Страны арктической зоны. Международно-правовой режим арктики и антарктики. Северный морской путь

В августе 2015 года Российская Федерация подала в ООН новый вариант заявки на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. На этом основании страна может расширить ареал своего экономического приоритета над дополнительными акваториями и природными ресурсами их недр.

Константин Ранкс

Однако вместе с Россией на «дополнительные» районы Северного Ледовитого океана претендуют и другие страны. Еще в декабре 2014 года заявку на расширение внешней границы шельфовой зоны подала Дания. Есть претензии у Канады, США, Норвегии и даже у стран, которые к берегам Ледовитого океана не выходят.

Север становится вожделенным призом, который может и принести огромные богатства, и осложнить жизнь новыми проблемами. При этом сама Арктика меняется столь стремительно, что планы и идеи, актуальные еще несколько лет назад, на глазах становятся бессмысленными. Поэтому прежде всего она нуждается в изучении и понимании.


Свои границы, континентальные шельфы, исключительные экономические зоны в Арктике имеют восемь государств: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция, Исландия. Около 83 млрд баррелей (10 млрд т) сырой нефти — в основном близ побережья Аляски. Около 1550 млрд кубометров природного газа — в основном вдоль российской границы. Около 780 млрд тонн каменного угля, в том числе более 81 млрд тонн коксующегося угля.

Арктика: начало

Парадокс в том, что нет даже единого мнения, где именно начинаются границы арктической зоны. Казалось бы, логично считать такой границей Северный полярный круг, то есть 66-ю параллель. Однако она проходит по самому северу Европы, зато южная часть Гренландии, две трети Аляски и почти вся Чукотка расположены южнее нее и, получается, по этому критерию Арктикой считаться не могут.

Поэтому в 1950-х годах появилось предложение считать южной границей Арктики 60-ю северную параллель. Она проходит через Магадан, по югу Аляски, касается самой южной части Гренландии… Однако в Европе на этой параллели в ряд устроились такие города, как Берген, Осло, Стокгольм, Хельсинки, Санкт-Петербург… вряд ли их можно назвать полярными. Но если широтность не может считаться однозначным признаком принадлежности к арктической зоне, нам нужны дополнительные критерии, и один из них — средняя температура июля.


В Арктике температурный режим имеет особенное значение — так, низкие температуры ограничивают зону выращивания злаков и возможность вести привычное сельское хозяйство. Именно поэтому ряд американских и европейских ученых в те же 1950-е отнесли к Арктике почти треть Норвегии, Финляндии, Карелию, регионы вокруг Гудзонова залива в Канаде и большую часть Сибири. Однако июльская изотерма в +10°C извивается весьма прихотливо — в Тихом океане она огромным пузырем выдавливается на юг, вплоть до Алеутских островов.

Известны предложения по проведению границы Арктики по южному переходу тундры в лесотундру и тайгу — сегодня это несложно сделать, имея на руках снимки из космоса. Граница может учитывать и другие факторы: освещенность, погодный дискомфорт и т. п. — и вопрос о ней совсем не праздный. Он напрямую связан с оформлением льгот и надбавок, связанных с работой в особо сложных условиях, которые приняты у всех северных стран. В результате разные государства используют собственные критерии для проведения границ Арктики. Например, в России учитывается связь с Северным морским путем. Берег Ледовитого океана, без сомнения, уже Арктика.


Тревожные берега

Береговая линия Северного Ледовитого океана сформировалась, по геологическим масштабам, буквально «вчера». Этот океан — самый молодой на планете. Существует мнение, что его вообще можно считать продолжением Атлантического. Грандиозный Срединно-Атлантический хребет, начинаясь еще у Антарктиды, тянется прямо в Арктику, где разбивается на отдельные «ответвления», такие как хребет Гаккеля.

Ледовитый океан выделяется еще и тем, что имеет самую большую площадь шельфа: глубины до 200 м занимают не менее 40% всей его площади. Со стороны Евразии он изрезан затопленными долинами рек — начиная от Северной Двины и Печоры на западе до Индигирки и Колымы на востоке, — которые уходят на глубину почти до 100 м. Видимо, в прошлом уровень Ледовитого океана был гораздо ниже, чем сейчас. Считается, что 5 млн лет назад он был мельче на целых 300 м, после чего резко набрал уровень и снова спадал уже позднее, около 11−12 тысяч лет назад, на 130 м.

Поэтому и многие низинные берега, и мелководье Ледовитого океана — это участки тундры, затопленные уже на веку человечества. Они сложены многолетнемерзлыми породами и отличаются крайней нестабильностью: чувствительны и к механическим воздействиям, и к изменению температурного режима. Их перспектива — таяние, которое будет сопровождаться активным выделением газов, в первую очередь метана.


Наследие ледниковья

Метан будет выделяться в основном при разрушении газогидратов — комплексов метана и воды. Они накапливались многие века в ходе медленного разложения органики на большой и холодной глубине, где давление превышает 25 атм., а температура не забирается выше нуля. После того как дно поднялось, какое-то время они еще сохраняли стабильность, но нагревание рано или поздно приводит к их распаду. Поэтому сегодня устойчивость берегов и прибрежных зон Ледовитого океана оказывается под большим вопросом.

Несколько лет назад выделения метана были замечены на дне Восточно-Сибирского шельфа. Исследования показали, что залегающие там газогидраты пребывают в «пограничном состоянии». Достаточно придонной воде нагреться менее чем на градус, как метан начнет выделяться в атмосферу гораздо интенсивнее. А ведь его «парниковый потенциал» оценивается в десятки раз выше, чем у углекислого газа.

По счастью, есть у Арктики и другие берега — надежные, скальные массивы — берега Скандинавии и Кольского полуострова, Таймыра и Чукотки, острова Канады и Гренландия… Ну а самым противоречивым местом севера можно назвать Исландию, страну льда и огня, единственный крупный остров, через который проходит рифтовый хребет и который находится на двух тектонических плитах.


Сокровища севера

Сколько же в Арктике полезных ресурсов — например, углеводородов? Точных цифр нет ни у кого, и разброс в оценках значителен. Например, американские геологи предполагают, что за Полярным кругом (включая запасы шельфа и сухопутных месторождений) находится примерно 400 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 20% всех технически извлекаемых запасов.

Однако эти ресурсы арктической зоны распределены неравномерно. У берегов Аляски больше нефти, а вот у России — львиная доля северных запасов природного газа. Неудивительно, что мировым лидером в области добычи нефти на арктическом шельфе (в море Бофорта) являются США, а Россия только начала работы в Печорском море, на месторождении Приразломное. Зато на суше, в приполярной зоне Западной Сибири, успешно добываются и нефть, и газ — здесь вообще сосредоточено около 90% всей добычи природного газа в России и порядка 80% - нефти.

Кроме углеводородов, на шельфе (особенно в руслах затопленных долин древних рек) возможны обширные залежи твердых полезных ископаемых, включая такие вожделенные, как алмазы и золото. Вопрос в том, где территориально находятся эти месторождения, то есть кто и на каких основаниях может вести их разведку и разработку.


Трудности определений

Правовая принадлежность полезных ископаемых арктического шельфа определяется рядом международных конвенций. Согласно статье 76 Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра, простирающиеся за пределы его территориальных вод «на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка».

Почти строго геологическое определение, входящее в юридический документ, раскрывается пунктами 4−6 этой статьи, в которых описывается порядок установления подводной границы материков. Ключевыми являются измерения глубин, которые позволяют определить угол наклона и толщину материкового плато, уходящего к океанскому дну. Для проведения где-то новой границы мы должны доказать, что слой осадочных пород здесь, не прерываясь, связывается с нашим материком и что толщина его составляет не меньше 1% от расстояния до подножия склона.


Для получения детальных геологических данных требуются сложные исследования, включающие эхолокацию, подводное сейсмоакустическое профилирование, донный пробоотбор, опорное бурение… Именно нехватка таких данных и послужила раньше, в 2001 году, основанием для отвода первой российской заявки на изменение границ ее шельфа. Однако в нынешнем году ученые считают, что строгих доказательств собрано уже достаточно.

Подводный приз

Основные аргументы России заключаются в том, что хребты Ломоносова и Менделеева, равно как и поднятие Альфа и Чукотское, являются останками древней континентальной коры и имеют прямое «родство» с прилегающим шельфом. Но какой суше эти хребты роднее? Датчане и канадцы полагают, что хребет Ломоносова связан, скорее, с Гренландией (датчане) и Землей Элсмира (канадцы). Остается открытым и вопрос о наличии в нем крупных разломов — ведь границы шельфа прибрежных стран могут быть проведены только до них.

Впрочем, даже если доводы России будут приняты, это еще не означает конца игры. ООН не проводит границы: если специальная комиссия решит, что все доказательства российская сторона собрала и правильно оформила, она даст рекомендацию на проведение переговоров с соседними странами, которых также касается данный вопрос. Не исключено, что длиться они будут еще очень долго. Впрочем, сегодняшние конкуренты могут и пойти на неожиданные соглашения и альянсы: уж слишком много находится «посторонних», желающих прийти в Арктику.


В центральной части Ледовитого океана расположены глубоководные котловины, которые в принципе не могут оказаться в чьей-либо экономической зоне. Самые крупные из них — Канадская котловина, а также котловины Нансена, Амуденсена и Макарова, где глубины могут превышать 5 км. Здесь могут спокойно оперировать не только страны, имеющие выход к арктическому побережью, но и вообще кто угодно. Не случайно большую научно-исследовательскую работу разворачивает Китай, который приобрел ледокол и проводит собственные полярные экспедиции.

Цена шельфа

В том, что «надо идти на шельф», еще несколько лет назад не сомневался никто. Нефтяная сокровищница возбуждала умы не только северных стран — даже Индия, Китай, Япония, Корея и Сингапур грезили хотя бы субподрядным участием в неминуемом разделе «арктического пирога». Однако падение цен на нефть в 2014 году несколько охладило горячие головы.


«Технически извлекаемые» запасы — не значит коммерчески выгодные. При себестоимости нефти выше определенного уровня ее добыча становится просто нерентабельной. Если грунты морского дна слабые, газонасыщенные, а регион сейсмический, то себестоимость разработки такого месторождения взлетит просто до небес. Поэтому береговые месторождения выглядят не намного более надежным бизнесом. Пример такого удачного места — полуостров Ямал, который внедряется в Карское море и служит природной платформой для добычи газа.

Кстати, есть в этом регионе еще один малоизвестный резерв углеводородов — Баженовская свита. Это пачка древних отложений мощностью от 20 до 60 м, сформировавшихся на грани юрского периода, и это самые большие в мире запасы «сланцевой нефти». Известна Баженовская свита с конца 1960-х, хотя интереса долгое время не вызывала: вокруг было достаточно традиционных месторождений. Однако сланцевый бум в США заставил и Россию внимательнее отнестись к своим запасам, тем более расположенным так удачно, на уже освоенных территориях со всей необходимой инфраструктурой.


Прочие ценности

Освоение Арктики не обязательно связано с погоней за нефтью. Для некоторых стран север — это новый шанс снизить свою зависимость от углеводородов. Ведь здесь сосредоточены грандиозные запасы металлических руд — черных, цветных, редких, редкоземельных и драгоценных. Индий и платина, палладий и ниобий, хром, марганец, рений, вольфрам, молибден, литий, никель, медь — современным технологиям нужна вся таблица Менделеева, и в горах Приполярья все это есть. Исторически освоение полярных богатств началось в Северной Европе. Еще в середине XVII века на севере Швеции была обнаружена железная руда высочайшего качества. В конце XVII века горняки дошли и до Кольского полуострова, где начали добывать медную руду и серебро. А в 1868 году в долине реки Ивалойоки в Лапландии обнаружилось золото. Это дало старт «золотой лихорадке», за время которой сформировались традиции финских старателей. Именно они были в числе пионеров, которые несколько десятилетий спустя отправились на Клондайк.

Об огромных минеральных богатствах Кольского полуострова, Таймыра, Восточной Сибири российские геологи заговорили еще в начале ХХ века. Николай Урванцев, отправленный в устье Енисея искать месторождения угля, обнаружил платину, никель, медь — роскошный Норильский комплекс месторождений. В 1920-х Александр Ферсман открыл богатейшие залежи медно-никелевых руд и апатитов Кольского полуострова. Экспедиции Юрия Билибина и Валентина Цареградского подарили стране золото Колымы.


Совершенно уникальна группа месторождений Томтор восточнее Таймыра. Открытый еще в 1959 году массив долгое время не вызывал особого интереса, пока — в самом конце 1980-х — не стало ясно, что он скрывает настоящее богатство. Нибоий, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий, титан — Томтор стоит в ряду крупнейших рудоносных провинций мира.

Понемногу раскрывается и огромная кладовая Гренландии. Уже сегодня на острове эксплуатируются месторождения свинцово-цинковых руд Марморилийка, где залегает 10% всех мировых запасов этих металлов. Здесь добывают уран, хром, готовятся к разработке молибдена… Арктика — это огромные запасы ископаемых, которые могут сыграть ключевую роль в развитии экономики нового типа и избавлении человечества от «нефтяной зависимости». Если, конечно, природа даст нам время.


Теплое будущее

Арктика играет огромную роль в нашей жизни, даже если сами мы этого не замечаем. В определенной степени это «кухня погоды»: взаимодействуя с воздушными потоками из субтропических широт, она формирует климат всего умеренного пояса. Именно отсюда с завидным постоянством спускаются на юг гигантские ледники, сметая все на своем пути…

При этом Арктика остается удивительно уязвимой. Изменение температуры всего на один-два градуса меняет здесь всё. В полярных областях «плюс-минус один» — это сохранение или исчезновение снега, льда, мерзлоты. Это жизнь или гибель для многих видов растений и животных, адаптированных эволюцией к обитанию на холоде. Природа Арктики крайне хрупка, связи ее экосистем сложны и плохо предсказуемы. Арктика во многом еще остается Terra Incognita. Где еще можно до сих пор совершать классические географические открытия? А ведь не далее как летом 2015 года российская экспедиция к архипелагам Земли Франца-Иосифа и Новой Земли обнаружили девять островов размерами до 2 км, которых не было на самых современных картах, а один ранее известный залив оказался проливом… Похоже, мы еще долго будем корректировать карты севера и еще дольше — наносить значки новых месторождений полезных ископаемых.

9 февраля Россия презентует в ООН обновленную на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Страна планирует включить в свою исключительную экономическую зону весь примыкающий к ее берегам арктический сектор.

Россия уже подавала заявку на расширение своей экономической зоны в Арктике в 2001 году, однако она была отклонена из-за недостатка информации. После этого более 10 лет в Арктике проводились натурные геолого-геофизические исследования для изучения геологической природы поднятия Менделеева и хребта Ломоносова, батиметрическую съемку, а также необходимые сейсмические исследования.

В октябре 2014 года в рамках подготовки заявки была завершена последняя экспедиция в Арктику - геолого-геофизические исследования в районе котловин Подводников и Амундсена. Они проводились на борту экспедиционного судна "Академик Федоров" в сопровождении атомного ледокола "Ямал". Высокоширотная экспедиция пересекла Северный полюс, где ранее такие исследования не проводились.

В августе 2015 года обновленная заявка была передана в Комиссию по границам континентального шельфа ООН.

Москва поступилась суверенитетом своего арктического сектора в 1997 году, когда ратифицировала международную Конвенцию по морскому праву 1982 года. С 1926 года до этого момента он распространялся на все пространство от Северного полюса до ее материковой части в пределах меридиональных границ - как и вся Арктика с середины 20-х годов прошлого столетия была поделена на национальные сектора между пятью государствами: Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. При этом правовая определенность сохранялась лишь в отношении земель и островов, но не акваторий.

Конвенция ограничила северные территории и акватории арктических государств прибрежным шельфом, протяженность которого определена в 200 морских миль (370 километров), остальное пространство Арктики объявлено международным. При этом полный суверенитет каждой страны сохраняется лишь на 12-мильную прибрежную часть. 200 морских миль шельфа считаются экономической зоной, где разрешено свободное судоходство, но действуют исключительные права соответствующего государства на использование минеральных и биоресурсов.

Каждая из пяти стран имеет право претендовать на расширение своей экономической зоны, если докажет, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением материка.

Международное пространство Арктики за пределами 200-мильных шельфовых зон привлекает внимание не только России — в той или иной мере на него претендуют Дания, США и Канада. На этих глубинах может находиться до 30% неразведанного природного газа и 15% мировых нефтяных запасов. По российских специалистов, прогнозные ресурсы углеводородов в тех областях, которые включены в рассматриваемую ООН заявку, — 4,9 миллиарда тонн условного топлива.

Наконец, сегодня вести хозяйственную деятельность в северных широтах придется принципиально иначе, чем пару десятилетий назад. Мировое сообщество предъявляет очень высокие требования к соблюдению экологических норм и сохранению этой суровой, но очень уязвимой части планеты.

"Если заявка России будет удовлетворена, то на нее будут смотреть очень внимательно и пристально - а какими методами, какими способами она будет там хозяйничать? Ущерб, нанесенный природе Арктики, будет невосполнимым, и это коснется всего мира", — говорит Алексей Портанский.

Разумеется, расширение российской арктической зоны создаст ей внушительный задел на будущее и заметно поднимет ее статус, что тоже немаловажно в сегодняшней непростой ситуации. Это не только престижная, но чрезвычайно ответственная и затратная ноша.

На сегодняшний день данный территории имеют важное значение как в экономическом плане, так и экологическом. Возрастает роль Арктики в экономической жизни страны, в обеспечении геополитических интересов России. Минерально-сырьевые ресурсы континентального шельфа Северного Ледовитого океана представляют собой важную часть национального достояния Российской Федерации.

Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании. Правовой режим Арктики определяется международным правом, а также законами арктических государств.

К настоящему времени на все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике распространена исключительная и безраздельная власть - суверенитет - того или иного государства, граничащего с Северным Ледовитым океаном, - России, Норвегии, Дании (остров Гренландия), Канады и США. Однако специальные внутригосударственные нормативные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы действия и объем властных функций поименованных стран на таких территориях, были приняты лишь Канадой и СССР.

В 1925 г. Канада приняла дополнения к Закону о северо-западных территориях. В соответствии с ними иностранным государствам и их гражданам запрещено осуществлять какую-либо деятельность в пределах Канадской Арктики без разрешения властей Канады. Были определены и географические границы Канадской Арктики.

Постановлением Президиума ЦИК СССР 1928 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" было провозглашено право СССР на все земли и острова, открытые и еще не открытые, в пределах устанавливаемых географических границ. Исключение было сделано для восточных островов Шпицбергенского архипелага, принадлежность которого Норвегии была определена Парижским договором о Шпицбергене 1920 г. Советская Россия не была приглашена для участия в разработке этого договора. СССР присоединился к нему только в 1935 г. Так родилась концепция арктических секторов, согласно которой обладающее арктическим побережьем государство имеет особые права в своем секторе.

Согласно концепции полярных секторов, все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства. Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориальных вод.

После распада СССР Российской Федерацией - продолжательницей его правомочий в отношении принадлежавших ему арктических пространств - издан целый ряд таких актов, в определенной степени затрагивающих юридический статус различных частей этих пространств и позволяющих при необходимости уточнять этот статус. В числе таких актов могут быть названы законы федерального значения: «О Государственной границе Российской Федерации» 1993 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 1998 г.

Установленные Канадой и Россией полярные сектора означают, что находящиеся в них земли и острова, как открытые, так и неоткрытые, принадлежат этим государствам.

Другие арктические государства не пошли по пути определения секторов. Секторальная теория, которой придерживаются Россия и Канада, не разделяется США и другими европейскими государствами. Попыткой компромисса и явилась ст. 234 Конвенции 1982 г., которая наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 морских миль. То есть с точки зрения современного международного права линии, обозначающие боковые пределы полярных секторов, не признаются государственными границами. Это значит, что все государства мира имеют равные права на использование природных ресурсов Северного Ледовитого океана в этих секторах. В то же время все более актуальным является вопрос делимитации арктического континентального шельфа. И Россия в 2001 г., и Норвегия в 2006 г., действуя в соответствии с п.8 ст.76 Конвенции по морскому праву, передали в Комиссию по границам континентального шельфа данные о границах своих шельфов за пределами 200 морских миль от исходных линий, претендуя на территорию вплоть до Северного полюса. Однако Комиссия посчитала представленные российскими экспертами материалы не полностью отвечающими ее требованиям и предложила дополнить новыми данными.

Таким образом, правовой режим Арктики достаточно сложен. С одной стороны, как на часть мирового океана на Северный Ледовитый океан распространяются соответствующие международно-правовые положения, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и прочие.

С другой стороны, важное значение имеют особенности практики приполярных государств, которые оставляют за собой право придерживаться традиций, сложившихся в процессе освоения Арктики каждой из этих стран, нашедших отражение в национальных правовых нормах. В отсутствие универсального или регионального договора, определяющего международно-правовой режим Арктики, несмотря на существование большого количества иных международных договоров, имеющих непосредственное отношение, в том числе к предотвращению загрязнения морской среды (их около 80), о сложившейся системе международно-правового регулирования Арктического региона говорить рано.

приарктический морской граница

Законодательство России и Канады уже на протяжении мно­гих десятилетий предусматривает наиболее разработанные поло­жения об особых правах арктических государств в их соответству­ющих «полярных» секторах. Наличествует молчаливое длительное согласие с этой законодательной практикой большинства госу­дарств мира.

В юридической литературе в этой связи отмечается: «Основ­ным принципом при решении проблемы правового режима Арк­тики следует считать секторальный принцип» . Согласно кон­цепции полярных секторов считается признанным, что неотъ­емлемой частью территории государства, побережье которого выходит к Северному Ледовитому океану, являются земли, в том числе земли островов, к северу от материкового побережья такого государства в пределах сектора, образованного данным побе­режьем и меридианами, сходящимися в точке Северного геогра­фического полюса и проходящими через западную и восточную оконечности такого побережья; соответствующее арктическое государство осуществляет в таком секторе определенную целе­вую юрисдикцию (прежде всего в целях защиты хрупкой аркти­ческой окружающей среды, сохранения биоразнообразия, экосис- темного равновесия и т.д.); в пределах такого сектора за внешней границей территориального моря арктического государства под­водные, ледяные и водные пространства государственную терри­торию не составляют.

Равным образом пределы полярных секторов арктических госу­дарств не являются государственными границами; сектор - это прежде всего зона реализации исторически сложившихся прав, оборонных, экономических, природоресурсных и природоохран­ных интересов конкретного арктического государства.

С 1904 г. на картах Канады, в том числе официальных, такой сектор обозначается между меридианами 60° и 141° западной долготы, т.е. проходящими через восточную и западную оконеч­ности побережья страны, выходящего к Северному Ледовитому океану. В порядке закрепления прав Канады на ее арктический сектор последовали заявления на правительственном уровне, при­нятие в 1907 г. известного закона «О северо-западных террито­риях (The Northwest Territories Act)»; в 1925 г. в соответствии с принятыми поправками к нему Канада установила, что для осу­ществления деятельности в пределах канадского арктического сектора, в том числе в целях разведки и разработки природных ресурсов, требуются соответствующие разрешения канадских властей. В заявлениях должностных лиц Канады, а также в меж­дународно-правовой доктрине неоднократно в прошлом и в наше время разъяснялось, что этот сектор определяет пределы, в кото­рых находятся канадские арктические материковые земли и ост­рова, а также канадский континентальный шельф в Северном Ледовитом океане.

Складывающееся в течение десятилетий согласие большинства государств мира с установлением Канадой и Россией арктических секторов обусловлено прежде всего суровыми климатическими условиями, иными естественными особенностями Арктики. Эти особенности учтены и международной юстицией: Дания, напри­мер, в обоснование своих прав на о. Гренландия (несмотря на то, что датчане не были во всех районах острова) в споре с Норвегией ссылалась именно на естественные особенности районов Арк­тики. Постоянная палата международного правосудия в решении по этому спору в 1933 г. этот довод учла, указав на фактор «недо­ступности арктических районов». В 1924 г. представитель адми­нистрации США отметил, что все территории к северу от Аляски принадлежат США. I

Концепция «арктических полярных секторов», будучи наибо­лее известной, понятной и на практике последовательно приме­няемой Канадой и в свое время СССР, не является вместе с тем единственной. В зарубежной международно-правовой литера­туре и после 1991 г. в российской высказывались и иные мне­ния: например, о том, что Арктика находится в общем пользова­нии всех государств мира или является общим наследием челове­чества; или что следует отказаться от исторически сложившихся прав Канады и России в Арктике и все право, применимое ко дну Северного Ледовитого океана, свести к Конвенции по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.); или что целесооб­разна разработка пятью арктическими государствами для этого региона механизма международного кондоминиума; или что Арктика является «ничейным» пространством. Нормами общего международного права ни одна из этих идей в настоящее время не подкреплена.

Законодательное закрепление прав арктических государств.

В решении Постоянной палаты международного правосудия по спору между Данией и Норвегией о статусе Восточной Гренландии (1933 г.) отмечено: «Законодательство является одной из наибо­лее ясных форм осуществления суверенной власти».

Особую роль национального законодательства арктических государств в правовом режиме Северного Ледовитого океана под­черкивают и некоторые западные правоведы, в том числе Г. Сме- дал (Норвегия), Ч. Ч. Хайд (США) . Приведем и более позднюю точку зрения: «Подлинного регионального режима в Арктике не сложилось, несмотря на общие проблемы, стоящие перед арк­тическими государствами. Вместо этого морское право приме­нялось к полярному северу посредством национальных подхо­дов (Instead, the law of the sea for the polar north has been applied through national approaches). To есть правительство каждого арк­тического государства рассматривает, принимает и осуществляет посредством национального законодательства такие юридиче­ские правила и нормы, которые, по его мнению, лучше всего служат его национальным интересам в его полярных морях (the government of each Arctic State considers, adopts and implements through national legislative means those legal rules and norms that it feels best serve its national interests within the context of its own polar seas). Таким образом, по мере возникновения и развития в XX в. принципов морского права они принимались и применя­лись каждым арктическим государством по-своему в его север­ных водах (they were adopted and applied by each Arctic State, in its own way, to its own northern waters)» .

Как отмечалось, по действующему законодательству Канады (Законы 1925 г.; королевский указ 1926 г.; Закон 1970 г. и др.) ее суверенитет распространяется на «все земли и острова» в преде­лах сектора, образованного северным полюсом, меридианами 60° и 141° западной долготы и северным побережьем Канады. При этом национальное право Канады допускает понимание термина «земли» как означающего подледные и подводные земли в пре­делах канадского сектора. В этих пределах Канада осуществляет также контроль, в том числе над иностранной деятельностью, в целях предотвращения загрязнения «арктических вод». Неко­торыми правительственными заявлениями Канады весь район в пределах указанного канадского сектора полярных владений квалифицирован как «национальное пространство» на основе исторических прав; особых климатических и географических обстоятельств, в том числе фактора прилегания; международно- правовых обязательств Канады о защите от загрязнения окру­жающей среды.

Законодательство России. Царские указы 1616-1620 гг. пре­дусматривали ряд исключительных прав России в некоторых райо­нах Арктики. В 1821 г. Сенат издал Указ «О приведении в исполне­ние постановления о пределах плавания и о порядке приморских сношений вдоль берегов Восточной Сибири, Северо-Западной Америки и островов Алеутских, Курильских и проч.», согласно которому «право торговли, китовой и рыбной ловли и всякой промышленности на островах, в портах и заливах и вообще по всему северо-западному побережью Америки..., а также по ост­ровам Алеутским и по всем берегам Сибири предоставляется в пользование единственно российским подданным». Права Рос­сии на северные земли и прилегающие к ним моря отражаются в русско-шведских договорах 1806 и 1826 гг., русско-английских конвенциях 1824 и 1825 гг. Согласно Договору, заключенному между Россией и Североамериканскими Соединенными Штатами в Вашингтоне в 1867 г., об уступке Российских Североамерикан­ских колоний (чаще называемому русско-американской конвен­цией 1867 г.

Об уступке Аляски) обозначена граница, к востоку от которой все земли передавались Россией Соединенным Шта­там Америки, а к западу - оставались без изменения под сувере­нитетом России. Это и есть восточная граница российского арк­тического сектора. Договор предусматривает, что указанная гра­ница проходит через точку меридиана, отделяющего в Беринговом проливе «на равном расстоянии острова Крузенштерна или Игна- лукъ от острова Ратманова или Нунарбукъ, и направляется по пря­мой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется въ Ледовитом океане (et remonte en ligne directe, sans limitation, vers le Nord jusqu"à ce qu"elle se perde dans la mer Glaciale) » (ст. I) Инструкция 1893 г. исходит из того, что под суверенитет Рос­сии подпадают все заливы, бухты, рейды «русского побережья Северного Ледовитого океана» и все Белое море к югу от линий, соединяющих входные мысы. Нотой российского МИД от 4 сен­тября 1916 г. земли и острова, открытые экспедицией Вилькиц- кого в 1913-1914 гг., объявляются включенными в территорию России; одновременно подтверждалась принадлежность России ранее открытых островов, которые «вместе с островами Новоси­бирскими, Врангеля и иными, расположенными близ азиатского побережья Империи... составляют продолжение к северу конти­нентального пространства Сибири» .

Советское законодательство об Арктике и, особенно, молчали­вое согласие с ним других государств, обеспечение его выполне­ния в течение десятилетий сыграло значительную роль в призна­нии на уровне международного обычного права действия наци­онального природоохранного законодательства СССР/России в пределах арктического сектора. В 1921 г. Советом Народных Комиссаров Советской России принят декрет «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Декрет показал, в частности, что нет протестов со стороны боль­шинства государств мира против российских природоохранных мер в арктических морях. Декретом провозглашались исключи­тельные права РСФСР на эксплуатацию промысловых районов Северного Ледовитого океана, примыкающих к арктическому побережью страны. Декретом устанавливались меры по обеспе­чению его выполнения. В 1924 г. Наркоминдел СССР направил представительствам ряда государств меморандум, в котором кон­статировалось нарушение иностранцами суверенных прав СССР у северного побережья Сибири. При этом подтверждалась дей­ствительность упомянутой нотификации русского правительства от 20 сентября 1916 г. о принадлежности СССР заявленных аркти­ческих территорий; подчеркивалось, что территории, явившиеся объектом посягательств со стороны иностранных граждан, лежат «в водах, омывающих северное побережье Сибири» и «располо­жены к западу от линии, установленной в силу ст. I Вашингтонской конвенции между Россией и Соединенными Штатами Америки 1867 г.». Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 с учетом упоминавшегося канадского законодательного опыта тер­риторией СССР объявлены «все, как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем, земли и острова, не составляющие к моменту опубликования настоящего постановления признанной правительством СССР территории каких-либо иностранных госу­дарств, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса» в пределах между обо­значенными меридианами, проходящими через западную и вос­точную оконечности побережья страны. Это положение приме­нимо и к тем островам, скалам и т.д., которые могут возникнуть в будущем вследствие геологического развития Земли.

Тем не менее надо констатировать, что термину «земли и ост­рова», использованному в постановлении от 15.04.1926, пра­воведами придавалось разное значение. В обычном значении острова - это тоже земли. Состояла ли воля отечественного (и канадского) законодателя в том, чтобы к территории государ­ства отнести не только острова в пределах арктического сектора, но еще и земли подводные, подледные? Е. А. Коровин истолковал данное постановление.так: речь идет о суверенитете государства в пределах обозначенного арктического сектора над: а) островами; б) ледовыми пространствами; в) морскими пространствами, не спаянными льдом. Ранее толкование этого правового акта было предложено В. Л. Лахтиным, по мнению которого суверенитет каждого государства распространяется не только на наземные районы соответствующего арктического сектора, но такой суве­ренитет еще «может быть распространен на воздушное простран­ство над ним». В международно-правовой литературе предложено, в порядке обобщения, что под термином «земля», используемом в канадском и отечественном законодательстве об арктических секторах, следует понимать не «ледяные глыбы», не воздушное пространство, а только подледные и подводные земли (т.е. в том числе и континентальный шельф) в пределах обозначенного полярного сектора. Термину «острова» в этом законодательстве придается обычное значение.

Западный меридиан, предусмотренный постановлением от 15.04.1926, огибает район действия Договора о Шпицбергене 1920 г.: в ноте полпреда СССР в Норвегии, адресованной премьер- министру иностранных дел Норвегии от 6 мая 1926 г., отмечено: «Само собой разумеется, в соответствии с тем, что мое Правитель­ство ранее признало суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, прилагаемое Постановление ни в коей мере не касается никакой части архипелага Шпицберген».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.02.1984 № 10864-Х «Об экономической зоне СССР» было объявлено об уста­новлении вдоль всего побережья страны, в том числе арктического, 200-мильной исключительной экономической зоны. В пределах этой зоны компетентные органы страны правомочны устанавливать при­менительно к покрытым льдами районам меры по предотвращению загрязнения. Документ предусматривает также условия и порядок установления «особых районов» в этой зоне (где принимаются спе­циальные меры для предотвращения загрязнения с судов); в част­ности, право осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр, возбудить разбирательство, задержать судно-нарушитель. Однако, поскольку исходные линии вдоль арктического побережья СССР на тот период обозначены не были, не вполне ясно было, где проходят внешние границы этой 200-мильной зоны в Северном Ледовитом океане.

Права прибрежных к Северному Ледовитому океану государств исполнять национальное законодательство в пределах соответ­ствующего арктического сектора обосновывали В. Н. Дурденев- ский, Е. Б. Пушуканис, С. А. Вышнепольский, Г. М. Гуслицер и др. Обобщая доктринальные обоснования прав арктического государства в своем полярном секторе, В. Н. Кулебякин пишет: «По многочисленному признанию юристов-международников, Северный Ледовитый океан и его окраинные моря совершенно отличаются от других океанов и морей и представляют собой специфический случай с уникальными особенностями с точки зрения правового регулирования. Главная особенность, которая отличает Северный Ледовитый океан от других океанов, заключа­ется в том, что его территория, за исключением лишь некоторых районов, постоянно либо большую часть года покрыта льдами. Именно комплекс исторических, экономических, политических, географических, экологических и других факторов позволяет сделать вывод, что арктические морские пространства не могут рассматриваться под тем же углом зрения, что и морские про­странства вообще» . Из этого же подхода следует, что «аркти­ческие государства должны и могут принимать соответствую­щие законодательные акты, касающиеся режима своего аркти­ческого сектора без санкций других государств, руководствуясь суверенитетом и другими важнейшими международно-право­выми принципами» .

Еще по теме 8.2. Полярные сектора арктических государств как объект международного обычного права:

  1. 8.4. Права арктических государств на недра дна Северного Ледовитого океана
  2. § 1. История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. § 2. Предмет и методология теории государства и права. § 3. Место теории государства и права в системе юридических наук. § 4. Теория государства и права как учебная дисциплина.
  3. § 1. Иммунитет государства как принцип международного права
  4. § 7. Федеративные государства как субъекты международного права
  5. 1.6. Государство как субъект международного частного права
  6. СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА И НАРОДЫ (НАЦИИ) КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  7. 4.5. Правовое положение государства как субъекта международного частного права
  8. 4.7.Правовое положение государства как субъекта международного частного права

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право -

Ответ оставил Гость

1. Та часть Арктики, которая лежит в пределах местности/страны (Например России)
2. СССР,США, Канада, Норвегия идания
3. Тундры и ледяные пустыни.
4. 47% оледенения в России в Арктике приходиться на острова Северной Земли

1. Потому, что они отличаются флорой и фауной
2. Из за теплый ветров/течений в восточной части
3. На многих островах нет постоянного населения. Здесь расположены лишь полярные научные станции или военные базы со сменным составом. Лишь на нескольких островах - Гренландии, Шпицбергене, Врангеля есть населенные пункты, жители которых заняты в основном морским промыслом и его обслуживанием, охотой и в некоторых местах - добычей полезных ископаемых
4. Растительный мир островной Арктики представлен преимущественно мхами, насчитывающими более 300 видов, и не менее многочисленными лишайниками, встречаются травянистые растения: полярный мак и камнеломка, злаки, лапчатка, дриада, незабудки.
Ближе к субарктическим растительным широтам распространены карликовая ива, береза и другие кустарники. Большое значение имеет ягель, которым питаются олени. Особенности местной растительности Арктики в том, что даже деревья поднимаются над землей не выше нескольких сантиметров.
Растительный объем южного побережья Ледовитого океана насчитывает примерно 350 видов. Тундра в этих местах очень заболочена, поскольку вечная мерзлота начинается очень близко от поверхности. Растительные сообщества состоят из реликта плейстоцена, помимо этого, встречается примерно 40 подвидов и видов сосудистых растений. Некоторые растительные группы являются реликтовыми, ученые их относят к самым малочисленным растительным разновидностям на планете.
Особенности животного мира Арктики проявляются в достаточно скудном видовом разнообразии при большом количестве особей вида. Климат здешних мест позволяет существовать северным оленям, белым медведям, песцам, зайцам, различным видам птиц и т.д., представителям морской фауны Арктики – белухам, нарвалам, моржам, тюленям и пр. В местных водах содержится также обилие растительного и животного планктона.
Особого внимания требуют краснокнижные виды и эндемики, которым грозит не столько холодный климат, сколько человеческая деятельность. Природа и животные на этой территории привлекали людей еще с давних времен. Со временем некоторые представители животного мира стали понемногу исчезать.
Так, новоземельный северный олень встречается только на этих островах, а на о. Врангеля проживает два эндемичных вида леммингов. В Красные Книги различного уровня внесены морж, белый медведь, белый гусь, розовая чайка, лапотень, а также другие животные, птицы, морские млекопитающие, насекомые. К числу особенностей животного мира Арктики следует отнести мохнатых мускусных быков (другое название – овцебык). Представители этого вида сегодня живут только на Шпицбергене и островах Гренландии.
Экологическая ситуация региона в последние годы ухудшается, меняется климат. По вине браконьеров, то и дело наведывающихся в Арктику, сокращается количество животных, растительные ландшафты значительно обедняются из-за всевозможной гусеничной техники. Экологи, занимающиеся Арктикой, призывают обеспечить разумное регулирование деятельности на суше и морских акваториях.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то