Сформулировать историческое значение военно стратегического паритета. Сохранение военно-стратегического паритета - серьезный фактор обеспечения мира и международной безопасности. Международная обстановка и внутреннее положение в ссср

Начиная с 1973 г. шел самостоятельный переговорный процесс между представителями НАТО и ОВД о сокращении вооружений. Однако желаемого успеха здесь достигнуто не было из-за жесткой позиции стран Варшавского Договора, превосходивших НАТО по обычным видам вооружений и не желавших их сокращать.

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз почувствовал себя хозяином в Восточной Европе и начал устанавливать в ГДР и ЧССР новые ракеты среднего радиуса действия СС-20, ограничение по которым не было предусмотрено соглашениями по ОСВ.В условиях кампании по защите прав человека в

СССР, резко активизировавшейся на Западе после Хельсинки, позиция СССР стала исключительно жесткой. Это вызвало ответные меры со стороны США, которые после отказа Конгресса ратифицировать ОСВ-2 в начале 1980-х годов разместили в Западной Европе "крылатые ракеты" и ракеты "Першинг", способные достигать территории Советского Союза. Таким образом, между блоками на территории Европы установился военно-стратегический баланс .

Гонка вооружений крайне негативно сказывалась на экономике страны, военнопромышленная ориентация которой не уменьшалась. Общее экстенсивное развитие все больше сказывалось и на "оборонке". Достигнутый в начале 1970-х годов паритет с США касался прежде всего межконтинентальных баллистических ракет. Уже с конца 1970-х годов общий кризис советской экономики стал оказывать негативное воздействие на оборонные отрасли. Советский Союз начал постепенно отставать по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось после возникновения у США "крылатых ракет" и стало еще более очевидно после начала работы США на программой "стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Руководство СССР с середины 1980-х годов начинает отчетливо осознавать это отставание.

Истощение экономических возможностей режима обнаруживается все полнее.

Помощь "развивающимся странам"

Вторым, не менее существенным, источником разорения страны становится постоянная помощь "развивающимся странам". По существу, эта помощь охватывала все сферы: направлялись для работы советские военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные долговременные кредиты, осуществлялись поставки дешевого вооружения и сырья. В СССР обучалось огромное количество иностранных студентов. Получило развитие и крупномасштабное капитальное строительство в "третьем мире". Только в годы девятой пятилетки (1971-1975) с помощью СССР в "освободившихся странах" было построено около 900 промышленных объектов. За редким исключением, эти советские кредиты до сих пор никто не собирается возвращать, а за "помощь" благодарить.

Международная обстановка и внутреннее положение в СССР

Международная обстановка оказывала непосредственное влияние на внутреннюю ситуацию в стране. Политика разрядки благотворно сказалась на развитии сотрудничества Восток - Запад. За эти годы общий товарооборот увеличился в 5 раз, а советскоамериканский в 8 раз. Стратегия сотрудничества в этот период сводилась к заключению с западными фирмами крупных контрактов на строительство заводов или закупку технологий. Так, наиболее известным примером такого сотрудничества стало строительство в конце 1960

Начале 1970-х годов Волжского автомобильного завода в рамках совместного соглашения с итальянской фирмой "Фиат". Однако это было скорее исключением из правил. В основном международные программы ограничивались бесплодными командировками делегаций

В период напряженности на мировой арене между разными странами и/или идеологическими лагерями многих людей волнует один вопрос: а что будет, если война все-таки начнется? Сейчас 2018 год и весь мир, в частности Россия, проходят сейчас через такой период в очередной раз. В такие моменты единственным сдерживающим фактором, который препятствует началу реальной войны, становится военный паритет между странами и блоками, а фраза «хочешь мира, готовься к войне» приобретает особенную актуальность и смысл.

Что это такое - теория

Военно-стратегический паритет (ВСП) - это примерное равенство между странами и/или группами стран в качественном и количественном наличии ракетно-ядерного и иного вооружения, в их способности к разработке и производству новых видов стратегического наступательного и оборонительного вооружения, что обеспечивает эквивалентную возможность нанесения ответного (ответно-встречного) удара с причинением неприемлемого для стороны-агрессора ущерба.

Для соблюдения ВСП необходимо учитывать не только стратегическое оружие, но и производственные мощности, чтобы предотвратить гонку вооружений.

Что это такое на практике

На практике военно-стратегический паритет - это основа международной безопасности, которая была установлена по окончании Холодной войны при принятии советско-американского соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 1972 году.

В основе ВСП лежит принцип равных возможностей, прав и одинакового соотношения сторон именно в военно-политической сфере. В первую очередь сегодня речь идет о ракетно-ядерном вооружении. И данный принцип является базовым при проведении переговоров по сокращению и ограничению вооружения, а также предотвращению создания новейших видов (опять же, в первую очередь ядерного оружия).

Речь идет не об абсолютном зеркальном равенстве, а именно о возможности нанести непоправимый и неприемлемый ущерб стране-агрессору, вплоть до полного ее уничтожения. Однако речь идет не о том, чтобы постоянно наращивать свою военную мощь, тем самым нарушая баланс сил, а именно о равенстве в военно-стратегических потенциалах, так как данный паритет может быть нарушен и интенсивной гонкой вооружений одной из противостоящих сторон. Военно-стратегический паритет - это именно равновесие, которое может быть нарушено в любой момент с помощью создания оружия массового поражения, которого нет у других стран или от которого нет у них защиты.

Как уже было сказано выше, ВСП опирается в основном на оружие массового поражения и в первую очередь на ракетно-ядерный паритет. При этом являются базой, материальной основой ВСП и равновесно выражают сочетание количества и качества вооружения каждой из сторон. Это приводит и к равновесию боевых возможностей, и к возможности гарантированного использования оружия для решения военно-стратегических задач государства при самых пессимистичных для него сценариях.

Военно-стратегический паритет СССР и США

Примерно около двух десятков лет после окончания Второй мировой войны СССР имел стратегическое отставание в ядерном вооружении от Соединенных Штатов Америки. К 70-м годам оно было сокращено, и было достигнуто относительное равновесие в военном потенциале. Этот период известен в истории как Холодная война. На грани вооруженного противостояния очень большую роль в предотвращении начала горячей войны сыграла миролюбивая и добрососедская политика СССР и других стран соцлагеря, а также то, что руководители капиталистического мира проявили здравый смысл и не продолжили нагнетать ситуацию, которая грозила выйти из-под контроля.

Именно значительные успехи Советского Союза в проектировании и производстве стратегического вооружения помогли СССР в достижении военно-стратегического паритета с США. Это и привело обе стороны к переговорному процессу, так как они осознали, что ни одна из стран в будущем уже не сможет достичь сколько-нибудь существенного превосходства без нанесения себе и своим союзникам серьезного урона в виде ответного военного удара.

Наличные силы СССР к 1970 году состояли из 1600 ПУ МБР, 316 ПУ БРПЛ на 20 РПК СН и примерно 200 стратегических бомбардировщиков. Соединенные Штаты превосходили Советский Союз численностью, однако военные эксперты обеих стран сходились на том, что в качественном соотношении существенной асимметрии не было.

Одна из задач, которую решает военно-стратегический паритет, - это препятствие для стран и групп стран решать свои геополитические вопросы с помощью ракетно-ядерного вооружения. В то время паритет называли равновесием страха. По своей сути так оно остается и теперь, и кажется, что от необдуманных действий некоторые страны останавливает именно страх перед неизвестностью.

Документы

Гарантами паритета были документы, на счет которых велись продолжительные и очень сложные переговоры:

  • ОСВ-1 - договор об ограничении стратегических вооружений 1972 г.;
  • ОСВ-2 - договор об ограничении стратегических вооружений 1979 г.;
  • ПРО - договор по противоракетной обороне 1972 г. - ограничение развертывания систем противоракетной обороны - действовал до 2002 года, когда американцы в одностороннем порядке вышли из договора;
  • дополнительный Протокол к договору ПРО о сокращении районов размещения.

К 1980 г. военно-стратегический паритет СССР к США составлял 2,5 тысячи носителей, 7 тысяч ядерных зарядов, тогда как у США - 2,3 тысячи носителей и 10 тысяч зарядов.

Все договоры носили ограничительный характер по количеству ядерного оружия и закрепляли принцип безопасности в области вооружения наступательной направленности.

Заключение

Такое решение острого вопроса привело к потеплению отношений между странами: заключалось множество договоров и соглашений в сферах торговли, судоходства, с/х, транспорта и многих других.

Несомненно, подписание договоров и соглашений об ограничении вооружений стало позитивным явлением для всего мира. Но ухудшение отношений между США и Ираном, афганский вопрос, политика Соединенных Штатов в разных уголках мира (в Африке и на Ближнем Востоке), украинский, крымский и сирийский вопросы нанесли очень серьезный удар по процессу дальнейшего мирного существования и поставили мир на грани очередной холодной войны.

И на сегодняшний день такое шаткое равновесие удерживается с помощью относительного равенства сил при возможном глобальном конфликте. Поэтому военно-стратегический паритет - это очень серьезный сдерживающий фактор для тех стран, которые считают, что они единолично диктуют свои интересы всему миру и пытаются подчинить всех своей воле.

Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США, а с другой - в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.

В условиях наращивания в мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную часть борьбы за мир.

Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США.

Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/1986, стр. 3-13

Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь!

Сохранение военно-стратегического паритета - серьезный фактор обеспечения мира и международной безопасности*

Генерал армии М. М. КОЗЛОВ ,

ДОКУМЕНТЫ XXVII съезда КПСС содержат развернутую и научно обоснованную программу социально-экономического развития СССР, укрепления содружества стран социализма, борьбы за мир и международную безопасность. В них раскрыты характер, расстановка и взаимоотношения основных противоборствующих социальных и политических сил. С учетом существенных перемен, происшедших в мире за четверть века, в документах сформулирован ряд новых, принципиально важных выводов и положений. Они касаются прежде всего характеристики основного содержания эпохи, главных движущих сил общественного развития, мира капитализма, военно-стратегического паритета между СССР и США, Варшавским Договором и НАТО как важного фактора обеспечения мира и международной безопасности в современных условиях, реакционной антигуманной сути политики и идеологии империализма.

«Историческим достижением социализма, - говорится в Программе КПСС, - явилось установление военно-стратегического паритета между СССР и США, Организацией Варшавского Договора и НАТО. Оно упрочило позиции СССР, стран социализма и всех прогрессивных сил, опрокинуло расчеты агрессивных кругов империализма на победу в мировой ядерной войне. В сохранении этого равновесия - серьезный фактор обеспечения мира и международной безопасности».

Однако американские программы ракетно-ядерных вооружений, милитаризации космоса и новые стратегические концепции не оставляют сомнений в том, что главная цель мирового империализма - сломать сложившийся военно-стратегический паритет, добиться ядерного превосходства. Достижения человеческого гения империализм ставит на службу созданию оружия чудовищной разрушительной силы. Политика империалистических кругов, готовых жертвовать судьбами целых народов, усиливает опасность того, что такое оружие может быть пущено в ход. Вот почему в сложившихся условиях решающими факторами, определяющими отношения между социалистическими и капиталистическими странами, СССР и США, будут соотношение сил на мировой арене, рост и активность потенциала мира, его способность эффективно противостоять угрозе ядерной войны.

Человеческий разум настоятельно требует сделать все необходимое, чтобы сохранить цивилизацию и устранить нависшую над ней грозную опасность. XXVII съезд КПСС обосновал вывод, имеющий историческое значение для судеб человечества: «...как ни велика угроза миру, создаваемая политикой агрессивных кругов империализма, фатальной неизбежности мировой войны нет. Предотвратить войну, уберечь человечество от катастрофы можно. В этом - историческое призвание социализма, всех прогрессивных, миролюбивых сил нашей планеты». Именно так оценивают передовые люди всей Земли предложения СССР на советско-американской встрече на высшем уровне в Рейкьявике. Одобрив деятельность товарища Горбачева М. С. на этой встрече, Политбюро ЦК КПСС отметило, что позиция советской стороны была честной и открытой. Она базировалась на принципах равенства и одинаковой безопасности, учитывала интересы обеих стран, их союзников, народов всех государств, явилась конкретным выражением нового подхода, нового мышления, необходимость которого диктуют реальности ракетно-ядерного века. Советская сторона внесла новые компромиссные предложения, которые в полной мере учитывали озабоченность американской стороны и сделали возможным согласие по таким важным вопросам, как сокращение, а в дальнейшем и полная ликвидация стратегических наступательных вооружений и уничтожение ракет средней дальности в Европе.

К сожалению, практически достигнутое согласие по указанным вопросам не удалось воплотить в обязывающие стороны договоренности. Единственной причиной этого в конечном итоге явилось упорное нежелание американской администрации создать условия для реализации этих договоренностей путем укрепления режима ПРО и принятия соответствующих обязательств, одинаковых для обеих сторон.

Социалистические государства, обладающие крепнущей экономической и оборонной мощью, представляют собой основную силу в борьбе за мир. Поэтому перед Вооруженными Силами СССР, армиями других братских стран социализма сегодня стоит задача защиты не только социалистического Отечества и содружества социалистических государств, но и сохранения всеобщего мира, существования человеческой цивилизации.

Значительную роль в обуздании агрессивных сил империализма, создании системы международной безопасности играет военно-стратегический паритет (примерное равновесие сил) между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и НА ТО. Его сердцевиной является примерное равенство в области ядерных и других видов вооружений. Достижение и закрепление военно-стратегического паритета - наиболее осязаемые и внушительные показатели возможностей и способностей социализма успешно противостоять современному империализму в военной сфере. Они укрепили позиции нашей страны, стран социализма и всех прогрессивных сил, опровергли расчеты агрессивных кругов империализма на победу в мировой ядерной войне.

Необходимость достижения и поддержания такого паритета с США и НАТО диктовалась и Диктуется для СССР и государств - участников Варшавского Договора реальностями классовой борьбы на международной арене. «Марксизм требует от нас, - писал В. И. Ленин, - самого точного, объективно проверимого учета соотношения классов и конкретных особенностей каждого исторического момента. Мы, большевики, всегда старались быть верными этому требованию, безусловно обязательному с точки зрения всякого научного обоснования политики» (Поли. собр. соч., т. 31, с. 132).

Вся история международных отношений после 1917 года убедительно подтверждает, что антисоветизм и антикоммунизм были и остаются основой всей политики империализма. На протяжении почти семидесяти лет правящие круги империализма во главе с США предпринимают самые разнообразные усилия, чтобы существенно потеснить позиции социализма. Ключевую роль в этой политике занимают военные средства. Каждое новое достижение научно-технического прогресса империализм в первую очередь использовал и использует в военных целях, для борьбы против социализма.

Уже в самом начале появления ядерного оружия стремление с помощью военной силы, прежде всего ядерной, устроить мир по американскому образцу, уничтожить мировой социализм во главе с СССР стало главным в политике и стратегии правящих кругов США. Так, в мае 1945 года на встрече с американскими учеными-атомщиками государственный секретарь США Дж. Бирнс заявил, что «атомная бомба нужна не для разгрома Японии, а для того, чтобы оказывать давление на русских». В документе «Стратегия дальнего прицела», разработанном комитетом начальников штабов США в первые мирные дни 1945 года, говорилось: «... в основе нашей политики должна лежать следующая предпосылка: мы не можем допустить, чтобы выжила политическая система, противоположная нашей». Игнорируя предложения Советского Союза о запрещении ядерного оружия, США решили сделать ставку на достижение военно-стратегического превосходства в этом виде вооружений. Усиленно начали совершенствовать и развивать средства доставки, в первую очередь стратегические бомбардировщики, а затем и стратегические ракеты. Уже к концу 1945 года комитет начальников штабов в секретном докладе высказывался в пользу нанесения атомных ударов в виде «возмездия» (несмотря на то, что СССР не собирался и не собирается ни на кого нападать) или превентивных ударов. По мере увеличения ядерного арсенала в США расширялись и планы их правящих кругов по нападению на СССР. «Пинчер», «Ча-риотир», «Когвил», «Тройан», «Ганпаудер», «Флитвуд» - все это названия планов агрессии против СССР, исходящих из концепции массированных бомбардировок военных и гражданских объектов «для подавления силы и духа сопротивления противника». Планы ядерного нападения на СССР принимали все более зловещий и масштабный характер. Согласно плану «Дропшот» (1949 год) предусматривалась бомбардировка Советского Союза 300 атомными бомбами и миллионами тонн обычной взрывчатки. Расчет делался на превращение в руины советских городов, на уничтожение до 85 проц. советской промышленности.

Советский Союз был вынужден отвечать на этот вызов и в условиях нависшей атомной угрозы приступил к созданию ядерного оружия. Вместе с тем наша страна предложила наложить запрет на применение его и других средств массового уничтожения, установить в рамках ООН строгий международный контроль за таким запрещением.

Однако правящие круги США продолжали наращивать свой потенциал и ни на минуту не отказывались от подготовки ядерной войны против нашего государства. Была создана так называемая стратегическая «триада», состоящая из межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков. Вокруг границ СССР они развернули систему передового базирования средств нападения. Ядерные вооружения появились у некоторых западноевропейских стран. К декабрю 1960 года был разработан «единый комплексный оперативный план» нападения США на нашу страну (СИОП-1), предусматривавший нанесение удара всеми силами «триады» США и английских ядерных средств в целях полного уничтожения Советского Союза. Эта установка лежала и в основе плана СИОП-5Д (начало 80-х годов), который предусматривал нанесение удара по 40 тыс. объектов в СССР и в других социалистических странах, в том числе во Вьетнаме и на Кубе.

Американский империализм на протяжении всего послевоенного периода был инициатором каждого нового тура гонки вооружений, создания новых, более совершенных систем оружия (рис.1, табл.1). США первыми в середине 50-х годов осуществили программу строительства межконтинентальных стратегических бомбардировщиков и атомных подводных лодок, а в конце 60-х годов - стали оснащать баллистические ракеты стратегического назначения многозарядными разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Затем они ускоренными темпами приступили к разработке нового типа стратегического оружия - ядерных крылатых ракет большой дальности воздушного, наземного и морского базирования. В конце 70-х годов США создали нейтронные боеприпасы. С 1983 года начали развертывать в Западной Европе свои новые ядерные ракеты средней дальности. И все же ни одна из этих акций не укрепила их безопасность, не создала для них военных преимуществ. Ядерная политика Вашингтона зашла в тупик.

Не желая осознать действительность ядерно-космического века, изменившуюся расстановку сил на международной арене, США делают теперь ставку на космос. Речь идет о создании и развертывании широкомасштабной противоракетной системы с элементами космического базирования, основными компонентами которой явятся ударные космические вооружения. Они представляют собой оружие на новых физических принципах, предназначенное для уничтожения объектов в космосе и из космоса на земле. Это различного рода лазеры, генераторы пучков нейтронных частиц, самонаводящиеся ракеты-перехватчики, электромагнитные пушки, базирующиеся не только на земле, но и в космосе. Вопреки утверждениям американской администрации об оборонительном характере системы космических вооружений она по своей сути наступательная, а планы ее создания воплощают очередную попытку приобрести возможность нанесения безнаказанного первого ядерного удара. Хорошо понимая это, общественность США и других стран сразу же окрестила «стратегическую оборонную инициативу» Рейгана программой «звездных войн». Ее цель - попытаться получить военное превосходство над СССР, всеми странами социализма. После Рейкьявика, подчеркнул товарищ Горбачев М. С. в выступлении 14 октября 1986 года по советскому телевидению, еще больше у всех на виду оказалась пресловутая СОИ как символ обструкции делу мира, как концентрированное выражение милитаристских замыслов, нежелания снять ядерную угрозу, нависшую над человечеством.

Советский Союз с первых шагов освоения космоса выступил с предложением запретить использование космического пространства в военных целях, установить широкое международное сотрудничество в его изучении и использовании исключительно в мирных интересах. «Крайне необходимо, - подчеркивалось на XXVII съезде КПСС, - пока не поздно, отыскать реальное решение, которое гарантировало бы от переноса гонки вооружений в космос. Нельзя допустить, чтобы программа «звездных войн» использовалась и как стимул к дальнейшей гонке вооружений, и как завал на пути к радикальному разоружению».

Не ослабляя своих усилий по прекращению гонки вооружений, СССР вместе с другими братскими странами социализма во имя обеспечения безопасности социалистического содружества, сохранения мира вынужден был принимать ответные меры для ликвидации военного превосходства США и других стран - членов НАТО. «За истекшие 40 лет над миром не раз нависала угроза новой мировой войны, - подчеркнул на XXVII съезде КПСС кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов. - В Соединенных Штатах Америки неоднократно вынашивались планы ядерного нападения на нашу страну. И если до сих пор империализм не решался их реализовать, то прежде всего потому, что его сдерживала военная и экономическая мощь нашего государства, неотвратимость ответных ударов по агрессору».

Ликвидация ядерной монополии США, неуязвимости их территории от ответных ядерных ударов, известные успехи Советского Союза в области стратегических ядерных вооружений в конце 60-х - начале 70-х годов - все это основные этапы в достижении военно-стратегического паритета между СССР и США, Организацией Варшавского Договора и НАТО.

Военно-стратегический паритет - примерное равенство военных потенциалов противоборствующих сторон. В таких условиях ни одна из сторон не может рассчитывать на победу в ядерной войне. Суть состоит в том, что каждая из них, даже в том случае, если она станет жертвой агрессии, сохранит достаточно сил и средств, чтобы нанести непоправимый ущерб противнику. Военное равновесие не является математическим равенством противостоящих вооруженных сил и вооружений. Оно может быть правильно оценено при учете всей совокупности вооружений, исторически сложившейся структуры вооруженных сил и ряда других факторов, определяющих стратегическую ситуацию.

Основой военно-стратегического паритета выступают социальн о-э кономические, политические и научно-технические возможности сторон. Свое концентрированное выражение они находят в боевой мощи вооруженных сил, которая определяется прежде всего качеством и количеством их оружия и боевой техники, стратегическим положением группировок на театрах военных действий и в военно-географических районах. При определении военно-стратегического паритета наряду с количественными показателями вооруженных сил необходимо учитывать их структурные и другие характеристики.

В начале 70-х годов американская администрация (сначала Р. Никсона, а затем Д. Форда) признала факт военно-стратегического паритета между СССР и США. Он был тщательно выверен в процессе подготовки советско-американского Договора ОСВ-2, подписанного на высшем уровне в июне 1979 года в Вене. Договор предусматривал определенные ограничения количественного роста и качественного совершенствования стратегических вооружений сторон.

Каждой договаривающейся стороне разрешалось создавать, испытывать и развертывать только по одному типу легких МБР. Запрещалось увеличивать число существующих и создавать новые тяжелые ракеты наземного и морского базирования. Устанавливались также качественные ограничения на отдельные характеристики, модернизацию существующих и создание новых типов стратегических наступательных вооружений. В указанных количественных ограничениях стороны могли иметь и имели неодинаковый состав вооружений, что обусловливалось сложившимися различиями в направлениях развития и структуре их стратегических ядерных сил. Договор ОСВ-2 позволял в дальнейшем достигнуть более низких уровней стратегических вооружений. Но США отказались ратифицировать этот Договор, так как он не соответствовал их имперским амбициям. В начале 80-х годов они приступили к реализации своих новых стратегических программ в целях достижения военного превосходства над СССР (рис. 2, 3).

Президент Рейган 27 мая 1986 года объявил о фактическом отказе США соблюдать в дальнейшем советско-американские договорно-правовые документы об ограничении стратегических наступательных вооружений. Он заявил, что, принимая в будущем решения, касающиеся строительства американских стратегических сил, США не будут придерживаться ограничений, предусмотреннйх соглашениями по ОСВ.

Что касается других элементов военно-стратегического паритета между Организацией Варшавского Договора и НАТО, их боевого потенциала (сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота, родов войск (сил) и других составных частей вооруженных сил), то основным критерием здесь можно рассматривать боевые возможности по выполнению возлагаемых на них стратегических и оперативных задач в современной войне с применением ядерного и обычного оружия. Именно они оказывают решающее влияние на потребное количество соединений, объединений, оружия и боевой техники, на систему и способы управления вооруженными силами.

В выступлении по советскому телевидению 22 октября 1986 года товарищ Горбачев М. С. подчеркнул, что до сих пор расхожим тезисом на Западе было утверждение о «превосходстве» Советского Союза, государств Варшавского Договора в обычных вооружениях. Оно якобы и понуждает НАТО непрерывно наращивать ядерный потенциал. Конечно, никакого дисбаланса нет. После Рейкьявика этот факт впервые публично признали г-н Шульц и г-н Риган. Но суть проблемы не сводится к поддержанию паритета. Мы не хотим, чтобы гонка вооруже
ний переместилась из области ядерных в сферу обычных вооружений. Напомню, что наше январское предложение о ликвидации ядерного оружия до конца века включало также положения об уничтожении химического оружия и глубоких сокращениях обычных вооружений.

Мы неоднократно возвращались к этому вопросу и после января. В наиболее развернутом виде предложения стран Варшавского Договора были сформулированы летом этого года в Будапеште. Мы их направили другой стороне - я имею в виду членам НАТО.

Характерной чертой современной вооруженной борьбы является коалиционный состав противоборствующих сторон. Даже локальные войны с участием лишь двух государств затрагивают интересы не только соседних стран, но и значительно удаленных от района конфликта. Коалиционность современных войн обусловлена расстановкой сил в мире, наличием военно-политических группировок, блоков и союзов, преследующих противоположные политические цели. Уже в мирное время они имеют крупные высокобоеготовые объединенные вооруженные силы, оснащенные современными видами оружия. Поэтому поддержание военно-стратегического паритета в современных условиях возможно только на уровне противостоящих коалиций, т. е. на уровне государств - участников Варшавского Договора и блока НАТО, равновесие военных сил которых советское руководство неоднократно доказывало конкретными расчетами.

Материальной основой боевого потенциала являются не только войска и силы мирного и военного времени, но и степень их обеспеченности материально-техническими средствами, всеми видами довольствия и снабжения.

Необходимость поддержания военно-стратегического паритета для СССР и его союзников диктуется рядом объективных факторов. Прежде всего агрессивная, авантюристическая природа империализма вынуждает социалистические страны проводить линию на сохранение примерного военно-стратегического равновесия между СССР и США, между государствами - участниками Варшавского Договора и блоком НАТО. Кровавая война США против Вьетнама, многолетняя блокада Кубы, захват беззащитной Гренады, разбойничьи действия против Никарагуа, необъявленная война в Афганистане, нападение на Ливию - таковы лишь некоторые факты последних лет, говорящие об агрессивности империализма, его готовности использовать военную силу против социализма, демократии, национального освобождения.

Об этом же свидетельствует и «доктрина неоглобализма», в которой обосновывается мнимое право США осуществлять интервенционистские действия в Азии, Африке и Латинской Америке под предлогом защиты «демократии» против «коммунистической экспансии». Но народы научились распознавать подлинные замыслы современной мировой реакции. Они видят, что на самом деле это все та же имперская политика, направленная на подчинение и закабаление, на подрыв и подавление национально-освободительных движений и неугодных Соединенным Штатам Америки режимов.

В обстановке, когда реакционные силы империализма во главе с США стремятся обеспечить себе мировое господство, количественное и качественное ослабление военного потенциала СССР и государств - участников Варшавского Договора создало бы для США и их союзников военное превосходство, при помощи которого, по мнению правящих кругов империализма, можно оказывать давление на Советский Союз в будущих кризисах. Более того, нельзя исключать, что у лидеров США может создаться иллюзия возможности достижения военной победы над странами социализма. Реальные факты действительности не дают гарантии в том, что у них не появится соблазна нанести «обезоруживающий» удар по СССР и его союзникам.

Нарушение военно-стратегического паритета в пользу США и блока НАТО увеличило бы «фактор авантюризма» в политике империализма и в отношении развивающихся государств, опасность экспорта контрреволюции, усилило бы военно-политическую экспансию империализма в страны Азии, Африки и Латинской Америки. Это привело бы к ослаблению всего потенциала мира.

Нынешний уровень баланса ядерных потенциалов противостоящих сторон непомерно высок. Пока он обеспечивает каждой из них равную опасность. Но только пока. Продолжение гонки ядерных вооружений неизбежно увеличит эту равную опасность и может довести ее до таких пределов, когда даже паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания. Стало быть, необходимо прежде всего намного снизить уровень военного противостояния. Подливная равная безопасность в наш век гарантируется не предельно высоким, а предельно низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения. Встреча в Рейкьявике с президентом США, подчеркнул в беседе с группой деятелей мировой культуры товарищ Горбачев М.С., показала, что можно выйти на соглашения, которые положили бы начало ликвидации ядерного оружия. Выдвинутая СССР программа новых предложений дает реальную возможность выбраться из тупика. Но встреча одновременно показала, что на пути к соглашениям надо преодолеть немалые трудности.

Один из главных уроков Рейкьявика состоит в том, что новое политическое мышление, соответствующее реальностям ядерного века, это - непременное условие для выхода из критической ситуации, в которой человечество оказалось на исходе двадцатого столетия. Нужны глубокие перемены в политическом мышлении всего человеческого сообщества.

Проделанный Центральным Комитетом КПСС анализ характера и масштабов ядерной угрозы позволил сформулировать имеющий важное теоретическое и практическое значение вывод о том, что на международной арене сложились объективные условия, в которых противоборство между капитализмом и социализмом может протекать только и исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества. Это должен быть такой международный порядок, при котором господствовала бы не военная сила, а добрососедство и сотрудничество, происходил бы широкий обмен достижениями науки и техники, ценностями культуры на пользу всех народов. Наша страна делает все возможное для того, чтобы выйти из ситуации «взаимного гарантированного уничтожения». Цель политики СССР - исключение ядерного оружия из арсеналов государств и в конечном счете - полное его уничтожение. «...Наши предложения о полной ликвидации ядерного оружия, - заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев 14 мая 1986 года, - прекращении ядерных взрывов, создании всеобъемлющей системы международной безопасности отвечают тем неумолимо строгим требованиям, которые предъявляет к политическому руководству всех стран ядерный век».

Осознавая ответственность за судьбы всего человечества, СССР, другие братские страны социализма рассматривают военно-стратегический паритет лишь как определенный рубеж, двигаясь от которого необходимо добиваться уменьшения, а в дальнейшем и полного устранения угрозы ядерной войны.

Реально оценивая возможности современных средств вооруженной борьбы, XXVII съезд КПСС сделал новый и принципиально важный вывод о том, что они, особенно ядерные, не оставляют ни одному государству надежды защитить себя только военно-техническими средствами, даже созданием самой мощной обороны. В обеспечении безопасности все большую роль играют политические средства. Выступая по советскому телевидению 22 октября 1986 года, товарищ Горбачев М. С. отметил, что по общему мнению встреча в Рейкьявике подняла на новый уровень советско-американский диалог, равно как и в целом диалог Восток - Запад.

С этой высоты видны новые перспективы в решении тех проблем, которые так остро сегодня стоят,- безопасность, ядерное разоружение, недопущение новых витков гонки вооружений, новое понимание возможностей, открывшихся перед человечеством.

Военно-стратегический паритет создал объективные условия для ликвидации бесполезного и опасного соревнования в военной сфере, так как он ясно показал бесплодность попыток империалистических кругов добиться военного превосходства над СССР, государствами - участниками Варшавского Договора. Сегодня наша страна совместно со своими союзниками в состоянии решить любую научно-техническую задачу и не допустить военного превосходства над собой ни на земле, ни в космосе. Попытки империализма достичь военного превосходства над СССР, странами социализма не только бесполезны, но и опасны. Они ведут к увеличению угрозы уничтожения человеческой цивилизации. Разумным является лишь движение по пути уменьшения уровня военно-стратегического равновесия.

Решимость Советского Союза настойчиво и последовательно бороться за понижение уровня военно-стратегического паритета находит свое выражение во внешней политике нашей страны. Со всей силой она подтверждена Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым на женевской встрече, в Заявлении от 15 января 1986 года, XXVII съездом КПСС. «Наша страна за то, - подчеркнуто в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, - чтобы изъять из обращения оружие массового уничтожения, ограничить военный потенциал пределами разумной достаточности. Но характер и уровень этого предела продолжают лимитироваться позициями и действиями США, их партнеров по блокам». Принципиальный курс СССР против гонки вооружений, милитаризации космоса подкрепляется реальными делами: отказом нашей страны от применения ядерного оружия первой; введением моратория на проведение любых ядерных взрывов и одностороннего моратория на развертывание ракет средней дальности в европейской зоне СССР; заявлением о том, что мы не шагнем первыми с оружием в космос и т. д. Целостная концепция безъядерного мира, создания всеобъемлющей системы международной безопасности, выдвинутая XXVII съездом КПСС, является прочной основой решения проблемы сохранения мира.

Но США, их партнеры по НАТО продолжают игнорировать добрую волю СССР и братских стран социализма. Вся военная политика империализма направлена на достижение решающего превосходства над Советским Союзом и его союзниками с целью получить возможность нанесения упреждающего ядерного удара. «Как свидетельствуют факты, - отмечает Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов, - США до сих пор не отказались от своей давней и несбыточной цели - получить преимущество перед СССР в военной области... Влиятельные круги на Западе продолжают придерживаться взглядов, суть которых как раз в том и состоит, чтобы с помощью военного давления достичь своих политических целей, превратить гонку вооружений в средство экономического ослабления Советского Союза и его союзников. США упорно реализуют программу «звездных войн»... Путем милитаризации космоса они рассчитывают сломать сложившийся военно-стратегический паритет».

Именно поэтому КПСС на XXVII съезде уделила самое пристальное внимание дальнейшему укреплению Советских Вооруженных Сил, необходимости сохранения военно-стратегического паритета между СССР и США, Варшавским Договором и НАТО. «В военной сфере мы и впредь намерены поступать так, - заявил на XXVII съезде КПСС товарищ Горбачев М.С. - чтобы ни у кого не возникло оснований для страхов, пусть даже воображаемых, за свою безопасность. Но и мы, и наши союзники в равной мере хотим быть избавлены от ощущения нависшей над нами угрозы. СССР взял на себя обязательство не применять ядерного оружия первым и будет строжайшим образом придерживаться его. Но не секрет, что сценарии ядерного нападения на нас существуют. Не принимать их в расчет мы не вправе. В этих условиях мы вновь и вновь повторяем: на большую безопасность Советский Союз не претендует, на меньшую не пойдет».

Таким образом, военно-стратегический паритет - это важнейшее историческое завоевание социализма, играющее важную роль в обуздании агрессивности империализма. Он выступает в качестве фактора обеспечения мира, международной безопасности и защиты социалистического содружества, существенно ограничивает агрессивные планы и возможности империализма развязать мировую ядерную войну.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.: Политиздат, 1986, с. 127.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 137.

Петровский В. Ф. Безопасность в ядерно-космическую эру. - М.: Международные отношения, 1985, с. 12.

Там же, с. 16.

Петровский В. Ф. Безопасность в ядерно-космическую эру, с, 17-18.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 67.

Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, с. 67.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Признание реальных опасностей в ядерный век привело лидеров сверхдержав в начале 70-х годов к пересмотру своей политики, к повороту от «холодной войны» к разрядке, к сотрудничеству государств с различным социальным строем. Успехи миролюбивой политики были завоеваны в острой борьбе, которую вели все прогрессивные силы человечества с момента окончания 2-й мировой войны.

Военно-стратегический паритет между США и СССР стал достаточно надежной гарантией мира.

Стратегическое равновесие в условиях высокого уровня ядерных потенциалов обеих сторон создавало гарантированную возможность для любой из них, если бы она стала жертвой ядерной агрессии, сохранить достаточно средств для того, чтобы нанести ответный удар, способный уничтожить агрессора. Такое положение означало, что при развязывании агрессором ядерной войны в ней не может быть победителя и ядерная агрессия равносильна самоубийству. В то же время стратегическое равенство создавало определенные объективные стимулы для прекращения гонки вооружений, сокращения и ликвидации ядерного оружия. Оно открывало возможность при наличии доброй воли с обеих сторон постепенно понижать уровень ядерного противостояния при постоянном сохранении равенства - при строгом соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности. Наконец, стратегическое равенство являлось важной предпосылкой стабильности международной обстановки, ослабления политической конфронтации.

Таким образом, равенство стратегических сил сторон становилось, как казалось, залогом мира. Внешне все выглядело так, что как будто бы СССР и США уравняли свои силы в области средств воздушно-космического нападения и противоракетной обороны. Но количественное равенство еще не означало равновесия. Отсутствовало равенство возможностей. США и их союзники обладали односторонними преимуществами в военно-экономическом и технологическом потенциале перед СССР и странами ОВД.



Дело в том, что Советский Союз все больше утрачивал динамизм в экономике. «На протяжении практически четырех пятилеток, - отмечалось на февральском (1988 года) пленуме ЦК КПСС, - мы не имели увеличения абсолютного прироста национального дохода»(491). Возможность закупок передовых технологий в странах Запада для производства продукции, отвечающей по качеству мировым стандартам (кроме ВПК), не была реализована. Но все это сказалось потом, в 80-е годы, а тогда, в начале 70-х, достигнутый военно-стратегический паритет был великим завоеванием Советского Союза. Это незамедлительно сказалось и на военно-политической обстановке в мире.

Именно в эти годы окрепли и получили дальнейшее развитие отношения стран социалистического содружества с крупнейшими государствами Западной Европы: Англией, Францией, ФРГ, Италией и другими капиталистическими государствами. В августе 1970 года был заключен советско-западногерманский договор, по которому стороны приняли на себя обязательства соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, разрешать свои споры мирными средствами, воздерживаться от угрозы силой и ее применения. Была принята в ООН ГДР. Ее договор с ФРГ (1971) подтвердил нерушимость западных границ ГДР. Польша и Чехословакия подписали договоры с ФРГ (Польша - в 1970 году, ЧССР - в 1973 году). В сентябре 1971 года было подписано четырехстороннее (СССР, США, Англия и Франция) соглашение по Западному Берлину. Начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, об ограничении ядерных вооружений в Европе, о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе.

В результате переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений (ОСВ), начавшихся в ноябре 1969 года, в Москве в мае 1972-го были подписаны два важных соглашения между СССР и США: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (в мировой прессе это соглашение получило сокращенное наименование - ОСВ-1).

По Договору об ограничении систем ПРО, который носит бессрочный характер, Советский Союз и Соединенные Штаты приняли ряд обязательств исходя из объективной взаимосвязи между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями.

Подписывая Договор, обе стороны отмечали, что «эффективные меры по ограничению систем противоракетной обороны явились бы существенным фактором в деле сдерживания гонки стратегических наступательных вооружений и привели бы к уменьшению опасности возникновения войны с применением ядерного оружия».

Системой ПРО, как это определяется Договором, является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО).

К перечисленным компонентам системы ПРО относятся находящиеся в боевом состоянии, в стадии строительства, испытаний, капитального или текущего ремонта либо переоборудования, в консервации.

Статья I фиксирует обязательство сторон «не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны».

Каждой из сторон разрешалось (статья III) размещать системы ПРО лишь в двух районах:

а) в пределах одного района радиусом 150 километров с центром, находящимся в столице данной стороны;

б) в пределах одного района радиусом 150 километров, в котором расположены шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР).

В каждом районе предусматривается ограниченное число компонентов систем ПРО (противоракет, пусковых установок противоракет и радиолокационных станций ПРО). В одном районе разрешается каждой из сторон иметь не более 100 противоракет. В 1974 году СССР и США подписали протокол к Договору, согласно которому количество районов размещения систем ПРО каждой стороны сокращалось до одного.

Согласно статье V, стороны обязуются «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования».

СССР и США обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором (статья IX). Выполнение договорных обязательств должно контролироваться национальными техническими средствами, с соблюдением общепризнанных норм международного права.

Важно отметить и то, что в статье XI содержится обязательство СССР и США «продолжить активные переговоры об ограничении стратегических вооружений, а статья XIII предусматривает, что стороны должны «рассматривать по мере необходимости возможные предложения по дальнейшему повышению жизнеспособности настоящего Договора...» Бессрочный советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписанный 26 мая 1972 года, вступил в силу 3 октября того же года.

Другое соглашение (ОСВ-1), заключенное сроком на 5 лет, накладывало определенные количественные и качественные ограничения на стационарные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), пусковые установки баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и сами подводные лодки с баллистическими ракетами.

Однако широкое признание в международном масштабе принципа мирного сосуществования государств с различным социальным строем вызывало все большее противодействие со стороны определенных сил в США. Стратегический паритет с Советским Союзом не устраивал некоторые политические и военные круги США. «Американцы, - писал известный журналист Дж. Чейс, - всегда вели поиски неуязвимости. Американские лидеры - либо с помощью доктрин... либо с помощью военных систем, либо просто полагаясь на географию, - без устали прилагали усилия с целью достичь такого уровня безопасности, который был бы абсолютным»{492}.

Когда военно-стратегический паритет стал фактом, он был расценен в Вашингтоне безусловно как примерное равенство по количественным параметрам. Но какое складывалось примерное равенство по количеству средств доставки ядерных боеприпасов к объектам удара, а также по сухопутным силам в Европе? Если страны ОВД имели превосходство в танках, то страны НАТО имели перевес в противотанковых средствах и в авиации. Обе стороны могли нанести друг другу «неприемлемый ущерб» в случае ядерной войны. Наступило «равенство страха» на основе взаимного гарантированного уничтожения. Но такое равенство еще не означало равенства возможностей. И это еще скажется в будущем. Однако тогда, в начале 70-х, это было весомым достижением Советского Союза. Он стал полноценной сверхдержавой, а ракетно-ядерное оружие из «оружия победы» в войне ядерных держав превратилось в политическое оружие особого рода - оружие сдерживания глобальной ядерной катастрофы.

Это была всемирно-историческая победа советского оружия, советской военно-технической мысли, советской политики в ХХ веке. Если Советский Союз сыграл решающую роль в разгроме фашизма во 2-й мировой войне, то, достигнув военно-стратегического паритета с США, он внес решающий вклад в создание обстановки равной безопасности сторон в сложившемся биполярном мире. Начался процесс диалога между сверхдержавами и их союзниками по контролю над вооружениями, их ограничению, а в дальнейшем - и сокращению.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то