Ребенок и экология. Экология для самых маленьких (Обучение в дошкольном образовательном учреждении). Оправдания своего существования

Наш мир очень хрупок и красив. Окружающая нас природа совершенна и поражает своим очарованием. Но человек часто не замечает этого и губит свою среду обитания.

Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой. Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому очень важно рассказать детям об экологии.

Когда мы рассуждаем об экологической обстановке, то говорим не только о картине в целом, но и о поведении отдельного человека. Когда один человек выкидывает бумажку в лесу, то он думает, что ничего страшного, она же одна. Но если точно так же подумает ещё огромное количество людей, то лес просто превратиться в помойку. Что уж говорить о полиэтиленовых пакетах и окурках, которые будут разлагаться не одну сотню лет.

Изменить образ всех людей невозможно. Но можно изменить поведение своего ребенка. Родители должны понять, что экология для детей так же важна, как математика, литература, история. Экологическому мышлению нельзя принудить, но его можно ввести в привычку. Чем раньше мама с папой начнут детей просвещать насчёт экологии, чем раньше крошки поймут, что необходимо думать об окружающем мире и беречь природу, тем больше вероятность, что в будущем ребенок продолжит это благородное дело.

Нельзя научить сына или дочь заботиться об экологии, если он не знает, зачем это нужно. Поэтому предварительно нужно провести с ним образовательную беседу. Объясните ребенку, откуда берется вода, почему нельзя мусорить, что такое пищевая цепочка. И лучше всего обучать малыша играючи.

Что такое экология для детей


Экологию лучше изучать в виде игры. Важная задача родителей – привить детям любовь к природе. Забота о ней должна стать привычкой малыша.

Когда ваш ребенок знает, зачем необходимы полезные ископаемые, как человек вредит окружающей природе, как и чем питаются животные и растения, то ему легче объяснить, что такое экология и зачем нужно о ней заботиться. Поэтому необходимо каждый день рассказывать ребенку что-то новое о мире, в котором мы живём.

В дошкольном образовательном учреждении более уместно не обучать ребенка, а экологически просвещать его, готовя к систематическому обучению в школе. Жизненный опыт в этом возрасте основан на собственных впечатлениях и довольно узком пространстве квартиры, детского сада, двора, ближайшей улицы.

Наряду с объясняющими увиденное экологическими сведениями, объяснениями связей событий, главное значение на этом этапе экологического образования приобретает этическая компонента. Ребенок хорошо подготовлен к правильному восприятию себя среди прочих организмов, он ощущает их равенство себе. Взрослые стараются переубедить его в этом и искажают имеющиеся зачатки биосферного мироощущения маленького человека. Именно поэтому основной задачей в детском саду и в семье в это время является закрепление правильного мироощущения ребенка. Нельзя прививать ему агрессивное отношение к организмам, хотя бы и выборочное, тем более неуместно воспитывать брезгливое отношение к братьям нашим меньшим. Все они - и растения в том числе, требуют к себе уважительного отношения человека. Это и будет основой экологического воспитания при дошкольном обучении.

Человек живет в деревенском доме или в городской квартире. Дети, кроме того, часто дополнительно проживают в детском саду или школе-интернате. Где бы ни жил ребенок, его жилище или различные его части окажутся привлекательными для многих организмов. И они обязательно поселятся там либо навсегда, либо будут жить здесь в определенные сезоны. Даже более простое жилище, например, гнездо птицы, тоже является пристанищем для большого числа видов организмов. Они населяют подстилку и дно гнезда, частично живут прямо на его обитателях. Они связаны между собой различными отношениями, и каждый выполняет определенную «работу» в этом живом комплексе видов. Его-то и называют экологи гнездовым биоценозом.

Жилое помещение человека пространственно организовано гораздо сложнее гнезда, в нем может быть выделено множество мест со своеобразными условиями существования. Где-то более влажно, где-то более темно или тепло и так далее. В этом случае экологи говорят о микроклимате.

Есть климат комнаты, то есть совокупность ее климатических характеристик (температура, влажность, давление, освещенность и пр.), а есть климат какой-то части, например, за батареей парового отопления. Там практически все элементы этого локального климата будут отличаться от климата квартиры или любого другого жилья. Кому-то более подойдет именно этот локальный климат и естественно, что такие жильцы будут сосредотачиваться именно в этом месте. Как между обитателя жилых помещений, так и между ними и ее хозяином (он тоже один из обитателей) складываются определенные отношения. Какие-то сожители будут докучливы, опасны или станут выигрывать конкурентные отношение (например, быстрее есть какие-то продукты) у человека. Таких он будет называть «вредными». Другие же будут помогать ему справиться с конкурентами, или поддерживать чистоту жилья, или спасать от заболеваний, а могут просто оказаться чем-то приятными для человека. Этих он станет называть «полезными».

Правда кроме полезных и вредных в квартире, детском саду или интернате проживают еще и масса, по его мнению, безразличных для него организмов. Более же всего живет там организмов, о которых он ничего не знает, и о присутствии их в своем жилище даже не догадывается. Все это не значит, что они для него безразличны. Все организмы в этом сообществе связаны друг с другом тесными взаимоотношениями и взаимно регулируют как численность, так и деятельность друг друга. При грамотности хозяина, он сможет корректировать состав и свойства биоценоза своего жилья, поддерживая в нем условия оптимальные для собственного проживания. Задача этой главы не столько дать воспитателю рецепты управления биоценозом собственной квартиры, сколько показать общую картину функционирования такого сообщества, многообразие его компонентов и связей. Ребенок должен понимать, что он даже у себя дома является частью большой функционирующей живой системы, что он, как и все остальные части, зависим от этой системы.

Такое понимание себя как части мира, даст возможность воспитать биоцентрическое мировоззрение. Это спасет будущего человека от произвольных и разрушительных действий по изменению среды своего обитания, научит с уважением относиться ко всем организмам, его окружающим, понимать их функции и использовать их в своей деятельности. У воспитанного таким образом человека появится новая роль на планете. Он перестанет быть хозяином и распорядителем всего сущего, а станет одним из сосуществующих в биосфере организмов. В силу того, что он наделен интеллектом, он должен совместно с другими организмами стараться оптимальным образом поддерживать гармонию, красоту и разнообразие своего живого мира. От этого прямо зависит высокое качество его собственной жизни. Ведь совершенно невозможно во взаимосвязанной системе благополучное существование одного из видов на фоне ухудшения жизни других и общего разрушения системы.

Для обучения экологии в детском саду, кроме программы такого обучения изданы пособия для воспитателя (Ердаков, Ксенц, 2006). Чтобы учитель имел иллюстрации для своих занятий экологией, ему в помощь изданы небольшие рассказики для маленьких детей о растениях и животных, живущих в квартире и вблизи ее. То есть о тех, с кем дети общаются с самого раннего возраста, но потом под влиянием окружающих начинают относиться кл многим из них пренебрежительно. Чтобы запечатлелось позитивное отношение к таким организмам и созданы эти рассказики для детей (Ердаков, Ксенц, 2006; 2007). Полезным для такого воспитания будет и учебник для первого класса А.А. Вахрушева с соавторами (1996). Там, как раз для начальных групп детского сада, даются основные различения - живого от неживого, растений от животных и пр.

Таким образом, на ранних стадиях воспитания появляется представление о простых правилах (экологических аксиомах) сосуществования человека с окружающими его организмами. Выясняется зависимость его от среды его обитания, закладываются навыки использования простых экологических правил в своей жизни, а также навыки тактичного отношения к окружающим его организмом. Ребенок постигает основы экологической этики, которые впоследствии помогут ему сойти с пути разрушения экологических систем, участником которых он является.


Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"

Насущный вопрос человечества – экологический кризис. На решение проблемы выделяются миллиарды, но видимых результатов это не приносит.

Люди убеждены, что нестабильность экосистемы связана только с вредными выбросами, переполненными свалками.

А ведь для безопасного взаимодействия природы и человека надо сформировать правильное экосознание. Статья расскажет о проблеме экологического воспитания и мерах, принимаемых для ее решения.

Что такое экологическое воспитание

Экологическое образование подрастающего поколения – новое понятие в педагогике. Это меры направленные на развитие мышления, привычек ребенка в отношении природы. Наука знакомит с окружающим миром, учит взаимодействовать с ним: заботиться о растениях и животных, беречь ресурсы, жить в гармонии с миром и обществом.

Цели и задачи экологического воспитания

Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:

Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:

  1. Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
  2. Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
  3. Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.

Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.

Экологическое воспитание дошкольников

Прививать любовь к природе важно с детства. Первые 7 лет жизни человека – период становления личности. В этом возрасте закладывается мировоззрение и отношение к окружающему миру.

Обязанность старшего поколения – научить гуманному отношению к животным, птицам, насекомым, растениям дошкольника.

На современном этапе исследования доказали, что легче заложить основы экокультуры в раннем детстве.

Экологическое воспитание младших школьников

В начальной школе детей знакомят с окружающим миром, приводят примеры неблагополучия в природе, исходящего от деятельности человека. По мнению психологов, повысить интерес к природе и экологическим проблемам в современном обществе нужно, работая по трем направлениям:

  1. Развивать эмоциональные качества ребенка: чувство восторга, удивления, сопереживания, положительные ощущения к объектам природы, правильное поведение.
  2. Создавать условия для реализации накопленных знаний. Дать возможность продемонстрировать экологическое сознание во внеклассной работе.
  3. Давать знания, соответствующие возрасту.


Все составляющие воздействуют взаимосвязанно при комплексном подходе. У ребенка в начальной школе не сформированы интересы и убеждения. Задача преподавателя – развить экокультуру, научить нести ответственность за все живое на планете, заботится об окружающей среде.

Формы экологического воспитания

Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях. От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.

Уроки

Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:

  1. Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
  2. Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
  3. Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.

Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.

Тематические мероприятия

Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.

Походы и экскурсии

Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.


В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.

Труд

В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.

Методы экологического воспитания

Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.

Наглядные методы

Включают в себя:

  1. Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
  2. Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.

Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии.

Практические методы

Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:

  • моделирование;
  • эксперименты;
  • тематические игры.

Практика создает общее представление о природных объектах.

Словесные методы

Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.

Экологическое воспитание в семье

Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.

Родители должны понимать, что принуждать ребенка к определенным правилам поведения нельзя, если они сами им не соответствуют. Воспитывать экологическую культуру нужно в первую очередь у себя.

Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:

  1. На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой. Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
  2. Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
  3. Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
  4. Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.


Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок.

Смысл проблемы

Дети должны понимать, что нельзя срывать цветы, мучить кошек, разрушать муравейники, разорять гнезда.

Роль взрослых – внушить любовь ко всем проявлениям природы.

Проблема экологического воспитания имеет глубокий смысл. Это воспитание не личности, а целого поколения, которое обеспечит себе и своим детям безопасное существование в гармонии с природой.

Взрослому человеку проще ориентироваться в цифрах и показателях. Поэтому, если он узнает, что с 1980 загрязнённость мирового океана пластиком выросла в 10 раз, то ему будет понятно: экология родной планеты находится в опасности.

Отделять и выбрасывать

Один из главных и полезных навыков для детей - научиться сортировать отходы. Сегодня, это очень актуально: в городах уже стали привычным контейнеры для сбора пластика, стекла, макулатуры. Дома можно организовать упрощённую модель этого процесса. Для этого нужно сделать несколько видов коробок или корзинок, куда ребёнок будет складывать мусор по видам отходов: отдельная коробка для бумаги, отдельная - для пищевых отходов, ещё несколько - для батареек, пластика и железа. Так дети научатся быть ответственными за производимые отходы и правильно распределять их, а не выкидывать в общую корзину.

Многоразовый предмет

Чтобы не покупать каждый раз целлофановые пакеты и пластиковые бутылки, а, соответственно не увеличивать их количество среди всех отходов планеты, можно приобрести многоразовые сумки и бутылки. Сегодня авоськи снова входят в моду, да и любая тряпичная сумка с интересным рисунком, любимым цветом порадует ребёнка. Кроме того, он почувствует себя ответственным и взрослым, ведь будет знать, что у него есть своя сумка для походов по магазинам. С бутылками - та же история: можно приобрести стеклянную или алюминиевую, чтобы у маленького человека была своя личная ёмкость для прогулок. При этом необходимо напоминать ребёнку, что такой выбор вещей помогает уменьшить количество мусора, а, соответственно - сохранить окружающую природу.

Учить беречь природу с детства - задача взрослых. Фото: Пресс-служба Правительства Оренбургской области

Пластиковый домик

Учиться правильно утилизировать отходы - тоже необходимо! К примеру, бумагу можно сжечь и использовать как удобрение на дачном участке. Пластиковые пакеты и бутылки вполне подойдут для многократного использования: с одним и тем же уже купленным пакетом можно ходить в магазин, а в бутылку можно налить воду или сок и отправиться на прогулку или в школу. Но самый увлекательный способ утилизации мусора - это создание из отходов чего-то полезного. К примеру, из пластиковой упаковки или пакетов «тетрапак» можно сделать кормушку для птиц. Опасный для окружающей среды материал не придётся выкидывать, а птицы получат свой собственный «пункт питания» - всё на пользу природе!

Кроме всех перечисленных способов можно проводить с детьми субботники, собирать макулатуру, сажать деревья, кормить рыбок и птиц. Главное - научить ребёнка общаться с природой и наглядно показать ему, как правильно о ней заботиться. Для наглядности родителям и учителям пригодятся комиксы «Экоуроки АиФ», которые также содержатся в проекте и видеоуроки, который можно найти на сайте «АиФ Оренбург». Разговаривать с детьми об экологии - это очень просто!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то