Страны ближайшего зарубежья России: список и краткое описание. Факторы и условия развития международного туризма в странах снг Сотрудничество стран снг в сфере туристской индустрии

Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма

ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Принят Межпарламентской ассамблеей государств - участников Содружества
Независимых Государств 29 октября 1994 года


Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,

- основываясь на Уставе Содружества ,

- руководствуясь Манильской 1980 года Декларацией о мировом туризме; Гаагской 1989 года Декларацией о туризме и другими международными соглашениями в данной области,

- принимая во внимание межправительственное Соглашение "О сотрудничестве в области туризма" от 23.12.93 ,

- исходя из признания соответственным и неотъемлемым правом граждан стремление к удовлетворению духовных потребностей посредством приобщения к культурно-историческим ценностям,

- выражая приверженность к сохранению, расширению и углублению существующих международных связей в рамках Содружества,

- считая свободу перемещений необходимым условием дальнейшего развитая дружественных отношений, ведущих к укреплению экономического сотрудничества и культурному взаимопониманию,

- выражая уверенность в том, что развитие туризма призвано способствовать становлению гражданского мира и согласия, укреплению взаимопонимания, утверждению общечеловеческих ценностей,

- стремясь всемерно содействовать сближению нормативных основ государств-участников Содружества в данной области регулирования правоотношений и формированию в рамках СНГ единого туристского пространства,

приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.

Раздел I. Общие положения

В настоящем рекомендательном акте следующим понятиям задается терминологическое значение, равно принимаемое всеми участниками.

Туризм - временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Турист - гражданин любого государства, временно прибывший в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до шести месяцев, путешествующий ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающийся при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Тур - туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере перемещения, жилья, медицинского и культурного обслуживания.

Туристский ваучер - индивидуальный или групповой документ, выданный туристской организацией, являющийся формой договора между поставщиком и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату.

Туристская организация - юридического лицо, независимо от форм собственности занимающееся деятельностью в сфере туризма на основании лицензии или признанное таковым в иной установленной законом форме.

Туристские ресурсы - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов данной территории, способных удовлетворять различные запросы и потребности туриста в компании и порознь.

Статья 2. Национальное законодательство о туризме

Национальное законодательство государств - участников СНГ в сфере туризма включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими обстоятельствами отдельных государств. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.

Национальное законодательство дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные многосторонние договоры и конвенции в сфере туризма приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.

Статья 3. Государственная политика в сфере туризма

Государства - участники СНГ содействуют развитию туризма как эффективной отрасли экономики и действенного средства сближения народов и гарантируют режим наибольшего благоприятствования в туристской деятельности, создают правовую и нормативную базу в сфере туризма, обеспечивают равные условия для осуществления туристской деятельности юридическими и физическими лицами, содействуют развитию международного сотрудничества.

Статья 4. Компетенция государств - участников СНГ в сфере туризма

Ведению государств - участников СНГ в лице их органов государственной власти и управления подлежат:

- формирование нормативной базы в сфере туристской деятельности и координации межгосударственного сотрудничества;

- формирование национальных программ развития туризма;

- установление порядка стандартизации, лицензирования и сертификации в сфере туризма;

- управление государственной собственностью в сфере туризма, финансирование органов государственного управления и надзора за соблюдением прав туристов;

- определение порядка предоставления льгот отдельным категориям туристов;

- иные действия, предусмотренные национальным законодательством.

Раздел II. Права и обязанности туристов

При подготовке к путешествию, во время транзита и по прибытии в район туристского интереса турист имеет право:

- на получение сведений о наличии и характере лицензии на туристскую деятельность у принимающей организации;

- на объективную и точную информацию о законах и правилах пребывания в данной стране или местности, об обычаях местного населения и ограничениях, связанных с отправлениями ими своих религиозных обрядов, об ограничениях на посещение природных и антропогенных объектов, находящихся на режиме особой охраны;

- на свободный доступ к любым объектам туристского интереса, для посещения и пользования которыми нет установленных в законном порядке ограничений экологического или социокультурного характера;

- на защиту своей безопасности, здоровья и имущества, а также на защиту своих личных неимущественных прав;

- на обеспечение бытовых и санитарных условий не ниже, чем усредненные по данной местности стандарты;

- на содействие органов местной администрации в оказании правовой помощи и подтверждении страховых и иных несчастных или непредвиденных случаев или обстоятельств.

Статья 6. Обязанности туристов

Во время пребывания в районе туристского интереса, а также на протяжении транзита турист обязан:

- способствовать своим поведением взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;

- уважать установившийся политический, социальный, моральный, культурный и религиозный уклад и порядок, подчиняться действующим законам и правилам;

- соблюдать порядок и понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и уважения в отношении природного и культурного достояния.

Статья 7. Порядок предоставления дополнительных льгот и прав

Дополнительные права и льготы туристам в части пограничного и таможенного контроля, обмена национальных валют по специальному курсу, понижения тарифов на транспортное и бытовое обслуживание и прочее решаются специальными двусторонними или многосторонними соглашениями на принципе приоритета.

Статья 8. Правовое положение иностранных туристов

Иностранные туристы, проживающие постоянно вне государств - участников Содружества, осуществляющие поездки по странам СНГ, пользуются правами и несут обязанности в том же объеме, что и граждане стран Содружества с учетом действующего национального законодательства и иных нормативных актов, регулирующих пребывание иностранных граждан на территории государств - участников СНГ.

Статья 9. Недопущение дискриминации

Все туристы, независимо от гражданства, расы, пола, языка, религиозных и политических убеждений, в процессе поездок пользуются равными правами, гарантируемыми официальными органами стран временного пребывания. Ущемление гарантированных государством прав туриста, носящее характер дискриминации, наказывается в соответствии с действующим национальным законодательством.

Дополнительные права и льготы, предоставляемые отдельным категориям туристов, не должны иметь дискриминационного по отношению к иным категориям характера.

Раздел III. Туристская организация

Юридические и физические лица, желающие осуществлять деятельность в сфере туризма, признаются в качестве туристских организаций с получением лицензии на право занятий в данной сфере.

Порядок осуществления лицензирования туристской деятельности на территории стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного законодательного акта.

Организации, получившие в установленном порядке лицензию одного из государств - участников СНГ, признаются в качестве туристских организаций всеми странами Содружества и пользуются соответствующими правами, определяемыми национальным законодательством.

Отзыв лицензии на право занятия туристской деятельностью, осуществленный государственными органами страны пребывания туристской организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 11. Сертификация туристских организаций

Туристские организации, желающие в установленном порядке пользоваться предоставляемыми законом льготами и работать в режиме наибольшего благоприятствования, подлежат сертификации, подтверждающей квалификационный уровень данной организации и качество предоставляемых ею услуг пользователям туристского продукта.

Порядок сертификации на территориях стран Содружества определяется национальными нормативными актами с учетом положений настоящего рекомендательного акта.

Выдаваемый по результатам сертификации туристским организациям сертификат соответствия на каждый вид туристских услуг признается в данном качестве на территории всех государств - участников СНГ и не требует повторения в каждой отдельной стране Содружества.

Лишение туристской организации сертификата соответствия, осуществленное государственными органами страны пребывания данной организации, признается всеми странами Содружества и вызывает одинаковые последствия в пределах стран СНГ.

Статья 12. Права и обязанности туристских организаций

Права туристских организаций определяются национальным законодательством государств - участников СНГ с учетом положений настоящего нормативного акта.

Туристская организация, осуществляющая свою деятельность на основании полученной в установленном порядке лицензии, обязана:

- предоставлять туристу полную и достоверную информацию об организации и проведении тура;

- реализовывать туристские ваучеры на оказание туристских услуг всем обращающимся гражданам независимо от их постоянного места проживания и любых иных личностных характеристик;

- организовывать предоставление туристских услуг в соответствии с предоставляемой информацией;

- обеспечивать безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества туриста в процессе тура.

Раздел IV. Туристский ваучер

Договоры о предоставлении туристскими организациями туристских услуг заключаются по унифицированной форме, принятой Всемирной Федерацией Ассоциации туристских агентств, если действующим законодательством государства - участника CНГ не предусмотрена иная форма заключения договора.

Туристская организация обязана выдавать ваучер, подтверждающий заключение договора, с подписью ответственного лица, заверенной печатью данной организации.

В случае заключения договора через посредника в ваучере должно быть указано как название и реквизиты организатора тура, так и название и реквизиты посредника с указанием полномочий и ответственности.

Договор считается заключенным, если туристская организация выдает ваучер, а клиент вносит соответствующую плату согласно оговоренным в ваучере условиям.

Статья 14. Необходимые атрибуты ваучера как документа

Правильно оформленный ваучер должен содержать следующие атрибуты:

- место выдачи, адрес и иные реквизиты организатора тура, посредника, номер, дату и место выдачи лицензии на туристскую деятельность;

- фамилию, имя, отчество и иные элементы личного именования получателя ваучера, номер его паспорта или иного удостоверения личности;

- характеристику и стандарты оказываемых услуг в отношения транспорта, размещения, питания и прочих, включенных в стоимость тура, а также наличие и условия проживания;

- описание программы тура и характеристику мероприятий по дням его проведения;

- общую стоимость тура и условия ее оплаты клиентом;

- описание условий и обстоятельств, при которых турист может отказаться от поездки, с порядком возмещения ущерба организации;

- описание формы и размеров компенсации туристу за нарушения условий тура, оговоренные в ваучере и допущенные по вине организации и ее партнеров;

- другие условия, которые сочтут необходимым указать клиент и организация.

Турист обязан дать расписку в получении ваучера на его копии, оставляемой в туристской организации. Организация может потребовать от клиента дополнительной расписки о специальных условиях тура.

На туристскую группу оформляется дополнительно групповой ваучер, выдающийся руководителю группы как представителю оформившей тур организации.

Статья 15. Права и обязанности туриста по выполнению условий тура

Турист обязан передать ваучер другому лицу при условии, что данный ваучер не именной и принимающее его лицо соответствует необходимым для совершения тура требованиям. Именной ваучер передаче не подлежит и должен быть переоформлен.

В случае нарушений условий тура, оговоренных в ваучере, турист может предъявить туристской организации иск на возмещение понесенного ущерба и компенсацию за испорченный отдых и моральный ущерб.

Если турист и организация не находят взаимоприемлемых условий и размеров компенсации, их спор решается судом в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Претензия туриста может быть предъявлена организации в течение месяца после установленной даты окончания тура.

Турист может расторгнуть договор без возмещения ущерба организации, если увеличение общей стоимости тура превышает 10% оговоренной в ваучере поездки. В этом случае он имеет право на возмещение всех сумм, выплаченных организации в порядке предоплаты данного тура.

Статья 16. Права и обязанности организации по выполнению условий тура

Организация, продавшая тур клиенту, обязана предоставить весь комплекс услуг в количестве и качестве, оговоренным в контракте.

Организация при проведении тура отвечает перед клиентом как за свои действия, так и за действия партнеров, указанных в ваучере.

Организация может расторгнуть договор без возмещения убытков или аннулировать ваучер при наличии форс-мажорных обстоятельств, предшествующих осуществлению тура или предоставлению услуг; при этом все суммы предоплаты возвращаются клиенту, если в ваучере не было оговорено иное.

Организация не может увеличивать общую стоимость тура, если это специально не оговорено в ваучере, за исключением случаев общегосударственных изменений цен и тарифов.

При предъявлении претензий клиента к организации она вправе требовать возмещения со своих партнеров, нарушивших условия организации поездки, если данное условие содержится в договоре о совместной деятельности.

Статья 17. Компенсация и возмещение убытков туристам

Организация, продавшая тур, несет ответственность за выполнение его условий в пределах объявленной стоимости тура.

В случае понесения клиентом имущественного ущерба во время тура организация компенсирует ущерб в полном объеме, установленном документально либо зафиксированном обязательствами.

Порядок возмещения убытков и компенсаций определяется действующим законодательством.

Раздел V. Туристские ресурсы

Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является национальным достоянием стран Содружества.

Государства - участники СНГ организуют учет и использование своих туристских ресурсов. Порядок отнесения объектов к категории туристских ресурсов определяется национальным законодательством.

Все туристские ресурсы стран Содружества являются доступными для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к этому нет наложенных в установленном законодательном порядке ограничений.

Статья 19. Охрана туристских ресурсов

Туристские ресурсы охраняются государствами - участниками СНГ в соответствии с действующим национальным законодательством об охране памятников природы, истории и культуры.

Лица, допустившие повреждения, нанесение невосполнимого ущерба либо уничтожение конкретной части туристских ресурсов, несут ответственность в соответствии с административным, гражданским или уголовным законодательством стран Содружества.

Возмещение нанесенного ущерба в той части, что поддается восполнению, осуществляется за счет лиц и организаций, своим действием или бездействием допустивших данный ущерб.

Статья 20. Ограничение доступа к конкретным объектам

Уникальные объекты, входящие в состав национальных туристских ресурсов, могут находиться на особом режиме охраны, ограничивающем доступ к ним.

Ограничение доступа к природным объектам определяется уровнем допустимой для данных объектов антропогенной нагрузки, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект. Степень ограничения доступа к данным объектам может изменяться в зависимости от сезонных условий.

Ограничение доступа к антропогенным объектам определяется реальной пропускной способностью, не оказывающей негативного воздействия на конкретный объект, и (или) его местом в системе социокультурных отношений в соответствующей общности.

Порядок и степень доступа к объектам, находящимся в пользовании общественных и конфессиональных организаций и связанным с отправлением религиозных обрядов, определяется данными организациями и согласуется с соответствующими государственными органами, если эти объекты находятся на государственной охране и попечительстве.

Раздел VI. Заключительные положения

Государства - участники СНГ признают приоритет международного права в тех случаях, когда действующие национальные законодательные и иные правовые акты не соответствуют действию установленных международных норм.

Статья 22. Конечная цель законодательства о туризме

Конечной целью настоящего рекомендательного законодательного акта и подлежащего разработке национального законодательства является формирование единого туристского пространства стран Содружества, обеспечивающего взаимовыгодное сотрудничество и установление нормативных добрососедских отношений, подкрепляемых единообразно понимаемыми и трактуемыми нормативными базами, регулирующими данную сферу.


Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные
правовые акты: Сборник актов",
М., Финансы и статистика,
1998 год

Одним из перспективных направлений развития международного туризма для стран Содружества является более широкое задействование объектов всемирного наследия (культурного, природного и культурно-природного), т к. 3,4 % объектов, расположенных в странах СНГ, включены в число объектов всемирного достояния.

В то же время анализ развития туризма в большинстве стран СНГ свидетельствует, что на рынке предлагается туристский продукт старого (советского) образца без учета национального колорита, а это, естественно, приводит к заметному снижению потока въезжающих туристов, неразвитости инфраструктуры. Состояние материальной базы туризма в странах Содружества оставляет желать лучшего, она существенно отстает от международных стандартов и требований и, следовательно, от качества обслуживания. Развитие туризма в государствах Содружества в условиях реформирования экономики выявило ряд общих негативных тенденций: вывоз валютных средств из государств СНГ, свертывание национальных туристских программ, слабое развитие внутреннего туризма, отсутствие координирующей работы по целенаправленной поддержке и продвижению национального продукта со стороны государства на туристских рынках, крайне низкое инвестирование этой сферы экономики и др.

Следует отметить, что такая ситуация в области туризма не устраивает государства Содружества. Усилия по развитию туристских связей направлены на поиск новых подходов к межгосударственной интеграции в туристской сфере. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристского пространства с учетом исторически сложившейся профессионально-квалификационной структуры, маршрутной политики и общей методологии. Для решения этих проблем, устранения необоснованной конкуренции и координации деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав, правительств СНГ 9 сентября 1994 г. был образован Совет по туризму государств - участников Содружества. За прошедшее время проведено 14 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия и решения возникающих проблем.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств - участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечения единства методологии и сближения систем статистической отчетности в сфере туризма, утверждены рекомендации по проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств - участников Соглашения Совет по туризму концентрирует усилия на решении ряда следующих проблем, от которых зависит развитие туризма государств Содружества:

· восстановление управляемости туристским сектором экономики государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и качество обслуживания в туризме;

· формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристских услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма, опирающегося на инфраструктуру находящуюся в государственной собственности;

· реформирование туризма в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристского продукта, привлечение иностранных туристов, ускоренное развитие сферы услуг и упрощение связанных с пограничными и таможенными процедурами;

· активизация сотрудничества со Всемирной туристской организацией.

С 1992 г. членство в ВТО стала осуществлять Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР. В 1993 г на десятой Генеральной ассамблее ВТО (о. Бали, Индонезия) в Действительные члены организации были единогласно приняты Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Туркменистан и Узбекистан, в 1997 г. - Армения и Украина. Интерес к вступлению в ВТО также проявляют Беларусь и Таджикистан В качестве присоединившихся членов в ВТО (в составе Делового совета) также входит ряд крупных туристских компаний и учебных заведений России (в частности, Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), ВАО «Интурист», «Интурист-Холдинг Компания», ЦСТЭ-Интур, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела и т. д.), туроператорские компании из Казахстана (Национальная компания «Шелковый путь - Казахстан», «Жибек Жолы», «Яссауи» и «Экосистема») и организации Украины (Киевский институт туризма, экономики и права, гостиничный комплекс «Днипро»). Узбекистан и Украина избраны в состав Исполнительного совета ВТО, что отражает их возросшее политическое влияние в мировом туристском сообществе. Свою кандидатуру на вступление в Исполнительный совет на период 2001-2005 гг. выдвинула Российская Федерация.

В Постоянной комиссии по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный Закон «О социальном туризме» и направлен в парламенты государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Активно функционирует Объединенный университет туризма государств-участников СНГ, созданный в мае 1998 г. как международный союз общественных объединений (зарегистрирован Министерством юстиции России 24.04.1998 г.), в который вошли учебные заведения и предприятия сферы туризма. Цель его создания - через координацию подготовки специалистов высшей квалификации из стран СНГ способствовать возрождению единого туристского пространства государств Содружества. Объединенный университет туризма СНГ создан на базе Российской международной академии туризма - головного по этому профилю высшего учебного заведения в России.

В настоящее время в состав объединенного университета туризма СНГ вошли Белорусское республиканское объединение «Беларусьтурист», Белорусский фонд развития и поддержки науки и высшей школы, ряд высших учебных заведений России, Беларуси, Армении, Казахстана, Украины, Учебно-консультационный центр «Зила-Булта» г. Риги (Латвия).

Однако проводимая в рамках СНГ работа по развитию туризма требует не только усиления координирующей роли Совета по туризму, но, в первую очередь, практической помощи туристскому сектору со стороны правительств стран - участников Содружества. Прошедший период развития СНГ свидетельствует, что одного лишь провозглашения приоритетности туристской отрасли без конкретной помощи со стороны государства явно недостаточно. Если же страны СНГ в ближайшие 3-4 года не сумеют разрешить вышеобозначенные проблемы, то стагнационный период в туризме затянется на много лет.

Развитие туризма в странах Содружества Независимых Государств за прошедший период проходило в условиях реформирования хозяйственного комплекса и выявило ряд общих негативных тенденций:

Свертывание национальных туристических программ;
- вывоз валютных средств из государств СНГ;
- слабое развитие внутреннего туризма;
- отсутствие целенаправленной государственной политики по продвижению национального турпродукта;
- крайне низкое инвестирование в сферу туризма.

Усилия по развитию туристических связей стран Содружества были направлены на поиск новых подходов в интеграционной политике. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристического пространства с учетом исторически сложившейся структуры туризма, туристической политики государств и общей методологии развития туризма. Для решения этих проблем и координации туристической деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав правительств СНГ от 9 сентября 1994 года был образован Совет по туризму государств-участников . В состав совета вошли 11 государств СНГ: Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. За прошедшее время проведено более 15 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия государств в сфере туризма.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств-участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечивающие единство методологии и сближения систем статистической отчетности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств-участников СНГ.

Совет по туризму концентрирует усилия на решении следующих ключевых вопросов, от которых во многом зависит развитие туризма в государствах Содружества:

Восстановление управляемости туристическим комплексом государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и повышение качества обслуживания в туризме;
- формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристических услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма;
- реформирование туристического комплекса в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристического продукта, развитие въездного туризма, упрощение формальностей, связанных с пограничными и таможенными процедурами;
- активизация сотрудничества со .

В декабре 1993 г. в Ашхабаде (Туркменистан) главами правительств стран СНГ было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма , направленное на расширение и совершенствование отношений стран СНГ в области международного туризма.

В рамках Содружества предпринимаются шаги по упрощению пограничных формальностей, что в значительной степени активизирует туристический обмен между странами. 30 ноября 2000 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было заключено Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан».

Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят Закон «О социальном туризме», рекомендованный парламентам государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Также оказывает широкую методическую помощь странам СНГ (Украины, Молдовы, Узбекистана и др.) при разработке туристического законодательства. Секретариат и эксперты ЮНВТО консультируют национальные туристические администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма, организуют обучающие семинары, профессиональную подготовку кадров, обеспечивают доступ к информационной и статистической базе данных ЮНВТО.

К сожалению, в последние годы в сотрудничестве стран СНГ в сфере туризма наблюдается значительное снижение активности. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2006 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета стран СНГ по туризму. Решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только конкретные меры по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств - участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристические маршруты, недостаточно целенаправленно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристических регионов.

Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые снижают возможности сотрудничества стран СНГ в сфере туризма, целесообразным было бы расширение туристического взаимодействия по следующим стратегически важным направлениям:

Совместное формирование со странами ЦВЕ межрегионального туристического рынка, упрощение туристических формальностей (в том числе пограничных, таможенных и др.);
- расширение совместных рекламно-информационных и научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок, выставок;
- создание интегрированного конкурентоспособного туристического продукта и его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристических выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);
- развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;
- формирование единой базы данных о туристических возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристическо-информационной сети (ЕТИС);
- осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;
- введение единых стандартов туристического обслуживания, согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма в соответствии с рекомендациями ЮНВТО;
- осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма: молодежного, экскурсионно-познавательного,

В работе Совета от Российской Федерации участвовали: Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия, начальник Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Эржена Минтасова, начальник Правового Управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Александр Радьков, ректор Российского Государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин.
От Исполнительного Комитета СНГ в работе заседания участвовал Заместитель председателя Наурыз Айдаров. От Содружества Независимых Государств в работе Совета СНГ по туризму приняли участие: заместитель министра торговли и экономического развития Республики Армения Ара Петросян, заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Теймур Мехтиев, министр спорта и туризма Беларуси Александр Григоров, председатель Государственного департамента по туризму и курортам Республики Грузия Отар Бубашвили, вице-министр туризма и спорта Республики Казахстан Кайрбек Ускенбаев, директор Государственного агентства по туризму при Правительстве Республики Кыргызстан Турусбек Мамашов, заместитель начальника Управления Министерства культуры и туризма Молдовы Лидия Лисак, заместитель Председателя Государственной службы туризма и курортов Министерства культуры и туризма Республики Украина Сергей Семкин.
Открыл заседание Сергей Нарышкин: «Потенциал для сотрудничества в сфере туризма для стран содружества СНГ далеко не исчерпан. Для России прошлый год в развитии туризма стал переломным с точки зрения нормативно-правового обеспечения развития отрасли. Были приняты существенные поправки в российское законодательство, направленные на активное внедрение рыночных инструментов регулирования отрасли. Если точнее, был внедрен механизм финансовой ответственности туроператоров вместо такого административного регулирования как лицензирование. По результатам года мы видим, что отрасль стала работать более устойчиво, и, самое главное, туристы стали чувствовать себя более защищенными по отношению к существующим рискам. Этот опыт может оказаться полезным для стран СНГ. Надо больше использовать туристский потенциал стран Содружества. Для этого необходимо совместно продвигать турпродукт, посредством взаимного участия в выставках. Работой в этом направлении нужно заниматься системно. Такие встречи как сегодня способствуют выработке комплексных решений и сближению позиций по ключевым вопросам».
В ходе заседания участники обсудили ряд вопросов: изменения в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности, развитие делового туризма на пространстве стран СНГ и вопросы подготовки кадров для индустрии туризма.
После заседания Совета Владимир Стржалковский и Франческо Франжиалли провели пресс-брифинг.

Владимир Стржалковский резюмировал итоги Совета: «На заседании мы рассмотрели изменения в российском туристическом законодательстве, и этот опыт, несомненно, может стать полезным для стран СНГ. Обсудили возможные перспективы развития делового туризма. Вопросу подготовки кадров для туристической сферы уделили особое внимание, так как эта тема актуальна не только для России, но и для большинства стран СНГ. Вузов, выпускающих специалистов в туристической отрасли довольно много, но качество подготовки выпускников оставляет желать лучшего. Преподаватели хорошо знают свои дисциплины, но, к сожалению, зачастую слабо представляют себе быстро меняющуюся практическую составляющую туриндустрии. К сожалению, качество подготовки специалистов в сфере туризма в России и странах СНГ пока не отвечают требованиям отрасли. Специализированные ВУЗы выпускают много кадров с высшим образованием, а вот специалистов среднего звена в два раза меньше, чем требует рынок».
В свою очередь, отвечая на вопросы журналистов, господин Франжиалли отметил, что теперь все страны СНГ входят в состав ЮНВТО. В настоящее время организация насчитывает 153 члена, и процесс вступления новых членов продолжается. Уже в ближайшее время ее ряды пополнят Новая Зеландия и Норвегия.
Руководитель Ростуризма подчеркнул важный момент: «Россия вернулась в состав Исполнительного Комитета ЮНВТО. Следующие четыре года наша страна будет принимать участие в решении важнейших вопросов, связанных с развитием мировой туристской индустрии. Ростуризм постоянно сотрудничает с этой авторитетной организацией. По уже сложившейся в предыдущие годы традиции Ростуризм и ЮНВТО проводят совместный обучающий семинар в рамках выставки «Интурмаркет», посвященный наиболее актуальным вопросам развития туристской отрасли. Мы намерены и дальше развивать наше сотрудничество». Франческо Франжиалли рассказал о том, что происходило на мировом туристском рынке в 2007 году. Он отметил, что в прошлом году ситуация была очень хорошей и туризм сумел ответить на все вызовы достаточно устойчивым ростом. Общее количество мировых туристских прибытий составило около 900 млн., это 6,2 % роста. На Европейский регион из этих 900 млн. прибытий пришлось 480 млн., включая страны СНГ, а страны Центральной и Восточной Европы - 93 млн.
В ответ на вопрос о том, когда мы увидим Россию в десятке популярных российских дестинаций г-н Франжиалли сказал: «Еще вчера, на вопрос когда Россия войдет в десятку самых популярных в туристическом плане государств, я бы ответил по другому, но сегодня, посетив выставку ""Интурмаркет"" и увидев интереснейшие регионы и новые турпродукты, их мотивацию, энергию и вовлеченность в развитие туризма, я более оптимистично говорю: Да, Россия войдет в десятку!»
«10 лет назад Китай тоже не входил в число самых популярных туристических стран, а сегодня он находится в конкурентной борьбе за третье место с США. Впервые в этом году на российской международной выставке ""Интурмаркет-2008"" ЮНВТО представлена отдельным стендом, что говорит о высокой значимости и степени доверия, которую испытывает наша организация к России». – в заключение подчеркнул Генеральный секретарь Всемирной туристской организации.
Справка: Межгосударственный совет по туризму стран СНГ создан 23 декабря 1993 года на основании Соглашения, подписанного в г. Ашгабад Главами Правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств. выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ.
В Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма входят 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
По приглашению Совета в его заседаниях могут участвовать представители заинтересованных министерств, ведомств и других органов управления и хозяйственной деятельности государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма или их уполномоченные представители. Представители государств, не являющихся участниками Соглашения, могут принимать участие в работе Совета в качестве наблюдателей с согласия членов Совета.

Правительства государств-участников настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем Сторонами, руководствуясь Манильской декларацией о мировом туризме (1980 года) и Гаагской декларацией о туризме (1989 года), другими международными договорами и актами, выражая стремление к созданию благоприятных условий для развития международных туристских связей как фактора сохранения и углубления дружественных отношений, исходя из неотъемлемых прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно-историческим ценностям, руководствуясь стремлением к развитию и укреплению
экономических отношений, основанных на принципах взаимной выгоды, подтверждая желание государств расширять и совершенствовать отношения в области международного туризма, основанные на принципах равноправия, желая развивать эти отношения путем широкого сотрудничества между правительственными органами по туризму, национальными,
региональными и другими туристскими организациями, считая, что сотрудничество в области туризма призвано способствовать укреплению взаимопонимания между народами, гражданского согласия, утверждению общечеловеческих ценностей, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны будут всемерно содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, обществ, фирм и предприятий, активно поддерживать их инициативы, направленные на эффективное освоение туристских ресурсов.

Статья 2

Стороны будут способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, внедрению единой международной системы классификации средств размещения и туристских услуг, единой информационной сети.
Стороны будут создавать условия для активного использования в целях туризма природного и культурного наследия народов своих государств.

Статья 3

Стороны примут согласованные меры по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению разнообразия видов группового и индивидуального туризма, в том числе самодеятельного, детского и других видов социального туризма.

Статья 4

Стороны, в соответствии с законодательством своих государств, будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между ними,
обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания.

Статья 5

Стороны будут осуществлять регулярные контакты государственных органов по управлению туризмом для разработки и реализации общей стратегии развития туризма и его приоритетных направлений в интересах туристских организаций и предприятий своих государств.

Статья 6

Стороны будут разрабатывать и реализовывать обеспечивающие комплексное развитие индустрии туризма межгосударственные программы и отдельные проекты по освоению представляющих взаимный интерес туристских регионов.

Стороны будут оказывать содействие друг другу в: подготовке профессиональных кадров для сферы туризма; обмене опытом работы между сотрудниками государственных органов
по туризму, туристских и транспортных предприятий и организаций, гостиниц, ресторанов, других производителей туристских услуг, независимо от форм собственности проведении совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по различным проблемам туризма, систематическом обмене научными и учебными материалами.

Статья 8

Стороны будут обеспечивать обмен статистической и другой информацией в области туризма, в том числе: о законодательных и иных нормативных актах, регулирующих туристский обмен и деятельность в индустрии туризма в своих государствах, связанных с защитой и сохранением природного и культурного наследия;

о состоянии туристского рынка;
справочно-информационными, методическими и рекламными
материалами.

Стороны будут оказывать взаимную помощь в вопросах международного сотрудничества и членства во Всемирной туристской организации и других международных организациях по туризму.

Взаиморасчеты между туристскими организациями будут производиться на основе двусторонних и многосторонних соглашений.

Стороны будут регулярно информировать друг друга по вопросам, связанным с выполнением настоящего Соглашения и вносить в него дополнения и изменения по согласованию с каждой из подписавших Сторон. В случае возникновения вопросов при толковании и выполнении
настоящего Соглашения решения будут приниматься на основе переговоров между соответствующими органами каждой из Сторон. Стороны могут, при необходимости, создавать комиссии и рабочие группы из равного числа представителей Сторон для практической
координации вопросов сотрудничества.

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.

Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы. Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу со
дня сдачи документа о присоединении Правительству Республики Беларусь, являющемуся депозитарием настоящего Соглашения. Каждая из Сторон может денонсировать настоящее Соглашение. Денонсация вступает в силу через 6 месяцев после подачи письменного
уведомления депозитария о денонсации. Совершено в Ашгабате 23 декабря 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве
Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам,
подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Международные конвенции по туризму, регулирующие вопросы гостиничного сервиса, перевозки пассажиров воздушным, автомобильным и морским транспортом.

Исторически сложилось так, что упрощением организации тур­поездок и упорядочением туристских формальностей занимают­ся на двусторонней основе соседние, сопредельные государства. На начальном этапе развития международных туристских обме­нов, когда объемы не превышали десятки тысяч туристов, этого было вполне достаточно. Затем туристские потоки стали резко возрастать. В 1838 г. была открыта первая регулярная пароход­ная линия между Нью-Йорком и Лондоном. В 1878 г. Всемирную выставку в Париже посетили 75 тыс. жителей Англии и более 10 тыс. американцев. К концу XIX века туризм из привилегии "высшего общества" стал превращаться в широко распространен­ное явление, в котором участвовали сотни тысяч жителей разных стран.

По мере роста объемов туризма и расширения его географии, а также развития средств транспорта и включения в маршруты нескольких стран одновременно, к делу упрощения туристских поездок подключились международные организации. Исходя из резко возрастающих потоков туристов, был созван целый ряд международных конференций и совещаний по туризму:

1921 г. В Барселоне Лига Наций приняла Конвенцию и Ста­тус о свободе транзита по железным дорогам.
- 1925 г. В Гааге был созван Международный конгресс ассо­циаций транспортного обслуживания.
- 1925 г. В Гааге состоялся первый конгресс Международно­го Союза официальных организаций по пропаганде туризма.
- 1929 г. В Лондоне принята Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (дополнения и уточнения в нее вносились на протяжении многих лет).
- 1929 г. В Варшаве принята Конвенция об унификации неко­торых правил, касающихся воздушных международных перево­зок. О важности Варшавской конвенции говорит тот факт, что ссылки на ее название до сих пор приводятся на бланке каждого авиационного билета.
- 1934 г. В Гааге проведено совещание и принято решение по возрождению Международного союза организаций по пропаган­де туризма.
- 1944 г. Состоялась Чикагская конференция Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на которой были внесены предложения по унификации вида и содержания загра­ничных паспортов, чтобы облегчить процедуру регистрации пас­сажирам международных авиарейсов.
- 1946 г. В Лондоне проведена конференция национальных туристских организаций, на которой были рассмотрены вопросы возрождения туризма после второй мировой войны. Одновремен­но вопросы развития туризма были включены в повестку дня ра­боты подразделений ООН. Необходимо отметить, что с 1946 по 1975 г., т.е. до начала дея­тельности ВТО всю работу по развитию туризма в системе ООН выполнял Экономический и Социальный Совет ООН;
- 1954 г. В Нью-Йорке проведена конференция ООН, приняв­шая Конвенцию о таможенных льготах для туристов (наша стра­на присоединилась к Конвенции в 1959 г.);
- 1963 г. Была организована конференция ООН в Риме по международному туризму и путешествиям, в ходе работы кото­рой были конкретно обсуждены проблемы "упрощения установ­ленных правительством формальностей в отношении международ­ного туризма".
- 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1967 г. годом международного туризма.
- 1967 г. В Брюсселе принята Конвенция об унификации не­которых правил по перевозке морем пассажиров и багажа.
- 1968 г. В Берне проведен Международный семинар ООН по вопросам развития туризма.
- 1969 г. В Софии состоялась Международная конференция ООН, на которой была принята резолюция об образовании меж­правительственной организации по туризму, ставшая впослед­ствии ВТО.
- 1973 г. В Киото состоялась Конференция по упрощению и согласованию таможенных процедур.
- 27 сентября 1980 г. в Маниле открылась Всемирная конфе­ренция по туризму (с тех пор этот день отмечается как Всемир­ный день туризма).
- 1982 г. Состоялось Всемирное совещание по туризму в Ака­пулько.
- 1989 г. Состоялась Межпарламентская конференция по ту­ризму в Гааге.
- 1999 г. Принят Глобальный этический кодекс туризма.

Несколько подробнее следует остановиться на международ­ных туристских конференциях последних лет, на которых рассмат­ривались вопросы упрощения туристских формальностей.

ГААГСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО ТУРИЗМУ

Межпарламентская конференция по туризму, проходившая в Гааге 10-14 апреля 1989 г., приняла Гаагскую декларацию, в кото­рой определено место туризма в социально-экономической жиз­ни всех стран и народов. В ней, в частности, сказано, что "упро­щение туристских формальностей и облегчение поездок и путе­шествий - это скоординированная политика и действия государств по развитию и поощрению как индивидуальных, так и коллек­тивных туристских поездок. Упрощение туробмена и связанных с ним регламентирующих формальностей - это подготовка соот­ветствующих договоров и соглашений, решение проблем защиты туристов, туристского страхования, улучшения взаимодействия между туристами, средствами размещения и административными государственными службами стран".

Межпарламентская конференция по туризму обратила особое внимание на наличие взаимосвязи между туризмом и окружаю­щей средой и одновременно призвала определить уровень про­пускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечить его соблюдение даже в том случае, если это будет означать огра­ничение доступа к подобным местам в определенные периоды времени или сезон.

Также был сделан вывод о том, что одновременно с быстрым ростом объемов путешествий и туризма в последние годы уточ­няется и расширяется понятие "упрощение туристских формаль­ностей".

В Гаагской декларации, в частности, записано: "Принято раз­личать две основные группы препятствий на пути развития ту­ризма: те, которые затрагивают туристов, и те, которые затраги­вают туристский бизнес. Процесс ликвидации препятствий на пути развития туризма называется упрощением туристских формаль­ностей, которое переросло свои узкие первоначальные рамки по­граничных формальностей и таможенных процедур. Речь должна идти прежде всего о позитивном стимулировании и поощрении туризма, в частности, путем принятия мер, позволяющих каждо­му человеку участвовать во внутреннем и международном туриз­ме, особенно благодаря более совершенному распределению ра­бочего и свободного времени, установлении системы распределе­ния в течение года периодов отпусков, а также уделяя особое внимание туризму молодежи, пожилых людей и инвалидов. В пос­ледние годы на упрощение туристских формальностей серьезное воздействие оказывают распространение наркотиков и рост пре­ступности и терроризма. Хотя государства вынуждены занимать­ся обостряющейся проблемой иммиграционных потоков, необхо­димо признать, что ограничивающее иммиграционное законода­тельство или дискриминационные меры противоречат упрощению международного туризма".

ЭСТЕРСУНДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА И УМЕНЬШЕНИЮ РИСКОВ ПРИ ПУТЕШЕСТВИЯХ

9-11 июня 1995 г. в шведском городе Эстерсунде под эгидой ВТО проведена 1-я Международная конференция по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях. В конференции приняли участие представители национальных туристских адми­нистраций России, США, Великобритании, Франции, ФРГ, Кана­ды, Израиля, Испании, Австрии и еще 20 государств, а также тури­стских ассоциаций, исследовательских и учебных заведений сферы туризма и крупных турфирм. Помимо того, официально участво­вали представители Интерпола, Европейского туристского иссле­довательского центра, туристской и авиационной полиции Арген-

тины, службы безопасности туризма Канады, министерств внутрен­них дел ряда стран. На конференции четко прослеживалась мысль том, что в данной сфере основа успеха заключается именно в по­стоянном взаимодействии туристского сектора, гостиниц и турфирм с соответствующими службами и структурами государства.

Основной целью конференции было рассмотрение вопросов бе­зопасности туризма и уменьшения рисков при путешествиях, выра­ботка взаимоприемлемых и согласованных вариантов решения про­блем данной сферы. Также были обсуждены вопросы своевременно­го и постоянного обмена информацией между странами, национальными туристскими администрациями и другими учреж­дениями сферы туризма, взаимопомощи и координации, ответствен­ности правительств и государств в устранении проблем на пути раз­вития международного туризма, показана роль средств массовой информации в развитии туризма и повышении его безопасности.

В ходе конференции было отмечено, что безопасность туризма и уменьшение рисков при путешествиях касается широкого спект­ра вопросов, включая: проблемы несчастных случаев, болезней, эпидемий, в том числе распространение ВИЧ-инфекции; терроризм, военные осложнения и перевороты; пиратство; криминогенные си­туации и преступность; распространение наркотиков; радиоактив­ное и иное заражение местности; проституцию; вандализм и любые формы насилия; комплексное рассмотрение всевозможных рисков, относящихся к прибывшим туристам, местным жителям, турфир­мам и индустрии туризма в целом. Одновременно подчеркнуто, что главная роль в обеспечении безопасности туризма и уменьшении рисков при путешествиях отводится прежде всего государственным органам и национальным туристским администрациям, которые в свою очередь должны обеспечить соответствующий уровень взаи­модействия и координацию работы со всеми участниками, подпи­савшими Эстерсундскую декларацию по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях.

КАДИССКИЙ МЕЖПАРЛАМЕНТСКИЙ ФОРУМ ПО ТУРИЗМУ

Под эгидой ВТО в марте 1995 г. в Кадисе (Испания) состоялся международный форум, в котором участвовало 300 парламента­риев из 52 стран мира. Цель проведения форума - привлечь вни­мание парламентов, правительств и местных органов власти к

основным проблемам туризма. Говоря об ожидаемом туристском буме и увеличении вдвое туристского потока на предстоящие двад­цать лет, форум подчеркнул, что функционирование туристских центров и регионов будет зависеть от конкретных усилий, кото­рые будут предприняты государствами, парламентами, местны­ми властями и частным сектором для развития потенциала при­емка туристов. Форум отметил важную роль государственных структур, принимающих решения и создающих частным турфир­мам благоприятные условия и обстановку, способствующие их развитию. Государственные власти призваны также обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и пребываний, уста­навливая такие пограничные, таможенные, медицинские, полицей­ские и иные регламентирующие формальности, которые не меша­ют развитию международного туризма.

Форум констатировал: "Государство должно отвечать за сле­дующие сферы, имеющие большое значение для туризма, упоря­дочения туристских формальностей и повышения безопасности путешествий:

Развитие туристской инфраструктуры, особенно транспор­та и коммуникаций;
- создание условий для обучения руководящих кадров и ра­ботников туристских предприятий;
- обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах;
- защиту прав местных и иностранных туристов-потребителей;
- обеспечение льготного налогового и административного режима для туристских фирм;
- внедрение экономических и статистических механизмов, которые позволят вести корректное наблюдение и объективный контроль за состоянием и развитием сферы туризма;
- продвижение туризма на международных рынках, выделе­ние из бюджета необходимых средств на рекламно-информаци­онную работу в целях создания образа своей страны, как благо­приятной для туризма".

Многие из этих задач, как было сказано, весьма эффективно выполняются национальными туристскими администрациями большинства стран в соответствии с принятым туристским зако­нодательством. Однако роль и ресурсы, которые отводятся этим государственным ведомствам, недостаточны. В этой связи Кадис-ский форум призвал парламенты и правительства государств при-

дать национальным туристским администрациям полномочия и права, соизмеримые с их обязанностями и с экономическим значе­нием туристского сектора, повысить внимание к многогранному характеру туризма во всех его аспектах экономическом, социаль­ном и культурном.

Многосекторный характер туризма и его уязвимость перед лицом внешних факторов (безопасность туристов, ущерб окружа­ющей среде, резкие колебания валютных курсов) требуют прове­дения согласованной, обязательно межведомственной, государ­ственной политики. Это вызывает необходимость разработки ме­ханизмов координации деятельности министерств и ведомств, связанных с Национальной туристской администрацией".

Форум отдельно указал на тот факт, что повышенное внима­ние к развитию туризма, помимо правительств, должны уделять и национальные парламенты. С удовлетворением отмечена рас­тущая тенденция к созданию специализированных групп и комис­сий по туризму в ряде национальных парламентов и в Европейс­ком парламенте. Было высказано пожелание, чтобы парламенты, региональные и местные органы власти в большей степени брали бы на себя задачу обсуждения общей стратегии развития туризма и контроль за ее исполнением, а также разрабатывали законопро­екты, благоприятствующие такому развитию.

МАДРИДСКИЙ СЕМИНАР ВТО ПО ВОПРОСАМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

В январе 2000 г. в Мадриде во время международной туристс­кой выставки ВТО провела семинар по проблемам подготовки кадров в сфере туризма. Открывая семинар, Генеральный секре­тарь ВТО указал, что "туризм в XXI веке потребует большей эф­фективности работы и заведомо большего профессионализма, а этого можно достичь только существенным повышением качества образования в туризме. Необходимо качественное улучшение под­готовки и образования каждого туристского работника, начиная с посыльного в гостинице и продавца авиабилетов и кончая выс­шими должностными лицами в Национальной туристской адми­нистрации страны".

Семинар развил итоги проведенной ВТО в 1996 г. в Мадриде международной конференции на тему "Кадровый капитал в туристской индустрии XXI века" и подтвердил сделанные ранее выводы и рекомендации:

Всем заинтересованным организациям следует уделять при­оритетное внимание развитию кадровых ресурсов;
- необходимо признать, что образование и подготовка кад­ров являются фундаментом развития туристских профессий;
- нужно вести работу по обоснованию новых парадигм обра­зования и подготовки кадров в сфере туризма, наиболее гибко отвечающих постоянно меняющимся требованиям его рыночной среды;
- разрабатывать единые стандарты, правила сертификации и аккредитации для укрепления существующих учебных программ и создания новых систем образования и подготовки кадров;
- интегрировать новые технологии и информационные сис­темы в сферу образования и подготовки туристских кадров, а так­же формирование общей готовности населения к туризму и путе­шествиям;
- осознать важность повышения качества подготовки и про­фессионализма как существенных характеристик образования и обслуживания в туризме.

ВТО после проведения анализа и изучения обстановки в раз­личных регионах мира сделала вывод, что в сфере подготовки кадров для индустрии туризма имеются, помимо массы недора­боток, значительные резервы для ее совершенствования. Даже в странах с развитой экономикой, где туризм является давно осво­енной сферой приложения капитала и предпринимательства, су­ществуют определенные трудности в плане подготовки квалифи­цированного персонала. Прежде всего это связано с недостаточ­ной проработкой международных правовых основ организации международного сотрудничества, отсутствием единых взглядов в области определения основополагающих терминов и понятий, проблемами, возникающими при сборе статистических данных, и разными подходами к системам подготовки кадров. Также было отмечено: "Несмотря на то, что вузы стараются дать сегодня все больше профессиональной направленности в подготовке специа­листов, это обучение носит все еще академический, а не приклад­ной характер, оно скорее приспособлено к общественным орга­низациям и освоению территории, чем к реальному предприни­мательству в сфере туризма".


Похожая информация.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то