Под каким именем известен будда в китае. Карта распространения Буддизма. Художественная школа Гандхары

Буддизм появился в Китае при императоре Мим Ди династии Хань во времена усиления связей западных земель Китая со Средней Азией, откуда и появились первые буддийские монахи и буддийские книги. Он стал распространяться в форме хинаяны, но просуществовал недолго. Вторая волна распространения буддизма в Китае имела место в начале V в. уже в виде махаяны. Впоследствии разница между этими двумя течениями экспортируемой религии исчезла в результате "китаизации" буддизма, заключалась в проникновении в буддизм конфуцианских даосских идей и в практическом слиянии культов этих трех религий.

Уже в конце IV в. буддизм приобретает статус государственной религии, но без преимуществ перед другими религиями. И для буддизма, чтобы быстро распространить свое влияние, и этого было достаточно.

V-VI в. часто присматривает золотым веком буддизма в Китае. В IV-VI вв. буддийские монастыри активно расширяют свои землевладения, особенно на севере Китая. К VI в. там насчитывалось около 30 тыс. буддийских монастырей с 2 млн монахов. На юге Китая в УИ ст. было 2 846 монастырей с 82 700 монахами.

По политическим соображениям иногда буддизм ограничивался. Так, в 842-845 гг. По императорскими указами были закрыты 4 600 монастырей, разрушено 40 тисе буддийских храмов, расстриженного 260 тыс. Монахов.

Впрочем при первой же возможности он наверстывал упущенное. В частности, возрос авторитет буддизма во Время господства монгольской династии Юань. В 1221 количество буддийских монастырей и храмов составляла более 40 тыс. Из почти 500 тыс. Монахов.

Но наряду с буддизмом не сдавало своих позиций и конфуцианство. Император Чжу Юаньчжан, несмотря на то, что сам был буддийским монахом, ограничил политическое влияние буддизма и даосизма и объявил идеологической основой своего государства конфуцианство. Когда после переворота 1402 к власти пришло правительство Чжу Ди, снова было подчеркнуто, что большие законы управления государством были открыты Конфуцием и они не могут быть изменены.

Появление буддизма в Китае не.зустрила сопротивления со стороны конфуцианства и даосизма. Уверенность китайцев в том, что Поднебесная государство является центром Вселенной делала непоколебимыми их убеждение в том, что их религии, является найистиниши в мире. И они охотно шли на сближение с "варварами". Будда быстро был включен в даосский пантеон. Буддийских представлений о душе, потусторонний мир, рай и ад не хватало даосам. Относительно моральных принципов, то во всех трех религиях они были созвучны. Состоялся процесс взаимопроникновения пантеонов.

Буддизм в Китае почувствовал на себе уважение китайцев к своему благополучию. Нищета сальника стала призрачной. Великолепие и торжественность буддийского культа нашла понимания. Буддийские монастыри были не только религиозными центрами культуры, но и заботливыми хозяевами, с минным хозяйством с большим количеством рабов и зависимых крестьян. При этом это были не пришлые люди, а те же китайцы, только изменили веру, но отнюдь не потеряли своего национального менталитета. Поэтому в условиях уже существующей терпимости двух религий друг к другу проблемы отношений с третьей почти не возникало.

Если в области догматической при решении взаимоотношений еще приходилось встречаться с теми или иными проблемами, то в области практического религиозной жизни они исчезли сразу. Вскоре верующие, не очень хорошо разбираясь в богословских тонкостях, пришли к практическому отождествление всех трех религий. В любом храме можно было обращаться к любому бога с любым обращением. Причем конфуцианство брало на себя решение этических, социальных и политических проблем верующих, буддизм предлагал религиозную утешение, даосизм удовлетворял желаемое фантастически мифологическое объяснение мира. Это повышало религиозный сервис.

И все это не мешало буддизма продолжать свое внутреннее развитие. В буддизме шел процесс образования различных сект, ответвлений, школ, направлений, течений, находили важные для себя нюансы трактовки вероучений или культовых положений, которые отличали их от других, приводили к принципиальных разногласий, но вовсе не были поводом к религиозной борьбы, а спокойно воспринимались дискутируя сторонами, не мешая их мирному сосуществованию.

Среди многочисленных буддийских сект в Китае нашла признание секта Чань, учение которой распространил в Китае в VI в. индийский монах Бодхихарма.

Суть учения чань заключается в том, что для обращения к Богу нужен не разветвленный и развит культ, а соответствующий внутренний духовный стен человека.

Поиски религиозной истины, по этому учению, заключаются не в изобретении культовых хитростей, не в молитвах, заклинаниях и обрядах. Чань считает, что истину выразить человеческим языком невозможно, слово бессильно перед глубиной истины, интеллект не может проявить себя в словах, нужно внутреннее понимание без слов. Истина - в поисках внутреннего общения с божеством. Для этого необходимо внутренняя сосредоточенность, которая приведет к внезапного озарения. Такое сосредоточение получило название медитации, Дхиан. От этого санскритского слова и пошло китайское - чань.

Чань-буддизм оперирует канонам "хитрых" вопросов, которые ставят под сомнение возможность рационального мышления. Наш разум способен точно определить предметы и явления мира, а когда у него возникают затруднения в этом, то это его не несостоятельность, а признак того, что процесс познания еще не завершился.

Но канон, по мнению чань-буддистов, свидетельствует о несостоятельности ума. Тогда его заменит внезапное озарение дау, оно может быть выражено в словах, но без соответствующего смысла, потому что этот смысл понятен только самому озаренному. Если человек верит в такие построения, то остается пожелать ей успеха в жизни без ума, потому что это очень нелегко.

Чань-буддизм предлагает различные формы Дхиан, это уже дело культовой психотехники. Необходимым фактором успешной Дхиан чень-буддизм считает соблюдение высокой нравственности, гуманизма, ответственности перед обществом, усердного труда, стремление к миру и тому подобное. Это, безусловно, положительные черты чань-буддизма.

Чань-буддизм не осуждает практическую нерелигиозную деятельность, как это делают многие буддистских школ. Напротив, он пытается использовать достижения чаньськои психотехники для чисто практических действий человека, к его непосредственного существования в реальном мире. Это и теперь вызывает интерес к чань-буддизма (и его продолжению - японском дзена) как к средству решения современных практических дел.

В середине II в. н.э. через Центральную Азию и Шелковый путь начались контакты Китая с буддизмом. Монахи из купеческих семей Индии, Кашмира, Согдианы, Парфии, Хотана и Кучи, многие из которых были уроженцами Китая, начали переводить буддийские тексты с санскрита на китайский язык. Сначала это были тексты Хинаяны, однако вскоре были переведены также священные тексты Махаяны. В III-IV вв. Китай был раздроблен на различные княжества делившиеся на северные и южные. В южном Китае, где продолжала существовать более традиционная китайская культура, интерес к буддизму был чисто философским, сопровождавшимся множеством рассуждений, часто путающих учения Махаяны о пустоте или отсутствии воображаемых способов существования с местными идеями небытия. На севере, где правили по большей части династии, представлявшие народы некитайского происхождения, являвшиеся дальними предками тюрков, тибетцев, монголов и маньчжуров, основное внимание уделялось медитации, а также развитию и использованию экстрасенсорных и экстрафизических сил.

Поскольку переведенные тексты не были отобраны в соответствии с какой-либо системой, а термины часто заимствовались из конфуцианской традиции и только частично были эквивалентны переводимым терминам, было много путаницы относительно сущности учения Будды. Вследствие этого многие монахи совершали путешествия по Шелковому пути в Центральную Азию или по морю с целью привезти большее количество текстов и надеясь с их помощью устранить неясности; с этой же целью они посещали великие монастырские университеты. Так было собрано и привезено в Китай много текстов. При попытках сведения всех этих текстов воедино они столкнулись с серьезными проблемами. В Индии учения Махаяны не были еще достаточно унифицированы, и каждый паломник, приносивший с собой связку текстов, имел различный подбор материала, вследствие чего не было единого мнения о том, какие тексты считать важнейшими учениями Будды. Таким образом возникли различные школы китайского буддизма, отличающиеся друг от друга чаще всего тем, какой текст и какой метод из тех, которым учил Будда, признавался главным.

В Китай буддизм попал также морским путем с юга. Одним из величайших индийских учителей, прибывшим в Южный Китай, был Бодхидхарма. От мастера Бодхидхармы развился так называемый чань-буддизм. В этом учении особое внимание уделяется простому и естественному бытию в гармонии с природой и вселенной, что характерно также для китайской философии даосизма.

Буддизм всегда стремится приспособиться к той культуре, в которую он входит. В южном Китае также происходит адаптация буддийских техник. Там также учат, что существует "мгновенное" просветление. Это согласуется с конфуцианской идеей о том, что человек добродетелен по своей природе, и исходит из концепции, что каждый обладает природой будды. Чань-буддизм учит, что если человек сможет успокоить все свои "искусственные" (суетные) мысли, то он сможет преодолеть все свои заблуждения и препятствия в мгновение ока, и тогда немедленно наступит просветление. Это не соответствует индийской концепции о том, что развитие способностей идет в рамках постепенного длительного процесса создания положительного потенциала, развивая сострадание и так далее путем активной помощи другим людям.

В это время в Китае существовало огромное количество воюющих княжеств: в стране царил хаос. В течение длительного времени Бодхидхарма сосредоточенно размышлял о том, какие методы могут быть приемлемыми для того времени и для тех условий; он разработал то, что в последствии стало известно как боевые искусства, и начал Обучать этим искусствам.

В Индии не существовала традиция боевых искусств; что-либо подобное не развилось позднее ни в Тибете, ни в Монголии, куда буддизм проник из Индии. Будда учил о тонких энергиях тела и работе с ними. Поскольку разработанная для Китая система боевых искусств также имеет дело с тонкими энергиями тела, она согласуется с буддизмом. Однако в боевых искусствах энергии тела описываются с точки зрения принятого в Китае традиционного представления об этих энергиях, которое мы находим в даосизме.

Буддизму свойственно стремление развить этическую самодисциплину и способность к концентрации с тем, чтобы личность была в состоянии сосредоточиться на реальности, мудро проникая в суть вещей и преодолевая заблуждения; а также разрешить собственные проблемы и максимально помочь окружающим. Боевые искусства являются техникой, дающей возможность развить те качества личности, которые могут быть использованы для достижения той же самой цели.

В Китае и в Восточной Азии наиболее популярной буддийской школой является школа Чистой земли, которая особое внимание уделяет перерождению в Чистой земле Будды Амитабы. Там все способствует тому, чтобы быстрее стать Буддой и быть в состоянии скорее приносить пользу другим. Особое внимание в Индии всегда уделялось медитативным практикам концентрации с целью достижения этой же цели. В Китае учили, что все, что надо делать, это повторять имя Амитабы.

Вследствие суровых преследований буддизма в Китае в середине IX в. большинство имеющих философскую ориентацию школ заглохло. Основными сохранившимися формами буддизма были школа Чистой земли и чань-буддизм. В более позднее время буддизм смешался с конфуцианским культом почитания предков и даосскими практиками гадания с палочками.

Собственно китайская буддийская традиция существует в наше время в очень ограниченных масштабах в Китайской Народной Республике. Она наиболее распространена на Тайване, а практикуется в Гонконге, в заморских общинах китайцев на Сингапуре, в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Вьетнаме и на Филиппинах, а также в Соединенных Штатах и других странах, где осели китайцы…

Буддизм в Китае

Буддизм (Фо – таково китайское имя Будды) проник в Китай через Индию преимущественно в своей северной форме Махаяны. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложным и длительным. Понадобились многие века и серьезные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработать и ввести в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме, с его восприятием жизни как страдания и зла, противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения. Только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь многое позаимствовавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма.

Китайский дракон

Условия, при которых буддизм был перенесен из Индии в Китай, во многом невыяснены, как противоречивы и различные данные о времени, когда произошло это событие. Прибытие в Китай буддийских учителей при императоре Мин-ди в 65 г. н. э. является неоспоримым фактом. Однако весьма вероятно, что слухи о буддизме проникли в Китай и в более раннее время. Китайские летописи упоминают о появлении буддийского миссионера в 217 г. до н. э., а около 120 г. до н. э. некий китайский полководец, разбив на севере пустыни Гоби какие-то варварские племена вернулся, как гласит предание, с трофеями, среди которых находилось и золотое изваяние Будды. Но только в 65 г. н. э. император Мин-ди признал учение Будды одной из государственных религий своей обширной монархии. Может показаться очень странным, что правитель огромной страны, в которой существовали уже две государственные религии, неожиданно пригласил проповедников третьей поселиться в своем государстве. Это тем более странно, если иметь в виду, что император оставался верным конфуцианству.

Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III – VI вв. н. э.), с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью. В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря казались привлекательными. В III – IV вв. вокруг столичных центров Лояна и Сяньяня действовало около 180 буддийских монастырей и храмов, а к концу V в. в государстве Восточный Цзинь их было уже 1800 из 24 тыс. монахов.

Свободные от налогов и притеснений покровительствовавших им властей, буддийские монастыри притягивали к себе и разорившихся крестьян, и изгнанников, лишившихся своей земли, и богатых аристократов, искавших покоя и уединения. Буддизм становился силой, и многие императоры как южных (китайских), так и северных (некитайских, «варварских») династий искали его поддержки, а некоторые признавали его официальной государственной идеологией.

Набор ритуальных сосудов

Статуя Будды в Уси

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

6. 5. Буддизм Еще один вариант христианства – Буддизм на Востоке. Индия, Китай и

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Буддизм Самая древняя и загадочная религия Китая. Берет свое начало целых два тысячелетия назад. Буддизм является основополагающей религией государства. Он подразделяется на китайский и тибетский (ламаизм).Будда Шакьямуни несколько лет наблюдал за своим сознанием и

автора Теймс Ричард

Буддизм Традиция утверждает, что в 552 (либо в 538) году корейское государство Пэкче представило двору Ямато изображения Будды и коллекцию манускриптов, разъяснявших его учение. Вскоре после этого появились знатоки, сведущие в китайских классиках, медицине, музыке,

Из книги Япония: история страны автора Теймс Ричард

Буддизм Важность буддизмаИстория буддизма длиннее, чем история христианства, и это учение не менее сложно с точки зрения доктринальных диспутов и ответвлений. Как и христианство, буддизм оказал серьезное влияние на культуру и традиции своих приверженцев. Без некоторой

Из книги Китай: страницы прошлого автора Сидихменов Василий Яковлевич

Буддизм Одна из самых древних на земле религий, буддизм возник в Индии в VI в. до н. э. и получил широкое распространение в Китае, Монголии, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах. Буддизм - плод богатейшей человеческой фантазии, которая создала десятки миров,

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Бон и буддизм После этого Падма вместе с царем отправились к монастырю Самье, тому, что начал строить Шантиракшита, которому не суждено было закончить это дело. Как помнит внимательный читатель, приверженцы бон посылали на стройку своих злых духов, и за ночь те успевали

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

22. Буддизм В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама. После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь. Будда означает «просветленный». Спасение

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

3. Буддизм Буддизм, древнейшая из мировых религий, «был создан народом, отличающимся едва ли не от всех прочих неиссякаемым творчеством в области религии» (Бартольд).В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм – учение, основателем которого был Сиддхартха Гаутама

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Очерки по истории религии и атеизма автора Аветисьян Арсен Аветисьянович

автора Коллектив авторов

3.4.3. Буддизм Буддизм традиционно считается «мировой» религиозной системой, также как «христианство» и ислам. Середина I тысячелетия до н. э. - историческое время становления многих религиозных систем, которые впоследствии оказали решающее влияние на мировоззрение

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Чань-буддизм, дзэн-буддизм Следующим направлением буддизма является его китайская и японская разновидности - чань-буддизм и дзэн-буддизм соответственно. Основными отличиями чань-буддизма от других направлений специалисты называют четыре принципа:· Прозрение своей

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Оригинальное название буддизма - буддхадхарма (в переводе с санскрита - древнеиндийского языка - это означает «учение Будды»). Буддизм возник в в VI в. до н. э. и прошёл длительный путь развития, превратившись в одну из мировых религий.

Основатель учения царевич Сарвартхасиддха (санскр. «исполнивший чаяния всех»), сокращённо Сиддхартха , был сыном правителя государства на севере Индии со столицей в Капилавасту (ныне на территории Непала). Родовое имя Сиддхартхи - Гаутама (санскр. «потомок Готамы») происходит от его легендарного предка - мудреца Готамы. Принадлежность царевича к арийскому племени шакьев отражена в его нарицательном имени - Шакьямуни (санскр. «подвижник из Шакьев»). В 29летнем возрасте Сиддхартха покинул дом и посвятил себя поиску пути, который освободит мир от страданий.

Под титулом Будда (санскр. «пробуждённый», «просветлённый») Сиддхартха предстал после того, как обрёл освобождение от сансары - «колеса перерождений» (вера в многократные рождения характерна для буддизма, как и для большинства индийских религий) и стал носителем совершенно ясного сознания, полностью раскрыл свою природу. Состояние освобождения, которого достиг Будда, - нирвана (санскр. «угасание») - определяется в буддизме как полное отсутствие страданий и пробуждение в том смысле, что человеку открывается Высшая Истина и он освобождается от спячки, в которой пребывают все остальные существа (корень «буд» в слове «Будда» тот же, что и в русском «будить») .

Большинство учёных считают, что Будда Шакьямуни реальная личность. Сверяя данные канонических буддийских текстов (первые века до новой эры) и исторических хроник ШриЛанки (создавались в течение I тысячелетия н. э.) с датировкой событий в эдиктах царя Ашоки (III в. до н. э.), исследователи пришли к выводу, что Шакьямуни жил, скорее всего, между 560 и 480 гг. до н. э. и принадлежал к варне кшатриев.

Будда отрицал систему варн (термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества) . Он учил представителей всех социальных слоев и в своих проповедях говорил о проблемах общечеловеческих - страдании и способах его преодолеть. Страдание в буддизме выступает как синоним бытия. Суть буддизма выражена в «четырёх благородных истинах» : всякое существование есть страдание; у страдания есть причина; страдание может быть преодолено; существует путь преодоления этого страдания. Причиной страдания Будда считал неведение - оно толкает к совершению омрачённых поступков, ведущих к новым рождениям. «Преодоление» предполагает устранение неведения. Указываемый Буддой «восьмеричный благородный путь» и ведёт к достижению этого.

В Индии буддизм существовал с VI в. до н. э. по XIII в. н. э. в долине Ганга и примерно с III в. до н. э. по VII в. н. э. в долине Инда. К Х в. буддизм сохранялся главным образом в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к ХШ в. его влияние упало изза мусульманских завоеваний в одних частях страны и утверждения индуизма в остальных регионах Индии. Но религия распространилась в других странах.

В первоначальный период истории буддизма сформировались основные его направления и школы, появились тексты, ставшие затем каноническими, достигла расцвета монастырская учёность. Это был поистине золотой век буддизма .

Карта распространения Буддизма

Буддийская община

Будда впервые изложил своё учение в Оленьей роще близ города Бенареса (современный Варанаси) через семь недель после того, как достиг Пробуждения. С этой проповеди и началась учительская деятельность Шакьямуни, длившаяся 45 лет.

В сангхе - буддийской общине верующих, сложившейся к моменту ухода Будды из жизни, - состояло примерно 500 бауддха (санскр. «последователи Будды») . Они вместе с Буддой странствовали по Индии.

Подаяние собирали раз в сутки - до полудня. Максимальная величина его была определена объёмом патры - монашеской чаши. Санскритское слово «патра» происходит от глагола «пата» - «летать», «падать», «попасть», «достаться».

Одеянием для бауддха служила накидка из старой ткани, выкрашенной в жёлтый цвет. Будда выбрал этот цвет старых поношенных тканей в качестве знака добровольной скромности. По прошествии столетий жёлтый цвет превратился в один из сакральных символов буддизма .

Ничего, кроме патры и накидки, бауддха иметь не полагалось. Не нужны были и книги, поскольку учение при жизни Будды существовало только в виде его устных наставлений; последователи их запоминали. В сезон дождей (период муссонов в Индии с июня до сентября) община находила пристанище в рощах, в парках или загородных резиденциях покровителей. Такие приюты - вихара послужили прообразами будущих монастырей. В устав буддийских монастырей вошло правило уходить в сезон дождей в затворничество .

Покидая мир, Шакьямуни оставил во главе общины Махакашьяпу, тот - Ананду и т. д. Согласно традиции, преемственность буддийских учителей строго соблюдается до наших дней .

Расцвет Буддизма

Широкое распространение буддизма в Индии связано с возвышением царства Магадха (ныне территория Южного Бихара), что располагалось на плодородных землях в нижнем течении реки Ганга. Древнейшая столица Магадхи - Раджжриха (со временный Раджгир) уже в ранний период истории страны считалась одним из шести главных городов Индии. Пятый царь династии Сисунаги - Бимбисара (543-491 гг. до н. э.) за время своего царствования существенно упрочил положе ние страны, искусно при меняя как мирные способы (заключал браки с царевнами соседних стран), так и средства военного принуждения. Царь покровительствовал двум кшатрийским по происхождению учениям - джайниз му и буддизму. По джайнским легендам, Бимбисара был родственником Махавиры - основателя этой религии. В буддийских преданиях Бимбисара предстаёт прямым учеником Будды Шакьямуни и первым царём Магадхи, принявшим буддизм и сделавшим его государственной религией.

Ещё более усилилась Магадха при сыне Бимбисары - Аджаташатру (493-461 гг. до н. э.). Согласно цейлонским хроникам, Будда умер на восьмом году правления этого царя, в 486 г. до н. э.

Первый Буддийский собор

Согласно буддийской традиции, при Аджаташатру в Раджагрихе сразу после ухода Будды в нирвану состоялся Первый буддийский собор (V в. до н. э.). Около 500 последователей Учителя составили и утвердили свод дисциплинарных правил общины (Виная Питака) и свод высказываний Будды (Сутра Питака). Произошло первое оформление буддийской доктрины. Истинность двух сводов признали все монахи, за исключением одного - по имени Пурана. Так уже на первом соборе наметился раскол Сангхи.

Второй Буддийский собор

При правителях, последовавших за Аджаташатру, Магадха продолжала сохранять господствующее положение в регионе. Особый расцвет она переживает в правление Каласоки (393-365 гг. до н. э.). В этот период состоялся Второй буддийский собор (около 367 г. до н. э.). Небольшие сангхи существовали уже на значительной территории Индии. Между общинами и внутри них возникали споры по различным аспектам вероучения. Для разрешения их монахи и собрались в городе Вайшали. Однако на соборе произошел окончательный раскол . Цейлонская буддийская хроника «Махавамса» (пал. «Великая хроника») называет его причиной расхождения в дисциплинарных вопросах. Руководители общин объявили незаконными послабления, которые делались монахами Вайшали (речь, вероятно, шла и о допущении мирян в сангху). Монахи Вайшали (соглас но «Махавамсе», их насчитывалось 10 тыс.) вышли из сангхи и учреди ли собственную общину. Они назвали себя махасангхиками (санскр. «принадлежащие к великой общине»), подразумевая признание двух видов буддийской сангхи - монашеской и мирской. Не признавшие новшеств монахи составили другую школу - стхавиравада (санскр. «учение старейших»). Махасангхики были склонны более свободно тол ковать смысл высказываний Будды, в то время как стхавиравадины стремились сохранить в неприкосновенности первоначальные догматы.

Эдикты Ашоки

Высеченные по приказу царя Ашоки на скалах и каменных стелах в разных частях страны эдикты увековечили принципы его правления. Вот некоторые из них: «Не следует выхвалять свою религию, хуля остальные, но следует при всяком случае оказывать остальным религиям приличествующие (быть приличным) почести. Обряды религии дают очень богатые плоды: это именно отношение к рабам и слугам, уважение к родителям и учителям, кротость по отношению к живым существам, милостыня брахманам».

Буддизм при царе Ашоке

Распространение буддизма получило новый сильнейший импульс, когда последователем этой религии стал царь из династии Маурья (V-II вв. до н. э.) Ашока. По преданию, Ашока (273-232 гг. до н. э.) в начале своего царствования был необузданным и свирепым правителем. Яшас (по другим источникам, Упагупта), наделённый титулом высшей святости - архата (санскр. «достойный уважения») , обратил царя в буддизм и стал его наставником. Чтобы искупить прежние злодеяния, Ашока украсил землю множеством ступ, построил немало монастырей и культовых объектов. В это время значительно увеличилось число монахов и мирских последователей религии.

Основной чертой политики Ашоки в буддийский период его правления стала веротерпимость. Он даровал рощи и пещеры представителям различных религиозных традиций. При этом царь заботился о влиянии буддизма. Именно буддизм с его концепцией чакравартина - идеального правителя, воплощающе го совершенные светские и духовные добродетели, стал идеологической основой централизованного курса в многонациональной империи.

Цейлонская хроника «Махавамса» приписывает Ашоке созыв Третьего буддийского собора (253 г. до н. э.) в Паталипутре. К этому времени насчитывалось уже 18 буддийских школ: 10 вошли в стхавираваду 8 - в махасангхику. На Третьем соборе преобладали монахи стхавиравады, которые сумели убедить Ашоку в истинности своего понимания учения Будды. Все несогласные были изгнаны из сангхи. В Палийских хрони ках говорится, что сам царь, присутствовавший на соборе, исключил из общины 60 тыс. монахов .

На соборе решили направить буддийских миссионеров во все страны мира. Ланкийские хроники рассказывают о миссиях в Кашмир и Ганд хару (район Пешавара, Пакистан), в страну ионов (эллинское государство в Северной Индии), в районы Гималаев, в Суварнабхуми (западное побережье Индокитая), на Шри Ланку. Буддизм стал выходить за пределы Индии .

На пороге новой эры

После Ашоки династия Маурья быстро угасла. Её сменила династия Шунта, более расположенная к брах манам. Появление на северозападе Индии бактрийских (Греко-Бактрийское царство - эллинистическое государство) , и парфян бросило новый вызов буддийскому учению.

На пороге новой эры в буддизме появляется учение махаяна (санскр. «великая колесница») , развивавшее воззрения махасангхиков. Яркой отличительной чертой Махаяны стала концепция бодхисаттвы (в переводе с санскрита «бодхи» означает «пробуждение», «совершенная мудрость») - святого, вплотную подошедшего к тому, чтобы стать Буддой, но остающегося в мире ради спасения всех живых существ. Махаяна признала способность мирян заниматься религиозной практикой.

Несмотря на идейные разногласия и непрерывную полемику, монахи и сарвастивады (махаянисты стали называть это направление «хинаяна», что с санскрита переводится как «малая колесница») , и махаяны жили по единым правилам в одних и тех же или расположенных поблизости монастырях.

Буддизм в Кушанской империи

В 25 г. до н. э. племя кушанов под предводительством царя Кадфиза I вторглось в Пенджаб. Возникло могущественное индо-скифское государство , подчинившее весь регион от Афганистана до Пенджаба. Расцвета оно достиг ло при царе Канишке (середина I в. н. э.), который попытался сделать буддизм опорой своей власти.

Во времена Канишки в монастыре Джаланжара (Кашмир) состоялся Четвёртый буддийский собор. Его участниками стали 500 монахов, принадлежавших к различным школам, за исключением стхавиравади нов. Собор одобрил новую редакцию священных текстов и комментарии к ним. Каноны учения записали на медных листах, которые затем замуровали в специально построенной ступе.

Появление сводов с изложени ем основ учения Будды открыло новый этап в распространении буддизма. Теперь можно было переводить классическую буддийскую литературу на другие языки и, таким образом, изучать религию по первоисточникам.

Художественная школа Гандхары

В период кушанского владычества на территории Гандхары (древнее название области на северозападе Пакистана) появилась одна из наиболее замечательных художественных школ Индии. Она знаменовала собой важнейшую веху в раз витии буддийского искусства - впервые появилось изображение Будды в человеческом облике (антропоморфное). Ранее на протяжении столетий Будду представляли символы: священное дерево, трон, головной убор. Памятники, относящиеся к этой школе, прослеживаются до VII в., её традиции сказались на развитии всего средневекового буддийского искусства в Сред ней, Центральной и Восточной Азии.

Библиотека Наланды

Библиотека Наланды насчитывала многие тысячи рукописей и уже в VII в. стала одним из крупнейших книгохранилищ того времени, известным далеко за пределами Индии. Она регулярно пополнялась новыми манускриптами, при этом силами переписчиков, учителей и старших учеников велась систематическая работа по копированию древних памятников.

Наланда просуществовала до XII в. и сыграла большую роль в распространении буддизма и индийской культуры, как и другие буддийские монастырские школы высшего типа.

Монастыри университета

Буддийские монастыри появляются в Индии в последних веках до новой эры. К середине 1 тысячелетия н. э., на территории страны существовали уже тысячи буддийских монастырей. Первые приютывихары были местами созерцательного уединения. Монастыри более позднего типа - учебные. Среди них Наланда (близ Раджагрихи), Викрамашила (возможно, располагался в Магадхе) и Отантапури. Здесь трудились знаменитые учёные, поэты и писатели, философы, юристы, происходили религиознофилософские диспуты между представителями разных буддийских школ, а также между буддийскими учителями и последователями других религий. Кроме религиозного можно было получить общее образование и по разнообразным дисциплинам.

Наиболее знаменит был монастырь-университет Наланда. По сведениям китайского паломника Сюань Цзана, учившегося в Наланде, в 40х п. VII в. здесь обитали 10 тыс. человек, из которых 1500 составляли преподаватели.

Наланда той поры представляла собой укреплённый городок с множеством построек. Здесь были культовые сооружения, общежития для монахов и отдельно для мирян, около 300 небольших помещений для классных занятий и восемь обширных аудиторий для лекций и диспутов, а также три здания библиотеки, больница, бассейны для ежедневных омовений и ряд хозяйственных объектов.

Обучение, как и повсюду в Индии, было бесплатным. Учителя и учащиеся обеспечивались питанием, одеждой, жильём и медицинской помощью. К Наланде по царской милости были приписаны 100 (по другим сведениям, 200) деревень, доходы с которых шли на содержание монастыря. Через посредство царей Магадхи или других индийских правителей земельные пожалования Наланде делали даже правители заморских стран, таких, как Индонезия и Цейлон (ныне Шри Ланка). В распоряжении Наланды находились и собственные земли, на которых работали монахи и студенты миряне. Только на вспашке крестьяне заменяли монахов, чтобы избавить их от риска раздавить плугом земляных червей или насекомых и тем самым нарушить обет ахимсы (непричинение вреда живым существам).

В отличие от индуистских и му сульманских школ в буддийские «университеты» принимали независимо от национальной, кастовой и даже религиозной принадлежности.

Кроме грамматики и канонической буддийской литературы в На ланде изучали основные произведения ведийской и индуистской литературы, что указывало на научную широту и веротерпимость. Некоторые студенты, особенно из мирян, получив среднее образование, несколько лет спе циализировались в таких дисциплинах, как законоведение и судопроизводство, астрология, медицина. Учившиеся в Наланде пользовались особым уважением в научной среде и привилегией занимать должности учителей и государственных служащих.

Буддийская Тантра

В III-X вв. происходят важные перемены в религиозно-философской жизни Индии и в буддизме, и в индуизме появляются новые влиятельные течения - тантры (санскр. «основа ткани», «ткацкий станок») . Особый акцент тантра делала на созерцательные техники. Мантра (санскр. «инструмент мысли») - сакральная речевая формула стала одним из важнейших элементов тантрийской практики. Распространение буддизма за пределы Индии в VII-ХШ вв. происходило преимущественно в его тантрийской форме.

В середине I тысячелетия буддизм, практически исчезнув в Индии, получил широкое распространение за её пределами, где и произошло его окончательное становление в качестве мировой религии. Среди главных факторов произошедшего следует назвать три: милосердный, проникнутый состраданием, характер учения; философское богатство его доктрин и литературы; принцип терпимости к культурно-религиозным традициям тех стран, где буддизм принимали в качестве государственной религии .

С буддизмом знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в . По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян , столицу империи Поздняя Хань , в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь - Баймасы (Храм Белой лошади).

Среди школ религиозной практики наибольшим влиянием по сей день пользуется школа Цзинту («чистой земли»), декларирующая спасение верой в будду Амитабху, владыку буддийского рая - «чистой земли». В основе мировоззрения и практики этой школы лежала доктрина «думания о Будде» (нянь-фо), предполагавшая, что молитвы Амитабхе и даже одно произнесение его имени способны даровать перерождение в блаженном царстве «чистой земли».

Название другой распространённой школы буддийской практики - чань - восходит к санскр. «дхьяна», что значит созерцание, медитация. Последняя всегда занимала важное место в практике буддизма, но для приверженцев чань она превратилась в самоцель. Эта школа, основанная, по преданию, индийским проповедником Бодхидхармой (кит. Дамо) в сер. VI века , отвергла изучение сутр и всякий ритуал. Медитацию наставники чань трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие «истинной природы» человека в его эмпирич. существовании. В отличие от прочих буддийских школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно труд в коллективе. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала огромное влияние на китайское искусство.

В течение длительного. времени буддизм пользовался покровительством императорского двора, однако в император У-цзун стал инициатором суровых гонений на буддизм, целью которых был подрыв экономич. самостоятельности сангхи и сокращение её численности. В середине IX века позиции сангхи были подорваны в результате правительств, репрессий, и вскоре начинается её медленный, но неуклонный упадок. Буддийская традиция во многом утратила былую творческую энергию и свое особое место в общественной и культурной жизни. С одной стороны, сангха становится инструментом государственной политики, находящимся под строгим контролем властей: государственная администрация устанавливала квоты и даже экзамены для желавших принять монашеский постриг, прикрепляла монахов к определённому монастырю, а наиболее заслуженным из них жаловали особые знаки отличия: существовала сеть административных органов, осуществлявших надзор за монашеством. С другой стороны, буддизм почти слился с народной религией, а буддийские институты стали служить интересам отдельных социальных организаций и групп - влиятельным семействам, деревенским общинам, профессиональным объединениям и т. п. Все большее значение приобретает буддийская религиозная практика - «памятование о будде» (молитва, обращённая к будде Амитабха) и чаньское учение о «мгновенном просветлении».

С другой. стороны, на уровне народной религии буддизм вступает в активное взаимодействие с популярными верованиями, внеся значительный вклад в становление китайского религиозного синкретизма, а ряд персонажей буддийского пантеона (Амитофо-Амитабха; Гуаньинь - женская ипостась Авалокитешвары) превращаются в наиболее почитаемых в народе божеств. В позднее средневековье элементы буддийские учения включаются в мировоззренческие системы ряда религиозных сект (в особенности эсхатологические мотивы пришествия будды Милэфо - Майтреи).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то