Возникновение сходных признаков у неродственных организмов как следствие конвергенции генов. Контрольная работа по биологии за I полугодие (11 класс) Групповая работа с текстом учебника

К морфологическим адаптациям относятся:

а) развитие густого мехового покрова у песцов; б) строгое упорядочение процесса синтеза белков в клетках человека; в) развитие жгучих волосков у крапивы; г) поддержание постоянной температуры тела у млекопитающих; д) временное объединение зубров в стадо.

1) а, в
2) а, д
3) б, в
4) г, д

Пояснение.

Морфологическая адаптация- приспосбление к факторам окружающей среды, выражающееся в изменении внешеого облика (например изменение цвета крыльев у бабочек в зависимости от загрязненности среды).

Ответ: 1

Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур):

Пояснение.

Конвергенция - эволюционный процесс, заключающийся в схождении и приобретении похожих признаков разными организмами. В ходе конвергенции формируются аналогичные органы.

Дивергенция - расхождение признаков у родственных организмов. В ходе дивергенции формируются гомологичные органы.

Правильный ответ А2Б2В2Г1Д2

Ответ: А2Б2В2Г1Д2

Формирование у неродственных организмов сходных признаков и черт строения, являющихся результатом приспособления к сходным условиям существования, называется:

1) симбиоз
2) конвергенция
3) арогенез
4) дивергенция

Пояснение.

Конвергенция - один и видов приспособительной изменчивости организмов, характеризующий развитие отдаленных организмов по сходному сценарию. (Например развитие крыльев у птиц, насекомых и летучих мышей)

Ответ: 2

а - передние конечности ящерицы и ласты кита

б - роющие конечности крота и роющие конечности медведки

в - иглы ежа и шерсть собаки

г - легкое прудовика и легкие птицы

д - хоботок бабочки и хобот слона


2) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, в

4) гомологичные органы; «лишние» примеры - в, д

Пояснение.

Аналогичные органы- это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению. Примеры а и в гомологичные органы.

Правильный ответ указан под номером 2

Ответ: 2

Пояснение.

Пункты а),в) являются примерами аналогичных органов, которые развиваются в результате конвергенции. В этом случае органы сходны по морфологии и выпоняемым функциям, но отличаются по строению и просихождению.

Пункты б), г), д) - примеры гомологичных органов. Они развиваются в результате дивергенции, имеют общие происхождения, но выполняют разные функции.

Правильный ответ - А2Б1В2Г1Д1

Ответ: А2Б1В2Г1Д1

Конкретное морфофизиологическое изменение, повышающее общий уровень организации той или иной группы, называется:

1) ароморфоз
2) алломорфоз
3) конвергенция
4) общая дегенерация

Пояснение.

Ароморфоз- один из видов эволюционного развития, заключающийся в повышении организации определенной группы организмов.

Алломорфоз= идиоадаптация.

Правильный ответ указан под номером 1

Ответ: 1

ПРИМЕР ВИДООБРАЗОВАНИЕ

А) в природе в пределах ареала обычной осины встречаются гигантские осины, которые являются автотриплоидами (3n = 57)

Б) в одном и том же лесу совместно существуют две расы одного вида листоедов, при этом жуки одной расы обитают на ивах, а другой - на осинах

B) известна европейская форма зайца-беляка, у которого шерсть летом бурая с рыжевато-серым оттенком, а зимой - белая, и ирландская форма, у которой шерсть круглый год остается бурой с рыжевато-серым оттенком

1) симпатрическое

2) аллопатрическое

Пояснение.

Правильный ответ - А1Б1В2

Ответ: А1Б1В2

Из четырех приведенных пар органов (структур) живых организмов три могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции. Укажите «лишний» пример, который таковым доказательством не является:

1) корневище пырея и луковица лука
2) грудные плавники рыбы и крылья птицы
3) трахеи насекомых и трахея человека
4) лист одуванчика и ловчий аппарат насекомоядного растения росянки

Пояснение.

Трахеи насекомых и трахея человека - это гомологичные органы, то есть схожие по происхождению и разные по выполняемым функциям.

Остальные примеры аналогичных органов, имеющих разное происхождение, но выполняющие схожие функции.

Ответ: 3

Установите соответствие:

1) 1абг; 2вд
2) 1авд; 2бг
3) 1аг; 2бвд
4) 1вгд; 2аб

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Установите соответствие:

Пояснение.

Правильный ответ А1Б3В1Г2Д3

Ответ: А1Б3В1Г2Д3

Установите соответствие:

1) 1аб; 2вгд
2) 1абг; 2вд
3) 1аг; 2бвд
4) 1бвд; 2аг

Пояснение.

Аналогичные органы - это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Установите соответствие:

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.

Пояснение.

Аромормоз - изменения, приводящие к повышению уровня организации.

Катаморфоз - упрощение организации организма.

Алломорфоз - изменения строения и функций сохранении общего уровня организации.

Правильный ответ А1Б3В1Г2Д3

Ответ: А2Б1В3Г1Д3

Установите соответствие:

1) 1абг; 2вд
2) 1абд; 2вг
3) 1бв; 2агд
4) 1вг; 2абд

Пояснение.

Аналогичные органы - это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Ответ: 4

Установите соответствие:

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.

Пояснение.

Аромормоз - изменения, приводящие к повышению уровня организации.

Катаморфоз - упрощение организации организма.

Алломорфоз - изменения строения и функций сохранении общего уровня организации.

Правильный ответ А1Б1В3Г3Д2

Ответ: А1Б1В3Г3Д2

Установите соответствие:

1) 1абг; 2вд
2) 1авд; 2бг
3) 1аг; 2бвд
4) 1вгд; 2аб

Пояснение.

Аналогичные органы - это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выпоняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Установите соответствие:

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.

Пояснение.

Аромормоз - изменения, приводящие к повышению уровня организации.

Катаморфоз - упрощение организации организма.

Алломорфоз - изменения строения и функций при сохранении общего уровня организации.

Правильный ответ А1Б3В1Г2Д3

Ответ: А1Б3В2Г1Д3

Установите соответствие:

1) 1аб; 2вгд
2) 1аб; 2вд
3) 1бв; 2агд
4) 1вд; 2абг

Пояснение.

Аналогичные органы - это органы, имеющие сходные по морфологии и выполняемым функциям, но отличающиеся по строению и происхождению.

Гомологичные органы имеют одинаковое происхождение, но выполняют разные функции.

Правильный ответ указан под номером 2

Ответ: 2

Установите соответствие:

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A3Б3B2Г1Д1.

Пояснение.

Аромормоз - изменения, приводящие к повышению уровня организации.

Катаморфоз - упрощение организации организма.

Алломорфоз - изменения строения и функций сохранении общего уровня организации.

Правильный ответ А1Б3В1Г2Д3

Ответ: А1Б1В2Г3Д3

Путь эволюции, связанный со снижением морфофизиологической организации, редукцией ряда органов и их систем в результате приспособления организмов к более простым условиям существования, называется:

1) катагенез
2) арогенез
3) симбиоз
4) аллогенез

Пояснение.

Катагенез - путь эволюционого развития, сопровождающийся упрощением организации организма.

Правильный ответ указан под номером 1

Ответ: 1

а - млечные железы козы и потовые железы человека

б - спора бактерии и циста инфузории

в - ласты тюленя и конечности крота

г - крылья ушана и крылья майского жука

д - почечные чешуи тополя и колючки кактуса

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, б
2) аналогичные органы; «лишние» примеры - в,г
3) гомологичные органы; «лишние» примеры - б, г

Пояснение.

Гомологичные органы- это органы, имеющие сходное просихождение, но выпоняющие разные функции. Примеры б и г аналогичные органы.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Пояснение.

Правильный ответ А1Б1В2Г1Д1

Ответ: А1Б1В2Г1Д1

В пределах общего ареала одна часть зябликов гнездится в густых хвойных лесах, а другая - в невысоких и редких лиственных насаждениях с большим количеством полян. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

Пояснение.

Экологическая изоляция - изоляция вследствие экологического разобщения. Популяции живут на общей территории, но в различных местах обитания и поэтому друг с другом не встречаются.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Пояснение.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного естественного отбора. В ходе дивиргенции формируются гомогичные органы. Варианты А, В, Г, Д.

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими исходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. В ходе конвергенции формируются аналогичные органы. Вариант Б.

Правильный ответ А1Б2В1Г1Д1

Ответ: А1Б2В1Г1Д1

В пределах общего ареала одна раса кукушек откладывает голубые яйца в гнезда горихвостки и чекана, другая - светлые в крапинку яйца в гнезда славок. Это пример изоляции:

1) генетической
2) экологической
3) этологической
4) географической

Пояснение.

Экологическая изоляция - изоляция вследствие экологического разобщения. Популяции живут на общей территории, но в различных местах обитания и поэтому друг с другом не встречаются.

Правильный ответ указан под номером 2

Ответ: 2

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Пояснение.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного естественного отбора. В ходе дивиргенции формируются гомогичные органы. Варианты А, Б, Г, Д.

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими исходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. В ходе конвергенции формируются аналогичные органы. Вариант В.

Правильный ответ А1Б1В2Г1Д1

Ответ: А1Б1В2Г1Д1

У близких видов североамериканских светляков для привлечения особей противоположного пола наблюдается различный характер световых вспышек: по длительности, частоте, интенсивности. Это пример изоляции:

1) генетической;
2) этологической;
3) экологической;
4) географической.

Пояснение.

При этологическом характере репродуктивной изоляции для особей разных популяций снижается вероятность оплодотворения ввиду различий в образе жизни и поведения.

Правильный ответ указан под номером 2

Ответ: 2

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Пояснение.

Дивергенция - расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, результат обитания в разных условиях и неодинаково направленного естественного отбора. В ходе дивиргенции формируются гомогичные органы. Варианты А, Б, Г, Д.

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими исходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. В ходе конвергенции формируются аналогичные органы. Вариант В.

Правильный ответ А1Б2В1Г1Д1

Ответ: А1Б1В2Г1Д1

Направление эволюции, характеризующееся уменьшением числа особей, преобладанием смертности над рождаемостью, сужением ареала, называется:

1) арогенез
2) морфофизиологический прогресс
3) конвергенция
4) биологический регресс

Пояснение.

Биологиеческий регресс - направление эволционного развития, сопровождающийся упрощением организации организмов.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 4

Даны пять пар примеров органов (структур) живых организмов, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:

а - колючки кактуса и усики гороха

б - семена сосны и споры папоротника

в - передняя конечность журавля и передняя конечность носорога

г - иглы ежа и шерсть собаки

д - глаза лисицы и глаза кузнечика

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, в

3) гомологичные органы; «лишние» примеры - б, д
4) гомологичные органы; «лишние» примеры - а, д

Пояснение.

Гомологичные органы- это органы, имеющие сходное просихождение, но выпоняющие разные функции. Примеры б и д - аналогичные органы.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Расхождение признаков у родственных организмов или их групп, являющееся результатом приспособления к разным условиям существования, называется:

1) арогенез
2) катагенез
3) дивергенция
4) конвергенция

Пояснение.

Дивергенция - один и видов приспособительной изменчивости организмов, характеризующийся расхождением признаков у близких организмов.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Даны пять пар примеров органов (структур) животных, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:

а - почечные чешуи тополя и иглы ели

б - колючки боярышника и колючки ежевики

в - крылья летучей мыши и крылья майского жука

г - ласты тюленя и конечности крота

д - светочувствительный глазок эвглены и глаз кальмара

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры - г, д
2) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, г
3) гомологичные органы; «лишние» примеры - а, б
4) гомологичные органы; «лишние» примеры - в, г

Пояснение.

Аналогичные органы- это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению. Примеры а и г гомологичные органы.

Правильный ответ указан под номером 2

Ответ: 2

Видообразование, которое протекает в пределах ареала исходного вида, когда популяции не могут скрещиваться в силу биологической изоляции, называется:

1) симпатрическое
2) аллопатрическое
3) аллогенез
4) конвергенция

Пояснение.

Симпатрическое видообразование - возникновение репродуктивной изоляции из-за изменений в хромсомном наборе особей.

Аллопатрическое видообразование - один из способов видообразования, при котором репродуктивный барьер между видами формируется на основе пространственной изоляции.

Аллогенез - направление эволюции группы организмов, при котором у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остается прежним.

Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Правильный ответ указан под номером 1

Ответ: 1

Даны пять пар примеров органов (структур) животных, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:

а - лист одуванчика и ловчий аппарат росянки

б - трахеи насекомых и трахея человека

в - конечности речного рака и конечности ящерицы

г - передние конечности лягушки и ласты кита

д - ядовитые железы змеи и слюнные железы человека

Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):

1) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, д
2) аналогичные органы; «лишние» примеры - б, г
3) гомологичные органы; «лишние» примеры - в, г
4) гомологичные органы; «лишние» примеры - б, в

Пояснение.

Аналогичные органы- это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению. Примеры б и в аналогичные органы.

Правильный ответ указан под номером 4

Ответ: 4

В начале XX века в результате интенсивного отстрела соболя его ареал был разорван на множество небольших частей, удаленных друг от друга на значительные расстояния. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) географической

Пояснение.

Географическая изоляция - обособление определенной популяции от других популяций того же вида каким-либо труднопреодолимым географическим препятствием.

Правильный ответ указан под номером 4

Ответ: 4

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .

Пояснение.

Пункты а),б) являются примерами аналогичных органов, которые развиваются в результате конвергенции. В этом случае органы сходны по морфологии и выпоняемым функциям, но отличаются по строению и просихождению.

Пункты в), г), д) - примеры гомологичных органов. Они развиваются в результате дивергенции, имеют общие происхождения, но выполняют разные функции.

Правильный ответ - А2Б2В1Г1Д1

Ответ: А2Б2В1Г1Д1

В пределах общего ареала одна часть черных дроздов живет в глухих лесах, другая - в населенных пунктах. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .

Пояснение.

Пункты а),б), г), д)являются примерами аналогичных органов, которые развиваются в результате конвергенции. В этом случае органы сходны по морфологии и выпоняемым функциям, но отличаются по строению и просихождению.

Пункт в), - примеры гомологичных органов. Они развиваются в результате дивергенции, имеют общие происхождения, но выполняют разные функции.

Правильный ответ - А1Б1В2Г1Д1

Ответ: А1Б1В2Г1Д1

B пределах общего ареала одна часть зябликов гнездится в густых хвойных лесах, а другая - в невысоких и редких лиственных насаждениях c большим количеством полян. Это пример изоляции:

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) морфофизиологической

Пояснение.

Экологическая изоляция - форма изоляции, причиной которой является несовпадении экологических условий и времени размножения.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .

Пояснение.

Пункт Б является примером аналогичных органов, которые развиваются в результате конвергенции. В этом случае органы сходны по морфологии и выпоняемым функциям, но отличаются по строению и просихождению.

Пункты А, В, Г, Д - примеры гомологичных органов. Они развиваются в результате дивергенции, имеют общие происхождения, но выполняют разные функции.

Правильный ответ - А1Б2В1Г1Д1

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .

Ответ: А1Б2В1Г1Д1

В пределах общего ареала одна раса кукушек откладывает голубые яйца в гнезда горихвостки и чекана. другая - светлые в крапинку яйца в гнезда славок. Это пример изоляции

1) генетической
2) этологической
3) экологической
4) географической

Пояснение.

Экологическая изоляция - форма изоляции, причиной которой является несовпадении экологических условий и времени размножения.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .

Пояснение.

Пункт В являются примерами аналогичных органов, которые развиваются в результате конвергенции. В этом случае органы сходны по морфологии и выпоняемым функциям, но отличаются по строению и просихождению.

Пункты А, Б, Г, Д - примеры гомологичных органов. Они развиваются в результате дивергенции, имеют общие происхождения, но выполняют разные функции.

Правильный ответ - А1Б1В2Г1Д1

Ответ: А1Б1В2Г1Д1

В процессе эволюции у арктических рыб в составе жиров повысилось содержание ненасыщенных жирных кислот, что снижает температуру затвердевания. Это пример адаптации:

1) этологической
2) поведенческой
3) физиологической
4) морфологической

Пояснение.

Адаптации в процессе эволюции могут быть поведенческими, биохимическими, физиологическими (впадение в спячку, диапауза), морфологические (появление перепонки между пальцами у водоплавающих птиц).

В данном случае происходит понижение температуры замерзания и переохлаждения в результате накопления криопротекторов, что является примером физиологической адаптации или акклимации.

Акклимация - физиологические изменения в жизнедеятельности организма, связанные с приспособлением к новым условиям среды и изменением толерантности и положением оптимума.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:

ПРИМЕР ВИДООБРАЗОВАНИЕ

А) гигантская энотера (2n=48) получена на основе полиплоидии из обычной формы энотеры (2n=24)

Б) в Северном полушарии произрастает три близкородственных вида лиственниц: европейская - в Европе, даурская - в Восточной Сибири, американская - в Северной Америке

B) на сенокосных лугах существует несколько подвидов большого погремка, один из которых успевает отцвести и дать семена до укоса, другой цветет в конце лета после укоса

1) симпатрическое

2) аллопатрическое

Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .

Пояснение.

Симпатрическое видообразование происходит за счет формирования в изначальной популяции репродуктивной изоляции из-за перестроек в кариотипе.

Аллопатрическое видообразование - появление новых популяций и видов благодаря пространственной изоляции.

Правильный ответ - А1Б2В1

Ответ: А1Б2В1

Расхождение признаков у родственных организмов или их групп в процессе эволюции, называется:

1) арогенез
2) катагенез
3) дивергенция
4) конвергенция

Пояснение.

Дивергенция - направление эволюционного развития, сопровождающееся расхождение признаков у родственных организмов.

Правильный ответ указан под номером 3

Ответ: 3

В процессе эволюции у мангровых растений, распространенных на периодически затопляемых участках побережий Юго-Восточной Азии, Океании и других, сформировались ходульные корни. Это пример адаптации:

1) поведенческой
2) биохимической
3) физиологической
4) морфологической

Пояснение.

Адаптации в профессе эволюции могут быть поведенческими, биохимическими, физиологическими (впадение в спячку), морфологические (появление перепонки между пальцами у водоплавающих птиц).

Эволюционная форма групп живых организмов делится на дивергенцию, конвергенцию, параллелизм.

1. Дивергенция - расхождение признаков внутри вида, которое приводит к образованию новых группировок особей. Чем больше различаются живые организмы по строению, способу существования, тем больше расходятся они на более разнообразные пространства. Обычно одну область или участок занимают животные с одинаковой потребностью к качеству и запасу пищи. Через определенное время, когда запас пищи заканчивается, животные вынуждены поменять местообитание, переселяться на новые места. Если на одной территории обитают животные с различной потребностью к условиям среды, то конкуренция между ними ослабевает. Так, Ч. Дарвин определил, что в природе на участке в 1 м2 встречается до 20 видов растений, принадлежащих к 18 родам и 8 семействам. В процессе дивергенции от зачинающейся популяции расходятся как бы ветви дерева нескольких форм. Например, можно назвать семь видов оленей, сформировавшихся в результате дивергенции: пятнистый олень, марал, северный олень, лось, косуля, лань, кабарга (рис. 37).

Рис. 37. Многообразие видов оленей, возникших в результате дивергенции: 1 - пятнистый олень; 2 - марал; 3 - лань; 4 - северный олень; 5 - лось; 6" - косуля; 7 - кабарга

Под действием естественного отбора в бесконечном ряду поколений одни формы выживают, другие вымирают. Процессы вымирания и дивергенции тесно связаны между собой. Наиболее расходящиеся по признакам формы обладают большими возможностями оставлять плодовитое потомство и выживать в процессе естественного отбора, так как они меньше конкурируют между собой, чем промежуточные, которые постепенно редеют и вымирают.

В результате дивергенции популяция одного вида подразделяется на подвиды. Подвид, образовавшийся под действием естественного отбора, по признакам наследственного изменения превращается в вид.

2. Конвергенция - приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп. Например, у акулы (класс рыб), ихтиозавров (класс пресмыкающихся), дельфинов (класс млекопитающих) формы тела сходны. Это связано с тем, что у них одинаковые среда обитания (вода) и условия жизни. Хамелеон и лазающая агама, относящиеся к разным подотрядам, внешне очень похожи. Сходство различных систематических групп обусловлено жизнью в сходной среде обитания. У организмов, обитающих в воздухе, имеются крылья. Крылья птицы и летучей мыши - измененные передние конечности, а крылья бабочки - выросты тела. Явление конвергенции широко распространено в животном мире.

3. Параллелизм (греч. parallelos - "рядом идущий") - эволюционное развитие генетически близких групп, заключающееся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков. Параллелизм широко распространен среди различных групп организмов в процессе их исторического развития (филогенеза).

Например, приспособление к водному образу жизни в эволюции ластоногих развивалось в трех направлениях. У китообразных и ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени) в результате перехода к водному образу жизни, независимо друг от друга, появилось приспособление к воде - ласты. Преобразование передних крыльев у многих групп крылатых насекомых в надкрылья, развитие у кистеперых рыб признаков земноводных, возникновение признаков млекопитающих у зверозубых ящериц и т. д. Сходство в параллелизме указывает на единство происхождения организмов и наличие сходных условий существования.

Эволюция - необратимый процесс. У каждого организма, приспособленного к новым условиям, измененный орган исчезает. Вернувшись в прежнюю среду обитания, исчезнувший орган не восстанавливается. Еще Ч. Дарвин писал о необратимости эволюции: "Если даже среда обитания полностью повторяется, то вид никогда не может вернуться к прежнему состоянию". Например, дельфины, киты никогда не становились рыбами. При переходе наземных животных в водную среду конвергентно изменяются конечности - при этом конвергенция участвует лишь в изменении внешнего строения органов.

Во внутреннем строении плавников дельфина, кита сохранены признаки пятипалой конечности млекопитающих. Так как мутация приводит к обновлению генофонда популяции, она никогда не повторяет генофонд прошлого поколения. Так, если на каком-то этапе от примитивных земноводных возникли пресмыкающиеся, то пресмыкающиеся не могут вновь дать начало земноводным.

На стебле вечнозеленого кустарника - иглицы имеются блестящие толстые листья. На самом деле это видоизмененные ветви. Настоящие чешуевидные листья располагаются в центральной части этих видоизмененных стеблей. Ранней весной из пазухи чешуек появляются цветы, из которых в дальнейшем развиваются плоды.

Листья у иглицы исчезли еще в древности, в процессе приспособления к засухе. Затем при переходе опять в водную среду вместо листьев у них появились ветви, похожие на листья.

Неоднородность эволюции. В течение нескольких сотен миллионов лет на Земле существуют в неизменном виде саблехвост, кистеперые рыбы, гаттерия. Их называют "живыми ископаемыми". Однако некоторые растения и животные изменяются быстро. Например, на Филиппинах и в Австралии за 800 тыс. лет появилось несколько новых родов грызунов. Приблизительно за 20 млн. лет на Байкале возникло 240 видов раков, принадлежащих к 34 новым родам. Темпы эволюции не определяются астрономическим временем. Возникновение нового вида определяется необходимым числом поколений и приспособленностью.

Темпы эволюции снижаются и замедляются в одинаковых устойчивых условиях среды (глубоководные океаны, пещерные воды). На островах, где мало хищников, естественный отбор идет очень медленно. Наоборот, где проходит интенсивный отбор, эволюция также протекает быстрее. Например, в 30-х годах XX в. против вредителей использовали ядовитый препарат (ДДТ). Через несколько лет появились устойчивые к препарату формы, которые быстро распространились на Земле. Широкое применение антибиотиков - пенициллина, стрептомицина, грамицидина - в 40-50-х годах XX в. привело к появлению устойчивых форм микроорганизмов.

Дивергенция. Конвергенция. Параллелизм. Необратимый процесс. "Живые ископаемые".

1.Эволюционные формы групп живых организмов: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

2.Эволюция - необратимый процесс, т. е. исчезнувший вид или орган никогда не может вернуться к прежнему состоянию.

3.Темпы эволюции меняются.

1.Объясните на примере процесс дивергенции.

2.Опишите конвергенцию, разберите ее на примере.

1.Объясните необратимость эволюции на примерах растений.

2.В чем причина исчезновения некоторых форм, приобретенных во время дивергенции?

1.Докажите на примере неоднородность эволюции.

2.Разберите с помощью схемы или таблицы дивергенцию, конвергенцию, параллелизм.

Вариант 1

Часть 1.

1. Тип эволюционного изменения, при котором неродственные организмы приобретают сходные признаки

А) параллелизм Б) конвергенция В) дивергенция Г) идиоадаптация

2. Обмен веществ и энергии – это признак

А) Характерный для тел живой и неживой природы

Б) По которому живое можно отличить от неживого

В) По которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных

Г) По которому животные отличаются от человека.

3. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

А) Движущие силы эволюции Б) Результаты революции В) Основные направления эволюции

4. К.Линней является создателем:

А)Первой эволюционной теории Б)Бинарной номенклатуры и принципа градации

В)Принципа градации и автогенеза Г)Бинарной номенклатуры и принципа иерархичности

5. Ластообразные конечности китов и дельфинов – это пример

А) Идиодаптации Б) Дегенерации В) Ароморфоза 4) Конвергенции

6. Материалом для естественного отбора служит:

А) Мутационная изменчивость Б) Модификационная изменчивость

В) Биологический регресс Г) Относительная приспособленность

7. Определенный набор хромосом у особей одного вида считают критерием:

А) Экологическим Б) Морфологическим В) Генетическим Г) Физиолого-биохимическим

8. Микроэволюция завершается образованием новых

А) Видов Б) Отрядов В) Семейств Г) Популяций

9. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

А) Географическому Б) Морфологическому В) Генетическому

Г) Экологическому

10. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?

А) сохранение старых видов Б) сохранение особей с измененными признаками

В) появление новых видов Г) все перечисленные варианты.

11. Укажите правильную схему классификации растений:

12. Возрастная структура популяции характеризуется

А) Соотношением женских и мужских особей Б) Численностью особей

В) Её плотностью Г) Соотношением молодых и половозрелых особей

13 Форма отбора, при котором происходят постоянные изменения, называется

А) стабилизирующий отбор Б) движущий отбор

В) дизруптивный отбор Г) отбор отсутствует

Часть 2.

В1. Какие признаки характеризуют биологический прогресс?

А) Сокращение численности видов

Б) Расширение ареала вида

В) Возникновение новых популяций, видов

Г) Сужение ареала вида

Д) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни

Е) Увеличение численности видов

В2. К эволюционным факторам относят:

А) Дивергенция

Б) Наследственная изменчивость

В) Конвергенция

Г) Борьба за существование

Д) Параллелизм

Е) Естественный отбор

В 3. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением эволюции

1) Многообразие видов

А) Биологический прогресс

2) Ограниченный ареал

Б) Биологический регресс

3) Небольшое число видов

4) Широкие экологические адаптации

5) Широкий ареал

6) Уменьшение числа популяции

Причина гибели растений

1) плоды вместе с сеном попадают в желудок травоядных животных

2) растения гибнут от сильных морозов и засухи

3) семена погибают в пустынях и Антарктиде

4) растения вытесняют друг друга

5) плоды поедают птицы

6) растения гибнут от бактерий и вирусов

А) внутривидовая

Б) борьба с неблагоприятными условиями

В) межвидовая

Ответ:

123456

Признак животного

Направление эволюции

1) редукция органов зрения у крота

2) наличие присосок у печеночного сосальщика

3) возникновение теплокровности

4)

5) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня

6) уплощенное тело камбалы

А) идиоадаптация (аллогенез)

Б) ароморфоз (арогенез)

В) общая дегенерация (катагенез)Ответ:

123456

Часть С.

С1. Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов?

С2.Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Ответы. Вариант 1

Часть А.

1. б

2. б

3. а

4. г

5. 1

6. а

7. в

8. а

9. Б

10. а

11. в

12. г

13. б

Часть В.

В1. БВЕ

В2.БГЕ

В3.АББААБ

В4.АВААВБ

В5.ААББВА

Часть С.

С1 . 1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменения;

2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;

3) прекращение скрещивания между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

С2. 1) Движущий отбор.

2) Наблюдается в однонаправленном изменении условий окружающей среды.

3) Сохраняеи мутации, ведущие к другим крайним проявлениям величины признака.Закрепляются мутации, увеличивающие приспособленность организмов и наследственные изменения в определенном порядке.

Вариант 2

Часть А

1. Какие из перечисленных органов являются гомологичными

А) жабры рака и легкие кошки Б) хобот слона и рука человека

В) лапа крота и рука обезьяны

2. Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

А) Борьба за существование Б) Способность к неограниченному размножению

В) Наследственная изменчивость и естественный отбор

3. Какое эволюционное явление называют дивергенцией?

А) Схождение признаков у неродственных видов Б) Образование гомологичных органов

В) Приобретение узкой специализации Г) Расхождение признаков у родственных видов

4. Особи двух популяций одного вида:

А) Могут скрещиваться и давать плодовитое потомство Б) не могут скрещиваться

В) Могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают

5. Укажите пример проявления идиодаптаций у растений.

А) Возникновение семени у голосеменных Б) Возникновение плода у цветковых

В) Возникновение нектарников для привлечения насекомых Г) Появление фотосинтеза

6. Физиологический критерий вида проявляется у всех особей в сходстве:

А) Строение формы хромосом Б) Процессов жизнедеятельности

В) Внешнего и внутреннего строения Г) Образа жизни.

7. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

А) Биологическому регрессу Б) Биологическому прогрессу

В) Пищевой специализации Г) Обострению борьбы за существование

8. В процессе макроэволюции :

А) Появляются новые популяции Б) Появляются новые классы

В) Появляются новые виды Г) Изменяются популяции

9. Рудиментарные органы – пример доказательств эволюции

А) Сравнительно-анатомических Б) Эмбриологических В) Биографических

10. Отбор особей с уклоняющимися от средней величины признаками называют:

А) движущим Б) дизруптивным В) стабилизирующим Г) половым.

11. Укажите правильную схему классификации животных:

А) Вид род семейство отряд класс тип

Б) Вид род семейство порядок класс тип

В) Вид род семейство порядок класс отдел

Г) Вид род отряд семейство класс тип

12. Появление какого газа в первичной атмосфере Земли вызвало бурное развитие жизни на суше?

А) Сероводорода Б) Кислорода В) Азота Г) Углекислого газа

13. Подражание менее защищенного организма, одного вида, более защищенному организму другого вида

А) маскировка Б)мимикрия В)угрожающая окраска

Г) покровительственная окраска

Часть В.

В1. Какие эволюционные изменения можно отнести к ароморфозам?

А) Появление цветка

Б) Образование органов и тканей у растений

В) Появление термофильных бактерий

Г) Атрофия корней и листьев у повилики

Д) Специализация некоторых растений к определенным опылителям

Е) Постоянная температура тела

В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?

А) Действует в изменяющихся условиях среды

Б) Действует в постоянных условиях среды

В) Сохраняет норму реакции признака

Г) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения

Д) Контролирует функционирующие органы

Е) Приводит к смене нормы реакции

В 3. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

1) Личинка живет в воде

А) Морфологический

2) Тело уплощено

Б) Экологический

4) Питается тканями хозяина

5) Имеет две присоски

6) Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

В4. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование .

Причина гибели растений

Форма борьбы за существование

1) растения одного вида вытесняют друг друга

2) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий

3) семена погибают от сильных заморозков и засухи

4) растения погибают от недостатка влаги при прорастании

5) люди, машины вытаптывают молодые растения

6) плодами растений питаются птицы и млекопитающие

А) Внутривидовая

Б) Межвидовая

123456

В) борьба с неблагоприятными условиями

Ответ:

В5. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует

Признак животного

Направление эволюции

1) возникновение полового размножения

2) образование у китообразных ластов

3) возникновение 4-х камерного сердца

4) возникновение автотрофного способа питания

5) превращение листьев в колючки у растений пустынь

6) утрата листьев, корней и хлорофилла у повилики

А) общая дегенерация (катагенез)

Б) идиоадаптация (аллогенез)

В) ароморфоз (арогенез)

Часть С.

С1 . Как происходит экологическое видообразование в природе?

С2. Какой тип естественного отбора представлен на рисунке? В каких условиях среды он наблюдается? Какие мутации сохраняет?

Ответы. Вариант 2

Часть А.

1. б

2. в

3. г

4. а

5. в

6. б

7. г

8. б

9. а

10. б

11. а

12. б

13. б

Часть В.

В1. АБЕ

В2.БВД

В3. БАББАА

В4.ААББВА

В5.ВБВВБА

Часть С.

С1 . 1) Популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего ареала;

2) Естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;

3) И з поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

С2 1) Это стабилизирующий отбор;

2) Наблюдается в относительно постоянных условиях среды;

3) Сохраняет мутации, ведущие к меньшей изменчивости средней величины признака.

  • 57. Элементарной структурой вида называется та наименьшая и достаточная структура, внутри которой в течение длительного времени сохраняются характерные для вида признаки. Назовите эту струк­туру.
  • 59. Назовите главный фактор, который объеди­няет группу особей одного вида в популяцию.
  • 62. Кто из ученых первым объяснял происхожде­ние видов следующим образом: новые виды проис­ходят от исходных форм путем дивергентного разви­тия их в разных условиях?
  • 63. Ч. Дарвин внес существенный вклад в разви­тие биологии. Среди ответов найдите результаты его работы и укажите тот вклад, который принадле­жит другому ученому.
  • 70. Назовите эволюционный фактор, который яв­ляется основным в формировании резерва наслед­ственной изменчивости среди особей популяции или вида.
  • 91. Назовите форму естественного отбора, ре­зультатом которой является утрата крыльев у части птиц и насекомых, пальцев у копытных и конечнос­тей у змей.
  • 96. Как современная наука называет ту изменчи­вость, которую ч.Дарвин назвал неопределенной, индивидуальной и наследственной?
  • 114. Кто из ученых является автором книг «Из­менение домашних животных и культурных расте­ний», «Происхождение человека и половой отбор»?
  • 115. Укажите утверждение, принадлежащее ч. Дарвину.
  • 123. Что является исходным материалом для ес­тественного отбора?
  • 24. Изоляция является важным фактором видо­образования, так как она способствует важнейшему явлению, обязательному для видообразования. На­зовите это явление.
  • 132. Укажите изменчивость, которая при нали­чии большой миграции становится для популяции преобладающей.
  • 137. Как, согласно взглядам ж.-б. Ламарка, внешняя среда влияет на прогрессивную эволюцию организмов - развитие от простых организмов до сложноорганизованных?
  • 139. Назовите отбор, для которого характерна творческая роль.
  • 3. Какими по способу питания были самые пер­вые примитивные формы жизни?
  • 4. Укажите пару гомологичных друг другу орга­нов.
  • 7. В чем заключается вклад л.Пастера в разви­тие представлений о происхождении жизни на Зем­ле?
  • 17. Ученые разбивают историю Земли и жизни на ней на несколько промежутков времени - геоло­гических эр. Какая из них является наиболее древ­ней?
  • 25. Назовите признак, служащий основным для построения естественной системы животных и рас­тений.
  • 26. Что из нижеперечисленного не является ароморфозом - одним из способов (путей) биоло­гического прогресса?
  • 30. Что из нижеперечисленного является идиоадаптацией - одним из способов (путей) биологиче­ского прогресса?
  • 31 Укажите факт (явление), который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени.
  • 32. Укажите пару аналогичных друг другу органов.
  • 34. Что из нижеперечисленного является идиоадаптацией - одним из способов (путей) биологиче­ского прогресса?
  • 35. Укажите особенность, которая характерна рудиментам и не свойственна атавизмам.
  • 36. Назовите наиболее ранний период палеозой­ской эры.
  • 37. Назовите ученого, который впервые экспери­ментально доказал возможность образования ами­нокислот из неорганических соединений на ранних этапах становления жизни на Земле.
  • 52. Назовите среди нижеперечисленных ту структуру млекопитающих, зачаток которой в ходе эмбрионального развития появляется у этих живот­ных раньше, чем зачатки других органов.
  • 60. Среди нижеуказанных палеонтологических находок укажите ту, которую относят к категории ис­копаемых переходных форм.
  • 64. Назовите ту систематическую группу, при­знаки которой появляются у зародыша млекопитаю­щих в ходе эмбрионального развития позже призна­ков других систематических групп.
  • 66. Назовите форму (способ, путь) биологиче­ского прогресса, которая приводит к усложнению строения, затрагивающему уровень организации жи­вых существ.
  • 71. Укажите пару аналогичных друг другу орга­нов.
  • 83. Назовите ароморфоз, который в ходе эволю­ции жизни на Земле возник у растений во время вы­хода их на сушу.
  • 86. Назовите ароморфоз, который в ходе эволю­ции жизни на Земле возник у позвоночных животных во время выхода их на сушу.
  • 89. Назовите наиболее ранний период кайнозой­ской эры.
  • 90. Назовите геологическую эру, в которую по­явились первые млекопитающие и птицы.
  • 95. Укажите проявление биогенетического зако­на э.Геккеля.
  • 96. Укажите ту особенность, которая характерна рудиментам и не свойственна атавизмам.
  • 99. Как называется независимое образование сходных признаков у неродственных организмов?
  • 115. Назовите термин, которым обозначают не­зависимое образование сходных признаков у родст­венных организмов, основанное на гомологичных структурах.
  • 127. В состав первичной атмосферы Земли вместе с парами воды входило несколько газов. На­зовите газ, который практически отсутствовал в ней.
  • 140. О чем свидетельствует наличие аналогич­ных органов у двух сравниваемых групп организмов?
  • 2. Назовите ученого, который первым опреде лил систематическое положение человека и помес­тил его в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами.
  • 12. Действует ли в настоящее время в популяци­ях людей такой эволюционный фактор, как борьба за существование?
  • 30. Одним из доказательств происхождения че­ловека от животных служит наличие у людей руди­ментов. Укажите у человека признак, являющийся рудиментом.
  • 42. Какой объем мозга был у питекантропа?
  • 45. Кто из ископаемых предков человека имел хорошо развитый подбородочный выступ?
  • 56.У человекообразных обезьян есть особен­ности, связанные с древесным образом жизни. На­зовите одну из таких особенностей.
  • 57. Укажите ответ, в котором перечислены иско­паемые предки человека, которых относят к группе «древние люди».
  • 59. Назовите особенность строения человека, которая в ходе эволюции сформировалась в основ­ном под действием биологических факторов антро­погенеза.
  • 61.У человека имеются особенности строения, связанные с прямохождением. Найдите их среди от­ветов и укажите особенность строения, которая с прямохождением не связана.
  • 63. Действует ли в настоящее время в популяци­ях людей такой эволюционный фактор, как мигра­ция?
  • 71. Укажите морфологический признак, который в ходе эволюции человека возник у людей раньше остальных.
  • 82. Среди характерных только для людей осо­бенностей строения укажите ту, которая сформиро­валась у предков человека в ходе эволюции позже
  • 96. Назовите группу ископаемых предков чело­века, к которой относят кроманьонцев.
  • 115. Назовите термин, которым обозначают не­зависимое образование сходных признаков у родст­венных организмов, основанное на гомологичных структурах.

    1) дивергенция

    2) параллельная эволюция

    3) конвергенция

    4) мимикрия

    5) ароморфоз

    116. О чем свидетельствует сходство зароды­шей организмов двух сравниваемых классов живот­ных?

    1) о формировании этих зародышей в одина­ковых условиях

    2) о наличиии родства и монофилическом происхождении (от одного предка) этих двух классов

    3) о происхождении этих классов от неродст­венных предков

    4) о полифилическом происхождении (от не­скольких предков)

    117. Назовите явление, примером которого слу­жит сходство формы тела у акулы, ихтиозавра и дельфина .

    1) дивергенция

    2) параллельная эволюция

    3) конвергенция

    4) мимикрия

    5) ароморфоз

    118. Конечности млекопитающих разных видов существенно отличаются друг от друга по строению, что является результатом приспособления млекопи­тающих разных видов к различным условиям окру­жающей среды. Укажите явление, примером которо­го служит вышеназванный факт.

    1) конвергенция

    2) дивергенция

    3) параллельное развитие

    119. Назовите форму (способ, путь) биологиче­ского прогресса, к которой относят развитие легких у земноводных и четырехкамерного сердца у птиц, превращение парных плавников рыб в парные конеч­ности земноводных.

    1) ароморфоз

    2) идиоадаптация

    3) общая дегенерация

    120. Определите признак, по которому все ни­жеперечисленные пары признаков, кроме одной, объединены в одну группу. Укажите «лишнюю» среди них пару признаков.

    1) клубень картофеля и луковица лука

    2) глаз кальмара и глаз лошади

    3) крыло бабочки и надкрылье майского жу­ка

    4) колючки кактуса и чешуйки почек расте­ний

    5) передние конечности слона и мартышки

    121. Существует несколько показателей (крите­риев) биологического прогресса того или иного так­сона -- систематической группы организмов (вид, род, класс и т. д.). Найдите эти показатели среди от­ветов и укажите тот признак, который таким показа­телем (критерием) НЕ является.

    1) нарастающее увеличение числа особей

    2) расширение ареала

    3) формирование приспособлений (адапта­ции) к узколокальным условиям сущест­вования

    4) увеличение числа дочерних (подчинен­ных) групп в составе этого таксона

    122. Глаза у головоногих моллюсков и млекопи­тающих очень схожи, хотя эти совершеннейшие ор­ганы чувств возникли у них в ходе эволюции абсо­лютно независимо и из разных тканей и структур. Укажите явление, примером которого служит появ­ление этих органов.

    1) конвергенция

    2) дивергенция

    3)параллельное развитие

    123. В чем заключается вклад А.И.Опарина в развитие представлений о происхождении жизни на Земле?

    1) впервые высказал предположение о соста­ве первичной атмосферы Земли и о возможности образования органических со­единений из неорганических под действи­ем мощных электрических разрядов

    2) впервые экспериментально доказал воз­можность образования аминокислот из не­органических соединений

    3) доказал невозможность самозарождения микроорганизмов

    4) доказал невозможность непосредственно­го возникновения высокоорганизованных живых существ из неживой природы

    124. Ученые разбивают историю Земли и жизни на ней на несколько промежутков времени - геоло­гических эр. Какая из них является наиболее моло­дой?

    1) палеозойская 2) протерозойская

    3) архейская

    4) кайнозойская

    5) мезозойская

    125. Что из нижеперечисленного НЕ является ароморфозом - одним из способов (путей) биоло­гического прогресса?

    1) появление корня у наземных растений

    2) появление цветка у цветковых растений

    3) появление фотосинтеза у древних клеточ­ных форм

    4) появление колючек у кактусов и шиповни­ка

    5) формирование проводящих тканей у на­земных растений

    126. Назовите термин, используемый для обо­значения у разных видов организмов тех органов, которые имеют одинаковый план строения, развива­ются из сходных зачатков и выполняют как сходные, так и различные функции .

    1) гомологичные3) аналогичные

    2) негомологичные 4) альтернативные

  • Про-ана-ли-зи-руй-те таб-ли-цу. За-пол-ни-те пу-стые ячей-ки таб-ли-цы, ис-поль-зуя по-ня-тия и тер-ми-ны, при-ведённые в спис-ке. Для каж-дой ячей-ки, обо-зна-чен-ной бук-ва-ми, вы-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щий тер-мин из при-ло-жен-но-го спис-ка.

    Спи-сок тер-ми-нов и по-ня-тий:

    1) био-ло-ги-че-ский про-гресс

    2) общая де-ге-не-ра-ция

    3) по-яв-ле-ние четырёхка-мер-но-го серд-ца у мле-ко-пи-та-ю-щих

    4) кон-вер-ген-ция

    5) оби-та-ние в оке-а-не рыбы ла-ти-ме-рии

    6) био-ло-ги-че-ский ре-гресс

    За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

    A Б В

    По-яс-не-ние.

    На-прав-ле-ние эво-лю-ции Путь эво-лю-ции При-мер
    А - био-ло-ги-че-ский про-гресс идио-адап-та-ция при-спо-соб-ле-ние у цвет-ко-вых
    рас-те-ний к опы-ле-нию вет-ром
    био-ло-ги-че-ский про-гресс Б - общая де-ге-не-ра-ция ре-дук-ция ор-га-нов чувств
    у па-ра-зи-ти-че-ских чер-вей
    био-ло-ги-че-ский про-гресс аро-мор-фоз В - по-яв-ле-ние четырёхка-мер-но-го серд-ца у мле-ко-пи-та-ю-щих

    Ответ: 123.

    При-ме-ча-ние.

    Био-ло-ги-че-ский про-гресс (от лат. progressus - дви-же-ние впе-ред) - на-прав-ле-ние эво-лю-ции, ха-рак-те-ри-зу-ю-ще-е-ся по-вы-ше-ни-ем при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов опре-де-лен-ной си-сте-ма-ти-че-ской груп-пы к окру-жа-ю-щей среде. По-яв-ле-ние новых при-спо-соб-ле-ний обес-пе-чи-ва-ет ор-га-низ-мам успех в борь-бе за су-ще-ство-ва-ние, со-хра-не-ние и раз-мно-же-ние в ре-зуль-та-те есте-ствен-но-го от-бо-ра. Это при-во-дит к вспыш-ке чис-лен-но-сти и, как след-ствие, к осво-е-нию новых мест оби-та-ния и фор-ми-ро-ва-нию мно-го-чис-лен-ных по-пу-ля-ций.

    Био-ло-ги-че-ский про-гресс может до-сти-гать-ся тремя ос-нов-ны-ми пу-тя-ми - по-сред-ством аро-мор-фоз (аро-ге-не-за), ал-ло-ге-не-за (в том числе идио-адап-та-ция) и общая де-ге-не-ра-ция (ка-та-ге-не-за). Каж-дый из путей ха-рак-те-ри-зу-ет-ся воз-ник-но-ве-ни-ем у ор-га-низ-мов опре-де-лен-ных при-спо-соб-ле-ний (адап-та-ций).

    Упро-ще-ние ор-га-ни-за-ции у па-ра-зи-ти-че-ских форм (де-ге-не-ра-ция) со-про-вож-да-ет-ся со-вер-шен-ство-ва-ни-ем ре-про-дук-тив-ной си-сте-мы. Это при-во-дит к их про-цве-та-нию, т. е. к био-ло-ги-че-ско-му про-грес-су.

    Био-ло-ги-че-ский ре-гресс (от лат. regressus - воз-вра-ще-ние, дви-же-ние назад) - на-прав-ле-ние эво-лю-ции, ха-рак-те-ри-зу-ю-ще-е-ся сни-же-ни-ем при-спо-соб-лен-но-сти ор-га-низ-мов опре-де-лен-ной си-сте-ма-ти-че-ской груп-пы к усло-ви-ям оби-та-ния. Если у ор-га-низ-мов темпы эво-лю-ции (фор-ми-ро-ва-ние при-спо-соб-ле-ний) от-ста-ют от из-ме-не-ний внеш-ней среды и род-ствен-ных форм, то они не могут кон-ку-ри-ро-вать с дру-ги-ми груп-па-ми ор-га-низ-мов. Это зна-чит, что они будут уда-лять-ся есте-ствен-ным от-бо-ром. Про-изой-дет сни-же-ние чис-лен-но-сти осо-бей. В ре-зуль-та-те умень-шит-ся пло-щадь за-се-лен-ной ими тер-ри-то-рии и, как след-ствие, со-кра-тит-ся число так-со-нов. В ре-зуль-та-те может про-изой-ти вы-ми-ра-ние дан-ной груп-пы.

    Таким об-ра-зом, био-ло-ги-че-ский ре-гресс - по-сте-пен-ное вы-ми-ра-ние си-сте-ма-ти-че-ской груп-пы (вида, рода, се-мей-ства и др.) вслед-ствие сни-же-ния при-спо-соб-лен-но-сти ее осо-бей. Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка также может при-во-дить к био-ло-ги-че-ско-му ре-грес-су не-ко-то-рых видов. При-чи-ной может быть пря-мое ис-треб-ле-ние (зубр, со-боль, стел-ле-ро-ва ко-ро-ва и др.). Но это может про-изой-ти и в ре-зуль-та-те со-кра-ще-ния аре-а-лов при осво-е-нии новых тер-ри-то-рий (дрофа, жу-равль белый, жаба ка-мы-шо-вая и др.). Виды, на-хо-дя-щи-е-ся в со-сто-я-нии био-ло-ги-че-ско-го ре-грес-са, за-но-сят-ся в Крас-ную книгу и под-ле-жат охра-не.

    • Сергей Савенков

      какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то