Зенитная самоходная установка "шилка". Шилка (зенитная самоходная установка) Зенитная установка зсу 23 4

ЗСУ-23-4 «Шилка»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

8.0 / 8.0 / 8.0 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

21,0 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

2 000 снарядов боезапас

500 снарядов размер обоймы

850 выстрелов/мин скорострельность

4.5° / 85° УВН

двухплоскостной стабилизатор

Экономика

Описание

ЗСУ-23-4 «Шилка»


В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику: пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В этот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 году. Это была ЗСУ-23-4 «Шилка».

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальности до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Шилка в парке Победы

Практически по всей проекции «Шилка» защищена бронелистами толщиной 15 мм. Три из четырёх членов экипажа находится в башне, прямо за боекомплектом, занимающий всю переднюю часть башни. Также рядом с механиком-водителем находится значительный по размерам топливный бак. Всё это не позволяет продержаться хоть сколько-то долго против любых противников: каморные снаряды будут взводится, уничтожая модули и нанося критические повреждения членам экипажа; кумулятивные снаряды будут детонировать топливные баки и боеукладку; крупнокалиберные пулемёты пробивают слабую броню и повреждают членов экипажа, а самолёты (если, конечно, смогут достать «Шилку» в силу определённых обстоятельств) способны своим курсовым вооружением достаточно быстро уничтожить машину.

Встреча вражеского танка на поле боя скорее всего окажется фатальной для «Шилки». Единственное, что можно попытаться сделать против столь бронированных целей - попытаться сбить им гусеницы и повредить ствол. И если гусеницы повреждаются достаточно быстро, то для многих стволов у «Шилки» не хватает мощности снарядов для их повреждения.

Из-за всего перечисленного выше следует сделать вывод, что «Шилка» - техника не второй и даже не третьей линии - ей следует оставаться в укрытии домов, холмов, других препятствий от вражеской наземной техники и сконцентрироваться на уничтожении вражеской авиации, не отвлекаясь на наземную.

Подвижность

Шилка имеет достаточно посредственную подвижность и мобильность - удельная мощность составляет 14.7 лошадиных сил на тонну. Для некоторых танков такой относительно низкий показатель был бы недостатком, но для ЗСУ подвижность является наименее важной характеристикой, поэтому его можно опустить и не рассматривать как недостаток. Большинство безопасных позиций, с которых можно эффективно контролировать небо над полем боя зачастую находится неподалёку от точек возрождения, поэтому нужды в лучшей подвижности нету.

Вооружение

На выбор доступны три ленты для пушек:

  • Стандартная : БЗТ - ОФЗТ;
  • ОФЗТ : ОФЗТ - ОФЗТ - ОФЗТ - БЗТ;
  • БЗТ : БЗТ - БЗТ - БЗТ - ОФЗТ.

Расшифровка:

  • БЗТ - Бронебойный зажигательный трассирующий снаряд;
  • ОФЗТ - Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд.

Максимальный показатель пробития снаряда БЗТ составляет всего 46 мм, чего зачастую исключительно не достаточно для хоть сколько-то эффективной борьбы с наземной техникой противника, а урон по воздушным целям незначителен (по сравнению с фугасным снарядом), хотя и высок шанс поджога. Приоритетными являются первые две ленты - стандартная, в случае менее точной стрельбы, дабы иметь больше шанса поджечь противника, чтобы тот не ушёл и ОФЗТ для более высокого навыка стрельбы из-за лучшей эффективности снарядов ОФЗТ по воздушным целям. Последняя лента (БЗТ) не имеет какой-либо полезной особенности чтобы её использовать.

Применение в бою

Из-за возможности вылета на самолёте противником в любой момент, в аркадном режиме имеет смысл с самого начала боя брать «Шилку», занимать прикрытую от вражеской наземной техники позицию и прикрывать союзников от штурмовиков и бомбардировщиков противника. Позицию следует подобрать такую, чтобы противнику не был виден аркадный маркер над вашей техникой. Обычно такие позиции есть на точке возрождения либо где-то неподалёку неё. Маркер упреждения хорошо поможет в наведении по самолётам противника, хотя из-за повышенной манёвренности, попасть по вёрткой цели становится на порядок сложнее (чем в РБ или СБ). Для собственной защиты следует опасаться не только штурмовиков и бомбардировщиков, а также и истребителей без подвесного вооружения - на столь высоком уровне боёв истребители имеют мощное курсовое вооружение, способное без особого труда поразить лёгкую броню «Шилки».

Из-за ограничения реалистичного режима на вылет самолётов, некоторое время после начала боя небо будет чистым (а в совсем редких случаях у противника вообще не будет самолётов) и потребность в «Шилке» отпадает. Гораздо более рациональным будет использовать первой техникой танк, принося таким образом несоизмеримо большую пользу своей команде из-за невозможности «Шилки» хоть сколько-то эффективно бороться основной массой наземной техники из-за малого показателя пробития её снарядов. Если же к моменту потери первой техники у противника были замечены воздушные цели - можно смело брать «Шилку» и занимать позицию, с которой будет возможность эффективно наблюдать за небом около поля боя, оставаясь недосягаемым для наземной техники противника - это либо двор, окружённый низкими домами, либо впадина в холмистой местности, а на крайний случай подойдёт и просто точка возрождения. Идеальным будет позиция, с которой открывается отличный обзор на направление к вражескому аэродрому - в таком случае самолёт противника будет замечен заранее и наблюдать за ним до дистанции открытия огня будет значительно проще.

Большинство противников на данном ранге уже имеют самолёты высокого уровня, многие - реактивные, с высокой скоростью полёта, которые особенно затруднительно сбить если те не будут атаковать саму Шилку, технику рядом с ней либо просто пролетать мимо на низкой высоте. Не стоит лишний раз тратить боеприпасы на вражеских истребителей, которые летают на большом расстоянии от поля боя - лучше приберечь боекомплект для вражеской штурмовой авиации.

Штурмовая авиация представляет серьёзную угрозу наземной союзной силе и именно она является основной, заложенной при создании ЗСУ, целью. Например, хороший пилот на бомбардировщике Do.217 (который способен точечно сбрасывать бомбы с пикирования), может уничтожить 3-5 танка с одной бомбовой нагрузки, а довольно футуристически выглядящий истребитель Ho.229 V3 , используя ленту для наземных целей, может нанести ущерб нескольким танкам, поджигая их попаданиями в моторно-трансмиссионное отделение, отвлекая их от сражения с союзниками. Данные самолёты более опасны для наземной техники, чем многие реактивные варианты бомбардировщиков типа Ил-28 из-за более низкой скорости полёта и лучшей управляемости, но это не значит, что реактивные бомбардировщики полностью бесполезны в бою - они тоже способны нанести значительный ущерб союзным танкам.

Самолёт противника необходимо подпустить достаточно близко перед открытием огня по двум причинам: первая - несмотря на высокую скорострельность есть шанс не попасть по самолёту, летящем вдалеке; вторая - увидев трассы пушек «Шилки» противник может отвернуть и начать искать цели подальше от места, от куда по нему вели огонь. В таком случае «Шилка» не получит очередную пометку о сбитом самолёте, а противник будет безнаказанно атаковать наземную технику союзников. Из-за столь большой плотности огня на Шилке можно применить следующую тактику стрельбы - когда противник подойдёт достаточно 1.0 - 1.3 км. необходимо выбрать упреждение по направлению его полёта, после чего требуется взять достаточное упреждение по скорости и меняя упреждение оси скорости противника (будто представляя, что он летит сначала с меньшей скоростью - меньшее упреждение, а потом с большой - большее упреждение) поливать его градом снарядов. Такая стрельба позволяет эффективней поражать цели, летящие на средних и выше средних дистанциях.

Если же противник улетает от Шилки на уже приличной дистанции (более 700-800 метров), то не стоит тратить боекомплект - скорее всего снаряды пролетят мимо, а возможность сбить самолёт будет когда он вернётся - чаще всего они возвращаются.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Очень высокая скорострельность и плотность огня.
  • Достаточно мощные осколочно-фугасные снаряды.
  • Высокая скорость наведения башни и орудий.
  • Вместительный боезапас.
  • Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).

Недостатки:

  • Большой размер машины.
  • Боекомплект «окружает» башню.
  • Малая подвижность.
  • Низкий показатель пробития бронебойных снарядов.
  • Нет подкалиберных снарядов.

Историческая справка

Шилка на параде на Красной площади в Москве

Сразу после начала серийного производства ЗСУ-57-2 стало ясно, что она категорически не подходит для современных боевых условий. Эффективность двух 57-мм пушек была крайне низкой даже против поршневой авиации, а с появлением над полем боя реактивных самолетов противодействовать вражеской авиации стало и вовсе невозможным. В 1957 году вышло постановление о постройки двух современных ЗСУ: «Шилки» и «Енисей» (ЗСУ-37-2 с двумя спаренными 37-мм пушками), обе ЗСУ были готовы к концу 1960 года, а их испытания продолжались ещё год - до октября 1961-го. Обе машины прошли испытания, однако на малых высотах «Шилка» оказалась намного эффективней Енисея, поэтому на вооружение приняли именно её.

Краткое описание

Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.

Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту.Боеприпасы: БЗТ-бронебойнозажигательнотрассирующие, ОФЗТ-осколочнофугасные зажигательные трассирующие и ОФЗ -осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.

В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации.Дальность обнаружения РЛС до 20 км.

Средства связи: радиостанция Р-123.

База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.

Экипах установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.

В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").

С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).

ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.

ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.

ЗСУ 23-4 "Шилка" принимала активное участие в большинстве военных конфликтах на Ближнем Востоке и других регионах мира.

В на рубеже 21 века Россия применяла "Шилку" в ходе боевых действий в Чеченской республике для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой сепаратистов.

Технические характеристики ЗСУ-23-4

Боевая масса

Вооружение

4х23 мм водяного охлаждения пушки АЗП-23

Максимальная дальность стрельбы

Минимальная дальность стрельбы

Максимальная высота стрельбы

Минимальная высота стрельбы

В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику. Пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В зтот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 г. Это была .

ЗСУ-23-4 Шилка предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении.

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни. Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан yгол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка, один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателей системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 "Амур" со скорострельностью 11 выстрелов в секунду каждая. Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя - 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 КГ. Может вести огонь, как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия порОХовых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижнии - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм. Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга соединяющая обе люльки.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188.5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФП. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидатарами с временем действия 5-11 с, Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ - один патрон БЗТ и т. д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни) для горизонтального наведения - УРС №5, а для вертикального наведения - УРС №2,5. Оба работают от обшего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах. Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упреждённых координат. Открытие огня производится по сигналу "Есть данные" на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - попуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает также, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по "запомненным" значениям текущих координат X, Y. Н и составляющим скорости цели, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в лю6ой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически, б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1-1.5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженньк сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии "стелс", По сведениям иностранной печати, в ходе операции "Буря в пустыне" иракской ЗСУ-23-4 Шилка был сбит американский самолёт F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС ЗСУ-23-4 Шилка используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е. постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся цепей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

На ЗСУ-23-4 Шилка установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения. Двигатель В-6Р - это шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, развивающий максимальную мощность 206 кВт при 2000 об/мин. Рабочий обьем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На гусеничном шасси ГМ-575 установлены два сварных топливных бака из алюминиевого сплава: передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

В кормовой части корпуса расположена механическая силовая передача, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на 2,3 4 и 5 передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катхов. Ведущие колеса сварные, со сьёмными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные с металлическими сводами. Опорные катки сварные, одинарные, с о6резиненными ободами. Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 362 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Подвеска машины независимая, торсионная асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 в. и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

В ЗСУ-23-4 Шилка установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех - до 23 км, а при включенном подавителе шумов - до 13 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство P-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 Шилка оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ, продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3-3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сегтарацией воздуха.

В серийное произвоцство ЗСУ-23-4 Шилка пошла в 1964 г. В том году планировалось изготовитъ 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее, позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В течение 60-х годов их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

ЗСУ-23-4 Шилка стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион "Шилок", который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ "Шилка", а другой - четыре самоходных ЗРК "Стрела-1" (затем ЗРК "Стрела-10").

Эксплуатация ЗСУ-23-4 Шилка показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех "Шилке" на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7-8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Во второй половине 60-х годов самоходка ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй - ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление Совета Министров о более серьезной модернизации ЗСУ-23-4 Шилка. Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозарядка автоматов 2A7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на воорухение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение "Бирюса", но в армейских подразделениях ее по-прежнему называли "Шилкой".

После следующей модернизации зенитная самоходная установка получипа индекс ЗСУ-23-4М3 (3 - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания "свой-чужой". Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4М3. Производство ЗСУ-23-4М3 прекратипи в 1982 году.

Существуют различные точки зрения по поведу эффективности действия "Шилки" в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на "Шилки" пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что "Шилки" создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции "Буря в пустыне" летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня ЗСУ-23-4 Шилка.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный "афганский вариант" - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. На машине был также установлен ночной прицел.

"Шилки" широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Серийное производство "Шилок" завершено в 1983 году. В настоящее время ЗСУ этого типа состоят на вооружении Афганистана. Алжира, Анголы. Болгарии. Венгрии, Вьетнама, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Конго, КНДР. Кубы, Лаоса, Ливии, Нигерии, Перу, Польши. России, Сирии, Сомали и Эфиопии.

Боевая масса, т 19,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6535
Ширина корпуса, мм 3125
Высота, мм 2500
Клиренс, мм 400
Тип брони стальная катаная противопульная(9-15мм)
Вооружение
Калибр и марка пушки 4 ? 23-мм АЗП-23 «Амур»
Тип пушки нарезные автоматические
Длина ствола, калибров 82
Боекомплект пушки 2000
Углы ВН, град. ?4…+85
Прицелы оптический визир, РЛС РПК-2
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 280
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересечённой местности, км 300
Удельная мощность, л. с./т 14,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0

Сегодня мы посмотрим на уникальное зенитное средство противовоздушной обороны несколько с иной стороны. СОВЕТСКОЙ зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке.

В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная зенитная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. ЗСУ «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет . Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.

Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск: «Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23-мм и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места…

Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4… «ШИЛКА»… «ШАЙТАН-АРБА».

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия… Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!..

А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле… Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».

Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах. Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка».

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров, при скорости цели до 450 м/с.

ЗСУ «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

«Шилка» на Ближнем Востоке.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты.

Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем.

Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»

«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову : «В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним…»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко , бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене. «В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее.

Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.

И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше. А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов…»

ЗСУ-23-4М армии ГДР

Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.

Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.

Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане . Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».

В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах . Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам…

У КАЖДОГО оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5…7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход В-52 на малых высотах, ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.

Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах . Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия… А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».

У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

ЗСУ-23-4 прикрывают танки Т-55 на учениях.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров.

Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.

Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.

В сентябре 1962 года приказом министра обороны СССР на вооружение ПВО Сухопутных войск был принят всепогодный самоходный 23-мм артиллерийский зенитный комплекс (зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» (комплекс 2А6). ЗСУ «Шилка» предназначалась для обеспечения противовоздушной обороны подразделений мотострелковых (танковых) полков в различных условиях боевой обстановки, в том числе на марше, в различное время года и суток, в любую погоду. Основные характеристики «Шилки» и её зарубежного аналога приведены в таблице. Головным разработчиком установки было конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода (главный конструктор Н.А. Астров).

Интересно отметить, что на завершающем этапе разработки ЗСУ «Шилка» над ее судьбой нависли тучи. Вот как описывает это газета «Красная звезда» от 12 сентября 1992 года в статье «Гордая тайна «Алмаза» (рассказываем впервые)». Дело в том, что в марте 1961 года успешно завершились государственные испытания зенитного ракетного комплекса С-125 «Нева», разработанного конструкторским бюро №1 (ныне научно-производственное объединение «Алмаз»). Разрабатываемый ЗРК С-125 предназначался для борьбы с низколетящими воздушными целями, летящими на высотах от 200 метров и выше на дальности до 10 км.

Это послужило основанием для неоднозначных оценок необходимости завершения разработки зенитного артиллерийского комплекса (ЗСУ «Шилка»), также предназначенного для борьбы с низколетящими целями. В частности, в руководящих органах страны, определявших в то время перспективу развития отечественного вооружения, был подготовлен проект решения о прекращении разработки ЗСУ «Шилка». Когда это решение показали генеральному конструктору ЗРК С-125 академику А.А. Расплетину, он написал на этом документе: «…Категорически против. ЗСУ может выполнять задачи параллельно с ЗРК С-125». Работы по созданию ЗСУ «Шилка» продолжались, и в 1962 году она была принята на вооружение.

С тех пор в течение многих лет ЗРК С-125 и ЗСУ «Шилка» участвовали в реальных боевых действиях на разных континентах, эксплуатировались в войсках, до настоящего времени состоят на вооружении армий многих стран мира, неоднократно модернизировались. А почти через сорок лет их последние (по времени) модификации встретились на международных аэрокосмических салонах МАКС-99 и МАКС-2001, которые проводились в подмосковном городе Жуковском. Слова академика А.А. Расплетина оказались пророческими: ЗРК С-125, ЗСУ «Шилка» и их модификации уже почти полвека исправно несут воинскую службу.

«Шилка» была первой в истории развития отечественного зенитного ствольного вооружения самоходной установкой, которая могла вести эффективную стрельбу по воздушным целям в движении. Это качество обеспечивалось наличием гиростабилизации по линии прицеливания и выстрела. Установка могла также вести стрельбу по наземным целям, в том числе и легкобронированным. ЗСУ-23-4 пришла на смену используемым в мотострелковых и танковых полках буксируемым малокалиберным зенитным пушкам и ЗПУ.

В разработке основных элементов и узлов ЗСУ-23-4 участвовали следующие организации:

  • ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода Министерства транспортного машиностроения СССР - головной разработчик ЗСУ в целом и разработчик гусеничного шасси (главный конструктор установки в целом – Н.А. Астров);
  • Ленинградское оптико-механическое объединение - разработчик радиоприборного комплекса (РПК-2 «Тобол»), состоящего из РЛС сопровождения, счётно-решающего прибора и оптических средств (главный конструктор РПК - В.Э. Пиккель);
  • конструкторское бюро Тульского завода радиоэлементов (впоследствии НИИ «Стрела» Министерства радиопромышленности СССР) - разработчик РЛС сопровождения (главный конструктор РЛС - Я.И. Назаров);
  • Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивного стрелкового оружия (г. Тула) - разработчик счетверённой 23-мм автоматической зенитной пушки;
  • ВНИИ электромеханических приборов Министерства электротехнической промышленности СССР - разработчик электрооборудования для системы питания ЗСУ и электродвигателей для приводов;
  • научно-исследовательский автомобильный институт и Калужский опытный моторный завод Министерства автомобильной промышленности СССР - разработчики газотурбинного двигателя для системы электропитания.

В состав ЗСУ «Шилка» входят следующие элементы:

  • 23-мм счетверённая автоматическая зенитная пушка (АЗП -23-4) с боеприпасами;
  • радиоприборный комплекс (РПК);
  • электрогидравлические силовые следящие приводы;
  • дневные и ночные приборы наблюдения;
  • средства связи.

Все перечисленное оборудование ЗСУ размещалось на гусеничном шасси высокой проходимости. Боевую работу зенитной установки при всех метеоусловиях обеспечивал радиоприборный комплекс, в составе: РЛС орудийной наводки, счётно-решающего прибора и визирного устройства. РЛС позволяла обнаружить воздушную цель при круговом или секторном (в пределах 30–80 градусов) поиске по азимуту и одновременном поиске по углу места (в пределах 30 градусов). Захват цели был возможен на дальностях не менее 10 км при высоте полёта 2000 м и не менее 6 км при высоте полёта 50 м. Среднеквадратическая ошибка автосопровождения воздушной цели по дальности составляла 10 м. По координатам воздушной цели, определённым РЛС, счётно-решающий прибор вырабатывал упреждённые данные для наводки пушек в упреждённую точку с помощью силовых гидравлических приводов.

ЗСУ-23-4 обеспечивала поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 450 м/с, в круговой зоне обстрела по дальности - до 2500 м, по высоте - до 2000 м. Зенитный автомат АЗП-23-4 имел темп стрельбы до 4000 выстрелов в минуту, боекомплект установки - 2000 выстрелов. ЗСУ-23-4 состояла на вооружении мотострелковых (танковых) полков. Она входила в состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоявшей из двух взводов: взвод ЗРК «Стрела-1» и взвод ЗСУ «Шилка», а в последующем - в состав зенитной батареи (шесть ЗСУ) зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированный пункт управления ПУ-12 (ПУ-12М). Команды, распоряжения и данные целеуказания поступали на ЗСУ с помощью радиостанций, установленных на командном пункте и боевых машинах. «Шилка» могла использоваться не только для прикрытия подразделений полка от ударов воздушного противника, действующего на малых и предельно малых высотах, но и для борьбы с наземным противником, в том числе с легкобронированными целями.

Следует отметить, что одновременно с разработкой ЗСУ-23-4 шло проектирование установки, оснащённой спаренной 37-мм пушкой (ЗСУ-37-2 «Енисей»). Создание этого образца было поручено НИИ-20 Государственного Комитета СССР по радиоэлектронике. Для управления огнём был разработан радиоприборный комплекс «Байкал». Испытания опытных образцов зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 и ЗСУ-37-2 проводились на Донгузском полигоне в 1961 году. В результате проведенных испытаний ЗСУ-37-2 не была рекомендована к принятию на вооружение из-за низкой живучести пушечных автоматов и недостаточной надёжности пушек в целом. На «Енисей» также планировалась установка 37-мм счетверённого автомата «Шквал», который не был принят на вооружение из-за низкой надёжности.

Наиболее близким зарубежным аналогом ЗСУ-23-4 в 1960-е годы являлась американская 20-мм шестиствольная установка М163 («Вулкан»). Она состояла из 20-мм шестиствольной пушки «Вулкан» и аппаратуры управления огнём, размещённых на базе гусеничного бронетранспортёра М113А1. В систему управления огнём входили: гиростабилизированный прицел со счётно-решающим прибором, радиолокационный дальномер и прицельные устройства. «Шилка» находилась на вооружении армий стран Варшавского договора, а также многих государств Ближнего Востока, Африки, Азии. В боевых условиях она применялась в арабо-израильских войнах в 1960–1970-х годов.

В сирийской армии батареи, вооружённые ЗСУ «Шилка», входили в состав зенитных дивизионов танковых дивизий и отдельных танковых бригад, а также использовались для прикрытия батарей ЗРК «Куб» («Квадрат»). В ходе боевых действий при отражении налётов израильской авиации «Шилки» действовали автономно. Огонь по самолётам открывался с дальности 1500–2000 метров, как правило, при визуальном обнаружении воздушной цели. Необходимо, однако, отметить, что РЛС в боевых условиях практически не использовались в силу ряда причин. Во-первых, боевые действия велись, в основном, на пересечённой местности, в том числе горной, где рельеф местности не позволял реализовать в полной мере возможности РЛС обнаружению воздушных целей (дальность прямой видимости была невелика). Во-вторых, сирийские боевые расчёты были недостаточно подготовлены к работе на сложной технике и использованию РЛС предпочитали визуальное обнаружение воздушных целей. В-третьих, РЛС установок имеют ограниченные поисковые возможности без предварительного целеуказания, которое в тех условиях отсутствовало. Тем не менее, как показал опыт боевых действий, ЗСУ «Шилка» оказались достаточно эффективным средством, особенно для борьбы с внезапно появляющимися низколетящими воздушными целями. Боевая эффективность ЗСУ-23-4 в этих военных конфликтах составила 0,15–0,18 на одну установку. При этом на каждую сбитую воздушную цель уходило от 3300 до 5700 снарядов. В течение октября 1973 года из 98 самолётов, сбитых средствами ПВО Сирии (ЗРК «Квадрат», ПЗРК «Стрела-2М», ЗСУ «Шилка»), на долю ЗСУ пришлось 11. За апрель-май 1974 года из 19 сбитых доля «Шилок» составила 5 самолётов. Кроме того, ЗСУ-23-4 показала себя высокоманевренным средством, имеющим хорошую проходимость в условиях пустыни и горной местности.

«Шилка» широко применялась в боевых действиях в Афганистане. Однако здесь она использовалась не как зенитное средство, а как высокоэффективное оружие для поражения наземных целей. В этой связи необходимо отметить, что огонь ЗСУ, помимо собственно боевого эффекта (огневое поражение объектов, в том числе легкобронированных), оказывал на противника ещё и сильное психологическое воздействие. Море огня и шквал осколков, создаваемые стрельбой скорострельного зенитного автомата, зачастую вызывали панику у противника и приводили к временной потере боеспособности.

После принятия ЗСУ-23-4 на вооружение ПВО Сухопутных войск (в 1962 году) этот комплекс прошёл несколько модернизаций. Первая осуществлялась в 1968–1969 годах, в результате нее были улучшены эксплуатационные и эргономические характеристики установки, условия обитания для расчёта, увеличен (с 300 до 450 часов) ресурс газотурбинного агрегата. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную воздушную цель был введён командирский прибор наведения. Модернизированная установка получила наименование ЗСУ-23-4В.

Дальнейшая модернизация ЗСУ осуществлялась в направлении усовершенствования счётно-решающего прибора и повышения надёжности работы радиоэлектронной аппаратуры. Был также увеличен ресурс газотурбинного агрегата с 450 до 600 часов. ЗСУ с этими усовершенствованиями получила наименование ЗСУ-23-4В1. Следующая модернизация установки, проведенная в 1971–1972 годах, обеспечила повышение живучести пушечных стволов (с 3000 до 4500 выстрелов), был также увеличен ресурс газотурбинного агрегата (с 600 до 900 часов). В 1977–1978 годах «Шилку» оснастили запросчиком «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей «свой-чужой». Эта модификация получила наименование ЗСУ-23-4М3.

Очередная модернизация (1978–1979 гг.) была направлена на переориентацию установки на борьбу с наземными целями в любых условиях ведения боевых действий. С этой целью из корпуса установки был удалён радиоприборный комплекс и связанная с ним аппаратура. За счёт этого увеличили возимый боекомплект (с 2000 до 3000 выстрелов), а также ввели аппаратуру ночного видения, обеспечивающую возможность ведения огня по наземным целям в ночных условиях. Такой вариант получил наименование ЗСУ-23-4М2.

Многолетний опыт эксплуатации и боевого применения ЗСУ «Шилка» показал ее определённые недостатки:

  • малая зона эффективного обстрела воздушных целей;
  • недостаточное могущество снаряда для поражения новых типов целей;
  • пропуски воздушных целей необстрелянными из-за невозможности их своевременного обнаружения собственными средствами.

На основе обобщения опыта эксплуатации и боевого применения ЗСУ был сделан вывод, что новый комплекс этого класса должен быть максимально автономным, обеспечивать самостоятельное обнаружение низколетящих целей с помощью собственных средств обнаружения, иметь более дальнобойные средства поражения самолётов и вертолётов. С целью расширения зоны обстрела воздушных целей (обеспечения поражения до рубежа применения ими бортового оружия по прикрываемым объектам) было признано целесообразным поставить на ЗСУ дополнительное ракетное вооружение с системой оптического визирования и радиоуправления ЗУР. В результате анализа этих выводов были сформированы требования к новому комплексу этого типа. Им стал зенитный пушечно-ракетный комплекс «Тунгуска».

В то же время жизнь показала, что модернизационный потенциал ЗСУ-23-4, принятой на вооружение в далеком 1962 году, ещё не исчерпан. Так, на международном аэрокосмическом салоне МАКС-99, состоявшемся в подмосковном городе Жуковском в августе 1999 года, была представлена новая установка (ЗСУ-23-4М5). В результате этой модификации «Шилка» превратилась в пушечно-ракетный комплекс, т. к. в дополнение к штатному пушечному вооружению на боевой машине установлены зенитные управляемые ракеты ПЗРК «Стрела-2».

Необходимо отметить, что имеется два варианта такой модернизации: «Шилка-М4» (с традиционной радиолокационной системой управления) и «Шилка-М5» (с радиолокационной и оптиколокационой системой управления). Головными предприятиями по модернизации ЗСУ «Шилка» являются Федеральное государственное унитарное предприятие «Ульяновский механический завод» и минская фирма «Минотор-сервис». В ходе этих модернизаций аппаратура ЗСУ переведена на новую элементную базу, имеющую улучшенные эксплуатационные, массогабаритные характеристики и меньшее потребление электроэнергии.

Оптико-локационная система ЗСУ «Шилка-М5» обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое и полуавтоматическое сопровождение воздушных целей. Фирма «Минотор-сервис» обеспечила модернизацию ходовой части и энергетической установки. За счёт изменения компоновки моторного отсека удалось разместить вспомогательный дизель, обеспечивающий снабжение электроэнергией на стоянке. В результате не происходит отбора мощности от основного двигателя и не расходуется его ресурс. Существенно улучшены эргономические характеристики ЗСУ: вместо традиционных рычагов управления установлена рулевая колонка мотоциклетного типа. Улучшен обзор окружающей обстановки, который осуществляется с помощью видеокамеры. Это обеспечивает вождение машины и маневрирование задним ходом в боевых условиях. С целью повышения живучести установки снижена её тепловая заметность, для чего наиболее нагреваемые элементы корпуса (моторный отсек, выхлопные трубы) покрыты теплопоглощающим материалом. На корпусе установлены датчики, фиксирующие облучение машины лазерным лучом. Сигналы, поступающие от таких датчиков, используются для выработки команд для отстрела дымовых гранат в направлении источника излучения с целью срыва наведения ПТУР с лазерными системами наведения. Для повышения безопасности экипажа установлены сиденья с повышенной противоминной стойкостью.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то