Выборы в государственную думу партии. Что стало с Госдумой. Не в эту кампанию

18 сентября 2016 года в России – единый день голосования. В этот день в РФ пройдут выборы в Госдуму по новым правилам . В Россию возвращается пусть частично, наша народная забава – выборы. Наш любимый кандидат «против всех», выборы в Государственную думу по одномандатным округам, снижается проходной барьер для политических партий с 7% до 5 %, всенародный праймериз от партии «Единая Россия и ещё много новшеств. Эх, не зря нашу Государственную думу в народе «принтером» зовут. К каждым новым выборам столько всего непонятного появляется, что только успеют разобраться потенциальные кандидаты, глядишь, и выборы уже прошли! Попробуем популярно рассказать обо всех новостях на выборах 2016 года . Вдруг, это Ваш шанс, товарищ новый, молодой, умный, совестливый кандидат! Или наш общий шанс понять: кого выбираем и какая нам от этого будет польза.

Говорят, будто в 2016 году на выборах в Государственную думу РФ, могут попробовать свои силы и новые кандидаты . Во всяком случае, встречаясь с Палатой молодых законодателей при российском Сенате Валентина Матвиенко обратилась к молодежи с популистским призывом: "Надо обновлять политические элиты. Вы имеете все шансы, особенно если пойдете по одномандатным округам". Звучит многообещающе.
Однозначно, в России, чтобы стать депутатом Госдумы все-таки надежнее быть сыном Жириновского или хотя бы зятем какого-нибудь федерального министра.
Стоит ли пробовать не имея железной протекции? Давайте разберемся. С чего начать, если вы все же решили попробовать стать депутатом Госдумы? Начнем с главного. Что такое Государственная дума Российской федерации и как стать депутатом Госдумы, если очень хочется.

Выборы в Госдуму в 2016 году. Что надо знать кандидату?

18 сентября 2016 года в России пройдут выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 7 созыва . Для начала стоит вооружиться самыми простыми сведениями о том, что это такое Государственная дума РФ и чем она занимается?

Госдума РФ — это нижняя палата Федерального собрания, высший законодательный орган власти в России, верхняя палата это Совет Федерации. В 2016 году на выборах 18 сентября будет сформирован 7 созыв Госдумы. Первый созыв Государственной думы был сформирован вместе с Советом Федерации 12 декабря 1993 года сроком на два года по переходным положениям принятой тогда Конституции РФ. Далее выборы депутатов проходили в Государственную думу в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Дума первого созыва была избрана на 2 года, дума со 2 по 5 созыв избиралась на четыре года. Потом законодательство, как у нас принято, изменили в очередной раз и Госдума 6 созыва избиралась уже на 5 лет. 18 сентября 2016 года новые депутаты Госдумы будут избраны также на 5 лет по смешанной избирательной системе . Разберемся что это такое?

Итак, Госдума РФ состоит из 450 депутатов. С 2016 года возвращена система формирования Госдумы одновременно по спискам политических партий и в результате выборов по одномандатным округам . 18 сентября 2016 года избиратели будут голосовать по двум бюллетеням: за партийный список и за отдельного кандидата в одномандатном округе. Такая система в России уже действовала в 1993—2003 годах, потом была отменена и дума дважды, в 2007 и 2011 годах, избиралась только по партийным спискам. В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов Госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер для партий был 7 % от числа проголосовавших избирателей.
Начиная с 2016 года, снова возвращается смешанная избирательная система . Половина депутатов будет избираться по спискам политических партий. Право на мандаты партия получит только в случае, если за неё на выборах 18 сентября проголосует не менее 5% от общего количества проголосовавших избирателей.
Вторая половина депутатов - ещё 225 человек будет избрана по одномандатным округам в один тур, это так называемая мажоритарная система. Для получения мандата кандидату в одномандатном округе надо набрать простое большинство голосов. За кого больше всего проголосовало, тот и депутат.
Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порога явки нет. Даже если на выборы придет десяток избирателей, выборы будут признаны законными. Но есть небольшая засада - к нам возвращается любимый некогда россиянами кандидат «против всех». Если «против всех» проголосует больше всего избирателей, то выборы придется проводить снова.
Продолжим новостями. Так, что нового в законодательстве о выборах в Государственную думу появилось к 2016 году?

На выборах в Госдуму снова появились одномандатные округа.
Что значит «лепестковая» модель формирования одномандатных округов?

Итак, Центризбирком разделил страну на 225 избирательных округов , учитывая границы регионов. В каждом российском регионе образовано не менее одного округа. Для нарезки округов рассчитана единая норма представительства (ЕНП): число всех россиян, достигших возраста избирателя (таких граждан на лето 2015 года у нас насчитали всего 109 902 583 человек) разделили на 225 будущих мандатов и получили необходимое число избирателей для одного округа – это 488 455 человек. Значит в основном на один мандат приходится чуть менее полумиллиона избирателей. Но есть регионы, которые получат мандат для своего депутата и с меньшим количеством избирателей. Важное новшество - каждый регион гарантированно получит своего депутата, независимо от количества избирателей, проживающих в нем. Поэтому количество избирателей на один мандат в некоторых регионах меньше, чем стандартное в 488 455 человек.
В результате получилось: Москва – 15 округов; Московская область – 11 округов; Санкт-Петербург и Краснодарский край по 8 округов. Крым – 4 округа. Остальные 32 региона по одному округу, 26 регионов — по два округа, 6 регинов — по три округа, 10 регионов — по четыре округа, 3 региона — по 5 округов, 2 региона — по 6 округов, ещё 12 регионов— по 7 округов, 2 — по 8 округов.
Ввели очень спорный принцип формирования одномандатных округов – «лепестковая» модель , при которой в большинстве регионов разорвали существовавшие ранее при смешанной системе выборов округа. Крупные города поделены на части, к каждому округу присоединены сельские территории. В Пермском крае таких «лепестков» получилось 4 штуки. Так выглядит нарезка одномандатных округов по выборам в Госдуму в 2016 году в Пермском крае :

В деталях «Лепестковая нарезка» для Пермского края выглядит таким образом: в три округа частично вошла Пермь, к каждому округу прикреплены дополнительно сельские территории. В четвертом округе городские избиратели - это Березники, Кудымкар и Соликамск.
Ранее, напомним, Прикамье представляли в Госдуме пять депутатов.

В выборах 2016 активное участие примет кандидат «против всех»?

Голосование за «кандидата «против всех» - это прежде всего протестное голосование, уровень его в России всегда был довольно высоким, осенью 2016 года, возможно, он был бы одним из самых популярных кандидатов. Во всяком случае, опрос "Левада-центра" ещё в январе 2014 года, до начала обвала рубля и глубокого экономического кризиса в РФ показал, что 74% респондентов поддерживают возвращение господина кандидата «против всех». Глас народа якобы был услышан и в мае 2014 года был принят соответствующий закон. Но получилось у нас как всегда. Закон есть, а "кандидата против всех" как не было, так и нет.

Графа "против всех" будет обязательной на выборах в Государственную думу РФ? Пока нет, во всяком случае не на этих выборах.

Возвращать ли эту графу в бюллетени на муниципальных выборах будут решать сами регионы. В Пермском крае, например, в 2016 году на муниципальных выборах кандидат «против всех» участвовать не будет.
Против всех кандидатов, или кандидат «Против всех» — обычно этот последний пункт в бюллетенях для голосования привлекает на выборы избирателей, желающих выразить свой протест против выборов. В РФ голосование «против всех» ранее применялось начиная с 1991 года, потом было отменено с 2006 года, а мае 2014 года Госдума вернула графу «против всех», но не выборах в Госдуму.

Кстати, этот зловредный кандидат не единожды выигрывал выборы в России. Например, на выборах главы Курганинского района Краснодарского края 5 декабря 2004 года был зарегистрирован максимальный процент голосов «против всех» — 65,55 %!

«Единая Россия» проведет всех своих кандидатов через праймериз.
А что такое праймериз? И каков порядок проведения праймериз от «Единой России» 22 мая 2016 года.

Пра́ймериз – это отборочные или предварительные выборы, на которых выбирается один кандидат от политической партии. Цель «праймериз» из числа претендентов выбрать лучших, самых сильных и популярных кандидатов для участия в выборах.
Секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов на съезде «ЕР» 5 февраля 2016 года разъяснил, как будут проходить праймериз от «Единой России 22 мая 2016 года .

1.Праймериз будут организовывать партийные оргкомитеты. До 10 февраля в каждом регионе должен быть создан оргкомитет. Если в регионе несколько уровней выборов, комитет будет единым. Праймериз будет одновременно проводиться для кандидатов на всех уровнях выборов.
2. Желающим участвовать в праймериз надо будет зарегистрироваться в качестве участника. Участником праймериз от «ЕР» может быть практически любой гражданин РФ, не состоящий в других политических партиях и поддерживающий политику партии «Единая Россия». Регистрация участников прайиериз пройдет с 15 по 21 апреля . Оргкомитет в течение пяти дней должен будет или зарегистрировать участника или дать мотивированный отказ. Заявки принимаются только от самовыдвиженцев.
3. Губернаторам не рекомендовали участвовать. «В праймериз нет необходимости принимать участия губернаторам, — пояснил принципиальный вопрос Неверов. — Как правило, они обладают поддержкой свыше. Когда губернатор заявляется, все начинает диссонировать. Если такое решение будет необходимо, мы обсудим его в дальнейшем».
4. Зарегистрированные участники будут агитировать избирателей как на выборах. Все по-взрослому: все агитационные материалы участники обязаны будут согласовывать с «ЕР», даже если они не являются членами партии; во время агитации запрещены экстремизм и денежный подкуп.
5. Все участники праймериз обязаны участвовать в дебатах. Каждый, как минимум, в двух. Начиная со 2 апреля по 15 мая каждые выходные в округах будут организованы дебаты участников праймериз . «Дня тишины» не будет, агитировать можно вплоть до 22 мая.
6. 22 мая потенциальные избиратели будут приглашены проголосовать в своем округе с 8:00 до 20:00. Для голосования будет организовано 20 тысяч участков по всей стране. Будут изготовлены специальные бюллетени с многократной усиленной защитой. Бюллетени планируют отправить в регионы до 15 мая. Каждый избиратель может проголосовать только один раз.
7. Голосование будет рейтинговым, то есть «У человека может быть несколько лидеров. Поэтому, количество голосов может быть больше, чем избирателей, — сказал Неверов, а это, отметил партийный функционер, одно из самых скользких мест праймериз, которое может стать основой для фальсификаций. Голосование будет тайным.

Победители праймериз получат возможность зарегистрироваться на выборах без сбора подписей от партии "Единая Россия" по партийным спискам или в одномандатных округах.

Как стать депутатом? Что значит пойти на выборы по партийным спискам?

В Госдуму в 2016 году стало гораздо сложнее попасть по партийным спискам.
Итак, по единому федеральному округу партии будут выдвигать свои списки кандидатов, которые будут состоять из одной федеральной группы кандидатов (не более 10 кандидатов), и нескольких региональных групп, не менее 35 групп, всего кандидатов в региональных списках может быть от 200 до 400 человек.
Без сбора подписей выставить и зарегистрировать своих кандидатов имеют право следующие партии: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Родина, Патриоты России, Коммунисты России, Российская партия пенсионеров за справедливость, Зелёные, Гражданская Сила, Правое дело, Гражданская платформа, Яблоко, ПАРНАС. Список достаточно длинный, так что кандидатов хватит на всех. Но мандаты получат далеко не все, выдвинувшиеся от политических партий без сбора подписей.
Самый верный путь стать депутатом Госдумы – войти в первую тройку кандидатов от любой «парламентской» партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». Стоит дорого, но гарантия обычно – 100%. Можно выдвинуться в первой тройке федерального списка от партии, которая получила на последних выборах в Госдуму более 3% голосов избирателей - это «Яблоко». Шанс не 100%, но все же есть. Можно выдвинуться без подписей от партии, которая провела своего депутата хотя бы в один региональный законодательный орган - это партии «Патриоты России», «Правое дело» и «Гражданская платформа». Выдвинуться то можно, но получить мандат шансов меньше.

Стоит отметить, что возвращение на выборы смешанной системы и одномандатных округов снизило шансы попасть в думу по партийным спискам выше перечисленных партий для многих желающих. Поэтому партии уже планируют немного «дурить» своих избирателей с партийными списками кандидатов. В списки включат и одномандатников, что повысит их шансы получить мандат и одновременно даст партиям шанс протащить за счет самых лучших кадров и «непроходных» кандидатов. Как обычно возглавят списки так называемые «паровозы», самые популярные кандидаты, но не факт, что именно они станут депутатами. Часто бывает, что после выборов первые в списке отказываются от своих мандатов и за счет этих отказников в думу проходят те личности из конца списка, которые известны только авторам таких списков и за которые бы никто и никогда не проголосовал.
В каждом одномандатном округе одна партия из выше приведенного списка может выставить одного кандидата без сбора подписей.
Попробовать провести своих кандидатов Госдуму могут и новые партии. Но им придется гораздо труднее. Новым партиям для регистрации партийного списка нужно будет собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом в разных регионах, в одном регионе не более 7 тысяч подписей.

Как зарегистрироваться самовыдвиженцу на выборах в Госдуму в 2016 году?
Можно попробовать самый трудный путь стать депутатом Госдумы – зарегистрироваться в качестве самовыдвиженца.

Кто может стать кандидатом в депутаты Госдумы?
Да почти любой гражданин РФ, если верить Конституции. Для этого надо чтобы кандидату было не менее 21 года; постоянно проживать в России и иметь российское гражданство. Есть и ограничения.Кандидатом в депутаты Госдумы не могут быть следующие граждане:
- осужденные за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость; за совершение тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена в течение10 лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение особо тяжкого преступления, судимость которых снята или погашена в течение 15 лет со дня снятия или погашения судимости; осужденные за совершение преступления экстремистской направленности и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость;
- граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда о лишении их права занимать государственные должности в течение определенного срока.

Граждане, признанные судом недееспособными;
- находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
- граждане, имеющие гражданство другого государства либо вид на жительство в иностранном государстве.

Самозванцу, то есть самовыдвиженцу придется попотеть, и выполнить грандиозную работу: собрать не менее 3 процентов подписей от 498 тысяч избирателей, это почти 15 000 подписей . В округе с численностью до 100 тысяч избирателей (такие есть в малонаселенных отдаленных регионах) придется собрать более 3000 подписей, это уже проще.

Финансирование выборов. Где взять деньги?

Выборы в Госдуму в 2016 году будут стоить по предварительным подсчетам порядка 14,3 млрд руб . Раньше выборы были дешевле – в 2011 году выборы в Госдуму обошлись бюджету в 7,2 млрд руб. Если учесть инфляцию и постоянное падение рубля, можно предсказать, что выборы 2016 года могут и подорожать.
Политические партии потратят на выборы громадные суммы. Фонды партий наполовину формируются из собственных средств партии, наполовину на так называемые добровольные пожертвования. Партия не может потратить официально на выборы более 700 миллионов рублей, в отдельных регионах от 15 до 100 миллионов рублей в каждом в зависимости от числа избирателей.
Предельный фонд одного кандидата в депутата Госдумы не более 15 миллионов рублей - это официально. Ну, естественно, будут тратить больше, используя неучтенные избирательными фондами наличные деньги.

Выборы 2016 года обещают сделать максимально открытыми и прозрачными.

Представители СМИ будут иметь возможность фотографировать и делать видеосъемку в помещениях для голосования. Журналисты получат возможность получить заверенные копии протоколов с результатами голосования.

Интересно, что в связи с нововведениями выборы могут превратиться в постоянную народную забаву. Могут увеличиться расходы на выборы из госбюджета, так как если депутат-одномандатник по какой-либо причине прекращает полномочия депутата, то по его округу нужно будет проводить повторные выборы.
Во всяком случае выборы 2016 года обещают быть интересными !

=========================================

В.В. Путин в ГД РФ. Все депутаты ГдРФ на рабочих местах:

В.В. Путина в в ГД РФ нет. ГД РФ опустела:


Депутаты ГД РФ слиняли со своих рабочих мест с "зарплатой" около половины миллиона рублей в месяц и пенсий по 75% от этой "зарплаты", не говоря о массе благ - писанных и неписанных.

ЦИК зарегистрировал список кандидатов из 14 партий в Госдуме Зарегистрированными оказались списки тех российских партий, которые освобождены от необходимости собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения своих списков и кандидатов-одномандатников. Те партии, кому нужно было собрать для участия в выборах подписи, из-за разного рода недочетов не допущены к выборам.

МОСКВА, 12 авг - РИА Новости. Центральная избирательная комиссия РФ отказала в регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого партией "Великое отечество" на в Госдуму седьмого созыва, поскольку у партии оказалось недостаточно достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения.

Партии "Великое отечество" для участия в выборах необходимо было собрать подписи в поддержку выдвижения списка, по закону их должно быть не менее 200 тысяч. Партия в установленный срок предоставила в ЦИК нужное количество подписей вместе с другими документами. ЦИК, произведя случайную выборку, проверял достоверность собранных ими подписей.

ЦИК зарегистрировал федеральный список "Единой России" на выборах в Госдуму Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала федеральный список кандидатов от партии "Единая Россия" на выборах в Госдуму седьмого созыва, соответствующее постановление ЦИК принял на заседании в пятницу.

Как отмечено в постановлении ЦИК, партия представила 200 963 подписи, для проверки было отобрано 40 тысяч, из которых в результате проверки 5 580 подписей, то есть 13,95% от числа проверенных, было признано недостоверными или недействительными. При этом основанием для отказа в регистрации является выявление 5 и более процентов таких подписей.

Центризбирком принял решение "отказать в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Великое отечество", в связи с выявлением 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов", указано в постановлении комиссии.

ЦИК отказал "Союзу труда" в регистрации партийного списка ЦИК отказал "Союзу труда" из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей в поддержку, а также из-за допущенных нарушений закона при выдвижении партийного списка, заявили на заседании ЦИК.

К настоящему моменту свои федеральные списки зарегистрировали 14 партий. Эту процедуру ранее уже прошли ЛДПР, "Справедливая Россия", "Гражданская платформа", "Патриоты России", экологическая партия "Зеленые", Партия роста, КПРФ, Партия народной свободы (ПАРНАС), "Гражданская сила", "Коммунисты России", "Яблоко", "Родина", " Единая Россия" и Российская партия пенсионеров за справедливость. Все они не должны были собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения своих списков и одномандатников.

Партия "Воля" ранее получила отказ в регистрации федерального списка, поскольку не сумела собрать необходимое количество подписей, а "Родной партии", которой также нужно было собирать подписи, ЦИК отказал из-за отсутствия необходимых для регистрации списка документов.

Выборы в Думу седьмого созыва пройдут 18 сентября по смешанной системе: 225 депутатов будут избраны по партийным спискам (пропорциональная система) и 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система).

Госдума приняла в первом чтении проект закона о совмещении единого дня голосования с федеральными парламентскими выборами в третье воскресенье сентября, начиная с 2016 года. Инициатива была внесена на рассмотрение нижней палаты в июне спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, а также лидерами трех парламентских фракций Владимиром Васильевым ("Единая Россия"), Владимиром Жириновским (ЛДПР) и Сергеем Мироновым ("Справедливая Россия").

Как отмечае т ТАСС , документ был предложен одновременно с инициативой о переносе думских выборов с декабря на 3 воскресенье сентября, которую депутаты приняли в конце весенней сессии. "Этот законопроект объединяет малые выборы с большими. Это техническая часть", - заявил, представляя инициативу на заседании один из ее авторов Владимир Жириновский.

В настоящее время единый день голосования проводится во второе воскресенье сентября. Проектом предусматривается возможность совмещения очередных выборов депутатов Государственной Думы, которые должны пройти в третье воскресенье сентября, с единым днем голосования. Таким образом, единый день голосования пройдет в 2016 году не 11 сентября, а 18 одновременно с федеральными парламентскими выборами.

Как пояснил ранее глава профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин ("Единая Россия"), "в настоящее время мы говорим о том, что голосование на выборах в Госдуму в 2016 году совпадет с единым днем голосования". "Что касается единого дня голосования вне думских кампаний, то он остается во второе воскресенье сентября", - добавил парламентарий.

википедия

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на территории всей Российской Федерации 18 сентября 2016 года в единый день голосования . .

Выборы пройдут по смешанной избирательной системе : из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а ещё 225 - по одномандатным округам (мажоритарная система). Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % барьер , а кандидатам в округах - простое большинство голосов. Прежде смешанная система применялась на выборах , , и годов.

На 1 июля 2015 года в Российской Федерации (включая Республику Крым и город Севастополь) было зарегистрировано 109 902 583 избирателей, а с учётом зарегистрированных за пределами РФ и в городе Байконур - 111 782 877 избирателей . Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог явки не установлен.

Дата проведения выборов

Начиная с весны 2015 года депутатами Госдумы VI созыва рассматривался вопрос о переносе выборов с 4 декабря 2016 года на более ранний срок. В числе возможных дат досрочных выборов назывались второе и третье воскресенья сентября, а также октябрь 2016 года. По мнению многих оппозиционных политиков, а также политологов и журналистов, эта инициатива объясняется желанием российских властей не допустить победы неподконтрольной Кремлю оппозиции, в частности, партии РПР-ПАРНАС . Опыт единых дней голосования , которые в РФ начиная с 2013 года проводятся во второе воскресенье сентября, показывает, что в это время года многие избиратели просто физически не доходят до избирательных участков, так как отдыхают на дачах . А те, что доходят, предпочитают делать выбор в пользу Единой России , КПРФ , ЛДПР или Справедливой России , так как большая часть агитационного периода приходится на летние отпуска, когда у большинства избирателей нет ни времени, ни сил, ни желания узнавать что-либо о кандидатах и партиях, и в результате они предпочитают голосовать «по старинке». В свою очередь, один из сторонников этой инициативы, председатель генсовета партии Единая Россия Сергей Неверов говорит о том, что власть лишь хочет того, чтобы выборы состоялись до того момента, когда госдума будет принимать бюджет на следующий год. Во второй раз Государственная дума будет избираться сроком на пять лет. Как и в 1993-2003 годах, выборы будут проводиться по смешанной системе : половина депутатов будет избрана от партийных списков при 5-процентном барьере, а другая половина - по одномандатным округам в один тур.

Избирательное законодательство

Согласно действующему законодательству выборы в Государственную Думу проходят по смешанной системе. Это означает, что голосовать можно будет и за партийный список, и за кандидатов в одномандатных округах. По одномандатным округам будет избираться ровно половина численного состава Госдумы - 225 человек .

Партийный список допускается до распределения депутатских мандатов в том случае, если за него проголосовало более 5 % избирателей от числа тех, что приняли участие в голосовании. Впоследствии парламентские партии смогут без сбора подписей выдвигать своих кандидатов на выборах президента России. При этом все партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов получают ряд государственных льгот и привилегий: прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ, которые состоятся не позднее, чем следующие выборы в Госдуму; возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов. 5 декабря 2014 года депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко внёс законопроект № 670120-6 о снижении проходного барьера для политических партий с 5 до 2,25 % ; на него есть 1 положительный и 2 отрицательных отзыва региональных парламентов . До выборов напрямую допускаются партии, получившие от 3 % голосов на прошлых думских выборах и те, что представлены хотя бы в одном из региональных парламентов РФ. На сегодняшний день к таким относятся: Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР, Яблоко ; Патриоты России , Правое дело , РПР-ПАРНАС, Гражданская платформа ,Коммунисты России , Российская партия пенсионеров за справедливость , Родина , Гражданская сила и Зелёные . Либеральные партии обещали организовать коалицию и идут к этому . Открытая Россия , Партия прогресса , РПР-ПАРНАС, Либертарианская партия России и ещё ряд партий подтвердили это .

Кто остался не вместе с нами? Осталась единственная организация – это партия «Яблоко», которая пока не приходит на наши координационные встречи и

консультации. Но они нам говорили о том, что, видимо, в будущем и они, возможно, присоединятся. Мы не закрываем для них дверь. Те организации, которые

осознают немедленную необходимость консолидации и превращения себя из «пятой колонны» в первую колонну, в альтернативу власти, – они все это решение

приняли. На нашей конференции 18 апреля все представители этих организаций были, и они сделали соответствующие заявления, и мне были уже переданы

бумаги об этом, ими подписанные. Поэтому мы весьма удовлетворены тем, как прошла наша работа последнего месяца по проведению консультаций и выработке

единой платформы. - Михаил Касьянов .

Что будет к 18 сентября 2016 года пока вряд ли кто знает..

Схема одномандатных округо в

Всю территорию РФ Центризбирком разделил на 225 избирательных округов с учётом границ субъектов федерации. На территории каждого субъекта образовано не менее одного округа. Для нарезки округов высчитывалась единая норма представительства (ЕНП): число всех избирателей по данным на лето 2015 года - 109 902 583, разделили на 225 думских мандатов и получили число 488 455. Затем количество избирателей в каждом регионе страны разделили на норму представительства. Полученное число - количеством мандатов, которые получает субъект федерации .

2 сентября 2015 года Центризбирком обнаровал нарезку одномандатных округов. Больше всего округов получили Москва (15), Московская область (11), Санкт-Петербург и Краснодарский край (по 8). В присоединённом Крыму будет создано 4 одномандатных округа: 1 в Севастополе и 3 в Республике Крым. В 32 субъектах - по одному округу, в 26 субъектах - по два округа, в 6 субъектах - по три округа, в 10 субъектах - по четыре округа, в трёх субъектах - по 5 округов, в двух субъектах - по 6 округов, ещё в двух субъектах - по 7 округов, ещё в двух - по 8 округов. Самым малочисленным оказался избирательный округ на территории Ненецкого автономного округа - около 33 тысяч человек. Самым людным получился округ в Астраханской области - 747 тысяч.

Госдума должна утвердить проект нарезки округов до 5 декабря 2015 .

Социология

Заливка серым цветом означает преодоление партией пятипроцентного барьера, необходимого для получения мест в Госдуме.

Опрос Дата Единая КПРФ ЛДПР Партия

прогресса

Гражданская

платформа

Справедливая Яблоко Другие/

ВЦИОМ

2015

58,8 6,4 5,1 - - 3,9 - 1,8
ВЦИОМ

2015

58,4 5,9 7,0 - - 5,4 - 1,5
ВЦИОМ

2015

57,9 6,3 4,8 - - 3,9 - 1,7
ВЦИОМ 26 июля 56,4 6,6 5,6 - - 3,3 - 2,7

Левада-

центр

апрель

2015

63 17 7 1 4 2 <1 5

Левада-

центр

март

2015

69 14 5 1 1 3 <1 5

Левада-

центр

февраль

2015

68 14 8 1 3 4 <1 2

Левада-центр

январь

2015

66 10 10 <1 1 3 2 9

Центром научной политической мысли и идеологии (Центр Сулакшина) проведена математическая реконструкция истинных, научно обоснованных итогов голосования.

Математика дает путь доказательства не только самого факта фальсификаций, но и его масштаба, характера и организованности управления процессом фальсификаций, и, кроме того, позволяет реконструировать истинные результаты голосования; результаты и по явке, и по количеству голосов, реально полученных партиями и кандидатами, как «заметались» следы массовых нарушений.

I. Методология анализа

Исходными данными для анализа являются официально опубликованные на сайте ЦИК России данные по всем более 95000 избирательным участкам.

Методология выявления истинности выборов основана на следующих принципах.

Если же распределение отклоняется от гауссоиды - значит произошло вмешательство в выборы (рис.2).

Выборы в Госдуму 2016г. (партийный список)

Рис.2 Черным закрашено отклонение от гауссоиды в пользу кандидатов (партий) от власти – «Единой России». Соотношение черной площади под кривой и белой – под гауссоидой - дает коэффициент фальсификаци

Предпочтения гражданами разных партий или кандидатов при «честных» выборах от явки не зависят. Если видно гауссово «честное» облачко голосов, но на возрастающих явках рост голосов в пользу кандидата и партии от власти и падение голосов за оппозицию – значит это однозначно фальсификация, что ясно видно на примере выборов 2016 в Пензенской области (рис. 3).

Рис.3 Честное «облачко» оппозиции выше «облачка» партии «Единая Россия». Остальное накидано и приписано в пользу партии «Единой России» и в убыток оппозиции

Если на множестве участков в регионе результат у партии власти одинаков с точностью до сотых долей процента, то это значит, что была дана команда «получить» именно такой результат. Особенно это ясно видно в Саратовской области для партии «Единая Россия» на 100 участках – результат 62,15% .

Если коэффициенты фальсификаций по регионам России со статистической точностью совпадают как для фальсификаций итогов по партийному списку так и по мажоритарным округам, то это доказывает централизованный х арактер управления фальсификациями.

II.Масштаб фальсификаций на выборах Государственной Думы 2016

Официальные результаты выборов 18 сентября 2016 года в Государственную Думу, опубликованные ЦИК России, таковы.

Явка по данным ЦИК России составила 47,88%.

Опираясь на изложенную выше методологию математической реконструкции, проанализируем итоги голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года и выявим реальные их результаты.

Как видно из приведенных данных, гауссово «облачко» как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам свидетельствует, что «честная» явка реального голосования составляет 35%, но никак не 47,88%, зафиксированного ЦИК России.

Таким образом, на основе научной методологии математической реконструкции анализа итогов голосования на выборах Государственной Думы РФ 18 сентября 2016 года первый вывод таков: в органическом гауссовом облачке голосов средняя явка составила 35% для обоих видов голосования. Увеличение официальной явки до 47,88%, зафиксированной ЦИК России, недостоверна и является результатом фальсификаций, что отчетливо видно на правом крыле гауссова распределения, которое выходит за границы чистой гауссовой кривой.

Второе . Из рис.4 - результатов голосования по партийным спискам и рис.5 - результатов голосования по мажоритарным округам видно, что в органическом гауссовом облачке, то есть при действительно честных выборах, партия «Единая Россия» получила голосов меньше, чем оппозиция.

Третье . На правом крыле результатов голосования по партийным спискам и мажоритарным округам (см. рис 4 и 5) видны четкие однозначные признаки фальсификации – «пички» на явках, кратных 5% и 10%. Особенно выдающийся «пичок» - на 95% явке фиксируется для партии «Единая Россия».

Четвертое . Левое крыло органической гауссоиды четко прослеживается на малых явках, и это позволяет воспроизвести симметрично и правое крыло. Отсюда становится возможным подсчитать истинное количество «честных» голосов, отданных на выборах, и количество голосов приписанных, сфальсифицированных.

Оценим итоги выборов для партии «Единая Россия», путем простого сопоставления площадей под кривыми гауссоиды и фальсифицированного длинного правого крыла. Результаты оценки приведены в таблице 1.

Оценка истинного итога для партии «Единая Россия»

Совпадение коэффициентов фальсификаций по партийным спискам и мажоритарным выборам для партии «Единая Россия» неслучайно. Это свидетельствует о том, что кампания фальсификации шла под единым управлением и с единой целью. Ставились одинаковые задания - «планки» результата.

Вместо 343 мест в Государственной Думе, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

На рис. 6 отчетливо видно насколько партия «Единая Россия» уступила оппозиции по обоим видам голосования в более-менее адекватной области явок.

Рис. 6. Реально «Единая Россия» проиграла оппозиции

Как видно из приведенных на рис. 6 данных, в области несфальсифицированных результатов партия «Единая Россия» проиграла оппозиции примерно на треть депутатских мест. Полная сфальсифицированная вакханалия для партии «Единая Россия» в ущерб оппозиционным партиям наблюдается в правом крыле графика.

Следующая закономерность, которая помогает вскрыть фальсификацию - это закон независимости от явки предпочтения конкретного претендента электоратом (рис. 7).

Рис. 7. Теоретически однозначно, что предпочтения избирателей не должны зависеть от явки

Если распределение имеет отклонение от горизонтали по углу в плюс (слева направо вверх) – то это говорит о фальсификации в виде приписки голосов. Если имеется отклонение от горизонтали в минус (слева направо вниз) – то это фальсификация наоборот в виде воровства голосов.

Этот методологический подход позволяет выявить объем фальсификации при голосовании за партии и их кандидатов по всем субъектам Федерации.

Количественная мера степени фальсификации определяется углом наклона кривой распределения - коэффициентом фальсификации. Если он положителен – то это фальсификация в пользу соответствующей партии или кандидата, голоса ему приписываются. Если отрицательный, то, наоборот, – фальсификация в убыток, голоса в таком случае крадутся.

На рис. 8 (Воронежская область) показан типичный и практически стандартный вид кривых, который воспроизводится почти во всех субъектах Федерации. Каждая точка на этих диаграммах это количество голосов за ту или иную партию или кандидата на конкретном УИК. Во всех субъектах Федерации, за редкими исключениями, победитель (партия «Единая Россия») имеет отклонение в «+», КПРФ – как главный оппозиционер, так и остальные оппозиционные партии - отклонение в «-». Отмечаются плотные органические облачка с небольшим разбросом (рис. 8), т. е. небольшим уровнем дисперсии. И второе, вытянутое, облако, которое имеет очень большой уровень дисперсии. Вскоре будет видно, что одно из «облачков» отвечает истинным результатам, а второе - сфальсифицированным.

Рис.8. Типичная картина фальсификаций в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий. Углы отклонения от горизонтали – коэффициент фальсификации

Этот пример для Воронежской области показывает типовую картину. Правые «хвосты» распределений для «Единой России», являясь сфальсифицированными, всегда направлены вправо-вверх. Для оппозиции направление всегда обратное «вправо-вниз».

В Докладе приведены данные фальсификации в пользу партии «Единая Россия» и отъем голосов у остальных партий по всем субъектам Российской Федерации.

Распределение коэффициента фальсификаций по субъектам Федерации (сопоставительные данные) для голосования по партийному списку и в мажоритарных округах приведены на рис.9.

Рис.9. Коэффициент фальсификаций для партии «Единая Россия» по всем субъектам федерации для мажоритарных выборов и по партийному списку

Из характера кривых видно, что фальсификации были синхронизированы и по партийному списку «Единой России», и по ее кандидатам в мажоритарных округах. Коэффициент корреляции кривых весьма высок - составил 0,86!

Особо подчеркнем, что средний коэффициент фальсификаций в пользу кандидатов и партии от власти в 2016 году стал больше, чем в 2011 году, в 1,9 раза.

III. Механизм фальсификации выборов

Результаты голосования в ходе выборов в Государственную Думу РФ 2016 года фальсифицировались несколькими путями: вброс ложных бюллетеней; составление ложных протоколов; махинации с открепительным механизмом; махинации с подставными избирателями (т.н. карусели); махинации, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения; угрозы учителям и прочим бедолагам в участковых избирательных комиссиях увольнением в случае низкого результата на выборах фаворитов власти.

О фактах фальсификации свидетельствуют многочисленные видеосвидетельства, личные свидетельства очевидцев, фото и видео вбросы бюллетеней на многих участках членами и даже председателями избирательных комиссий.

При честных выборах предпочтения граждан от явки не зависят: то есть отношение числа голосов за одну партию к числу голосов за другую, голосов за одного кандидата к голосам за другого от явки не зависит. В прямом экзит-пуле, проведенном ВЦИОМ , которого не заподозришь в оппозиции властям и ЦИК России, на выходе с избирательных участков, зависимости от явки нет!

На приведенных ранее рисунках видно, что до явки в 47% партия «Единая Россия» серьезно проигрывает оппозиции. Но, начиная с явки в 47%, все наоборот. И чем больше явка, тем больше партия «Единая Россия» начинает «выигрывать» у оппозиции. Причем кривые практически совпадают для голосования по партийному списку и по мажоритарным округам. Важно, что в диапазоне явок 25-40%, что соответствует органическому облачку «честного» голосования, отношение действительно не зависит от явки. Это значит, что тут данным можно относительно верить. В этом диапазоне партия «Единая Россия» проиграла оппозиции в 1,42 раза. Средняя явка в этом диапазоне составляет 32,5%.

Для этой явки число избирателей, проголосовавших на выборах, составляет 35690 тыс. чел. Выявленное выше истинное соотношение голосов за партию «Единая Россия» и всей совокупной оппозиции (1,42 раза) позволяет получить истинное абсолютное количество голосов за партию «Единая Россия» и соответствующий результат (процент). Получается, что партия «Единая Россия» реально получила 14750 тыс. голосов. Официально же ЦИК России объявил за партию «Единая Россия» 28525 тыс. голосов. И это соответствует 54,28%. И истинный же результат - 27,9%.

Результаты реконструкции истинных итогов выборов

Витоге приходим к выводу, что партию «Единая Россия» поддержало чуть более 13% от числа всех зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны. Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более че в 1,5 раза! В Государственную Думу РФ зашли «работать» на основе незаконно присвоенных властных полномочий более 200 человек! Другими словами, произошел незаконный захват власти!

Между тем в Конституции РФ ст.3.ч.4. зафиксировано, что «никто не вправе присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» - Уголовному Кодексу РФ.

В частности, в статье 278 УК РФ - Насильственный захват власти или насильственное удержание власти – записано, что «действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации … наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет...».

Фальсификация выборов федерального органа государственной власти Государственной думы РФ также является составом уголовно наказуемого преступления. Уголовный Кодекс РФ. Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

«1. Фальсификация избирательных документов, … если это деяние совершено членом избирательной комиссии … наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок….

2.Подделка подписей избирателей, … или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, …наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок…

3.Незаконное изготовление … избирательных бюллетеней…, открепительных удостоверений наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей... либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования. «Включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, … либо фальсификация подписей избирателей, … либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, …либо заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, … либо подписание членами избирательной комиссии … протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов … - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей … либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Уголовный Кодекс РФ. Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий.

« 1.Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своихизбирательных прав, нарушение тайны голосования, … воспрепятствование работе избирательных комиссий, … деятельности члена избирательной комиссии, … - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей … или … исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3.Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией … ее полномочий, … с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей…наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч … либо лишением свободы на срок до четырех лет.».

IY. Выводы

1.Официальная величина явки в 48%, зафиксированная ЦИК России, является недостоверной и не превышает 35% как для голосования по партийным спискам, так и по мажоритарным округам, или явка, зафиксированная ЦИК России, сфальсифицирована и завышена в 1,45 раза.

2.Партия «Единая Россия» в ходе голосования реально получила не 54% по партийному списку, как это зафиксировано ЦИК России, а 27,9% от числа проголосовавших, или 13,2% от числа зарегистрированных избирателей и менее 10% населения страны . Фальсификаторы незаконно увеличили ее результат более чем в1,5 раза.

3. Вместо 343 мест в Государственной Думе РФ, согласно официальному итогу, реальный итог для партии «Единая Россия» составляет 134 места.

Сфальсифицированные 209 мандатов, переданные партии «Единая Россия», фактически находятся в состоянии «захвата власти и присвоения властных полномочий», что запрещено Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом России.

Общий вывод : научно обоснованный анализ выборного процесса 18 сентября 2016 года свидетельствуют о том, что выборы в Государственную Думу прошли с грубейшими нарушениями, массовыми фальсификациями и подлежат отмене, а Государственная Дума 2016 является незаконной.

Самое печальное в этой проблеме то, что против грубейших нарушений, фальсификации, скандальных выборов активно ведут борьбу лишь отдельные личности, такие, например, как Т.Юрасова в Мытищах, С.Посохов в Красногорске, Р.Зинатуллин в Татарстане и ряд других, но никак не оппозиционные партии ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, которых и «ограбили» в процессе выборов и единственная из СМИ – «Новая Газета».

Между тем именно фракции КПРФ, ЛДПР, Справедливой России в Государственной Думе РФ могли бы внести на заседание Государственной Думы РФ вопрос о грубейших нарушениях и массовых фальсификациях на выборах 18 сентября 2016 года с целью принятия политического решения – самороспуска незаконной Государственной Думы РФ и обращения к Президенту РФ как гаранту Конституции РФ о назначении новых выборов в Государственную Думу РФ.

Массовые нарушения и фальсификация при выборах Государственной Думы 2016 касаются значительного числа граждан и приобрели особое общественно-политическое значение. В этой связи в рамках своих полномочий ЦИК России вправе обратиться в Верховный суд Российской Федерации за защитой избирательных прав большинства граждан, а также в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России для принятия мер прокурорского реагирования и возбуждения уголовного дела по факту совершения преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 142.1, 278 Уголовного кодекса РФ, выявления виновных в нарушении действующего законодательства.

С искренним уважением (Ю.Воронин)

доктор экономических наук, профессор,

заместитель Председателя Совета министров Татарской АССР-

Председатель Госплана ТАССР (1988- 1990гг.);

Первый заместитель Председателя Верховного

Совета РФ (1991- 1993гг.); депутат Государственной Думы

(второго созыва); аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ровно через полгода, 18 сентября 2016 году, состоятся выборы в Государственную думу РФ седьмого созыва. Они пройдут в единый день голосования в соответствии с новыми законодательными нормами. Порядок проведения установлен федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 22 февраля 2014 г., "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 г., а также другими законодательными актами.

Нижняя палата парламента избирается сроком на пять лет в составе 450 депутатов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об основных правилах избрания депутатов Госдумы РФ и некоторых нововведениях кампании 2016 г.

Перенос даты выборов

В 2016 г. выборы в Госдуму РФ впервые пройдут не в начале декабря, а в третье воскресенье сентября, и будут совмещены с единым днем голосования - 18 сентября.

С инициативой о переносе даты выборов весной 2015 г. выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры трех думских фракций - Владимир Васильев ("Единая Россия"), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов ("Справедливая Россия").

Соответствующие поправки в федеральные законы о выборах депутатов и об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ были приняты в июле и ноябре 2015 г. Правомерность этих изменений, сокративших срок полномочий Думы шестого созыва, была вынесена на рассмотрения Конституционного суда РФ. 29 июня 2015 г. суд признал их не противоречащими Основному закону.

Возврат к смешанной избирательной системе

Основное нововведение на выборах в Госдуму - возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Соответствующие изменения в закон о выборах депутатов были приняты 22 февраля 2014 г. Половина депутатского корпуса - 225 человек - будет избрана по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ), образуемым на территории субъектов РФ.

Другая половина - по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Такой принцип формирования законодательной власти уже применялся на выборах в 1993-2003 гг. С 2007 г. граждане голосовали только за партийные списки.

Схема нарезки одномандатных округов

В связи с изменением избирательной системы 3 ноября 2015 г. главой государства был подписан закон о схеме формирования одномандатных округов. Вся территория России разделена на 225 избирательных округов с учетом границ субъектов Федерации (не менее одного округа в каждом из субъектов).

При разделе использовалась так называемая "лепестковая" модель, когда в состав одного округа входит как городская, так и прилегающая сельская территория. Таким образом, крупные города оказались разделены на несколько избирательных округов (по "лепесткам") и объединены с соседними муниципальными образованиями. Такая нарезка будет действовать в течение 10 последующих лет.

По одному округу образованы в 32 субъектах РФ, по два - в 26, по три - в шести субъектах, по четыре - в десяти, по пять - в трех. Еще каждые два субъекта разделены на шесть, семь и восемь округов. Самое большое число округов оказалось в Московской области (11) и Москве (15).

Рост числа партий и новые правила регистрации

Кандидаты по одномандатным округам выдвигаются политическими партиями или путем самовыдвижения; по федеральному избирательному округу - в составе списков политических партий. Сохранен запрет на избирательные блоки.

После принятия 3 апреля 2012 г. поправок в закон "О политических партиях", упростивших их создание и регистрацию, число партий в России возросло в 11 раз: с семи в 2011 г. до 77 в настоящее время. Из них 75 могут участвовать в выборах (чьи региональные отделения зарегистрированы не менее чем в половине субъектов РФ).

От сбора подписей избирателей в поддержку своих списков освобождены партии, представленные в Госдуме и региональных парламентах, а также впервые - те, кто получил на последних думских выборах 3% и более голосов. Таким образом, льготы получат 14 партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России", "Правое дело", ПАРНАС, "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", "Гражданская сила" и Российская экологическая партия "Зеленые". Всем остальным необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку (на выборах 2011 г. - не менее 150 тыс.), из них в каждом субъекте РФ - не более 7 тыс.

Партия, зарегистрировавшая свой федеральный список, может выдвигать претендентов в одномандатных округах без сбора подписей. Другие, а также самовыдвиженцы, должны заручиться поддержкой не менее 3% избирателей соответствующего округа, а если число избирателей там не превышает 100 тыс., - не менее 3 тыс. подписей.

По сравнению с предыдущими выборами численный состав федеральных партийных списков сокращен и должен включать в себя от 200 до 400 кандидатов (ранее - до 600). При этом не более половины в нем могут составлять беспартийные. Список делится на общефедеральную часть в количестве до 10 человек (эта часть может отсутствовать) и на региональные группы, минимальное число которых - 35 (ранее - 70). Один и тот же кандидат может быть выдвинут партией и в составе списка, и по одномандатному избирательному округу.

Понижение проходного барьера

В 2016 г. проходной барьер для партий снижен с 7% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Кандидатам в одномандатных округах достаточно набрать простое большинство голосов. Исключена предусмотренная на выборах 2011 г. норма о том, что партии, набравшие от 5% до 7% голосов, также могут получить одно или два места в парламенте.

Новые ограничения для кандидатов

На выборах в Госдуму 2016 г. впервые будет применяться так называемый "криминальный фильтр" для кандидатов в депутаты. Претендент должен будет указать сведения не только о наличии неснятой или непогашенной судимости, но о всех, имевшихся у него ранее.

Запрещено баллотироваться бывшим осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления: первым - в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания, вторым - в течение 15 лет.

Кроме того, кандидаты теперь обязаны сообщать в ЦИК сведения о своих счетах, вкладах и пр. за границей, и в случае регистрации - закрыть их или перевести в банки, расположенные на территории РФ.

Сокращение наблюдателей от партий

По сравнению с кампанией 2011 г. количество наблюдателей на выборах будет сокращено. Согласно принятым 15 февраля 2015 г. поправкам в избирательное законодательство, на участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от партии или кандидата. При этом они наделяются правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалить наблюдателей с участка возможно только по решению суда.

Ранее вести съемку разрешалось лишь представителям СМИ, а правом удаления обладала участковая комиссия. По сведениям ЦИК, за ходом голосования в 2011 г. следили 269 тыс. наблюдателей от российских партий. Из них 93 тыс. - от "Единой России", 70 тыс. - от КПРФ, 50 тыс. - от "Справедливой России", 33,5 тыс. - от ЛДПР, 7 тыс. - от "Яблока", по 6 тыс. - от "Правого дела" и "Патриотов России".

Изменения сроков подачи жалоб

Оспорить итоги голосования в суде можно будет в течение 10 дней после принятия избиркомом решения об итогах, а опротестовать результаты выборов - в срок до трех месяцев. Ранее для подачи таких заявлений в суд отводился год.

При этом граждане могут обжаловать решения избирательной комиссии только на том участке, где голосовали.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то