Дайджест как форма предоставления информации в различных сферах социальных и научных коммуникаций. Методика составления дайджеста Методика составления дайджеста

Дайджест - сборник, содержащий наиболее интересные материалы, перепечатанные из других изданий. (ОСТ 29.130-97. Стандарт отрасли: издания, термины и определения). Дайджесты (от лат. digest - краткое изложение) - это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефераты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Чаще всего их составляют при обслуживании руководителей, но в последние годы создание дайджестов стали практиковать библиотеки учебных заведений (при отсутствии учебных пособий по каким-либо новым разделам курсов). Составителями дайджестов обычно выступают библиографы и преподаватели данной дисциплины. Их авторство проявляется:

В панорамном "видении" проблемы, которая на начальном этапе может быть очерчена неточно;

· в поиске информации;

В экстрагировании, извлечении нужных фрагментов текста;

В группировке материала, а по сути - в "выращивании" нового текста "подзадачу": под решение, принимаемое руководителем; под учебное задание, предлагаемое студентам; под потребности педагога, включающего в учебный курс новый материал и т. д.

Методика составления дайджеста:

Основными этапами составления дайджеста являются:

Ознакомление с темой, составление рубрикатора;

Выявление литературы по теме, составление библиографического списка;

Копирование фрагментов текстов микродокументов, отраженных в списке;

Группировка фрагментов текстов из документов;

Оформление оглавления тематической подборки и списка просмотренных источников, написание предисловия.

Специфика подготовки дайджестов, как и подготовка проблемно-тематических пособий и формирование проблемно-ориентированных БД, проявляется при установлении тематических границ отбора информации, привлечении широкого круга самых разнообразных источников, разработке такого способа группировки материала, который позволил бы охарактеризовать объект (явление, проблему) во всем богатстве его связей с различными отраслями. Установление тематических границ начинается с выявления и анализа информационных потребностей читателей. Научно-технические (сельскохозяйственные, медицинские) библиотеки учреждений привлекают в этих целях плановые документы и технические задания. Универсальные научные библиотеки обращаются к программным документам, определяющим направления и этапы развития региона и страны. Затем просматриваются постановочные, прогностические и обзорные материалы по проблеме или близким к ней вопросам (если их удается обнаружить). При наличии хотя бы единичных монографий, учебников или руководств анализируются их оглавления (как черновой макет будущего рубрикатора проблемы). С этой же целью просматриваются рубрикаторы ИНИОН и ВИНИТИ, а также другие ИПЯ. Затем проводится нормализация собранных сведений и совмещение разноплановых данных в рамках рубрикатора проблемы. При этом устраняются синонимы, устанавливаются родовидовые и ассоциативные связи. Рубрикатор выступает и как поисковое предписание, и как будущее оглавление, и как план-макет, используемый при анализе текстов и извлечении из них нужных фрагментов.

Единицей группировки при составлении дайджеста являются - фрагменты текстов (иногда очень небольшие по объему). Для дайджестов характерны:

Узость тематики;

Различие аспектов рассмотрения проблемы;

Различие в терминологии, используемой специалистами разных отраслей;

Возможная противоречивость сведений, несовпадение точек зрения разных авторов.

Все это предъявляет особые требования к группировке материала и форме его подачи, которая должна быть обозримой, облегчающей восприятие информации и акцентирующей внимание на несовпадающих концепциях, выводах или результатах.

Каждый фрагмент, извлеченный из текста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

Титульный лист;

Предисловие (от составителя);

Основной текст, обычно разделенный на параграфы;

Список использованной литературы;

Приложения (иллюстративный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст);

Словарь основных терминов (в случае необходимости).

Дайджесты создаются в электронном виде и предоставляются читателям в предпочтительном для них варианте. Опыт составления продолжающихся дайджестов краеведческого характера с ежегодной кумуляцией материала накоплен в Санкт-Петербурге. Такие дайджесты подготавливает, например, ЦБС Московского района, обрабатывая самые различные публикации, посвященные экономике, промышленности, культурной жизни, медицинскому обслуживанию населения данной территории.

8. Свёрнутая информация как разновидность вторичной информации

Свертывание (развертывание) информации – изменение физического объема сообщения (документа) в результате его аналитико-синтетической переработки, сопровождающееся уменьшением (или увеличением) его информативности. При свертывании документа мы получаем новый документ (в общем случае вторичный). При свертывании документа из него могут быть извлечены отдельные фрагменты на «нулевом» уровне свертывания информации.
Свертывание (развертывание) информации (документа) осуществляется методами, которые лежат в основе всех видов познавательной деятельности людей - анализа и синтеза.

АНАЛИЗ (от греч. «разложение») – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы.
СИНТЕЗ (от греч. «соединение, сочетание») – метод исследования какого-либо явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение сведений в единое целое данных. Анализ и синтез, – операции взаимозависимые и взаимопереходящие.

В области информационной деятельности методы анализ/синтеза информации (документа) получили определение аналитическо-синтетической переработки (обработки).

Аналитико-синтетическая переработка (АСП) - преобразование текста (документа) в процессе его анализа и извлечение необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение (синтеза) и предоставление информации в виде, соответствующем запросу (потребности).

В результате обработки документ обеспечивается новыми качествами, способствующими его идентификации, поиску и распространению. При свертывании документа мы получаем новый документ. В идеальном случае задача свертывания документа сводиться к созданию ряда произвольных текстов, меньших по объему, чем исходный текст, при сохранении его основного содержания.

Различают шесть основных видов информационного свертывания:

1) Индексирование – процесс выражения содержания документа и (или) запроса на информационно поисковом языке (ИПЯ).

ИПЯ – искусственный формализованный язык, создаваемый на основе естественного языка.

В результате индексирования документу присваивается поисковый образ документа (ПОД) , а запросу – поисковый образ запроса (ПОЗ).

ПОД – поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание документа.

ПОЗ - поисковый образ, выражающий основное смысловое содержание информационного запроса.

2) Классификация (систематизация) – вид индексирования, при котором содержание документа и (или) запроса выражено классификационными индексами в соответствии с правилами какого-либо классификационного ИПЯ (классификационной системы). Процесс классификации (систематизации) представляет собой распределение документов по отраслям знаний. Классификационные системы: ББК, УДК, ДКД, ГРНТИ. Виды индексирования:

· Предметизация – содержание документа и (или) запроса выражено с помощью алфавитного перечня лексических единиц, называемых предметными рубриками .

· Координатное индексирование – вид индексирования, при котором смысловое содержание документа и (или) запроса многоаспектно выражается множеством ключевых слов.

3) Библиографическое описание (БО)– совокупность библиографических ведений, приводимых в определенной последовательности, как о документе в целом, так и о его части или группе документов. БО содержит минимум сведений о документе, которые позволяют идентифицировать его в документальном потоке. БО составляется по ГОСТу 7.1 – 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

4) Аннотирование и реферирование – это формализованные методы свертывания информации, в результате которых на естественном языке дается краткая характеристика документа с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Эти два процесса строго регламентированы ГОСТ 7.9-95 СИБИД «Реферат и аннотация. Общие требования». Результатом аннотирования документа является аннотация – это документ, содержащий краткую характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Результатом реферирования является реферат – краткое изложение содержания первичного документа, включая его основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора (в образовательных учреждениях рефератами называют научные доклады как результат изучения какой-либо темы).

5) Обзорно-аналитическая деятельность – вид аналитико-синтетической переработки документов с целью составления обзоров.

Обзор – результат глубокого анализа множества первичных документов, сходных по тематике разработок, характеру деятельности, выполняемым этапам, задачам, исполнителям и т.п., с целью обобщения, установления разницы и сходства, оценки, путей развития проблемы, степени их разработанности и возможного прогноза. Различают библиогра­фические, реферативные и аналитические обзоры.

Библиографический обзор содержит сводную характеристику изда­ний и документов. Целевое назначение таких обзоров - ориентация потребителей информации в документальных потоках.

Реферативный обзор имеет целью ориентацию потребителей информации не в документальных, а информационных потоках, т. е. в со­вокупности фактов и концепций независимо от того, из каких докумен­тов они извлечены.

Аналитический обзор создается с целью не только ориентировать специалистов в информационном потоке по данному направлению (проблеме), по и дать оценку состояния проблемы, выявить тенденции в ее развитии, т. е. его цель - интерпретированная ориентация в инфор­мационном потоке.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дайджест

дайджест в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дайджест

м. Краткое, сжатое изложение каких-л. сведений, сообщений и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дайджест

ДАЙДЖЕСТ (англ. digest - краткое изложение)

    тип журнала, перепечатывающего материалы из других изданий в сокращенном и, как правило, упрощенном виде.

    Массовое издание, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.

Дайджест

  • Дайджест - краткое содержание других публикаций.
  • Хеш-сумма , также называемая дайджестом - в криптографии результат преобразования входного сообщения произвольной длины в выходную битовую строку фиксированной длины.

Дайджест (пресса)

Дайджест в СМИ - информационный продукт (издание , подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования.

В более широком значении дайджест - это подборка выдержек из различных источников на определенную тематику. К примеру, справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ размещает дайджесты журнала «Русский язык за рубежом», а Химический портал ChemPort.ru - «Органический дайджест» в разделе «Новости науки». Слово дайджест входит в название ряда изданий, которые специализируются на перепечатке чужих материалов. К таким изданиям относится « Ридерз Дайджест » (Reader"s Digest ) - ежемесячный литературно-политический журнал США.

Примеры употребления слова дайджест в литературе.

Десять страниц нонпарелью, сотни параграфов условий, копирайт на заграницу, права на использование образов, условия создания театральных - и киноверсий, условия исполнения в радиопередачах, оговорки относительно изданий алфавитом Брайля для слепых, ситуация в случае уступки сокращенного варианта в Ридерс Дайджест , параграф о создании журнального варианта, гарантии в случае судебного процесса по обвинению в диффамации, права автора на окончательное утверждение редакторской и корректорской правки, клаузула о передаче дела в арбитражный суд города Милана в случае невозможности полюбовного разрешения спора.

До начала моих рабочих встреч и телефонных звонков я обязательно должен просмотреть газеты, журналы, дайджесты прессы и итоги социологических опросов.

Так я узнал, что этот дайджест готовится опубликовать мое интервью с БНЕ.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ (продолжение)

Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления . Сегодня мы рассмотрим дайджесты , которые приобрели в библиотеках большую популярность.

ДАЙДЖЕСТЫ

В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .

Основная функция дайджеста донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются в словаре. Рекомендации предназначены в первую очередь работникам библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ, всем, желающим научиться составлять дайджест.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Читательское назначение:

Объекты для составления дайджеста:

1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).

2.Персоналия.

3.Географический объект (район, город, регион, страна).

4.Вид деятельности.

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

Структура дайджеста

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения.

Методы преобразования информации

В качестве основного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.

Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.


Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

1.3.Определить вид, тип и жанр.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо учитывать их значение для освещения предмета (например, для исторической тематики - законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)

1.4.Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово.

1.5 Выбрать оформление

Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается и утверждается план-проспект, чаще всего, научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.

Основной этап

2. Разработка плана

План представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план работы помогает эффективно организовать материал, обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться.

Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые за счет материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.

З. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапе носит предварительный характер . Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.

Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома» , суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эт у процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.

4.Изучение произведений печати

Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.

5.Библиографическая группировка

Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е. формирование будущего дайджеста.

5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (и ногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки . Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).

5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,

подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.

Группировка материала может быть :

Тематической;

Хронологической – (временная последовательность);

Логической – (внутренняя закономерность):

От частного к общему;

От общего к частному

Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя , по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.

6.1. Предисловие

Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели .

Оценивается актуальность , т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна , т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.

6.2. Приложения

Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.

6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости).

6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.

Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например : Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).

Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах . Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).

Список принятых условных сокращений.

Например : к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.

7. Редактирование дайджеста

На заключительном этапе выполняется редактирование всех текстов, в процессе которого устраняются допущенные ошибки и стилистические погрешности. Различают библиографическое, литературное и техническое редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания.

7.1.Библиографическое редактирование.

Принимается решение о достаточности тех или иных вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков.

Проверяется единообразие библиографического описания. Его соответствие действующим: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования: он должен быть полным и точным . Он составляется в соответствии с вышеприведенными стандартами.

7.2. Литературное редактирование чтение всего текста . При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации.

8. Внешнее оформление дайджеста.

Основная задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала . Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (12 шрифт) . Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01).

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, под-разделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц . Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) можно применять шрифты различных размеров. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта)

1. Определение целевого и читательского назначения.

2. Определение темы:

– проблема/тематика;

– персоналия;

– организация/учреждение;

– географический объект (страна, регион, город, район).

3. Разработка плана дайджеста

4. Определение хронологических границ темы:

– небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц);

– вся история существования темы.

. Структура дайджеста . Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист

3. Предисловие (от составителя)

4. Основной текст, конечно разбит на разделы, подразделы, пункты

5. Список использованной литературы

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст)

7 Словарь основных терминов (при необходимости)

. Методы преобразования информации . В качестве основного метода используется экстрагирования, то есть изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл72):

. Таблица 72 . ОСНОВНЫЕ. ЭТАПЫ. СОСТАВЛЕНИЯ дайджеста

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1 Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, который определяет направления работы над дайджестом В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста Это -"миниатюра"основного издания Главная задача этапа - в установления целевого и читательского назначенио призначення.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей Можно использовать профессиональную дияльнис во читателей, их должностной статус Основные группы потребителей библиографической информацииії:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты вузов, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Заголовок изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, охватывать или не восхищать смежные отрасли зн объединений, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекті

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды электронной и печатной продукции

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформления

Выбирается способ печати издания - типографский или"собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2 Разработка плана

План - составлен в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3 Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует различные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4 Изучение печатных источников

Задача - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра

5 Библиографическое группировки

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

51 Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты) Каждый фрагмент, изъятый??из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом

52 Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядке их следования друг за другом Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования Группу ие материала может бытьути:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному Копии фрагментов документов вырезают, составляют (склеивают) в нужном порядке

Заключительный этап

6 Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

61 Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, объясняется общий принцип построения дайджеста, пере овуються вспомогательные указательки.

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста Определяется новизна, т.е. нового, ранее неизвестного, составители привнесли в изучаемую тему 62 Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособияниках

63 Словарь основных терминов (при необходимости)

64 Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель - содержит сведения о составителей, редакторов и других лиц Например:"Столяров Ю, доктор педагогических наук, профессор, основатель документологии";ології"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - КПН - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОНУ - Министерство образования и науки Украины и др.

7 Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недостатков

8 Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение по оформлению дайджеста

На обложке можно отметить только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускающей дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год в изданий

Текст печатается через 1-1,5 интервал кегль - 12 Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм

Разделы и подразделы должны иметь заголовки Подпункты, как правило, заголовков не имеют Расстояние между названиями разделов и текстом равна 2-м интервалам

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на н нем не проставляется Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров Различные шрифты используют ся для заголовков разделов, подразделов и подпунктектів

Дайджест как форма предоставления информации в различных сферах социальных и научных коммуникаций

Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН (Новосибирск)

Аннотация

Сегодня дайджест, как форма предоставления пользователю разнородной информации в удобном виде, является распространенным информационным продуктом.

Прежде всего, в докладе рассматриваются виды дайджестов, существующих в среде Интернет. Отдельно рассмотрены дайджесты, выпускаемые библиотеками, их структура и назначение, в частности, описан опыт выпуска дайджеста прессы Отделением ГПНТБ СО РАН.

Сегодня дайджест является популярным информационным продуктом. «Исторически дайджест возник и сформировался как информационный жанр утилитарного характера, назначением которого было извлекать из первоисточников только такую объективную (с позиций читателя) информацию, которая была нужна для определенного дела. ... В широком смысле слова дайджест можно определить как своего рода «директорию» источника - порядковый указатель расположения в источнике главных фактов и идей. … Дайджест заменяет первоисточник именно потому, что он выделяет содержащиеся в нем факты и идеи, снимая с них оболочку авторской индивидуальности, делая их всеобщим достоянием. Составитель дайджеста, таким образом, не просто сокращает источник, но объективизирует его содержание». Именно функция объективизации источников лежала в основе наиболее известных сегодня дайджестов древности и средневековья.

Латинское слово digestum (мн. ч. - digesta ) означало «извлечение, обобщение», от глагола digere re - распределять, располагать по порядку, описывать, систематизировать, воспринимать, усваивать.

В Древнем Риме «дигестами» называли сборники систематически расположенных кратких извлечений из законов и сочинений юристов. Самый известный пример - «Дигесты Юстиниана», свод римского права, созданный в VI веке н. э. в Византии при императоре Юстиниане. По сути, это были краткие извлечения основных фактов и идей, содержащихся в манускриптах.

В XIV веке слово digest появляется в английском языке , где приобретает также значение «справочник, компендиум; список, каталог; понимать, воспринимать, перерабатывать информацию»

Существует довольно много определений понятия «дайджест», среди которых можно выделить 4 основных:

1) Тип журнала (периодическое издание), перепечатывающего материалы из других изданий, как правило, в сокращенном и/или упрощенном виде.

2) Краткий обзор периодической печати.

3) Издание, содержащее адаптированное (краткое) изложение содержания произведений художественной литературы .

4) Подборка выдержек, фрагментов текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты) из различных источников на определенную тематику.

Таким образом, можно сформулировать понятие дайджеста как средство получения и усвоения упорядоченной информации, обычно из разных источников.

Существующие в данный момент формы дайджестов можно разделить на четыре основные группы:

1. Печатные дайджесты.

2. Электронные дайджесты (как версии печатных)

3. Интернет-дайджесты (т. е., не имеющие бумажных аналогов)

4. Теле - видео- и радиодайджесты.

Интернет-дайджесты

В настоящее время в Интернете существует огромное количество дайджестов, предназначенных для самой широкой целевой аудитории. Прежде всего, это различные дайджесты прессы, в том числе дайджесты изданий, и тематические дайджесты. Среди наиболее значительных интернет-дайджестов прессы можно назвать следующие:

InoPressa: Иностранная пресса о России и не только (www. *****)

Дайджест InoPressa - проект информационного портала - представляет собой переводы на русский язык наиболее интересных и социально значимых публикаций из ежедневной и еженедельной зарубежной прессы. Переводы выполняются с девяти языков (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, японский, китайский, арабский, иврит) и снабжены ссылкой на оригинальный текст. Дайджест охватывает около 50-ти крупных западных изданий, статьи представлены в виде развернутых рефератов. Сайт обновляется в течение дня. Статьи можно сортировать по дате, по источнику или по разделам, возможен также поиск по сайту.

inoСМИ. Ru: Все, что достойно перевода

Интернет-проект ИноСМИ. Ru (*****) также специализируется на переводе наиболее примечательных материалов зарубежных СМИ на русский язык. Ежедневно просматривается около 600 зарубежных изданий, всего в базе около 1300 изданий на 38 языках. Каждый перевод снабжен ссылкой на оригинальный текст. В отличие от *****, переводы статей представлены в полном виде.

«Гигантский дайджест» FastFlip

Чаще библиотеки выпускают дайджесты в традиционной печатной форме. Это может быть продолжающееся издание (периодичность выпуска - от 2 раз в месяц до 1 раза в год), Выпускаются также дайджесты тематические или приуроченные к какому-либо событию. В первом случае используется литература за небольшой период времени (1-3 года), в двух других случаях в дайджест может включаться литература за продолжительный период времени.

Глубина свертывания информации также может быть различной. Текст первоисточника может быть включен в дайджест как в полном виде, так и в виде фрагментов или реферата. Зависит это от значимости материала, глубины освещения проблемы. Выбор темы определяется такими факторами, как значимость и актуальность темы, компетентность и авторитет автора, новизна подхода, повышенный спрос у читателей, информационная поддержка определенных направлений работы библиотеки.

Структура дайджеста по большей части стандартна и имеет следующий вид:

Титульный лист

Предисловие

Основной текст

Список использованной литературы

Приложение (иллюстративный материал)

Впрочем, этот перечень не является неизменным - дайджест может не иметь оглавления, приложений, и даже списка использованной литературы.

Основные варианты распространения:

3) раздача на информационно-культурных мероприятиях

Печатный дайджест может иметь электронную версию, которая выставляется на сайте библиотеки или рассылается по электронной почте. Такие дайджесты в целом сохраняют форму печатных и могут быть представлены в виде отдельных файлов в формате MS Word или pdf, либо в формате html с гиперссылками для облегчения ориентации в тексте.

Случаи, когда дайджест не имеет печатного прототипа и существует исключительно в виртуальном виде, встречаются пока нечасто. Такие дайджесты называются виртуальными или Интернет-дайджестами. С 1999 г. НИЦ «Информкультура» Российской государственной библиотеки выпускает ежеквартальный дайджест «Библиотека в эпоху перемен», который существует и в электронном виде. Содержание и аннотации статей выкладываются на сайте в общем доступе, абоненты Информкультуры могут загружать полные тексты. А вот ежемесячное электронное приложение к дайджесту - «Информационное общество и культура» - существует лишь в Интернете.

Еще один информационный продукт НИЦ «Информкультура» - электронный интернет-дайджест «Регион - Культура». Дайджест издается раз в неделю и посвящен вопросам культуры на огромном пространстве «вне столиц». Пользователю предоставляется визуальный поисковый интерфейс, позволяющий производить мгновенный отбор документов по теме, региону России и именам собственным, содержащимся в текстах выпуска. Также доступны архивные выпуски. Все публикуемые тексты подготавливаются по XML-технологии. В ответ на выполненный запрос выдаются краткое сигнальное сообщение - краткая аннотация, анонс, цитата, развернутый заголовок. Если сигнальное сообщение заинтересовало пользователя, он может получить вторичный документ, подготовленный аналитиками Информкультуры, или перейти на сайт, на котором был опубликован исходный текст.

С 2000 г. Отделение ГПНТБ СО РАН издает ежемесячный дайджест прессы по проблемам российской науки «РАН. СО РАН. Сибирь». Он предназначен для информирования членов Президиума СО РАН, членов СО РАН в Москве, директоров институтов Новосибирского научного центра, работников аппарата Президиума о публикациях в периодической печати по вопросам науки и сопутствующим им проблемам.

Основные разделы дайджеста: наука, образование, природные ресурсы, экология, экономика Сибири и России в целом. В конце выпуска даются оглавления общенаучных российских журналов, имеющихся в фонде Отделения ГПНТБ, по мере их поступления.

В раздел «Наука. Общие вопросы» помещаются публикации по вопросам академической, вузовской, отраслевой российской науки в целом, за исключением СО РАН. Выборочно могут быть отобраны статьи о проблемах зарубежной науки.

«СО РАН». Это основной раздел дайджеста, содержащий статьи по всем направлениям развития науки и различным аспектам деятельности научных центров Сибирского отделения РАН. Сюда включаются публикации ведущих ученых СО РАН по актуальным проблемам науки в целом и сибирской науки в частности, статьи о научных достижениях институтов Сибирского отделения, новых открытиях и разработках. В конце раздела дается оглавление газеты «Наука в Сибири» за данный период.

«Образование». Здесь можно найти сведения о проблемах высшего образования , о юбилейных датах сибирских и ведущих столичных вузов, информацию об именных стипендиях и т. д. В раздел также входят статьи, посвященные глобальным проблемам средней школы .

«Сибирь». В этот раздел помещаются публикации по экономическим, научно-техническим, демографическим проблемам городов, входящих в Сибирский Федеральный округ, а также информация о работе межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Сибирское соглашение», Совета Сибирского Федерального округа, сообщения о визитах российских политических деятелей и зарубежных делегаций.

«Природные ресурсы. Энергетика». Сюда входят статьи обо всех ресурсах Сибири, глобальных вопросах энергетики Сибири и России в целом.

Аналогично идет отбор материала и в раздел «Устойчивое развитие. Экология» , который содержит информацию о водных проблемах Сибири (реки, озера, питьевая вода), загрязнении окружающей среды , безопасности жизни.

Раздел «Россия» содержит публикации ведущих ученых по экономическим и демографическим проблемам развития России, социальным проблемам населения.

Один из разделов дайджеста, «Зарубежная пресса», с 1998 г. выходит также в электронном виде под названием «Российская наука и мир» и находится на сайте Отделения в свободном доступе (http://www. prometeus. *****/science/scidig/). В качестве источника используется исключительно Интернет - сайты общественно-политических и научных газет, журналов, информационных агентств, новостной сервис Google News, EurekAlert, Futura Science, PhysOrg, Cordis.

Электронная версия сохраняет структуру печатной, но может отличаться от нее количеством статей.

Весь объем материалов разбит по годам и месяцам. Каждый выпуск состоит из оглавления и статей, сопровождаемых краткой аннотацией на русском языке. Указывается также источник информации и дата публикации в Интернете. В среднем в выпуске 10-12 статей.

В настоящее время идет работа по созданию электронной версии основной части дайджеста. Это отсканированные страницы основных разделов макета печатного издания. Материалы представлены в формате Djvu. Поиск осуществляется по автору, слову из заглавия, дате публикации, ключевым словам.

Таким образом, дайджест как форма предоставления информации используется очень широко - в научно, образовательной, развлекательной сферах. Дайджесты выходят как отдельные издания, приложения к периодическим изданиям, разделы в журналах. Создание дайджестов не ограничено только традиционной, печатной формой - существуют виртуальные, аудио - и видеодайджесты.

Дайджест полезен, когда необходимая пользователю информация рассеяна по большому количеству источников, а обобщающих монографических изданий нет. В этом случае дайджест может, например, играть роль учебного пособия для студентов.

Библиотеки выпускают дайджесты преимущественно в печатной форме, в дополнение к которой может создаваться электронная версия, которая рассылается по электронной почте или выкладывается на сайте библиотеки. К сожалению, часто отсутствует возможность полноценного поиска по тексту. Это особенно актуально, когда дайджесты выходят регулярно и часто - просмотреть 50-100 выпусков в поиске нужной информации довольно сложно.

Немногие библиотеки в настоящее время выпускают виртуальные дайджесты с удобным поисковым интерфейсом. Один из возможных путей развития библиотечных дайджестов возможен именно в этом направлении.

Список литературы:

1. Блюменау анализ/синтез для формирования вторичных документов. - СПб.: Профессия, 20с.

2. Вахрамеева как продукт информационной деятельности / , // БиблиосфераN 2. - С. 49-53.

3. Лапшов -библиотека - инструмент понимания для человека дела // Теория и практика общественно-научной информацииВып.10. - С.148-155.

4. Лапшов -конспект - новое дитя древней библиографии // Библиография74). - C. 25-29.

5. Зыгмантович библиографической продукции библиотеками: науч.-практ. пособие. - Минск: Новое знание, 20с.

6. Смирнова для специалистов // БиблиотекаN 1. - С. 64-65.

7. Смирнова мы готовим междисциплинарный дайджест // БиблиотекаN 3. - С. 62-63.

8. Перцовская -экспресс «Информационное общество и культура» // Мир библиографииN 2. - С. 77-78.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то