Работоспособность, физическое развитие и успеваемость учащихся. Как сохранить работоспособность учащихся на уроке.doc - Как сохранить работоспособность учащихся на уроке

работоспособность школьник письмо чтение

В первой половине учебных занятий, у большинства учащихся младших классов работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне, обнаруживая подъем после первого урока. К концу третьего урока показатели работоспособности ухудшаются и еще больше снижаются к концу четвертого урока.

Согласованно с динамикой показателей работоспособности изменяется поведение учащихся в течение учебного дня. В начале третьего урока наблюдается снижение внимания у учащихся. Они смотрят в окно, рассеянно слушают объяснения учителя, часто меняют положение тела, разговаривают и даже встают с места. Короткий период возбуждения у большинства детей со второй половины третьего урока сменяется вялостью; дети потягиваются, зевают, плохо следят за объяснением учителя, с трудом сохраняют правильную позу. От начала уроков к их окончанию двигательное беспокойство нарастает.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста за равное время занятий выявлены менее глубокие сдвиги функционального состояния нервной системы, чем у школьников начальных классов. Тем не менее к окончанию пятого часа занятий у учащихся среднего и старшего школьного возраста изменения функционального состояния центральной нервной системы оказываются значительно выраженными. Заметное изменение средних величин показателей умственной работоспособности, зрительно-моторных реакций, координации движений в сторону ухудшения по сравнению с данными до начала занятий и особенно с данными после первого урока проявляется к концу третьего часа занятий.

Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы учащихся среднего и старшего школьного возраста происходят после пятого часа занятий.

Особенно велики изменения показателей работоспособности при занятиях старшеклассников во вторую смену. Короткий перерыв между подготовкой уроков и началом занятий в школе не обеспечивает восстановления неблагоприятных изменений в функциональном состоянии центральной нервной системы. Работоспособность резко снижается уже на первых часах занятий, что особенно отчетливо проявляется в поведении учащихся на уроках.

Таким образом, целесообразные сдвиги работоспособности проявляются у учащихся в начальных классах на первых трех уроках, а в средних и старших -- на четвертых и пятых. Шестые часы занятий проходят в условиях сниженной работоспособности.

В соответствии с положениями, раскрывающими основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, предусмотрено строго определенное количество учебного времени в неделю: в I классе -- 20 ч, во II -- 22 ч, в III--IV -- 24 ч, в V--VIII --30 ч и в IX--XI классах --31 ч.

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным предметам физико-математического, химико-биологического, общественно-гуманитарного и технического циклов с помощью факультативных занятий, предусмотрено в VII--IX классах 2 ч и в X--XI классах 4 ч в неделю сверх типового учебного плана. В национальных школах союзных республик выделяется дополнительно 2--3 ч в неделю во II--XI классах на изучение русского языка.

Самостоятельные учебные занятия и подготовка уроков занимают у учащихся всех классов довольно значительное время. Во всех случаях при выполнении одинаковых по трудности и объему домашних уроков во вторую половину дня (с 16 ч) ухудшения показателей работоспособности проявляются раньше и оказываются более значительными, чем утром (с 9 до 13 ч). К самостоятельной работе во вторую половину дня учащиеся приступают с уже ухудшившейся работоспособностью под влиянием длительной предшествующей деятельности. Кроме того, в это время менее благоприятен сам фон суточной периодики физиологических функций организма, и он становится все более отрицательным, чем ближе к вечеру выполняются уроки.

Наблюдения за изменением функционального состояния организма детей 7 лет в процессе приготовления ими уроков показали, что наиболее плодотворно они работают 45 мин. Наиболее эффективная продолжительность приготовления уроков учащимися вторых классов составляет 1 ч. У учащихся III--IV классов наиболее эффективная продолжительность самостоятельной учебной работы составляет 1,5 ч. Существенное по интенсивности снижение работоспособности наступает у учащихся V--VI классов через 2 ч, VII--VIII -- через 2,5 ч. Работоспособность старшеклассников в процессе самостоятельных учебных занятий характеризуется большей устойчивостью.

После 3 ч работы у большинства учащихся старших классов начинается резкое снижение умственной работоспособности, остроты зрения, быстроты зрительно-моторных реакций.

Большая по сравнению с указанной для каждого класса продолжительность домашних учебных занятий проходит при значительно сниженной работоспособности учащихся, что не может обеспечить успешного выполнения задания. Кроме того, чрезмерно продолжительные учебные занятия неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводят к сокращению длительности их сна и активного отдыха на открытом воздухе.

В обязанность учителей и классных руководителей входит осуществление контроля за учебной нагрузкой учащихся вверенного им класса. Путем использования методики программного опроса можно легко установить, соответствует ли средняя продолжительность самостоятельной учебной работы детей и подростков гигиеническим нормативам, сколько учащихся не выдерживают эти нормативы, кто и почему существенно превышает их. Средний объем домашних учебных заданий устанавливается по классному журналу или дневнику.

Учащимся, которые занимаются в первую смену, целесообразно начинать выполнение домашнего задания с 15--16 ч, после продолжительного перерыва в занятиях и обязательного активного отдыха и приема пищи. Учащиеся второй смены готовят уроки с 8 ч 30 мин или 9 ч утра. Путем совершенствования методов преподавания и рационального проведения занятий в классе можно значительно упорядочить и сократить самостоятельную работу дома.

Домашние задания по учебным предметам для самостоятельной работы детям 6 лет не задают.

Подготовку домашних уроков учащимся всех классов рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложным и трудным и заканчивать самоподготовку выполнением самых легких заданий. Такой порядок подготовки уроков благоприятствует вхождению в работу, выполнение сложных заданий будет приходиться на период относительно высокой работоспособности, а легких -- на ее спад.

Исходя из нормативов продолжительности выполнения домашних заданий устанавливают их объем, учитывая обязательно и сложность. Это положение в равной мере важно в планировании домашних заданий учащихся как I--IV и V--VI классов, так и VIII--X классов.

Общая продолжительность учебной нагрузки в течение дня (уроки в школе и самоподготовка), соответствующая возрастным возможностям здоровых учащихся, составляет (с учетом перерывов через каждые 45 мин непрерывной работы) в астрономических часах: во II классе -- 3,5 ч, в III--IV -- 4,5 ч, в V--VI-- 5,5 ч, в VII--IX --6,5 ч, в X--XI (XII) классах --8,0 ч. Превышение указанных нормативов учебной нагрузки приводит к нарушениям режима дня, сказывается отрицательно на состоянии здоровья учащихся и ограничивает их творческую деятельность. Учебная нагрузка учащихся первых классов -- детей 6-7 лет -- ограничивается 2,5 ч.

Продолжительность урока. Непрерывная умственная деятельность определяет существенным образом динамику работоспособности учащихся и ее уровень на протяжении всех занятий.

Работоспособность и активность первоклассников (дети 6-7 лет) наиболее высоки первые 15 мин работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 мин непрерывной работы регистрируется падение работоспособности, ухудшение внимания и ослабление памяти, снижение подвижности основных нервных процессов и нарушение взаимодействия сигнальных систем. Поэтому первоклассникам урок ограничивают 35 мин. С гигиенической точки зрения укороченные уроки целесообразны и во II--IV классах. Учебный день школьники при этом заканчивают при более высокой работоспособности, что важно для последующей подготовки домашних заданий.

Продолжительность урока для учащихся II--X (XI) классов 45 мин. Для поддержания должного уровня работоспособности рекомендуются небольшие динамические паузы в середине урока, чередование видов деятельности в течение урока.

Гигиенические требования к школьному режиму.

В организации учебной и трудовой деятельности школьников придерживаются следующих физиолого-гигиенических принципов:

  • · Осуществлять последовательное и постепенное включение и тренировку адаптационных физиологических механизмов, которые в дальнейшем обеспечивают высокий уровень работоспособности и синхронизацию функций физиологических систем;
  • · Соблюдать установленный оптимальный ритм и режим работы;
  • · Сохранять привычную последовательность и систематичность работы, т. е. порядок ее во времени;
  • · Чередовать правильно работу и отдых, а также осуществлять смену одного вида деятельности другим;
  • · Способствовать совершенствованию навыков умственной работы и трудовой деятельности систематическими упражнениями и тренировкой;
  • · Обеспечивать благоприятное отношение к учебной и трудовой деятельности учащихся со стороны преподавателей, наставников и родителей.

Расписание занятий обычно составляют на полгода, и оно должно оставаться постоянным на этот период для того, чтобы у учащихся мог сформироваться устойчивый динамический стереотип учебной и трудовой деятельности, содействующий эффективности обучения и овладения профессией.

  • · Первая степень сложности -- математика, физика, история, обществоведение, изучение языков;
  • · Вторая степень сложности -- химия, специальная технология;
  • · Третья степень сложности -- материаловедение, организация и технология производства работ;
  • · Четвертая степень сложности -- физическое воспитание, начальная военная подготовка.

В дни высокой работоспособности (вторник, среда) следует проводить 3--4 урока по предметам первой степени сложности, а в понедельник и субботу включать не более двух предметов этой же сложности.

По одному и тому же теоретическому предмету, учитывая свойства памяти, интервал в учебном расписании не должен превышать трех суток. Лучше всего распределять в недельном расписании уроки по одному и тому же предмету с интервалом в 1--2 дня. В этом случае, при трех часах по этому предмету в неделю, учащиеся будут заниматься им ежедневно: один день работа на уроке, другой -- выполнение домашних заданий. Если же предмету выделяется только один час в неделю, то занятия следует проводить в дни и часы наиболее высокой работоспособности (2--3-й часы во вторник или среду).

Школа в режиме дня является мощным средством повышения работоспособности организма и улучшения состояния здоровья. В режиме дня должны быть представлены, помимо 1--1,5-часового активного отдыха, утренняя гимнастика, прогулки, спортивные игры, катание на коньках, ходьба на лыжах. В режиме учебной недели обязательны два урока физической культуры, занятия в спортивных секциях, общественно полезный труд. Замена уроков физической культуры на занятия по общеобразовательным предметам приносит большой вред здоровью школьников.

Проведение контрольных работ и экзаменов. Контрольные работы требуют большого нервного напряжения. Планировать их проведение следует в дни и часы относительно высокой работоспособности. Выполнение контрольных работ по ряду предметов в течение одной недели, а иногда и одного дня приводит к отрицательным изменениям в состоянии здоровья учащихся, особенно старших классов.

Строгое выполнение требований к нормированию дневной учебной нагрузки и рациональному чередованию работы и отдыха необходимо учащимся в период подготовки и сдачи экзаменов. В период экзаменов у учащихся IV, V, VII--VIII и IX классов диагностировано: резкое утомление организма, угнетение физиологических реакций (понижение электрической возбудимости глаза, ухудшение дыхательной функции), нарушение сна, снижение аппетита, падение массы тела, увеличение артериального давления.

Работоспособность учащихся после напряженного учебного года снижена, увеличение учебной нагрузки при подготовке к экзаменам вызывает еще более резкое ее падение. Подготовке к экзаменам следует отводить наиболее благоприятные для этого утренние часы, чередовать часы повторения учебного материала с активным отдыхом, прогулками. Целесообразно предусмотреть дневной сон. Подготовка к экзаменам в ночное время нарушает регулярность и продолжительность ночного сна, столь необходимого для восстановления работоспособности организма учащихся. Доброжелательное отношение преподавателей к учащимся, своевременная помощь им позволяют в значительной мере погасить отрицательные эмоции (страх, беспокойство, чувство тревоги, волнение) учащихся в период подготовки и сдачи экзаменов, повысить их эффективность.

Общая продолжительность подготовки к экзаменам не должна превышать нормативов суммарной дневной нагрузки в учебном году. Внеклассная, внешкольная и общественная работа сводится к минимуму. Продолжительность интервала между экзаменами по отдельным предметам не должна быть менее 3--4 дней. В помещениях, где ведется экзамен, создаются необходимые условия освещения, воздушного и теплового режимов.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков

Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.

Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.

Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.

В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.

В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.

Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.

Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

Основные требования к расписанию уроков

  • · Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.
  • · Следует включать в середину учебного дня (3--4-й урок) уроки труда, физкультуры.
  • · Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.
  • · Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.

Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

Гигиенические требования к переменам, их организация и проведение

Перемены в школе нужны для отдыха и восстановления работоспособности. Первое условие правильной организации перемен - это их достаточная продолжительность. Самая маленькая перемена должна продолжаться не менее 10 мин. Это минимальное время, необходимое для снятия утомления и восстановления работоспособности. Если перемена будет недостаточна, то скопившаяся потенциальная энергия проявится на следующем уроке и дети будут плохо себя вести. В графике должны быть предусмотрены две большие перемены: (10 - 20 - 20 - 10; 10 - 10 - 20 - 20 - 10). Во время больших перемен дети принимают пищу. Перемена продолжительностью до 30 мин нерациональна: на следующем уроке много времени будет потрачено на врабатывание.

Перемена должна быть полной противоположностью уроку. Нельзя во время перемены «занимать мозг», повторяя уроки, читая, играя в шашки или шахматы. Ученики должны выйти из классов, в которых проводится сквозное проветривание. Во время перемен окна в коридорах и рекреациях должны быть закрыты. В теплое время года школьники проводят перемены на пришкольном участке. Учитель не ограничивает двигательную активность детей. Очень хорошо организовать на перемене подвижные игры. Однако необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились, и помнить об опасности травм.

За гигиеническую норму принята длительность малых перемен -- 10 мин, большой -- 30 мин или двух больших по 20 мин каждая. Недопустимо сокращение длительности перемен в школе за счет задержки детей на уроке или преждевременных звонков с перемены. Полезны подвижные перемены, проводимые на свежем воздухе. Задача администрации школы -- обеспечить условия для двигательной активности учащихся, исключающие вероятность травматизма. В холлах и коридорах школы не должно быть предметов, при падении на которые ребенок может получить травму. Игры на свежем воздухе заканчиваются за 2--3 мин до звонка на очередной урок. Подвижные перемены удовлетворяют до 10 % суточной потребности детей в движениях, составляющей для учащихся 11--15 лет около 20 тыс. шагов в день.

Гигиенические требования к уроку

Учебно-воспитательный процесс в школе строится в соответствии с гигиеническими нормативами и рекомендациями. Основной документ, регламентирующий гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса, -- СанПиН 14-46 - 96 «Санитарные правила и нормы устройства, содержания и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования».

В подготовительных и первых классах продолжительность урока равна 35 мин. В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, рекомендуется сокращать продолжительность урока в этих классах до 30 мин, во 2 - 3 - до 35 мин, 4 -9 классах - до 40 мин. По согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора до 40 мин могут сокращаться уроки в лицеях, гимназиях, профилированных школах. Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

Структура урока едина во всех классах. Условно урок делится на три части: вводную, основную, заключительную. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно, достигая максимума к середине урока, после чего снижается к концу занятия. В начале урока (10 - 15 мин) идет врабатывание. Это время отводится для организационных вопросов и опроса учеников. Во время основной части урока, в период наилучшей работоспособности, учитель объясняет новый материал, наиболее активно используя это время. Продолжительность непрерывного объяснения должна ограничиваться периодом активного внимания неустойчивой работоспособности учеников. Для 6 - 7-летних детей это не более 15 мин, в средних классах - приблизительно 25 - 30 мин, в старших -30 - 35 мин. Учитель должен знать, что характер объяснения влияет на сроки возникновения утомления. Так, объяснение нового материала в форме лекций утомляет больше по сравнению с объяснением, которое проводится в форме беседы, делающей урок более живым, эмоциональным, интересным, учащиеся легче усваивают и запоминают новый материал. Интерес к излагаемому материалу длительно поддерживает работоспособность на должном уровне. И напротив, отсутствие интереса, невыразительная, монотонная речь или недоброжелательность учителя способствуют быстрому развитию запредельного торможения.

За 10 - 15 мин до окончания урока у школьников начинается утомление. Заключительная часть урока отводится для тренировочного воспроизводства. Характерно, что младшие школьники «не умеют по-настоящему утомиться». При продолжительной работе у них развивается запредельное, или охранительное, торможение, которое предохраняет клетки коры головного мозга от перевозбуждения и переутомления. Старшие школьники могут продолжать работу при утомлении, что и приводит к переутомлению.

В школе практикуется проведение сдвоенных уроков. Органами санитарно-эпидемиологического надзора допускается объединение двух уроков для проведения лабораторных и контрольных работ, уроков информатики, труда, изобразительного искусства, для предметов с повышенным и углубленным уровнем их изучения, а также при выполнении программы но лыжной подготовке. В процессе проведения сдвоенного урока обязательно чередование практической и теоретической частей, заданий по самоподготовке. На обоих уроках обязательна физкультурная пауза, перемена между уроками - не менее 10 мин. Заблаговременно, перед уроком, класс должен быть проветрен.

Гигиенические основы режима дня школьника

Правильный режим дня -- это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -- раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания.

Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха.

Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1--1,5 ч, а средних и старших классов -- 1,5--2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.

В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.

Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1--1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся.

В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.

Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность.

Понятие суточной, недельной и сезонной работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч, затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а так же в других физиологических и психофизиологических показателей.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся профессионально-технических училищ были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80 % представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

Недельная динамика работоспособности

Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели - в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ регистрируются низкие показатели умственной работоспособности. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, - явление так называемого конечного порыва.

Изменение положения тела - двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, является защитной реакцией организма. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7 - 8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32 %, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65 %, падает и устойчивость прямо стояния.

У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины в первые 6 - 9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников - вторник.

У учащихся 7 - 8 и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следует ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или в пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Сезонная динамика работоспособности.

Волнообразные колебания функционального состояния школьников отмечаются и на протяжении года. В первые дни осени работоспособность детей невелика. Они еще не втянулись в школьные занятия после лета. Привыкание к учебной нагрузке в первом классе длится почти 2 месяца. В ноябре работоспособность становится высокой, затем держится более или менее на одном уровне, а с января по март начинает постепенно снижаться. С началом весенних дней дети, казалось бы, вновь становятся более активными и подвижными. Однако весна -- не самое благоприятное время года: сказывается снижение содержания витаминов в пище, а также повышенная возбудимость нервной системы.

Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связанна с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6–8 лет могут выполнить 39–53% объема заданий, выполняемых 15–17 летними учащимися. При этом и качество работы у первых на 45–64% ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма. Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6–7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематичному обучению по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимся и успешно справляющимся с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей, в отличие от ослабленных школьников, повышается обычно уже к концу первого полудня.

Фазы работоспособности и её дневная периодичность: во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работ, или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок – точность) показатели работы часто асинхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы (умственной деятельности) уровня – проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отображающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6–10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление и проявляется треть фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачек в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к её прекращению. Падение работоспособности на первом её этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность – низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказ от неё продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление – естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическими нагрузками. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

Для того, чтобы у младших школьников меньше развивалась утомляемость, необходимо регулярно тренировать свой организм физическими нагрузками. Основополагающим средством физического развития является утренняя гимнастика.

Работоспособность. Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 39-53% объема заданий, выполняемых 15-17-летними учащимися. При этом качество работы у первых на 45 - 64 % ниже, чем у вторых.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других количественных и качественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

Годичные темпы нарастания показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет колеблются в пределах от 2 до 53%.

Скорость и продуктивность работы за первые три года обучения нарастают одинаково на 37 - 42 % по сравнению с уровнем этих показателей при поступлении детей в школу. За период от 10-11 до 12-13 лет продуктивность (количество) работы увеличивается на 63 %, а качество (точность) - лишь на 9 %. Минимальный темп прироста качественного показателя наблюдается в 11-12 лет (V-V1 классы) по сравнению с предыдущими возрастами. В 13-14 (девочки) и 14-15 лет (мальчики) темп нарастания продуктивности работы снижается, в то время как прирост качества работы возрастает. В 15-16 и 16-17 лет (1Х-Х классы) продуктивность и точность работы возрастают на 14-26% (Дубровская Н.В. и др., 2000; Лысова Н.Ф. и др., 2011).

Во всех возрастах учащимся с отклонениями в состоянии здоровья присущ более низкий уровень умственной работоспособности по сравнению со здоровыми детьми и коллективом класса в целом.

У здоровых детей 6-7 лет, поступающих в школу с недостаточной готовностью организма к систематическому обучению, по ряду морфофункциональных показателей, работоспособность также оказывается ниже и проявляет меньшую устойчивость по сравнению с детьми, готовыми к обучению, быстро к нему адаптирующимися и успешно справляющимися с возникающими трудностями. Однако устойчивость работоспособности у этих детей в отличие от ослабленных школьников повышается обычно уже к концу первого полугодия.

Фазы работоспособности и ее дневная периодичность. Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу, или врабатывание.

Это первая фаза работоспособности. В этой фазе количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок - точность) показатели работы асинхронно изменяются: то улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума. Подобные колебания - поиск организмом наиболее экономичного для умственной деятельности уровня - проявление саморегулирующейся системы.

За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. Положительные изменения высшей нервной деятельности коррелируют с показателями, отражающими благоприятное функциональное состояние других физиологических систем.

Спустя некоторое время, меньшее у учащихся 6-10 лет и большее у подростков, юношей и девушек, начинает развиваться утомление, и проявляется третья фаза работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем в резком снижении работоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Падение работоспособности на первом ее этапе выражается снова в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя. На первом этапе снижения работоспособности регистрируется дисбаланс возбудительного и тормозного процессов в сторону преобладания возбудительного процесса (двигательное беспокойство) над активным внутренним торможением.

На этапе резкого снижения работоспособности еще стремительнее ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется у детей и подростков в вялости, сонливости, в потере интереса к работе и отказе ее продолжать, часто в неадекватном поведении.

Развивающееся утомление - естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимы развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей школьников.

В период организованного активного отдыха восстановительные процессы не только обеспечивают возвращение работоспособности к исходному - дорабочему уровню, но могут поднять ее выше этого уровня. Вместе с тем тренированность возникает тогда, когда очередная нагрузка следует за восстановлением и упрочением показателей после предыдущей работы, хроническое же истощение - когда очередная нагрузка следует до того, как восстановление работоспособности достигло своего исходного уровня. Чередование умственной работы с физической, переключение с одного вида деятельности на другой, прекращение умственной работы детей и подростков в момент начавшегося резкого снижения работоспособности и последующая организация активного отдыха способствуют восстановлению функционального состояния центральной нервной системы.

Систематическим выполнением работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в пределах возрастных нормативных границ продолжительности достигается совершенствование умственной работоспособности.

У большинства детей и подростков активность физиологических систем повышается от момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 ч. Затем следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 ч. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также в других физиологических и психофизиологических показателях.

Суточная периодика физиологических функций, умственной и мышечной работоспособности имеет постоянный характер. Однако под влиянием режима учебной и трудовой деятельности изменения функционального состояния организма, прежде всего ЦНС, могут вызвать повышение или понижение уровня, на котором развертывается суточная динамика работоспособности и вегетативных показателей.

Большая учебная нагрузка, нерациональный режим учебной и трудовой деятельности или неправильное их чередование в течение дня и недели вызывают резко выраженное утомление организма. На фоне этого утомления возникают отклонения в закономерной суточной периодике физиологических функций. Так, в случаях чрезмерной производственной и учебной нагрузки почти у половины учащихся колледжей были диагностированы не только отклонения в дневной динамике работоспособности, но также беспорядочный характер изменения температуры тела и ритма сердечных сокращений.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во второй половине дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21-22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80 % представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

Недельная динамика работоспособности. Помимо суточной периодики физиологических функций и психофизиологических показателей, в том числе работоспособности, отчетливо выражено их недельное изменение. Наибольшей работоспособность бывает к середине недели - в среду, к субботе падает. В понедельник человек втягивается в работу, со вторника по четверг работает с полной отдачей, а в пятницу происходит резкий спад работоспособности.

В понедельник у учащихся всех классов общеобразовательных школ и колледжей регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, увеличенный латентный период зрительно- и слухомоторных реакций, большое количество срывов дифференцировоч- ных реакций. Почти у половины учащихся бывают изменения суточных кривых вегетативных функций. Во вторник и среду учащимся свойствен не только более высокий уровень показателей умственной и мышечной работоспособности, но и большая их устойчивость. Четверг и пятница в большинстве случаев оказываются днями сниженной работоспособности и наименьшей ее устойчивости.

Суббота - наиболее неблагоприятный учебный день. Работоспособность детей и подростков бывает низкой. Однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности учащихся в связи с предстоящим днем отдыха, предвкушение интересных дел и развлечений, экскурсий, походов, посещение театра в воскресенье. Организм, несмотря на утомление, мобилизует все имеющиеся у него ресурсы, что выражается в относительном подъеме умственной работоспособности, - явление так называемого конечного порыва.

Изменение положения тела - двигательное беспокойство, регистрируемое у учащихся на уроках, - является защитной реакцией организма. Количество движений, длительность сохранения относительного постоянства позы, частота использования крышки парты (стола) в качестве дополнительной опоры для тела также объективно отражают нарастание утомления учащихся и снижение их работоспособности. Например, от понедельника к субботе у детей 7-8 лет общее количество движений на уроках возрастает на 32 %, длительность сохранения постоянства позы уменьшается на 65 %, падает и устойчивость прямостояния. Статический компонент учебной деятельности (сохранение вынужденного положения тела) интенсифицирует развивающееся утомление и падение работоспособности в большей мере в конце работы, нежели в ее начале.

Нередко наблюдается двухвершинная недельная кривая работоспособности. Помимо вторника или среды, относительный подъем работоспособности проявляется в четверг или пятницу.

У детей 6 и 7 лет, приступающих к систематическому обучению, в период адаптации к учебным нагрузкам, новым условиям обучения и требованиям дисциплины, в первые 6-9 недель дни оптимальной работоспособности, когда согласуются между собой относительно высокие скорость и точность работы, смещаются от вторника к четвергу. Лишь спустя некоторое время устанавливается постоянный день наилучшей работоспособности первоклассников - вторник.

У учащихся VII-VIII и старших классов оптимум работоспособности в большинстве случаев приходится на вторник. В среду же регистрируется резкий спад всех показателей работоспособности, а в четверг наблюдается существенный подъем скорости и точности работы. Падение работоспособности в среду указывает на раннее наступление утомления, существенное напряжение механизмов регуляции функционального состояния физиологических систем и поиск ресурсов для выравнивания работоспособности. В результате обеспечивается относительно высокий, но однодневный (только четверг) подъем уровней всех показателей работоспособности. Однако упрочение уровней отсутствует, и в пятницу следуют ухудшение работоспособности, выраженное нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в нервных клетках коры головного мозга, ослабление активного внутреннего торможения.

Очень часто падение работоспособности к середине недели и поиск организмом ресурсов для ее выравнивания затягивается у старшеклассников до пятницы. Тогда лишь в пятницу проявляется относительный подъем работоспособности, однако при низкой ее устойчивости. В этих случаях (подъем в четверг или пятницу) недельная кривая работоспособности учащихся имеет две вершины и соответственно два спада.

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется

. Работоспособность - характеристика имеющихся или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени

зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшение поставит. Ання мозга кислородом и т.п. (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов.

На работоспособность учащихся влияют личностные и организационные факторы. К личностных факторов принадлежат тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения ергономи ичним требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младшие школьники, тем заметнее колебания динамики и их работоспособности, на это не следует учитывать, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальную работоспособность ь и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис 21 2.1).

. Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройки на нужный динамический стереотип, достижения необходимого уровня вегетат ных функций организма ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженная работа, темм короче есть эта фаза. Так, при тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а за умственной работы 1,5-2,5 часа. У учащихся сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функц национальные подвижностью нервной системы младей.

. Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимое рабочее динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождается ся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. По спр иятливих условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может длиться 70-75% рабочего времениасу.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижение работоспособности), что характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе)

По видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т н фаза конечного порыва

. Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или при ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоций ийним подъемом, гаммирования ощущение усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем более выражены является фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамикой ки работоспособности существенно изменяетсяься.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальным (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и т.п.). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе стомлюван ния, поэтому нагрузка надо уменьшать (рис 21 2.1).

Работоспособность учащихся меняется также в течение дня. Так, в большинстве младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности спо опасается после первого урока и продолжается до третьего конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке ва рто изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьего-м - сложные, а затем снова легкиеегкі.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонны ности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др.. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по ст аднистю; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложен такой распределение учебных предметов по степеней ем сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, естествознание, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. С томлюючимы есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным является урок чтения, поскольку процесс формирования нави чок чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условий (18,3%18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т н"голубей","жаворонков"и"сов""голубой"присуща двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 го от, в 14-15 час работоспособность уменьшается, в 17-18 час снова растет, понижуючись вечером"Совы"наиболее продуктивно работают в вечерние часы, а"жаворонки"- в утреннееіше працюють у вечірні години, а "жайворонки" - у ранкові.

Работоспособность учащихся меняется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена из-за начала недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на в вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования показывают, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное ем оцийним ожиданиям дней отдыха. За такими принципами меняется работоспособность детей и в течение учебного рок року.

Рассмотрена динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются успевающих в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей определенной степени могут изменю юват динамику работоспособности. Кроме того, чем младший школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короткий период оптимальной устойчивой трудоспособноститі.

Зависимость работоспособности учащихся от свойств нервной системы и индивидуального стиля деятельности на примере учащихся лицея № 3

Введение

Глава I. Причины утомления и способы повышения умственной работоспособности учащихся

  1. Индивидуальные особенности нервной системы человека

Глава II. Экспериментальное изучение свойств нервной системы и работоспособности учащихся

Заключение

Литература

Введение

К здоровью на Руси всегда относились и относятся нерационально, а в большей степени эмоционально. В нашем российском менталитете принято жаловаться на здоровье, жалеть убогого, сочувствовать, соболезновать. Возможно, это одна из причин того, что здоровый образ жизни не стал у нас культурологической ценностью общества.

Сегодня состояние здоровья нации - это индикатор благополучия государства. Школа - одно из наиболее весомых учреждений, обращенных к будущему человечества, имеющих влияние на формирующееся поколение. Но школа - это умственный труд ребенка, это всегда перегрузки и утомление. Что однозначно сказывается на их здоровье.

Как показывают результаты исследований, подавляющее большинство учащихся к моменту окончания школы значительно теряют здоровье. Наиболее частая патология в школьном возрасте - нарушение зрения. По данным исследований основной причиной снижения остроты зрения в школьном возрасте является близорукость. К поступлению детей в школу близорукость составляет 3%, к окончанию 11-го класса процент детей с близорукостью увеличивается до 18 - 20%.

В век науки и техники у современного человека наибольшую нагрузку испытывает орган зрения и слуха. Глаза отдыхают только во время сна. Слух же постоянно бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, так как не обладает никаким защитным приспособлением, сходным, например, с веками, предохраняющими глаза.

Утомление органов зрения и слуха сказывается на работоспособности и самочувствии ребёнка. Длительные зрительные нагрузки и сильный шум увеличивает вероятность неврозов, вызывает депрессию, усталость, появление головных болей. Неприятное воздействие шума и длительные зрительные нагрузки сильнее сказываются на умственной работоспособности, нежели на физической.

Умственная работоспособность - это максимальная умственная деятельность, которую человек в состоянии выполнить при мобилизации всех резервов организма. Истощение этих ресурсов приводит к тяжелым, часто необратимым нарушениям здоровья. Человек должен расходовать только часть своих функциональных ресурсов и в такой мере, чтобы это не воспрепятствовало их последующему и полному восстановлению.

Цель исследования: изучить влияние нервной системы человека на его работоспособность.

Объект исследования: учащиеся 10 классов МОБУ Лицей № «3» в количестве 24 человек.

Предмет исследования: влияние свойств нервной системы

на работоспособности учащихся.

Гипотеза исследования: мы предположили, что на продуктивность деятельности человека оказывает влияние особенности его нервной системы, а также индивидуальный стиль деятельности, т.е. способы и приёмы организации этой деятельности.

Глава I. Причины утомления и способы повышения умственной работоспособности учащихся

.Работоспособность человека и причины возникновения утомления

Работоспособность - это возможность выполнять определенный вид работы в течение заданного времени и поддерживать высокие качественные и количественные показатели. В течение суток работоспособность человека изменяется. Для неё характерны два периода повышения активности физиологических функций: между 10-12 ч и 16-18ч. Соответствие режима деятельности биологическим ритмам помогает увеличить производительность труда, способствует сохранению здоровья, позволяет достичь результатов при меньших затратах энергии и времени.

При выполнении работы выделяют несколько периодов:

Первый - врабатывание, характеризуется постепенным повышением работоспособности. Организм полностью выходит из состояния сна и приспосабливается к новым требованиям, предъявляемым трудом к человеку. Длительность этого периода определяется состоянием организма, а также характером работы. У взрослого человека при тяжелой физической работе он занимает 20-25 минут, при работе средней тяжести - 1-1,5 часа, при творческой умственной деятельности - 1,5-2 часа.. При умственной деятельности оно длится 1,5 - 2 часа.

Второй период - устойчивой работоспособности - в среднем длится 2-3 часа. Этот период может смениться периодом компенсаторной перестройки.

Третий - компесаторная перестройка. когда появляются лишь первые признаки утомления в виде нарастания микропауз, снижения внимания, темпа работы, ухудшения некоторых физиологических функций, но работоспособность не падает за счет волевых усилий человека. Чтобы предупредить нарастание утомления, именно в этот период полезно проведение гигиенических мероприятий по урегулированию величины нагрузки. Длится в среднем 2 - 3 часа и заканчивается, когда появляются первые признаки утомления в виде снижения внимания, темпа работы. Но работоспособность не падает лишь за счет волевых усилий человека. Если же работа продолжается, то вслед за периодом компесаторной перестройки развивается утомление и происходит снижение работоспособности. Этот период приходится на 5 - 6 уроки.

Утомление определяют как возникающее вследствие работы временное ухудшение состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности. Утомление - процесс, выполняющий определенную защитную роль в организме, предохраняя его отдельные системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждением.

Работоспособность школьников определяется многими факторами. Прежде всего, она зависит от возраста: чем младше школьник, тем уровень ее ниже, а период устойчивой оптимальной работоспособности короче. Влияют на нее также нарушения в состоянии здоровья и заболевания, которые снижают функциональные возможности организма. Например, низкая работоспособность наблюдается у детей с расстройствами нервной системы, задержкой физического развития, аллергическими заболеваниями, снижением слуха, а также у длительно и часто болеющих детей.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для учащихся среднего и старшего возраста - на 2,3,4 - уроках.

В среднем и старшем школьном возрасте работоспособность значительно снижается на 4-м уроке. При продолжении работы на 5-м уроке благодаря включению компенсаторных механизмов работоспособность школьников несколько повышается, а затем к 6-му уроку вновь и более значительно падает.

В течение недели отмечаются те же периоды изменения работоспособности, что и в течение дня. В понедельник происходит врабатывание, во вторник, среду отмечается максимальная работоспособность. С четверга постепенно начинает накапливаться утомление, которое нарастает к пятнице и субботе.

Скорость развития утомления (время от начала работы до появления первых признаков), а также его глубина в конце работы находятся в тесной зависимости от уровня функционального напряжения организма.

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Однако время не подтвердило этой концепции.

Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Таким образом, нормальный физиологический процесс, выполняющий определенную защитную роль в организме, предохраняя его отдельные физиологические системы и органы от чрезмерного перенапряжения и возможного в связи с этим повреждения. Усталость появляется обычно в тот момент, когда организм израсходовал большую долю энергоресурсов. Почему же такая полезнейшая вещь имеет отрицательную окраску: снижает интерес к работе, ухудшает настроение, нередко вызывает болезненные ощущения в теле?

Итак, утомление - это состояние человека, вызванное работой. Физическому утомлению способствуют динамические (например: длительная ходьба, бег) и статические (подъем тяжестей, их удержание, перенос) нагрузки. Умственное утомление вызывается нагрузкой на органы чувств (зрение, слух, осязание), сильным напряжением внимания, осознанием ответственности.

Основные признаки умственного утомления представлены в таблице:

Объекты наблюденияНезначительное утомление Значительное утомление Резкое утомлениеВниманиеРедкие отвлеченияРассеянное, частые отвлечения.Ослабленное, реакиця на новые словесные указания отсутствуетПозаНепостоянная, потягивание ног и выпрямление туловищаЧастые повороты головы в разные стороны, облокачи-вание, поддержива-ние головы руками. Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стулаДвиженияТочныеНеуверенные, замедленныеСуетливые движе-ния рук и пальцев (ухудшение подчерка) ИнтересЖивой интерес, задавание вопросовСлабый интерес, отсутствие вопросов.Полное отсутствие интереса, апатия.

Умеренное утомление быстро проходит при смене вида деятельности. Если отдых оказывается недостаточным для полного восстановления работоспособности к началу следующего трудового периода, то в этот период утомление развивается более быстро и глубина его к концу работы будет более значительной, чем в предыдущий период, т.е. будет происходить накопление утомления и развивается переутомление. Оно не ликвидируется за обычные периоды отдыха (ежедневные, еженедельные), а требует более длительного перерыва в работе или специального лечения. Основные признаки переутомления (по Н.Н.Платонову): расстройства сна (от трудности засыпания до бессонницы), потеря аппетита, головные боли, сдвиги эмоциональной сфере (перепады настроения, раздражительность, безразличие к происходящим событиям), снижение умственной работоспособности (трудности сосредоточения, забывчивость, ослабление памяти и внимания).

Если функциональное напряжение превосходит физические возможности, происходит перенапряжение защитных механизмов и возникает болезнь. Например, чрезмерные физические нагрузки могут вызвать травмы опорно-двигательного аппарата; чрезмерное психо - эмоциональное напряжение может провоцировать развитие неврозов, психозов, заболевания сердечно - сосудистой системы.

Индивидуальные особенности нервной системы человека

В трудовой деятельности человека - физической или умственной - принимает участие весь организм как единое целое. Это взаимодействие всех органов и систем в живом организме направляется и регулируется нервной системой.

Нервная система выполняет две функции: организует и координирует деятельность всех частей организма и осуществляет его связь с внешней средой.

Нервную деятельность делят на высшую и низшую. Низшая нервная деятельность обеспечивает внутреннее единство организма, высшая - внешнее единство организма с изменяющимися условиями существования.

Нервная деятельность осуществляется в результате взаимодействия двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Возбуждение - нервный процесс, приводящий организм в деятельное состояние. Внешне возбуждение проявляется в активности человека, готовности его к деятельности.

Торможение - нервный процесс, приводящий к временному прекращению или ослаблению деятельного состояния организма.

Тип высшей нервной деятельности - это своеобразный компонент основных свойств нервных процессов возбуждения и торможения - силы, равновесия и подвижности.

Под силой нервных процессов понимается работоспособность нервных клеток. Силу нервной системы характеризуют её способность выдерживать длительные и значительные нагрузки. В зависимости от запаса реактивного или функционального вещества в нервных клетках нервная система может быть сильной или слабой.

Равновесие основных нервных процессов - возбуждения и торможения - второе свойство, характеризующее тип высшей нервной деятельности. Если оба процесса примерно одной и той же силы, то они уравновешивают друг друга и такая нервная система называется уравновешенной.. Если же один из процессов (обычно возбуждение) по силе преобладает над другим (торможением), то такая нервная система называется неуравновешенной.. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании и наоборот. Внешние проявления выражаются в повышенной возбудимости и неуравновешенности поведения, характерна быстрота действий, резкость движений, импульсивность и яркая выраженность эмоций.

Третье свойство - подвижность нервных процессов возбуждения и торможения. Нервная система человека постоянно подвергается воздействию окружающей среды, для которой характерны непостоянство и изменчивость. Подвижность нервной системы включает в себя скорость и переключаемость нервных процессов, т.е. способность нервной системы переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения, и наоборот. нервная система может быть подвижной и инертной (малоподвижной). Подвижная нервная система характеризуется быстрым протеканием нервных процессов, быстротой и лёгкой сменой процесса возбуждения и процессом торможения. Особенность малоподвижной нервной системы - относительно медленное протекание основных нервных процессов и затруднённость их взаимной смены.

Человек с сильной нервной системой сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. У него быстро восстанавливается работоспособность. В сложной неожиданной обстановке такой человек держится уверенно, не теряет эмоционального тонуса, не обращает внимание на мелкие, отвлекающие воздействия.

Уравновешенный человек ведёт себя спокойно и собранно в любой, даже самой возбуждающей обстановке. Работает равномерно, без случайных взлётов и падений.

Подвижный человек способен быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выбранных стереотипов и быстро приобретает новые навыки и привычки. Такой человек без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой, у него быстро возникают и ярко проявляются эмоции, он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.

работоспособность нервная эксперимент учащийся

Глава II. Экспериментальное изучение свойств нервной системы и работоспособности учащихся

Зависит ли работоспособность учащихся от свойств нервной системы и сформирован ли индивидуальный стиль деятельности у учащихся лицея?

На эти два вопроса нам предстояло найти ответ в своем исследовании.

Исследование проводилось в 10-х классах. В исследовании принимало участие 24 ученика. Были использованы две методики:

  1. Определение свойств нервной системы проводилось с использованием экспресс - методики Е.П. Ильина, она позволяет по психомоторным показателям определить силу нервной системы и основана на определении динамики максимального темпа движения руки. Сила нервных процессов определяется показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает больщую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Каждому школьнику выдавался бланк для теппинг - теста.

Полученные в результате обработки экспериментальных данных варианты динамики максимального темпа условно были разделены на пять типов:

  1. Сильный (нарастающий) тип нервной системы, характеризуется очень высокой работоспособностью и выносливостью.
  2. Средне - сильный тип нервной системы, характеризуется высокой работоспособностью, но средней выносливостью.
  3. Средний (ровный) тип нервной системы, характеризуется средней работоспособностью и средней выносливостью.
  4. Средне - слабый тип нервной системы, характеризуется первоначальным снижением темпа работы, а затем кратковременным возрастанием темпа почти до исходного.
  5. Слабый (нисходящий) тип нервной системы, характеризуется низкой работоспособностью и выносливостью, высокой утомляемостью.

На основании анализа формы кривых для правой и левой руки, диагностируют силу нервной системы.

Данные исследования приведены в таблице № 1.

Тип нервной системыСильныйСредне - сильныйСреднийСредне - слабый СлабыйКол-во019102%04,54145,59

Результаты изучения типа нервной системы у учащихся можно представить на графике (График № 2)

Из графика видно, что в классе преобладают учащиеся со средним

(41%) и средне - слабым (45,5) типами нервной системы. Если люди со средним типом нервной системы отличаются ровной работоспособностью и средним уровнем утомляемости, то люди со средне - слабым типом нервной системы сначала снижают темп работы, затем способны к кратковременной мобилизации почти до исходной, а затем вновь идет понижение работоспособности. В классе также имеются дети со слабым типом нервной системы - 2 ученика - 9%. И хотя в классе отсутствуют учащиеся с сильным типом нервных систем, неуспевающих среди учащихся нет.

  1. Для суждения о работоспособности и наличия утомления были использованы задания корректурных проб. Эта методика достаточно информативна для оценки влияния умственной нагрузки на функциональное состояние организма. По объёму выполненной работы, т.е. числу прослеженных знаков при заданном времени, устанавливается скорость работы. Число же ошибок в пересчёте на постоянный объём работы характеризует её точность, коэффициент А. По скорости и точности можно определить продуктивность работы - коэффициент Е, а по изменению этих показателей в динамике - утомление.

Коэффициент правильности

А = / С - Н /

/ С + О /

где С - число правильно перечёркнутых букв, Н - число неправильно перечёркнутых букв, О - ошибочно пропущенных букв.


Е = S х А

где S - число просмотренных знаков, А - коэффициент правильности.

Сравнительная таблица № 3 - работоспособности учащихся 10 класса

Дни проведения исследования Суббота Понедельник Уровни рабо-тоспособности Кол-во уч-ся % Кол-во уч-ся %Высокий941 741045 81Средний732836Низкий626418Из таблицы видно, что к концу недели низкий уровень работоспособности показали 26% учащихся. За выходной день произошли незначительные изменения, с низким показателем работоспособности - 18% учащихся. Это говорит о том, что за один выходной день 18% учащиеся 11-х классов не смогли отдохнуть и повысить работоспособность. А это значит, что в течение недели будет накапливаться утомление.

Мы продолжили исследования, проведя изучение работоспособности в субботу на следующей недели. Но исследования, проведённые в субботу - 2, т.е. следующей недели, показали, что утомление у учащихся накапливается незначительно. Это видно из сравнительной таблицы № 4.

Дни проведения исследования Суббота - 1 Понедельник Суббота -2Уровни рабо-тоспособностиКол-во уч-ся %Кол-во уч-ся %Кол-во уч-ся %Высокий941 741045 81943 78Средний732836835Низкий626418422

По сравнению с понедельником к субботе - 2 у учащихся происходит незначительное накопление утомления (4% учащихся).

Итак, мы определили, что в течение второй недели у учащихся 10 класса происходит снижение работоспособности и накопление утомления, хотя и меньше, чем за предыдущую неделю. Возможно, это происходит потому, что исследования проводились в конце четверти, когда дети уже и так сильно устали в течение всей четверти. Для выяснения смогли ли учащиеся за время каникул снять накопленное утомление было, проведено исследование сразу же по окончании каникул. Мы сравнили результаты каждого ученика в трех исследованиях. Результаты представлены в сравнительная таблица № 6.

Сравнительная таблица № 6 работоспособности учащихся 10 кл. до каникул и после. В таблицу включены только те учащиеся, которые принимали участие во всех исследованиях, т.е. тот, кто пропустил хотя бы одно из исследований, в таблицу не включались.

РаботоспособностьПонедельник Суббота 2 После каникул Тип Н.С.ПоказательПоказательУровниПоказательУровни1сл361322пон428пов2ср548517пон537пов3ср498446пон600пов4с-сл350333пон448пов5ср321314пон393пов6с-сил413438пов480пов7с-сл533581пов634пов8ср405447пов512пов9с-сл559553пон520пон10ср434403пон556пов11сл490578пов549пон12ср392533пов564пов13ср569486пон576пов14с-сл354507пов543пов15с-сл537572пов590пов16с-сл460418пон408пон17с-сл457465пов479пов18ср402534пов376пон19с-сл430603пов559повпв - 12 - 57%пв - 11 - 52%пв - 15 - 79%пн - 9 - 43%пн - 10 - 48%пн - 4 - 21 %

Из сравнительной таблицы видно, что учащихся, показавших повышенный результат работоспособности по сравнению с последним днём исследования, возросло до 79% (с 52% предыдущего исследования).

Уменьшилось количество учащихся с пониженным уровнем работоспособности с 48% до 21%.

Из таблицы видно, что у большинства учащихся (15 человек) работоспособность повышена, т.е. - 79% учащихся показали повышенный результат по сравнению с показателем исследования, проводимого перед каникулами. Значит, за время каникул произошло снятие утомления накопленного за предыдущее время учёбы у 79% учащихся. 15 учащихся 10 класса за время каникул смогли отдохнуть и показали повышенный уровень работоспособности. Учащийся со слабым типом нервной системы показал пониженный результат после выходного дня, но за время каникул он смог отдохнуть и показал повышенный результат.

Из тех ребят, которые показали пониженный уровень работоспособности: двое со средне - слабым типом нервной системы и один со средним типом нервной системы.

Из таблицы также видно, что большинство ребят со средне - слабым типом нервной системы, характерным для которых является пониженный уровень работоспособности, показывают повышенный уровень работоспособности. Значит, особенности нервной системы не являются главными при выполнении работы и успешности в обучение.

Вывод

В результате проведённого исследования была частично подтверждена выдвигаемая гипотеза, что на продуктивность деятельности человека оказывает влияние особенности его нервной системы, а также индивидуальный стиль деятельности, т.е. способы и приёмы организации этой деятельности.

Каждый человек в своей деятельности использует свои собственные приемы и способы выполнения определённой работы, т.е. формирует свой собственный, индивидуальный стиль деятельности, На работоспособность влияет и то, как протекает его деятельность, сколь быстро и в чём проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Иначе говоря, какими способами, и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.

Продуктивность деятельности ребят зависит прежде всего от отношения к выполняемой работе, интересов, знаний и умений, в частности учения организовать свою работу. работоспособность учащихся 10 класса не зависят от силы нервной системы. Поэтому ученик со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы.

Из результатов проведенного исследования можно сказать, что у ребят 10 класса сформирован индивидуальный стиль работы, выработаны свои методы и способы деятельности. В результате этого каждый из них успешен в обучении.

Из этого можно сделать вывод, что у ребят сформирован индивидуальный стиль работы, выработаны свои методы и способы деятельности, помогающие им в учебной деятельности.

Заключение

Иногда полагают, что надо отыскивать пути изменения свойств нервной системы в желательную сторону. Такую точку зрения нельзя считать правильной. Так как неизвестно, что следует считать «желательными свойствами нервной системы». Например, слабая нервная система - это нервная система малой работоспособности (в физическом смысле), но высокой чувствительности. Какая нервная система лучше: более чувствительная, но менее работоспособная или менее чувствительная, но более работоспособная? Вряд ли кто может однозначно ответить на этот вопрос.

Кроме того, продуктивность деятельности человека зависит, прежде всего, от таких факторов, как отношение к выполняемой работе, интересов, знаний и умений, в частности умения организовать свою работу. Все эти факторы не зависят от силы нервной системы. Поэтому человек со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы. Но о силе или слабости нервной системы говорит не только продуктивность деятельности, а и то, как протекает его деятельность, сколь быстро и в чём проявляется утомление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Иначе говоря, какими способами, и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности. Каждый человек в своей деятельности использует свои собственные приемы и способы выполнения определённой работы, т.е. формирует свой собственный, индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности обусловлены не каким-нибудь одним из рассмотренных свойств, а всегда их совокупностью. Три свойства составляющие тип нервной деятельности, могут образовывать различные сочетания. Тип нервной деятельности - природная особенность организма. Он наследственно обусловлен и в какой-то мере меняется под влиянием окружающих условий. Экспериментально установлено, например, что сильный тип с преобладанием возбуждения можно путём тренировки укрепить отстающий процесс торможения. Известно также, что существуют возрастные изменения свойств нервной системы.

С помощью определённых приёмов человек сознательно или стихийно компенсирует слабые стороны своих типологических особенностей и наилучшим образом использует свои природные преимущества. Например, люди с подвижной нервной системой выполняют срочные виды деятельности по мере их возникновения и выполняют их авралом, рывком, а инертные - предпочитают оградить себя от рывков в работе повышенным вниманием к выполняемой работе. Продуктивность тех и других одинакова, но достигается разными путями.

Понятие «индивидуальный стиль» включает в себя не только внешние практические способы действий, но и способы, и приёмы организации психической деятельности. Например, у людей с сильным типом нервной системы организация устойчивость внимания достигается путём волевых усилий. У людей со слабым типом нервной системы устойчивость внимания компенсируется высоким уровнем переключаемости.

Психологи, разносторонне изучавшие индивидуальный стиль деятельности, показали, что он не возникает у человека сразу и стихийно. Индивидуальный стиль вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приёмы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Формирование индивидуального стиля деятельности начинается в годы детства, происходит под влиянием обучения и воспитания всю жизнь..

Литература

  1. Адаптация организма подростка к учебной нагрузке/ Под ред. Д.В.Колесова.М., Педагогика,1987.
  2. Белов Н.В. Все для девочек от А до Я.М.: Современный литератор,2000.
  3. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989.
  4. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости.М.: Знание,1988.
  5. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М.: Просвещение, 1991.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то