Герой худякова вспоминает случай который. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Учёным удалось разгадать тайну Мирового океана

Views: 26405

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине … : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

-(14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

-(15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя

раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

-(20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой!

(21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(3)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог, фольклорист, автор ряда этнографических и археологических очерков по истории тюркских и финно-угорских народов.

Предательство. В чём оно может заключаться? Именно эту проблему поднимает М.Г. Худяков в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над поставленным вопросом, автор текста вспоминает пример из жизни тринадцатилетнего мальчика и рассказывает о том, как он сильно порезался на рыбалке, и друг нёс его на себе «восемь тысяч метров по раскалённой земле». Как показывает М.Г. Худяков, раненый мальчик, изнемогая от слабости, попросил друга передать Гальке Коршуновой, что влюблён в неё. Автор с нескрываемым волнением говорит о том, что в итоге об этом узнала вся школа. Как подчёркивает историк, все смеялись над мальчиком, как только видели его. И герой до сих пор страдает от этого случая, как видно из предложения 3. С одной стороны, друг спас его, отнеся домой, с другой – предал, так как раскрыл всем чужую тайну. Друга просили передать привет и любовное признание только Гальке Коршуновой, но узнали об этом все.

Автор прямо не выражает свою точку зрения относительно поставленной проблемы, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что М.Г. Худяков убеждён: предательство может заключаться в самовольном раскрытии чужой тайны.

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним автобиографическое произведение А. Швейцера «Жизнь и мысли», в котором рассказано о том, как герой ещё в раннем детстве познал боль, полученную от предательства. Мальчику чем-то не понравилась новая учительница фройляйн Гогель, и он назвал её калекой, не понимая, что означает это слово. Ему казалось, что слово «калека» выражает сильную неприязнь к кому-то. И по секрету герой рассказал другу о том, что фройляйн, по его мнению, калека, и попросил никому об этом не говорить. Друг пообещал, что не скажет. Но вскоре они поссорились, и друг выдал главного героя, что причинило последнему страшную боль. Автор считает этот случай самым болезненным из всех, которые у него были. Всё потому, что друг обманул его доверие, нарушил своё обещание. Герой искренне верил ему, но оказалось, что напрасно… Таким образом, самовольное разглашение тайны друга является предательством.

Приведу ещё один литературный пример, который показывает: раскрытие чужой тайны может быть очень страшным предательством. Вспомним рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В этом произведении главный герой Андрей Соколов, попав в плен к фашистам, стал свидетелем неприятного разговора. Солдат по фамилии Крыжнев хотел выдать немцам взводного как коммуниста, чтобы спасти свою жизнь. Вне всяких сомнений, Крыжнев – предатель, а предательство заслуживает самого жестокого наказания. Именно к такому выводу пришёл Андрей Соколов и придушил Крыжнева. В данном случае провозглашение чужой тайны являлось изменой Родине – одним из самых страшных предательств, какие только есть на свете. Следовательно, раскрытие чужого секрета может быть очень серьёзным предательством.

В заключение ещё раз подчеркну: самовольное провозглашение чужой тайны действительно является предательством, ведь это обман доверия того, кто доверился. А предательство заслуживает всеобщего порицания.

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине недоумения: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем,

я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову)

Показать текст целиком

Что такое предательство? В чем оно может заключаться?Этими вопросами задается М. Худяков, автор прочитанного мною текста.

Рассуждая над поставленными вопросоми, автор повествует об истории двух тринадцатилетних мальчиков. Два друга отправились на рыбалку, один из них случайным образом поранил ногу. Серёжа Леонтьев нёс раненого друга восемь километром на себе до больницы. Изнемогая от слабости, раненый мальчик попросил друга передать Гальке Коршуновой, что любит ее. Серёжа совершил героический поступок, не оставив друга в беде, но к сожалению, он оказался и предателем, так как рассказал всей школе о признании своего друга. Герой не может понять: почему, совершив геройский поступок, Серёжа потом его предал? Этот случай заставил задуматься автора о том, что такое предательство.

Авторская позиция заключается в том : предательство-худшее качество человека. Душевные раны намного больнее физических. В связи с предательским поступком Серёжи Леонтьева по отношению к своему другу, героизм мальчика остался в тени .

В романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович- подлый и бесчестный человек. Доя него предать тов

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

B8 № 1482. «Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём, как _______ (например, «Мы узнали, что...» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такие тропы, как _______ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), _______ («мир, прозрачно-лучезарный » в предложении 8). А такой приём, как _______ (предложение 10)помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения».

Список терминов:
1) анафора
2) неполные предложения
3) противопоставление.
4) восклицательные предложения
5) гипербола
6) эпитет
7) диалектизм
8) риторический вопрос
9) парцелляция


(1)Для меня ясно одно: главные участники истории - это Люди и Время. (2)Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари - для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце - оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.

(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.

(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание - мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.
(По Ю. Бондареву*)

*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) - русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.

Спрятать текст

Пояснение.
Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 11, 12, 14 начинаются со слов «мы узнали, что».

Гипербола - преувеличение. Зачастую опознается с помощью слов, употребляющихся в форме превосходной степени. Здесь на гиперболу уазывает местоимение «все».

Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.

Противопоставление - в предложении 10 наблюдается противопоставление «... мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет...».

Ответ: 1,5,6,3

Диагностическая работа по русскому языку

Вариант 4

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак « ×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. бАлованный

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?

    Старик медленно шёл по полю вдоль трибун с высоким мужчиной в ИНЖЕНЕРНОЙ фуражке.

    В народных сказках животные иногда выступают в каче­стве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

    ВЗРЫВНАЯ волна отбросила ящик метра на три.

    Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. до двухтысячи пятого года

    заморозков

    на обоих берегах

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Завоевав Британские острова,

    устраивались встречи по футболу между завоевателями-римлянами и британцами.

    римляне научили коренных жителей играть в футбол.

    британцами была освоена игра в футбол.

    вместе с римскими воинами туда проник и футбол.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

    Все, кто любит поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.

    О «Вишнёвом саде» Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия.

    Участник дискуссии подтверждал свои выводы убедительными фактами.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имение Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Мценска.

    Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.

    Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.

    Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1)... (2)Их значительно больше, чем растений. (3)А вместе растения и животные образуют генетический фонд планеты, который нуждается в защите от оскудения. (4)Например, с 1600 по 1995 г. на Земле исчезло уже более 600 видов животных, под угрозой уничтожения находится ещё 35 тыс. видов (не считая беспозвоночных). (5)Особенно сильное давление испытывает животный мир Европы, где на грани уничтожения находятся многие виды млекопитающих, от 30 до 50% всех видов птиц. (6)... важнейшими задачами современности являются сохранение биологического разнообразия, предотвращение «эрозии» генофонда.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Вечнозелёные тропические леса находятся под угрозой полного уничтожения.

    На земном шаре насчитывается несколько миллионов видов животных.

    В Африке есть районы с преобладанием многолетних насаждений какао, кофе, чая.

    Животный мир является составной частью биосферы.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

    Потому что

    Вопреки этому

    Таким образом,

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    нуждается (предложение 3)

    больше (предложение 2)

    нуждается в защите (предложение 3)

    являются сохранение, предотвращение (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

    простое осложнённое

    сложносочинённое

    сложноподчинённое

    сложное бессоюзное

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова МЛЕКОПИТАЮЩИХ из пятого (5) предложения текста.

    деепричастие

    существительное

    прилагательное

    причастие

А12. Укажите значение слова ФОНД в предложении 3.

    ресурсы, запасы

    процентные ценные бумаги

    денежные средства

    общественная организация

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена.безударная проверяемая гласная корня?

    водор_сли, м_стерство, осм_треться

    конс_рвировать, гориз_нтальный, к_рьерист

    пол_гаться, пром_хнуться, раз_бщённый

    зерк_ло, пренебр_гать, прогр_ммировать

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    ра_ширить, не_держанность, бе_человечный

    пр_беречь, пр_обретение, пр_градить

    об_ем, в_ётся, под_ехать

    з_ночевать, не_бозримый, з_головок

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

    задерж_шься, колебл_мый

    выдвин_шь, невид_мый

    движ_мый, переинач_нный

    танцу_шь, преследу_мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. удоста_вать

Б. черешн_вый

В. преодол_вать

Г. рубаш_чный

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    Я чувствую, что (не)обходимо переменить тему разговора.

    Ребята (не)доумевали, почему им не разрешили идти в поход.

    Ему (не)когда было съездить в город.

    К сожалению, задача (не)решена.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

    (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

    Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

    (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

    Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику () и впоследствии некоторые её приемы были им применены в работе над историческими картинами.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение. с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна,

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

    Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно- технические кадры так и экспериментальные заводы.

    Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса! или крупных размеров.

    Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Пластинчато-чешуйчатое защитное снаряжение русских воинов было массово распространено в XIV веке: его изготовление было более простым, чем изготовление кольчатого покрытия, и оно было более надёжным.

    Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

    Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Банковский кредит - выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

А27. Прочитайте текст.

В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного ~ контроля» она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

    Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

    Мерцающий свет травмирует органы.зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля.

    Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Он нёс меня на себе восемь километров. (2)Восемь тысяч метров по раскалённой земле, (3)Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4)И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня... (5)Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6)Но всё равно ничего не могу понять. (7)И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине... : мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.

(8)Нам тогда было по тринадцать - мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9)Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10)Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11)Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12)Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13)Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.

- (14)Серёнь, брось меня! - шептал я сухими губами.

- (15)Нет! - хрипел друг. (16)Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17)Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18)Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете... (19)У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:

- (20)Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)Скажи ей, что я её любил.

(22)Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23)Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.

(24)А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25)И я сделался посмешищем всей школы. (26)Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.

(27)3ачем он рассказал им про мой привет? (28)Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29)А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30)Не знаю!

(31)0н нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

(33)Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34)И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет», я цепенею от ужаса и по моей спине пробегают мурашки.

(По М. Худякову*)

*Михаил Георгиевич Худяков (1894-1936) - историк, археолог,
фольклорист, автор ряда этнографических и
археологических очерков по истории тюркских
и финно-угорских народов.

А28. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 7?

    недоумения

    равнодушия

    познания

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

    В предложениях 27-30 представлено рассуждение.

    Предложения 3-5 содержат описательный фрагмент.

    Предложение 25 подтверждает суждение, высказанное в предложении 18 текста.

    В предложениях 10-12 перечислены происходящие друг за другом события.

А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНО из предложения 7.

В2. Из предложения 7 выпишите все предлоги.

В3. Из предложений 15-17 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 16-21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 22-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 10-20 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 22-25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Герой М. Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как _____ («нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров... нёс меня» в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и _____ (предложения 3-4), в сочетании со сравнительными оборотами задают тревожно-напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как _____ («спас» - «предал» в предложении 32), а такой тропу как ______ («сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

Список терминов:

    контекстные антонимы

    метафора

    риторический вопрос

    парцелляция

  1. диалектизм

    ряд однородных членов

  2. лексический повтор

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Диагностический тест В-4

А1. 3
А2. 1
А3. 2
А4. 2
А5. 1
А6. 2
А7. 2
А8. 3
А9. 2
А10. 3
А11. 2
А12. 1
А13. 2
А14. 4
А15. 1
А16. 4
А17. 4
А18. 4
А19. 1
А20. 2
А21. 4
А22. 2
А23. 1
А24. 4
А25. 1
А26. 3
А27. 4
А28. 2
А29. 3
А30. 2

В1. суффиксальный
В2. спустя, в
В3. раненого друга
В4. 17
В5. 26
В6. 12
В7. 23
В8. 9, 4, 1, 2

С1.
Основные проблемы
1. Проблема противоречивости человеческих поступков. Почему история о верной дружбе превращается в рассказ о предательстве?
2. Проблема бережного отношения к чувствам людей. Почему душевные раны так страшны для человека? Почему необходимо бережно относиться к чувствам людей?
3. Проблема предательства. В чем заключается предательство?
4. Проблема влияния детства на формирование характера человека. Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?
5. Проблема взаимоотношений подростков. Почему подростки часто оказываются жестокими по отношению к кому-то из сверстников?

Авторская позиция
1. Жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
2. Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам каждого человека.
3. Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим.
4. Многие черты характера человека закладываются в детстве, и большое влияние на становление характера оказывают отношения, которые устанавливаются у ребенка со сверстниками.
5. Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.



Х удяков Николай Васильевич - помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 256-й истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, капитан.

Родился 7 (20) июля 1913 года в городе Туле в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов средней школы № 10 Тулы, школу ФЗУ патронного завода и аэроклуб Осоавиахима. Работал бригадиром слесарей на патронном заводе.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в авиабригаде под командованием Я.В.Смушкевича . С 1939 года работал инструктором Московского аэроклуба. Член ВКП(б) с 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. До середины 1942 года был лётчиком-штурмовиком, командовал звеном. После переучивания на самолёты «як» стал лётчиком-истребителем. Был командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Юго-Западном, Северо-Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.

Участвовал в оборонительных боях в районе западной границы, под Киевом и Харьковом – в 1941 году; воздушных боях на Дону – в 1942; в Курской битве и боях за Днепр – в 1943; освобождал Правобережную Украину, участвовал в воздушных боях над Вислой – в 1944; окончательно освобождал Польшу и сражался в небе Берлина – в 1945.

Помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе капитан Худяков к марту 1945 года совершил 308 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Худякову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7543).

Всего за войну совершил около 460 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника.

С 1946 года майор Н.В.Худяков – в запасе. Жил в Москве. Работал завхозом на московском стадионе "Юность". Умер 29 марта 1996 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище (участок 72).

Награждён орденом Ленина (27.06.45), 2 орденами Красного Знамени (27.10.43; 19.06.44), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), медалью «За боевые заслуги» (03.11.44), другими медалями.

В 1939 году кадрового военного лётчика Николая Худякова направили инструктором в аэроклуб. Стране нужны были молодые лётные кадры. Но события на Халхин-Голе и последовавшая финская война заронили в душе лётчика неудовлетворённость. Он хотел участвовать в боях. С этой просьбой он обратился к командующему ВВС РККА генералу Я.В.Смушкевичу , бывшему ранее его непосредственным командиром. Генерал проникся стремлением лётчика, и вскоре Худяков получил предписание в 66-й штурмовой авиаполк 15-й авиационной дивизии, базировавшийся вблизи западной границы. Полк был укомплектован самолётами И-15бис.

22 июня 1941 года звено штурмовиков во главе с лейтенантом Худяковым вступило в первый бой с гитлеровцами. За первые 4 месяца войны штурмовыми действиями лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. Участвовал в обороне Киева, в боях под Харьковом.

В конце июля 1942 гола в авиаполк поступило боевое распоряжение: в излучине Дона оказалось отрезанным от своих войск большое количество живой силы и техники врага. Необходимо до наступления темноты нанести штурмовой удар, чтобы гитлеровцы не ускользнули ночью из окружения.

Быстро изучив боевую задачу, девятка Ил-15бис вылетела на штурмовку вражеского объекта. Звено Николая Худякова должно было нанести удар по огневым средствам, прикрывавшим вражескую группировку с воздуха. Первые же сброшенные бомбы уничтожили вражеские зенитки, которые так и не произвели ни одного выстрела по нашим самолётам. Идущие за Худяковым лётчики вслед за бомбовым ударом открыли по гитлеровцам пулемётный огонь. Чёрные клубы дыма и огня подтверждали эффективность их штурмовых действий. Ведомый Худякова Николай Викторов прямым попаданием зажёг вражеский танк. Всюду горели машины, по полю, пытаясь спастись, разбегались немецкие солдаты и офицеры.

Когда в 1942 году 66-й штурмовой авиаполк был направлен на переформирование, старший лейтенант Худяков переучился на истребитель Як-1 и был направлен в январе 1943 года на Воронежский фронт в 728-й истребительный авиаполк 256-й истребительной авиадивизии. Ему доверили эскадрилью. В дни боёв на Курской дуге лётчики эскадрильи показали беззаветное мужество и героизм. Сам Худяков, летая на самолёте Як-7Б с бортовым номером "37" 16 июля 1943 года в небе над Курском сбил истребитель Ме-109, а в один из последующих дней - 3 бомбардировщика (2 лично и 1 - в группе).

После сражения на Курской дуге началась подготовка к операции по освобождению Украины. Войска Воронежского фронта наступали на Киевском направлении. Командир эскадрильи Худяков участвовал в операции по форсированию Днепра, в сентябре 1943 года имел уже 10 побед.

15 сентября 1943 года Николай Худяков во главе четвёрки «яков» вылетел на прикрытие группы Ил-2. Подойдя к району цели, «илы» точно сбросили свой смертоносный груз на заданный объект, а затем обрушили на врага всю мощь огня своих пушек и пулемётов. На обратном пути, подлетая к линии фронта, комэск Худяков услышал в наушниках позывной командующего 2-й воздушной армией. Генерал С.А.Красовский приказывал истребителям атаковать большую группу Ju-87, которые приближались к переднему краю наших войск.

Использовав преимущество в высоте, Николай Худяков скомандовал второй паре - Михаилу Сачкову и Александру Выборнову - атаковать девятку на левом фланге, а сам с ведомым Суреном Холотяном решил ударить по девятке флагмана. Гитлеровцы не заметили, как к их строю подкралась четвёрка «яков».

С первой же атаки в небе вспыхнули два «юнкерса». Их зажгли Худяков и Сачков . А ещё через несколько минут от меткой пулемётной очереди Выборнова третий «юнкерс» горящим факелом пошёл к земле. Гитлеровцы, беспорядочно сбросив бомбы, поспешили покинуть поле боя. Но не успели они лечь на обратный курс, как от их строя оторвался ещё один объятый пламенем бомбардировщик.

Показательным оказался воздушный бой в сентябре 1943 года шестёрки истребителей "Як" под командованием старшего лейтенанта Худякова, против 54 вражеских самолётов, среди которых было 18 истребителей "Мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190". Факт боя был зафиксирован документально, и о нём писала газета "Крылья Победы". В этом бою, прикрывая 12 штурмовиков "Ил-2", шестёрка советских истребителей, сбила 4 "юнкерса" и 4 "мессершмитта", не потеряв при этом ни одного самолёта.

Лётчики эскадрильи Худякова получили задачу сопровождать штурмовики. В районе цели на краснозвёздные самолёты набросилась стая немецких истребителей. Николай Худяков подал команду к бою. Первую атаку Худяков со своим ведомым направил на ведущую четвёрку вражеских истребителей. Однако, не приняв боя, «мессеры» поспешили уйти. Воспользовавшись этим, Худяков сделал крутой разворот и быстро приблизился к девятке бомбардировщиков врага. С дистанции 50-70 метров лётчик успел дать короткую очередь по «юнкерсу». Бомбардировщик задымил и начал падать. Но в это время из-за облака вышла пара «мессеров». Вертикальным манёвром Худяков ушёл в сторону и скрылся в облаках. Когда же гитлеровцы поспешили ввязаться в бой с другой парой «яков», комэск и его ведомый переворотом через крыло снова обрушились на врага. Меткая очередь - и ещё один гитлеровский самолёт врезался в землю.

Героически действовали и другие наши лётчики. Выходя из атаки,

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то