Кипр входит в ес или нет. Своя валюта ближе: какие страны ЕС не перешли на евро? Государства - члены Европейского союза

Евросоюз - мировая организация, имеющая в наше время значимость в политическом и экономическом мире. Интерес к Евросоюзу проявляют все государства и все слои населения, ведь функции и цели этой организации затрагивают самые актуальные темы и проблемы. Масштабность, широкий функционал, а также полномочия в международных отношениях делают Евросоюз влиятельной мировой организацией уже длительное время.

Страны-участники ЕС

Евросоюз начал свою деятельность в 50-х годах 20 века. На сегодня организация объединяет 28 стран-участниц западной и центральной Европы. Ежегодно прослеживается заинтересованность Евросоюзом, а соответственно, процесс расширения не стоит на месте. Однако и спорные ситуации не обходят союз стороной, есть определенные недовольства единой политикой и экономическими проблемами.

Страны, которые входят в Евросоюз:

Страна Год вступления
Франция 1957
Нидерланды 1957
Люксембург 1957
Италия 1957
Германия 1957
Бельгия 1957
Великобритания 1973
Ирландия 1973
Дания 1973
1981
Испания 1986
Португалия 1986
Австрия 1995
1995
Швеция 1995
Чехия 2004
2004
Польша 2004
Словакия 2004
Словения 2004
Мальта 2004
Литва 2004
Латвия 2004
Кипр 2004
Венгрия 2004
Болгария 2007
Румыния 2007
Хорватия 2013

Для всех стран Евросоюза действует единый рынок. Валюта Евросоюза (евро) используется в 17 странах, создавая тем самым еврозону. Кроме того, эти страны обладают правом выпуска монет и банкнот евро.

Как серьезная и масштабная организация, Евросоюз имеет определенные институты:

  1. Европейский совет - им определяется основная политическая линия развития ЕС. Во главе Европейского совета стоит председатель, избираемый главами государств на срок 2,5 года.
  2. Совет Евросоюза - чаще всего включает министров иностранных дел, либо же соответствующих должностных лиц при возникновении каких-либо отраслевых вопросов. Занимается вопросами по всем направлениям деятельности.
  3. Европейская комиссия - руководит единой политикой ЕС, своего рода правительство. Занимается законодательной и нормативной документацией, а также ее соблюдением.
  4. Европейский суд - формирует европейское права, контролирует его верное толкования. Кроме того, рассматриваются дела физических и юридических лиц, проводятся проверки отчетов о доходах и расходах ЕС.
  5. Европейский центральный банк - управление резервами Европейской системы Центральных Банков, устанавливает валютную политику ЕС, а также определяет ключевые процентные ставки.

История создания Евросоюза

Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

1993 году - вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт - создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

Вступление в ЕС

Расширение Евросоюза не останавливается, по актуальным данным на 2018 год, претендентами на членство в ЕС выступают такие страны: Албания, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Кроме того, на вступление в ЕС претендуют и страны с других континентов, которые ранее подписывали соглашение про ассоциацию: Египет, ЮАР, Израиль, Ливан, Чили, Мексика и другие.

Говоря о претендентах на членство в Евросоюзе, нельзя не сказать и о масштабном выходе из ЕС, которое планируется на март 2019 года. Великобритания провела референдум о выходе из ЕС, на котором 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС.

Вступление новых стран в ЕС происходит с тщательным отбором. Существуют определенные критерии, страна-кандидат должна им соответствовать. Перечень и правила таких критериев собраны в отдельном документе под названием «Копенгагенские критерии». Особое внимание уделяется таким вопросам:

  1. Принципы демократии.
  2. Права человека.
  3. Развитие конкурентоспособности экономики.

После прохождения проверки на соответствие критериям, принимается решение о принятии страны в ЕС или же о том, что необходимо еще подождать. Если ответ о членстве в ЕС отрицательный, то стране-кандидату обязательно предоставляется перечень параметров и критериев, которые она должна привести в норму в установленный для этого срок.

Членство в ЕС для любой страны - престижный и показательный фактор состоятельности. Единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, свобода внутреннего передвижения, общее экономическое пространство, единые социальные стандарты - все это привилегии членов Евросоюза.

Европейская интеграция началась с Европейского объединения угля и стали, учредителями которого выступили Западная Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Основными задачами объединения было создание общего экономического пространства. В 1993 году транзитом через экономический союз был учрежден который подразумевал интеграцию всех остальных сторон жизни общества.

Коротко

К 1993 году страны, входящие в состав ЕС, как учредители новой организации, уже давно достигли высокой степени экономической интеграции, когда война между этими государствами была невозможна, ввиду ее полной экономической нецелесообразности. Между странами уже свободно перемещались граждане, товары, услуги и капиталы, и целью нового союза было согласование политической и денежных систем и создание наднациональной системы управления.

Европейский парламент, Европейская совет и Комиссия получили полномочия, которые страны, входящие в ЕС, делегировали этим институтам власти, в том числе права по мерам по охране окружающей среды, разработке индустриальной политики, исследований и разработок, и даже частично вопросы макроэкономики, бюджетной и денежно-кредитной политики. Однако, как расходовать средства бюджета, страны, входящие в ЕС, решают сами. Все стороны платят взносы в общий бюджет в соответствии со своим экономическим положением. За счет этих средств строятся дороги, финансируются исследования, субсидируются меры по защите окружающей среды и иногда выдаются кредиты. Сейчас в Евросоюзе 28 стран и есть еще 22 страны Европы, не входящие в ЕС.

Кто больше платит, тот и рулит

Германия, как самая богатая страна, больше всех и платит, ее взнос составляет более 23 миллиардов евро в год, обратно возвращается вместе с проектами чуть более 10 миллиардов. Несмотря на то, что Германия является самым крупным спонсором ЕС, многие политики, особенно из небогатых европейских стран, считают, что страна получила несоразмерно больше выгод по сравнению с понесенными затратами. Бедные страны, входящие в ЕС, список которых увеличился в несколько раз за счет Восточной Европы, имеют устойчивый торговый дефицит с Германией.

Страна является крупнейшим экспортером товаров, продавая в три раза больше, чем вторая страна по объему экспорта - Франция. Такое доминирующее экономическое положение дает возможность ФРГ часто диктовать свои условия в ЕС не только в экономике, но и в политике, социальной и миграционной сфере. Особое нарекание вызывает работа германских корпораций в странах, входящих в состав ЕС из Восточной Европы. Например, "Фольксваген" платит на своих заводах в Чехии только треть от заработной платы, которую платит в Германии. Что дало основание чешским политикам заявить, что к ним относятся как к европейцам второго сорта. Открытая миграционная политика в прошлом году вызвала общеевропейский кризис и на некоторых границах внутри Европы даже вновь появились пограничники.

Брекзит

Трудная история европейской интеграции Великобритании подходит к очередному циклу отдаления от континентальной Европы. В 2016 году чуть больше половины граждан королевства проголосовали за выход из Европейского Союза, основной причиной стало желание снизить поток мигрантов в страну и не участвовать в программах финансовой помощи бедным странам, входящим в ЕС.

Соединенное королевство приняли в европейское сообщество только с третьего раза, первые попытки были заблокированы ее историческим врагом Францией из-за того, что "некоторые аспекты экономики делают Великобританию несовместимой с Европой". Великобритания - вторая страна ЕС по валовому внутреннему продукту после Германии, третья по населению и первая по военным расходам. Взнос страны в общий бюджет составляет 13 миллиардов евро, обратно она получала около 7 миллиардов.

И теперь, пробыв 43 года в Евросоюзе, страна начинает трудные двухлетние переговоры о выходе из Евросоюза. За это время стране необходимо договориться с остальными двадцатью семью странами, входящими в ЕС, об условиях выхода и попытаться выторговать максимально возможные торговые преференции, чтобы смягчить последствия от потери свободного доступа на европейский рынок. Экономические последствия Организацией экономического сотрудничества и развития оценивает как замедление роста экономики в 3.2 процента ВВП к 2020 году.

Фрекзита не предвидится

Франция, стоящая вместе с Германией у истоков европейской интеграции, до сих пор является одним из главных бенефициаров от существования единого европейского экономического пространства. Эти две страны также больше всех влияют на вопрос - какие страны входят в ЕС и на каких условиях. Франция получает существенные преференции от внешней торговли и особенно от размещения предприятий в более бедных странах Евросоюза.

Французские предприятия в Восточной Европе в среднем зарабатывают по 10 млрд прибыли ежегодно, а те, что обосновались в Польше — 25 миллиардов. Во многом потому, что рабочие там получают почти на треть меньше, чем во Франции. В 1999 году государство вместе с 12 другими странами перешло на евро, однако его экономические и бюджетные показатели ниже, как и таких стран в зоне евро как Испания, Португалия, Греция, хуже, чем у Великобритании, Чехии, Дании и Польши, оставшихся верными своей национальной валюте.

Все спокойно в Датском королевстве

Единственная страна, вошедшая в состав ЕС только одной из трех своих частей, это Королевство Дания, конституционная монархия в которую входят три региона - Дания, Фарерские острова и Гренландия. В этом трио Дания отвечает за оборону, юстицию, полицию, денежную и внешнюю политику Королевства, остальные вопросы в рамках широкой автономии регионы решают сами. Интересно, что Фарерские острова, имеющие в королевстве статус самоуправляемого сообщества людей, играет в европейских футбольных турнирах как отдельная страна. Дания наряду с Великобританией, Ирландией и Швецией сохранила свою национальную валюту.

Вышеградская четверка

Четыре восточноевропейских страны - Польша, Чехия, Словакия и Венгрия - объединились сначала, чтобы лучше подготовиться к вступлению в Европейский Союз. Теперь они вместе борются с инициативами "больших братьев", которые, по их мнению, являются дискриминационными и направлены на сокращение финансирования из общего бюджета ЕС. Сейчас страны Восточной Европы получают инвестиции в размере 15-20% от ВВП.

Польша получила самую большую помощь от Европейского Союза -100 миллиардов евро до 2013 года и с 2014 до 2020 получит еще 120 миллиардов. Деньги потратили на строительство автомобильных и железных дорог, широкополосный интернет, исследования и поддержку бизнеса. Польша стала самой привлекательной страной для иностранных инвесторов. Поляки отличились и тем, что они стали первыми, на кого наложили санкции внутри ЕС за нарушение европейских ценностей.

Больше всего страны Вышеградской группы сплотились в борьбе против квот на мигрантов из Африки и Ближнего Востока, которых они должны были принять у себя. Венгрия даже ввела пограничный контроль на границах со странами ЕС, чтобы пресечь незаконную миграцию. Еще одна идея, против которой четверка активно протестует - "Европа разных скоростей", что "старые" страны-лидеры могут двигаться к большей интеграции быстрее, а остальные, как смогут будут догонять. недовольна, что вопрос, какие страны входят в ЕС, решался практически без них, при быстром расширении европейского объединения на Восток.

Бывшие соседи по стране

Прибалтийские страны уже четырнадцатый год в Европейском союзе, результат членства не очень утешительный. Страны остаются одними из самых бедных в Европе. Сельское хозяйство и промышленность переживает не лучшие времена, не сумев выдержать конкуренцию с глобальными корпорациями старой Европы. К тому же, при вступлении в союз пришлось не только отказаться от части политического суверенитета, но и ликвидировать целые отрасли, например, Литва осталась без атомной энергетики, закрыв а Латвия отказалась от сахарной отрасли. Население стран быстро стареет, молодежь уезжает на заработки в более богатые европейские страны и не возвращается назад. Но, наверное, если бы прибалтийские страны не смогли бы вступить в ЕС, положение было бы намного хуже.

В Греции есть все, кроме денег

О том, что Греции в ЕС не "все сахар", весь мир узнал в 2015 году, когда в стране разразился финансовый кризис. До этого времени Греция получала кредиты, всего их набралось на 320 миллиардов евро, из которых 240 приходилось на программы помощи от Европейского Союза и Международного валютного фонда. И спокойно их проедала, а когда попросила финансовой помощи вновь, то получила ее только в обмен на всеобъемлющие реформы - пенсионной и налоговой, бюджетной и банковской сфер. В этом году страна должна завершить программу спасения и внешнего экономического надзора. Греция достаточно успешно провела реформы и стабилизировала свою финансовую систему.

Об остальных понемножку

В ЕС входят которые весьма условно делятся на северные богатые и южные бедные регионы. После вступления в Евросоюз все эти страны достаточно успешно провели реформы и адаптировались к жизни по общим правилам. О жизни этих стран в Евросоюзе мы слышим чаще всего, в связи с проблемами. Например, такими как банковский кризис на Кипре, хотя до этого там успешно прошла деофшоризация и теперь эта средиземноморская страна уже не рай для скрывающихся от налогов. Страны Европейского Союза с трудностями, но идут вперед и вместе к дальнейшей интеграции.

Какие государства входят в Евросоюз, какие в Шенген, а какие в зону евро? В Европе сложилась интересная ситуация: интеграция есть, но каждая страна пытается свой конструктор собрать по своему выбору. Поэтому колхозов здесь несколько. Наиболее продвинутый вариант, это когда государство является одновременно членом Европейского Союза, Шенгенского пространства и еврозоны.

Надо немного прояснить, что дает государству вход в то или иное сообщество.

Список стран ЕС сегодня довольно внушителен (таблица ниже). Сегодня Евросоюз (до июня 2011 года Западноевропейский союз) – это, проще говоря, подобие бывшего СССР. Оно и образовалось еще в далеком 1948 году в качестве противовеса СССР. Была и вторая веская причина: недопущение возрождения самостоятельной Германии после второй мировой войны. Вот и сейчас ФРГ отвели почетное право быть локомотивом экономики всея Евросоюза, чтобы не разбогатела, но это тема отдельного непростого разговора.

Различий с Советским Союзом, конечно, еще очень много. Например, отсутствие единой валюты. Но и общего много: практически федеративное устройство на основе общего законодательства, есть общая касса, из которой можно зачерпнуть. Единый центральный банк (ЕЦБ) , единое таможенное пространство. Централизация в качестве командно-административного правлния - сверху спускаются лимиты на площади посевов сельскохозяйственных культур, например.

Именно таким образом здесь пытаются повысить рентабельность сельхозпроизводителей. Результатом этой политики Чехия почти лишилась своих овощей, а взамен нарастила объемы выращивания рапса. А потом дотации на рапс, масло из которого взяли в моду добавлять в дизельное топливо, стали сокращаться. Теперь в Чехии и соседних странах майонез на подсолнечном масле, как раньше, не найдешь.

Удачнее всего этим странам удалось выработать единую внешнюю политику. В этой области, пожалуй, разногласий меньше всего. Кого казнить, кого миловать в Брюсселе решается весьма дружно. Хотя, в последние годы этот механизм начал пробуксовывать. Экономический кризис остудил воинственность европейских правительств, а, точнее, сделал их менее решительными и дружными. Да и санкции против РФ принимались под стоны некоторых членов, для которых потеря восточных рынков грозит экономической деградацией.

Исполнительными органами ЕС являются Европейская комиссия , возглавляемая председателем, и Европейский Совет , состоящий из глав государств-членов. Законодательство регулирует Европейский парламент, в свою очередь со своим председателем, и Совет Европейского союза.

Смотрите, тут и ЦК КПСС, и Политбюро, и Верховный Совет, и съезды партии, и Генеральный секретарь, и председатель президиума! Правда, парламент организован на многопартийной основе.

А вот Конституции у Евросоюза пока нет. Отчасти от сложности его политического устройства, не понятой сначала народами Нидерландов и Франции, а позже Ирландии и Чехии. В настоящее время членам союза удалось принять так называемый Лиссабонский договор. Этот документ призван упростить порядки и бюрократическое устройство организации и впоследствии принять единую Конституцию

Фискальное устройство ЕС

Таможенные границы между странами ЕС условны. Внутренние таможенные пункты как таковые упразднены, но таможни государств перешли на передвижной вариант службы. В Чехии на основных транзитных маршрутах очень часто можно наблюдать микроавтобусы таможенной службы, ведущих наблюдение за проходящим транспортом.

Передвижение граждан Евросоюза внутри сообщества свободное, но рынки труда регулируются отдельными положениями, требующими, например, получения разрешения на трудоустройство.

Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. В Чехии чтобы узнать, является ли фирма или предприниматель плательщиком НДС, можно зайти посредством Интернета в электронный регистр плательщиков НДС Министерства финансов Чешской Республики. Информация открытая. Для ее получения достаточно ввести ИНН предпринимательского субъекта.

Многое определяют для себя члены ЕС и самостоятельно, например, ставки налогов. Так ставки НДС в странах Евросоюза регулируются лишь в минимальном размере основной (базовой) ставке. Следствие, судопроизводство, кодексы могут значительно отличаться в разных государствах сообщества.

Размеры отчислений с фонда оплаты труда вообще не регулируются в рамках союза. Поэтому социальные платежи, отчисления в фонды медицинского страхования ощутимо различаются по странам ЕС.

Шенгенский союз – стран много, виза одна

Часть европейских стран в свое время пожелало основать общность на основе Шенгенского соглашения об общей внешней границе. Что там говорить, очень удобная структура, которой граждане государств бывшего СССР, за исключением прибалтийских, могут только позавидовать. Сегодня несколько тысяч километров можно проехать по дорогам Европы, не встречая пограничников.

Правда, передвижной контроль остается, он работает. Об этом нужно помнить тем иностранцам, которые получают в свои паспорта не шенгенскую визу, а, например, национальную визу типа «D». С такой визой выезжать за пределы государства можно только при наличии дополнительных виз тех государств, которые предназначены для поездки.

Зона евро

Чешская Республика входит в список ЕС и Шенген из этого триумвирата, но не входит в еврозону по той причине, что вводить евро в Чехии граждане у себя не желают. А после осени 2008 уже сильно не желают. Вот и соседняя Польша тоже в связи с экономическим кризисом резко затормозила свой нарядный поезд, как раз в тот момент бегущий к евро на всех парах. Как-то им сразу раз, и расхотелось.

Чтобы моему читателю, а часто и мне при написании заметок, было удобно, пусть у нас под рукой будет эта таблица.

Табица 1. Страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты на 2015 год

Государство Евросоюз Еврозона Шенген НАТО
1 Австрия + + +
2 Бельгия + + + +
3 Болгария + +
4 Великобритания + +
5 Венгрия + + +
6 Германия + + + +
7 Голландия + + + +
8 Греция + + + +
9 Дания + + +
10 Ирландия + +
11 Исландия + +
12 Испания + + + +
13 Италия + + + +
14 Кипр + +
15 Латвия + + + +
16 Литва + + + +
17 Лихтенштейн +
18 Люксембург + + + +
19 Мальта + + +
20 Норвегия + +
21 Польша + + +
22 Португалия + + + +
23 Румыния + +
24 Словакия + + + +
25 Словения + + + +
26 Финляндия + + +
27 Франция + + + +
28 Хорватия +
29 Чехия + + +
30 Швейцария +
31 Швеция + +
32 Эстония + + + +
www.сайт

Третьи государства

В чешских законах, регламентирующих иммиграцию в Чехию, часто применяется термин «граждане третьих государств» С табличкой, размещенной выше, теперь значительно проще разобраться, кто есть кто. Все государства, которых нет в табличке, - это в смысле Закона 326/1999 Sb. «О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики» , как раз и называются третьими. Исключение в таблице - Лихтенштейн, он тоже "третий".

Табица 2. История развития еврозоны

Год вступления Государство
1999 Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция
2001 Греция
2007 Словения
2008 Мальта, Кипр
2009 Словакия
2011 Эстония
2014 Латвия
2015 Литва
Государства и территории, использующие евро самовольно Андорра, Ватикан, Монако, Косово, Сан-Марино, Черногория
Соглашение об ассоциации с Европейским союзом

Существует еще обширный список государств, не являющихся членом ЕС, с которыми у Евросоюза на двусторонней основе подписаны договора об ассоциации. Хрестоматийным примером этого вида взаимоотношений может служить Турция, которая очень хочет вступить в ЕС аж с 1963-го года, когда было подписано Соглашение об ассоциации между Турцией и Европейским союзом. В нем было выработано три этапа, выполнение которых позволило бы Турции вступить в ЕС.

Каждый такой договор - это долгая, кропотливая работа сотен людей с разных сторон. Оно и немудрено, ЕС учреждался отнюдь не для благотворительной деятельности. В настоящее время руководители союза озабочены двумя вещами: куда деть свои товары, чтобы ослабить дефляцию, и как защитить свой рынок труда от наплыва новичков, а кризис только подстегивает решение этих проблем.

Глядя на список государств, ассоциированных с Европейским союзом, понимаешь, что, если такую страну, как Турция, столько лет не берут в полноправные члены ЕС, то многим остальным это не светит еще десятки лет. В прошлом году турецкие политики, в частности премьер-министр Реджеп Эрдоган, высказались в том ключе, что, мол, все понятно, еще немного подождут, и ну его этот проект...

Этим видом соглашений список не исчерпывается. Есть еще такие виды договорных отношений, как соглашение о таможенном союзе, о свободной торговле (обычное и расширенное), политика соседства.

Табица 3. Ассоциированные члены Евросоюза
Год соглашения Государство
1963 Турция
1998 Тунис
2000 Израиль, Марокко, Мексика, ЮАР
2002 Иордания
2003 Чили
2004 Египет
2005 Алжир
2006 Ливан
2008 Босния и Герцеговина
2009 Албания
2010 Черногория
2011 Сербия
2013 Грузия, Канада, Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор)
2014 Грузия, Молдова, Украина
Евросоюз и общий рынок

Cегодня Европейский союз – это некое либеральное федеративное образование, которое позволило объединить примерно 500 миллионов человек в единый рынок. Не смотря на то, что не все государства пожелали войти еще и в зону единой валюты, так или иначе они крепко привязаны к евро.

Наличие такого огромного рынка потребителей дает возможность получить свою выгоду экономикам государств ЕС, особенно промышленно развитых, имеющих высокую долю технологичных товаров в промышленном производстве (ФРГ, Франция).

В свое время СССР провел практически молниеносную индустриализацию, победил в тяжелой войне и потом еще долго пожинал лавры прошлого после провальных хрущевских реформ. Это произошло еще и потому, что Советский Союз за короткое время создал свой грандиозный общий рынок, который включал не только свои республики, но и страны Варшавского договора. Товарные потоки в пределах такой большой и многонаселенной территории были гигантские, а промышленность этих стран производила большую часть номенклатуры самостоятельно. В современной терминологии возврат к такой экономической модели называется импортозамещением.

Рынки труда в пределах Евросоюза разделяются наподобие Варшавскому Договору. Но статистика говорит о том, что, в отличие от бывшего СССР, сейчас ведущие страны ЕС стремятся получить для себя максимум выгоды. Например, закрыть ряд производств в государствах новичках, сократить плантации до того распространенных у новичков сельскохозяйственных культур. Скупить действующие предприятия, банки, операторов связи, транспорт.

Если Чехия или Польша смогли для себя выторговать преференции и сохранить индустрию и энергетику, то вступление в ЕС, например, Болгарии, прибалтийских и средиземноморских государств ослабило их экономики и подорвало рынки труда. Многочисленные потоки граждан этих государств устремляются заграницу в поисках работы, а в это время свои предприятия либо банкротятся, либо постепенно переходят в собственность граждан более состоятельных государств.

Мне любопытно, насколько политики ЕС способны и дальше оценивать опыт советского прошлого, не обращая внимания на идеологическую подоплеку того государственного устройства? Пока им неплохо удается обывателя пугать советской коммунистической диктатурой, в это же время копируя в той или иной степени устройство развалившегося социалистического лагеря.


С пятидесятых годов двадцатого века существует Европейский союз, объединивший на сегодняшний день 28 стран западной и центральной Европы. Процесс его расширения продолжается, но есть и недовольные единой политикой и экономическими проблемами.

Карта Евросоюза с указанием всех государств входящих в него

Большинство государств Европы экономически и политически объединены в союз, называемый «Европейским». В рамках этой зоны действует безвизовое пространство, единый рынок, используется общая валюта. В 2019 году в это объединение входят 28 европейских стран, в том числе подчинённые им, но расположенные автономно, области.

Список стран Европейского союза

На данный момент Англия планирует выход из Европейского союза (Brexit). Первые предпосылки к этому начались еще в 2015-2016 году, когда предложили провести референдум по этому вопросу.

В 2016 году прошел и сам референдум и за выход из Евросоюза проголосовало чуть больше половины населения — 51,9%. Сначала планировалось, что Великобритания покинет ЕС в конце марта 2019 года, но после обсуждений в парламенте, выход перенесли на конец апрель 2019 года.

Ну а потом был саммит в Брюсселе и выход Британии из ЕС отсрочили до октября 2019 года. Путешественникам, которые планируют поехать в Англию, стоит следить за этой информацией.

История ЕС

Первоначально создание союза рассматривалось лишь с экономической точки зрения и имело целью соединения угольной и сталелитейной отраслей двух стран – и . Об этом ещё в 1950 году заявил глава МИД Франции. В те годы сложно было представить, сколько государств войдёт впоследствии в объединение.

В 1957 году был образован Евросоюз, включивший такие развитые государства, как ФРГ, и . Он позиционируется как особенное международное объединение, включающее черты и межгосударственной организации, и единого государства.

Население стран Евросоюза, обладая независимостью, следует общим правилам, касаемо всех сфер жизни, внутренней и международной политики, вопросов образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Карта Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, входящих в Евросоюз

С марта 1957 года в этом объединении числятся и . В 1973 году в ЕС вступило Датское королевство. В 1981 году к союзу присоединилась , а в 1986 - и .

В 1995 году членами ЕС стали сразу три страны - , и Швеция. Спустя девять лет, состав единой зоны пополнили ещё десять стран – , и . В Евросоюзе идёт не только процесс расширения, так, в 1985 году ЕС покинула после обретения независимости, присоединённая к нему автоматически в 1973 году в составе , так как её население изъявило желание выйти из объединения.

Вместе с некоторыми государствами Европы, в состав Евросоюза вошёл и ряд территорий, расположенных вне материка, но относящихся к ним политически.

Подробная карта Дании с указанием всех городов и островов

К примеру, вместе с Францией к объединению присоединились и Реюньон, Сен-Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. За счёт Испании организация обогатилась и провинциями Мелилья и Сеута. Вместе с Португалией вступили в союз Азорские острова и Мадейра.

Напротив, входящие в состав Датского королевства, но имеющие большую политическую свободу, не поддержали идею вступления в единую зону и не входят в состав ЕС, несмотря на членство в нём самой Дании.

Также присоединение ГДР к Евросоюзу произошло автоматически при объединении обеих Германий, так как ФРГ на тот момент уже входила в его состав. Последняя из стран, вступившая в объединение - (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС. На момент 2019 года ситуация не изменялась ни в сторону увеличения зоны, ни в сторону её уменьшения.

Критерии вступления в Евросоюз

Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.

По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства.

Большое внимание уделяется развитию конкурентоспособности экономики потенциального члена Еврозоны, а общеполитический курс государства должен вытекать из целей и стандартов Европейского союза.
Страны-члены ЕС перед принятием какого-либо значимого политического решения обязаны согласовать его с другими государствами, так как это решение может повлиять на их общественную жизнь.

Каждое европейское государство, желающее пополнить список стран, вступивших в объединение, тщательно проверяется на предмет соответствия «Копенгагенским» критериям. По результатам обследования выносится решение о готовности вступления страны в Еврозону, в случае отрицательного решения составляется список, в соответствии с которым необходимо привести отклоняющиеся параметры в норму.

После этого производится регулярный контроль над выполнением предписаний, по результатам которого делается заключение о готовности страны к вступлению в ЕС.

Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро.

Так выглядят деньги Евросоюза – евро

На 2019 год поддержали и приняли хождение евро на территории своего государства 19 стран из 28, входящих в Евросоюз, признав его государственной валютой.

Стоит заметить, что не во всех странах Евросоюза национальная валюта — евро:

  • Болгария — болгарский лев.
  • Хорватия — хорватская куна.
  • Чехия — чешская крона.
  • Дания — датская крона.
  • Венгрия — форинт.
  • Польша — польский злотый.
  • Румыния — румынский лей.
  • Швеция — шведская крона.

При планировании поездок в эти страны стоит позаботиться о покупке местной валюты, так как курс обмена в туристических местах может быть очень высоким.

На данной странице вы можете узнать полный список стран ЕС, входящих в состав на 2017 год.

Первоначальной целью создания Евросоюза было соединение угольных и сталелитейных ресурсов всего лишь двух стран Европы – Германии и Франции. В 1950 году нельзя было даже предположить, что спустя определенное время Европейский союз станет уникальным интернациональным образованием, объединившим 28 европейских государств и сочетающим в себе признаки международной организации и суверенной державы. В статье описано, какие страны являются членами Евросоюза, сколько на данный момент полноправных участников ЕС и кандидатов на вступление.

Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.

Задачи Маастрихтского договора:

  1. Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
  2. Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
  3. Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
  4. Снижение уровня преступности.

Основные последствия заключения договора:

  • введение единого европейского гражданства;
  • отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;

Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

Какие требования к кандидатам на вступление

Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.

Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:

  • применение на территории страны принципов демократии;
  • человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
  • развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
  • соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.

Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.

Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе

Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:

  • Турецкая республика;
  • Республика Албания;
  • Черногория;
  • Республика Македония;
  • Республика Сербия.

Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.

Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.

Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.

Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.

Евросоюз

Что такое Евросоюз

Это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п.

Совет 1: Какие европейские страны не входят в Евросоюз

Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.

В 2013 году, после вхождения в ЕС Хорватии, в Евросоюзе 28 стран.

В 2017 году Великобритания заявила о выходе из Евросоюза, но официально она остаётся его членом.

Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)

  • Австрия (1995 год)
  • Бельгия (1957 год)
  • Болгария (2007 год)
  • Великобритания (1973 год)
  • Венгрия (2004 год)
  • Германия (1957 год)
  • Греция (1981 год)
  • Дания (1973 год)
  • Ирландия (1973 год)
  • Испания (1986 год)
  • Италия (1957 год)
  • Кипр (2004 год)
  • Латвия (2004 год)
  • Литва (2004 год)
  • Люксембург (1957 год)
  • Мальта (2004 год)
  • Нидерланды (1957 год)
  • Польша (2004 год)
  • Словакия (2004 год)
  • Словения (2004 год)
  • Португалия (1986 год)
  • Румыния (2007 год)
  • Финляндия (1995 год)
  • Франция (1957 год)
  • Хорватия (2013 год)
  • Чехия (2004 год)
  • Швеция (1995 год)
  • Эстония (2004 год)

Кандидаты на вступление в Евросоюз:

  • Исландия
  • Македония
  • Сербия
  • Турция
  • Черногория

Не путайте Евросоюз, и Шенгенскую зону! Не все страны евросоюза входят в шенгенскую зону, и наоборот - некоторые страны входящие в шенгенкую зону не входят в Евросоюз.

См. Страны входящие в шенгенскую зону

Страны, входящие в шенген, но не входящие в Евросоюз

Где оформить Шенгенскую визу

Экономическая интеграция стран Европейского союза

В настоящее время наиболее высокая степень международной экономической интеграции достигнута в рамках Европейского Союза (ЕС), прошедшего все этапы интеграционного процесса и находящегося ныне в состоянии трансформации экономического и валютного союза в политический. Развитие этой интеграционной группировки началось в 1952 г., когда было создано Европейское объединение угля и стали в составе 6 стран – ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В 1957 г. эти страны подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества. В 50-60-е гг. в рамках ЕЭС сложился вначале таможенный союз, а затем началось формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. системы «четырёх свобод». Поскольку создание общего рынка официально декларировалось в Римском договоре как основная цель экономической интеграции, то в течение нескольких десятилетий участники этой группировки именовались «странами Общего рынка». К 1968 г. был сформирован таможенный союз, интеграция в рамках которого дополнялась согласованной внутри- и внешнеэкономической и валютной политикой, а также элементами координации общеполитических и правовых позиций, что отразилось в изменении названия группировки – она стала именоваться Европейским Сообществом. В 1973 г. к нему присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 80-е гг. – Греция, Испания и Португалия, в 90-е – Австрия, Швеция и Финляндия. К концу 70-х гг. была создана Европейская валютная система, введена единая расчётная единица — ЭКЮ на базе «корзины валют» стран-участниц. Валютная система предполагала установление пределов колебаний курсов национальных валют при взаимном обмене и обмене на доллары на уровне плюс-минус 2,25% от курсов центральных банков (для большинства стран) и формирование, тем самым, своего рода валютного «коридора» («валютной змеи») для стран-участниц. Это означало существенный шаг по пути трансформации таможенно-платёжного союза в экономический и валютный.

Важнейшим рубежом в процессе данной трансформации стало заключение в 1992 г. в г. Маастрихте (Нидерланды) договора о создании Европейского союза (договор вступил в силу с ноября 1993 г.). Были существенно расширены функции наднациональных органов, приняты принципиальные решения о создании системы единого экономического пространства, постепенном переходе к единой валюте и о введении, наряду с национально-государственным, института единого гражданства.

В течение нескольких лет осуществлялся процесс перехода к единой валюте (евро), которая вначале использовалась как расчётное средство, пришедшее на смену ЭКЮ, а затем, с 2002 г., стала выполнять и роль наличной валюты, призванной исполнять функцию денежного средства обращения и заменить национальные валюты. К 2000 г. население 15 стран ЕС составляло около 380 млн. чел., доля этой интеграционной группировки в производстве МВП – около 29%, в мировом экспорте – более 41%.

В апреле 2003 г. в г.Афины был подписан договор о принятии в ЕС десяти новых членов: это три бывшие советские прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония), пять восточноевропейских стран (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения) и два небольших островных средиземноморских государства – Мальта и Кипр (в греческой части). В ЕС создана система органов надгосударственного управления. Важнейшими из них являются:

— Совет ЕС – в форме сессий на уровне глав государств и правительств не реже 2-х раз в год, а также Совет министров на уровне различных министерств (иностранных дел, экономики, финансов, отраслевых министерств). Именно на уровне этих органов управления принимаются принципиальные решения, определяющие стратегию развития интеграционной группировки;

— Комиссия ЕС – исполнительный орган, некий аналог правительства, призванный осуществлять реализацию решений Совета ЕС; включает в свой состав несколько десятков основных руководителей (комиссаров), ведающих определёнными функциональными и отраслевыми сферами управления. Резиденция КЕС расположена в Брюсселе; общий штат сотрудников – около 20 тыс. чел.;

— Европейский Парламент (Европарламент) – избирается с 1979 г.

Список стран, входящих в Евросоюз на сегодняшний день

— Система Европейских банков;

— Европейский суд;

— Европейский социальный фонд;

— Европейский фонд регионального развития;

Необходимо отметить, что ЕС – это не только региональный, но и глобальный хозяйствующий субъект. Десятки стран мира имеют различные экономические договоры с ЕС и пользуются теми или иными преимуществами и льготами в торговых, финансово-кредитных и иных экономических отношениях с этой интеграционной группировкой; это особенно относится к европейским странам, не входящим в ЕС, к странам средиземноморского бассейна и бывшим колониям европейских держав, прежде всего – к так называемым «странам АКТ» (Африки, Карибского моря и Тихого океана). Многие европейские и неевропейские страны (в том числе из числа бывших республик СССР) ставят задачу присоединения к ЕС в качестве важнейшей стратегической цели. С июля 1998 г. вступило в силу Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и РФ; создан специальный орган – Комитет сотрудничества, призванный как содействовать обсуждению принципиальных вопросов развития сотрудничества, так и принимать конкретные решения по текущим проблемам торговых, финансовых и иных взаимоотношений. Обе стороны рассматривают развитие сотрудничества в качестве приоритетных стратегических направлений экономической и политической деятельности. Для России ключевое значение имеет тот факт, что на страны ЕС приходится до 40% её внешней торговли, в западноевропейских валютах (а теперь – в евро) номинировано более 40% внешнего долга и четверть официальных резервов ЦБ РФ.

В настоящее время, несмотря на имеющиеся различия подходов и противоречия в рамках ЕС, достаточно интенсивно развиваются процессы трансформации этой интеграционной экономической группировки в политический союз. Важнейшее значение имеет при этом введение института единого гражданства, усиление принципа обязательности решений надгосударственных органов и проведение единой внешней политики.

Осуществляются конкретные шаги по формированию единых европейских вооружённых сил, особых воинских контингентов, объединяющих подразделения ряда европейских стран, например, Франции и Германии и т.д. Всё это означает, что ЕС, фактически, трансформируется из союза государств в одно конфедеративное государство, хотя данный процесс протекает противоречиво и сталкивается с противодействием как внутреннего, так и внешнего характера. Очевидно, что формирование такого конфедеративного государства противоречит глобальным геополитическим целям США, которые вместо конгломерата небольших вассальных стран получают на территории Европы серьёзного конкурента, имеющего по некоторым параметрам превосходство над американской экономикой. США, в частности, негативно относятся к идее создания европейских вооружённых сил, создание которых неизбежно поставит вопрос об их соотношении с военными структурами НАТО (а, в перспективе – и о целесообразности сохранения этой военно-политической группировки с безоговорочным доминированием США). В качестве средства торможения европейской военно-политической интеграции США используют развязывание военных конфликтов, и если во время войны в Югославии их разногласия с европейскими союзниками удалось замаскировать, то в связи с иракским конфликтом противоречия как между США и ЕС, так и в рамках само й интеграционной группировки приняли открытые и острые формы. Однако ключевое значение имеет факт сформировавшегося в Западной и Центральной Европе единого экономического пространства, становящегося центром притяжения для национальных хозяйственных систем нескольких континентов.

⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Вопрос. Европейский Союз как международная организация с признаками наднациональности. Сотрудничество РФ с Европейским Союзом.

Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообщества 1957 г. в результате объединения в 1957 г. этих ранее самостоятельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами.

В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сообществ, предусмотрев создание к концу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданство ЕС.

ЕС стал крупнейшим интеграционным объединением, фактически не имеющим аналогов. Это международная организация, но от существующих организаций Союз отличает то, что он стал не координационной, а наднациональной организацией: право ЕС имеет преимущество перед национальным, и его субъектами являются не только государства, но также физические и юридические лица; решения Союза имеют прямое действие на территории государств-участников; его власть независима от государств, служащие ЕС и члены Европарламента представляют не государства, а народы; предполагается возможность самостоятельного расширения Союзом полномочий его органов.

Ключевыми моментами новой стратегии ЕС являются строительство экономического и валютного союза, общая внешняя политика и оборона, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, учреждение единого гражданства.

В состав организации входят 28 государств Европы.

Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм:

внутреннее право Союза как международной организации;

право Союза, регулирующее конкретные виды политико-экономической, социальной и культурной деятельности государств Союза.

Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд.

Совет заседает два раза в год.

Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция).

С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика.

Российская Федерация активно сотрудничает со странами Европейского Союза. Так, в 1994 г.

Список стран Евросоюза на 2018 год

было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглашением учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Целями этого партнерства являются обеспечение рамок для политического диалога между сторонами, содействие торговле, инвестициям; укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию и завершению перехода к рыночной экономике, обеспечение соответствующих рамок для постепенной интеграции между Россией и более широкой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий для учреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом, охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий для реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.

Цели Европейского Союза – это основные направления создания и деятельности объединения. Цели ЕС распространяются на различные сферы:

Сфера прав и свобод человека(содействие утверждению мира, благосостояния и общих ценностей народов)

Сфера экономики(построение общего внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции; прогрессивное и устойчивое развитие, которое обеспечит подъем экономики; социальная рыночная экономика; содействие занятости и социальному прогрессу)

Социальная сфера(борьба с социальным отчуждением, дискриминацией; содействие социальной защите и справедливости; обеспечение гендерного равенства).

построение единого и общего внутреннего рынка;

создание Экономического и валютного союза;

экономическая и социальная сплоченность;

повышение занятости и другие задачи социальной сферы;

развитие высокого уровня образования и здравоохранения;

развитие культуры и профессиональное обучение;

меры по защите прав потребителя;

меры по защите окружающей среды;

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Европейский Союз. Расширение на Восток

политика ЕС по интеграции в Европейское Сообщество стран Центрально-Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.

Список стран-участников Евросоюза на 2018 год

В 2002 г. названы кандидаты для вступления в ЕС. Это страны ЦВЕ: Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония. Из средиземноморских государств кандидатами стали Мальта и Кипр. Впервые в истории ЕС политическое решение о приеме новых членов в ЕС доминировало над экономическим. Для большинства кандидатов из стран ЦВЕ позитивными факторами присоединения являются таможенный союз, свободное движение капитала и услуг, миграция рабочей силы.

Валовой национальный продукт в странах-кандидатах на душу населения составляет 20-60% от среднеевропейского уровня. Только Словения и Чехия имели к моменту принятия решения устойчивые темпы роста, низкую безработицу и доход ВНП на человека, составляющий немногим более половины от среднеевропейского. В наиболее благополучной по макроэкономическим показателям постсоветской республике - Эстонии, ВНП на душу населения составил 23 % от среднего по ЕС.

В остальных странах Восточной и Центральной Европы экономические показатели не отвечают требованиям членства в ЕС, а Россия и Украина значительно увеличили разрыв в худшую сторону и в экономическом отношении стали более удаленными от Западной Европы. Венгрия, имеющая самый высокий уровень иностранных инвестиций в Центральной Европе, уступает в два раза аналогичному показателю Португалии, самой бедной страны ЕС.

По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского Сообщества в середине 20 века. Однако, остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса». Продвижение ЕС на восток имеет определенные границы. Возможно, в будущем будут приняты Болгария и Румыния. И на этом продвижение ЕС на восток завершится. Об этом свидетельствуют и ограниченные финансовые ресурсы ЕС.

При совокупном бюджете ЕС в 2003 г. в 100 млрд. евро (1/8 часть бюджета Германии) намечается выделить для новых членов ЕС 41 млрд. евро в течение трех лет. Эта сумма более чем в два раза меньше капитала, выделенного США в рамках плана Маршалла на восстановление Европы (в сопоставимых ценах). Если Соединенные Штаты выделили на европейскую реконструкцию 1,5 % ВВП, то ЕС всего лишь 0,08 %. С учетом суммарного членского взноса центрально-европейских государств в 15 млрд. евро, затратная статья ЕС сократиться до 25 млрд. евро. По сравнению с Германией, израсходовавшей в 90-е годы на воссоединение восточных земель 600 млрд. евро, объемы финансирования расширения ЕС на Восток являются неэквивалентными политическим обещаниям и заверениям.

Германия обеспечивает 28 % бюджета ЕС, получая из его доходной части лишь 13 %. Поэтому проамериканская ориентация ЦВЕ по иракскому кризису, вызывает негативную оценку Берлина, выступающего против войны. На Западе неоднозначно оценивается процесс продвижения ЕС на Восток. В предстоящем расширении политический фактор впервые доминирует над экономическим. Великобритания продолжает балансировать между «европеизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической североатлантической интеграции на городском уровне по аналогии средневекового ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западнохристианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского Союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

Источник: Геоэкономический словарь-справочник

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), крупнейшее интеграционное объединение европейских государств. В ЕС входят 27 государств (по состоянию на 1.1.2007), в том числе с заморскими территориями, находящимися в других частях света. Площадь ЕС составляет 4 миллиона 317 тысяч км 2 , население — 492,8 млн. человек.

Договор об образовании Европейского союза был подписан в Маастрихте (1992; смотри Маастрихтский договор). Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности (вторая опора) и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел (третья опора). Эта структура получила наименование «системы трёх опор». Амстердамский договор (1997) закрепил создание пространства свободы, демократии и законности; сформировал специализированный механизм защиты демократических устоев и принципов, предусматривающий возможность наложения санкций на государство, их нарушающее; предложил меры по подготовке Хартии основных прав и свобод человека (прокламирована в 2000). В 2001 году был подписан Ниццкий договор для укрепления гарантий и предотвращения рисков, связанных с новым крупным расширением состава ЕС, в котором была закреплена пересмотренная концепция «продвинутого сотрудничества», введены новые гарантии против возможного нарушения демократических основ и принципов ЕС, пересмотрен порядок функционирования его судебной системы. 29.10.2004 подписан Договор об учреждении Конституции для Европы. В соответствии с принятым порядком Договор и прилагаемые к нему документы были переданы на ратификацию государств — членов ЕС (Договор ратифицирован 15 государствами, однако во Франции и Нидерландах проект Конституции ЕС не получил поддержки и процесс ратификации был прерван).

Реклама

Цели и принципы ЕС. Союз основан на принципах свободы, демократии, уважении прав человека и основных свобод, а также господстве права, принципах, общих для государств-членов (ст. 6.1 Договора). Они реализуются в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, недискриминацией, терпимостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин. Все государства-члены обязаны не только декларировать свою приверженность этим ценностям, но и обеспечивать их действенную реализацию. Отклонение от соблюдения этих начал и принципов может повлечь за собой принятие предупредительных мер со стороны ЕС или, при наличии постоянной и серьёзной угрозы, наложение санкций путём приостановления права участия в работе органов ЕС или даже членства в ЕС.

На основе общих ценностей, целей и принципов формулируются конкретные задачи, стоящие перед интеграционным образованием. В области внутренней политики к задачам, которые решаются Сообществами и Союзом, отнесены: построение общего и единого внутреннего рынка, создание экономического и валютного союза, осуществление политики экономической и социальной сплочённости, содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу, обеспечение и защита прав потребителей, принятие радикальных мер по защите окружающей среды. В социальной сфере на первый план выдвигается содействие повышению занятости, росту благосостояния и качества жизни, достижению высокого уровня здравоохранения, образования и профессионального обучения, усилению социальной защиты и борьбе с социальным отчуждением. Участие интеграционных объединений в развитии и подъёме культуры подчинено соблюдению национальной индивидуальности, самобытности и своеобразия национальных культур. С созданием ЕС ряд новых задач формулируется в рамках второй и третьей опор. Принимаются меры по активизации участия ЕС в решении задач гуманитарного характера и осуществлении коллективных мер по поддержанию мира. В целях развития общей оборонной политики предусмотрено создание европейской группы военного планирования и формирование коллективных вооруженных сил ЕС. Специализированный аппарат в области планирования совместных операций за пределами ЕС создан и функционирует под руководством Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Расширению сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере должны содействовать формирование новых специализированных структур и разработка программ сотрудничества. Учреждены Европол и Евроюст (занимается в основном проблемами судейского и прокурорского сотрудничества), создано Европейское агентство по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах ЕС, принято принципиальное решение об образовании Европейской прокуратуры, разработаны меры по введению в действие единого европейского ордера на арест. Учреждён ряд специализированных органов, призванных содействовать усилению борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Осуществлена коммунитаризация Шенгенских соглашений (т. е. их интеграция в систему права Сообществ): разработанные в рамках концепции продвинутого сотрудничества Шенгенские соглашения призваны регулировать осуществление визовой и миграционной политики, а равно предоставление убежища (к Шенгенской зоне присоединились некоторые государства — не члены ЕС — Норвегия и Исландия, решение о присоединении к Шенгенской зоне одобрено на референдуме в Швейцарии). В целях дальнейшей детализации визовой политики и обеспечения безопасности границ ЕС 7 государств подписали новые соглашения, получившие наименование Шенгенплюс (2007).

ЕС — наиболее развитая форма экономической интеграции в Европе, прошедшей все этапы развития — зона свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок, экономический и валютный союз. С 1968 года в Европейском сообществе полностью отменены таможенные пошлины во взаимной торговле, введён единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В 1993 году окончательно сложился единый внутренний рынок, представляющий собой хозяйственное пространство без внутренних границ, в рамках которого обеспечено свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и капиталов. Экономический и валютный союз начал функционировать с 1.1.1999 и предусматривал введение общей валюты-евро. Европейская экономическая интеграция развивается по двум направлениям: всё более полного объединения национальных хозяйств в единую региональную хозяйственную систему и территориального расширения зоны интеграции.

Одна из задач ЕС — обеспечение гармонизации национального законодательства на основе целей и принципов ЕС.

Государства - члены Европейского союза

Условия и порядок такой гармонизации регулируются непосредственно учредительными договорами. Каждый из них содержит клаузулу солидарности, требующую добросовестного и лояльного исполнения принятых участниками интеграции обязательств, налагаемых учредительными актами и нормами вторичного права.

Институты ЕС. Полномочия, переданные в ведение интеграционных образований, осуществляются широкой системой органов, специализированных организаций (агентств) и институтов. Основные институты — органы ЕС, наделённые правом издания обязательных нормативных правовых актов. Система институтов первоначально была учреждена в каждом из трёх Сообществ. На начальном этапе (1957) в рамках европейских интеграционных организаций были созданы общие Парламент и Суд; в 1965 году был подписан Договор об объединении, на основе которого учреждены единые для всех Сообществ Совет и Комиссия. Договор об образовании ЕС предусматривал создание единой системы институтов для Сообществ и Союза. Современная система институтов закреплена в Ниццком договоре.

Высший орган политического руководства — Европейский совет. К институтам ЕС отнесены: Совет ЕС, Европейская комиссия, Европейский парламент, судебные органы ЕС и Счётная палата. К числу важнейших органов ЕС, статус которых определяется непосредственно в учредительных актах, относятся органы Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ); Комитет постоянных представителей (Корепер) и ведущие консультативные органы — Экономический и социальный комитет и Комитет регионов. Статус многочисленных вспомогательных и консультативных комитетов определяется специальным регламентом, регулирующим создание и функционирование органов, входящих в систему комитологии. В процессе функционирования ЕС были учреждены и многочисленные специализированные организации и учреждения, на которые возложено осуществление административной и координационных функций в конкретных и сравнительно узких областях. Некоторые из них играют весьма существенную роль, например Европол, Евроюст и др.

Деятельность институтов и органов ЕС подчинена принципам субсидиарности и пропорциональности. Принцип субсидиарности, применяемый за пределами исключительной компетенции ЕС, предполагает, что решение или действие осуществляются на уровне ЕС или государств-членов или даже их регионов в зависимости от того, где их реализация будет максимально эффективна. Принцип пропорциональности предполагает, что институты ЕС будут строго придерживаться правил наделения компетенцией и не будут выходить за пределы тех прав и правомочий, которые переданы государствами-членами в ведение Европейских сообществ и ЕС.

Европейский союз и Европейские сообщества. ЕС и Европейские сообщества образованы на базе учредивших их международных договоров. Однако по своей природе и характеру они отличаются от обычных международных организаций. Главным в деятельности ЕС и Сообществ является решение проблем и задач внутренней политики. Полномочия ЕС в сфере внешних связей осуществляются на основе правил, которые заметно отличаются от применяемых в рамках Сообществ.

Европейские сообщества пользуются статусом юридического лица. На территории государств — членов ЕС они осуществляют соответствующие права в максимально полном объёме. Сообщества обладают также международной правосубъектностью (могут вступать в отношения с третьими государствами и международными организациями, заключать международные договоры и соглашения, а равно обладают собственными дипломатическими представительствами в зарубежных странах). ЕС статусом юридического лица не обладает. Однако наличие единой системы институтов ЕС и Сообществ позволяет на практике осуществлять международные связи и принимать решения по внешним политическим вопросам как от имени ЕС, так и Сообществ (соответственно присоединяющиеся к ЕС новые государства становятся членами не только ЕС, но и Сообществ).

ЕС обладает собственной территорией, производной от территорий государств-членов. В ЕС введено собственное гражданство. Его обретают все физические лица, обладающие национальным гражданством государств-членов ЕС. Обретение гражданства ЕС порождает ряд политико-правовых последствий: пользование избирательным правом при формировании Европарламента и при формировании национальных муниципальных органов, право доступа к должностям в аппарате ЕС, право на дипломатическую защиту со стороны представительств ЕС за рубежом и др.

В ЕС введена собственная валюта: денежной единицей ЕС является евро. Для вхождения в зону евро необходимо соблюдение ряда жёстких правовых требований. Это привело к тому, что ещё в момент создания еврогруппы, когда в ЕС было 15 государств-членов, в её состав вошли лишь 12. Вступление в ЕС не влечёт за собой автоматического включения в зону евро. Из вновь принятых государств только одна Словения (2007) вошла в зону евро.

Условия и порядок принятия в состав ЕС новых членов. За годы, прошедшие после формирования европейских интеграционных образований, их состав претерпел существенные изменения. К 6 государствам-учредителям (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) присоединились: в 1973 — Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 — Греция, в 1986 — Испания и Португалия; с 1995 — Австрия, Финляндия и Швеция; с 2004 — Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта и Кипр; с 2007 — Болгария и Румыния. Претендентами на вступление являются Турция и некоторые Балканские страны.

Условия вступления в состав ЕС определены в учредительных договорах, в последующих нормативных правовых актах и политических решениях, вынесенных на уровне Европейского совета («Копенгагенские критерии»). Членами ЕС могут быть только европейские государства. Они должны полностью разделять ценности, цели и принципы ЕС. Государства-кандидаты должны обладать свободной рыночной экономикой и соблюдать правила и принципы добросовестной конкуренции. Они обязаны привести свою правовую систему в соответствие с установлениями и предписаниями европейского права (acquis communautaire — правовое достояние Сообществ).

Государство, претендующее на вступление в ЕС, направляет обращение в Совет ЕС, который, действуя по рекомендации Европейской комиссии, принимает решение об открытии переговоров. Ведение переговоров возлагается на Европейскую комиссию. Государства-кандидаты получают соответствующие финансовые дотации и техническую поддержку. Их представители участвуют в работе органов ЕС на консультативных началах.

Работа по приёму завершается подписанием Соглашения о присоединении и Акта о вступлении в ЕС. По завершении рассмотрения на уровне институтов ЕС решение передаётся на усмотрение государств — членов ЕС.

Ратификация должна иметь место не только во всех государствах-членах, но и в государствах-кандидатах. Все акты о присоединении содержат многочисленные оговорки и временные ограничения, особенно в том, что касается реализации четырёх свобод, связанных с участием в общем рынке.

Действующие учредительные акты не содержат постановлений, регулирующих порядок возможного выхода из состава ЕС.

Соответствующие постановления были разработаны и включены в проект Конституции ЕС (предусматривают возможность выхода государства-члена при условии заблаговременного извещения и выполнении некоторых обязательств, связанных с членством в ЕС). Государства, вступающие в ЕС, не становятся автоматически участниками соглашений, принятых на основе концепции продвинутого сотрудничества.

ЕС и Российская Федерация являются стратегическими партнёрами, между ними подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (1994, вступило в силу с 1.12.1997), базирующееся на «воплощении общих ценностей, лежащих в основе двустороннего сотрудничества». Отношения ЕС — Российской Федерации развиваются в рамках стратегии развития отношений на среднесрочную перспективу (2000-10), которая предполагает «построение единой Европы без разделительных линий». В Российской Федерации действует представительство ЕК, а при ЕС — постоянное представительство Российской Федерации.

Лит.: Топорнин Б. Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1992; Право Европейского Союза / Под редакцией С. Ю. Кашкина и др. М., 2002; Россия и Европейский Союз. М., 2003.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то