими колониями. Однако в ходе переговоров стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10 % населения земного шара, требует согласования и подготовки, а потому сроки отодвинули на 2005, затем на 2010 год.

    Был выдвинут проект объединения МЕРКОСУР и НАФТА. Однако в ходе развития переговоров выявилась конкуренция двух проектов. Бразильский проект предполагал развитие интеграции в МЕРКОСУР и НАФТА с постепенным экономическим подтягиванием Латинской Америки и параллельным сближением таможенной и тарифной политики. Американский вариант предлагал создать панамериканскую зону свободной торговли на основе НАФТА, т. е. фактически за счет растворения МЕРКОСУР. Учитывая, что НАФТА превышает МЕРКОСУР по территории и населению вдвое, по ВВП в семь раз, по товарообороту в 28 раз, латиноамериканские участники проголосовали за проект Бразилии.

    Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) объединение экономического сотрудничества 11 государств Латинской Америки Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации Договор Монтевидео подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.




    Сегодня ЛАИ все больше рассматривается в регионе как исключительно консультативный механизм, функции которого сводятся к отслеживанию выполнения двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений, выработке рекомендаций по урегулированию связанных с ними проблем, учету и обобщению статистических данных. Высший орган Совет Министров иностранных дел, в компетенцию которого входит определение основных направлений интеграционного процесса. Постоянный политический орган Комитет представителей государств ЛАИ, который рассматривает вопросы, связанные с реализацией Договора Монтевидео. Генеральный секретариат выполняет функции технического органа, предоставляет консультационную и техническую поддержку государствам- членам в ходе переговоров в рамках ЛАИ. В его задачи входит изучение и оценка хода интеграционного процесса, а также выработка и внесение предложений по выполнению Договора Монтевидео. В октябре 2004 г. на 13-й сессии СМИД ЛАИ на пост Генсекретаря избран на трехлетний срок Д.Опертти (бывший министр иностранных дел Уругвая). Страны разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) и менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор). Договор о создании подписан в 1980, вступил в силу в Заменила существовавшую с 1960 Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли(ЛАСТ)



    В рамках ЛАИ заключены двусторонние соглашения об экономической взаимодополняемости, предусматривающие взаимное снижение и отмену таможенных тарифов, сотрудничество в области финансов, налогообложения, таможенной и санитарной политики, в научно-технической сфере и др. Предусмотрена система преференций для государств с относительно меньшим экономическим развитием. В настоящее время к этой категории относятся Боливия, Парагвай и Эквадор. На определенном этапе ЛАИ внесла существенный вклад в становление процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки возникновения и эволюции крупнейших субрегиональных объединений Андского сообщества (АС) и МЕРКОСУР, а также поспособствовав заключению и унификации двусторонних экономических соглашений.



    Вместе с тем ряд базисных положений Договора Монтевидео, конечной целью которого является создание общего рынка, фактически не действует. Руководство ЛАИ предпринимает шаги по активизации ее участия в развитии интеграционных процессов в регионе, ведет поиск возможностей более полного использования потенциала Ассоциации в качестве вспомогательного механизма, форума обсуждения состояния и перспектив интеграции на континенте. Однако их результативность во многом будет зависеть от готовности к этому стран-членов ЛАИ.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то