Эффективные советы по борьбе со змеями на дачном участке. Эффективные советы по борьбе со змеями на дачном участке Почему змея не может отравиться своим ядом

Одно из древнейших суеверий, связанных со змеями, утверждает, что тот, кто хочет вечно оставаться молодым, должен есть змей. О нем упоминает Мэсинджер в "Old Law" (акт V, сцена 1):"Недавно перестал он кушать змей,И борода его вновь поседела".Другое английское поверье гласит, что если вырвать язык у живой змеи в день Св. Георгия, закатать его в восковой шарик, а шарик положить человеку под язык, то этот человек расскажет обо всем, что бы его ни спросили. То же самое суеверие бытовало в Богемии.В Корнуолле считают, что рядом с ясенем никогда не бывает ни одной змеи и что ясеневая ветка защищает человека от змей.В связи с этим вот занятная история, извлеченная из корнуолльской литературы. Это рассказ о ребенке, который имел обыкновение делить свой хлеб и молоко с гадюкой. Змея приползала к нему каждое утро и ребенок, очарованный изяществом и расцветкой своей подруги, поощрял ее визиты.Мать ребенка, узнав об этом, сразу поняла, что не сможет запретить ему играть со змеей, когда он остается без присмотра. И она обвязала тело ребенка ясеневой веткой. С тех пор змея больше не навещала ребенка. Но с этого дня он начал чахнуть и вскоре умер от тоски по своей подруге.В русском фольклоре вокруг образа змеи сложился широкий круг разнообразных поверий, примет и легенд, трактующих ее то как зло, напущенное на людей дьяволом (иногда как само воплощение нечистого духа), то как сверхъестественное существо, обладающее магической и целебной силой."Из других взглядов на змею, глубоко вкоренившихся в сознании народа, достойно внимания представление, будто змея кусает не зубами, а "жалит" особенным ей свойственным "жалом", за которое, вероятно, принимается язык змей. Наши крестьяне уверены, что змея при укушении человека обламывает "жало", наподобие пчелы, и оставляет кусочек его в ране. В связи с таким представлением в лечебниках и травниках... приводятся растения, извлекающие из ран не только "железо", "стрелу", но и змеиное "жало". Помимо того, что суеверные люди боятся ядовитых укусов змеи, они еще допускают возможность переселения змей и других пресмыкающихся во дворы, жилища и даже внутрь человека".От укуса змеи знахари в русских деревнях и сегодня практикуют многочисленные заговоры и различные магические средства. "Огромное большинство относящихся сюда заговоров содержит в себе обращение к царице или царю змей (иногда к самой змее) с просьбой или приказанием унять своих слуг под угрозой призвать для их укрощения Архангела] Михаила, Богородицу и других Святых, которые покарают гадов огнем, громом, молнией". Например, "На море на Есеяне, на большом Буяне стоит куст ракиты, под тем кустом лежит змея лютая - скоропеча, простопеча, медянка, серебрянка, моховая, щелевая, обложная и дорожная. Вас двенадцать сестёр, двенадцать братов: кто из вас подшутил - раба такую-то укусил? Выньте свое жало, выньте свою лютость, выньте свою животость! Не вынете жала - я буду жаловаться Михаилу Архангелу, [он] нашлет на вас тучу, пожгет вас, попекёт вас огнями, моленьями, по чистому полю вихрем разнесёт, не будет вашего праха во имя Господнего!" ."При чтении и шептании заговоров употребляются следующие приемы: 1) надавливают укушенное место пальцем, куском железа или монетой; 2) обмывают опухоль непочатой, наговоренной водой и дают ее пить укушенному; 3) дуют, плюют и читают трижды заговор; прикладывают к заговариваемой ране кислое молоко и непочатую воду; 5) бросают в чашу с водой хлебные зерна и кусочки хлеба, после чего воду дают пить больному; 6) обводят вокруг раны 3 раза косточкой и т. п." .Так же, как и в Англии, в России "повсеместно распространено убеждение, что ясень... гонит и устрашает змей. Сам ясень, его кора, лист, даже зола смиряют всякого гада, лишают его возможности кусаться и повергают в оцепенение... Еще прогоняет змей папоротник, а рута (Ruta graveolens L.) их истребляет. О последнем растении в Курской губ. рассказывают: если рано утром набросать на открытых для солнца местах свежих веточек руты, то все змеи выползут, жадно пожирают ее и вскоре околевают. В Пермской губ. крестьяне приписывают марьиному корню (Paeonia officinalis L.) свойство гнать змей и потому носят его на кресте. Там, где есть это растение, змеи, будто бы, не водятся. Veronica latifolia L. называется пермяками "змеиным скусом", вероятно, вследствие наблюдения, что кисть вероники выходит сбоку и растет выше стебля, который представляется как бы откушенным. В Воронежской губ. этот вид вероники называется "змеиной травой", и существует легенда, будто Бог ее создал для уничтожения ядовитых змей, но одна из них откусила веточку растения с цветком; в ту же минуту у вероники выросло вместо одной четыре верхушки. Пристыженная змея ушла в трущобу, где и пресмыкается, скрываясь от всех. В Томской губ. про другой вид вероники (V. officinalis L.)говорят, что у нее змея откусила верхушку, поэтому крестьянки кладут цветок вероники в башмаки, когда идут по ягоды, чтобы змеи не укусили... В заговорах от укушения змей упоминаются Крестное древо, Св. Камень, Иордан-река. Главная же роль в них отводится Пресв[ятой] Богородице, которая в глазах народа является спасительницей от змей. Имя Марии переносится и на главную змею, могущую унять своих слуг - младших змей. Далее, христианская символика связывает со змием Георгия Победоносца и Св. Павла, которые помогают от него.Наряду с суеверным страхом перед змеями наш народ, подобно тому, как это было в древности, приписывает им силу целительную, охраняющую и удлиняющую жизнь человека. По народной сказке, змея знает "живую воду", с которой нераздельны понятия здоровья, красоты, заживления ран и воскрешения мертвых... Крестьяне и теперь носят на шее ладонки со змеиной шкурой от лихорадки". (Ср. - англичане обвязывают вокруг головы сброшенную кожу змеи в качестве исцеляющего средства от головной боли (см. ГОЛОВНАЯ БОЛЬ), с помощью змеи лечат зоб (см. ЗОБ)). В Ярославской губернии "молодые, отправляясь в церковь, захватывают с собой секретно змеиную чешую, найденную в лесу и засушенную; она должна предохранять от всякой порчи" . Употребление змей в пищу в обеих традициях считается сильнейшим волшебным средством. В Англии это поверье трактуется как способ "вечно оставаться молодым". В России крестьяне верят, что человек, отведавший мясо змеи, сможет понимать язык растений и животных. "Интересная легенда на сей счет записана в Яренске (Вологодской губ.). Некий барин ходил в лес, собирал там змей, что с короной на голове, а дома приказывал слуге готовить себе из них пищу. Змеи имели то свойство, что поевши их, человек начинал понимать разговор огня с огнем, травы с травой. Барин подслушивал в лесу разговор трав и записывал их целебные свойства. Раз, следом за барином, пошел в лес слуга и услышал разговор трав, что заставило глупого парня рассмеяться. Барин спросил его: "Чего смеешься"? - "Ничего, так", - ответил слуга. Барин велел ему оборотиться, после чего тот перестал понимать язык трав. От этого барина и пошли травники, цветники, стали потом знать пользу растений". "По мнению крестьян Витебской губ., видеть во сне змей, ужей и прочих гадов хорошо: в доме можно ожидать благополучия; о сновидце идет благоприятный говор. Таким образом, на Руси сохранилось некоторое почитание змей" . В русской народной традиции змеи (впрочем, как и все земноводные) широко применяются не только в качестве лекарственного средства, но и в любовной и вредоносной видах магиях. Так, например, для того, чтобы добиться любви девушки, надо поймать змею, "продеть сквозь змеиные глаза иголку с ниткою и говорить: "Змея, змея! Как тебе жалко своих глаз, так чтобы раба такая-то любила меня и жалела". Потом, когда бывает вместе с любимым предметом, должно продеть этою иглою с ниткою платье так, чтобы этого никто не заметил. В противном же случае чары остаются ничтожными. Когда это будет приведено в исполнение, тогда начинается любовь и продолжается дотоле, пока будет находиться нитка в платье. Кроме этого, влюбленный должен взять с собою змею, вытопить из нее сало и сделать свечу, которую нужно носить с собою. Если он будет замечать охлаждение в любви, тогда должно зажечь змеиную свечу, и любовь снова возгорится. Когда же вся сгорит свеча - тогда любовь на веки простывает". "Парни ст. Слепцовской (Терской обл.), чтобы приворожить любимую девушку, носят высушенные части лягушек, змей и других животных. Иногда в ладанки зашивают кусочки "змеиного корня". Простолюдины верят, что такие амулеты помогают от чар и болезней, стяжают носителю их любовь" .Змеям, ужам и ящерицам повсеместно приписывалась магическая способность "заползать в рот спящим в поле или в лесу, при чем они обыкновенно видят во сне, что глотают что-нибудь холодное. Попав "в нутро", животное поселяется там, движется, "ходит, сосет, гложет" внутренности и даже производит потомство". Именно так еще недавно в деревнях объясняли многие заболевания желудочно-кишечного тракта. Знахари выманивают земноводных "наружу при помощи зеркала, поставленного против больного. Для вызова змеи в зеркале должны отражаться поставленные на блюдечке ягоды (клубника и вишни), а для глиста, требующего водки (солитера?), - рюмка водки" . (См. ГЛИСТЫ).Змея может заползти внутрь человека и в результате колдовского напущения: "Молва народная гласит, что чародеи могут испортить человека за тысячу и более верст, выпуская из-за пазухи змею или ужа, которые залезают в чрево, и тогда кликуша чувствует, что порча подкатывается под сердце и лежит, как пирог" ."В селениях Тульской губернии замечают, что с ... бродят змеи по лесам станицами и что их тогда убивать очень опасно. Поселяне думают, что змеи тогда идут поездом на свои свадьбы, и что каждому встречному готовы мстить без милосердия, и что от укушения змеи в этот день ни один колдун не может заговорить" .Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам". Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы". В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. - И оны прямо вот дорогой идут".

В природе случается, что змея вдруг жалит саму себя или начинает проглатывать собственный хвост. Наблюдаются также случаи каннибализма и поедания приплода. Попробуем разобраться, неужели эти рептилии настолько глупы, что едят сами себя.

Что будет, если змея укусит сама себя

Ужалив себя за хвостовую часть, змея обычно не получает никакого вреда, за исключением кровопотери. Ядовитые виды крайне редко умирают от таких укусов, поскольку у них отсутствует восприимчивость к собственному токсину.

Данное правило также действует внутри одного вида, то есть у змей сформирован иммунитет к токсину животных со схожим составом.

Мало того, некоторые неядовитые виды способны защитить себя от яда опасных рептилий, обитающих с ними в одной экологической нише. К примеру, королевские змеи невосприимчивы ко всем ядам змеиных соседей. Известно, что королевская змея даже питается гремучими пресмыкающимися. Аналогичная ситуация и с гадюкой: если её укусит другая гадюка, то первая может умереть от травмы, но не от токсина. А вот если гадюку ужалит чёрная мамба - летальный исход неминуем. В отдельных случаях фиксировались смерти, однако их можно отнести к исключениям.

Важно! Чтобы не допустить драки между рептилиями, кормите их поодиночке в отдельных аквариумах. Если у двух особей совпадают пищевые предпочтения, то первая, ощутив на второй аромат любимого лакомства, может атаковать её.

По какой причине змеи едят сами себя

Рептилии нападают не только в процессе добычи пищи, но и защищаясь. А порой они ненароком кусают сами себя - например, промахиваясь при нападении на потенциальную жертву. У данного явления есть несколько причин.

Привлекающий запах добычи

Змеи всецело полагаются на свой нюх. Они превращаются в совершенно неуправляемых существ, когда ощущают аромат пищи. Если в процессе кормления в змеепитомнике хвостовая часть животного оказалась испачкана кормом, рептилия может принять свой хвост за добычу.

Подобные ситуации случаются и в условиях дикой природы: если по хвостовой части рептилии пробежит мышь, змея прежде всего будет реагировать на аромат, у неё наступит состояние сильного возбуждения, и она примет саму себя за кормовой объект.
Иногда «самоедство» является проявлением каких-либо мозговых патологий: животное может быть дискоординировано в пространстве (видит реальную добычу, кидается на неё, но бьёт немного в сторону и ранит самого себя).

Важно! Всегда опускайте корм в змеиное жилище при помощи длинного пинцета. Даже покорные особи могут стать невменяемыми, если почувствуют запах еды.

Поедание потомства как источник энергии

У поедания собственного потомства также есть объяснение. В период ухаживания за потомством самка очень слаба для того, чтобы охотиться. Чтобы восстановить жизненные силы, ей приходится поедать собственный приплод. Рептилия съедает детёнышей, которым не удалось выжить, а также часть особей, погибших в яйце. Порой на зуб попадаются и живые змеёныши, которые не успели своевременно уползти от матери. Установлено, что змеи в среднем съедают до 11% своего потомства.

История «самоедства» змеи из древности

Склонность к «самоедству» среди змей была подмечена ещё нашими предками. Египетскими археологами был обнаружен древний рисунок - свернувшаяся в кольцо рептилия, держащая в пасти собственный хвост. Запечатлённое на рисунке создание именуется уроборосом и стоит в одном ряду с самыми древними символами человечества.
Конкретную дату и место происхождения образа змея-самоубийцы определить не удалось, однако известно, что рисунку не меньше 1600 лет. Попытаемся сравнить ряд древних сочинений и истолковать смысл этого архаичного знака.

September 9th, 2014

В интернете встречается вот такая информация:

Змеи обладают иммунитетом к собственному яду. «Да, змея может укусить сама себя за хвост — это происходит при кормежке, фиксации и так далее, — но кроме кровотечения никаких последствий не будет, — рассказывает Дмитрий Васильев, ведущий герпетолог Московского зоопарка. — Змеи умирают от собственно яда крайне редко. В моей практике такое произошло всего однажды, и еще о двух случаях рассказывали американские коллеги». Правило работает внутри одного вида: если гадюка укусит гадюку, то она если и умрет, то, скорее, от травмы, а не от яда. А вот если укусить гадюку взбредет в голову черной мамбе, та вряд ли выживет.

А что же тогда мы видим на гифке? Кстати, вот видео этого случая под катом, ну и продолжим эту тему …

Очевидно, что после укуса самой себя змее очень фигово. И вот что мы находим в подтверждение:

«…И, в первую очередь, иммунитетом к яду змей обладают змеи. Правда, не все. И даже более того – известны случаи, когда змеи серьезно страдали от своего собственного яда!
Так, в 2002 году крупная самка кобры Naja annulifera едва не погибла от некроза в результате самоукуса. И это был именно что результат действия своего собственного яда. Но это редкий случай – обычно гадюки и аспиды могут спокойно себя кусать, ничего им не будет. Хотя, детальных исследований «самоиммунитета» довольно мало…»

Животные нейротоксины – самое смертоносное оружие природы. Почти все животные, за исключением самих кобр, после укуса кобры умирают за считанные минуты после того, как яд попал в кровоток. Нейротоксины прикрепляются к мышечным рецепторам, препятствуя тому, чтобы нервные сигналы вызывали мышечные сокращения – что приводит к остановке дыхания и смерти. Однако кровоток гадюк содержит молекулы, нейтрализующие смертоносные компоненты их собственного яда. Это единственное различие вводит в рецептор кобры громоздкую молекулу сахара. Сахар маскирует место крепления на поверхности рецептора – мешая прикрепляться нейротоксину. Если же удалить сахар, то кобра станет чувствительной к собственному яду, как и другие животные.

Вот кстати юмор над бедной змеей:-)

Однако одно из мнений было что у змеи сердечный приступ (где это было, кажется в одной из версий, размещенных на ютубе кто-то выдвинул такую гипотезу)

Еще одна известная гифка:

или вот еще история:

Сэм из Хантсвилла, штат Алабама, заснял и выложил в сеть удивительное видео, на котором только что отсеченная от тела голова змеи кусает себя за хвост.

Мужчина рассказал, что убил змею, потому что та заползла в поленницу и угрожала жизни его сына.

Это, к слову, не первый случай, когда обезглавленная змея продолжает некоторое время жить. В 2007 году в Вашингтоне голова змеи, отделенная от остального тела, бросилась на мужчину и укусила ее. 53-летнего американца доставили в больницу, где успели ввести противоядие.

Давайте вспомним вот такой случай:

Шеф-повар Пенг Фан из города Фошан в южно-китайской провинции Кантон, готовил особое блюдо из индокитайской ошейниковой кобры, которое считается редким и изысканным деликатесом. Он собирался выбросить отрезанную двадцать минут назад голову змеи в мусорный бак, когда она (голова!) укусила его за руку, впрыснув свой смертельный нейротоксичный яд. Последний реванш: отрезанная голова змеи в посмертной рефлекторной ярости разевает пасть для укуса, в точности как та, что убила Пенг Фана. Змея была нарезана на разделочном столе для приготовления супа, блюда, считающегося особым деликатесом в Кантоне и весьма востребованного в дорогих ресторанах. Один из посетителей, сорокачетырехлетний Лиин Сан, который в это время находился в ресторане со своей женой, рассказывает: «Мы ужинали в этом заведении по случаю дня рождения моей жены в тот момент, когда началась суета и шум.

Мы не знали, что именно происходит, только слышали крики, доносившиеся из кухни. Сотрудники ресторана вызвали врача, но к несчастью, когда подоспела медицинская помощь, мужчина уже был мертв. После того, как мы об этом узнали, вечеринка, разумеется, сразу закончилась». Полиция подтвердила, что смерть Пенга наступила прежде, чем появилась возможность ввести ему противоядие в больнице. Жертвы укуса индокитайской ошейниковой змеи обычно умирают от удушья, вызванного действием нейротоксина, парализующего их дыхательную систему. Представитель правоохранительных органов позже заявил: «Это очень необычный случай. Столь быстрый смертельный исход, как нам представляется, связан с обостренной реакцией на змеиный яд. Спасти его было, скорее всего, невозможно. Ему мог помочь только укол противоядия, сделанный вовремя, а этого, увы, не случилось. Он не впервые готовил блюдо из кобры, и на этот раз ему просто не повезло. Одним словом, трагическое стечение обстоятельств». Эксперт по змеиным повадкам Янг Хонг-чан, который провел сорок лет, изучая кобр, говорит, что рептилии могут проявлять признаки жизни в течение часа после того, как лишились каких-либо частей тела, или даже всего тела. «Это вполне вероятно, что голова оставалась живой и нанесла смертельный укус Пенгу.

К этому времени змея была в биологическом смысле мертва, поскольку были утрачены основные функции ее тела, однако еще оставалась в состоянии совершать некоторые рефлекторные действия. Таким образом, змеи сохраняют способность укуса и выделения яда даже после обезглавливания». Повар готовится обезглавить змею. Обычный ареал обитания индокитайской ошейниковой кобры – Юго-восточная Азия, включая Таиланд, Камбоджу, Вьетнам, Лаос и Бирму. Их мясо пользуется большим спросом в качестве деликатеса, а кожа используется для изготовления дорогих дизайнерских аксессуаров, торговля которыми без сомнения оказывает большое влияние на исчезновение популяции этих «беззащитных» тварей. Жители провинции Кантон с давних времен высоко ценят мясо змей всех видов, из которых готовятся многие местные блюда. В течение веков самым распространенным из них является змеиный суп, то змеиное мясо применяется также в китайской медицине, поскольку ему приписываются некоторые редкие целебные свойства. Это все напоминает расхожую фразу, «все, что нас не убивает – делает нас сильнее». По аналогии, чем более ядовит деликатес, тем полезнее его употребление в пищу. Один из местных жителей говорит «Мясо змей действительно очень полезно для нас. Его не так просто добыть, и оно очень дорогое, но приносит огромную пользу здоровью. Я никогда в жизни не слышал, чтобы кто-то погиб от укуса мертвой змеи, особенно на кухне».

Ну и вот еще вашему вниманию такой случай. Змея кушает сама себя: ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ НЕ СМОТРЕТЬ! Хотя тут уже много чего вы успели посмотреть:-)

и это не единственный случай:

Уроборосом, как одним из древнейших символов, пользовались как в Старом, так и Новом Свете. Его так же находят в ряде эзотерических текстов, касающихся гностицизма и алхимии. Наиболее распространённая трактовка символа описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности - циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели.

В германо-скандинавской мифологии, форму уробороса принимает Ёрмунганд, также называемый «Мидгардским змеем». В учении христианских гностиков уроборос был отображением конечности материального мира.
В теории архетипов, Уроборос является символом, предполагающим темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией.

Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности - циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика - оба этих древних символа означают движение космоса.

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Ряд историков полагают, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца . Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая иГреции.

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Месоамерике, в частности, у Ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остаётся открытым - так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля, а М. Лопес - Коатликуэ.

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков - в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесласредневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансформации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина.

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так, в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личност

[ ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Если принять во внимание тот факт, что змеиный яд является одним из самых опасных веществ на планете, то, безусловно, и для самих пресмыкающихся он должен был бы быть смертелен. Но если бы это было так, то, скорее всего, этих животных на земле уже не осталось бы вовсе.

Все дело в главном оружии змеиного яда – нейротоксинах. В организме жертвы они крепятся к мышечным рецепторам и мешают им передавать те или иные сигналы. Вот почему дыхание останавливается и наступает смерть. Если же ввести яд самой змее, то он на нее не подействует, так как токсинам не дадут прикрепиться к клеткам молекулы сахара. Таким образом, у пресмыкающихся имеется иммунитет к собственному яду.

Что же касается самого акта суицида в животном мире, то данное явление еще мало изучено. Хотя случаи самоубийства среди животных не редкость. Например, все слышали о том, что киты иногда сами выбрасываются на сушу. Тем не менее до сих пор неясно, отдают ли они себе отчет в том, что делают, осознают ли полностью последствия своих действий.

Змеиный яд не одинаково влияет на различных животных. Опытом установлено, что количество яда гремучей , убывающее 10 змей, отравляет 24 собак или 25 быков, или 60 лошадей, или 60 кроликов, или, наконец, 300 000 голубей.

При всем разнообразии действия змеиного яда на разных животных установлено, что животные, обладающие относительно вялым кровообращением, выдерживают большие дозы яда. Так, например, количество яда, убивающее кролика при подкожном впрыскивании в 10 минут, позволило лягушке просуществовать приблизительно 30 часов.

Из рептилий от змеиного яда быстро гибнут ; погибают и сами ядовитые , отравленные ядом другого вида своего сородича. Интересно отметить давно известный факт, что на ужа совершенно не действует яд гадюки. Среди млекопитающих большой сопротивляемостью токсинам змеиного яда обладают ежи, кроты, хорьки и некоторые другие. Уже в 1896 г. Физали и Бертран показали, что смертельной дозой для ежа весом в 445 г является 20 мг впрыснутого сухого яда гадюки. Теми же опытами установлено, что у ежа сопротивление действию змеиного яда в 35-40 раз сильнее, чем у морской свинки. Возможно, что на ежей различных видов змеиный яд действует по-разному. По наблюдениям Штрейтмюллера (1909), сильно укушенные гадюкой обыкновенные ежи нередко погибали через несколько часов. К. А. Сатунин, напротив, констатировал, что алжирские ежи совершенно не страдали от укусов рогатой гадюки; аналогичное явление наблюдал за последнее время В. К. Тимофеев у беловатого ежа о-ва Барса-Кельмеса (на Аральском море) и щитомордника; укусы этой ядовитой не действовали даже на молодых ежей.

Рис. 189. Голова гадюки с ядовитыми зубами.

Ж-ядовитая железа; 3- ядовитый зуб; Н -зубы; г-отверстие дыхательного горла; Л -глаз; Р -ноздря; П -спинная зигзагообразная полоса

Посмотрим теперь, как влияет змеиный яд на человека. Прежде всего необходимо отметить, что интенсивность действия яда зависит от многих причин. Так, во время линьки ядовитость змеиного укуса сильно снижается-приблизительно в 10 раз по сравнению с ядовитым действием желез змеи, окрепшей после законченной линьки. Яд сытой змеи действует сильнее, чем яд голодной; повторное кусание ослабляет его ядовитое действие; высокая температура окружающей среды повышает эффект ядовитого действия.

Яд различных ядовитых змей обладает определенной специфичностью своего патологического действия. Для яда гадюк характерно действие через кровяное русло. В результате максимального отравления происходит либо паралич сердца, либо сильные внутренние кровоизлияния. Яд, действующий через кровеносную систему, сравнивают с отравлением digitalis.

При таком гуморальном действии яда гадюк характерно его местное влияние, причем умерщвляются ткани тела в области укуса. При этом от укуса некоторых особенно ядовитых гадюк, например, гюрзы или американской копьеголовой змеи, происходит омертвение тканей, которые, отваливаясь, обнажают кости и обусловливают образование широких, крайне болезненных ран.

Яд кобры действует через нервную систему, вызывая паралич дыхательных центров. Его влияние сравнивают с отравлением кураре. Очковая змея отравляет человека своим укусом при ряде следующих болезненных явлений. Бе укус вызывает, в отличие от укуса гадюки, ничтожное местное разрушение тканей: вокруг ранки появляется отек, иногда развивается гнойник, но острой боли не ощущается. Чувствуется похолодание укушенной части тела, усталость, непреодолимая сонливость. Далее последовательно наступаетослабление сознания и затрудненность дыхания; сердечная деятельность ослабевает, изо рта течет слюна, начинается рвота, непроизвольно выделяются моча и испражнения. Сознание окончательно теряется через 2-1 часов после укуса и наступает смерть.

Такое разделение токсического действия яда змей на две категории нельзя считать всегда точным. Так, например, яд капской кобры (Naja flava) имеет смешанное действие как через кровеносную систему, так и через нервную (О. Schaumann, 1936). С другой стороны, яд балканской гадюки (Vipera berus bosniensis) влияет преимзчцественно через нервную систему (Е. Schwarz, 1936).

Необходимые меры против действия змеиного яда. Если укушена конечность (рука или нога), а такие случаи наиболее часты, следует: 1) немедленно перетянуть область выше ранения каким-либо жгутом, полотенцем и пр., чтобы совершенно сдавить кровеносные сосуды; этим прекращается в раненой части тела, и змеиный яд не может распространиться по другим частям тела; 2) далее необходимо по возможности удалить яд; для этого надрезают ранку, нанесенную зубами ядовитой змеи, что усиливает истечение крови, вместе с которой выходит и яд; ранку можно высасывать ртом, если в ротовой полости или на губах нет царапин или мелких язв; 3) для уничтожения действия яда следует впрыснуть в окружность раны 1% раствор марганцовокислого калия либо растворы иода (0,6 г) и йодистого калия (1,8 г) в 30 г воды; еще более благоприятные результаты получаются от впрыскивания 1% раствора хромовой кислоты, раствора хлорноватокислой извести (1: 36).

Эти разрушают змеиный яд. Для борьбы с ослаблением сердечной деятельности, наступающим после укуса ядовитой змеи, рекомендуют большие дозы алкоголя, действующего возбуждающе на .

Лечение змеиного укуса введением специфической сыворотки

Было установлено опытом, что если какому-нибудь животному, например, лошади, впрыснуть незначительную дозу змеиного яда, переждать, когда лошадь оправится от сравнительно легкого недомогания, а затем вновь ввести уже большее количество яда, это новое впрыскивание пройдет совершенно безнаказанно для испытуемого животного. Организм лошади, которой впрыснули в первый раз несмертельную дозу яда, становится более стойким, как бы привыкает к яду, и через 15-16 месяцев подобных впрыскиваний лошадь может переносить без всякого вреда такое количество яда, которое в 8-10 раз больше смертельной дозы для той же лошади, но только до начала опытов.

В крови лошади образуются (антитела), нейтрализующие яд. Выше мы отмечали, что существуют различные животные (ежи, кроты, хорьки и пр.), на которых не действует или почти не действует змеиный яд. Вероятно, в крови этих особей естественно содержатся необходимые в таком случае антитела. Возвратимся опять к явлениям, связанным с выработкой антител в крови лошади. В этом направлении был произведен следующий опыт. Кролику, в организм которого была введена смертельная доза змеиного яда, была впрыснута непосредственно после этого сыворотка крови иммунной к змеиному яду лошади. При этом кролик остался живым и не страдал от яда: противоядие связывает поступивший в змеиный яд. Подобные благоприятные результаты получаются и с людьми, укушенными змеей. Укус ядовитой змеи хорошо излечивается в том случае, когда срок между введением яда и впрыскиванием сыворотки относительно мал и яд еще не успел произвести сильных расстройств в организме отравленного человека.

Специфическую сыворотку приготовляют следующим образом. Иммунной лошади выпускают несколько стаканов крови, дают крови свернуться и отстоявшуюся сыворотку разливают в стерильные стеклянные трубочки-ампулы, которые наглухо запаивают. В таком виде сыворотка может храниться долгое время. Подобной сывороткой пользуются в случае укуса человека змеей, причем ее впрыскивают шприцем в кожу спины.

За последнее время в литературе поднят вопрос о получении универсальной сыворотки, которая была бы действительной против яда европейских и средиземноморских ядовитых змей. Эта проблема, которая исследуется экспериментально, представляет несомненные трудности. В настоящее время удалось выяснить, что сыворотка против яда песочной гадюки (Vipera ammodytes) действительна также против яда рогатой гадюки (Cerastes), обычной гадюки (Vipera berus), балканской гадюки (Vipera berus bosniensis), против Bitis arietans и некоторых других. Довольно универсальна сыворотка, вырабатываемая в Институте Пастера (так называемая сыворотка «ER»). Она не действует, однако, против яда кобры и гремучей вмеи. Подобна действию упомянутой сыворотки «ER» вырабатываемая в Серум-терапевтическом институте в Вене (см. Schlossberger, R. Bieling, A. Demnitz, 1936).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то