Организация по вопросам образования науки и культуры. Организация объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры юнеско. II. Включение в повестку дня Генеральной конференции предложений, касающихся установления международных правил в какой-л

ЮНЕСКО была создана на учредительной конференции представителей 44 стран, состоявшейся в Лондоне с 1 по 16 ноября 1945 года (16 ноября был утвержден Устав ЮНЕСКО, который вступил в силу 4 ноября 1946 года).

Сегодня ЮНЕСКО объединяет 191 государство мира (СССР вступил в ЮНЕСКО в 1954 году, Россия как правопреемница продолжает членство с декабря 1991 года.) и 6 ассоциированных членов. Штаб-квартира организации находится в Париже. Рабочие языки - английский, французский, арабский, китайский, русский и испанский.

Главная цель ЮНЕСКО - содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.

В области образования основной задачей организации является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни". Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования.

Наиболее известными программами ЮНЕСКО в научной сфере являются такие как "Человек и биосфера", направленная на защиту окружающей среды; "Плавучий университет" (разработана на базе МГУ, направлена на исследования в области морской геологии и археологии); "Наука на службе развития".

В области информации деятельность ЮНЕСКО сосредоточена в рамках Международной программы развития коммуникаций, учрежденной на 21-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 году. В 2000 году в ЮНЕСКО началась реализация программы "Информация для всех", основной целью которой является развитие информационной политики, ориентированной на человека как конечного потребителя информации.

В области культуры основной задачей ЮНЕСКО является защита культурного наследия. В 1972 году на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, участниками которой в настоящее время являются 168 стран. Согласно документу был создан специальный комитет, задачей которого стало составление Списка объектов всемирного культурного и природного наследия, подлежащих охране. Список включает художественные, исторические и природные памятники. На июль 2005 года в Списке числились 788 объектов из 134 стран, включая Россию (22 объекта). Существует также Список объектов всемирной опасности, в который вошли исторические памятники Ирака, пострадавшие в ходе американской военной акции в этой стране.

Высшим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, созываемая раз в два года. На конференции принимаются основополагающие документы, определяются приоритеты на ближайшие 2 года, утверждается бюджет. Конференция также избирает Исполнительный совет и генерального директора. Исполнительный совет несет ответственность за выполнение программы, принятой на конференции, и собирается два раза в год.

Устав ЮНЕСКО определяет пост генерального директора "как высокого должностного чиновника - управляющего организацией, наделенного широкими правами и полнотой власти". Он готовит все заседания Генеральной конференции и Исполнительного совета, причем обладает правом инициатора, и принимает участие во всех заседаниях без права голоса. Генеральный директор избирается на 6-летний срок, мандат может быть продлен только один раз. С 14 ноября 1999 года этот пост занимает Коитиро Мацуура (Япония).

Бюджет ЮНЕСКО складывается из взносов государств-членов и утверждается Генеральной конференцией на два года.

Организация издает ежемесячный журнал "Курьер ЮНЕСКО" (на 35 языках), ежемесячный журнал "Хроника ЮНЕСКО", журналы и бюллетени по специальным вопросам, кроме того, публикует большое количество серийных изданий, монографий, справочников, статистических сборников и обзоров по различным вопросам науки, культуры и просвещения, а также библиографических указателей. Ежегодно публикуется каталог изданий ЮНЕСКО.

По материалам агентств ИТАР-ТАСС, РИА "Новости".

Устав Организации Объединенных Наций

Деятельность ЮНЕСКО

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) (англ. UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – специализированное учреждение ООН,

Основные цели, декларируемые организацией, – содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.

Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Существует также ряд сквозных тем, которые являются составной частью всех направлений. С 2008 г. одной из таких сквозных тем является гендерное равенство.

Организация была создана 16 ноября 1945 г. и её штаб-квартира располагается в Париже (Франция). В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, т.е. территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.

Правительства государств – участников настоящего Устава провозглашают от имени своих народов следующее:

мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира;

взаимное непонимание было на протяжении всей истории человечества причиной подозрительности и недоверия между народами, вследствие чего их разногласия слишком часто приводили к войне;

только что закончившаяся ужасная мировая война стала возможной вследствие отказа от демократических принципов уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей, а также вследствие насаждаемой на основе невежества и предрассудков доктрины неравенства людей и рас;

для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества;

мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества;



руководствуясь вышеуказанными соображениями и веря в необходимость предоставления всем людям полных и равных возможностей для получения образования, беспрепятственных исканий объективной истины и свободного обмена мыслями и знаниями, подписавшие настоящий Устав государства выразили твердую решимость развивать и расширять связи между своими народами в целях взаимного понимания и приобретения более точного и ясного представления о жизни друг друга.

Вследствие этого они создают настоящим актом Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры с целью постепенного достижения путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества, для чего и была учреждена Организация Объединенных Наций, как провозглашает ее Устав.

Цели и обязанности

1. Организация ставит себе задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

2. В этих целях Организация

a) способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств массовой информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем;

b) поощряет развитие народного образования и распространение культуры, сотрудничая с государствами – членами Организации по их просьбе в деле расширения просветительной деятельности, добиваясь сотрудничества между народами в целях постепенного осуществления идеала доступности образования для всех, независимо от расы, пола или каких-либо социально-экономических различий, предлагая методы образования, наиболее подходящие для воспитания в детях всего мира чувства ответственности свободного человека;

c) помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества – книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным странам заключение соответствующих международных конвенций, поощряя сотрудничество народов во всех областях умственной деятельности, международный обмен лицами, работающими в области образования, науки и культуры, а также обмен изданиями, произведениями искусства, лабораторным оборудованием и всякой полезной документацией, обеспечивая различными видами международного сотрудничества всем народам возможность ознакомления со всем, что публикуется в отдельных странах.

3. С тем чтобы обеспечить государствам – членам настоящей Организации независимость, неприкосновенность и сохранение своеобразия их культуры и систем образования, Организация отказывается от всякого вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию этих стран.

Членский состав

1. Прием в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры открыт для государств – членов Организации Объединенных Наций.

2. В соответствии с соглашением, заключенным между Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Организацией Объединенных Наций и одобренным согласно статье X настоящего Устава, государства, не состоящие членами ООН, могут быть, по предложению Исполнительного совета, приняты в Организацию ее Генеральной конференцией большинством в две трети голосов.

3. Территории или группы территорий, не несущие ответственности за ведение своих внешних сношений, могут быть приняты в члены-сотрудники Генеральной конференцией большинством в две трети присутствующих и принимающих участие в голосовании членов, если об этом приеме просит для каждой из данных территорий или группы территорий то государство-член или тот орган, которые ответственны за ведение их внешних сношений. Характер и объем прав и обязанностей членов-сотрудников устанавливаются Генеральной конференцией.

4. Осуществление прав и привилегий государства – члена настоящей Организации, права и привилегии которого в качестве члена Организации Объединенных Наций приостановлены, по требованию последней приостанавливается.

5. Государства – члены Организации автоматически выбывают из нее, если они исключены из Организации Объединенных Наций.

6. Государство-член или член – сотрудник Организации может выйти из ее состава после соответствующего о том уведомления Генерального директора. Это уведомление вступает в силу 31 декабря года, следующего за тем, в котором оно было сделано. Выход из состава Организации не снимает финансовых обязательств, лежащих на выбывающем государстве по отношению к Организации к моменту вступления в силу решения о его выходе. Уведомление о выходе члена-сотрудника из состава Организации делается от его имени правительством государства-члена или иным ответственным за ведение его внешних сношений органом.

7. Каждое государство-член имеет право назначать постоянного представителя при ЮНЕСКО.

8. Постоянный представитель государства-члена вручает свои верительные грамоты Генеральному директору Организации и официально приступает к выполнению своих обязанностей с даты вручения верительных грамот.

Статья III

Органами Организации являются: Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат.

Генеральная конференция

1. Генеральная конференция состоит из представителей государств – членов Организации. Правительство каждого государства-члена назначает не более пяти представителей, выбираемых в консультации с национальной комиссией, если она существует, или с образовательными, научными и культурными учреждениями.

B. Функции

2. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности Организации. Она выносит решения относительно программ, направленных ей Исполнительным советом.

3. Генеральная конференция созывает, в случае необходимости и согласно утвержденным ею правилам, международные конференции государств по вопросам, касающимся образования, естественных и гуманитарных наук и распространения знаний; неправительственные конференции по тем же вопросам могут созываться Генеральной конференцией или Исполнительным советом согласно утвержденным Генеральной конференцией правилам.

4. Высказываясь за принятие проектов, предлагаемых государствам-членам, Генеральная конференция должна делать различие между рекомендациями государствам-членам и международными конвенциями, которые должны быть ратифицированы государствами-членами. В первом случае достаточно простого большинства голосов; во втором - необходимо большинство в две трети.

Каждое из государств – членов вносит эти рекомендации или конвенции на рассмотрение своих компетентных органов в течение года со дня закрытия той сессии Генеральной конференции, на которой они были приняты.

5. В соответствии с пунктом 6c) статьи V Генеральная конференция дает свои заключения Организации Объединенных Наций по интересующим данную Организацию вопросам образования, науки и культуры согласно процедуре и срокам, которые будут установлены компетентными органами обеих организаций.

6. Генеральная конференция получает и рассматривает представляемые Организации государствами-членами доклады о выполнении рекомендаций и конвенций, о которых идет речь выше в пункте 4, или, в случае принятия Конференцией такого решения, резюме этих докладов.

7. Генеральная конференция избирает членов Исполнительного совета; по рекомендации Исполнительного совета она назначает Генерального директора.

8. a) Каждое государство-член имеет один голос на Генеральной конференции. Решения принимаются простым большинством голосов, за исключением тех случаев, когда положения настоящего Устава или Правил процедуры Генеральной конференции требуют большинства в две трети. Под большинством надлежит понимать большинство присутствующих и принимающих участие в голосовании.

b) Государство – член Организации не имеет права участвовать в голосованиях Генеральной конференции, если сумма его задолженности по взносам превышает сумму взносов, причитающихся с него за текущий и за предшествующий календарные годы.

c) Генеральная конференция может, однако, разрешить такому государству – члену Организации участвовать в голосовании, если она признает, что неуплата произошла по не зависящим от него обстоятельствам.

D. Процедура

9. a) Генеральная конференция собирается на очередные сессии раз в два года. Она может собраться на внеочередную сессию по своему решению, по решению Исполнительного совета или по требованию не менее одной трети государств-членов.

b) Конференция устанавливает на каждой сессии место созыва следующей очередной сессии. Место созыва внеочередной сессии устанавливается Генеральной конференцией, если инициатива созыва исходит от нее, или, во всех остальных случаях, Исполнительным советом.

10. Генеральная конференция утверждает свои Правила процедуры. Она избирает на каждой сессии Председателя и других членов Президиума.

11. Генеральная конференция учреждает специальные и технические комиссии и другие вспомогательные органы, необходимые для выполнения ее задач.

12. В соответствии с Правилами процедуры Генеральная конференция должна принять надлежащие меры к тому, чтобы заседания проходили в условиях широкой гласности.

E. Наблюдатели

13. По рекомендации Исполнительного совета в соответствии со своими Правилами процедуры Генеральная конференция может по решению, принятому большинством в две трети голосов, приглашать в качестве наблюдателей на определенные сессии Конференции или ее комиссий представителей международных организаций, в частности указанных в пункте 4 статьи XI.

14. Если Исполнительный совет предоставил таким международным неправительственным и полуправительственным организациям консультативный статус в соответствии с положениями пункта 4 статьи XI, эти организации приглашаются направлять своих наблюдателей на сессии Генеральной конференции и ее комиссий.

Исполнительный совет

1. а) Исполнительный совет состоит из пятидесяти восьми государств-членов, которые избираются Генеральной конференцией. Председатель Генеральной конференции по должности участвует с правом совещательного голоса в заседаниях Исполнительного совета.

b) Государства-члены, избранные в Исполнительный совет, ниже именуются "члены" Исполнительного совета.

2. а) Каждый член Исполнительного совета назначает одного представителя. Он может также назначать заместителей представителя.

b) При выборе своего представителя в Исполнительный совет член Исполнительного совета стремится назначить на эту должность лицо, компетентное в одной или нескольких областях компетенции ЮНЕСКО и обладающее опытом и качествами, необходимыми для выполнения административных и исполнительных функций Совета. Учитывая важность преемственности, каждый представитель назначается на срок полномочий избранного члена Исполнительного совета, кроме случаев, когда исключительные обстоятельства требуют его замены. Заместители, назначаемые каждым членом Исполнительного совета, выступают в отсутствие представителя во всех его качествах.

3. При избрании членов в Исполнительный совет Генеральная конференция учитывает разнообразие культур и справедливое географическое распределение.

4. а) Члены Исполнительного совета осуществляют свои обязанности с момента окончания сессии Генеральной конференции, на которой они были избраны, до конца второй следующей за ней очередной сессии Генеральной конференции. Генеральная конференция на каждой из своих очередных сессий проводит выборы такого числа членов, Исполнительного совета, которое необходимо для замещения мест, освобождающихся к концу сессии.

b) Члены Исполнительного совета могут быть переизбраны. Переизбранные на новый срок члены Исполнительного совета стараются заменить своих представителей в Совете.

5. В случае выхода из Организации члена Исполнительного совета его срок полномочий заканчивается на дату вступления в силу его выхода.

B. Функции

6. a) Исполнительный совет подготавливает повестку дня Генеральной конференции. Он рассматривает программу работы Организации и относящиеся бюджетные сметы, представляемые ему Генеральным директором согласно пункту 3 статьи VI, и представляет их Генеральной конференции со всеми рекомендациями, которые он сочтет уместными.

b) Исполнительный совет, действуя в соответствии с полномочиями Генеральной конференции, несет перед ней ответственность за выполнение принятой ею программы. Согласно решениям Генеральной конференции и учитывая обстоятельства, которые могут возникнуть в период между очередными сессиями, Исполнительный совет принимает все необходимые меры для эффективного и рационального выполнения программы Генеральным директором.

c) В период между двумя очередными сессиями Генеральной конференции Совет может выполнять консультативные функции при Организации Объединенных Наций, предусмотренные в пункте 5 статьи IV.В, при условии, что вопрос, по которому запрашивается заключение, уже рассмотрен в принципе Конференцией или когда решение вопроса вытекает из постановлений Конференции.

7. Исполнительный совет представляет Генеральной конференции рекомендации относительно приема в Организацию новых членов.

8. В соответствии с решениями Генеральной конференции Исполнительный совет утверждает свои правила процедуры. Он избирает должностных лиц из состава своих членов.

9. Исполнительный совет собирается на очередные сессии по крайней мере четыре раза в ходе двухлетнего периода. Председатель может созвать его на внеочередную сессию по своей инициативе или по требованию шести членов Исполнительного совета.

10. Председатель Исполнительного совета представляет от имени Совета каждой очередной сессии Генеральной конференции доклады о деятельности Организации со своими замечаниями или без них, подготовленные Генеральным директором в соответствии с положениями статьи VI 3b.

11. Исполнительный совет принимает все необходимые меры для консультации с представителями международных организаций или компетентными лицами, которые занимаются вопросами, входящими в круг деятельности Совета.

12. В период между сессиями Генеральной конференции Исполнительный совет может запрашивать консультативные заключения Международного Суда по юридическим вопросам, возникающим в рамках деятельности Организации.

13. Исполнительный совет осуществляет также полномочия, предоставляемые ему Генеральной конференцией, от имени всей Конференции.

Секретариат

1. Секретариат состоит из Генерального директора и признанного необходимым персонала.

2. Генеральный директор назначается Генеральной конференцией по представлении Исполнительным советом кандидата на четырехлетний срок на условиях, одобренных Конференцией. Генеральный директор может быть назначен на второй четырехлетний срок, по истечении которого он не подлежит новому назначению. Генеральный директор является главным должностным лицом Организации.

3. a) Генеральный директор или назначенное им замещающее его лицо принимает без права голоса участие во всех заседаниях Генеральной конференции, Исполнительного совета и комиссий Организации. Он формулирует предложения относительно мер, которые должны быть приняты Конференцией и Советом, и подготавливает для представления Совету проект программы работы Организации с относящимися к нему бюджетными сметами.

b) Генеральный директор подготавливает и рассылает государствам-членам и Исполнительному совету периодические доклады о деятельности Организации. Генеральная конференция определяет, какие именно периоды деятельности должны охватывать эти доклады.

4. Персонал Секретариата назначается Генеральным директором согласно Положению о персонале, утвержденному Генеральной конференцией. Персонал набирается на возможно более широкой географической основе, но в первую очередь к нему предъявляются самые высокие требования в отношении добросовестности, работоспособности и профессиональной компетентности.

5. Обязанности Генерального директора и персонала носят исключительно международный характер. При исполнении своих обязанностей они не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или от учреждения, не имеющего отношения к Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц. Каждое государство - член Организации обязуется уважать международный характер функций Генерального директора и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей.

6. Ни одно из положений этой статьи не препятствует заключению Организацией в рамках Организации Объединенных Наций специальных соглашений о создании совместных служб и о наборе общего персонала, а также об обмене персоналом.

Статья VII

Национальные сотрудничающие органы

1. Каждое государство – член Организации принимает соответствующие его конкретным условиям меры по вовлечению в деятельность Организации своих центральных учреждений, занимающихся вопросами образования, науки и культуры, предпочтительно путем создания национальной комиссии, в которой будут представлены правительство и упомянутые учреждения.

2. В тех странах, где существуют национальные комиссии или национальные сотрудничающие органы, они выполняют консультативные функции при делегации своей страны на Генеральной конференции, при представителе своей страны в Исполнительном совете и при его заместителях, а также при своем правительстве по всем проблемам, касающимся Организации, и играют роль органа связи по всем интересующим ее вопросам.

3. По просьбе государства-члена Организация может командировать в национальную комиссию данной страны временно или на постоянной основе сотрудника Секретариата для совместной работы с этой комиссией.

Статья VIII

Представление докладов государствами-членами

Каждое государство-член представляет Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и его деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций, упомянутых в пункте 4 статьи IV.

1. Организация ведает своим бюджетом.

2. Генеральная конференция утверждает в окончательном виде бюджет и определяет долю финансового участия каждого государства-члена при условии соблюдения положений, которые могут быть установлены в соответствующем соглашении, заключенном с Организацией Объединенных Наций согласно статье X настоящего Устава.

3. Генеральный директор может принимать добровольные взносы, пожертвования, завещанное имущество и субсидии от правительств, общественных и частных учреждений, организаций и частных лиц на условиях, определенных в Положении о финансах.

Взаимоотношения с Организацией Объединенных Наций

Организация должна в возможно короткий срок связаться с Организацией Объединенных Наций в качестве одного из специализированных учреждений, предусмотренных в статье 57 Устава Организации Объединенных Наций. Их взаимоотношения будут установлены через соглашение с Организацией Объединенных Наций в соответствии с положением статьи 63 ее Устава. Это соглашение будет представлено на утверждение Генеральной конференции настоящей Организации. Оно обеспечит действенное сотрудничество обеих организаций в достижении общих целей. В то же время оно признает автономный характер настоящей Организации в области ее специальной компетенции, определяемой в настоящем Уставе. Это соглашение может, в частности, предусматривать утверждение и финансирование Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций бюджета настоящей Организации.

Взаимоотношения с другими специализированными международными организациями и учреждениями

1. Организация может сотрудничать с другими специализированными межправительственными органами и учреждениями, задачи и деятельность которых соответствуют ее целям. Для этого Генеральный директор с разрешения Исполнительного совета может вступить в эффективные рабочие отношения с указанными организациями и учреждениями и создавать смешанные комиссии, необходимые для обеспечения успешного сотрудничества. Каждое соглашение, заключенное с этими специализированными организациями или учреждениями, представляется на утверждение Исполнительному совету.

2. В тех случаях, когда Генеральная конференция и компетентные органы любых других преследующих аналогичные цели специализированных межправительственных организаций или учреждений сочтут желательным передать настоящей Организации средства или функции указанных организаций или учреждений, Генеральный директор может заключать при условии одобрения их Конференцией взаимоприемлемые соглашения.

3. Организация может по соглашению с другими межправительственными организациями принимать надлежащие меры для обеспечения на началах взаимности представительства на заседаниях.

4. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры может принимать надлежащие меры для организации консультаций и обеспечения сотрудничества с международными неправительственными организациями, занимающимися вопросами, входящими в круг ее ведения, а также возлагать на них конкретные поручения. Это сотрудничество может также осуществляться путем участия представителей указанных организаций в работе консультативных комитетов, созданных Генеральной конференцией.

Статья XII

Правовой статус Организации

Положения статей 104 и 105 Устава Организации Объединенных Наций относительно ее правового статуса, привилегий и иммунитетов равным образом применяются к настоящей Организации.

Статья XIII

Поправки

1. Проекты поправок к настоящему Уставу вступают в силу в случае принятия их Генеральной конференцией большинством в две трети голосов; при этом поправки, влекущие за собой коренные изменения задач Организации или налагающие новые обязательства на ее членов, прежде чем вступить в силу, должны быть приняты двумя третями государств-членов. Текст проектов поправок сообщается Генеральным директором государствам-членам по крайней мере за шесть месяцев до того, как они выносятся на рассмотрение Генеральной конференции.

2. Генеральная конференция устанавливает большинством в две трети голосов порядок проведения в жизнь положений настоящей статьи.

Статья XIV

Толкование

1. Английский и французский тексты настоящего Устава имеют одинаковую силу.

2. Все вопросы и споры, касающиеся толкования настоящего Устава, передаются на разрешение либо Международному Суду, либо третейскому суду в зависимости от решения, принятого Генеральной конференцией согласно ее Правилам процедуры.

Вступление в силу

1. Настоящий Устав подлежит принятию государствами-членами. Акты о принятии передаются на хранение правительству Соединенного Королевства.

2. Настоящий Устав сдается на хранение в архив правительства Соединенного Королевства, где он остается открытым для подписания. Подписание может иметь место до или после передачи на хранение актов о принятии. Принятие действительно лишь в том случае, если ему предшествовало или за ним последовало подписание. Однако вышедшему из Организации государству для того, чтобы вновь стать ее членом, достаточно сдать на хранение новый акт о принятии.

3. Настоящий Устав вступает в силу после его принятия двадцатью подписавшими его государствами. Последующие акты о принятии вступают в силу немедленно.

4. Правительство Соединенного Королевства уведомляет всех членов Организации Объединенных Наций, а также Генерального директора о получении всех актов о принятии и о дате вступления в силу настоящего Устава согласно предыдущему пункту.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, подписали настоящий Устав на английском и французском языках, причем оба текста являются равно аутентичными.

Совершено в Лондоне 16 ноября 1945 г. в одном экземпляре на английском и французском языках. Надлежащим образом заверенные копии будут препровождены правительством Соединенного Королевства правительствам всех государств – членов Организации Объединенных Наций.

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО

Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ООНВОНК/ЮНЕСКО) United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO) была создана 16 ноября 1945 года. Действует с 4 ноября 1946 года после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. Её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции

В состав организации входит 67 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Членами ЮНЕСКО являются 194 стран – все члены ООН, исключая Лихтенштейн плюс Острова Кука и Ниуэ. Ассоциированными членами являются Аруба, Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Макао, Нидерландские Антильские Острова, Токелау

Основные задачи:

содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры;

обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. решение проблемы дискриминации в области образования и неграмотности;

изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы;

проведение перспективных исследований форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в завтрашнем мире; продвижение, передача и обмен знаниями; подготовка и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций

Основные направления деятельности представлены в пяти программных секторах: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация

Структура ЮНЕСКО: В составе ЮНЕСКО имеются три органа.

Генеральная Конференция государств-членов, которая является высшим руководящим органом ЮНЕСКО, собирается, как правило, на свои сессии раз в два года. Следуя принципу, что каждое государство-член обладает одним голосом, Генеральная конференция утверждает Программу и бюджет Организации

Исполнительный Совет насчитывает в своем составе 58 представителей государств-членов; он собирается на свои сессии, как правило, два раза в год. Выступая в качестве административного органа, он осуществляет подготовку работы Генеральной конференции и несет ответственность за эффективное осуществление решений Конференции

Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира.

Что такое юнеско?

ЮНЕСКО является учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и стремится к установлению мира посредством международного сотрудничества в этих областях. Программы ЮНЕСКО способствуют достижению Целей устойчивого развития, определённых в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.

наше видение

Политических и экономических соглашений между правительствами недостаточно для обеспечения прочной и искренней поддержки стремлений народов. Прочный мир должен строиться на основе диалога и взаимопонимания, а также на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества.

В этом контексте ЮНЕСКО разрабатывает образовательные инструменты для формирования граждан будущего, свободных от ненависти и нетерпимости. ЮНЕСКО предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок и гражданин имели доступ к качественному образованию. Содействуя сохранению культурного наследия и защищая равное достоинство всех культур, ЮНЕСКО укрепляет связи между ними. ЮНЕСКО помогает разрабатывать научно-исследовательскую политику в качестве движущей силы развития и сотрудничества. ЮНЕСКО защищает свободу выражения мнений как фундаментальное право и необходимое условие демократии и развития. ЮНЕСКО выступает в качестве лаборатории идей, устанавливает международные стандарты и осуществляет программы сотрудничества, способствующие свободному обмену идеями и знаниями.

Это видение мира родилось после Второй мировой войны, движимой расистской и антисемитской идеологией. Более семидесяти лет спустя мандат ЮНЕСКО остается как никогда актуальным в мире, где культурное разнообразие подвергается нападениям и страдает от новых форм нетерпимости, научные знания ставятся под сомнение, а свобода выражения мнений находится в опасности. В ответ, ЮНЕСКО должна продолжать свою гуманитарную деятельность в области образования, науки и культуры.

ключевые факты: подборка историй успеха юнеско

стратегические документы

ЮНЕСКО призвана играть уникальную роль в укреплении основ прочного мира и равноправного и устойчивого развития. Развитие сотрудничества в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации имеет стратегически важное значение во времена, когда общества во всем мире сталкиваются с растущим давлением перемен, а международное сообщество - с новыми проблемами.

история юнеско

В 1942 году, в разгар Второй мировой войны правительства европейских стран, борющихся с нацистской Германией и её союзниками, собрались в Великобритании на объединённую Конференцию министров образования (КМОС). Война была далека от завершения, но страны уже беспокоит вопрос о восстановлении систем образования с наступлением мира. В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. Всё новые государства, в том числе Соединенные Штаты Америки, изъявляют желание участвовать в этой работе. По предложению КМОС, в Лондоне, сразу по окончании войны с 1 по 16 ноября 1945 г. проходит Конференция ООН по созданию Организации по вопросам образования и культуры (ЕКО/КОНФ), в работе которой принимают участие представители 44 государств. Делегаты принимают решение создать организацию, призванную установить подлинную культуру мира. По их замыслу, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, препятствовать развязыванию новой мировой войны.

штаб-квартира юнеско

3 ноября 1958 года в Париже на площади Фонтенуа состоялось торжественное открытие главного здания штаб-квартиры ЮНЕСКО. Здание, по форме напоминающее латинскую букву Y, проектировали три архитектора из разных стран, а его строительство велось под руководством международного комитета. Комплекс в форме трехконечной звезды возведен на 72 бетонных колоннах. Он известен всему миру не только тем, что здесь размещается ЮНЕСКО, но и благодаря своим архитектурным достоинствам.

Комплекс дополняют три других здания. В первом, получившем название «аккордеон», находится большой овальный зал с плиссированным медным потолком. Здесь проходят пленарные заседания Генеральной конференции. Второе здание сооружено в форме куба. И, наконец, в третьем на глубине двух подземных уровней находятся шесть открытых внутренних двориков, в которые выходят окна расположенных по периметру служебных кабинетов. Эти здания открыты для посещения и хранят большое число уникальных произведений искусства.

С самого начала строительства здания на площади Фонтенуа ЮНЕСКО заказала известным художникам произведения искусства, часть которых, помимо декоративно-художественного назначения, символизировала бы мир, укрепление и сохранение которого ЮНЕСКО ставит своей задачей. Со временем были приобретены и другие произведения искусства. Ряд работ был передан в дар Организации государствами-членами. Произведения Пикассо, Базена, Миро, Тапиеса, Корбузье и многих других известных и неизвестных художников нашли свое место в этом универсальном музее, отражающем многообразие художественного творчества во всем мире.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то