Принципах международного права касающихся дружественных. Дружественные отношения между государствами-участниками. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между российской советской федеративной социалистической республикой и венгерской республ

Теперь, когда над Европой занимается заря новой эры, мы исполнены решимости расширять и укреплять дружественные отношения и сотрудничество между государствами Европы, Соединенными Штатами Америки и Канадой, а также способствовать дружбе между нашими народами.

С целью поддержания и укрепления демократии, мира и единства в Европе мы торжественно провозглашаем нашу полную приверженность десяти принципам хельсинкского Заключительного акта. Мы подтверждаем непреходящую ценность этих десяти принципов и нашу решимость осуществлять их на практике. Все принципы применяются одинаково и неукоснительно при интерпретации каждого из них с учетом других. Они составляют основу наших отношений.

В соответствии с нашими обязательствами по Уставу Организации Объединенных Наций и обязательствами по хельсинкскому Заключительному акту мы возобновляем наши заверения в том, что будем воздерживаться от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости какого-либо государства и от любых других действий, несовместимых с принципами и целями этих документов. Мы напоминаем о том, что несоблюдение обязательств по Уставу Организации Объединенных Наций представляет собой нарушение международного права.

Мы вновь подтверждаем нашу приверженность урегулированию споров мирными средствами. Мы принимаем решение создать механизмы по предотвращению и урегулированию конфликтов между государствами-участниками.

С прекращением раскола Европы мы будем стремиться придать новое качество нашим отношениям в сфере безопасности при полном уважении сохраняющейся за каждым свободы выбора в этой области. Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных. Поэтому мы обязуемся сотрудничать в деле укрепления доверия и безопасности между нами и в содействии контролю над вооружениями и разоружению.

Мы приветствуем Совместную декларацию двадцати двух государств об улучшении их отношений.

Наши отношения будут покоиться на нашей общей приверженности демократическим ценностям, а также правам человека и основным свободам. Мы убеждены, что для укрепления мира и безопасности наших государств абсолютно необходимы развитие демократии и уважение и эффективное осуществление прав человека. Мы вновь подтверждаем равноправие народов и их право распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств.

Мы исполнены решимости активизировать политические консультации и расширять сотрудничество в решении экономических, социальных, экологических, культурных и гуманитарных проблем. Эта совместная решимость и наша растущая взаимозависимость помогут преодолеть существовавшее на протяжении десятилетий недоверие, повысить стабильность и построить единую Европу.


Мы хотим, чтобы Европа служила источником мира, была открыта к диалогу и сотрудничеству с другими странами, приветствовала обмены и участвовала в поиске совместных ответов на вызовы будущего.

Безопасность

Упрочение демократии и укрепление безопасности благоприятно скажутся на дружественных отношениях между нами.

Мы приветствуем подписание двадцатью двумя государствами-участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который приведет к снижению уровней вооруженных сил. Мы утверждаем принятие набора новых существенных мер укрепления доверия и безопасности, которые приведут к увеличению транспарентности и росту доверия между всеми государствами-участниками. Это - важные шаги на пути к укреплению стабильности и безопасности в Европе.

Беспрецедентное сокращение вооруженных сил, которое явится результатом Договора об обычных вооруженных силах в Европе, в сочетании с новыми подходами к безопасности и сотрудничеству в рамках процесса СБСЕ приведут к новому пониманию безопасности в Европе и придадут новое качество нашим отношениям. В этом контексте мы полностью признаем свободу государств выбирать способ обеспечения своей собственной безопасности.

Единство

Составляющая единое целое и свободная Европа зовет к новому почину. Мы приглашаем наши народы принять участие в этом великом деле.

Мы с большим удовлетворением отмечаем Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанный в Москве 12 сентября 1990 года, и искренне приветствуем тот факт, что немецкий народ объединился в одном государстве в соответствии с принципами Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и в полном согласии со своими соседями. Достижение национального единства Германии - важный вклад в установление справедливого и прочного мирного порядка в единой демократической Европе, сознающей свою ответственность за обеспечение стабильности, мира и сотрудничества.

Одной из фундаментальных характеристик СБСЕ является участие в нем как североамериканских, так и европейских государств; оно лежит в основе его прошлых достижений и существенно необходимо для будущего процесса СБСЕ. Неизменная преданность разделяемым нами ценностям и нашему общему наследию - вот те узы, которые связывают нас друг с другом. При всем богатом разнообразии наших стран мы едины в нашей приверженности расширению сотрудничества во всех областях. Стоящие перед нами сложные задачи могут быть решены только путем совместных действий, сотрудничества и солидарности.

СБСЕ и мир

Судьба наших стран связана с судьбой всех других стран. Мы полностью поддерживаем Организацию Объединенных Наций и повышение ее роли в содействии международному миру, безопасности и справедливости. Мы вновь подтверждаем свою приверженность принципам и целям Организации Объединенных Наций, как они закреплены в ее Уставе, и осуждаем любые нарушения этих принципов. Мы с удовлетворением отмечаем растущую роль Организации Объединенных Наций в мировых делах и ее повышающуюся эффективность, чему способствует улучшение отношений между нашими государствами.

Сознавая неотложные нужды значительной части мира, мы обязуемся проявлять солидарность по отношению ко всем другим странам. Поэтому мы обращаемся сегодня из Парижа с призывом ко всем странам мира. Мы готовы объединить усилия со всеми государствами и с любым из них для совместной защиты и утверждения всей совокупности основополагающих человеческих ценностей.

Ориентиры на будущее

Исходя из нашей твердой приверженности полному соблюдению всех принципов и положений СБСЕ, мы принимаем сейчас решение придать новый импульс сбалансированному и всестороннему развитию нашего сотрудничества в целях удовлетворения нужд и чаяний наших народов.

Международное право развивается на единых для всех стран началах– основных принципах. Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов с учетом других принцпов. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

1) неприменения силы или угрозы силой;

2) мирного разрешения международных споров;

3) невмешательства во внутренние дела;

4) сотрудничества государств;

5) равноправия и самоопределения народов;

6) суверенного равенства государств;

7) добросовестного выполнения международных обязательств.

8) нерушимости государственных границ;

9) территориальной целостности государств; 10) всеобщего уважения прав человека.

Принцип неприменения силы или угрозы силой следует из формулировки Устава ООН, выразившей единое намерение и торжественное обязательство мирового сообщества избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе, как в общих интересах. Этот принцип является универсальным по своему характеру и обязательным, независимо от политической, экономической, социальной или культурной системы или союзнических отношений каждого государства. Он означает, что каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава ООН; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных конфликтов. Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву. Государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн, от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава. Государства не вправе побуждать, поощрять и оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой. Они обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы. Каждое государство обязано: воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость; от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда вышеназванные акты связаны с угрозой силой или ее применением.

Также государства обязаны воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ. Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН, а также объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными.

Однако принцип неприменения силы или угрозы силой не отменяет положений Устава, касающихся тех случаев, когда применение силы является законным, в том числе: а) по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии; б) в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Принцип мирного разрешения международных споров предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Поэтому государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги.

В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. В случае если стороны не достигнут разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны действовать в соответствии с целями и принципами ООН и воздерживаться от любых действий, которые могут подвергнуть угрозе поддержание международного мира и безопасности.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться несовместимым с принципом суверенного равенства.

Существуют международные процедуры, предусматривающие разрешение споров. Любому государству, особенно если оно намерено просить о созыве заседания Совета Безопасности ООН, следует к нему обращаться, прямо или косвенно, на ранней стадии и, если это целесообразно, в конфиденциальном порядке.

Принцип невмешательства во внутренние дела означает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженная и все другие формы вмешательства или различные угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических или любых иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Однако из этого принципа есть исключение. Допускается вмешательство во внутренние дела государства в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии по отношению к государствам – нарушителям международного права принудительных мер на основании главы VII Устава ООН.

Принцип сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений сцелью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Основными направлениями сотрудничества являются:

¦ поддержание мира и безопасности;

¦ всеобщее уважение прав человека;

¦ осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, научной, технической и торговой областях и содействие прогрессу в области культуры и образования;

¦ сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;

¦ содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. В силу этого принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, с тем чтобы:

а) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

б) положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением этого принципа.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих действиях против таких насильственных мер и в сопротивлении им эти народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава ООН.

Территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет, согласно Уставу ООН, статус, отличный от статуса территории государства.

Однако это ни в коей мере не означает, что принцип равноправия и самоопределения народов может толковаться как санкционирующий или поощряющий любые действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. При этом обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами.

Принцип нерушимости государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Содержание принципа нерушимости границ включает:

а) признание существующих границ в качестве юридически установленных;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний в настоящем и будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на государственные границы.

Принцип территориальной целостности государств предполагает, что территория – это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни. Поэтому международное право закрепляет особо уважительное отношение к территории и покровительствует обеспечению территориальной целостности государств.

Принцип всеобщего уважения прав человека обязывает каждое государство содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Исходя из того, что государства имеют собственные права и национальные интересы, они вправе законодательно устанавливать строго определенные ограничения прав и свобод личности. Принцип всеобщего уважения прав человека закреплен, кроме Устава ООН, во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в двух пактах, подписанных в 1966 г.: о гражданских и политических правах; об экономических, социальных и культурных правах. Нормы международных конвенций и соглашений в области прав человека, таких как о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и других, образуют систему реализации указанного принципа, и об этом речь пойдет далее.

Российская Федерация

"ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, КАСАЮЩИХСЯ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ" (принята ООН 24.10.70)

Генеральная Ассамблея,

вновь подтверждая, что, согласно Уставу , поддержание Объединенных Наций, поддержание международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и сотрудничества между государствами входят в число основных целей Организации Объединенных Наций,

Напоминая, что народы Организации Объединенных Наций преисполнены решимости проявлять терпимость и жить сообща друг с другом в условиях мира, как добрые соседи,

имея в виду все значение поддержания и укрепления международного мира, основанного на свободе, равенстве, справедливости и уважении основных прав человека, а также развития дружественных отношений между государствами, независимо от их политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития,

Имея в виду также первостепенное значение Устава Организации Объединенных Наций для установления правовых норм в отношениях между государствами,

Считая, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение в соответствии с Уставом обязательств, взятых государствами, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, для достижения других целей Организации Объединенных Наций,

отмечая, что крупные политические, экономические и социальные перемены и научный прогресс, которые произошли в мире со времени принятия Устава , повышают значение этих принципов и необходимость их более эффективного применения в деятельности государств, где бы она ни осуществлялась,

ссылаясь на установленный принцип, согласно которому космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения суверенитета над ними, ни путем их использования или оккупации, ни любыми другими средствами, и имея в виду, что в Организации Объединенных Нации рассматривается вопрос об установлении других соответствующих положений, вдохновляемых подобными же соображениями,

Будучи убеждена в том, что строгое соблюдение государствами обязательства не вмешиваться в дела любого другого государства является существенно важным условием для обеспечения того, чтобы нации жили сообща друг с другом в условиях мира, поскольку практика вмешательства и какой бы то ни было форме не только представляет собой нарушение духа и буквы Устава , но также ведет к созданию ситуаций, которые ставят под угрозу международный мир и безопасность,

Напоминая об обязанности государств воздерживаться в своих международных отношениях от военной, политической, экономической или какой-либо другой формы давления, направленного против политической независимости или территориальной целостности любого государства,

считая существенно важным, чтобы все государства в своих международных отношениях воздерживались от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций,

Считая в равной степени существенно важным, чтобы все государства решали свои международные споры мирными средствами в соответствии с Уставом ,

Вновь подтверждая в соответствии с Уставом основополагающее значение суверенного равенства и подчеркивая, что цели Организации Объединенных Наций могут быть достигнуты лишь в том случае, если государства пользуются суверенным равенством и полностью соблюдают в своих международных отношениях требования этого принципа,

будучи убеждена в том, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является крупным препятствием на пути установления международного мира и безопасности,

Будучи убеждена в том, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международное право и что его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства,

будучи убеждена поэтому в том, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, несовместима с целями и принципами Устава ,

e) принципа равноправия и самоопределения народов,

f) принципа суверенного равенства государств,

g) принципа, согласно которому государства добросовестно выполняют обязательства, принятые ими в соответствии с Уставом ,

Будут способствовать осуществлению целей Организации Объединенных Наций, с тем чтобы обеспечить их более эффективное применение в рамках международного сообщества,

Рассмотрев принципы международного права, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,

1. торжественно провозглашает следующие принципы:

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средства урегулирования международных проблем.

Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

В соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий, таких как линии перемирия, установленных или соответствующих международному соглашению, стороной которого является данное государство или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином основании. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как наносящее ущерб позициям заинтересованных сторон в отношении статуса и последствий установления таких линий, согласно их особым режимам, или как нарушающее их временный характер.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

Каждое государство обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты, упоминаемые в настоящем пункте, связаны с угрозой силой или ее применением.

Территория государства не может быть объектом военной оккупации, являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава . Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными. Ничто в вышесказанном не должно истолковываться как затрагивающее:

Все государства должны добросовестно вести переговоры с целью скорейшего заключения универсального договора о всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем и стремиться к принятию соответствующих мер, направленных на ослабление международной напряженности и укрепление доверия между государствами.

Все государства должны на основе общепризнанных принципов и норм международного права добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности и стремиться к тому, чтобы сделать более эффективной систему безопасности Организации Объединенных Наций, основывающуюся на Уставе .

Ничто в вышеизложенных пунктах не должно истолковываться как расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия положений Устава , затрагивающих случаи, при которых применение силы является законным.

Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Государства должны в соответствии с этим стремиться к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям, или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны приходить к согласию в отношении таких мирных средств, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

Стороны в споре обязаны в случае, если они не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, продолжать стремиться к урегулированию спора путем других согласованных между ними мирных средств.

Государства, являющиеся сторонами в международном споре, а также другие государства должны воздерживаться от любых действий, которые могут обострить положение настолько, что будет поставлено под угрозу поддержания международного мира и безопасности, и должны действовать в соответствии с целями и принципами Организации Объединенных Наций.

Международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.

Ничто в предыдущих пунктах не затрагивает и не умаляет значения соответствующих положений Устава , и в частности тех, которые относятся к мирному разрешению международных споров.

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине по внутренние и внешние дела любого другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную, террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Применение силы, имеющее целью лишить народы их национальной самобытности, является нарушением их неотъемлемых прав и принципа невмешательства.

Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как затрагивающее положения Устава , касающиеся поддержания международного мира и безопасности.

Государства обязаны, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, основанной на таких различиях.

С этой целью:

a) государства сотрудничают с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

D) государства - члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава .

Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники и содействуют прогрессу в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле оказания содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе Организации Объединенных Наций, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и индивидуальных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом, в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами и

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отрицанием основных прав человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом .

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение.

Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава .

Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу , статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею, такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.

Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны.

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

В частности, понятие суверенное равенство включает следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

F) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В том случае, когда обязательства, вытекающие из международных соглашений, противоречат обязательствам членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

2. заявляет, что

при истолковании и применении изложенных выше принципов последние являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов.

Ничто в настоящей Декларации не должно истолковываться как наносящее ущерб каким-либо образом положениям Устава или правам и обязанностям государств - членов по Уставу, или правам народов по Уставу с учетом изложения этих прав в настоящей Декларации.

принципы Устава , воплощенные в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права, и поэтому призывает все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развивать свои взаимоотношения на основе строгого соблюдения этих принципов.

Одним из наиболее универсальных с точки зрения своего правового содержания является принцип сотрудничества государств друг с другом . Значение принципа сотрудничества определяется, в первую очередь, тем, что он лежит в основе реализации всех остальных принципов международного права. Обеспечение суверенного равенства государств, защита их территориальной целостности и нерушимости границ, разрешение международных споров мирными средствами - все эти задачи решаются посредством различных механизмов межгосударственного сотрудничества. Именно поэтому международное право рассматривает сотрудничество не столько как право, сколько как обязанность государств. Как правило, отказ государства от сотрудничества приводит к серьезным осложнениям в международных отношениях и нередко представляет угрозу для международного правопорядка. С другой стороны, изоляция государства от сотрудничества является одной из самых суровых санкций, которые могут быть применены к нарушителю в соответствии с Уставом ООН. Поддержание мира и безопасности, социальный и экономический прогресс на планете были бы невозможны без тесного сотрудничества государств друг с другом.

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом впервые был закреплен в Уставе ООН, статья 1 которого обязывает членов Организации осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера. О конкретных областях сотрудничества более детально говорится в главе IX Устава, которая называется “Международное экономическое и социальное сотрудничество”. Вместе с тем, практически все положения Устава предполагают сотрудничество государств - членов ООН друг с другом.

Нормативное содержание рассматриваемого принципа содержится в Декларации принципов 1970 года, которая провозгласила не только обязанность государств сотрудничать друг с другом, но и указала некоторые условия и цели такого сотрудничества. Согласно Декларации, государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, а также общему благосостоянию народов. Таким образом, Декларация 1970 года не указывает, в отличие от Устава, точный перечень областей международного сотрудничества, а формулирует его главные цели: поддержание мира и безопасности, экономическая стабильность и прогресс, общее благосостояние народов. В качестве отдельной цели сотрудничества Декларация называет также установление всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и ликвидацию любых форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости. Наконец, самостоятельной целью международного сотрудничества Декларация закрепляет экономический рост во всем мире и особенно - в развивающихся странах.


В соответствии с Декларацией государства обязаны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем . Это означает, что никакие идеологические причины не могут быть мотивом для отказа в международном сотрудничестве. Право каждого государства на свободную выработку собственной внутренней политики - обязательный атрибут государственного суверенитета, который не имеет отношения к его международной правосубъектности, в том числе к необходимости сотрудничать с другими государствами. К сожалению, на практике формы и интенсивность международного сотрудничества нередко обусловлены различием в политических и социальных системах государств. Такая ситуация, в частности, была характерна для периода так называемой “холодной войны”, когда на принцип сотрудничества серьезно влияло разделение мира на два враждебных лагеря. Декларация 1970 года не только обязывает государства с различными политическими, экономическими и социальными системами сотрудничать друг с другом, но и прямо запрещает какую-либо дискриминацию, основанную на указанных различиях. Поэтому де-факто имеющие место в политике отдельных государств двойные стандарты при реализации принципа сотрудничества являются противоречащими современному международному праву.

Что касается Заключительного акта СБСЕ 1975 года, то в нем сформулирован ряд новых целей сотрудничества государств, среди которых можно выделить содействие условиям, при которых выгоды, вытекающие из взаимного ознакомления и прогресса в различных областях, становились доступными для всех государств. Кроме того, Заключительный акт особое внимание уделяет конкретизации и детализации форм и механизмов международного сотрудничества. Практически весь современный процесс институализации сотрудничества в Европе (создание новых организаций, процедур и способов сотрудничества) - это результат развития положений Заключительного акта.

Принцип сотрудничества занимает существенное место и в договорной практике Республики Казахстан. Помимо участия в международном сотрудничестве на глобальном и региональном уровнях (посредством участия в международных организациях и соглашениях), Казахстан активно сотрудничает с другими государствами на двусторонней основе. Например, в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Итальянской Республикой 1997 года (ратифицирован Казахстаном 15 апреля 1998 года) сказано, что обе стороны желают углублять сотрудничество в области политики, экономики и культуры. В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств 1991 года закреплено стремление сторон развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Кроме того, реализация принципа международного сотрудничества Казахстана осуществляется в следующих актах:

Протокол об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Казахстан и Правительством Тунисской Республики от 24 сентября 1993 года;

Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Монголией (ратифицирован 8 июня 1994 года);

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Украиной (ратифицирован 8 сентября 1994 года);

Договор о взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Эстонской Республикой (ратифицирован 20 апреля 1995 года);

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Турецкой Республикой (ратифицирован 19 июня 1995 года);

Договор об основах дружественных отношений и сотрудничестве между Республикой казахстан и Венгерской Республикой (ратифицирован 3 июля 1995 года);

Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь (ратифицирован 28 октября 1997 года);

Декларация между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие от 6 июля 1998 года;

Декларация о развитии дружественных отношений и сотрудничества между Республикой Казахстан и Румынией от 21 сентября 1998 года;

Декларация о дальнейшем развитии взаимопонимания и сотрудничества между Республикой Казахстан и Государством Израиль от 6 октября 2000 года;

Декларация об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Словацкой Республикой от 14 ноября 2001 года;

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой (ратифицирован 2 июля 2003 года) и др.

Особенностью принципа сотрудничества является то, что соответствующая обязанность государств сформулирована здесь абстрактно, без указания на конкретные формы такого сотрудничества. Это связано с тем, что принцип сотрудничества следует рассматривать в контексте уже упомянутого государственного суверенитета, который предполагает свободный выбор государством своей внешней политики. Другими словами, определение конкретных форм и направлений международного сотрудничества, его условий - это прерогатива каждого суверенного государства . Принудительное навязывание государству той или иной формы сотрудничества является грубым нарушением целого ряда принципов международного права, в том числе и нормативного содержания принципа сотрудничества. Международное право обязывает государства сотрудничать, но оставляет за ними право выбора механизмов сотрудничества. С международно-правовой точки зрения важно лишь, чтобы сотрудничество государств преследовало законные цели и осуществлялось в духе Устава ООН и других основополагающих документов.

Это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

  1. Уставе ООН;
  2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Признаки принципов международного права :

  • универсальность;
  • необходимость признания всем мировым сообществом;
  • наличие принципов-идеалов;
  • взаимосвязанность;
  • иерархичность.

Функции принципов международного права :

  1. стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;
  2. развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

Классификация принципов международного права :

1) по форме закрепления:

  • писаные;
  • обычные (что не влияет на их юридическую силу);

2) по историческому признаку:

  • доуставные;
  • уставные;
  • послеуставные (новейшие);

3) по степени важности защищаемых отношений:

  • обеспечивающих общечеловеческие ценности;
  • связанные с интересами государств;

4) по объекту сотрудничества:

  • обеспечивающие защиту мира и безопасности;
  • мирного сотрудничества государств;
  • защиты прав человека, наций и народов.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а сдругой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.
Основные принципы международного права и их характеристика

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

  1. неприменение силы;
  2. мирное разрешение споров;
  3. территориальная целостность государств;
  4. нерушимость границ;
  5. суверенное равенство;
  6. невмешательство;
  7. равноправие и самоопределение народов;
  8. сотрудничество государств;
  9. уважение прав человека;
  10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Неприменение силы

Неприменение силы (п. 4, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970г. и др.). Устав ООН определил в качестве цели избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с Уставом ООН.


Мирное разрешение споров

Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п. 3 ст. 2 Устава ООН, ст. 5 Пакта Лиги арабских государств, ст. 3 Хартии ОАЕ и др.).Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.


Территориальная целостность государств

Территориальная целостность государств (п. 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ).Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.


Нерушимость границ

Нерушимость границ (Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ).Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
Основное содержание принципа сводится к трем ключевым элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.


Суверенное равенство

Суверенное равенство (п. 1 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие .
Основное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера.
Согласно Декларации 1970г., понятие суверенного государственного равенства включает следующие элементы:

  • государства юридически равны;
  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  • каждое государство должно уважать других государств;
  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  • каждое государство должно выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Существует прямая связь между суверенным равенством и уважением прав, присущих суверенитету. Однако юридическое равенство не означает фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Одним из примеров этого является особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.


Невмешательство

Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не вправе вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Развитие международного сотрудничества увеличивает число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.


Равноправие и самоопределение народов

Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960г., Декларация о принципах международного права 1970г.).Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.


Сотрудничество государств

Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права). Государства, независимо от различий их систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.Представители различных школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».


Уважение прав человека

Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948г., Пакты о правах человека 1966г., ЗА СБСЕ, Парижская Хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
В соответствии с международными актами можно выделитьследующие основные положения принципа уважения прав человека:

  • признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
  • каждое государство обязано идти путем совместных и самостоятельных действий ко всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном сообществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщему уважению прав человека;
  • права человека должны охраняться властью закона, что обеспечит национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства против тирании и угнетения;
  • государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признанные международным правом, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, сословного или иного положения;
  • каждый человек несет обязанность в отношении других людей и того общества и государства, к которым он принадлежит;
  • государство обязано принять законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения международно-признанных прав человека;
  • государство обязано гарантировать любому лицу, права которого нарушены, эффективные средства правовой защиты;
  • государство обязано обеспечить право человека знать свои права и поступать в соответствии с ними.

Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека являются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области прав человека в большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от него определенных шагов по своей имплементации. Международные документы не определяют, каким образом государство будет выполнять принятые на себя обязательства. Вместе с тем, стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере национального законодательства.

Федеральным законом от 30 марта 1998г. № 54-ФЗ РФ ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод с изменениями, внесенными Протоколам к ней № 1, 2, 3, 5, 8 и дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2. Согласно ст. 1 Закона «РФ в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipsofacto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Cуда по правам человека обязательной по вопросам и применения Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения РФ положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении РФ». РФ признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека по вопросам применения и толкования Конвенций, Протоколов к ней в случаях нарушения этих соглашений Россией.


Добросовестное выполнение международных обязательств

Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты международного права, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то