Юнеско критикует россию за угрозу всемирному природному наследию

Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, заседание которого проходит в эти дни в столице Бахрейна Манаме, внес в список новые объекты, которые представляют исторический, культурный или научный интерес.

Присутствие в этом списке обеспечивает защиту, как это предусмотрено международными договорами. Корреспондент.net рассказывает о новичках в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древний портовый город Кальхат, Оман

В средние века этот город был оживленным портом на побережье Индийского океана. В Кальхате сохранились руины древних рынков, мечеть и крепость.

В ЮНЕСКО решили, что он является уникальным археологическим свидетельством тесных связей между Аравийским полуостровом и остальным миром.

Тайные христианские церкви в Нагасаки, Япония

Церковь Оура или 26 японских мучеников / Wikimedia

В 18-19 веках в одном из районов острова Кюсю, который является третьим по величине среди островов Японского архипелага, были построены христианские церкви. В те времена в Японии христианство было запрещенной религией.

Комитет определил, что эти церкви рассказывают о первых шагов христианских миссионеров, которые действовали в Японии подпольно.

Арт-деко и готическая архитектура в Мумбаи, Индия


Овальный Майдан / Flickr CC BY-NC-ND 2.0

В конце 19 века город Бомбей (с 1995 года - Мумбаи) на берегу Аравийского моря стал крупным центром мировой торговли.

Тогда власти решили построить для частных владельцев здания в викторианском стиле. Арт-деко использовали для доходных домов и мест общественного пользования, такие как кинотеатры и больницы.

Оазис Эль-Хаса, Саудовская Аравия


Пальмовая роща оазиса Эль-Хаса / Wikimedia

Оазис расположен в исторической области Эль-Хаса на востоке королевства, там выращиваются более 1,5 миллиона финиковых пальм. Люди живут здесь начиная с эпохи неолита.

Он считается самым большим пальмовым оазисом, окруженным песками, в мире.

Кроме того, в этом месте расположены несколько других достопримечательностей: мечеть, дворцы, рынок, возвышенность и порт. Оазис также известен своими садами, каналами, источниками и колодцами.

ЮНЕСКО называет его уникальным примером взаимодействия человека с окружающей средой.

Горные монастыри, Южная Корея


Jдин из главных буддийских храмов в Южной Корее Тхондоса / Culture Trip

Большинство корейских буддистских монастырей построили более тысячи лет назад. Их называют санса, что означает "горный храм".

В список ЮНЕСКО попали храмы:

Попджуса (553 год) в горах национального парка Соннисан,

Пусокса (676 год) на горе Понхвансан,

Тыхынса (предположительно 7-9 век) на горе Турюнсан на южном побережье Корейского полуострова,

Храм Понджонса (конец 7 века) на горе Чхондынсан,

Один из главных буддийских храмов в Южной Корее Тхондоса (646 год) на горе Енчхуксан недалеко от Пусана,

Магокса (7 или 9 век), расположенный недалеко от города Кенджу,

Сонамса (529 или 875 год) на горе Чогесан.

Семь храмовых комплексов включают в себя открытые площадки с залами и павильонами, украшенными орнаментами, посвященными Будде.

Это священные для буддистов места, которые смогли сохраниться как центры веры до нынешних времен, отмечают в ЮНЕСКО.

Памятники эпохи Сассанидов, Иран


Крепость Галех-дохтар - руины Ардашир-Хварраха, столицы первого сасанидского царя Ардашира / Wikimedia

В провинции Фарс сохранились восемь археологических объектов эпохи государства Сассанидов, которое существовало в 3-5 века нашей эры. Эта развалины крепостей, дворцов и городских построек.

При правлении династии Сасанидов произошло возрождение персидского искусства. В эту эпоху работа по металлу и искусство гравировки также вышли на новый уровень.

По мнению ЮНЕСКО, эти объекты запечатлели взаимодействие различных традиций - римской, парфянской и древнеперсидской.

Согласно досье Комплекса исторических достопримечательностей эпохи Сасанидов, он демонстрирует политические, исторические и культурные достижения Сасанидской империи, которая считалась одной из ведущих держав вместе с соседней с ней Византийской империей.

Археологический объект Тхимлич Охинга, Кения


Поселение было построено около 16 века и служило убежищем для местных жителей и скота.

Тхимлич Охинга признан крупнейшим и наиболее сохранившимся сооружением, из числа тех, что были построены методом сухой кладки.

ЮНЕСКО называет его уникальным примером образа жизни первых скотоводческих общин в районе озера Виктория.

Цепь вулканов Оверни, Франция


Auvergne Tourism

Цепь вершин очень четкой формы в виде конуса, купола или кратера протяженностью 45 километров расположена по оси север-юг.

Наиболее известны пики Пюи-де-Парио с типичным кратером стромболийского типа и Пюи-де-Дом, считающийся символом Оверни.

Вулканы бездействуют в течение последних восьми тысяч лет, но вулканологи не исключают, что когда-нибудь они могут проснуться.

Помимо вулканов в возрасте от 8400 до 95 тысяч лет, в классификацию ЮНЕСКО включен так называемый Лиманный разлом, образовавшийся в результате тектонических сдвигов 35 тысяч лет тому назад.

"Этот регион является очень ярким примером раскола континентальной коры, или рифтинга, который является одним из пяти этапов тектоники плит", - говорится в заявлении ЮНЕСКО.

Древнейший храм Гебекли-Тепе, Турция

Турецкий храм Гебекли-Тепе, что переводится как "пузатый холм", считается одним из самых древних сооружений подобного рода в мире. Он расположенный в провинции Шанлыурфа на юго-востоке Турции.

Ученые считают, что древний храм относится к эпохе неолита. Как отмечает ЮНЕСКО, данный комплекс был воздвигнут в период между 9600 и 8200 годами до нашей эры.

Археологи нашли ряд артефактов. Среди наиболее ценных стоит выделить Т-образный обелиск эпохи неолита весом около 50 тонн, а также 65-сантиметровую фигурку человека, возраст которой оценивается в 12 тысяч лет.

В комплексе располагаются десятки колонн. Они украшены резьбой в виде пиктограмм и изображений животных, среди которых узнаются львы, быки, газели, змеи и многие другие. Гебекли-Тепе относится к мегалитам.

По мнению ряда ученых, возведение подобных монументов предполагает наличие социальной иерархии, которая, по идее, не могла быть распространена среди общин охотников и собирателей того периода.

Обнаружение этого храма породило у специалистов некоторые сомнения касательно устоявшихся теорий развития человеческого общества.

Город промышленной революции Ивреа, Италия


Ивреа, город промышленной революции двадцатого века, получил признание благодаря компании Оливетти, производителю пишущих машинок, электрических калькуляторов и позже - компьютеров.

Самый бурный этап развития Ивреа пережила именно в середине прошлого века. Городские здания были спроектированы некоторыми из самых известных итальянских архитекторов и планировщиков того периода.

Промышленная часть города Ивреа является важным примером теорий градостроительства и архитектуры двадцатого века в ответ на промышленные и социальные преобразования, в том числе переход от механической к цифровой промышленности.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал

Общее решение

Решение : 37 COM 7 B .103

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;
  2. ссылаясь на решения 34 COM 8 B .6, 35 COM 7 B .42, 35 COM 7 B .63, 35 COM 7 B .67, 35 COM 7 B .68, 35 COM 7 B .69, 35 COM 7 B .73, 35 COM 7 B .88, 35 COM 7 B .94, 35 COM 7 B .98, 35 COM 7 B .102, 35 COM 7 B .106, 35 COM 7 B .109, 35 COM 7 B .122, 35 COM 7 B .127, 35 COM 7 B .128, 35 COM 7 B .131 и 35 COM 7 B .133 , принятые на его 34-й (Бразилия, 2010 год) и 35-й (ЮНЕСКО, 2011 год) сессиях соответственно;
  3. с удовлетворением отмечает предпринятые соответствующими государствами-участниками меры по выполнению его предыдущих просьб о снижении угроз для выдающейся универсальной ценности следующих объектов всемирного наследия:
  • Старый город Лицзян (Китай)
  • Исторический ансамбль дворца Потала, Лхаса (Китай)
  • Археологический парк Сан Августин (Колумбия)
  • Исторический центр города Чески-Крумлов (Чешская Республика)
  • Исторический культурный ландшафт винодельческого региона Токай (Венгрия)
  • Тадж-Махал (Индия)
  • Красный форт (Индия)
  • Фатехпур-Сикри (Индия)
  • Археологический парк Чампанер-Павагадх (Индия)
  • Храмовый комплекс Прамбанан (Индонезия)
  • Монте-Сан-Джорджио (Италия/Швейцария)
  • Исторический центр Вильнюса (Литва)
  • Мелака и Джорджтаун – исторические города Малаккского пролива (Малайзия)
  • Исторический центр Мехико и Сочимилько (Мексика)
  • Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро (Мексика)
  • Линии и геолифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана (Перу)
  • Город Куско (Перу)
  • Церкви исторической области Молдова (Румыния)
  • Ансамбль Ферапонтова монастыря (Российская Федерация)
  • Остров Горе (Сенегал)
  • Работы Антонио Гауди (Испания)
  1. призывает соответствующие государства-участники продолжать свои усилия, направленные на обеспечение сохранности объектов всемирного наследия;
  2. 5. напоминает соответствующим государствам-участникам о необходимости своевременно проинформировать Центр всемирного наследия о любом крупном проекте в области строительства, который может оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта, до того как будут взяты какие-либо необратимые обязательства, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции.

Решение: 37 COM 8 B .43

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документы WHC-13/37.COM/8B, WHC-13/37.COM/1NF.8B1 и WHC-13/37.COM/INF.8B1.4;

Признавая выдающуюся уникальную ценность объекта, передает вопрос о номинации Архитектурно-исторического комплекса Булгар, Российская Федерация , обратно государству-участнику с тем, чтобы сделать это возможным в сотрудничестве с консультативным органом (ИКОМОС), в частности путем приглашения на объект консультативной миссии для принятия соответствующих мер по внесению его в список в соответствии с критериями (iii) и (vi) на его следующей сессии.

Решение: 37 COM 8 B .54

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документы WHC-13/37.COM/8B.Add и WHC‑13/37.COM/INF.8B1.Add;
  2. утверждает предлагаемые незначительные изменения границ Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников, Российская Федерация ;
  3. рекомендует государству-участнику обратить внимание на следующие вопросы:

а) незначительные изменения охранных зон, установленных в соответствии с Законом Санкт-Петербурга №820-7, там, где необходимо ввести соответствующий режим (ОЗ или ЗРЗ1) на тех не имеющих на данный момент надлежащего уровня защиты (ОЗ или ЗРЗ1) небольших участках территории, которые предлагается включить в список объектов;

b) создание буферной зоны на основе зоны ЗРЗ2 в соответствии с согласованными сроками, принимая во внимание неоднократные просьбы, высказывавшиеся Комитетом всемирного наследия начиная с его 30-й сессии, об уточнении границ и необходимости надежной защиты культурного исторического окружения компонента 540-001;

c) изменение юридического статуса компонента объекта "Исторический центр Санкт-Петербурга" в рамках российской правовой базы для того, чтобы он стал "выдающейся достопримечательностью" и изменение детальных положений о режимах охранных зон, установленных законом № 820‑7 Санкт-Петербурга в 2009 году с целью улучшения их детализации и разграничения;

d) развитие комплексной системы управления всем объектом, внесенным в список, вместе с планом управления, на базе детальных градостроительных и охранных планов Исторического центра Санкт-Петербурга, которые должны быть разработаны как можно раньше.

Решение: 37 COM 8 B .56

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документы WHC-13/37.COM/8B.Add.2 и WHC‑13/37.COM/8B.Add.2.Corr;
  2. принимает заявления о выдающейся универсальной ценности следующих объектов всемирного наследия, номинированных на 36‑й сессии Комитета всемирного наследия (Санкт-Петербург, 2012 год):

– Бразилия: Рио-де-Жанейро: Ландшафты Кариока между горами и морем;

– Индия: Западные Гаты;

– Палестина: Место рождения Христа, Базилика Рождества Христова и путь паломников, Вифлеем;

– Российская Федерация: Природный парк "Ленские столбы".

8 D . Уточнение границ и территории объекта государствами-участниками в ответ на ретроспективную инвентаризацию

Решение: 37 COM 8 D

Комитет всемирного наследия,

  1. изучив документ WHC-13/37.COM/8D;
  2. ссылаясь на решение 36 COM 8 D
  3. признает отличный уровень работы по уточнению границ своих объектов всемирного наследия, проделанной государствами-участниками, и благодарит их за усилия, направленные на укрепление доверия к списку всемирного наследия;
  4. напоминает , что Центр всемирного наследия и консультативные органы не смогут изучить предложения о небольших или значительных изменениях границ объектов всемирного наследия в случаях, когда границы таких объектов, как они даны в списке, являются нечеткими;
  5. отмечает уточнения границ и территории объекта, предоставленные следующими государствами-участниками в ответ на ретроспективную инвентаризацию, отраженные в приложениях к документу WHC‑13/37.COM/8D:

– Алжир: Касба в Алжире;

– Бразилия: Церковный комплект Бон-Жесус-ду-Конгоньяс; Бразилия; Исторический центр города Сан-Луис;

– Куба: Крепость Сан-Педро-де-ла-Рока, Сантьяго-де-Куба;

– Доминиканская Республика: Колониальный город Сан-Доминго;

– Германия: Ганзейский город Любек; Металлургический завод в Фёльклингене;

– Иордан: Петра;

– Мексика: Сиан-Каан; Доиспанский город и национальный парк Паленке; Исторический центр города Пуэбла; Исторический город Гуанахуато и прилегающие рудники; Исторический центр города Морелия; Резерват китов Эль-Вискаино; Исторический центр города Секатекас; Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско; Археологическая зона Пакиме, Касас-Грандес; Зона исторических памятников в городе Тлакотальпан;

– Панама: Национальный парк Дарьен;

– Парагвай: Миссия иезуитов Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана и Миссия иезуитов Хесус-де-Таварангуэ;

– Перу: Город Куско; Исторический заповедник Мачу-Пикчу; Чавин-де-Уантар (археологический памятник); Археологическая зона Чан-Чан; Исторический центр города Лима; Национальный парк Рио-Абисео; Линии и геолифы в районах Наска и Пампас-де-Хумана;

– Российская Федерация: Исторический центр города Санкт-Петербург и связанные с ним группы памятников; Кижcкий погост;

– Испания: Старый город в Авиле и церкви вне его стен; Исторический город Толедо; Исторический укрепленный город Куэнка; Дворец каталонской музыки и больница Сан-По, Барселона;

– Вьетнам: Комплекс памятников Хюэ;

Просит государства-участники, которые еще не дали ответ на вопросы, поднятые в рамках ретроспективной инвентаризации, предоставить все разъяснения и документацию как можно скорее и не позднее 1 декабря 2013 года.

21. Вулканы Камчатки (Российская Федерация) (№ 765 bis)

Решение : 36 СОМ 7В.21

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.СОМ/7В;

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.21

3. С обеспокоенностью отмечает сообщение государства-участника о происходящем из года в год увеличении потенциальных угроз для объекта, проистекающих с соседних территорий, и выражает сожаление , что государство-участник не предоставляет достаточно подробной информации о динамике численности популяций животного мира на территории объекта, а также о ходе выполнения ряда рекомендаций миссии 2007 года по последующему наблюдению;

4. Полагает , что в отсутствие данной информации невозможно в полной мере оценить текущее состояние сохранности объекта и эффективность управления им;

5. Также с серьезной обеспокоенностью отмечает сокращение популяций дикого оленя и снежного барана и призывает государство-участника создать охранную зону для лучшей защиты места зимовки этих видов в соответствии с предложением Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам Камчатского края;

6. Приветствует факт разъяснения государством-участником вопроса об отсутствии планов строительства ГЭС на территории объекта и обращается к нему с просьбой предоставить, прежде чем будут приняты какие-либо необратимые решения, подробную информацию о возможных планах строительства ГЭС на реке Жупанова – основном районе зимовки диких оленей за пределами территории объекта – и их возможных последствиях для выдающейся универсальной ценности, включая копии оценки воздействия на окружающую среду, когда эти документы будут доступны, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;

7. прояснить очевидные противоречия относительно общей площади четырех составляющих объект региональных природных парков, предоставив подробную информацию (в том числе карты) о "требованиях" к границам, введенных в 2010 году в отношении этих четырех парков, а также подробную карту, на которой были бы отмечены границы всех частей объекта;

8. Призывает государство-участника полностью выполнить рекомендации миссии 2007 года по последующему наблюдению, особенно в части разработки и реализации единого интегрированного плана управления и координационной структуры, всеобъемлющего плана управления туристической сферой и укрепления институционального потенциала органов, осуществляющих управление объектами, в том, что касается как кадровых, так и финансовых ресурсов;

9. Также обращается к государству-участнику с просьбой представить Центру всемирного наследия до 1 февраля 2015 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и о ходе выполнения вышеперечисленных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 39‑й сессии в 2015 году.

22. Озеро Байкал (Российская Федерация) (№ 754)

Решение : 37 СОМ 7В.22

Комитет всемирного наследия,

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.22 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Приветствует решение государства-участника о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), а также представление в Центр всемирного наследия государством-участником документа, содержащего основные пункты плана закрытия и сроки, в том числе меры, предусмотренные для решения вопроса о промышленном наследии комбината;

4. Призывает государство-участника представить до 1 февраля 2014 года в Центр всемирного наследия подробный план, содержащий конкретные сроки;

5. Обращается к государству-участнику с просьбой гарантировать прохождение любых планов относительно будущего использования территории БЦБК строгой оценки воздействия на окружающую среду, включая конкретную оценку возможных непосредственных, косвенных и кумулятивных последствий для выдающейся универсальной ценности объекта, и представить результаты данных оценок в Центр всемирного наследия в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;

6. С обеспокоенностью отмечает возможные последствия запланированного строительства дамбы на реке Орхон в Монголии для объекта и также обращается к государствам-участникам Российской Федерации и Монголии с просьбой предоставить больше информации о том, на какой стадии находятся эти планы, а также об оценках воздействия на окружающую среду, в которых эти возможные последствия должны быть представлены в количественных показателях, – в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции;

7. Приветствует подтверждение сохраняющегося запрета на разведку минеральных ресурсов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, при этом с обеспокоенностью отмечая , что разрешение на добычу руды на Холоднинском месторождении действует до марта 2025 года;

8. Повторяет , что разработка месторождений несовместима со статусом объекта всемирного наследия, а также призывает государство-участника отменить действие разрешения на добычу;

9. Выражает обеспокоенность в связи с рядом значительных реальных и возможных угроз для объекта, в особенности в связи с происходящими и запланированными действиями в особых экономических зонах "порт Байкал" и "Ворота Байкала", изменениями, внесенными в федеральное законодательство и обеспечившими возможность развития туристической инфраструктуры в Баргузинском природном биосферном заповеднике, заявленными изменениями, внесенными в касающиеся Байкало-Ленского заповедника распорядительные документы, загрязнением реки Селенга и загрязнением воздуха;

10. Вновь обращается к государству-участнику с просьбой разработать, в рамках Специального закона об озере Байкал, интегрированный план управления и землепользования для объекта, в котором полностью учитывались бы все предложенные проекты, включая те, что предполагается реализовывать на территории специальных экономических зон "Порт Байкал" и "Ворота Байкала", чтобы их реализация была совместима с выдающейся универсальной ценностью и условиями целостности объекта;

11. Призывает далее государство-участника осуществить оценку возможных последствий вышеуказанных проектов для выдающейся универсальной ценности объекта посредством проведения оценки воздействия на окружающую среду и представить ее результаты в Центр всемирного наследия до принятия решения об их продолжении –в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

12. Просит далее государство-участника представить до 1 февраля 2014 года в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности объекта и выполнении вышеперечисленных рекомендаций, в том числе подробный отчет о достигнутом прогрессе в реализации плана закрытия БЦБК для его рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

23. Западный Кавказ (Российская Федерация) (№ 900)

Решение : 37 COM 7B.23

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B;

2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.23 , принятое на его 36-й сессии (г. Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Выражает озабоченность изменениями, касающимися правовой защиты объекта, что создает возможность для строительства крупных объектов туристской инфраструктуры на плато Лаго-Наки, расположенном на территории объекта, и вновь просит государство-участника проследить за тем, чтобы на территории объекта не возводились никакие крупные горнолыжные или туристские объекты инфраструктуры;

4. Несмотря на то, что государство-участник вновь заявляет о своих обязательствах не разрабатывать никаких новых планов по капитальному строительству, принятие которых повлияет на выдающуюся универсальную ценность данного объекта, Комитет всемирного наследия полагает , что начало подобного строительства на плато Лаго-Наки, включая горы Фишт и Оштен, будет являться основанием для его включения в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции и его предыдущими решениями;

5. Отмечает заключение совместной миссии по мониторингу в 2012 году Центра всемирного наследия и МСОП о растущем антропогенном давлении на объект и просит государство-участника как можно скорее выполнить все его рекомендации, в частности:

a) разработать всеобъемлющую стратегию в области туризма и комплексный план по объекту и специальным охраняемым прилегающим территориям, отдавая предпочтение туристической деятельности, не оказывающей большое влияние на объект, и следя за тем, чтобы предложенные объекты туристско-рекреационной инфраструктуры не оказали влияние на выдающуюся универсальную ценность данного объекта;

b) проследить за тем, чтобы никакие области со значительным биологическим разнообразием и области, определяющие выдающуюся универсальную ценность данного объекта, не стали частью биосферного полигона Кавказского природного заповедника, который может использоваться для возведения объектов рекреационной инфраструктуры, и чтобы на территории полигона не осуществлялось никакой деятельности, угрожающей целостности объекта;

c) срочно разъяснить определение границ северной буферной зоны Кавказского природного заповедника, которая является частью объекта, и возобновить ее правовую охрану;

d) обеспечить точную оценку потенциального влияния любых предложенных работ по реставрации объектов инфраструктуры на территории объекта на его выдающуюся универсальную ценность, а также представление оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в Центр всемирного наследия для проведения обзора консультативными органами перед тем, как будет принято решение в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

e) завершить точное определение границ всех частей объекта, обозначить функциональную буферную зону объекта и представить обновленную карту объекта и его буферной зоны в Центр всемирного наследия;

f) проследить за выполнением комплексного плана по управлению объектом c разработкой плана действий и назначением универсального координационного органа;

g) адаптировать "сертификаты" памятников природы на территории объекта, чтобы не допустить какие-либо лесозаготовки, включая санитарную рубку, строительство дорог, мостов, линий электропередачи и других коммуникационных объектов инфраструктуры, а также запретить составление планов капитального строительства, направленных на использование объекта в рекреационных целях;

h) остановить все строительные работы и/или расширение зданий и объектов в верхней части долины реки Мзымта на территории объекта и повысить юридический статус этой территории как охраняемой;

6. Учитывает намерение государства-участника представить предложение об изменении границ, а именно исключении частей плато Лаго-Наки из территории объекта, состояние которых, как сообщается, ухудшилось, и присоединении других частей, и напоминает о том, что подобное предложение должно быть четко обосновано в рамках МСОП, в чей список включен объект, должно основываться на надежных научных данных и представлено как новая номинация в соответствии с пунктом 165 Руководства по выполнению Конвенции ;

7. Также просит государство-участника до 1 февраля 2014 года представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности данного объекта, включая доклад о прогрессе, достигнутом в выполнении вышеупомянутых рекомендаций и рекомендаций миссии, для его изучения Комитетом всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

24. Девственные леса Коми (Российская Федерация ) (№ 719)

Решение : 37 COM 7B.24.

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B;

2. Ссылаясь на решение 36 COM 7B.24 , принятое на его 36‑й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Учитывая информацию, недавно полученную от государства-участника и свидетельствующую о прогрессе, достигнутом в подготовке предложения о значительном изменении границ данного объекта для того, чтобы разъяснить правовой статус частей объекта и расширение его территории на 215000 га, охватывая уникальные девственные леса, а также обращает внимание на намерение государства-участника представить предложение о значительном изменении границ до 1 февраля 2014 года;

4. Вновь обращает внимание на заявление государства-участника о том, что на территории месторождения "Чудное" не осуществляется золотодобыча;

5. С сожалением отмечает , что государство-участник осуществляет золотодобычу на территории данного объекта и не отменило решение по изменению границ данного объекта, в результате чего лишились юридического статуса охраняемых объектов четыре относящиеся к данному объекту территории, в том числе золотое месторождение площадью 19,9 кв. км., и отмечает , что на картах, представленных вместе с заявкой, четко видно, что никакие области внутри объекта не были исключены и, следовательно, эти четыре области по-прежнему находятся в пределах границ объекта, как было указано в Списке всемирного наследия в 1995 году;

6. Считает , что данные проблемы представляют явную опасность для выдающейся универсальной ценности данного объекта в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции ;

7. Просит государство-участника принять следующие меры:

a) лишить уже выданных на исследование и добычу лицензий или заморозить их,

b) отменить изменение границ Национального парка Югыд Ва;

8. Вновь заявляет , что недопустимость добычи полезных ископаемых на территориях, имеющих статус объектов всемирного наследия, является его неизменной позицией, которая была поддержана международным программным заявлением Международного совета по горной промышленности и металлургии об отказе от такой деятельности на объектах всемирного наследия, и призывает соответствующие горнодобывающие компании не осуществлять золотодобычу на территории данного объекта, а финансовые институты, поддерживающие эти компании, – прекратить оказывать финансовую поддержку;

9. Также вновь заявляет , что любые предлагаемые изменения границ объекта всемирного наследия должны рассматриваться на основе официальных процедур, по крайней мере, не менее строгих, чем при выдвижении объекта для включения в Список всемирного наследия, и должны рассматриваться в рамках процедуры значительного изменения границ в соответствии с требованиями пункта 165 Руководства по выполнению Конвенции ;

10. Также просит государство-участника в консультации с Центром всемирного наследия и МСОП разработать ретроспективное заявление о выдающейся универсальной ценности для рассмотрения Комитетом всемирного наследия;

12. Также просит государство-участника до 1 февраля 2014 года представить в Центр всемирного наследия обновленный доклад о состоянии сохранности данного объекта с описанием хода выполнения вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 38‑й сессии в 2014 году.

25. Золотые горы Алтая (Российская Федерация) (№ 768rev)

Решение : 3 7 СОМ 7В.25

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.СОМ/7В.Add;

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.25 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Выражает крайнюю обеспокоенность в связи с новым указом 212 № 202 от 2 августа 2012 года Республики Алтай, разрешающим "строительство и эксплуатацию линейных объектов и структур, являющихся составной частью процесса", что ослабляет правовые нормы, защищающие объект; и ссылается на то, что в соответствии с пунктом 180 Руководства по выполнению Конвенции , изменение статуса правовой защиты территории, являющейся частью объекта, рассматривается как потенциальная угроза выдающейся универсальной ценности объекта и как причина для внесения объекта в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения;

4. С обеспокоенностью отмечает сообщения о том, что подготовительные исследовательские работы по прокладке трассы трубопровода велись на территории объекта, принадлежащего к всемирному наследию, с 36-й сессии Комитета;

5. Обращает внимание на сведения, недавно полученные от государства-участника, о том, что по состоянию на 30 апреля были приостановлены проектные работы по программе строительства Алтайского трубопровода, и о том, что в период 2014–2015 годов не будет осуществляться дальнейшее финансирование проектных работ;

6. , согласно которой любое решение о продолжении осуществления проекта по строительству газопровода через территорию объекта будет представлять явную угрозу выдающейся универсальной ценности объекта в соответствии с пунктом 180 и создаст очевидные основания для включения данного объекта в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения;

7. Вновь обращается с просьбой к государству-участнику принять однозначное решение об отказе от строительства газопровода "Алтай" через территорию объекта и настоятельно призывает государство-участника обеспечить, чтобы никакие дальнейшие подготовительные работы на территории объекта не проводились, а также, чтобы правительство Республики Алтай восстановило статус защиты "Зоны Покоя Укок", в соответствии с требованиями по защите, предусмотренными Конвенцией ;

8. Обращается с просьбой к государству-участнику обеспечить предоставление в Центр всемирного наследия результаты оценки воздействия на окружающую среду строительства на территории или в окрестностях данного объекта любой инфраструктуры (включая газопровод и гидроэнергетические проекты), которые могли бы повлиять на выдающуюся универсальную ценность объекта, во исполнение пункта 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

9. Просит также государство-участника прилагать дальнейшие усилия по выполнению рекомендаций миссии по последующему наблюдению 2012 года;

10. Вновь подтверждает свою позицию , согласно которой все правовые вопросы в отношении объектов природного наследия в Российской Федерации (к которым относятся федеральные и региональные охраняемые территории) должны решаться посредством создания всеобъемлющего национального правового режима в целях защиты и управления объектами природного всемирного наследия для обеспечения выполнения государством-участником обязательств согласно Конвенции ; и вновь просит государство-участника организовать семинар для содействия развитию данного правового режима, после консультации с Центром всемирного наследия и МСОП;

11. Также просит государство-участника представить Центру всемирного наследия до 1 февраля 2015 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и о ходе выполнения вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения Комитетом всемирного наследия на его 39-й сессии в 2015 году.

80. Кижский погост (Российская Федерация) (С 544)

Решение : 37 СОМ 7В.80

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;

2. Ссылаясь на решение 36 СОМ 7В.83 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Отмечает прогресс, достигнутый государством-участником в сохранении и защите церкви Преображения и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, и призывает его своевременно продолжать эти усилия и обеспечить необходимые ресурсы для того, чтобы предотвратить дальнейшую потерю материалов и деталей конструкции, которая может представлять угрозу для объекта;

4. Отмечает шаги, которые предпринимает государство-участник для разработки правовых методов защиты объектов культурных объектов всемирного наследия;

5. Также обращает внимание на рекомендации, вынесенные в апреле 2013 года миссией по последующему наблюдению в отношении объекта, а также призывает государство-участника выполнить эти рекомендации, в частности:

а) пересмотреть план управления для обеспечения того, чтобы сохранение и защита признаков, представляющих собой выдающуюся универсальную ценность объекта, были главными факторами при принятии решений; пересмотренный план управления должен включать в себя руководство по землепользованию и строительству, рекомендации по использованию сельскохозяйственных угодий, стратегию устойчивого развития туризма, меры по учету рисков и меры по отслеживанию состояния археологических ресурсов;

b) приостановить все предлагаемые новые строительные проекты в буферной зоне и в окрестностях объекта, включая помещения для посетителей и администрации, до тех пор, пока план управления не будет пересмотрен, а также до тех пор, пока не будут проведены оценки воздействия на наследие и окружающую среду с целью учета ожидаемого воздействия и совместимости строительства с выдающейся универсальной ценностью объекта;

с) усовершенствовать выполнение планов противопожарной охраны и безопасности для повышения уровня защиты и качества окружающей среды на объекте;

d) завершить разработку Руководящих принципов по реставрационно-консервационным работам, связанным с ключевыми элементами объекта;

6. Просит государство-участника, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции, представить проектное предложение, техническую документацию и оценки воздействия на окружающую среду строительства офиса и общественного центра музея "Кижи" и любых других запланированных строительных объектов в Центр всемирного наследия и консультативные органы до начала работ;

7. Также просит государство-участника передать в Центр всемирного наследия для рассмотрения консультативными органами три печатные и электронные копии проекта плана управления;

8. Просит далее государство-участника пригласить консультативную миссию МСОП в начале 2014 года для проведения оценки прогресса, достигнутого в реставрационных работ и в ходе выполнения указанных выше рекомендаций;

9. Также просит государство-участника к 1 февраля 2014 года передать в Центр всемирного наследия обновленный отчет о степени сохранности объекта и о ходе выполнения указанных выше рекомендаций, для его рассмотрения на 38-й сессии Комитета всемирного наследия в 2014 году.

81. Исторический центр города Ярославля
(Российская Федерация) (
C 1170)

Решение : 37 COM 7 B .81

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;

2. Ссылаясь на решение 36 COM 7 B .84 , принятое на его 36-й сессии (Санкт-Петербург, 2012 год);

3. Выражает сожаление в связи с тем, что, несмотря на обращения Комитета к государству-участнику на его 35-й и 36-й сессиях с просьбой о предоставлении отчета о состоянии сохранности объекта, государство-участник не предоставило данный отчет ни в 2012, ни в 2013 году, вследствие чего вопросы, поднятые миссией по последующему наблюдению 2012 года, не были сняты;

4. Призывает государство-участника усилить степень законодательной и нормативной защиты объекта и его буферной зоны на федеральном и региональном уровнях;

5. Кроме того, призывает государство-участника улучшить систему управления объектом и его буферной зоной, разработать план управления, а также рассмотреть возможность назначения управляющего объектом и создания соответствующего консультативного органа в составе представителей федеральных и региональных организаций по вопросам сохранения исторического наследия;

6. Отмечает значительное число проектов по сохранению исторического наследия, реализуемых на территории объекта с 2008 года, но при этом считает , что стратегия сохранения объекта, специальное руководство по сохранению, подкрепленные данными исследований и археологическими данными, позволила бы получить более последовательные и качественные результаты;

7. Снова выражает обеспокоенность в связи с тем, что новое строение ненадлежащего масштаба, высоты и массы, либо с использованием нетрадиционных материалов, представляет особую угрозу для выдающейся универсальной ценности объекта, внесенного в список за его значимость в плане городского планирования и пространственного взаимного расположения зданий;

8. Вновь настоятельно просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия для рассмотрения в консультативных органах детальную информацию о любых предлагаемых строительных работах, включая те, которые, по сообщениям, должны были прекратиться в 2012 году, способных оказать неблагоприятное воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта, в том числе приложить оценки их воздействия на объект наследия в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции ;

9. Обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 года обновленный отчет о состоянии сохранности объекта и прогрессе в выполнении вышеуказанных рекомендаций для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

82. Культурно-исторический ансамбль Соловецких островов (Российская Федерация) (С 632)

Решение : 37 COM 7 B .82

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM 7B.Add;

2. Ссылаясь на решения 35 COM 7B.107 и 36 COM 7B.86 , принятые на его 35‑й (ЮНЕСКО, 2011 год) и 36-й (Санкт-Петербург, 2012 год) сессиях, соответственно;

3. Выражает сожаление

4. Отмечает предпринимаемые государством-участником шаги по разработке правовых мер защиты культурных объектов всемирного наследия, а также по созданию Комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага;

5. Отмечает решение об организации семинара для религиозных представителей, участвующих в процессе управления и использования объектов всемирного наследия в Российской Федерации, принятое государством-участником во исполнение просьбы Комитета и в сотрудничестве с Центром всемирного наследия, ИККРОМ и ИКОМОС,

6. Просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия детальную информацию по генплану Соловецкого монастыря и другие документы по планированию до визита миссии по последующему наблюдению;

7. Вновь выражает свою озабоченность возможной реконструкцией зданий монастыря и другими значительными мерами по вмешательству в ландшафт объекта с точки зрения воздействия на его выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ), а также просит государство-участника предоставить детальную информацию в Центр всемирного наследия до прибытия миссии;

8. Снова обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия все проектные предложения, которые могут нести угрозу ВУЦ объекта, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции, а также предоставить все новые предложения оценки воздействия на культурное наследие (ОВКН), в соответствии с Руководством ИКОМОС по ОВКН для объектов всемирного культурного наследия;

9. Обращается далее к государству-участнику с просьбой в срочном порядке пригласить на объект совместную миссию по последующему наблюдению Центра всемирного наследия, ИКОМОС и ИККРОМ с целью оценить общее состояние сохранности объекта и рекомендует назначить визит миссии как можно скорее;

10. Просит далее государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 года отчет о состоянии сохранности объекта и о выполнении вышеуказанных рекомендаций, для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 38-й сессии в 2014 году.

83. Кремль и Красная площадь, Москва
(Российская Федерация) (С 545)

Решение : 37 COM 7 B .83

Комитет всемирного наследия,

1. Изучив документ WHC-13/37.COM/7B.Add;

2. Ссылаясь на решение 35COM 7B.105 , принятое на его 35-й сессии (ЮНЕСКО, 2011 год);

3. Отмечает усилия, предпринимаемые государством-участником по разработке правовых мер защиты объектов всемирного наследия;

4. Выражает сожаление в связи с тем, что государство-участник не предоставило отчет о состоянии сохранности объекта;

5. Снова обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия, в соответствии с пунктом 172 Руководства по выполнению Конвенции , все проектные предложения, которые могут нести угрозу выдающейся универсальной ценности объекта, в том числе приложить соответствующие оценки воздействия на культурное наследие согласно Руководству ИКОМОС по оценкам воздействия на культурное наследие для объектов всемирного культурного наследия;

6. Вновь обращается к государству-участнику с просьбой предоставить в Центр всемирного наследия для рассмотрения в консультативных органах три копии плана управления объектом;

Просит государство-участника предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2015 года детальный отчет о состоянии сохранности объекта и о выполнении вышеуказанных рекомендаций, для рассмотрения в Комитете всемирного наследия на его 39-й сессии в 2015 году.

Формат для составления отчета государства-участника

о состоянии сохранности объекта всемирного наследия,

включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

Название объекта всемирного наследия (государство-участник) (регистрационный номер)

1. Информация, предоставляемая государством-участником в ответ на решение Комитета всемирного наследия (по пунктам)

[Примечание: информация должна касаться событий, произошедших в течение прошлого года или с момента принятия последнего решения Комитета по данному объекту ]

2. Другие текущие вопросы в сфере сохранности, указанные государством-участником

[ Примечание: вопросы, посвященные проблеме сохранности, которые не поднимались в решении Комитета всемирного наследия или другом справочном запросе Центра всемирного наследия ]

3. Просьба сообщить о любых планируемых крупных реставрационных работах, перестройке и новом строительстве на охраняемой территории и в буферной зоне и/или узких зонах согласно пункту 172 "Руководства по выполнению" .

Комитет Всемирного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), заседание которого проходит с 24 июня 2018 года в Манаме (Бахрейн) под председательством шейхи Хайи Рашид Аль Халифы, включил девять новых объектов в Список Всемирного наследия.

Об этом говорится на официальном сайте ЮНЕСКО .

Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО пополнился объектами из Кении, Омана, Саудовской Аравии, Дании, Германии, Индии, Ирана, Японии и Кореи, в частности это:

Археологический объект Тхимлич Охинга (Кения) - укрепленное каменное сооружение, построенное методом сухой кладки, вероятно, в XVI в.

Древний город Калхат (Оман) - уникальное археологическое свидетельство торговли между жителями восточного побережья Аравийского полуострова, Восточной Африки, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии.

Оазис Аль-Ахса (Саудовская Аравия) - системный объект, состоящий из садов, каналов, источников, дренажного озера, исторических зданий и археологических памятников. Аль-Ахса - крупнейший оазис в мире, в нем насчитывается 2,5 млн пальм.

Инуитские охотничьи угодья Гренландии (Дания) - культурный ландшафт внутри полярного круга, включая зимние дома охотников на северных оленей и археологические памятники инуитской культуры.

Археологический комплекс Хедебю и Даневирке (Германия) - важный торговый центр датских викингов.

Комплексы в стиле викторианской готики и арт-деко в Мумбаи (Индия). «Эти два ансамбля свидетельствуют об этапах модернизации, которую прошел Мумбаи в течение XIX-XX веков», - говорится в решении ЮНЕСКО.

Сасанидский археологический ландшафт провинции Фарс (Иран) - восемь объектов эпохи империи Сасанидов, которая существовала в III-VII вв.

Скрытые христианские поселения в Нагасаки (Япония) - уникальный памятник культурной традиции, состоящий из десяти поселков, замка и собора, созданных во времена запрета христианства в Японии.

Санса, буддийские горные монастыри в Корее (Республика Корея) - семь храмов, которые содержат открытые внутренние дворики с лекционными залами, павильонами и залами Будды.

Отметим, что официальная делегация Украины также участвует в 42-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об этом сообщает пресс-служба Министерства культуры Украины на официальном сайте.

Украинская делегация провела переговоры с пани Ресслер, директором Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО, по поводу культурного наследия оккупированного Крыма, в результате которых было получено подтверждение готовности проведения мониторинга состояния объектов всемирного наследия, расположенных на временно оккупированной территории Крыма, и фиксации нарушений Российской Федерацией международного законодательства в сфере охраны культурного наследия, при условии обеспечения надлежащего уровня безопасности во время пребывания миссии на временно оккупированной территории.

Кроме пленарных заседаний 42-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, представители украинской делегации провели ряд консультативных встреч с членами Комитета всемирного наследия и совещательными органами (ICOMOS и ICCROM). По результатам консультаций экспертами по охране всемирного культурного наследия было рекомендовано продолжить работу по расширению объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Киев: Собор Святой Софии с прилегающими монастырскими сооружениями и Киево-Печерская Лавра» за счет включения Андреевской и Кирилловской церквей и корректировки границ буферной зоны бъекта.

Также участниками сессии и секретариата Центра всемирного наследия ЮНЕСКО был отмечен прогресс, достигнутый украинской стороной в совершенствовании нормативно-правовой базы путем законодательного закрепления правового статуса объектов всемирного наследия и регулирования отношений в этой сфере.

Напомним, ЮНЕСКО - международная межправительственная организация, специализированное учреждение ООН, которое через сотрудничество государств-членов в области образования, науки и культуры способствует ликвидации неграмотности, подготовке национальных кадров, развитию национальной культуры, охране памятников культуры и т.п.

В апреле , которое дает возможность разместить мониторинговую миссию и охранять памятники культуры на оккупированном полуострове.

Байкал. Фото: Ricardo Cabral

Сессии предшествовал 5-й международный форум неправительственных организаций, по вопросам всемирного наследия ЮНЕСКО. Его участники подготовили резолюции, которые были представлены на сессию Комитета и в той или иной мере учтены в итоговых документах.

Самые объёмные и тревожные резолюции посвящены территориям «Западный Кавказ» , «Озеро Байкал» и «Девственные леса Коми» . Отдельных резолюций также удостоились «Куршская коса» , Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля» , «Вулканы Камчатки» .

Главная угроза территориям всемирного наследия – авантюрные бизнес-проекты и необоснованные решения государства. Эти проблемы указывались при обсуждении всех проблемных территорий.

«Западный Кавказ»

Представители Гринпис и WWF обратились к участникам сессии Комитета всемирного наследия с тревожным сообщением.

Земельные участки в Сочинском национальном парке и Сочинском заказнике передаются в аренду для строительства компаниям, связанным с горнолыжным курортом «Роза Хутор». Эти участки находятся непосредственно на границе объекта всемирного наследия, их освоение угрожает его экологической целостности. Компания «Газпром» планирует строительство горнолыжной инфраструктуры на Грушевом хребте: на уникальной территории, расположенной на границе заповедника «Западный Кавказ».

Появились планы строительства автодороги Минеральные воды – Адлер. Она может пройти через Кавказский заповедник, и территория природного наследия будет почти полностью отрезана от остальной части горной системы Кавказа. Это приведёт к катастрофическим последствиям.

Минприроды одобрило возведение линейных объектов и рубку леса в заповедной и особо охраняемой зонах Сочинского нацпарка.

ЮНЕСКО уже рекомендовало правительству России отказаться от строительства «в районах, непосредственно прилегающих к объекту всемирного наследия», если оно «может оказать негативное воздействие на объект всемирного наследия». Комитет всемирного наследия (ВПН) заявил, что, если российские власти будут продолжать игнорировать мнение ЮНЕСКО, в 2019 году «Западный Кавказ» могут перевести в позорный список «Всемирное наследие под угрозой».

В решении сессии Комитета ВПН выражается «сожаление» в связи с тем, что Россия не представила полную информацию об изменениях в законодательстве страны, которые «предусматривают расширение рекреационных зон и строительство крупномасштабной туристической инфраструктуры на прилегающих к объекту [«Западный Кавказ»] охраняемых территориях».

Комитет выражает «серьезную обеспокоенность» в связи с арендой земельных участков для развития угрожающих объекту ВПН проектов, связанных со спортом и рекреационной деятельностью, у границ и на территориях Сочинского федерального заказника и Сочинского национального парка. Комитет просит срочно представить информацию о таких проектах и воздержаться от их реализации.

Отдельно Комитет ВПН отметил катастрофу в Самшитовой роще, где ценнейшие самшитовые насаждения уничтожены неосторожно ввезённой бабочкой-огневкой. От России ждут разработки совместно со специалистами Международного союза охраны природы (МСОП) комплекса неотложных мер по восстановлению насаждений самшита колхидского.

К 1 февраля 2019 года Комитет ждёт обновленный доклад о состоянии объекта «Западный Кавказ». Если же «всеобъемлющего ответа» не последует, если проекты освоения будут реализовываться без предварительной оценки воздействия, Комитет ВПН, как было сказано выше, оставляет за собой право перевести «Западный Кавказ» в список «Всемирное наследие под угрозой».

«Озеро Байкал »

Обращаясь к проблемам «Священного моря» Комитет всемирного наследия, выделил несколько «горячих» тем.

Расширение диапазона колебания уровня Байкала, которое принимается в интересах крупного бизнеса, не имеет достаточного обоснования и угрожает состоянию озера и жителям прибрежных районов. Экологи неоднократно критиковали волюнтаристскую позицию российских властей, легкомысленно относящихся к этой проблеме.

Комитет ещё раз выразил «серьёзную озабоченность» и «настоятельно призвал» Россию прекратить внесение дальнейших изменений в пределы колебаний уровня до тех пор, пока не будет обоснованно доказано, что это не повлияет на «выдающуюся универсальную ценность» Байкала. Необходима полная и всесторонняя Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) решений по регулированию уровня. Таковой ОВОС должен быть представлен в Центр Всемирного наследия до 1 декабря 2019 года.

Комитет обеспокоен ухудшающейся ситуацией с зарастанием Байкала спирогирой и сокращением рыбных запасов, что является тревожным признаком и говорит о неблагополучном состоянии экосистемы озера. Комитет просит разработать систему мониторинга для определения масштабов проблем и выработки мер по сохранению экологической целостности объекта ВПН.

«Серьёзную озабоченность» также вызывают сообщения о водоохранной зоны Байкала. Комитет «настоятельно призывает» Россию представить подробную информацию об этих изменения и их влиянии на выдающуюся универсальную ценность объекта ВПН.

C 24 июня по 6 июля 2012 в Санкт-Петербурге проходила 36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые в истории ЮНЕСКО сессия проходила в России, и, что особенно почетно, в год 40-летия Конвенции «Об охране всемирного культурного и природного наследия». Решением главы правительства РФ Дмитрия Медведева ООО Агентство «Полилог» стало единым исполнителем государственного контракта по подготовке и проведению мероприятия.

Ход сессии

Заседания сессии проходили в Таврическом дворце под председательством Элеоноры Митрофановой, посла, постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО.

В работе сессии приняли участие более 2000 представителей из 119 стран, в том числе 338 делегатов из стран-членов Комитета, а также наблюдатели от государств-сторон Конвенции, международных организаций и неправительственных объединений, ученые, эксперты.

Впервые на сессии Комитета была организована веб-трансляция всех пленарных заседаний на официальном сайте сессии (www.whc36-russia2012.ru), в Пресс-центре аккредитованные СМИ получили возможность наблюдать за работой Комитета, участвовать в пресс-конференциях и интервью с представителями делегаций. Ход сессии освещали около 300 аккредитованных журналистов.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова

Делегаты сессии рассмотрели более 50 рабочих документов, касающихся различных аспектов реализации Конвенции, и приняли 241 резолюцию, подтвердив, в частности, актуальность этого международного договора, участниками которого на сегодня являются 189 государств, и высказавшись за необходимость баланса между его целями и задачами устойчивого развития.

Одним из главных итогов мероприятия стало включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 26 новых объектов - 5 природных, 20 культурных и одного смешанного. Россия пополнила свой вклад в общечеловеческую сокровищницу природным парком «Ленские столбы». Общее количество охраняемых Конвенцией объектов достигло 962, а число стран, где они расположены, выросло до 157.

В рамках сессии были реализованы мероприятия «на полях»: во Всероссийском детском центре «Орленок» с 30 мая по 20 июня состоялся Международный молодежный форум, а с 1 по 9 июля в Казани проводилась Молодежная модель Комитета всемирного наследия. Такие акции позволяют прививать молодому поколению уважительное отношение к культуре и природе своей страны и приобщаться к совместной работе по сохранению всемирного наследия.

Министр культуры Владимир Мединский

В итоговых выступлениях участники сессии единодушно отметили высочайший уровень подготовки Российской Федерацией 36-й сессии Комитета всемирного наследия. Высказаны благодарности руководству Российской Федерации, российским организаторам и лично председателю Комитета, Постоянному представителю Российской Федерации при ЮНЕСКО Э.В.Митрофановой.

Новым председателем Комитета всемирного наследия избран Сок Ан, Заместитель Председателя Правительства Королевства Камбоджи. Следующая - 37-я сессия Комитета состоится в Пномпене (Камбоджа) 17-27 июня 2013 года.

Сессия за 77 секунд

Работа «Полилога»

Агентством была создана Дирекция сессии, включавшая в себя более 40 квалифицированных специалистов и 25 подрядных организаций.

Работа Дирекции фокусировалась на всех ключевых направлениях:

  1. Застройка всех помещений Таврического Дворца в соответствии с международными стандартами ЮНЕСКО, включая: техническое оснащение, мебель, синхронный перевод на 6 языков, обеспечение протокольных встреч и переговоров.
  2. Оперативное планирование работы сессии - внесение корректив в расписание сессии, согласование изменений с секретариатом и информирование делегатов о графике работы, создание информационных стоек и внутренней почтовой службы для делегатов.
  3. Техническое сопровождение работы сессии: работа высокоскоростного копи-центра, создание локальной сети более чем на 100 стационарных компьютеров, высокоскоростной Wi-fi интернет на всей территории дворца, координация работы подрядчиков по внутренней и веб-трансляции заседаний Комитета, обеспечение делегатов и Секретариата рабочими зонами с доступом в интернет и к рабочим документам сессии, установка электронной пропускной системы и мобильного центра аккредитации, обеспечение делегатов и персонала средствами мобильной связи, специальными рациями для коммуникаций. Профессиональными фотографами и видеооператорами были зафиксированы главные моменты сессии, в ближайшем будущем выйдет 20-минутный фильм по итогам мероприятия.
  4. Логистическое сопровождение - формирование комплексной транспортной схемы мероприятия с учетом перемещения 2000 делегатов сессии, протокольных встреч и заседаний. Организация работы VIP-зала для встреч статусных гостей в аэропорту Пулково 2. Застройка стоек информации на основных вокзалах Санкт-Петербурга, организация диспетчерской службы и службы такси, регулярное транспортное сообщение между основными объектами проведения сессии при помощи шаттлов, автобусов, легковых автомобилей и водного транспорта.
  5. PR-сопровождение мероприятия - была сформирована система взаимодействия Пресс-центра сессии с представителями пресс-службы ЮНЕСКО по оперативной подготовке и рассылке пресс-релизов. На официальном сайте сессии в ежедневном режиме размещались новости и фотоматериалы. Для журналистов в Пресс-центре были обеспечены рабочие места, позволявшие передавать материалы и записи трансляции напрямую в издания. Были организованы пресс-конференции, интервью и выездные мероприятия руководства комитета при участии ведущих СМИ России. На данный момент по итогам сессии вышло более 1500 информационных сообщений в российских СМИ и более 200 сообщений в иностранных СМИ.
  6. Организация питания делегатов и персонала на всем протяжении сессии, включая кофе-брейки, обеденный фуршет и вечерние банкетные мероприятия.
  7. Обеспечение безопасности мероприятия на высшем государственном уровне при поддержке Федеральной Службы Охраны, МВД, ГИБДД и собственной службы безопасности, включая территорию Таврического дворца, мобильные группы, транспортную безопасность, катера для охраны водной акватории и т.п.
  8. Создание хорошо обученной службы временного персонала и волонтеров в количестве более 500 человек, многоканального кол-центра и службы lost&found. Высокая квалификация персонала, доброжелательность и профессионализм были отмечены множеством благодарностей от делегатов и руководства ЮНЕСКО.
  9. Организация культурной программы для делегатов и гостей при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, включая насыщенные концерты артистов и ансамблей, посещения музеев и исторических памятников Санкт-Петербурга, выездные мероприятия в Петергофе, Петропавловской Крепости, Пулковской Обсерватории, Эрмитаже и многих других местах.

  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Правительство Санкт-Петербурга
  • Правительство республики Татарстан
  • Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Межпарламентскую ассамблею государств участников СНГ
  • Все силовые структуры обеспечивавшие безопасность и слаженные действия на всех этапах работы
  • Компании: «Рост Эко», «Синхротел», «Секьюрикоп», «Stage Pro», «Lexla», «Вымпелком», «Свега Компьютер», «Бит Эксперт», «LavTur», «Terra Franca», «ISGL», «Иванар», «Проект под Ключ», «Холдинг+», Фонд «ПМЭФ».
17 июл 2012
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то