Туризм в странах снг. Об основных принципах сотрудничества государств - участников снг в области туризма. Раздел V. Туристские ресурсы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изменение социально-экономических и политических условий как фактор развития международного туризма. Современные тенденции развития МТ в странах СНГ и Балтии. Международное сотрудничество в сфере туризма. Вклад ВТО в развитие международного туризма.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Организации международного туризма в современных условиях. Основные тенденции развития международного туризма. Развитие и активное применение передовых технологий, активизация мирового рынка туристских услуг. Процесс формирования индустрии туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2014

    Теоретические аспекты появления и развития туризма. Особенности формирования, основные виды и формы современного туризма в странах Азии, его проблемы. Анализ динамики выездного туризма в этот регион, пути совершенствования современного этапа его развития.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2014

    Природные, историко-культурные, социально-экономические факторы развития туризма в Американском регионе. Анализ динамики международных туристских прибытий. Оценка уровня доходов от международного туризма. Прогноз развития международного туризма в регионе.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Исследование географических основ развития туризма в Скандинавских странах. Изучение туристских ресурсов Норвегии, Дании и Швеции. Особенности туристской политики. Международный туризм и международный туристский обмен в странах Скандинавского полуострова.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Динамика и факторы развития международного туризма, его значение для экономики государств. Роль климатических особенностей и исторических достопримечательностей в развитии туризма в Турции, ее приоритетные туристические районы и статистика турпотоков.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Место и роль международного туризма в мировой экономике. Развитие международного туризма в Казахстане, процедура оформления туристов и таможенного оформления в международных пунктах пропуска РК. Перспективы развития международного туристического рынка.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

В последнее время среди курортных мест, которые посещаются иностранными туристами, все чаще фигурируют страны СНГ. Сам туризм ныне стал одной из развивающихся динамично отраслей экономики многих стран. Некоторые государства используют туризм в качестве основного дохода. Развивая туристическую область, они привлекают все большее количество посетителей. Следует заметить, что большое число путешественников приезжает в страны СНГ из самих же участниц содружества. Причина тому - безвизовый въезд, который существенно облегчает поездку и близкое расстояние.

Курорты СНГ
Курорты СНГ развиваются быстрыми темпами. В первую очередь это объясняется тем, что они предоставляют такие же комфортные условия, как и европейские туристические страны, но за гораздо более низкую цену. Среди стран СНГ, которые специализируются на туристической отрасли можно отметить курорты России, Беларуси, Казахстана, Абхазии, Киргизии и др. В зависимости от климата имеется специализация курортов. Например, любители отдыха на море предпочтительнее выберут южные страны. Но и те, кто выбирают горный туризм, могут направиться, например, в Абхазию. Рассмотрим наиболее популярные курортные места вышеперечисленных стран.

Самая крупная страна СНГ – Россия , обладает большим количеством туристических мест. Иностранцев привлекает не только красивая природа, но и исторические места. На территории южной части России имеются морские курорты с мировым именем, такие как Сочи, Анапа, Геленджик, Адлер, Туапсе. Самым привлекательным же из них для иностранцев является Сочи . Как известно, он славится своей богатой природой, уникальными растениями. Но это не единственное преимущество. Также в Сочи многие туристы едут в медицинских целях, поскольку там находится ряд минеральных источников. В окрестностях можно найти и так называемые «грязевые» источники, которые обладают лечебными свойствами. Туристов из ближних и дальних стран привлекают и бальнеологические курорты, которые имеются в Алагире, Аршане, Ессентуках, Кисловодске, Пятигорске. С целью улучшения состояния здоровья каждый год эти курорты посещают тысячи людей. Горнолыжный спорт активно развивается в Донбассе. На известную Красную Поляну мечтают попасть все любители зимних видов спорта.

Курорты, которые уже получили широкую известность за рубежом – Украинские . Многие иностранцы выбирают Украину, поскольку она географически расположена между двумя морями Азовским и Черным , имеет умеренный и субтропический климат (южный берег Крыма), очень благоприятный для отдыха.


– самая популярная туристическая область страны. Туристов – иностранцев привлекает прежде всего то, что в этих курортах совмещаются уровень европейского сервиса и приемлемая цена путевки. Но конечно, Украина известна не только своими бархатными пляжами, но и красивыми горными пейзажами. Также, красоту добавляют реки Дунай и Днепр, которые сопровождаются живописной природой.

В республиках Южного Кавказа также имеются красивые курортные места, которые посещаются иностранцами. Все они динамично развиваются. Сочетание приемлемой цены и хорошего обслуживания – вот что характерно для них. Южная странаАзербайджан также славится своей живописной природой, многочисленными историческими памятниками и целебными источниками.

Беларусь будет интересна для любителей нетронутой природы. В ней сохранились вековые леса, в которых можно найти исчезающие виды фауны. Большой популярностью пользуются и белорусские минеральные источники. Должного внимания заслуживает и туристическая инфраструктура. Почти все места отдыха оснащены современными комфортабельными базами и находятся вблизи минеральных источников. Страна богата и историческими памятниками, красивыми архитектурными строениями. В стране много старинных действующих монастырей, которые представляют собой уникальные исторические памятники. Дополнительным пунктом в плане маршрута при отдыхе является предоставление возможности осуществления прогулки на быстроходном катере по Бугу, Днепру, Двине, Неману. Другой момент, заслуживающий внимания – это фитотерапия, которая активно применяется в местных санаториях.

Заслуживают внимания и курорты Казахстана . Наиболее известные из них Город Каркаралинск и, конечно же, столица Астана. В Узбекистане – туристов со всего мира привлекает знаменитое Аральское море. Имеются и горнолыжные базы Чимган и Бельдерсай. Среди природных здравниц Таджикистана известные туристические места курорт Ходжа-Обигарм, Обигарм, горноклиматический курорт Шаамбары.

Следует сказать, что в статье перечислен лишь ряд туристических областей. Страны СНГ активно развиваются и число курортных баз, заслуживающих внимания, постоянно увеличивается.

о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Утвердить Стратегию развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (прилагается).

2. Совету по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств разработать и внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.

От Азербайджанской Республики

От Российской Федерации

--------

Д.Медведев

От Республики Армения

От Республики Таджикистан

Т.Саркисян

А.Акилов

От Республики Беларусь

От Туркменистана

М.Мясникович

-------

От Республики Казахстан

От Республики Узбекистан

Заместитель Премьер-министра

С.Ахметов

А.Икрамов

с оговоркой

От Кыргызской Республики

От Украины

Ж.Сатыбалдиев

Н.Азаров

От Республики Молдова

Ю.Лянкэ

с оговоркой


УТВЕРЖДЕНА

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период
до 2020 года

СТРАТЕГИЯ
развития сотрудничества государств - участников
Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников СНГ, отражающих их общее видение путей развития туристской отрасли как одной из наиболее динамично развивающихся сфер. Туризм является мощным фактором активизации международного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов СНГ. По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма в мире, становятся все более очевидными, возрастает необходимость формирования общего туристского пространства Содружества на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ.

Настоящая Стратегия подготовлена с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года, рекомендательного законодательного акта «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ) от 29 октября 1994 года, модельных законов «О детском и юношеском туризме» и «О туристской деятельности», принятых соответственно Постановлением МПА СНГ от 4 декабря 2004 года и Постановлением МПА СНГ от 16 ноября 2006 года.

В настоящей Стратегии учтены основные положения Манильской декларации по мировому туризму, Гаагской декларации по туризму, Осакской декларации по туризму и Ереванской декларации по туризму, законодательных актов государств - участников СНГ в области туризма, других международных документов.

В Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы, основные направления и механизмы развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства Содружества.

2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

В настоящее время туризм является самым динамично развивающимся сектором мировой экономики, его значение и вклад в мировую экономику постоянно растет. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), на долю туризма приходится 9 % мирового ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), 30 % мирового экспорта услуг, 5-6 % всего мирового экспорта, примерно 5 % мировых капиталовложений, он обеспечивает 3,3 % занятости в мире, а с учетом сопряженных отраслей - 8,7 % (почти 255 млн рабочих мест) .

Рост международного туризма - это серьезный фактор развития экономик большинства стран. Этот факт признается всеми государствами - участниками СНГ, свидетельством чего является активная нормотворческая деятельность в области регулирования туризма как на национальном уровне, так и на уровне Содружества.

В государствах - участниках СНГ созданы и действуют отдельные министерства и ведомства, отвечающие за туристскую деятельность в стране; во всех государствах приняты соответствующие законы, разработаны или находятся в стадии разработки концепции и стратегии развития туризма, имеющие целью продвижение туристских продуктов на национальные и международные рынки. Законы о туризме (туристской деятельности) в государствах - участниках СНГ имеют схожую структуру, как правило, комплексный (межотраслевой) характер, однако в самих законах содержатся различные определения, трактовки и положения, требующие гармонизации.

Помимо национальных нормативных правовых актов государствами - участниками СНГ принят ряд межгосударственных документов, нацеленных на развитие туризма на пространстве Содружества, в том числе Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года, Соглашение о Совете по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2012 года.

Итогом взаимодействия государств - участников СНГ в области туризма является повышение заинтересованности в развитии многостороннего сотрудничества, расширение возможностей и условий для создания новых туристических продуктов и их продвижение на рынке туристических услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами государств.

Для большинства государств - участников СНГ туризм уже сегодня играет весьма заметную роль в экономике. И несмотря на то, что доля туризма в ВВП даже в наиболее успешных с точки зрения развития туризма странах на пространстве СНГ пока еще уступает показателям развитых туристских дестинаций, туризм способствует расширению экспорта и привлечению валютных поступлений в платежную систему.

В то же время для всех государств - участников СНГ характерны относительно низкие показатели вклада туризма в ВВП страны и разная степень выполнения экспортной функции туризма для нормализации платежного баланса.

Отмечаются низкие показатели въезда и выезда граждан в пределах государств - участников СНГ в целях туризма.

Создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом.

В настоящее время в государствах - участниках СНГ наблюдаются расхождения в методологии сбора и обобщения статистических данных о развитии туризма. Сбор статистической информации о международном туризме осуществляется в соответствии с национальными законами о туризме, о государственной статистике и другими законодательными актами государств - участников СНГ. Однако в целом организация статистического учета в области туризма требует серьезного пересмотра и совершенствования, поскольку имеющиеся в распоряжении статистические данные не отличаются систематичностью, нередко носят необъективный и фрагментарный характер, а их обобщение производится в целях решения задач, не позволяющих проанализировать экономические, организационные и территориальные особенности развития туризма. Активную работу по совершенствованию методического аппарата комплексной статистической оценки туристской деятельности и ее вклада в экономику государств - участников СНГ, в том числе работу по использованию сателлитных счетов в туризме, проводит Межгосударственный статистический комитет СНГ.

Обеспечение безопасности в туризме является одним из ключевых факторов его развития в государствах - участниках СНГ. Поскольку отличительной чертой туристской деятельности на пространстве Содружества является наличие в большинстве случаев неорганизованных видов туризма, признание обеспечения безопасности туристов - приоритетное направление работы в области туризма. На уровне обеспечения экономической безопасности туристских предприятий ситуация в государствах - участниках СНГ складывается в зависимости от степени социально-экономических условий, благоприятствующих или нет развитию малого и среднего бизнеса в стране, а также от уровня развития государственных институтов потребительского надзора и контроля качества. В основном проблемы развития малого бизнеса в подавляющем большинстве государств - участников СНГ схожи.

В целом в государствах - участниках СНГ вопросы безопасности в области туризма затрагиваются мало либо вынесены на уровень национальной безопасности в рамках общих вопросов. В частности, в модельном законе «О туристской деятельности» (2006 г.) дано понятие «безопасность туризма». Специальные меры, призванные обеспечивать безопасность туристов и туристских объектов, прописаны в законодательстве Беларуси и Украины.

Неравномерно происходит на пространстве СНГ развитие гостиничной инфраструктуры. Значимость развития туризма и гостиничного строительства для государств - участников Содружества неравноценна. Развитие международного операторского бизнеса в области гостиничного хозяйства также пока не получило должного значения. В то же время на территориях государств - участников СНГ происходит развитие собственных операторских цепей, что является важным обстоятельством для построения национального операторского бизнеса и уменьшения в будущем оттока капитала.

Все системы сертификации, используемые на пространстве Содружества, носят добровольный характер и в будущем, скорее всего, будут развиваться с унифицированными тенденциями в области классификации.

Возможности электронных и печатных СМИ для продвижения турпродуктов на национальные и международные рынки широко используются во всех государствах - участниках СНГ. В процессе формирования единого информационного пространства СНГ сегодня происходит демонстрация туристских возможностей государств - участников СНГ потенциальным туристам из государств, входящих в СНГ, а также другим иностранным государствам; формирование имиджа государств - участников СНГ как открытых гостеприимных направлений, налаживание коммуникации между профессионалами туристской сферы пространства СНГ и мирового туристского рынка.

Существенное место в продвижении туристских возможностей территорий на национальные и зарубежные туристские рынки занимает на пространстве Содружества выставочно-конгрессная деятельность. Однако ее потенциал используется не в полной мере.

Анализ показывает, что в государствах - участниках СНГ в системах подготовки кадров для индустрии туризма отсутствует должный уровень унификации, нет достаточной скоординированности действий учреждений образования и соответствующих сегментов рынка труда; требуется повышение уровня практико-ориентированности образовательного процесса, дифференциация подготовки кадров с учетом уровней квалификации специалистов, востребованных рынком труда, а также формирование образовательных стандартов на базе профессиональных стандартов, являющихся неотъемлемым элементом национальных рамок квалификации.

Таким образом, эффективность сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ сдерживается недостаточным уровнем гармонизации национального и межгосударственного законодательства, проблемами в области статистического учета и использования сателлитных счетов в туризме, различными подходами к обеспечению безопасности и качеству услуг в туризме, неразвитостью гостиничной инфраструктуры и отсутствием единообразия используемых систем классификации гостиниц и иных средств размещения на пространстве СНГ, а также недостаточным использованием практико-ориентированных форм подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и различиями в стандартах подготовки специалистов для этой сферы экономики.

Осуществляя стратегическую цель развития сотрудничества в области туризма на период до 2020 года, государства - участники СНГ решают общие задачи применительно к национальным условиям и особенностям.

Повышение уровня сотрудничества в разработке и реализации совместных проектов и программ в области туризма, сближение национального законодательства, согласованное участие в международном информационном обмене, формирование системы безопасности в туризме, создание унифицированной системы подготовки кадров позволят государствам - участникам СНГ наиболее эффективно использовать возможности общего пространства для повышения конкурентоспособности туристских услуг и продвижения туристских продуктов.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Целью развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства является обеспечение эффективного взаимодействия в области туризма на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ для повышения интенсивности туристских потоков и роста доходов, получаемых от этой сферы всеми государствами-участниками, и в конечном счете роста уровня и качества жизни граждан, а также сохранения универсальных ценностей и культурного многообразия на пространстве СНГ.

Основными задачами, стоящими перед государствами - участниками СНГ в развитии сотрудничества в области туризма и формировании общего туристского пространства, являются:

гармонизация действующих законодательных норм с учетом общих подходов к развитию туризма на территориях государств - участников СНГ в контексте положений международных документов; развитие нормативных положений с учетом меняющихся условий и принципов организации туристской деятельности на пространстве СНГ;

гармонизация статистического учета, использование согласованных методических подходов к сбору и систематизации статистических данных, использование международных принципов статистического учета в туризме, периодическое издание сравнительных анализов сферы туризма для государств - участников СНГ;

развитие сотрудничества в вопросах защиты прав и интересов туристов путем координации деятельности государств - участников СНГ по обеспечению безопасности туристов;

гармонизация подходов к внедрению согласованной системы стандартов качества предоставления туристических услуг;

расширение возможностей по использованию электронных и печатных СМИ и потенциала услуг выставочного бизнеса для продвижения турпродуктов на внутреннем и международном рынках;

выработка единых подходов к подготовке кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ и формирование предложений по ее развитию с акцентом на практико-ориентированные формы подготовки.

Основными принципами сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формировании общего туристского пространства являются:

обеспечение межкультурного диалога, гуманизма и толерантности, укрепление взаимопонимания и взаимного уважения к культурному и религиозному разнообразию посредством туризма, осознание значимости универсальных ценностей и межкультурного разнообразия;

проведение согласованной информационно-статистической, научно-технической, организационно-правовой, экономической и социально-культурной политики в области туризма;

стремление к достижению максимальной эффективности в совместном решении проблем развития сотрудничества в области туризма;

использование преимуществ и факторов интеграционных процессов, в том числе посредством укрепления прямых экономических, социальных, культурных связей в создании индустрии гостеприимства;

использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов и программ в области туризма, особенно в части создания гостиничной, транспортной, образовательной и иной инфраструктуры индустрии гостеприимства.

Государства - участники СНГ стремятся к интенсификации туристских потоков прежде всего на внутреннем (страны СНГ) и международном рынках, увеличению совместных проектов и программ в области туризма, которые призваны служить обеспечению их национальных интересов и развитию межгосударственного сотрудничества.

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма является равноправным и взаимовыгодным партнерством с учетом национальных интересов всех стран.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Основными направлениями развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:

совершенствование нормативной правовой базы;

совершенствование статистического учета;

развитие системы безопасности в области туризма;

гармонизация стандартов качества предоставления туристских услуг;

развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры;

развитие системы продвижения туристских продуктов на пространстве государств - участников СНГ и международном рынке с использованием современных технологий;

совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ.

4.1. Совершенствование нормативной правовой базы
государств - участников СНГ в области туризма

Для совершенствования законодательства необходим мониторинг состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Актуальным является гармонизация нормативного правового обеспечения безопасности в туризме, качества туристских услуг, стандартизации в туризме, в том числе в области формирования единства классификационных характеристик мест размещения, гармонизации систем профессионального образования и повышения квалификации, рассмотрение комплекса вопросов, связанных с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств - участников Содружества на территориях государств - участников СНГ.

В целях дальнейшего сближения национального законодательства государств - участников СНГ в области регулирования туризма рекомендуется, при необходимости, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений и изменений в национальные нормативные правовые акты в области туризма с учетом действующих международных норм.

Совершенствование законодательства должно проводиться на постоянной основе с учетом текущей оценки состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

Важным является системное взаимодействие и обмен информацией о развитии законодательства в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Развитие законодательства в области туризма должно быть направлено на формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках общего туристского пространства, созданного на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе разработку необходимых международных договоров.

Целесообразно организовать разработку и последующее использование общепризнанной терминологии в нормативных правовых документах государств - участников СНГ в области туризма.

4.2. Совершенствование статистического учета
в области туризма государств - участников СНГ

В рамках данного направления предусматривается гармонизация подходов к сбору и систематизации статистической информации о развитии индустрии гостеприимства на пространстве стран Содружества. В контексте совершенствования статистического учета в области туризма следует, прежде всего, сосредоточить усилия на следующих направлениях.

Приведение в соответствие индикаторов, по которым собираются данные о туристских потоках, тем определениям туристской деятельности и отдельно туриста, посещающего дестинацию с различными целями, которые даны в рамках документов Всемирной туристской организации.

Дальнейшая гармонизация национальных систем сбора информации о туризме.

Определение и учет на национальном уровне всего спектра основных туристских услуг в государствах - участниках СНГ, а также формирование предложений по расчету экономических показателей вклада туристской сферы и смежных отраслей в экономики государств - участников Содружества.

Интенсификация работы по созданию институциональной среды развития статистики туризма посредством разработки и совершенствования методологии сбора данных о туризме с учетом мирового опыта в данной области. Совершенствование и применение разработанных методических подходов к определению объемов туристских потоков, включающих группировку различных категорий туристов государствами - участниками СНГ. Особое внимание целесообразно уделить организации сбора информации о внутреннем туризме в государствах - участниках Содружества, а также активизации внедрения сателлитных счетов в туризме для расширения и объективизации получаемой информации.

Обеспечение доступа к актуальной статистической информации о развитии сферы туризма на пространстве Содружества всех участников туристской деятельности (производителей туристских услуг), туристов, органов государственного управления, исследователей и всех других заинтересованных сторон.

4.3. Развитие системы безопасности в области туризма на пространстве Содружества Независимых Государств

Сотрудничество государств - участников СНГ в данной области заключается в содействии обеспечению безопасности туристов и экономической безопасности туристских предприятий.

Основными направлениями сотрудничества в этой области являются следующие.

Развитие нормативной правовой базы, защищающей интересы граждан государств - участников СНГ, прибывающих на территорию данной страны с туристическими целями.

Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность туристов.

Повышение уровня и качества обслуживания туристов (доступность медицинских служб, возможность круглосуточного доступа к приобретению средств первой необходимости, наличие информационных и справочных служб).

Совершенствование административных регламентов по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентств и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.

Совершенствование работы спасательных служб, в том числе создание специальных служб безопасности в местах пребывания туристов, в которых существует угроза для их безопасности, обеспечение их современными средствами для оперативного поиска и спасения туристов в экстремальных ситуациях.

Развитие систем связи и информационного обмена между всеми ведомствами и предприятиями туристской инфраструктуры.

Организация деятельности по обеспечению экономической безопасности туристских предприятий.

Гармонизация основополагающих подходов к обеспечению безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ, определенных нормами и правилами, предписанными соответствующими национальными законодательными актами.

Совершенствование действующей системы страхования в области туризма.

Особое внимание необходимо уделить системе обеспечения безопасности туристских дестинаций, что подразумевает защиту и охрану принимающих территорий, а также объектов туристских посещений и окружающей среды от негативного влияния и последствий туристской деятельности, а также обеспечение социальных гарантий для местного населения, препятствующих ухудшению существующего уровня и качества жизни.

Целесообразным является создание единой системы мониторинга обеспечения безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ.

Также важна разработка и эффективное использование критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии. Критерии экономической безопасности туристских предприятий целесообразно разделить на три группы: критерии финансовой устойчивости; критерии эффективности системы контроля и надзора со стороны органов власти; критерии социальной ответственности. Требуется организация работы по формированию согласованных критериев оценки обеспечения экономической безопасности туриндустрии.

Целесообразна разработка положений о безопасности в области туризма, а также создание информационной карты безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ с указанием уровней безопасности для туристов и организаций - производителей туристских услуг.

Актуальной является разработка Программы сотрудничества государств - участников СНГ в обеспечении безопасности туристской деятельности, которая обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств - участников Содружества Независимых Государств на происходящие изменения в области туризма. Основной целью Программы должно стать дальнейшее сотрудничество государств - участников СНГ, направленное на совершенствование системы безопасности туристской деятельности.

Важно активизировать разработку рекомендаций по внедрению дополнительных критериев стандартов качества предоставления туристских услуг, касающихся безопасности туризма.

4.4. Гармонизация стандартов качества предоставления
туристских услуг в государствах - участниках СНГ

В целях повышения качества туристских услуг предлагается совершенствовать национальные законодательные акты в области туризма и туристической деятельности, защиты прав потребителей, разработать Правила оказания услуг на национальном уровне. Меры по совершенствованию национального законодательства в части повышения качества туристских услуг могут включать следующее.

Проработка правовых, социально-экономических и гуманитарных аспектов сотрудничества, обеспечивающих равные возможности граждан государств - участников СНГ на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами.

Содействие гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области туризма.

Усиление правовой ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в области туризма.

Усиление правовой ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Разработка межгосударственных стандартов, действие которых будет распространяться на туристские услуги с учетом современных тенденций принятия международных стандартов.

Определение единых требований к системе подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг международным стандартам в области туризма, в том числе в части требований к субъектам туристического бизнеса.

Определение требований по сертификации туристских услуг.

Разработка единых для всех государств - участников СНГ программ обучения экспертов-аудиторов для проведения сертификационных аудитов компаний, действующих в туристской сфере.

Создание единой информационной базы данных, содержащей действующие нормативные правовые акты и стандарты, доступ к которой должен быть открытым для всех заинтересованных сторон.

4.5. Развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры
на пространстве
Содружества Независимых Государств

В рамках данного направления предусматривается сотрудничество в области гармонизации национальных систем классификации мест размещения и определение основных направлений развития гостиничной инфраструктуры с учетом спроса и предложения на этом рынке в государствах - участниках СНГ.

Для этого требуется следующее.

Усиление государственной поддержки развития отрасли на национальном уровне.

Модернизация санаторно-курортной базы и сопутствующей инфраструктуры туристских дестинаций СНГ.

Модернизация транспортной инфраструктуры, стимулирование интеграции национальных перевозчиков и перевозчиков государств - участников Содружества.

Создание сети мотелей и кемпингов различного уровня; проведение модернизации выставочных и конгресс-комплексов.

Гармонизация законодательства в области регулирования объектов туристической индустрии государств - участников СНГ в целях интеграции в мировое туристское пространство.

4.6. Совершенствование системы продвижения туристских
продуктов на международном рынке с использованием современных интернет-технологий

Приоритетной задачей является создание общего туристского пространства СНГ в электронных и печатных СМИ. Основными направлениями реализации этой задачи являются следующие.

Создание общего интернет-ресурса с описанием туристских продуктов всех государств - участников СНГ. На общем интернет-ресурсе в разделах отдельных стран важно создать страницы национальных органов управления туризмом.

Разработка и создание механизма эффективного взаимодействия и обмена опытом в области организации национальных экспозиций государств - участников СНГ и их презентаций на международных конгрессно-выставочных мероприятиях.

Создание национальных туристских и конвеншн-бюро каждой из стран, основной целью которых должна стать координация усилий участников рынка туризма на национальном уровне и пространстве СНГ для обеспечения эффективного взаимодействия государств - участников СНГ в области продвижения туристского потенциала на выставочно-конгрессных мероприятиях.

Активизация разработки и использования национальных туристских брендов государств - участников СНГ.

4.7. Развитие систем подготовки профессиональных кадров
для сферы туризма в государствах - участниках СНГ

Развитие систем подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ предполагает создание условий для формирования специалистов, способных работать на туристском рынке в любой из стран СНГ. Для этого необходимо реализовать ряд мероприятий по гармонизации систем подготовки специалистов как в разрезе отдельных стран СНГ, так и в части соответствия подготовки кадров запросам национальных рынков труда и общего туристского рынка труда Содружества. Это позволит обеспечить ряд конкурентных преимуществ перед другими мировыми туристскими рынками.

В этой связи актуальным является следующее.

Проработка вопроса о создании единых государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и направлениям подготовки среднего и высшего профессионального образования, разработанных на основе профессиональных стандартов различных квалификационных категорий, и их совершенствовании. Образовательные программы государств - участников СНГ предпочтительно согласовывать между собой с учетом национальных особенностей.

Рассмотрение возможности создания Ассоциации образовательных учреждений государств - участников СНГ среднего и высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для индустрии туризма, в целях объединения усилий и обмена опытом в совершенствовании и развитии туристского образования на пространстве СНГ.

Расширение спектра подготовки специалистов в Сетевом университете СНГ по программам подготовки кадров для туристской сферы.

Развитие дистанционного обучения специалистов в области туризма.

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

5.1. Организационные и правовые механизмы

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма осуществляется на основе положений настоящей Стратегии путем координации соответствующей деятельности уполномоченных органов государств - участников СНГ и органов СНГ.

Для выполнения Стратегии утверждается План мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий).

План мероприятий разрабатывается не реже одного раза в три года, согласовывается и вносится в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств СНГ.

Реализация Стратегии и Плана мероприятий предусматривает конкретизацию направлений сотрудничества в области туризма и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей, что создаст условия для повышения результативности при решении задачи развития сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ.

Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках решения каждой задачи, учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двусторонних и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для субъектов туристской деятельности в области туризма и потребителей туристских услуг.

Мероприятия по реализации Стратегии и Плана мероприятий осуществляются также путем сотрудничества заинтересованных государств - участников СНГ в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, разработке нормативных документов, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам, в том числе в рамках национальных программ развития туризма.

5.2. Финансовые механизмы

Финансирование совместных мероприятий Стратегии и Плана мероприятий осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах уполномоченным министерствам и ведомствам на выполнение их функций, а также за счет внебюджетных источников.

При проведении работ по созданию общего туристского пространства СНГ целесообразно широко привлекать средства инвесторов и международных финансовых структур, особенно в целях реализации инфраструктурных проектов, а также активнее использовать потенциал такого институционального механизма, как государственно-частное партнерство.

ОГОВОРКА
Республики Молдова

Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года, только в той степени, в которой данные действия или проекты не будут противоречить международным обязательствам Республики Молдова.

Настоящее решение вступит в силу для Республики Молдова после завершения внутригосударственных процедур.

ОГОВОРКА
Республики Узбекистан

Республика Узбекистан будет принимать участие в реализации только тех направлений Стратегии, которые представляют для неё практический интерес.

WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2012. URL: UNWTO Tourism Highlights, 2012.

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали независимыми государствами. Каждая из них отличается духовным, культурным и политическим направлениями.

Поиск туров по странам ближнего зарубежья

Список стран

Прибалтийские страны

Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с Литвой. Столица – город Рига.

Литва – по площади самое большое государство Прибалтики. Столица – город Вильнюс.

Эстония – самое маленькое государство среди прибалтийских стран. Столица – город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией.

Страны ближайшего зарубежья

Молдова располагается в юго-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и Украиной.

Армения – страна Закавказья. Столица – г. Ереван.

Грузия — это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Столицей является город Тбилиси.

Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном.

Туркменистан – страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица – город Ашхабад.

Таджикистан находится в Центральной Азии. Столица – Душанбе.

Кыргызстан – страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица – город Бишкек.

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Азербайджанскую Республику. Это государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица – город Баку. В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень.

Республика Беларусь — это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны.

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Столица – г. Астана.

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.

Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Примечателен тот факт, что некоторые страны ближайшего зарубежья никаких границ с Российской Федерацией. К ним относятся 6 постсоветских Туркменистан, Таджикистан и прочие). Более того, в мире существуют страны, территориально граничащие с Россией, но не входящие в состав «ближнего зарубежья», например, Польша, Китай, Норвегия, Финляндия и др. Исходя из выше написанного, становится понятно, что дело не в географическом положении государств. Здесь главным фактором выступает политическая ситуация, ведь около 70 лет были одним целым страны ближнего зарубежья.

Список стран

Прибалтийские страны:

  • Литва - по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2). Столица - город Вильнюс. По типу правления - парламентская - около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с государства - около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения - чуть меньше 2 млн человек. Столица - город Рига.
  • Эстония - самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь - более 45 тыс. км 2). Столица - город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения - около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и государства - почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения - страна Закавказья. Столица - г. Ереван. Площадь - около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения - около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей - почти 32 млн человек.
  • Туркменистан - страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица - город государства - около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица - Душанбе.
  • Кыргызстан - страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица - город Бишкек. Численность населения - около 6 млн человек, площадь - чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Азербайджан

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население - более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица - город Баку.

В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.

Беларусь

Список «Страны ближайшего зарубежья России» пополняет Республика Беларусь. Это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. Территория составляет более 200 тыс. км 2 , а население - около 9,5 млн жителей. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны. Больше всего, по экономическим показателям, Беларусь хорошо известна в машиностроении и сельском хозяйстве. А самым важным внешнеторговым партнером является Россия. Кроме того, эти две страны имеют прочные военные, политические и экономические отношения. Посольство Беларуси есть не только в Москве, но и в остальных российских городах.

Грузия

Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население - более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.

Казахстан

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория - 2,7 млн км 2 . Столица - г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины - Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население - 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то