ЗРК «Тор-М2»: лучший в мире или нет? Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор Ракетные системы тор

В этом году 10-го февраля отмечалось 70-летие одного из ведущих российских КБ-разработчика армейских систем и комплексов ПВО - Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭМИ), долгие годы который возглавлял генконструктор В.П. Ефремов.
Одной из самых интересных разработок КБ был и остается автономный ЗРК "Тор".
Попробуем рассказать о нем в-кратце с картинками.

Работы по созданию дивизионного автономного самоходного зенитного ракетного комплекса "Тор" (9К330) начались в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК "Оса" и продолжались до 1983 года. Как и при создании ЗРК "Оса" и "Оса-М" , в параллель с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу "Кинжал" .

Помимо решения традиционной задачи борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить поражение и авиационных средств поражения - ракет "воздух-земля", планирующих авиабомб типа "Уоллай", а также крылатых ракет типа ASALM и ALCM, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств.

Головным разработчиком ЗРК "Тор" был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ, ныне Центр НИЭМИ ГСКБ "Алмаз-Антей"). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК - И.М. Дризе. ЗУР 9М330 для комплекса "Тор" разрабатывало МКБ "Факел" МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе П.Д. Грушиным. В разработке боевых машин и ЗУР, средств технического обеспечения и обслуживания принимали участие и другие организации промышленности.

Боевая машина 9А330 имела в своем составе:

  • станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны;
  • станцию наведения (СН), с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР;
  • специальную ЭВМ;
  • пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине, а также аппаратуру различных систем стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, автономного электропитания (на базе газотурбинного электрогенератора) и жизнеобеспечения.

Станция обнаружения целей

Станция наведения


Зенитная управляемая ракета 9М330

Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт. Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пусковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси.

Антенно-пусковое устройство БМ 9А330 ЗРК "Тор"

Антенно-пусковое устройство БМ 9А331 ЗРК "Тор-М1"

Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости разработки Минского тракторного завода ГМ-355, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска". Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из 4 человек составляла 32 т.

Шасси ГМ-355 боевой машины 9А330

Твердотопливная ЗУР 9М330 выполнена по схеме "утка" и оснащена устройством, обеспечивающим газодинамическое склонение. В ракете были применены складные крылья, которые раскрывались и фиксировались в полетные положения после старта ЗУР. В транспортном положении левые и правые консоли складывались навстречу друг другу. Ракета была оборудована активным радиовзрывателем, автопилотом с приводами рулей, радиоблоком, боевой частью осколочно-фугасного типа с предохранительно-исполнительным механизмом, системой электропитания, системой газопитания рулевых приводов на марше и газодинамических рулей на стартовом участке. На внешней поверхности корпуса ракеты размещались антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также устанавливалось пороховое катапультирующее устройство. Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины комплекса.

Зенитная управляемая ракета 9М330 с элементом катапультирующего устройства


Разрезной макет ЗУР 9М330 в пусковом контейнере

При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводилась перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществлялось до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного у основания аэродинамического руля. Газоходы, ведущие к противоположно направленным соплам, перекрываются в зависимости от угла поворота руля. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем перед включением твердотопливного двигателя, приостанавливает ее поворот.

Аэродинамические рули в сложенном состоянии

Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16-21 м от земли (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50°). Таким образом весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинался набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляла 700-800 м/с. Процесс командного наведения начинался с дальности 250 м. В связи с широким разбросом линейных размеров (от 3-4 до 20-30 м) и параметров движения целей (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального накрытия высоколетящих целей осколками БЧ со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости сближения ракеты с целью. На малых высотах обеспечивались селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиовзрывателя только от цели.

Сопло ракетного двигателя и крылья в развернутом состоянии

Разработка комплекса несколько задержалась из-за трудностей в создании гусеничного шасси. Совместные испытания ЗРК "Тор" проходил с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В. Р. Унучко) под руководством комиссии, которую возглавлял Р.С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРК был принят на вооружение.


Комплекс обеспечивал поражение цели, летящей со скоростью 300 м/ с на высотах от 0,01 до 6 км, в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км.

Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,30-0,77, вертолетов -0,50-0,88, ДПЛА - 0,85-0,955.

Время реакции комплекса равнялось 8...12 с, перевода в боеготовное и походное положения - 3 мин, заряжания боевой машины с помощью ТЗМ - не более 18 мин.


Ракетный модуль 9М334 с четырьмя ЗУРами 9М331

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК, получившего индекс "Тор-М1" (9К331) принимали участие:

  • Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") - головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П.Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) - заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 - И.М.Дризе;
  • Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП - по конструктивной доработке боевой машины;
  • Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП - по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н.Жарый);
  • Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущие предприятие НПО "Агат") - по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" (9С737) - главный конструктор А.В.Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.
В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 году.

Вероятность поражения типовых целей одной ЗУР была увеличена по сравнению с ЗРК "Тор" при стрельбе по крылатым ракетам типа ALCM с 0,45-0,95 до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM - с 0,86-0,95 до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 - с 0,26-0,75 до 0,45-0,80 и по вертолетам типа "Хью Кобра" с 0,50-0,98 до 0,62-0,75.

Зона поражения ЗРК "Тор-М1" при стрельбе одновременно по двум целям оставались практически такими же, как у комплекса "Тор" по одной цели, что обеспечивалось за счет сокращения времени реакции комплекса "Тор-М1" с 8,7 до 7,4 с при стрельбе с позиции и с 10,7 до 9,7 с при стрельбе с короткой остановки после движения.

Боевая машина 9А331 ЗРК "Тор-М1В" локальной модернизацией в части оптиколокационного канала. Представлена на МАКС-2005

Время заряжания боевой машины 9А331 двумя ракетными модулями составляло 25 мин, что несколько превышало время раздельного заряжания 9А330 боекомплектом из восьми ЗУР.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства - четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и унифицированный батарейный командирский пункт 9С737 производились а ответственно в ПО "Кировский Машиностроительный завод им. ХX партсъезда" МАП (ныне ОАО "ВМП "Авитек") и на Пeнзeнском радиозаводе МРП (ныне ОАО "Радиозавод").

Боевая машина 9А331 на выставке "Технологии в машиностроении-2010"





После принятия на вооружение комплекса «Тор-М1» в 1991 г. произошел распад Советского Союза, и, как его следствие, развал кооперации по производству этого комплекса. Во время исполнения контракта на поставку "Торов" в Грецию был создан практически российский комплекс «Тор-М1», который мы предлагаем условно обозначить «Тор-М1-1» . Визуально отличие нового комплекса в гусеничном шасси боевой машины 9А331 - вместо минского шестикаткого ГМ-355 используется семикатковое шасси ГМ-5955 производства ОАО "Метровагонмаш". Кроме того, на новое шасси перевели батарейный командный пункт "Ранжир ", который теперь размещается не на МТ-ЛБу, а на российском шасси ГМ-5956 производства ОАО "Метровагонмаш", внешне похожем на КП 9С470М1 ЗРК "Бук-М1".

Подробнее на сайте "Вестник ПВО"
Позже расскажем о крайних модификациях ЗРК "Тор" - М2Э, М2ЭК, М2У, М2

Как выглядит "Тор" внутри (фотографии сделаны во время ТВМ-2010, Жуковский):

















Разрезной макет зенитной управляемой ракеты 9М330:












В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.


В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.

В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.

«Тор», по классификации NATO и Минобороны США – SA-15 Gauntlet, по индексу ГРАУ — 9К330 – это тактический ЗРК, являющийся всепогодным. Главная задача состоит в участии противоракетной и противовоздушной обороны на уровне дивизионного звена.

Функционал его заключается в защите военных, административных и экономических объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от поражения крылатыми и противорадиолокационными ракетами, планирующими авиационными бомбами, дистанционно управляемыми летательными пилотируемыми аппаратами, вертолетами и самолетами, включая «стелсы». Способен функционировать в автоматическом и ручном режимах. Самостоятельно осуществляет мониторинг воздушного пространства и обезвреживание воздушных целей, не идентифицированных системой «свой-чужой».

1. Фотографии

2. Видео

3. История создания

Работы над созданием комплекса стартовали в 1972 году в научно-исследовательском электромеханическом институте при возникновении научно-исследовательской работы «Тор». Через три года было получено тактико-техническое задание, а еще через год состоялась защита эскизно-технического проекта. На вооружение «Тор» был принят весной 1986 года.

4. Конструкция

В большинстве случаев комплекс действует в режиме отдельной работы каждой батареи, но при этом существует и режим централизованного управления командира зенитного ракетного комплекса либо начальником противовоздушной обороны. Возможность обезвреживания вертолета – 50-88%, самолета – 30-77%, беспилотного летательного аппарата – 85-95%. Дает защиту от объектов, движущихся на расстоянии от 500 до 12000 м, со скоростью до 700 м/с и на высотах от 10 до 6000 км. В боевое положение из походного переходит за время до 180 секунд. Реагирование комплекса происходит за 8-12 секунд.

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Классификация: ЗРК
  • Боевая масса, кг: 32000
  • Экипаж, чел.: 3 (9А331); 4 (9А330).

5.2 Размеры

  • База, см: 505,5
  • Клиренс, см: 45.

5.3 Вооружение

  • Дальность стрельбы, м: 1000-12000
  • Другое вооружение: восемь зенитных управляемых ракет 9М330.

5.4 Подвижность

  • Мощность двигателя, л. с.: 840
  • Скорость по шоссе, км/ч: 65
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: не свыше 0,8
  • Преодолеваемый подъём, град.: 35
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод, см: 100.

6. Состав

  • Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
  • Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
  • Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
  • Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
  • ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.

7. Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  • 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  • На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  • «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  • «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  • «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  • «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  • ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом заводе «Купол». Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  • «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  • «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

ЗРК "Тор-М1"

После принятия на вооружение комплекса «Тор-М1» в 1991 г. произошел распад Советского Союза, и, как его следствие, развал кооперации по производству этого комплекса. Во время исполнения контракта на поставку "Торов" в Грецию был создан практически российский комплекс «Тор-М1», который мы предлагаем условно обозначить «Тор-М1-1» . Визуально отличие нового комплекса в гусеничном шасси боевой машины 9А331 - вместо минского шестикаткого ГМ-355 используется семикатковое шасси ГМ-5955 производства ОАО "Метровагонмаш". Кроме того, на новое шасси перевели батарейный командный пункт "Ранжир ", который теперь размещается не на МТ-ЛБу, а на российском шасси ГМ-5956 производства ОАО "Метровагонмаш", внешне похожем на КП 9С470М1 ЗРК "Бук-М1".

ЗРК «Тор-М1» - средство ПВО малой дальности, способное эффективно уничтожать как сами элементы ВТО, так и носители высокоточного оружия «воздух - поверхность».

ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте. Находится на вооружении Ирана.

По состоянию на февраль 2007 года ЗРК "Тор-М1" экспортировался в следующие страны:

  • Китай
  • Греция (несколько комплексов Греция передала Кипру в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1)
  • Иран (12 ЗРК "Тор-М1-1" на гусеничном шасси и 17 ЗРК "Тор-М1Т" в двухкабинном варианте на автомобильном шасси и полуприцепе).

Возможно ЗРК "Тор-М1" купит Венесуэла.

Состав ЗРК «Тор-М1-1»

Боевые средства:

боевая машина (БМ) 9А331-1;
зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331.

Средства управления:

батарейный командный пункт 9С737М "Ранжир-М".

Средства технического обслуживания, обеспечения и обучения:

Транспортно-заряжающая машина 9Т244
Транспортная машина 9Т245
Машина технического обслуживания 9В887М
Машина технического обслуживания 9В887-1М
Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1
Автономный тренажер операторов боевой машины 9Ф678
Мастерская технического обслуживания МТО-АГЗМ1
Комплект такелажного оборудования 9Ф116

Боевая машина (БМ) 9А331-1 способна поражать следующие виды средств воздушного нападения (СВН), имеющие эффективную отражающую поверхность от 0,1м2 и выше:

  • управляемые ракеты класса "воздух - земля";
  • планирующие авиабомбы;
  • крылатые ракеты всех видов базирования;
  • беспилотные летательные аппараты;
  • самолеты и вертолеты тактической авиации.
Боевая машина (БМ) 9А331-1

БМ обеспечивает обнаружение воздушных целей на стоянке и в движении и пуски зенитных управляемых ракет по выбранным для обстрела целям с короткой остановки в любое время суток и при любых погодных условиях. Время реакции БМ от момента обнаружения цели до старта ракеты при работе на стоянке 5-10 секунд. Высокая эффективность БМ достигнута благодаря размещению всех средств разведки, опознавания, целеуказания, управления огнем и огневого поражения на одном легкобронированном шасси повышенной проходимости.

В состав БМ входят:

радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) с системой стабилизации антенны;
радиолокационный запросчик (НРЗ);
радиолокационная станция наведения и сопровождения целей и ракет (СН);
автономный канал захвата ракет (АКЗ);
телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;
быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;
аппаратура индикации и отображения воздушной обстановки, контроля функционирования систем и средств боевой машины;
пульты управления;
аппаратура документирования;
система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;
аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);
пусковое устройство и система стартовой автоматики;
источник энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя шасси;
вспомогательная аппаратура.

Основные тактико-технические характеристики БМ 9А331-1

Количество одновременно обнаруживаемых целей
Дальность обнаружения, км
Количество целевых каналов
Граница зоны поражения, км
по дальности

1,5-12,0

по высоте

0,01-6,0

по курсовому параметру
Угол места обнаружения

0-32° (32-64°)

Скорость поражаемых целей, м/с
Перегрузка маневра поражаемой цели, ед.
Время реакции (от обнаружения цели до старта ракеты на стоянке), с
Количество ракет на боевой машине, шт.
Вероятность поражения

0,5-0,99

Максимальная скорость движения, км/ч
Масса, кг
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры)

Зенитная управляемая ракета ЗУР 9М331

Зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М331 в составе системы «Тор-М1» обеспечивает эффективную борьбу на малых, средних и предельно малых высотах с современными и перспективными средствами воздушного нападения. Ракета 9М331 одноступенчатая, твердотопливная, построенная по аэродинамической схеме «утка». Наведение ракеты на цель - по радиокомандам с БМ. Поражение цели обеспечивается боевой частью осколочно-фугасного действия с активным радиовзрывателем.

Восемь готовых к пуску ракет располагаются в антенно-пусковом устройстве (АПУ) в двух четырехместных транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). Контейнер вместе с зенитными ракетами образует ракетный модуль 9М334. Каждая ракета комплектуется катапультирующим устройством, обеспечивающим ее вертикальный старт.

Наличие у ракеты 9М331 маршевого двигателя позволяет ей длительное время поддерживать скорость, близкую к среднему значению.

Для обеспечения безопасности, в случае нарушения нормального полета, ракета ликвидируется автоматически, а также, в случае необходимости, может быть ликвидирована оператором БМ.

Основные тактико-технмческие характеристика ЗУР 9М331

Размеры и масса ракетного модуля 9М334
масса, кг 937
размеры, мм 3005x1223x444
Размеры и масса ЗУР 9М331
масса, кг 168
длина, мм 2898
максимальный диаметр, мм 235
Боевая часть ЗУР
масса, кг 14,85
Максимальная скорость, м/с 850
Назначенный срок службы ракетного модуля 9М334 не менее 10 лет
Бортовая аппаратура ЗУР 9М331 не требует регламентного контроля в течение назначенного срока службы ракетного модуля 9М334.

«Тор-М1» - первая войсковая система, в радиолокационной станции которой была использована малоэлементная фазированная антенная решетка с электронным управлением сканирования луча. Это позволяет резко снизить время реакции и осуществлять автоматическое сопровождение и поражение с высокой точностью одновременно двух целей (в том числе и ВТО) в секторе 15°х15 . Использование технических решений на уровне "ноу-хау" позволило достичь автоматизации всего процесса боевой работы от анализа воздушной обстановки до поражения цели ЗУР.


© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Возможности боевой машины по обнаружению и поражению ВТО


а) армейская авиация, тактическая авиация, вертолеты огневой поддержки
b) высокоточное оружие (ВТО)
с) зона обнаружения ЗРС "Тор-М1"
© ОАО "ИЭМЗ "Купол"

Зенитная ракетная батарея

Боевая машина (БМ) 9А331-1

Минимальной единицей, способной самостоятельно вести боевые действия -от обнаружения целей до их уничтожения, - является боевая машина. Боевая машина способна выполнять боевую задачу автономно или в составе огневого подразделения - зенитной ракетной батареи (зрбатр), управляемого из батарейного командного пункта (БКП).

Организационно четыре боевых машины ЗРС «Тор-М1» составляют зрбатр, которая является тактическим подразделением, способным самостоятельно решать сложные боевые задачи. При ведении боевой работы в составе батареи управление боевыми машинами осуществляется из БКП 9С737М «Ранжир-М». Обмен командами и информацией между БКП и подчиненными боевыми машинами осуществляется по каналам телекодовой и речевой связи. БКП производит распределение целей между боевыми машинами, что исключает несанкционированное сосредоточение огня на одной цели.

Типовой вариант состава зенитной ракетной батареи включает:

БМ 9А331-1 4 единицы
БКП 9С737М 1 единица
ТЗМ 9Т244 2 единицы
ТМ 9Т245 2 единицы
МТО 9В887М 1 единица
Машина ЗИП 9Ф399-1М1 1 единица
КТО9Ф116 1 единица
Ракетные модули 9М334 по 2 штуки в каждой из четырех БМ,
по 2 штуки на каждой ТЗМ 9Т244,
по 4 штуки на каждой ТМ 9Т245.
Всего - 20 модулей с 80 ракетами
Для обеспечения эксплуатации боевых машин четырех батарей поставляется МТО 9В887-1М и мастерская МТО-АГЗМ1. В зависимости от комплектации технических и обеспечивающих средств и количества эксплуатирующих их специалистов общая численность расчетов вооружения и военной техники зрбатр может составить от 26 до 30 человек.

Транспортно-заряжающая машина 9Т244

Машина перевозит один боекомплект ракет (два ракетных модуля 9М334). Она оснащена гидрокраном с манипулятором и обеспечивает перезаряжание (извлечение использованного
контейнера и установку нового с ракетами) в течение не более 18 минут. Боевой расчет ТЗМ - 3 человека.

Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса ТЗМ с ЗУР - 15055 кг. Запас хода по топливу - 600 км. Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое - до 10 минут.

Транспортная машина 9Т246

Транспортная машина (ТМ) 9Т245 предназначена для перевозки и длительного хранения четырех модулей 9М334 с ракетами и заряжания с нее боевой машины с помощью ТЗМ 9Т244. Ходовая база - автомобиль «Урал-4320». Масса загруженного автомобиля - не более 14000 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машины технического обслуживания (МТО)

МТО 9В887М предназначена для проведения технического обслуживания и ремонта средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2А) четырех машин, для контроля функционирования стартовой автоматики боевой машины.

МТО 9В887-1М предназначена для ремонта шестнадцати боевых машин средствами группового комплекта ЗИП (ЗИП-2Б) и анализа процесса боевой работы с помощью аппаратуры расшифровки записи аппаратуры документирования.

Машины технического обслуживания оборудованы на базе шасси автомобиля «Урал-43203» с кузовом фургоном К2.4320. Электропитание МТО осуществляется от прицепного агрегата питания. Масса полностью снаряженных МТО с прицепом не более 13450 + 3400 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1

Машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М1 предназначена для транспортирования, хранения группового комплекта ЗИП для ремонта боевых машин 9А331-1 в составе зрбатр. Машина ЗИП оборудована на базе шасси автомобиля «Урал-4320» с бортовым кузовом и брезентовым тентом и на базе прицепа 2-ПН-4М (СМЗ-7826). Групповой комплект ЗИП к БМ укладывается в деревянные ящики и размещается в металлических контейнерах, расположенных в кузове автомобиля и в кузове прицепа. Масса машины ЗИП с прицепом 13240 кг + 6320 кг. Запас хода по топливу - 600 км.

Комплект такелажного оборудования (КТО)

КТО предназначен для:

  • проведения погрузочно-разгрузочных работ и пакетирования ракетных модулей;
  • проведения погрузочно-разгрузочных работ с пакетом до четырех модулей и пакетирования от двух до четырех модулей;
  • транспортирования пакета модулей в пределах баз и погрузки их в самолет;
  • хранения и транспортирования оборудования, входящего в комплект.

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678

Автономный тренажер операторов БМ ЗРС «Тор-М1» 9Ф678 предназначен для тренировки боевых расчетов БМ с целью получения ими навыков управления системой в условиях, максимально приближенных к боевой работе, а также поддержания их функциональной готовности. Тренажер позволяет имитировать групповые налеты, парные цели, налеты одиночных целей, пуски с носителей противорадиолокационных ракет, постановку активных и пассивных шумовых помех, отражение от местных предметов. Тренажер состоит из имитатора аппаратуры БМ и имитатора воздушной обстановки. Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет вести дуэльный режим имитации боя. Имитируется совместная работа с батарейным командным пунктом. Предусмотрена автоматизированная оценка работы операторов боевой машины 9А331-1. Тренажер имеет автономный источник электропитания, расположенный на прицепе.

Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.

После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.

Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.

Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.

В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.

«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.

«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.

Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.

Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.

Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.

Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.

При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.

Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.

Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.

И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.

ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.

Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.

Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.

А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.

Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.

Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.

Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.

Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то