Корабельная система зуро «иджис. Американская про полностью обесценит ядерные силы россии Развертывание морской про началось

Ракетно-ядерная программа КНДР вызывает серьезную озабоченность не только в Сеуле, но и в Токио. В стремлении защитить себя от возможного ракетного удара обе столицы делают свой выбор в пользу американских систем ПРО. Размещение в регионе этих систем, в свою очередь, не устраивает Москву и Пекин. Об особенностях систем ПРО США и судьбе Aegis Ashore в Японии - в материале ТАСС.

Великолепная четверка

По состоянию на 2018 год ключевыми компонентами национальной противоракетной обороны США являются:

  • наземные системы противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО) MIM-104Patriot;
  • наземные комплексы ПРО THAAD;
  • корабельные системы ПРО Aegis;
  • комплексы ПРО шахтного базирования Ground-based Midcourse Defense (GMD), предназначенные для перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

За исключением GMD, все они также стоят на вооружении других стран. Как утверждает компания-производитель Patriot - Raytheon - "в клуб обладателей" системы ПВО/ПРО входят 13 государств. Среди них такие страны, как Испания, Греция, Германия, а также Япония и Республика Корея (РК).

Комплексы THAAD Вашингтон поставил в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и в РК. Что касается корабельных Aegis, помимо США, системы есть на вооружении РК, Японии, Австралии, Испании и Норвегии.

Под эгидой Вашингтона

Название Aegis (переводится на русский как "эгида") берет свое корни в Древней Греции. Согласно мифам бог Зевс и его дочь Афина носили волшебную накидку, обладающую защитными свойствами - эгиду. Согласно замыслу создателей системы, Aegis должна защищать США от баллистических ракет средней и малой дальности подобно накидке, защищавшей греческих богов.

Разработанная Министерством обороны США система ПРО Aegis действует на основе одноименной боевой информационно-управляющей системы (БИУС) - Aegis Weapon System (AWS).

AWS - сложная многокомпонентная система. Ее основная цель - передача команд на открытие огня по различным целям из имеющихся боевых систем. Впервые AWS был оснащен ракетный крейсер USSTiconderoga CG-47 в 1983 году. С тех пор система постоянно совершенствовалась и обновлялась.

Ключевыми компонентами современной системы ПРО Aegis являются корабельные противоракеты SM-3 семейства Standard и радиолокационная станция (РЛС) AN/SPY-1. Максимальная дальность SM-3 Block IB составляет 700 км, скорость - 3 км/с. При этом находящаяся на стадии испытаний SM-3 Block IIА обладает намного более внушительными характеристиками - 2,5 тыс. км и 4,5 км/с, соответственно.

Угроза - Aegis Ashore

Как можно понять из названия, Aegis Ashore - "сухопутная" версия системы. Такой комплекс, оснащенный 24 противоракетами SM-3 Block IB, был размещен на юге Румынии в 2016 году. В 2018 году ожидается завершение строительства еще одного такого комплекса в Польше.

О том, что правительство Японии на своем заседании утвердило решение о размещении двух комплексов Aegis Ashore, стало известно в декабре 2017 года. Они будут закуплены в США и обойдутся Токио примерно в 100 млрд иен (около $889 млн) каждый.

Комплексы будут развернуты до конца 2023 года на противоположных концах острова Хонсю: в префектуре Акита на севере и в префектуре Ямагути на юго-западе.

"Эти два района станут кандидатами на размещение установок", - заявил 15 мая министр обороны Японии Ицунори Онодэра.

А в январе Онодэра сказал , что после размещения Aegis Ashore Япония намерена расширить возможности их применения с целью перехвата не только баллистических, но и крылатых ракет.

Соседи недовольны

Ни Москва, ни Пекин не разделяют оптимизма Токио. И на то у них есть две веские причины.

Во-первых, как заявлял заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, противоракетные комплексы Aegis Ashore - "комплексы двойного назначения, из которых могут осуществляться пуски не только противоракет, но и ударных крылатых ракет". Последние запрещены к размещению на суше согласно Договору о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).

Во-вторых, ракеты SM-3 Block IIА, которые могут быть в перспективе установлены на Aegis Ashore, будут иметь ограниченный потенциал перехвата российских МБР и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Не говоря уже о более совершенных SM-3 Block IIB, которые могут появиться к середине 2020-х годов.

Александр Мосесов

) - американская программа глобальной противоракетной обороны . Разработана Министерством обороны США . Предназначена для защиты от баллистических ракет малой и средней дальности. Является частью национальной системы противоракетной обороны США .

Вооружение

Системы ПВО «Иджис» вооружены зенитными ракетамии класса Standart . По состоянию на 2016 год на вооружении стоят ракеты RIM-161 Standard Missile 3 (SM-3) , способные поражать воздушные цели на заатмосферных высотах.

По сообщениям прессы, в разработке находятся модифицированные ракеты класса SM-3: SM-3 Block IIA и SM-3 Block IIB. Информация о характеристиках ракет в открытом доступе отсутствует, но известно, что одна из поставленных перед разработчиками задач - более уверенное поражение МБР .

Размещение в Европе

Согласно планам США по созданию системы противоракетной обороны Европы (ЕвроПРО), противоракеты SM-3 Block IIA планировалось разместить в Европе в 2015 году, а SM-3 Block IIB - после 2020 года . Планы размещения ПРО в Европе вызвали протесты со стороны России, поскольку, по мнению российских военных специалистов, эти ракеты, размещенные на базах в Восточной Европе, либо на кораблях, могли бы успешно перехватывать российские баллистические ракеты .

См. также

  • «Иджис» (БИУС) - американская корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС),

Напишите отзыв о статье "Иджис (система ПРО)"

Ссылки

  • - аналитическая статья Би-би-си (англ.)

Примечания

Отрывок, характеризующий Иджис (система ПРО)

Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики; а пришел Наполеон и, не зная об его существовании, как щепку с дороги, столкнул его, и развалились его Лысые Горы и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание, посланное свыше. Для чего же испытание, когда его уже нет и не будет? никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытание? Отечество, погибель Москвы! А завтра меня убьет – и не француз даже, а свой, как вчера разрядил солдат ружье около моего уха, и придут французы, возьмут меня за ноги и за голову и швырнут в яму, чтоб я не вонял им под носом, и сложатся новые условия жизни, которые будут также привычны для других, и я не буду знать про них, и меня не будет».
Он поглядел на полосу берез с их неподвижной желтизной, зеленью и белой корой, блестящих на солнце. «Умереть, чтобы меня убили завтра, чтобы меня не было… чтобы все это было, а меня бы не было». Он живо представил себе отсутствие себя в этой жизни. И эти березы с их светом и тенью, и эти курчавые облака, и этот дым костров – все вокруг преобразилось для него и показалось чем то страшным и угрожающим. Мороз пробежал по его спине. Быстро встав, он вышел из сарая и стал ходить.
За сараем послышались голоса.
– Кто там? – окликнул князь Андрей.
Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
– Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
– А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.

26 апреля 2017 года на брифинге на VI Московской международной конференции по безопасности первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации генерал-лейтенант Виктор Познихир заявил, что наращивание потенциала ПРО США нарушает сложившийся паритет стратегических вооружений. Российский Генштаб тревожит то обстоятельство, что развернутые в Европе американские системы ПРО располагают средствами отслеживания пусков российских баллистических ракет. Вслед за этим 29 апреля 2017 года посол РФ в Норвегии Теймураз Рамишвили сделал представление Норвегии о том, что Россия предупреждает ее о последствиях размещения элементов системы противоракетной обороны НАТО на своей территории. В свете подобного рода заявлений следует разобраться в том, что происходит в сфере развития противоракетной обороны, осуществляемой США.

Одним из магистральных направлений развития ПРО в США является развитие ее морской составляющей, что является вполне логичным процессом, если учесть, что глобальная гегемония США осуществляется посредством проецирования военно-морской мощи этой державы и осуществления контроля на морях и океанах. Развитие современного военно-морского флота после Второй мировой войны привело к ситуации, когда главным корабельным вооружением стали управляемые в полете баллистические и крылатые ракеты. Этот класс вооружений позволил не только вести морские бои между кораблями на больших расстояниях, но и наносить удары по целям в глубине сухопутной территории противника. В случае использования ядерных блоков на морских баллистических или крылатых ракетах дальнего или среднего радиуса подобного рода вооружения приобретают стратегический характер. Одновременно для противодействия наступательным ракетным вооружениям на флоте стали применяться противоракеты в дополнение к прежним зенитно-артиллерийским средствам корабельных ПВО. Этот класс морской ПРО стал закономерно развиваться аналогично морским наступательным ракетным вооружениям из тактической и оперативной сферы применения в стратегическую. Это магистральное развитие морских вооружений ПРО, и США лидируют в настоящее время в этом процессе. Конкретно совершенствование ПРО идет в рамках развития т. н. системы «Иджис» (Aegis).

Боевые суда ВМС США, способные к осуществлению функций ПРО, называются еще кораблями «Иджис», поскольку они оснащены боевой системой этого названия - интегрированным набором датчиков, компьютеров, программного обеспечения, дисплеев, пусковых установок для ракетного оружия и самих ракет. Система «Иджис» названа в честь мифологического щита, защищавшего верховного бога Эллады - Зевса. Система «Иджис» была первоначально разработана в 1970-х годах для защиты кораблей от самолетов, противокорабельных крылатых ракет, наземных и подводных угроз. Система была впервые развернута ВМС США в 1983 году, и с тех пор она неоднократно обновлялась и непрерывно совершенствуется. Поэтому система ПРО «Иджис» существует в нескольких вариантах: ПРО 3.6.X, 4. X, 5.0 CU, 5.1 и т. д.

В США военно-морская программа обороны от баллистических ракет «Иджис» осуществляется совместно Агентством противоракетной обороны (MDA) и Военно-морскими силами США (US Navy). Военно-морская программа «Иджис» финансируется в основном за счет бюджета Агентства противоракетной обороны - MDA. Бюджет ВМС США обеспечивает финансирование дополнительных усилий, связанных с ПРО. На 2017 год в бюджете MDA планируется выделение $ 1,774 млрд на закупку и финансирование научных исследований и разработок в рамках программы «Иджис», включая расходы на создание двух наземных баз «Иджис» в Польше и Румынии по программе Aegis Ashore. Создание последних идет в рамках Европейского поэтапного адаптационного подхода (EPAA).

Центром системы ПРО является корабельная боевая информационно-управляющая система (сокр. БИУС) «Иджис», используемая на двух типах кораблей ВМС США - крейсерах УРО (управляемого ракетного оружия) типа «Тикондерога» (в американской классификации - CG-47) и эсминцах УРО типа «Арли Берк» (DDG-51). Всего в составе ВМС США на 21 марта 2017 года числится 275 кораблей и судов различных типов, в том числе - 64 эсминца УРО типа «Арли Берк» и 22 крейсера УРО типа «Тикондерога», оснащенных БИУС «Иджис». Таким образом, на сегодняшний день треть списочного состава боевых кораблей ВМС США могут выполнять функции ПРО. Согласно планам MDA и ВМС США, количество кораблей в ВМС США с БИУС «Иджис», способных к ПРО, увеличится в передовом базировании - т. е. в глобальных океанских районах вне акватории США с 33 единиц - на конец 2016 года до 49 единиц к концу 2021 года. Т. е. за текущее пятилетие планируется на треть увеличить количество кораблей ПРО в передовом базировании ВМС США.

Согласно последним планам развития ВМС США, в рамках тридцатилетней судостроительной программы планируется увеличить численный состав кораблей ВМС с 275 единиц до 355 единиц кораблей. В планируемом приросте ВМС США будет построено 104 корабля с системой «Иджис» на борту, которая, разумеется, будет совершенствоваться и дальше. При учете подобной перспективы прирост следует соотносить с выбыванием из списков флота ныне действующих крейсеров и эсминцев УРО «Иджис».

В действующем составе ВМС США на настоящий момент остается 22 крейсера УРО типа «Тикондерога» (CG-52 - CG73) 1982-1988 годов постройки. Программе модернизации «2−4−6» подлежат 11 из этих находящихся в строю крейсеров УРО - конкретно CG-63 - CG73. ВМС США будут держать в оперативной готовности 11 этих модернизированных крейсеров УРО типа «Тикондерога» до середины 2030-х годов. Они будут выведены из состава флота в период 2035-2045 годов. Остальные 11 крейсеров УРО - CG-52 - CG62 будут списаны со службы в 2019-2026 годах.

Другой самый многочисленный тип кораблей с «Иджис» на борту - это эскадренные миноносцы УРО типа «Арли Берк». В рамках самой крупной в мире после Второй мировой войны военно-морской серии этих эсминцев УРО имеется восемь подтипов. После 1988 было построено 64 эсминца УРО типа «Арли Берк» (DDG-51 - DDG-113 и DDG-115). Все они находятся в строю с периодической плановой модернизацией на судостроительных предприятиях. В настоящий момент заложено, спущено на воду или находится в достройке еще 5 единиц эсминцев УРО типа «Арли Берк». В планах контрактов на постройку еще 5 единиц, из них три эсминца самого новейшего типа - Flight III (DDG-124, 125, 126). Корабли Flight III должны быть оснащены новым радаром, который сможет выполнять улучшенную функцию радиолокатора противоракетной обороны против баллистических и крылатых ракет. Первые 28 кораблей типа «Арли Берк» (серия Flight I и Flight II, DDG-51 - DDG-78) должны оставаться в строю ВМС США 35 лет, т. е до 2026 - 2034. Срок службы следующих 34 кораблей (серия Flight IIA, DDG-79 - DDG-113) определен в 40 лет, т. е. до 2040-2056 годов.

Эсминцы УРО типа «Арли Берк» - это весьма удачные современные боевые корабли, которые могут выполнять универсальные функции, из которых ПРО является лишь одной из их боевых возможностей.

Эсминцы УРО типа «Арли Берк» могут:

Осуществлять ПВО и ПРО собственных военно-морских баз;
- осуществлять ПВО и ПРО ударных авианосных групп;
- осуществлять ПРО территорий от ударов противника крылатыми и баллистическими ракетами среднего и малого радиуса действий;
- вести морской бой с кораблями и морскими соединениями противника, как в составе морских групп, так и в одиночку;
- осуществлять противолодочную оборону (ПЛО), как соединений флота, так и на морских коммуникациях;
- осуществлять оперативно-тактические удары крылатыми ракетами «Томагавк» RGM/UGM-109 в вариантах C, D или Е на средние дистанции по целям в глубине территории противника. Как последний пример - это удар крылатыми ракетами «Томагавк» по авиабазе Шайрат в Сирии из акватории Средиземного моря эсминцами УРО ВМС США типа «Арли Берк» - «Росс» (DDG-71) и «Портер» (DDG-78).

Аналогичные боевые функции могут выполнять и крейсеры УРО типа «Тикондерога», хотя в сравнении с «Арли Берками» они выглядят несколько устаревшими.

Потенциально крейсеры УРО типа «Тикондерога» и эсминцы УРО типа «Арли Берк» могут осуществлять стратегические удары на средние дистанции по объектам противника в глубине территории крылатыми ракетами «Томагавк» с ядерными боевыми частями. Однако все морские крылатые ракеты «Томагавк» в модификации BGM-109A с ядерными боеголовками W80 были списаны в начале 1990-х в рамках договора СНВ-I.

Универсальные функции крейсеров УРО типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Арли Берк» обеспечивают размещенные на них пусковые установки вертикального запуска Mk-41 системы «Иджис», которые одинаково могут использоваться для запуска оперативно-тактических КР «Томагавк», ракет для выполнения задач ПВО и ПРО SM-2, SM-3, SM-6, RIM-7M Sea Sparrow, RIM-162A ESSM, а также противолодочных ракет (ПЛУР) RUM-139 VLA (ASROC).

Типовая загрузка ракетного боекомплекта на крейсерах УРО типа «Тикондерога» - это 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР SM-2 - всего 122 ракеты в двух модулях ПУ Mk-41. У эсминцев УРО типа «Арли Берк» - это от 8 до 56 ракет «Томагавк» и до 74 ракет SM-2 или SM-3 в двух ПУ Mk-41 системы «Иджис». В зависимости от поставленных задач соотношение отдельных видов ракетного боекомплекта на борту корабля в установке вертикального пуска Mark 41 может изменяться. Так, если перед кораблем ставится задача обеспечения ПВО - то увеличивается боекомплект ЗУР и, соответственно, уменьшается боекомплект КР и ПЛУР. Если кораблю требуется повысить ударную способность - уменьшается боекомплект ЗУР и ПЛУР и увеличивается боекомплект крылатых ракет «Томагавк». Единственным недостатком системы Mk-41 является то, что ракетный боекомплект корабля может пополняться только на приспособленных для этого военно-морских базах. Т. е. выстреливший свой боекомплект «Арли Берк» должен направляться на ближайшую базу с ракетными складами. Он не может пополнить его в море, приняв с транспортов.

Первоначально основным назначением ЗУР в системе «Иджис» была оборона кораблей от ударов противника с воздуха на средних - от 20 до 100 км, и больших - свыше 100 км дистанциях. Считалось, что корабли с возможностями ПРО в основном должны были использоваться для защиты «активов» ВМС в морском бою против противника с продвинутыми возможностями. Но с конца 1980-х годов функции ПРО морской системы «Иджис» стали расширяться. Это демонстрирует эволюция используемых в системе «Иджис» противоракет. Применяемая в «Иджис» противоракета SM-2 первоначально была создана для перехвата самолетов и противокорабельных крылатых ракет. Максимальная дальность противоракет SM-2 - до 166,7 км, а высота зоны поражения - 0,15−15 км. Так, например, 12 октября 2016 года американский эсминец УРО типа «Арли Берк» DDG-87 «Мэйсон» успешно применил две ракеты SM-2MR и одну ESSM для отражения атаки противокорабельными ракетами, запущенными с территории Йемена.

Однако принятая на вооружение в 2012 году для системы «Иджис» противоракета Standard Missile 3 (SM-3) в вариантах RIM-161A и RIM-161B кардинально расширила возможности ПРО «Иджис». Максимальная дальность SM-3 - до 700 км, а высота зоны поражения - до 500 км. Противоракета SM-3 предназначена для перехвата баллистических ракет на любом участке траектории - во время разгона, баллистическом участке и на входе в атмосферу. При этом самой ценной ее функцией является перехват цели в космосе над атмосферой - т. н. «экзо-атмосферный перехват» в полете на средней фазе баллистической траектории. Боеголовка противоракеты SM-3 уничтожает боеголовку баллистической ракеты противника кинетической энергией при столкновении на встречных курсах. Наведение на цель производится автоматически с помощью имеющей высокое разрешение матричной инфракрасной головки самонаведения.

С января 2002 года в системе ПРО «Иджис» проведено 41 испытание противоракет. Из них - 36 испытаний с экзо-атмосферным перехватом с использованием противоракеты SM-3. В этих 36 испытаниях применения SM-3 достигнуто 29 успешных перехватов. Во время одного испытания SM-3 ее мишень подражала китайской баллистической ракете Dong-Feng 21 (DF-21), предназначенной для уничтожения американских авианосцев.

Идущие испытания демонстрируют развитие возможностей ПРО системы «Иджис». Так, например, на испытаниях в феврале 2013 года успешный перехват баллистической цели противоракетой SM-3 был осуществлен без применения корабельного радиолокатора при помощи целеуказания со спутника. Выясняется, что «Иджис» способна перехватывать цели с использованием данных космического слежения и системы сенсоров, размещенных на спутниках. В идеале раннее предупреждение о ракетном нападении с космического или стационарного объекта наземного базирования фиксирует пуск баллистической ракеты и передает информацию о нем в систему «Иджис». Система определяет оптимальный вариант перехвата и передает информацию на нужный корабль «Иджис», который производит пуск противоракеты. Период от предупреждения до перехвата боеголовки баллистической ракеты может занимать всего пять минут.

Кроме того, как выяснили испытания, система «Иджис» может использоваться в космической войне как противоспутниковое оружие. 20 февраля 2008 года с использованием модифицированной версии системы «Иджис» противоракетой SM-3 был сбит сошедший с орбиты спутник наблюдения США.

В 2017 году на вооружении в системе «Иджис» состоит 296 противоракет SM-3 различной модификации. В 2021 году их планируется иметь 465 единиц.

В настоящее время идут испытания и доводка для принятия на вооружение новой противоракеты для системы «Иджис» - SM-6. Ракета SM-6 обладает широкими возможностями в области тактической ПРО. Ее можно использовать как для противовоздушной обороны, т. е. для противодействия самолетам и противокорабельным крылатым ракетам, так и для защиты от баллистических ракет. Она способна эффективно перехватывать тактические ракеты и боеголовки баллистических ракет малого и среднего радиуса действия на входе их в атмосферу. Максимальная дальность SM-6 - более 370 км (460 км), высота зоны поражения - более 33 км. Активная радиолокационная головка самонаведения позволяет противоракетам SM-6 эффективно поражать цели без целеуказания с борта корабля-носителя. SM-6 способна успешно действовать по низколетящим крылатым ракетам за линией горизонта. В этом случае наведение на цель может осуществлять, например, самолет ДРЛО. По-видимому, SM-6 со временем сменит на вооружении противоракету SM-2 Block IV. Текущий план предусматривает производство 1200 ракет SM-6 по цене за единицу $ 4,3 млн. Предполагается, что подобными ракетами будут оснащены боевые корабли ВМФ США, Японии, Республики Корея и Австралии.

Прогресс в развитии военно-морской системы ПРО «Иджис» привел к «выходу» системы на сушу. Система «Иджис» в варианте Aegis Ashore использует ту же самую установку морского базирования и морские противоракеты на сухопутной территории через размещение на военных базах ПРО корабельных пусковых установок Mk-41 с комплектом противоракет SM-3. В настоящее время в Пентагоне и Конгрессе США активно обсуждается возможность преобразования испытательного объекта «Иджис» на Гавайях в действующий военный объект Aegis Ashore для обеспечения дополнительных возможностей ПРО для защиты Гавайских островов и Западного побережья США.

Сильной стороной программы развития системы ПРО «Иджис» является тесное взаимодействие и сотрудничество США со своими союзниками в Европе и в других регионах мира. Допуск союзников США к системе «Иджис» начался с конца 1980-х годов. Потенциал ПРО особенно проявляется в Азиатско-Тихоокеанском регионе в тесных рабочих отношениях между США и Японией. Корея и Австралия вслед за Японией присоединяются к сети «Иджис». Особенно тесно с США в разработке некоторых технологий для «Иджис» сотрудничают японцы. Совместные исследования по «Иджис» проводятся в соответствии с меморандумом о договоренностях между США и Японией, подписанным в 1999 году. Япония имеет у себя в строю шесть эсминцев УРО с системой «Иджис» на борту, из них четверка - типа «Конго» является полным аналогом американского «Арли Берка». В ноябре 2013 года японцы объявили о планах закупить еще два дополнительных эсминца УРО с системой «Иджис». Кроме того, в 2014 году Министерство обороны Японии объявило о заинтересованности в приобретении наземной батареи противоракетной обороны Aegis Ashore.

В настоящее время в постройке кораблей системы «Иджис» в Тихоокеанском регионе заинтересованы еще ВМС Южной Кореи и Австралии. Австралия уже имеет в составе своих ВМС два фрегата типа «Хобарт» с «Иджис» и намерена к 2020 году построить еще три таких корабля. В 2016 году появилось сообщение о намерении Республики Корея построить тройку эсминцев УРО с системой «Иджис» и противоракетами SM-3.

США заинтересованы в привязке своих европейских союзников к глобальной системе ПРО «Иджис» так, как это осуществляется на Тихом океане с азиатско-тихоокеанскими партнерами США. В Европе по этой части первенствуют Испания и Норвегия. Среди европейских союзников НАТО корабли «Иджис» в составе своих ВМС уже имеют Испания и Норвегия. У Испании - это пять фрегатов типа F100 «Альваро де Базан» 2002-2012 годов постройки. Пять норвежских фрегатов типа «Фритьоф Нансен» постройки 2006-2011 годов имеют по сравнению с американскими и испанскими кораблями меньшее водоизмещение и, следовательно, располагают уменьшенной версией системы «Иджис», включая менее мощный радар. Слабостью испанских и норвежских фрегатов с «Иджис» является их вооружение только ракетами «Спарроу», а не более продвинутыми американскими SM-2 или SM-3.

Однако более важно взаимодействие национальных систем европейских стран-членов НАТО с американской «Иджис». Система ПРО «Иджис» может взаимодействовать со средствами защиты НАТО и обмениваться информацией о воздушном сообщении и пусках баллистических и крылатых ракет. США заинтересованы в унификации радаров союзников и каналов связи для интеграции их потенциала в систему «Иджис». Европейские страны НАТО постепенно передают свои военно-морские активы в распоряжение американской системы ПРО. Так, например, успешное испытание нового канала передачи данных позволяет противоракетам SM-3 связываться с радарами X-диапазона, которыми оснащены военные корабли Нидерландов, Дании и Германии. В 2001 году США совершили частичное нарушение договора по ПРО, развернув на территории Норвегии как бы «не свою» РЛС «Глобус-2», испытанную в качестве элемента ПРО. Формально данная РЛС была построена норвежцами и использовалась для слежения за космическими аппаратами, но на практике используется для слежения за пусками российских баллистических ракет. Норвежский радар - это один из первых примеров наращивания американской инфраструктуры ПРО на потенциальном европейском театре военных действий. Соединение системы национальной европейской противоракетной обороны ближнего и среднего радиуса действия с американской системой противоракетной обороны большой дальности будет иметь решающее значение для согласованности ПРО в масштабах всего НАТО. В Европе с сентября 2005 года реализуются планы по обеспечению надежной территориальной ПРО европейских стран при помощи т. н. Активного многоуровневого театра (ALTBMD). Объединенный центр воздушных операций (CAOC) в Торрехон-де-Ардос, Испания, вместе с Центром в Уэдеме в Германии входят в систему воздушного управления, которая включает в себя функцию противоракетной обороны. На ноябрьском саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года политические лидеры стран-членов НАТО обязались расширить этот круг полномочий, включив в него защиту европейской территории альянса. В соответствии с этим решением американцы дополнили план ALTBMD своим планом EPAA. Европейский поэтапный адаптивный подход (EPAA) был определен 17 сентября 2009 года администрацией президента Барака Обамы . Министр обороны США Леон Панетта во время выступления в Брюсселе 5 октября 2011 года заявил: «Соединенные Штаты полны решимости построить и обеспечить полный охват и защиту всего нашего европейского населения, их территории и стран-членов НАТО от растущей угрозы, создаваемой баллистическими ракетами».

Первый этап EPAA предполагал размещение на постоянной основе американских кораблей «Иджис» на военно-морской базе в Средиземном море. В соответствии с этим решением в 2012 году на военно-морской базе в Рота, Испания, были развернуты в постоянном передовом базировании четыре эсминца УРО типа «Арли Берк». Эти четыре корабля являются американским вкладом в систему противоракетной обороны НАТО. Второй этап EPAA предусматривал создание в 2015 году площадки Aegis Ashore в Румынии с противоракетами SM-3 IB. Третий этап предусматривал создание к 2018 году площадки Aegis Ashore в Польше с противоракетами SM-3 IIA. Второй этап уже выполнен, третий - выполняется, что вызывает особое недовольство России. Хотя, справедливости ради, следует признать, что усилия в рамках EPAA могут защитить европейских союзников США лишь от ограниченного нападения баллистическими ракетами среднего радиуса действия с восточного направления. Тем не менее, развертывание в рамках Aegis Ashore универсальных пусковых установок Mk-41 в Польше и Румынии, т. е. на сухопутной территории, является очевидным нарушением пункта Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД) от 8 декабря 1987 года.

В настоящее время корабли с системой «Иджис» ВМС США несут постоянную службу в западной акватории Тихого океана и в Персидском заливе. По официальной версии Пентагона и Госдепартамента США, в случае с Тихим океаном обеспечивается региональная оборона от возможных нападений баллистическими ракетами со стороны Северной Кореи, а в случае с Персидским заливом - Ирана. Таким образом, США создают глобальные локальные районы ПРО с ограниченными возможностями. В случае с «Иджис» США исходят из возможности создания глобальной системы ПРО, способной надежно защитить территорию США и их союзников от ограниченного ракетного нападения с применением небольшого количества баллистических ракет. Нынешняя активность США по отношению к Северной Корее, кажется, выдает нетерпеливое желание американских военных испытать ПРО «Иджис» в боевых условиях с заведомо слабым противником.

Однако нельзя не признать, что вся эта активность вокруг развития системы ПРО «Иджис» способствует общему прогрессу противоракетных технологий, которые имеют тенденцию распространяться на сферу стратегических вооружений. Дестабилизация в этой сфере является давно просчитанной мыслительной схемой. ПРО создает соблазн превентивного ядерного удара.

И в другом плане нельзя не признать, что американская ПРО «Иджис» создает современные военные возможности. Вспомним, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) от 26 мая 1972 года между США и СССР разрешал иметь не более двух систем ПРО - одну вокруг столицы, другую - в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. Однако американская военно-морская система ПРО «Иджис» демонстрирует несравнимо большую эффективность, поскольку создаваемые кораблями УРО районы ПРО мобильны. Это позволяет концентрировать усилия ПРО на опасных направлениях.

В идеале ситуацию можно представить так. США - это большой континентальный «Остров», окруженный со всех сторон океанами. От ударов баллистических ракет и крылатых ракет большого радиуса действия его можно защитить развертыванием в море кораблей ПРО по периметру. Корабли будут располагаться под траекториями полетов баллистических ракет ближе к «Острову», дальше от него - под средними участками баллистических траекторий, ближе к противнику и т. д. Схемы могут быть различными. Мощная компьютерная система, обслуживающая БИУС «Иджис» должна быть связана с радарами, предупреждающими о ракетном нападении, космическими датчиками, а в идеале - вообще со всеми работающими радарами, как своими, так и союзников. Компьютерная система должна обрабатывать поступающую информацию о пусках и траекториях полетов баллистических ракет и дальше выдавать целеуказание на оптимально расположенные для перехвата корабли ПРО. Архитектура ПРО позволит сопровождать цели до их поражения.

Главное - в морской составляющей стратегической ПРО США (а к этому идет дело) - это фактор господства на море ВМС США. Именно оно гарантирует работоспособность системы «Иджис» и того, что последует за ней. В свете подобных гипотетических перспектив морской составляющей будущей стратегической ПРО США нельзя не признать, что повышается значение Арктики, как потенциального театра стратегических военных действий на море.

Дмитрий Семушин

В 1983 году на океанские просторы вышел новый американский боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море! ). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).

«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида») . БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».

В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира . За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология. Как и подобает настоящему герою, «Иджис» повторила «12 подвигов Геракла».

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус

Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты » («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя ». «Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти !» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться ».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту .

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК).

Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание.

Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос .

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите».

В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 км. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.

Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всё равно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне.

Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Подвиг четвёртый. «Иджис» вылезает на берег.

И лезет прямо в сердце Европы – в сказочную Чехию, страну величественных замков и отменного пенного напитка. Нет, «Иджис» приползла отнюдь не за пивом: Польша, Чехия и Венгрия выразили готовность разместить на своей территории элементы американской системы ПРО. К 2015 году ожидается появление еще одного действующего объекта в Румынии.

Как мы уже упоминали, страсти по ПРО не стоят свеч. Если ракеты-перехватчики ориентированы против России, то получается, что они бесполезны. Траектория полета российских МБР лежит через Северный полюс – в этом случае перехватчикам «Стандард-3» из Чехии придется стрелять вдогон, что не дает им ни единого шанса на успех.

«Иджис» и «Стандард-3» нужно размещать на Шпицбергене или в Гренландии – вот тогда они превращаются в действительно работоспособный «щит». И почему никто не обращает внимания, что 22 корабля ВМС США оснащены уже действующими противоракетами? Это тревожный знак, США получают контроль над околоземным пространством.

Пожалуй, мы опустим рассказ об остальных подвигах «Иджиса» — они вполне заурядны, и не стоит утомлять читателя монотонным перечислением фактов и вполне предсказуемыми выводами. «Иджис» создавалась как оборонительная система ПВО, и действительно — комплекс вооружения крейсеров типа «Тайкондерога» первой серии состоял лишь из зенитных ракет и противолодочных ракето-торпед. Две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Гарпун» использовались в декоративных целях – согласно американской доктрине морского боя, приоритет в борьбе с надводными целями имела палубная авиация.

Но все изменилось с появлением вертикальной пусковой установки Mарк-41 – с ее помощью, Иджис-корабли превратились в действительно грозные боевые единицы. УВП Mарк-41 и новые боеприпасы без каких-либо затруднений были интегрированы в систему «Иджис», действительно, не требуется много усилий, чтобы «закачать» в память крылатой ракеты «Томагавк» координаты места старта и места назначения, а также карту подстилающего рельефа на маршруте полета.

Такие действия не требуют сложных расчетов и выработки мгновенных решений, неудивительно, что Иджис-корабли неоднократно привлекались к ударам по наземным целям, и успешно выполняли такие боевые задания – полсотни «Томагавков» в ударном варианте — тут как-раз достаточно для совершения десятка «подвигов» во славу демократических ценностей.

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится . Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов . Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

И все-таки, факты говорят о том, что ВМС США не собираются целиком полагаться на сложную и ненадежную «Иджис». Основные усилия в борьбе с низколетящими противокорабельными ракетами ориентированы не на их непосредственный перехват, а на противодействие носителям ПКР – кораблям, самолетам и подводным лодкам, чтобы не допустить их выход на дистанцию атаки. А «Эгида» — всего лишь последний рубеж.

Что ж, обещал я пост про Aegis. Вот он. Тема, правда, оказалась огромной. Сначала я рассчитывал написать обзор. Но в итоге обзор получился расширенным. Сразу оговорюсь, что данную тему можно рассматривать с разных ракурсов. Подробно описывать историю развития, изучать отдельные компоненты и планы по развертыванию, вдаваться в разные аспекты, пытаться анализировать эффективность, рассчитывать, что она может и не может и т. д.

Я же в рамках данной уже, наверное, серии статей решил опереться на то, что говорят о системе сами американцы, как они ее сами видят и как показывают. Поэтому все, что здесь изложено, взято из американских официальных документов госслужб, пресс-релизов Агентства ПРО США и компаний-производителей, а также новостей солидных американских военных СМИ и форумов.

Итак, Aegis или Эгида, в переводе с древнегреческого "буря" или "вихрь", мифический щит бога Зевса. Это все лирика.

Теперь договоримся о терминах.

1) В данном случае Aegis не аббревиатура и никак не расшифровывается, а в наших военно-инженерных кругах произносят по правилам транскрипции "Иджис".

2) Существует программа Агентства ПРО США (Missile Defense Agency ) под названием Aegis BMD (Ballistic Missile Defense). Целью данной программы является создание и развертывание региональной сетевой системы ПВО-ПРО морского базирования - одного из ключевых компонентов строящейся американской глобальной сетевой эшелонированной системы ПРО. Этот компонент я буду называть региональная (она же объектовая) система ПРО A egis или просто система ПРО Aegis.

3) Региональная система ПРО Aegis строится на основе корабельной системы ВМС США Aegis Weapon System (Mk 7), она же Aegis combat system. Я буду писать сокращение AWS (Aegis Weapon System ). В русскоязычных источниках ее, как правило, называют БИУС (боевая информационно-управляющая система). Знающие люди объяснили, что сейчас также распространен и является более предпочтительным термин МСУО (многофункциональная система управления оружием). Начну разбор темы с нее.


Эскадренный миноносец проекта DDG-51 Arleigh Burke USS John Paul Jones (DDG-53) - корабль, оснащенный передовыми системами ПРО Aegis третьего поколения

1) Многофункциональная система управления оружием Aegis представляет собой комплекс радиоэлектронного и вычислительного оборудования, а также программного обеспечения и интерфейсов, который выполняет управление корабельными РЛС и средствами связи, обработку данных, поступающих от различных источников, и выдачу в полуавтоматическом и автоматическом режиме команд на открытие огня по целям из корабельных артиллерийских комплексов, а также команд на запуск ударных крылатых ракет (типа "Tomahawk"), противолодочных ракет и противоракет ПВО и ПРО.


Схема 1. Структурная схема МСУО Aegis

В ее состав, как правило, включают следующие основные системы (они на Схеме 1 обозначены желтым цветом):


  1. Command and Decision ( C & D ) Network - сеть боевого управления и поддержки принятия решений

  2. A egis Display System (ADS) - система отображения информации

  3. Aegis LAN Interconnect System - система внутрикоммуникационных соединений

  4. Aegis Combat Training System (ACTS) - учебно - имитационная система

  5. SPY - основная многофункциональная трехкоординатная РЛС SPY -1

  6. Weapons Control System (WCS) - система координированного управления корабельными комплексами вооружений

  7. Fire Control System ( FCS ) - система управления огнем

  8. Operational Readiness Test System ( ORTS ) - система проверки функционирования и боеготовности

  9. Vertical launch system - установки вертикального пуска ракет

В незакрашенных квадратиках обозначено все то, что подключено, и то, чем AWS управляет. А это все виды связи, навигации, радиолокации, гидролокации, системы шифрования, система опознавания «свой-чужой», средства РЭБ, дополнительные обзорные РЛС, система противолодочной защиты LAMPS с вертолетами ПЛО, система управления ракетами «Томагавк», система управления артиллерийским огнем и др.

Схема 1 демонстрирует устройство достаточно продвинутой версии AWS , не ниже Baseline 6. Однако сейчас все меняется, так как постепенно AWS на большинстве кораблей будут модернизировать до Baseline 9. Об этом немного позже. А пока зафиксируем, что примерно так устроено большинство сегодняшних AWS .

Немного истории. Данная система разрабатывалась с начала 60-х годов в рамках программы создания возможностей для боевых надводных кораблей по организации собственной автономной обороны от авиация противника, противокорабельных крылатых ракет и других надводных и подводных угроз.

Пишут также, что разрабатывалась она под задачу отражения в открытом море массированных налетов советских бомбардировщиков. Головным разработчиком системы тогда была RCA , а в настоящее время является небезызвестная компания Lockheed Martin .

Первая МСУО Aegis была развернута на ракетном крейсере проекта «Тикондерога» USS Ticonderoga CG-47 , введенном в состав ВМС США 23 января 1983 года. В 91-м году уже модернизированная МСУО была установлена на первый в серии эскадренный миноносец проекта DDG-51 Arleigh Burke («Арли Бёрк»).
Так эта система себе и развивалась от одной модификации, так называемой Baseline , к другой.


Схема 2. Модификации Baseline МСУО Aegis. Стрелки справа указывают, какие группы кораблей были модернизированы до модификаций Baseline 6 и 7.


Пока в 94-м году компании Loсkh eed Martin не поручили разработать дополнительное программное обеспечение, которое позволило бы корабельной МСУО выполнять задачи тактической системы ПРО с использованием специально разработанных противоракет.

Здесь и начинается история региональной системы ПРО Aegis морского базирования.

C 97 года начали проводить первые испытания модифицированной под запуск в верхние слои атмосферы ЗУР SM -2 и прототипа SM -3 с борта крейсеров USS Shiloh , USS Lake Erie и эсминца USS Russel . И только осенью 2006 года ВМС и Агентство ПРО США сертифицировали для оперативного развертывания пакет оборудования и ПО системы ПРО первого поколения 3.6.1 в сочетании с противоракетами Standard Missile -3. Собственно, первые возможности ПРО были реализованы на кораблях с AWS модификаций Baseline 6 и 7.

С этого момента программа модернизации AWS (Baselines ) и программа разработки дополнительной аппаратуры и ПО для выполнения функций ПРО развиваются параллельно, но отдельно друг от друга. Модернизацию МСУО Aegis курирует ВМС США, а разработку и установку на МСУО доп. оборудования по программе ПРО курирует и оплачивает из своего бюджета Агентство ПРО.

В настоящее время параллельно с первым поколением системы ПРО Ae gis (3.6) активно развертывается пакет оборудования и ПО второго поколения системы (4.0), а также разрабатывается и проходит испытания пакет третьего поколения (5.0/5.1).

Тут сделаю оговорку. Судя по документам бюджетно-контрольного управления правительства США GAO , не все возможности, которые заявляются в версиях данных систем ПРО, уже действуют на практике. Агентству ПРО главное прокукарекать о них, чтобы с бюджетом все было хорошо, а потом еще годы все допиливают. Такая у них схема работы. Американцы в шутку называют ее " buy before you fly ".

Эволюцию МСУО Aegis можно отслеживать по пакетам модификаций аппаратного и программного обеспечения - Baselines (B / L ). В настоящее время их 9 основных и множество промежуточных, типа 9 A , 9С1, 9С2, 9 D , 9 E . Кораблей с МСУО модификации ниже Baseline 4 вроде уже не осталось. Те, что были ниже, или списаны, или готовятся к списанию или модернизации. Самая передовая из модификаций, и которая нас интересует прежде всего, это Baseline 9С1. О ней сейчас много пишут, так как именно она совместима с системой ПРО третьего поколения 5.0/5.1. И именно с нее начнется полное слияние этих двух систем благодаря принципам открытой архитектуры.

На слайде ниже показано, что они хотят сделать. Но так как слайд из относительно старой презентации, то на нем принципы открытой архитектуры планировалось внедрять уже в модификации B / L 7. Что-то у них там не получилось, и планы модификации B / L 7 phase II перетекли в B / L 9.


Слайд 1. Эволюция вычислительной и программной архитектуры AWS

Так вот, в рамках модификации Baseline 9 C 1/5.0 стандартные 32-битные серверы AN / UYK -43 (вычислительная мощь Иджиса) будут полностью заменены на серийные с компонентно-ориентированным ПО с обменом сообщениями. Будет создана единая библиотека исходных программ. Модернизированы средства отображения информации. Интересная деталь - на этом слайде указано, что они собираются отказаться от своих супернадежных языков программирования CMS -2 и Ada , специально разработанных под военные задачи, и перейти на языки C ++ и Java .

Все это, наверное, будет очень удобно, аккуратно, гибко и экономно. Но лично у меня здесь возникает один вопрос. Фактически ради всего этого комфорта и благолепия они отказываются от своего военного стандарта (MILSPEC ). Может быть, не такого гибкого и дешевого, но зато надежного.

А как все эти COTS (commercial of - the - shelf ) будут функционировать в боевых условиях? Уже сейчас Пентагон сотрясает скандал за скандалом по поводу выявления нелицензионных китайских компонентов в военном оборудовании. А что будет, когда серверы будут серийными? Китайских закладок да и просто браков они не боятся? Все это может сделать их системы непредсказуемыми. А в условиях до предела накаленной международной обстановки любая ошибка военных, пущенная неудачно ракета, сбитый самолет или потопленный корабль может спровоцировать новые конфликты. Все это пища для размышлений.

А пока вернемся к модернизации МСУО. Кроме того, что я уже описал, в модификации Baseline 9C1/5.0 будет внедрен один общий мощный многофункциональный процессор обработки сигналов, который позволит выполнять функции ПВО и ПРО одновременно. Все эти возможности уже доступны, но пока только на 3 кораблях ВМС США. Остальные МСУО, оснащенные пакетом ПРО ниже третьего поколения (5.0), могут работать только в одном из режимов - или ПВО, или ПРО.


Системы отображения информации МСУО Aegis . Фото с сайта компании Lockheed Martin

В настоящее время чтобы довести МСУО Aegis до уровня выполнения функций ПРО требуется оснастить ее доп. оборудованием в рамках специальной программы модернизации, стоимость которой составляет от 20 до 60 млн долларов за один корабль, в зависимости от поколения системы ПРО.

В 2009 году после ухода администрации Буша мл. и прихода администрации Обамы система ПРО Aegis была выдвинута на первый план как основная более гибкая, эффективная и мобильная система ПРО. Кроме того, за ней не тянулось такого шлейфа неудач и проблем, какие к тому моменту накопила система ПРО .

Под систему Aegis была составлена обамовская программа EPAA (European Phased Adaptive Approach ). Теперь американцы заявляют, что после обкатки в Европе такие вот " Phased Adaptive Approach " будут реализовываться и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и везде, где им вздумается. Что все это означает, будем разбираться дальше, в рамках будущих статей. А следующий пост будет посвящен другим ключевым компонентам системы ПРО Aegis - РЛС AN / SPY -1, противоракетам SM -3 и SM -6 и пусковым установкам Mk 41.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то