Международная организация труда входит в оон. Международная организация труда (International Labor Organization) - это. Проблемы реальной защиты прав человека

Международная организация труда (МОТ) - специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

МОТ ставит перед собой четыре основных стратегических цели:

  • продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;
  • расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;
  • увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;
  • укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти задачи решаются различными путями:

  • путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;
  • принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;
  • с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;
  • путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. С 1 октября 2012 года Генеральным директором МОТ является Гай Райдер (Guy Ryder).

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 года - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии) работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах - Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой. Представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры» по экономической деятельности - имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

Основные сферы деятельности Бюро - продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

Направления сотрудничества с Российской Федерацией на 2013-2016 гг. определены в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (подписана в Москве в декабре 2012 г.).

старший преподаватель кафедры международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация:

Статья посвящена основным принципам, на которых основывается деятельность одного из специализированных учреждений ООН – Международной Организации Труда. Излагаются принципы, сформулированные в Уставе МОТ, Декларации о целях и задачах МОТ, Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Отдельное внимание уделяется принципам, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется деятельность МОТ: универсальность, трипартизм, контроль за соблюдением конвенций.

Ключевые слова:

Международная Организация Труда, принципы МОТ, международно-правовое регулирование труда, универсальность, трипартизм, контроль, МОТ.

На протяжении без малого 100 лет Международная Организация Труда (МОТ) активно занимается выработкой и принятием на универсальном уровне международно-правовых норм в сфере труда. В целях воплощения на практике международно-правовых принципов и норм, выработанных в рамках МОТ, Организацией регулярно реализуется ряд не только глобальных, но и региональных проектов и программ. В частности, речь идет о совместных проектах МОТ и Европейского Союза . Кроме того, в настоящее время реализуется очередная Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ.

Принципы деятельности МОТ – это исходные основополагающие начала, которые определяют цели и задачи организации в области международно-правового регулирования труда.

Базовые принципы деятельности МОТ были сформулированы в ст. I Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. , включенной в Устав МОТ в качестве приложения.

Декларация 1944 г. закрепила важнейшие начала в сфере труда:

  1. труд не является товаром;
  2. свобода слова и свобода профсоюзной деятельности являются необходимым условием постоянного прогресса;
  3. нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  4. борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей силой в каждом государстве и путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в свободном обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

Д.В. Черняева прослеживает первоначальное «происхождение» данных принципов и отмечает: «Первая формулировка таких принципов была осуществлена в ст. 427 ч. XIII Версальского мирного договора 1919 г. и абз. 6, 7 Атлантической хартии 1941 г. Впоследствии МОТ при составлении своей Декларации о целях и задачах (так называемой Филадельфийской декларации) 1944 г. заимствовала часть принципов, закрепленных в Версальском мирном договоре, несколько преобразовав их форму и внутреннее содержание» .

Однако, вышеназванные принципы, прежде всего, раскрывают подходы, которым должны следовать государства в их социально-трудовой политике. Что касается основ деятельности самой организации, то следует назвать триаду принципов, на которых, согласно Уставу МОТ , непосредственно основывается ее деятельность .

Первый: принцип универсальности. Универсальность воплощается в следующем:

  • в МОТ может вступить любое государство, берущее на себя обязательства, предусмотренные Уставом МОТ;
  • трудовые нормы, вырабатываемые и принимаемые в рамках МОТ, предполагают создание универсальной системы защиты основных трудовых прав человека, улучшения условий труда и жизни работников;
  • в разработке международно-правовых норм в сфере труда участвуют государства, имеющие отличные друг от друга политические системы, разное социальное устройство, совершенно разный уровень экономического развития.

Второй: принцип трипартизма (трехсторонности). Трипартизм проявляется в следующем:

  • в работе МОТ, наряду с представителями государств-членов, на равных с ними основаниях участвуют представители работников и представители работодателей;
  • каждое государство-член МОТ направляет на ежегодную сессию Международной конференции труда двух делегатов от правительства, одного делегата от работодателей и одного делегата от работников, выступающих и голосующих самостоятельно;
  • каждая принимаемая МОТ международная норма отражает интересы работников и работодателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных с взаимоотношениями сторон в сфере труда.

Третий: принцип контроля за соблюдением конвенций МОТ. Контроль состоит в следующем:

  • после ратификации конвенции государство обязано регулярно представлять в МОТ отчеты (доклады) относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции;
  • в случае, если конвенция не ратифицирована, государство обязано по запросам Административного совета МОТ информировать о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и оповещать МОТ о мерах, которые предполагается принять для придания конвенции силы.

В приведенной триаде принципов МОТ один считается наиболее специфичным и даже уникальным – принцип трипартизма. Трехстороннее представительство имеет весьма серьезное значение, когда речь идет о выработке норм, которые затронут и государства, и работодателей, и лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность. Именно поэтому Генеральная Конференция представителей государств-членов МОТ (на практике именуемая как Международная конференция труда) составляется по принципу: четыре представителя от каждого члена, из которых два являются правительственными делегатами, а два других делегата представляют соответственно: один – предпринимателей, а второй – трудящихся каждого государства-члена. Каждый делегат имеет право голосовать индивидуально по всем вопросам, которые поставлены на обсуждение Международной конференции труда. Кроме того, государства-члены МОТ должны назначать неправительственных делегатов и советников исключительно по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями трудящихся и предпринимателей.

В конце XX века усилиями МОТ были провозглашены основополагающие принципы социальной политики. Так, в ст. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. были сформулированы важнейшие принципы современного международного трудового права, которые должны определять международно-правовое регулирование труда в XXI веке. Такими принципами являются:

  1. свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  2. упразднение всех форм принудительного труда;
  3. действенное запрещение детского труда;
  4. недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конкретное содержание этих принципов закреплено в ряде важнейших конвенций МОТ, среди них:

  • Конвенция МОТ № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.);
  • Конвенция МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам (Женева, 19 июня 1981 г.);
  • Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.);
  • Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.);
  • Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.);
  • Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.).

Однако, как указывают К.Н. Гусов и Н.Л. Лютов, некоторые специалисты считают, что перечень основополагающих принципов в сфере труда шире перечисленного в Декларации МОТ 1998 г., некоторые, наоборот, утверждают, что не все из этих принципов универсальны . На наш взгляд, перечень принципов, действительно, нуждается в расширении. Общий подход, который может быть применен в целях не только расширения, но и конкретизации принципов, должен быть ориентирован на достижение достойного труда, концепция которого была выработана МОТ в начале XXI века и, несомненно, должна развиваться и в дальнейшем. Кроме того, в качестве важнейшего ориентира должна быть конкретная цель – улучшение качества жизни большинства членов общества разных стран мира .

В целом, как отмечается многими исследователями, например, А.В. Алёшиной и В.А. Косовской, «в настоящее время МОТ особое внимание уделяет вопросам достойного труда, созданию новых рабочих мест, искоренению детского труда, повышению профессионального уровня работников, безопасности и гигиене труда, защите прав трудящихся-мигрантов и др.» . На протяжении долгого времени МОТ уделяет внимание проблемам коренных народов. «В 1957 г. была принята Конвенция МОТ № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах». Конвенция была первым международным документом, посвященным исключительно проблемам коренных народов. В ней признавалось право индивидуальной и коллективной собственности за коренными народами на земли, находящиеся в их исконном владении. В 1989 г. была принята новая Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», что ознаменовало новый этап в развитии международно-правового регулирования статуса коренных народов» .

Таким образом, многоаспектность деятельности МОТ предопределяет необходимость постоянного развития ее принципов.

Литература:

Алёшина А.В., Косовская В.А. Международно-правовые стандарты в сфере недопущения дискриминации трудящихся // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 2.

Функции МОТ можно определить как основные направления деятельности Организации для реализации уставных целей и задач. Принято выделять следующие функции МОТ: 1) нормотворческая функция; 2) контрольная функция; 3) функция технического сотрудничества; 4) научно‑исследовательская функция. Авторы, анализировавшие деятельность международных организаций предлагают и иные классификации функций 311 .

Нормотворческая функция МОТ. Она выражается в заключении договоров и принятия конвенций и рекомендаций Организацией. В соответствии со ст. 39 Устава Организации имеет все права юридического лица и, в частности, право заключать международные договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, право возбуждать судебные дела.

Основным средством достижения целей указных в Уставе и в Филадельфийской декларации МОТ является разработка и принятие конвенций и рекомендаций. Такое гибкое сочетание правовых актов Организации позволяет, с одной стороны, принимать конвенцию на согласованных условиях как международный договор и, следовательно, имеет характер нормативного договора, а если их согласовать не удается, то возможно принятие рекомендации, которая не носит обязательного характера и представляет собой один из видов решений МКТ.

На сегодняшний день Организация приняла 188 конвенций и 199 рекомендаций 312 , которые часто в научной литературе именуют «Международным Трудовым Кодексом», «международными стандартами труда» или «Corpus Juris социальной справедливости» и т. д.

Организации принимает конвенции и рекомендации на МКТ, повестка дня которой составляется АС (п. 1 ст. 14 Устава МОТ), но если Конференция решит большинством в две трети голосов присутствующих делегатов, что какой‑либо вопрос будет обсуждаться Конференцией, то этот вопрос включается в повестку дня следующей сессии (п. 3 ст. 16 Устава МОТ).

Конференция высказывается за принятие предложений по какому‑либо пункту повестки дня, она решает, следует ли придать этим предложениям форму: международной конвенции или рекомендации, если вопрос, стоящий на обсуждении, или какой‑либо его аспект не позволяют принять по нему в этот момент решение в форме конвенции. В том и другом случае большинство в две трети голосов присутствующих делегатов необходимо для окончательного принятия Конференцией конвенции или рекомендации. При выработке любой конвенции или рекомендации для всеобщего применения Конференция обязана считаться со странами, в которых климат, недостаточный уровень экономического развития или другие специфические обстоятельства создают существенно различные экономические условия. Конференция в таком случае предлагает такие изменения, которые она считает необходимыми ввиду особых условий этих стран (ст. 19 Устава МОТ).

Конвенции не подписываются представителями государств. Два экземпляра конвенции или рекомендации подписываются председателем Конференции и Генеральным директором. Один из этих экземпляров хранится в архиве Международного бюро труда, а другой вручается Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для помещения в депозитарий конвенций МОТ. Генеральный директор посылает заверенную копию конвенции или рекомендации каждому члену Организации.

Вступают в силу конвенции МОТ в соответствии с правилами, установленными в заключительных положениях каждой конвенции 313 . Единого порядка вступления в силу конвенции МОТ не установлено. Это сделано для того, чтобы учитывать характер каждой конвенции и соответственно время, необходимое для внесения изменений в законодательства государства‑члена. Наиболее часто применяется правило конвенции МОТ вступают в силу через 12 месяцев после дня регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов МОТ 314 . Тогда конвенция вступает в силу для каждого нового участника через 12 месяцев после регистрации его ратификационной грамоты. Но кроме количества ратификационных грамот, для вступления в силу конвенций иногда требуется, чтобы среди них были ратификационные грамоты определенных государств 315 .

Выход из конвенции МОТ предполагает невыполнение обязательств по конвенции которое оно ратифицировало, а также прекращение некоторых прав и обязанностей, предусмотренных Уставом МОТ. Денонсация осуществляется в форме акта, с указанием причин, который направляется Генеральному директору МВТ для регистрации. О каждой денонсации сообщается Генеральному Секретарю ООН, доводится до сведения АС, а также дается публикация в Официальном Бюллетене. В соответствии с п. 5 ст. 1 Устава МОТ, если государство ратифицировало конвенцию МОТ, то выход из МОТ не освобождает его от обязательств, вытекающих из конвенций или связанных с ней, на период, установленный конвенцией.

Конвенции и рекомендации принимаются для международной защиты трудовых прав человека, как отдельных категорий работников, так и всех работников без разделения на категории, посредством внесения изменений в национальное законодательство, принятие социальных программ, совершенствование национального контроля в сфере труда и т. д. Универсальные акты МОТ (международные стандарты труда) затем становятся основной для разработки и пересмотра международных региональных актов по защите прав человека 316 и находят отражение в основных нормативно‑правовых актах национального законодательства 317 .

В литературе, посвященной теоретическому исследованию МОТ, нет единого мнения о классификации конвенций и рекомендаций 318 . Следует согласиться со специалистами МОТ, что наиболее оптимальным является деление конвенций и рекомендаций на две группы – в зависимости от того какие права нашли в них отражение: на основополагающие или неосновополагающие права человека в сфере труда.

Контрольная функция МОТ. В литературе по международному праву доминирует точка зрения, что институт контроля является одной из гарантий выполнения международных договорных обязательств. Суть и смысл контрольного механизма за соблюдением прав и свобод в сфере труда, гарантированных конвенциями и иными международными актами, состоит в установлении того, как это происходит в законодательстве страны и на практике (in law & in practice) 319 . Это два вида процедур, которые устанавливают степень соответствия принимаемых государствами‑членами мер для достижения целей поставленных в отдельных конвенциях и тем самым оказания помощи странам в выявлении проблем и соответственно внесения предложений о мерах по устранению проблем.

Контрольная функция реализуется через процедуру докладов государств‑членов по конвенциям и рекомендациям. Каждый из членов обязуется представлять ежегодные доклады Международному бюро труда относительно принятых им мер для применения конвенций, к которым он присоединился. Эти доклады будут составляться в такой форме и содержать такие сведения, какие может потребовать Административный совет (ст. 22 Устава). Член Организации обязан сообщать Генеральному директору Международного бюро труда в соответствующие периоды, когда этого потребует Административный совет, о состоянии законодательства и существующей практике в его стране по вопросам, которых касается конвенция, о том, какие меры были приняты или намечены для придания силы любым положениям конвенции путем принятия законодательных или административных мер, коллективных договоров или любым другим путем, и о тех обстоятельствах, которые препятствуют ратификации конвенции или задерживают ее («е» п. 5 ст. 19 Устава).

Кроме вышеуказанной процедуры предусмотрена процедура жалоб о несоблюдении государствами‑членами МОТ принятых обязательств (ст. 24, 26, 27–34 Устава). Любой член Организации имеет право подавать жалобу в Международное бюро труда на любого другого члена Организации, который, по его мнению, не обеспечил эффективного соблюдения конвенции, ратифицированной ими обоими в соответствии с Уставом. Если какая‑либо профессиональная организация предпринимателей или трудящихся сделает Международному бюро труда представление о том, что какой‑либо член Организации не обеспечил должным образом соблюдения конвенции, участником которой он является, Административный совет может передать это представление правительству, против которого оно сделано, и предложить ему сделать по этому вопросу такое заявление, которое оно сочтет уместным. Физическое лицо не может обращаться с жалобой, а только объединение работников или работодателей.

Механизм контроля охватывает в различной степени все основные органы МОТ: МКТ, АС, МВТ, а также и специальные: Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций (КЭ), Комитет Конференции по применению конвенций и рекомендаций (КК), специально создаваемые комиссии по расследованию, Комитет по свободе объединения АС (КСО 320).

Санкций за нарушение принятых государствами на себя обязательств в Уставе МОТ в чистом виде не предусмотрено, таких, например, как в виде исключения из организации или прекращения технического сотрудничества, как это предусмотрено в других специализированных учреждениях ООН. Самой важной санкцией является опубликование решения в случае, если государство не выполняет его. Следует согласиться с О.В. Гликман, что такую позицию МОТ надо расценивать как положительный момент, поскольку с точки зрения защиты прав человека крайние меры не могут быть эффективными, а наоборот, будут иметь только отрицательные последствия 321 .

Функция технического сотрудничества МОТ. Техническое сотрудничество в рамках Организации осуществляется в трех формах: направление миссии прямых контактов, информационно‑просветительская деятельность (Туринский учебный центр (CINTERFOR) 322 , библиотека MOT (ILO Library) 323 , официальный сайт – www.ilo.org), создание многодисциплинарных консультативных групп.

Научно‑исследовательская функция МОТ. Эта деятельность координируется Международным институтом социально‑трудовых исследований (International Institute for Labour Studies) 324 , созданный в 1960 г., входящим в структуру МВТ. МИСТИ содействует анализу политики и общественным дискуссиям в областях, имеющим значение для МОТ и ее трехсторонних партнеров – представителями мира труда, бизнеса и правительства, а также поддерживает постоянное взаимодействие Организации с международными научными и политическими кругами 325 .

И.Я. Киселев еще в 2003 г. писал, что есть все основания полагать, что развитие трудового права обязательно продолжится, поскольку в XXI в. оно преодолеет трудности, заново определит свою нишу, усовершенствует инструментарий и возродится на новой основе. В этом процессе деятельность Международной организации труда по созданию, развитию и пропаганде фундаментальных принципов и международных стандартов в сфере трудоправового регулирования необходима и незаменима. В условиях кардинально меняющего мира не менее важна роль Международной организации труда как международного института, способного оказывать России содействие в адаптации к новым экономическим, политическим и социальным явлениям 326 .

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН , международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений . На 2009 год участниками МОТ являются 182 государства. С года штаб-квартира Организации - Международное бюро труда, находится в Женеве . В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

История создания, развития и задачи МОТ

Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал -демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. . Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

  • Первая - политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальныых проблем эволюционным мирным путем .

  • Вторая - социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества. .

  • Третья - экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

  • Первый генеральный директор и один из основых инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома. В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа.

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма.

МОТ- одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174.. .

Структура МОТ и ее основополагающие документы

Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации.. .

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: Филадельфийская декларация МОТ года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике, а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Филадельфийская декларация МОТ

В 1944 году на сессии в Филадельфии,США Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декрацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

  • В Декларации воплощены следующие принципы:
    • труд не является товаром;
    • свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
    • нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
    • все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Регламент Международной конференции труда

Декларация МОТ 1998 года Об основополагающих принципах и правах в сфере труда

Международная конференция труда МКТ

Административный совет является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета - в марте, июне и ноябре.

В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся). Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира - Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

Международное бюро труда МБТ

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся. Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах. Бюро, руководимое генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона. Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, развитие управления, охрана труда, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся (молодежь, инвалиды).

Методы работы и основные сферы деятельности

Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются

  • разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
  • разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением
  • помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции
  • защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.)
  • борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения
  • содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных
  • разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды
  • содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
  • разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

В своей работе МОТ использует различные методы. Из них можно выделить четыре основных: 1. развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм) 2. разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность) 3. оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством 4. проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам. Трипартизм - основной метод работы МОТ, её отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

Государства - члены МОТ

Австралия Австрия Азербайджан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Афганистан Багамские Острова Бангладеш Барбадос Бахрейн Беларусь Белиз Бельгия Бенин Болгария Боливия Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Буркина-Фасо Бурунди Бывшая Югославская Республика Македония Венгрия Венесуэла Вьетнам Габон Гаити Гайана Гамбия Гана Гватемала Гвинея Гвинея-Бисау Германия Гондурас Гренада Греция Грузия Дания Джибути

Доминика Доминиканская Республика Египет Заир Замбия Зимбабве Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран, Исламская Республика Ирландия Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения Кипр Кирибати Китай Колумбия Коморские Острова Конго Корея, Республика Коста-Рика Кот-д’Ивуар Куба Кувейт Кыргызстан Лаосская Народно-демократическая Республика Латвия Лесото Либерия Ливан Ливийская Арабская Джамахирия Литва Люксембург Маврикий Мавритания Мадагаскар "Малави Малайзия Мали Мальта Марокко Мексика Мозамбик Молдова, Республика Монголия Мьянма Намибия Непал Нигер Нигерия Нидерланды Никарагуа Новая Зеландия Норвегия Объединенные Арабские Эмираты Оман Пакистан Панама Папуа-Новая Гвинея Парагвай Перу Польша Португалия Российская Федерация Руанда Румыния Сальвадор Сан-Марино Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Свазиленд Сейшельские Острова Сенегал Сент-Винсент и Гренадины Сент-Кристофер и Невис Сент-Люсия Сингапур Сирийская Арабская Республика Словакия Словения Соединенное Королевство Соединенные Штаты Америки Соломоновы Острова Сомали Судан Суринам Сьерра-Леоне Таджикистан Таиланд Танзания, Объединенная Республика Того Тринидад и Тобаго Тунис Туркменистан Турция Уганда Узбекистан Украина Уругвай Фиджи Филиппины Финляндия Франция Хорватия Центрально-африканская Республика Чад Чешская Республика Чили Швейцария Швеция Шри-Ланка Эквадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Югославия Южная Африка Ямайка Япония

Россия и МОТ

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА (МОТ)

(справочная информация)

Членство в МОТ - одной из старейших и ведущих международных организаций - позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в том числе малых предприятий, решению проблем занятости.

Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, определяющими его основные направления.

МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений.

С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в региональное бюро по странам СНГ. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии).

Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

Россия активно участвует в работе Всемирной комиссии по социальному измерению глобализации, созданной по инициативе МОТ в 2002 г. (член Комиссии от России - В. И. Матвиенко). В сентябре 2004 г. в Санкт-Петербурге состоялось заседание Национального круглого стола, в котором участвовали представители деловых кругов, организаций охраны труда, государственных структур, законодательных органов власти и общественных организаций. Данный форум был приурочен к опубликованию доклада Всемирной комиссии «Справедливая глобализация: создание благоприятных возможностей для всех».

МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минздравсоцразвития, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. В 2002 г. Генеральный директор Международного бюро труда (МБТ) Х.Сомавиа посетил Москву с официальным визитом, в ходе которого, в частности, встречался с Министром иностранных дел России И. С. Ивановым. Особое значение имела встреча Х.Сомавиа с заместителем Министра здравоохранения и социального развития А. Ю. Левицкой в Женеве во время 95-й сессии МКТ (июнь 2006 г.). В ходе этой встречи была подписана Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2006-2009 гг., которая включила в себя такие направления, как совершенствование законодательства, развитие социального диалога, решение вопросов нелегальной миграции и др. В рамках данной программы в мае 2007 г. состоялся визит в Женеву Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике во главе с Председателем Комитета А. К. Исаевым.

Организация оказала содействие при подготовке встречи министров труда «восьмерки» в Москве в октябре 2006 г. Был, в частности, подготовлен информационный документ МБТ «Экономический рост и достойный труд: усиление взаимосвязи».

Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ. В то же время представляется целесообразным полностью отказаться от технической помощи МОТ и подключиться к участию во внебюджетном финансировании представляющих для нас интерес проектов, прежде всего на пространстве СНГ.

Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций.

В настоящее время, несмотря на благоприятную, в целом, ситуацию, сохраняется ряд конвенций, о выполнении которых России следует своевременно предоставлять отчеты с целью избежания вынесения обсуждения этих вопросов на более высокий уровень. К таким конвенциям относятся следующие:

Вышеупомянутые № 87 и № 98 (среди рекомендаций МОТ - необходимость снятия запрета на забастовки работников почтовой и железнодорожной служб, предоставление более полной информации относительно мер, принятых по отношению лиц, виновных в дискриминации профсоюзов);

Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (требуется реализация постоянного контроля и усиления уголовного и административного наказания за нарушения в данной области);

Конвенция № 100 «О равном вознаграждении» (МОТ интересует статистика по уровню заработной платы мужчин и женщин в частном и государственном секторах экономики);

Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятости» (рекомендуется пересмотреть список о запрете женского труда в 38 промышленных секторах);

Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (МОТ запросил дополнительную статистику по уровню занятости, а также относительно мер правительства для обеспечения полной занятости);

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте» (рекомендация по дополнительной защите несовершеннолетних, работающих без оформления трудового договора);

Конвенция № 182 «Об искоренении наихудших форм детского труда» (необходимость принятия срочных мер для пресечения торговли детьми и наказания виновных).

Кроме того, в ходе 300-й сессии Адмсовета МОТ (ноябрь 2007 г.) была принята жалоба Федерации профсоюзов работников морского транспорта о несоблюдении конвенции № 179 о найме и трудоустройстве моряков.

Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

Генеральные директора МОТ

Период Генеральный директор МОТ Примечание
- Альбер Тома Франция
- Гарольд Батлер Великобритания
- Джон Уайнант США
- Эдвард Филэн Ирландия
- Дэвид Морс США
- Уилфред Дженкс Великобритания
- Франсис Бланшар Франция
- Мишель Хансенн Бельгия
март - настоящее время Хуан Сомавия Чили

События

  • . На Конгрессе Священного Союзав Ахене, Германия , английский промышленник Роберт Оуэн настаивает на ведении положений о защите трудящихся и создании комиссии по социальным вопросам.
  • - . Жестоко подавлены два восстания ткачейна шелкопрядных фабриках в Лионе .
  • 1838 −1859. Французский промышленник Даниэль Легран подхватывает идеи Оуэна.
  • 1864 В Лондоне основан 1-й Интернационал «Международное товарищество рабочих»
  • 1866. Конгресс 1-го Интернационала требует принятия международного трудового законодательства.
  • 1867. Публикация первого тома труда Карла Маркса «Капитал».
  • 1833-1891. Принятие в Германии первого в Европе социального законодательства.
  • 1886. Хеймаркетское восстание. 350 тысяч трудящихся бастуют в Чикаго, требуя 8- часового рабочего дня, это выступление было жестоко подавлено.
  • 1889. В Париже основан 2-ой Интернационал трудящихся.
  • 1890 Представители 14 стран на встрече в Берлине выдвигают предложения, которые повлияют на национальное законодательство по труду ряда стран.
  • 1900. На конференции в Париже создано первое объединение защиты трудящихся.
  • 1906. На конференции в Берне принимаются две международных конвенции - об ограничении использования токсичного белого фосфора в производстве спичек и запрещении ночного труда женщин.
  • 1919. Рождение МОТ.Первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая устанавливает 8 часовой рабочий день и 48 -часовую рабочую неделю.
  • 1925 Принятие конвенций и рекомендаций по социальному обеспечению.
  • 1927. проходит первая сессия Комитета экспертов по применению Конвенций.
  • 1930. Принимается конвенция о постепенной отмене принудительного и обязательного труда.
  • 1944. Филадельфийская декларация подтверждает основные цели МОТ.
  • 1946. Мот становится первым специализированным агентством, ассоциированным с ООН.
  • В году МОТ была присуждена Нобелевская премия мира .

Ссылки

  • Официальный сайт МОТ (англ.)
  • База данных международных трудовых стандартов МОТ (англ.)
  • Официальный сайт Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии (англ.)

Примечания

«„Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости“. Это заявление, открывающее преамбулу к Уставу МОТ, четко и недвусмысленно возлагает на МОТ важнейшую роль в деле поддержания мира», - пояснил представитель МОТ в Нобелевской лекции. «Оно свидетельствует о том, что основатели нашей организации в 1919 году были убеждены в наличии неразрывной связи между социальной справедливостью в странах и международным миром, а также в том, что эта связь столь сильна и существенна, что из нее со всей очевидностью вытекала необходимость того, чтобы организация, занимающаяся вопросами труда, создавалась в качестве неотъемлемого элемента новой организационной структуры поощрения и защиты мира во всем мире после Первой мировой войны».

«Терпеливо, без пафоса, но небезуспешно»

Латинское изречение «Нет мира без правосудия» отражает важнейшую нравственную идею, являющуюся основой для Международной организации труда (МОТ). Присуждение Нобелевской премии мира за 1969 год этому специализированному учреждению ООН - признание успешного претворения им в жизнь этой идеи.

МОТ, созданная в 1919 году после социальных и политических катаклизмов, которыми сопровождалась Первая мировая война, получила эту премию 11 декабря 1969 года, в пятидесятую годовщину с момента ее основания, что явилось признанием полезности ее деятельности, на основе положения Преамбулы к ее Уставу, где говорится, что «всеобщий и прочный мир может быть обеспечен только на основе социальной справедливости». Генеральный директор МОТ Дэвид Морс в речи после вручения премии, которую он произнес от имени этой организации, подытожил характерную для нее позицию так: «Несмотря на политические катаклизмы, провалы и разочарования последних пятидесяти лет, МОТ терпеливо, без пафоса, но небезуспешно предпринимала усилия с целью создания инфраструктуры мира».

Радикальные экономические и социальные изменения эпохи индустриализации не только обеспечили беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Европе, но и привели к созданию многочисленного и активного рабочего класса, часто вступавшего в конфликт с правящими классами. Сам Альфред Нобель боялся социальной революции и предупреждал в 1892 году об опасностях «новой тирании остающихся незамеченными», и об угрозе, представляемой ею для мира во всем мире. Лауреат первой Нобелевской премии мира за 1901 г. Фредерик Пасси также призывал к осуществлению социальных реформ как основы международной стабильности и мира.

МОТ, созданная на основе реформаторского и социалистического мышления XIX - начала XX вв. в Европе, сумела стать инструментом сотрудничества и диалога между рабочими и их правительствами, предоставив различным силам важный форум для встреч. Эта организация, помогающая обезвреживать «опасные взрывчатые вещества, таящиеся в глубинах общества», дала миру идею индустриального диалога. Изменение соотношения политических сил в мире после Второй мировой войны стимулировало расширение целей этой организации, и в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

На начальных этапах деятельности МОТ ее главной задачей было «наведение мостов между богатыми и бедными в отдельных странах». В ее Уставе был сформулирован принцип трипартизма, содействующий организации диалога между правительствами, работодателями и работниками с целью урегулирования конфликтов и улучшения условий труда. Под патронажем и руководством МОТ профсоюзы и организации работодателей выработали последовательные и эффективные позиции. После Второй мировой войны задачи этой организации вышли за пределы национальных границ, и она стала «наводить мосты» в отношениях между богатыми и бедными странами, содействуя сотрудничеству между ними в областях, связанных с торговлей и трудовыми отношениями.

Создание Центра современной профессионально-технической подготовки - одна из ценных инициатив МОТ, проводящаяся в жизнь в рамках местных ограничений в каждой из стран. Она укрепляет развивающиеся страны, предоставляя им ресурсы, ноу-хау в технической и управленческой областях, и способствует созданию институциональных и административных структур, необходимых для современной государственности и миростроительства. Она оказывает постоянное влияние на законы в сфере социального обеспечения в каждой отдельной стране, что вносит ценный вклад в международные законы.

МОТ занимается главным образом принятием международных трудовых стандартов, разработкой международной политики и программ, направленных на обеспечение основных прав человека; улучшением трудовых и жилищных условий и повышение занятости, вопросами профессиональной безопасности, защиты рабочих-мигрантов, и установлением надлежащей минимальной заработной платы. Она также наделена мандатом на оказание технической помощи развивающимся странам, конечная цель которой - формирование международной программы занятости, а также создание норм и обеспечение технического сотрудничества на основе интенсивных программ исследований, подготовки, обучения и публикаций.

Работая в сотрудничества с другими специализированными учреждениями ООН, такими, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и получая финансовую поддержку ООН, МОТ реализует в развивающихся странах исследовательские проекты в областях сельского хозяйства и промышленности с главной целью решения хронических проблем безработицы и неполной занятости. Она оказывает содействие в осуществлении аграрных реформ, сельскохозяйственных проектов, в областях индустриализации, общественных работ, в разработке программ подготовки и руководства профессиональным обучением, в выборе возможностей для инвестиций, в развитии торговли и др.

Если первоначальной целью МОТ была выработка международного законодательства с целью защиты рабочих от эксплуатации и несправедливых условий труда, то сейчас эта организация стала инструментом содействия принятию эффективных мер, гарантирующих соблюдение основных прав человека, таких, как свобода собраний, свобода от принудительного труда и дискриминации и обеспечение экономического развития.

«Все люди, независимо от расы, убеждений и пола, имеют право добиваться материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей. Обязанностью МОТ является изучать и рассматривать всю международную и финансовую политику и меры в свете этой основной цели». Эти слова из Филадельфийской декларации МОТ определяют взаимозависимость экономической и социальной политики и подчеркивают их неразрывную связь с делом мира.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то