Пустынный камуфляж танка тигр. Покраска и имитация различных эффектов танка Tiger. Европейский театр боевых действий

Панцерваффе (Panzerwaffe) – это танковые войска Вермахта, появившиеся под данным названием в 1936 году и закончившие существовать в 1945. Танки стали одной из главных сил немецкой армии и основой тактики блицкрига, им уделялось внимание со стороны самого Адольфа Гитлера.

В 1931 году Освальд Луц, служащий инспектором автомобильных войск под начальством Гейнца Гудериана, предложил использовать крупные танковые соединения. Согласно Версальскому договору, Германия имела право создавать бронированные машины массой до 5 тонн, что значительно осложняло производство танков, а на учениях немецкие солдаты были вынуждены использовать деревянные макеты танков.

Тем не менее, Германия совместно с СССР создала танковую школу в Казанской области, где было подготовлено 30 офицеров. Параллельно под видом тракторов для гражданского применения шёл выпуск лёгких танков.

В 1933 году появился Panzer I, ставший первым немецким танком Вермахта. Он создавался для обучения будущих танкистов, но стал основой немецкого танкового парка.

В 1935 году Эрих фон Манштейн предложил создать штурмовую артиллерию, способную поддерживать огнём атакующую пехоту. Идея легла в основу САУ StuG III, выпущенной в количестве более 8600 единиц.

Немецкие танки вермахта Второй мировой войны

Легкие: Pz.Kpfw I, Pz.Kpfw II, Pz.Kpfw II "Luchs".

Средние: Pz.Kpfw III, Pz.Kpfw IV, "Panther".

Тяжёлые: Pz.Kpfw. VI "Tiger I", Pz.Kpfw. VI Ausf. B "Tiger II", Pz.Kpfw. VIII "Maus".

Трофейные

Помимо машин своего производства, Германия использовала захваченные, нанося на них свой камуфляж и модернизируя согласно требованиям немецкой армии.

Французские танки в вермахте – самые популярные иностранные машины, если закрыть глаза на чехословацкие. Они отличались не самой современной конструкцией и слабой огневой мощью, зато имели достаточное бронирование и хорошую надёжность. Из-за слабого вооружения их использовали преимущественно в тылу для охраны, обучения и так далее.

Также французскую технику переделывали в САУ, устанавливая на шасси рубки и немецкие пушки.

Трофейные советские танки вермахта, к удивлению многих неискушённых читателей, не пользовались большой популярностью. В период лета-осени 1941 года по немецким данным было захвачено и подбито 14079 танков СССР. Из них 1300 – 1700 БТ, КВ, Т-26, Т-28 и Т-34 находились на парковом хранении и были в отличном состоянии.

К октябрю того же года в строй ввели около 40 единиц бронетехники, совершенно смешную цифру. На бумаге отечественные танки в 1941 году превосходили все немецкие, за исключением Pz.Kpfw IV, по вооружению, на практике советские 45 мм пушки не соответствовали табличным данным и не представляли опасности для танков Панцерваффе на дистанциях от 400 метров.

Немцы пренебрежительно относились к Т-26 и БТ, поскольку внутри было тесно и неудобно, а брони не хватало для вменяемой защиты экипажа.

Не пошли немцы и по пути создания САУ на базе советских танков. Двигатели Т-26, БТ и Т-28 требовали дефицитный качественный бензин. При этом немецкие двигатели спокойно работали на синтетическом.

Т-34 и КВ, оборудованные дизельными двигателями, также не подходили немцам, пытавшимся заменить дизельное топливо смесью сырой нефти с керосином и маслом.

В итоге за годы Великой Отечественной войны вермахт использовал менее 300 советских танков и переоборудовал 10 Т-26 в САУ.

Окраска

Начиная с 1939 года немецкие танки были окрашены в тёмный сине-серый, так называемый шаровый, цвет. Им полностью покрывались все наружные части и внутренние стороны люков, открывающихся наружу. Изнутри использовалась светло-кремовая краска.

Пренебрежительное отношение к маскировке объясняется доминированием немецких войск в то время и их применении при тактике блицкрига, подразумевавшей стремительные атаки.

Камуфляж

Нажмите на изображение для просмотра в большом разрешении

Напав на СССР, немецкие войска уже во время первой зимы поняли, что отсутствие камуфляжей фатально. В ход пошли растворы извести и мела в качестве импровизированного камуфляжа.

18 февраля 1943 года на заводах Германии появился новый стандарт окраски бронетехники. Она окрашивалась в тёмно-жёлтый цвет, после чего комплектовалась двумя комплектами красок, поставлявшейся в банках. Это были оливково-зелёный и красно-коричневый цвета, которые наносились на танк силами экипажа в зависимости от места применения.

Позже появились точные схемы нанесения краски, включающие в себя маскирующий мелкопятнистый и деформирующий крупнопятнистый камуфляжи. Первый наносился на лёгкую и среднюю бронетехнику, второй – на тяжёлые танки Тигр и Пантера .

В 1944 году появился трёхцветный деформирующий засадный камуфляж, сочетающий в себе достоинства двух предыдущих окрасок.

В конце 1944 года начался дефицит краски, который привёл к неправильному нанесению камуфляжей в целях экономии. Вскоре поставки краски окончательно прекратились во все части за исключением элитных СС.

Стоит упомянуть циммерит, которым покрывалась немецкая бронетехника, начиная с 1943 года. Этот светло-серый материал защищал от магнитных мин и скрывался под краской, делая её чуть темнее.

На восточном фронте

В момент нападения на Советский Союз на восточном фронте было сосредоточено 4711 танков и штурмовых орудий, для сравнения у СССР было 15857 единиц.

В период с 1943 по 1944 год вермахт наращивал количество танков, дойдя до 9149 машин в начале 1944 года. Тем не менее, впечатляющие потери и постоянный недостаток топлива, снижал качество панцерваффе.

Потери

В период с 1941 по 1942 год Германия потеряла до 80% бронетехники. Согласно советским данным, к концу войны Германия потеряла более 32000 единиц бронетехники. Значительная часть была уничтожена огнём артиллерии и танками, лишь небольшая авиацией.

Схемы окраски (камуфлирования) танков Тигр

В июне 1940 г., вышел общий приказ об окраске всех танков в единообразный тёмно-серый (Dunklegrau) цвет. Этот приказ был ещё в силе, когда Тигры начали поступать в войска, в августе 1942 года, таким образом первые Тигры были окрашены в тёмно-серый цвет.

В областях где зимняя маскировка была необходима, экипажи использовали белила (порою простую извёстку). Весной эти белила легко смывались. Это было скучной, повседневной работой.

В феврале 1943 г., вышел приказ об изменении окраски. Экипажи машин получили банки с красно-коричневой (Rotbraun) и тёмно-оливковой зелёной (Olivgruen) красками, чтобы самостоятельно произвести окрашивание своих машин по утверждённым образцам.

Некоторые тигры были покрыты Zimmerit anti-magnetic mine, которую стали использовать с июля 1943 г. Эта паста была представлена в recognizable grooved образцах. Её наносили на поверхность брони и поверх красили утверждёнными цветами. Машины покрытые Zimmerit явную грубую, неровную поверхность.

Маскировочные образцы менялись от модели к модели, также как и размещение знаков и номеров на машинах. некоторые образцы камуфлирующей окраски приведены ниже.

Все иллюстрации Jean Restayn. Особая благодарность М-р.Restayn который любезно позволил использование своих красивых иллюстраций

9./Pz. Rgt. Grossdeutschland, Сентябрь 1944 (покрытие Zimmerit anti-magnetic)

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.

29.01.16.

Привязки к конкретному прототипу пока не планируется. Делать буду вариант с трехцветным камуфляжем.

По ходу стройки я планирую небольшие доработки. Какие конкретно, я еще не знаю, буду ориентироваться по фотографиям.

Очень понравилось, что для балансиров есть пазы, так ничего не перепутать.

На днище танка есть три отверстия, при этом для двух из них инструкция дает указания, что делать, а о третьем упоминания вообще нет.

Единственное место, где мне попался облой в первый день сборки, это ведущая звездочка и задний каток, но его было очень мало.

Качество отливки приятно радует.

Про задний каток – я не совсем понял, зачем такой люфт (каток можно двигать от корпуса примерно на пол сантиметра).

А вот и первое не плотное прилегание деталей: снизу прилегает идеально, а вот вверху прилегает не очень. В принципе это скроется сварными швами.

В наборе идут не рабочие торсионы, поэтому смысл их установки непонятен, т.к. интерьер в данном наборе отсутствует. Да и детали торсионов слабо напоминают настоящие.


Вычислить недостающую деталь, закрывающее отверстие в днище, удалось не сразу. Это оказалась деталь номер 18 на литнике B. Забавно, что ее даже нет в схеме расположения деталей на литниках.

Схема установки и количество катков приводят в замешательство, поэтому я разобрался далеко не сразу. Инструкция в этом слабо помогла, пришлось искать фотографии в интернете, после которых все встало на свои места.

На каждом катке присутствует резиновый бандаж, который предстоит еще покрасить. У парных катков есть резиновые вставки, про них надо не забыть, когда надо будет склеивать катки.

Это всё что я успел собрать за первый вечер.

Видео с процессом сборки:

06.02.16.

Продолжение постройки раннего Тигра от Моделиста.

В этот раз я принялся за верхнюю часть корпуса. Согласно инструкции отделил необходимые литники и примерил на сухую, без клея. Стыкуемость отличная, ничего подгонять пока не надо. Можно продолжать дальше. Дальше – шанцевый инструмент. Аналогично, отделил все от литников, зачистил и примерил на сухую. Весь шанец имеет свои пазы или разметку на корпусе. Это очень удобно и значительно упрощает постройку.

Детали люков я решил пока полностью не склеивать. Хочу посмотреть на фотографии и убедиться, что всё правильно сделаю. Т.к. люки я планирую оставить открытыми.

Дуло курсового пулемета я рассверлил с помощью мини-дрели и тонкого сверла. Так оно будет лучше смотреться. На такие мелочи стоит обращать внимание, они улучшают итоговый внешний вид модели.

Проушины для буксировочных крюков крепятся в пазы без клея.

На некоторых деталях есть следы от толкателей, которые, возможно, будут видны. Поэтому их лучше заделать, в моем случае для этого лучше всего подойдет шпатлевка. Лучше использовать специальную модельную шпатлевку. Но если её нет, то можно применить шпатлевку для дерева или шпатлевку на основе ПВА.

Применение детали D3 осталось для меня загадкой. Для неё нет ни пазов, ни разметки для установки. Пока оставил её в стороне, буду изучать архивные фото, может найду, куда её клеить. Деталь B10 потребовала доработки, пришлось срезать миллиметр-полтора, чтобы она нормально встала на свое место.

Когда детали подогнаны, приступил к их склеиванию.

Так же возникла проблема с посадочным местом кувалды. Оно располагалось слишком близко к лобовой броне. Из-за этого кувалда не помещалась на свое место. Пазы пришлось зашпатлевать и срезать посадочные места у самой кувалды.

Приклеил лист брони, крышку отсека МТО. А затем и весь шанцевый инструмент.

Как я уже и говорил, кувалду пришлось приклеить с небольшим смещением.

Это всё, что я успел сделать на этот раз.

19.02.16

Продолжение постройки раннего Тигра от Моделиста. В этот раз я занялся задней частью корпуса.

Мне в голову идея, когда я примерил защитные кожухи на танк. Мне захотелось сделать их деформированными и я решил заменить эти детали на металл. Для этого мне потребовалось снять все размеры и перенести их на бумагу. А затем перенести чертеж на жесть от банки. В принципе достаточно было только наметить основные точки и линии, а затем аккуратно вырезать по ним ножницами, а потом с помощью плоскогубцев придать им нужную форму. И проделать всё то же самое для второй детали. С помощью плоскогубцев я так же добавил следы деформации и вмятины. И тут меня понесло и я заодно сделал крышку выхлопной трубы из жести, а крепления из проволоки. Сам кожух я приклеил на пластик с помощью супер клея.

Следующая доработка, которую я сделал – это имитация сварного шва. Предварительно я смочил обрабатываемую поверхность густым клеем от Звезды. А затем, когда пластик размяк, выдавил шов острым плоским шпателем. Получилось не совсем так как планировал, но в целом результат меня устроил. Такой вариант нанесения сварных швов можно иногда применять.


Также я успел попробовать густой клей от Pacific88. По субъективным ощущениям, он немного жиже и менее агрессивен к пластику по сравнению с клеем от Звезды.

Старым лезвием от цангового ножа я сделал имитацию повреждения осколками на кожухе. И еще на кожухах я сделал имитацию болтовых крепежей. Для этого я использовал тонко вытянутый литник, из которого я нарезал шляпки болтов.

Инструкция от моделиста снова немного подвела. Я долго не мог понять, почему не могу найти нужные детали D7, D32, E20. Всё оказалось просто, эти детали имели другие номера: D12, D31, D20. Нашел я правильные номера в оригинальной инструкции от Academy.

Вот так у меня примерно получилось.

17.04.16.

Небольшое обновление стройки.

Пример брал с этой архивной фотографии, копировать все повреждения не пытался, а просто взял их за основу.

А так же изготовил из пивжести секции бортовых экранов:

Больше подробностей можно посмотреть в видео:

16.05.16

Собрал я башню, но еще не полностью.

Пока башня склеивалась я начал рисовать камуфляж на одной из фигурок. Затем решил померить фигурки после склеивания двух половинок башни. И выяснилось, что фигурки вообще не походят к этому танку. Либо их нужно ставить снаружи, либо я не знаю. Покопался в интернете и тоже не нашел фотографий этого набора именно с этими фигурками.
Чтобы они были расположены как-то более ли менее понятно. Поэтому с фигурками я этот танк уже делать не буду. Эти фигурки откладываются до лучших времен. Возможно их куда-нибудь отдельно пристрою, а может оставлю для экспериментов. Так что на данном этапе фигурки полностью выпали из этого проекта.

Сейчас расскажу по самой башне, что и как было. Сами две половинки совместились достаточно хорошо. Стыков практически здесь не было. Но единственное, что пришлось сильно стягивать после склеивания, чтобы оно хорошо состыковалось. Потому что без стягивания была щель 3-4 мм на стыке. Это первый минус по башне.

После того как склеились половинки я вклеил все люки. Проработал этот люк, но так как фигурок уже не предполагается, то скорее всего сделаю его закрытым.


На втором люке я внутреннюю детализацию даже не стал приклеивать. Потому что люк будет закрытым.

По доработкам на башне, что я сделал.
Первым делом я добавил сварной шов по верхней части. Попробовал его делать впервые из эпоксилина (эпоксилин момент). Честно говоря, мне не очень понравилось. Надо будет еще потом попробовать сделать немного по-другому. И, если что-то получится интересное, я скорее всего сниму про это отдельное видео.

Еще заменил стандартно пластиковые поручни на проволоку.

Следующая доработка – это задний ящик. Здесь я добавил повреждения от осколков, небольшие вмятины. Делал экспериментально, без особой привязки к образцу. Что получилось, то получилось. Возможно, потом еще что-нибудь доработаю. Пока это выглядит так.

Инструкция меня расстроила опять. Куда крепить пластиковые детали, на которые потом вешаются запасные траки, вообще не понятно. На самой башне разметок для приклеивания тоже нет. Тоже самое у нас с дымовыми шашками. Хотя в самой инструкции присутствуют пазы, куда это все устанавливается. Но на самом пластике это ничего не отлито. Пришлось изучать фотографии в интернете. Это еще один косяк по самой башне.

Сам ствол склеился достаточно хорошо. Особенно в верхней части. Сильной обработки не потребовалось, стыков практически не видно. А после грунтовки и покраски, я думаю, совсем этого будет не видно.

За второй заход сделано следующее.

Подвесил дымовые гранаты. Обварил сами крепления. Добавил имитацию проводки. В том числе и к самим гранатам.


Приклеил уже полностью орудие танка. Приклеил задний ящик. Больше ничего здесь не доделывал.

И приклеил крепления для запасных траков. Расположение нашел в интернете.

Но так как нижних креплений не было, пришлось их придумывать самому. Не получилось сделать так, как оно выглядело на самом деле. Но, так как задача сделать копийную машину не стоит, я сделал упрощенный вариант. Просверлил каждый трак, чтобы можно было вставить штырь.

Из модельного пластика (толщиной 0,3 мм) вырезал пластины.

И вставил из проволоки крюки, на которые подвешиваются траки.
Также попытался здесь сделать обварку, небольшую имитацию сварочного шва.


И аналогично с этой стороны. Только здесь пять траков.

В конце просто приклею их окончательно.

В конце нормальные фотографии, чтобы что было сделано:

29.05.16.

Заключительный этап сборки раннего Тигра.

Что я доделал, переделал.
Хоть я и думал в прошлый раз что работа по ней завершена, но выяснились некоторые детали. Первое, я добавил вот такие петли (ограничители) на держатели запасных траков.


Еще выяснилось, что на траках должны быть отверстия. Я поискал фотографии, действительно так и есть. Поэтому я рассверлил их, каждый запасной трак на башне и траки с лобовой брони.


Имитировал проводку фар, которая отсутствует в наборе. Сделал её с помощью проволоки и самоклеящейся фольги.


Еще я добавил небольшие крепления для детали сбоку танка. Делал по фотография реальной техники, хотя по инструкций он крепиться прямо на корпус. А далее согласно инструкции, я сделал крепление для запасных траков на лбу танка. Вклеил все люки, доклеил весь шанцевый инструмент:лопата, буксировочные тросы, трос для натяжения гусениц и остальное.

Сборка полностью завершена, танк готов к покраске.

Теперь что касается покраски. Покраска, как и анонсировалась, будет производиться красками Pacific88. И я выбрал камуфляжный вариант. Камуфляж я еще ни разу не наносил, поэтому будет вдвойне интереснее.

10.06.16

Пришло время покраски раннего Тигра.

Первым делом я покрыл грунтом, использовал грунт от Pacific88 – P10 красно-коричневый.

После высыхания грунтовки я перешел к нанесению базового цвета.

Смешал базовый цвет из F-11 “желтый песочный” и F-28 “защитный”. Для получения темно-желтого оттенка. Ориентировался на цвет XF-60 “dark yellow” от Tamiya. Визуально цвет получился похожим на тот, что я планировал. Итоговые пропорции: 5 частей F-11 и 2 части F-28. Для траков я хочу попробовать краску F-113 “ржавые траки”. А для бандажей катков попробую F-05 старые шины.

После покраски в базовый цвет Тигр выглядит так:

Пришло время наносить камуфляж.

Схему камуфляжа я показывал в ранее, когда определялся с прототипом. Но по ходу дела я решил делать другой вариант. С размытыми границами и без использования масок. Сразу оговорюсь, какой-либо исторической привязки к конкретной машине нет и камуфляж по большей части полет моей фантазии. Хотя за основу взят такой вариант:

Для этого камуфляжа мне потребуются три цвета. Это темно-желтый (база, которую я уже нанес), красно-коричневый и защитный.

Момент был волнительный, делал в первый раз. Поэтому сам не до конца был уверен, что что-нибудь получиться. Начал с нанесения зеленых полосок, а затем добавил красно-коричневые полоски.

Нюанс: при нанесении камуфляжа без масок лучше всего работать на низком давлении и аэрограф держать близко к модели.

Получилось как-то так:


На этом сегодня я закончу, а дальнейшие работы будут в следующий раз.

19.06.16.
И сегодня продолжение работы с ранним Тигром.

Проделал работу над ошибками. Местами было много оверспрея, который я поправил. Прошелся еще базовым цветом, чтобы добавить разграничение полос. Еще я припылил всю поверхность танка. Наносил базовый цвет с большого расстояния аэрографом. Чтобы приглушить пестрый камуфляж.

Далее нанес полуматовый лак V-04 от Pacific88 и подготовил танк к нанесению фильтра. Я наносил коричневый фильтр от Wilder NL-12. Фильтр от Wilder, как мне кажется, слишком концентрированный и я рекомендую его разбавлять уайт-спиритом перед применением. Для того чтобы фильтр не сильно перекрывал цвета на танке, а лишь слабо изменял его тон. Я разбавляю его примерно на треть.

Для нанесения потребуется плоская кисть средней жесткости. Фильтр поможет дополнительно сгладить цветовую гамму камуфляжа и выровнять общий тон. Как правило фильтр является первым этапом тонировки модели. Если эффект от нанесения фильтра за один проход вас не устраивает, то всегда можно нанести второй, третий (любое количество) слой фильтра. Также можно использовать разные цвета фильтров последовательно наносимые на модель.

Комбинированная фотография, чтобы увидеть результат работы над ошибками + уже нанес фильтр

Пока сох фильтр я занялся гусеницами. Для имитации потертости гусениц я использовал краску “сталь” M-03 от Pacific88, наносил методом сухой кисти. Фотографию забыл сделать, можно посмотреть в видео.

После фильтров я покрыл танк глянцевым лаком. Можно наносить декали и заодно шанцевый инструмент. После этого пройдусь еще раз глянцевым лаком поверх шанцевого инструмента и декалей. А потом можно будет переходить к смывке. Шанец покрасил в базовый цвет, он еще после масляных точек, смывок еще немного измениться и возможно я буду его корректировать.

Декали я буду наносить на вариант дивизии “дас райх” Курск 1943. Соответственно бортовые номера S13, маленькие кресты по бокам и взади, плюс эмблема дивизии в двух местах. Про декали хочу дополнить.Подложка у них достаточно толстая и немного серебриться после приклеивания. Надеюсь что после еще одного слоя лака будет лучше. Либо придется скрывать это последующими эффектами.

Покрыл еще раз глянцевым лаком V-01 от Pacific88. Прошелся по шанцевому инструменту и декалям. Декали стали выглядеть лучше, но все равно подложка еще виднеется.

Смывку использовал двух видов. Первая смывка NL-02 от Wilder. Ей в основном прошелся по тросам, по шанцевому инструменту и все. И самодельная смывка на основе масляных красок (черная и коричневая) на уайт-спирите. Ей я уже прошелся по всем остальным местам.

Пришло время финального этапа. По плану эффект масляных точек (weathering), затем сколы, подтеки и в самом конце пигменты.

Основная задача масляных точек – это показать воздействие природы на технику. Такие так выгорание краски, подтеки пыли и грязи, процесс выветривания. Для нанесения потребуются две кисти – круглая для нанесения точек и плоская для растушевывания. Для их растирания потребуется уайт-спирит (я использую Tikkurila 1050). Им же можно очищать кисть. На вертикальных поверхностях точки растушевываются сверху-вниз. На горизонтальных это желается круговыми движениями.

В ход пошли масляные краски от Wilder, пробовал в первый раз И еще обычные художественные масляные краски, те цвета, которых у меня нет от Wilder. На первый взгляд масло от Wilder очень жидкое и текущее, по сравнению с художественным маслом. Пока не знаю насколько это хорошо и ли плохо, но результатом я доволен. Эксперименты начал с одного из бортов, т.к. здесь минимум деталей.

Маслом Light Dust попробовал создать эффект легкого припыления. Базовый цвет еще больше приглушился, камуфляж выровнялся, появился эффект запыления. После высыхания масла эффект еще немного изменился.

Пришло время наносить сколы.

Сколы я наносил в два этапа, а точнее используя два цвета. Для подложки скола я использовал Pacific88 “желтый-песочны” F-11, а для верхнего слоя краску Pacific88 “сколы” F-129. Наносил с помощью тонкой кисти #1. Процесс долгий, кропотливый поэтому надо запасаться терпением и никуда не спешить. После того как первый слой сколов нанесен, нужно пройтись по тем же самым местам, примерно 90% мест, и нанести второй цвет сколов. Самое главное в сколах – это вовремя остановиться и не переборщить. Иначе это будет выглядеть не очень, здесь важна мера. Надеюсь, что я остановился вовремя 🙂

Ну вот, примерно таким образом выглядят сколы после нанесения второго слоя. Мне самому результат нравится.

Заключительный этап работы с танком.

Соответственно пигменты. Применялись пигменты от Wilder и самодельные пигменты из перетертых пастельных мелков.

Основной фронт работ был следующий: немного припылить сверху по корпусу и башне, немного загрязнить подвеску и катки. Еще слегка загрязнить спереди и сзади по низу корпуса. И конечно же надо добавить пигменты на гусеницы и запасные траки.

С виниловыми гусеницами пришлось повозиться, чтобы они приняли нужную форму. В области горловин топливных баков я добавил подтеки.

Результатом доволен. Краска Pacific88 не подвела.

Все подробности финального этапа в видео:

На этом работы по раннему Тигру от Моделиста завершена. А впереди много интересных новых строек и конечно же продолжение стройки .

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то