Проведение ору в старшей группе. Комплексы утренней гимнастики старшая группа — Региональный образовательный портал Псковской области

Составила:

Инструктор по физической культуре

Аникеич С.А.

Зарядка с предметами

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком. Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение утренней гимнастики . Начинается она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Подбор упражнений для утренней гимнастики. Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.
Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса, туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера (поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм (воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).
Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.


Зарядка в стихах "Весёлые медвежата"

Комплекс зарядки для детей младшей группы

Ход зарядки:

Ходьба. Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так, шагают наши ножки.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.

Бег. Ходьба на носках

Мостик в стороны качался
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдём,
На тот берег попадём.
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили.

Прыжки: Зайчик быстрый скачет в поле
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки

Инструктор: Дети, мы пришли в лес на красивую полянку, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.

Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролёт
Снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь.
Кто же я, скажи… (медведь)

Инструктор: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат.

Раз, два, три, мы закружились
В медвежат мы превратились.
Сейчас медвежатки сделают зарядку.

Потягивание: Утром мишенька проснулся
Мишка к солнцу потянулся.
Вот так, вот так,
Мишка к солнцу потянулся.

Повороты: Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили

Наклоны: Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.

Приседание: Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.

Прыжки: Мишкам весело играть.
Мишкам хочется скакать.
Раз, два; раз, два,
Вот и кончилась игра.

Инструктор: Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились
И в ребяток превратились.

Комплекс упражнений с погремушкой

Комплекс зарядки для детей младшейгруппы

1. «Погремушки» .

И.п. : ноги «узкой дорожкой», руки с погремушкой внизу.

Выполнение : Поднять руки через стороны вверх; потрясти погремушкой и опустить через стороны вниз. Опуская руки, произнести: «Динь-динь-динь».

Повторить : 4–5 раз.

2. «Покажи соседу» .

И.п. : ноги широко расставлены, руки с погремушкой у груди.

Выполнение : поворот в сторону, руки прямо; потрясти погремушкой, сказать: «Динь-дон»; вернуться в и. п. То же в другую сторону.

Повторить

3. «Шарик» .

И.п. : лежа на спине, погремушка за головой.

Выполнение : руки перевести к животу, ноги согнуть в коленях - «стать круглым, как шарик», вернуться в и. п. Дыхание в произвольном ритме.

Повторить : 4–5 раз.

4. «поиграй-ка, погремушка» .

И.п. : стоя, погремушка внизу.

Выполнение : 6-8 подскоков с одновременным потряхиванием погремушкой.

Повторить : 3 раза, чередуя с ходьбой.

Комплекс упражнений с мячом

Комплекс зарядки для детей среднейгруппы

1. "Мяч вверх"

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, мяч держать двумя руками внизу.

Выполнение : 1 - руки с мячом вверх, прогнуться, посмотреть на мяч.

2 - вернуться в и.п.

Повторить : 4 раза.

2. "Наклоны с мячом"

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.

Выполнение : 1 - поднять мяч вверх.

2 - вернуться в и.п.

3 - наклон вниз.

4 - вернуться в и. п.

Повторить : 8 раз.

3. "Поворот с мячом"

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки с мячом впереди.

Выполнение : 1 - поворот в правую сторону, ноги не двигаются, руки с мячом не опускать.

2 - вернуться в и.п.

3 - поворот в левую сторону, ноги не двигаются, руки с мячом не опускать.
4 - вернуться в и. п.

Повторить : по 4 раза в каждую сторону.

4. "Приседание"

И.п. : ноги параллельно, мяч держим двумя руками внизу.

Выполнение : 1 - присесть; мяч в прямых руках перед собой; спину держать прямо; смотреть вперед.

2 - вернуться в и.п.

Повторить : 8 раз.

5. "Переложи мяч"

И.п. : ноги параллельно, обе руки опущены вниз, в правой - мяч.

Выполнение : 1 - поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку.

2 - вернуться в и. п. (мяч в левой руке).

3 - поднять обе руки вперед, переложить мяч в правую руку.
4 - вернуться в и. п.

Повторить : 4 раза.

6. "Попрыгаем как мячики"

И.п. : основная стойка, руки на поясе.

Выполнение : Прыжки на месте на двух ногах. (на правой, на левой)

Повторить : по 8 раз.

Комплекс упражнений с кубиками

1. «Кубик о кубик» .

И.п. : Стоя, ноги на ширине плеч, кубики за спиной в опущенных руках. Выполнение : 1.Переместить кубики вперёд, стукнуть кубик о кубик.

2.

Повторить : 4–5 раз.

2. «Наклон».

И.п. : Стоя, ноги на ширине плеч, руки с кубиками перед грудью.

Выполнение : 1. Сделать наклон туловища вперёд, руки с кубиками развести в стороны.

2. Вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

3. «Горка».

И.п. : Лёжа на спине, руки вдоль туловища, держать кубики в руках, ноги выпрямлены.

Выполнение : 1. Согнуть ноги в коленях – «горка».

2. Вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

4. «Брёвнышко».

И.п. : Лёжа на животе, руки с кубиками выпрямлены за головой выпрямлены.

Выполнение : 1. Повернуться на бок.

2. повернуться на живот.

3- 4.

Повторить : 4–5 раз. Стараться не помогать руками и ногами.

5. «Подскоки».

И.п. : Стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе, кубики на полу.

Выполнение : 8–10 подскоков около кубиков, чередуя прыжки с ходьбой.

Повторить : 4 раза.

Комплекс упражнений на стульчиках

Комплекс зарядки для детей средней группы

I часть (стульчики расставлены по зрительным ориентирам в центре группы)

Обычная ходьба в колонне, ходьба на носках, легкий бег (50-60 сек) вокруг стульчиков.

II часть . Общеразвивающие упражнения на стульях

1. И.п. : сидя на стуле, ноги параллельно, руки опущены вниз.

Выполнение : 1. Поднять руки в стороны.

2. Опустить вниз, вернуться в исходное положение.

Повторить : 5-6 раз.

2.И.п. : сидя на стуле, одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом. (cмена положения ног)

Выполнение : 1. Левая нога выпрямлена вперед, правая – под стулом.

2. Нога выпрямлена вперед, левая – под стулом.

Повторить : 5-6 раз.

3. И.п. : сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки на поясе

Выполнение : 1. Наклон вправо.

2. Вернуться в исходное положение.

3. Наклон влево.

4. Вернуться в исходное положение.

Повторить : 5-6 раз.

4. И.п. : стоя на четвереньках, сиденье стула – под животом ребенка. Ребенок опирается на руки и на колени.

Выполнение : 1. Выпрямить руки и ноги, удерживать себя на стуле 1 сек. (вдох).

3. Выпрямить руки и ноги, удерживать себя на стуле 2 сек. (вдох).

4. Вернуться в исходное положение. (выдох)

5. Выпрямить руки и ноги, удерживать себя на стуле 3 сек. (вдох).

6. Вернуться в исходное положение. (выдох)

7. Выпрямить руки и ноги, удерживать себя на стуле 2 сек. (вдох).

8. Вернуться в исходное положение. (выдох)

9. Выпрямить руки и ноги, удерживать себя на стуле 1 сек. (вдох).

10. Вернуться в исходное положение. (выдох)

Повторить : 1 раз.

5. И.п. : стоя за стулом, ноги параллельно, руки на спинке стула.

Выполнение :1. Присесть.

2. Встать, вернуться в исходное положение.

Повторить : 5-6 раз.

6. И.п. : сидя на стуле, сомкнутые ноги выпрямлены – находятся на полу, руки в упоре с боков сиденья стула.

Выполнение :1. Поднять правую ногу вперед-вверх.

2. Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

3. Поднять левую ногу вперед-вверх.

4. Опустить ногу, вернуться в исходное положение.

Повторить: 5-6 раз.

7. И.п. : стоя около стула, ноги параллельно, руки на поясе.

Выполнение :прыжки на двух ногах вокруг стула в обе стороны, в чередовании с ходьбой.

Повторить: 2 серии по 10 прыжков.

Дети идут обычной ходьбой по группе друг за другом. Воспитатель предлагает детям помочь убрать стулья. Воспитатель оставляет 1 стул в центре группы для игрового задания «Кошка и птички».

8. Игровое задание «Кошка и птички». В центре группы на стульчике сидит кошка (роль кошки выполняет ребенок, на голове одета шапочка «кошки»). Птички летают вокруг кошки, помахивая крылышками (воспитатель регулирует умеренный темп). Воспитатель подает сигнал, кошка просыпается и ловит птичек, а те улетают на стульчики.

Повторить: 2 раза.


Комплекс упражнений с ленточками

Комплекс зарядки для детей средней группы

1. «Волны» .

И.п. : стойка ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение : 1. руки с ленточками вперед.

2-3. движение одновременно обеими руками вверх-вниз.

Повторить : 4–5 раз.

2. «Наклон» .

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение : 1.наклон вперед; обе прямые руки с ленточками отвести назад; голову не наклонять; смотреть прямо; колени не сгибать.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

3. «Паучки-крестоносцы» .

И.п. : лежа на спине, руки с ленточками вдоль тела, ноги выпрямлены.

Выполнение : 1.одновременно поднять руки и ноги, стараясь делать скрестные махи.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

4. «Приседания» .

И.п. : основная стойка, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение : 1.присесть на носках, колени в стороны; руки с ленточками перед собой.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

5. «Вперёд-назад» .

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками внизу.

Выполнение : махи руками: одна рука вперед, другая - назад; спину держать прямо; смотреть перед собой.

Повторить : 8-10 раз.

6. «Прыг-скок» .

И.п. : основная стойка, руки с ленточками согнуты перед грудью.

Выполнение : 8 прыжков на двух ногах. (можно изменять положение рук)

Повторить : 3 раза, чередуя с ходьбой.

7. «Ходьба на месте» . Восстанавливаем дыхание.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой

1. «Палку вверх» .

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках (держать ее хватом ближе к концам) - опущена вниз.

Выполнение : 1. прямыми руками поднять палку вверх.

2. опустить палку на плечи.

3. прямыми руками поднять палку вверх.

Повторить : 4–5 раз.

2. «Наклоны вперёд» .

И.п. : стоя, ноги шире плеч, руки с палкой опущены.

Выполнение : 1. наклон вперед, палку держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

3. «Повороты» .

И.п. : стоя, ноги шире плеч, руки с палкой впереди.

Выполнение : 1. поворот в правую сторону, палку не опускать, сказать: Вправо».

2. вернуться в исходное положение.

3. поворот в левую сторону, палку не опускать, сказать: «Влево».

4. вернуться в исходное положение

Повторить : по 4 раза в каждую сторону.

4. «Перешагивание» .

И.п. : стоя, ноги параллельно, руки с палкой внизу (палку держать как можно ближе к концам).

Выполнение : 1. перешагнуть через нее (не выпуская из рук) правой ногой; голову не опускать.

2. вернуться в исходное положение.

3. перешагнуть через нее (не выпуская из рук) левой ногой; голову не опускать.

4. вернуться в исходное положение

Повторить : по 4 раза каждой ногой.

5. «Перепрыгивание» .

И.п. : стоя, ноги параллельно, руки на поясе, гимнастическая палка на полу.

Выполнение :- прыжки на двух ногах через палку (прыгнуть вперед, развернуться, вновь прыгнуть вперед, развернуться)

Прыжки на двух ногах через палку правым и левым боком .

Повторить : по 8-10 раз.

7. «Ходьба на месте» . Восстанавливаем дыхание.

Комплекс упражнений с «косичкой»

Комплекс зарядки для детей старшей группы

1. «Косичку вверх» . (шнур длиной 60-70 см)

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, косичку держать обеими руками за спиной внизу.

Выполнение : 1. поднять косичку назад-вверх, голову не опускать, руки прямо, движение от плеча.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

2. «Наклоны в стороны» .

И.п. : стоя, ноги шире плеч, руки с косичкой опущены.

Выполнение : 1. поднять прямые руки с косичкой вверх.

2. наклон в левую сторону, руки держать над головой, локти не сгибать.

3. выпрямиться, руки с косичкой вверху.

4. вернуться в исходное положение

Повторить : по 4 раза в каждую сторону.

3. «Треугольник» .

И.п. : лежа на спине, косичка в опущенных руках (на бедрах).

Выполнение : 1. одновременно поднять прямые руки и ноги, дотронуться носками до косички (сделать «треугольник»), плечи от пола не отрывать.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

4. «Переложи косичку» .

И.п. : основная стойка, косичка в правой руке, руки в стороны.

Выполнение : 1. соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку.

2. руки в стороны.

3. соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку.

4. вернуться в исходное положение

Повторить : по 4 раза в каждую сторону.

5. «Переложи косичку» .

И.п. : ноги шире плеч, косичка в обеих руках, внизу.

Выполнение : 1. наклон, положить косичку как можно дальше перед собой, колени не сгибать.

2. выпрямиться, руки опущены.

3. наклон вперед, поднять косичку.

4. вернуться в исходное положение

Повторить : по 4 раза в каждую сторону.

6. «прыжки через косичку» .

И.п. : основная стойка боком к косичке, косичка лежит на полу.

Выполнение :прыжки двумя ногами боком через косичку, немного продвигаясь вперед.

Повторить : по 8-10 раз.

7. «Ходьба на месте» . Восстанавливаем дыхание.

Комплекс упражнений с обручем

1. «Наклоны» .

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, обруч в руках над головой.

Выполнение : 1. наклон вправо; руки держать над головой, не сгибая в локтевых суставах.

2. вернуться в исходное положение.

3. наклон влево; руки держать над головой, не сгибая в локтевых суставах.

4. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

2. «Туда-обратно» .

И.п. : стоя, обруч в руках перед собой.

Выполнение : 1-2. перешагнуть «войти» в обруч.

3-4. вернуться в исходное положение, «выйти» из обруча.

Повторить : 4–5 раз. (с каждым разом обруч поднимать выше от пола)

3. «В обруче» .

И.п. : Сед в центре обруча по-турецки.

Выполнение : 1-2. поднять обруч над головой как можно выше.

3-4. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз в медленном темпе.

4. «Поскачи» .

И.п.

Выполнение

Повторить

5. «Перепрыгни» .

И.п. : Стоя, обруч опущен вниз, хват сверху.

Выполнение : 1-8. прыжки через обруч, как через скакалку.

Повторить : 3-4 раза. (сначала вперёд, затем назад)

6. «Перепрыгни» .

И.п. : Стоя, в центре обруча.

Выполнение : 1. выпрыгнуть из обруча, как можно дальше.

2. запрыгнуть обратно в обруч.

Повторить : 4-5 раз.

7. «Ходьба» . Ходьба вокруг обруча. Восстанавливаем дыхание.

Повторить : 3-4 круга в каждую сторону.

Комплекс упражнений с гантелями

Комплекс зарядки для детей подготовительной группы

1. «Гантели вверх» .

И.п. : стоя, ноги на ширине плеч, гантели в опущенных руках.

Выполнение : 1. поднять гантели прямыми руками через стороны вверх.

2. вернуться в исходное положение.

Повторить : 4–5 раз.

2. «Наклоны вперёд» .

И.п. : стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями опущены.

Выполнение : 1. наклон вперед, гантели в прямых руках держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать.

  1. Организация детей для проведения ОРУ имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве, появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

На расположение детей в зале целесообразно отводить не более 15-30 сек, чтобы внимание не рассеивалось.

В ясельной - построение врассыпную (как горошинки). Можно использовать ориентиры. В младшей группе - в начале года - это построения врассыпную, затем в круг. В средней группе - в начале года - врассыпную, в конце - по звеньям по ориентирам. В старшей группе - построения по звеньям в начале года по ориентирам, в конце - без ориентиров. В подготовительной группе - построения разнообразные, в том числе и дроблением на 2 - 3 - 4 колонны.

  1. Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро. В младших группах из пособий чаще всего используют: погремушки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки, кубики.

В старших группах к тому же: мячи, фитболы, обручи, палки и т.д.

Цвет предмета должен быть ярким и насыщенным. Малышей учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат предметы, как их брать, держать. Все указания даются по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого напоминания.

Целесообразно для младших групп заранее приготовить пособия для ОРУ и разложить их перед занятием. Во время восстановления дыхания дети проходят мимо и разбирают предметы. Одновременно даются указания, каким образом идет расстановка в зале.

Старшие группы после разминки могут самостоятельно разбирать пособия во время ходьбы, не останавливаясь, соблюдая очередность, при этом воспитатель дает указания на способ размещения в зале.

  1. Методы и приемы обучения. В работе с младшими группами особенно выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Малышам нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать радостное настроение.

Каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде и не расчленяется на составные части. (Метод целостного выполнения упражнения).

Все упражнения усваиваются только после многократного повторения (повторный метод выполнения упражнения).

В начале: воспитатель называет упражнение.

Затем проверяет готовность детей , предлагает принять им нужное положение , при этом часто прибегает к образным сравнениям.

Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям.

Воспитателю нужно стремиться к наибольшей выразительности, необходимо заинтересовать детей, «зачаровать» (метод фасцинации ).

Еще одна отличительная особенность объяснения, что оно носит целостный характер: «Присесть, постучать флажками о пол, выпрямиться». При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Правильно выполнять движения помогают зрительные ориентиры: окно, игрушка, разметка на полу. Количество ориентиров должно быть ограничено, иначе ребенок будет отвлекаться.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению ребенком.

Если ребенку непонятно распоряжение, которое дает воспитатель, надо помочь ему принять правильное положение или выполнить «проводку» движения.

Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнение. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не даются.

При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, выполнил ребенок движение, или нет. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме . Таким образом, оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений: «Хорошо, легко подпрыгивает Лена, как мячик!». Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа поднимет руки вверх и посмотрит на них». Общая и индивидуальная оценка дается сразу по ходу выполнения упражнений.

В старших группах ОРУ выполняется под счет. Чаще упражнения раскладываются на 2 счета (если движение короткое), на 4 счета (если движение амплитудное или задействует несколько плоскостей), бывают упражнения на 8 счетов (если движение длинное, амплитудное или охватывает 2-3 плоскости).

Если упражнение выполняется с предметом, то сначала указывается исходное положение, затем - положение предмета, потом уже - необходимые уточнения. Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, о пути движения указаний не требуется. Правило сокращений применяется и для определения движений ногами. Опускается слова «нога» и «выставить». Например: правую вперед на носок.

  1. При записи отдельного упражнения следует указывать:

Исходное положение;

Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и др.)

Конечное положение (если необходимо).

Запись упражнений с предметами.

При описании упражнений с предметами определяющим является положение предмета, например: мяч вверх (а не руки с мячом вверх).

В упражнениях с палкой положение палки может быть симметричны и ассиметричным. В симметричных положениях указывается расположение центра палки, совпадающее с направлением вытянутых рук, например: палку перед грудью, палку вперед и.тд.

Некоторые положения палки со свободным концом являются стандартными: палку к плечу, палку к ноге ит.д.

ОРУ – это специально разработанные движения для шеи, рук, туловища, ног и других частей тела, которые могут выполняться с различным мышечным напряжением, скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Обучающий эффект общеразвивающих упражнений – велик. Использование этих упражнений позволяет развивать двигательные способности, активизирует обмен веществ, тренирует сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппарат. Огромен обучающий эффект общеразвивающих упражнений. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и составной частью физкультурных занятий, они формируют двигательные умения и навыки. Выполнение упражнений сопровождается словесными комментариями воспитателя. Дети довольно быстро усваивают название упражнений и их деталей, название частей тела, ориентировочные понятия и термины.

В младшем дошкольном возрасте доминируют предметы, создающие эмоциональный эффект: погремушки, ленточки, султанчики и др.

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия. Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, способствуют развитию мелкой мускулатуры. Предмет должен работать на упражнение. Увеличивать его полезность.

При проведении ОРУ воспитатель концентрирует внимание на следующих моментах:

Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

Раздача пособий; - Методика подачи упражнений;

Контроль в ходе выполнения детьми упражнений.

В младшем дошкольном возрасте доминируют имитационно-образные упражнения, требующие от воспитателя соответствующей интонации, мимики, жестов и др. В средней группе воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Ритмично ведет счет. На первом этапе чередуя счет со славами-указаниями (наклониться – выпрямиться… раз-два). Словесные комментарии педагога должны вписываться в ритм и темп упражнений. В старшей группе построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. Во время выполнения упражнений – счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.

Сущность контроля за дыханием на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечить согласование дыхательных движений с двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и т.д. поднимает и расширяет грудную клетку, а значит, способствует вдоху. Всякая группировка тела – способствует выдоху. Т.о. применение ОРУ совершенствует деятельность двигательного анализатора в целом.

Вопрос 20: подвижные игры как средство и метод. Значение, классификация.

В формировании всесторонне развитой личности важную роль играет физическое воспитание, в частности проведение подвижных игр, т.к. игры являются доминирующей деятельностью детей дошкольного возраста.

Подвижная игра – сознательная, активная двигательная деятельность ребенка, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Ученые: Аркин, Метлов, Кинеман. Покровский – первый собрал, систематизировал и издал сборник детских игр.

Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представление, развивается мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.

Классификация:

1)По степени подвижности, интенсивности движений – малой (раздувайся пузырь), средней (те, в которых воспитатель сам может регулировать двигательную нагрузку Море волнуется, товарищ капитан) и большой подвижности (ловишки).

2)По наличию сюжета : сюжетные (сказочный сюжет, распределение по ролям; Два мороза, У медведя, Хитрая лиса) и бессюжетные игры (ловишки, прятки).

3)По наличию оборудования : Ловишки, Ловишки с хвостиком.

4) По основным движен иям (5движений): с метанием – серсо; с ползаньем, чаще в комплексе – Мышеловка; с ходьбой, чаще в комбинации с др движ – Найди, где спрятано; игры с бегом – Гори- гори ясно; с прыжками – Удочка.

5)По приимущественному развитию психофизических качеств, н-р: игры, которые способствуют развитию ловкости, для развития гибкости

6)По сложности : простые (все подвижные игры) и сложные, проводятся со старшей группы (игры-эстафеты, с соревнованием спортивные баскетбол, настольный теннис городки, хоккей, футбол и др).;

7) По возра сту: младший дош возр (младшая и средняя) и старшего дош возр.



КОНСУЛЬТАЦИИ

Обучение дошкольников основным видам движений МЕТАНИЕ



Детям 6-7 лет

Физкультурный кружок в ДОО Баскетбол



Детям 4-5 лет

Картотека подвижных игр для детей средней группы



Детям 4-5 лет

Календарные планы занятий по физо для средней группы на март, апрель, май



Детям 4-5 лет

Календарные планы занятий по физо для средней группы на декабрь, январь, февраль



Детям 4-5 лет

Календарный план занятий по физо для средней группы сентябрь, октябрь, ноябрь

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей средней группы 4-5 лет для планирования физкультурных занятий и утренней гимнастики на год

Количество упражнений 6, количество повторений 6-7 раз

Картотека общеразвивающих упражнений для детей средней группы детского сада

Общеразвивающие упражнения для детей средней группы 5-6 лет


Комплекс № 3 с гимнастической палкой
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится гимнастическая палка)

1. И.п. стоя на коленях, палка в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- руки вперед- вверх; 2- в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя на коленях, палка в обеих руках, руки прижаты к груди. В - 1-4 вытягивая руки вперед выполнить круговое движение руками от локтя от себя; 1-4 поменять направление вращая руки от локтя к себе. П - 2 раза в каждом направлении.
3. И.п. стоя на коленях, палка в обеих руках, руки подняты вверх. В - 1- поворот туловища влево; 2- поворот туловища вправо. П - 4 раза в каждую сторону без остановки.
4. И.п. сидя на полу, ноги раздвинуты, палка в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- наклониться вперед, палку оставить на ногах; 2- выпрямиться, спрятать за спину; 3- наклониться вперед, взять палку; 4- в и.п. П - 6 раз.
5. И.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, палка удерживается двумя руками под коленями. В - подтянуть ноги к груди раскачиваясь вперед-назад. П - 4 раза с отдыхом.
6. И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе, палка лежит на полу. В - 1- 4 прыжки возле своей палки. П - 8 раз.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 4 с флажками
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 2 флажка)

1. И.п. стоя, ноги вместе, в каждой руке флажок, руки опущены вниз. В - 1- руки подять вперед вверх; 2- в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, в каждой руке флажок, руки в стороны, В - 1- руки скрестить на груди; 2- в и.п. П - 6 раз.
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, в каждой руке флажок, руки подняты вверх. В - 1- наклон влево; 2- наклон вправо; П - 4 раза в каждую сторону без остановки.
4. И.п. стоя на коленях, в каждой руке флажок, руки вытянуты вперед. В - 1- поворот туловища влево; 2- поворот туловища вправо. П - 4 раза в каждую сторону без остановки.
5. И.п. сидя на полу, ноги раздвинуты в стороны, колени прямые, в каждой руке флажок, руки согнуты в локтях, прижаты к груди. В - 1- наклониться вперед, дотянуться кончиками флажков до носков ног; 2- в и.п. П - 6 раз.
6. И.п. стоя, ноги вместе, в каждой руке флажок, руки согнуты в локтях, прижаты к груди. В - 1- присесть, вынести руки вперед; 2- в и.п. П - 6 раз.
7. И.п. стоя, 8 произвольных прыжков на месте.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 5 с косичкой
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 1 косичка,веревка 50 см.)

1. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, косичка в обеих руках, натянута, руки опущены вниз. В - 1- вытянуть руки вперед, вверх; 2- в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя ноги на ширине плеч, косичка в обеих руках натянута, руки подняты вверх. В - 1- наклон туловища влево; 2- наклон туловища вправо. П - 4 раза в каждую сторону без остановки.
3. И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, косичка в обеих руках, руки подняты вверх. В - 1-2 наклониться вперед, вытягивая руки к носкам ног; 3-4 в и.п.; П - 6 раз.
4. И.п. лежа на животе, ноги прямые, вместе, косичка в обеих руках, руки вытянуты вперед. В - 1- 4 приподнять руки и грудь вверх. П - 4 раза с отдыхом.
5. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, косичка в обеих руках на шее, натянута, руки согнуты в локтевых суставах, локти разведены в стороны. В - 1- присесть; 2- в и.п. П - 6 раз.
6. И.п. стоя, ноги вместе, косичка лежит на полу, соединена в кольцо, руки на поясе. В - прыжки вокруг своей косички. П - 3 круга в лону сторону, три- в другую.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 6 с султанчиком
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 2 султанчика:кольцо с лентами)

1. И.п. стоя, ноги слегка расставлены. султанчики в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- руки через стороны вверх; 2- руки вверху скрестить; 3 -руки в стороны; 4- в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, султанчики в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- 4 одновременно двумя руками выполнить вращательные движения вперед. То же назад. П - по 2 раза.
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, султанчики в обеих руках, руки подняты вверх. В - 1- наклон влево; 2- наклон вправо. П - 4 раза в каждую сторону без остановки.
4. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, султанчики в обеих руках, руки в стороны. В - 1- наклониться вперед, руки скрестить; 2- в и. п. П - 6 раз.
5. И.п. лежа на животе, ноги прямые, руки прямые за головой, султанчики в обеих руках. В - 1- 2 согнуть ноги в коленях, подтянуть к груди, султанчиками постучать по коленям; 3-4 в и.п. П - 6 раз.
6. И.п. стоя, произвольно выполнить 10 прыжков на месте.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 7 с обручем
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 1 обруч)

1. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, обруч держится двумя руками, руки опущены вниз В - 1- поднять руки вверх, 2 — в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, руки вытянуты вперед, обруч держать как руль. В - скручивающие движения рук в одну и другую сторону. П - 4 раза в каждую сторону.
3. И.п. стоя на коленях, обруч держится двумя руками, руки подняты вверх, В - 1- наклон туловища влево; 2- в и.п.;3- наклон туловища вправо; 4- в и.п. П - 4 раза в каждую сторону.
4. И.п. сидя, ноги раздвинуты, обруч держится двумя руками, руки прижаты к груди. В - 1- наклониться вперед, обруч положить между ног; 2- выпрямиться, руки убрать за спину; 3- наклониться вперед, взять обруч; 4- в и.п. П - 6 раз.
5. И.п. стоя, ноги пятки вместе, носки врозь, обруч держится двумя руками, одет на талию. В - 1- присесть; 2- в и.п. П - 6 раз.
6. И.п. стоя в обруче, ноги вместе, руки на поясе. В - прыжки на двух ногах в ограниченном пространстве. П - 6-8 раз.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 8 на гимнастической скамейке
(для выполнения упражнений понадобится 1 гимн. скамейка длиной 2 м. для 4-5 детей)

1. И.п. соя на гимнастической скамейке прямо, ноги вместе, руки опущены вниз. В - 1- 2- поднять руки вверх, потянуться; 3- 4 в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги вытянуты вперед, руки подняты вверх. В - 1- наклониться вперед, руки вытянуть вдоль ног; 2- в и.п.; П - 6 раз.
3. И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги вытянуты вперед, руки в упоре на скамейку сзади. В - 1- поднять левую ногу вверх; 2- в и.п.; 3- поднять правую ногу вверх; 2- в и.п. П - 4 раза каждой ногой.
4. И.п. стоя перед гимнастической скамейкой, руки на поясе. В - 1- сесть на скамейку; 2- в и.п. П - 6 раз.
5. И.п. стоя за гимнастической скамейкой, руки на поясе. В - 1- поставить левую ногу на на скамейку; 2- в и.п.; 3- поставить правую ногу на на скамейку; 4- в и.п.;П - 6 раз.
6. И.п. стоя боком к гимнастической скамейке, руки на поясе. В - прыжки на двух ногах друг за другом вдоль скамейки. П - 8 прыжков.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 9 без предметов

1. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, согнуты в локтях, локти направлены в стороны. В - 1- руки в стороны; 2- в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. В - 1- наклон влево; 2- в и.п. То же вправо. П - 4 раза в каждую сторону.
3. И.п. сидя на полу, ноги слегка раздвинуты, руки подняты вверх. В - 1- наклониться вперед, коснуться руками пальцев ног; 2- и.п. П - 6 раз.
4. И.п. лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре спереди. В - 1- 2 выпрямить руки, приподнять грудь; 3-4 в и.п. П - 4 раза
5. И.п. лежа на спине, руки и ноги вытянуты прямо. В - 1- 2 поднять ноги и руки вверх, пошевелить руками и ногами; 3-4 в и.п. П - 4 раза.
6. И.п. стоя, ноги вместе. П - 8-10 прыжков с поворотом вокруг себя.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 10 без предметов в движении
(дети идут по залу выполняя упражнения под счет)

1. Положение рук: одна вверху, другая внизу. В - 1- поменять положение рук; 2- то же. П - 5 махов каждой рукой.
2. Положение рук: руки в стороны. В - 1- широким движением обнять себя; 2- в и.п. П - 6 раз.
3. Положение рук: руки на поясе. В - 1- поворот туловища вправо; 2- поворот туловища влево без остановки. П - 4 поворота в каждую сторону.
4. Положение рук: руки на поясе. В - 1- наклон туловища вправо; 2- наклон туловища влево без остановки. П - 4 наклона в каждую сторону.
5. Положение рук: руки на коленях; ноги слегка согнуты в коленях, корпус наклонен вперед. В - «гусиный шаг». П - 10-12 шагов.
6. Выполнить подскоки, сочетая с активными махами рук. П - 1круг по залу.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа

Комплекс № 11 с мячом
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 1 мяч)

1. И.п. стоя, ноги вместе, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- вынести руки вперед; 2- руки вверх; 3-руки вперед; 4- руки опустить вниз. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках, руки подняты вверх. В - 1- наклон влево; 2 в и.п.; 3- наклон вправо; 4- в и.п. П - 4 раза в каждую сторону.
3. И.п. сидя между пятками, мяч в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- встать на колени, поднять руки вверх; 2 в и.п. П - 6 раз.
4. И.п. лежа на спине, ноги прямые, мяч в обеих руках, руки за головой. В - 1- 4 сесть, наклониться вперед, руки вытянуть вдоль ног; 5-8 в и.п. П - 5 раз.
5. И.п. лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед мяч удерживается двумя руками. В - 1- поднять руки вверх отрывая грудь от пола; 2- в и.п. П - 5 раз.
6. И.п. стоя, ноги вместе, руки на поясе, мяч на полу. В - 1-4 прыжки вокруг мяча. П - 2 раза влево, 2 раза в право.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 12 с погремушками
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 2 погремушки)

1. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, погремушки в обеих руках, руки опущены вниз. В - 1- 3 поднять руки вверх, встряхнуть погремушками три раза; 4- в и.п. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, погремушки в обеих руках, прижаты к плечам, руки согнуты в локтях, локти направлены вперед. В - 1 вынести руки вперед; 2- в и.п. П - 6 раз.
3. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, погремушки в обеих руках, руки вытянуты вперед. В - 1- 3 повернуть туловище влево, встряхнуть погремушки; 4- в и.п. То же вправо. П - 3 раза в каждую сторону.
4. И.п. стоя на коленях, погремушки в обеих руках, руки подняты вверх. В - 1- 3 наклонить туловище влево, встряхнуть погремушки; 4- в и.п. То же вправо. П - 3 раза в каждую сторону.
5. И.п. лежа на спине, ноги прямо, погремушки в обеих руках, руки прямые за головой. В - 1- 3 согнуть ноги в коленях, подтянуть к животу, погремушками три раза постучать по коленям; 4- в и.п. П - 6 раз.
6. И.п. стоя, выполнить 10 прыжков на месте.

Общеразвивающие упражнения для детей 4-5 лет средняя группа
Комплекс № 13 с платочками
(для выполнения упражнений каждому ребенку понадобится 1 платочек 40х40 см)

1. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, платочек в левой руке, рука опущена вниз, правая рука на поясе. В - 1- мах рукой с платочком вверх; 2 — в и.п. П - 6 раз левой рукой, переложить платочек в правую руку. П - 6 раз.
2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, платок в левой руке, рука поднята вверх, правая рука на поясе. В - 1- наклон влево, мах платочком над головой; 2 — в и.п. П - 4 раза правой рукой с наклоном влево, переложить платочек в левую руку П - 4 раза левой рукой с наклоном вправо.
3. И.п. сидя, ноги раздвинуты, платок держать за кончики обеими руками, руки прижаты к груди. В - 1- наклон вперед, положить платочек на пол; 2 — в и.п. 3- наклон вперед, взять платочек; 4- в и.п. П - 6 раз.
4. И.п. лежа на животе, ноги прямо, платочек в обеих руках, руки прямые вытянуты вперед. В - 1- 3 поднять руки вверх одновременно отрывая грудь от пола; 4- в и.п. П - 6 раз.
5. И.п. стоя, ноги слегка расставлены, платочек за концы удерживается двумя руками, руки опущены вниз. В - 1- присесть, руки согнуть в локтях «спрятаться»; 2 — в и.п. П - 6 раз.
6. И.п. стоя, ноги вместе, платочек в одной руке, выполнить 10 прыжков на месте размахивая платочком.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то