Содержание принципа суверенного равенства государств. Государства как основные субъекты международного права. Принцип суверенного равенства государств. Принцип территориальной целостности государств

Может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров , включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено исключительно при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить ϲʙᴏю внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, кᴏᴛᴏᴩый гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов".

Данный принцип закреплен также в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. Объективные закономерности международных отношений, их постепенная демократизация привели к расширению содержания принципа суверенного равенства государств. Отметим тот факт - что в современном международном праве он с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Уставом ООН. Позднее ϶ᴛᴏт принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 года, Парижской хартии для новой Европы 1990 года и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства - обеспечить юридически равное участие в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства будут равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право ϲʙᴏбодно выбирать и развивать ϲʙᴏи политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно ϲʙᴏи международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в ϲʙᴏих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по ϲʙᴏему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, кᴏᴛᴏᴩый лежит в основе международго сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо пробудет в области международных экономических отношений, где наиболее остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств. В последние годы на необходимость уважения прав, присущих суверенитету, особенно часто указывают в связи с достижениями научно-технической революции, кᴏᴛᴏᴩые не должны использоваться в ущерб другим государствам. Это касается, например, проблемы непосредственного телевизионного вещания, опасности военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду и т. п.

Юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Важно заметить, что одним из примеров ϶ᴛᴏго

будет особое правовое положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Встречаются утверждения, что нормальные международные отношения невозможны без ограничения суверенитета. Между тем суверенитет будет неотъемлемым ϲʙᴏйством государства ц фактором международных отношений, а не продуктом международного права. Никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на базе добровольности. Материал опубликован на http://сайт

В настоящее время государства все чаще передают часть ϲʙᴏих полномочий, кᴏᴛᴏᴩые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит ϶ᴛᴏ по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно увеличением количества объектов международно-правового регулирования. В ряде международных организаций государства-учредители отошли от формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, когда количество голосов, кᴏᴛᴏᴩым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств, связанных с оперативно-хозяйственной деятельностью международных организаций. Так, при голосовании в Совете министров Европейского Союза по ряду вопросов государства обладают неодинаковым количеством голосов, причем малые страны - члены ЕС неоднократно и на официальном уровне отмечали, что подобное положение способствует укреплению их государственного суверенитета. Принцип взвешенного голосования принят в ряде международных финансовых организаций системы ООН, в Совете Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.

Есть все основания предполагать, что жизненно важная необходимость сохранения мира, логика интеграционных процессов и другие обстоятельства современных международных отношений приведут к созданию таких юридических конструкций, кᴏᴛᴏᴩые адекватно отражали бы данные реалии. При этом ϶ᴛᴏ ни в коей мере не означает умаления принципа суверенного равенства в межгосударственных отношениях. Передавая часть ϲʙᴏих полномочий международным организациям добровольно, государства не ограничивают ϲʙᴏй суверенитет, а, наоборот, реализуют одно из ϲʙᴏих суверенных прав - право на заключение соглашений. Исключая выше сказанное, государстватрадиционно оставляют за собой право контроля за деятельностью международных организаций.

Пока существуют суверенные государства, принцип суверенного равенства будет оставаться важнейшим элементом системы принципов современного международного права. Строгое его соблюдение обеспечивает ϲʙᴏбодное развитие каждого государства и народа.

Как уже отмечалось, в Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они будут взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. По данной причине особенно важно подчеркнуть тесную связь, существующую между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию. Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, по϶ᴛᴏму вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, представляющие собой попытку воспрепятствовать субъекту международного права решать ϲʙᴏи внутренние проблемы самостоятельно.

Понятие внутренней компетенции государства на практике часто вызывает споры. Стоит заметить, что оно меняется с развитием международных отношений, с ростом взаимозависимости государств. В частности, современная концепция невмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к ϲʙᴏей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в т.ч. и их обязательства по Уставу ООН, будут критерием, кᴏᴛᴏᴩый позволяет правильно подходить к решению ϶ᴛᴏго сложного вопроса. В частности, не подлежит сомнению, что понятие "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства" не будет чисто территориальным

понятием. Это означает, что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретного государства, могут рассматриваться как не ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся исключительно к его внутренней компетенции. К примеру, если Совет Безопасности ООН констатирует, что события, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожают международному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутренним делом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении данных событий не будут вмешательством во внутренние дела государства.

Суверенитет не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире. С другой стороны, увеличение числа вопросов, кᴏᴛᴏᴩые государства на добровольной основе подчиняют международному регулированию, не означает их автоматического изъятия из сферы внутренней компетенции.

Принцип суверенного равенства государств (равноправия) – закрепление основной особенности международного права, наличие у его основных субъектов качества суверенитета, и в силу этого их юридическое равенство независимо от времени возникновения, территориальных, демографических, экономических либо иных факторов.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН, п.1 ст. 2 которого гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов".

Толкование этого принципа дается во многих международных документах, прежде всего в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г., где он стоит на первом месте.

В современном международном праве содержание принципа суверенного равенства государств расширилось. Оно включает следующие положения:

а) каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;

б) каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;

в) каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

г) все государства юридически равны. Они имеют одинаковые права и обязанности как члены международного сообщества независимо от различий их экономических, социальных, политических систем;

д) каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения;

е) каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы;

ж) каждое государство обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом;

з) государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.

Естественно, что юридическое равенство субъектов международного права не означает их фактического равенства. Между принципом суверенного равенства государств и их фактическим неравенством есть определенное противоречие. Это противоречие с точки зрения принципов демократизма особенно резко проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где государства с небольшим населением и государства, население которых в тысячу раз больше, имеют каждое один голос. И тем не менее принцип суверенного равенства государств представляет собой один из краеугольных камней всей международной системы и стоит на первом месте среди принципов Устава ООН.

Поскольку существование самостоятельных государств продолжает оставаться закономерностью общественного развития, принцип их суверенного равенства выступает как одно из проявлений этой закономерности. Он направлен на обеспечение свободного развития каждого государства, против политики диктата и подчинения и служит щитом для малых государств. Рассматриваемый принцип обеспечивает равное участие каждого государства в решении международных дел.

Одновременно принцип суверенного равенства является гарантией для крупных государств, защищая от навязывания им воли малых государств, имеющих численное превосходство в современных общих международных организациях.

Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.

В современном международном праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;



6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время наблюдается следующая тенденция: государства передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. К примеру, в ряде международных организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств.



В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

8. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Определения: агрессия, агрессивное намерение, вооруженная интервенция, мирная блокада?

Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст. 2 Устава гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

запрещаются:

Запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

Запрещение репрессалий с применением вооруженной силы (например, «мирная блокада» - блокирование портов другого государства вооруженными силами в мирное время);

Предоставление государством своей территории другому государству, которое использует эту территорию для агрессии против третьего государства;

Организация или поощрение организации иррегулярных сил (т. е. не имеющих постоянной организации, твердой системы комплектования и прохождения службы) или вооруженных банд, в том числе наемничество;

Организация, подстрекательство, оказание помощи, или участие в актах гражданской войны, террористических актах в другом государстве или потворствование подобной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;

Насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение;

Применение силы или угрозы силой в качестве средства разрешения международных споров о территории и границах, а также с целью нарушения границ;

Любые иные действия, представляющие собой угрозу силой или применение силы против другого государства.

Агрессия – преступление против мира и безопасности человечества, влекущее международную ответственность.

Квалифицировать акт как агрессию может только Совет Безопасности ООН. Для этого – критерии противоправности – принцип первости (применение первым вооруженной силы), серьёзность намерения.

АГРЕССИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ - в международном праве один из критериев, учитываемых Советом Безопасности ООН при определении существования акта агрессии в конкретной ситуации. Констатируя акт агрессии, Совет Безопасности выясняет наличие в первоначально начатых действиях государства намерений агрессивного характера, как, напр., стремления к аннексии территории с применением силы, военной оккупации территории другого государства и т. д.

Интервенция

(позднелат. interventio - вмешательство, от лат. intervenio - прихожу, вмешиваюсь) в международном праве вмешательство одного государства во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами. Современное международное право запрещает И. и рассматривает её как международный Деликт. В соответствии с принципом невмешательства никакое государство (или группа государств) не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине в дела другого государства, поэтому вооружённое вмешательство и все другие формы вмешательства или угрозы вмешательства, направленные против политической независимости или территориальной неприкосновенности любого государства, являются нарушением международного права.

«мирная блокада» - блокирование портов другого государства вооруженными силами в мирное время

Устав ООН регламентирует два случая законного применения вооруженной силы:

1.Ст. 51 Устава - самооборона в случае вооруженного нападения на государство. Исключается применение вооруженной силы в случаях, если к государству применяются меры экономического или политического характера - должен соблюдаться принцип соразмерности.

2.Ст.ст. 39 и 42 Устава - по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

9.Принцип мирного разрешения международных споров. Перечислите способы мирного разрешения международных споров?

Был впервые зафиксирован в Парижском пакте об отказе от войны 1928 г. (пакт Бриана - Келлога) в ст. 2, где стороны признали, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться только мирными средствами.

С принципом неприменения силы самым тесным образом связан принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип мирного разрешения споров означает обязанность государств решать все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Всякий спор между государствами независимо от того, глобальный он или региональный, затрагивает он жизненные интересы государства или второстепенные, угрожает международному миру и безопасности или не угрожает, подлежит только мирному разрешению.

В то же время Устав ООН оставляет за государствами свободу выбора мирных средств в решении конкретного спора.

Для претворения в жизнь этого принципа и повышения его эффективности в рамках Хельсинкского процесса созывались международные совещания, на которых разрабатывался обще приемлемый метод мирного урегулирования, направленный на то, чтобы дополнить существующие мирные способы новыми средствами.

Все мирные средства разрешения международных споров можно разделить на 2 категории:

средства, не требующие участия третьей стороны (3-го субъекта МП, не заинтересованного в исходе спора)

1 мирные переговоры

2 консультации

3 следственные и согласительные комиссии – с некоторой натяжкой. Иногда они могут включать в себя экспертов, не являющихся гражданами государств – сторон спора. Но они выступают в качестве 3-х лиц.

средства, требующие участия 3-й стороны

1 добрые услуги и посредничество

2 рассмотрение спора международными судебными органами

3 рассмотрение спора в рамках международной организации

10.Принцип невмешательства во внутренние дела государств?

Принцип невмешательства во внутренние права государств – обеспечение защиты осуществления государством его внутренней функции в соответствии с международным правом.

Согласно Декларации 1970 г., принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:

а) запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

б) запрещение использования экономических, политических и других мер, чтобы добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

в) запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

г) запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

д) запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

е) право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств.

Содержание понятия "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства" изменялось с развитием международного права. В процессе такого развития становится все больше дел, которые в определенной степени (и, как правило, не непосредственно, а через внутреннее право государств) подпадают под международно-правовое регулирование, следовательно, перестают относиться исключительно к внутренней компетенции государств.

11.Принцип уважения прав человека?

Принцип уважения прав и основных свобод человека – обеспечение государствами нерушимости прав человека на своей территории и за ее пределами.

Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка международных Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.

Принцип уважения прав человека получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций, принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений (см. гл. 12).

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нет принципа уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов, содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В настоящее время практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем международном праве.

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. название этого принципа сформулировано так: "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений".

В Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека – "первейшая обязанность правительства" и что "их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира".

а) все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;

б) государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;

в) государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

В Документе Московского Совещания СБСЕ 1991 г. было констатировано, что вопросы соблюдения прав человека, демократии и верховенства закона носят международный характер, поскольку составляют одну из основ международного порядка.

12. Принцип равноправия и самоопределения народов?

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций – обеспечение прав этой категории субъектов международного права на выбор политического статуса, на свободное экономическое развитие, культурную самобытность, участие в международных отношениях.

а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б) все государства обязаны уважать это право;

в) все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е) запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Современное содержание данного принципа включает в себя экономические аспекты (право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами), право культурного развития и проч. Кроме того, речь идет не только о правах народов, но и об обязанностях государств, выражающихся в уважении к правам народов и содействии им.

Принцип самоопределения является правом, а не обязанностью, и его осуществление не должно быть связано с нарушением территориальной целостности и политического единства суверенных государств.

13.Принциа территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ?

Принцип территориальной целостности государств – защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории, для чего могут использоваться допустимые международным правом юридические и иные средства, включая национальные.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 г., где он трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны".

Однако принцип территориальной целостности государств настолько важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный принцип международного права: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников".

Заключительный акт СБСЕ 1975г. содержит отдельную и наиболее полную формулировку: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться:

От любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

От того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение норм международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления» .

Принцип нерушимости государственных границ – определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов.

Принцип нерушимости государственных границ – так же впервые сформулирован в Заключительном акте СБСЕ. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы» - то есть от посторонних действий или требований изменения положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения на местности.

Нормативное содержание данного принципа состоит в следующем –

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от территориальных притязаний (на момент и будущее);

Отказ от иных посягательств на границы, в том числе угрозу силы или ее применение.

Необходимо отличать принцип нерушимости государственных границ от принципа неприкосновенности границ - речь идет о соблюдении существующей линии границы на местности, ее пересечении без соответствующих правил. Причем, если принцип нерушимости действует в Европе, США и Канаде, то неприкосновенность границ является принципом общего международного права и действует независимо от специальных соглашений по этому поводу.

14.Субъекты современного международного права. Содержание понятия, международная правосубъектность?

Определение понятия субъекта международного права связано прежде всего с оценкой предмета международно-правового регулирования.

Современная. Распространяет на международное право понимание субъекта в общей теории права. Иначе говоря, субъектом принимается участник отношений, регулируемых международно-правовыми нормами; носитель прав и обязанностей, установленных этими нормами.

В круг субъектов в этом случае включаются юридические и физические лица, хозяйственные объединения и неправительственные организации, а также части (единицы) федеративных государств. Данная теория разделяет субъектов международного права на правосоздающих (к ним относятся «традиционные субъекты») и правоприменяющих, круг последних, разумеется, значительно шире первого.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международную ответственность.

Субъект международного права - это образование, способное иметь права и обязанности и защищать свои права путем заявления международных претензий.

Обычными видами субъекта права в международных отношениях являются государства и организации.

Классификация субъектов международного права проводится по различным основаниям.

Первичные субъекты создаются в историческом процессе; возникнув, неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.

Производные субъекты создаются первичными, объем их международной правоспособности зависит от желания создателей и, как правило, определяется международным договором.

Устоявшиеся субъекты международного права:

Государство - наиболее важная категория субъектов международного права, главная политическая организация общества. В международных отношениях, где нет верховной власти, диктующей правила поведения для государств - они сами и главные создатели, и гаранты соблюдения норм международного права.

государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:

Постоянное население

Определенная территория

Правительство

Способность вступать в отношения с другими государствами, так называемый критерий независимости.

международная правосубъектность - это одновременное:

a)обладание международными правами и обязанностями;

b)подчиняемость международному праву;

c)способность участвовать в международных правоотношениях

Основными характеристиками, присущими международной правосубъектности, являются:

Способность заявлять претензии по поводу нарушений международного права;

Способность заключать юридически действительные в международном плане договоры и соглашения;

15. Индивид – субъект международного права. Ватикан. ТНК.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может всту­пать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международ­ные органы. Субъект международного права должен быть непосредст­венно подчинен международному регулированию и обладать между­народным публичным статусом.

Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признанаправосубъектность наций, народов, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты - Ватикан, вольный город.

С понятием субъекта неразрывно связанны такие категории права как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Является ли индивид субъектом международного права, зависит от того, какими характеристиками этот субъект должен обладать. Если считать, что субъект международного права - это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, которое эти нормы наделяет субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I иII к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).

Международное право непосредственно создает для индивида права и обязанности. Известен ряд преступлений по международному праву: пиратство, геноцид, апартеид, которые могут непосредственно вменяться как состав международного преступления при осуществлении международного уголовного правосудия над индивидом посредством Международного уголовного суда или специально созданного Международного уголовного трибунала.

Особый статус имеют космонавты, которые одновременно являются физическими лицами и гражданами определенного государства, но в то же время признаются посланцами человечества в космос. Однако во всех этих случаях права, получаемые индивидом, опосредованы государствами и без их согласия не действуют. Индивид может совершать определенные действия, предписанные отдельным договором, или не совершать их.

Если рассматривать физическое лицо как прямого адресата многих международно-правовых норм, если принимать во внимание развивающуюся отрасль международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, учесть факты осуществления международного уголовного правосудия по отношению к международным преступникам, то можно сделать вывод о том, что физическое лицо в ряде случаев обладает ограниченной международной правосубъектностью и, следовательно, является особым субъектом международного права.

Государствоподобные образования (Ватикан) (далее - ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

признаки государствоподобных образований:

) территория;

) постоянное население;

) гражданство;

) законодательные органы;

) правительство;

) международные договоры

Ватикан - город-государство, являющийся резиденцией центра католической церкви - Святого престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью. В международных отношениях участвует под наименованием "Святой престол". Уникальное его положение в системе субъектов международного права, его особая правовая природа и религиозная специфика обусловливают методы его деятельности на международной арене, направленность внешнеполитических целей и приоритетов. Основным вектором политики папства являются вопросы защиты прав и свобод человека, прежде всего религиозных, и церкви в целом, а также деятельность по предотвращению международных конфликтов.

Транснациональная компания подразумевает транснациональность капитала данного субъекта частноправовой деятельности, капитал не принадлежит лицам одной страны.

Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно с полным учетом своих суверенных прав сотрудничать с другими государствами в деле осуществления данного права.

В Конвенции о транснациональных корпорациях Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т. п.

Корпорация вправе осуществлять на территориях сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством сторон.

Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.

Государственные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством способом. Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Принцип суверенного равенства государств

Введение

Одним из основных принципов, на которых Международное право и международные отношения лежат и полагаются - это Принцип суверенного равенства государств. Тем не менее, его не так легко понять и определить. Ряд ученых имеют разные определения и понятия одного и того же термина. С точки зрения международного права все государства являются суверенными.

Тем не менее, иногда это понятие суверенитета делится на две части:

1. Правовой суверенитет;

2. Поведенческий суверенитет.

Этот реферат в основном сосредоточен на суверенном равенстве государств, которое является чем-то вроде юридического суверенитета и на самом деле является его компонентом. Эта концепция называется принцип суверенного равенства государств, состоящий из ряда идеалов, на которых международные организации, нации-государства и т.д. строят свои отношения друг с другом. Некоторые из них являются:

1) В международных организациях, таких как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций и МВФ, голоса разных стран имеют неравную силу, чтобы отражать некоторые основные меры власти. В то же время в международных организациях, используют принцип суверенного равенства через равноправные процедуры голосования, таких как Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций;

2) Все государства равны друг перед другом, и поэтому им должны быть предоставлены равные по отношению друг к другу права на самоопределение и невмешательство в их внутренние дела.

1. Понимание суверенитета и происхождение принципа суверенного равенства

Суверенитет был определен Оппенгеймером следующим образом: «Суверенитет является верховной властью, которая на международном уровне осуществляется не законными полномочиями в отношении всех остальных государств, а скорее юридическими органами, которые не находятся в правой зависимости от любой другой власти» .

Концепция государственной суверенности неразрывно связана с ее статусом международная правосубъектности. В этот момент важно отметить, что суверенитет и международное право являются концепциями, которые немного антагонистичны друг другу.

Идея государственного суверенитета является то, что, с одной стороны, государство должно быть в состоянии управлять собой, без вмешательства извне. С другой стороны, в основе международного права лежит идея о том, что правила должны быть в состоянии ограничить государство поведение. Ни одно из государств, однако, не должно претендовать на абсолютное господство в настоящее время , и между ними должен сохраняться баланс.

Принцип «суверенного равенства» присутствует в обычном международном праве, а также в Лиге Наций, которая является предшественником Организации Объединенных Наций.

Конгресс Вестфалии был, несомненно, первым важным событием в развитии международных организаций. Это привело к Вестфальскому договору, подписанному в 1648 году, в котором впервые официально включено принцип суверенное равенства.

Несмотря на то, что положения договора не включают слово «суверенитет», в договоре присутствовали все правила для осуществления этого принципа. Договор уважал выбор каждого государства в выборе религии, включив в принцип то, что правящий монарх обладал исключительной, законной властью в пределах своей территории и мог действовать в пределах этой территории без вмешательства со стороны других держав. После Вестфалия, страны-участники договора стали уважать суверенитет друг друга.

И окончательное утверждение принципа суверенного равенства - включение принципа в статье 2, пункте 1 Устава Организации Объединенных Наций. Этот принцип в Уставе ООН включает в себя как внутренний и внешний суверенитет.

С того момента, как это принцип был включен в Устав ООН, все государства-члены должны были следовать ему. Однако, на практике, было обнаружено, что он не исполняется в равной мере всеми государствами. Можно привести пример из дела Никарагуа, , где один из трех претензий, поднятых Никарагуа к США был основан на суверенном равенстве.

Представители Никарагуа утверждали, исходя из принципа суверенного равенства, полагая, что нормы международного права, регулирующие отношения между суверенными государствами равно не дают право изменять заявления о признании в одностороннем порядке, если право прямо защищено…

Кроме того, в консультативном заключении дается МС к делу в вопросе о законности угрозы применения или применения ядерного оружия от 8 июля 1996 года, где судья Вирамантри высказал особое мнение, что применение ядерного оружия идет против принципа о суверенном равенстве государств.

Таким образом, можно отметить, что оспариваемый принцип был поставлен под вопрос в ряде случаев, заглянуть в который поможет в лучшем понимании этого принципа и его значении в международном праве.

Сущность принципа суверенного равенства

Эта доктрина признает, что все государства равны по закону, несмотря на их очевидные неравенства в других отношениях: неравенство в территории, богатстве, военной силе или уровне цивилизации. В деле о претензий норвежских судовладельцев Постоянная палата Третейского суда, подчеркнула, что: «Международное право и справедливость основаны на принципе равенства между государствами».

Оппенгеймер также дает определение: «Государства по своей природе, конечно, не равны с точки зрения власти, территории и тому подобное. Но, как члены сообщества наций они, в принципе, равны независимо от различий между ними, если различия между ними могут существовать» .

Любая попытка со стороны государства ослабить действие этого принципа может привести к серьезным последствиям политической напряженности или протеста, следовательно. Понятие суверенного иммунитета, также находит свое выражение в принципах независимости и достоинства государства. Оно было принято законодательством ряда стран. Было подтверждено также в проекте статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятым в предварительном порядке Комиссией международного права в 1986 году.

Теория суверенного равенства превратился из понятия естественного равенства. Это было впервые проанализировано Томасом Гоббсом в его книге «Левиафан». Это было после исследований, разработанных Пуфендорфом. Гоббс сравнил понятие состояния природы с научным рассуждением, основанным на отношениях между государствами, которые логически раскрыли доктринальные идеи суверенного равенства. Идеи Гроция были не совсем основаны на том же помещении, как это было ошибочно указано некоторыми исследователями.

2. Элементы принципа суверенного равенства

суверенитет конгресс равенство гоббс

Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Согласно Декларации 1970 года, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

а) государства юридически равны;

б) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

в) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

г) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

д) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

е) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 года, но и уважать права, присущие суверенитету. Последнее означает, что в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Заключение

Принцип суверенного равенства государств - один из основополагающих принципов в международном праве. При несоблюдении данного принципа, не может идти речи ни о каких равных международных отношениях. Как могут быть равные отношения между странами, если один член этих отношений влияет на волю других, вследствие неравенства в правах.

Конечно, принцип суверенного равенства во многом способствовал сохранению мира, однако среди ученых существуют разногласия в понятии принципа суверенного равенства. Например, «Является ли Постоянный Совет безопасности ООН нарушением принципа суверенного равенства государств?» - один из вопросов поднимаемых Исламской Республикой Иран.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Суть основных принципов международного права, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Принцип суверенного равенства государств, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Принцип неприменения силы, мирного разрешения споров, уважения прав человека, суверенного равенства, невмешательства, территориальной целостности, нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов, сотрудничества.

    реферат , добавлен 19.02.2003

    Понятие юрисдикции государства и ее виды. Толкование и применение принципов международного права. Принципы суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, невмешательства во внутренние дела.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Правовое регулирование гендерного равенства в сфере труда как базового принципа современной демократии в странах Евросоюза. Ключевые моменты в определении равных возможностей на рынке труда. Социально-экономические последствия женской безработицы.

    реферат , добавлен 09.08.2012

    Понятие и роль основных принципов международного права. Их классификация и характеристика: неприменения силы, мирного разрешения споров, уважения человека, суверенного равенства, невмешательства, территориальной целостности, выполнения обязательств.

    реферат , добавлен 02.10.2014

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Основные признаки системы принципов уголовного законодательства РФ. Признание наказания справедливым. Проявления принципа законности и исключения из него. Классификация наказаний в уголовном кодексе РФ. Сущность принципа равенства граждан перед законом.

    реферат , добавлен 05.12.2011

    Криминологическая характеристика преступных деяний в России. Укрепление принципа равенства граждан перед законом - важное условие борьбы с преступностью. Специфические особенности использования метода принуждения в работе правоохранительных органов.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2017

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Правовые гарантии равенства супругов в решении жизни семьи. Право выбора супругами фамилии. Решение спора о том, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний ребенок после развода. Составление искового заявления об уменьшении размера алиментов.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то