Национальные интересы россии, интересы личности и общества в различных сферах. В чем заключаются интересы личности? Национальные интересы личности общества и государства

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.

Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают «интерес» в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной дея-тельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность» интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный.

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоносов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе; но пассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы --латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Интерес, т. е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непосредственнопищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей.

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания.

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользу-ется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к пси-хическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личност-ным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.

В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.

У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.

Потребности человека

Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:

Биологические - потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).

Социальные - каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.

Духовные - человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.

Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.

Особенности интересов

Интересы - это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:

  • Личность сосредоточивается на небольшом круге деятельности и знаний (медицина, техника, история, музыка и т. д.).
  • Цели и способы деятельности, которые интересны для человека, являются более конкретными, чем в обычной жизни.
  • Человек стремится к большему познанию и углублению в область, которая ему интересна.
  • У личности включаются не только познавательные процессы, что касается интересующей его области, но и прилагаются творческие усилия.

Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы - это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.

Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес - это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.

Материальный интерес

Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы - это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое - стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе - заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.

Духовный интерес

Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы - это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.

Непосредственный и опосредованный интерес

В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.

Пассивные и активные интересы

Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:

1) Активный - человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.

2) Пассивный - человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.

Выгода и мотивация

Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.

Экономический интерес

Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.

Личность и ее интересы

Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.

Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

  • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
  • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

  1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?

Развитие теории интереса и его сущность. Система интересов и их классификация

В советское время в условиях полного огосударствления всей общественной жизни не было необходимости исследовать проблему социальных интересов, особенно применительно к практике жизнедеятельности. Рассмотрение содержания интересов, их роли в жизни общества носило общетеоретический, далекий от прикладных задач, характер. Чаще всего они рассматривались как абстрактная, чисто философская категория, не требующая конкретных усилий по целенаправленному их формированию и тем более реализации. Поэтому исключительно важным и с теоретической, и с практической точки зрения является вопрос: что же представляют собой социальные интересы?

В основе всей целенаправленной человеческой деятельности лежат потребности и интересы. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма индивида, социальной группы, общества. Это внутренний побудитель активности. Они подразделяются на биологические, свойственные как животным, так и человеку, и социальные, свойственные только человеку, носящие исторический характер и подверженные значительному влиянию экономики, культуры, идеологии.

Потребности и интересы - понятия не тождественные, но те и другие общим основанием имеют объективный характер. Потребность выражает отношение любого субъекта жизнедеятельности к необходимым условиям своего бытия, поскольку без удовлетворения базовых потребностей невозможно существование ни биологического, ни социального организма. Между потребностями человека и их удовлетворением стоит человеческая деятельность, цель которой и заключается в удовлетворении потребностей людей.

Удовлетворение ряда непосредственных потребностей людей в жилье, пище, одежде и другом обеспечивает их физическое существование, но основная часть потребностей современного человека связана с его социальными функциями, а не физиологическими нуждами. Духовные потребности социальному человеку - личности гак же необходимы, как и продукты питания. Круг потребностей современной личности исключительно широк, он непрерывно расширяется и развивается. Чем разностороннее развита личность, чем сложнее тот или иной социальный организм, тем шире круг их потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения.

Однако не каждая потребность в равной мере может стать причиной и внутренним стимулом того или иного вида жизнедеятельности. Потребности, выражая взаимосвязь субъекта и условий его жизнедеятельности, обнаруживают себя в неосознанных влечениях и вполне осознанных мотивах поведения.

Подлинной реальной причиной и движущей силой социального развития являются интересы. Интересы - это осознанные потребности, сознательно сформированные обществом, социальными группами, индивидами.

Именно осознанность, теснейшая связь с личным и общественным сознанием и позволяет выделить интересы из многообразия потребностей в качестве особой, наиболее значимой категории в жизни человека и общества.

Отличие интереса от потребности можно понять на таком примере. Так, необходимость питаться является жизненной потребностью человека. Но питаться только вегетарианской пищей - это уже интерес, поскольку он сознательно сформирован тем или иным человеком в целях укрепления, по его мнению, здоровья и продления жизни.

Интересы обладают всеми чертами потребностей, но усилены особенностями индивидуального и общественного сознания, мировоззрения, психологического состояния, культурного развития и других качеств человека. Именно поэтому интересы, в отличие от обычных потребностей, и обладают той действенной и реальной мощью.

Первые попытки выделить особую роль интересов в жизни общества и государства можно видеть еще в Древнем Риме. Теоретически проработанная попытка объяснить общественную жизнь с помощью интересов была предпринята еще в XVIII в. французскими материалистами. В интересах они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом.

Интерес как причина и мотив человеческой деятельности порождается зависимостью между объективной необходимостью удовлетворения потребностей и интересов и поиском возможностей их удовлетворения, выступая реальной формой проявления общественных отношений различных видов.

Французский философ Гельвеций утверждал: «Всякий в сущности всегда повинуется своему интересу.. Если физический мир подчиняется закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса... Личный интерес есть единственная и всеобщая мера... человеческих поступков...» . Поэтому всякие попытки лишить человека личных интересов или принизить их роль в общественной жизни могут только затормозить процесс общественного развития или негативно изменить его траекторию.

Недостатком подобных воззрений является то, что интересы выводятся из чувственной природы человека, рассматривая его скорее как чисто биологическое существо.

Гегель, развивая теорию интереса, показал несводимость интересов только к чувственности, к естественной природе человека и раскрыл их социальную сущность.

Сила интереса проявляется в настойчивости человека и общества по его удовлетворению. Действенность интереса заключается в воздействии, оказываемом им на деятельность людей. Пассивный интерес, не побуждающий деятельности, не имеет никакого значения. Гегель доказал, что «...интерес для субъекта представляет только непосредственное преднайденное в природе, и его субъекта особенная цель состоит в том, чтобы этот интерес был удовлетворен его поступками...» .

Значительный вклад в развитие теории интереса внес английский философ и социолог Г.Спенсер. Он, считая основным законом социального развития закон выживания наиболее приспособленного, разделенного на классы или «дифференцированного» общества, показал, в частности, что общественные и частные интересы в существе своем гармоничны.

Велика заслуга в развитии теории социального интереса К.Маркса и Ф.Энгельса, главным образом в области экономических интересов, хотя в годы советской власти мало кто слышал об особой роли интересов, особенно личных, в жизни человека и общества.

Классики марксизма раскрыли объективную основу возникновения и формирования интереса. «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» , - писал Ф.Энгельс. При этом особо указывалось, что интересы людей выражаются и регулируются только через политику государства: «Так как государство есть та форма, в которой индивиды... осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение - то из этого следует, что все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму» .

Дальнейшее развитие теории интереса определяется задачами формирования нового гражданского общества в нашей стране, создания правового государства, ориентации на развитие потенциала человека в условиях возрастания значимости человеческого фактора и объективного снижения роли государства в общественной жизни.

Интересы как потребности органически присущи всем людям, лишить человека интереса нельзя, без интереса невозможна никакая деятельность людей. В социальных интересах закрепляются общественные отношения индивидов, социальных групп, слоев общества. Связь интересов с общественными отношениями в функциональном плане состоит в том, что общественные отношения определяются несколькими условиями:

Формой осознания субъектом своих потребностей, целеполаганием, практическими действиями. Реализация интересов субъектов ведет к закреплению общественных отношений, в связи с чем интересы становятся элементами объективной социальной реальности.

Сложная структура общества, различия в социальном положении людей, особенности преломления объективных условий действительности во внутреннем мире человека, в его сознании и деятельности приводят к появлению громадного множества, как правило, несовпадающих интересов. Это множество интересов не выстраивается в какую-то иерархию с определенной подчиненностью, а представляет собой большую сложную систему интересов, отражающую их тесную взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость.

Социальные интересы отдельной личности выражают взаимную зависимость ее и других людей, т.е. выражают определенную грань социальной взаимозависимости личности с той группой или общностью, с которой ее объединяют общие условия жизнедеятельности.

Представление множества интересов в качестве сложной развивающейся системы позволяет более полно показать их целостность и выявить достаточно полную типологию их разнотипных связей как логически однородных, допускающих непосредственное сравнение и сопоставление.

Научная классификация интересов дает возможность зафиксировать закономерные связи между различными типами интересов и определить их место в общей системе. Каждая классификация носит относительный характер и ориентирована на достижение тех или иных целей познания. Классификация особенно проблематична, когда речь идет о крайне разнородных по составу множеств. В качестве оснований для классификации интересов необходимо использовать наиболее характерные их признаки, позволяющие максимально полно отобразить строение всей системы интересов.

Классификация интересов может осуществляться по различным основаниям. Наиболее адекватным стоящим теоретическим и практическим задачам представляется следующий набор оснований классификации социальных интересов.

Расчленение интересов по указанным основаниям - по степени общности, по характеру субъектов - носителей интересов, по сферам жизнедеятельности, по продолжительности действия, по характеру их взаимодействия - имеет важное значение при исследовании интересов и организации практической деятельности по целенаправленному формированию интересов, их реализации и защите от внутренних и внешних угроз.

Интересы бывают классифицированы: по степени общности - индивидуальные (личные), групповые, корпоративные, общественные (общие), национальные и общечеловеческие; по субъектам (носителям интересов) - личности, общества, региона, государства, коалиции государств, мирового сообщества; по степени социальной значимости - жизненно важные, важные, маловажные; по сферам жизнедеятельности - в экономической сфере, во внешнеполитической сфере, во внутриполитической сфере, асоциальной сфере, в духовно-культурной сфере, в международной сфере, в оборонной сфере, в информационной сфере и т. д.; по продолжительности действия - постоянные, долгосрочные, кратковременные; по характеру направленности - экономические, политические, военные и т. д.; по характеру взаимодействия - совпадающие, параллельные, расходящиеся, конфронтационные (встречные).

Как видим, диапазон классификации интересов достаточно широк. Это лишний раз подчеркивает их социальную сущность и социальную направленность. Если речь идет о личности, то у индивида всегда присутствует стремление к постоянному изменению своего положения в обществе. Оно продиктовано не только стремлением к улучшению материального благосостояния, но и к реализации самого себя в обществе, самосовершенствованию и т.д.

Структура интересов тесно связана с социальной структурой общества. Более того, интересы являются, помимо всего прочего, основой дифференциации общества, как результата взаимодействия всех социальных слоев и групп с многообразием их интересов.

Наиболее существенную роль играет классификация интересов по сферам жизнедеятельности, субъектам-носителям интересов, социальной значимости интересов.

Особую прикладную роль играют классификация интересов по сферам жизнедеятельности.

Интересы обладают специфическими характеристиками, отражающими особенности развития общественных отношений в социальных системах разного уровня. На каждом из этих уровней формируются свои системы интересов, устойчиво взаимодействующие между собой. Объективный характер формирования определенной иерархии таких систем интересов создается, прежде всего, разделением труда по разнообразным сферам жизнедеятельности, каждая из которых характерна своими особыми интересами и многообразием форм собственности, что порождает различия в уровне жизни разных социальных групп и соответственно специфические интересы. Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации при анализе интересов, угроз этим интересам и при организации деятельности по обеспечению национальной безопасности используется классификация по сферам жизнедеятельности.

Такой подход дает возможность более целенаправленной организации деятельности по формированию и реализации социальных интересов, а также по их защите от внутренних и внешних угроз.

Большое методологическое и даже мировоззренческое значение имеет классификация интересов по характеру субъектов носителей интересов.

Сегодня впервые в истории России на первое место поставлены жизненно важные интересы личности, далее общества и только затем - государства. Такая последовательность означает качественный скачок в решении проблем не только безопасности, но и роли интересов в жизни человека и общества.

В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

В документе четко указаны те права и свободы, которые являются интересами личности. Это - конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Это положение очень выгодно отличает данный документ от множества других, а также от политической и социологической литературы, где речь, как правило, идет о правах человека вообще. Однако и в данном случае все же нет полной ясности и строго научного подхода в отношении этих понятий.

Так, к примеру, в отличие от положения Концепции, в Конституции Российской Федерации права и свободы человека названы не интересами, а высшей ценностью (ст. 2). А ведь интересы и ценности - далеко не одно и то же.

Кроме того, полагая конституционные права личности в качестве ее основополагающих жизненно важных интересов, следует иметь в виду сложную внутреннюю связь и иерархию в структуре этих прав. Данное обстоятельство имеет большое значение, поскольку структура конституционных прав оказывает непосредственное влияние на правовое пространство, в рамках которого формируются и другие интересы личности.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается также, что интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании нового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы же государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Наконец, исключительную значимость имеет классификация интересов по их социальной значимости.

Без сомнения, каждому субъекту общественных отношений присущи свои жизненно важные, важные и маловажные интересы - это категорический императив развития. Первые выступают как коренная основа всей социальной деятельности, остальные учитываются при определении текущих задач для достижения определенных, вполне конкретных тактических целей при обеспечении своего существования.

Именно жизненно важные интересы отражают относительно устойчивые черты индивидов и общества и определяют характер бытия, траекторию и цель существования, развития и безопасности любого субъекта социальной жизни. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О безопасности» 1992 г. жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Сущность интересов как совокупности потребностей законодатель выразил четко и конкретно. Следует подчеркнуть, что это единственное узаконенное в правовом отношении определение интересов

Интерес - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанная с потребностями человека (от латинского "interest" - имеет внутреннее значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту.

"Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета"".

Интерес - мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Однако связь интересов с потребностями не прямолинейна, иногда она не осознается. Интересы бывают прямые и опосредованные, связанные со средствами достижения целей.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желания личности

Желание - мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание - определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Желание связано состремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объекту.

Страсти человека

Страсть - очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Страсть объединяет волевые и эмоциональные побуждения, она может быть положительной и отрицательной в зависимости от объективной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т.п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, к отдельным видам трудовой деятельности и т.п.). «Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти - это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа - благородством».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то