Про союз воинствующих безбожников российской федерации. Современные проблемы науки и образования Союз воинствующих безбожников российской федерации

Когда-то в далекие 1920-е изпробирок совдеповского правительства был выведен мерзейший вирус под названием СВБ - союз воинствующих безбожников. Их задачей было выкорчевать из душ людей Веру в Бога и на освободившемся месте посеять новую веру в новых богов - а именно в дело марксизма-ленинизма-сталинизма-коммунизм а и КПСС. И они вырывали, топтали, жгли и резали по живому и сеяли новые ценности. Хотя официальнобыла провозглашена «свобода вероисповедования».

Мои школьные годы прошли в перестроечные 80-е, но даже и тогда в школах нам вдалбливалось безбожие, а в единственную на весь район церковь ходить было нельзя - исключат из пионеров, комсомола, морально обольют помоями нашкольной линейке. А для этого сами учителя дежурили по праздникам возле храма…

Прошло немного времени, сменилась власть, сменилась идеология, и внезапно все бывшие хулители и гонители всех разновидностей религий и духовных культур стали их ревностными блюстителями. С таким же фанатизмомбывшие атеисты вдруг уверовали. Они же не виноваты - просто «время такая была»! Сейчас «время другая», а верноподданнический фанатизм остался. Вот его и переформатировали.

Напомню как это начиналось. Приведу несколько строчек из воспоминаний нашего земляка Виктора Ивановича Туровцева. Кстати, рекомендую к прочтению - http://www.proza.ru/2006/03/17-295

Данные выборки из произведения относятся к периоду 1920-30-х годов...

Часть I

Союз воинствующих безбожников в структуре государства

Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода.

СВБ вырос из общества друзей газеты «Безбожник» (сокращенно ОДГБ). Он был организован в апреле 1925 года на учредительном съезде под названием Союза безбожников. Впоследствии этот съезд стал именоваться 1-м съездом Союза. На 2-м съезде в июле 1929 г. название было усилено, отныне он стал называться Союзом воинствующих безбожников. Рост организации обеспечивался государственной и партийной властью СССР. Деятельность Союза также проводилась во взаимодействии с многими наркоматами и учреждениями СССР. Однако периоды быстрого управляемого роста Союза иногда сменялись периодами чисток и сокращений. Далее в данной работе будет подробно рассмотрено взаимодействие организации безбожников с высшим руководством СССР и ключевыми ведомствами, а также проанализированы некоторые важнейшие документы и свидетельства такого взаимодействия.

СВБ в советской культуре и обществе

Деятельность Союза оставила множество следов или рубцов на теле и Церкви, и страны. Главными следами конечно же стали разрушенные храмы и монастыри и вытравленная из народа вера. Но остались следы и в географических названиях на карте. Так, например, до сих пор в Кировской области существует поселок Безбожник с крупной железнодорожной станцией. Также поселки с названием Безбожник имеются в ряде других областей России: в Гордеевском районе Брянской обл., в Сосковском районе Орловской обл., в Алатырском районе Чувашии и в Чечерском районе Гомельской области в Белоруссии. Пока о переименовании упомянутых поселков, ничего не сообщалось. И лишь недавно, в 2009 году, в поселок Луч был переименован бывший поселок Безбожник Новоусманского района Воронежской обл. Пока это было первым переименованием таких поселков в России. Кроме того в честь главы СВБ Емельяна Ярославского была названа «Емельяновской» шахта Кузбасского угольного бассейна, а также целый геологический пласт угля. И если шахта в настоящее время уже выработана, то сам пласт еще далек от истощения, а время от времени в эксплуатацию вводятся новые лавы этого пласта. Таким образом значительная часть знаменитого кузбасского угля добывается под именем главы богоборческой организации.

Связь Союза безбожников с советской культурой при внимательном рассмотрении оказывается гораздо более глубокой, чем это может оказаться при первом взгляде. Активно взаимодействовали с СВБ такие прославленные деятели советской культуры, как Максим Горький, Владимир Маяковский и Демьян Бедный. Все трое не только были делегатами и докладчиками на 2-м съезде СВБ, но и поддерживали рабочие связи с руководством Союза. Постоянным автором газеты «Безбожник» в 20-е годы был и В. И. Лебедев-Кумач, впоследствии написавший песню «Вставай страна огромная» по традиционной версии ее происхождения. Таким образом, общепризнанный гимн Великой Отечественной вышел из под пера активиста-безбожника. Хотя, следует оговориться, что В. И. Лебедев-Кумач был постоянным автором газеты и журнала «Безбожник» до того, как к нему пришла слава. Его антирелигиозные произведения публиковались в конце 1920-х годов, а в середине и конце 1930-х он уже не писал для «Безбожника». Но в это время журнал публиковал антирелигиозные стихи другого, чуть менее известного автора, Бориса Ковынева. В каждом номере журнала до июньского за 1941 год обязательно помещались его издевательские стихи или стихотворные подписи к таким же издевательским плакатам о церкви, религии, Боге, духовенстве. А когда началась война, то в последнюю неделю июня 1941 года, сидя в той же самой редакции журнала «Безбожник», Борис Ковынев напишет всем известные слова песни:

Двадцать второго июня
ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
что началась война.

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев (поэт, участвовавший в написании режиссуры фильма «Броненосец Потемкин»), С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов (автор труда «Нравы русского духовенства», недавно переизданного Невзоровым), А. Григорович, Д"Актиль (автор текста «Марш конников Буденного» и не менее пропагандистской, но потом забытой «Принимай нас, Суоми-красавица»), И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор. Многие известные художники советского агитационного плаката времен войны сотрудничали в издательстве безбожнической пропаганды, например Моор (Дмитрий Орлов) и Черемных. Таким обрзом сразу для нескольких советских деятелей культуры редакция «Безбожника» стала своего рода «путевкой в жизнь». При этом «Безбожник» установил некоторое взаимодействие редакций с журналом «Крокодил», когда многие писатели, поэты и художники сотрудничали одновременно в двух изданиях.

Влияние Союза Безбожников на советскую культуру не является основным направлением данного исследования, поэтому здесь мы ограничимся лишь немногим упомянутым, надеясь, что когда-то и эта тема будет более глубоко исследована в науке.

Пропагандистская, издательская и хозяйственная деятельность СВБ

СВБ неуклонно рос численно, однако иногда встречающиеся цифры в 10 млн.членов надо считать необоснованными и определенно завышенными, ведь на весну 1941 года в составе союза было чуть больше 3 млн. человек. 28 марта 1941 года Емельян Ярославский сделал доклад на Всесоюзном совещании работников антирелигиозных музеев в Москве. Доклад был опубликован в майском номере журнала «Антирелигиозник» за 1941 год и стал своего рода последним отчетом главы безбожников перед войной. Вот какие цифры сообщил руководитель СВБ. Количество ячеек организации на 1 января 1941 года выросло до 115,5 тыс., количество членов — до 2 млн. 992 тыс. Антирелигиозных курсов в организациях СВБ (кроме трех, в том числе ленинградской) было 662 на 1940 год, их слушателей — 10968. Число кружков достигло 9698 с числом участников 71 982 человека. 1 Организация старалась увеличить охват и вовлеченность в свою деятельность, но профессиональных лекторов-пропагандистов не хватало, и потому союз требовал от своих первичных организаций, чтобы они проводили так называемые встречи-читки антирелигиозных журналов и литературы со своими членами. За 1940 год было проведено всей организацией 239 тыс. лекций, а число слушателей превысило 10,77 млн. Социальный состав Союза на начало 1940 года был следующим: 50% рабочие, 46% беспартийные, 20% женщины. 2 Впечатляет статистика антирелигиозных изданий тех лет. Ярославский в своем докладе упоминает, что основной поставщик книг союза — Государственное антирелигиозное издательство (ГАИЗ) за 1928-1940 годы выпустило 1832 названия антирелигиозной литературы с общим тиражом в 140,2 млн. экземпляров. Общее число печатных типографских листов составило 302 млн. Для того, чтобы представить сколько это, стоит лишь принять во внимание, что книга в 100 листов или 200 страниц имеет толщину примерно в 1 см. Тогда 302 млн. листов — это пачка высотой 3 млн. сантиметров или 30 км. Однако это только одно издательство. Глава СВБ высказывал предположение, что если учесть издательскую деятельность республиканских и областных организаций безбожников на основе местных типографий, то общая цифра оценивалась в 400 млн. печатных типографских листов. В плане на 1941 год у союза стоял выпуск журналов «Антирелигиозник» и «Безбожник» (по 12 номеров каждый) с общим тиражом за год в 2,22 млн. экземпляров и 52 номера газеты «Безбожник» с общим тиражом в 3,64 млн. В плане антирелигиозного издательства на 1941 год стояло также 40 названий агитмассовой литературы с тиражом в 2,64 млн.

Примечательно, что после войны и после переформирования СВБ в «Общество по распространению научных знаний» при Сталине тиражи атеистической литературы выросли еще сильнее. При этом Церковь ни разу не получила разрешения напечатать Новый Завет. Первый советский тираж Нового Завета в 50 тыс. пошел в печать лишь в 1956 году. Совет по делам религий разрешил лишь печать ограниченным тиражом календаря, Журнала Московской Патриархии и нескольких богослужебных брошюр. Однако тиражи антирелигиозной литературы только увеличивались. Согласно отчетам Общества распространения политических и научных знаний (впоследствии общество «Знание»), то есть правопреемника СВБ, тиражи антирелигиозной литературы достигли в 1948 году 18,9 млн., а в 1949 году 26,7 млн. экземпляров. Это цифры совершенно несравнимые с несколькими тысячами экземпляров календарей и единственного церковного журнала. Организация-правопреемник Союза воинствующих безбожников, таким образом, только наращивала свою работу, но делала это уже несколько более культурно. Однако это было уже позже, а нам следует вернуться во время активной работы Союза безбожников. Вся деятельность по чтению лекций, организации антирелигиозных музеев и изданию атеистических книг не приносила прибыли. За счет чего же она осуществлялась? Рассмотрим этот аспект деятельности Союза.

Государственное финансирование СВБ

Общественная организация обычно существует за счет взносов участников. Так бывает тогда, когда она независима от государства. Это могут быть как обязательные членские взносы, так и добровольные пожертвования. Что касается добровольных пожертвований на антирелигиозную борьбу, то свидетельств таких случаев в периодике СВБ мне встретить не удалось. Возможно, что «пожертвования неверующих» были, но даже в выступлениях и статьях руководителей о таком способе финансирования деятельности безбожников упоминаний нет вообще. Членские взносы в СВБ составляли: вступительный 1 руб. и раз в квартал — 50 коп. Таким образом в год рядовой безбожник должен был платить всего 2 руб. Если вспомнить, что на май 1941 года численность СВБ составляла 3 млн. человек, то годовой доход от членских взносов можно оценить в 6 млн. руб., а ежемесячный — в 500 тыс. руб. Но это в теории. А на практике сбор даже таких членских взносов представлял большую трудность. В своей речи на пленуме ЦК СВБ Ярославский сетовал: «Из года в год взимается лишь одна четверть или одна треть членских взносов» 3 . Журнал «Антирелигиозник» не побоялся сообщить читателям об этой проблеме. Перед войной средняя зарплата рабочего ленинградского завода составляла 300-400 руб. в месяц, поэтому неуплата членских взносов (50 коп. в квартал) характеризует на мой взгляд низкую заинтересованность рядовых участников. Ведь материальная нагрузка не может быть оправданием неуплаты при такой мизерной сумме. Однако систематический недобор членских взносов означает, что в действительности бюджет СВБ получал в месяц не 500 тыс. руб., но лишь треть или даже четверть от этой суммы, то есть 125-170 тыс. руб. В масштабах всесоюзной организации это ничтожная сумма. Ее могло хватить лишь на малую долю расходов организации безбожников. Конечно же, внушительное количество антирелигиозных музеев, лекторов и авторов предполагали гораздо большее финансирование и очевидно, что это было государственное финансирование. Оценочно членские взносы СВБ должны были занимать лишь несколько процентов расходов организации безбожников. Все остальное направлялось сверху.

С вопросом финансирования СВБ тесно связан и острый кризис организации, наметившийся летом 1935 года, и «чистка» ее. К этому времени за государственный счет существовали отделы безбожников не только в республиканских, областных и краевых центрах, но и в районах. Районные советы безбожников должны были координировать многочисленные первичные организации, но на деле все оказалось по-другому. Как правило, указанное в отчетах число членов организации существовало лишь на бумаге. Это была фикция для отчетов партийным начальникам. А большинство безбожников не только не платило членских взносов, но и не делало ничего. И тогда 5 августа 1935 года последовало решение Совнаркома об упразднении платного аппарата районных отделов СВБ. Отныне они должны были существовать за свой счет или добровольно. Но чуда не произошло и деятельность организации сразу утихла. Новое же возрождение работы СВБ пошло с конца 1936 года, а предыдущие провалы были списаны на козни врагов народа. Вот что говорил Ярославский в отчете на пленуме СВБ в феврале 1940 г. «Вражеская агентура в организациях СВБ подменяла терпеливую и настойчивую антирелигиозную пропаганду поверхностной и вредной шумихой, разговорами о том, что религии в СССР уже нет и что антирелигиозная пропаганда — пройденный этап. Враги народа, засевшие во многих организациях СВБ, стремились разгонять квалифицированные антирелигиозные кадры, дискредитировать Союз безбожников, извращать партийную линию в вопросах религии, подменяя антирелигиозную пропаганду мерами административной борьбы с религий.» 8 Так были репрессированы и расстреляны активисты безбожников Лукачевский, Маторин, Поспелов и Погиберидзе.

Взаимодействие СВБ и НКВД

Со дня основания Союза наметилось его тесное взаимодействие с репрессивными органами государства. По стране нарастали гонения на Православную Церковь и все другие религиозные организации. Позже, в 1937-38 годах гонения переросли в почти повсеместное уничтожение религии. И сеть СВБ стала большим осведомительским и организационным помощником НКВД. Эта тесная связь СВБ и НКВД осуществлялась через нескольких лиц, которые хорошо уже известны в истории РПЦ 20-го столетия. Это в первую очередь Тучков и Карпов. Их деятельность достаточно подробно описывалась во многих научных работах, однако мы вынуждены подчеркнуть некоторую неполноту описания. Попробуем внести необходимые дополнения.

С первых лет работы Союза безбожников в нем стал работать известный по житиям многих новомучеников российских человек — Евгений Александрович Тучков. Тучков был знаком большинству иерархов Церкви в 20-е годы, как один из основных ее гонителей. Тучков работал в центральном аппарате НКВД. Это уже общеизвестно. Но важно дополнить, что он совмещал эту работу с руководящими постами в СВБ. Так, например, на 1-м съезде СВБ в 1929 году он был избран в Центральный совет СВБ и сразу же в Исполком СВБ. В Исполкоме СВБ Тучков входил в коллегию иностранного отдела и коллегию антисектантского отдела, как это следует из решений Центрального Совета СВБ, прошедшего после окончания съезда. Хотя цели и задачи этих отделов не прописаны в доступных для исследования источниках, но скорее всего по делам иностранного отдела Тучков должен был курировать борьбу против религии за границей, как в среде эмигрантов, так и в других странах. По линии антисектантского отдела Тучков должен был предположительно получать сведения о деятельности различного рода незарегистрированных религиозных групп для репрессий против них. Густая сеть безбожников должна была быть надежной сетью осведомителей. Скорее всего подобная деятельность представителя НКВД в СВБ была активной и эффективной, ведь его роль росла. В 1939 году Тучков стал уже ответственным секретарем Центрального совета безбожников. В этой должности он значился до 1947 года, когда СВБ был присоединен к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (будущее общество «Знание»). Вместе со всем СВБ в соответствии с постановлением Сталина Тучков был переведен в это новообразованное общество.

С совмещением Тучковым двух работ (НКВД и Союз воинствующих безбожников) связана еще одна очень важная страница сталинской политики по отношению к Церкви. Мы можем увидеть это с помощью подробного биографического справочника «Кто руководил НКВД: 1934 — 1941 гг.» (авторы-составители Н.В.Петров и К.В.Скоркин) и справочника «Лубянка: ВЧК—ОГПУ—НКВД—НКГБ—МГБ—МВД—КГБ, 1917—1960» (составители А.И.Кокурин, Н.В.Петров). Авторы-составители справочников досконально изучили всю организационную структуру органов безопасности и биографии должностных лиц тех лет. Эти данные дают нам интересные дополнительные сведения о тесном взаимодействии СВБ с НКВД.

Долгие годы центральный аппарат госбезопасности имел в своем ведомстве отдел или управление, ответственное за борьбу с антисоветскими организациями. Это был секретно-политический отдел, или СПО. Секретно-политический отдел был в числе самых главных отделов наряду с контрразведывательным, особым и иностранным. Большая часть дел по различным антисоветским организациям, иногда действительным, но гораздо чаще мнимым, фабриковалась именно в этом секретно-политическом отделе. Занимался он так называемыми церковными или вообще религиозными антисоветскими группами. Когда мы читаем жития святых новомучеников, то весьма часто мы можем узнать, как тот или иной архиерей или священнослужитель был обвинен в принадлежности к антисоветской церковной организации и осужден. Когда иерарх, священник, монах или мирянин обвинялся в принадлежности к антисоветской организации, он был в сфере ответственности Секретно-политического отдела. В отделе имелось 3-е отделение. Во главе 3-го отделения секретно-политического отдела стоял Евгений Александрович Тучков. Это отделение специализировалось на борьбе против церкви. К концу 30-х годов большая часть церквей уже была закрыта, а священники — репрессированы. И тогда, в 1939 году, Тучков стал ответственным секретарем Союза воинствующих безбожников, а пост руководителя отделения в 3-м отделе НКВД он оставил. Кто же вскоре после Тучкова стал руководителем церковного отделения секретно-политического отдела? Ответ на этот вопрос неожиданный, но очень важный для понимания сталинской политики в отношении церкви. Преемником Тучкова стал Карпов, будущий председатель Совета по делам РПЦ. В биографии Карпова мы можем прочесть, что он в 1939-1941 годах занимал пост начальника отделения 2-го отдела ГУГБ НКВД СССР, а затем в феврале-июне 1941 года заместителя начальника 3-го отдела 3-го Управления НКГБ СССР. Справочник Кокурина и Петрова однозначно сообщает нам, что и 2-й отдел ГУГБ НКВД СССР в 1939-1941 годах, и 3-е управление НКГБ СССР в феврале — июне 1941 года — это секретно-политическая линия. Справочник приводит таблицу переименований отделов и управлений в ведомствах госбезопасности и переименования отделов и управлений секретно-политической линии совпадают с биографией Карпова. Таким образом, Карпов оказывается заместителем отделения и даже начальником отделения там, где до того начальником был Тучков. Вспоминаются слова митрополита Сергия (Страгородского), сказанные Сталину на встрече 4 сентября 1943 года. Тогда митрополит, узнав о назначении Карпова главой Совета о делам РПЦ и недоуменно глядя на Карпова, произнес: «Он же из гонителей наших». На это Сталин цинично ответил: «Правильно, партия приказывала товарищу Карпову быть гонителем, он исполнял волю партии. А теперь мы ему поручим стать вашим охранителем». 4 Мы видим, что слова митрополита значат очень многое. О многом говорит и сталинское назначение. Карпов не просто из гонителей церкви. Он наследник Тучкова и он из организаторов гонений на церковь. Или еще точнее, он начальник того отделения госбезопасности, что занималось уничтожением церкви. Он главный исполнитель казни. Он главный палач церкви.

Сталин мог бы в сентябре 1943 года назначить на должность председателя Совета по делам РПЦ кого угодно, но он назначил именно профессионального наследника Тучкова. Это говорит о многом, но только не о мягкости Сталина по отношению к Церкви. Это еще раз подтверждает, что НКВД и СВБ были тесно связаны и часто были представлены одними и теми же лицами. И хотя Карпов не входил в руководство СВБ, но мы видим, что вся система воздействия на РПЦ МП осталась прежней. Раньше это были партийные и советские органы, НКВД и СВБ, а с сентября 1943 года вместо замершего СВБ это был уже Комитет по делам РПЦ. Изменились лишь указания сверху. А лица все те же...

После назначения председателем Комитета по делам РПЦ Карпов остался на работе в госбезопасности. Биография полковника Карпова сообщает нам, что он был начальником 5-го отдела 2-го Управления НКГБ-МГБ СССР (май 1943-май 1946) и начальником отдела «О» МГБ СССР (май 1946 — август 1947), а в 1945 году получил звание генерал-майора госбезопасности. Справочник Кокурина и Петрова говорит нам: «с 14 апреля 1943 г. — функции бывшего 3 управления НКВД СССР были переданы во 2 управление НКГБ СССР». 5 И мы видим, что по биографии Карпов остался начальником 5-го отдела того самого Секретно-политического 2-го управления. Он продолжал оставаться главным борцом против антисоветских организаций в сфере религии. А значит, именно под его контролем шли массовые репрессии против духовенства на бывших оккупированных территориях. В конце 1940-х годов в лагерях НКВД и тюрьмах в заключении находилось около трех тысяч лиц в священном сане только православного и униатского исповеданий. И при этом генерал-майор Карпов одновременно и вел репрессии против Церкви, и занимал кресло председателя Комитета по делам РПЦ, имитируя заботу партии и правительства о нуждах Московского патриархата. А его предшественник и учитель Тучков в это же время работал в организации — правопреемнике Союза безбожников. Воистину, «кадры решают все».

Совмещая должности председателя Комитета по делам РПЦ и начальника отделения в секретно-политическом отделе КГБ, Карпов продолжал и процесс закрытия храмов. Об этих мероприятиях Карпов докладывал лично Сталину. Имеется несколько его докладов о закрытии храмов. Так, например, доклад от 24 ноября 1949 года, где председатель комитета отчитывается о выполнении постановлений Совета народных комиссаров от 1 декабря 1944 года о закрытии церквей, открытых ранее на оккупированных территориях.

Карпов занимал в эти годы очень важное положение в госбезопасности. Стоит только перечислить его непосредственных начальников, чтобы понять, как высоко находился председатель комитета по делам РПЦ в органах безопасности. Во главе Секретно-политического отдела в те годы стояли попеременно Кобулов (29.09.38-29.07.39), будущий замминистра Внутренних дел, затем Серов И.А. (29.07.39-02.09.39), будущий замнаркома Внутренних дел с 31.07.1941, а впоследствии председатель КГБ в 1954-1958 годах и Федотов (04.09.39-26.02.41), в 1946-1947 годах замминистра госбезопасности. Таким образом, Карпов подчинялся как непосредственным начальникам лицам, занявшим в дальнейшем пост не меньше, чем замминистра. Это говорит о важности работы Карпова и о его значении в то время.

Примечательна еще одна особенность биографии Карпова. Перед тем, как быть назначенным на место уходящего Тучкова в центральный аппарат НКВД, Карпов был в 1938-1939 годах начальником Псковского райотдела НКВД Ленинградской области. В те годы еще не существовало Псковской области, и Псковская земля входила в Ленинградскую область, как отдельный район. И во главе НКВД в будущей области был ни кто иной, как лично Карпов. Это было в 1938-39 годах. Это был пик репрессий, и Карпов тогда был главным палачом Псковской земли.

Многие знают о Псковской миссии на оккупированных территориях. Существуют уже не только глубокие исторические исследования, посвященные ей, но даже художественный фильм. В нем мы видим духовенство, направляющееся из Латвии в Псковскую область для служения на оккупированной территории в разоренных богоборцами храмах. Может возникнуть вопрос: почему именно в Псковскую область? Почему не в Белоруссию? Почему не в Смоленскую область, где в 1941 году, в оккупации, уцелевшие священники пытались найти архиерея, чтобы наладить церковную жизнь и восполнить нехватку духовенства? К сожалению, ответ на этот вопрос несложен. Псковская земля была больше других областей и районов СССР разорена антирелигиозной политикой. Именно поэтому на Псковской земле к лету 1941 не осталось духовенства, и именно поэтому появилась Псковская миссия. Если в других областях еще оставались отдельные открытые храмы или очень небольшое количество духовенства нелегального или престарелого, то на земле Псковской была пустыня. И теперь мы знаем кто виновник этого. Мы знаем, кто был исполнителем уничтожения Церкви на Псковщине. Это будущий сталинский доверенный человек, будущий председатель комитета по делам РПЦ Карпов. Труднее найти более циничное и издевательское назначение, чем нашел Сталин.

Биография Карпова свидетельствует, что еще раньше, в 1936-38 годах, он был начальником Секретно-политического отдела НКВД Ленинградской области. Это было время самых массовых репрессий, и Секретно-политический отдел вел великое множество дел различных мнимых антисоветских организаций. Их придумывали и фабриковали в большом количестве, и во главе разработки всех антисоветских организаций Ленинграда и области стоял именно Карпов. Он ликвидировал далеко не только троцкистов. Огромное число обычных невинных людей дополнялось служителями церквей. IX том Книги памяти жертв политических репрессий «Ленинградский мартиролог» приводит данные о погибших 2 тыс. священников только за период 1937-38 годов в Ленинградской области. Значительная часть уничтоженного духовенства по Ленинграду и области шли через отдел Карпова. Слова митрополита Сергия (Страгородского) о Карпове «он же из гонителей наших» -- это недоумение измученного архиерея и просто человека, знавшего правду. Но репрессивная машина иногда поглощала и своих. Примечательно, что как раз в дни, когда Карпов руководил отделом СПО НКВД Ленинградской области, под репрессии попало руководство Ленинградского отдела СВБ. И бывшее доверенное лицо Ярославского, руководители ленинградских безбожников Дулов и Моторин, были расстреляны вместе с гонимым духовенством.

С иском против него выступил советский полковник-пенсионер, председатель правления Союза общественных организаций ветеранов военной службы и других силовых структур Свердловской области "Защитники Отечества" Николай Рябчевский. Он обвинил священника в том, что тот сравнил Ленина с Гитлером. Рябчевский требует публичных извинений от протоиерея и реакции Церкви на это сравнение, требует, чтобы протоиерей принёс ему и другим гражданам извинения через "Православную газету" и на телеканале "Союз", требует признать высказывания священника возбуждающими ненависть и вражду между гражданами России, указать руководству Екатеринбургской епархии на необходимость соблюдения положений статьи 14 Конституции, запугивает настоятеля возможностью уголовного преследования. Требует, требует, требует...

Вообще процессы над православным духовенством по политическим мотивам восходят к деятельности самого Ленина, о чести и достоинстве которого так печётся истец. Что же так возмутило тов. Рябчевского? Возмутили его вот эти слова отца настоятеля, с которыми он обратился к пастве во время воскресной проповеди: "Как вы считаете, нам стоит так усердно бороться за то, чтобы имена всех советских деятелей канули в Лету и историческая справедливость восторжествовала? А почему бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Это же, по сути, одно и то же — Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды », которые причинили столько страданий, горя, крови... Они — как две стороны одной монеты ".

Вот это-то и привело в "праведный" гнев тов. Рябчевского, и он в лучших традициях "Союза безбожников" Губельмана (Ярославского) настрочил на пастыря донос, простите, иск, в котором указал:

Такая оценка Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову)... должностным лицом, настоятелем местной православной религиозной организации, облачённым в высокий духовный сан ПРОТОИРЕЙ, порочит мои честь и достоинство, поскольку вся моя сознательная жизнь проходила под благотворным влиянием политики и практики Владимира Ильича Ленина, разработанного им учения о строительстве социализма. Советская власть, рождённая по ленинскому учению, открыла мне, сыну брянского крестьянина из Клетнянских лесов, дорогу в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Когда в мире запахло войной, призванный в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) Советской Армии, по велению ленинской коммунистической партии, стал профессиональным военным, обеспечивая в течение 30-ти лет безопасность Советского Государства и мирный труд советского народа. При этом благодаря советской власти, рождённой ЛЕНИНЫМ, получил блестящее образование в двух военно-академических вузах ".

И так далее в том же духе, как он колоски собирал да в пионерском галстуке ходил. Правда, здесь непонятно, а тов. Рябчевский является прихожанином Русской Православной Церкви? Если да, то его любовь к главному её гонителю, по приказу которого расстреливали священников и верующих, глумились над святыми мощами, является по меньшей мере странной. А если Рябчевский не является православным, а, скорее всего, это именно так, потому что не будет православный человек настоятеля храма называть "должностным лицом, облачённым в высокий духовный сан", то какое ему дело, о чём говорит священник на проповеди, или о чём пишет православная пресса? Вот коммунисты различных мастей и оттенков на своих сайтах такое несут и про Церковь, и про её святых, особенно про святого Царя-Мученика, что если на каждый их "чих" иски подавать, то только в суде жить и останется. Но дело сейчас не в этом.

Не сомневаемся, что полковник Советской армии Н. П. Рябчевский прожил трудную достойную жизнь и что он благодарен той власти, которая, как он считает, ему эту жизнь обеспечила. Но только, помимо Вас, тов. Рябчевский, были миллионы детей священников, дворян, рабочих, крестьян, врачей, учителей, которым Ленин и его банда жизнь искалечили и загубили, причём последнее в буквальном смысле слова. Да, кстати, и про детей "батраков" это сказочка для слабоумных. Сколько их, простых русских мужиков, загубил Ленин, а потом и его верный ученик Сталин во время продразвёрстки, голода в Поволжье, коллективизации?

Почитайте, что писали вашему кумиру рабочие и крестьяне подсоветской России. Вот письмо простого рабочего, написанное сразу после того, как Ленин отдал немцам огромные территории европейской России. Заметьте, пишет не монархист, не черносотенец, а почти большевик:

Товарищу В. И. Ленину, Председателю Совета Народных Комиссаров! Скажу кратко. Сначала я верил в тебя, ибо ты обещал хорошее для нас — настоящий мир, хлеб и свободу. Я думал, что ты не погубишь родину. Но вместо обещанного продал Россию, хлеба не дал. Будь же ты трижды проклят и знай, что волна народной мести дойдёт до тебя, и погибнешь ты, погубивший Россию. Будь же ещё раз ты проклят, ибо скоро начну голодать, ибо ты продал Россию немцам и заливаешь страну братскою кровью под предводительством немецких офицеров. Проклинаю тебя и всех с тобою товарищей по Совету захватчиков и изменников родной страны ".

А вот что писал Ильичу в декабре 1918 г. русский мужик, добровольно вступивший в Красную гвардию: "Здравствуй, великий предводитель российского пролетариата, тов. Ленин. Знаешь ли ты, сидя в своём гнезде, в Московском Кремле, окружённый зубчатыми стенами, ведает ли твоё умное чело, как поживает твой подвластный народ? Знаешь ли ты, что говорит твой свободный народ? Он говорит: «Господи, доколе ты будешь немилосерд за наши великие прегрешения, смилуйся и помилуй». Он говорит: «Вот настало времечко, поневоле вспоминаешь старую власть, нам при ней жилось хорошо, а теперь нам дали свободу, да такую свободу: нас называют свободными гражданами, берут у нас последнюю лошадь, корову, последний кусок хлеба, и ты ни слова не говори за свой пот, за свои слёзы, а если сказал — тут тебе и пуля в лоб, и спроса нет, жаловаться некому»".

На сходку придёшь — много не говори, держи язык за зубами, на то свобода. Теперь моё слово к тебе, кровожадный зверь. Ты вторгся в ряды революции и не дал собраться Учредительному собранию. Ты обманул народ, обещая ему полную свободу, землю. Ты говорил: долой тюрьмы, долой расстрелы, долой солдатство, пусть будут наёмные, обеспеченные кругом. Ты обещал золотые горы и райское житьё, но где всё это? Народ почувствовал революцию, ему вздохнулось легко, ему разрешили собираться, говорить про что угодно, не боясь ничего. Но вот являешься ты, кровопийца.

И что же? Ты отнял у народа свободу и теперь лицемеришь под словом «свобода» вместо того, чтобы из тюрем сделать школы. Тюрьмы полны невинными жертвами. Вместо того, чтобы запретить расстрелы, ты устроил террор, и десятки сотен народа беспощадно расстреливаются ежедневно. Ты остановил промышленность, этим сделал рабочих голодными, разул и раздел народ, запретил вольную торговлю, и народ сидит без всего, сидит без рубашки, без сапог. Но час расправы близок. Народ тайком готовит своё оружие и с нетерпением ждёт белых, чтоб вместе с ними вешать всех кровопийц советской власти. Крепись, исчадие ада, тебя проклинает весь народ " .

Ленин - друг или враг русского народа?

Совершеннолетние (свыше 18 лет) члены семей лишенцев также не имели права голоса. В 1927 г. не имели права голоса уже 3 038 739 человек (4,27% избирателей). "Лишенцы" лишались права проживать в Москве и Ленинграде, а также вернуться в то место, где они были арестованы. Формально "лишенцам" вернули права только в 1936 г. в связи с "великой" сталинской конституцией, но на деле сделать карьеру в советском государстве выходцам из этих слоев было очень трудно до 70-х годов ХХ в., а по некоторым направлениям — вплоть до краха СССР.

Вам, тов. Рябчевский, это ничего не напоминает? Да-да, ту самую нацистскую Германию, с её лишением в правах всех "не граждан" и евреев. Сегодня подобной "люстрацией" занимаются полуфашистские режимы на Украине, в Латвии и Эстонии, где русские подвергаются разным "люстрациям" только потому, что они — русские. Основатель всех этих русофобских государств — всё тот же Ленин. Это он создал "Украинскую державу", включив в неё исконные казачьи русские земли.

Не надо, тов. Рябчевский, прикрывать своё стремление оправдать злодея Ленина великим подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне, к которой этот самый Ленин не имеет никакого отношения. Даже его верный ученик Иосиф Сталин сказал в 1945 г.: "Ну вот и без Ленина обошлись ". Сравнивать СССР и нацистскую Германию во время Великой войны — исторически безграмотно и кощунственно. У нас с гитлеровским рейхом были разные стратегические цели: нам нужно было отстоять свою Родину, Россию, с её вековой историей и Верой, а для нацистов — уничтожить Россию навсегда как духовно-нравственную альтернативу их новому мировому порядку.

Мы, наследники православного Третьего Рима, сокрушили оккультный Третий рейх. Никакой коммунизм и тем более Ленин, желавший во время Первой мировой войны поражения своему правительству, здесь не при чём. Мы выиграли Великую Отечественную войну не под лозунгами "За власть советов", или "Да здравствует мировая революция", не под звуки "Интернационала", а с именами русских православных святых, при восстановленном патриаршестве, под "Славься" Глинки. Да и Сталин быстро поспешил забыть, что он — генеральный секретарь ВКП(б) и превратился в генералиссимуса в белом кителе и золотыми погонами, напоминавшего народному сознанию образ Самодержца.

Не нужно путать членов Коммунистической партии, героически воевавших за нашу Родину наравне с беспартийными и верующими, и лидеров большевиков, устроивших в России кровавую революцию, организовавших гражданскую войну и бросивших нашу армию и народ неподготовленными в пасть нацистскому зверю. Нацизм осужден Международным Нюренбергским трибуналом. Большевизм, по совершенно нелепым причинам, подобного пока избежал. Но это обязательно произойдёт, причём, в отличие от Нюрнберга, этот приговор будет вынесен самим нашим народом и обществом.

Нюрнбергский процесс. Фото: www.globallookpress.com

До тех пор, пока мы не назовём организаторов красного террора и гражданской войны виновными в преступлениях против человечности, мы никогда не достигнем нравственного очищения. Расказачивание, закапывание заживо казаков, казачек, в том числе беременных, казачат, институт заложничества, пытки и садизм в ЧК, травля крестьян химическим оружием в Тамбове, организованный голод в Поволжье, массовые расстрелы мирного населения, разорение храмов, поругание икон и мощей, убийство духовенства всех религий навсегда должны быть названы геноцидом.

Мне уже приходилось об этом писать, но здесь придётся повторить. Гитлер, Муссолини есть результат свержения и кризиса монархической христианской государственности в Европе. По своей сути нацизм и фашизм были революционны и враждебны буржуазному обществу. В этом усматривается его безусловное родство с большевизмом. Но популярное сравнение Гитлера со Сталиным некорректно. Оно справедливо лишь в том отношении, что они оба были тоталитарными диктаторами, культ личности которых в 30-х — 40-х гг. лежал в основе идеологии как Германии, так и СССР. Но Сталин не был основателем большевизма, он был соратником, учеником Ленина.

Гитлер же позиционировал себя главным организатором нацистской революции. В этом плане он имел гораздо больше общего с Лениным и Троцким, хотя и объявлял себя их смертельным врагом. Но, как и Ленин, Гитлер был богоборцем и социалистом. На Первомай 1927 г. фюрер заявил: "Мы — социалисты, мы — враги экономической системы капитализма ". Правда, при этом он подчёркивал: "Мы ничего не имеем общего с марксистским социализмом, марксизм против частной собственности, а настоящий социализм — нет" . Гитлер утверждал, что если бы марксизм отбросил "все бредовые идеи о демократии" и "социализации" банков и заводов, то он стал бы национал-социализмом. То есть в остальном Гитлер не отвергал социалистические и марксистские идеи.

Призывы к поражению России в войне с Германией и призыв к гражданской войне :

"... нельзя великороссам «защищать отечество » иначе, чем желая поражения во всякой войне царизму"; "неверен лозунг «мира», лозунгом должно быть превращения национальной войны в гражданскую войну "; "наименьшим злом было бы поражение царской монархии и её войск ". . Сентябрь-декабрь 1914 г.

Фото: www.globallookpress.com

Призывы к расправам с инакомыслящими и просто "врагами народа":

"Никакой пощады этим врагам народа, врагам социализма, врагам трудящихся. Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам... с ними надо расправляться при малейшем нарушении... В одном месте посадят в тюрьму... В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их по отбытии карцера жёлтыми билетами... В четвёртом — расстреляют на месте... Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт... ". 24-27 декабря 1917 г.

О беспощадном терроре против духовенства :

Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города ". 9 августа 1918 г.

Призывы к бессудным расстрелам:

"... Надо напрячь все силы, составить тройку диктаторов (Вас, Маркина и др.), навести тотчас массовый террор, расстрелять и вывезти сотни проституток, спаивающих солдат, бывших офицеров и т. п. Ни минуты промедления... Надо действовать вовсю: массовые обыски ". Ленин. 9 августа 1918 г. .

Призывы к массовым убийствам мирного населения и взятию заложников:

"В Пензу. 11/VIII-1918 г. Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам.

Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решит[ельный] бой » с кулачьём. Образец надо дать.

  1. Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.
  2. Опубликовать их имена.
  3. Отнять у них весь хлеб.
  4. Назначить заложников, согласно вчерашней телеграмме.

Сделать так, чтобы на сотни вёрст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков.

Телеграфируйте получение и исполнение. Ваш Ленин." .

Приказы о массовых расстрелах верующих, не приходящих на работу из-за празднования дня Святителя Николая Чудотворца :

" ... мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы»" Декабрь (не ранее 23-го) 1919 г.

Отрицание общечеловеческой нравственности :

"В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала её буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога... Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов... Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем" 2 октября 1920 г.

Указание о использовании голода для массовых убийств православного духовенства:

"19 марта 1922 года, строго секретно. Просьба ни в коем случае копий не снимать. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны!) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаться перед подавлением какого угодно сопротивления. Изъяв церковные ценности, мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Жестокости надо осуществлять самым энергичным образом и в самый кратчайший срок. Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы ни о каком сопротивлении они не смели и думать..." .

По поводу заключения Брестского мира: "Мы защищаем не великодержавность — от России ничего не осталось, кроме Великороссии, — и даже не национальные интересы. Мы утверждаем интересы мирового социализма, что выше интересов национальных, выше интересов государства" .

Эти преступные приказы и высказывания можно продолжать ещё очень долго — никакой статьи не хватит. Тов. Рябчевский может сам проверить, если захочет, насколько они соответствуют нормам международного и российского права, насколько они подпадают под действия статьи о геноциде. Но Рябчевский этого делать не будет, ибо для него Ленин не историческое лицо, а божок, которому надо поклоняться. Этому божку на местах взорванных православных храмов и в алтарях осквернённых устанавливались бронзовые идолы. Его тело было превращено в лжемощи, которые до сих пор лежат в центре столицы Святой Руси.

Чем дальше от нас уходит ленинская эпоха, тем больше она обрастает всевозможными легендами и мифами. Один из величайших злодеев, которого когда-либо знало человечество, усилиями его современных адептов вновь превращается в глазах непросвещённого населения в "великого вождя". КПРФ, другие левые организации и партии носят к капищу, где лежит его мумия, цветы и венки, проводят посвящения в пионеры. До сих пор в некоторых государственных учреждениях можно увидеть его изображения советских времён. Ленин, словно джинн, был выпущен из бутылки всем предшествующим периодом богоборчества. Его прообраз мы можем разглядеть в Якове Моле, Кромвеле, Стеньке Разине, Радищеве, Бабёфе, Фурье, Робеспьере, Бакунине, Пестеле, Ишутине, Чернышевском и Нечаеве.

Ленин как мыслитель есть реализация наяву снов Веры Павловны из "Что делать?" столь им любимого Чернышевского, помноженные на марксистский цитатник. За всем обществом социализма стоит великая человеческая гордыня, безумная идея построения Царства Божия на земле. Естественно, что во всех этих мечтах реальной России не было места. Социалисты собирались путём революции перенести эту "отсталую и тёмную" страну в светлый социалистический рай, отбросив при этом всё, что считалось ими пережитками прошлого и что на самом деле составляло душу русского народа. Обличал эту идеологию и Ф. М. Достоевский, говоря, что людям, подобным Чернышевскому, ненавистно всё, "что есть в России чуть-чуть самобытного, они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру

это "чужой", вторгшийся и захвативший Россию, так же как Гитлер захватил и поработил Германию. Отличие нас от Германии заключается в том, что мы смогли "переварить" коммунизм, преодолеть его. Русский народ никогда не принял ленинского мышления, не стал топливом "мировой революции", о чём так мечтал "вождь" мирового пролетариата. Мы в лучших своих сыновьях и дочерях остались верными Христу Спасителю, иногда даже неосознанно. Именно поэтому пришлось Сталину обращаться за помощью к Церкви и призывать имена русских святых, именно поэтому Горбачёву пришлось капитулировать перед Церковью, дав ей полную свободу. В Германии это не произошло, и если бы русская армия не вошла в мае 1945 года в Берлин, то Гитлер и его наследники продолжали управлять ею, а заодно и покорной Европой, которая на самом деле вовсе не была такой уж антинацистской. Один только поклонник фюрера Кнут Гамсун чего стоит.

Сравнение Ленина и Гитлера как кровавых основателей человеконенавистнических теорий, где "врагами народа" объявлялись целые сословные или национальные группы и сообщества, вполне исторично, хотя сегодня и вряд ли актуально. Но ведь отец Евгений не имел в виду проведение исторического анализа их деятельности. Более того, в проповеди он упоминал не только Ленина и Гитлера. Он говорил об опасности увековечивания зла, об опасности называния улиц и городов именами террористов, так как это завтра может привести к возвеличиванию террористов сегодняшних. Об этом Общество исторического просвещения "Двуглавый орёл" не устаёт повторять почти каждый день. Если вы признаете память Ивана Каляева или Степана Халтурина, то ждите, что найдутся люди, которые будут восхищаться Шамилем Басаевым или арабским фанатиком-исламистом. Об этом и предупреждал в своей проповеди отец Евгений.

Тов. Рябчевскому следовало бы задуматься над словами батюшки, но вместо этого он прибегнул к простому и самому доступному для ленинцев способу: написал донос, простите, иск. Написал не от того, что может исторически опровергнуть то, что сказал священник, а от того, что оскорбили его божка Ленина. Конечно, у нас свобода совести закреплена в конституции, и человек может верить любым "богам". Одни верят в "бога Кузю", другие в "летающего макаронного монстра", третьи в Ленина. Как говорится, на здоровье.

Но вот нападать на наше православное духовенство под надуманным предлогом, фактическим подслушав и исказив проповедь священника, это уже факт борьбы с Церковью Христовой, чему посвятил свою жизнь Ленин. В отношении Церкви иск Н. Рябчевского это, безусловно, провокация. Скорее даже не его, а стоящими и использующими этого пожилого уже человека в своих целях силами. Теми силами, которые отлично понимают, что КПРФ стремительно превращается в партию лузеров, что она даже не может избрать в качестве своего претендента на должность президента страны никого, кроме беспартийного богача с непонятными заграничными счетами.

Коммунизм как политическое явление находится в агонии. Но именно поэтому его представителям нужны скандалы и провокации. Иск Рябчевского — одна из них. Но провокаторы должны понимать, что в ответ на их иски могут последовать другие, десятки, сотни исков потомков тех, у кого Ленин и его последователи отняли имущество, заморили голодом, расстреляли, повесили, заживо закопали. Опасное это дело, война исков. Да и кому она нужна, кроме смутьянов и душевнобольных?

Мы же, являясь Церковью Христовой, священники и миряне, должны стать твёрдо в поддержку отца Евгения Попиченко, памятуя, что, если смалодушничаем сегодня, смиримся с попытками оправдать палача русского народа Ленина, это в то время, когда никакая судебная инстанция не стала в защиту чести и достоинства святого Царя-Мученика Николая II, то завтра ленинские адепты поставят вопрос о защите "чести и достоинства" царя Ирода, за которого молиться, как известно, и Богородица не велит.

Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 6898

Латышев А.Г. Указ. соч. С. 156; (РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 12176).

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 309, 311, 313.

Известия ЦК КПСС, 1990 г. №4.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 341-342.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах., - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985. Т. XVIII-XXX. С. 210.

Статья из Википедии.
Вы можете улучшить статью, исправив и дописав ее.

Сою́з вои́нствующих безбо́жников (ранее - Союз безбожников ; Общество друзей газеты «Безбожник» ) - добровольная общественная организация в СССР, основанная в 1925 году , ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях.

По мнению историка Игоря Курляндского, "Союз являлся квази-общественной организацией, так как безукоризненно выполнял указания партийно-государственных стркутур,контролировавших все стороны его работы,а также кадровый состав, получал финансирование от государства, действовалв русле партийных директив и определяемого ими политического курса" .

История возникновения

Членская книжка СВБ СССР

Решающую роль в возникновении Союза воинствующих безбожников сыграла издававшаяся с 1922 года газета «Безбожник». Вокруг неё быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ).

I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.

11-15 июня 1929 года в Москве проходит II съезд Союза безбожников, который собрал 1200 делегатов (среди них были 109 крестьян, 264 рабочих, 575 служащих и учащихся). Присутствовали также приглашенные делегации Интернационала пролетарских свободомыслящих (ИПС) из Германии, Австрии, Бельгии, Франции и др. С речами на съезде выступили Бухарин, Луначарский, Максим Горький , Демьян Бедный, Владимир Маяковский . Съезд переименовал организацию в «Союз воинствующих безбожников», а также утвердил новую редакцию Устава СВБ СССР. На съезде произошло оформление детского безбожного движения в организацию Юных воинствующих безбожников (ЮВБ СССР).

Деятельность

Группа колхозников коммуны «Обобществлённый труд» - участников антирелигиозного движения

Союз воинствующих безбожников сразу же развернул большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы, а также ряда периодических изданий (газета «Безбожник», журналы «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие, выходившие на различных языках народов СССР). Значительное количество литературы выходило в свет в издательстве «Безбожник», впоследствии Государственном издательстве антирелигиозной литературы (ГАИЗ).

Активность проявляли первичные организации СВБ на заводах, фабриках, в колхозах, учебных заведениях. Число ячеек СВБ достигло к 1940 году 96 000, а число членов союза - по разным данным, от 2,5 до 6 миллионов человек. Серьёзное внимание уделялось подготовке атеистических кадров. Были открыты специальные курсы (очные и заочные) для подготовки пропагандистов научного атеизма. Проводилась работа по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов. В тесном сотрудничестве с СВБ действовало «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК; 1927-1932), пропагандирующее «огненное погребение», преобразованное в 1932 г. во Всероссийское кремационное общество.

В СВБ активно сотрудничали видные деятели Коммунистической партии - К. Крупская, А. Луначарский, П. Красиков, И. Скворцов-Степанов, Бухарин и другие. Во главе СВБ все годы стоял Емельян Ярославский .

Ликвидация

После начала Великой Отечественной Войны и изменения государственной политики в отношении религии, СВБ прекратил свою деятельность. Последний номер «Безбожника» вышел в июле 1941 года. СВБ был официально распущен в 1947 году; его функции перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (общество «Знание»). Туда же были переданы и все материальные средства СВБ. Костяк специалистов по научно-атеистической пропаганде в новом обществе составили «те старые кадры, которые назывались раньше безбожниками» .

Сотрудники

В газетах и журналах, издаваемых СВБ, публиковались Н. Н. Асеев, С. А. Басов-Верхоянцев, А. И. Безыменский, Ф. Березовский, Ф. Благов, А. Волжский, Е. Грекулов, А. Григорович, Д’Актиль, И. Евдокимов, С. Зайцев, П. Замойский, В. И. Лебедев-Кумач, Н. Москвин, Л. Никулин, О. Л. д’Ор, М. Поликарпов, М. Праскунин, А. Пришелец, Г. Рыклин, М. Слободской, Н. Тихомиров, Б. Флит, Н. Шебуев.

Союз воинствующих безбожников (часть V)

Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях.

Великая Отечественная война и закат Союза воинствующих безбожников

Интересным представляются изменения, произошедшие в деятельности Союза воинствующих безбожников и его лидера Ярославского после начала Великой Отечественной войны. Всем известно, что СВБ приостановил свою деятельность с первых дней войны. Но причины этого нередко описываются с ошибками. Как мы уже видели, почти все финансирование работы организации шло из государственного или республиканских и областных бюджетов. Поэтому загадка прекращения активной антирелигиозной агитации с началом войны предельно проста. Она никак не связана ни с какими специальными идеологическими решениями власти или Сталина лично. Еще нелепее звучит предположение о каком-то покаянии Сталина. Ничего подобного. Причина прекращения антирелигиозной агитации состоит в том, что с 22 июня 1941 года государство уже не могло тратить такие огромные средства на пропаганду безбожия. Как только прекратилось финансирование, так сразу в тот же день прекратилась и антирелигиозная агитация. И деньги, и типографские мощности, и бумага, и труд самих рядовых безбожников и функционеров среднего звена переключились на оборонные цели. И это было разумно. Но не следует утверждать, что прекращение антирелигиозной агитации объяснялось исключительно прекращением финансирования. Кроме него произошла и огромная психологическая переоценка, но не в сторону примирения с религией, а в сторону признания этого вопроса несвоевременным и ненужным в тяжелое военное время. Об антирелигиозной агитации просто забыли мгновенно и повсеместно. Кроме того многие были мобилизованы. А оставшиеся так сказать воевали в тылу на идеологическом фронте.

Для понимания особенностей военной перестройки безбожников следует уяснить еще один важный идеологический и пропагандистский аспект. До войны иногда в статьях безбожников проскакивали заявления и невзначай закладывалось в читателей убеждение, что враги Советского государства обязательно религиозны, в то время как все друзья и единомышленники обязательно атеисты. Нельзя сказать, что это было четкой политикой. Все-таки даже в журналах «Безбожник» и «Антирелигиозник» не додумывались до того, чтобы представить противостояние СССР и всего остального мира, как четкое противостояние атеизма и религии. На это лишь осторожно намекалось. Так было лишь потенциально, в будущем, но не в действительности, так предполагалось в идеологии, но не в жизни.

Все-таки даже руководители пропаганды безбожия понимали, что значительная часть рядового состава Красной армии — люди религиозные. Сразу записывать их в стан тайных врагов считалось неразумным. Поэтому фронт антирелигиозной войны считался проходившим не по границам СССР, а по сердцам и умам людей. На самом деле так и было в действительности. Поэтому безбожники даже до войны старались не представлять предполагаемую будущую войну в простом топорном виде «фашисты-христиане против советских атеистов». Тем более после начала войны эта топорная схема не применялась никогда, даже в самые первые дни. Более того, подчеркивать атеизм стало даже опасным. Стало даже несвоевременным применять словосочетание «фашистский крест» (до войны это выражение широко применялось) из опасения неудобной ассоциации с христианским крестом. Ведь такая ассоциация могла оттолкнуть или смутить, как земляков-христиан, так и союзников. Поэтому стала безболезненно применяться фраза «фашистская свастика». Однако после войны словосочетание «фашистский крест» снова было взято на вооружение.

Стремительность переориентации СВБ на оборонные цели лучше всего характеризуется таким примером. Уже 23 июня 1941 года в издательстве «Правда» в Москве была подписана к печати брошюра карманного формата за авторством Ярославского под названием «Великая Отечественная война советского народа». Чуть больше суток прошло с выступления по радио Молотова с извещением о начале войны (12 часов дня 22 июня), а текст брошюры Ярославского был уже написан с упоминанием речи Молотова, прошел корректуру и подписан к печати. В брошюре Ярославского нет уже ни единого слова о религии и безбожии. Все мысли только о самой войне и необходимости объединения всего народа «под знаменем Ленина — Сталина» для защиты «завоеваний революции». Еще накануне Ярославский должен был обрабатывать огромный материал воинственно-атеистического характера, готовить миллионные тиражи безбожной литературы, руководить огромной сетью областных организаций воинствующих безбожников, их музеев и лекториев. И вдруг водночасье все это становилось уже неважным и несвоевременным. Об этом уже не стоит и упоминать. И этот стиль будет сопутствовать Ярославскому до самой его смерти 4 декабря 1943 года. В первый день войны 22 июня 1941 года Ярославский просто не мог успеть получить никаких инструкций, все произошло самой собой. Подобным образом поступил 22 июня и его противник митрополит Сергий (Страгородский). Узнав о начале войны, он написал известное обращение, конечно же, не ожидая и не получая разрешений или инструкций сверху. Для предвоенного времени такое поведение было совершенно нехарактерным явлением. За такое обычно лишались свободы и даже жизни. Но день 22 июня полностью изменил психологию всех.

В нашей как светской, так и церковной истории принято подчеркивать тот факт, что в речи по радио 3 июля 1941 года Сталин вспомнил Александра Невского, Дмитрия Донского и Суворова. Стало уже привычным делать выводы о том, что произошло якобы сильное изменение коммунистической идеологии, что тем самым якобы были забыты принципы марксизма-ленинизма и взята на вооружение патриотическая идеология. Появились даже радикальные гипотезы, что Сталин якобы взял эти сравнения из обращения митр. Сергия (Страгородского) от 22 июня 1941 года. Ведь митрополит Сергий раньше Сталина упомянул этих прославленных воинов России, как воодушевляющее начало. Но на самом деле никакого подобного сталинского заимствования из митр. Сергия не было и быть не могло. Не было и никакого изменения идеологии с революционной на патриотическую. И доказательством этого является как раз упомянутая статья главного безбожника страны Советов Емельяна Ярославского, написанная также 22 июня и подписанная в печать 23 июня.

В ней также упоминается Александр Невский, победа на Чудском озере и обобщенно другие примеры героизма русского народа в истории. Митрополит Сергий и антирелигиозник Ярославский уж точно не сговаривались в день 22 июня, когда оба писали свои обращения, но оба призывали Александра Невского. И Сталин не позаимствовал этот образ ни от митр. Сергия, ни от главного безбожника Ярославского. При этом в выступлении главного безбожника страны также не было никакого отклонения от генеральной линии партии. Никакого отхода от революционной идеологии. Ярославский приводит цитату Карла Маркса, симпатии которого были однозначно на стороне русских в битве на Чудском озере. Глава безбожников призывает и признает патриотизм в качестве мобилизационной силы трудового народа. В другой своей работе, посвященной взгляду Карла Маркса на историю России, Ярославский по-своему убедительно показывает, что с точки зрения самого строгого марксизма-ленинизма победы Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Петра Первого и даже Кутузова являлись прогрессивными и служившими делу трудового народа в то время, как их противники несли явное реакционное начало. И такой подход был полностью основан на цитатах Маркса и Энгельса. Для основоположников марксизма это было несомненно. Даже Троцкий, верный классическому марксизму, так считал.

Для последователей ленинизма и воинствующих безбожников излом, когда армия старой Российской Империи из несущей прогрессивные победы с их точки зрения, превратилась во враждебную и реакционную силу, наступил после 1812 года и перед 1825 годом. До того Суворов и Кутузов — положительные герои и борцы против европейского империализма. После этого все русские военначальники уже подавались, как враги и душители революции.

Во время войны председатель СВБ работал руководителем пропагандистской группы ЦК. Он выступал не только по радио и в «Правде», но и в областных центрах и республиках СССР с призывами мобилизовать все силы на войну. Например, именно он был руководителем делегации ЦК партии в Донбасс в сентябре 1941 года, когда необходима была срочная эвакуация промышленности во время отступления. Для многострадального Донбасса Ярославский в те дни стал своего рода демоном-вестником поражения. А эвакуация была провалена. Интересно, что освобождение значительной части территории Донбасса, на которой сейчас ведется братоубийственная война, произошло как раз в дни встречи Сталина с тремя митрополитами 3 сентября 1943 года. Газетные сообщения о встрече в Кремле соседствуют с сообщениями об освобождении населенных пунктов Донбасса, известных из новостей 2014-2015 годов. Только война уже сейчас не с фашистами, а с братским народом.

Со времени начала войны и до своей смерти Ярославский написал достаточно много агитационных брошюр, статей и текстов выступления по радио. Например, он выступал по радио 7 ноября 1941 года. Видимо им были сказаны по радио в этот день слова, что гитлеризм на Западе «угрожает самому существованию христианства» 1 . Эти удивительные в устах безбожника слова были услышаны союзниками на Западе, повторены в нескольких крупных газетах и вызвали первые надежды на возможное изменение политики советской власти в отношении религии. Свидетельства западных союзников не сохранили уточнения кем именно в день 7 ноября 1941 года по советскому радио были сказаны такие слова, но факт того, что в тот день Ярославский выступал (в его воспоминаниях есть слова о выступлении в этот день), позволяют сделать такое предположение. Если это так, то, так сказанные слова были первым случаем, когда христианство было упомянуто им в положительном смысле. В нескольких его последующих статьях и брошюрах периода начала войны о религии нет ни слова. Опять главный безбожник просто обходит этот вопрос стороной, как неважный, ненужный и малозначащий.

В пропагандистских брошюрах «Наши силы растут и крепнут» (подписано в печать 06.04.1942), «К 25-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции» (октябрь 1942 г.), «Советы агитаторам» (подписано в печать 31.12.1942) Ярославский опять не касается религии. Лишь в последней брошюре есть малозначущее краткое упоминание о том, что в Германии придумана и вводится в обиход специальная арийская молитва о победе фашистов. С одной стороны это упоминание можно оценить, как антирелигиозное. С другой стороны Ярославский возможно уже использует этот пример, для того, чтобы фашисты воспринимались бы скорее не как христиане, а как националисты-язычники. Ведь безбожникам все равно с кем бороться, с язычниками или с христианами, зато христианам можно пытаться внушить, что он борется только с фашистами-язычниками. И, надо сказать, что в то время это был основной лейтмотив пропаганды Великобритании и США. Эти страны пытались показать себя, как защитников христианской культуры против языческого нацизма. Однако на основании одного предложения в брошюре главного безбожника нельзя строить четких выводов.

Особенно интересна в этой связи еще одна пропагандистская брошюра, подписанная в печать в апреле 1943 г. Она называется «Некоторые вопросы современного международного положения». Она представляет собой доклад главного безбожника на совещании лекторов обкомов ВКП(б). В этом докладе первый раз печатно, хотя и кратко, в его устах прозвучало положительное упоминание о христианских церквях. До этого в течение двух десятилетий в многомиллионных тиражах христианство и вообще религия подавались, как исключительное зло, вред, реакция. Двадцать лет из его уст шел концентрированный поток шельмования. Здесь же в докладе появился первый скупой абзац: «Восхищаясь борьбой Красной армии против гитлеровских орд, немало представителей не только православной, но также протестантской и католической церкви резко осуждают разбойничью практику фашистских завоевателей, выступают в защиту СССР и рассматривают Красную армию, как освободительную армию, а победу советского народа в нынешней войне, как победу справедливости». 3

Самая последняя в жизни брошюра Емельяна Ярославского была подписана в печать 15 ноября 1943 г. Это было агитационное издание «Три военные октябрьские годовщины» (изд-во «Правда»). В нем также нет никакого упоминания о религии. И это при том, что совсем недавно, в сентябре 1943 года под давлением союзников Сталин дал позволение созвать Архиерейский Собор, избрать патиарха и дать относительную и малую свободу РПЦ МП. Однако я бы не стал делать из этого такой вывод, что Ярославский намеренно замолчал этот факт или это была какая-то продуманная политика. Конечно же нет. Просто как и раньше религиозный вопрос для него и всех безбожников казался совершенно третьестепенным и незаслуживающим внимания.

Последняя статья главного безбожника в «Правде» вышла 2 декабря. Она называлась «Советская интеллигенция в Великой Отечестввенной войне». А 4 декабря 1943 года Ярославский умер. Важно подчеркнуть, что это произошло уже после выборов патриарха Сергия в Москве и приостановки гонений на религию. Интересен и акцент, с которым подавалась смерть Ярославского в советских газетах. 7 декабря 1943 года основные центральные газеты СССР вышли с траурным сообщением в черной рамке на первой странице. Сообщение гласило:

«От Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и Совет Народных Комиссаров Союза ССР с глубоким прискорбием извещают партию и всех трудящихся, что 4 декабря в 4 часа 32 минуты в Москве после продолжительной болезни скончался старейший деятель большевистской партии, пламенный пропагандист идей партии, самоотверженный борец за дело трудящихся, член ЦК ВКП(б), депутат Верховного Совета Союза ССР тов. Емельян Ярославский. Смерть тов. Ярославского, отдавшего всю славную жизнь и все свои силы на благо народа является большой утратой для партии и трудящихся Советского Союза.

Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Совет Народных Комиссаров Союза ССР». 4

Даже из этого скупого некролога можно сделать несколько выводов. Следует понимать, что и ЦК ВКП(б), и СНК СССР возглавлял тов. Сталин. Таким образом именно от лица Сталина Ярославский был назван «пламенным пропагандистом идей партии» и отдавшим «всю славную жизнь и все свои силы на благо народа» уже после выборов патр. Сергия в Москве в сентябре 1943 года. С другой стороны он не был в некрологе обозначен, как председатель СВБ, хотя он продолжал числиться таковым.

Глава безбожников был похоронен в Кремлевской стене. Символично и место его захоронения. Место захоронения его праха сейчас — рядом с могилами Сталина и Калинина. Если точно описывать расположение могил у Кремлевской стены, то на интересующем нас участке Сталин и Калинин захоронены рядом со стеной в настоящих могилах на некотором расстоянии друг от друга, а за ними в самой стене захоронены урны с прахом Потемкина (замнаркома иностранных дел и главный помощник Молотова при подписании советско-германского пакта 1939 года), Щербакова, Шапошникова, Николаевой и Ярославского. Почему он был похоронен у Кремлевской стены рядом с маршалами, народными комиссарами и другими высшими руководителями партии и правительства? Кроме поста Председателя безбожников трудно найти причину почему он был этого удостоен. Несомненно, что решение о захоронении Ярославского в Кремлевской стене принял сам Сталин в декабре 1943 года. А в 1961 году Ярославский удостоился того, что рядом с ним в могилу лег вынесенный из мавзолея Сталин.

Закрытие Союза воинствующих безбожников и новое рождение

Тесную связь СВБ с советским руководством и Сталиным показывает и последний момент жизни организации безбожников. Обычно общественная организация упраздняется по решению ее полномочного органа. Здесь же все произошло по решению самого советского вождя. При этом с моментом упразднения СВБ связано еще одно заблуждение, чрезвычайно распространенное в современных публикациях. Оно заключается в том, что этот союз считается якобы упраздненным после начала войны. На самом деле это ошибка. Союз продолжал свою деятельность, хотя и замершую, до 1947 года, когда его задачи были переданы будущему Всесоюзному обществу «Знание».

29 апреля 1947 года, когда окончательно прекратились открытия церквей на территории СССР, когда началась «холодная война» и Советский Союз уже не нуждался в создании для Запада пропагандистской картинки «свободы религии», Советом Министров СССР было учреждено Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Позже оно было переименовано во Всесоюзное общество «Знание». Подписал постановление лично председатель Совета Министров СССР И. В. Сталин. Особо важен последний пункт постановления Совмина, под которым стоит подпись самого советского вождя. Этот пункт гласит:

«10. В связи с тем, что функции Союза воинствующих безбожников по распространению научных и материалистических знаний передаются Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний, прекратить дальнейшее существование Союза воинствующих безбожников, Передать все материальные средства Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний». 5

Сразу под 10-м пунктом постановления Совмина стоит собственноручная подпись Сталина. Здесь мы опять видим, что глава Советского государства ясно высказал свое отношение к пропаганде атеизма, лично постановив передать функции Союза воинствующих безбожников новоучрежденному обществу. Мы не видим никаких указаний на изменение функций и задач Союза воинствующих безбожников. Все осталось прежним. Антирелигиозная борьба со дня этого постановления Сталина просто приняла более респектабельное и научное обличье. В наше время это общество состоит из достойных людей с достойными целями, но как мы видим, в те годы оно стало рупором антирелигиозной борьбы. Этим постановлением антирелигиозной борьбе в СССР были приданы новые силы. Но это произошло уже позже и потому выходит за рамки данного исследования. Нам же следует указать, что организация-правопреемник воинствующих безбожников приняла на свой баланс всю огромную сеть атеистических музеев, издательств, образовательных программ, лекторов и пропагандистов. Война против религии продолжилась. Она будет длиться еще 40 лет до самого праздника 1000-летия Крещения Руси.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то