Конференция ООН по торговле и развитию: основные направления деятельности. Юнктад и ее роль в регулировании международной торговли Основным направлением деятельности юнктад является

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТаД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария). Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД, он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Основные задачи ЮНКТАД:

1) поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами;

3) служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектами экономического развития;

4) содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства – члена ООН, специализированныхучреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, формально документы ЮНКТАД имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Важнейшим мероприятием ЮНКТАД в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает в торговле с развивающимися государствами, всеми промышленно развитыми странами снижение или отмену на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних, встречных торго-во-политических уступок, таможенных пошлин. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран – получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Юнктад конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств-членов. В работе ЮНКТАД принимает ряд международных организаций. Основными задачами ее являются: 1) содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами; 2) выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; 3) в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Юнктад" в других словарях:

    ЮНКТАД - (UNCTAD United Nations Conference for Trading and Development Конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и на 2006 г. насчитывал 192 государства… … Юридическая энциклопедия

    - (UNCTAD) См.: Конференция Организации Объединенных Наций по торговле развитию (United Nations Conference on Trade and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..… … Экономический словарь

    - (конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран членов (включая РФ). Основные задачи содействие развитию международной торговли … Юридический словарь

    См. конференция ООН по торговле и развитию. * * * ЮНКТАД ЮНКТАД, см. Конференция ООН по торговле и развитию (см. КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ) … Энциклопедический словарь

    См. Конференция ООН по торговле и развитию … Большой Энциклопедический словарь

    Конференция ООН по торговле и развитию (англ. United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD) постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964. Основная функция: поощрение международной торговли в целях ускоренного… … Политология. Словарь.

    ЮНКТАД - Конференция Организации Объединённых Наций по торговле и развитию англ.: UNCTAD, United Nations Conference of Trade and Development http://www.unctad.org/​ англ., организация Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 194 страны. Решения ЮНКТАД принимаются … Википедия

    - (UNCTAD United Nations Conference for Trading and Development Конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран членов, в число… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств членов. В… … Большой экономический словарь

Книги

  • Международная торговая политика. Учебник , . В учебнике дан анализ основных факторов формирования современной политики в области международных торговых отношений, выявлена взаимозависимость с основными тенденциями развития мировой…
  • Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Зубенко В.В.. Основу учебника составляют вопросы развития мирового хозяйства и международных экономических отношений в условиях глобализации: сущность современного мировогохозяйства и особенности…

Конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств-членов. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Основными задачами ее являются:

1) содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами;

3) участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В ЮНКТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическому и географическому принципу. Так, развивающиеся страны объединены в "группу 77". Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и, имея рекомендательный характер, не являются юридически обязательными. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган - Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции по регулированию отдельных рынков сырьевых и сельскохозяйственных товаров и др. СССР стал членом этой организации с 1964 года, Российская Федерация – с 1991.

С созданием ВТО (Всемирная Торговая организация) практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

ЮНКТАД, как уже говорилось, является основным органом Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли и развития, важным инструментом многостороннего межгосударственного регулирования торгово-экономической политики. В условиях развала мировой колониальной системы учреждение ЮНКТАД отражало стремление развивающихся стран интегрироваться в мировую торговлю на "справедливых условиях". Созданные в тот период другие международные учреждения, в том числе ГАТТ, недостаточно полно представляли интересы стран со слабой экономикой, поэтому ГЛ ООН приняла решение о создании постоянно действующей организации, основная идея (цель) которой включает анализ тенденций развития мировой экономики и торговли, формулирование и осуществление торговой политики, способствующей экономическому росту развивающихся стран.

ЮНКТАД нс имеет устава. Цели, функции, организационная структура, все процедуры, связанные с деятельностью ЮНКТАД, изложены в резолюции №1995 Генеральной Ассамблеи ООН . В соответствии с этой резолюцией членами Конференции являются те государства, которые состоят членами ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии. К началу 2004 г. в состав ЮНКТАД входило 194 государства, в том числе все 12 стран СНГ.

В качестве своих основных функций Конференция определила:

  • поощрение международной торговли, в частности между странами, находящимися на различных уровнях развития;
  • установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и экономического развития;
  • осуществление согласования политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли.

Каждое государство, представленное на Конференции, располагает одним голосом. Решения принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании представителей.

Годовой бюджет ЮНКТАД составляет примерно 50 млн долл. США и выделяется из регулярного бюджета Организации Объединенных Наций. Деятельность в области технического сотрудничества финансируется из внебюджетных ресурсов, выделяемых донорами и странами-бенефициарами, а также различными организациями – около 25 млн долл. США в год.

ЮНКТАД работает в тесном сотрудничестве с Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС), ПРООН, Международным торговым центром, Всемирной торговой организацией, Всемирным банком, МВФ и другими организациями. На сессиях в Мидранте (1996), Бангкоке (2001) и Сан-Паулу (2004) были определены программные направления деятельности ЮНКТАД в начале текущего века, основными из которых являются следующие.

Глобализация и стратегии в области развития. ЮНКТАД изучает основные тенденции развития мировой экономики, в частности глобализацию, и оценивает ее влияние на процесс развития экономик разных групп стран. Анализируются конкретные проблемы развития и успешный опыт, который может быть полезен для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Изучаются вопросы, связанные с финансовыми потоками и задолженностью. Оказывается помощь развивающимся странам в урегулировании долговых отношений. Расширяются базы данных, касающиеся вопросов торговли и развития.

Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров. ЮНКТАД разрабатывает политику, направленную:

  • на улучшение функционирования рынков сырьевых товаров путем уменьшения диспропорций, затрагивающих спрос и предложение;
  • обеспечение постепенного сокращения чрезмерной зависимости развивающихся стран от экспорта непереработанных сырьевых товаров посредством горизонтальной и вертикальной диверсификации производства и экспорта, а также замещения сельскохозяйственных культур;
  • постепенную ликвидацию торговых барьеров в области сырьевых товаров;
  • минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевые товары, в том числе использование механизма хеджирования цен (товарные фьючерсы, опционы, свопы);
  • компенсационное финансирование сокращения экспортных поступлений.

Инвестиции, технологии и развитие предпринимательства. ЮНКТАД изучает глобальные тенденции в потоках прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их взаимосвязь с торговлей, технологией и развитием. В рамках деятельности Конференции разрабатываются механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ею определяется политика, направленная на поощрение развития технологического потенциала и инновационной деятельности в развивающихся странах. Конференция оказывает содействие развивающимся странам в поощрении притока инвестиций и улучшении их инвестиционного климата. Важна также ее деятельность по разработке и осуществлению программ подготовки квалифицированных кадров, созданию инфраструктуры услуг для налаживания эффективной торговли. ЮНКТАД в целом проводит большую работу по разработке вопросов национальной политики в области развития инфраструктуры услуг, ею оказывается содействие по расширению глобальной электронной торговли путем облегчения доступа к информационным технологиям развивающихся стран.

ЮНКТАД и наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся государства. ЮНКТАД координирует работу по проблематике наименее развитых стран (НРС), включая оказание технического содействия в форме комплексных страновых программ. Конференция принимает участие в реализации программ действий для наименее развитых стран, Барбадосской программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств и Глобальной программы сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами. Осуществляется управление целевыми фондами для НРС.

Борьба с нищетой. ЮНКТАД признает необходимость использования комплексного подхода для борьбы с нищетой. Конференция сосредоточивает свои усилия на таких направлениях, как развитие людских ресурсов и социальной инфраструктуры; создание рабочих мест и повышение производительности труда бедных слоев населения; распределение доходов и социальных благ. Изучается влияние расширения торговли на борьбу с нищетой.

Экономическое сотрудничество между развивающимися странами. ЮНКТАД осуществляет изучение опыта субрегионального, регионального и межрегионального экономического сотрудничества между развивающимися странами; разрабатывает программы действий мирового сообщества по преодолению экономического отставания НРС.

Некоторые итоги деятельности ЮНКТАД за 40 лет ее существования. В результате проведения 11 сессий ЮНКТАД был принят целый ряд важных международных соглашений, в том числе:

в области торговли:

  • всеобщая система преференций (1971). Благодаря существованию ВСП товары, экспортируемые развивающимися странами, подпадают под преференциальный (льготный) режим на рынках развитых стран,
  • соглашение о глобальной системе торговых преференций (ГСТП) между развивающимися странами (1989),
  • комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой (1980),
  • глобальная сеть центров по вопросам торговли (ГСЦТ), созданная по итогам работы Международного симпозиума ООП по эффективности торговли (1994);

в области сырьевых товаров:

  • международные товарные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице,
  • общий фон для сырьевых товаров, созданный с целью оказания финансовой поддержки для функционирования международных запасов и осуществления проектов НИОКР в области сырьевых товаров (1989);

в области задолженности и развития:

  • со времени принятия Советом резолюции, предусматривающей ретроактивную корректировку условий задолженности развивающихся стран с низким уровнем доходов (1978), долговое бремя было уменьшено более чем на 6,5 млрд долл. США для более чем 50 бедных развивающихся стран,
  • руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980);

в области поддержки наименее развитых и не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита:

  • соглашение о глобальных рамках для сотрудничества в области транзитных перевозок между не имеющими выхода к морю развивающимися странами и развивающимися странами транзита и сообществом доноров (1995),
  • программа действий для НРС (1990-е гг.),
  • программа действий для НРС на 2001–2003 гг.,

в области транспорта:

  • конвенция ООН о Кодексе проведения линейных конференций (1974),
  • конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978),
  • конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980),
  • конвенция ООН об условиях регистрации судов (1986),
  • конвенция ООН о морских залогах и ипотеках (1993).

Активная деятельность ЮНКТАД способствовала принятию следующих важных решений международными организациями и правительствами:

  • договоренность об установлении целевых показателей ОПР, включая выделение 0,7% ВВП для развивающихся стран в целом и 0,15% для НРС;
  • совершенствование механизма компенсационного финансирования сокращения экспортных поступлений развивающихся стран, созданного Международным валютным фондом;
  • сокращение долга бедных стран с высокой задолженностью (БСВЗ) перед международными коммерческими банками.

Одна из важных функций деятельности Конференции состоит в публикации ежегодных докладов о торговле и развитии. Эти доклады содержат анализ сложившихся международных и региональных тенденций и взаимодействия торговых, инвестиционных и финансовых потоков. Так, в докладе о мировых инвестициях представлен анализ тенденций в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и деятельности ТНК; в докладе по наименее развитым странам (НРС) – обзор основных проблем НРС и мер их международной поддержки. Статистический справочник по международной торговле и развитию, публикуемый ЮНКТАД, содержит основные показатели мирового и регионального развития: ВВП на душу населения, темпы роста, состояние платежного баланса, ПИИ, потоки финансовых ресурсов и задолженности, обзор тенденций в области морских перевозок. В ежегодном Справочнике по публикациям ЮНКТАД перечислены другие периодические и разовые исследования, имеющие важное значение для стран, а также являющиеся источником при подготовке нормативных документов в национальной и международной правотворческой деятельности.

Конференция созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров. Дату и место проведения сессий Конференции устанавливает ГА ООН с учетом рекомендаций Конференции или Совета по торговле и развитию. Между сессиями постоянно действующим исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию (именуемый дальше Совет). Совет собирается по мерс необходимости – обычно два раза в год. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии и заседания комиссий по вопросам глобальной политики, взаимозависимости экономик стран мира, проблемам торговли и валютнофинансовым отношениям, структурной перестройке и экономическим реформам. С 1997 г. рабочими органами Совета являются три комиссии: по торговле товарами и услугами; по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; но вопросам предпринимательства и бизнеса. Совет ежегодно представляет Конференции и Генеральной Ассамблее ООП доклады о своей деятельности. С 1964 по 2004 г. было проведено 11 сессий:

  • первая – 1964 г. (Женева, Швейцария);
  • вторая – 1968 г. (Дели, Индия);
  • третья – 1972 г. (Сантьяго, Чили);
  • четвертая – 1976 г. (Найроби, Кения);
  • пятая – 1979 г. (Манила, Филиппины);
  • шестая – 1983 г. (Белград, Югославия);
  • седьмая – 1987 г. (Женева, Швейцария);
  • восьмая – 1992 г. (Картахена, Колумбия);
  • девятая – 1996 г. (Мидранд, ЮАР);
  • десятая – 2000 г. (Бангкок, Таиланд);
  • одиннадцатая – 2004 г. (Сан-Паулу, Бразилия).

Сессии ЮНКТАД – это межгосударственные экономические форумы, посвященные обсуждению наиболее актуальных проблем международной торговли в контексте преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В итоге сессии принимаются резолюции, конвенции, соглашения, кодексы, имеющие разную юридическую силу. Принимаемые решения носят рекомендательный характер, однако не следует недооценивать роль аналитических докладов организации. Основанные на фундаментальной исследовательской базе, они дают возможность разным странам и их организациям прослеживать общую торгово- экономическую ситуацию в мире и реально использовать опубликованные данные в своих планах по развитию внешнеэкономических связей.

Таким образом, создание ЮНКТАД первоначально было обусловлено развалом колониальной системы и стремлением молодых политически независимых государств интегрироваться в мировую торговлю на новых паритетных основаниях. ЮНКТАД должна была оказать содействие в решении этих задач. Одна из основных целей ЮНКТАД в современных условиях – это консолидация усилий развивающихся стран в их борьбе за более выгодные для них условия международной торговли. Это позволит создать необходимую базу для укрепления их экономической независимости и развития национальных хозяйств. Финансирование Конференции осуществляется из бюджета ООН и из внебюджетных ресурсов. Деятельность ЮНКТАД имеет два главных направления: 1) укрепление позиций развивающихся стран на мировых сырьевых и аграрных рынках; 2) постепенное преодоление существующей диспропорции в товарной структуре экспорта развивающихся стран в пользу расширения групп товаров глубокой переработки.

На рис. 22.4 представлена структура ЮНКТАД.

В результате деятельности ЮНКТАД были приняты многие важные международные соглашения, в частности, касающиеся преференциальных режимов в торговле, в особенности сырьевыми товарами; снижения задолженности наименее развитых стран; регулирования морских перевозок и др.

Действующие организации юридические лица (субъекты права). Хотя отдельное государство более

Рис. 22.4.

не является единственным действующим лицом развития, каждое государство по-прежнему несет главную ответственность за обеспечение своего развития. Развитие, рассматривается ли оно как обязанность государств или как право народов, требует компетентного государственного руководства, последовательной национальной политики и твердой приверженности народа этой задаче. Известно, что существуют общества, которые могут решать задачи всестороннего развития без внешнего содействия, но таких обществ мало. Развитие требует международного сотрудничества, как и того, чтобы усилиям государств оказывали содействие и другие действующие организации.

У каждого государства свой собственный подход к развитию. Даже в одной стране связанные между собой вопросы развития нередко входят в сферу деятельности разных государственных ведомств. В настоящее время правительство страны может быть представлено в той или иной международной организации в области развития попеременно разными министерствами – сельского хозяйства, окружающей среды, финансов, экономики и иностранных дел.

С точки зрения диапазона идей, объема средств, круга проектов и задействованных групп развитие сегодня стало поистине глобальной сферой деятельности. Растет число и многообразие субъектов развития – государственных и частных, национальных и международных. В силу самой многочисленности субъектов и участников развития сегодня в некоторых обществах может возникать угроза для упорядоченности усилий в этой области. Дело развития во всей его полноте требует согласованности более высокого порядка. Кроме того, распределение ресурсов между различными измерениями развития по-прежнему характеризуется несбалансированностью, в результате чего многие виды деятельности, особенно в области социального развития, по-прежнему не получают достаточного финансирования. Это предопределяет решающее значение координации и установления приоритетов, поскольку у каждой из различных задействованных структур имеются свои конкретные задачи, своя программа, свои заинтересованные группы и свой способ действий. Необходимо создать такую систему международного сотрудничества, которая способствовала бы мобилизации внутренних ресурсов и внешней помощи (как технической, так и финансовой) на нужды мира, экономики, окружающей среды, общества и демократии.

За органами ООН уставом закреплен целый набор функций в области развития, которые требуют нового уровня координации. Генеральная Ассамблея в силу положений глав IV, IX и X устава наделена главной ответственностью в сфере международного экономического и социального сотрудничества. За первые пять десятилетий своей деятельности Ассамблея стала универсальным форумом для обсуждения и принятия решений по вопросам развития, затрагивающим все государства. Экономический и Социальный Совет в силу функций и полномочий, предусмотренных главой X устава, обладает целым кругом обязанностей в деле изучения, постановки и координации вопросов, имеющих отношение к развитию. Совет Безопасности в силу положений главы VII может влиять на ход процесса развития в государствах, ставших объектом санкций, равно как и в соседних и других государствах. Секретариат является источником оказания поддержки по существу вопросов, в том числе технической консультативной помощи и помощи в деле выявления потребностей развития в таких областях, как планирование развития и разработка политики в области развития, статистика, энергетика, природные ресурсы и государственно-административная деятельность. Рассредоточенность обязанностей по различным органам ясно свидетельствует о значении координации и согласованности действий. С помощью региональных комиссий Секретариат содействует координации межсекторальных программ и программ технического сотрудничества на благо государств-членов.

Программы и фонды ООН ежегодно направляют на оперативную деятельность огромные суммы финансовых ресурсов. По мере продвижения их работы вперед появляются новые тенденции. Наметившаяся тенденция к тематическому и целевому финансированию ставит перед Программой развития ООН (ПРООН) новые задачи и открывает новые возможности в деле поддержки программ, с помощью которых правительства стран- рециниентов могут обеспечить последовательность в решении вопросов устойчивого развития в интересах людей во всех его измерениях. Другая тенденция связана с перенесением акцента с развития на деятельность по оказанию чрезвычайной помощи. Например, если говорить о работе Мировой продовольственной программы (МПП), то, хотя общий объем ее поставок достиг рекордного уровня, примерно три пятых из них в силу необходимости направляются на нужды краткосрочной чрезвычайной помощи, а не на цели долгосрочного развития. Гонимые насилием, социальными потрясениями или нуждой, сегодня почти 25 млн беженцев и 30 млн перемещенных внутри стран лиц нуждаются в помощи. В 2009–2010 гг. Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) на эти цели было израсходовано порядка 2800 млн долл. США.

Специализированные учреждения системы ООН имеют свои собственные уставы, бюджеты и руководящие органы. Все вместе они предоставляют в чистом виде займы на сумму 9,3 млрд долл. США но льготным кредитам и на сумму 12,8 млрд долл. США по связанным с ними коммерческим кредитам. Примерно 40% оперативных средств специализированных учреждений поступают из программ и фондов ООН. Государства-члены также предоставляют им ресурсы на осуществление конкретных проектов. Появляются новые тенденции. В течение многих лет ВБ и МВФ рассматривались как учреждения, которые главным образом имеют дело с конкретными проблемами обеспечения макроэкономической стабильности и экономического роста, считая, что решение вопросов долгосрочного социального развития – это дело других учреждений системы ООН. Изменения, происходящие в направленности и характере глобального развития, вынуждают переосмыслить эту дихотомию. Во-первых, различие между "первичными" и "вторичными" вопросами стирается. Так, Бреттон-Вудские учреждения сегодня занимаются вопросами социального развития и создания систем социальной защиты в увязке с программами структурной перестройки. МВФ все шире привлекается к оказанию консультативной помощи и предоставляет ресурсы в среднесрочном контексте в целях содействия высокоэффективному развитию. Всемирный банк при предоставлении займов уделяет внимание экологическим последствиям и выделяет средства на финансирование социальных аспектов структурной перестройки. Во-вторых, в условиях роста масштабов международного кредитования и инвестирования решения ВБ о предоставлении кредитов по своему непосредственному воздействию на развитие уже не играют столь большой роли, как прежде, зато приобрели больший вес как показатель кредитоспособности для рынков частного капитала.

В-третьих, обусловленность кредитов ограничила свободу действий национальных правительств в вопросах политики, тем самым повысив риск внутренней нестабильности. Все эти тенденции свидетельствуют о необходимости большей увязки консультативной помощи Бреттон-Вудских учреждений по вопросам политики и их операций на уровне стран с подходами и практикой других субъектов развития.

Региональные соглашения и организации становятся в мире все более заметным явлением и ежегодно оказывают помощь в целях развития на сумму порядка 5,5 млрд долл. Регионализм не противоречит и не является альтернативой интернационализму, находящему свое выражение в ООН. Региональное сотрудничество – это необходимое условие повсеместного развития. Региональные торговые объединения расширяют рынки сбыта продукции национальных предприятий и стимулируют заключение межрегиональных соглашений, содействующих торговле. За счет помощи, оказываемой на региональном уровне, можно решать проблемы развития в масштабе всего региона и удовлетворять практические потребности, где бы они ни возникали. Водные ресурсы, электрификация, транспорт, связь и системы здравоохранения – во всех этих областях использование общерегиональных подходов может принести благотворные результаты. Региональная координация позволяет обеспечивать сбалансированность решений на транснациональном уровне и преодолевать проблемы, являющиеся результатом соперничества бюрократических структур более низкого уровня. Однако регионализация песет в себе также и опасность протекционизма и появления новых бюрократических слоев. Чтобы регионализация содействовала большей координации, необходимость которой обусловлена потребностями всестороннего развития, требуется внимательное управление этим процессом.

Неправительственные организации (НПО) осуществляют проекты, на которые ежегодно расходуется более 10 млрд долл. США. Когда возникают конфликты, НПО, которые уже давно играют активную роль в поисках мира, нередко в числе первых оказываются на месте конфликта, внося неоценимый вклад в оказание срочной чрезвычайной помощи пострадавшему населению и закладывая фундамент для восстановления истерзанного войной общества. Имея гибкую структуру, возможность мобилизовывать частные финансовые средства и самоотверженный персонал, НПО располагают громадным потенциалом, который может служить делу развития. В последнее десятилетие наблюдался феноменальный рост числа и влияния неправительственных организаций. Они создают новые глобальные сети и демонстрируют свою исключительно важную роль как участников крупных международных конференций этого десятилетия. Настало время объединить усилия неправительственных организаций и ООН, налаживая между ними все более продуктивные отношения консультаций и сотрудничества.

Поток международных частных инвестиций ежегодно возрастает на десятки и сотни миллиардов долларов, открывая широчайшие возможности для повышения занятости, передачи технологии, подготовки кадров и содействия развитию торговли. Порожденный этим процессом динамизм может оживить экономику тех стран, где она переживает застой, и содействовать их интеграции в мировую экономическую систему. Прямые иностранные инвестиции могут оказывать позитивное влияние на сумму технологических возможностей, которые могут быть использованы странами в интересах развития. Частное предпринимательство все шире признается в качестве позитивного фактора в деле решения проблем, которые прежде рассматривались как проблемы, относящиеся исключительно к сфере компетенции государственных органов. В некоторых странах частные компании эффективно действуют в сфере коммунальных услуг, например в таких областях, как телекоммуникация, транспорт, энергетика, вторичная переработка отходов и водоснабжение. Во многих случаях субсидии государственным компаниям можно было бы заменить целевыми субсидиями, с тем чтобы с некоторых потребителей можно было взимать реальную стоимость услуг, а государственные средства направить на удовлетворение потребностей более широкого характера, и прежде всего социально-культурные цели.

Академические и научные сообщества уже несколько веков назад начали создавать глобальную систему продуктивного научного поиска и научных исследований. Сегодня земной шар покрыт сетью научных и образовательных учреждений, насчитывающей тысячи таких центров теоретической мысли, эксперимента и творчества и обеспечивающей фактически мгновенный обмен идеями и опытом. Своей работой, которая все больше носит междисциплинарный, а также межнациональный характер, они реорганизуют старые категории и интегрируют их в новые социально полезные модели. Разделяя определенные основополагающие интересы, ценности и нормы, научное сообщество образует всемирную сеть связей. Это сообщество призвано играть важную роль в решении грандиозных проблем развития, используя накопленные за длительный период времени научные и гуманистические достижения в приложении к текущим проблемам, научно-техническим процессам, в деле защиты прав человека и сосредоточении внимания международного сообщества на развитии во всех его аспектах.

Разработка экономической политики во всех ее аспектах непременно требует надежного информационного фундамента. Процессы планирования и принятия решений правительством и частным сектором могут быть эффективными только в том случае, если они базируются на точной и самой свежей информации. Участие населения в экономической, социальной и политической жизни может быть полнокровным только тогда, когда оно хорошо информировано.

Не располагая адекватной информационной базой, страны в своих двусторонних и многосторонних переговорах оказываются в неблагоприятных условиях. Их доступ к информации о международных экономических, демографических, социальных и экологических процессах имеет первостепенное значение не только для принятия продуманных решений, но и для обеспечения конкурентоспособности и эффективности операций на международных рынках. Активно накапливая данные и статистическую информацию, система ООН является для государств-членов важным, но порой все еще недостаточно используемым информационным капиталом. ООН находится в авангарде усилий по развитию технического сотрудничества в деле создания и совершенствования информационных и коммуникационных инфраструктур. Значение этих усилий пользуется широким признанием, но они требуют более активной поддержки со стороны государств-членов.

ООН вырабатывает общие и сопоставимые подходы к организации и систематизации данных, содействует использованию единообразных стандартов для технических средств связи, совершенствует методы сбора данных, содействует взаимовыгодному обмену данными и информацией на международном уровне, помогает анализировать и оценивать данные и предоставляет возможности для подготовки кадров и помощь в вопросах использования информации.

Система ООН является инициатором налаживания международного сотрудничества в области сбора, анализа и использования данных для нужд демографического планирования, здравоохранения, государственного управления и государственно-административной деятельности, по вопросам занятости, оплаты труда и доходов и для определения потребностей в области социального обеспечения, причем вся эта деятельность имеет цель помочь народам и правительствам принимать более продуманные решения. Организация Объединенных Наций стремится по-новому подойти к количественной оценке человеческого прогресса, создавая такую статистическую картину развития человека, которая не ограничивается только показателем валового национального продукта на душу населения. Опубликованный ПРООН "Доклад о развитии людских ресурсов" положил начало переосмыслению параметров, по которым оценивается развитие.

Надежные статистические данные, позволяющие следить за экономической активностью в странах или отслеживать экономические, социальные и экологические изменения, являются предпосылкой продуманных решений и служат основой успеха в деле национального развития. Необходима новая система национальных счетов, с помощью которой страны могут получить новое представление о своей экономической статистике. Наука может расширить выбор вариантов развития за счет разработки новых, безопасных, простых и эффективных методов планирования семьи, за счет выявления экологически безопасных источников энергии, совершенствования агротехники, улучшения эпидемиологической работы и за счет многих других разработок. Огромное значение, хотя это и не столь широко признается, имеют социальные исследования, гуманитарные науки и искусствоведение. Они не только обогащают жизнь человека, как это уже давно признано, но и позволяют по-новому взглянуть на многие основные особенности и потребности жизни человеческого общества во всех его многочисленных формах.

Низовые организации, такие как религиозные общины, местные ассоциации и группы самопомощи, понимают взаимозависимость экономического, социального, человеческого и экологического измерений развития. Поскольку они обращаются к нуждам малых сообществ, которые иначе нередко оставались бы без внимания, то придают процессу накопления знаний в области развития характер двустороннего движения. Деятельность низовых и местных объединений страдает от недостатка финансирования, и им нередко требуется техническое содействие. Хотя средства должны главным образом мобилизовываться на местном уровне, Организация Объединенных Наций в состоянии поддерживать мероприятия на микроуровне, оказывая содействие низовым организациям. Само число действующих лиц, участвующих сегодня в процессе развития, глобальные тенденции, которые находят свое отражение в их деятельности, и взаимозависимость проблем и механизмов их решения наглядно свидетельствуют о насущной необходимости более широкого осознания проблематики развития и более твердой решимости добиться целей развития.

  • Резолюция № 1995 (XXI) ГА ООН от 30 декабря 1964 г. "Учреждение Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в качестве органа Генеральной Ассамблеи".

Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД)
United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)

Орган ООН, учрежденный в соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной ассамблеи ООН от 30 декабря 1964 г. для содействия международной торговле и экономическому развитию и призванный служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития, содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международный торговле. В деятельности ЮНКТАД участвует 191 страна, в том числе Россия. Штаб-квартира - в Женеве, отделение связи - в Нью-Йорке.

Структура ЮНКТАД

Главный руководящий орган Конференции - Сессия ЮНКТАД, которая созывается не реже 1 раза в три года. В период между сессиями руководящие функции Конференции выполняет Совет по торговле и развитию, который собирается два раза в год. Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют различные постоянные комитеты и рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях. Действуют три постоянные комиссии:

· Комиссия по торговле товарами и услугами;
· Комиссия по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам;
· Комиссия по предпринимательству, содействию бизнесу и развитию.

В работе комитетов Совета могут участвовать любые государства-члены ЮНКТАД, представившие заявление о своем желании быть членом конкретного вспомогательного органа. Работа в Комиссиях ведется в экспертных группах, в которых участвуют компетентные технические специалисты разных стран по определенным вопросам.

Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается Генеральной Ассамблеей ООН сроком на три года. Он руководит работой Совета, его вспомогательных органов и Секретариата ЮНКТАД. К очередным сессиям Генеральной Ассамблеи ООН и ЭКОСОС ЮНКТАД представляет доклады о своей работе за соответствующий период. Деятельность ЮНКТАД финансируется из бюджета ООН.

Деятельность ЮНКТАД

Основной фокус деятельности ЮНКТАД сосредоточен на вопросах вовлечения развивающихся стран в международные торговые соглашения. Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы: A - афро-азиатские, B - развитые западные страны, C - латиноамериканские страны, D - страны Центральной и Восточной Европы. "Группа 77", состоящая из стран групп A и C, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом. В ЮНКТАД разработан и принят целый ряд конструктивных документов, решений и рекомендаций. Так, в частности, в 1964 г. были утверждены принципы международной торговли и торговой политики; в 1966 г. была одобрена Декларация о мировой продовольственной проблеме; в 1970 г. принято решение о создании Общей системы преференций; в 1972 г. на сессии был принят ряд резолюций и рекомендаций, положивших начало разработке документов, определяющих новый международный экономический порядок, одобрены рекомендации по дальнейшему развитию морских перевозок, расширению торговли между развивающимися странами; в 1976 г. разработан Международный кодекс поведения в области передачи технологии, что имело огромное значение для развития научно-технического потенциала развивающихся стран; в 1980 г. приняла решение об учреждении Общего фонда в рамках интегрированной программы по сырью, или Общего фонда для сырьевых товаров; в 1979-1981 гг. разработана программа содействия наименее развитым странам. В рамках ЮНКТАД был разработан ряд важных положений международной стратегии развития для Второго Десятилетия развития ООН, Программы установления нового международного экономического порядка, а также заключены международные соглашения по различным товарам. Поскольку существует тесная связь между торговлей и промышленным развитием, между окружающей средой, передачей и развитием технологии и планированием развития ЮНКТАД тесно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНИДО и другими организациями, а также выполняет проекты технической помощи по линии ПРООН. Первая в 21 веке X сессия ЮНКТАД состоялась 12-19 февраля 2000 г. в Бангкоке /Таиланд/. Принимавшие участие в работе форума 2 тыс. делегатов из 171 страны мира, в том числе России и Белоруссии, отметили, что в контексте возможностей, создаваемых в процессе технологической революции, открытия рынков и глобализации основными целями ЮНКТАД является ускорение процессов экономического роста и устойчивого развития, обеспечение равноправия и всеобщего участия. На сессии были приняты Бангкокская Декларация и План действий. В Декларации было отмечена, что деятельность ЮНКТАД должна проходить в контексте Декларации тысячелетия (Millennium Declaration) Организации Объединенных Наций, т.е. направлена на борьбу с бедностью в целом (снижение в два раза к 2015 году числа жителей Земли, живущих менее чем на один доллар в день). Среди приоритетов ЮНКТАД в новом веке были заявлены эффективная интеграция всех стран в мировую торговую систему и поддержка экономики, основанной на знаниях как неотъемлемой части действенного участия развивающихся стран в мировой экономике.

Отношения ЮНКТАД с Россией

В свое время Советский Союз участвовал в деле создания ЮНКТАД, предложив включить в повестку дня 17-й сессии ГА ООН пункт "О созыве международной конференции по проблемам торговли". Затем на 26-й сессии ЭКОСОС Советский Союз представил свои предложения об организационно-правовых принципах такой организации. Генеральная Ассамблея в соответствии с резолюцией от 8 декабря 1964 г. созвала 23 марта - 15 июня 1964 г. Конференцию ООН по торговле и развитию, учредив затем 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Роль России в решении проблем, которыми занимается эта организация и сейчас весьма конструктивна. Состоянию экономики России экспертами ЮНКТАД неизменно уделяется самое пристальное внимание. Одним из главных направлений деятельности ЮНКТАД является обеспечение справедливых и стабильных цен на сырьевые товары развивающихся стран и улучшение доступа этих товаров на рынки промышленно развитых государств. С 1 января 1993 г. Россия включена в список стран-бенефициаров Всеобщей системы преференций Европейского сообщества, что стало проявлением готовности ЕЭС (ныне Европейского союза) открыть свой рынок для российских товаров, своего рода ключом, который позволил бы России открыть двери на рынок Европы. Следует отметить, что бенефициарами ЕС признаются страны, зарегистрированные в ЮНКТАД как развивающиеся, зависимые территории и прочие страны. Всеобщая система преференций является инструментом торговой политики, и ее цель состоит в предоставлении развивающимся странам таможенного тарифа, дающего им преимущества по сравнению с развитыми странами, обеспечивая экспортируемым ими товарам предпочтительный доступ на рынок Европейского союза. В ежегодном докладе ЮНКТАД, опубликованном в сентябре 1993 г. через два года после начала реального процесса реформ в странах Центральной и Восточной Европы, эксперты ЮНКТАД особое внимание авторы доклада уделили России в свете неудовлетворительных результатов "шоковой терапии". По мнению экспертов ЮНКТАД, в РФ, как и в других странах переходной экономики, государство призвано деятельно участвовать в преобразованиях. Одновременно эксперты ЮНКТАД высказались за выработку новой согласованной программы стран-кредиторов в отношении внешней задолженности России. Среди стран, возникших на пространстве бывшего СССР, Россия воспринимается как государство, экономические связи с котором, по меньшей мере, в течение нескольких лет, будут влиять на положение в экономике и остальных республик бывшего СССР. В свою очередь, ход реформ в России, а также ее политическая стабильность будут оказывать воздействие на положение во всем субрегионе. Содружество независимых государств /СНГ/ имеет в ЮНКТАД с 19 апреля 1994 г. статус наблюдателя. 5 мая 1994 г. между исполнительным секретариатом СНГ и секретариатом ЮНКТАД подписано соглашение о сотрудничестве, предусматривающее, в частности, обмен экономической информацией и техническое содействие. Россия также сотрудничает с ЮНКТАД в области регулирования конкуренции и развития предпринимательства в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ. Перспективным является достижение развитие проектов технического содействия в области конкурентной политики и защиты прав потребителей в странах СНГ.

На 8-ой сессии ЮНКТАД в г. Картахена (Колумбия, 1992 г.) была инициирована специальная Программа по созданию "Центров по вопросам торговли" - ЦВТ ("Trade Point"). Эти Центры призваны содействовать вовлечению в международное разделение труда и международную торговлю новых субъектов (в первую очередь малых и средних предприятий), способствовать повышению эффективности мировой торговли. Основными задачами Центров являются информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для предприятий малого и среднего бизнеса, выполнение конкретных внешнеторговых операций, использование электронного обмена данными для сокращения документооборота при совершении и заключении сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, в т.ч. стандартов ООН ЭДИФАКТ. (EDIFACT - Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport, - структурированный язык данных для описания фактически всех видов коммерческой деятельности, построенный на основе новейшей науки о бизнесе - информационной логистики).

На Всемирном симпозиуме ООН по эффективности торговли (г. Колумбус, Огайо, США, 1994г.) были обсуждены итоги работы Центров, которые к тому времени были созданы уже в 60 странах, и принято решение о создании Всемирной сети ЦВТ- GTPNet (Global Trade Point Network) http://www.gtpnet-e.com , которая объединила через глобальную сеть Интернет все Центры мира. Россия присоединилась к этой Программе в 1995г. и сделала практические шаги по ее реализации. В рамках Министерства экономического развития и торговли РФ на базе Государственного унитарного предприятия - Объединения "ИнформВЭС" создан пилотный Российский информационный центр по вопросам внешней торговли (РЦВТ) в г. Москве. Также создан пилотный региональный Санкт-Петербургский Центр по вопросам торговли и развитию экспорта (СПб ЦВТ). Эти Центры стали начальным звеном в формирующейся российской сети ЦВТ.

Россия присоединилась к этой программе в 1995 г. На базе "ИнформВЭС" создан Российский информационный Центр по вопросам внешней торговли (Russian National Trade Point-RNTP) http://www.rusimpex.ru/Content/Links/Interorg/TradePoint/rntp.htm .

Российский информационный Центр по вопросам внешней торговли (РЦВТ) - Russian National Trade Point (RNTP) осуществляет свою деятельность в системе Министерства экономического развития и торговли РФ, аккредитован в ООН/ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development) в качестве национальной организации, содействующей развитию торговли и внедрению международной электронной коммерции, является членом Всемирной федерации Центров по вопросам торговли - WTPF (World Trade Point Federation). Проект РЦВТ предусматривает создание сети информационно-процессинговых Центров международной электронной коммерции в субъектах Российской Федерации, которые позволят обеспечить внутреннюю и внешнюю кооперацию участников торговли в рамках единого информационного пространства, децентрализацию информационного обмена, снижение издержек и улучшение условий международной торговли путем создания благоприятной информационной среды с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий в формате стандартов электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange).

РЦВТ проводит работу в рамках "Федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы" и специальной Программы по повышению эффективности торговли (Special Programme for Trade Efficiency) ООН/ЮНКТАД.

РЦВТ - участник Федеральной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, участник внедрения Системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) и Системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности (СИО ВТД), соисполнитель российской части международного Проекта по обмену деловой и торговой информацией с Минторгом США - BISNIS (Business Information Service for the Newly Independent States), участник Проекта создания информационного пространства между странами СНГ и Балтии в области развития торговли, проводимого по эгидой Международного торгового центра (International Trade Centre UNCTAD/WTO), РЦВТ - организатор и участник ряда международных конференций, семинаров по проблемам повышения эффективности торговли, российских и международных выставок, Первого всероссийского съезда представителей малых предприятий РФ (Москва, Кремль, 1996г.).

В 1997г. ЮНКТАД присвоил РЦВТ статус "Operational One".

РЦВТ - инициатор разработки "Концепции создания российской сети ЦВТ", поддержанной ЮНКТАД и одобренной Координационным Советом по внешнеэкономической деятельности при МВЭС РФ, которая послужила основой для развития проекта в регионах и создания там Центров по вопросам торговли.

Распространение проекта ЦВТ в субъектах Российской Федерации привело к созданию в 1997 году некоммерческой организации - Межрегиональной Ассоциации Центров по вопросам торговли (ЦВТ-Ассоциации)-Interregional Russian Trade Point Association (RTP-Association) для координации деятельности региональных ЦВТ, представления и защиты интересов членов Ассоциации - участников Проекта ЮНКТАД.

На шестом и седьмом ежегодных Всемирных совещаниях ЦВТ (World Trade Point Meeting) в ноябре 2000 и 2001г. в г. Женева (Швейцария) принято решение и проведена конкретная работа по организации Всемирной Федерации ЦВТ-World Trade Point Federation (WTPF), в которую РЦВТ вошел на правах полноправного члена Федерации.

Семилетний опыт работы РЦВТ на рынке информационных услуг позволил накопить опыт и сформировать информационные ресурсы, максимально отвечающие потребностям предпринимателя.

Российская сеть Центров по вопросам торговли является частью Всемирной сети ЦВТ, объединяющей через компьютерную сеть Интернет Центры более чем в 190 странах мира. Это круглосуточно действующие центры электронной коммерции, которые объединяют физически или виртуально фирмы, предоставляющие информацию по вопросам внешнеторговой сделки, оказывающие экспортерам и импортерам (в первую очередь малым предприятиям) комплекс услуг по выполнению внешнеторговых операций.

Проект входит в Федеральную Программу по поддержке малого и среднего бизнеса и обеспечивает внешнеторговую информационную поддержку в рамках Системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности (СИО ВТД) и Системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП).

Основные направления деятельности РЦВТ.

· содействие развитию международной торговли и сотрудничества, сокращению издержек торговли за счет применения электронного обмена данными и принципов электронной коммерции;
· поиск партнеров по привлечению зарубежных инвестиций в различные производственные, строительные, информационные, телекоммуникационные и иные проекты, особенно для предприятий малого и среднего бизнеса; содействие в привлечении инвестиций, реализации инвестиционных проектов и программ;
· поддержка существующих и создаваемых в рамках программы ЮНКТАД российских региональных Центров электронной коммерции; проектирование, создание и системная поддержка информационных вычислительных систем и сетей и их организационно-технической инфраструктуры;
· содействие Министерству экономического развития и торговли РФ и другим органам федерального и местного управления в реализации российской программы ЦВТ;
· представление и защита интересов других российских ЦВТ в Российских органах управления и в международных организациях, конференциях, совещаниях, фондах и т.п.;
· осуществление постоянных контактов с ЮНКТАД и ее рабочими органами, ответственными за реализацию Программы ЦВТ;
· содействие осуществлению российскими ЦВТ единой информационно-технической и методической политики в соответствии с рекомендациями ЮНКТАД, всемирных и региональных конференций;
· информационно-консультационное обслуживание российских и иностранных участников внешнеэкономической деятельности по запросам, предоставление различных информационно-справочных материалов; обмен экономической, коммерческой, нормативно-правовой и справочной информацией;
· размещение коммерческих предложений во Всемирной сети Центров по вопросам торговли (GTPNet); продвижение информации о товарах и услугах с привлечением российских региональных представительств и Торговых Представительств за рубежом;
· мониторинг экспорта и импорта товаров и услуг, включая конъюнктуру цен и сведения об экспортерах и импортерах;
· консультации и профессиональное содействие на всех этапах подготовки внешнеторговой сделки;
· проведение маркетинговых исследований и подготовка аналитических обзоров по различным аспектам внешнеэкономической деятельности;
· создание и поддержка электронных представительств компаний в Интернет;
· проведение общественной экспертизы создаваемых Центров по вопросам торговли на предмет их соответствия положениям Программы ЮНКТАД;
· сотрудничество с ЮНКТАД по вопросам сертификации и присвоения статуса "Trade Point" вновь создающимся ЦВТ;
· участие РЦВТ и членов ЦВТ-Ассоциации в реализации российских и международных программ в сфере электронной коммерции; в федеральных и региональных программах, направленных на поддержку экспорта-импорта, малого и среднего бизнеса;
· содействие и участие в разработке стандартов, норм и юридической базы в области электронного обмена данными с поэтапным внедрением элементов электронной коммерции;
· организация и осуществление обучения и повышения квалификации персонала РЦВТ и членов ЦВТ-Ассоциации в России и за рубежом;
· сбор, обобщение, анализ и распространение опыта деятельности российских и зарубежных Центров по вопросам торговли.

В целях развития информационного обеспечения внешней торговли создан на базе Агентства внешнеэкономических связей и телекоммуникаций "INRADE" - Центр развития Российского информационного центра по вопросам внешней торговли (Development Centre of RNTP), которым в рамках специальной программы SPTE UN/UNCTAD - Special Programme for Trade Efficiency поддерживается настоящий внешнеэкономический сервер "РОССИЯ - ЭКСПОРТ - ИМПОРТ" www.rusimpex.ru

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то