Понятие мэп. Определение международного экономического права • и его предмет. Новый экономический порядок
Международное экономическое право принято характеризовать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.
Эта область охватывает широкий спектр взаимосвязей - торговых, производственных, научно-технических, транспортных, валютно-финансовых, таможенных и т. д. Международные экономические отношения реализуются в форме: купли-продажи товаров и услуг (экспортно-импортных операций), подрядных работ, оказания технической помощи, перевозки пассажиров и грузов, предоставления кредитов (займов) либо их получения из иностранных источников (внешние заимствования), решения вопросов таможенной политики.
В международном экономическом праве сложились подотрасли, охватывающие конкретные направления сотрудничества, - международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности и др. (некоторые из них иногда обозначаются как отрасли).
Существенная специфическая черта международных экономических отношений -это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности: 1) межгосударственные - универсального или локального, в том числе двустороннего, характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам; 4) между государствами и международными (транснациональными) хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств.
Неоднородность отношений и их участников порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующих о переплетении в этой области международного публичного и международного частного права, о взаимодействии международно-правовых и внутригосударственных норм. Именно посредством международного регулирования экономического сотрудничества государства воздействуют на гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом. С этим связаны многочисленные ссылки в национальном гражданском, хозяйственном, таможенном и ином законодательстве на международные договоры (например, ст. 7 Гражданского кодекса РФ, ст. 5, 6 Закона "Об иностранных -инвестициях в РСФСР" от 4 июля 1991 г., ст. 3, 10, 11, 16, 18-22 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995 г., ст. 4, 6, 20, 21 и др. Таможенного кодекса РФ).
Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях - глобальном (всемирном) и региональном (локальном).
Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы, среди которых наиболее влиятельными являются Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). На региональном и межрегиональном уровнях следует отметить Европейский Союз, Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Содружество Независимых Государств (СНГ), а также региональные экономические комиссии ООН.
Источники международного экономического права столь же многообразны, как и регулируемые ими отношения. В число универсальных документов входят учредительные акты соответствующих международных организаций, Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г., Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г., различные соглашения по сырьевым товарам. Большой вклад в формирование международного экономического права вносят двусторонние договоры. Наиболее распространенными являются договоры о международно-правовом режиме экономических связей, договоры, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов через государственные границы, платежные, инвестиционные, кредитные и иные соглашения. Дальнейшее расширение и углубление межгосударственного сотрудничества порождает новые, более сложные, комбинированные виды экономических договоров.
В числе основополагающих факторов, определяющих взаимоотношения государств в экономической сфере лежит установление вида правового режима, применяемого к конкретному государству, его юридическим и физическим лицам.
Выделяют следующие режимы.
Режим наибольшего благоприятствования
означает обязательство государства предоставлять (как правило, на основе взаимности) другому государству - участнику соглашения преимущества и привилегии, которые им предоставлены или могут быть предоставлены в будущем любому третьему государству. Область применения данного режима определяется договором и может охватывать как всю сферу экономических взаимосвязей, так и отдельные виды отношений. Из режима наибольшего благоприятствования допускаются определенные изъятия в отношении таможенных союзов, свободных таможенных зон, интеграционных объединений, развивающихся стран и приграничной торговли.
Применительно к сфере внешнеэкономических отношений этот термин имеет самостоятельное значение, отличное от проблемы режима наибольшего благоприятствования при характеристике статуса иностранных граждан (см. § 7 гл. 15).
Преференциальный режим означает предоставление льгот в сфере торговли, таможенных платежей, как правило, в отношении развивающихся стран либо в рамках экономического или таможенного союза.
Национальный режим предусматривает уравнивание в определенных правах иностранных юридических и физических лиц с собственными юридическими и физическими лицами государства. Обычно это касается вопросов гражданской правоспособности, судебной защиты и т. п.
Специальный режим, устанавливаемый государствами в сфере экономического сотрудничества, означает введение каких-либо особых прав для иностранных юридических и физических лиц. Данный режим используется государствами при регулировании таких вопросов, как повышенная защита иностранных инвестиций, предоставление таможенных и налоговых льгот представительствам иностранных государств и сотрудникам этих представительств при приобретении и ввозе некоторых товаров.
Одна из особенностей международного экономического права состоит в активном участии в регулировании актов международных организаций и конференций. В числе многочисленных \ резолюций ООН - Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о новом международном экономическом порядке 1974 г., резолюция Генеральной Ассамблеи ООН "Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового экономического порядка" 1979 г.
Конкретные формы и методы правового регулирования рассматриваются далее на примерах двух подотраслей - международного торгового права и международного таможенного права.
Итак, международное экономическое право, как это следует из вышеизложенного, – только часть международной экономической системы; более того, только часть ее регулятивного компонента. Наряду с международным экономическим правом, в нормативном регулировании международных экономических отношений участвуют нормы национального права государств, разного рода неправовые нормы. В эпоху глобализации важно видеть и понимать связь международного экономического права с прочими нормативными комплексами.
Международное экономическое право представляет собой систему международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные экономические отношения (в торговой, финансовой, инвестиционной и некоторых иных сферах). Это означает, что международное экономическое право регулирует не всю гамму данных отношений, а только ту их часть, которая осуществляется с участием государств и международных организаций, т.е. между публичными лицами. Международное экономическое право – отрасль международного права, состоящая из подотраслей и институтов.
Что же входит в предмет международного экономического права? Какие вопросы регулируются посредством международного экономического права? Выделим следующие группы отношений, которые и составляют, главным образом, предмет международного экономического права:
1) первая группа – это двусторонние и многосторонние отношения между публичными лицами по поводу ресурсов (вещей). Термин ресурс имеет, скорее, экономическое звучание. Любой ресурс является благом, ценностью, несет некую выгоду, стоимость. Можно заменить термин ресурс на более юридический термин – вещь. Государства, например, передают, продают, дарят друг другу вещи; у сторон возникают права и обязанности, касающиеся этой вещи. Вещи (или ресурсы ) попадают в международный публичный оборот, передаются из одной экономики в другую по публичным каналам. Часто государства регулируют глобальный рынок одного товара или услуги, когда ресурс движется из государств-произ- водителей к государствам-потребителям.
На практике это выглядит так: одно государство передает другому вексель в порядке урегулирования долга, и стороны определяют все, что связано с векселем; государство поставляет за рубеж в дар другому государству военный вертолет, и стороны согласовывают все аспекты, касающиеся вертолета; одно государство предоставляет другому государству или международной организации финансовые ресурсы в порядке участия в совместном проекте, и стороны согласовывают правовой режим этих финансовых ресурсов; государство запрашивает у международной организации консультационную услугу, касающуюся тех или иных сторон национальной экономики, и стороны определяют содержание данной услуги; группа государств посредством многостороннего договора договаривается о правилах управления глобальным рынком кофе или сахара;
2) вторая группа отношений, являющихся предметом международного экономического права, – это отношения между публичными лицами по поводу внутреннего права, внутренних правовых режимов государств. Внутренние правовые режимы взаимодействующих государств в экономической сфере должны быть комфортными для частных лиц, взаимно адекватными. Вещи и лица, происходящие из государства-партнера, должны чувствовать себя в стране пребывания в надлежащем правовом режиме – как минимум недискриминационном. Для этого приходится вносить изменения в действующее законодательство, отменять или принимать новые законы, вносить коррективы в толкование правовых актов и в правоприменительную практику.
В реальной международной жизни это выглядит следующим образом: государства заключают договор, в соответствии с которым обязуются устранить из национального законодательства все барьеры на пути инвестиций друг друга либо унифицировать налогообложение, касающееся таких инвестиций; государства договариваются, что усилят защиту интеллектуальной собственности и внесут для этого необходимые изменения во внутреннее право; государства берут на себя обязательство не повышать в одностороннем порядке ставки таможенных тарифов и не пересматривать таможенные кодексы в сторону ухудшения условий таможенного обложения товаров во взаимной торговле; государства предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле с определенными исключениями из такого режима и т.п.
Данная группа правоотношений быстро растет. Это означает, что внутреннее право и международное право все более и более переплетаются между собой. В такой неразрывной связи двух правовых систем и проявляется процесс формирования глобальной правовой системы;
3) третья группа отношений, являющихся предметом международного экономического права, – это отношения между публичными лицами по поводу международного экономического правопорядка и принципов, на которых он основан. Здесь речь идет о международно-правовом режиме для всей мировой экономики – на ее макроуровне либо в отдельных ее секторах.
"Живыми" примерами такого рода правоотношений могут служить концепции и правовые позиции многих государств и групп государств, озвученные в международных организациях и оформленные международными актами, в части перестройки международных экономических отношений на более справедливой основе. В ходе глобального финансово-экономического кризиса 2008–2010 гг. от имени мирового сообщества государств были сформулированы идеи реформирования международной финансовой архитектуры.
Получается, что международное экономическое право выступает как своего рода "международное ресурсное право", с одной стороны, и "международное рамочное право" – с другой. Как "международное ресурсное право" международное экономическое право регулирует на международном публичном уровне трансграничный оборот вещей, благ – ресурсов, обладающих материальной ценностью, стоимостью, выгодой. Как "международное рамочное право" международное экономическое право задает рамки внутренних правовых режимов в экономической сфере для нормального взаимодействия частных лиц разных стран. Одновременно международное экономическое право задает рамки для глобального экономического правопорядка.
Существуют, впрочем, и иные точки зрения на предмет международного экономического права. В некоторых учебниках предмет сводится, по существу, к международной торговле, а финансовые, инвестиционные отношения либо не замечаются, либо рассматриваются лишь как второстепенные, вторичные, подчиненные. Вряд ли подобный "торговоцентризм" в современных условиях соответствует реалиям.
Часто под предметом видят коммерческие отношения в широком смысле – включая производственные, валютнофинансовые и другие сферы отношений. Наличие коммерческого элемента (извлечение прибыли) становится критерием для того, чтобы отнести соответствующие отношения к предмету международного экономического права. Однако данный критерий (коммерческий характер) нельзя применить к межгосударственным отношениям. Да, на частноправовом уровне экономические отношения международного характера носят, как правило, коммерческий характер; в отношениях же между государствами определяющим фактором становятся не прибыль и коммерция, а выгода, интерес, которые измеряются государственными аппаратами с учетом большого набора обстоятельств и соображений. Межгосударственные отношения – это отношения межвластного, а не коммерческого характера.
Есть также точка зрения, что предметом международного экономического права являются "международные имущественные отношения", отношения по защите прав собственности. С данным термином можно согласиться, если иметь в виду под международным имущественным правом международноправовой институт государственной и межгосударственной собственности. Известно, что Россия, например, имеет в зарубежных странах большое число объектов недвижимости – земельных участков и строений, оформленных международноправовыми актами и актами внутреннего права.
Однако и здесь требуется ряд оговорок. Имущественные отношения международного характера на частноправовом уровне не являются предметом международного экономического права и попадают в правовое поле зрения государств лишь опосредованно – когда государства договариваются о развитии или корректировке внутреннего права, внутренних правовых режимов (как, например, это происходит с вопросами защиты прав интеллектуальной собственности).
Иногда в состав "международного имущественного права" включают другие правовые комплексы, например "международное инвестиционное право". Однако международное инвестиционное право состоит из множества разнообразных норм, и только часть их в той или иной степени регулирует отношения имущественного характера. Правильнее было бы утверждать, что международное имущественное право как комплексный институт частично входит в состав международного инвестиционного права, а не наоборот.
Когда говорят о предмете международного экономического права, возникает также вопрос об отношениях по поводу производства материальных и нематериальных благ (вещей/ ресурсов) – о производственных отношениях. Согласно отдельным представлениям, производственные отношения входят в предмет международного экономического права, согласно другим представлениям – нет. С одной стороны, что и как производить – прерогатива производителей и юрисдикция внутреннего права. С другой стороны, появляется все больше международных договоров, в которых государства обговаривают детали совместного производства того или иного товара (услуги), создания на основе общей собственности производственных предприятий.
Это означает, что публичные лица вторгаются в сферу производства; производственные отношения интернационализируются, что служит свидетельством постепенного расширения предмета международного экономического права (и изменения функций государств). Об этом же свидетельствует, в частности, и участившееся воздействие государств на ценообразование в международных экономических отношениях.
В качестве методов правового регулирования в международном экономическом праве используются, в частности, запреты, обязывание и дозволения; диспозитивное и императивное регулирование; методы односторонних действий, двустороннего, многостороннего, универсального регулирования.
С точки зрения целей и интересов, государства предпочитают либо координационный, либо субординационный методы регулирования. В отдельных отраслях и подотраслях международного экономического права могут быть свои – специальные –методы регулирования.
При этом методы правового регулирования используются зачастую в сочетании с различными методами неправового регулирования.
Комплекс международных экономических отношений составляет предмет международного экономического права. Эти отношения весьма разнообразны, поскольку включают в себя не только торговые отношения, но и производственные отношения, валютно-финансовые, научно-технические, в области использования интеллектуальной собственности, затрагивающие сферу услуг (транспортных, туристических, телекоммуникационных). Критерием, позволяющим разграничивать сферы применения норм различных отраслей международного права к этой значительной части международных отношений, является коммерциализация этих отношений. То есть применение элемента торговли (в широком смысле) к объектам этих отношений.
Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, представляющую собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в области международных экономических отношений в целях гармонизации и взаимовыгодности их развития.
Международное экономическое право - сравнительно молодая отрасль международного права, о которой можно сказать, что она находится еще в стадии становления.
Значение норм этой отрасли состоит в том, что они сообщают упорядоченность экономическим отношениям, способствуя их дальнейшему развитию и, в конечном счете, установлению единого международного экономического порядка.
Решения международных организаций охватывают весьма широкий спектр вопросов, связанных с урегулированием международных экономических отношений. Особое значение для создания нового международного экономического порядка имеют резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, акты Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), других специализированных учреждений ООН. К числу основополагающих источников международного экономического права можно отнести такие документы, как Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию, принятые ЮНКТАД в 1964 году, Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка, принятые на VI специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 году, резолюции Генеральной Ассамблеи «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).
Хартия 1974 года - один из ярких примеров документов, образующих современное международное экономическое право. Положения Хартии, с одной стороны, содержат общепризнанные принципы международного права (такие, как принцип суверенного равенства государств или принцип сотрудничества) применительно к экономическим отношениям; с другой стороны, в Хартии сформулировано много новых принципов, касающихся обеспечения учета особых интересов развивающихся и наименее развитых стран и создания благоприятных условий для их развития, экономического роста и преодоления экономического разрыва между ними и развитыми странами.
Хотя Хартия принята в качестве резолюции Генеральной Ассамблеи и не имеет обязательной силы, можно тем не менее отметить, что содержащиеся в ней положения оказывают влияние на международные экономические отношения, на последующий нормотворческий процесс в этой области.
Торговые отношения составляют основу международных экономических связей, поскольку все иные отношения (кредитно-финансовые, валютные, страховые) так или иначе связаны с ними, обслуживают их. Как и любые другие, международные торговые отношения нуждаются в правовом регулировании, чтобы обеспечить охрану взаимных интересов в торговле, поставить развитие международного сотрудничества на правовую основу и повысить его эффективность.
Международное торговое право - это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, связанные с осуществлением международного торгового оборота.
Существуют разного рода торгово-экономические объединения государств:
- зоны (ассоциации) свободной торговли, которые устанавливают более благоприятный режим торговли всеми или отдельными видами товаров между странами-участницами (посредством снятия таможенных и иных ограничений). При этом торговая политика и условия торговли этих стран с третьими странами остаются без изменений. Примерами могут служить Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ); свободные экономические зоны в Калининградской, Читинской и других областях;
- таможенные союзы, означающие введение единого тарифа и проведение общей торговой политики стран - участниц таких союзов;
- экономические союзы как способ интегрирования экономик стран-участниц и построения ими общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- преференциальные системы, которые предоставляют особые льготы и привилегии (таможенные, например) для определенного круга стран, как правило развивающихся и наименее развитых (глобальная система торговых преференций (ГСТП), разработанная для развивающихся стран).
Источники международного торгового права. В качестве источников международного торгового права следует рассматривать прежде всего двусторонние и многосторонние международные договоры. Их условно можно разделить на:
Международные торговые договоры, устанавливающие общие условия сотрудничества государств в области внешней торговли;
Межправительственные торговые соглашения, заключаемые на основе договоров о торговле и содержащие конкретные обязательства сторон в отношении товарооборота между ними;
Соглашения о товарных поставках (товарные соглашения) как разновидность торговых соглашений, предусматривающие конкретный список взаимопоставляемых товаров;
Соглашения о товарообороте и платежах (помимо прочего содержат основные условия и порядок расчетов за поставленный товар);
Клиринговые соглашения, предусматривающие порядок расчетов по взаимным поставкам путем зачета сумм по экспорту и импорту;
И наконец, торговые конвенции, определяющие отношения между государствами по специальным вопросам в области торговли (например, таможенные конвенции).
К другим источникам международного торгового права можно отнести:
Международные торговые обычаи, то есть международную практику, повторяющуюся в течение длительного периода в международных торговых отношениях;
Судебные прецеденты международных судов и арбитражей;
Решения и постановления международных организаций, принятые в пределах их компетенции, если они не противоречат принципам международного права.
Вопросами систематизации и кодификации международно-правовых норм в области международной торговли занимается Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
Система международного торгового права. По мере глобализации мировой экономики и стремительного развития трансграничной торговли государства во все большей степени стали ощущать неадекватность или по меньшей мере недостаточную эффективность своих национальных средств регулирования торговых отношений. Исходя из этого, государства пришли к необходимости создания глобального интеграционного соглашения. С этой целью в 1947 году было заключено многостороннее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГА7Т), дополнившее послевоенную «международную экономическую конституцию», основанную на Бреттон-Вудских соглашениях 1944 года, которая, тем не менее, осталась незавершенной из-за нератификации Гаванской хартии Международной торговой организации 1948 года. Первоначальное число участников Соглашения равнялось 23, а к апрелю 1994 года оно возросло до 132. Развитие ГАТТ со временем привело к образованию de facto одноименной международной организации с постоянно действующим Секретариатом. Прогрессивное превращение ГАТТ из временного краткосрочного договора о взаимной либерализации тарифов в комплексную долгосрочную систему из более чем 200 многосторонних торговых соглашений весьма ощутимо сказалось на международной торговле. ГАТТ играло ключевую роль в ее развитии посредством проведения многосторонних торговых переговоров (раундов), систематизировавших развитие международной торговли, и создании норм и правил международного торгового права, придающих системе международной торговли необходимую ясность и юридическую силу.
ГАТТ не содержало четкого перечисления своих целей и принципов, однако их можно вывести из смысла его статей. Цели ГАТТ можно определить следующим образом: установление режима наибольшего благоприятствования, означающего недискриминацию, соблюдение принятых обязательств, единый режим для развивающихся стран; снижение тарифов; запрет на дискриминационные налоги на иностранный экспорт; антидемпинговая политика; либерализация торговли.
Основные принципы ГАТТ можно рассматривать как отраслевые принципы международного торгового права:
Торговля без дискриминации;
Прогнозируемый и возрастающий доступ на рынки;
Содействие добросовестной конкуренции;
Свобода торговли;
Принцип взаимности;
Развитие торговли через многосторонние переговоры.
Хотя за 48 лет своего существования ГАТТ многого достигло в развитии международной торговли и ее правовых принципов, было немало ошибок и разочарований: во многих сферах, не охватываемых правом ГАТТ, таких как международное движение услуг, физических лиц и капитала, сохранялись проблемы двусторонности, секторальных соглашений о разделе рынка (например, в отношении воздушного и морского транспорта), монополий, картелизации и других форм протекционизма. Даже в сферах, охватываемых правом ГАТТ, таких как торговля сельскохозяйственной продукцией, сталью, текстилем, правительства часто обращались к мерам протекционистского давления, отходя от своих обязательств по ГАТТ в отношении открытых рынков и недискриминационной конкуренции. Секторальное разрушение юридических положений ГАТТ в отношении свободной торговли также выявляло более широкие и серьезные «конституционные несовершенства» национальных систем и международного торгового права. Это еще раз подтвердило, что правовые гарантии свободы и недискриминации не могут оставаться эффективными ни на национальном, ни на международном уровне, пока они не включены в интегрированную конституционную систему институциональных «сдержек и противовесов».
Последний, восьмой раунд многосторонних торговых переговоров ГАТТ, проходивший с 1986 по 1993 год и получивший название Уругвайского раунда, был призван привести систему ГАТТ в соответствие с современными требованиями международной торговли. Заключительный акт, закрепляющий результаты Уругвайского раунда, был подписан на проходившем на уровне министров совещании Комитета по торговым переговорам 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Генеральное соглашение о тарифах и торговле было значительно усовершенствовано и получило название «ГАТТ-1994». Были приняты Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и, наконец, было заключено Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), которое вступило в силу 1 января 1995 г.
Соглашение о ВТО, принятое 124 странами и ЕС 15 апреля 1994 г., не только является самым длинным соглашением, когда-либо заключенным (содержит свыше 25 тыс. страниц), но и самым важным всемирным соглашением со времен Устава ООН 1945 года. Оно включает преамбулу и 16 статей, регулирующих сферу действия и функции ВТО, ее институциональную структуру, правовой статус и отношения с другими организациями, процедуры принятия решения и членство. Его правовая комплексность исходит из 28 Дополнительных соглашений и договоренностей, включенных в четыре Приложения к Соглашению о ВТО, и его внесения в Заключительный акт, объединяющий результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, включающих 28 последующих министерских решений, деклараций и одну договоренность в отношении соглашений Уругвайского раунда.
В преамбуле Соглашения о ВТО содержатся цели новой организации: повышение уровня жизни и доходов, достижение полной занятости, рост производства и торговли товарами и услугами, целесообразное использование мировых ресурсов. Преамбула также вводит идею «устойчивого развития», увязывая ее с необходимостью целесообразного использования мировых ресурсов, защиты и сохранения окружающей среды с учетом неодинакового уровня экономического развития стран. Указывается также на необходимость дальнейших усилий, направленных на обеспечение развивающимся странам, в особенности наименее развитым, доли в росте международной торговли, соответствующей потребностям их экономического развития.
Как глобальное интеграционное соглашение в области международного движения товаров, услуг, физических лиц, капитала и платежей Соглашение о ВТО устраняет текущую фрагментарность отдельных международных соглашений и организаций, регулирующих отношения в этих сферах. После 50 лет, прошедших с Бреттон-Вуд-ской конференции, вступление его в силу 1 января 1995 г. завершило формирование правовой структуры Бреттон-Вудской системы, основанной на Международном валютном фонде, группе Мирового банка и ВТО. И даже более того, так как Уставы МВФ и Мирового банка содержали только несколько существенных правил, связанных с правительственной политикой и урегулированием споров, то ВТО была создана для исполнения также конституционных и нормотворческих функций в дополнение к своим исключительным функциям наблюдения и урегулирования споров в области внешнеторговой политики стран-членов:
ВТО содействует выполнению, управлению и реализации положений Уругвайского раунда и любых новых соглашений, которые будут приняты в будущем;
ВТО является форумом для проведения дальнейших переговоров между странами-участницами по вопросам, охватываемым заключенными Соглашениями;
ВТО уполномочена разрешать противоречия и споры, возникающие между странами-участницами;
ВТО издает периодические обзоры торговой политики стран-участниц.
Отношения России с ГАТТ/ВТО стали складываться с 1992 года, когда Российская Федерация унаследовала от СССР статус наблюдателя в ГАТТ, предоставленный СССР в мае 1990 года. В 1992 году был начат процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской
Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по участию РФ в работе ВТО и процесса присоединения в 1993 году была образована Межведомственная комиссия (MB К) по ГАТТ, утверждены ее состав и межведомственное распределение обязанностей по основным направлениям ее деятельности. Головным ведомством в этом переговорном процессе является Министерство торговли России. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением Всемирной торговой организации данная комиссия была преобразована в 1996 году в МВК по вопросам ВТО (Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. № 17). В ее состав в настоящее время входят более 40 министерств и ведомств РФ. В августе 1997 года на основе указанной МВК была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. 16 июля 1993 г. Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой была образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, а в октябре 1993 года Россия получила статус ассоциированного участника Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Переговорная позиция России по проблематике вступления в ВТО основывается на том, что условия членства России будут максимально приближены к стандартным, исключающим ущемление прав России в торговле. При этом российская сторона заинтересована в понимании и признании всеми партнерами по ВТО особого переходного характера экономики России. Присоединение России к ВТО является неотъемлемым элементом стратегического курса на интеграцию России в мировую экономику в качестве полноправного участника.
Важная роль в развитии международной торговли и права международной торговли принадлежит Организации Объединенных Наций и ее органам и специализированным учреждениям.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНСИТРАЛ была учреждена в 1966 году на XXI сессии Генеральной Ассамблеи, чтобы дать возможность ООН играть более активную роль в сокращении и устранении правовых препятствий на пути международной торговли. Мандат, предоставленный ГА ООН Комиссии как «центральному правовому органу в рамках системы ООН в области права международной торговли», заключается в осуществлении содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли путем:
Координирования работы международных организаций в этой области и поощрения сотрудничества между ними;
Поощрения более широкого участия в международных конвенциях и более широкого признания существующих типовых и единообразных законов;
Подготовки или поощрения принятия новых международных конвенций, типовых и единообразных законов и поощрения кодификации и более широкого признания международных торговых терминов, положений, обычаев и практики в сотрудничестве, когда это представляется уместным, с организациями, работающими в этой области;
Изыскания путей и средств, обеспечивающих единообразное толкование и применение международных конвенций и единообразных законов в области международной торговли;
Сбора и распространения информации о национальных законодательствах и современных юридических мероприятиях, включая прецедентное право, в праве международной торговли;
Установления и поддержания тесного сотрудничества с Конференцией ООН по торговле и развитию, а также с другими организациями ООН и специализированными учреждениями, занимающимися проблемами международной торговли;
Принятия любых других мер, которые она сочтет полезными для выполнения своих функций.
Комиссия определила основу для своей существующей долгосрочной программы работы на 11-й сессии в 1978 году следующими темами: международная купля-продажа товаров; международные оборотные документы; международный коммерческий арбитраж и согласительная процедура; международная перевозка грузов; правовые последствия нового экономического порядка; промышленные контракты; оговорки о заранее оцененных убытках и штрафных неустойках; универсальная расчетная единица для международных конвенций; правовые вопросы, возникающие в связи с автоматической обработкой данных. Были определены также дополнительные темы: положения, защищающие стороны от влияния валютных колебаний; банковские коммерческие кредиты и банковские гарантии, общие условия купли-продажи; бартерные сделки и сделки бартерного типа; многонациональные предприятия; обеспечительные интересы в товарах, ответственность за ущерб, причиненный товарами, предназначенными для международной торговли или являющимися предметом международной торговли; положения о режиме наиболее благоприятствуемой нации.
Среди подготовленных Комиссией актов:
Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года и Протокол о поправках к ней 1980 года, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года;
Арбитражный регламент ЮСИТРАЛ (1976 г.), Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже (1985 г.);
Конвенция о морской перевозке грузов 1978 года;
Типовой закон по электронной торговле 1996 года.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 году Генеральной Ассамблеей в качестве вспомогательного органа, однако давно уже переросла в самостоятельный автономный орган ООН. ЮНКТАД является основным органом ГА ООН в области торговли и развития. ЮНКТАД - это координационный центр в рамках ООН для комплексного рассмотрения проблематики развития и взаимосвязанных вопросов в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.
Основными целями Конференции являются: максимальное расширение возможностей развивающихся стран в области торговли, инвестиций и развития и оказания им содействия в решении задач, связанных с процессом глобализации и интеграции в мировую экономику на справедливой основе.
Для достижения указанных целей ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
Глобализация и стратегия в области развития;
Международная торговля товарами и услугами и вопросы сырьевых товаров;
Инвестиции, технологии и развитие предприятий;
Инфраструктура услуг для развития и эффективности торговли;
Наименее развитые, не имеющие выхода к морю и островные развивающиеся страны;
Межсекторальные вопросы.
В своей деятельности ЮНКТАД сотрудничает с Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), Программой развития ООН (ПРООН), ВТО, Международным торговым центром (МТЦ), ЮНИДО, ВОИС и другими организациями.
Область международной торговли товарами и услугами, а также вопросы сырьевых товаров - сфера весьма активной работы ЮНКТАД. Она оказывает содействие развивающимся странам и, в частности, наименее развитым из них в максимальном усилении позитивного воздействия глобализации и либерализации на устойчивое развитие путем предоставления им помощи в деле реальной интеграции в международную торговую систему.
ЮНКТАД анализирует влияние соглашений Уругвайского раунда на торговлю и развитие и помогает странам в использовании возможностей, вытекающих из этих соглашений, в частности путем укрепления их экспортного потенциала.
Конференция содействует интеграции проблематики торговли, окружающей среды и развития, она поощряет диверсификацию в развивающихся странах, зависящих от сырьевого сектора, и оказывает им помощь в управлении рисками, связанными с торговлей.
ЮНКТАД в своей работе добивается ощутимых результатов. Были разработаны: Соглашение о глобальной системе торговых преферен-
ций между развивающимися странами (1989 г.); Руководящие принципы международных мер в области реструктуризации задолженности (1980 г.); Основная новая программа действий для наименее развитых стран (1981 г.) и Программа действий для наименее развитых стран на 90-е годы (1990 г.). Был принят ряд конвенций в области транспорта.
Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) был создан на основе соглашения между ЮНКТАД и ГАТТ в 1967 году для оказания международной помощи развивающимся странам в расширении их экспорта. МТЦ управляется ЮНТАД и ВТО совместно и на равных началах.
МТЦ - организация технического сотрудничества, чья задача состоит в поддержке развивающихся стран и стран с переходной экономикой, и в частности их делового сектора, в усилиях по реализации своего потенциала в развитии экспорта и совершенствовании импортных операций для достижения в конечном счете устойчивого развития.
Международная торговля сырьевыми товарами регулируется многосторонними соглашениями, многие из которых заключались при непосредственном участии ЮНКТАД (международные соглашения по какао, сахару, натуральному каучуку, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице). Создаются международные организации с участием стран-импортеров и экспортеров либо только экспортеров. Примером последних может служить Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), защищающая интересы нефтедобывающих стран (преимущественно развивающихся) путем согласования цен на нефть и введения квот на нефтедобычу для стран, участвующих в этой Организации.
Существуют также международные организации, деятельность которых направлена на содействие международной торговле. Это Международная торговая палата, Международное бюро публикации таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (ЮНИДРУА).
3. Международно-правовое регулирование сотрудничества в области торговли продовольственными и сырьевыми продуктами
Характерной чертой развития мировой экономики XX столетия, особенно его второй половины, является необходимость осуществления международного сотрудничества государств в области регулирования торговли отдельными видами продовольственных и сырьевых продуктов. Такая необходимость была обусловлена различной степенью развития не только экономики отдельных государств, но и отдельных отраслей их экономики.
Регулирование торговли указанными продуктами преследует своей целью приведение в равновесие спроса и предложения товаров на мировом рынке и удержание на них согласованных рыночных цен в определенных пределах. Указанное регулирование осуществляется путем заключения так называемых международных товарных соглашений. Такие соглашения определяют объем поставок продовольственных и сырьевых продуктов на мировой рынок. С одной стороны, соглашения удерживают падение согласованных цен на отдельные продукты, а с другой - не допускают перепроизводства отдельных продуктов, то есть оказывают влияние и на их производство.
Первые соглашения были заключены еще в 30-40-х годах XX столетия.
Первым таким соглашением являлось Международное соглашение по пшенице, которое было заключено в 1933 году. Его заключение было обусловлено разразившимся в 1929-1933 годах мировым экономическим кризисом. Это Соглашение определяло квоты производства и экспорта пшеницы по странам-участницам. В 1942 году был создан Международный совет по пшенице, который осуществлял функции координации, в частности по вопросам экспорта пшеницы. Среди других соглашений 30 - начала 40-х годов были такие, как Соглашения о регулировании производства и экспорта каучука (1934 г.), олова (1942 г.), сахара (1937 г.), кофе (1940 г.).
Международный опыт, накопленный в результате сотрудничества государств на основе указанных соглашений, показал эффективность такого сотрудничества. В связи с этим в последующие годы государства, как экспортеры, так и импортеры, более или менее регулярно заключали товарные соглашения, касающиеся торговли отдельными видами продовольственных (сельскохозяйственных) и сырьевых продуктов.
В настоящее время действует ряд международных товарных соглашений. Среди них можно назвать соглашения по кофе, какао, пшенице, зерновым, сахару, оливковому маслу, джуту и джутовым изделиям, тропической древесине, олову.
Общими для всех товарных соглашений целями является стабилизация мировых рынков путем обеспечения равновесия между спросом и предложением, расширения международного сотрудничества на мировом рынке продуктов, обеспечения межправительственных консультаций, улучшения положения в мировой экономике, развития торговли, а также с целью установления справедливых цен на продовольственные и сырьевые продукты. Участниками этих соглашений являются государства-экспортеры (производители) и государства-импортеры, соответствующих продовольственных и сырьевых продуктов.
Рядом соглашений предусматривается создание буферных (стабилизационных) запасов некоторых продуктов, например олова, натурального каучука. С помощью таких запасов предупреждаются резкие колебания цен на продукты и предотвращаются возможные кризисы как в производстве, так и в торговле ими.
Другими соглашениями, например по какао, предусматривается, что государства-участники должны сообщать не позднее конца каждого года (календарного или сельскохозяйственного) соответствующим органам, создаваемым на основании таких соглашений, сведения о запасах продуктов. Такие сведения позволяют государствам-экспортерам определять свою политику в производстве соответствующих продуктов. Иными словами, для стабилизации спроса и предложения на продовольственные и сырьевые продукты в международных товарных соглашениях используются различные средства.
Все международные товарные соглашения предусматривают образование специальных международных организаций, например таких, как Международная организация по сахару, Международная организация по олову, Международная организация по какао, Международная организация по кофе и т.д. Основной функцией этих организаций является осуществление контроля над выполнением соответствующих соглашений.
Высшим органом указанных организаций является международный совет, например: Международный совет по сахару, Международный совет по олову, Международный совет по какао и т.д. Членами советов являются все участники соглашений, как экспортеры, так и импортеры. При этом в советах устанавливается фиксированное число голосов, которыми обладают все участники. Эти голоса распределяются поровну между государствами-импортерами. При этом каждый участник обладает количеством голосов в зависимости от объема экспорта либо импорта соответствующего продукта. Так, Международным соглашением по какао от 16 июля 1993 г. предусматривается, что экспортирующие участники обладают 1000 голосами. Таким же количеством голосов обладают и импортирующие участники. Эти голоса распределяются между участниками следующим образом. Каждый экспортирующий участник имеет пять основных голосов. Остальные голоса распределяются между всеми экспортирующими участниками пропорционально среднему объему их соответствующего экспорта какао за три предшествующих сельскохозяйственных года. Голоса импортирующих участников распределяются следующим образом: 100 голосов делятся поровну между всеми импортирующими участниками. Остальные голоса распределяются между такими участниками в зависимости от процентной доли, которую составляет среднегодовой объем импорта какао за три предшествующих сельскохозяйственных года. Соглашение устанавливает, что ни один участник не может обладать более чем 400 голосами.
Международные советы названных организаций обладают всеми полномочиями, которые необходимы для осуществления соответствующих соглашений. Советы собираются на очередные сессии, которые созываются, как правило, два раза в календарный или сельскохозяйственный год. Решения советов носят обязательный характер.
Кроме советов, создаются исполнительные комитеты. Члены этих комитетов избираются экспортирующими и импортирующими участниками. Места в комитетах распределяются между этими участниками поровну. Так, Исполнительный комитет Международной организации по какао состоит из 10 представителей государств-экспортеров и 10 представителей государств-импортеров. Он ответствен перед советом, постоянно следит за состоянием рынка и рекомендует ему те меры, которые Комитет считает целесообразными для осуществления положений соглашения. Совет после консультаций с Исполнительным комитетом назначает исполнительного директора, который является главным должностным лицом международной организации. Исполнительный директор назначает персонал. Деятельность исполнительного директора и персонала носит международный характер.
Международные организации, их исполнительные директора, персонал и эксперты пользуются привилегиями и иммунитетами в соответствии с соглашениями, заключаемыми этими организациями с государствами, о местопребывании таких организаций.
Все международные организации, созданные в соответствии с международными товарными соглашениями, сотрудничают с Общим фондом для сырьевых товаров, который создан в соответствии с Соглашением об Общем фонде для сырьевых товаров, заключенным 27 июня 1980 г.
4. Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
Принято рассматривать как единое целое международные валютные и финансовые отношения в противовес торговым. Это связано с Бреттон-Вудскими соглашениями 1944 года, на основе которых были учреждены МВФ и МБРР в валютно-финансовой сфере, с одной стороны, и ГАТТ в торговой сфере - с другой.
Международные валютно-финансовые отношения как особые социальные отношения в области международных экономических отношений являются важной составной частью всемирного хозяйства. Они проявляются в различных формах сотрудничества государств: при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, в области инвестиций, международных перевозок и т.д. Во всех этих случаях возникает необходимость в производстве определенных платежных, расчетных, кредитных и других денежных операций, где деньги выступают в качестве валюты как международное платежное средство.
Международное валютно-финансовое право - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения, субъектами которых выступают государства и межправительственные организации. В основе этих отношений лежит сформулированный в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года принцип, согласно которому все государства как равноправные члены международного сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном процессе принятия решений для урегулирования финансовых и валютных проблем и справедливо пользоваться вытекающими из этого выгодами (ст. 10).
В сфере международных валютно-финансовых отношений главными формами регулирования являются двусторонние и многосторонние соглашения, а также решения международных валютно-кредитных организаций.
Что касается двусторонних соглашений, то они весьма многочисленны в этой области. В договорах об экономическом сотрудничестве и в торговых договорах содержатся положения, относящиеся и к валютно-финансовым отношениям. Особое место занимают специальные соглашения: кредитные и расчетные.
Кредитные соглашения определяют объем, формы и условия предоставления кредитов. По сроку действия различаются долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от одного года до пяти) и краткосрочные (до одного года) кредитные соглашения. Долгосрочные и среднесрочные соглашения применяются при оказании технической помощи в строительстве промышленных и иных объектов, при поставках дорогостоящего оборудования, машин и т.д. Краткосрочные соглашения затрагивают главным образом вопросы текущего товарооборота. Международный кредит имеет две основные формы: товарную и денежную. Кредиты в денежной форме называются займами. Их предоставление и погашение производятся исключительно в денежной форме. Обычные кредиты могут погашаться не только в денежной, но и в товарной форме, путем поставки товаров.
В сфере международного экономического оборота известны платежные, клиринговые и платежно-клиринговые соглашения. Платежные соглашения предусматривают расчеты в согласованной валюте, механизм таких расчетов, порядок предоставления валюты для платежей. Клиринговые соглашения - это расчеты на безналичной основе путем зачета встречных требований и обязательств на специальных (клиринговых) счетах в центральных банках договаривающихся сторон. Клирингово-платежные соглашения - это расчеты по клирингу с погашением сальдо в согласованной валюте.
Все большее значение в сфере валютно-финансовых отношений приобретают многосторонние соглашения. Большинство этих соглашений устанавливают единообразные нормы, являясь инструментом унификации и оказывая влияние на формирование национальных валютно-финансовых норм. Среди таких соглашений следует упомянуть Женевские конвенции об унификации вексельного права 1930 года, Женевскую конвенцию о решении коллизионных вопросов о переводном и простом векселях 1930 года (Россия участвует в указанных конвенциях), Женевскую чековую конвенцию 1931 года (Россия не участвует), Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 года (в силу не вступила) и др.
В рамках Европейского Союза заключена серия соглашений, включая Маастрихтский договор 1992 года, предусматривающих порядок взаимных расчетов в евровалюте. В Содружестве Независимых Государств подписано Соглашение о создании Платежного союза государств - участников СНГ (1994 г.).
В регулировании международных валютно-финансовых отношений значительную роль играют международные валютно-кредитные организации, фонды, банки. На универсальном уровне это МВФ и Всемирный банк. Главной целью МВФ является координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им займов (краткосрочных, среднесрочных и частично долгосрочных) для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. МВФ следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях.
Что касается Всемирного банка, то его главной задачей является содействие устойчивому экономическому росту путем поощрения иностранных капиталовложений для производственных целей, а также предоставления займов в этих же целях (в таких областях, как сельское хозяйство, энергетика, дорожное строительство и др.). В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из стран-членов.
Большое распространение получили региональные валютно-кредитные организации. В Европе в первую очередь следует назвать Европейский банк реконструкции и развития.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - международная финансовая организация, созданная в 1990 году с участием СССР для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении экономических и политических реформ, формировании рыночной экономики. Ее учредителями выступили 40 стран: все европейские (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейское экономическое сообщество и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). На апрель 1999 года членами ЕБРР являются 59 государств, а также ЕС и ЕИБ.
Высшим органом ЕБРР является Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем. Он определяет основные направления деятельности Банка. Совет директоров (23 члена) - главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР. Формируется он следующим образом: 11 директоров - от стран - членов ЕС, самого ЕС и ЕИБ; 4 - от стран ЦВЕ, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 - от других европейских стран и 4 - от неевропейских стран. Президент Банка избирается на четыре года, отвечает за организацию работы ЕБРР согласно указаниям Совета директоров.
Количество голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Страны - члены ЕС, ЕИБ и ЕС имеют в уставном капитале квоту в 51%, страны ЦВЕ - 13%, остальные европейские страны - 11%, неевропейские страны - 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Великобритания, Италия, ФРГ, Франция, Япония (по 8,5%). Доля России - 4%.
Для принятия решений в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2 / 3 , или 85% голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании).
Деятельность ЕБРР направлена на оказание помощи государствам-членам в осуществлении экономических реформ на различных этапах перехода к рыночной экономике, а также на содействие развитию частного предпринимательства. При этом ЕБРР открыто объявил о выдвижении политических требований и условий при предоставлении финансовых средств.
Россия осуществляет тесное сотрудничество с ЕБРР. Данные за 1995-1997 годы свидетельствуют, что треть инвестиций ЕБРР вкладывалась в российские предприятия, например финансировался ряд проектов по нефтегазовому комплексу России, по программе ТАСИС и др.
Из других европейских финансово-кредитных организаций надо упомянуть Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ), действующие в рамках Европейского Союза, а также Северный инвестиционный банк (СИБ) и Северный фонд развития (СФР), созданные в рамках Северного совета министров.
Действующие в других регионах мира международные финансово-кредитные учреждения имеют в основном сходные цели и структуру. Их основными задачами являются оказание поддержки менее развитым странам мира, содействие экономическому росту и сотрудничеству в соответствующих регионах, где такие организации действуют, предоставление займов и вложение собственных средств в целях достижения экономического и социального прогресса развивающихся государств-членов, оказание помощи в координации планов и целей развития и др. Руководящими органами региональных финансово-кредитных организаций являются советы управляющих, советы директоров и президенты.
Крупнейшей из региональных финансово-кредитных организаций является Азиатский банк развития (АзБР), созданный в 1965 году по рекомендации Конференции по азиатскому экономическому сотрудничеству, созванной под эгидой Экономической комиссии для Азии и Дальнего Востока. Главной его целью является содействие экономическому росту и сотрудничеству в регионе Азии и Дальнего Востока.
Членами АзБР являются 56 государств: 40 региональных и 16 нерегиональных, в том числе США, Великобритания, Германия, Франция и другие капиталистические страны. Наибольшую долю в капитале и, соответственно, число голосов имеют США и Япония (по 16%).
В регионе Америки действует ряд финансово-кредитных организаций: Межамериканский банк развития (МАБР), Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК), Карибский банк развития (КБР), Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ). Крупнейшим является Межамериканский банк развития, созданный в 1959 году в целях оказания помощи в ускорении экономического и социального развития в Латинской Америке и Карибском бассейне. Его членами являются 46 государств: 29 региональных, в том числе США, и 17 нерегиональных, включая Великобританию, Германию, Италию, Францию, Японию и др.
В регионе Африки действует Группа Африканского банка развития (АФБР), Восточноафриканский банк развития (ВАБР), Банк развития государств Центральной Африки (БДЕАС), Западноафриканский банк развития (БОАД).
Африканский банк развития (АБР) был создан в 1964 году при содействии Экономической и Социальной комиссии ООН для Африки. В его состав входят 52 региональных государства и 25 нерегиональных, включая крупнейшие капиталистические страны. В 1972 году был создан Африканский фонд развития, а в 1976 году - Доверительный фонд Нигерии, вошедшие в Группу Африканского банка развития. Все организации ставят своей задачей содействие экономическому развитию и социальному прогрессу региональных государств-членов, финансирование инвестиционных программ и проектов, поощрение государственных и частных инвестиций и др.
Для обеспечения экономического развития и сотрудничества между арабскими странами действуют такие финансово-кредитные организации, как Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР), Арабский валютный фонд (АВФ), Кувейтский фонд арабского экономического развития (КФАЭР).
Особо стоит остановиться на Исламском банке развития (ИБР), созданном в 1974 году для содействия экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин в соответствии с принципами шариата. Членами ИБР являются 50 государств, в том числе из стран СНГ - Туркмения, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан.
Универсальные и региональные финансово-кредитные организации оказывают определенное положительное содействие экономическому росту и социальному прогрессу наименее развитых стран. Вместе с тем нельзя не обратить внимание, что во всех указанных организациях ведущее положение занимают США и другие крупные капиталистические страны, используя их механизмы для получения ощутимых выгод как экономического и политического характера, так и для экспорта западных ценностей, идеалов и образа жизни.
5. Международное транспортное право
Международное транспортное право - комплексная часть международного права, в которую входят отношения как публично-правового, так и (преимущественно) частноправового характера.
Исторически сложилось так, что на уровень универсального регулирования выходят в данной сфере только отношения, возникающие в сфере морского, воздушного и (в меньшей мере) автомобильного транспорта. В отношении водного (речного), железнодорожного, шоссейного и трубопроводного транспорта действуют специальные соглашения (конвенции, договоры).
Международная перевозка обычно означает перевозку пассажиров и грузов между по крайней мере двумя государствами на условиях (унифицированных нормах), установленных в международных соглашениях в отношении требований к перевозочной документации, порядку прохождения административных (таможенных) формальностей, услуг, предоставляемых пассажиру, условий приема груза к перевозке и выдаче его получателю, ответственности перевозчика, процедуры предъявления претензий и исков, порядка разрешения споров.
При международных морских перевозках наряду с международными договорными нормами широко применяются обычно-правовые нормы. При этом важнейшее значение имеет определение применимого к морской перевозке права.
Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 года устанавливает, что права и обязанности сторон по договору морской перевозки грузов, договору морской перевозки пассажиров, а также по договорам фрахтования на время, морской буксировке и морского страхования определяются по закону места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон. Место заключения договора определяется по праву РФ.
Морская перевозка, выполняемая без предоставления перевозчиком всего судна или его части, оформляется коносаментом, реквизиты которого, порядок предъявления к перевозчику претензий, условия ответственности перевозчика на основе принципа ответственности за вину определены в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года. При этом, однако, «навигационная ошибка» (ошибка капитана, матроса, лоцмана в судовождении или управлении судном) исключает ответственность морского перевозчика.
Принятая в 1978 году в Гамбурге Конвенция ООН о морской перевозке грузов изменяет указанную Конвенцию 1924 года по таким вопросам, как расширение сферы действия на перевозки животных и палубных грузов, повышение предела ответственности перевозчика за сохранность груза, детализация порядка заявления требований к перевозчику.
Регулярные (линейные) морские перевозки грузов обычно осуществляются на основании соглашений об организации постоянных морских линий, которые могут заключаться как государствами (правительствами), так и (как правило) судовладельческими компаниями. В таких соглашениях определяются основные условия эксплуатации соответствующих линий, а условия морских линейных перевозок определяются в линейных коносаментах, соответствующих правилах и тарифах. Судовладельческие компании нередко образуют на основе соглашения группы перевозчиков, носящие название линейных конференций, с помощью которых наиболее крупные компании добиваются установления высоких фрахтовых ставок и других льготных условий.
Международная воздушная перевозка пассажиров, багажа, грузов и почты подпадает под действие документов «Варшавской системы». Основу данной системы составляет Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, дополненная Гаагским протоколом 1955 года. Конвенция применяется к перевозке, выполняемой между территориями государств-участников, а также к перевозке, когда место отправления и место назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а остановка предусмотрена на территории другого государства, хотя бы и не участвующего в Конвенции. В Конвенции определены требования к перевозочным документам, права отправителя на распоряжение грузом в пути следования, порядок выдачи груза в пункте назначения, ответственность перевозчика перед пассажирами и грузовладельцем.
Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика основана на вине: перевозчик должен доказать, что им и поставленными им лицами приняты все меры к тому, чтобы избежать вреда, или что их невозможно было принять. По условиям Варшавской конвенции предел ответственности перевозчика в отношении смерти или телесного повреждения пассажира составляет 125 тыс. французских золотых франков Пуанкаре (франк содержанием 65,5 мг золота пробы 0,900), за каждый килограмм багажа и груза - 260 франков, в отношении ручной клади - 5 тыс. франков. В Гаагском протоколе эти пределы повышены вдвое. Кроме того, они могут быть повышены перевозчиком по соглашению с пассажиром, доказательством чего является приобретение пассажиром билета. Многие ведущие авиаперевозчики (используя данную возможность) заключили между собой соглашение (Монреальское соглашение 1966 г.) о повышении пределов своей ответственности при перевозках в США, из США или через территорию США до предела в 75 тыс. долл. США.
В области железнодорожного транспорта наиболее известными являются Бернские конвенции о железнодорожных перевозках грузов (сокращенно МГК) и о железнодорожной перевозке пассажиров (сокращенно МПК). В них участвуют большинство стран Европы, Азии и Северной Африки. В 1966 году заключено Дополнительное соглашение МПК об ответственности железных дорог при перевозках пассажиров. В 1980 году на Конференции по пересмотру Бернских конвенций заключено Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Последний документ консолидирует Бернские конвенции и Дополнительное соглашение 1966 года в едином документе с двумя приложениями. Так, Приложение А определяет условия перевозок пассажиров, а Приложение В - условия перевозок грузов.
Ставки провозных платежей определяются национальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости - 300 км/сут. Вместе с тем за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, а также дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.
Предельный размер ответственности железных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валютного фонда - СПЗ (17 СПЗ, или 51 старый золотой франк за 1 кг веса брутто).
Правила КОТИФ предусматривают, что причиненные просрочкой в доставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных провозных платежей.
Заключение договора международной перевозки грузов оформляется составлением накладной по предписанной форме, а грузоотправитель получает дубликат накладной. Ответственность железных дорог за несохранность груза наступает при наличии вины перевозчика, которую в ряде случаев должен доказать грузовладелец. Несохранность груза должна быть подтверждена коммерческим актом. При просрочке в доставке железная дорога уплачивает штраф в определенном проценте от провозной платы.
Иски к железным дорогам предъявляются в суде, причем предварительно перевозчику должна быть направлена претензия. Для предъявления претензий и исков действует девятимесячный срок, а по требованиям о просрочке в доставке груза - двухмесячный. Железная дорога должна рассмотреть претензию в 180 дней, и на это время течение срока давности приостанавливается.
Между многими странами заключены двусторонние соглашения о международном грузовом и пассажирском сообщении.
Правила относительно автомобильных перевозок содержатся в Конвенции о дорожном движении и в Протоколе о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. (действует редакция 1968 г., вступившая в силу в 1977 г.). РФ участвует в этих соглашениях. Действует также Таможенная конвенция о международных перевозках грузов 1959 года (в 1978 г. вступила в силу новая редакция). РФ - ее участница.
Условия договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (сокращенно ЦМР) от 19 мая 1956 г. В Конвенции участвуют большинство европейских государств. Она определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения. Установлен также предел ответственности при несохранности груза - 25 золотых франков за 1 кг веса брутто.
При автомобильных перевозках существенное значение имеет создание гарантий при причинении вреда третьим лицам автотранспортными средствами - источником повышенной опасности. Это достигается посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности, что предусматривается как внутренним законодательством, так и рядом международных соглашений. Так, в заключенных с рядом стран двусторонних соглашениях об организации автомобильного сообщения предусматривается обязательное страхование гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках.
Среди соответствующих международных документов в данной области следует выделить Женевскую конвенцию о дорожном движении от 19 сентября 1949 г. В соответствии с данной Конвенцией договаривающиеся государства, сохраняя за собой право установления правил пользования своими дорогами, решают, что эти дороги будут использованы для международного движения в условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, и не обязаны распространять преимущества, вытекающие из положений настоящей Конвенции, на автомобили, прицепы или на водителей автомобилей, если они находились на их территории непрерывно более одного года.
При применении положений настоящей Конвенции термин «международное движение» означает всякое движение, связанное с пересечением хотя бы одной государственной границы.
Кроме того, участники Конвенции обязуются обмениваться сведениями, необходимыми для установления личности водителей, имеющих внутригосударственные разрешения на управление автомобилем и виновных в нарушении правил международного движения. Они обязуются также обмениваться сведениями, необходимыми для установления личности владельцев иностранных автомобилей (или лиц, на имя которых такие автомобили были зарегистрированы), чьи действия привели к серьезным дорожно-транспортным происшествиям.
19 сентября 1949 г. в Женеве заключен Протокол о дорожных знаках и сигналах. Следует также отметить Соглашение о внедрении единой контейнерной транспортной системы (Будапешт, 3 декабря 1971 г.).
Согласно данному документу, Договаривающиеся стороны согласились создать систему перевозки грузов во внутренних и особенно международных сообщениях, основывающуюся на применении сторонами на всех видах транспорта большегрузных универсальных и специальных контейнеров по согласованным ими техническим, технологическим и организационным условиям, именуемую в дальнейшем «единой контейнерной транспортной системой». Данная система должна предусматривать возможность развития контейнерных перевозок грузов также между договаривающимися сторонами и третьими странами.
Для перевозки грузов воздушным транспортом договаривающиеся стороны будут применять контейнеры, удовлетворяющие условиям таких перевозок, с параметрами, рекомендованными ИСО и ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта).
Договаривающиеся стороны организуют сеть регулярных международных контейнерных линий железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, увязанных с внутренними контейнерными линиями, с учетом национальных транспортных потребностей и структуры транспорта договаривающихся сторон, а также контейнерные перегрузочные пункты для обеспечения передачи контейнеров с одного вида транспорта на другой и между железными дорогами с разной шириной колеи. В отдельных случаях предусмотрено создание совместных перегрузочных контейнерных пунктов.
Международное экономическое право начало динамично развиваться только со второй половины XX века. вследствие понимания того, что либеральный подход к регулированию международных экономических отношений, который предусматривал полную свободу и дерегулирования действий хозяйствующих субъектов, не является таким эффективным и не учитывает интересов мирового сообщества в целом и, в связи с этим, возникает необходимость создания международных институциональных механизмов и правовых норм для координации международного экономического сотрудничества государств.
Международное экономическое право - это отрасль международного публичного права, регулирующая экономические отношения между государствами и другими субъектами международного публичного права.
Предметом международного экономического права являются межгосударственные экономические, в широком понимании, коммерческие отношения, а также международное экономическое сотрудничество государств, МО и других субъектов международного публичного права в различных сферах мировой хозяйственной деятельности: международной торговли, международных валютно-финансовых и кредитных отношениях, международных инвестиционных отношениях, международных таможенных отношениях, отношениях международной экономической помощи, в сфере транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной и иной собственности, туризма и т. д.
Особенностью международного экономического права как самостоятельной отрасли международного права является ее комплексный характер, который определяется тесной взаимозависимостью в этой сфере публично-правовых и частноправовых механизмов регулирования.
Важно, что одним из первых в 1928 г. предложил концепцию международного хозяйственного права как особого регулятора международных экономических отношений, на основе современного международного экономического права, выдающийся украинский юрист-международник В. М. Корецкий, который в свое время был вице-президентом Международного суда ООН в Гааге.
международное экономическое право базируется на нормах и принципах международного публичного права, оно тоже имеет свою систему и составляющие элементы, отрасли и институты. В зависимости от сферы правового регулирования выделяют такие отрасли международного экономического права:
Международное торговое право, в рамках которого осуществляется правовое регулирование торговли не только товарами, но и услугами, правами интеллектуальной собственности и т. д;
Международное финансовое право, которое регулирует транснациональное движение капиталов через расчетные, валютные, кредитные отношения;
Международное инвестиционное право, которое тесно связано с международным финансовым правом и регулирует отношения в сфере движения иностранных инвестиций;
Международное трудовое право, которое регулирует публично-правовые отношения в сфере движения международных трудовых ресурсов;
Международное транспортное право, которое регулирует отношения в сфере международного экономического сотрудничества по вопросам использования разных видов транспорта.
Отдельно можно назвать также отрасли международного экономического права, которые регулируют отношения в сфере региональной экономической интеграции (в частности европейской), промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического сотрудничества.
Современная система международного экономического права, как и других отраслей права, включает в себя Общую и Особенную части. Упомянутые выше подотрасли составляют Особенную часть международного экономического права.
в Свою очередь, Общую часть международного экономического права составляют международно-правовые институты, определяющие предмет, источники и специальные (отраслевые) принципы международного экономического права, правовой статус государств, МО и других субъектов международного экономического права, особенности ответственности и применение санкций в международном экономическом праве, а также другие общие принципы формирования современного международного экономического правопорядка.
Международное экономическое право - отрасль современного международного права, представляющая совокупность принципов и норм, которые регулируют отношения между субъектами международного права. Международное экономическое право закрепляет и стабилизирует уже сложившиеся экономические отношения, содействует изменению или перестройке устаревших, неравноправных отношений. При осуществлении международных экономических отношений государства реализуют свои суверенные права. Нормы международного экономического права содействуют беспрепятственному их осуществлению, равноправному сотрудничеству государств без какой-либо дискриминации. Подобный смысл в понимании содержания международного экономического права вытекает из анализа положений Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятых Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г., хотя по сути своей указанные документы и носят декларативный характер.
Нормы международного экономического права как отрасли международного права регулируют межгосударственные отношения публичного порядка. Но сами государства в международные экономические отношения вступают редко. Основная масса экономических отношений осуществляется с участием иных субъектов - хозяйствующих субъектов различных государств, которые субъектами международного публичного права не являются, но при этом учитывают при осуществлении своего сотрудничества нормы международного экономического права. Кроме того, государства, принимая свои внутригосударственные акты, регламентирующие внешнюю торговлю и другие виды внешнеэкономической деятельности, учитывают действующие нормы международного экономического права. Так, Российская Федерация, осуществляя подготовку к вступлению во Всемирную торговую организацию, по многим вопросам внешнеэкономической деятельности привела свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО. Это нашло свое отражение в формулировке правил Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г., Таможенного кодекса Российской Федерации, принятого в 2003 г., четвертой части Гражданского кодекса РФ, в ряде других актов. При осуществлении внешнеэкономического сотрудничества хозяйствующими субъектами России необходимо учитывать и нормы регионального характера,
входящие в международное экономическое право. Для российских субъектов среди таких норм первостепенное значение имеют правила, принятые в рамках этих организаций, как Европейский союз и СНГ. Поэтому при разработке новейшего российского законодательства в области хозяйствования эти правила были учтены. В частности, это можно видеть в формулировках Федерального закона «О защите конкуренции» 2006 г., в новой редакции Федерального закона «О лизинге» и др. При этом следует иметь в виду, что если по каким-либо вопросам российское законодательство и нормы международных договоров экономической направленности не совпадают, то с учетом п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет будут иметь нормы международных договоров. Так, например, согласно нормам российского налогового законодательства иностранные инвесторы имеют национальный правовой режим при осуществлении ими инвестиционной деятельности на территории РФ. В то же время Россия является участником довольно большого числа многосторонних и двусторонних договоров в области инвестиций, а также договоров по налогообложению. Если этими договорами предусмотрен не национальный режим по налогообложению, а преференциальный или режим наибольшего благоприятствования, применению будут подлежать нормы международного договора.
Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что нормы международного экономического права могут выступать непосредственно в регулировании международных экономических отношений, а также они оказывают существенное влияние на развитие внутригосударственного законодательства.
Международное экономическое право направлено не только на регулирование сотрудничества субъектов по экономическим вопросам. Его задачей является содействие в установлении и развитии устойчивого экономического правопорядка, обеспечение международной экономической безопасности. В принятой в 1974 г. Декларации об установлении нового международного экономического порядка государства заявили о своей решимости немедленно приложить усилия для установления нового международного экономического порядка. Его установление должно быть основано на справедливости, суверенном равенстве, взаимозависимости, общности интересов и сотрудничестве всех государств. Принятие Декларации имело значение прежде всего для развивающихся стран. Представляется, что и на современном этапе многие положения Декларации сохраняют актуальность, поскольку еще сохраняется разрыв между развитыми странами и слаборазвитыми, отличается уровень жизни в разных странах, что в какой-то мере можно объяснить несоблюдением в полной мере сформулированных в Декларации принципов, остается по- прежнему не решенной проблема контроля за деятельностью ТНК. Их несоблюдение не обеспечивает в полной мере и международную экономическую безопасность как составляющую всеобъемлющей системы международной безопасности.
Еще по теме Понятие международного экономического права, его место в системе права:
- 2. Понятие налогового права и его место в системе российского права
- § 2. Понятие бюджетного права: предмет, место в системе финансового права
- § 1. Содержание международного сотрудничества в правоохранительной сфере, место и роль международного права в его регулировании