«Энциклопедия мирового вооружения. Конструктивные особенности силовых установок бмп, бтр Чертеж боевой машины пехоты бмп 2

Модификация БМП-2, отличается от базовой машины наличием гранатомёта АГС-17 «Пламя». Гранатомёт оборудован в задней части башни. Наведение производится дистанционно оператором-наводчиком или командиром. Боекомплект размещён в коробке с лентой на 250 выстрелов. Выпускалась небольшой серией.

Создана для управления мотострелковыми подразделениями. В машине оборудована дополнительная коротковолновая радиостанция, для дальней связи предусмотрена установка мачтовой антенны. Остальные характеристики аналогичны базовой машине.

Создана в 1981 году специально для боёв в Афганистане. Главные отличия: усилена броня, оборудованы стальные экраны на корпусе и броневая плита под командиром и механиком-водителем. Из-за чего возросла масса машины, и она потеряла возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м.

БМП-2 с БМ «Бахча-У»

Опытная модель БМП-2. Создана в 1999-2000 годах. Модернизация сделана, для того чтобы повысить боевое могущество БМП-2 до уровня БМП-3 . Однако из-за большого объёма возимого оборудования десант был сокращён до 5 человек, а из-за возросшей массы потеряна возможность плавать. По факту машина превратилась в неплавающую БРМ.

БМП-2М «Бережок»

Российская модификация БМП-2. Оборудован дополнительный панорамный прицел. Изменено размещение АГС-17, оборудованы 4 ПУ ПТУР «Корнет». В 2005 году был подписан контракт с Алжиром на модификацию 300 машин до уровня БМП-2М.

Зарубежные модификации
BVP-2

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в 1984-1987 в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве и ZTS в Дубнице-над-Вагом. Построено 344 экземпляра.

«Sarath»

БМП-2, выпускавшаяся по лицензии в Индии

BMP-2

Модификация БМП-2 выпускавшаяся для армии Финляндии.

Машины на базе БМП-2

БРЭМ-4

Ремонтно-эвакуационная машина

Боевая машина огнемётчиков

Подвижный разведывательный пункт (артразведка)

Состоит на вооружении

Россия:
-Сухопутные войска России - 5000 БМП-2 (из них 1500 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Морская пехота России - около 150 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2013 год
-Азербайджан:
-Национальная армия Азербайджана - 33 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Государственная пограничная служба Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
-Алжир - 304 БМП-2М с 9М133, по состоянию на 2013 год
-Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Армения - 5 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Афганистан - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Белоруссия - 875 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Грузия - 45 БМП-2 (1 на хранении), по состоянию на 2013 год
-Иордания - более 26 БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Индия - 980 БМП-2 Sarath и 125 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Индонезия - 22 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иордания - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Иран - 400 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Ирак - некоторое количество БМП-2, по состоянию на 2010 год
-Йемен - 100 БМП-2, по состоянию на 2013 год, по другой информации, 188 модернизированных БМП-2 поставлено с консервации из России в 2004-2005 годах
-Казахстан - 500 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Киргизия - 90 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Кот-д’Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2013 год
-Кувейт - 76 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Абхазия - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2007 год
-Македония - 10 БМП-2 и 1 БМП-2К, по состоянию на 2013 год
-Сирия - до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2013 год
-Словакия - 91 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 3 БМП-2К поставлены из Украины в 2011 году
-Судан - 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-США - 15 единиц БМП-2 поставлены из ФРГ в 1991 году, для обучения солдат армии США
-Сьерра-Леоне - 4 БМП-2 приобретено у России в 1992 году
-Таджикистан - 15 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Того - 20 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Уганда - 31 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Узбекистан - 270 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 1434 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Морская пехота Украины - 75 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Финляндия - 110 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Чехия - 181 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Шри-Ланка - 49 БМП-2, по состоянию на 2013 год
-Южная Осетия:
-МЧСиО Южной Осетии - 80 БМП-1 и БМП-2, по состоянию на 2008 год
-Миротворческий батальон «Алания» Южной Осетии - 22 БМП-2, по состоянию на 2008 год

Бывшие

ГДР - перешли к ФРГ
-Польша - 52 БМП-2 по состоянию на 1994 год, проданы Анголе в 1994-1995 году
-СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
-ФРГ - достались от ГДР, сняты с вооружения
-Чехословакия - перешли к образовавшимся после распада государствам

Служба и боевое применение

Афганская война (1979-1989)- первые машины прибыли в 1982 году, где был приобретён положительный опыт применения БМП-2 против живой силы противника.
-Война в Персидском заливе - использовались иракскими войсками во время нападения на Кувейт и при обороне против американской армии.
-Разгон Верховного Совета России - приенялись в 1993 году во время октябрьского путча. Вели огонь очередями по окнам Белого дома.
-Первая чеченская война - главные потери российской бронетехники пришлись именно на БМП. Во время штурма Грозного, известен бой, в котором разведрота состоящая из трёх российских БМП-2 заняла оборону на реке Нефтянке. Во время боя разведрота подбила один дудаевский танк (двумя ПТУР), один БТР, два грузовика и подавила несколько огневых точек. Разведчики потеряли одного человека раненым от миномётного огня.
-Эфиопо-эритрейский конфликт
-Вторая чеченская война
-Иракская война - использовались армией Ирака. По информации российского автора Сергея Суворова, были зарегистрированы случаи уничтожения танков M1A2 23-й механизированной дивизии США (по другим данным, среди принимавших участие во вторжении американских войск дивизия с таким номером вообще отсутствовала). Причиной стал пожар в моторно-трансмиссионном отделении, возникший при попадании очереди бронебойно-трассирующих снарядов из пушки 2А42 в кормовую броню танка. По американским данным, три танка «Абрамс» Армии США были подбиты огнём 30-мм пушек БМП-2 без какого-либо существенного ущерба.
-Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)
-Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)

Боевая машина пехоты 2-й разработки (вооружённые силы СССР/России и ряд других стран), сконструирована была с целью . Причина создания новой машины – необходимость смены комплекса вооружения, особенно гладкоствольной 73-мм пушки 2А28, которая оказалась не эффективна в борьбе против пехоты и низколетящих воздушных целей. В результате установили новую 30-мм автоматическую пушку, изготавливающиеся на Тульском машиностроительном заводе, и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Новая боевая машина пехоты принята на вооружение в 1977 году, эксплуатация началась в восьмидесятые годы ХХ века.

История создания

После того, как БМП-1 поступила на вооружение, среди руководства развернулась полемика о составе необходимости и достаточности огневой мощи данной машины. Основным вооружением являлась 73-мм пушка 2А28 «Гром», которая была установлена для борьбы с бронированной с техникой, в боекомплекте боевой машины имелись только противотанковые кумулятивные снаряды.

Испытания показали, что данное орудие не эффективно ни в борьбе с пехотой, ни с техникой противника, поэтому начали создавать опытные боевые машины с новым комплексом вооружения.

В 70-е годы появился опытный образец боевой машины под обозначением Объект 768, где предусматривалось увеличение огневой мощи пушки «Гром». Модификация 73-мм гладкоствольной пушки «Гром» получила название 2А41 «Зарница» и была установлена на опытную машину. Но на вооружение армии Объект 768 не поступил. Одновременно был создан Объект 681 с тем же комплексом вооружения, но вскоре работы по проекту были прекращены.

Параллельно с этими опытными машинами были предложены новые варианты машин пехоты с совершенно новым типом вооружения – установка 30-мм автоматической пушки (2А38/2А42).

Предложение поступило от Курганмашзавода. Первая машина с новым вооружением называлась Объектом 680 с автоматической пушкой 2А38. Вторая, объектом 675 с автоматической пушкой 2А42. Военные эксперты серьезно не восприняли новые изобретения, считая, что этот комплекс вооружения не эффективен из-за малого калибра.

Отношение к новым опытным боевым машинам в корне изменилось с началом боевых действий в Афганистане. Стало очевидно, что Объект 675 незаменим в боевых условиях Афганистана. Так началась история боевой машины пехоты под обозначением БМП-2.

Конструкция

БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.

Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.

На БМП-2 установлен 6-и цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя составляет 700 кг.

Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.

Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.


Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.

На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:

  • внутреннее переговорное устройство модели А-3;
  • рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
  • приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
  • прибор для наблюдения в ночное время.

В состав вооружения входят:

  • 30-мм пушка 2А42;
  • пулемет ПКТ ( танковый);
  • ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Тактико-технические характеристики

В таблице показаны ТТХ советской боевой машины пехоты в сравнении с зарубежными аналогами, такими как: американская БМП М2 «Брэдли» и шведская Strf 90.

Параметры БМП-2 М2 «Брэдли» Strf 90
Страна СССР/Россия США Швеция
Экипаж/десант, чел 3/7 3/6 3/8
Длина/ширина, мм 6735/3150 6452 /3200 6550/3170
Основное вооружение 30-мм авт. пушка 2А42 25-мм авт. пушка «Бушмастер» 40-мм авт.
пушка
«Бофорс» L-70
Ракетное вооружение ПТРК «Фагот»/ «Конкурс» ПТУР ТOW/BGM-71 -
Бронирование, мм 6-23 14-25 до 30
Масса, т 14 от 22 23-35
Скорость передвижения
по шоссе
65 66 70
Запас хода, км 600 км 480 км 320 км
Преодолеваемые
препятствия ров/стена, м
2,5/07 2,5/0,9 2,5/0,5

В 70-е годы США разрабатывают БМП «Брэдли», которая стала сходить с конвейера в 1981-м году. Если сравнивать боевые качества БМП-2 и М2 «Брэдли», то они равнозначны. В случае боевого противостояния этих машин, большое значение имеет опыт экипажа.


Американская модель претерпевает не одну модернизацию, из-за чего БМП-2 стала отставать по многим параметрам. Следом и в России усовершенствовали боевую машину, которая вновь стала конкурентно-способной американской.

Модификации

БМП-2 после поступления на вооружение стала одной из лучших образцов боевых машин пехоты мира, но со временем любая техника устаревает, поэтому требуется модернизация.

В ходе модернизации машины были улучшены её характеристики, что приблизило машину до международных стандартов.

Одним из вариантов является БМП-2М «Бережок». При модернизации машины были усовершенствованы основные узлы управления огнём, проведена установка нового противотанкового комплекса «Корнет» и автоматического 30-мм гранатомета АГС-17 «Пламя», который позволяет вести поражение пехоты, находящейся в укрытии. В боекомплект пушки вошел новый подкалиберный снаряд «Трезубка».

Наводчик получил современный прицел, что позволяет увеличить точность стрельбы. Командир теперь имеет панорамный прицел, обеспечивающий круговое наблюдение и наведение оружия на цель.


Версия БМП-2Д (доработанная) создана специально для условий войны в Афганистане. Увеличение бронирования привело к тому, что машина не смогла плавать.

Попыткой улучшения характеристик БМП-2 до уровня БМП-3 стала машина с боевым модулем «Бахча-У». Из-за большой массы оборудования, количество десантников (во время перевозки) сократилось от семи до пяти.

Существовал также вариант БМП-2 с установкой автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».

Специально для мотострелковых войск создана версия БМП-2К, оснащенная дополнительной радиостанцией. Для осуществления дальней связи в наличии есть мачтовая антенна.

Боевое применение

Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).


Позднее машины приняли участие в конфликтах:

  • в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
  • в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
  • на территории Южной Осетии (2008год);
  • в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
  • принимали участие в военных действиях в Анголе.

Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя . Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.

На сегодняшний день БМП-2 состоит на вооружение многих стран мира.

В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины даёт возможность быстрой её модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.

Видео

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Военная кафедра

«УТВЕРЖДАЮ»

начальник цикла военной кафедры

полковник М. Неподкосов

« _____ » ____________ 2011г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятия по дисциплине

«Техническая подготовка»

ТЕМА 3: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП -2

ЗАНЯТИЕ 3: «Двигатель УТД-20С1 БМП-2»

ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ПМК № 4

«____» _______________2011 г.

ПРОТОКОЛ №______

20 11 г.

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить со студентами назначение и общую характеристику двигателя БМП-2.

2. Изучить со студентами общее устройство механизма газораспределения

и механизма передачи.

3. Прививать студентам навыки в обслуживании БМП-2.

4. Воспитывать у обучаемых чувство уверенности в надежности и безотказности БМП-2.

ВРЕМЯ: 2 часа

МЕСТО: класс технической подготовки

МЕТОД: групповое занятие

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ :

1. Плакаты:- механизма газораспределения

и механизма передачи.

2 . Топливная система двигателя

- Топливная аппаратура

- Привод управления подачей топлива.

3. Стенды - УТД-20.

РУКОВОДСТВА И ПОСОБИЯ:

1. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 1. М., Воениздат, 1989.

2. БМП-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2. М., Воениздат, 1990.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЁТ ВРЕМЕНИ:

п/п

Перечень отрабатываемых учебных вопросов (при необходимости краткое содержание и методика их отработки)

Время

(мин.)

Наглядные пособия и ТСО и контроля

I .

Вступительная часть

- проверяю наличие личного состава по журналу

- объявляю тему и цель занятия, учебные вопросы

II .

Основная часть

1-й вопрос : Двигатель. Техническая

характеристика и общее

Устройство.

2-й вопрос : Общее устройство

механизма газораспределения

и механизма передачи.

Стенд, слайды

III .

Заключительная часть

- подвожу итоги занятия

- напоминаю тему и цели занятия

- даю задание на самоподготовку

- объявляю тему и место следующего занятия по предмету

1-й вопрос : Двигатель. Техническая характеристика и общее устройство.

Для достижения надежной и безотказной работы силовой установки командир отделения должен знать и следить за соблюдением следующих основных требований:

– запускать двигатель только в соответствии с правилами, установленными для летних и зимних условий эксплуатации;

– во время движения постоянно следить за показаниями контрольно-измерительных приборов, поддерживать температуру охлаждающей жидкости и масла в пределах, указанных в настоящем пособии;

– не допускать прогрева и длительной работы двигателя на пониженном тепловом режиме;

– при эксплуатации машины применять топливо, масла и смазки, которые указаны в настоящем пособии;

– заправлять машину горючими и смазочными материалами только закрытой струей, не допускать попадания в заправочные отверстия воды, пыли и грязи;

– качественно и в установленные сроки проводить техническое обслуживание силовой установки.

Силовая установка является источником механической энергии, приводящей машину в движение и обеспечивающей работу всех ее вспомогательных агрегатов, механизмов и устройств. В силовую установку входят шестицилиндровый V -образный, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель УТД-20С1 и обслуживающие его системы: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска. Двигатель мощностью 300 л. с. установлен в силовом отделении машины в едином блоке с коробкой передач, главным фрикционом и планетарными механизмами поворота. Силовой блок размещается в носовой части машины и крепится на трех опорах, на двух бугелях 3 (рис. 5) и на упругой опоре 2.

Рис. 4. Двигатель (вид со стороны маховика)

1, 7, 30 – трубопроводы подвода масла к механизму газораспределения; 2 – головка блока; 3 – штуцер отвода ОЖ; 4 – выпускной коллектор; 5 – крышка головки блока; 6 – топливный фильтр тонкой очистки; 8, 19 – трубопроводы отвода топлива и воздуха; 9 – топливные шланги; 10 – топливные трубки высокого давления; 11 – ТНВД; 12 – подвод топлива к топливоподкачивающему насосу; 13 – стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 – топливоподкачивающий насос; 15 – регулятор ТНВД; 16 – трубопровод подвода масла к ТНВД; 17 – центробежный масляный фильтр; 18 – рычаг управления ТНВД; 20 – штуцер отвода пара; 21 – крышка лючка; 22 – впускной коллектор; 23 – пробка слива масла из коллектора; шланг подвода воздуха к генератору; 25 – генератор; 26 вентилятор генератора;27 трубопроводы воздухопуска; 28 – трубопровод подвода масла к воздухораспределителю; 29 – воздухораспределитель; 31 – шестерня стартера; 32 – шпильки крепления коробки передач; 33 – маховик коленчатого вала; 34 – сапун; 35 – крышка; 36 – стрелка указатель; 37 – блок картер; 38 – крышка; 39 – шланг подвода масла к центробежному фильтру; 40 – фильтр грубой очистки масла; 41 – штуцер для подсоединения шланга агрегата консервации АКД – 1; 42 – трубки объединенного слива топлива из форсунок; 43 – штуцер отвода масла к радиатору; 44 – штуцер отвода маслак фильтру; 45 – масляный насос; 46 – штуцер подвода масла из бака; 47 – водяной насос; 48 – кран слива ОЖ

Рис. 5. Крепление силовой установки

1 – двигатель; 2 – упругая опора двигателя; 3 – бугель; 4 – кронштейн; 5 – коробка передач

2.1. Устройство двигателя УТД-20С1

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) – предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала, состоит из блок-картера, коленчатого вала, маховика, поршней, вала отбора мощности, уравновешивающего механизма, шатунного механизма.

Механизм газораспределения (ГРМ) (рис. 6) – служит для обеспечения наполнения цилиндров воздухом и очистки и от отработанных газов в порядке, соответствующем рабочему циклу двигателя.

Он смонтирован на головке блока и состоит из клапанов впуска и выпуска и распределительных валов с шестернями привода.

Механизм передач к распределительным валам и навесным агрегатам двигателя смонтирован в фигурном кармане блок-картера со стороны маховика. Общий вид механизма передач показан на (рис. 7).

Силовое отделение (рис. 5) размещено в правой передней части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агре­гатам.

В силовом отделении расположены агрегаты силовой уста­новки и силовой передачи с обслуживающими их системами.

Двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиатор системы охлаждения, радиатор системы смазки дви­гателя, радиатор системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки.

Справа от двигателя расположены водооткачивающий насос, маслобак с котлом подогревателя, автомат давления АДУ-2С с влагомаслоотделителем и насосный узел подогревателя.

К балкам крыши корпуса крепится блок системы охлажде­ния с воздухоочистителем.

Кроме того, в силовом отделении размещены узлы систем, обеспечивающих работу силовой установки.

2. СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Двигатель

Шестицилиндровый четырех­тактный бескомпрессорный ди­зель жидкостного охлаждения, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива

Марка

УТД-20С1

Максимальная мощность при 2600 об/мин, кВт (л. с.)

210-221 (285-300)

Максимальный крутящий мо­мент при 1500 - 1600 об/мин, Н*м (кгс*м)

883-1030 (90-105)

Степень сжатия

Расположение цилиндров

V -образное под углом 120 º

Порядок работы цилиндров

1л- 1пр - 2л - 2пр- 3л- 3пр

Рабочий объем цилиндров двигателя, л

Удельный расход топлива при максимальной мощности, г/кВт ч (г/л. с ч), не более

238(175)

Удельный расход масла при 2200 об/мин, г/кВт ч (г/л. с ч), не более

10,9 (8)

Габаритные размеры, мм:

длина

ширина

высота

Масса сухого двигателя, кг

Гарантийный срок службы, ч

Система питания топливом

Применяемое топливо:

летом

Дизельное топливо летнее ГОСТ 305-82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

зимой

Дизельное топливо зимнее или арктическое ГОСТ 305 - 82, ГОСТ 305-73, ГОСТ 4749-73

Заправочная вместимость топливных баков, л

общая

дверных баков:

правого

левого

среднего

боковых баков:

правого

левого

Система питания воздухом

Тип воздухоочистителя

Бескассетный, циклонный с ав­томатическим эжекционным удалением пыли

Система смазки

Применяемое масло

МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3

Заправочная вместимость си­стемы, л

Заправочная вместимость ба­ка, л

Минимально допустимое ко­личество масла в баке, л

Система охлаждения и по­догрева

Тип системы охлаждения

Жидкостная, высокотемпера­турная, закрытого типа, с при­нудительной циркуляцией ох­лаждающей жидкости и эжек­ционным просасыванием воз­духа через радиаторы

Заправочная вместимость, л

Применяемые охлаждающие жидкости:

зимой

Низкозамерзающая жидкость марки 40 или 65

летом

Вода с трехкомпонентной при­садкой

Тип подогревателя

Форсуночный с жаротрубным котлом

Тип системы подогрева

Жидкостная с принудительной циркуляцией

Система обеспечения холод­ного пуска двигателя

Бесфорсуночный факельный подогреватель (БФП) впуск­ного воздуха двигателя

Системы пуска:

основная

Сжатым воздухом

дополнительная

Электростартером

Механизм защиты двигателя от попадания воды

Клапанный, автоматический, с ручным приводом взвода кла­панов

2.9. СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА

Главный фрикцион

Многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый

Количество ведущих дисков, шт.

Количество ведомых дисков,шт.

Коробка передач

Механическая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на II , IIIIV и V передачах

Количество передач

Передаточные числа:

5 - вперед, 1 - заднего хода

При включенной замедленной передаче

I передачи

5,25 7,56

II передачи

2,842 4,092

III передачи

1,912 2,753

IV передачи

1,284 1,849

V передачи

0,858 1,236

передачи заднего хода

5,25 7,56

Применяемое масло

МТ-8п, или МТ-16п, или ТСЗп-8

Заправочная вместимость, л, около

Масса (с главным фрикцио­ном, ПМП, тормозами и гидро­приводом), кг

Планетарные механизмы по­ворота

Планетарные, двухступенчатые

Передаточное число:

включен фрикцион

включен тормоз ПМП

Минимальный фиксирован­ный радиус поворота (по цент­ру), теоретический, м

Тормоза остановочные

Ленточные, плавающие, двух­стороннего действия

Минимальный фиксирован­ный радиус поворота (по цент­ру) при затянутом остановоч­ном тормозе, теоретический, м

Бортовые передачи

Планетарные, одноступенчатые

Передаточное число

Применяемое масло

МТ-16п, МТ-8п или ТСЗп-8

Заправочная емкость, л

Масса редуктора бортовой передачи, кг

Приводы управления

Привод подачи топлива

Механический (педальный с ручной установкой постоянной подачи)

Привод управления главным фрикционом

Гидравлический (при нерабо­тающем двигателе - пневмати­ческий)

Привод управления пере­ключением передач

Механический с гидравличе­ским сервоприводом на II , III , IV , V передачах

Привод управления плане­тарными механизмами поворо­та

Гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП

Привод управления остано­вочными тормозами

Гидравлический следящего дей­ствия (при неработающем дви­гателе - пневматический)

Привод управления стояноч­ным тормозом

Механический

Система питания топливом предназначена для:

¾ хранения и транспортирования возимого запаса топлива;

¾ подачи очищенного топлива в цилиндры двигателя.

Техническая характеристика.

Общая емкость топливных баков- 462 л.

Применяемое топливо - дизельное:

при температуре выше 0° С - летнее марки Л;

при температуре - 20° С и выше-зимнее марки 3 минус 35;

при температуре - 30° С и выше-зимнее марки 3 минус 45;

при температуре - 50° С и выше-арктическое марки А.

2-й вопрос : Общее устройство механизма газораспределения и

механизма передачи.

2.2. Система питания двигателя УТД-20С1 топливом

Система питания предназначена для хранения топлива в машине, очистки и подачи его из баков к топливному насосу высокого давления и впрыска его под давлением в необходимых дозах и в определенный момент в цилиндры двигателя соответственно порядку их работы. Она состоит из топливных баков (8, 11, 16, 17, 21) (рис. 8), топливомера (23), топливоподкачивающего насоса БЦН (10), топливных кранов (25, 26), фильтра грубой очистки (7), дренажной системы с клапаном 12 и топливной системы двигателя (топливоподкачивающего насоса, фильтра тонкой очистки, насоса высокого давления (ТНВД), всережимного регулятора, автоматической муфты угла опережения подачи топлива, форсунок и системы объединенного слива топлива из форсунок (27). Трубопроводы системы питания и дренажной системы окрашены в желтый цвет.

Рис.6.Механизм газораспределения

1 – шестерня привода газораспределения;2 – гайка регулировочной втулки;3 – стопорноекольцо;4 –регулировочная втулка;5 – шестерня распределительного вала;6 –крышка упорного подшип­ника; 7 – распределительный вал выпуска; 8 – распределительный вал впуска;9 – крышка под­шипника распределительного вала;10 – впускные клапаны;11 – основание упорного подшипника; 12 – замковое кольцо;13 – стержень; 14 – малая пружина;15 –большая пружина;16 – замок;17 –тарелка;18 –грибок клапана;а, б –насечки.

Рис.7.Механизм передач

1 –шестерня уравновешивающего механизма;2 –крышка;3 – шестерня коленчатого вала;4 –коленчатый вал;5, 10, 12, 17, 18 –промежуточные шестерни;6 –ше­стерня привода масляного и водяного насосов;7 –шестерни распределительных ва­лов правого блока;8 –промежуточная шестерня привода распределительных валов правого блока;9 –блок шестерен (привод тахометра);11 – шестерня привода топливного насоса; 13 – блок шестерен (привод воздухораспределителя);14 –промежу­точная шестерня привода распределительных валов левого блока;

15 – ведомые ше­стерни распределительных валов левого блока; 16 – блок шестерен;19 – шестерня привода генератора и вентилятора

Рис. 8. Система питания двигателя топливом

1 – фильтр тонкой очистки топлива; 2 – двигатель; 3 – топливоподкачивающий насос; 4 – форсунка подогревателя; 5 – топливный насос подогревателя; 6 – насосный узел подогревателя; 7 – фильтр грубой очистки топлива; 8 – правый топливный бак; 9, 22 – дренажные трубки; 10 – топливоподкачивающий насос (БЦН); 11 – топливный бак; 12 – дренажный клапан; 13,18,24 – трубопроводы; 14, 32 – заправочная горловина; 15 – трубопроводы дренажной системы; 16,17 – дверные топливные баки; 19 – крышка лючка бака; 20, 29, 35 – пробки; 21 – левый топливный бак; 23 – топливомер;25 – топливный кран; 26 – топливный кран подогревателя; 27 трубки объединенного слива топлива из форсунок; 28 – клапан слива топлива из бака; 30 – пробка заправочной горловины; 31, 36 – сетчатый фильтр; 33 – соединительный рукав; 34 – патрубок; 37 – корпус крана; 38, 41 –

пружины; 39, 44 – уплотнительные кольца; 40 – эксцентрик; 42 – рукоятка; 43 – шток клапана; 45 – клапан

Работа системы питания двигателя топливом. Перед запуском двигателя необходимо включить топливоподкачивающий насос БЦН, который обеспечивает подготовку системы к работе: заполнение трубопроводов и фильтров, удаление из системы воздуха и подачи топлива к насосу высокого давления. После включения насоса БЦН топливо из основного бака подается через топливный кран в фильтр грубой очистки, где, проходя через зазоры фильтрующего элемента, очищается и через выходной штуцерподается в топливоподкачивающий насос двигателя,а затем к фильтру тонкой очистки. Пузырьки воздуха, имеющегося в топливе, поднимаются вверх и через обратный клапан вместе с частью топлива отводятся в бак. Остальное топливо, проходя через окна входных проставок, войлочные фильтрующие пластины,окна выходных проставок, шелковый чехол и сетку очищается и подается в центральную полость фильтра, откуда через сверление в корпусе и штуцер подается в топливный насос высокого давления. После запуска двигателя вступает в действие его топливоподкачивающий насос, который обеспечивает бесперебойную подачу топлива из баков в насос высокого давления при работающем двигателе.

Привод управления подачей топлива (рис. 11) служит для изменения количества топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, установки постоянной подачи топлива с помощью ручного привода и автоматической остановки двигателя при срабатывании систем коллективной защиты и ППО. Управление подачей топлива может осуществляться как ножным, так и ручным приводом. При нажатии на педаль усилие передается через системы тяг и рычагов на рычаг регулятора топливного насоса. Рычаг поворачивается по ходу часовой стрелки, и топливный насос увеличивает подачу топлива. Ручной привод остается неподвижным, так как палец двуплечего рычага свободно движется по удлиненному пазу проушины.Положение педали, выжатой до упора в регулировочный болт, соответствует максимальной подаче топлива. При этом зазор между рычагом и упором-ограничителем должен быть 0,15–0,3 мм. При отпускании педали рычаг под действием пружины поворачивается против хода часовой стрелки и подача топлива уменьшается. Положение полностью опущенной педали при отсутствии зазора между рычагом и упором-ограничителем соответствует нулевой подаче топлива.

При повороте рукоятки ручного привода подачи топлива против хода часовой стрелки тяга перемещается вверх и через двуплечий рычаг,систему тяг и рычагов привода воздействует на рычаг регулятора топливного насоса и подача топлива увеличивается. При повороте рукоятки по ходу часовой стрелки подача топлива будет уменьшаться. Если при работе двигателя на месте или в движении сработает механизм остановки двигателя (МОД), рычаги его разомкнутся, цепь привода подачи топлива разорвется и двигатель остановится. Для приведения привода в рабочее состояние достаточно установить ручной привод в положение нулевой подачи и отпустить педаль.

Техническое обслуживание. Правильное и регулярное обслуживание является обязательным условием безотказной работы системы питания топливом. При обслуживании машины необходимо выполнить следующие работы:

при КО и ЕТО: проверить заправку системы топливом, проверить отсутствие течи;

при ТО № 1: дополнительно проверить регулировку привода управления подачей топлива;

при ТО № 2: дополнительно промыть фильтр грубой очистки топлива, заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива, проверить уровень смазки в муфте опережения впрыска топлива.

При переводе машинына зимнюю эксплуатацию необходимо слить отстой из топливных баков и фильтров и заменить летнее топливо на зимнее.

Возможные неисправности. В процессе эксплуатации возможны следующие основные неисправности:

1. Двигатель не пускается-воздух в топливной системе; нарушена регулировка угла опережения впрыска топлива.

2. Двигатель не развивает необходимой мощности - неисправность форсунок и секций топливного насоса; разрегулирован привод управления подачей топлива.

3. Двигатель стучит - ранний впрыск топлива в цилиндры; большие зазоры в газораспределительном механизме.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- напоминаю тему и цели занятия;

- определяю как достигнуты цели;

- объявляю оценки;

- произвожу разбор занятия;

- объявляю тему следующего занятия;

- отвечаю на вопросы обучаемых.

Методическую разработку составил:

Старший преподаватель цикла военной кафедры

п/п–к Ю.А.Чумаченко

Тактико-технические характеристики БМП-2

Боевая масса, кг: 13 800...14 000;
Экипаж (десант), чел.: 3 (7);
Основные размерения, мм: длина по корпусу (с пушкой вперед) – 6735, ширина – 3150, высота - 2059...2450; клиренс – 420;
Вооружение (боезапас): 30-мм пушка 2А42 (500); 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ (2000); ПУ ПТРК 9М111 «Фагот» / 9М113 «Конкурс» (4); ПЗРК 9К34 «Стрела-3» или РПГ-7 (2);
Двигатель: УТД-20С1, дизель, 6 цилиндровый, V-образный, мощностью 300л.с. (220,8 кВт);
Удельная мощность, л.с./т: 21,8;
Емкость топливных баков, л: 460;
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 65 (7);
Запас хода, км: 550...600;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 35; ров, м - 2,5; стенка, м - 0,7; брод, м - плавает

БМП-2 создавалась на базе БМП-1 для дальнейшего повышения боевых характеристик последней. Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. (об.769) и в КБ КМЗ с 1974 г. (об.680, 675). Принята на вооружение в 1980 году машина разработки Курганского завода, серийное производство начато на КМЗ с апреля того же года. Впервые была показана широкой общественности на военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995 год БМП-2 находилась на вооружении следующих стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии, Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта, Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена.
На машинах первых выпусков, как на опытном объекте 675, отсутствовали дымовые гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на крыше корпуса над люком старшего стрелка.



Принципиальным отличием от последней является установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения. Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК «Малютка») с большим трудом решались огневые задачи по поражению типичных «пехотных» целей – открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы, легких бронированных машин типа американского БТР М113, легких оборонительных сооружений, а также по отражению атак низколетящих самолетов и вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает эффективной борьбы с танками и другими бронированными машинами как вследствие недостаточной точности и малой дальности стрельбы, так и из-за невысокого могущества действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для поражения таких целей практически используется только ПТУР.
Основное вооружение БМП-2 – 30-мм автоматическая пушка 2А42, установленная в двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом вооружение, установленное в машине, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.
Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по конструкции и техническим характеристикам аналогично шасси БМП-1.
Боевой расчет машины состоит из 10 человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека (командир машины, он же командир отделения, оператор-наводчик и механик-водитель) и 7 стрелков-десантников. Последние могут вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры.



Отделение управления расположено в левой передней части корпуса машины. В нем размещено рабочее место механика-водителя, оснащенное органами управления движением машины, контрольно-измерительными приборами, приборами наблюдения, средством связи (аппаратом А-3 танкового переговорного устройства – ТПУ). За сидением механика-водителя находится рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.
Правую переднюю часть корпуса машины занимает моторно-трансмиссионное отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с отделением управления. Эти отделения разделены теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой имеются люки для доступа к агрегатам МТО. Двигатель, коробка передач и планетарные механизмы поворота объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор и воздухоочиститель – в блок охлаждения и воздухоочистки. Последний крепится к балкам крыши корпуса.

Боевое отделение расположено в средней части машины. Оно занимает башню и подбашенное пространство в корпусе. В нем размещены основное и вспомлогательное вооружение и его системы, а также рабочие места командира (справа) и оператора-наводчика (слева). На вращающемся полу смонтированы магазины с патронами для пулемета и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными выстрелами. Укладки ПТУР установлены в подбашенном пространстве (одна) и на правом борту корпуса (три). Рабочие места командира и оператора оборудованы приборами наблюдения, прицеливания и управления оружием. У командира установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У оператора имеются пульт управления системой 902В постановки дымовых завес. Для внутренней связи используется аппарат А-2 ТПУ.



В кормовой части корпуса машины в десантном отделении располагаются на своих рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за местностью при движении «по боевому», амбразуры для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В крыше корпуса над сидениями расположены два люка для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.
30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Обеспечиваются два темпа стрельбы – малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на высотах (дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500 выстрелов, 160 из которых – бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета ленточное, темп стрельбы – 700-800 выстрелов в минуту.



1 - орудие; 2 - двигатель; 3 - генератор; 4 - смотровой прибор механика-водителя; 5 - пулемет; 6 - смотровой прибор наводчика БМП; 7 - гранатомет постановки дымовой завесы; 8 - топливный бак; 9 - отсек аккумуляторов; 10 - топливный бак; 11 - каток; 12 - сиденья десанта; 13 - ограждение башни; 14 - сиденье наводчика; 15 - сиденье стрелка; 16 - сиденье механика-водителя; 17 - фильтро-вентиляционная установка; 18 - штурвал

Пушка и спаренный с ней пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы – автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При этом осуществляются стабилизация и стабилизированное наведение спаренной установки в вертикальной и горизонтальной плоскостях. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизация и стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью. Предусмотрен вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, с перебросочной скоростью 30 градусов/с по кратчайшему расстоянию.

Оператор-наводчик пользуется комбинированным (дневной и активнопассивный ночной перископический) прицелом с кратностью увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются 3 перископических электрообогревных смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у командира имеется комбинированный (дневной и активный ночной) бинокулярный перископический прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0 крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3 предназначен для поиска воздушных и наземных целей, слежения за ними и наведения на них оружия. При этом по наземным целям стрельба может производиться с места и с ходу, а по воздушным целям – с места.



Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который может использоваться в машинном и выносном вариантах. Перевод противотанкового комплекса из машинного варианта в выносной производится силами двух членов экипажа. Общим элементом машинной и выносной пусковых установок является прицел 9Ш119М1.
Важную роль в обеспечении высокой огневой мощи машины играет оружие, используемое стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2 зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1. Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100 патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и коробка с 440 патронами) размещены в боевом и десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7 имеется 5 гранат ПГ-7В.
Защита от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневой конструкции – корпуса и башни, а также применением специальных систем, затрудняющих попадание снарядов в машину и снижающих эффективность их воздействия.
Корпус машины сварной, изготовленный из катаных листов броневой стали. Детали корпуса имеют различные толщины и конструктивные углы для обеспечения наилучшей защиты от пуль, малокалиберных снарядов, осколков снарядов и мин, а также прочности и жесткости конструкции. По конфигурации корпуса БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что связано с установкой на ней значительно большей по размерам двухместной башни. Последняя имеет конусообразную форму, сварена из стальных броневых листов. На крыше башни предусмотрены люки командира и оператора, отверстия для установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и нижним погонами шариковой опоры) имеются резиновые уплотнения, обеспечивающие герметизацию внутреннего пространства. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен подбой, который повышает защиту экипажа от проникающей радиации.



Защита экипажа и десанта от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных средств обеспечивается системой герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, в состав которой входят прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), фильтровентиляционная установка, постоянные и закрывающиеся уплотнения, исполнительные механизмы. Система имеет автоматическое включение с ручным дублированием.
На машине установлено противопожарное оборудование двухкратного действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, трубопроводов и устройства управления. Имеется также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система маскировки включает термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку непросматриваемой (в видимой части спектра) дымовой завесы шириной 100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм системы 902В «Туча». Последние позволяют с помощью дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом, защитные характеристики БМП-2 такие же, как у БМП-1.
На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Его мощность 210...221 кВт. Масса сухого двигателя около 700 кг. Общая вместимость топливных баков 460 литров. В зимнее время используется зимнее или арктическое, а летом летнее дизельное топливо. Удельный расход топлива при максимальной мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3. Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный расход масла при частоте вращения коленчатого вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения пуска в холодное время в системе охлаждения имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным факельным подогревателем (БФП) впускного воздуха. Основным способом пуска является пуск сжатым воздухом, дополнительным – с помощью электростартера. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды. Клапан взводится в исходное положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу заднего хода. При включении замедленного диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые. Их тормоза поворота и блокировочные фрикционы многодисковые, работающие в масле с трением сталь по металлокерамике. Остановочные тормоза ленточные, плавающие, двустороннего действия, сухие. Приводы управления: главным фрикционом – гидравлический (при неработающем двигателе – пневматический); переключением передач – механический с гидравлическим сервированием на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными механизмами поворота – гидравлический со следящим воздействием на фрикционы и тормоза ПМП; остановочными тормозами – гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе – пневматический); стояночным тормозом (левый тормоз остановочных тормозов) – механический. Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП, тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые редукторы планетарные, одноступенчатые. Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.

Гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы 300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса сварно-литые, установлены в кормовой части корпуса машины на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные и поддерживающие катки сварные с обрезиненными ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки опорных катков используется Литол-24, поддерживающих катков – масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х – пружинные упоры (ограничители хода катков).

БМП-2 – это советская боевая машина пехоты, появившаяся в ходе модификации БМП-1, которая перестала удовлетворять армию боевыми характеристиками. Разработка Объект 675 началась в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода в 1974 году, а в апреле 1980 года появился приказ срочно приступить к серийному производству и начать поставки в Афганистан в этом же месяце новой машины.

Интересно, что Объект 675 принят на вооружение и получил обозначение БМП-2 в октябре, в то время, когда уже несколько месяцев принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Эта спешка во многом случилась из-за генерала Зайцева, который был уверен в необходимости новой техники.

Устройство

БМП-2 довольно похожа на предшественницу, действительно сильно отличаются башня и комплекс вооружения. Машина предназначена для экипажа из 3 человек и 7 десантников.

Корпус защищён лишь от пуль и осколков, толщина брони достигает 19 мм. Механик-водитель расположен в передней части, слева от МТО за теплозвукоизоляционной перегородкой. Дальше расположен стрелок, имеющий в своём распоряжении амбразуру, приборы наблюдения и средства связи.

Боевое отделение под башней размещает в себе систему питания пушки, боеукладки ПТУР и патронов для пулемёта.

Десантное отделение в корме оборудовано 6 местами с амбразурами для десанта и две двери для погрузки. В случае экстренной ситуации люди могут воспользоваться 2 люками в крыше корпуса. Посередине отделения установлен топливный бак и электрооборудование.

Новая конусообразная башня защищена сильнее, толщина лобовой брони достигает 23 мм. Внутри располагаются командир и оператор-наводчик БМП-2.

Экипаж защищён от различных внешних угроз вроде радиоактивной пыли подбоем и автоматической системой герметизации обитаемых отделений, в которые поступает лишь очищенный воздух. Также имеется автоматическая система пожаротушения и термодымовая аппаратура, позволяющая ставить дымовую завесу.

Вооружение

Пушка БМП-2 – это стабилизированная 30 мм 2А42 со спаренным 7.62 мм пулемёт ПКТ. Может показаться странным уменьшение калибра, однако есть причины. Прежнее орудие калибром 73 мм не было способно уничтожать танки, из-за чего приходилось использовать ПТУР, при этом слабо справлялось с поражением пехоты, легкобронированных машин и медленных воздушных целей из-за низкой точности и дальности стрельбы.

30 мм пушка на испытаниях показала себя с хорошей стороны, уничтожив всё навесное оборудование и повредив броню обстреливаемого танка, при этом обладая хорошими точностью и скорострельностью. Скорострельность более 550 выстр/мин, дальность стрельбы 2000 метров бронебойными снарядами и 4000 метров осколочно-фугасно-зажигательными. Боекомплект состоит из 500 снарядов калибра 30 мм и 2000 7.62 мм.

Как и предшественница, БМП-2 имеет на крыше башни ПТРК Конкурс или Фагот в зависимости от модификации с 4 ракетами. Для защиты установлено 6 дымовых гранатомётов 902В «Туча».

Благодаря такой комбинации вооружения, боевая машина пехоты способна вести огонь по живой силе противника, различным машинам, танкам и вертолётам.

Подвижность

Максимальную скорость в 65 км/час обеспечивает дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. и жидкостным охлаждением. Он находится вместе с трансмиссией БМП-2 спереди, справа от механика-водителя за бронированной плитой, которая делает практически невозможным ремонт и обслуживание в полевых условиях. Зато коробка передач вместе с рулевым управлением и сцеплением находятся рядом и легкодоступны.

Ходовая часть идентична ходовой части БМП-1 и имеет шесть опорных катков. Из-за переднемоторной компоновки БМП-2 имеет отвратительную управляемость на больших скоростях и сильно клюёт носом на бездорожье, из-за чего неопытные водители пробивают амортизаторы и ломают торсионы. Приятной особенностью является рулевое управление, представляющее собой своеобразный штурвал и позволяет плавно менять тягу при поворотах.

Боевое применение

Впервые БМП-2 в бою оказалась в 1982 году и показали преимущество своей 30 мм пушки. Большие углы вертикальной наводки позволили бороться с врагом, занимающим господствующие высоты, а стрельба очередью – успешно уничтожать пехоту.

Позже машина приняла участие в войне в Персидском заливе, встретив американские M2 Bradley и Абрамс . Потери были с обеих сторон, но известно о нескольких случаях поражения танков в кормовое отделение с последующим пожаром.

Чеченская война обернулась большими потерями российских военных, в том числе и экипажей БМП-2, впрочем, винить в этом технику не стоит.

Модификации

БМП-2Д появилась сразу после начала боевых действий в Афганистане, получив стальные экраны на бортах и дополнительную бронеплиту на днище корпуса.

БМП-2К – командирская версия, оборудованная дополнительными средствами связи и местами внутри со столиками и подсветкой для штабистов. Визуально определяется по второй антенне.

БМП-2 с АГС-17 Пламя – небольшая серия машин с гранатомётом в задней части башни с дистанционным управлением.

БМП-2 с БМ Бахча-У – опытная машина, получившая боевой модуль Бахча-У со спаренными 100 мм орудием, способным запускать управляемые ракеты, 30 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулемётом. Удалось значительно повысить огневую мощь, но десант сократился до 5 человек, а сама машина перестала плавать.

БМП-2М Бережок – модификация, используемая в Алжире и отличающаяся ещё одним панорамным прицелом и 4 пусковыми установками ПТУР Корнет.

Эпилог

БМП-2 находится на вооружении огромного количества стран и за годы своей службы поучаствовала во многих вооружённых конфликтах. Несмотря на некоторые ярко выраженные недостатки, машина пользуется популярностью у зарубежных заказчиков, а в отечественных войсках будет использоваться вместе с более новыми

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то