Голосование ООН против Северной Кореи показывает, что система работает — в кои-то веки. Голосование ООН против Северной Кореи показывает, что система работает — в кои-то веки Россия должна повлиять на Кем Чен Ына

Совбез ООН единогласно поддержал ужесточение санкций против КНДР в ответ на недавние ракетные испытания. Документ приняли по инициативе США. При этом были учтены многочисленные поправки, в том числе, внесенные Москвой. В Пхеньяне новую резолюцию уже отвергли, заявив, что она нарушает суверенитет КНДР.

Резолюцию №2371, ужесточающую санкции против Пхеньяна, Совет безопасности ООН принял единогласно. Это - реакция на июльский запуск КНДР двух баллистических ракет. В США, Южной Корее и Японии их посчитали межконтинентальными. Россия с этим не согласилась, но ограничительные меры против Северной Кореи поддержала. Как и Китай. Вашингтон тут же поблагодарил за это Москву и Пекин, передает .

Новые санкции предполагают запрет на экспорт из КНДР железной и свинцовой руды, угля и морепродуктов. Также будут заморожены счета Банка внешней торговли, а северокорейским морским судам, нарушившим резолюции ООН, будет запрещен вход в порты всех государств. Странам-членам Организации объединенных наций также запрещено повышать число работников из Северной Кореи, создавать новые совместные предприятия и расширять существующие. Отдельный пакет санкций предусмотрен и против лиц, связанных с ракетной и ядерной программами КНДР. Предположительно, подобные меры на треть урежут северокорейский экспорт. В США новый пакет санкций назвали ударом под дых. Но, судя по всему, на этом Вашингтогн не остановится.

"Не нужно обманывать себя, думая, что мы решили проблему. Вовсе нет. Северокорейская угроза остается, и она быстро приобретает иной масштаб. Важно то, как мы будем действовать дальше. США уже начали принимать оборонительные меры, которые позволят нам защитить себя и своих союзников. Члены Совбеза и Организации объединенных наций должны делать еще больше, чтобы усилить давление на Северную Корею", - заявила постпред США в ООН Никки Хейли.

В США даже не исключают применения военной силы против Северной Кореи. Вашингтон возложил на Пекин обязанность по соблюдению санкций. Именно на Китай приходится 90% торговли с Пхеньяном. Постпред КНР за резолюцию хоть и проголосовал, но высказал мнение, что его государство явно не приветствует экстремальные меры воздействия на соседа.

Аналогичная позиция и у России. Москва поддерживает идею о том, что северокорейские власти должны свернуть ядерные программы и присоединиться конвенции по запрету на химическое оружие. Но санкции не должны вводиться ради санкций, чего, судя по всему, активно добиваются США.

"Вводимые только что резолюцией ограничительные меры в отношении КНДР не могут быть самоцелью. Они должны быть инструментом вовлечения этой страны в конструктивные переговоры", - говорит постпред России при ООН Василий Небензя.

Позиции России и Китая сходны и в том, что оба государства выступают против развертывания комплекса противоракетной обороны США в Южной Корее. В Пекине сомневаются, что это поспособствует решению проблемы ядерных испытаний. А в Москве уверены, что, наоборот, послужит раздражителем для Пхеньяна и поставит под вопрос безопасность соседних стран и подорвет сложившийся военный баланс в регионе.

5 августа 2017 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2371, ужесточающую санкции против Северной Кореи в ответ на запуски 4 и 28 июля ракеты Хвасон-14, которую как КНДР, так и ее недруги признали межконтинентальной .

Напомним, что подготовка санкционной резолюции началась еще после первого пуска (если не ранее), но американский проект встретил сопротивление Москвы и Пекина. СМИ РК открыто писали, что «в последнее время в отношениях России и США нарастает напряжённость из-за американских санкций и реакции российской стороны […] и это может стать предпосылкой для блокирования новой антисеверокорейской резолюции, продвигаемой США».

Целью резолюции было сокращение валютных доходов КНДР, которые по данным США оцениваются в $3 млрд. Санкции должны были сократить их за счет следующего:

Запрет экспорта из КНДР угля, железа, железной руды, свинца, свинцовой руды и морепродуктов;

Запрет на экспорт северокорейской рабочей силы и продукции текстильной промышленности;

Запрет на поставки в КНДР сырой нефти и любых углеводородов;

Запрет на новые совместные проекты с Северной Кореей и «любые новые инвестиции» в текущие совместные проекты;

Адресные меры в отношении как лиц и предприятий, связанных с ядерной и ракетной программами Пхеньяна, так и Государственного Совета КНДР, что фактически блокировало бы любую дипломатическую активность.

Итоговый вариант был внесен в СБ ООН США и Китаем, который на этот раз активно лоббировал свои интересы, и в западных СМИ утверждается, что две страны согласовали введение новых экономических санкций против КНДР без вовлечения остальных членов СБ.

Совместный проект подвергся некоторому смягчению. Запрет на экспорт угля и т.п. остался, однако страны, которые уже заключили с КНДР подобные контракты, должны завершить ввоз грузов из КНДР в течение 30 дней со дня принятия документа. Запрет на рабсилу превратился в запрет на дополнительное привлечение северокорейских рабочих сверх уже существующих квот. Топливная блокада была исключена в процессе обсуждения, как и санкции против Госсовета или запрет на текстиль. «Совместные проекты» ужали до совместных предприятий, сохранив как минимум сотрудничество в гуманитарной, научной и культурной сфере.

Адресные санкции затронули Банк внешней торговли КНДР, девять граждан Северной Кореи и четыре компании, чьи активы будут заморожены.

Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила, что нынешние санкции станут серьезным ударом по северокорейской экономике, будучи одними из самых жестких за последнее поколение. Однако автор воспринимает эти слова с большим скептицизмом.

Да, санкции были ожидаемы: в отличие от запусков искусственного спутника, которые можно считать пуском МБР, а можно и не считать, вспоминая, что право на мирное освоение космоса есть у всех, демонстративное испытание ракеты военного назначения нельзя не игнорировать. СБ ООН был обязан ответить на подобное «вызывающее поведение». Во-первых, Север демонстративно игнорирует резолюции ООН и подаёт дурной пример иным странам, которые хотели бы решить свои проблемы, обретя ядерный статус. Во-вторых, действия КНДР порождают дилемму безопасности и запускают порочный круг региональной гонки вооружений, давая Соединённым Штатам возможность наращивать свой военный потенциал, направленный вроде как против КНДР, а на деле – против Китая и России.

Именно потому при всей напряженности отношений США и РФ/КНР на данный момент голосование обошлось без воздержавшихся и тем более наложения вето. Но при этом, формально поддержав тезис о том, что действия КНДР не могут не остаться безнаказанными, Москва и Пекин убрали оттуда все те меры, которые были нацелены на реальное экономическое удушение страны.

Остальное болезненно, но терпимо. Большого количества инвестиций в КНДР или совместных предприятий все равно нет, а вопросы северокорейского экспорта будут, как и ранее, зависеть от того, насколько в рамках отношений КНР и США Пекин будет или не будет смотреть сквозь пальцы на некоторые явления. И сегодня приличная часть морепродуктов с маркировкой «Made in China» на самом деле производится в КНДР.

Лучше обратим внимание и на распространяющееся представление о том, что принимать санкции становится скорее ритуальным действием, а вот насколько они помогают решать проблему и не пора ли поискать иные варианты – отдельный вопрос.

К тому же, несмотря на поддержку санкций, оба соседа КНДР из числа постоянных членов СБ ООН, фактически выступили с «особым мнением». Так, постоянный представитель РФ Василий Небензя вроде бы призвал Северную Корею «свернуть ядерные программы и вернуться в режим нераспространения ДНЯО и контроля МАГАТЭ, а также присоединиться к конвенции по запрещению химического оружия». Однако в то же время Небензя отметил, что санкции против Северной Кореи не должны использоваться для «экономического удушения» страны, односторонние санкции в отношении КНДР «ущербны и незаконны», а «военные авантюры» вокруг КНДР могут обернуться «катастрофой для региональной стабильности».

Более того, российский дипломат открыто заявил, что денуклеаризация в Северной Корее проходит с трудом из-за того, что страна «ощущает угрозу» от наращивания сил в регионе другими странами, в том числе масштабных учений США и Южной Кореи и размещения в РК американской ПРО THAAD. В этом контексте «изоляция и давление должны уступить место диалогу и переговорам», потому что «ресурс санкционного давления после сегодняшней резолюции исчерпан», а «дополнительные ограничительные меры в отношении КНДР не могут быть самоцелью». В этом контексте Небензя довольно жестко прошелся по концепции односторонних санкций США и их союзников.

Некоторые заявления Небензя были открытыми инвективами, упакованными в дипломатическую обертку. Именно так стоит понимать очень важный для автора пассаж: «Хотели бы надеяться на искренность высказанных Госсекретарем США заверений о том, что США не ставят цель свержения действующего строя КНДР, насильственного объединения полуострова или военной интервенции в эту страну. Однако вызывает озабоченность, что предложенный нами пункт проекта резолюции, закрепляющий эти положения, не нашел поддержки у авторов». Сюда же прямое указание на то, что обвинения Пхеньяна в том, что он «поставляет компоненты ОМУ в руки негосударственных субъектов» бездоказательны и не должны упоминаться в документах ООН.

Китайский постпред при ООН Лю Цзеи высказался в похожем ключе: с одной стороны, он рекомендовал КНДР «прекратить действия, которые могут привести к эскалации» ситуации в регионе, с другой - раскритиковал развертывание THAAD , которое «не принесет решения проблемы ядерных испытаний и ракетных запусков».

Аналогичной была позиция министра иностранных дел КНР Ван И. 6 августа во время встречи со своим северокорейским коллегой в рамках регионального форума АСЕАН по безопасности в Маниле. Ван И изложил принципиальную позицию КНР по ядерной проблеме Корейского полуострова, подчеркнув, что наступает переломный момент, чтобы принять решение о возобновлении переговоров. Он призвал Пхеньян отказаться от действий, нарушающих резолюции Совета Безопасности ООН, а Вашингтон и Сеул - не обострять напряжённость в регионе. Все стороны должны сохранять сдержанность и сделать правильный выбор, осознавая ответственность перед народом своей страны и за мир в регионе.

Ранее, на встрече с главой МИД Великобритании Ван И призвал все заинтересованные стороны в положительном ключе рассмотреть предложение Пекина по сглаживанию напряженности на Корейском полуострове и поиску пути возвращения к диалогу. Речь идет об условиях отказа КНДР от ракетных и ядерных провокаций в обмен на прекращение южнокорейско-американских военных учений.

Таким образом, напряженность возросла, но это не решительный скачок, способный радикально изменить ситуацию. Сейчас скорее важен следующий ход, и автор очень надеется, что КНДР не решит поднять ставки в ответ, тем более что август – время очередных крупномасштабных американо-южнокорейских учений, когда градус заявлений традиционно повышается.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Уважаемый Господин Председатель,

Российская Федерация поддержала принятие санкционной резолюции Совета Безопасности 2371 в отношении КНДР. Мы понимаем необходимость остановки ракетно-ядерной программы Пхеньяна, которая для нас неприемлема. Разделяем чувства соседних государств региона. Стартующие без предупреждения с северокорейской территории баллистические ракеты подвергают серьезным рискам морские и авиационные перевозки в регионе, а также жизни рядовых граждан.

Призываем северокорейские власти свернуть запрещенные программы и вернуться в режим нераспространения ДНЯО и контроля МАГАТЭ, а также присоединиться к Конвенции о запрещении химического оружия.

Всем должно быть ясно, что продвинуться по пути денуклеаризации Корейского полуострова будет сложно, пока КНДР будет ощущать прямую угрозу своей безопасности. Ведь именно так северокорейцы воспринимают военную гиперактивность в регионе, принимающую форму регулярных широкомасштабных маневров и учений США и их союзников, направление туда стратегических бомбардировщиков, военно-морских сил, включая авианосцы.

Дополнительный дестабилизирующий фактор в регионе - наращивание на территории Республики Кореи элементов американской противоракетной обороны THAAD. Мы не раз говорили о том, что такие действия представляют собой не только раздражитель, но и в целом подрывают сложившийся военный баланс в регионе, ставя под вопрос безопасность сопредельных государств.

Хотели бы надеяться на искренность высказанных Госсекретарем США заверений о том, что США не ставят цель свержения действующего строя КНДР, насильственного объединения полуострова или военной интервенции в эту страну. Однако вызывает озабоченность, что предложенный нами пункт проекта резолюции, закрепляющий эти положения, не нашел поддержки у авторов. Эвентуальные военные авантюры с любой стороны обернутся катастрофой для региональной и глобальной стабильности.

Господин Председатель,

Акцентируем: вводимые только что принятой резолюцией дополнительные ограничительные меры в отношении КНДР не могут быть самоцелью. Они должны быть инструментом вовлечения этой страны в конструктивные переговоры. Решить ядерную проблему Корейского полуострова одними лишь санкциями и давлением на Пхеньян невозможно. Резолюция должна стать элементом политической стратегии, которую еще предстоит разработать и согласовать и вовлечь в ее реализацию КНДР.

Санкции не должны использоваться ни для экономического удушения КНДР, ни для преднамеренного ухудшения гуманитарной обстановки. Особенно это касается противозаконных односторонних рестрикций, которые бьют по гражданским отраслям, не связанным с ракетно-ядерными программами страны. Такие санкции являются причиной серьезного ухудшения условий жизни северокорейского населения, относительно чего, кстати, бьют тревогу гуманитарные агентства ООН.

Практика показывает ущербность односторонних мер, более того - деструктивность подхода, когда в качестве универсального способа решения мировых проблем вместо дипломатических инструментов используется санкционная «дубина».

Очевидно, что для нормализации обстановки на Корейском полуострове требуется всеобъемлющий подход, который предполагает как прекращение КНДР ракетно-ядерных испытаний, так и отказ от наращивания военной инфраструктуры, сокращения масштабов проводимых маневров. Остро на повестке дня стоит задача формирования атмосферы доверия между государствами региона. Следует отказаться от устаревших, показавших свою неэффективность алгоритмов решения ядерной проблемы Корейского полуострова и попытаться урегулировать ее при помощи нестандартных, креативных подходов. Изоляция и давление должны уступить место диалогу и переговорам.

Именно в этом ключе построены российские и китайские предложения относительно «двойного замораживания» и «параллельного продвижения». Хотели бы напомнить, что именно наши страны разработали совместную «дорожную карту», исключающую применение или угрозу силой и предполагающую комплексное решение всех проблем Корейского полуострова, в том числе ядерной, политико-дипломатическим путем, через налаживание диалога, без предварительных условий. В арсенале политических средств и возобновление Шестисторонних переговоров.

Эти идеи заслуживают серьезного внимания в качестве возможной отправной точки выхода из нынешнего тупика и возобновления переговорного процесса. Надо искать каналы связи с руководством КНДР, выводить его на субстантивный диалог по ядерной и ракетной проблематике.

Вновь хотели бы привлечь внимание к Совместному российско-китайскому заявлению по урегулированию ситуации на Корейском полуострове от 4 июля.

Господин Председатель,

Хотели бы обратить внимание на некоторые спорные моменты принятой сейчас резолюции. Разумеется, Пхеньян нарушает принятые против него санкции. Но он не поставляет компоненты ОМУ в руки негосударственных субъектов. Нет прямой связи между выполнением резолюции Совета 1540 и действиями официального Пхеньяна. Практике ее упоминания в контексте санкций должен быть положен конец. Это контрпродуктивно, прежде всего для самой резолюции.

Господин Председатель,

Сейчас как никогда важно вести совместный поиск политического решения комплекса проблем Корейского полуострова. Ресурс санкционного давления после сегодняшней резолюции исчерпан.

Готовы к коллективной работе в этой сфере. Одновременно ООН следует активизировать усилия по оказанию гуманитарного содействия населению КНДР. Сделанные в резолюции по нашему настоянию соответствующие изъятия позволяют и далее решать эту задачу.

22 декабря Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2397, ставшую ответом на испытание Пхеньяном 29 ноября баллистической ракеты, осуществленное в нарушение положений предыдущих решений СБ ООН.

В ходе крайне напряженной работы по согласованию текста резолюции удалось значительно скорректировать первоначальный крайне жесткий проект американской стороны, фактически предполагавший установление тотальной торгово-экономической блокады КНДР и введение санкций в отношении всего руководства страны.

По требованию российской делегации, в результате обеспечено продолжение реализации крупнейшего российско-северокорейского проекта в области транзита угля «Хасан-Раджин», сохранение прямого авиасообщения между нашими странами. Ушло подведение под санкции высшего руководства КНДР, правительства и Трудовой партии Кореи, а также полное эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в КНДР. Смягчены положения, касающиеся задержания, досмотра и действий в отношении «подозрительных» судов.

Руководствуясь гуманитарными соображениями, добились снятия положения о безусловной, «обвальной» репатриации северокорейских трудовых мигрантов. Теперь речь, по сути, идет об их возвращении на родину в 24-месячный срок. При этом данное требование не касается северокорейцев, ставших гражданами принимающего государства либо тех, чья репатриация не допускается в соответствии с национальным законодательством и международным правом.

Вновь вынуждены подчеркнуть, что упор Вашингтона на широкоохватные международные рестрикции в ущерб поиску устойчивых политико-дипломатических развязок не будет способствовать решению накопившихся проблем и нормализации обстановки в этом регионе. Пора переходить к выполнению не только санкционных разделов соответствующих решений СБ, но и тех их положений, которые призывают к мирному политико-дипломатическому урегулированию ситуации через диалог и переговоры. Очевидно, что устаревшие, показавшие свою неэффективность алгоритмы решения ядерной проблемы Корейского полуострова результатов не дают. Изоляция и давление должны уступить место диалогу и переговорам.

Призываем все заинтересованные стороны, прежде всего КНДР и США, проявлять сдержанность и отказаться от действий, которые чреваты непредсказуемыми и разрушительными последствиями для всего региона Северо-Восточной Азии и за его пределами.

Российская Федерация последовательно выступает за скорейший запуск переговорного процесса и ведет работу с целью нахождения взаимоприемлемых путей комплексного решения проблем Корейского полуострова. Именно на это и направлена предложенная нами соответствующая «дорожная карта» урегулирования.

ПЕКИН, 6 августа. /ТАСС/. Глава МИД КНР Ван И на встрече с министром иностранных дел КНДР Ли Ён Хо в Маниле призвал его исполнять условия резолюции Совета Безопасности ООН.

"Китай призывает КНДР более не предпринимать нарушающих резолюцию СБ ООН действий, а также призывает США и Республику Корея дополнительно не обострять ситуацию на полуострове", - приводятся слова министра в документе.

"Все должны сохранять сдержанность, ухватиться за те положительные сигналы, которые им направили в последнее время соответствующие стороны, а также сделать для своего народа и регионального мира ответственный и правильный выбор", - подчеркнул министр иностранных дел КНР. "Ли Ён Хо еще раз сообщил позицию КНДР по вопросу Корейского полуострова, а также выразил желание поддерживать контакты с КНР по этому поводу", - сказано в сообщении МИД Китая. Главы МИД Китая и КНДР Ван И и Ли Ён Хо провели встречу в Маниле, где в эти дни проходят мероприятия по линии Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Восточноазиатского саммита.

Резолюция СБ ООН

Ранее в субботу Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2371, ужесточив санкции в отношении КНДР в ответ на проведенные страной в июле ракетные испытания. Документ, в частности, предусматривает запрет на экспорт из КНДР целого ряда минералов и продукции, в том числе угля, железа, свинца и морепродуктов. При этом страны, которые уже заключили с КНДР подобные контракты, должны завершить ввоз закупленных ископаемых и товаров в течение 30 дней со дня принятия документа.

В резолюции также прописан запрет на создание новых совместных предприятий (СП) с КНДР и дополнительные инвестиции в уже существующие СП. Странам, в которых трудятся северокорейские рабочие, запрещено увеличивать их число. Документ также обязует государства не пускать в свои порты суда, уличенные специальным комитетом СБ ООН в нарушении санкционного режима. Исключением станут лишь "случаи крайней необходимости".

Санкции предусматривают и адресные меры в отношении 13 лиц и предприятий, связанных с ядерной и ракетной программами Пхеньяна. Как сообщило ранее агентство Reuters , по подсчетам американской стороны, полное выполнение новых ограничений позволит сократить ежегодные валютные доходы Пхеньяна, составляющие сейчас около $3 млрд, на $1 млрд.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то