История анатомии таблица. Как зарождалась анатомия. Исторические этапы развития анатомии

История исследования человеческого организма, т. е. история постепенного накопления знаний о строении человеческого тела, а также о деятельности и назначении отдельных частей тела, возникла в давние времена, когда первобытные люди начали замечать то, что им являла сама природа и их повседневная жизнь. Но о том, когда именно это началось, мы не знаем, так же как мы не знаем, когда были открыты полезные свойства огня, когда появился топор и нож, когда человек впервые соединил два круглых куска дерева так, что они превратились в колеса, могущие двигаться, и стали важнейшей частью повозки.

Изучение человеческого организма началось, вероятно, в тот момент, когда один из обитателей земли был ранен заостренным сучком или острым камнем или же подвергся нападению зверя и ткань груди или живота его была повреждена. Зияющая рана обнажила странные образования, скрытые под кожей. Открылась возможность увидеть вздрагивающее сердце, кровь, стекающую на землю, - а с истечением ее иссякала и сама жизнь, - печень, двигающиеся петли кишечника. Все это первобытные люди сравнивали с тем, что они видели у животного, убитого на охоте или заколотого в жертву божеству. Одновременно с этими первыми сведениями о строении человеческого тела, о его анатомии возникло представление о назначении тех или иных органов, о функциях отдельных частей тела. Но лишь в редких случаях эти представления могли быть правильными: суеверие и фантазия, боязнь демонов и очень рано установившийся запрет расчленять тело мертвого человека стояли на пути к познанию. Однако первый шаг был сделан и началось медленное, очень медленное накопление наблюдений. Это было зарождение науки и исследования, свет которых в конце концов проник и в те уголки жизни, где до того царили лишь самые туманные и путаные представления.

Между позавчерашним днем глубокой тьмы и вчерашним днем, когда пробудился дух человека, лежат тысячелетия, бесчисленные и не поддающиеся подсчету периоды времени.

Каким образом у древних народов сложилось цельное представление о строении человеческого тела и его функциях, сказать трудно, так как у народов, разделенных морями, горами и реками, были весьма различные взгляды и знания, а имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства этого, разумеется, весьма немногочисленны. Общей же для большинства народов и эпох была боязнь расчленять человеческое тело, производить «вскрытие». Это почти везде и всегда запрещалось законами. Во многих странах господствовала вера в то, что человек должен предстать перед богом таким, каким он был при жизни, дабы оправдаться или ожидать новой жизни и возврата на землю, - ничего не должно было отсутствовать. Это убеждение, а отсюда и запрет расчленения тела мы находим уже у древних китайцев (если начать с них), которые очень долго играли огромную роль в духовном развитии человечества. Только очень поздно, в конце IV века, в Китае губернатор одной из провинций решил передать врачам трупы сорока обезглавленных человек, разрешив их вскрыть в интересах науки.

В соответствии с существовавшим положением анатомия и физиология, т. е. науки о строении тела и его функциях, долгое время были только нагромождением произвольных предположений. Чтобы вникнуть в мир этих фантастических нагромождений, нужно вспомнить воззрения древних китайцев, которые говорили, что тело имеет пять главных внутренностей - сердце, легкие, почки, печень и селезенку - и пять других, подсобных внутренностей - желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник, мочеточник и желчный пузырь. Но и такие взгляды были собственно, уже весьма прогрессивными, так как, несомненно, в течение тысячелетий им предшествовали еще более искаженные представления. И, конечно, такого рода «анатомия» все в какой-то мере связывала с системой созвездий, с элементами, временами года, симпатией и антипатией.

Мнение о том, что сердце является центром жизни, отстаивали уже древние китайцы. Наибольшее впечатление на людей всегда производило сердце, когда они видели его вздрагивание и биение у еще живого зверя. Сердце, говорили они, первая из внутренностей; мать сердца - печень, а сыновья сердца - желудок и селезенка (эти два органа считались чем-то единым). Поэтому другом сердца считалась печень, а врагом - почка. Сердце - подчинено огню, его время года - лето, время дня - полуденные часы, сторона света - юг. Его цвет - красный, вкус - горький. Оно похоже на полураспустившийся цветок водяной лилии, расположено под легкими и опирается на один из позвонков. В сердце содержится тонкий сок, оно имеет семь отверстий и три щели. Задача сердца -принимать пищеварительный сок, перерабатывать его и превращать в кровь. Таковы были анатомо-физиологические представления о сердце в древнем Китае, которые еще очень долгое время преподавались и изучались.

Про печень думали, что она служит обиталищем души, что от нее исходят все великие и благородные идеи. 3 желчном пузыре находится мужество; поэтому, вкусив желчь сильных зверей и казненных преступников, можно приобрести мужество и силу. Учили, что различные органы связаны между собой каналами, в которых циркулирует жизненный воздух, кровь и оба начала - мужское и женское. Эта система каналов - плод чистой фантазии - отнюдь не идентична артериальной и венозной системам и совсем не соответствует системе кровообращения, которая была открыта значительно позднее.

У древних индийцев представления о человеческом теле также были весьма путаными, хотя они и имели возможность получить более близкие к истине данные, так как в Индии отсутствовал запрет вскрывать мертвых. Правда, труп можно было вскрыть лишь при определенных условиях - только труп человека не слишком старого, лишенного каких-либо уродств и увечий, не страдавшего никакой продолжительной болезнью и не погибшего от отравления, короче говоря, труп, который обещал дать нормальную анатомическую картину. Он должен был вначале пролежать семь дней в ручье, затем с него с помощью коры стиралась кожа до тех пор, пока не обнажались и становились удобными для обозрения находящиеся под ней органы. Результатом таких исследований было, однако, не учение о строении тела, а весьма курьезная анатомическая статистика. Древние индийцы полагали, что человек состоит из семи оболочек, трехсот костей, трех жидкостей, девятисот связок и девяноста жил, начинающихся у ногтей. Древнейшие изображения в знаменитых пещерных храмах в Эллоре, Элефанте и Аджунте также свидетельствуют о том, что у индийцев не было никакого представления о мышцах человеческого тела.

Примерно то же можно сказать об их познаниях в области физиологии. Самыми важными считались три элемента- воздух, желчь и слизь. Воздух находится под пупком, желчь - между пупком и сердцем, сверх этого - слизь. Но тело содержит еще кое-что, чего хотя и не видно, но наличие чего подсказывает разум, - это «эфир», разновидность прасубстанции мира, из которой образуется свет, вода и земля одно за другим. И еще един орган имеется в человеческом теле, который содержит все вместе, все основные вещества и сверх того эфир, - это глаз, чудесное образование, содержащее внутри себя огонь.

Но Египет для нас важнее, чем Индия, - там все было удивительно и иначе, чем везде. С изумлением останавливаемся мы ныне перед свидетельствами этой древней культуры - перед памятниками архитектуры, пирамидами, обелисками и другими чудесами зодчества Верхнего Египта. Открытые исследователями древности позволяют нам познать иной, неведомый мир. С тех пор, как удалось расшифровать иероглифы, люди узнали много чрезвычайно интересного о духовной жизни египтян. Эта система письменности, состоящая из трех тысяч знаков и изображений, была непроницаемой тайной до 1799 г., когда один французский инженер обнаружил близ Розетты камень, на котором рядом с иероглифами был выгравирован текст на греческом языке.

Так в руках людей нашей эры оказался ключ, открывший человечеству после упорных исканий доступ в таинственные глубины истории.

Расшифровка иероглифов дала возможность проникнуть в культуру древнего Египта, в устройство этого государства, в основу учреждений которого был положен принцип кастовости. Над всеми стояла каста жрецов, строго следившая за соблюдением законов религии и за тем, чтобы многочисленные боги получали от жителей страны то, что им, по мнению хранителей храмов, полагалось. Некоторые животные считались священными, например, бык, собака, кошка. Каждый умерший становился святым. Египтяне веровали в переселение душ, подобно тому как и индийцы: после смерти человека его душа странствует по телам всех животных, населяющих землю, воздух и море, и через три тысячи лет снова возвращается в тело человека, чтобы вновь служить богам.

В течение столетий в древнем Египте тела умерших бальзамировались, вскрывалось несчетное количество трупов для изъятия внутренностей и головного мозга, препятствовавших бальзамированию. Несмотря на это, древние египтяне почти ничего не знали об анатомии, если не считать анатомии костей. А ее они знали, вероятно, потому, что постоянно наталкивались на кости людей, павших жертвами пустыни, солнца, трудностей путешествий.

Трупы для бальзамирования вскрывали таким образом, что через один разрез удаляли все органы брюшной и грудной полости: конечно, заметить при этом их расположение, топографию было невозможно. Как видно по мумиям, разрез производили с левой стороны нижней части живота. Вынутые через него внутренности хранили отдельно во избежание быстрого разложения. Бальзамировали, вероятно, только трупы богатых, так как было три разряда бальзамирования, значительно отличавшихся по способу выполнения, цене и, очевидно, по продолжительности действия.

При самом дорогом способе головной мозг удаляли через носовые отверстия так, что не было необходимости делать отверстие в черепе. Сердце часто оставляли в груди - ведь оно на том свете тоже должно было явиться высшему судье, чтобы дать показания об умершем. Однажды у одной мумии вместо сердца был найден камень; возможно, что сам умерший перед лицом смерти почувствовал угрызения совести и, осознав свое жестокосердие, распорядился сделать такую замену.

Из найденных и расшифрованных папирусов, так много рассказывающих нам о египтянах, особенно показателен для интересующей нас области «папирус Эберса» - из него видно, насколько неверны были представления египтян о человеческом теле. Например, сердце они рассматривали не только как центральный орган, из которого выходят крупные кровеносные сосуды, но и как орган, через который проходит кровь, слизь, вода, воздух и даже моча. Деятельность сердца, его биение в груди явно производили на египтян необычайное впечатление. Даже центр мышления они переносили в сердце, в то время как другие восточные народы уже понимали значение головного мозга. По мнению египтян, сосуды из сердца выходят обязательно парами: пара к груди, пара к ногам, пара ко лбу и по паре к другим частям тела. В одном папирусе указывается, что этих сосудов восемнадцать, в другом - сорок. Египтяне делили тело человека на четыре части: к одной части относились голова, затылок и шея, к другой - плечи и руки, к третьей - торс, к четвертой - ноги.

О функциях органов они не знали ничего, кроме того что можно было наблюдать извне. Проникнуть внутрь они не пытались. Они видели, что есть вдыхаемый воздух - «живой воздух» и выдыхаемый - «мертвый воздух». Видели, что все пропитано жидкостью - каждый орган, каждая частица тела, состоявшая, по мнению египтян, из мяса и костей, из «жил для воздуха» и «жил для жидкости». Артерии, по их мнению, проводили воздух, вены - кровь; ведь при вскрытии трупов артерии были пусты и кровь обнаруживалась только в венах, Кроме того, они знали и о. наличии третьей, твердой системы трубок - нервов. Таким образом, все три известные естественной науке египтян стихии - газообразная, жидкая и твердая - были представлены в строении тела. Это наводило их на мысль отождествлять естественную науку с живым человеческим телом.

Таковы представления той эпохи, от которой до нас дошли знаменитые пергаменты, т. е. эпохи египетского среднего царства, примерно за две тысячи лет до нашей эры, о человеческом организме.

Вавилонской медицине уже известно кое-что о строении человеческого тела. Однако сведения эти служили не медицине, а нужны были для прорицаний, для предсказания судеб и событий. Особое внимание уделялось деформациям, врожденным уродствам. Девяносто таких деформаций были описаны и признаны фатальными. Имелись сведения о внутренностях овцы как жертвенного животного. Для прорицаний в первую очередь пользовались печенью овцы. Найдено сделанное из глины подобие овечьей печени. Поверхность ее разделена на пятьдесят квадратов, и на каждом из них показаны возможные изменения и их значение.

Сведения о медицине древних евреев можно найти в библии, талмуде и других писаниях. В них много наставлений, касающихся гигиены, но о строении тела к его органов там сказано немного. Известно, что однажды было предпринято нечто вроде вскрытия с целью определить число костей человека. Для того чтобы отделить мясо от костей, труп сварили. Это был труп женщины, казненной за проступки в области морали. Насчитали 248 костей, из чего можно заключить, что казненная была еще очень молода. Не сросшиеся еще части костей, что характерно для скелета молодых людей, явно были приняты за отдельные кости.

Похожие материалы:

Анатомия и физиология

Учебник

ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека относится к числу биологических дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки педагогов, спортсменов, врачей и медицинских сестер.
Анатомия - это наука, которая изучает форму и строение организма в связи с его функциями, развитием и под воздействием окружающей среды.
Физиология - наука о закономерностях процессов жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей и клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий и состояния организма.
Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Их достижения постоянно оказывают влияние на практическую медицину. Невозможно проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомии и физиологии человека. Поэтому прежде чем изучать клинические дисциплины, изучают анатомию и физиологию. Эти предметы составляют фундамент медицинского образования и вообще медицинской науки.
Строение тела человека по системам изучает систематическая (нормальная) анатомия.
Строение тела человека по областям с учетом положения органов и их взаимоотношения между собой, со скелетом изучает топографическая анатомия.
Пластическая анатомия рассматривает внешние формы и пропорции тела человека, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; возрастная анатомия - строение тела человека в зависимости от возраста.
Патологическая анатомия изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.
Совокупность физиологических знаний делят на ряд отдельных, но взаимосвязанных направлений - общую, специальную (или частную) и прикладную физиологию.
Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, общие закономерности реагирования организма (раздражение, возбуждение, торможение) и его структур на воздействие среды.
Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей (мышечной, нервной и др.), органов (печени, почек, сердца и др.), закономерности объединения их в системы (системы дыхания, пищеварения, кровообращения).
Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта).
Физиологию условно принято разделять на нормальную и патологическую. Первая изучает закономерности жизнедеятельности здорового организма, механизмы адаптации функций на воздействие разных факторов и устойчивость организма. Патологическая физиология рассматривает изменения функций больного организма, выясняет общие закономерности появления и развития патологических процессов в организме, а также механизмы выздоровления и реабилитации.



Краткая история развития анатомии и физиологии

Развитие и формирование представлений об анатомии и физиологии начинаются с глубокой древности.
Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.
Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.
Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427-347 до н. э.) и Аристотель (384-322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.
Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 - ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.
Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 - ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки.
Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией.
Авторитет Галена был очень большой. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.
Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980-1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Книги Авиценны были переведены на латинский язык и переиздавались более 30 раз.
Начиная с XVI-XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии.
Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514-1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (Базель, 1543). В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Исследования Везалия и выход в свет его книг способствовали развитию анатомии. В дальнейшем его ученики и последователи в XVI-XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523-1562) - фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510-1574) - евстахиева труба; М. Мальпиги (1628- 1694) - мальпигиевы тельца в селезенке и почках.
Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511-1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516-1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги.
Кроме того, У. Гарвей ввел в практику научных исследований вивисекцию, что позволяло наблюдать работу органов животного при помощи разрезов тканей. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных.
Одновременно с открытием У. Гарвея вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591-1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки.
На протяжении XVII-XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже - сравнительная и топографическая анатомия, антропология.
Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809-1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства.
Клеточная теория Т. Шванна (1810-1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.
К наиболее значительным достижениям XVII-XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748-1820). Достижения физики и химии позволили применять в анатомии и физиологии более точные методы исследований.
В XVIII-XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711-1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724-1796) - автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка.
Профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735-1802) читал лекции по анатомии и издал книгу «Слово о сложениях тела человеческого и способах, как оные предохранять от болезней», где высказал мысль об общности происхождения животных и человека.
В 1783 г. Я. М. Амбодик-Максимович (1744-1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1788 г. А. М. Шумлян-ский (1748-1795) в своей книге описал капсулу почечного клубочка и мочевые канальцы.
Значительное место в развитии анатомии принадлежит Е. О. Мухину (1766-1850), который на протяжении многих лет преподавал анатомию, написал учебное пособие «Курс анатомии».
Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810-1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Автор таких известных книг, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела» и «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Свои исследования он обобщил в книге «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания. .
П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа.
Вопросам эмбриологии были посвящены работы известных российских ученых К. Ф. Вольфа, К. М. Бэра и X. И. Пандера.
В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872-1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)идругие.
Формированию физиологии как самостоятельной науки вXX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов.
И. М. Сеченов (1829-1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления - сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. После издания в 1863 г. работы И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в физиологические основы введено понятие психической деятельности. Таким образом, был сформирован новый взгляд на единство физических и психических основ человека.
На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849-1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. Одновременно с этим И. П. Павлов изучал и физиологию пищеварения. Разработав и применив на практике ряд специальных хирургических методик, он создал новую физиологию пищеварения. Изучая динамику пищеварения, показал ее способность приспосабливаться к возбудительной секреции при употреблении различной пищи. Его книга «Лекции о работе главных пищеварительных желез» стала руководством для физиологов всего мира. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Результаты многолетних исследований И. П. Павлова явились основой для создания учения о высшей нервной деятельности, в соответствии с которым она осуществляется высшими отделами нервной системы и регулирует взаимоотношения организма с окружающей средой.
Значительный вклад в развитие анатомии и физиологии внесли и ученые Беларуси. Открытие в 1775 г. в Гродно медицинской академии, которую возглавил профессор анатомии Ж. Э. Жилибер (1741-1814), способствовало преподаванию анатомии и других медицинских дисциплин в Беларуси. При академии были созданы анатомический театр и музей, библиотека, в которой находилось много книг по медицине.
Значительный вклад в развитие физиологии внес уроженец Гродно Август Бекю (1769-1824) - первый профессор самостоятельной кафедры физиологии Виленского университета.
М. Гомолицкий (1791-1861), который родился в Слонимском уезде, с 1819 по 1827 г. возглавлял кафедру физиологии Виленского университета. Он широко проводил эксперименты на животных, занимался проблемами переливания крови. Его докторская диссертация была посвящена экспериментальному изучению физиологии.
С. Б. Юндзилл, уроженец Лидского уезда, профессор кафедры естественных наук Виленского университета, продолжал начатые Ж. Э. Жилибером исследования, издал учебник по физиологии. С. Б. Юндзилл считал, что жизнь организмов находится в постоянном движении и связи с внешней средой, «без которых невозможно существование самих организмов». Тем самым он приблизился к положению об эволюционном развитиии живой природы.
Я. О. Цибульский (1854-1919) впервые выделил в 1893- 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.
Развитие анатомической науки в Беларуси тесно связано с открытием в 1921 г. медицинского факультета в Белорусском государственном университете. Основателем белорусской школы анатомов является профессор С. И. Лебед-кин, который возглавлял кафедру анатомии Минского медицинского института с 1922 по 1934 г. Главным направлением его исследований были изучение теоретических основ анатомии, определение взаимоотношений между формой и функцией, а также выяснение филогенетического развития органов человека. Свои исследования он обобщил в монографии «Биогенетический закон и теория рекапитуляции», изданной в Минске в 1936 г. Вопросам развития периферической нервной системы и реиннервации внутренних органов посвящены исследования известного ученого Д. М. Голуба, академика АН БССР, который возглавлял кафедру анатомии МГМИ с 1934 по 1975 г. За цикл фундаментальных работ по развитию вегетативной нервной системы и реиннервации внутренних органов Д. М. Голубу в 1973 г. присуждена Государственная премия СССР.
Последние два десятилетия плодотворно разрабатывает идеи С. И. Лебедкина и Д. М. Голуба профессор П. И. Лобко. Основной научной проблемой коллектива, который он возглавляет, является изучение теоретических аспектов и закономерностей развития вегетативных узлов, стволов и сплетений в эмбриогенезе человека и животных. Установлен ряд общих закономерностей формирования узлового компонента вегетативных нервных сплетений, экстра- и интраорганных нервных узлов и др. За учебное пособие «Вегетативная нервная система» (атлас) (1988) П. И. Лоб-ко, С. Д. Денисову и П. Г. Пивченко в 1994 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.
Целенаправленные исследования по физиологии человека связаны с созданием в 1921 г. соответствующей кафедры в Белорусском государственном университете и в 1930 г. в МГМИ. Здесь изучались вопросы кровообращения, нервные механизмы регуляции функций сердечно-сосудистой системы (И. А. Ветохин), вопросы физиологии и патологии сердца (Г. М. Прусс и др.), компенсаторные механизмы в деятельности сердечно-сосудистой системы (А. Ю. Броновицкий, А. А. Кривчик), кибернетические методы регуляции кровообращения в норме и патологии (Г. И. Сидоренко), функции инсулярного аппарата (Г. Г. Гацко).
Систематические физиологические исследования развернулись в 1953 г. в Институте физиологии АНБССР, где было взято оригинальное направление на изучение вегетативной нервной системы.
Значительный вклад в развитие физиологии на Беларуси внес академик И. А. Булыгин. Свои исследования он посвятил изучению спинного и головного мозга, вегетативной нервной системы. За монографии «Исследования закономерностей и механизмов интерорецептивных рефлексов» (1959), «Афферентные пути интерорецептивных рефлексов» (1966), «Цепные и канальцевые нейрогуморальные механизмы висцеральных рефлекторных реакций» (1970) И. А. Булыгину в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР, а за цикл работ, опубликованных в 1964-1976 гг. «Новые принципы организации вегетативных ганглиев», в 1978 г. Государственная премия СССР.
Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.
Физиология XX в. характеризуется значительными достижениями в области раскрытия деятельности органов, систем, организма в целом. Особенностью современной физиологии является глубокий аналитический подход к исследованиям мембранных, клеточных процессов, описанию биофизических аспектов возбуждения и торможения. Знания о количественных взаимоотношениях между различными процессами дают возможность осуществить их математическое моделирование, выяснить те или иные нарушения в живом организме.

Методы исследований

Для изучения строения тела человека и его функций пользуются различными методами исследований. Для изучения морфологических особенностей человека выделяют две группы методов. Первая группа применяется для изучения строения организма человека на трупном материале, а вторая - на живом человеке.
В первую группу входят:
1) метод рассечения с помощью простых инструментов (скальпель, пинцет, пила и др.) - позволяет изучать. строение и топографию органов;
2) метод вымачивания трупов в воде или в специальной жидкости продолжительное время для выделения скелета, отдельных костей для изучения их строения;
3) метод распиливания замороженных трупов - разработан Н. И. Пироговым, позволяет изучать взаимоотношения органов в отдельно взятой части тела;
4) метод коррозии - применяется для изучения кровеносных сосудов и других трубчатых образований во внутренних органах путем заполнения их полостей затвердевающими веществами (жидкий металл, пластмассы), а затем разрушением тканей органов при помощи сильных кислот и щелочей, после чего остается слепок от налитых образований;
5) инъекционный метод - заключается в введении в органы, имеющие полости, красящих веществ с последующим осветлением паренхимы органов глицерином, метиловым спиртом и др. Широко применяется для исследования кровеносной и лимфатической систем, бронхов, легких и др.;
6) микроскопический метод - используют для изучения структуры органов при помощи приборов, дающих увеличенное изображение.

Ко второй группе относятся:
1) рентгенологический метод и его модификации (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография, лимфография, рентгенокимография и др.) - позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни;
2) соматоскопический (визуальный осмотр) метод изучения тела человека и его частей - используют для определения формы грудной клетки, степени развития отдельных групп мышц, искривления позвоночника, конституции тела и др.;
3) антропометрический метод - изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и др.;
4) эндоскопический метод - дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости сердца и сосудов, мочеполовой аппарат.
В современной анатомии используются новые методы исследования, такие как компьютерная томография, ультразвуковая эхолокация, стереофотограмметрия, ядерно-магнитный резонанс и др.
В свою очередь из анатомии выделились гистология - учение о тканях и цитология - наука о строении и функции клетки.
Для исследования физиологических процессов обычно использовали экспериментальные методы.
На ранних этапах развития физиологии применялся метод экстирпации (удаления) органа или его части с последующим наблюдением и регистрацией полученных показателей.
Фистульный метод основан на введении в полый орган (желудок, желчный пузырь, кишечник) металлической или пластмассовой трубки и закреплении ее на коже. При помощи этого метода определяют секреторную функцию органов.
Метод катетеризации применяется для изучения и регистрации процессов, которые происходят в протоках экзокринных желез, в кровеносных сосудах, сердце. При помощи тонких синтетических трубок - катетеров - вводят различные лекарственные средства.
Метод денервации основан на перерезании нервных волокон, иннервирующих орган, с целью установить зависимость функции органа от воздействия нервной системы. Для возбуждения деятельности органа используют электрический или химический вид раздражения.
В последние десятилетия широкое применение в физиологических исследованиях нашли инструментальные методы (электрокардиография, электроэнцефалография, регистрация активности нервной системы путем вживления макро- и микроэлементов и др.).
В зависимости от формы проведения физиологический эксперимент делится на острый, хронический и в условиях изолированного органа.
Острый эксперимент предназначен для проведения искусственной изоляции органов и тканей, стимуляции различных нервов, регистрации электрических потенциалов, введения лекарств и др.
Хронический эксперимент применяется в виде целенаправленных хирургических операций (наложение фистул, нервнососудистых анастомозов, пересадка разных органов, вживление электродов и др.).
Функцию органа можно изучать не только в целом организме, но и изолировано от него. В таком случае органу создают все необходимые условия для его жизнедеятельности, в том числе подачу питательных растворов в сосуды изолированного органа (метод перфузии).
Применение компьютерной техники в проведении физиологического эксперимента значительно изменило его технику, способы регистрации процессов и обработку полученных результатов.

Клетки и ткани

Человеческий организм – слагаемое элементов, которые слаженно действуют, чтобы эффективно выполнять все жизненные функции.


Клетки

Клетка - это структурно-функциональная единица живого организма, способная к делению и обмену с окружающей средой. Она осуществляет передачу генетической информации путем самовоспроизведения.
Клетки очень разнообразны по строению, функции, форме, размерам (рис. 1). Последние колеблются от 5 до 200 мкм. Самыми крупными в организме человека являются яйцеклетка и нервная клетка, а самыми маленькими - лимфоциты крови. По форме клетки бывают шаровидные, веретеновидные, плоские, кубические, призматические и др. Некоторые клетки вместе с отростками достигают длины до 1,5 м и более (например, нейроны).

Рис. 1. Формы клеток:
1 - нервная; 2 - эпителиальная; 3 - соединительнотканная; 4 - гладкая мышечная; 5- эритроцит; 6- сперматозоид; 7-яйцеклетка

Каждая клетка имеет сложное строение и представляет собой систему биополимеров, содержит ядро, цитоплазму и находящиеся в ней органеллы (рис. 2). От внешней среды клетка отграничивается клеточной оболочкой - плазмалеммой (толщина 9-10 мм), которая осуществляет транспорт необходимых веществ в клетку, и наоборот, взаимодействует с соседними клетками и межклеточным веществом. Внутри клетки находится ядро, в котором происходит синтез белка, оно хранит генетическую информацию в виде ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота). Ядро может иметь округлую или овоидную форму, но в плоских клетках оно несколько сплющенное, а в лейкоцитах палочковидное или бобовидное. В эритроцитах и тромбоцитах оно отсутствует. Сверху ядро покрыто ядерной оболочкой, которая представлена внешней и внутренней мембраной. В ядре находится нуклеоплазма, которая представляет собой гелеобразное вещество и содержит хроматин и ядрышко.

Рис. 2. Схема ультрамикроскопического строения клетки
(по М. Р. Сапину, Г. Л. Билич, 1989):
1 - цитолемма (плазматическая мембрана); 2 - пиноцитозные пузырьки; 3 - центросома (клеточный центр, цитоцентр); 4 - гиалоплазма; 5 - эндоплазматическая сеть (а - мембраны эндоплазматической сети, б - рибосомы); 6- ядро; 7- связь перинуклеарного пространства с полостями эндоплазматической сети; 8 - ядерные поры; 9 - ядрышко; 10 - внутриклеточный сетчатый аппарат (комплекс Гольджи); 11- секреторные вакуоли; 12- митохондрии; 13 - лизосомы; 14-три последовательные стадии фагоцитоза; 15 - связь клеточной оболочки (цитолеммы) с мембранами эндоплазматической сети

Ядро окружает цитоплазма, в состав которой входят ги-алоплазма, органеллы и включения.
Гиалоплазма - это основное вещество цитоплазмы, она участвует в обменных процессах клетки, содержит белки, полисахариды, нуклеиновую кислоту и др.
Постоянные части клетки, которые имеют определенную структуру и выполняют биохимические функции, называются органеллами. К ним относятся клеточный центр, митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическая (цитоплазматическая) сеть.
Клеточный центр обычно находится около ядра или комплекса Гольджи, состоит из двух плотных образований - центриолей, которые входят в состав веретена движущейся клетки и образуют реснички и жгутики.
Митохондрии имеют форму зерен, нитей, палочек, формируются из двух мембран - внутренней и внешней. Длина митохондрии колеблется от 1 до 15 мкм, диаметр - от 0,2 до 1,0 мкм. Внутренняя мембрана образует складки (кри-сты), в которых располагаются ферменты. В митохондриях происходят расщепление глюкозы, аминокислот, окислении жирных кислот, образование АТФ (аденозинтрифосфорнай кислота) - основного энергетического материала.
Комплекс Гольджи (внутриклеточный сетчатый аппарат) имеет вид пузырьков, пластинок, трубочек, расположенных вокруг ядра. Его функция состоит в транспорте веществ, химической их обработке и выведении за пределы клетки продуктов ее жизнедеятельности.
Эндоплазматическая (цитоплазматическая) сеть формируется из агранулярной (гладкой) и гранулярной (зернистой) сети. Агранулярная Эндоплазматическая сеть образуется преимущественно мелкими цистернами и трубочками диаметром 50-100 нм, которые участвуют в обмене липидов и полисахаридов. Гранулярная Эндоплазматическая сеть состоит из пластинок, трубочек, цистерн, к стенкам которых прилегают мелкие образования - рибосомы, синтезирующие белки.
Цитоплазма также имеет постоянные скопления отдельных веществ, которые называются включениями цитоплазмы и имеют белковую, жировую и пигментную природу.
Клетка как часть многоклеточного организма выполняет основные функции: усвоение поступающих веществ и расщепление их с образованием энергии, необходимой для поддержания жизнедеятельности организма. Клетки обладают также раздражимостью (двигательные реакции) и способны размножаться делением. Деление клеток бывает непрямое (митоз) и редукционное (мейоз).
Митоз - самая распространенная форма клеточного деления. Он состоит из нескольких этапов - профазы, метафазы, анафазы и телофазы. Простое (или прямое) деление клеток - амитоз - встречается редко, в тех случаях, когда клетка делится на равные или неравные части. Мейоз - форма ядерного деления, при котором количество хромосом в оплодотворенной клетке уменьшается вдвое и наблюдается перестройка генного аппарата клетки. Период от одного деления клетки к другому называется ее жизненным циклом.

Ткани

Клетка входит в состав ткани, из которой состоит организм человека и животных.
Ткань - это система клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функций.
В результате взаимодействия организма с внешней средой, которое сложилось в процессе эволюции, появились четыре вида тканей с определенными функциональными особенностями: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
Каждый орган состоит из различных тканей, которые тесно связаны между собой. Например, желудок, кишечник, другие органы состоят из эпителиальной, соединительной, гладкомышечной и нервной тканей.
Соединительная ткань многих органов образует строму, а эпителиальная - паренхиму. Функция пищеварительной системы не может быть выполнена полностью, если нарушена ее мышечная деятельность.
Таким образом, различные ткани, входящие в состав того или иного органа, обеспечивают выполнение главной функции данного органа.


Эпителиальная ткань

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает всю наружную поверхность тела человека и животных, выстилает слизистые оболочки полых внутренних органов (желудок, кишечник, мочевыводящие пути, плевру, перикард, брюшину) и входит в состав желез внутренней секреции. Выделяют покровный (поверхностный) и секреторный (железистый) эпителий. Эпителиальная ткань участвует в обмене веществ между организмом и внешней средой, выполняет защитную функцию (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (эпителий кишечника), выделения (эпителий почек), газообмена (эпителий легких), имеет большую регенеративную способность.
В зависимости от количества клеточных слоев и формы отдельных клеток различают эпителий многослойный - ороговевающий и неороговевающий, переходный и однослой-ный - простой столбчатый, простой кубический (плоский), простой сквамозный (мезотелий) (рис. 3).
В плоском эпителии клетки тонкие, уплотненные, содержат мало цитоплазмы, дисковидное ядро находится в центре, край его неровный. Плоский эпителий выстилает альвеолы легких, стенки капилляров, сосудов, полостей сердца, где благодаря своей тонкости осуществляет диффузию различных веществ, снижает трение текущих жидкостей.
Кубический эпителий выстилает протоки многих желез, а также образует канальцы почек, выполняет секреторную функцию.
Цилиндрический эпителий состоит из высоких и узких клеток. Он выстилает желудок, кишечник, желчный пузырь, почечные канальцы, а также входит в состав щитовидной железы.

Рис. 3. Различные виды эпителия:
А - однослойный плоский; Б - однослойный кубический; В - цилиндрический; Г-однослойный реснитчатый; Д-многорадный; Е -многослойный ороговевающий

Клетки реснитчатого эпителия обычно имеют форму цилиндра, с множеством на свободных поверхностях ресничек; выстилает яйцеводы, желудочки головного мозга, спинномозговой канал и дыхательные пути, где обеспечивает транспорт различных веществ.
Многорядный эпителий выстилает мочевыводящие пути, трахею, дыхательные пути и входит в состав слизистой оболочки обонятельных полостей.
Многослойный эпителий состоит из нескольких слоев клеток. Он выстилает наружную поверхность кожи, слизистую оболочку пищевода, внутреннюю поверхность щек, влагалище.
Переходный эпителий находится в тех органах, которые подвергаются сильному растяжению (мочевой пузырь, мочеточник, почечная лоханка). Толщина переходного эпителия препятствует попаданию мочи в окружающие ткани.
Железистый эпителий составляет основную массу тех желез, у которых эпителиальные клетки участвуют в образовании и выделении необходимых организму веществ.
Существуют два типа секреторных клеток - экзокринные и эндокринные. Экзокринные клетки выделяют секрет на свободную поверхность эпителия и через протоки в полость (желудка, кишечника, дыхательных путей и др.). Эндокринными называют железы, секрет (гормон) которых выделяется непосредственно в кровь или лимфу (гипофиз, щитовидная, вилочковая железы, надпочечники).
По строению экзокринные железы могут быть трубчатыми, альвеолярными, трубчато-альвеолярными.

Соединительная ткань

Еще в первобытнообщинном обществе люди знали о строении и функции основных органов организма животных и человека, о чем свидетельствуют наскальные рисунки эпохи палеолита. Многие века медицинские знания и навыки базировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми учеными, оставившие после себя письменные сведения о строении человеческого организма, были Демокрит и Гиппократ из Древней Греции (5-4 век до н.э.).

Первые вскрытия трупов человека с исследовательскими целями произвели врачи Александрии Герофил и Эразистрат (4-й век до н.э.). Они описали оболочки и желудочки головного мозга, венозные синусы и сплетения, предстательную железу, двенадцатиперстную железу, оболочки глаза, чувствительные и двигательные нервы, клапаны сердца и вен, крупные артерии и вены, ввели термины «артерия», «паренхима». Обобщил все эти исследования врач древнего Рима Клавдий Гален (2-й век н.э.). Но в его время христианская религия запрещала вскрывать трупы и Гален мог изучать анатомию только на животных, поэтому в его многотомном «Каноне врачебной науки» было немало ошибок. В 13-14 веках в Западной Европе открываются университеты, и расширяется медицинское образование. Начало нового, научного, этапа в развитии анатомии приходится на эпоху Возрождения и связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Винчи и Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. Л. да Винчи (15-16 век) – гениальный итальянский ученый и художник является основоположником пластической анатомии, изучившего органы человека, влияющие на внешнюю форму тела. Андрей Везалий – основоположник современной научной анатомии, разработав и использовав высокую технику препарирования трупов, в 29 лет издал свой главный труд «О строении человеческого тела» в 7 книгах, иллюстрированных художником С. Калькаром. По этой книге врачи учились вплоть до 19 столетия. 16-й век выдвинул целую плеяду выдающихся анатомов. Продолжателями Везалия были Евстахий, Коломбо, Фаллопий, Боталло, Фабриций, Варолий, описавшие различные органы тела человека. Анатомы 16 века создали прочный фундамент описательной анатомии.

В 19-ом веке и по настоящее время развивается функциональная анатомия – строение органов и их изменчивость в связи с их функцией (высокогорные, подводные, космические условия), повышенные и пониженные физические нагрузки и др. В это же время формируется новый вид анатомии – анатомическая антропология. С середины 20 века в связи с развитием генетики стало развиваться новое направление в анатомии: каузально-системное, когда стали изучать не только, как устроен организм, но и почему он так устроен.

В средние века в Беларуси, наряду с монастырской медициной, значительное развитие получила светская медицина. Медики-лекари известны с конца 15-го века. Они делились на три ступени: низшую ступень занимали «лазебники» – банщики. Им позволялось только применять банки, прикладывать пластыри, заниматься массажем, в основном, в банях. Для этих манипуляций уже нужны были некоторые знания по анатомии человека. Следующей ступенью лекарей-профессионалов были цирульники-хирурги. Они лечили переломы, вывихи, абсцессы, раны и, сдавая экзамен на мастера, должны были ответить на ряд вопросов по анатомии, патологии и хирургии. Часть цирюльников завершали образование в университетах Европы и становились дипломированными специалистами.

Научная история анатомии Беларуси берет начало со времени открытия в 1775 году Гродненской медицинской академии. Первыми профессиональными анатомами были профессора Ж. Э. Жилибер и К. И. Вирион. Жилибер основал анатомический музей и анатомический театр. В преподавании анатомии практиковалось вскрытие трупов. Научные исследования Жилибера (анатомия зубра, лося, бобра и других, малоизвестных в Европе животных) снискали ему признание основоположника сравнительной анатомии в Беларуси, Литве и Польше. После закрытия академии в 1781 году ее фонды, в том числе анатомический музей, стали основой для открытия медицинского коллегиума главной школы Великого княжества Литовского, преобразованной в 1803 г. в медицинский факультет Виленского университета. В Вильно переехали студенты и часть преподавателей. В это время кафедрой анатомии руководил профессор С. Бисси. Он основал анатомический музей и написал учебник по миологии.

В последующие 20 лет (1820-1840) кафедру возглавляли уроженцы Беларуси В. В. Пеликан, А. Белькевич и Л. С. Севрук. В научных исследованиях профессора хирургии В. В. Пеликана особое внимание придавалось анатомическому обоснованию хирургических операций. После закрытия медицинского факультета в Вильно профессор Л. С. Севрук в последующие 12 лет заведовал кафедрой анатомии Московского университета. Имущество кафедры анатомии из Вильно было передано Киевскому университету, где некоторые препараты сохранились до настоящего времени. Одним из первых антропологов Беларуси был И. Ясинский, воспитанник Гродненской медицинской академии и Виленского университета, доктор философии, медицины и хирургии, автор книги «Антропология о физических и моральных качествах человека».

Так как в 18-20 веках Белоруссия находилась в составе Российской империи, рассмотрим становление анатомических знаний в России. Здесь можно выделить два больших периода: первый – просветительский – накопление и распространение среди населения и врачей эмпирических анатомических знаний и знаний, полученных в культурных центрах Востока и Запада, и второй – развитие научной анатомии, благодаря организации научных центров и становлению научных анатомических школ. Первый период продолжался от средних веков, когда очагами культуры и знаний были монастыри, вплоть до 18 века, в начале которого под влиянием реформ Петра I были открыты госпитали, и при них медицинские школы для подготовки врачей. В школах были организованы анатомические театры, анатомия преподавалась по учебнику голландца Н.Бидлоо.

В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия Наук, позже – Московский университет, где были организованы кафедры анатомии. Вначале здесь преподавали и занимались исследованиями по анатомии, приглашенные из Западной Европы профессора. Однако одновременно шла подготовка и русских национальных кадров. Так, первый русский академик-анатом А. П. Протасов (1724-1796) занимался разработкой русской анатомической терминологии и переводом медицинских книг. Он начал читать курс анатомии на русском языке в Петербургском университете лишь с 1763 года. Другие известные анатомы и клиницисты 18-го века (М. И. Шеин, К. И. Щепин, Н. М. Максимович-Амбодик) также разрабатывали русскую анатомическую терминологию, переводили иностранные учебники по анатомии, иногда дополняя их своими данными. Из русских ученых-анатомов 18-го века известны: профессор Московского университета С. Г. Зыбелин (1735-1862), который разработал оригинальную классификацию конституций человека и показал значение в заболеваемости наследственности и среды; П. М. Шумлянский (1735-1802), защитивший в Страсбурге диссертацию «О развитии почек», где, использовав инъекцию сосудов и канальцев, описал капсулу клубочка и прямую связь между артериальными и венозными сосудами.

Второй период, научный, в России начался в 19-м веке. Этому способствовало открытие в Петербурге Медико-хирургической академии, где П. А. Загорским (1764-1846) основана первая научная анатомическая школа, его ученики – И. В. Буяльский, П. А. Наранович и другие выходцы из Великого княжества Литовского. П. А. Загорский издал первый русский оригинальный учебник. Выдающиеся ученые-анатомы: Н. И.Пирогов – основоположник топографической анатомии, П. Ф. Лесгафт развил динамическую анатомию, Н. М. Якубович, В. А. Бец, Д. Н. Зернов, В. М. Бехтерев внесли большой вклад в изучение центральной нервной системы.

Вдвадцатом веке мировое признание получили школы В. Н. Тонкова, В. П. Воробьева, Г. М. Иосифова, Д. А. Жданова, В. Н. Шевкуненко, М. Ф. Иваницкого, М. Г. Привеса, В. В. Куприянова.

Высшее медицинское образование в Беларуси возобновилось только в 1921 году с открытием медицинского факультета Белорусского государственного университета. Образование кафедры анатомии связано с именем профессора Московского университета П. И. Карузина. Им подобрано здание для кафедры, он занимался ее оснащением и подбором преподавателей. Первый учебный год читал лекции, периодически приезжая из Москвы. Последующие 12 лет (1922-1934) кафедрой заведовал проф. С. И. Лебедкин. Он продолжил оборудование и оснащение кафедры, создание анатомического музея, заложил научное направление кафедры – эмбриоанатомию, сконструировал прибор для графических реконструкций, разрабатывал вопросы теоретической анатомии. В преподавании следовал традициям Московского университета: объяснение строения с позиции онто- и филогенеза, увязывание анатомических данных с клинической практикой. Профессор С. И. Лебедкин признан организатором кафедры и основателем школы белорусских эбриологов: его ученики – академики Д. М. Голуб и П. Я.Герке, профессор З. К. Слободин.

Академик Давид Моисеевич Голуб (1801–2001), заведовал кафедрой с 1934 по 1975 год. Он разработал проблему эмбрионального развития периферической нервной системы и как ее продолжение – экспериментальное обоснование возможности реиннервации внутренних органов. Под руководством Д. М. Голуба выполнили докторские диссертации П. И. Лобко, А. С. Леонтюк, И. И. Новиков и другие, подготовлено несколько десятков кандидатов наук.

В 1934 году был открыт Витебский медицинский институт. С момента организации до 1937 г. кафедрой по совместительству заведовал профессор С. И. Лебедкин, затем до 1951г. – профессор В. И. Ошкадеров, который изучал лимфатические сосуды скелета. Его приемница по кафедре, профессор З. И. Ибрагимова с сотрудниками изучали сравнительную анатомию костного лабиринта, васкуляризацию и иннервацию органа слуха, кровоснабжение лимфатических узлов. Ныне кафедру возглавляет доктор медицинских наук А. К. Усович.

В 1958 году открыт Гродненский медицинский институт. Первые лекции читал академик Д. М. Голуб. До 1981 года кафедрой анатомии заведовал профессор А. Н. Габузов, который изучал анатомию сосудов головного мозга, решал проблемы становления молодой кафедры. С 1982 по 2001 год кафедрой руководил член-корр. Международной академии интегративной антропологии профессор С. С. Усоев, а с 2001 года по настоящее время – профессор Е. С. Околокулак. Кафедра изучает анатомическую изменчивость при хромосомных и генных мутациях, обосновывает наличие нормальных, аномальных и условноаномальных конституций, а также исследует вариантную анатомию, связывая ее с развитием разных нозологических форм заболеваний человека. По этих тематиках защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций.

Кафедра анатомии человека (заведующий – доцент В. Н. Жданович) Гомельского медицинского института, открытого в 1991 году, находится в периоде становления: развивается музей, ведется подготовка кадров.

История развития анатомии начинается до нашей эры. Первые письменные сведения о внутренних органах содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI–VII вв. до н. э). В индусской книге «Аюр-Веда» («Знание жизни», VI в. до н. э.). Наибольшие успехи в изучении анатомии в Древнем мире были достигнуты в Античной Греции. Первые ученые-анатомы (Алкмеон из Кротоны, первая половина V в. до н.э.) вскрывали трупы животных для изучения строения их тела.

Гиппократа (V-IV век до н. э.) – величайшего древнегреческого врача и анатома, называют отцом медицины. Он сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, собрал в своих книгах имевшиеся в то время сведения о строении тела человека, описал часть костей крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.

Аристотель (IV век до н. э.) вскрывал животных, описал множество фактов о их строении. Самым главным органом считал сердце, дал название «аорте» (от греч. аег – воздух, tereo – содержу), интересовался развитием зародыша человека, отметил общие черты сходства человека с животными, ввел термин «антропология» и утверждал, что «семя есть начало».

Первыми в Античной Греции начали вскрывать трупы людей Герофил и Эразистрат (III в. до н. э.).

Выдающийся врач и энциклопедист Древнего мира Клавдий Гален из Пергама (131–201 гг.) обобщил имеющиеся к тому времени анатомические знания, описал ряд анатомических структур человека, основываясь на строении тела животных. Он первым заинтересовался функцией органов. Труды Галена в течение 14 веков были основным источником анатомических и медицинских знаний и неизменно пользовались покровительством церкви. Основной дошедший до нас труд Галена – «О назначении частей тела человека».

Безраздельное господство церкви в эпоху раннего феодализма (V–X вв.) тормозило прогресс науки в странах Европы. В то же время быстро развивалась культура народов Востока. Мусульманская религия также запрещала вскрывать трупы, поэтому анатомия изучалась по книгам Гиппократа, Аристотеля, Галена, которые переводились на арабский язык.

Великий философ, ученый и врач Востока Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах-ибн Сина (Авиценна, X-XI в.) написал энциклопедический труд «Канон врачебной науки», в котором содержались многочисленные сведения по анатомии и физиологии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был впервые переведен на латинский язык в XII в. ипереиздавался более 30 раз.

В начале второго тысячелетия быстро развиваются города, торговля, культура, что послужило основой развития науки, в том числе биологии и медицины. В Европе возникли первые медицинские школы. Развитию анатомии способствовало создание в XII XIV вв. в Европе первых университетов, в XIII в. в них возникли медицинские факультеты.

В 1326 г. Мондино да Люцци издал учебник анатомии, основанный на данных вскрытия двух женских трупов. Учебник был переиздан 25 раз. В XIV–XV вв. университетам было дано право по особому распоряжению вскрывать один – два человеческих трупа в год. В 1238 г. император Фридрих II разрешил вскрывать один труп раз в 5 лет, а в 1240 г. он издал указ об обязательном вскрытии трупов при изучении анатомии. В течение XIV – XV вв. началось преподавание анатомии в Венеции, Вене, Болонье, Париже и других городах. В 1595 г. в Падуе был построен первый в Европе анатомический театр.

В эпоху Возрождения анатомия, как и другие науки, шагнула далеко вперед. Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи (1452–1519) и Андрей Везалий (1514–1564). Великий художник, математик, инженер Леонардо да Винчи вскрыл 30 трупов, сделал около 800 точных и оригинальных рисунков костей, мышц, сердца и других органов и научно описал их. Он изучил пропорции тела человека, классифицировал мышцы и сделал попытку объяснить их функцию с точки зрения законов механики, описал ряд возрастных особенностей человека. Можно сказать, что Леонардо да Винчи первым изучил функциональную анатомию двигательного аппарата. Его интересовали также вопросы сравнительной анатомии.

Андреас Везалий является основоположником описательной анатомии . Основываясь на изучении трупов, он в 1543 г. издал труд «О строении человеческого тела», в котором научно описал строение органов и систем человека, указал на анатомические ошибки многих анатомов, открыто выступил против ошибочных взглядов Галена. Главная заслуга Везалия в том, что он создал подлинно систематическую анатомию человека, которой до него практически не существовало.

Исследования А. Везалия способствовали дальнейшему развитию анатомии. Его ученики и последователи в XVI – XVIII вв. сделали множество анатомических открытий, уточнений, исправлений ранее допущенных ошибок.

В XVII – XIX вв. анатомия обогащалась все новыми фактами. В анатомии возникло и успешно развивалось функциональное направление . В 1628 г. английский ученый Уильям Гарвей (1578–1657) доказал, что кровь движется по замкнутому кругу, опроверг учение Аристотеля о самозарождении и впервые высказал положение «всякое живое из яйца».

Благодаря усовершенствованию микроскопа Антоном ван Левенгуком (1632–1723) появилась возможность изучить тонкое строение органов и тканей. Левенгук по праву считается основоположником научной микроскопии .

М. Мальпиги (1628–1694) впервые описал легочные альвеолы и капилляры, изучил и опи­сал микроскопическое строение эритроцитов, почек, селезенки, кожи и других органов.

В XVII в. были опубликованы многие книги и анатомические атласы. Во второй половине XVII в. голландец Р. де Грааф обнаружил в яичнике фолликулы. Ж. Кювье (1769–1832) является основоположником сравнительной анатомии . Он создал учение о типах животных на основании строения нервной системы, сформулировал принцип корреляции частей организма.

Значительную роль в развитии анатомии человека и микроскопической анатомии сыграл труд М. Биша (1771–1802) «Общая анатомия», в котором впервые было изложено учение о тканях, органах и системах. Тем самым Биша положил начало гистологии . К. М. Бэр (1792–1876) заложил основы эмбриологии . Он открыл яйцеклетку человека и описал развитие ряда органов.

В XIX веке анатомия из науки описательной превратилась в науку синтетическую , функциональную . Выдающийся немецкий ученый Т. Шванн (1810–1882) создал клеточную теорию. Большое влияние на дальнейшее развитие клеточной теории и вообще на учение о клетке оказал Р. Вирхов (1821–1902). Благодаря трудам Ч. Дарвина в XIX в. возникла новая наукаантропология .

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Г. Мендель открыл законы наследственности. А. Вейсман доказал, что хромосомы являются носителями наследственных факторов.Э. ван Бенеден, Т. Бовери и О. Гертвиг описали мейоз.В. Флемминг описал митоз. Т. Морган в начале XX в. доказал положение о сцеплении генов в хромосомах. Открытие Х-лучей В. Рентгеном в 1895 г. привело к созданию принципиально новой анатомии живого человека, рентгеноанатомии .

В XX в. анатомия достигла больших успехов в функциональной анатомии, гистологии, цитологии .В. Гис, Л. Ашофф, А. Кис, М. Флек, С. Тавара разработали учение о проводящей системе сердца.

Успехи цитологии в XXв. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования, радиоавтографии и др. Одним из величайших открытий XXв. стала расшифровка структуры ДНК Дж. Уотсоном, Ф. Криком и М. Уилкинсом.

Развитие отечественной анатомии. В древнерусских рукописях X XIII вв. имеются некоторые анатомические сведения о строении органов, большинство из них основано на взглядах и положениях Галена.

В XV XVI вв. в вышедших в России книгах «Врата Аристотелевы» и «Тайна Тайных» наряду с теоретическими вопросами медицины были изложены представления античных авторов об анатомии, их обсуждение и краткое описание телосложения человека. В 1658 г. в Московской медицинской школе состоялся выпуск врачей, изучавших анатомию «по скелету». В 1658 г. Епифаний Славинецкий перевел с латинского языка на русский труды Везалия задолго до их перевода на другие языки (на немецкий – лишь в 1781 г.).

При Петре I в России было создано несколько медицинских школ. В Москве, Петербурге, Кронштадте и Барнауле. Анатомию преподавали по рукописным учебникам Г. Бидлоо (1670-1735) «Зеркало анатомии», а также по первому русскому анатомическому атласу (1744) М. И. Шеина (1712-1762), который первым создал русскую анатомическую терминологию.

В 1724 г. была создана Российская Академия наук, а в 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова (1711–1765) был открыт Московский университет. Курс анатомии в университете читал на русском языке ученик Ломоносова анатом академик А.П. Протасов (1724–1796), автор многих русских анатомических терминов, который выполнил ряд серьезных работ по телосложению человека, строению и функции желудка.

Первый русский профессор Московского университета С. Г. Забелин (1735–1802) высказал мысль об общности происхождения животных и человека.

В 1783 г. профессор Н. М. Амбодик-Максимович (1744–1812) опубликовал «Анатомо-физиологический словарь» на русском, латинском и французском языках, а в 1782 г. А. М. Шумлянский (1748–1795) издал труд «О строении почек», в котором описал открытую им капсулу клубочка и мочевые канальцы.

В XIX в. были широко известны московские анатомы Е. О. Мухин (1766–1850), выпустивший «Курс анатомии» (1812), и И. М. Соколов (1816–1872), издавший «Атлас анатомо-хирургических таблиц». Д. Н. Зернов (1843–1917) в течение многих лет возглавлял кафедру в Московском университете. Он написал руководство по описательной анатомии человека, которое выдержало 14 изданий. В нем впервые введена международная Базельская анатомическая номенклатура. Д. Н. Зернов изучал органы чувств, изменчивость борозд и извилин полушарий большого мозга, брыжеечную часть тонкой кишки.

Академик П. А. Загорский (1764–1846), основатель Петербургской анатомической школы, изучал сравнительную анатомию, высказал мнение о связи между структурой и функцией. Он является автором первого русского оригинального учебника по анатомии «Сокращенная анатомия, или руководство к познанию строения человеческого тела». Ученик П. А. Загорского И.В. Буяльский (1789–1866) опубликовал «Анатомо-хирургические таблицы», учебник по анатомии, первым в России использовал в анатомии коррозионный метод.

Великий ученый Н.И. Пирогов (1810 – 1881) разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах через замороженные трупы. Он создатель новой отрасли анатомической науки – топографической анатомии – и учения о взаимоотношениях главных кровеносных сосудов и фасций, автор «Полного курса прикладной анатомии», атласа «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы». Н.И. Пирогов был выдающимся экспериментатором. Он организовал в Медико-хирургической академии Анатомический институт. Ученик и последователь Н.И. Пирогова В.Л. Грубер (1814–1890) создал в Петербурге лучший анатомический музей, коренным образом реорганизовал преподавание анатомии. Его работы посвящены главным образом систематической и сравнительной анатомии.

Выдающийся анатом П.Ф. Лесгафт (1837–1909), профессор Петербургского и Казанского университетов, считается основоположником функциональной анатомии и теории физического воспитания , он автор труда «Основы теоретической анатомии». Лесгафт выдвинул и обосновал положение о возможности направленного изменения структуры человеческого организма путем воздействия на его функции, в первую очередь с помощью физических упражнений. Лесгафт – один из пионеров рентгеноанатомии . Большой вклад в анатомическую науку внесли киевский анатом В.А. Бец (1834 – 1894), изучавший строение мозгового вещества надпочечников, коры головного мозга и описал гигантопирамидальные нейроциты; ученик Д.Н. Зернова М.А. Тихомиров (1848 - 1902), автор монографии «Варианты артерий и вен» (1900); Ф.А. Стефанис (1865 – 1917), изучавший лимфатическую систему тела человека.

В. Н. Шевкуненко (1872 – 1952) разработал учение об индивидуальной изменчивости и крайних формах строения тела человека и его органов, о типах строения органов, ветвления сосудов и нервов.

Значительный след в истории анатомии XX в. оставил Н.К. Лысенков (1865 – 1941), автор популярного учебника по анатомии, выдержавшего несколько изданий.

Углубление анатомических исследований привело в настоящее время к относительному обособлению ряда разделов анатомии. Традиционны в нашей стране успехи в изучении анатомии лимфатической системы. Заслуга в этом принадлежит Г.М. Иосифову (1870-1933), Д.А. Жданову (1908-1971), М.С. Спирову (1892-1973), Ю.И. Бородину, М.Р. Сапину и их ученикам. Внимание ученых привлекает анатомия головного мозга и нервной системы. В этой связи необходимо упомянуть В.А. Беца (1834-1894), В.М. Бехтерева (1857-1927), В.П.Воробьева, В.Н. Терновского (1888-1976). Существенный вклад советские анатомы внесли в изучение крове­носных сосудов, а также в выяснение путей микроциркуляции. Огромное значение в этом отношении имеют работы В.Н. Тонкова (1872-1954), Б.А. Долго-Сабурова(1900-1960), В.В. Куприянова и их учеников.

Несомненны также успехи в разработке проблем возрастной и конституциональной морфологии . Ведущие позиции здесь принадлежат антропологам московской школы, которую долгие годы возглавлял В.В. Бунак (1891-1979).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то