Договор о сокращении снп - новый этап в развитии договорной базы в области сокращения ядерных вооружений (справочная информация). Ограничение и сокращение стратегических вооружений Договор о сокращении вооружений

В связи с этим представляется целесообразным еще раз оценить влияние данного Договора на стратегическое сдерживание и возможные перспективы дальнейшего переговорного процесса в области СНВ.

Складывающаяся в настоящее время внешнеполитическая обстановка кардинально осложнила на неопределенный период военно-политические отношения между Россией и США, в том числе в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений. Пока трудно спрогнозировать, когда стороны вернутся за стол переговоров для уточнения отношений в области стратегического сдерживания. А высказывания нового президента США Дональда Трампа и представителей его администрации только затуманили и без того неясные перспективы дальнейших шагов в сфере дискуссии по СНВ.

Согласно договорам в области СНВ к стратегическим наступательным вооружениям относятся:

– межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования с максимальной дальностью пуска свыше 5500 км;

– баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) с максимальной дальностью пуска свыше 600 км;

– тяжелые бомбардировщики (ТБ), к которым относятся бомбардировщики (самолеты-носители) с дальностью полета более 8000 км или оснащенные крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) с максимальной дальностью пуска более 600 км.

Договор СНВ-3 заменил Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 г. Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 г. (Договор СНВ-1) утратил силу 5 декабря 2009 г.

Особенности Договора СНВ-3 таковы:

1. Для МБР и БРПЛ засчитывается установленное на них количество ядерных боеприпасов (ЯБП), которыми являются боевые блоки (ББ). Для тяжелых бомбардировщиков засчитывается только одна ядерная крылатая ракета воздушного базирования большой дальности или ядерная авиационная бомба (ЯАБ), хотя ТБ может нести и большее количество ракет или бомб.

2. На сокращение СНВ до установленных уровней отведено ровно семь лет после вступления Договора в силу – с 5 февраля 2011 г. до 4 февраля 2018 г. С 5 февраля 2018 г. и до окончания действия Договора (по 4 февраля 2021 г. включительно) у каждой из сторон должно быть не более 800 носителей, из них не более 700 развернутых и не более 1550 ЯБП на развернутых носителях, на общее количество ЯБП ограничений нет.

Данные по количественному составу СНВ в стратегических наступательных силах (СНС) США и стратегических ядерных силах (СЯС) России приведены в таблице 1.

Можно заключить, что США в соответствии с Договором СНВ-3 должны утилизировать более 300 и вывести из состава «развернутых» около 200 носителей. России необходимо утилизировать менее 70 носителей, а сокращения количества развернутых носителей не требуется.

Для выполнения договорных ограничений США планировали к 2018 г.:

– из имеющихся 450 шахтных пусковых установок (ШПУ) с МБР демонтировать 30 ШПУ, оставив развернутыми 400 МБР, а 20 ШПУ будут содержаться без ракет с возможностью их установки;

– сократить количество развернутых пусковых установок (ПУ) на каждой из 14 подводных лодок атомных с ракетами баллистическими (ПЛАРБ) с 24 до 20 ед. Для чего на каждой из них по четыре ПУ будут приведены в состояние, исключающее возможность размещения и пуска БРПЛ. В результате на 12 боеготовых ПЛАРБ будут развернуты 240 БРПЛ (по две ПЛАРБ будут находиться на плановом ремонте);

– сократить количество развернутых ТБ с 72 до 60 ед., сохранив общее количество тяжелых бомбардировщиков – носителей ядерного оружия (96 ед.), из них неразвернутых – 36;

– снять часть боевых блоков с МБР и БРПЛ.

Хотя до окончания этапа выхода на принятые в Договоре СНВ-3 ограничения осталось совсем мало времени, информация о реальном выполнении США указанных мероприятий практически отсутствует. Известно лишь, что извлечены из шахт 30 МБР и готовы к установке пластиковые прокладки для 48 пусковых установок БРПЛ, которые, по утверждению американской стороны, якобы сделают невозможным пуск ракет.

У России же задача не в том, как сократить СНВ до предписанных уровней, а как «дотянуться» до них. Во время действия СНВ-3 из-за исчерпания технического ресурса из боевого состава будут выведены:

– все МБР стационарного базирования типов РС-20 и РС-18 с разделяющимися головными частями (РГЧ);

большая часть мобильных моноблочных МБР «Тополь»;

– все ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН) типа «Кальмар» (проект 667 БДР) и некоторые РПЛСН типа «Дельфин» (проект 667 БДРМ), оснащенные БРПЛ с РГЧ;

– существенная часть ТБ Ту-95.

Предпринимаемые усилия по обеспечению СЯС новыми образцами вооружений позволят компенсировать убыль носителей, но не в том темпе, как хотелось бы. Впервые в истории договоров по стратегическим вооружениям количественный состав российских СНВ по носителям будет ниже ограничений Договора, а затем, как ожидается, он может подняться до установленного уровня.

Существуют обстоятельства, не позволяющие оценивать сокращение СНВ только количествами развернутых ЯБП и носителей. В сложившемся договорном поле США оставили себе возможность наращивания стратегического ядерного потенциала за счет «возвратного потенциала» ядерных боеприпасов. Снимаемые с носителей «лишние» ЯБП переходят в разряд «неразвернутых», которые по Договору СНВ-3 не учитываются и направляются, как правило, на «оперативное хранение», что позволяет возвратить их на носители. Дополнительные возможности по развертыванию СНВ имеются у США и за счет возврата в боевой состав резервных носителей с установкой на них ЯБП «возвратного потенциала». Надо учесть, что у России в современных условиях возможность использования «возвратного потенциала» ЯБП из-за относительного дефицита носителей практически минимальна .

Оценка возможного состава развернутых американских СНВ и варианты их наращивания в условиях Договора СНВ-3 приведены в таблице 2 (более полные сведения по прогнозируемому составу стратегических наступательных вооружений США на 2012-2021 гг. при выполнении условий Договора СНВ-3 и при отказе от их выполнения приведены в статье «Ядерный резерв Пентагона» в журнале «Национальная оборона» №8/2012 г.). Из этих данных следует, что у США имеется значительный резерв ядерных боеприпасов, за счет которого возможно наращивание количества развернутых ЯБП в масштабах, существенно (в 2,44 раза) превышающих ограничения Договора СНВ-3. Это ставит под сомнение необратимость проводимых сокращений ядерных вооружений.

Другим проблемным вопросом является взаимосвязь ограничений и сокращений СНВ с созданием противоракетной обороны (ПРО). При развертывании Соединенными Штатами в двадцатых годах ХХI века (срок совпадает с истечением действия Договора СНВ-3) глобальной системы ПРО возможности России по нанесению ответного удара могут быть существенно снижены.

Наличие системы ПРО может стать побудительным мотивом для нанесения обезоруживающего удара по РФ, если прогнозируемые результаты ответного удара «возмездия» будут выглядеть не очень устрашающими для лиц, принимающих решение на превентивный удар. Это придает особую актуальность разработке мер по повышению эффективности ответных действий российских СЯС, а также вынуждает рассматривать вопрос о целесообразности участия России в Договоре СНВ-3 при развертывании США глобальной системы ПРО.

Как уже было указано, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений действует до 5 февраля 2021 г. До достижения данного срока Москва и Вашингтон должны определить судьбу не только данного договора, но и всего процесса контроля над СНВ. В Договоре статьей XIV (пункты 2 и 3) предусмотрены следующие направления развития ситуации:

– замена Договора СНВ-3 после истечения его срока действия новым юридически обязывающим соглашением в области ограничения и сокращения СНВ;

– продление, по обоюдному решению сторон, срока действия Договора СНВ-3 на очередные пять лет, т.е. до 5 февраля 2026 г.;

– выход из Договора СНВ-3 либо РФ, либо США в порядке осуществления своего государственного суверенитета в случае, если военно-политическое руководство страны решит, что «связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы».

Денонсация Российской Федерацией Договора СНВ-3 может привести к следующим отрицательным последствиям:

1. Свертывание диалога между РФ и США и, как следствие, разрушение режима контроля над стратегическими ядерными вооружениями, действующего уже 45 лет (начало контроля над СНВ положено «Временным соглашением между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения СНВ», вступившим в силу 03.10.1972 г.). Это негативно отразится и на жизнеспособности режима нераспространения ядерного оружия, сформированного Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Статья VI ДНЯО требует от всех государств-участников, и прежде всего от государств, обладающих ядерным оружием, «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем». Проблема ядерного разоружения увязывается государствами, не обладающими ядерным оружием, с обеспечением жизнеспособности ДНЯО и постоянно поднимается на конференциях по рассмотрению действия Договора, которые проходят через каждые пять лет начиная с 1995 г. (пункт 3 статьи VIII ДНЯО).

2. Возобновление гонки вооружений в области СНВ и, как следствие, количественное наращивание группировки стратегических наступательных сил (СНС) США сверх уровней, определенных Договором СНВ-3, что приведет к необходимости реализации РФ соответствующих симметричных и асимметричных мер.

3. Необходимости дополнительных финансовых и материальных затрат на производство СНВ для обеспечения гарантированного выполнения российскими СЯС задачи сдерживания.

Проблема сохранения Договора СНВ-3 должна в первую очередь увязываться с ситуацией, складывающейся вокруг развертывания США глобальной системы противоракетной обороны. Качественное и количественное наращивание возможностей американской системы ПРО относится к исключительным обстоятельствам, определенным пунктом 3 статьи XIV, дающим право России выйти из Договора (Заявление РФ относительно противоракетной обороны от 8 апреля 2010 г.). На связь между СНВ и наращиванием ПРО указано и в преамбуле Договора СНВ-3.

По нашему мнению, при негативном развитии обстановки Россия может выйти из Договора СНВ-3 в следующих случаях:

1. Выхода США из Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор РСМД) 1987 г. и развертывания группировок ракет средней и меньшей дальности на территории европейских стран, Южной Кореи и Японии, что даст США дополнительные возможности по нанесению внезапного удара ядерными и неядерными наступательными средствами по территории России.

2. Развертывания систем высокоточного оружия большой дальности, в том числе и гиперзвукового, вблизи границ РФ.

3. Развертывания в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе компонентов ПРО США.

Денонсация Договора СНВ-3 в ответ на агрессивную военную и экономическую политику, проводимую США и европейскими государствами в отношении России, может стать политическим шагом Российской Федерации, демонстрирующим отношение нашего государства к складывающейся военно-политической ситуации.

Замена Договора СНВ-3 новым юридически обязывающим соглашением в области ограничения и сокращения СНВ до или после истечения его срока действия (пункт 2 статьи XIV Договора о СНВ) в настоящее время нецелесообразна для РФ ввиду отсутствия положительных решений по следующим ключевым проблемам:

1. Привлечения к процессу ограничения и сокращения СНВ помимо РФ и США других официальных ядерных государств – Великобритании, Франции и КНР, а в последующем – всех государств, обладающих ядерным оружием.

Россия, достигнув предусмотренных Договором СНВ-3 параметров, вышла на количественный уровень своих СНВ, ниже которого игнорирование учета ядерных вооружений Великобритании, Франции и КНР негативно отразится на военной безопасности РФ и поддержании стратегической стабильности в мире. Со времени начала реализации Договора СНВ-3 произошли существенные изменения соотношений количеств ЯБП данных государств (см. таблицу 3).

При нарастании напряженности максимально возможное наращивание американских СНВ за счет «возвратного потенциала» ЯБП и резерва носителей позволит странам НАТО иметь до 4400 ЯБП (в т.ч. до 400 у Франции и до 200 у Великобритании) на развернутых стратегических носителях.

Таким образом, при проведении более глубоких сокращений СНВ стратегические вооружения государств-членов НАТО будут примерно в 1,6 раза превосходить СЯС РФ по количеству развернутых ЯБП, а при дооснащении за счет «возвратного потенциала» – до 2,5-3 раз.

2. Юридической увязки процессов сокращения и ограничения СНВ с ограничением систем ПРО.

Позиция РФ относительно сокращений СНВ, реализуемых в рамках существующего и возможных новых договоров, должна однозначно увязываться с ситуацией, складывающейся при бесконтрольном развертывании США системы ПРО. Это объясняется тем, что при дальнейших сокращениях СНВ может существенно понизиться потенциал ответных действий СЯС РФ за счет перехвата как стратегических баллистических ракет, так и боевых блоков.

3. Распространения процесса ограничения и сокращения на крылатые ракеты морского базирования большой дальности.

Крылатые ракеты большой дальности различных видов базирования уже в настоящее время представляют серьезную угрозу группировке российских СЯС и объектам (элементам) системы боевого управления. Данная угроза в перспективе будет только возрастать и оказывать существенное влияние на потенциал ответных действий СЯС РФ, особенно при ожидаемом во второй половине 2020-х гг. принятии США на вооружение нового поколения КРМБ в обычном а, возможно, и в ядерном оснащении, с дальностью полета не менее 3500 км. Из-за американской позиции КРМБ не относятся к СНВ и не подпадают ни под какие-либо договорные ограничения, а США и НАТО продолжают определять это оружие как тактическое (нестратегическое). При этом в соответствии с международными соглашениями, КРВБ с дальностью более 600 км с 18 июня 1979 г. (дата подписания Договора ОСВ-2) учитываются в составе СНВ.

4. Сокращения «возвратного потенциала» СНС США. По оценкам, за счет «возвратного потенциала» ЯБП и резервных носителей в составе СНС возможно развертывание почти 3800 ЯБП, что более чем в два раза превосходит количество ББ, которое может быть развернуто на стратегических носителях СЯС ВС РФ.

Ожидается, что при действующих договорных ограничениях СНС США в период 2021-2026 гг. не претерпят принципиальных изменений своего состава в количественном и качественном отношениях, а кардинальное перевооружение СНС на новые образцы стратегических вооружений предположительно может начаться в 2026-2028 гг.

В случае прекращения действия Договора СНВ-3 Соединенные Штаты могут ускорить перевооружение на новые образцы СНВ с наращиванием боевого состава СНС для доминирования над Российской Федерацией в области стратегических наступательных вооружений, провоцируя новую ядерную оружейную гонку.

Важной задачей, способствующей сохранению жизнеспособности Договора СНВ-3, является принуждение США к проведению до 5 февраля 2018 г. реальных сокращения своих СНВ в соответствии с Договором. При отказе США от выполнения Договора СНВ-3 можно ожидать, что планируемые работы по сокращению количества ПУ проведены не будут, а в боевом составе СНС могут быть развернуты до 450 МБР и 336 БРПЛ.

В результате можно констатировать, что с точки зрения поддержания стратегической стабильности в мире сохранение жизнеспособности Договора СНВ-3 и продление его на очередные пять лет (до 5 февраля 2026 г.) является целесообразным шагом.

Вопрос о пролонгации Договора СНВ-3 или заключении нового соглашения по СНВ будет зависеть от складывающейся геополитической и стратегической обстановки. Следует иметь в виду, что процесс дальнейшего сокращения СНВ не видится как неуклонный и непрерывный поступательный процесс. Это связано с тем, что СНВ на каждом очередном уровне сокращений должны оставаться средством, ущерб от применения которого любой из сторон был бы неприемлемым для другой. Для России целью переговорного процесса является снижение уровня ядерного противостояния без нарушения стратегической стабильности и ущерба своей военной безопасности.

Переговорный процесс в области дальнейших сокращений ядерных вооружений должен быть увязан со следующими вопросами:

– принятие транспарентных мер по реальному сокращению СНВ с гарантированной ликвидацией «возвратного потенциала» в рамках договорных обязательств по ядерному разоружению;

– установление ограничения на развертывание систем ПРО;

– установление ограничений на развертывание систем стратегического неядерного оружия;

– исключение приближения военной инфраструктуры НАТО к границам России с установлением взаимобезопасного стратегического баланса сил между РФ и блоком НАТО, в том числе по численности, составу и дислокации сил общего назначения в Европе;

– вывод американского ядерного оружия, размещенного в Европе, на национальную территорию США;

– исключение развертывания ЯО и использования созданной СССР ядерной инфраструктуры (баз хранения, хранилищ, и др.) на территориях стран-участниц НАТО, являвшихся участницами Варшавского договора, а также бывших советских республик;

– исключение использования носителей, «высвобождающихся» при сокращении СНВ в рамках договорных обязательств, для комплектования стратегического неядерного оружия;

– ратификация всеми странами договоров о нераспространении ядерного оружия и о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и строгое их выполнение;

– запрещение милитаризации космического пространства;

– сотрудничество в вопросах нераспространения ракетных и ядерных технологий и противодействия возможным ракетным угрозам и заключение соответствующего договора;

– вовлечение в переговорный процесс по сокращению ядерных вооружений других ядерных государств;

– укрепление мер контроля и доверия.

В перспективе это может способствовать трансформации переговорного процесса в области СНВ в переговорный процесс по установлению всеобщего контроля над вооружениями.

Андрей Станиславович БОРИСЕНКО – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент Академии военных наук (АВН)

Алексей Викторович ЕВСЮКОВ – кандидат военных наук, профессор АВН

Михаил Евгеньевич СОСНОВСКИЙ – кандидат военных наук, профессор, член-корреспондент АВН

Александр Леонидович ХРЯПИН – доктор военных наук, старший научный сотрудник, действительный член АВН

Конечно, можно посчитать целью разоружения – полную ликвидацию вооружений в мире. Однако, представляется, что это эта цель не достижима. Главной задаче регулирования вооружений является их постепенное сокращение до необходимого минимума. Разоружение - это широкий комплекс согласованных госу­дарствами мероприятий, призванных уменьшить материальные средства ведения войны. В основе разоружения лежит принятие взаимных обязательств по их сокращению и даже отказ от наиболее опасных его видов (оружия массового поражения). Выше уже описывалась ситуация стратегического паритета в мире, однако нельзя сказать, чтобы разоружение касалось только РФ и США. В этом процессе участвуют все государства мира. Налагаемые на вооружения ограничения распространяются и на других субъектов.

Цель разоружения была предусмотрена еще в Уставе ООН. В настоящее время эта организация рассматривает и одобряет планы по разоружению. Для этих целей даже был создан специальный орган – Комиссия по разоружению. Хотя с момента создания этого органа было проведено несколько встреч, вклад Комиссии в разоружение нельзя назвать весомым.

Вторым направлением разоружения является использование переговорных механизмов (переговоры в Вене о сокращении обычных вооружений в Европе, переговоры между Россией и США о сокращении стратегических ядерных вооружений и др.).

Третье направление – использование международных конференций. Хотя международные конференции как метод сотрудничества все больше уходить в прошлое, уступая свое место международных организациям – постоянно действующим субъектам, тем не менее, в области международной безопасности они сохраняют свою роль. Так, например, в Женеве проходит Кон­ференция по разоружению, которая собирается вне рамок ООН.

В литературе принято выделять две программы разоружения: всеобъемлющую и частичную. Всеобъемлющее разоружение было установлено в Совместном заявлении Прави­тельств СССР и США 1961 года, где предусматривался полный роспуск вооруженных сил, ликвидация военных и обслуживающих армию учреждений, полное уничтожение оружия массового поражения и средств их доставки и т.п. Государства могли сохранить только неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан. Идея всеобъемлющего разоружения была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.

Частичное разоружение касается отдельных видов оружия, обычно наиболее опасного. В программу частичного разоружения попали: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие, обычные виды вооружений. Кроме того, частичное разоружение не ставит цели полной ликвидации всех вооружений, а лишь их сокращение до разумных пределов.


Центральное место в проблеме разоружения занимает ядерное разоружение . В доктрине и на практике существует спор о том, можно ли применять ядерное оружие. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций о запре­щении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Однако эти декларации нельзя однозначно рассматривать как обязательные для государств. Прямого запрета на применение ядерного оружия в международных договорах (так называемого, конвенционного запрета) нет. Даже Международный суд ООН, в который обратилась с просьбой дать по этому поводу консультативное заключение Генеральная Ассамблея ООН, не смог ответить однозначно – применять ядерное оружие нельзя. Хотя и отметил, что его можно отнести к оружию массового поражения, неизбирательного действия, применение которого запрещено нормами международного гуманитарного права. В результате вывод Суда получился таким: если государство все-таки прибегает к использованию этого оружия, то на него ложится вся ответственность за последствия его применения. Также следует отметить заявления СССР и США о неприменении ядерного оружия против агрессии неядерных держав.

В отношении ядерного разоружения в настоящее время предпринято следующее:

1. Запрет испытаний ядерного оружия (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.). Последний договор еще не вступил в силу, поскольку его не ратифицировали 12 «пороговых» (т.е. близких к созданию собственного ядерного оружия) стран. Хотя большинство государств с 90-х годов прошлого века не проводят испытания ядерного оружия, остается до сих пор неясным вопрос о проведении в 2006 году ядерного подземного взрыва Северной Кореей (КНДР).

2. Запрет распространения ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г., с 1995 года действует бессрочно). Ядерные государства отказываются от передачи материалов, технологий и готового оружия неядерным странам, а последние отказываются от собственного его создания и производства и приобретения у других стран. Это направление также натолкнулось на ряд проблем. Так, не все государства безоговорочно отказались от своей военной ядерной программы. В частности, остается нерешенной проблема программы Ирана, который заявляет о создании собственного производства обогащенного урана, что создает угрозу создания этим государством ядерного оружия.

3. Система гарантий МАГАТЭ. Она представляет собой специфический институт Агентства, призванный не допускать, чтобы ядерные объекты, которые подлежат контролю, были использованы для военных целей. В настоящее время действует более 200 соглашений о гарантиях, подписанных 140 государствами (а также Тайванем, провинцией Китая), из них 136 всеобъемлющих соглашений в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Предусматриваются предоставление государствами отчетов Агентству, а также проведение им инспекций.

4. Создание безъядерных зон. Речь идет не только о международной территории (Антарктика), но и вовлечение в эти зоны территории государств. Примером может служить Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., создавший такую же зону в южной части Тихого океана, Бангкокский договор 1995 г. – в Юго-Восточной Азии, Пелиндабский договор 1996 г. – в Африке. Также отдельную зону образует одно государство – Монголия. Пока только предполагается создание таких зон в Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), в Центральной Европе, Южной Азии и на Ближнем Востоке.

Ликвидация ракет средней и меньшей дальности . Регулируется подписанным в Вашингтоне в 1987 году договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней даль­ности и меньшей. Договор предусматривал ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности (826 РСД + 926 РМД со стороны СССР; 689 РСД + 170 РМД со стороны США), пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации были установлены в 3 года для ракет средней дальности, и полтора года – для ракет меньшей дальности. Договор предусматривал достаточно жесткие меры контроля – взаимные уведомления и отчетность, создание специальных комиссий и инспекция исполнения договора.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений . Стратегическое вооружение является самым современным и наиболее грозным видом вооруже­ния, оно составляет сердцевину боевой мощи ядерных держав. Поэтому разоружение в области ядерного оружия невозможно без сокращения стратегических вооружений. В 1972 г. в Москве были подписаны два соглашения - Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Времен­ное соглашение о некоторых мерах в области ограничения (стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Договор ПРО установил обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов противоракетной обороны. Каждое обязалось иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет), где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. А с июля 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, - только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок (для СССР - с центром в столице; для США - на базе Гранд-Форкс). В 2001 году США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», а 12 июня 2002 США в одностороннем порядке вышли из договора. Поэтому Договор ПРО в настоящее время не действует.

Согласно Договору СНВ-1 СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. В результате в СССР осталось 6,5 тыс. боеголовок, а в США – 8,5 тыс. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.

По Договору СНВ-2 запрещено использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован и РФ, и США, в силу так и не вступил. В ответ на выход в 2002 году США из договора ПРО Россия вышла из СНВ-2.

Договор СНВ-2 был заменен более мягким Договором СНП (Договор сокращении стратегических наступательных потенциалов), подписанным в мае 2002. Условия договора ограничивают количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу, срок его действия истекает 31 декабря 2012. Договор имеет менее жесткую систему контроля и отсутствие поэтапности исполнения.

Запрет химического и бактериологического оружия . Впервые запрет на применение этих видов вооружений в общей форме был сформулирован еще в «оговорке Мартенса», закрепленной в Гаагских конвенциях 1907 года, затем он был закреплен в Женевском протоколе 1925 г. Полный запрет разработки, производства, накопления бактериологического оружия был установлен Конвенцией о запрещении раз­работки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, а химического – Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. Обе конвенции устанавливают для государств обязанность уничтожить имеющиеся запасы биологического и химического оружия, не производить его и не передавать третьим странам.

Близко к запрету оружия массового поражения стоит запрет враждебного воздействия на природную среду, который был установлен заключенной в 1977 году одноименной конвенцией. Речь идет о нанесении ущерба или причинении вреда любому другому госу­дарству-участнику путем воздействия на природу, имеющего широкие, долгосрочные или серьезные последствия (искусственные земле­трясения, наводнения, уничтожение растительного мира и т. д.).

Сокращение обычных вооружений и вооруженных сил . Это направление разоружения было продиктовано тем обстоятельством, что наибольшее сосредоточение вооруженных сил было на территории Центральной Европы. Именно там находился центр противостояния НАТО – ОВД. В результате государства начали переговоры об их сокращении. Эта проб­лема всегда привлекала внимание государств. В итоге в 1990 году был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В соответствии с Договором сокращению подлежат наземные и воздушные виды вооружений, обладающие наступательными возможностями (танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты). Процесс сокращения осуществлялся в течение 40 месяцев после вступления Договора в силу. Был установлен контроль за осуществлением сокращения, важнейшей формой которого будет является инспекция на местах (без права отказа со стороны инспектируемых стран). Высказывается мнение, что процесс сокращения обычных вооружений должен быть продолжен. Однако события последних лет заставляют в этом усомниться.

28 мая 2007 года Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ - Нидерландам - с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств - участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене. На конференции был поставлен ряд вопросов европейской безопасности. Другие государства предложения РФ не поддержали. 13 июля 2007 года В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Причинами этого шага, по мнению Президента РФ, явились соображения безопасности России, вызванные поведением партнеров по соглашению. Объявление моратория означает отказ от взаимного военного инспектирования, отказ от количественных ограничений. Срок действия моратория не ограничен, его снятие поставлено в зависимость от поведения стран-членов НАТО.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известный под названием СНВ‑2, был подписан президентами РФ и США в Москве 3 января 1993 г. Его основным положением стало обязательство России и Соединенных Штатов сократить количество боезарядов на стратегических носителях до 3-3,5 тыс. единиц. Другим важным пунктом договора являлось требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боевым блоком, и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения должны были быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежали уничтожению. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры. Датой окончательного завершения сокращений было установлено 1 января 2003 г.

Поскольку при разработке Договора предполагалось, что значительная часть сокращений боезарядов может осуществляться с помощью снятия боевых блоков с развернутых систем, в Договоре СНВ‑2 были сняты практически все ограничения на уменьшение количества боезарядов, числящихся за баллистическими ракетами. Одновременно со смягчением ограничений на количество разгруженных боезарядов, Договор СНВ‑2 снимал требование о том, чтобы при разгрузке ракеты более, чем на два боезаряда, осуществлялось уничтожение платформы разведения.

Существенным отличием нового договора от СНВ‑1 1991 г. стал переход к пересчету количества крылатых ракет бомбардировщиков по их максимальному оснащению. Кроме этого, Договор СНВ‑2 разрешал переоснащение до 100 бомбардировщиков, не оснащенных крылатыми ракетами воздушного базирования, для выполнения неядерных задач, оставляя при этом возможность их обратного переоснащения.

26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке министр иностранных дел РФ и государственный секретарь США подписали Протокол к Договору СНВ‑2. Он предусматривал отсрочку осуществления Договора с 31 декабря 2001 г. до 31 декабря 2007 г. Она была связана с тем, что осуществление первого этапа выполнения Договора в соответствии с его первой статьей должно было бы завершиться в течение семи лет с момента вступления в силу Договора СНВ‑1 31 декабря 2001 г. Это означало, что в случае ратификации Договора СНВ‑2, например в 1997‑1998 гг., время на его выполнение сократилось бы на 3‑4 гг.

Российская сторона ратифицировала Договор в пакете с Протоколом 14 апреля 2000 г. с условием сохранения договора по ПРО 1972 г. США ратифицировали Договор в январе 1996 г., однако он в пакете с Протоколом от 26 сентября 1997 г. на ратификацию не выносился и, соответственно, считался не ратифицированным. Однако выход США из соглашения по ПРО в 2002 г. заставил российскую сторону заявить о прекращении своих обязательств по Договору СНВ‑2.

Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 (ОСВ-1), временное С. между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических вооружений. Подписано 26.05.1972 в Москве. Срок дей¬ствия 5 лет. Временное С. вступило в силу 3.10.1972. Протоколом к Временному С. устанавливались предельные уровни стратегического оружия. Стороны договорились о контроле за соблюдением положений Временного С. с помощью национальных технических средств, о запрещении преднамеренной маскировки. В соответствии с Временным С. РВСН впервые приступили к ликвидации пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (ПУ МБР). Согласно Протоколу о процедурах, регулирующих замену, демонтаж или уничтожение стратегических наступательных вооружений в РВСН в 1974-1976 гг. были сняты с боевого дежурства, демонтированы или уничтожены 210 ПУ МБР Р-16У, Р-9А с оборудованием и сооружениями стартовых позиций наземного и шахтного типа.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 (ОСВ-2) , Д. между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Вене 18.06.1979. Д. состоит из преамбулы и 19 статей. Неотъемлемой частью договора являются: Протокол к Д., Совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений. Д. устанавливает для обеих сторон предельные уровни средств доставки ядерного оружия; предусматривает сокращение существующих ядерных арсеналов и накладывает ограничения на модернизацию стратегических наступа¬тельных систем и создание новых систем. Каждая из сторон, в частности, обязалась: ограничить СНВ в количественном и качественном отношении, проявлять сдержанность в создании новых видов СНВ; ограничить пусковые установки (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) (баллистические ракеты с дальностью более 5500 км.), ПУ баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиков (ТБ), баллистические ракеты класса «воздух-земля» (БРВЗ) суммарным количеством, не превышающим 2400 единиц (по вступлении Д. в силу) и 2250 единиц (на 01.01.1981); ограничить ПУ МБР и БРПЛ, оснащенные разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) и боевых ракет воздушного базирования (БРВБ), оснащенные РГЧ ИН, а также ТБ, оснащенные крылатыми ракетами (КР) с дальностью более 600 км. суммарным количеством, не превышающим 1320 единиц; в пределах этого суммарного количества ПУ МБР, оснащенных РГЧ ИН, ограничено 820 единицами; не создавать новых типов МБР, за исключением одного легкого типа; начать переговоры о дальнейших мерах по сокращению и ограничению стратегических вооружений. Д. предусматривал качественные ограничения: стороны обязались не создавать и не развертывать боевых ракет с дальностью более 600 км. для установки на плавучих средствах, не являющихся подводными лодками, а также ПУ таких ракет; средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов ОМП, включая орбитальные ракеты, мобильные ПУ тяжелых МБР и др. В целях обеспечения соблюдения положений Д. предусмотрено использовать национальные технические средства. Срок действия Д. – 31.12.1985. Протокол к Д. предусматривал обязательства сторон: не развертывать КР с дальностью более 600 км. на ПУ морского или наземного базирования; не проводить летные испытания КР с дальностью 600 км., оснащенных РГЧ ИН, с ПУ морского или наземного базирования; не проводить летные испытания БРВЗ и не развертывать такие ракеты. В соответствии с Д. ОСВ-2 стороны обязались немедленно приступить к переговорам с целью дальнейшего ограничения и сокращения СНВ.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 (Договор о РСМД), Д. между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Подписан в Вашингтоне 8.12.1987. Вступил в силу 1.06.1988. Д. состоит из преамбулы и 17 статей. Неотъемлемой его частью являются: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Д., Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Д., и Протокол об инспекциях в связи с Д., подписанные одновременно с Д. В соответствии с Д. каждая из сторон ликвидирует свои ракеты средней и меньшей дальности и не имеет такие ракеты в дальнейшем. Ликвидации подлежат с советской стороны 826 развернутых и неразвернутых (находящихся в запасе, на хранении и т.п.) РСД (ракеты РСД-10, Р-12, Р-14, известные в США соответственно как СС-20, СС-4 и СС-5), 608 развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) для них, 60 ракетных операционных баз и десятки ракетных вспомогательных объектов и 926 развернутых и неразвернутых РМД (ОТР-22, ОТР-23, известные в США как СС-12 и СС-23); со стороны США – 689 РСД (ракеты «Першинг-2», ВGM-109G), в т.ч. 429 развернутых, и 170 РМД («Першинг-1А»). В качестве способов ликвидации ракет предусмотрены подрыв или сжигание, а для согласованного количества РСД – запуск. Корпус головных частей (ГЧ) деформировался, ядерный заряд (ЯЗ) – утилизировался. ПУ и вспомогательное оборудование ликвидируется путем приведения в состояние непригодности для использования в качестве боевой техники (методом подрыва для РСД-10, разрезания для Р-12, Р-14). Разрешалось до 100 ракет ликвидировать методом пуска. ГЧ без ЯЗ деформировались. Всего с 26 августа по 29 декабря 1988 в СССР ликвидированы методом пуска с полевых позиций из районов г. Читы и г. Канска под непосредственным контролем групп США 72 ракет РСД-10.

ПУ и транспортные средства для ракетных комплексов (РК) РСД-10 ликвидировались на базе «Сарны» (Украина), ракеты Р-12, Р-14 – на базе «Лесная» (Белоруссия), ракеты РСД-10 и их ГЧ – на полигоне «Капустин Яр». Разрешалось бывшие мобильные установки, транспортные средства (тягачи) использовать в народном хозяйстве. Д. предусматривалась система проверки соблюдения его положений, основанная на сочетании различных методов проверки с использованием как национальных технических средств контроля, так и разнообразных форм и методов (включая инспекционную деятельность), предполагающих определенную степень открытости сторон для такой проверки, а также механизм консультаций, которые могут потребоваться при практическом осуществлении положений Д. Период инспекционной деятельности, согласно положений Д., продолжался в течении 13 лет с момента вступления его в силу и закончился 31 мая 2001.

Д. является бессрочным, однако каждая из сторон имеет право выйти из него в силу исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 (СНВ-1), Д. между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Москве 31.07.1991, вступил в силу 5.12. 1994. Д. состоит из преамбулы и 19 статей. Неотъемлемой его частью являются: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Д., Протоколы к Д. (Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих под действие Д.; Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Д. и др.) и Приложения. Д. устанавливаются: уровни и подуровни количественных ограничений на развернутые носители ядерного оружия (ЯО), пусковых установок (ПУ) и боезаряды, порядок осуществления их сокращения; количественные ограничения на неразвернутые межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) для мобильных ПУ и их ПУ; количественные ограничения на установочное оборудование; количественные ограничения на ПУ, предназначенные для испытаний и обучения; порядок переоборудования МБР, ПУ и ликвидации СНВ; ограничения по модернизации и замене СНВ; ограничения на места размещения СНВ; система контроля за соблюдением положений Д.; меры сотрудничества, порядок ратификации, внесения поправок и регистрации Д. Д. также накладывает определенные ограничения на перемещения мобильных ПУ. В Д. приводятся перечень и основные тактико-технические характеристики (ТТХ) всех СНВ СССР и США, подпадающих под действие Д., и места их размещения. На дату подписания Д. существующими типами МБР, баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), тяжелых бомбардировщиков (ТБ) являлись: а) для СССР – МБР: РС-10, РС-12, РС-16, РС-20, РС-18, РС-22, РС-12М (известные в США соответственно как СС-11, СС-13, СС-17, СС-18, СС-19, СС-24, СС-25); БРПЛ: РСМ-25, РСМ-20, РСМ-50, РСМ-52, РСМ-54 (известные в США как СС-Н-6, СС-Н-8, СС-Н-18, СС-Н-20, СС-Н-23); ТБ: ТУ-95, ТУ-160, (известные в США как «Беар», «Блэкджек»); б) для США – МБР: «Минитмен-2», «Минитмен-3», МХ; БРПЛ: «Посейдон», «Трайден-1», «Трайден-2»; ТБ: В-52, В-1, В-2. За точку отсчета в Договоре взяты данные о стратегическом ЯО, которыми стороны обменялись по состоянию на 1.09.1989: у СССР носителей – 2500, боезарядов – 10271, у США соответственно 2246 и 10563. Д. определено, что сокращения должны производиться в три этапа и через семь лет после вступления Д. в силу (5.12.1994) число боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 6000 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ. Общее количество развернутых носителей соответственно не должно превышать 1600 единиц. По истечении семилетнего периода (по состоянию на 5.12.2001) количественные ограничения по носителям и боезарядам сторонами были выполнены. Д. предусмотрены качественные ограничения на возможности развития СНВ. В частности, запрещено разрабатывать тяжелые МБР новых типов; тяжелые БРПЛ, МБР и БРПЛ с количеством боезарядов более 10; боевых ракет класса «воздух-земля» и т.д. Д. предусмотрены два вида контроля: с использованием национальных технических средств и путем проведения инспекций. Включены новые в сравнении с Д. о РСМД виды инспекций: по подсчету количества ББ, после завершения рассредоточения, по подозрению. Д. предусматривает значительное увеличение количества взаимно передаваемой информации и оперативности ее представления. Стороны приняли обязательство не чинить препятствий контролю, соблюдать определенные правила получения телеметрической информации при проведении летных испытаний ракет (обмен после каждого пуска магнитными лентами с данными) для анализа специально согласованной группы параметров в интересах оценки и контроля договорных обязательств (стартовый вес МБР или БРПЛ, количество ступеней, забрасываемый вес, количество боеголовок). Срок действия Д. – 15 лет с момента обмена ратификационными грамотами (до 5.12.2009). Д. также может быть продлен по согласованию сторон на пятилетний срок и очередные пятилетние сроки, если только он не будет заменен до истечения этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Каждая из сторон имеет право выйти из него в силу исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу ее высшие интересы.

Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 (СНВ-2), Д. между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписан 3.01.1993 в Москве, срок действия распространялся до 2003. Д. состоит из преамбулы и 8 статей. Д. предусматривал сокращение к январю 2003 числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц, а также запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Неотъемлемой частью Д. являются Меморандум о договоренности о зачислении боезарядов и о данных по ТБ в связи с Д.; Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию тяжелых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и о процедурах, регулирующих переоборудование шахтных пусковых установок (ШПУ) тяжелых МБР в связи с Д.; Протокол о показах и инспекциях ТБ в связи с Д. Д. предусматривал более глубокие сокращения СНВ в меньшие сроки, чем Д. СНВ-1. Д. СНВ-2 до настоящего времени не ратифицирован США в части, касающейся Нью-Йоркского протокола от 26.09.1997, который является неотъемлемой частью Д. и предусматривает более длительные сокращения стратегических наступательных вооружений, чем сроки, указанные в тексте Д. РФ Д. СНВ-2 был ратифицирован в 2000 с рядом дополнительных условий. В 2002 РФ вышла из Д. СНВ-2 в ответ на выход США из договора по ПРО 1972. Он был заменен более компромиссным Д. о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов 2002 (Договор о СНП), Д. между РФ и США о сокращении стратегических наступательных вооружений. Подписан в Москве 24.05.2002, вступил в силу 1.06.2003. Д. состоит из преамбулы и 5 статей. Д. устанавливает, что к 31.12.2012 суммарное количество стратегических ядерных боезарядов у каждой из сторон не должно превышать 1700-2200 единиц. Д. не определена система контроля за ходом сокращения боезарядов. Стороны соглашаются, что Д. о стратегических наступательных вооружениях 1993 остается в силе в соответствии с его положениями. Срок действия Д. - до 31.12.2012. Д. также может быть продлен по согласованию сторон или заменен ранее этого срока последующим соглашением. Каждая из сторон в осуществление своего государственного суверенитета может выйти из Д. о СНП.

Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США (Договор СНВ‑1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша‑старшего и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия Договора составлял 15 лет (до 5 декабря 2009 года). При согласии сторон срок мог продлеваться по истечении 15 лет на последующие 5 лет.

Вопрос о преемственности обязательств Советского Союза по Договору СНВ‑1 был решен в мае 1992 года путем подписания Протокола к Договору, ставшего известным как Лиссабонский протокол. В соответствии с Протоколом преемниками статуса СССР стали Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина, которые приняли на себя обязательство осуществить предусмотренные Договором СНВ‑1 сокращения стратегических сил. Кроме этого, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательство присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств, тем самым обязуясь либо ликвидировать, либо передать России все оказавшиеся на их территории ядерные заряды. Впоследствии Россия заключила договоренности с Казахстаном и Белоруссией, в соответствии с которыми они передавали России также все носители ядерного оружия. Украина объявила все находящиеся на ее территории носители своей собственностью и выразила готовность самостоятельно осуществлять их ликвидацию в соответствии с процедурами Договора СНВ‑1.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то