Конференция ООН по торговле и развитию: основные направления деятельности. Доклад конференция оон по торговле и развитию (юнктад): цели создания, членство, структура, основные формы деятельности Юнктад официальный

Юнктад конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств-членов. В работе ЮНКТАД принимает ряд международных организаций. Основными задачами ее являются: 1) содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами; 2) выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; 3) в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "Юнктад" в других словарях:

    ЮНКТАД - (UNCTAD United Nations Conference for Trading and Development Конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и на 2006 г. насчитывал 192 государства… … Юридическая энциклопедия

    - (UNCTAD) См.: Конференция Организации Объединенных Наций по торговле развитию (United Nations Conference on Trade and Development). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М..… … Экономический словарь

    - (конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран членов (включая РФ). Основные задачи содействие развитию международной торговли … Юридический словарь

    См. конференция ООН по торговле и развитию. * * * ЮНКТАД ЮНКТАД, см. Конференция ООН по торговле и развитию (см. КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ) … Энциклопедический словарь

    См. Конференция ООН по торговле и развитию … Большой Энциклопедический словарь

    Конференция ООН по торговле и развитию (англ. United Nations Conference on Trade and Development UNCTAD) постоянный орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создан в 1964. Основная функция: поощрение международной торговли в целях ускоренного… … Политология. Словарь.

    ЮНКТАД - Конференция Организации Объединённых Наций по торговле и развитию англ.: UNCTAD, United Nations Conference of Trade and Development http://www.unctad.org/​ англ., организация Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского… … Словарь сокращений и аббревиатур

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) орган Генеральной Ассамблеи ООН. Конференция создана в 1964 году. Штаб квартира ЮНКТАД находится в Женеве. На сегодняшний день конференция насчитывает 194 страны. Решения ЮНКТАД принимаются … Википедия

    - (UNCTAD United Nations Conference for Trading and Development Конференция ООН по торговле и развитию) орган Генеральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Создан в 1964 г. и насчитывает 168 стран членов, в число… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ЮНКТАД - Конференция ООН по торговле и развитию, орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Конференция создана в 1964 г. по инициативе социалистических и развивающихся стран. Насчитывает 168 государств членов. В… … Большой экономический словарь

Книги

  • Международная торговая политика. Учебник , . В учебнике дан анализ основных факторов формирования современной политики в области международных торговых отношений, выявлена взаимозависимость с основными тенденциями развития мировой…
  • Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Зубенко В.В.. Основу учебника составляют вопросы развития мирового хозяйства и международных экономических отношений в условиях глобализации: сущность современного мировогохозяйства и особенности…

Источник: Минэкономразвития России


United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD),
Conférence des Nations- Unies sur le commerce et le développement (CNUCED)

Место расположения : Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана : решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Официальный сайт ЮНКТАД: www.unctad.org

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД

Регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;

  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органомЮНКТАД является Конференция , которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Очередная 14-й сессия Конференции Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД-XIV) состоялась 17-22 июля 2016 г. в г. Найроби (Кения).

Главной темой ЮНКТАД-XIV стала тема: «От решения к действию: продвигая инклюзивную и справедливую глобальную экономическую среду для торговли и для развития».

Работа Конференции строилась вокруг 3-х основных подтем:

  • «Вызовы и возможности многостороннего сотрудничества для торговли и развития»;
  • «Продвигая устойчивый и инклюзивный экономический рост посредством торговли, инвестиций, финансов и технологий для достижения всеобщего благосостояния»;
  • «Расширяя структурные экономические трансформации и сотрудничество для формирования экономической устойчивости и соответствия вызовам и возможностям торговли и развития на всех уровнях в рамках мандата ЮНКТАД».

По итогам мероприятия были приняты Итоговый документ Конференции «Nairobi Maafikiano» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=maafikiano) и Министерская декларация ЮНКТАД «Nairobi Azimio» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=azimio), в которых в целом отражена позиция Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам международной торговли и развития.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию , который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран , а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют две постоянных комиссии - по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

Секретариат ЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений ), а также шесть отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, наименее развитых стран (НРС) и специальных программ; Отдел административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А – афро-азиатские, B – развитые западные страны, С – латиноамериканские страны, D – страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Основными направлениями работы в 2017 году стали региональное интеграционное развитие в контексте содействия инклюзивному росту и устойчивому развитию, стратегии развития на глобальном уровне, изменения в международной торговой системе, цифровая экономика, решение проблем наименее развитых стран.

Ключевыми мероприятиями на площадке ЮНКТАД в 2017 году стали:

  • 64-я ежегодная сессия Совета по торговле и развитию ЮНКТАД;
  • Совет по торговле и развитию ЮНКТАД (Африка);
  • Совет по торговле и развитию (Наименее развитые страны);
  • Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию,
  • Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по цифровой экономике и коммерции;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по торговле, услугам и развитию;
  • Межправительственная группа ЮНКТАД по финансированию развития;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и защите прав потребителей;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и политики в области конкуренции.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

Тексты докладов ЮНКТАД доступны по следующим ссылкам:

Information Economy Report 2017

Economic Development in Africa Report 2017

Review of Maritime Transport 2017

The Least Developed Countries Report

Technology and Innovation Report (Series)

Trade and Environment Review Series

Штаб-квартира ЮНКТАД

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)
Palais des Nations, 8-14, Av. de la Paix, 1211, Genève 10, Suisse
Tел: (8-10-41-22) 917-1234; Факс: (8-10-41-22) 917-0057

Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях

Цели ЮНКТАД

  • · содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • · установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • · рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • · принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • · согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования. В основу деятельности ЮНКТАД положены функции, определенные резолюцией 1995 (ХIХ) Генеральной Ассамблеи ООН. Круг ведения ЮНКТАД охватывает практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанные с ней вопросы экономического развития.

Основные направления деятельности ЮНКТАД следующие

1. Регулирование торговых и экономических отношений между государствами; разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики». Существо принципов можно свести к следующим основным положениям: осуществление торговых и других экономических отношений между странами на основе равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела стран и взаимной выгоды; недопустимость дискриминации и методов экономического давления в любой форме; последовательное и универсальное применение режима наибольшего благоприятствования во всех вопросах торговли с предоставлением развитыми странами особых льгот в пользу развивающихся стран, без распространения их на развитые страны; отмена преференций, которыми пользуются отдельные развитые страны в развивающихся странах; облегчение доступа товаров третьих стран на рынки стран-членов экономических группировок; стабилизация рынков сырьевых товаров путем заключения международных стабилизационных товарных соглашений; улучшение товарной структуры экспорта развивающихся стран путем увеличения в нем удельного веса готовых изделий и полуфабрикатов; содействие улучшению невидимой торговли этих стран; экономическое и техническое содействие и предоставление льготных, государственных и частных, кредитов развитыми странами развивающимся государствам в целях дополнения и облегчения усилий последних без каких-либо неприемлемых для них условий политического, экономического, военного или иного характера. В дальнейшем указанные принципы легли в основу разработанной в рамках ЮНКТАД «хартии экономических прав и обязанностей государств» (1976 г.). В резолюции, принятой Ч1 сессией ЮНКТАД, отмечается необходимость: остановить дальнейший рост протекционизма, сократить и ликвидировать количественные ограничения в торговле; принятия развитыми странами мер по отмене применения антидемпинговых процедур и компенсационных пошлин, наносящих ущерб третьим странам; добиваться перемен в международной торговой системе с целью ее улучшения и укрепления при помощи уважения принципов наибольшего благоприятствования; отказа от мер экономического принуждения - политики торговых ограничений, блокады, эмбарго и других экономических санкций в отношении развивающихся стран.

IX сессия ЮНКТАД, проходившая в 1996 г. и посвященная проблеме «содействия росту и устойчивому развитию в условиях глобализации и либерализации мировой экономики», определила дальнейшие направления деятельности ЮНКТАД в области торговли и развития, нацеленные на полную интеграцию развивающихся стран, в особенности наименее развитых, и стран с переходной экономикой в мировую экономику и в систему мирохозяйственных связей. Эти цели и специальные практические рекомендации были сформулированы в Заключительном акте сессии под названием «Партнерство для роста и развития». Конференция приняла также декларацию, в которой признается наличие различных стартовых позиций и различное воздействие процесса глобализации на отдельные страны и подчеркивается важность усиления сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, между самими развивающимися странами, между многосторонними организациями, а также осуществление диалога и сотрудничества между государственным и частным секторами для укрепления сотрудничества в целях развития.

Началу IX сессии ЮНКТАД предшествовали встреча «Группы 77» на уровне министров и встречи министров трех региональных групп, на которых в предварительном порядке обсуждались вопросы стимулирования роста и развития в условиях либерализации и глобализации мировой экономики.

2. Разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами. ЮНКТАД играет ведущую роль во всей системе международных организаций, занимающихся вопросами регулирования мировых товарных рынков. Эти вопросы рассматриваются как на сессиях ЮНКТАД, так и в Совете по торговле и развитию, и на различного рода специальных совещаниях, проводимых в рамках ЮНКТАД.

В результате проведенных в рамках ЮНКТАД межправительственных переговоров был заключен ряд международных товарных соглашений; созданы исследовательские группы по сырьевым товарам, в которых принимают участие страны-производители и страны-потребители; подписаны конвенции и соглашения в различных областях. В системе регулирования мировых товарных рынков важную роль сыграла Интегрированная программа для сырьевых товаров - ИПСТ, решение о разработке которой было принято на IV сессии ЮНКТАД в 1976 г. Задача программы состояла в улучшении условий на мировых рынках для 18 сырьевых товаров, имеющих особо важное значение для экспорта развивающихся стран. В этих целях в 1980 г. было подписано соглашение о создании Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования буферных запасов сырья, предусмотренных в отдельных товарных соглашениях, заключенных в рамках ИПСТ. Конечной целью ИПСТ является стабилизация цен на сырьевые товары на мировых рынках и расширение участия развивающихся стран в обработке и сбыте производимых ими сырьевых товаров.

  • 3. Разработка мер и средств готовой политики и экономического сотрудничества. В рамках ЮНКТАД была создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 г.; разработаны: меры по устранению тарифных барьеров; основные мероприятия по оказанию помощи развивающимся странам в структурной перестройке экономики; новые формы соглашений о промышленном и торговом сотрудничестве. На VI (1983 г.) и VII (1987 г.) сессиях ЮНКТАД были сформулированы основные проблемы активизации экономического развития и международной торговли на основе многостороннего сотрудничества; оценены современные экономические тенденции, в том числе роль частного сектора в развитии, а также глобальные структурные изменения; выработаны политика и меры в следующих направлениях: ресурсы на цели развития, валютные вопросы; сырьевые товары; международная торговля; проблемы наименее развитых стран. В Заключительном акте по итогам VII сессии перечисленные проблемы были закреплены за ЮНКТАД как основные направления ее деятельности. Это способствовало укреплению полномочий ЮНКТАД для осуществления деятельности практически во всех сферах мировой торговли. На VIII сессии ЮНКТАД была признана необходимость институциональных корректировок, с тем чтобы воспользоваться новыми возможностями в области международного сотрудничества в целях развития, включая раз - работку руководящих принципов по расширению работы в рамках ЮНКТАД в области устойчивого развития (взаимовлияние вопросов торговли и экологической политики, рациональное управление природными ресурсами, экологически надежные технологии, воздействие практики производства и потребления на устойчивое развитие).
  • 4. Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран.
  • 5. Проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.

Помимо вопросов, касающихся непосредственно международной торговли, ЮНКТАД занимается широким кругом других проблем международного экономического сотрудничества: валюты и финансы; морские перевозки; страхование передачи технологии; экономическое сотрудничество между развивающимися странами; особые меры в пользу наименее развитых, островных и внутриконтинентальных развивающихся стран. В 1992 г. государства - члены ЮНКТАД приняли решение о новом партнерстве в целях развития - Картахенское соглашение (ЮНКТАД-VIII). В этом соглашении сформулирована политика и определены меры во взаимосвязанных областях финансов, торгов - ли, сырьевых товаров, технологии и услуг, содержатся рекомендации по решению как застарелых, так и новых проблем торговли и развития. Аналитическая часть деятельности включает в себя систематическое изучение влияния национальной и международной политики на развитие, при этом основное внимание уделяется проблемам управления.

Важное значение приобрело регулирование мировых транспортных проблем. В рамках ЮНКТАД были разработаны: Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (1965 г.); Кодекс поведения линейных конференций (картелей судовладельцев) (1974 г.); Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов (1980 г.).

  • 6. Регулирование ограничительной деловой практики осуществляется путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а так - же различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций. Длительные годы в ЮНКТАД ведется работа по созданию Кодекса поведения в области передачи технологий.
  • 7. Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем. В частности, IX сессия ЮНКТАД (1996 г.) выделила четыре важнейших направления:
    • · глобализация и развитие, включая изучение специфических вопросов, относящихся к участию в международной торговле и инвестициях развивающихся стран, к стимулированию их роста и развития, к наблюдению за реализацией Программы действия для наименее развитых стран на 90-ые годы;
    • · инвестиции, развитие предприятий и технологий , включая подготовку печатных изданий с анализом данных об инвестициях, оказание содействия в разработке и реализации стратегий развития на предприятиях; определение направлений политики технологического развития и инноваций;
    • · международная торговля товарами и услугами и подготовка печатных изданий по вопросам оказания помощи развивающимся странам в развитии сектора услуг; по вопросам, относящимся к законодательству о конкуренции, содействию интеграционным процессам в вопросах торговли, защите окружающей среды и развития;
    • · развитие инфраструктуры в сфере услуг с целью повышения эффективности торговли, в частности, путем развития глобальных сетей телекоммуникаций, современных средств передачи информации, осуществления программ обучения.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах; Бюллетень ЮНКТАД; Транснациональные корпорации; Наука и техника сегодня; Система оценки передовых технологий; Морской транспорт; Цены на сырьевые товары; ЮНКТАД-Ревю - ежемесячный бюллетень.

Принято решение о создании в ЮНКТАД компьютеризированного банка данных о мерах, затрагивающих торговлю услугами. Он должен стать важным инструментом в деле поддержки усилий развивающихся стран по обеспечению более эффективного участия в международной торговле услугами.

Информационный массив косвенно послужит проникновению поставщиков услуг из развивающихся государств на мировой рынок посредством обеспечения их структурированной информацией, имеющей отношение к сектору услуг, в том числе о законах и регулировании отрасли, отражающихся на получении доступа на указанный рынок.

  • 8. Выполнение роли форума для анализа обсуждения и сопоставления позиций правительств разных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группа - ми стран по ряду конкретных вопросов международной торговли и развития.
  • 9. Содействие координации деятельности в рамках ООН по вопросам международной торговли; подготовка документов для Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и других организаций по вопросам развития мирохозяйственных связей; сотрудничество по ряду аспектов международной торговли с региональными комиссиями ЭКОСОС ООН.
  • 10. Сотрудничество с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, с Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

Организационная структура. Высшим органом ЮНКТАД является Конференция (следует различать два понятия: Конференция как наименование самой организации и Конференция как название высшего органа). Конференция собирается на сессии, которые проводятся один раз в четыре года на уровне министров в целях определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы. Всего было проведено 10 сессий.

I сессия - в 1964 г. в Женеве (Швейцария); II - в 1968 г. - в Дели (Индия); III - в 1972 г. - в Сантьяго (Чили); IV - в 1976 г. - в Найроби (Кения); V - в 1979 г. - в Маниле (Филиппины); VI - в 1983 г. - в Белграде (Югославия); VII - в 1987 г. - в Женеве (Швейцария); VIII - в 1992 г. - в Картахене (Колумбия); IX - в 1996 г. - в Мидранде (ЮАР), Х - в 2000 г. - Таиланд.

С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как она вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран - получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. На прошедших первых семи сессиях ЮНКТАД было принято более 160 резолюций; число резолюций, выработанных на регулярных и специальных сессиях Совета по торговле и развитию, превысило 400. В рамках ЮНКТАД разработана широкая гамма других многосторонних документов: конвенции, соглашения, согласованные выводы, кодексы, имеющие различную юридическую силу.

Исполнительным органом ЮНКТАД является Совет по торговле и развитию, который обеспечивает работу между сессиями Конференции. Совет представляет ежегодно Конференции и Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС доклады о своей деятельности. Доступ в состав Совета открыт всем странам - членам ЮНКТАД. В 1996 г. число членов составляло 115.

Совет по торговле и развитию проводит регулярные сессии один раз в год осенью в течение 10 дней. Кроме того, Советом проводятся специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран, а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Рабочими органами Совета с 1997 г. являются комиссии , которые осуществляют координацию деятельности по закрепленным за ними областям: по инвестициям, технологиям и финансовым вопросам; по торговле товара - ми и услугами; по развитию частного предпринимательства. Комиссии провели свои первые сессии в 1997 г. Намечается проведение максимум 10 еже - годных встреч экспертов / специальных рабочих групп. Комиссии заменили действовавшие до 1996 г. четыре постоянных комитета.

Секретариат составляет часть Секретариата ООН и возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы: координации политики; внешних сношений, а также девять отделов; (1) сырьевых товаров; (2) международной торговли; (3) сферы услуг и эффективности торговли; (4) экономического сотрудничества между развивающимися страна - ми и специальные программы; (5) глобальной взаимозависимости; (6) транс - национальных корпораций и инвестиций; (7) науки и техники; (8) наименее развитых стран; (9) услуг в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ. В его составе есть так же объединенные подразделения, работающие совместно с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Деятельность ЮНКТАД оказала существенное воздействие на всю многостороннюю систему регулирования международной торговли. В частности, это обусловило осуществление модернизации ГАТТ. В составе Генерального соглашения появилась новая четвертая часть, где признается особая роль и особое место развивающихся стран в международных экономических отношениях. С деятельностью ЮНКТАД связаны также перемены в деятельности МВФ и МБРР, выразившиеся в определенном повороте к нуждам развивающихся стран и в особенности к наименее развитым. ЮНКТАД явилась инициатором предоставления невзаимных и недискриминационных преференций, представляющих важные элементы современной системы регулирования международной торговли. ЮНКТАД внесла существенный вклад в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков.

В рамках ЮНКТАД сложилась и приобрела современную роль «Группа 77», названная так по числу развивающихся стран, создавших общую платформу защиты своих экономических интересов в международной торговле. «Группа 77» сыграла важную роль в формировании международной стратегии ООН по экономическим вопросам и отношениям с развивающимися странами. ЮНКТАД разработала и осуществляет новые организационные формы работы, позволяющие находить баланс интересов различных стран и различных групп стран по проблемам международного экономического сотрудничества. Характерным для работы ЮНКТАД является предварительное определение позиций внутри каждой группы стран, что обеспечивает более взвешенный учет интересов представленных стран при выработке общих решений.

2.11.1612: 08

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

(Справка)

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в соответствии с резолюцией ГА ООН 1995 (XIX) 30 декабря 1964 г., является одним из универсальных и глобальных форумов по рассмотрению и выработке рекомендаций по проблематике развития и взаимосвязанных вопросов торговли, финансов, задолженности, инвестиций, передачи технологий и др. Штаб-квартира Организации расположена в Женеве.

Членами ЮНКТАД являются 194 государства. Статус наблюдателей имеют 114 межправительственных и 211 неправительственных организаций.

Генеральный секретарь ЮНКТАД назначается на четырехлетний срок генеральным секретарем ООН и утверждается решением ГА ООН. С 1 сентября 2013 г. этот пост занимает Мухиса Китуи (Кения). Заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД с 1 апреля 2015 г. является бывший постоянный представитель Швеции при ВТО Йаким Райтер.

В соответствии с мандатом ЮНКТАД осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: аналитическая работа, построение консенсуса по актуальным вопросам торговли и развития, а также реализация программ технического содействия.

В полномочия ЮНКТАД также входит проведение международных переговоров, участие в реализации решений глобальных форумов, продвижение конструктивных подходов и рекомендаций, а также политических инициатив по вопросам, рассматриваемым другими международными организациями. Важным аспектом деятельности Организации является принцип универсальности, подразумевающий необходимость учета специфических интересов всех стран-членов и групп стран.

Бюджет ЮНКТАД состоит из регулярного бюджета (на период 2014- 2015 гг. - 147,9 млн. долл. США), утверждаемого ГА ООН и покрывающего функционирование секретариата Организации, проведение основного объема аналитической работы и подготовку публикаций, и фонда на реализацию программ техпомощи, формирующегося за счет взносов доноров (государства, частные компании, а также финансирование проектов другими МО системы ООН, например ПРООН). В 2014-2015 гг. объем внебюджетного финансирования программ составил 75,5 млн. долл. США.

Высшим органом ЮНКТАД является министерская конференция, которая созывается раз в четыре года. Сроки и место проведения мероприятия устанавливаются ГА ООН. Первая Конференция ЮНКТАД прошла в Женеве в 1964 г. Последние - ЮНКТАД-Х - в 2000 г. в Бангкоке, ЮНКТАД-XI - в 2004 г. в Сан-Паулу, ЮНКТАД-ХП - в 2008 г. в Аккре, ЮНКТАД-ХШ - в 2012 г. в Дохе. Конференция ЮНКТАД-XIV состоялась 17-22 июля 2016 г. в Найроби.

Совет по торговле и развитию (СТР) ЮНКТАД осуществляет координацию работы Организации в период между министерскими конференциями. В состав Совета входит 155 стран. СТР собирается один раз в год (осенью) на очередную сессию, а также до трех раз в год - на исполнительные сессии.

Председатель СТР избирается в ходе сессии Совета от одной из региональных групп в порядке ротации сроком на один год. В настоящее время председателем СТР является Постоянный представитель Аргентины при отделении ООН в Женеве Альберто Педро Д"Алотто.

Президиум СТР (12 членов) оказывает содействие Председателю в работе и выносит рекомендации по актуальным вопросам деятельности Организации. Его состав комплектуется из представителей всех региональных групп на основе принципа справедливого географического распределения.

Комиссии ЮНКТАД являются вспомогательными органами СТР. Они созываются один раз в год для обсуждения актуальных вопросов, находящихся в ведении Организации, и выработки соответствующих рекомендаций. В настоящее время, в соответствии с Аккрскими решениями о структурной оптимизации Конференции, функционируют три комиссии:

Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию.

Комиссия ЮНКТАД по науке и технологиям в целях развития (является вспомогательным органом ЭКОСОС).

Работу комиссий дополняют совещания экспертов ЮНКТАД, рассчитанных на один год или несколько лет, в ходе которых обсуждаются более специфические аспекты торгово-экономической проблематики. Каждая из Комиссий созывает ежегодно две-три экспертных встречи. Темы совещаний и встреч экспертов выбираются на основе предложений стран- членов Организации.

Статус ЮНКТАД подразумевает участие в проводимых по линии Организации мероприятиях наделенных соответствующими полномочиями представителей национальных правительств. Однако, принимая во внимание то, что формат работы ЮНКТАД фактически не предполагает принятие юридически обязывающих для всех стран-членов документов (это может касаться, скорее, участия отдельных стран в конкретных проектах техпомощи), «формализуются» полномочия лишь для делегатов, участвующих в проводимых раз в четыре года министерских конференциях ЮНКТАД. В этой связи имеются случаи участия в совещаниях экспертов представителей национальных органов исполнительной власти, которые, тем не менее, работают на этих мероприятиях «в личном качестве» и не делают заявлений от имени своих государств.

Фактически представленность государств на мероприятиях, проводимых в Женеве по линии ЮНКТАД, обеспечивается в подавляющем большинстве случаев дипломатами национальных постпредств. Это в равной степени характеризует практику как развитых, так и развивающихся стран.

«Расширение» национальных делегаций (главным образом, за счет командирования из столиц представителей МИДов и министерств, курирующих торгово-экономический блок) может происходить в случае участия в указанных мероприятиях высокопоставленных представителей органов власти (например, в качестве докладчиков-панелистов либо находящихся в Женеве для встреч и переговоров с руководством или секретариатом ЮНКТАД), или при наличии особого интереса к вопросам, стоящим на повестке дня того или иного мероприятия (все материалы и доклады к предстоящим заседаниям заблаговременно размещаются на сайте Организации). В целом каких-либо «закономерностей» в командировании подобных расширенных делегаций не прослеживается.

Существует практика рассылки подразделениями ЮНКТАД приглашений экспертам (в том числе и правительственным) напрямую, «в обход» женевских постпредств, что вызывало в последнее время многочисленные нарекания стран-членов. Руководство организации пытается систематизировать и унифицировать процедуру направления подобных приглашений и впредь использовать для этого официальные каналы.

Помимо мероприятий, за подготовку которых непосредственно отвечает секретариат ЮНКТАД, под эгидой Организации и при участии ее экспертов ежегодно проводится ряд отраслевых мероприятий (например, Глобальный сырьевой форум и Межправительственный форум по устойчивому развитию горнодобывающего сектора и его минерально - сырьевой базы). Расширению контактов ЮНКТАД с гражданским обществом призван содействовать проводящийся летом Общественный симпозиум.

Штат Секретариата ЮНКТАД состоит приблизительно из 400 сотрудников (в их числе - 10 граждан России). Структурно Секретариат разделен на пять департаментов:

Департамент глобализации и стратегий развития;

Департамент инвестиций и предпринимательства;

Департамент международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарами;

Департамент технологий и логистики;

Департамент стран Африки, наименее развитых стран и специальных программ.

Программы техпомощи

Темы программ и подбор экспертов для их реализации во многом определяется правительствами стран-доноров. Соответственно, эти проекты ориентированы, в первую очередь, на потребности стран-доноров и отражают их экономические интересы в странах-реципиентах. В настоящее время этот инструмент активно используется не только западными странами - традиционными донорами ОПР, но и такими развивающимися странами, как Китай и Бразилия, особенно в африканском регионе. В этой связи изучение опыта эффективного использования донорства в части проектов техпомощи ЮНКТАД представляет несомненный интерес и для России.

С учетом того, что основными бенефициарами программ техпомощи ЮНКТАД являются развивающиеся страны (это прямо вытекает из мандата Организации), участие России в качестве реципиента помощи по большинству из них не представляется возможным. В то же время, являясь признанным центром мировой экспертизы в области торгово-экономической политики, ЮНКТАД открыт для совместной работы с заинтересованными сторонами для разработки новых проектов, отражающих интересы конкретных государств и региональных блоков (в случае России - регион СНГ). При этом следует исходить из имеющих место объективных ограничений, в частности - двухгодичного цикла бюджетного планирования.

Так, план на период 2016 - 2017 гг. в настоящее время согласовывается и речь может идти о разработке новых проектов, реализация которых предполагается в указанные сроки.

Из действующих в течение многих лет программ ЮНКТАД наибольший интерес с точки зрения возможного участия (или расширения участия) России представляют следующие.

Страновые обзоры инвестиционной политики. Один из наиболее адресных и эффективных, согласно оценкам стран-реципиентов и руководства ЮНКТАД, инструментов техпомощи в арсенале Организации.

При подготовке обзора ЮНКТАД оценивает текущую ситуацию, изучает среднесрочную и долгосрочную перспективу в стране по вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом «активная фаза» сбора информации «на местах» с командированием экспертов ЮНКТАД в страну проведения обзора занимает обычно около одного года. По итогам исследования разрабатывается стратегический план действий по реализации рекомендаций ЮНКТАД, который представляется на утверждение правительству.

Подготовка обзора инвестиционной политики экспертами ЮНКТАД и его последующая презентация на ее «полях», несомненно, относится к резонансным событиям в календаре Организации и, помимо практической пользы для органов государства-заказчика, отвечающих за формирование инвестиционной политики, дает заметный позитивный сигнал зарубежным инвесторам. Существует также практика оценки экспертами ЮНКТАД хода выполнения предписанных рекомендаций и их эффективности.

Всего ЮНКТАД проведено более 30 подобных обзоров, в том числе три обзора для государств-членов СНГ - Узбекистана (1999 г.), Белоруссии (2010 г.) и Молдавия (2014 г.). Во всех случаях проект финансировался ПРООН. По мнению наших партнеров, после проведения обзоров имел место заметный положительный эффект в процессе привлечения ПИИ, были усовершенствованы механизмы государственного регулирования инвестиционных процессов.

Подготовка инвестиционного обзора для России могла бы принести аналогичный «стимулирующий эффект» и повысить инвестиционную привлекательность нашей страны на мировой арене. Общая стоимость проекта оценивается приблизительно в 150 тыс. долл. США в год (включает подготовку обзора - обычно в течение двух лет, а также возможные последующие мероприятия по экспертному сопровождению внедрения предписанных в обзоре рекомендаций в национальную политику). Вместе с тем следует исходить из того, что для России как крупного развитого государства практически исключено выделение донорских средств из целевых трастовых фондов ЮНКТАД.

Виртуальный институт ЮНКТАД. Представляет собой сеть образовательных и научно-исследовательских учреждений с координационным центром в Женеве. Образован в 2004 г. по решению Министерской конференции ЮНКТАД-XI (Сан-Пауло). Основная задача Виртуального института - развивать связи между национальными академическими заведениями, специализирующимися на экономической проблематике, а также вопросах международной торговли и развитии. По задумке организаторов, данный проект призван мобилизовать экспертное участие академических кругов в обсуждении актуальных вопросов, входящих в компетенцию ЮНКТАД.

В настоящее время Виртуальный институт объединяет 96 высших учебных заведений и научно-исследовательских центров в 43 странах.

ЭМПРЕТЕК. В сфере поддержки малого и среднего предпринимательства ЮНКТАД с 1988 г. осуществляет программу ЭМПРЕТЕК (от испанского emprendedores - предпринимательство и tecnologia - технология). Основным ядром проекта является 6 дневный учебный семинар-тренинг, проводимый сертифицированными преподавателями ЭМПРЕТЕК по методологии Гарвардского университета. Тренинг направлен на формирование самомотивации и культивирование психологии успешного предпринимателя.

В настоящее время программа активно реализуется в 34 странах, в том числе в Аргентине, Бразилии, Чили, Иордании, ЮАР, Уганде, Румынии и др.

Ключевым продуктом программы является подготовка предпринимателей путем проведения специальных семинаров и тренингов. Во многих странах (в основном - в Латинской Америке) ЭМПРЕТЕК является частью национальных стратегий по развитию предпринимательства и созданию рабочих мест.

АСИКУДА. В сфере упрощения таможенных процедур ЮНКТАД с 1981 г. ведет проект АСИКУДА (ASYCUDA - Automated System for Customs Data), призванный способствовать развитию международной торговли путем автоматизации процесса таможенного оформления (концепция «одного окна»).

АСИКУДА представляет собой пакет программного обеспечения, позволяющего регистрировать прохождение товаров через таможню осуществлять электронное декларирование грузов, а также автоматизированный контроль за своевременной уплатой всех видов таможенных платежей, акцизов и др. Важной функцией системы является также автоматизация выдачи сертификатов, лицензий и других разрешительных документов. Участник ВЭД и контролирующие ведомства имеют возможность проверять в режиме реального времени статус оформления таких документов. АСИКУДА также позволяет осуществлять эффективное межведомственное управление рисками на основе перекрестной проверки по базам данных.

Система разработана в соответствии с передовой практикой, рекомендациями ЕЭК ООН, ВТамО, ИСО, МСЭ и других организаций. Пакет программного обеспечения предоставляет широкие возможности по адаптации под требования или существующую техническую инфраструктуру конкретного государства. После запуска, отладки и передачи экспертами АСИКУДА навыков управления (осуществляется на некоммерческой основе - то есть покрываются лишь фактические затраты, связанные, например, с командированием экспертов ЮНКТАД и зарплатами координаторов проекта) функционирование системы полностью обеспечивается соответствующими национальными органами.

По оценкам руководства ЮНТКАД, АСИКУДА входит в число наиболее успешных и востребованных «продуктов» Организации (это также самый масштабный по охвату проект - он реализуется в 90 странах, главным образом, в Африке, Карибском бассейне и Юго-Восточной Азии).

ЮНКТАД-Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Диалог между ЮНКТАД и ЕЭК выстраивается на основе двустороннего меморандума о сотрудничестве, подписанного 23 мая 2013 г. в Астане. Перспективы развития взаимодействия обсуждались в ходе встречи между Членом Коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике ЕЭК Т.Д.Валовой и заместителем Генсекретаря ЮНКТАД Й.Райтером (Женева, июль 2015 г.). В числе прочего стороны обсудили вопрос о возможной организации совместной аналитической работы по исследованию интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Отображение сетевого контента

Общие сведения

    fix

    Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1964 г. как постоянная межправительственная структура и является органом Генеральной Ассамблеи ООН. Основными задачами ЮНКТАД являются содействие развитию международной торговли и добросовестной конкуренции, установлению благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, оказание им технического содействия в данных областях.
    ЮНКТАД представляет собой универсальный глобальный форум для комплексного рассмотрения проблематики международной торговли и развития, связанных с ней вопросов инвестиций, финансов, задолженности, передачи технологий и выработки соответствующих резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются соответствующие многосторонние соглашения и конвенции.
    Мандат Организации предписывает ей также выступать с конструктивными подходами, рекомендациями и политическими инициативами по аналогичным вопросам, рассматриваемым другими международными организациями (прежде всего, ВТО). При этом ЮНКТАД призвана играть ведущую роль в формировании консенсуса по новым вопросам повестки дня в области международной торговли, прежде всего по тем из них, которые имеют последствия для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в содействии адаптации указанных государств к новым торговым условиям и их интеграции в мировую торговую систему. ЮНКТАД является инициатором разработки идеи Всеобщей системы преференций, вопросов торговли услугами, исследований по проблематике тарифной эскалации, торговли Юг-Юг, «утечки мозгов» и др. Многие идеи Конференции, например, особый и дифференцированный режимы для развивающихся стран, вошли в арсенал ГАТТ/ВТО.
    В ЮНКТАД входят 192 государства, т.е. все члены ООН. В ее работе также принимают участие многие межправительственные и неправительственные организации. Штаб-квартира Конференции находится в Женеве.
    Высшим органом ЮНКТАД является ее сессия (Конференция), которая созывается не реже одного раза в четыре года на уровне министров для принятия программных документов. Дата и место проведения сессий устанавливается Генеральной Ассамблеей ООН. Первая сессия состоялась в 1964 г. в Женеве, последняя (двенадцатая) - в Аккре (Гана) в 2008 г.
    Тема XII сессии ЮНКТАД - «Возможности и вызовы, создаваемые глобализацией для развития». На сессии был принят итоговый документ «Аккрский аккорд», в котором определены приоритетные направления деятельности ЮНКТАД на ближайшую перспективу, в т.ч. содействие повышению согласованности в разработке глобальной политики на всех уровнях в интересах обеспечения устойчивого развития и сокращения масштабов нищеты. XIII сессия прошла в 2012 г. в Катаре.
    Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию (СТР). Ежегодно (осенью) проводится регулярная сессия Совета, в рамках которой предусмотрено проведение однодневного Сегмента высокого уровня для обсуждения основного пункта повестки дня. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. По решению Совета или требованию большинства членов Совета, сессии ЮНКТАД или Генассамблеи ООН созываются специальные сессии.
    В рамках СТР действуют две постоянные комиссии: по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию (заседания проходят один раз в год). В рамках комиссий в течение года регулярно проходят заседания рабочих групп и совещания экспертов. На площадке ЮНКТАД также проходят заседании Комиссии по науке и технологии в интересах развития, формально являющейся вспомогательным органом ЭКОСОС.
    Вне постоянных комиссий на регулярной (сессионной) основе функционирует Рабочая группа по среднесрочному плану и бюджету, которая рассматривает предложения по бюджетным программам на двухгодичный срок и анализирует ход выполнения утвержденных программ. Финансовые ресурсы ЮНКТАД формируются за счет отчислений из регулярного бюджета ООН (раздел «Торговля и развитие») и внебюджетных средств (добровольных взносов, расходуемых преимущественно на финансирование технического содействия). Бюджет ЮНКТАД в последние годы составляется в соответствии с принципом нулевого реального роста (с учетом инфляции): в 2004-2005 гг. – 110,2 млн.долл., в 2006-2007 гг. - 112,5 млн.долл., в 2008-2009 гг. – 117,3 млн.долл., в 2010-2011 гг. – 133,1 млн.долл, 2012-2012 гг. – 139,1 млн.долл. Сумма же добровольных взносов, постоянно возрастает, что, как следствие, повышает зависимость Организации от политических предпочтений стран-доноров и вызывает озабоченность развивающихся стран.
    Постоянным органом, регулирующим работу ЮНКТАД в период между ежегодными сессиями Совета, является Бюро СТР.
    Секретариат ЮНКТАД расположен в Женеве, насчитывает около 400 человек. Его возглавляет Генеральный секретарь. В конце мая 2013 г. в связи с окончанием второго срока полномочий (15 сентября 2013 г.) Супачая Панитчпакди (Таиланд) Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун внес на утверждение ГА ООН кандидатуру Мухиса Китуи (Кения) в качестве нового генерального секретаря ЮНКТАД сроком полномочий на 4 года.
    Секретариат состоит из шести отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, НРС и специальных программ; Отдел административных вопросов.
    Исполнительная дирекция включает в себя секретариаты Генерального секретаря, заместителей Генерального секретаря, группу планирования и оценки программ, группу координации и оценки технического сотрудничества, службу старшего юриста ЮНКТАД. Административная служба и служба обеспечения межправительственного механизма формально не входят в исполнительную дирекцию, но работают под ее контролем.
    В последнее время наблюдается определенная маргинализация ЮНКТАД. Сегодня глобальные переговоры по вопросам финансирования, торговли и инвестиций ведутся главным образом за ее рамками. В этой связи в ЮНКТАД была инициирована дискуссия о задачах и направлениях работы Организации. Основным документом, определяющим ориентиры этой дискуссии, является Доклад «Группы видных деятелей» под названием «Усиление роли и отдачи ЮНКТАД в вопросах развития», опубликованный в декабре 2006 г.
    Продолжавшиеся несколько месяцев неформальные консультации продемонстрировали неоднозначное отношение различных государств к данному документу. Развивающиеся страны выражают весьма сдержанное отношение к рекомендациям «видных деятелей». По их мнению, практическая реализация рекомендаций может ограничить мандат ЮНКТАД и усилить зависимость Организации от волеизъявления государств-доноров. В видении развивающихся стран Комиссия может и должна играть важную роль в преодолении существующих асимметрий в международных торгово-экономических отношениях, формировании более справедливого мирового экономического порядка, повышении степени участия развивающихся стран в управлении процессами глобализации. Ими высказывается заинтересованность в том, чтобы ЮНКТАД продолжала оставаться форумом для обкатки различных идей, исходя из принципа плюрализма мнений.
    Западные государства делают упор на необходимости «улучшения внутреннего менеджмента» ЮНКТАД, повышения качества проектов техсодействия и усиления контроля со стороны доноров за использованием финансовых ресурсов Организации. Практически они хотели бы превратить ЮНКТАД в своего рода «агентство по оказанию технического содействия развивающимся странам». В этой связи страны ЕС, США, Канады, Швейцарии выступают за скорейшую практическую реализацию рекомендаций, понимая под этим «мягкую реформу» ЮНКТАД.
    Работа над рекомендациями по повышению эффективности деятельности ЮНКТАД осуществлялась в рамках подготовки к министерской конференции ЮНКТАД-XII. В результате в Аккре был принят ряд решений, касающихся повышения институциональной эффективности ЮНКТАД, в т.ч. по оптимизации аналитической работы, консолидации проектов технического содействия и др. Усилена роль СТР, в т.ч. в плане участия в редактировании ежегодной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по торговле и развитию. Подведение промежуточных итогов выполнения Аккрского соглашения в рамках очередной сессии СТР в сентябре 2010 г. выявило необходимость реорганизации и повышения эффективности работы Секретариата ЮНКТАД в этом направлении. При этом по-прежнему сохраняются противоречия в подходах западных стран (увязывание донорской помощи с внедрением систем «надлежащего управления», экологических стандартов, либерализацией инвестиционных режимов) и развивающихся государств (продвижение в рамках ЮНКТАД интересующих их концепций «новая география мировой торговли», «пространство для маневра в политике»).
    Начиная 2008 г. и по настоящее время в деятельности ЮНКТАД на первый план выдвигается проблематика мирового финансово-экономического кризиса. Аналитические доклады, подготовленные секретариатом организации в 2009 г. по «антикризисной» тематике, содержат весьма жесткую критику экономической и торговой политики развитых стран, предшествовавшей кризису. В круг вопросов, обсуждаемых на площадке ЮНКТАД, в 2010 г. добавилась проблематика занятости, которая становится все более значимой в свете преодоления глобальной рецессии, которая привела не только к резкому увеличению численности безработных, но и к обострению ряда специфических проблем на рынках труда, в особенности в развивающихся странах.
    В июле 2013 г. Евразийская экономическая комиссия получила статус наблюдателя ЮНКТАД. Новый формат сотрудничества организаций дает больше возможностей для ЕЭК, в том числе для реализации программы сотрудничества на 2013-2015 гг. между ЕЭК и ЮНКТАД.
    Россия использует трибуну ЮНКТАД в обсуждении вопросов международной торговли и отстаивания собственных интересов в этой сфере, широко пользуется справочно-аналитическими материалами Организации. Мы последовательно проводим линию на сохранение мандата ЮНКТАД и принципа универсальности в ее деятельности.

Источник: Минэкономразвития России


United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD),
Conférence des Nations- Unies sur le commerce et le développement (CNUCED)

Место расположения : Женева, Швейцария

Основана: 1964 г.

Создана : решением Генеральной Ассамблеи ООН

Членство: 194 страны

Официальный сайт ЮНКТАД: www.unctad.org

Учрежденная в 1964 году в качестве постоянного межправительственного органа, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является ключевым органом Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития.

ЮНКТАД играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная задача состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику посредством торговли и инвестиций. В целях достижения своих целей ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.

Цели ЮНКТАД:

  • содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
  • установление принципов и политики, касающейся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
  • рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
  • принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

Основные направления деятельности ЮНКТАД

Регулирование торговых и экономических отношений между государствами и разработка концепций и принципов развития мировой торговли. Особое место в этой деятельности занимает разработка «Принципов международных торговых отношений и торговой политики»;

  • разработка мер по урегулированию международной торговли сырьевыми товарами;
  • разработка мер и средств экономической политики. В рамках ЮНКТАД создана всеобщая система преференций при импорте товаров из развивающихся стран, которая вступила в действие в 1976 года;
  • содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами; ведение переговоров по созданию глобальной системы преференций между развивающимися странами; разработка программы действий мирового сообщества по содействию преодоления экономического отставания наименее развитых стран;
  • согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
  • регулирование ограничительной деловой практики путем разработки Кодекса согласованных на многосторонней основе принципов и правил по контролю за ограничительной деловой практикой, а также различных мер по регулированию деятельности транснациональных корпораций;
  • аналитическая работа по широкому кругу проблем;
  • сотрудничество с международными экономическими организациями.

Высшим органомЮНКТАД является Конференция , которая собирается на сессии на уровне министров не реже одного раза в четыре года для определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Сессии ЮНКТАД представляют собой многосторонние экономические форумы, проводимые в рамках системы ООН. Большинство решений ЮНКТАД по существу рассматриваемых вопросов не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер.

Очередная 14-й сессия Конференции Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД-XIV) состоялась 17-22 июля 2016 г. в г. Найроби (Кения).

Главной темой ЮНКТАД-XIV стала тема: «От решения к действию: продвигая инклюзивную и справедливую глобальную экономическую среду для торговли и для развития».

Работа Конференции строилась вокруг 3-х основных подтем:

  • «Вызовы и возможности многостороннего сотрудничества для торговли и развития»;
  • «Продвигая устойчивый и инклюзивный экономический рост посредством торговли, инвестиций, финансов и технологий для достижения всеобщего благосостояния»;
  • «Расширяя структурные экономические трансформации и сотрудничество для формирования экономической устойчивости и соответствия вызовам и возможностям торговли и развития на всех уровнях в рамках мандата ЮНКТАД».

По итогам мероприятия были приняты Итоговый документ Конференции «Nairobi Maafikiano» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=maafikiano) и Министерская декларация ЮНКТАД «Nairobi Azimio» (http://unctad.org/SearchCenter/Pages/Results.aspx?k=azimio), в которых в целом отражена позиция Российской Федерации по наиболее актуальным проблемам международной торговли и развития.

В период между сессиями работой Конференции руководит Совет по торговле и развитию , который проводит регулярные заседания один раз в год. Как правило, три раза в год созываются исполнительные сессии СТР, на которых рассматриваются в основном текущие вопросы. Кроме того, Совет организует специальные сессии, заседания комиссий и других вспомогательных органов по широкому спектру проблем мировой торговли и экономики. На регулярных сессиях обсуждаются вопросы глобальной политики, взаимозависимости экономики стран мира; проблемы торговли и валютно-финансовых отношений; торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет осуществляет контроль за всей сферой деятельности ЮНКТАД, наблюдает за реализацией Программы действий для наименее развитых стран , а также Новой программы ООН для развития стран Африки.

Ежегодно Совет представляет Генеральной Ассамблее ООН доклад о своей деятельности. В рамках Совета действуют две постоянных комиссии - по торговле и развитию; по инвестициям, предпринимательству и развитию – а также рабочие группы, которые занимаются подготовкой исследований и рекомендаций Совету в различных областях.

Секретариат ЮНКТАД возглавляется Генеральным секретарем. В его состав входят две службы (координации политики и внешних сношений ), а также шесть отделов: Отдел глобализации и стратегий развития; Отдел инвестиций и предпринимательства; Отдел международной торговли товарами, услугами и сырьевыми товарам; Отдел технологии и логистики; Отдел стран Африки, наименее развитых стран (НРС) и специальных программ; Отдел административных вопросов.

Секретариат ЮНКТАД обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС – Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Важной организационной особенностью функционирования механизма ЮНКТАД является метод работы по группам стран. Существуют четыре группы стран: А – афро-азиатские, B – развитые западные страны, С – латиноамериканские страны, D – страны Центральной и Восточной Европы. «Группа 77», состоящая из стран групп A и D, формального статуса в ЮНКТАД не имеет, однако вносит весомый вклад в ее деятельность. Характерным для работы органов ЮНКТАД стало предварительное определение позиций в каждой из групп и выступление на сессиях ЮНКТАД каждой группы, как правило, единым фронтом.

В настоящий момент наблюдается тенденция к региональной кооперации стран на площадке ЮНКТАД. Так, например, африканские страны группируются в Африканскую группу, страны Латинской Америки – в Группу Латиноамериканских и Карибских стран и т.д. Страны Европейского союза согласовывают свою позицию с Европейским союзом.

Основными направлениями работы в 2017 году стали региональное интеграционное развитие в контексте содействия инклюзивному росту и устойчивому развитию, стратегии развития на глобальном уровне, изменения в международной торговой системе, цифровая экономика, решение проблем наименее развитых стран.

Ключевыми мероприятиями на площадке ЮНКТАД в 2017 году стали:

  • 64-я ежегодная сессия Совета по торговле и развитию ЮНКТАД;
  • Совет по торговле и развитию ЮНКТАД (Африка);
  • Совет по торговле и развитию (Наименее развитые страны);
  • Комиссия ЮНКТАД по торговле и развитию,
  • Комиссия ЮНКТАД по инвестициям, предпринимательству и развитию;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по цифровой экономике и коммерции;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по торговле, услугам и развитию;
  • Межправительственная группа ЮНКТАД по финансированию развития;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и защите прав потребителей;
  • Межправительственная группа экспертов ЮНКТАД по законодательству и политики в области конкуренции.

Публикации ЮНКТАД.

Страница публикаций ЮНКТАД содержит ежегодные отчеты по:

  • торговле и развитию,
  • мировым инвестициям,
  • состоянию наименее развитых стран,
  • электронной торговле,
  • обзор по морскому транспорту,
  • развитию информационных технологий в экономике,

а также серии специальных публикаций: политические проблем в международной торговле и продуктах массового потребления, инвестиционная политика в разных странах и т.д.

Тексты докладов ЮНКТАД доступны по следующим ссылкам:

Information Economy Report 2017

Economic Development in Africa Report 2017

Review of Maritime Transport 2017

The Least Developed Countries Report

Technology and Innovation Report (Series)

Trade and Environment Review Series

Штаб-квартира ЮНКТАД

United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)
Palais des Nations, 8-14, Av. de la Paix, 1211, Genève 10, Suisse
Tел: (8-10-41-22) 917-1234; Факс: (8-10-41-22) 917-0057

Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то