Стратегия оон в отношении международного терроризма. Оон и борьба с международным терроризмом. Система Организации Объединенных Наций

Настоящим толчком к активной разработке мер, направленных на борьбу с международным терроризмом, стали трагические события 11 сентября 2001 года. Кофи Аннан, занимавший во время террористических актов 11 сентября пост Генерального секретаря ООН, заявил после террористических атак, что «террористы, совершившие нападение на Соединенные Штаты 11 сентября, метили в одну страну, а ранили весь мир… Фактически это было нападение на все человечество, и все человечество кровно заинтересовано в нанесении поражения стоящим за этим силам… Никто не должен сомневаться в существующей во всем мире решимости вести борьбу с этим злом столь долго, как это может потребоваться» 1 .

К настоящему времени в основном сформировался международный правовой режим противодействия терроризму, фундаментом для которого являются разного рода документы ООН, такие как конвенции, декларации, резолюции и т. д.

Проанализировав международные документы ООН, посвященные противодействию рассматриваемой угрозе, можно сделать вывод, что в большинстве из них закреплены следующие основные принципы борьбы с терроризмом 2:

Решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от поставленных террористами целей. Терроризм - это преступление, которое всегда должно быть наказано;

Отказ от какого бы то ни было содействия террористам, соучастия в преступлении террористической направленности, подстрекательства к терроризму, пропаганды идей терроризма;

Искоренение практики двойных стандартов. Применение двойных стандартов имеет самые негативные последствия для противодействия международному терроризму. Нельзя допускать, чтобы террористы для одного государства воспринимались другим государством как борцы за свободу. Ликвидация практики двойных стандартов возможна только при совместных усилиях мирового сообщества;

Развитие тесного сотрудничества в области противодействия международному терроризму на мировой арене, которое предполагает регулярный обмен информацией о предупреждении терроризма и борьбе с ним; эффективное осуществление конвенций и заключение соглашений о взаимной правовой помощи и выдаче преступников на двусторонней, региональной и многосторонней основе; проведение разного рода практических мероприятий по обмену опытом в сфере контртеррористического противодействия на международном уровне; научно-аналитическую работу по выработке более эффективных программ борьбы с международным терроризмом, причинами его зарождения; глубокое изучение опыта различных государств по предупреждению и ликвидации терроризма для более полного представления о методах борьбы с террористической угрозой, расширения международного сотрудничества; анализ наиболее действенных национальных законодательств с целью возможного применения в других странах; обмен опытом в сфере борьбы с терроризмом средствами политико-идеологического воздействия;

Соблюдение норм международного права в деле борьбы с терроризмом. Необходимо воздерживаться от применения силы каким-либо образом, не соответствующим целям и принципам ООН, добиваться урегулирования споров мирными средствами в соответствии с принципами справедливости и международного права;

Отказ от нарушения основополагающих прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения общественной безопасности;

Защита мировых религий (прежде всего ислама) от экстремистского влияния, решительный отказ от отождествления какой-либо религии, культуры или национальности с терроризмом и насилием.

Остро стоит проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.) 3 обращена в целом к явлению терроризма и такой важной его составляющей, как обеспечение финансовой основы. О важности рассматриваемого направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом свидетельствует Резолюция 1373 (2001) 4 , принятая Советом Безопасности ООН 28 сентября 2001 года, которая среди основных мер противодействия терроризму обозначила согласованные действия мирового сообщества по пресечению его финансовых потоков. Согласно статье 8 конвенции, каждое государство в соответствии с принципами национального права принимает необходимые меры для того чтобы определить, обнаружить, заблокировать банковские счета или арестовать любые денежные средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений (входящих в сферу действия конвенции), для возможной конфискации.

Особое значение среди рассматриваемых документов имеет доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность» 5 . В нем представлено новое всеобъемлющее видение концепции коллективной безопасности в XXI веке. Одна из ключевых идей доклада заключается в том, что в результате глобализации наступила эпоха взаимной уязвимости. Ни одна страна не может отразить существующие в мире угрозы в одиночестве, и ни одна из угроз не может быть эффективно устранена до тех пор, пока не будут ликвидированы другие угрозы. Констатируется необходимость более широкой, всеобъемлющей концепции коллективной безопасности, в которой будут рассмотрены новые и старые угрозы, носящие взаимозависимый характер.

В докладе настоятельно рекомендуется выработать всеобъемлющую конвенцию о терроризме, включая четкое определение понятия «терроризм». Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам отметила существующую потребность в сведении разнообразных контртеррористических действий системы ООН к единой основе, а также в разработке всеобъемлющей, универсальной контртеррористической стратегии. Всесторонняя стратегия по борьбе с терроризмом должна учитывать факторы, способствующие распространению терроризма, усилить возможности стран в противодействии угрозе, а также основываться на верховенстве закона и защите прав и свобод человека. Группа обратилась к Организации Объединенных Наций с просьбой сыграть лидирующую роль в продвижении такой всеобъемлющей стратегии. И это впоследствии было реализовано.

Кофи Аннан, занимавший на тот момент пост Генерального секретаря ООН, выступил по итогам рекомендаций Группы высокого уровня, высказав свое видение всеобъемлющей контртеррористической стратегии. Предложенная им стратегия основывалась на пяти основных элементах: убеждение террористических группировок не прибегать к насилию; ограничение террористов в средствах для проведения атак; сведение к минимуму поддержки террористических группировок другими странами; оказание помощи в развитии возможностей стран в предотвращении терроризма; защита прав человека во время борьбы с международным терроризмом.

На сентябрьском саммите 2005 года мировые лидеры одобрили элементы стратегии, предложенные Генеральным секретарем. Они также обратились к Генеральной Ассамблее с просьбой детальнее разработать основные пункты стратегии. Кофи Аннан внес улучшения в план контртеррористической стратегии, представив на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи доклад «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии». Государства - члены ООН приняли предложенные рекомендации за основу для обсуждения. В результате 8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальную контртеррористическую стратегию в форме резолюции и изложенного в приложении к ней Плана действий 6 .

Данный документ является уникальным инструментом для создания единого фронта борьбы с терроризмом на национальном, региональном и международном уровнях. 19 сентября 2006 года ее ввели в действие на Генеральной Ассамблее. Впервые большинство стран мира согласовали общий подход в области борьбы с терроризмом, поэтому стратегия имеет столь большое значение. В основе документа лежит последовательное, однозначное и решительное осуждение государствами - членами ООН терроризма во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и для каких бы то ни было целей он ни совершался. Стратегия содержит конкретные меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, предотвращению терроризма и борьбе с ним, укреплению потенциала государств в предотвращении данной угрозы и борьбе с ней и укреплению роли системы ООН в этой области, обеспечению всеобщего уважения прав человека и поддержания законности. От государств-членов требуется сотрудничество с Организацией Объединенных Наций для выполнения положений Плана действий, в то время как юридические лица ООН должны обеспечить поддержку действий государств-членов.

В документе сказано, что терроризм не может и не должен ассоциироваться с какой-либо религией, национальностью, цивилизацией или этнической группой. Особая роль в стратегии отведена новым важным инициативам. Предполагается, что возможности биотерроризма будут минимизированы за счет создания единой, всеобъемлющей базы данных по биологическим инцидентам при уделении особого внимания улучшению систем здравоохранения государств. Для борьбы с международным терроризмом предлагается привлечь гражданское общество, региональные и субрегиональные организации, а также развивать партнерские отношения с частным сектором. Будет проведена модернизация систем пограничного и таможенного контроля и повышение защищенности проездных документов, чтобы предотвратить перемещение террористов и передвижение незаконных материалов.

7 июля 2008 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступил с докладом, содержащим глубокий анализ деятельности системы ООН по осуществлению Стратегии 7 . Пан Ги Мун выделил два способа осуществления Стратегии системой ООН. Во-первых, в департаментах, специализированных учреждениях, фондах проводится деятельность в соответствии с их планами работы как на индивидуальной основе, так и в рамках партнерств. Во-вторых, 24 подразделения системы ООН и Интерпол сотрудничают между собой через Целевую группу по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ).

В докладе приведены результаты по осуществлению четырех основных направлений деятельности в сфере борьбы с терроризмом, указанных в Стратегии, а именно мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, по предотвращению терроризма и борьбе с ним, по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы ООН в этой области, по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом.

В Стратегии говорится, что государства-члены преисполнены решимости устранить условия, способствующие распространению терроризма, посредством укрепления существующих программ в таких областях, как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение и поддержание мира. Кроме того, они намереваются уделять повышенное внимание реализации инициатив, направленных на поощрение терпимости между религиями и культурами, сокращение масштабов маргинализации уязвимых слоев населения и оказание содействия социальной интеграции. В Стратегии отмечается наличие связи между такими элементами традиционной повестки дня в области развития, как программы по сокращению масштабов нищеты, обеспечению социального развития и верховенства права и борьба против терроризма. В этом разделе Стратегии государства-члены указывают на необходимость удовлетворения потребностей жертв посредством создания национальных и региональных систем оказания помощи.

В области предпринимаемых мер по устранению условий, способствующих распространению терроризма, Генеральный секретарь сделал следующие выводы. В системе Организации Объединенных Наций проведению работы, намеченной в первом направлении деятельности, оказывают содействие Департамент по политическим вопросам, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Департамент операций по поддержанию мира, а также три рабочие группы Целевой группы: Группа по предотвращению и урегулированию конфликтов, Группа по поддержке жертв терроризма и привлечению к ним внимания общественности и Группа по борьбе с радикализацией и экстремизмом, которые приводят к возникновению терроризма.

Департамент по политическим вопросам выполняет целый ряд задач по сокращению числа ожесточенных конфликтов во всех районах мира. После принятия Стратегии он создал Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии. Этот центр, который приступил к своей деятельности в июне 2008 года, оказывает содействие правительствам Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в принятии более эффективных ответных мер в связи с существованием таких трансграничных проблем и угроз, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и организованная преступность.

В соответствии с призывом, содержащимся в Стратегии, Департамент по политическим вопросам также прилагает усилия с целью «поощрения культуры мира, справедливости и развития человека, этнической, национальной и религиозной терпимости и уважения всех религий, религиозных ценностей и убеждений или культур» 8 . В ноябре 2007 года Департамент по политическим вопросам организовал совместно с Организацией Исламская конференция и ее Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры международную конференцию на тему «Терроризм: измерения, угрозы и контрмеры». Это мероприятие было также призвано оказать содействие налаживанию более тесного сотрудничества между ООН и региональными организациями в условиях борьбы с терроризмом. В нем приняли участие более 200 политических, правительственных, религиозных и других лидеров из стран Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и Юго-Восточной Азии.

В октябре 2007 года Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) приняла среднесрочную стратегию на 2008-2013 годы, в которой деятельность по поощрению культурного разнообразия, межкультурного диалога и культуры мира была определена в качестве одной из основных тем.

Отсутствие верховенства права и благого управления также отмечены в Стратегии в качестве условий, способствующих распространению терроризма. В период после принятия Стратегии ПРООН и Департамент операций по поддержанию мира расширили масштабы своего участия в деятельности, которая проводится в этих областях. Департамент операций по поддержанию мира стремится сократить возможности, которыми располагают террористы для поддержки и обеспечения своей деятельности за счет полученных преступным путем средств в политически нестабильных условиях. Департамент решает эту задачу путем осуществления целого ряда программ, призванных обеспечить создание эффективных, справедливых и подотчетных систем уголовного правосудия, укрепление общественной безопасности и установление верховенства права.

Рабочая группа по предотвращению и урегулированию конфликтов подготовила первоначальное руководство по вопросам борьбы с терроризмом, предназначенное для посланников Генерального секретаря, специальных представителей и других миротворцев. В этом руководстве:

Рассматривается значение проблемы терроризма и мер по борьбе с ним для работы миротворцев Организации Объединенных Наций в конфликтных ситуациях;

Излагаются существующие международно-правовые и стратегические руководящие принципы по вопросам борьбы с терроризмом для сведения миротворцев Организации Объединенных Наций;

Указываются имеющие отношение к терроризму факторы, которые миротворцы Организации Объединенных Наций могут принимать во внимание при проведении мирных переговоров или заключении мирных соглашений;

Обращается внимание на последствия террористической деятельности с точки зрения безопасности миссий Организации Объединенных Наций.

Целевая группа через свою Рабочую группу по поддержке жертв терроризма и привлечению к ним внимания общественности намеревается определить меры, принимаемые с целью обеспечения солидарности с жертвами и предоставления им поддержки.

Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом подчеркнул большое значение проведения долгосрочной работы по обеспечению всеобщего уважения прав человека и осуществления правосудия в отношении жертв терроризма в качестве важного элемента деятельности по формированию обществ без терроризма.

В Стратегии признается, что террористам необходимы как средства для совершения своих нападений, так и комплекс целей. Стратегия содержит призыв к государствам-членам использовать различные меры, чтобы лишить террористов доступа к ресурсам. В ней также предлагается предпринять действия по защите особо уязвимых целей.

Относительно предпринятых мер по предотвращению терроризма и борьбе с ним Пан Ги Мун подвел следующие итоги. После принятия Стратегии система Организации Объединенных Наций оказывает поддержку работе государств-членов тремя основными способами:

Путем предоставления помощи в разработке правовых документов и руководящих принципов, определяющих стандарты мер по предотвращению;

Посредством составления реестров и баз данных, с помощью которых можно на централизованной основе собирать информацию об имеющихся ресурсах, необходимую для предотвращения террористических актов и принятия соответствующих ответных мер;

Через проведение оценки существующего потенциала государств-членов в области борьбы с терроризмом.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) также прилагает усилия с целью укрепления международно-правового режима в области борьбы с терроризмом. В соответствии с приведенными в Стратегии рекомендациями Юридический комитет ИКАО разработал два проекта конвенции о компенсации ущерба, причиненного летательными аппаратами третьим сторонам в результате совершения актов незаконного вмешательства или возникновения общих рисков. ИКАО также подготовила два договора, направленных на обновление существующих конвенций по вопросам авиационной безопасности путем рассмотрения новых и возникающих угроз, таких как использование гражданских летательных аппаратов в качестве оружия и применение биологических, химических и ядерных материалов с целью совершения нападений. ИКАО утвердила дополнительные рекомендованные руководящие принципы контроля безопасности, касающиеся проверки багажа.

Международная морская организация (ИМО) проводит деятельность по разработке международно-правовых документов и принятию стандартов с целью обеспечения защиты международных перевозок от террористических нападений, а также принимает обязательные меры по повышению безопасности на море.

Всемирный банк оказывает содействие укреплению правовых режимов путем проведения работы по трем направлениям: оценивая уровень выполнения в стране 40 рекомендаций, касающихся борьбы с отмыванием денег, и девяти специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма, принятых Финансовой оперативной группой; предоставляя странам соответствующее техническое содействие; обеспечивая разработку политики в этой области.

С июля 2007 года Управление по вопросам разоружения проводит консультации с правительственными экспертами и представителями ряда международных организаций по вопросу о сфере охвата и практической возможности разработки единой комплексной базы данных о биологических инцидентах в соответствии с содержащимся в Стратегии предложением. В апреле 2008 года управление приступило к разработке программной платформы для базы данных о биологических инцидентах
с целью создания надежного и основанного на Интернете инструмента для введения данных о биологических инцидентах.

Осуществление программы МАГАТЭ по ведению базы данных о незаконном обороте началось до принятия Стратегии, однако эта инициатива стала одним из важных факторов, способствующих ее реализации. На основе информации, содержащейся в базе данных МАГАТЭ о незаконном обороте, в рамках разработанного Интерполом проекта «Гейгер» осуществляются сбор и анализ данных о хищении радиологических материалов с целью выявления соответствующих методов и тенденций и проведения оценки степени уязвимости материалов с точки зрения возможности их похищения террористами для изготовления так называемых «грязных бомб», которые представляют собой обычные взрывные устройства, снаряженные радиологическими материалами.

Оценка потенциала заинтересованных государств-членов представляет третью категорию поддержки, которую оказывает система Организации Объединенных Наций. Контртеррористический комитет и его Исполнительный директорат играют ключевую роль в этой области. Исполнительный директорат следит от имени Комитета за осуществлением государствами-членами резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности 9 и оказывает содействие ее выполнению.

Как Международный валютный фонд (МВФ), так и Всемирный банк ведут борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В Стратегии содержится призыв к международному сообществу и, в частности, к системе Организация Объединенных Наций оказывать техническое содействие в деле выявления пробелов или недостатков, обеспечивать возможности для обмена информацией и создания сетей, которые могут способствовать налаживанию межгосударственного сотрудничества и распространению «передовых методов», а также повышать осведомленность общественности об опасности терроризма.

В докладе утверждается, что все члены Целевой группы способствовали осуществлению мер, предусмотренных в этой части Стратегии.

В Стратегии государства-члены обязались принимать меры по обеспечению уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом. Они также постановили принимать меры по борьбе с нарушениями прав человека и обеспечивать, чтобы любые решения, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам в области прав человека.

В положениях Стратегии указано, что деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности по оказанию технической поддержки в правовых и связанных с ними вопросах укрепления потенциала должна быть основана на системе уголовного правосудия, соответствующей принципам верховенства закона и прав человека.

Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом сотрудничает со многими государствами-членами, а также с Контртеррористическим комитетом и его Исполнительным директоратом в деле содействия защиты прав человека.

В заключение своего доклада Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун высказал рекомендации относительно дальнейшей работы. Он указал на то, что государства-члены проявили интерес к дальнейшей систематизации, чтобы иметь возможность обеспечивать директивные указания для Целевой группы в отношении ее работы, а также наладить более тесный обмен информацией между Целевой группой и ее членами. Генеральный секретарь отметил, что система Организации Объединенных Наций не использует в полном объеме потенциал глобальных, региональных, субрегиональных организаций и гражданского общества 10 . По мнению Пан Ги Муна, эту ситуацию необходимо исправить.

Помимо разработки правовой базы противодействия международному терроризму, в рамках ООН работает сеть организаций, в которую входят различные комитеты, департаменты, специализированные учреждения по борьбе с террористической угрозой.

Контртеррористический комитет (КТК) и его Исполнительный директорат регулируют контртеррористическую деятельность ООН.
В Контртеррористический комитет входят все 15 членов Совета Безопасности. На данные органы возложена ответственность за контроль над выполнением резолюций 1373 (2001) и 1624 (2005) Совета Безопасности 11 , а также за предоставление технической помощи странам, которые в ней нуждаются. Контртеррористический комитет принимает от стран-членов доклады о проделанной работе, проведенных мероприятиях. Проанализировав ситуацию, данный орган готовит рекомендации для стран-членов и отчеты в Совет Безопасности ООН, учитывая особенности развития каждого государства. Авторы доклада «Более безопасный мир: наша общая ответственность» считают, что Исполнительный директорат должен стать координационным центром для оказания межгосударственной военной, полицейской и пограничной помощи для укрепления национального контртеррористического потенциала.

Департаменты, программы, фонды и учреждения ООН работают как на индивидуальной, так и на совместной основе в рамках Целевой группы по осуществлению Контртеррористической стратегии (ЦГОКС). Работа Целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий, учрежденной в 2005 году Генеральным секретарем, направлена на обеспечение координирования деятельности различных подразделений системы ООН, задействованных в борьбе с терроризмом. Целевая группа составила программу работы и учредила рабочие группы для осуществления Глобальной контртеррористической стратегии. Они включают следующие аспекты борьбы с международным терроризмом:

Оказание помощи государствам - членам ООН в комплексном применении Стратегии;

Перенесение контртеррористической деятельности в сферу предотвращения конфликтов;

Предоставление форума для рассмотрения причин политического и экономического отчуждения, особенно среди молодежи;

Улучшение оценки технической помощи, снабжения и последующей деятельности;

Совершенствование координирования системы ООН в планировании ответной реакции на террористическое нападение с использованием ядерных, химических, биологических или радиоактивных материалов;

Консолидация заинтересованных лиц и партнеров в обсуждении использования Интернета в террористических целях и определении передовых средств борьбы с этим явлением;

Поиск путей соответствия международным стандартам при ведении борьбы с финансированием терроризма;

Определение наиболее эффективных способов защиты уязвимых целей, включая персонал ООН на местах, и создание механизма по обмену опытом в этом вопросе;

Помощь странам в укреплении внутреннего законодательства для защиты прав человека в соответствии с международными стандартами;

Определение нужд пострадавших во всем мире и возможностей помощи со стороны правительств.

Целевая группа развивает сотрудничество с рядом региональных и субрегиональных организаций, включая Организацию Исламская конференция (ОИК), Европейский союз (ЕС), Совет Европы (СЕ) и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Комитет, учрежденный резолюцией 1540 (2004) 12 , осуществляет контроль над нераспространением оружия массового уничтожения. Его эксперты работают над выявлением недостатков и предлагают возможные меры по предотвращению доступа негосударственных лиц к оружию массового уничтожения и его составляющих.

Специальный докладчик по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом работает в рамках Совета по правам человека и обеспечивает выявление, обмен и внедрение наиболее эффективных способов борьбы с угрозой, которые не противоречат правам человека и основным свободам. Специальный докладчик также рассматривает обвинения в нарушении прав человека, которые возможно были допущены в процессе борьбы с терроризмом.

Кроме подразделений Организации Объединенных Наций, непосредственно работающих в области предотвращения терроризма, существует множество структур, функционирующих под эгидой ООН, тесно связанных с данной сферой.

Управление ООН по наркотикам и преступности оказало содействие более 125 странам в присоединении к числу участников и применении документов, касающихся предотвращения актов терроризма и борьбы с ним. Управление предоставило правовые консультации в сфере контртеррористического законодательства более 80 странам мира. Организация разработала более десятка технических средств помощи, включая законодательные базы данных и типовое законодательство, с целью предоставить странам помощь в укреплении их правовых режимов, направленных против терроризма.

Деятельность Международного агентства по атомной энергии направлена на поддержку государств-членов. Она включает более 100 оценочных миссий с целью помочь государствам-членам определить их собственные требования по общей ядерной безопасности, а также организовать утилизацию, размещение и/или хранение приблизительно 100 высокорадиоактивных и нейтронных источников. Организация помогает государствам-членам в подготовке таможенных и пограничных служащих, поддерживает работу круглосуточной контактной сети для обеспечения сотрудничества между государствами-членами во время ядерных катастроф или радиологических чрезвычайных происшествий. Агентство также предоставляет помощь государствам-членам в выполнении текущих и будущих обязательств согласно документам, относящимся к укреплению международной платформы в сфере ядерной безопасности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) озабочена состоянием готовности учреждений здравоохранения к адекватному реагированию на все чрезвычайные ситуации международного характера в рамках Международных медико-санитарных правил. ВОЗ разработала стандарты и обеспечивает формирование биобезопасности и биозащиты для лабораторий с целью поощрения безопасного использования и хранения биологических материалов, сводя до минимума риск их нецелевого использования.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека поддерживает содействие и защиту всех прав человека, а также осуществление эффективных контртеррористических мер в качестве взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих целей. Согласно просьбам государств-членов управление предоставляет помощь и консультации по вопросам защиты прав человека и основных свобод во время борьбы с терроризмом, включая разработку антитеррористического законодательства и политики, не противоречащих правам человека.

Необходимо отметить постоянное сотрудничество ООН в области борьбы с международным терроризмом с такими организациями и межправительственными институтами, как ЕС, ОБСЕ, НАТО, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также с такими специализированными структурами, как Европол, Офшорная группа банковских инспекторов (OGBS), Финансовая оперативная группа (FATF) и т. д.

1 Аннан Кофи А. Объединимся против терроризма//http://www.un.org/russian/basic/sg/terr.html

2 Международная конвенция о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17.12.1979; Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (резолюция 49/60 Генеральной Ассамблеи от 09.12.1994); Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. (резолюция 51/210 Генеральной Ассамблеи от 17.12.1996); Международная конвенция о борьбе с бобмбовым терроризмом от 15.12.1997; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999; Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи A/Res/60/288 от 20.09.2006, и др.//www.un.org/ru/ documents/.

3 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма…

4 Резолюция 1373 (2001), Совет Безопасности ООН, S/RES/1373 (2001), 28.09.2001//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В.Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 396-398.

5 Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ООН «Более безопасный мир: наша общая ответственность». Декабрь 2004 г. A /59/ 565 + Corr. 1 //http://www.un.org/russian/securworld/report.htm

6 Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи A/Res/60/288 от 20.09.2006//www.un.org/ ru/ documents/.

7 Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации объединённых наций: деятельность системы Организации объединённых наций по осуществлению Стратегии». 07. 07. 2008//http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/62/898

9 Резолюция 1373 (2001)…

10 Доклад Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна...

11 Резолюция 1373 (2001)… Резолюция 1624 (2005), Совет Безопасности ООН, S/RES/1624 (2005), 14.09.2005//www.un.org/ russian/.../res1624.htm

12 Резолюция 1540 (2004), Совет Безопасности ООН, S/RES/1540 (2004), 28.04.2004//Борьба с международным терроризмом: сб. документов/науч. ред. В.В.Устинов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 413-415.

Бизнес, торговля и инвестиционная деятельность являются основными опорами процветания и мира. Однако во многих областях предпринимательская деятельность весьма нередко связана с серьезными негативными явлениями, такими как практика эксплуатации, коррупция, неравенство доходов, а также с барьерами, сковывающими новаторство и предпринимательство. Ответственная деловая практика ведет к росту доверия и социального капитала, способствуя широкомасштабному развитию и устойчивости рынков.

Одним из значимых мировых ориентиров в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией, т.е. корпоративной социальной ответственности, стала Международная инициатива ООН – Глобальный договор ООН (Global Compact) .

Инициатива Глобального договора была начата Генеральным Секретарем ООН Кофи Аннаном на Всемирном экономическом форуме 1999 Мировые лидеры бизнеса были приглашены присоединиться к глобальной инициативе (Глобального договора, ГД), которая соединила компании с агентствами ООН, трудовыми и общественными организациями ради поддержки десяти универсальных принципов в сферах прав человека, стандартов труда, охраны окружающей среды и противодействия коррупции. Действие Договора направлено на привлечение корпораций к решению глобальных проблем цивилизации.

Десять принципов Глобального договора из области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией пользуются всеобщим консенсусом и почерпнуты из:

  • Всеобщей декларации прав человека,
  • Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах на производстве,
  • Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию,
  • Конвенции ООН против коррупции.

Принципы Глобального договора ООН

Сфера действия Принципы
Права человека Принцип 1 Деловые круги должны поддерживать и уважать защиту провозглашенных на международном уровне прав человека.
Принцип 2 Деловые круги не должны быть причастны к нарушениям прав человека.
Трудовые отношения Принцип 3 Деловые круги должны поддерживать свободу объединения и реальное признание права на заключение коллективных договоров.
Принцип 4 Деловые круги должны выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда.
Принцип 5 Деловые круги должны выступать за полное искоренение детского труда.
Принцип 6 Деловые круги должны выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости.
Окружающая среда Принцип 7 Деловые круги должны поддерживать подход к экологическим вопросам, основанный на принципе предосторожности.
Принцип 8 Деловые круги должны предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды.
Принцип 9 Деловые круги должны содействовать развитию и распространению экологически безопасных технологий.
Противо-действие коррупции Принцип 10 Деловые круги должны противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Десять универсальных принципов Глобального договора ориентированы на воплощение практик ответственного бизнеса в сферах прав человека, стандартов труда, экологической ответственности и борьбы с коррупцией.

Глобальный договор не предусматривает обязательного надзора или строгой оценки деятельности компаний. Он базируется исключительно на добровольных инициативах бизнеса по поддержке принципов устойчивого развития, прозрачной деятельности, публичной отчетности, воплощение принципов Глобального договора в деловую стратегию, корпоративную культуру и свою повседневную деловую практику.

Таким образом, Глобальный договор является сугубо добровольной инициативой, преследующей две цели :

  1. интеграция десяти принципов в предпринимательскую деятельность в мировом масштабе;
  2. стимулирование действий в поддержку более широких целей развития ООН.

В интересах достижения этих целей Глобальный договор обеспечивает обучение и участие посредством нескольких механизмов:

  • политических диалогов,
  • обучения,
  • местных сообществ,
  • партнерских проектов.

Будучи добровольной инициативой, Глобальный договор нацелен на то, чтобы обеспечить широкое участие в нем различных групп из числа предпринимательского сообщества и других организаций, которые формируют и развивают социально-ориентированную деятельность.

Для того, чтобы присоединиться к Глобальному договору, компания направляет письмо за подписью исполнительного директора (и с одобрения Правления) на имя Генерального секретаря ООН, в котором выражается поддержка Глобального договора и его принципов.

Присоединение к Глобальному договору означает публичное заявление о своей приверженности Десяти универсальным принципам данной инициативы. Организация, берущая на себя такое обязательство, должна инициировать такие изменения в своей предпринимательской деятельности, посредством которых Глобальный договор и его принципы превратились бы в неотъемлемый элемент управленческой и предпринимательской стратегии, культуры и повседневных операций; опубликовать в своем годовом отчёте или аналогичном публичном отчёте (например, в отчёте по вопросам устойчивости) информацию о том, каким образом она поддерживает Глобальный договор и его принципы («сообщение о достигнутом прогрессе»); публично поддерживать Глобальный договор и его принципы, используя такие коммуникационные возможности, как пресс-релизы, выступления и т.п.


1. История международного сотрудничества в борьбе с терроризмом


Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась в основном за последние 30 лет. Ее можно рассматривать как следствие общих положений международного права, из которых логически вытекает противоправность терроризма, и как специальные конкретные международные соглашения антитеррористического характера .

Первую группу возглавляет Устав ООН, поставивший вне закона мирового сообщества всякое применение силы и угрозу силой в международных отношениях. Эти нормы были закреплены в уставе Нюрнбергского трибунала во время суда над главными военными преступниками Второй мировой войны.

Устав Нюрнбергского трибунала воплотил в правовые нормы принципы и идеи, которые существовали до него и должны в сфере международных отношений быть основой международной законности. Поэтому их объективное толкование логично позволяет сделать вывод, что терроризм в принципе не только несовместим с правопорядком во всех его аспектах, но и по своей сути является преступным.

Нюрнбергские принципы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1945 г. Можно указать также на Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; четыре Женевские конвенции 1949 г. и прежде всего 4-ю Конвенцию о защите гражданского населения во время войны и принятые к ней I и II Дополнительные протоколы 1977 г. (они содержат прямое указание на террористические преступления); Конвенцию 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие; Конвенцию 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, а также на два Международных пакта о правах человека 1966 г. Международные обязательства гуманитарного характера наложили на государства Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности, в частности к преступлениям против человечества .

Вторая группа международно-правовых антитеррористических норм - на глобальном уровне - создана рядом специализированных учреждений ООН (прежде всего Международной морской организацией (ИМО), Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), а также Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в 11 универсальных конвенциях и протоколах о борьбе с проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе.

Отметим Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятую 25-й сессией Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. Этот акт содержит указание о том, что «…каждое государство обязано воздерживаться от организации подстрекательства, оказания помощи или участия в террористических актах» (док. ООН А/2625/25). Известен также ряд других деклараций и пактов. Так, 9 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма (док. ООН Л/49/60). Эта Декларация имеет важное значение для борьбы с международным терроризмом, так как содержит перечень основополагающих международно-правовых документов, из которых прямо или косвенно следует классификация терроризма как преступления против человечества, в ней указывается на связь терроризма с наркобизнесом и полувоенными бандами. Последнее обстоятельство наглядно демонстрируют события в Ирландии, Испании, США, Чечне, Японии и во многих других регионах мира .

Межгосударственные акты, разработанные под эгидой ООН, создают определенную правовую основу механизмов, ориентированных в борьбе с терроризмом на практическое взаимодействие, разумеется, при готовности участников к сотрудничеству. Они содержат, в частности, обязательства пресекать террористические акты, задерживать и в предусмотренных случаях выдавать, а также наказывать лиц, виновных в их совершении, обмениваться необходимой информацией, оказывать друг другу максимальную правовую помощь. Особо подчеркнем важнейшее значение конвенционных положений по обеспечению неотвратимости наказания преступников путем утверждения так называемой универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа aut dedere aut judicare (либо выдавай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на чьей территории оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.


2. Стратегия ООН в отношении международного терроризма


2.1 Глобальная контртеррористическая стратегия ООН


В целях укрепления и усиления антитеррористической деятельности государства-члены начали в сентябре 2006 года новый этап борьбы с терроризмом, приняв глобальную контртеррористическую стратегию. Стратегия знаменует собой первый случай достижения всеми государствами - членами Организации Объединенных Наций согласия относительно общих стратегических и оперативных рамок для борьбы с терроризмом. Стратегия составляет основу конкретного плана действий: ликвидация условий, способствующих распространению терроризма; предупреждение террористической деятельности и борьба с ней; принятие мер к созданию государственного потенциала для борьбы с терроризмом; укрепление роли Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом; и обеспечение уважения прав человека в ходе этой борьбы. Стратегия зиждется на беспрецедентном согласии, достигнутом мировыми лидерами на Саммите в сентябре 2005 года относительно осуждения терроризма во всех его формах и проявлениях .

Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций была принята государствами-членами 8 сентября 2006 года. Эта стратегия - в виде резолюции и содержащегося в приложении к ней Плана действий - является уникальным глобальным документом, который укрепит национальные, региональные и международные усилия по борьбе с терроризмом. С принятием этой Стратегии было выполнено обязательство, принятое руководителями стран мира на Всемирном саммите в 2005 году; при этом Стратегия задействует многие элементы, предложенные Генеральным секретарем в его докладе от 2 мая 2006 года, озаглавленном «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии».

Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма:

продолжать укреплять и как можно лучше использовать возможности Организации Объединенных Наций в таких областях, как предотвращение конфликтов, переговоры, посредничество, примирение, судебное урегулирование, обеспечение правопорядка, поддержание мира и миростроительство, с тем, чтобы содействовать успешному предотвращению и мирному урегулированию затянувшихся неурегулированных конфликтов. Мы признаем, что мирное урегулирование таких конфликтов будет содействовать усилению глобальной борьбы против терроризма;

продолжать предпринимать под эгидой Организации Объединенных Наций инициативы и программы с целью поощрения диалога, терпимости и понимания между цивилизациями, культурами, народами и религиями и поощрять взаимное уважение и предотвращать дефамацию религии, религиозных ценностей, убеждений и культур;

поощрять культуру мира, справедливости и развития человека, этническую, национальную и религиозную терпимость и уважение всех религий, религиозных ценностей и убеждений или культур путем создания и поощрения, в зависимости от обстоятельств, программ просвещения и осведомления общественности с участием всех секторов общества;

продолжать прилагать усилия к принятию в случае необходимости и в зависимости от обстоятельств и в соответствии с обязательствами государств-членов по международному праву таких мер, которые требуются для запрещения по закону подстрекательства к совершению террористического акта или актов и недопущения такого поведения;

вновь подтвердить решимость обеспечить своевременную и полную реализацию целей и задач в области развития, согласованных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций, включая цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. Способствовать искоренению нищеты и поощрению динамичного экономического роста, устойчивого развития и глобального процветания для всех ;

стремиться к осуществлению и усилению программ развития и социальной интеграции на всех уровнях как самоцелей, признавая, что успех в этой области, особенно в вопросах, касающихся безработицы среди молодежи, может содействовать сокращению масштабов маргинализации и связанного с этим чувства отчуждения, которые подпитывают экстремизм и способствуют вербовке террористов;

рекомендовать системе Организации Объединенных Наций в целом расширить масштабы сотрудничества и помощи, которые она уже осуществляет в областях верховенства права, прав человека и благого правления, для поддержки устойчивого экономического и социального развития;

рассмотреть вопрос о том, чтобы на добровольной основе создать национальные системы помощи, которые будут учитывать потребности жертв терроризма и их семей и содействовать нормализации их жизни .. Меры по предотвращению терроризма и борьбе с ним:

воздерживаться от организации, подстрекательства, содействия, участия, финансирования, поощрения или проявления терпимости по отношению к террористическим действиям и принять надлежащие практические меры к обеспечению того, чтобы наши соответствующие территории не использовались для размещения террористических объектов или учебных лагерей и для подготовки и организации террористических актов, совершение которых будет направлено против других государств или их граждан;

полностью сотрудничать в борьбе против терроризма в соответствии с нашими обязательствами по международному праву, с тем, чтобы на основе принципа экстрадиции или уголовного преследования выявлять, отказывать в убежище и привлекать к ответственности любое лицо, которое поддерживает, оказывает содействие, участвует или пытается участвовать в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов, или предоставляет убежище;

обеспечить задержание и преследование или экстрадицию лиц, виновных в совершении террористических актов, согласно соответствующим положениям национального и международного права, в частности в области прав человека, беженского права и международного гуманитарного права;

укреплять координацию и сотрудничество между государствами в борьбе с преступностью, которая может быть связана с терроризмом, включая незаконный оборот наркотиков во всех его аспектах, незаконную торговлю оружием, контрабанду ядерных, химических, биологических, радиоактивных и других потенциально смертоносных материалов;

координации усилий, предпринимаемых на международном и региональном уровнях в целях борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях в сети Интернет;

использования сети Интернет в качестве инструмента борьбы с распространением терроризма, признавая при этом, что государствам может потребоваться помощь в этих вопросах ;

активизировать национальные усилия и двустороннее, субрегиональное, региональное и международное сотрудничество, где это уместно, для укрепления пограничного и таможенного контроля в целях предотвращения и обнаружения передвижения террористов;

рекомендовать Контртеррористическому комитету использовать, насколько это возможно, опыт, приобретенный техническими международными организациями, такими, как Международная организация гражданской авиации, Всемирная таможенная организация и Международная организация уголовной полиции;

рекомендовать Комитету, учрежденному резолюцией 1267 (1999) Совета Безопасности, продолжать работу по повышению эффективности запрета на поездки, предусмотренного режимом санкций Организации Объединенных Наций против организации «Аль-Каида», движения «Талибан» и связанных с ними лиц и организаций ;

активизировать усилия и сотрудничество на всех уровнях, где это уместно, в целях повышения степени защиты документов, удостоверяющих личность, и проездных документов при их изготовлении и выдаче, а также в целях предотвращения и выявления их подделки или противозаконного использования, признавая, что государствам может потребоваться помощь в этой деятельности;

предложить Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности разработать руководящие принципы необходимого сотрудничества и помощи в случае террористического нападения с использованием оружия массового уничтожения ;

активизировать все усилия по укреплению безопасности и защиты особо уязвимых объектов, таких, как объекты инфраструктуры и места общественного пользования, а также повысить эффективность реагирования на террористические нападения и другие бедствия, в частности в области защиты гражданского населения, признавая, что для этого государствам может потребоваться помощь.. Меры по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций в этой области:

рекомендовать государствам-членам рассмотреть вопрос о внесении добровольных взносов на цели осуществления проектов Организации Объединенных Наций по сотрудничеству и оказанию технической помощи в области борьбы с терроризмом;

рассмотреть вопрос о создании соответствующих механизмов по рационализации требований, касающихся представления докладов государств о борьбе с терроризмом ;

рекомендовать принимать меры, включая проведение регулярных неофициальных заседаний, для содействия, где это уместно, более частому обмену информацией о сотрудничестве и технической помощи между государствами-членами, подразделениями Организации Объединенных Наций, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом;

рекомендовать Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, включая его Сектор по предотвращению терроризма, расширять, оказание технической помощи государствам, по их просьбе, в целях содействия осуществлению международных конвенций и протоколов, связанных с предотвращением терроризма и борьбой с ним, а также соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций;

рекомендовать Международному валютному фонду, Всемирному банку, Управлению Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности и Международной организации уголовной полиции расширять сотрудничество с государствами, с тем, чтобы помочь им в полной мере соблюдать международные нормы и обязательства, касающиеся борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма;

рекомендовать Международному агентству по атомной энергии и Организации по запрещению химического оружия продолжать в рамках их соответствующих мандатов их усилия по оказанию государствам помощи в укреплении их потенциала по предотвращению доступа террористов к ядерным, биологическим, химическим или радиоактивным материалам;

рекомендовать Всемирной организации здравоохранения активизировать оказание ее технической помощи государствам в целях совершенствования их систем общественного здравоохранения для предотвращения террористических нападений с использованием биологического оружия и для подготовки к таким нападениям;

рекомендовать Международной морской организации, Всемирной таможенной организации и Международной организации гражданской авиации укреплять их сотрудничество и сотрудничать с государствами в целях выявления любых недостатков в области обеспечения безопасности перевозок .

2.2 Пять основных пунктов стратегии ООН в отношении международного терроризма


Содержание предложения. Защита прав человека и законности. Реализация. Постоянной заботой всех государств должна стать защита прав человека как важнейшего элемента борьбы с терроризмом. Появился новый тип террористов, которые менее всего заинтересованы в отстаивании политических идей, а сосредоточены на совершении любой ценой крупномасштабного акта возмездия против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнители надеются получить в потустороннем мире .


2.3 Защита прав человека в ходе борьбы с терроризмом


Вопрос терроризма и прав человека давно стоит в повестке дня ООН, но после нападения 11 сентября 2001 года и с ростом числа террористических актов по всему миру эта проблема стала еще более актуальной. Безоговорочно осудив терроризм и признав ответственность государств-членов за защиту от терроризма находящихся под их юрисдикцией людей, Организация Объединенных Наций определила в качестве первостепенной задачи защиту прав человека в контексте борьбы с терроризмом.

Вопросы защиты прав человека и обеспечения верховенства права в условиях борьбы с терроризмом находятся в центре Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. Государства-члены признали, что эффективные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека не являются противоречащими друг другу целями, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга. Они обязались принимать меры, направленные на пресечение нарушений прав человека, и обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые с целью борьбы с терроризмом, находились в соответствии с обязательствами по соблюдению прав человека .

Специальный докладчик, действующий под эгидой нового Совета по правам человека, занимается выявлением, распространением и поощрением передовых методов борьбы с терроризмом, обеспечивающих уважение прав человека и основных свобод. Специальный докладчик также рассматривает заявления о нарушениях прав человека в ходе борьбы с терроризмом. Он совершает поездки в отдельные страны, а также ведет переписку с более чем 40 странами по вопросам их законодательства и применяемой практики. Он регулярно представляет доклады как Совету по правам человека, так и Генеральной Ассамблее, в том числе по отдельным тематическим вопросам и результатам страновых поездок. Нынешний Специальный докладчик Бен Эммерсон был назначен 1 августа 2011 года .


2.4 Усилия Генерального секретаря ООН по борьбе с терроризмом


«Если терроризм можно сравнить с надвигающейся бурей, то международное реагирование также набирает силу… Никакие причины или недовольства не могут оправдать терроризм. Позвольте мне вновь подчеркнуть решимость Организации Объединенных Наций одержать верх над этой глобальной, трансграничной проблемой и связанным с ней стремлением причинить нам столько вреда».

Из выступления Генерального секретаря Пан Ги Муна на заседании Совета Безопасности 27 сентября 2010 года.

В результате увеличения количества актов насилия и нападений на гражданских лиц и обеспокоенности государств-членов этой угрозой, борьба с терроризмом стала одной из основных задач, поставленных Генеральным секретарем ООН за последние годы с целью обеспечения мира и безопасности. В своих заявлениях и докладах генеральные секретари последовательно осуждали любые террористические акты как неприемлемые и не имеющие оправдания, призывая все страны общим фронтом бороться с насилием и определяя систему ООН в качестве помощника государств-членов в их контртеррористической деятельности .

В июле 2005 года Генеральный секретарь учредил Целевую группу по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ), с тем чтобы обеспечить общую координацию и слаженность усилий системы Организации Объединенных Наций в борьбе с терроризмом. В рамках ЦГОКМ программы, фонды и специализированные учреждения Организации Объединенных Наций, деятельность которых связана с борьбой с терроризмом, разработали программу работы, содержащую ряд инициатив, направленных на осуществление Глобальной контртеррористической стратегии. Одним из первых конкретных и практических результатов этих совместных усилий стала публикация Генеральным секретарем 16 февраля 2007 года Онлайнового пособия по борьбе с терроризмом для государств-членов.

На семинаре по распространению информации о глобальной безопасности и терроризме, состоявшемся в Нью-Йорке 18 мая 2010 года, Генеральный секретарь подчеркнул, что цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, являются ключом к повышению глобальной безопасности во всех отношениях. Он отметил, что здоровые продуктивные люди создают здоровые продуктивные общества, которые решают свои проблемы посредством мирной дипломатии, а не путем террористических актов или войны .

Для содействия проведению 4-5 сентября 2008 года первого обзора государствами-членами хода осуществления Стратегии, Генеральный секретарь Пан Ги Мун подготовил доклад о деятельности системы ООН по осуществлению Стратегии. Генеральный секретарь также созвал 9 сентября 2008 года симпозиум по вопросу о поддержке жертв терроризма. В рамках подготовки ко второму обзору осуществления Стратегии 8 сентября 2010 года Генеральный секретарь подготовил второй доклад о деятельности системы ООН по осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии.


2.5 Контртеррористический центр Организации Объединенных Наций (КТЦООН)


В 2006 году все государства - члены Организации Объединенных Наций признали, что вопрос о создании международного центра по борьбе с терроризмом может быть рассмотрен как часть международных усилий по борьбе с терроризмом, о чем говорится в Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций .

В 2011 году благодаря добровольному взносу правительства Саудовской Аравии Секретариат Организации Объединенных Наций получил возможность приступить к созданию Контртеррористического центра Организации Объединенных Наций (КТЦООН). В том же году Генеральная Ассамблея приняла резолюцию A/RES/66/10, в которой она с удовлетворением приняла к сведению этот взнос, приветствовала создание КТЦООН в структуре Управления ЦГОКМ и призвала государства-члены сотрудничать с Центром. Работая под руководством Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и под эгидой Департамента по политическим вопросам, Центр содействует осуществлению Глобальной контртеррористической стратегии.

Центр базируется в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и сотрудничает с более чем 30 структурами ЦГОКМ, имеющими обширный опыт борьбы с терроризмом по самым различным направлениям. КТЦООН получает политическую поддержку и помощь 22 наиболее крупных в мире контртеррористических структур, которые согласились стать членами его Консультативного совета.

Задачи Центра. Осуществляя сотрудничество с рабочими группами ЦГОКМ, КТЦООН играет жизненно важную роль в усилении способности государств-членов укреплять свой потенциал в деле борьбы с терроризмом.

Стратегические приоритеты Центра:

üРазработка национальных и региональных контртеррористических стратегий.

üПоддержка усилий по оказанию комплексной помощи в создании потенциала (К-ППТ).

üПротиводействие финансированию терроризма.

üРазвитие диалога, поощрение взаимопонимания и противодействие пропаганде терроризма.

üЗащита прав человека в условиях борьбы с терроризмом.

üПоощрение и защита прав жертв терроризма.

üЗащита уязвимых объектов.

üУправление границей.

üИнтернет .


3. Обеспечение безопасности граждан России с учетом террористических угроз глобального характера


Авторитет Российской федерации в ООН всегда неизменно высок. Причем не только потому, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН со всеми вытекающими из этого статуса правами и обязанностями. Многие страны-члены ООН разделяют последовательную позицию России в защиту укрепления принципов многосторонности и обеспечения верховенства права в мировых делах, становления коллективной стратегии реагирования на новые опасные вызовы и угрозы безопасности и развитию человечества .

Выступая на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 г., министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров выразил глубокую благодарность государствам и международным организациям, проявившим солидарность с Россией, нашедшим слова участия пострадавшим от чудовищного акта террора в российском городе Беслане, протянувшим руку помощи семьям погибших в результате этого злодеяния.

Министр довел до сведения представителей мирового сообщества, что Россия сделала для себя суровые выводы относительно подлинной природы международного терроризма и того вызова, который он бросил мировому сообществу своими действиями, окончательно противопоставив себя цивилизованному человечеству .

Российское руководство намерено решительно укреплять суверенитет своего государства, единство страны, ее народа для противостояния террору, для обеспечения безопасной и достойной жизни граждан в условиях свободы и демократии.

Объявленные Президентом России меры по достижению этих целей будут осуществляться на основе Конституции страны и не через конфронтацию, а посредством равноправного диалога, взаимодействия и партнерства. При этом одним из ключевых критериев российских отношений с любым государством является готовность к честному, без двойных стандартов сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Российская Федерация на основе анализа имеющегося опыта выступает с рядом конкретных предложений и инициатив.

Террористические угрозы имеют глобальный характер, потому безопасность в современном мире неделима, следовательно, ответственность за ее обеспечение - дело коллективное. Борьба с терроризмом должна сплачивать государства, а не противопоставлять их. Задачу укрепления антитеррористической коалиции Россия считает одной из важнейших. Особого внимания требует наращивание взаимодействия спецслужб, которое должно быть поднято на качественно новый уровень доверия и координации действий.

Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной стратегии и общепринятой правовой основы. Такая основа заложена в Резолюции 1373 и других решениях Совета Безопасности ООН . Необходимо отказаться от двойных стандартов по отношению к террору. Предоставление террористам убежища подрывает единство и взаимное доверие, служит оправданием для действий террористов, фактически поощряя их на совершение преступлений в других странах

Решения ООН обязывают государства при предоставлении политического убежища изучать досье конкретной личности, не связана ли она с терроризмом. Бесчеловечность террористических актов говорит о необходимости обеспечить надежные гарантии против доступа террористов к оружию массового поражения. Россия готова к самому тесному международному партнерству в этой области.

Россия является участником Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения, соавтором Плана действий «Группы восьми» в области его нераспространения. Эти инициативы взаимно дополняют одна другую и призваны повысить их действенность

С терроризмом тесно срастается наркоторговля. Глобальный характер приобрел поток наркотиков из Афганистана. Все более неотложной становится реализация комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри этой страны и за ее пределами

Для решения проблемы борьбы с наркотиками необходимо формирование антинаркотических «поясов безопасности», разработка конкретных мер в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности .

Международные террористы не имеют ни национальности, ни религии. Напротив, именно религия и национальная культура нуждаются в защите от разрушительного воздействия экстремизма любого толка. Россия, развернутая как на Запад, так и на Восток, готова сыграть свою роль в этом процессе

Необходимы уважительный диалог между разными конфессиями и цивилизациями, объединение усилий для спасения от экстремистов памятников мировой культуры. Важно наладить сотрудничество в этой области между ООН и ее специализированными учреждениями, прежде всего ЮНЕСКО.

Россия исходит из того, что центральная роль в объединении усилий мирового сообщества в борьбе с терроризмом должна и впредь принадлежать ООН. В качестве председателя Контртеррористического комитета она намерена активно способствовать ускорению его реформы .

По инициативе России на 57-й и 58-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН были приняты резолюции о разработке под эгидой ООН глобальной политики противодействия современным вызовам и угрозам террористов. В них намечены конкретные ориентиры продвижения международного сообщества к новой модели безопасности, адекватной характеру глобальных вызовов XXI веке .


Заключение


Организация Объединенных Наций является единственным универсальным механизмом по поддержанию международного мира и глобальной безопасности, коллективному регулированию международных отношений и обеспечению устойчивого развития и стабильности.

На основе Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка, поэтому роль ООН как центра координации усилий всего мирового сообщества в борьбе с терроризмом и его пособниками будет и впредь возрастать.

В современных условиях, когда увеличивается зависимость различных стран друг от друга, растет и значение усилий ООН при поиске ответов на глобальные вызовы, одним из которых является терроризм .


Список источников

борьба контртеррористический стратегия международный

1.Вишняков Я. Основы противодействия терроризму. РГИУ, 2006.

2.Лебедев А. Роль ООН в борьбе с терроризмом. Обозреватель-observer, 2008 (№6)

3.#"justify">4.http://www.un.org/ru/terrorism/ - сайт Департамента общественной информации ООН


Теги: Стратегия Организация Объединённых Наций в отношении международного терроризма

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему:

«Глобальная угроза международного терроризма».

Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю.Телюкиной, М.Просвещение 2014г.

Цель и задачи урока : 1.Осознание опасности данной угрозы. 2.В чем различие понятий «террор» и «терроризм»? 3.Почему терроризм становится глобальной угрозой для человечества? 4.Каковы истоки и причины терроризма? 5.Воспитание отрицательного отношения к радикализму, насилию, террору.

Ход урока

План изложения новой темы.

1.Международный терроризм: понятие и признаки.

В ХХ веке многие ученые рассматривали терроризм как разновидность преступности наряду с торговлей оружием, наркотиками. Сейчас мы видим, что международный терроризм – особый вид опаснейшей криминальной деятельности.

В Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика устрашения населения «в целях воздействия принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».

Террор – способ управления обществом, основанный на устрашении. Международный терроризм - антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях организациями, стремящимися к достижению политических целей. Международный терроризм – это насильственные действия, при которых жертвами становятся не только политические деятели, но и рядовые граждане страны, так как для террористов человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Количество терактов растет. Ближний Восток, Россия, США, Индия, страны Европы и другие государства не раз подвергались террористическим атакам. В Российской Федерации с 1995 по 2006 годы произошло 55 терактов, пострадало более 20000 жителей, погибло 1802 чел. В эту статистику входят жертвы взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске 4-16 сентября 1999 г., захват заложников в московском Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 и в школе №1 г. Беслана 1 сентября 2004 г.

11 сентября 2001 г.в Нью-Йорке была взорвана башня Всемирного торгового центра. Жертвами стали 2977 чел.

2.Глобализация и международный терроризм.

Процесс перехода к информационному обществу усиливает неравномерность развития стран. Увеличивается разрыв в уровне социально-экономического развития стран «Севера» и «Юга» .НТП ставит перед человечеством угрозу глобальных катастроф – ядерных, экологических, информационных и др.

Обостряются противоречия в этнонациональной и религиозной сферах. Обостряется конфликт ценностей различных цивилизаций.

НТП способствовал появлению «технологического» терроризма: биологического, информационного, нацеленного на государственные информационные ресурсы и секретную информацию. Исключительную опасность представляет ядерный терроризм (стремление завладеть оружием массового поражения). Множество терактов совершается с использованием транспортных средств, в качестве исполнителей используются смертники, что свидетельствует о подавлении сознания и манипулировании поведением людей.

Финансовыми источниками терроризма являются доходы теневой экономики (наркоторговля, торговля оружием, проституция…). Отдельные коррумпированные государства, частные лица, организации часто используют террор как инструмент для достижения своих целей).

3. Идеология насилия и международный терроризм.

Современная идеология использует крайние экстремистские взгляды и учения, как левые (радикализм), так и правые (фундаментализм).Террористы применяют такие идеологические средства как религиозные и этнические ценности, мифологизация и создание образа врага. Лидеры террористических организаций вербуют своих сторонников с помощью образа «справедливого общества», развиваться которому «мешают враги». Зачастую в ряды террористов попадают даже образованные, внешне вполне благополучные молодые люди, но чаще всего неопытные горячие головы. Одной из причин, побудивших людей к терроризму является кризис культурных, нравственных и гуманистических ценностей, национальная нетерпимость, религиозный фанатизм, сепаратистские настроения.

4.Противодействие международному терроризму.

Одним из координаторов антитеррористической деятельности на международном уровне является ООН, который разрабатывает правовые нормы, координирует антитеррористичекую деятельность и участвует в борьбе с террором. В 2008г.192 государства – члена ООН приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. В 2012 г. были разработаны 16 соглашений против различных видов террористической деятельности. Важным является своевременное решение социально-экономических проблем, снижение уровня социально-политической напряженности, развитие экономики.

Необходимо осознание каждым человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление к решению социальных проблем путем диалога и компромисса.

Новые понятия:

Отношения «Север - Юг», радикализм, фундаментализм.

Изучение документа «Из доклада Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» 2006 г. с.98-99

Вопросы и задания к документу.

1.Какие принципы ООН по отношению к глобальному терроризму провозглашает документ? 2. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ? 3.Почему международный терроризм является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности?

Из рубрики «Мысли мудрых» разберем смысл высказывания французского просветителя Дени Дидро «От фанатизма до варварства один шаг». Почему крайние идеи рано или поздно приводят к убеждению в возможности или необходимости насилия для реализации своих идей?

Вопросы для закрепления темы:

1.Дайте определение международного терроризма и перечислите его основные признаки.

2.Какой из признаков международного терроризма вы считаете самым главным и почему?

3.Как связаны глобализация и возникновение международного терроризма? 4.В каких формах проявляется технологический терроризм?

5.Назовите финансовые источники международного терроризма. 6.Чем опасна идеология насилия?

7.Найдите на сайте «ООН борется против терроризма» документ «Глобальная контртеррористическая стратегия». Какие направления борьбы с терроризмом названы в нем?

8.Как противодействовать международному терроризму на внутригосударственном уровне?

Домашнее задание П.9 стр.93-100. Выполнить задания на стр.100.

Написать эссе на тему «Идеология и международный терроризм».

Выучить основные понятия, дать их определения.


§ 9. Глобальная угроза международного терроризма (окончание)

Практические выводы

1. Современный человек должен осознавать проблему международного терроризма как одну из глобальных угроз современного мира.

2. Международный терроризм использует достижения НТП, информационные технологии, психологические манипуляции для воздействия на молодёжь и вербовки сторонников.

3. В случае террористической угрозы следует чётко выполнять указания государственных органов и лиц, их представляющих. Для самозащиты руководствуйтесь рекомендациями, которые вы получили в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Документ

Из доклада Генерального секретаря ООН К. Аннана «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии». 2006 г.

Организация Объединённых Наций должна провозгласить чёткий, принципиальный и непреложный тезис о том, что терроризм неприемлем. Террористам никогда нельзя позволять создавать предлог для своих акций. Какое бы дело, по их словам, они ни отстаивали, на какие бы обиды, по их словам, они ни реагировали, терроризму не может быть оправдания. В этом смысле Организация Объединённых Наций не должна сдавать позицию морального превосходства.

Группы прибегают к тактике терроризма, потому что полагают, что эта тактика является эффективной и что большое число людей или, по крайней мере, те, от чьего имени они действуют, одобрят их действия. Поэтому наша главная задача заключается в том, чтобы уменьшить привлекательность терроризма для тех, кто мог бы его поддерживать. Для того чтобы ограничить круг тех, кто мог бы прибегать к терроризму, мы должны дать абсолютно чётко понять, что ни одно дело, каким бы справедливым оно ни было, не может служить оправданием терроризму. Это относится и к законной борьбе народов за самоопределение. Даже это основное право, определённое в Уставе Организации Объединённых Наций, не оправдывает преднамеренное убийство или калечение гражданских лиц...

На Всемирном саммите 2005 г. государства - члены ООН впервые объединились, чтобы решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьёзных угроз международному миру и безопасности.

Террористы нуждаются в средствах для совершения своих нападений. Террористам необходимо получать и переводить финансовые средства, приобретать оружие, вербовать и готовить кадры и поддерживать связь, в частности через Интернет. Они стремятся получить беспрепятственный доступ к своим намеченным целям и всё чаще ожидают большего результата - с точки зрения как числа убитых, так и освещения в средствах массовой информации. Лишение их доступа к этим средствам и целям может помочь предотвратить будущие нападения.

Вопросы и задания к документу

1. Какие принципы ООН по отношению к глобальному терроризму провозглашает документ? 2. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ? 3. Объясните, почему международный терроризм является одной из самых серьёзных угроз международному миру и безопасности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение международного терроризма и перечислите его основные признаки. 2. Какой из признаков международного терроризма вы считаете главным и почему? 3. Как связаны глобализация и возникновение международного терроризма? 4. В каких формах проявляется технологический терроризм? 5. Назовите финансовые источники международного терроризма. 6. Чем опасна идеология насилия? 7. Найдите на сайте «ООН борется против терроризма» (www.un.org) документ «Глобальная контртеррористическая стратегия». Какие направления борьбы с терроризмом названы в нём? 8. Как противодействовать международному терроризму на внутригосударственном уровне?

Задания

1. Иногда международный терроризм называют «точечной войной». Соответствует ли такая характеристика сути явления?

2. Опровергните мнение о том, что международный терроризм действует в защиту угнетённых народов.

3. Открывая 65-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, её председатель Й. Дайсс произнёс: «Мы хотим выразить наше сочувствие всем жертвам террористических актов, которые погибли... и свою солидарность с ними. Мы хотим выразить своё негодование трусостью терроризма, осудить его твёрдо и категорически, подтвердить нашу готовность бороться с ним и добиваться наказания виновных». Почему терроризм можно назвать трусостью?

4. Напишите эссе на тему «Идеология и международный терроризм».

Мысли мудрых

«От фанатизма до варварства один шаг».

Д. Дидро (1713-1784),
французский просветитель

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то