Значение лфк в реабилитации. Физическая реабилитация. Заболевания органов пищеварения

К профессиональным болезням относятся заболевания, обусловленные воздействием неблагоприятных факторов производственной среды. Профпатология тесно связана с другими клиническими дисциплинами, а также с гигиеной труда.

Некоторые виды работ при определенных условиях могут стать причиной профессиональных болезней, чему обычно способствуют недостаточное техническое оснащение производства и несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

Производственные факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на состояние здоровья людей, разнообразны. Следует отметить, что при их воздействии могут наблюдаться не только профессиональные заболевания, но и производственные травмы. К последним относятся острые заболевания, возникшие вследствие механического, термического, химического или электрического повреждения ткани или органа непосредственно на рабочем месте или на территории предприятия. В настоящее время существует общепринятое разделение профзаболеваний как по этиологическому принципу, так и по системно-органному.

По этиологическому принципу выделяют следующие группы профессиональных болезней:

1) обусловленные воздействием производственной пыли (пневмокониозы, пылевой бронхит и др.);

2) обусловленные воздействием физических факторов производственной среды (вибрационная болезнь, поражения, вызванные воздействием интенсивного шума, различных видов излучений, высоких и низких температур и др.);

3) обусловленные воздействием химических факторов производственной среды (острые и хронические интоксикации);

5) профессиональные болезни от перенапряжения отдельных органов и систем (заболевания ОДА, периферических нервов и мышц и др.).

Воздействие на организм химических соединений вызывает острые, под острые и хронические интоксикации. Наиболее распространены интоксикации соединениями свинца, ртути, бензола и его гомологами, амино- и нитропроизводными, пестицидами и др. Физические факторы являются причиной вибрационной болезни, кохлеарного неврита, лучевой патологии, декомпрессионной (кессонной) болезни. При воздействии на организм производственной пыли нередко развиваются пневмокониозы (силикоз, металлокониоз и пр.), пылевые бронхиты, хронические ринофаринголарингиты, а также некоторые аллергические заболевания и новообразования. К заболеваниям, вызванным физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем, относятся такие распространенные поражения ОДА, как плечелопаточный периартрит, эпикондилит плеча, деформирующие остеоартрозы, бурситы и т.д. В эту же группу входят моно- и полиневропатии, в том числе компрессионные и вегетативно-сенсорные невропатии, шейные и пояснично-крестцовые радикулиты и т.д.



Признаются профессиональными возникшие при контакте во время работы бруцеллез, туберкулез, инфекционный гепатит, некоторые формы дерматомикозов и т.д.

Большое значение в оздоровлении условий труда имеет создание в нашей стране специальной службы при Государственном центре санитарно-эпидемиологического надзора (ГЦСЭН) по предупредительному и текущему санитарному надзору на промышленных предприятиях, транспорте и сельскохозяйственных объектах России. Немаловажная роль в предупреждении развития профессиональных болезней принадлежит рациональному режиму труда и отдыха, а также медико-санитарному обслуживанию рабочих и диспансеризации.

Диспансерный метод предусматривает, в частности, профессиональный отбор путем предварительных медицинских осмотров людей, поступающих на работу с вредными условиями труда. Благодаря этому сокращается возможность возникновения профессиональных заболеваний и, в известной степени, появления их тяжелых форм. Периодические осмотры работающих позволяют выявлять профессиональные заболевания уже в начальных стадиях и своевременно проводить оздоровительные мероприятия как в отношении условий труда, так и в отношении самих заболеваний (лечение, рациональное трудоустройство и т.п.).



На профессиональную заболеваемость большое влияние оказывает стаж работы на производстве с негативными факторами. Например, через 10-15 лет такого труда заболевания были зарегистрированы у 70-80% больных с хроническими интоксикациями, пневмокониозами, у 55-65% - с заболеваниями рук от функционального перенапряжения, у подавляющей части (почти 90%) больных невритами слуховых нервов. Большинство (65%) профессиональных дерматозов развивалось в течение первых трех лет работы, а вибрационная болезнь (примерно 40% случаев) - после 6-10 лет работы.

Возраст больных к моменту обнаружения заболевания - от 30-39 лет до 50 лет. Инвалидность вследствие профессиональных заболеваний составляет более 80% в возрасте до 45 лет.

Осмотры, диспансерное обследование рабочих проводят врачи-профпатологи. Тех, у кого подозревают профессиональное заболевание или отравление, направляют на консультацию в специализированное учреждение. Регистрация, профессионального заболевания производится городской санэпидстанцией или клиникой института.

Специфика профессиональных заболеваний состоит в том, что их причина - в условиях труда. Поэтому в лечении этой группы больных на первом месте - изменение условий труда.

Больные с профессиональными заболеваниями чаще переводятся на инвалидность, чем больные с соматическими заболеваниями. Инвалидность им дается прежде всего с профилактической целью, с тем чтобы помочь больному приобрести другую специальность, поддержать его материально во время освоения новой профессии. Переводить на инвалидность надо как можно раньше, как только заболевание диагностировано.

По способности к обратному развитию профессиональные заболевания могут быть разделены на три группы:

заболевания, проходящие даже без всякого лечения, только при изменении условий труда. Это аллергические заболевания, дерматиты (дерматозы), ринопатии;

заболевания, способные к обратному развитию при условии более или менее длительных сроков активного лечения (при обязательном, разумеется, изменении условий труда). К этой группе относится подавляющее, большинство профессиональных заболеваний: хронические интоксикации, вибрационная болезнь, заболевания рук от функционального перенапряжения, пылевые бронхиты и др.;

заболевания, не способные (или очень мало способные) к обратному развитию. К этой группе относятся все пневмокониозы, тяжелые формы хронических интоксикаций (токсические энцефалопатии, пневмосклерозы и т.д.), профессиональная тугоухость и некоторые заболевания ОДА (асептический некроз, коксарт-роз, остеохондроз, артрозы суставов и др.).

Медицинская реабилитация требует для второй и третьей групп многолетнего лечения и в запущенных случаях (в третьей группе) невозможна.

В комплексном лечении профессиональных болезней применяют ЛФК, массаж, оксигенотерапию, общее ультрафиолетовое облучение (УФО), физиотерапию, гидротерапию, сауну, диетотерапию и др.

Систематическое применение средств физической культуры, ЛФК способствует повышению функциональных возможностей организма к физическим нагрузкам. Под влиянием физических упражнений и массажа улучшается функция кардиореспираторной системы, метаболизм тканей и т.д.

Методика ЛФК определяется нозологической формой профессионального заболевания, стадией и тяжестью его течения, общим состоянием больного, его возрастом, полом. Физические нагрузки увеличивают постепенно, наряду с изменением исходных положений, подбором общеразвивающих и дыхательных упражнений. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, дыхательные упражнения выполняются с акцентом на выдохе. Показаны упражнения с произнесением шипящих гласных. Для активизации дыхания включают массаж грудной клетки и дыхательных мышц. Занятия проводятся групповым методом в сопровождении музыки в течение 15-35 мин. В комплекс оздоровительных мероприятий включают дозированную ходьбу на свежем воздухе (в лесу, парке, сосновой роще и пр.), лыжные прогулки, греблю и др., показана баня (сауна).

Во время санаторно-курортного лечения в Крыму, на Северном Кавказе и в зонах с горным климатом применяют дозированную ходьбу и бег, игры, плавание, диетотерапию, прием кислородного коктейля, витаминизацию и др.

Профессиональные дискинезии

(координаторные неврозы)

Координаторные неврозы (профессиональные дискинезии, писчий спазм, писчая судорога) - одно из нечастых, но своеобразных профессиональных заболеваний. В его основе лежит невроз высших координаторных центров ЦНС. Главным является перенапряжение мышечных групп, участвующих в выполнении определенной работы: письмо, игра на музыкальных инструментах (скрипачи, пианисты, виолончелисты и др.), печатание на машинке и др.

Считается, что заболевание чаще возникает у лиц с неустойчивостью ЦНС, слабыми звеньями в опорно-двигательном аппарате и др.

Заболевание развивается постепенно. Одним из ранних клинических признаков является ощущение неловкости, тяжести в руке при выполнении точных движений, повышенная утомляемость, неточность движений пальцев и т.п.

Выделяют 4 клинические формы: судорожная, паретическая, дрожательная и невральная.

Профессиональные дискинезии отличаются длительностью клинического течения и имеют наклонность к прогрессированию.

Реабилитация должна быть комплексной и включать: влажные обвертывания всего тела, хвойные ванны, гальванический воротник по А. Щербаку, теплые ванны из ромашки (1-2 раза в день, 15-20 мин, курс 8-10 процедур), двухкамерные гидрогальванические ванны для верхних конечностей (36°С, 15-20 мин ежедневно, курс 10-15 процедур).

Аппликации озокерита (парафина) 20-30 мин. Курс 15-20 процедур.

Эп УВЧ в олиготермической дозировке, ежедневно или через день, 5-8 мин, курс 10-15 процедур.

Ультразвук (фонофорез) - паравертебрально, доза 0,2- 0,4 Вт/см 2 , 5-8 мин. Курс 8-10 процедур.

Гидрокинезотерапия (плавание, специальные упражнения в воде для верхних и нижних конечностей). Курс 15-20 дней, по 15-35 мин ежедневно.

Общий электрофорез брома по Вермелю или воротник по Щербаку.

Электросон (частота 10-12 Гц, продолжительность имп. 0,2 м/с), ежедневно или через день по 30-40 мин. Курс 8-10 процедур.

Местная дарсонвализация по 5 мин ежедневно. Курс 8-10 процедур.

Массаж головы, воротниковой области, парвертебральных областей (до нижних углов лопаток) и рук (с проксимальных отделов), 10-15 мин. Курс 15-20 процедур. В год 2-3 курса.

Кислородные коктейли, или после массажа - ингаляции кислорода (5-8 мин).

ЛФК (включают упражнения на растягивание соединительно-тканных образований для верхних конечностей, дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию), прогулки пешком, езду на велосипеде, греблю, прогулки на лыжах, а также посещение сауны (бани) 2 раза в неделю с последующим проведением сегментарно-рефлекторного массажа.

Пневмокониозы

Пневмокониоз - хронический медленно прогрессирующий фиброз легких. Отдельные его виды названы по вызвавшей их пыли: силикоз - от пыли двуокиси кремния (кварца), асбестоз - от асбестовой пыли, антракоз - от пыли угольной и т.д.

Лечение комплексное. Прежде всего изолируют человека от воздействия пыли. Подавляющему большинству больных устанавливают профессиональную инвалидность. Нередко у этих больных кроме силикоза отмечается еще и вибрационная болезнь.

Эффективность реабилитации зависит от того, когда она начата, когда ликвидирован контакт с вредностью, в какой стадии находится заболевание и т.п. Важно и то, насколько рационально трудоустроен больной.

Реабилитация должна быть комплексной и предусматривать восстановление нарушенных функций, а также прекращение прогрессирования болезни. Особое внимание уделяется средствам физической культуры (лыжные прогулки, гребля, плавание, бег в сочетании с ходьбой и др.), ЛФК, массажу грудной клетки, а также диете, витаминизации (витамины С, Р, РР и др.), физиотерапии и санаторно-курортному лечению.

В комплексное лечение включено следующее:

Ингаляции ферментов (гиалуронидаза, трипсин, химотрипсин и др.) или щелочные и соляно-щелочные ингаляции ежедневно или через день, курс 15-20 процедур. После проведенной ингаляции - ЛГ (дыхательные, кашлевые и общеразвивающие упражнения) в различных исходных положениях, игры, ходьба.

Электрофорез адреналина на область шейных симпатических узлов. Курс 10-15 процедур через день.

Электрофорез с новокаином и кальцием на грудную клетку. Курс 15-20 процедур через день.

Ультразвук на грудную клетку. Курс 15-20 процедур через день.

Назальный электрофорез димедрола. Курс 10-15 процедур через день.

УФ-облучение грудной клетки или общее УФО по ускоренной методике (ноябрь-декабрь, январь-февраль) или кварцева-ние стоп (5-20 биодоз, № 3-5) с приемом аскорбиновой кислоты через день или ежедневно. Курс 15-20 процедур.

Оксигенотерапия (вдыхание увлажненного кислорода или прием кислородного коктейля) после проведенного общего массажа и вибромассаж груди № 15.

Показано санаторно-курортное лечение: солнечно-воздушные ванны, морские купания, игры и бег вдоль берега моря, гребля, ЛФК, диета, физиотерапия и прием кислородных коктейлей, вибрационный массаж грудной клетки.

Физическая культура и спорт представляют собой вид человеческой деятельности, который оказывает определяющее влияние на формирование человека как личности и его здоровье, на развитие производства и общественных отношений.

Лечебная физкультура, являясь профилирующим направлением физической культуры, использует средства и методы физической культуры и спорта для формирования и развития физических качеств и двигательной активности больного человека, лечения его заболевания, восстановления здоровья и работоспособности.

Поскольку духовное и физическое начало взаимозависимы и в своем развитии составляют целое с социальным статусом человека, то различные организационные формы физической культуры позволяют эффективно решать задачи восстановления физических, душевных и социальных качеств, нарушенных или утраченных в результате заболевания, повреждения организма.

Доказательством ведущего значения лечебной физкультуры в системе принятых в медицине комплексных реабилитационных мероприятий служит огромный научно-профилактический опыт применения ЛФК при заболеваниях и травмах, который показывает, что ЛФК не только способствует восстановлению физического, соматического здоровья, но и существенно влияет на аспекты психологической и социальной реабилитации больного, инвалида.

Следует отметить наличие терминологических различий в обозначении лечебной физкультуры, которые существовали ранее и существуют в настоящее время в нашей стране и в зарубежной медицине: кинетотерапия, врачебная гимнастика, кинезотерапия, функциональная терапия, эрготерапия, физиотерапия и др.

Тем не менее, в основе всех перечисленных методов лечения лежат физические упражнения, физические тренировки.

Применительно к использованию физических упражнений с лечебно-реабилитационной целью наиболее адекватным сущности процесса лечения и реабилитации является термин физическая реабилитация.

Хотя последняя может включать, кроме физических тренировок и собственно физиотерапию (преформированные физические факторы - аппаратную физиотерапию и бальнеологию).

Физиологический механизм и лечебно-профилактическое действие физической тренировки основаны на теории нервизма (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.), которая позднее была дополнена фундаментальными исследованиями нейрогуморальной регуляции при физических упражнениях, универсальной концепцией о системной организации движений и их управлении на кибернетических принципах обратных связей, положениями биологической теории адаптации и компенсации нарушенных функций.

Еще в XIX веке И.М.Сеченов писал: "Все проявления жизни человека, сознательные или несознательные по происхождению представляют собой рефлекторные акты".

И.П. Павлов постулировал, что двигательные навыки - это усовершенствованные условные рефлексы, которые человек повторяет, постоянно их совершенствуя и доводя до автоматизма.

В процессе формирования двигательного стереотипа, как показывают результаты экспериментальных и клинических исследований, осуществляется системная регуляция двигательных функций и ее биоэнергетическое обеспечение с участием различных уровней регуляции.

Следует обратить внимание на установленную способность физических упражнений не только восстанавливать нарушенный заболеванием двигательный стереотип, но и осуществлять, в случаях полной утраты функции мышцы, поиск, выбор и тренировку новых рефлекторных путей, то есть нейромоторное перевоспитание.

Такую возможность надо иметь ввиду прогнозируя программу физической реабилитации у больных с параличами и парезами в результате заболеваний и травм центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательной системы, при инсульте.

Моторные реакции больного зависят не только от сохранности двигательных путей, но и от полноценности химических реакций, поставляющих энергию для мышечных сокращений и выполнения физической работы во времени.

Регулярные физические тренировки направлены на стимуляцию как клеточных механизмов биоэнергетики (митохондрии клетки), так и активацию всей системы метаболических процессов с улучшением окислительно-восстановительной фазы обмена веществ в организме и развитием аэробных механизмов энергообеспечения.

Поэтому тренировка функциональных резервов кардиореспираторной системы, которая осуществляет снабжение организма кислородом при физических нагрузках, важна для всех реабилитируемых больных, инвалидов, а для больных инфарктом миокарда является главной целью.

При наличии органических изменений в органе, отдельной системе функциональная система организма включает механизмы саморегуляции перестройки и компенсации нарушенных функций.

Лечебная физкультура наилучшим образом помогает расширить функциональные возможности организма.

Постепенная адаптация к возрастающим физическим нагрузкам становится физиологической основой приспособления больного к измененным условиям жизнедеятельности организма и к измененным условиям существования во внешней среде.

Тяжелые заболевания и травмы в остром периоде, операции вынуждают больного к абсолютному или относительному покою.

В это время к морфофункциональным изменениям, вызванным патологическим процессом, присоединяются симптомы ограничения движений и снижения уровня энергетических затрат, проприоцептивной импульсации и моторно-висцеральных взаимоотношений.

Ранняя активизация двигательной активности больных устраняет гипокинетический синдром и уменьшает вероятность таких осложнений, как гипостатическая пневмония, тромбозы и эмболии, атония желудочно-кишечного тракта и др.

Физические упражнения положительно влияют на психологическое состояние пациента.

Раннее назначение физических упражнений помогает снизить эмоциональный стресс, чувство тревоги и степень депрессии, обусловленные угрозой жизни и инвалидизации при инфаркте, инсульте, тяжелой травме.

Регулярные тренировки, улучшая состояние больного и физическую подготовленность, повышают уровень самооценки здоровья.

Психологический аспект физической реабилитации связан с тем, что лечебная физкультура является одновременно и лечебным и педагогическим процессом.

Воспитательное, образовательное значение физических тренировок заключается в формировании "физкультурной грамотности", ценностных ориентиров и потребности больного, инвалида в активном и сознательном участии в восстановлении здоровья, развитии и совершенствовании двигательных навыков.

Обучение физическим упражнениям, освоение программы физической реабилитации должно быть побудительным стимулом к достижению наиболее значимого индивидуального реабилитационного эффекта с учетом состояния здоровья и социально-психологических особенностей личности.

Для этого недостаточно научить больного правильному выполнению тех или иных физических упражнений и двигательных действий, ему следует объяснить цель и задачи физической реабилитации, физиологическое действие и методические особенности физической тренировки, подтверждать результативность реабилитационных мероприятий объективными методами, обучать простым методам самоконтроля переносимости и эффективности физической тренировки (динамика пульса, АД, силы мышц, объема движений в суставах, скорости передвижения и расстояния в ходьбе и пр.).

Таким образом, к воспитательным, образовательным задачам физической реабилитации относится овладение больным, инвалидом целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, их физического совершенствования и развития индивидуальных способностей к бытовой, трудовой и профессиональной деятельности.

В конечном итоге, реализация программы физической реабилитации в комплексе с другими методами медицинской и социальной реабилитации помогает улучшить качество жизни больного, инвалида.

Технология физической реабилитации включает различные системы гимнастических упражнений, спортивно-прикладных и игровых, которые получили научное обоснование и успешно применяются в форме лечебной гимнастики, гидрокинезотерапии, механотерапии, упражнения на тренажерах.

К методам физического воздействия пассивного характера относятся мануальная терапия и массаж.

Последовательное применение средств физкультуры и спорта в реабилитации больных и инвалидов зависит от этапа реабилитации, тяжести клинических проявлений заболевания и особенностей нозологических форм.

Эти факторы определяют показания и противопоказания к физической активности больных, выбор средства физической реабилитации и его дозирование, патогенетическую направленность физических упражнений.

Для успешной реализации программ физической реабилитации необходимо выполнение следующих организационно-методических условий:

Ранняя нарастающая активизация режима движений больного от начала болезни до выздоровления;

Применение патогенетически обоснованных методов ЛФК широкого диапазона;

Соблюдение методических принципов физической тренировки: постепенности, повторности, регулярности и длительности, доступности физических упражнений;

Дифференциация задач и направленности общей и специальной физической тренировки в индивидуальной программе физической реабилитации для каждого больного;

Врачебный контроль адекватности физических нагрузок, их коррекция и оценка эффективности;

Рациональное сочетание средств ЛФК и других методов комплексного восстановительного лечения;

Точное дозирование физических нагрузок в диапазоне безопасной для больного двигательной активности.

Традиционное понятие о реабилитации, сложившееся в XX веке в России и за рубежом, предусматривает комплексные мероприятия, направленные на восстановление здоровья, физической, психической и социальной активности лиц, частично или полностью утративших здоровье и трудоспособность в результате заболевания и травмы.

Таким образом, полноценная реабилитация больного и инвалида по состоянию здоровья зависит от эффективности действия команды медицинских работников, педагогов и работников социальной сферы, государственных и общественных организаций.

При этом состояние и уровень развития здравоохранения, образования, экономики и социального обеспечения напрямую определяют качество жизни человека, в том числе его здоровье и возможности полноценного восстановления трудоспособности при заболеваниях и повреждениях.

К сожалению, как показал 1-й Российский конгресс "Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации", в настоящее время не решен целый ряд организационных вопросов реабилитационной службы, недостаточно взаимодействие министерств труда, здравоохранения и образования, оставляют желать лучшего социально-экономические условия жизни общества и обеспечения больных и инвалидов.

Несмотря на определенные успехи в развитии лечебной физкультуры реализация метода в системе реабилитационных мероприятий у больных и инвалидов зависит от решения следующих актуальных проблем:

Обновление медицинской и реабилитационной техникой отделений лечебной физкультуры;

Внедрение автоматизированных систем контроля эффективности физической тренировки с моделированием оптимальных режимов восстановления движений;

Разработка новых научно-обоснованных методик и комплексных систем физической реабилитации;

Создание стандартов физической реабилитации больных и инвалидов в травматологии, неврологии, кардиологии, хирургии, онкологии, включая послеоперационный период восстановления здоровья и трудоспособности;

Оптимизация Государственных стандартов вузовского и послевузовского образования по реабилитации;

Повышение качества восстановительного лечения средствами физкультуры и спорта в отделениях лечебной физкультуры врачебно-физкультурных диспансеров, в отделениях восстановительного лечения специализированных клиник и больниц общего профиля, в центрах реабилитации и профилактики, санаторно-курортных учреждениях, обеспечивая преемственность и этапность реабилитационных мероприятий.

Журавлева А.И

Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно–практическая медицинская дисциплина, освещающая теоретические основы, методы и принципы практического использования средств физической культуры с лечебной, оздоровительной и профилактической целью для реабилитации больных и инвалидов, предупреждение осложнений патологического процесса и возвращение их в общество и к общественно полезному труду.

Лечебное применение физических упражнений – лечебно-педагогический процесс, основанный на применении движений как одного из основных проявлений жизнедеятельности организма человека.

Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями функционального состояния его организма. Этим определяется различие применяемых средств и методов в практике ЛФК.

ЛФК – естественно–биологический метод лечения , в основе которого – движение как форма существования всего живого. ЛФК, расширяя связь человека с окружающей средой, способствует повышению защитных сил организма, его работоспособности, восстановлению функций.

ЛФК – метод общего воздействия на весь организм. Систематическое выполнение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, улучшать психологическое состояние больного и способствовать положительной динамике клинических проявлений заболевания.

ЛФК – метод неспецифической терапии. Физические упражнения вызывают в организме изменения со стороны большинства органов и систем, в том числе всех звеньев нервной системы, положительно влияя при этом и на патологический процесс.

ЛФК – метод патогенетической терапии. В случае применения в процедуре лечебной физкультуры средств общего воздействия на организм в общую ответную реакцию всего организма включаются и физиологические механизмы, участвующие в патогенетическом процессе. В случае применения специально подобранных физических упражнений можно избирательно воздействовать на функцию отдельных органов и систем, задействованных в патологическом процессе, способствуя ускорению выздоровления больного: улучшать вентиляцию легких и отхождение мокроты, предупреждать атрофию мышц и образование спаек, восстановить подвижность в суставах и функциональную способность мышц.

ЛФК – метод активной функциональной терапии. Регулярное использование специально подобранных дозированных физических нагрузок стимулирует, тренирует, повышает функциональные возможности как отдельных систем, так и всего организма, способствует совершенствованию морфологических структур. Использование ЛФК требует активного участия больного в процессе лечения.

ЛФК – метод поддерживающей терапии. Использование его в период ремиссии заболевания является высокоэффективным средством предупреждения рецидивов. Использование дозированной физической нагрузки у людей среднего и пожилого возраста – эффективное средство продления активного долголетия.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки, в связи с чем различают общую и специальную тренировку.

Общая тренировка способствует оздоровлению, укреплению и развитию организма больного, она использует разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих упражнений.

Специальная тренировка ставит целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При этом используются виды физических упражнений, непосредственно воздействующие на область травмы или корригирующие функциональные расстройства (например, дыхательные упражнения при плевральных спайках).

Задачи лечебной физкультуры

1. Сохранение и поддержание больного организма в соответствующем функциональном состоянии.

2. Предупреждение осложнений, которые могут быть вызваны как основным заболеванием, так и вынужденной длительной гиподинамией.

3. Привлечение больного к активному участию в процессе выздоровления.

4. Стимуляция потенциальных возможностей больного в борьбе с заболеванием.

5. Ускорение ликвидации местных проявлений болезни.

6. Предупреждение негативного влияния факторов окружающей среды.

7. Более быстрое восстановление функциональной полноценности организма, с целью сокращения разницы между клиническим и функциональным выздоровлением.

8. Ускорение возвращения больного в общество, к общественно полезному труду.

Лечебная физическая культура - научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также для профилактики различных заболеваний. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения - мощный стимулятор жизненных функций организма.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим , но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а также активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания , поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма - движения, являющейся основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Движения, стимулируя деятельность всех систем, способствуют повышению общей работоспособности организма.

ЛФК - метод неспецифической терапии , а применяемые в ней физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы. Физические упражнения способны избирательно влиять на различные функции организма, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод патогенетической терапии . Систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма больного и патогенез заболевания, изменяет как общую реакцию организма, так и местное ее проявление.

ЛФК - метод активной функциональной терапии . Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам.

При применении ЛФК расширяется непосредственная связь больного с природными и социальными факторами, что способствует его адаптации к внешней среде.

ЛФК - метод первичной и вторичной профилактики . Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм больного.

ЛФК - метод восстановительной терапии , поэтому она широко применяется в процессе реабилитации - в частности физической.


Реабилитация - метод восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Реабилитацию следует рассматривать как сложный социально-медицинский процесс. Ее можно подразделить на несколько видов: медицинскую, физическую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально-экономическую.

Медицинская реабилитация . Включает медикаментозный, хирургический, физиотерапевтический и другие методы лечения, которые наряду с лечением болезни способствуют восстановлению тех функций организма, которые необходимы для возвращения человека к нормальной жизнедеятельности.

Трудовая (профессиональная) реабилитация . Направлена на восстановление трудоспособности и возвращение человека в привычную трудовую и общественную среду. При необходимости обеспечивает возможность сменить профессию.

Психологическая реабилитация . Направлена на коррекцию психического состояния больного, а также на формирование его сознательного отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо также создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Социально-экономическая реабилитация . Направлена на то, чтобы вернуть пострадавшему человеку экономическую независимость и социальную полноценность.

Физическая реабилитация . Составная часть медицинской, социально-экономической и профессиональной реабилитации. Система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей и интеллектуальных способностей человека, улучшение функционального состояния организма, развитие необходимых физических качеств, психоэмоциональной устойчивости, повышение адаптационных возможностей организма человека с помощью средств и методов физической культуры, ЛФК, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения, и в частности ЛФК.

Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.

Для успешной реабилитации необходимы: раннее начало восстановительных (реабилитационных) мероприятий (РМ), поэтапное преемственное и непрерывное их применение в течение периода болезни, комплексный характер РМ, индивидуализация воздействий средствами ЛФК с учетом личностных особенностей больного и течения его заболевания.

Наиболее распространена трехэтапная система реабилитации: 1-й этап - стационарный, или больничный; 2-й этап - санаторный (или в стационарном реабилитационном центре); 3-й этап - поликлинический.

На всех этапах реабилитации широко применяется лечебная физическая культура.

На больничном этапе ЛФК предупреждает развитие возможных осложнений, повышает общий тонус организма, активизирует его защитные силы, стимулирует восстановительные процессы. В процессе занятий больной обучается правильному положению в постели, активным и пассивным движениям; адаптируется к расширению объема движений в положении сидя, а затем стоя; обучается ходьбе.

На санаторном этапе (или в стационарном реабилитационном центре) ЛФК способствует дальнейшей активизации больного, более полному его функциональному восстановлению; его подготовке к бытовой деятельности, восстановлению навыков самообслуживания, тренировке в ходьбе и других прикладных видах деятельности; подготовке к трудовой деятельности.

На поликлиническом этапе ЛФК направлена на дальнейшее и окончательное восстановление нарушенных функций, а при необходимости - на совершенствование компенсаций, подготовку больного к общественно полезному труду.

Организация и реабилитационные методы ЛФК и массажа в реабилитационных центрах

лечебный физкультура упражнение массаж

Лечебная физкультура - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

Лечебная физкультура:

естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

метод восстановительной терапии в комплексном лечении больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

Различают общую и специальную тренировку:

общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;

специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Массаж - метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.

Адаптивная физкультура (АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Главным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Детский массаж и гимнастика - это один из самых важных лечебных и профилактических методов. Детям не рекомендуется давать лекарства по каждому поводу, лишь в случае крайней необходимости. Нарушения здоровья нужно умело предотвращать. Один из простых способов - оздоровительный массаж. Дело в том, что массаж, в силу своей специфики, почти не имеет противопоказаний. Но в любом случае, лечебный массаж следует проводить по назначению врача.

Сегодня достаточно широко известна взаимная тесная связь между всеми органами и частями организма. А наиболее доступными для воздействия являются кожа и поверхностные ткани ребенка.

Искусство массажиста в том, чтобы, чувствуя эту связь, «настроить» своими руками организм пациента на нормальную работу.

Детство - это время интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость, самостоятельность. Ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Вид довольного, улыбающегося детского личика с лихвой компенсирует все тяготы родительского бремени.

Массаж - совокупность приёмов воздействия на ткани и органы в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного эффекта. Лечебный массаж используется на всех этапах лечения, а также с целью профилактики и повышения уровня здоровья.

Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) - это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.

Механический массаж - проводится с использованием массажного кресла.

С помощью первого - массируются мягкие ткани вдоль позвоночника, прогревая их и оказывая легкое растяжение позвоночника. В результате снижается мышечный тонус и восстанавливается подвижность позвонков.

При втором режиме используется турманиевый сплав, излучающий тепло, которое легко проникает в тело человека, что улучшает кровообращение и расслабляет мышцы.

Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Основная форма ЛФК - это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.

Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.

Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.

Механотерапия - одна из форм ЛФК, представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.Основу механотерапии составляют дозированные ритмически повторяемые физические упражнения на специальных аппаратах и приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (многофункциональные тренажеры).

В современной механотерапии применяют реабилитационные тренажеры с программным управлением, позволяющим дозировать амплитуду и интенсивность движения. Основа нового подхода к применению механотерапии состоит в адаптации жизненно важных систем, последовательном обучении правильным движениям - от примитивных до сложных, с целью их рефлекторного закрепления во время выполнения упражнений, а также для восстановления мышц, суставов, связок, костей сегмента тела, и, как следствие этого, тела в целом. Показания:

Механотерапия применяется в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации при лечении заболеваний нервной системы, органов пищеварения, болезней обмена веществ, заболеваний и последствий травм опорно-двигательного аппарата.

Вестибулярная гимнастика

Включает упражнения для повышения точности и меткости движений, координации действий между двумя и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировку функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

Специальные упражнения с использованием тренажеров, способствуют нормализации мышечного тонуса, развитию опороспособности конечностей, улучшению ориентации в собственном теле и пространстве.

Основными задачами вестибулярной реабилитации являются улучшение устойчивости и равновесия, предотвращение падений, уменьшение субъективных ощущений головокружения и чрезмерной зависимости от зрительных и соматосенсорных стимулов, восстановление координации движений, а также снижение тревоги, обусловленной заболеванием вестибулярной системы.

Наиболее эффективная реабилитация детей носит комплексный подход .

Необходимость оказания совместной помощи детям с проблемами в развитии является совершенно очевидным условием эффективности коррекционных мероприятий. Совместная коррекционная помощь предполагает взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей: врач невропатолог, логопед, дефектолог, психолог, педагог по СБО, педагог по ЛФК - интегрированную в единый коррекционный процесс.

Комплексная помощь означает одновременное, непрерывное, последовательное коррекционное воздействие, которое не просто механически суммирует усилия педагогов, а оформляет отдельные моменты деятельности каждого специалиста в зависимости от актуальности задач коррекции.

Весь коррекционный процесс строится на основе активного взаимодействия специалистов, совместного решения ими, возникающих в процессе обучения проблем.

Приемственность в работе специалистов это - сложный многоступенчатый процесс, основными этапами которого являются: экспертная диагностика, разработка реабилитационных программ, их реализация, мониторинг реабилитационных мероприятий и их корректировка.

Для достоверной диагностики необходима опора на данные клинико- физиологического и психолого- педагогического изучения ребенка.

Врач проводит сбор подробных анамнестических сведений и выбирает наиболее эффективные рекомендации лечения реабилитационного восстановления, а педагог ЛФК подбирает соответствующую программу и методику коррекции. В зависимости от ведущего диагноза проводится взаимосвязь со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по СБО) в виде рекомендаций к требованиям развития общей и мелкой моторики, повторения упражнений дыхательной гимнастики, комплекса упражнений по формированию осанки, приемов самомассажа.

Каждый специалист проводит диагностику и составляет коррекционную программу. После этого проводится командная оценка - совместная оценка состояния психофизического развития ребенка и на основании ее составляется индивидуальный план коррекционной работы (ИРП). В индивидуально - развивающей программе отражается совместная работа специалистов на основе запроса родителей.

Специалисты изучают проблемы ребенка с позиций своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы работы коррекционной помощи, результаты работы отражены в мониторинге.

Методика проведения занятий

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 - 3 раза в неделю

3лет - 15 мин

5лет- 20мин

8лет-30мин

18лет-45мин

При проведении занятия используется традиционная схема:

вводная часть (разминка), в подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений.

основная (специальные корригирующие упражнения), в основной части выполняется увеличенное количество повторений каждого упражнения. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции.

заключительная (восстановление), в заключительной части нагрузка снижается.

Количество повторений каждого упражнения - 4 - 6 раз. Через 4-5 недель занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных).

Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК являются: объяснение, показ упражнений педагогом, индивидуальная работа с детьми и игровые методы (игровой стрейтчинг), повышающие интерес к занятиям. Набор в группы происходит после обязательного медицинского осмотра врача невропатолога. Форма проведения занятий - групповые или индивидуальные. Количество детей в группе 6-8 человек. Основным средством обучения являются физические упражнения.

Большое внимание на занятиях лечебной гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.

Различают три вида нагрузки: большую, среднюю и малую [по проф. В.А. Епифанову]. При большой нагрузке используются все физические упражнения, без ограничений. При средней нагрузке исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения. При малой нагрузке предпочтение отдается элементарным упражнениям для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. При проведении занятий лечебной гимнастикой чаще практикуются средние по величине нагрузки.

И на основании этого осуществляется комплектование групп ЛФК с учетом возраста детей, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Отличительная особенность занятий у наших детей является медленное выполнение упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями.

Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируется следующим образом:

Подбор физический упражнений: от простого к сложному.

Продолжительность физических упражнений.

Число повторений.

Выбор исходных положений.

Темп движений под счет от 1 до 4.

Амплитуда движений.

Степень усилия.

Точность.

Сложность.

Количество отвлекающих упражнений.

Эмоциональная включенность ребенка.

Программа по лечебной физкультуре включает 3 этапа:

Подготовительный этап (3-10 часов):

на этом этапе проводится тестирование физического развития детей. По его итогам педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка.

Основной этап (8 - 24 часа) включает в себя:

упражнения по совершенствованию дыхания;

общеразвивающие упражнения;

корригирующие упражнения;

тренировка мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.

Заключительный этап (7- 10 часов):

В ходе, которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всего цикла:

тестирование физического развития,

Формы контроля

Врачебный контроль и самоконтроль является неотъемлемой частью выполнения программы.

Задачами врачебного контроля являются:

создание оптимального режима применения основных средств и методов реализации программы для укрепления здоровья обучающихся;

содействие в создании надлежащих условий работы по оздоровлению организма.

Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий, направлены на изучение построения занятий, состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, определению границ приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Самоконтроль - это самостоятельное систематическое наблюдение занимающихся за изменением своего здоровья. Наблюдения сигнализируют об изменениях, происходящих в организме под влиянием систематических занятий. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки изменения организма. К субъективным признакам относятся: самочувствие, сон, аппетит, а к объективным: частота сердечных сокращений, динамика роста и массы тела, сила кисти, измерение окружности груди и т. д.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то