Основные международные экономические организации. Международные экономические организации: цели, функции, деятельность. Система международных экономических организаций Международной экономической организацией является

    - … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Великобритания - (United Kingdom) Государство Великобритания, история и развитие Великобритании, политическое и экономическое устройство Информация о государстве Великобритания, история возникновения и развития Великобритании, политическое и экономическое… … Энциклопедия инвестора

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) - одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в 1960 г.… … Юридическая энциклопедия

    - (ОЭСР) одна из ведущих международных экономических организаций, призванных координировать и разрабатывать единую экономическую политику капиталистических стран, созданная в 1961 г. после ратификации Конвенции об учреждении ОЭСР, подписанной в… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Рынок труда - (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… … Энциклопедия инвестора

    Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Рост взаимозависимости между странами, столкновение на мировом рынке интересов многочисленных субъектов МЭО, возникновение глобальных проблем человечества привели к необходимости регулирования международных отношений объединёнными усилиями стран мира, т.е. на многостороннем уровне.

В результате, в середине 20 века сформировалась система международного регулирования мирохозяйственных связей, которая основывается на нормах международного права.

Международное регулирование МЭО осуществляется в рамках международных экономических организаций.

Международные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества, которая объединяет членов из разных стран.

Международная организация – это организация, учреждённая договором государств-членов, субъект международного права, имеющая согласованные её участниками цели, компетентные органы, устав, порядок членства и др. атрибуты.

Международная организация создаётся через заключение международного договора, который является учредительным документом организации. Дата его подписания считается датой создания организации. Прекращение существования организации происходит путём подписания протокола о роспуске.

Вступая в ту или иную международную организацию, государства теряют право предпринимать действия, входящие в компетенцию международной организации, и обязаны подчиняться её решениям.

Членами международной организаций являются только суверенные государства. Они равноправно участвуют в работе организации и несут ответственность за её деятельность, делают взносы, формируя бюджет организации. Также возможно неполное (ассоциированное) членство, когда страна не имеет права участвовать в голосовании и избираться в исполнительные органы.



Государства, не являющиеся членами, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе организации, если это установлено правилами.

Основные фазы деятельности организации состоят в обсужде­нии, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных видафункций международной организации:

1. Регулирующая функция состоит в определении целей, принципов и правил поведения стран-членов, которые фиксируются в резолюциях. Данные решения (резолюции) организаций не обладают обязательной силой (т.е. не создают международно-правовых норм), но оказывают значительное влияние на формирование международного права.

2. Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуж­дать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Во многих случа­ях государства обязаны регулярно представлять доклады о вы­полнении ими норм и актов организации в соответствующей области.

3. Оперативнаяфункция заключается в достижении целей собственными средствами организации. Т.е.они оказывают экономическую, научно-техническую, консультационную и другую помощь странам-членам.

Международные организации классифицируют по ряду критериев:

- по характеру членства и юридической природе участников

· Межправительственные – объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей.

· Неправительственные – создаётся на основе объединения физических или юридических лиц в форме ассоциаций, федераций и действует в интересах членов для достижения конкретных целей (союзы предпринимателей, международная торговая палата и др.).

- в зависимости от круга участников

· Всеобщие (универсальные) – рассчитаны на участие всех государств (ООН и её специализированные учреждения, ВТО);

· Ограниченного состава – могут быть региональными (СНГ, Совет Европы, Лига арабских государств), либо в зависимости от другого критерия (ОЭСР – участвуют только промышленно развитые страны, ОПЕК – страны, для которых основной экспортный товар – нефть).

-в зависимости от характера компетенции

· Общей компетенции – их деятельность охватывает все сферы отношений между странами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (ООН, Совет Европы)

· Специальной компетенции – осуществляют сотрудничество в одной области (Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Международное агентство по атомной энергии и др.)

-по организационному признаку

· Входящие в систему ООН (ЮНКТАД, МВФ, ВТО)

· Не входящие в ООН (ОЭСР, МТП, М/н энергетическое агентство)

· Региональные экономические организации

-в зависимости от сферы международного регулирования выделяют международные организации, регулирующие

· экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли МЭ (ПРООН - программа развития ООН, Всемирная торговая организация по туризму, Международная морская организация и др.);

· сферу мировой торговли (ВТО, ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию, МОК – международная организация по кофе и др.);

· валютно-кредитные и финансовые отношения (МВФ, группа ВБ, ЕБРР);

· сотрудничество в области интеллектуальной собственности и научно-техническое сотрудничество (ВОИС)

· предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК);

· сотрудничество в сфере сертификации и стандартизации продукции (м/н организация по стандартизации – ИСО)

· сферу международных инвестиций

· сотрудничество в области международной коммерческой практики

- по соотношению объёма компетенции, передаваемой государствами международной организации

· межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределённая компетенция остаётся совместной для государства и организации;

· международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц.

· наднациональные организации,созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.

- в соответствии со статусом

· формальные

· неформальные.

Ведущая роль в системе международных экономических организаций принадлежит организациям, входящим в систему ООН .

ООН- создана в 1945 году. В ООН входит 192 государства. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке (США).

Цели ООН:

Поддержание мира и безопасности путём принятия коллективных мер и мирного урегулирования споров

Развитие дружественных отношений между странами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов

Осуществление м/н сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение уважения к правам человека без различия расы, пола, языка, религии;

Выполнение функций центрального органа по согласованию усилий разных стран, направленных на достижение данных целей.

Принципы ООН:

Суверенное равенство всех членов

Разрешение м/н споров мирными средствами

Оказание членами ООН помощи во всех её действиях.

ООН является универсальной международной организацией, как по членству, так и по проблемам, находящимся в её компетенцию.

В систему ООН входят:

1) главные и вспомогательные органы

2) специализированные учреждения и организации

3) автономные организации

Структура ООН:

1. Генеральная ассамблея главный орган ООН. Состоит из представителей всех государств-членов. Она определяет политику ООН, её программу, утверждает бюджет, вырабатывает основные направления деятельности. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

В составе ГА ООН функционируют специальные органы, наиболее значимые из которых:

Ø В 1964г. Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) . Штаб-квартира находится в Женеве. Она призвана рассматривать вопросы, связанные с участием развивающихся стран в м/н торговле, вопросы внешней задолженности, финансирования проектов развития, передачи им новых технологий. Значительное внимание данная организация уделяет наименее развитым странам. ЮНКТАД публикует ряд исследований, получивших мировое признание (Доклад о мировых инвестициях и др.)

Ø Программа развития ООН (ПРООН) – учреждена в 1965г., штаб-квартира в Нью-Йорке, участвуют 166 стран. Главная задача – содействие странам в приобщении к знаниям и мировому опыту развития с целью улучшения социально-экономического развития. Ежегодно составляет и публикует Доклад о развитии человеческого потенциала.

Ø Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ – UN Commission on International Trade Law) – основана в 1966г. с целью гармонизации и унификации правовых норм в международной торговле.

Ø И другие.

2. Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето (т.е. могут заблокировать любое решение, принятое Советом).

3. Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - осуществляет функции ООН в сфере экономического, социального, культурного и гуманитарного международного сотрудничества. В состав ЭКОСОС входят:

5 региональных комиссий - Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). Целями региональных комиссий являются изучение экономических и социальных проблем соответствующих регионов мира, разработка мер и средств по оказанию содействия.

6 функциональных комиссий – для социального развития, по наркотическим средствам, по науке и технологиям в целях развития, по содействию развитию, по статистике, по транснациональным корпорациям

ЭКОСОС осуществляет согласование деятельности 18 специализированных учреждений:

· М/н союз электросвязи, МСЭ – 1865г.

· ВПС – Всемирный почтовый союз – 1874г.

· МОТ – М\н организация труда – 1919г.

· ИКАО – М\н организация гражданской авиации – 1944г.

· ФАО – продовольственная и с\х организация объединённых наций – 1945г.

· ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки и культуры – 1945г.

· МВФ – М\н валютный фонд – 1945г.

· ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения – 1948г.

· ВМО – Всемирная метеорологическая организация – 1951г.

· ММО – Международная морская организация – 1959г.

· ЮНИДО – ООН по промышленному развитию – 1966г.

· ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности – 1970г.

· ИФАД – М\н фонд с\х развития – 1977г.

· Группа всемирного банка

o МБРР – М\н банк реконструкции и развития – 1946г.

o МФК – М\н финансовая корпорация – 1956г.

o МАР – Международная ассоциация развития – 1960г.

o МЦИУС – М/н центр по урегулированию инвестиционных споров – 1966г.

o МИГА – М\н агентство по инвестиционным гарантиям – 1988г.

Связанные с ООН организации (автономные учреждения)

ü МАГАТЭ – М\н агентство по атомной энергии

4. Совет по опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

5. Международный Суд ООН - главный судебный орган ООН.

6. Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу ООН. Он обслуживает другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Пан Ги Мун вступил на пост генерального секретаря 1 января 2007.

Основополагающую роль в регулировании МТ играет ГАТТ/ВТО.

ГАТТ – Генеральное соглашение по торговли и развитию (General Agreement on Tariffs and Trade).

Договор о создании ГАТТ вступил в силу в 1948 г.

1 января 1995 г. ГАТТ прекратило свое существование, модифицировавшись во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) (World Trade Organization).

ГАТТ - это многосторонне м/н соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и гос. регулирования взаимной торговли стран-участниц. Оно в основном занималось вопросами либерализации взаимной торговли товарами между странами-участницами.

ВТО была создана как ответ на изменившиеся условия в мировой практике МТ: рост торговли услугами, появление специфического сегмента на рынке товаров – рынка интеллектуальных продуктов (формально основу ВТО составляет три совета: Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по Торговым аспектам обеспечения прав интеллектуальной собственности).

ВТО состоит из 153 государств, на долю которых приходится почти 97 % мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:

Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

Взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

Отказ от использования количественных и иных ограничений;

Транспарентность торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

За годы своего существования ГАТТ/ВТО удалось снизить уровень импортных тарифов ПРС с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х и до 4-5% в настоящее время.

Россия ведет переговоры о вступлении в организацию.

ЮНКТАД – конференция ООН по торговле и развитию:

1964 год – создание. Штаб-квартира – Женева. Всего – 193 страны-члена.

РФ и бывшие страны СССР – члены ЮНКТАД.

Цель – способствовать развитию МТ и стимулировать развитие стран-членов через МТ.

Высший орган – Конференция – собирается 1 раз в 4-5 лет, на ней представлены все члены организации.

ЮНИДО - Организация промышленного развития ООН:

Штаб-квартира – Вена. 173 государства-члена, в том числе РФ. 1966 год – создание.

Изначально ЮНИДО – арена борьбы за новый экономический порядок, так как туда входила группа G-77: страны богатого Севера должны были добровольно перечислять ежегодно 1 % ВВП в пользу развивающихся стран. США отказались, СССР – сперва согласились, но затем оказалась, что G-77 относит СССР к странам «богатого Севера». Со стороны СССР последовал отказ от условий, так как он никогда не владел колониями на юге.

Цель – способствовать промышленному развитию стран-членов, а также оказание помощи в поиске инвесторов.

Структура :

Высший орган – Конференция; собирается 1 раз в 2 года.

Совет ЮНИДО собирается 2 раза в год. Он рассматривает отдельные ситуации в промышленности, разрабатывает рекомендации для развивающихся стран, осуществляет экспертизу инвестиционной привлекательности проектов (+ внедряет программы по повышению инвестиционной привлекательности государств), собирает и обрабатывает информацию.

Пример : в республике Саха ЮНИДО способствовала сотрудничеству иностранного капитала и республики и поддержала несколько инвестиционных проектов.

Система экспертизы ЮНИДО взята за основу во многих странах, в том числе в РФ.

МВФ – международный валютный фонд (International Monetary Fund) межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им фин. помощи при валют. затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в ин. валюте. МВФ - специализированное учреждение ООН - был учрежден в 1944 г. на Бреттон-Вудской м/н конференции.

Капитал фонда формируется на основе взносов стран участниц. Количество голосов при принятии решений зависит от величины взноса страны. Наибольшие взносы (подписные квоты) имеют ПРС. Самые крупные пео величине: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия.

МВФ осуществляет все операции (прежде всего кредитные) только с официальными органами стран участниц.

Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (траншами) по 25% от суммы кредита, получение которых сопряжено с исполнением макроэкономических обязательств, рекомендованных экспертами фонда (невыполнение их ведет к приостановке выдачи следующего транша).

Россия является членом МВФ.

Группа всемирного банка (World Bank Group) или – межгосударственное финансовое учреждение, основной целью которого является оказание помощи развивающимся странам в повышении производительности и доходов и борьбе с бедностью.

Учреждена в 1944 г. на Бреттон-Вудской м/н конференции.

Состоит из 5-ти организаций.

МБРР – Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) (“Всемирный банк”). Создан в 1944 г. 184 страны.

МАР – Международная ассоцияция развития (International Development Association). Создана в 1960 г. 163 страны.

МФК – Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation). Создана 1956 г. 175 стран.

МАГИ - Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (Multilateral Investment Guarante Agency). Создано в 1980 г. 158 стран.

МЦУИС - Международный центр урегулирования инвестиционных споров (International Centre for Settlement of Investment Disputes). Создан в 1966 г. 134 страны.

Россия участвует во всех организациях Группы всемирного банка кроме МЦИУС.

К организациям не входящим в систему ООН относится весьма влиятельная организация в мире ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития, которая была создана в 1961г., по инициативе США. Штаб-квартира в Париже.

В её состав входят 34 страны, в первую очередь страны с развитой рыночной экономикой. Страны-члены ОЭСР:

Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чехия, Чили, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Ю.Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словакия, Словения, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания, Соединенные Штаты. Страны-участницы ОЭСР производят около 2/3 МВП.

Годовой бюджет составляет около 328 млн.долл. США. Размер взноса страны зависит от объёма ВВП страны. Наибольший размер взноса у США и Японии.

Условием вступления в ОЭСР является приверженность страны принципам демократии и рыночной экономики. Россия имеет статус наблюдателя.

ОЭСР прежде всего является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику. Секретариат ОЭСР занимается сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д.

Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

Эволюция ОЭСР

ОЭСР возникла на базе Организации европейского экономического сотрудничества, созданной для распределения американской и канадской помощи, направляемой по плану Маршалла на послевоенное восстановление Европы. Основной целью ОЭСР, которая была создана как правопреемник ОЕЭС в 1961 г., является построение здоровой экономики в государствах-членах, совершенствование ее эффективности, взаимная притирка их рыночных систем, распространение свободы торговли и вклад в дальнейшее развитие как промышленно развитых, так и развивающихся стран.

За тридцать лет существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран – в настоящее время практических всех, входящих в мировое сообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.

Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могут как открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма.

По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей пост-индустриальной эре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.

Структура Организации

Комитеты

Представители стран-членов ОЭСР встречаются между собой и обмениваются информацией в рамках соответствующих профильных комитетов. Эти комитеты, в работе которых принимают участие представители национальных правительств или соответствующих постоянных миссий стран-членов, расположенных, как и Секретариат, в Париже. Вся работа осуществляется под руководством Совета, наделенного полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждой страны-члена, а также представитель Европейской комиссии. Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне послов стран-членов при ОЭСР, на этих заседаниях вырабатываются общие направления деятельности Организации. Раз в год проводятся заседания Совета на уровне руководителей министерств, когда в его работе принимают участие министры иностранных дел, финансов, и т.д., которые поднимают наиболее важные вопросы и обращают на них внимание общественности, а также устанавливают приоритеты работы ОЭСР на предстоящий год.

Специализированные комитеты проводят свои заседания для выработки новых идей и оценки прогресса достигнутого в более узких областях, как, например, в торговле, в управлении предприятиями государственного сектора, в области содействия развитию, в области финансовых рынков и т.д. В состав органов ОЭСР входит более 200 комитетов, рабочих и экспертных групп. На их заседания ежегодно прибывают около 40 тыс. высокопоставленных служащих национальных правительств для организации, рассмотрения результатов и участия в работе Секретариата ОЭСР. Благодаря средствам электронной связи, они имеют возможность удаленного доступа к документам Организации и обмена информацией через сети данных ОЭСР.

Секретариат

Сотрудники Секретариата (1900 чел.) прямо или косвенно обеспечивают работу комитетов ОЭСР. Около 700 экономистов, научных работников, юристов и представителей иных профессий, являющихся сотрудниками соответствующих директоратов, осуществляют исследовательскую и аналитическую деятельность.

Работа Секретариата осуществляется под руководством Генерального секретаря ОЭСР и его четырех заместителей. Генеральный секретарь также председательствует на заседаниях Совета, являясь важнейшим связующим звеном между национальными представительствами при ОЭСР и Секретариатом.

Официальными языками ОЭСР являются английский и французский. Штат сотрудников набирается в странах-членах ОЭСР, тем не менее на время работы они считаются международными служащими и не представляют интересов соответствующих государств. При приеме сотрудников на работу ОЭСР не применяет каких-либо национальных квот, кадровой политикой Организации является найм людей, обладающих высокой квалификацией в соответствующих областях с учетом их опыта работы и национальности.

Финансирование

Работа ОЭСР финансируется за счет взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса государств-членов в бюджет Организации рассчитывается по определенной формуле, основанной на соответствующих экономических показателях. Крупнейшим плательщиком являются Соединенные Штаты, обеспечивающие 25 процентов бюджета ОЭСР, на втором месте по величине взносов находится Япония. С одобрения Совета страны-члены имеют право на осуществление дополнительного финансирования отдельных программ или проектов.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета.

Результаты работы

В отличие от Всемирного банка и Международного валютного фонда ОЭСР не занимается распределением денежных средств. Организация является прежде всего форумом для выработки новых идей на основе научных исследований и анализа социально-экономической политики и их обсуждения с целью содействия национальным правительствам в разработке как общей политики, согласованной в рамках ОЭСР, так и национальной политики соответствующих государств проводимой как во внутренних делах, так и на других международных форумах.

Несмотря на тот факт, что роль ОЭСР в этих вопросах не всегда является определяющей, в глазах правительств стран-членов она тем не менее чрезвычайно важна. Работа в рамках ОЭСР представляет собой высокоэффективный процесс, начинающийся со сбора данных, и включает как этап анализа, так и этап коллективного обсуждения тех или иных направлений политики. В основе эффективности работы ОЭСР лежит перекрестная проверка предлагаемых решений национальными правительствами, многосторонний контроль за их выполнением и взаимное влияние стран в деле соблюдения взятых на себя обязательств или осуществления реформ. Именно кулуарная работа в рамках ОЭСР позволила определить стоимость субсидий сельскому хозяйству, что впоследствии стало решающим фактором для заключения соглашений по их согласованному снижению. Междисциплинарные исследования по причинам роста безработицы и борьбы с этим явлением послужили тем импульсом, который заставил правительства разработать соответствующие меры по борьбе с ней. Определение препятствий на пути эффективной работы, экономического роста и модернизации и их последствий зачастую побуждает национальные правительства к принятию жестких политических решений, направленных на повышение эффективности экономики. Аналитическая работа ОЭСР и ее усилия по достижению консенсуса по проблемам торговли услугами внесла свой вклад в успешное завершение Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ.

В некоторых случаях дискуссии, начатые в рамках ОЭСР, приводят к проведению полномасштабных переговоров под эгидой организации, в результате которых страны-члены приходят к соглашению по выработке определенных правил сотрудничества в международном масштабе. Эти переговоры могут завершаться как заключением формальных соглашений (например, по борьбе с коррупцией, по экспортным кредитам, движению капиталов и прямым иностранным инвестициям), так и выработкой определенных стандартов и моделей в международном налогообложении, или рекомендаций и основных направлений политики в области охраны окружающей среды.

Большинство материалов, собранных и проанализированных в рамках работы ОЭСР предаются гласности через широкий спектр публикаций: от пресс-релизов и регулярно издаваемых сборников данных и прогнозов до единовременных изданий (или монографий) по конкретным проблемам, от ежегодных экономических обзоров по каждой из стран-членов до регулярно издающихся обзоров по системам образования, науки и вопросам политики в области технологий и защиты окружающей среды. Два раза в год выходит сборник «Перспективы экономики», ежегодно выходят «Прогноз занятости» и доклад по политике ОЭСР в области оказания международной помощи. Публикации ОЭСР пользуются заслуженным авторитетом, и, пожалуй, именно по ним общественность судит о деятельности Организации.

Структура Секретариата

Деятельность Секретариата построена в соответствии со структурой комитетов; комитеты организованы в директораты, в которые также входят рабочие группы и подгруппы, образуемые комитетами. Тем не менее следует отметить, что работа ОЭСР все больше строится на базе междисциплинарных и «горизонтальных» исследований, выходящих за рамки отдельных секторов. Например, в рамках программы ОЭСР «Международное будущее», направленной на упреждающее выявление новых проблем в области социально-экономической политики, задействован широкий круг научных дисциплин. По проблемам занятости и безработицы совместно с исследователями рынка труда и социальной политики работают специалисты в области макроэкономики, налогообложения, предпринимательской деятельности и технологий. Уже немыслимо раздельное изучение проблем охраны окружающей среды и экономических процессов. Неразрывно связаны между собой проблемы торговли и инвестиций. Развитие биотехнологий затрагивает политику в области сельского хозяйства, промышленности, науки, охраны окружающей среды и экономического развития. Изучение проблем глобализации неизбежно потребует привлечения специалистов из практически всех областей социально-экономической политики.

Ряд м/н организаций был создан развивающимися странами. Наибольшую известность получила Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) , созданная нефтедобывающими державами в 1960г. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор, Ангола. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

В 70-хгг. ОПЕК добилась значительных успехов, однако в дальнейшем её значение в силу ряда причин ослабло. Но, в настоящее время она опять играет важнейшую роль на мировом рыке энергоресурсов, осуществляя регулирование объёмов добычи и торговли нефтью и нефтепродуктами странами-членами.

Характерной особенностью мирового экономического развития является возрастание роли неформальных экономических организаций :

1) Всемирный экономический форум - международная неправительственная организация, деятельность которой направлена на развитие международного сотрудничества. Форумы проводятся в Давосе (Швейцария).

Создан в 1971 году. Членами ВЭФ являются около 1000 крупных компаний и организаций из разных стран мира, в том числе России. Постоянный исполнительный орган - Совет директоров. Штаб-квартира расположена в пригороде Женевы - Колоньи. Бюджет формируется за счет ежегодных членских взносов и средств, вносимых участниками Форума. Состав участников ежегодно пересматривается.

Основатель и бессменный руководитель ВЭФ - профессор из Швейцарии Клаус Шваб. По его инициативе в 1971 был проведен первый симпозиум, собравший около 450 руководителей ведущих европейских компаний, чтобы обсудить перспективы мировой экономики и выработать общую стратегию. На первых заседаниях, которые проходили под эгидой Комиссии европейских сообществ (ныне - Европейская комиссия), обсуждались, главным образом, вопросы улучшения позиций Западной Европы в конкурентной борьбе. С годами тематика постепенно расширялась, в повестку дня включались политические и экономические вопросы, затрагивающие другие регионы, проблемы улучшения механизма мировой торговли, корректного партнерства. В середине 70-х годов в Давос стали приглашать влиятельных людей со всего мира (членов правительств и лидеров бизнеса), и уже в следующем десятилетии форум приобрел статус одного из главных событий года.

Главным мероприятием ВЭФ являются ежегодные встречи, которые проводятся традиционно на всемирно известном горнолыжном курорте Давос в конце января - начале февраля (за исключением сессии в Нью-Йорке в 2002 г., проведенной в знак солидарности с США после терактов 11 сентября 2001 г.).

По традиции здесь, в неформальной обстановке, обсуждаются ключевые вопросы современности, перспективы экономического развития, укрепления стабильности и мира, положение в «горячих точках». Здесь не принимаются резолюции или другие документы, но Форум предоставляет возможность встретиться и обсудить в неформальной обстановке многие ключевые для мировой экономики вопросы, установить новые деловые контакты, провести неофициальные встречи «с глазу на глаз» и «без галстуков».

С 1979 года специалисты ВЭФ составляют ежегодный доклад «Глобальная конкурентоспособность», в котором оценивают более чем 100 стран мира по двум главным показателям - индексу потенциального роста и индексу конкурентоспособности. В последнее время ВЭФ стал выпускать дополнительные рейтинги отдельных регионов и секторов экономики. В частности, в 2005 году был обнародован доклад «Конкурентоспособность арабского мира», первое исследование такого рода для арабского региона; к 60-й юбилейной сессии ГА ООН был опубликован доклад ВЭФ о партнерстве между государством и бизнесом в решении таких проблем, как проблема бедности в мире; в рамках «Инициативы глобального управления» ВЭФ был представлен доклад об успехах в решении глобальных проблем в 2005 году.

В рамках Форума созданы и действуют группы или клубы по профессиональным интересам. Так, в последнее время сформированы объединения «Пионеры высоких технологий» (входят руководители самых передовых в области научно-технического прогресса фирм), а также «Форум новых глобальных лидеров», объединяющий известных руководителей не старше 40 лет, «продемонстрировавших приверженность улучшению положения в мире».

Начало сотрудничества России с ВЭФ было положено в 1986 году. С 1987 года российские делегации постоянно участвуют в ежегодных встречах Форума, регулярно в России проводятся выездные сессии ВЭФ.

Большой восьмёрки - международный клуб, объединяющий правительства семи наиболее индустриально развитых стран мира и России. «Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секрет

Глобализация мирохозяйственных процессов мирового хозяйства, усиления взаимозависимости национальных экономик, приводит к необходимости учреждения международных организаций по контролю, координации, содействию и унификации социально-экономических вопросов, возникающих между странами и выраженных в формальных и полуформальных структурах.

Международные организации подразделяются на две категории:

1. Межправительственные организации – участниками которых являются непосредственно государства, действующие на основании соответствующих договоров и обладающие международной правосубъектностью.

2. Неправительственные организации – в их состав входят различные объединения, они не являются субъектами международного права, а имеют статус юридических лиц, однако это не мешает некоторым из них иметь специализированный статус в межправительственных организациях. Так, например Международная торговая палата (МТП) – неправительственная торговая организация имеет консультативный статус в ООН. Зарегистрировано порядка 7000 международных неправительственных организаций.

Межправительственные организации.

I. Система ООН состоит из главных и вспомогательных органов, 18 специализированных учреждений и ряда программ, советов и комиссий, которые представлены:

1. Экономическим и Социальным советом (ЭКОСОС) - является основным органом по координации экономической и социальной деятельности ООН, 54 члена. ЭКОСОС имеет региональные экономические комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Западной Азии (ЭСКЗА), Африки (ЭКА), Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Европейская Экономическая комиссия (ЕЭК). Цель их деятельности – содействие проведению согласованных действий по экономическому сотрудничеству в рамках соответствующего региона.

2. Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД) - орган Генеральной Ассамблеи ООН, торгово-экономическая организация призванная содействовать развитию международной торговли между развитыми и развивающимися странами; согласовывать политику отдельных государств и интеграционных группировок в международной торговле; разрабатывать рекомендации для развития международных экономических отношений. Членами этой организации являются 186 государств, включая Россию.

3. Программа развития ООН (ПРООН).

4. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

5. Всемирный продовольственный совет (ВПС).

6. Мировая продовольственная программа (МПП),

7. Международный торговый центр (МТЦ).

Специализированные учреждения:

1. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) – основана в 1945 году. Членами этой организации являются 169 государств и Европейский союз. Цели ФАО:

Устранение проблемы голода;

Улучшение питания и качества жизни;

Совершенствование сельскохозяйственного производства;

Содействие развитию сельских районов и улучшению условий жизни сельского населения.

2. Всемирный банк. Представлен группой институтов: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – главный институт Всемирного банка. Основан в 1945 году, предоставляет кредиты в основном промышленно развитым странам. Международная ассоциация развития (МАР) – образована в 1960 году; предоставляет кредиты развивающимся странам. Международная финансовая корпорация (МФК) – дата основания 1956 год; оказывает содействие частному сектору развивающихся стран. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) - образовано в 1966 году; оказывает услуги по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

4. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

5. Международная организация труда (МОТ) – основана в 1919 году. Объединяет на равных правах правительства, предпринимателей и трудящихся. Состоит из 170 государств, включая Россию. Цели МОТ:

Обеспечения занятости;

Поощрение экономических и социальных программ;

Соблюдение основных прав человека;

Охрана жизни и здоровья трудящихся.

6. Международный валютный фонд (МВФ) – учрежден в 1944 году. Одна из ведущих финансово-кредитных организаций. Включает 182 страны, в том числе с 1992 года Россию. МВФ предоставляет кредиты, в обмен на проведения такой экономической политики, при которой страна сможет накапливать валютные резервы и погашать долги кредиторам. Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ, которая приходится на страну – члена организации. Квота Росси составляет 2,99% (4,3 млрд. СДР).

7. Международная морская организация (ММО).

8. Международный союз электросвязи (МСЭ).

9. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – учреждена в 1970 году, с 1974 года - специализированное учреждение системы ООН. Членами этой организации являются 156 государств, включая Россию. Главная цель – содействие охране интеллектуальной собственности.

10. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) – основана в 1967 году, ее членами являются 166 государств, включая Россию. Цели деятельности ЮНИДО:

Координация промышленного развития стран в рамках системы ООН;

Индустриализация развивающихся стран, при приоритетном развитии стран Африки;

Содействие реструктуризации экономик стран с переходной экономикой.

11. Всемирная торговая организация (ВТО). Правовой основой ВТО, действующей с 1 января 1995 года является ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) в редакции 1994 г. Главная цель ВТО – дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Местопребывания – Женева (Швейцария). В настоящее время в ВТО входят 128 государств, свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Автономные организации:

1. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) – является самостоятельной межправительственной организацией. Входящей в систему ООН. Членство – 123 государств, включая Россию. Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях.

2. Всемирная туристская организация (ВТО) - специализированная организация.

II. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), создана в 1961 г. На 1 января 1999 г. состояла из 29 стран, большинство из них развитые. Местонахождения Париж (Франция). Россия сотрудничает с ОЭСР с 1994 г. после подписания Декларации о сотрудничестве и Соглашения о привилегиях и иммунитете. В мае 1996 г. Россия подала заявление о вступлении в Организацию в качестве полноправного члена.

Главные задачи:

Анализ состояния экономик стран-членов, составление дважды в год прогноза их развития на ближайшие полтора года;

Координация финансовой помощи развивающимся странам;

Подготовка материалов для крупных международных отношений.

ОЭСР принимает два вида решений: постановления, обязательные для всех стран-членов, и так называемые джентльменские, имеющие добровольный характер, но обычно соблюдаемые.

III. Всемирная таможенная организация – образована в 1952 году, объединяет 139 государств, с 1991 года в организацию входит Россия. Содержание деятельности - разработка и распространение единых таможенных правил, содействие гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства.

IV. Банк международных расчетов – (БМР) основан в 1930 году, объединяет центральные банки 33, в основном европейских государств. Основные функции – координирует деятельность центральных банков ведущих промышленно развитых стран; производит расчеты между странами-членами ЕС; выступает агентом по многим видам операций центральных банков.

V Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – В него входят 59 стран. Создан в 1991 году для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований.

Неправительственные организации

Международные неправительственные организации, объединяющие производителей определенного товара (отраслевые ассоциации), например, Международная ассоциация воздушного транспорта, Международная ассоциация деловых коммуникаций; либо представителей определенных профессий (профессиональные ассоциации), например, Международная ассоциация переводчиков, Международная общество бухгалтеров; ставят перед собой такие задачи как обмен информацией, научные исследования, содействие продвижению товаров и услуг, обучение и т.п.

Эти организации некоммерческие, для решения своих задач международные неправительственные организации проводят различные конференции, совещания и семинары.

Наиболее авторитетная в мире международная неправительственная организация - Международная торговая палата (МТП) – основана в 1919 году. Организация объединяет свыше 6 тысяч компаний, 1,5 тысячи национальных союзов предпринимателей 110 стран. Цели деятельности МТП:

Содействие развитию предпринимательства;

Принятие экономических и правовых мер в вопросах урегулирования международной торговли;

Защита системы частного предпринимательства.

В 1993 году Торгово-промышленная палата Российской Федерации принята в МТП. Организация наделена консультативным статусом в ООН

Всемирная торговая организация - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждение проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) -- Паскаль Лами.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО.

Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) - квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами.

Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли - Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины.

Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

По данным ВТО лидером среди стран-экспортеров является Германия. В 2008 г. величина экспорта Германии составила 1661,9 млрд. долл. За не следует Китай с 1428,3 млрд. долл. Тройку лидеров замыкает США. Величина их экспорта в 2008 г. составила 1287,4 млрд. долл.

Рисунок 1 - Крупнейшие страны-экспортеры и объем их товарного экспорта в 2005-2008 годах, млрд. долл. США

В развитых странах Европы, США, Канаде, Китае, Японии, Республике Корея, Сингапуре и др. основными товарами на экспорт являются автомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительная техника и другая электроника, сложная бытовая техника, одежда.

Рисунок 2 - Основные страны-импортеры китайской продукции и их доля в общем объеме экспорта Китая в 2008 г., %

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединенных Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждений.

ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:

Содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;

Выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;

Содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования;

Поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Он уполномочен проводить или организовывать исследования и составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2847 от 20 декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС:

Таблица 1 - Порядок распределения мест в ЭКОСОС

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира в Париже.

Генеральный секретарь (с 2006) - Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика).

Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран-членов организации. Все решения в нем принимаются на основе консенсуса.

В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 32 государства, в том числе большинство государств-членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза).

На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП.

Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

За долгие годы существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран - в настоящее время практически всех, входящих в мировое сообщество - исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.

Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могут как открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма.

По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей постиндустриальной эре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.

Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета.

Крупнейшей, и, пожалуй, наиболее известной структурной единицей ОЭСР является ее Директорат по вопросам экономики, работающий, под руководством главного экономиста ОЭСР, над мониторингом и анализом макроэкономических показателей, наряду со структурными, или микроэкономическими вопросами. Дважды в год, в июне и декабре, Директорат публикует «Перспективы экономики», в которых дается оценка тенденций, проявившихся в прошлом году, а так же прогноз экономического развития на очередной двухлетний период. Директорат по статистике работает по сбору статистических данных о странах-членах ОЭСР. Данные собираются в стандартизированных формах, позволяющие проводить их сравнение в международном масштабе и публикуются как в обычном, так и электронном формате.

Торговля является двигателем экономического развития, который в эпоху глобализации заработает на полную мощность. Директорат по торговле разрабатывает многосторонние правила и международную дисциплину торговой деятельности, которые станут необходимы для поддержания мирового торгового порядка в связи с развитием и расширением торговли в этой новой эре. Уругвайский раунд переговоров, проведенный в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле решил многие вопросы в этой области. Тем не менее, Директорат по торговле ОЭСР, как и ранее, будет вовлечен в анализ и подготовку новых торговых переговоров, которые затронут совершенно новые категории торговых правил, связанные с вопросами охраны окружающей среды, политики в области конкуренции, промышленной и технологической политики.

Высокий уровень безработицы, нестабильные и низкие заработки, нищета, недостаточный уровень образования разрывают социальную ткань общества и грозят разрушением экономики. Директорат по образованию, занятости, трудовым и социальным вопросам контролирует работу во многих взаимосвязанных областях социально-экономической политики, направленной на предотвращение исключения определенных групп населения из социальной жизни общества. Директорат ведет мониторинг динамики структур занятости и заработной платы, предлагая анализ ключевых тенденций и основных направлений политики на рынке труда. В круг интересов Директората входит также изучение эффективности здравоохранения и программ социального обеспечения, роль женщин в составе рабочей силы и влияние технологических факторов на положение работников. Через отдельную группу, Центр по исследованиям и новым разработкам в области образования, Директорат проводит изучение новых методик преподавания и учебы.

Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 42% объема мировой торговли (по данным на 2007 год).

Образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходу которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В АТЭС входит 19 стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами - членами АТЭС, а экономиками АТЭС.

В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявление на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском.

Таблица 2 - Основные внешнеторговые показатели АТЭС, трлн. долл. США

В 2008 г. наблюдается тенденция к уменьшению торговых квот. Так экспортная квота стран АТЭС снизилась на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, а импортная квота - на 3,4%. Таким образом, из-за финансового кризиса внешнеторговый оборот уменьшился на 5,8%.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная региональная организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации - обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Арктический совет - международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС) - международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

Боливарианский альянс для Америк (ALBA) - альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирный Банк – группа из трёх международных финансовых организаций – МБРР и его филиалов: МФК, МАР .

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) - международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ - межгосударственная организация , созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками - Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Европейский Союз (Евросоюз) - уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

ЕАСТ - группировка из стран: Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция.Организована в 1960г. Во взаимной торговле этих стран отменены таможенные пошлины и льготы. Каждое государство ведёт самостоятельную торговую политику как между собой, так и по отношению к странам «третьего мира».

Лига Арабских Государств (ЛАГ) - международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации - Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МАР – международная ассоциация развития – (филиал МБРР) предоставляет кредиты странам 3 мира на более льготных условиях, чем МБРР.

МБРР – международный банк реконструкции и развития – международная финансовая организация, специализирующаяся на формировании кредитных линий, направленных на стимулирование международной торговли.

МВФ международный валютный фонд – это международная финансово-экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами и предоставляющая им кредиты. С 1992 г. В состав МВФ входит и Россия, всего 180 стран.

МФК – международная финансовая корпорация – (филиал МБРР), призвана поощрять частное предпринимательство в развивающихся странах, членах МБРР.

МЕРКОСУР - крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР – создана в 1961 г., включает более 84 стран, на долю которых приходится более 2/3 мирового производства. ОЭСР-это клуб политически развитых стран для координации экономической политики, проведения научно-исследовательских работ мирового масштаба, это-центр разработки эконометрических моделей мировой экономики.

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) - военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

НИС – новые индустриальные страны, подписавшие соглашения о сотрудничестве: Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань.

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ) - «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. - добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) - неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории - Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Cовет Европы - старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель - построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Шенгенское соглашение - соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

РАЗДЕЛ IX

ГЛОССАРИЙ

к тестам и кроссвордам:

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Бюджетный профицит – превышение доходов над расходами.

«Дерево целей» - метод, основанный на иерархическом принципе реализации генеральной цели.

Джей-кривая – временной лаг, возникающий между девальвацией валюты и улучшением торгового баланса.

Девальвация – понижение курса национальной валюты.

Демпинговая политика – политика по искусственному установлению цен ниже рыночных. В некоторых случаях, цены могут опускаться до уровня себестоимости.

Дилемма «доход-досуг» - это экономическая ситуация, при которой приоритет дохода осуществляется за счёт «жертвы» досуга, и наоборот, приоритет досуга достигается за счёт «жертвы» дохода. Эта дилемма основывается на «теории жертвы», автором которой является Нассау Сениор.

Дирижизм – концепция государственного регулирования экономики, основанная на индикативном, дифференцированном управлении макроэкономическими показателями.

Дихотомия – последовательное деление целого на части.

Дискаунт - форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий товарами среднего качества по сниженным ценам.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Драгонтёр – форма торговой инфраструктуры рынка, магазин с высокой степенью автоматизации операций.

Закон Госсена №1 – закон убывающей предельной полезности – при максимизации общей полезности предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Закон Госсена №2 – условие равновесия потребителя – при максимизации общей полезности предельная полезность должна быть одной и той же величины.

Закон Клейтона запрещает вертикальное и горизонтальное слияние, переплетающиеся директораты (1914 г.).

Закон Оукена – при превышении безработицы на 1% от естественного уровня, потери ВНП составят 2,5%.

Закон предложения – прямопропорциональная зависимость между ценой и предложением товара.

Закон Робинсона-Пэтмена – запрещает ценовую дискриминацию, «ножницы цен», (1936 г.)

Закон спроса – обратнопропорциональная зависимость между ценой и спросом, предъявляемым на товар.

Закон стоимости – товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства – экономическая ситуация, при которой инвестирование в факторы производства достигает определённого предела, после которого отдача от факторов производства начинает сокращаться.

Закон Шермана запрещает тайную монополизацию торговли, единоличный контроль над ценами и сговор о ценах (1890 г.).

Закон Энгеля – отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни: чем выше расходы на питание в общей статье расходов, тем ниже уровень жизни.

Индекс бедности – представляет собой суммирование значений уровня безработицы и инфляции

Институционализм – школа экономической мысли, которая сформировалась в 20-30-е годы XX века для исследования совокупности социально-экономических институтов во времени.

Инфляция – это обесценивание денег, сопровождаемое ростом цен.

Конвиннесонтер – форма торговой инфраструктуры рынка, небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов с высокой степенью готовности.

Конкуренция – это соперничество производителей за достижение более лучших условий производства и реализации продукции.

Концепция «одного окна» - форма государственного регулирования, основанная на упрощённом взаимодействии государственных институтов с юридическими и физическими лицами.

«Крест Маршалла» - это экономическая ситуация, возникающая при пересечении кривых спроса и предложения.

Кривая изоквант - отражает взаимовлияние фактора труда и капитала в производственной матрице объёмов производства (строится на основе кривой трансформации).

Кривая изокост – отражает зависимость между ценой факторов производства и производственными возможностями в условиях бюджетного ограничения (строится на основе линии бюджетного ограничения).

Кривая Лаффера – отражает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок.

Кривая Лоренца – отражает зависимость между относительными величинами дохода и числом получателей.

Кривая Энгеля – отражает обратнопропорциональную зависимость между долей доходов, расходуемых на питание, и уровнем жизни.

Кривая трансформации (кривая производственных возможностей) – отражает зависимость объёмов производства от эффективности использования факторов производства.

Кривая Филлипса – обратнопропорциональная зависимость между инфляцией и безработицей.

Лаговый эффект – эффект запаздывания.

Либертаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой регионы должны самостоятельно обеспечивать необходимый уровень собственных доходов.

Ликвидность – это степень лёгкости, с которой любой вид активов может быть преобразован в законное платёжное средство.

Маржинализм – экономическая школа, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин или состояний. Маржинализм широко использует экономико-математические методы и опирается на количественный анализ. Маржинализм основывается на трёх школах: Кембриджской (предмет исследования: спрос, предложение, эластичность), Австрийской (теория потребностей), Лозанской (предмет исследования: внедрение математического аппарата в экономику). Это молодое течение экономической мысли, зародившееся во второй половине XIX в.

Марксизм – школа экономической мысли, выражающая интересы рабочего класса.

Меркантилизм - это школа экономической мысли, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшимися главными формами богатства. Это первая научная экономическая школа, заложившая основы раннего монетаризма, политику внешнеэкономических отношений, политику протекционизма.

Мерчендайзинг – форма продвижения товара от производителя к потребителю.

Метод экономической двойственности - э тот метод используется только в экономической науке и представляет собой конкретизацию общенаучных методов исследования с учетом специфики предмета политической экономии. Родоначальником этого метода был Адам Смит. Метод экономической двойственности позволяет научно объяснить внешнюю видимость экономических явлений с точки зрения их сущностных свойств, а также выявить как внешние функциональные зависимости между этими явлениями, так и их сущностные закономерности. Особо ярко этот метод проявляется в полярности экономических интересов, например, в специфике экономических отношений между производителем и потребителем, работодателем и работником, государством и налогоплательщиком и т.д.

Монетаризм – экономическая школа, основанная на определяющей роли денежной массы, находящейся в обращении, на приоритете денежно-кредитного регулирования экономики.

Мультипликатор – коэффициент, отражающий прирост дохода к приросту инвестиций.

«Парадокс бережливости» - означает, что увеличение сбережений приводит к сокращению дохода.

«Парадокс Смита» - «почему вода, столь полезная для человека стоит так дёшево, а алмазы, чья полезность намного ниже, стоят так дорого?»

Перипатетизм - это философское учение, основанное Аристотелем в 335 г. до н.э., получило название в связи с обыкновением мыслителя вести философские размышления во время прогулок - это школа «прогуливающихся» философов.

Предпринимательство – новаторская, инициативная деятельность, направленная на максимизацию прибыли, связанная с наличием рисков в связи с введением нового продукта, способа производства, технологий.

Предельная полезность – полезность последней единицы потребляемого блага.

Принцип «бритвы Оккама» - в 14 веке было предложено усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необходимыми для объяснения фактов и взаимосвязей, "сбривать".

Протекционизм – политика защиты отечественных производителей от влияния иностранной конкуренции.

Ревальвация – повышение курса национальной валюты.

Стагфляция – период, в течение которого хроническая инфляция сопровождается спадом экономической активности.

Слампфляция – параллельное существование растущей безработицы и растущей инфляции.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Суперонтер - форма торговой инфраструктуры рынка, магазин, торгующий скоропортящимися товарами.

Товар – экономическое благо, продукт труда человека, предназначенный для реализации на рынке.

Таксонометрия – система показателей для оценки развития регионов.

Теорема Коуза - внешние эффекты могут быть интернализированы при чёткой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.

Теорема Рыбчинского - растущее предложение одного из факторов производства приводит к увеличению доходов в данной отрасли, где этот фактор используется более интенсивно, и к сокращению доходов в отрасли, где этот фактор используется менее интенсивно.

Теорема Столпера-Самуэльсона - установление торговых отношений и свободная торговля ведёт к росту вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве, и, наоборот, к снижению вознаграждения фактора, менее интенсивно используемого в производстве.

Теорема Хекшера-Олина - страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке и небольших затрат дефицитных факторов в обмен на обратные пропорции.

Товарно-денежный фетишизм – форма поклонения, рабства по отношению к товарам или деньгам.

Трансакционные издержки – издержки, не связанные с производством.

Трансферты – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

Утилитаризм – концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой государство берет на себя обязательство умеренного перераспределения только в части ликвидации уровня беднейших регионов.

Физиократизм – это школа экономической мысли, в основе которой заложена идея достижения благосостояния государства через развитие сельского хозяйства.

Франчайзинг – это технология расширения рынка сбыта на основе заключения договора франшизы между франчайзером (головной компанией) и франчайзи (малой компанией).

Фритредерство – политика свободной торговли.

Ценовая дискриминация – это установление различных цен на один и тот же товар в зависимости от местоположения торговых точек.

Эгалитаризм - концепция перераспределения доходов в государстве, согласно которой предусматривается активная государственная политика по выравниванию доходов, при этом не требуется обеспечить абсолютное равенство доходов, но необходимо достичь максимально возможного при данном уровне экономической эффективности.

Эпонимия - стихийное, естественно совершающееся присвоение имени ученого открытому им принципу, закону, созданному им учению (например, законы Госсена, принцип Паретто, эффект Гиффена и др.)

Этатизм – политика налогового произвола государства.

Эффект Веблена - эффект престижного, статусного потребления, эффект «коллекционера».

Эффект Гиффена – исключение из закона спроса, распространяется на группу низших товаров в структуре потребления.

Эффект «невидимой руки» - это экономическая ситуация, при которой реализация собственных экономических интересов автоматически ведёт к реализации общественных экономических интересов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то