Наглядный способ между живой и неживой природой. Какова связь между живой и неживой природой – схема и примеры. Объекты неживой природы примеры

Связи между неживой и живой природой

Ответы к стр. 26 — 27

  • Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ.

Живые существа не могут жить без неживой природы. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.

  • Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?

Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой.

Вопросы

1. Что относится к неживой природе, а что — к живой?

В результате долгих наблюдений за природой человек разделил все её объекты на две большие группы: живую и неживую природу. Солнце, воздух, вода, полезные ископаемые — это неживая природа. Растения, человек, животные — живая природа.

2. Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?

Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.

3. Как связаны между собой неживая и живая природа?

В природе всё связано друг с другом. Живая природа не может существовать без неживой. Солнце — источник света и тепла для всего живого на Земле. Живым существам необходимы также воздух и вода.

Все, что нас окружает: земля, воздух, вода, животные, растения — это природа. В природе существуют как живые организмы (растения, животные), так и неживые тела (горы, вода, Луна и Солнце). Одни живут, размножаются, растут и питаются, другие не изменяются тысячелетиями.

Но все они — объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности. Так, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению.

Объекты живой и неживой природы

Первыми на нашей планете появились объекты неживой природы . Под влиянием Солнца, ветра и воды горные породы постепенно превращались в почву, солнечная энергия позволила образоваться в воде первым микроорганизмам, которые постепенно учились дышать, питаться, размножаться.

Поскольку объекты неживой природы первичны, то для начала определим свойства, характерные для них.

  1. Для тел, составляющих неживую природу, характерны три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Твердые — статичны в своих формах, очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Это камни, почва, скалы, горы, ледники, айсберги, сосульки и снежинки, градины или песчинки. Жидкие не имеют определенной формы: вода, нефть, капли дождя, туман, облака. К газообразным относят воздух, воздушные массы, пары.
  2. Все объекты неживой природы не нуждаются в питании, им не нужно дышать, они не размножаются. Да, они способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне. Например, кристаллы увеличиваются, присоединяя такие же кристальные структуры. Или камень под воздействием ветра постепенно теряет свои частички, уменьшаясь в размерах.
  3. Однажды появившись на Земле, эти объекты уже никуда не исчезают, то есть тела неживой природы бессмертны. Со временем они могут переходить из одного состояния в другое, но при этом не умирают. Яркий пример — вода: зимой, от воздействия холодной температуры она становится твердой (лед), в обычное время — жидкая (вода), под жаркими лучами Солнца испаряется, превращаясь в пар.
  4. Объекты неживой природы очень устойчивы. А наиболее крупные по размерам практически не изменяются на протяжении многих тысячелетий.
  5. Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.

Живая природа возникла на нашей планете благодаря особому сочетанию условий внешней среды и особому, уникальному взаимодействию объектов неживой природы — почвы, воды, Солнца.

Главные отличительные признаки объектов живой природы — это те, которые определяют их жизненный цикл.

  1. Все живые организмы питаются и дышат.
  2. Они рождаются, растут и развиваются. Так, из семечка вырастает целое дерево, из эмбриона развивается и появляется на свет детеныш животного или человека.
  3. Объекты живой природы способны к размножению — то есть могут воспроизводить себе подобных. Так, например, гора не способна образовать такую же гору, а растение или животное находится в бесконечном цикле смены поколений.
  4. Завершив свой жизненный цикл, объекты живой природы переходят в класс объектов неживой. Опавшие листья уже не нуждаются в солнце и воде, труп животного разлагается, трансформируясь в молекулы и атомы, которые потом составят минералы и элементы почвы или воды.

Схема взаимодействия между живой и неживой природой

Схема показывает, насколько тесно связаны в нашем мире все объекты живой и неживой природы. Возьмем для примера птицу — утку. Она строит гнездо в зарослях камыша и этим связана с растениями. Она добывает пищу в воде — связь с объектом неживой природы. Ветер помогает ей летать, солнце и звезды помогают определять свой путь. Растения и микроорганизмы служат для нее пищей, солнечный свет и вода способствую росту птенцов. Уберите из этой системы хоть одну связи и сразу нарушится жизненный цикл утки.

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки .

Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологические факторы - это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия.

Классификация экологических факторов представлена на рисунке 1.

Рис.1

Подробно рассмотрим влияние абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно - это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы - совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях - их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

Температура

Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза способны выдерживать довольно низкие температуры. Колебание температуры в воде обычно меньше, чем на суше, поэтому пределы устойчивости к температуре у водных организмов хуже, чем у наземных. От температуры зависит интенсивность обмена веществ. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 0С на поверхности песка в пустыни и до - 70 0С в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от +50 до -50 0С в наземных местообитаниях и от +2 до +27 0С - в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до -200 0С, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88 0С.

Различают животные организмы:

1. с постоянной температурой тела (теплокровные);

2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

В природе температура не постоянна. Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания - зной, морозы - неблагоприятны для организмов.

Организмы с постоянной температурой тела (птицы, млекопитающие).

У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например, четырёхкамерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.

В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.

Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду.

По отношению к свету растения делят на:

1. светолюбивые - имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента - хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.

2. тенелюбивые - имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.

3. теневыносливые - растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света - фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличие от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм - это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых.

Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи - это своего рода «биологические часы», способность ощущать время.

Животные, активность которых зависит от времени суток, бывают с дневным, ночным и сумеречным образом жизни.

Влажность

Вода - это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы (количество осадков) видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью. Далее низкотравье, и при 250 мл в год - пустыня. Осадки в течение года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Например, растения и животные саванн, где интенсивность растительного покрова, а так же и интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.

В природе происходят и суточные колебания влажности воздуха, которые влияют на активность организмов. Между влажностью и температурой есть тесная связь. Температура сильнее влияет на организм при высокой или низкой влажности. У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений - развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение.

У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные - грызуны, змеи, черепахи, членистоногие - добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество, например у верблюда. В жаркое время некоторые животные - грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. Растения - эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.

По отношению к воде растения делят:

1. водные растения повышенной влажности;

2. околоводные растения, наземно-водные;

3. наземные растения;

4. растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;

5. суккуленты - сочные, накапливают воду в тканях своего тел.

По отношению к воде животных делят:

1. влаголюбивые животные;

2. промежуточная группа;

3. сухолюбивые животные.

Виды приспособленностей организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

1. теплокровность - поддержание организмом постоянной температуры тела;

2. зимняя спячка - продолжительный сон животных в зимнее время года;

3. анабиоз - временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);

4. морозостойкость - способность организмов переносить отрицательные температуры;

5. состояние покоя - приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;

6. летний покой - приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь .

Между неживой и живой природой существуют связи обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие .

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь); создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом); дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими .

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует, внутри природы и неотделим от нее .

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и т.д. .

На этом уроке мы поговорим с вами о том, что такое природа, узнаем о том, что природа бывает живой и неживой, рассмотрим отличия и свойства живой и неживой природы.

Тема: Природа

Урок: Неживая и живая природа

Рассмотрите картинку:

Рис. 1. Объекты природы

Слева расположены объекты живой природы, а справа - то, что было создано человеком. Мы можем сделать вывод, что природа - это все то, что не создано руками человека, и мы сами.

Что же у них общего? Камни, реки, озера существуют в природе давно. Гвозди, машины, велосипеды сделаны руками человека, и все это неживые предметы.

Рассмотрите картинку с изображениями живых организмов:

Рис. 2. Живые организмы

Живые организмы еще можно назвать живой природой.

Рассмотрите схему:

Рис. 3. Связь между живой и неживой природой

Стрелки на ней показывают, что живая и неживая природа тесно связаны между собой. Солнце служит источником тепла и света для живых существ. А еще живым существам необходим воздух и вода.

Чем же живая природа отличается от неживой? Вот основные признаки живой природы:

1. Все живое двигается. Например, растения поворачиваются к свету, сворачивают и разворачивают листья, раскрывают цветы;

2. Любой живой организм способен к росту и развитию. Например, из семечка вырастает дерево, из младенца - взрослый человек;

3. Живые организмы нуждаются в питании. Например, растения просят воды, а животные - пищи;

4. Живые существа размножаются.

Если растения не поливать, а животных не кормить и не ухаживать за ними, они могут погибнуть. Все живые организмы дышат, пьют воду, питаются, размножаются.

Берегите природу. Помните, что жизнь на нашей планете невозможна без природы, и человек должен беречь и охранять ее.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.

Цели:

  • развивать умение отличать живую природу от неживой природы; развивать логическое мышление;
  • познакомить со связями между живой и неживой природой, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.

– Давайте вспомним, что относится к живой природе?

(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)

– Что можно отнести к неживой природе?

(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)

– А, что обозначает пожатие рук на схеме?

– Так что же изучает экология?

(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)

– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.

III. Постановка темы и целей урока.

– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.

– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.


IV. Физкультурная пауза.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

V. Работа над новой темой.

– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?

(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)

– А ветер, к какой природе относится?

(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)

– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?

(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)

VI. Работа с учебником-тетрадью.

– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

– Что делает девочка на первой картинке?

(Ответы детей: Девочка поливает цветок)

– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?

(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)

– Какая связь между цветком и водой?

(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)

– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?

(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)

– Как они связаны между собой?

(Ответы детей: Крот живет под землей)

– Что вы видите на третьей картинке?

(Ответы детей: Медведь пьет воду)

– Какая существует связь?

(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)

– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?

(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)

– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.

VII. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!

VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.

– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)

– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.

– Что изображено на первой картинке?

(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)

– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?

(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)

– Какая связь между белочкой и растениями?

(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)

– Что изображено на второй картинке?

(Ответы детей: Корова ест траву)

– К какой природе относятся корова и трава?

(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)

– Какая связь между коровой и травой?

(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)

– Что изображено на третьей картинке?

(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)

– К какой природе относятся дятел и личинки?

(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)

– Какая связь существует здесь?

(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)

– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?

(Ответы детей: Да, можем)

– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.

(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)

– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.

IX. Итог занятия

– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?

(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)

– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?

(Ответы детей: Да, можем)

– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.

– Молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то