Работоспособность, физическое развитие и успеваемость учащихся. Определение работоспособности у школьников в зависимости от пола

Вы не когда не задумывались о том, что такое работоспособность и от чего она зависит? Что заставляет некоторых людей трудится непокладая рук, а других при первой же возможности всячески избегать работы, чтобы лишний раз дать своему организму передохнуть? Людей, которые быстро устают, мы зачастую несправедливо называем «лентяями», других же с насмешкой – «трудоголиками». В чем кроется причина

столь разного отношения к работе? В этом случае мы не можем утверждать, что это зависит только от личных качеств, силы воли, физических возможностей или какой-либо совокупности определенных качеств.

Работоспособность – это некое функциональное состояние нашего организма, или другими словами – физиологическое состояние организма и его систем. Из данного определения можно сделать вывод, что работоспособность зависит от множества факторов, так как очевидно, что состояние организма и его систем – не одно и то же. Ведь одно дело говорить о функциональном состоянии ЦНС или состоянии зрительной, двигательной или прочих систем, а другое – о функциональном состоянии человека как целостной его характеристике. Задачей своей контрольной работы я вижу раскрыть тему «Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приёмы её активизации»

Поставленную мною задачу я попытаюсь решить в данной контрольной работе при помощи всевозможных статей, учебников и другой научной литературы, которая может дать нам определенные ответы, на интересующие нас вопросы.

Работоспособность учащихся профессиональных образовательных учреждений и приемы её активизации

Отчего одним интересно учиться, а другим – нет? Почему одни активно работают на уроке, а другие – нет? Что необходимо сделать, чтобы побудить учащегося к учению, его стремлению, желанию владеть знаниями и способами познавательной деятельности? Мотивы учения являются причиной определенного отношения к учению. Слово «мотив» означает «двигаю», она выражает направленность активность человека. В психологии термин «мотив» означает осознанное побуждение человека к деятельности. Однако в основе активного отношения к учению лежат не только положительные мотивы учения. Мотивы связаны с совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни. Чем цели значительнее, чем глубже в них воплощается смысл жизни, тем в большей степени они определяют направленность мотивов. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Плодотворная учебная деятельность всегда целенаправленна, поэтому у учащихся должны быть сформированы не только мотивы учения, но и умения самостоятельно ставить цели учения, стремление к достижению своих целей. Следовательно, плодотворная активная деятельность учащихся предполагает наличие у них и целей, и мотивов учения.

Но будет ли учащийся ставить цели, что-то делать, к чему-то стремиться, не испытывать при этом нужды в знаниях? Нет. Чтобы учащийся активно приступил к работе, к выполнению учебного задания, он должен осознать значение предстоящей деятельности как необходимой, нужной для него. Точнее говоря, он должен испытывать потребность к ней.

Можно сказать, что активным в учении будет тот учащийся, который осознает потребность в знаниях, у которого сформированы мотивы учебной деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их. Все это составляет рабочую учебную деятельность учащихся, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих человека овладевать знаниями. Эта деятельность – основная для учащегося.

Вторым ведущим видом деятельности в ПТУ является труд. Работоспособность труда представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека совершенствовать свои профессиональные знания и мастерство, сознательно относиться к труду и его результатам, быть активным в трудовой деятельности. В труде выражается степень связи интересов личности с интересами общества. Это система – основная для работающего человека.

Что же представляет собой рабочая деятельность учащегося профтехучилища? По своему социальному статусу он уже не школьник, но ещё и не рабочий. В отличии от школьника (ведущая деятельность - учебная) и рабочего (ведущая деятельность - труд) у него две взаимосвязанные ведущие деятельности: учение и производительный труд. Назначение учебной деятельности – обеспечить эффективную профессиональную подготовку и общее развитие учащегося. Главное же назначение производительного труда в профтехучилищах не только в получении материального продукта труда, но и в том, чтобы в процессе труда учащийся формировал новые и развивал имеющиеся профессиональные способности, качества личности, присущие производству. Эти две деятельности объективно слиты в едином учебно-воспитательном процессе профтехучилища. Субъективно, в сознании учащегося, отношение к ним отражается в рабочей учебно-трудовой деятельности.

Работоспособность учащегося ПТУ – это качественно иной тип работоспособности обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которая побуждает учащегося активно овладевать общим и профессиональным образованием, стремиться как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой работоспособностью проявляет интерес как к учебной, так и трудовой деятельности.

На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой выпадает из поле зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию работоспособности учебной и трудовой деятельности и преподаватели, и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития работоспособности учебной деятельности как в теоретическом обучении, так и в производственном. Тесная связь преподавания общеобразовательных предметов обучения, но и воспитания у учащихся социально значимых черт личности.

Итак, сущность работоспособности заключена прежде всего в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в профтехучилище состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания своих родителей, преподавателей, мастера, четвертые, наоборот, увлечены учением, стремятся стать квалифицированными рабочими. Таким образом, характер работоспособности зависит от сознательно поставленной учащимися цели.

Как сохранить работоспособность учащихся на уроке
достигать определенных результатов.
Есть показатель, достаточно четко отражающий функциональное состояние организма и его
динамику. Это показатель работоспособности. В обыденной жизни мы часто употребляем этот
термин, применяем его и к характеристике деятельности школьника: «ребенок с низкой
работоспособностью», «у него высокая работоспособность», понимая под этим способность
действовать целенаправленно,
что
работоспособность очень зависит от внешних условий и функционального состояния организма.
Например, работоспособность шестилетнего первоклассника снижается довольно быстро – об этом
сигнализирует общее «двигательное беспокойство». Через 15­20 минут урока число неслушающих,
вертящихся, отвлекающихся, занимающихся своим делом, а то и просто играющих детей
катастрофически быстро растет. Кажется: еще секунда – и собрать их внимание будет просто
невозможно. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма ребенка. Он как бы
отключается, давая себе отдых, не доводя свой организм до утомления. Да, действительно,
попытка умерить двигательное беспокойство детей словами не дает результата, и только
рациональное переключение с одного вида деятельности на другой, смена видов деятельности
позволяет отодвинуть утомление.
Известно,
Рассмотрим основные закономерности умственной работоспособности. Эти закономерности
мы должны не просто знать – их необходимо учитывать при организации педагогического процесса,
на основе этих закономерностей строить урок, учебный день, неделю.
В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной
работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период
оптимума, потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы,
двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение
некоторых физиологических функций – это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы
возрастает, однако усилием воли еще можно продолжить работу. Если в этот момент не
отрегулировать, не откорректировать величину нагрузки, если продолжить работу с той же
интенсивностью, то наступит утомление и резко упадет работоспособность. Если внимательно
разобраться в изменениях работоспособности в течение каждого урока, дня недели, то мы найдем
все эти периоды. Например, возьмем урок: первые 3­5 минут – врабатывание. Но этот период
можно сократить, если сразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь
внимание детей к предстоящей работе. Затем – оптимум, период самой высокой
работоспособности. Сколько он продолжается? 10­15 минут, но этот период можно удлинить, если
чередовать виды деятельности, поддерживать интерес, высокую мотивацию. В то же время
необходимо помнить, что высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной работы
не может продолжаться более 20 минут. Далее наступает следующий период – компенсаторная
перестройка. Пора детям дать передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка,
дыхательная гимнастика, минуты релаксации, гимнастика для глаз и т.д. После такого отдыха
обеспечено еще 5­10 минут эффективной работы, и, кроме этого, к концу урока не будет очень
резкого спада работоспособности.
Сегодня я хочу предложить вам несколько вариантов физкультминуток, пальчиковых игр,
дыхательных упражнений.
Физкультминутки, пальчиковые игры
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Сжимают и разжимают кулачки)

Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
(Постукивание подушечками пальцев по парте)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают)

Чищу овощи для щей.
(Хлопаем в ладоши)
Сколько нужно овощей?
(Разводим руки в стороны)
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки
Да петрушки корешок,
Да капусты кочешок.
(Массируем пальцы левой руки)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Потеснись скорей, капуста,
От тебя в кастрюле густо.
(Массируем пальцы правой руки)
Раз! Два! Три!
(Хлопаем в ладоши)
Огонь зажжен.
(Потираем ладошки)
Кочерыжка, выйди вон.
(Стучим кулачками)
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим ее прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Что такое, что мы слышим?
Это дождь шумит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивают подушечками пальцев
по парте)
Нашу руку разогнем,
Вверх ладонью повернем,
Пальцы на себя потянем –
Выгибать запястье станем.
(По очереди выгибают запястья)
Чтобы нам добыть огонь,
Трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
А бумажка загорится.
(Трут ладонью о ладонь)
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей,
Хлопай, хлопай веселей.
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
Пальчик наш привык к порядку.
Утром делает зарядку:
Раз – наклон, два – наклон.

Вот как ловко скачет он.
«Я сильней наверняка!» ­
Молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» ­
Спорит левая в ответ.
(Сцепляют руки в «замок» и тянут в
разные стороны)
Мы ногами топ­топ,
Мы руками хлоп­хлоп!
Раз, два, три, четыре –
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре –
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть­чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из­под ладошек.
И направо! И еще
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг­скок, прыг­скок,
Мы глазами миг­миг,
Мы плечами чик­чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз –два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Теперь спинки держим ровно.
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомните все, что повторяли,
Без моей подсказки.
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули,
Отдохнули?
Отдохнули!
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Поскакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево­вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.

Сидел со мной рядом за партой сосед.
Закрыл я глаза – и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти!
Хотим, чтоб скорее учитель сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»
Мы осанку исправляем:
Спинки дружно прогибаем,
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два.
Прямо спину вы держите –
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите –
Раз и два, раз и два!
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко­легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
Ну, а если надоест,
То пойдем все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем,
А потом решать начнем.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

ПОДБОРКА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
(Методика Е.М.Мастюковой)
«Цветок распускается»
И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).
Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок
распускается). Возвращение в исходное положение – выдох. Медленно, 4­6 раз.
«Поднимаем выше груз»
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаках.
Выполнение: медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох. Возвращение в исходное
положение – выдох, 6­8 раз.
«Лес шумит»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Выполнение: наклон вправо – вдох. В исходное положение – выдох, наклон влево – вдох, в
исходное положение – выдох, 5­6 раз.
«Травушка колышется»
выдох, 4­5 раз.
И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.
Выполнение: поднять руки вверх, плавно покачать кистями рук – вдох, опустить руки вниз –
«Травушка растет»
И.п.: стоя на коленях, руки к плечам.
Выполнение: поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох. Опустить руки на плечи
– выдох, 3­5 раз.
«Грибок»
И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).
Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, немного отводя голову назад – вдох
(грибок вырос), в исходное положение – выдох, 6­8 раз.
«Насос»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.
Выполнение: глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться вправо (правая рука скользит
вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На вдохе вернуться в исходное положение; то
же влево. 4­5 раз в каждую сторону.
«Вертолет»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Выполнение: глубоко вдохнуть, не меняя положение рук; повернуться вправо – выдохнуть;

Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52--58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8--9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период -- один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования.

Совокупность объективных и субъективных факторов, негативно воздействующих на организм студентов, при определенных условиях способствует появлению сердечно-сосудистых, нервных, психических заболеваний.

Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел -- головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов -- восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа -- замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы -- 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Основной фактор утомления -- сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно осложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельности). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хронические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное питание и др.).

Работоспособность и влияние на нее различных факторов

Работоспособность -- это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой -- выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы: 1-я -- физиологического характера -- состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие; 2-я -- физического характера -- степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3-я психического характеpa -- самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны. У лиц с высоким уровнем нейротизмa обнаружена более высокая способность к усвоению информации, но более низкий эффект ее использования, по сравнению с лицами более низкого уровня нейротизма.

Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме

Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» так называемые жаворонки. Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Это -- тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения студентов, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты «вечернего» типа -- «совы» -- наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник--четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения.

В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3--3,5 нед. (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11--13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями -- работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается.

Типы изменений умственной работоспособности студентов

Исследования показывают, что работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют преимущественно пониженный уровень работоспособности.

По типу изменений работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный, ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы, способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.

Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период

Экзамены для студентов -- это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация -- это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены -- определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма.

Во время экзаменов повышается «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6--3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Согласно данным у первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию градиент работоспособности нарастает по сравнению с зимней сессией.

Человек работает благодаря двум своим свойствам: способности формировать целенаправленную деятельность и работоспособности, в которой эта деятельность реализуется.

Работоспособность - характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целенаправленную деятельность на заданном уровне эффективности в течение конкретного времени.

в Зависимости от форм трудовой деятельности различают физическую и умственную работоспособность. Физическая деятельность требует приложения значительных усилий организма, умственная - характеризуется значительно меньшим, часто незначительным и нерегулярным применением двигательного аппарата, что способствует замедлению обменных процессов, застойным явлениям, прежде всего в мышцах ног, ухудшению снабжения мозга кислородом и тому подобное (составляя 1,2-1,5% массы тела, мозг нуждается более 20% его энергетических ресурсов).

На работоспособность учащихся оказывают влияние личностные и организационные факторы. К личностных факторов относятся тип нервной деятельности, возраст, пол, состояние здоровья, эмоциональное состояние, тренированность, мотивация. Условия обучения, организация рабочего места и рабочей позы, соответствие средств обучения эргономическим требованиям, режим труда и отдыха является организационными факторами.

Психофизиологические особенности детей 6-10 лет заметно влияют на изменения их физической работоспособности в течение урока, дня, недели и учебного года. Чем младше школьники, тем заметнее колебания динамики их работоспособности, на это не следует обращать внимание, планируя учебно-воспитательную работу. Работоспособность учащихся в течение дня или урока нестабильная, ей присущ фазовый развитие: вхождение, оптимальная работоспособность и утомление. Динамику работоспособности учащихся можно изобразить в виде кривой нормального распределения (рис. 2.1).

Фаза вхождения охватывает функциональную подготовку нервных и гуморальных механизмов управления будущим видом деятельности, постепенное настройка на нужный динамический стереотип, достижение требуемого уровня вегетативных функций организма. ее продолжительность зависит от характера деятельности. Считают, чем энергетически напряженнее работа, тем короче эта фаза. Так, за тяжелой физической работы она длится 20-25 минут, а по умственной работы 1,5-2,5 часа. У учеников по сравнению с взрослыми эта фаза намного короче, что объясняют большей возбудимостью и функциональной подвижностью нервной системы детей.

Фаза оптимальной устойчивой работоспособности по физиологическим характеристикам принципиально отличается от фазы вхождения. В этот период осуществляется необходимый рабочий динамический стереотип, эффективная двигательная или умственная деятельность, сопровождающаяся устойчивым достаточным уровнем вегетативных функций и оптимальными результатами деятельности. Продолжительность этого периода также зависит от возраста, состояния здоровья, характера и интенсивности работы. При благоприятных условиях период оптимальной устойчивой работоспособности может продолжаться 70-75% рабочего времени.

По мере выполнения определенной деятельности работоспособность организма начинает постепенно снижаться. Начинается фаза утомления (снижения работоспособности), характеризуется уменьшением показателей эффективности выполняемой работы, ухудшением функционального состояния организма и развитием усталости (последние 5-10 минут урока в начальной школе).

Для некоторых видов деятельности, кроме названных фаз, оказывается еще т. зв. фаза конечного порыва.

Фаза конечного порыва возникает тогда, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или во время ее завершения. Она характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, гаммированием чувства усталости и повышением работоспособности. Чем сильнее поощрительные стимулы деятельности, тем вираженішою есть фаза конечного порыва. В этом случае характер естественной динамики работоспособности существенно меняется.

Итак, кривая динамики работоспособности учащихся в течение урока имеет определенные особенности. Фаза вхождения длится 5-10 минут и требует относительно небольшого напряжения. В период оптимальной устойчивой работоспособности, который продолжается 20-30 минут, нагрузка должна быть максимальной (подача нового материала, его закрепления, выполнения самостоятельной работы и др). Последние 5-10 минут урока относятся к фазе утомляемость, поэтому нагрузки надо уменьшать (рис. 2.1).

Работоспособность учащихся изменяется в течение дня. Так, у большинства младших школьников в первой половине учебного дня работоспособность сохраняется на относительно высоком уровне. Подъем работоспособности наблюдается после первого урока и продолжается до третьего. В конце третьего урока показатели работоспособности уменьшаются, а на четвертом и пятом уроках становятся совсем низкими. Итак, на первом уроке стоит изучать сравнительно легкие предметы, на втором-третьем-м - самые сложные, а потом опять легкие.

Регулирование учебной нагрузки тесно связано с вопросом о степени сложности предмета для восприятия школьником. Этот показатель зависит от содержания конкретного урока, методики преподавания, склонности, способностей и уровня знаний учащихся, их эмоционального восприятия предмета, возраста, мастерства и личности учителя и др. На основе многочисленных исследований гигиенистов предметы были классифицированы по сложности; критерием классификации стало наличие объективных признаков утомления, которые появлялись после определенного урока. Для практического использования предложено такое распределение учебных предметов по степени сложности в порядке ее снижения: математика, иностранный язык, физика, химия, история, родной язык, литература, природоведение, география, физкультура, трудовое обучение, черчение, рисование, пение. Утомительными есть учебные предметы, с которыми дети встречаются впервые (например, для учеников 2 класса - естествознание). В младшем школьном возрасте утомительным есть урок чтения, поскольку процесс формирования навыков чтения сложный и утомительный. Однако, при проведении чтения на втором уроке (период оптимальных возможностей организма) дневная динамика работоспособности лучше и результативнее (54,1%), чем при других условиях (18,3%).

По особенностям динамики суточной работоспособности различают т. зв. "голубей", "жаворонков" и "сов". "Голубям" свойственна двовершинна кривая динамики работоспособности: первый пик наступает примерно в 10-11 час., в 14-15 час. работоспособность уменьшается, в 17-18 час. снова растет, понижаясь вечером. "Совы" продуктивнее всего работают в вечерние часы, а "жаворонки" - в утренние.

Работоспособность учащихся изменяется и в течение недели. В понедельник она несколько снижена за начало недельной фазы вхождения в учебную деятельность. У младших школьников максимумы работоспособности приходятся на вторник и четверг. В пятницу этот показатель постепенно снижается вследствие утомления. Некоторые исследования свидетельствуют, что в пятницу у младших школьников наблюдается повышение работоспособности, обусловленное эмоциональным ожиданиям дней отдыха. За такими принципами изменяется работоспособность детей и в течение учебного года.

Рассмотренная динамика работоспособности характерна для большинства здоровых учеников, которые являются встигаючими в учебной деятельности. Однако, типологические и возрастные особенности организма детей в определенной степени могут изменять динамику работоспособности. Кроме того, чем младше школьник, тем ниже уровень его работоспособности и короче период оптимальной устойчивой работоспособности.

При составлении расписания уроков следует учитывать динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня и недели.

Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Для работы коры головного мозга, как и для других функций организма, характерен суточный биологический ритм. Биоритмальная кривая возбудимости коры головного мозга и связанная с этим работоспособность учащихся характеризуется их нарастанием с момента пробуждения до 11-12 часов, а затем снижением к 14 - 15 часам, второй подъем работоспособности отмечается с 16 до 18 часов.

Работоспособность учащихся всех классов характеризуется относительно невысоким уровнем на первом уроке, в течение которого происходит "врабатывание" организма в учебный процесс - это первая фаза работоспособности. В эту фазу количественные (объем работы, скорость) и качественные (количество ошибок, то есть точность) показателей работы то синхронно улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.

За фазой врабатывания следует фаза высокой (оптимальной) работоспособности, когда относительно высокие уровни количественных и качественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается. У учащихся старших и средних классов повышение работоспособности наблюдается на 2-м и 3-м уроках, на 4-м она снижается, на 5-м, благодаря включению компенсаторных механизмов, наблюдается временное улучшение работоспособности с резким падением ее на 6-м уроке. Утомительность и малая эффективность 6-го урока подтверждается многочисленными исследованиями. Динамика дневной работоспособности учащихся 11-го класса отличается отсутствием периода повышенной работоспособности на 5-м уроке.

Итак, после фазы оптимальной работоспособности начинает развиваться утомление, что определяет третью фазу работоспособности. Утомление проявляется сначала в несущественном, а затем резком снижении эффективности работы. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Падение работоспособности на первом этапе выражается также в рассогласовании количественных и качественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность - низкой. На втором этапе снижения работоспособности согласованно ухудшаются оба показателя.

Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу. В субботу у учащихся средних и старших классов (за исключением 11-х) работоспособность несколько повышается, что объясняется эмоциональным подъемом в связи с предстоящим отдыхом.

Еще по теме Динамика работоспособности и ее учет при составлении расписания уроков:

  1. Средства и методы повышения работоспособности врача-стоматолога в динамике рабочего дня
  2. Утомление, его биологическое значение. Возрастные показатели умственной работоспособности. Периодичность работоспособности
  3. Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности школьника и студента. Оптимизация умственной работоспособности
  4. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ, ПРИ НАЛИЧИИ КОТОРЫХ ГРАЖДАНЕ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПОДЛЕЖАТ ПОСТАНОВКЕ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ
  5. Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы
  6. ХАРАКТЕР И ЕГО ВОСПИТАНИЕ. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ПРИ РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то