Что происходит с воздухом при нагревании? Почему вода бывает легче самой воды?! Что при нагревании расширяется при охлаждении сжимается

Провода летом провисают намного силь­нее, чем зимой, т. е. летом они длиннее. Если набрать полную бу­тылку холодной воды и поставить в теплое место, то со временем часть воды из бутылки выльется, так как во время нагревания вода расширяется. Воздушный шарик, вынесенный из комнаты на мороз, уменьшается в объеме.

1. Убеждаемся в тепловом расширении твердых тел, жидкостей и газов

Несложные опыты и многочисленные на­блюдения убеждают нас в том, что, как прави­ло, твердые тела, жидкости и газы во время нагревания расширяются, а во время охлажде­ния сжимаются.

Тепловое расширение жидкостей и газов лег­ко наблюдать с помощью колбы, шейка которой плотно закупорена, а в пробку вставлена стек­лянная трубка. Перевернем колбу, заполненную воздухом, в сосуд с водой.

Теперь достаточно взяться за колбу рукой, и в скором времени воз­дух, расширяясь в колбе, будет выходить в виде пузырьков из трубки под водой (рис. 2.30).

Теперь наполним колбу какой-нибудь подкра­шенной жидкостью и закупорим так, чтобы часть жидкости вошла в трубку (рис. 2.31, а). Обозна­чим уровень жидкости в трубке и опустим колбу в сосуд с горячей водой. В первый момент уровень жидкости немного снизится (рис. 2.31, б), и это можно объяснить тем, что сначала нагревается и расширяется колба, а уже потом, нагреваясь, расширяется вода.

Рис. 2.30. При нагревании воз­дух в колбе расширяется и часть его выходит из колбы - это видно по пузырькам воздуха, выходящим из трубки


Рис. 2.31 Опыт, демонстрирующий, что при нагревании жидкость (как твердые тела и газы) расширяется: а - закрытая пробкой колба с жидкостью в трубке; б - в первый момент нагрева­ния уровень жидкости немного снижается; в - при дальнейшем нагревании уровень жидкости значительно повышается

В скором времени мы убедим­ся, что по мере нагревания колбы и воды в ней уровень жидкости в трубке заметно повысится (рис. 2.31, в). Итак, твердые тела и жидкости, как и газы, во время нагревания расширяются. Исследовательским путем выяснено, что твердые тела и жидкости во время нагревания расширяются намного меньше, чем газы.

Тепловое расширение твердых тел можно продемонстрировать также на следующем опы­те. Возьмем медный шарик, который в ненагре­том состоянии легко проходит сквозь пригнан­ное к нему кольцо. Нагреем шарик в пламени спиртовки и убедимся в том, что шарик теперь не будет проходить сквозь кольцо (рис. 2.32, а). После охлаждения шарик снова легко пройдет сквозь кольцо (рис. 2.32, б).

2. Выясняем причину теплового расширения

В чем же причина увеличения объема тел во время нагревания, ведь количество молекул с увеличением температуры не изменяется?

Атомно-молекулярная теория объясняет теп­ловое расширение тел тем, что с увеличением температуры увеличивается скорость движения атомов и молекул. В результате увеличивается среднее расстояние между атомами (молекулами).


Рис. 2.32. Опыт, иллюстрирую­щий тепловое расширение твер­дых тел: а - в нагретом состоя­нии шарик не проходит сквозь кольцо; б - после охлаждения шарик проходит сквозь кольцо

Соответственно, увеличивает­ся объем тела. И наоборот, чем ниже температура вещества, тем меньше межмолекулярные промежутки. Исключением является вода, чугун и некоторые дру­гие вещества. Вода, например, расширяется только при температуре выше 4 °С; при температуре от О 0C до 4 0C объем воды во время нагревания уменьшается.

3. Характеризуем тепловое расширение твердых тел

Выясним, как изменяются линейные размеры твердого тела вследствие изменения температуры . Для этого измерим длину алюминиевой трубки, по­том нагреем трубку, пропуская сквозь нее горячую воду. Спустя некоторое время можно заметить, что длина трубки незначительно увеличилась.

Заменив алюминиевую трубку стеклянной такой же длины, мы убедим­ся, что в случае одинакового увеличения температуры длина стеклянной трубки увеличивается намного меньше, чем длина алюминиевой. Таким об­разом, делаем вывод: тепловое расширение тела зависит от вещества, из которого оно изготовлено.

Физическая величина , характеризующая тепловое расширение материала и численно равная отношению изменения длины тела вследствие его нагрева­ния на I °С и его начальной длины, называется температурным коэффициен­том линейного расширения.

Температурный коэффициент линейного расширения обозначается сим­волом а и вычисляется по формуле:


Из определения температурного коэффициента линейного расширения можно получить единицу этой физической величины:

Ниже в таблице приведены температурные коэффициенты линейного расширения некоторых веществ.

4. Знакомимся с тепловым расширением в природе и технике

Способность тел расширяться во время нагревания и сжиматься во время охлажде­ния играет очень важную роль в природе. По­верхность Земли прогревается неравномерно. В результате воздух вблизи Земли также рас­ширяется неравномерно, и образуется ветер, предопределяющий изменение погоды. Нерав­номерное прогревание воды в морях и океанах приводит к возникновению течений, которые существенно влияют на климат. Резкие коле­бания температуры в горных районах вызыва­ют расширение и сжатие горных пород. А по­скольку степень расширения зависит от вида породы, то расширения и сжатия происходят неравномерно, и в результате образуются тре­щины, которые приводят к разрушению этих пород.

Тепловое расширение приходится прини­мать во внимание при строительстве мостов и линий электропередач, прокладывании труб отопления, укладке железнодорожных рельсов, изготовлении железобетонных конструк­ций и во многих других случаях.

Явление теплового расширения широко ис­пользуется в технике и быту. Так, для авто­матического замыкания и размыкания элект­рических цепей используют биметаллические пластинки - они состоят из двух полос с раз­ным коэффициентом линейного расширения (рис. 2.33). Тепловое расширение воздуха по­могает равномерно прогреть квартиру, охла­дить продукты в холодильнике , проветрить комнату.

Рис. 2.33. Для изготовления авто­матических предохранителей (а), для автоматического включения и выключения нагревательных приборов (б) широко используют­ся биметаллические пластинки (в). Один из металлов при увеличении температуры расширяется намно­го больше, чем другой, в результа­те этого пластинка изгибается (г) и размыкает­ся (или замыкается)

5. Учимся решать задачи

Длина стального железнодорожного рельса при температуре О о C равна 8 г. На сколько увеличится его длина в зной­ный летний день при температуре 40 °С?

Анализ условия задачи. Зная, как изменя­ется длина стальной детали вследствие нагре­вания на 1 °С, т. е. зная температурный ко­эффициент линейного расширения стали, мы найдем, на сколько изменится длина рельса вследствие нагревания на 40 °С. Температурный коэффициент линейного расширения стали найдем по таб­лице, приведенной выше.


  • Подводим итоги

Твердые тела, жидкости и газы во время нагревания, как правило, расширяются. Причина теплового расширения в том, что с увеличением температуры увеличивается скорость движения атомов и молекул. В ре­зультате увеличивается среднее расстояние между атомами (молекулами). Тепловое расширение твердых веществ характеризуется коэффициентом ли­нейного расширения. Коэффициент линейного расширения численно равен отношению изменения длины тела вследствие нагревания его на 1 о C и его начальной длины

  • Контрольные вопросы

1. Приведите примеры, подтверждающие, что твердые тела, жидкос­ти и газы расширяются во время нагревания.

2. Опишите опыт, де­монстрирующий тепловое расширение жидкостей.

3. В чем причина увеличения объема тел во время нагревания?

4. От чего, кроме тем­пературы, зависит изменение размеров тел во время их нагревания (охлаждения)?

5. В каких единицах измеряется коэффициент ли­нейного расширения?

  • Упражнения

1. Выберите все правильные ответы. Когда тело охлаждается, то:

а) скорость движения его молекул уменьшается;
б) скорость движения его молекул увеличивается;
в) расстояние между его молекулами уменьшается;
г) расстояние между его молекулами увеличивается.

2. Как изменится объем воздушного шарика, если мы перенесем его из холодного помещения в теплое? Почему?
3. Что происходит с расстояниями между частичками жидкости в тер­мометре в случае похолодания?
4. Правильным ли является утверждение, что во время нагревания тело увеличивает свои размеры, так как размеры его молекул уве­личиваются? Если нет, предложите свой, исправленный, вариант.
5 . Зачем на точных измерительных приборах указывают темпера­туру?
6. Вспомните опыт с медным шариком, который вследствие нагрева­ния застревал в кольце (см. рис. 2.32). Как изменились вследствие нагревания: объем шара; его масса; плотность; средняя скорость движения атомов?
7. После того как пар кипящей воды пропустили через латунную трубку, длина трубки увеличилась на 1,62 мм. Чему равен коэффи­циент линейного расширения латуни, если при температуре 15 0C
длина трубки равна 1 м? Напоминаем, что температура кипящей воды равна 100 °С.
8. Платиновый провод длиной 1,5 м находился при температуре 0 °С. Вследствие пропускания электрического тока провод раскалился и удлинился на 15 мм. До какой температуры он был нагрет?
9. Медный лист прямоугольной формы, размеры которого при темпе­ратуры 20 0C составляют 60 см х 50 см, нагрели до 600 °С. Как из­менилась площадь листа?

  • Экспериментальные задания

1. Как, имея дощечку, молоток, два гвоздика, спиртовку и пинцет, показать, что размер монеты в 5 копеек во время нагревания уве­личивается? Выполните соответствующий опыт. Объясните наблю­даемое явление.

2. Наполните бутылку водой так, чтобы внутри остался пузырек воз­духа. Нагрейте бутылку в горячей воде. Проследите, как изменят­ся размеры пузырька. Объясните результат..

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Раздел молекулярной физики, который изучает передачу энергии, закономерности превращения одних видов энергии в другие. В отличие от молекулярно-кинетической теории, в термодинамике не учитывается внутреннее строение веществ и микропараметры .

Термодинамическая система

Это совокупность тел, которые обмениваются энергией (в форме работы или теплоты) друг с другом или с окружающей средой. Например, вода в чайнике остывает, происходит обмен теплотой воды с чайником и чайника с окружающей средой. Цилиндр с газом под поршнем: поршень выполняет работу, в результате чего, газ получает энергию, и изменяются его макропараметры .

Количество теплоты

Это энергия , которую получает или отдает система в процессе теплообмена. Обозначается символом Q, измеряется, как любая энергия, в Джоулях.

В результате различных процессов теплообмена энергия, которая передается, определяется по-своему.

Нагревание и охлаждение

Этот процесс характеризуется изменением температуры системы. Количество теплоты определяется по формуле


Удельная теплоемкость вещества с измеряется количеством теплоты, которое необходимо для нагревания единицы массы данного вещества на 1К. Для нагревания 1кг стекла или 1кг воды требуется различное количество энергии. Удельная теплоемкость - известная, уже вычисленная для всех веществ величина, в физических таблицах.

Теплоемкость вещества С - это количество теплоты, которое необходимо для нагревания тела без учета его массы на 1К.

Плавление и кристаллизация

Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое. Обратный переход называется кристаллизацией.

Энергия, которая тратится на разрушение кристаллической решетки вещества, определяется по формуле

Удельная теплота плавления известная для каждого вещества величина, в физических таблицах.

Парообразование (испарение или кипение) и конденсация

Парообразование - это переход вещества из жидкого (твердого) состояния в газообразное. Обратный процесс называется конденсацией.

Удельная теплота парообразования известная для каждого вещества величина,

Темы кодификатора ЕГЭ : изменение агрегатных состояний вещества, плавление и кристаллизация, испарение и конденсация, кипение жидкости, изменение энергии в фазовых переходах.

Лёд, вода и водяной пар - примеры трёх агрегатных состояний вещества: твёрдого, жидкого и газообразного. В каком именно агрегатном состоянии находится данное вещество - зависит от его температуры и других внешних условий, в которых оно находится.

При изменении внешних условий (например, если внутренняя энергия тела увеличивается или уменьшается в результате нагревания или охлаждения) могут происходить фазовые переходы - изменения агрегатных состояний вещества тела. Нас будут интересовать следующие фазовые переходы .

Плавление (твёрдое тело жидкость) и кристаллизация (жидкость твёрдое тело).
Парообразование (жидкость пар) и конденсация (пар жидкость).

Плавление и кристаллизация

Большинство твёрдых тел являются кристаллическими , т.е. имеют кристаллическую решётку - строго определённое, периодически повторяющееся в пространстве расположение своих частиц.

Частицы (атомы или молекулы) кристаллического твёрдого тела совершают тепловые колебания вблизи фиксированных положений равновесия - узлов кристаллической решётки.

Например, узлы кристаллической решётки поваренной соли - это вершины кубических клеток «трёхмерной клетчатой бумаги» (см. рис. 1 , на котором шарики большего размера обозначают атомы хлора (изображение с сайта en.wikipedia.org.)); если дать испариться воде из раствора соли, то оставшаяся соль будет нагромождением маленьких кубиков.

Рис. 1. Кристаллическая решётка

Плавлением называется превращение кристаллического твёрдого тела в жидкость. Расплавить можно любое тело - для этого нужно нагреть его до температуры плавления , которая зависит лишь от вещества тела, но не от его формы или размеров. Температуру плавления данного вещества можно определить из таблиц.

Наоборот, если охлаждать жидкость, то рано или поздно она перейдёт в твёрдое состояние. Превращение жидкости в кристаллическое твёрдое тело называется кристаллизацией или отвердеванием . Таким образом, плавление и кристаллизация являются взаимно обратными процессами.

Температура, при которой жикость кристаллизуется, называется температурой кристаллизации . Оказывается, что температура кристаллизации равна температуре плавления: при данной температуре могут протекать оба процесса. Так, при лёд плавится, а вода кристаллизуется; что именно происходит в каждом конкретном случае - зависит от внешних условий (например, подводится ли тепло к веществу или отводится от него).

Как происходят плавление и кристаллизация? Каков их механизм? Для уяснения сути этих процессов рассмотрим графики зависимости температуры тела от времени при его нагревании и охлаждении - так называемые графики плавления и кристаллизации.

График плавления

Начнём с графика плавления (рис. 2 ). Пусть в начальный момент времени (точка на графике) тело является кристаллическим и имеет некоторую температуру .

Рис. 2. График плавления

Затем к телу начинает подводиться тепло (скажем, тело поместили в плавильную печь), и температура тела повышается до величины - температуры плавления данного вещества. Это участок графика.

На участке тело получает количество теплоты

где - удельная теплоёмкость вещества твёрдого тела, - масса тела.

При достижении температуры плавления (в точке ) ситуация качественно меняется. Несмотря на то, что тепло продолжает подводиться, температура тела остаётся неизменной. На участке происходит плавление тела - его постепенный переход из твёрдого состояния в жидкое. Внутри участка мы имеем смесь твёрдого вещества и жидкости, и чем ближе к точке , тем меньше остаётся твёрдого вещества и тем больше появляется жидкости. Наконец, в точке от исходного твёрдого тела не осталось ничего: оно полностью превратилось в жидкость.

Участок соответствует дальнейшему нагреванию жидкости (или, как говорят, расплава ). На этом участке жидкость поглощает количество теплоты

где - удельная теплоёмкость жидкости.

Но нас сейчас больше всего интересует - участок фазового перехода. Почему не меняется температура смеси на этом участке? Тепло-то подводится!

Вернёмся назад, к началу процесса нагревания. Повышение температуры твёрдого тела на участке есть результат возрастания интенсивности колебаний его частиц в узлах кристаллической решётки: подводимое тепло идёт на увеличение кинетической энергии частиц тела (на самом деле некоторая часть подводимого тепла расходуется на совершение работы по увеличению средних расстояний между частицами - как мы знаем, тела при нагревании расширяются. Однако эта часть столь мала, что её можно не принимать во внимание.).

Кристаллическая решётка расшатывается всё сильнее и сильнее, и при температуре плавления размах колебаний достигает той предельной величины, при которой силы притяжения между частицами ещё способны обеспечивать их упорядоченное расположение друг относительно друга. Твёрдое тело начинает «трещать по швам», и дальнейшее нагревание разрушает кристаллическую решётку - так начинается плавление на участке .

С этого момента всё подводимое тепло идёт на совершение работы по разрыву связей, удерживающих частицы в узлах кристаллической решётки, т.е. на увеличение потенциальной энергии частиц. Кинетическая энергия частиц при этом остаётся прежней, так что температура тела не меняется. В точке кристаллическая структура исчезает полностью, разрушать больше нечего, и подводимое тепло снова идёт на увеличение кинетической энергии частиц - на нагревание расплава.

Удельная теплота плавления

Итак, для превращения твёрдого тела в жидкость мало довести его до температуры плавления. Необходимо дополнительно (уже при температуре плавления) сообщить телу некоторое количество теплоты для полного разрушения кристаллической решётки (т.е. для прохождения участка ).

Это количество теплоты идёт на увеличение потенциальной энергии взаимодействия частиц. Следовательно, внутренняя энергия расплава в точке больше внутренней энергии твёрдого тела в точке на величину .

Опыт показывает, что величина прямо пропорциональна массе тела:

Коэффициент пропорциональности не зависит от формы и размеров тела и является характеристикой вещества. Он называется удельной теплотой плавления вещества . Удельную теплоту плавления данного вещества можно найти в таблицах.

Удельная теплота плавления численно равна количеству теплоты, необходимому для превращения в жидкость одного килограмма данного кристаллического вещества, доведённого до температуры плавления.

Так, удельная теплота плавления льда равна кДж/кг, свинца - кДж/кг. Мы видим, что для разрушения кристаллической решётки льда требуется почти в раз больше энергии! Лёд относится к веществам с большой удельной теплотой плавления и поэтому весной тает не сразу (природа приняла свои меры: обладай лёд такой же удельной теплотой плавления, как и свинец, вся масса льда и снега таяла бы с первыми оттепелями, затопляя всё вокруг).

График кристаллизации

Теперь перейдём к рассмотрению кристаллизации - процесса, обратного плавлению. Начинаем с точки предыдущего рисунка. Предположим, что в точке нагревание расплава прекратилось (печку выключили и расплав выставили на воздух). Дальнейшее изменение температуры расплава представлено на рис. (3) .

Рис. 3. График кристаллизации

Жидкость остывает (участок ), пока её температура не достигнет температуры кристаллизации, которая совпадает с температурой плавления .

С этого момента температура расплава меняться перестаёт, хотя тепло по-прежнему уходит от него в окружающую среду. На участке происходит кристаллизация расплава - его постепенный переход в твёрдое состояние. Внутри участка мы снова имеем смесь твёрдой и жидкой фаз, и чем ближе к точке , тем больше становится твёрдого вещества и тем меньше - жидкости.Наконец,вточке жидкостинеостаётсявовсе-онаполностьюкристаллизовалась.

Следующий участок соответствует дальнейшему остыванию твёрдого тела, возникшего в результате кристаллизации.

Нас опять-таки интересует участок фазового перехода : почему температура остаётся неизменной, несмотря на уход тепла?

Снова вернёмся в точку . После прекращения подачи тепла температура расплава понижается, так как его частицы постепенно теряют кинетическую энергию в результате соударений с молекулами окружающей среды и излучения электромагнитных волн.

Когда температура расплава понизится до температуры кристаллизации (точка ), его частицы замедлятся настолько, что силы притяжения окажутся в состоянии «развернуть» их должным образом и придать им строго определённую взаимную ориентацию в пространстве. Так возникнут условия для зарождения кристаллической решётки, и она действительно начнёт формироваться благодаря дальнейшему уходу энергии из расплава в окружающее пространство.

Одновременно начнётся встречный процесс выделения энергии: когда частицы занимают свои места в узлах кристаллической решётки, их потенциальная энергия резко уменьшается, за счёт чего увеличивается их кинетическая энергия - кристаллизующаяся жидкость является источником тепла (часто у проруби можно увидеть сидящих птиц. Они там греются!). Выделяющееся в ходе кристаллизации тепло в точности компенсирует потерю тепла в окружающую среду, и потому температура на участке не меняется.

В точке расплав исчезает, а вместе с завершением кристаллизации исчезает и этот внутренний «генератор» тепла. Вследствие продолжающегося рассеяния энергии во внешнюю среду понижение температуры возобновится, но только остывать уже будет образовавшееся твёрдое тело (участок ).

Как показывает опыт, при кристаллизации на участке выделяется ровно то же самое количество теплоты , которое было поглощено при плавлении на участке .

Парообразование и конденсация

Парообразование - это переход жидкости в газообразное состояние (в пар ). Существует два способа парообразования: испарение и кипение.

Испарением называется парообразование, которое происходит при любой температуре со свободной поверхности жидкости. Как вы помните из листка «Насыщенный пар», причиной испарения является вылет из жидкости наиболее быстрых молекул, которые способны преодолеть силы межмолекулярного притяжения. Эти молекулы и образуют пар над поверхностью жидкости.

Разные жидкости испаряются с разными скоростями: чем больше силы притяжения молекул друг к другу - тем меньшее число молекул в единицу времени окажутся в состоянии их преодолеть и вылететь наружу, и тем меньше скорость испарения. Быстро испаряются эфир, ацетон, спирт (их иногда называют летучими жидкостями), медленнее - вода, намного медленнее воды испаряются масло и ртуть.

Скорость испарения растёт с повышением температуры (в жару бельё высохнет скорее), поскольку увеличивается средняя кинетическая энергия молекул жидкости, и тем самым возрастает число быстрых молекул, способных покинуть её пределы.

Скорость испарения зависит от площади поверхности жидкости: чем больше площадь, тем большее число молекул получают доступ к поверхности, и испарение идёт быстрее (вот почему при развешивании белья его тщательно расправляют).

Одновременно с испарением наблюдается и обратный процесс: молекулы пара, совершая беспорядочное движение над поверхностью жидкости, частично возвращаются обратно в жидкость. Превращение пара в жидкость называется конденсацией .

Конденсация замедляет испарение жидкости. Так, в сухом воздухе бельё высохнет быстрее, чем во влажном. Быстрее оно высохнет и на ветру: пар сносится ветром, и испарение идёт более интенсивно

В некоторых ситуациях скорость конденсации может оказаться равной скорости испарения. Тогда оба процесса компенсируют друг друга и наступает динамическое равновесие: из плотно закупоренной бутылки жидкость не улетучивается годами, а над поверхностью жидкости в этом случае находится насыщенный пар .

Конденсацию водяного пара в атмосфере мы постоянно наблюдаем в виде облаков, дождей и выпадающей по утрам росы; именно испарение и конденсация обеспечивают круговорот воды в природе, поддерживая жизнь на Земле.

Поскольку испарение - это уход из жидкости самых быстрых молекул, в процессе испарения средняя кинетическая энергия молекул жидкости уменьшается, т.е. жидкость остывает. Вам хорошо знакомо ощущение прохлады и порой даже зябкости (особенно при ветре), когда выходишь из воды: вода, испаряясь по всей поверхности тела, уносит тепло, ветер же ускоряет процесс испарения (nеперь понятно, зачем мы дуем на горячий чай. Кстати сказать, ещё лучше при этом втягивать воздух в себя, поскольку на поверхность чая тогда приходит сухой окружающий воздух, а не влажный воздух из наших лёгких;-)).

Ту же прохладу можно почувствовать, если провести по руке кусочком ваты, смоченным в летучем растворителе (скажем, в ацетоне или жидкости для снятия лака). В сорокаградусную жару благодаря усиленному испарению влаги через поры нашего тела мы сохраняем свою температуру на уровне нормальной; не будь этого терморегулирующего механизма, в такую жару мы бы попросту погибли.

Наоборот, в процессе конденсации жидкость нагревается: молекулы пара при возвращении в жидкость разгоняются силами притяжения со стороны находящихся поблизости молекул жидкости, в результате чего средняя кинетическая энергия молекул жидкости увеличивается (сравните это явление с выделением энергии при кристаллизации расплава!).

Кипение

Кипение - это парообразование, происходящее по всему объёму жидкости.

Кипение оказывается возможным потому, что в жидкости всегда растворено какое-то количество воздуха, попавшего туда в результате диффузии. При нагревании жидкости этот воздух расширяется, пузырьки воздуха постепенно увеличиваются в размерах и становятся видимы невооружённым глазом (в кастрюле с водой они осаждают дно и стенки). Внутри воздушных пузырьков находится насыщенный пар, давление которого, как вы помните, быстро растёт с повышением температуры.

Чем крупнее становятся пузырьки, тем большая действует на них архимедова сила, и определённого момента начинается отрыв и всплытие пузырьков. Поднимаясь вверх, пузырьки попадают в менее нагретые слои жидкости; пар в них конденсируется, и пузырьки сжимаются опять. Схлопывание пузырьков вызывает знакомый нам шум, предшествующий закипанию чайника. Наконец, с течением времени вся жидкость равномерно прогревается, пузырьки достигают поверхности и лопаются, выбрасывая наружу воздух и пар - шум сменяется бульканьем, жидкость кипит.

Пузырьки, таким образом, служат «проводниками» пара изнутри жидкости на её поверхность. При кипении наряду с обычным испарением идёт превращение жидкости в пар по всему объёму - испарение внутрь воздушных пузырьков с последующим выводом пара наружу. Вот почему кипящая жидкость улетучивается очень быстро: чайник, из которого вода испарялась бы много дней, выкипит за полчаса.

В отличие от испарения, происходящего при любой температуре, жидкость начинает кипеть только при достижении температуры кипения - именно той температуры, при которой пузырьки воздуха оказываются в состоянии всплыть и добраться до поверхности. При температуре кипения давление насыщенного пара становится равно внешнему давлению на жидкость (в частности, атмосферному давлению ). Соответственно, чем больше внешнее давление, тем при более высокой температуре начнётся кипение.

При нормальном атмосферном давлении ( атм или Па) температура кипения воды равна . Поэтому давление насыщенного водяного пара при температуре равно Па. Этот факт необходимо знать для решения задач - часто он считается известным по умолчанию.

На вершине Эльбруса атмосферное давление равно атм, и вода там закипит при температуре . А под давлением атм вода начнёт кипеть только при .

Температура кипения (при нормальном атмосферном давлении) является строго определённой для данной жидкости величиной (температуры кипения, приводимые в таблицах учебников и справочников - это температуры кипения химически чистых жидкостей. Наличие в жидкости примесей может изменять температуру кипения. Скажем, водопроводная вода содержит растворённый хлор и некоторые соли, поэтому её температура кипения при нормальном атмосферном давлении может несколько отличаться от ). Так, спирт кипит при , эфир - при , ртуть - при . Обратите внимание: чем более летучей является жидкость, тем ниже её температура кипения. В таблице температур кипения мы видим также, что кислород кипит при . Значит, при обычных температурах кислород - это газ!

Мы знаем, что если чайник снять с огня, то кипение тут же прекратится - процесс кипения требует непрерывного подвода тепла. Вместе с тем, температура воды в чайнике после закипания перестаёт меняться, всё время оставаясь равной . Куда же при этом девается подводимое тепло?

Ситуация аналогична процессу плавления: тепло идёт на увеличение потенциальной энергии молекул. В данном случае - на совершение работы по удалению молекул на такие расстояния, что силы притяжения окажутся неспособными удерживать молекулы неподалёку друг от друга, и жидкость будет переходить в газообразное состояние.

График кипения

Рассмотрим графическое представление процесса нагревания жидкости - так называемый график кипения (рис. 4 ).

Рис. 4. График кипения

Участок предшествует началу кипения. На участке жидкость кипит, её масса уменьшается. В точке жидкость выкипает полностью.

Чтобы пройти участок , т.е. чтобы жидкость, доведённую до температуры кипения, полностью превратить в пар, к ней нужно подвести некоторое количество теплоты . Опыт показывает, что данное количество теплоты прямо пропорционально массе жидкости:

Коэффициент пропорциональности называется удельной теплотой парообразования жидкости (при температуре кипения). Удельная теплота парообразования численно равна количеству теплоты, которое нужно подвести к 1 кг жидкости, взятой при температуре кипения, чтобы полностью превратить её в пар.

Так, при удельная теплота парообразования воды равна кДж/кг. Интересно сравнить её с удельной теплотой плавления льда ( кДж/кг) - удельная теплота парообразования почти в семь раз больше! Это и не удивительно: ведь для плавления льда нужно лишь разрушить упорядоченное расположение молекул воды в узлах кристаллической решётки; при этом расстояния между молекулами остаются примерно теми же. А вот для превращения воды в пар нужно совершить куда большую работу по разрыву всех связей между молекулами и удалению молекул на значительные расстояния друг от друга.

График конденсации

Процесс конденсации пара и последующего остывания жидкости выглядит на графике симметрично процессу нагревания и кипения. Вот соответствующий график конденсации для случая стоградусного водяного пара, наиболее часто встречающегося в задачах (рис. 5 ).

Рис. 5. График конденсации

В точке имеем водяной пар при . На участке идёт конденсация; внутри этого участка - смесь пара и воды при . В точке пара больше нет, имеется лишь вода при . Участок - остывание этой воды.

Опыт показывает, что при конденсации пара массы (т. е. при прохождении участка ) выделяется ровно то же самое количество теплоты , которое было потрачено на превращение в пар жидкости массы при данной температуре.

Давайте ради интереса сравним следующие количества теплоты:

Которое выделяется при конденсации г водяного пара;
, которое выделяется при остывании получившейся стоградусной воды до температуры, скажем, .

Дж;
Дж.

Эти числа наглядно показывают, что ожог паром гораздо страшнее ожога кипятком. При попадании на кожу кипятка выделяется «всего лишь» (кипяток остывает). А вот при ожоге паром сначала выделится на порядок большее количество теплоты (пар конденсируется), образуется стоградусная вода, после чего добавится та же величина при остывании этой воды.

Одно из самых распространенных веществ на Земле: вода. Она, как и воздух, необходима нам, но мы ее порой совсем не замечаем. Она просто есть. Но, оказывается

Одно из самых распространенных веществ на Земле: вода. Она, как и воздух, необходима нам, но мы ее порой совсем не замечаем. Она просто есть. Но, оказывается, обыкновенная вода может менять свой объем и весить то больше, то меньше. При испарении воды, ее нагревании и охлаждении происходят поистине удивительные вещи, о которых мы и узнаем сегодня.
Мюриэль Мэнделл в своей занимательной книге «Phycisc Experiments for Children» излагает интереснейшие мысли о свойствах воды, на основе которых не только юные физики могут узнать немало нового, но и взрослые освежат свои знания, которые давненько не приходилось применять, поэтому они оказались слегка забытыми. Сегодня речь пойдет об объеме и весе воды. Оказывается, один и тот же объем воды не всегда весит одинаково. И если налить воду в стакан и она не прольется через край - это еще не значит, что она поместится в нем при любых обстоятельствах.


1. При нагревании вода увеличивается в объеме

Поставьте наполненную водой банку в кастрюлю, наполненную сантиметров на пять кипящей водой, и на слабом огне поддерживайте кипение. Вода из банки начнет переливаться через край. Это происходит потому, что при нагревании вода, подобно другим жидкостям, начинает занимать больше пространства. Молекулы отталкиваются друг от друга с большей интенсивностью и это ведет к увеличению объема воды.
2. При охлаждении вода сжимается

Дайте воде в банке остыть при комнатной температуре, или налейте новую воду, и поставьте ее в холодильник. Через некоторое время вы обнаружите, что полная прежде банка уже не полна. При охлаждении до температуры 3,89 градусов по Цельсию вода уменьшает свой объем по мере снижения температуры. Причиной тому стало снижение скорости движения молекул и их сближение друг с другом под воздействием охлаждения. Казалось бы, все очень просто: чем холоднее вода, тем меньший объем она занимает, но…

3. …объем воды вновь возрастает при замерзании
Наполните банку водой до краев и накройте куском картона. Поставьте ее в морозилку и дождитесь замерзания. Вы обнаружите, что картонную «крышку» вытолкнуло. На температурном интервале между 3,89 и 0 градусов по Цельсию, то есть на подходе к точке своего замерзания, вода вновь начинает расширяться. Она является одним из немногих известных веществ, обладающих подобным свойством. Если использовать плотную крышку, то лед просто разнесет банку. Приходилось ли вам слышать о том, что даже водопроводные трубы может разорвать льдом?
4. Лед легче воды
Поместите пару кубиков льда в стакан с водой. Лед будет плавать на поверхности. Вода при замерзании увеличивается в объеме. И, вследствие этого, лед легче воды: его объем составляет около 91% соответствующего объема воды.
Это свойство воды существует в природе не зря. У него есть вполне определенное предназначение. Говорят, что зимой реки замерзают. Но на самом деле это не совсем верно. Обычно замерзает лишь небольшой верхний слой. Это ледяной покров не тонет, поскольку он легче жидкой воды. Он замедляет замерзание воды на глубине реки и служит своеобразным одеялом, оберегая рыб и другую речную да озерную живность от лютых зимних морозов. Изучая физику, начинаешь понимать, что очень многое в природе устроено целесообразно.
5. Водопроводная вода содержит минералы
Влейте в небольшую стеклянную миску 5 столовых ложек обычной водопроводной воды. Когда вода испарится, на миске останется белая кайма. Эта кайма сформирована минералами, которые были растворены в воде, когда она проходила слои грунта. Посмотрите внутрь своего чайника и вы увидите там минеральный налет. Такой же налет образуется и на отверстии для стока воды в ванне. Попробуйте испарить дождевую воду, чтобы самостоятельно проверить, содержит ли она минералы.

Вопрос о том, что происходит с медом при нагревании, волнует многих. Эта тема сопровождается рядом мифов. Главным аргументом о вреде является образование ядовитого вещества оксиметилфурфурола. При этом упор делался на то, что ежедневное применение натурального нагретого продукта способно чуть ли не убить организм. Чтобы понять, что же действительно происходит с медовой массой, и можно ли нагревать мед, стоит более детально взглянуть на проблему.

Особенности структуры

Компоненты меда особо чувствительны не только к нагреванию, но и к условиям хранения. Продукт представляет собой частично переработанную пыльцу цветов, которая образуется в зобе медоносной пчелы. Все ферментативные процессы в нем длятся в течение двух лет, все это время масса обладает целебными свойствами. При этом целебные качества состава различаются в зависимости от количества ферментов и азотистых веществ.


Поэтому польза меда от разных пчел может отличаться. Более ценными сортами являются те, что были собраны пчелами из разных трав. Продукт используют в пищу для лечения заболеваний, в косметологии, для ухода за кожей и локонами. И вот тут-то и возникает спорный вопрос о нагревании, поскольку для многих рецептов мед нагревают, заявляя о пользе, в то время как та же наука доказывает, что нагревание делает полезный состав губительным для здоровья человека. На деле изменения есть, но не все так однозначно.

К примеру, для косметических масок мед приходится растапливать, поскольку не всегда есть возможность наносить свежий, пока еще не засахарившийся состав. Густая масса не сможет соединиться с другими компонентами рецептов, а крупные частицы могут поранить кожу. Растапливают продукт и в современной медицине, однако нужно знать предельный уровень температуры, чтобы не изменить структуру.


Иногда нельзя обойтись без нагревания (к примеру, нужно спасти мед, который начал бродить). Однако и метод нагревания может сказаться на целебных качествах состава. Поэтому в одних случаях при нагревании он остается полезным, а в других не только теряет целебные свойства, но и может стать токсичным.

Влияние температуры

Мало кто из покупателей задумывается о том, что перед фасовкой натуральный мед нагревают, применяя для розлива специальные машины. Не стоит рассматривать синтетический аналог, который не имеет вовсе никакой пользы. Что же касается натурального продукта, его обязательно фильтруют, что невозможно, когда он загустевший. Изменение температуры структуры приводит к запуску определенных процессов и скажется на консервирующем действии.

По этой причине нужно знать, что происходит при нагревании с разными показателями температуры. Считается, что питательные и целебные свойства с повышением температуры до +40 +45 градусов снижаются в незначительной мере и что чем меньше греть мед, тем выше будут его бактерицидные и иммуномодулирующие качества. Однако при нагревании ферментов и разрушении некоторых витаминов высвобождаются подвижные ионы металлов. А это активирует действие биологических катализаторов. При этом нормализуется деятельность клеток.

Поэтому нагрев до 40 градусов не столь страшен для медовой массы и ее пользы. «Живые» свойства сохраняются при температуре не более 15-25 градусов С (комнатной t). Однако это не означает, что нагретый состав нельзя употреблять в пищу или использовать в качестве масок для кожи и волос.

Сложно спорить и принимать одну из сторон, поскольку народная медицина доказывает эффективность горячего чая с медом, в то время как ученые считают, что горячий чай – не более чем согревающий напиток. Однако замечено, что употребление медового чая, действительно, способствует скорому выздоровлению. То же можно сказать и о теплых масках для кожи и волос: холодные составы не столь эффективны при регулярном применении.


Увеличение концентрации оксиметилфурфурола происходит в том случае, когда его нагревают до температуры +80 градусов. Это канцероген, который может накапливаться в организме и практически не выводится из него.

Но стоит заметить, что его количество даже при частом употреблении в разогретом виде в десятки раз меньше, чем при аналогичном употреблении газированных напитков, а также жареного кофе.

Мед не превращается в смертельный яд при нагреве, но с существенным повышением температуры он теряет энергетическую ценность. Поэтому более эффективным решением будет пить горячее молоко или чай отдельно, не смешивая с медом в 1 напиток. Отравиться им сразу невозможно, поскольку ни один человек не сможет съесть разогретый продукт в огромном количестве (порядка 6 кг в день). При температуре +50 градусов мед теряет свой аромат и полностью утрачивает бактерицидные свойства. И тут становится понятно, почему более эффективен и полезен товар, купленный у пчеловодов, нежели продукт, разлитый по магазинным упаковкам.


Как нужно греть?

Сегодня мед разогревают по-разному. Но не каждый способ позволяет сохранить полезные свойства в максимальной мере без вреда здоровью. Источником оксиметилфурфурола является фруктоза, находящаяся в составе. При неправильном нагревании образование токсина ускоряется.


Чтобы понять, что можно, а что нельзя, стоит узнать нюансы разных приемов придания меду пластичности. Водяная баня считается более щадящим и правильным методом растапливания густого продукта с сохранением его целебных качеств. Максимальный предел температуры составляет +35 +40 градусов. Берут широкую тару и наполняют ее чистой водой.

На дно опускают натуральную ткань либо полотенце, после чего опускают емкость с медом и ставят на плиту. Внимательно следят за тем, чтобы температура воды не превышала +40 градусов С, для чего пользуются кулинарным термометром. После плиту ставят на минимальную отметку и непрерывно помешивают массу, пока мед не растает. Это позволит растопить мед медленно и равномерно.

Другим вариантом нагрева является подогрев застывшей массы возле батареи. Правда, такой метод самый медленный по сравнению с другими, но он эффективен, не вреден и позволяет сохранить всю пользу меда. Поэтому при постепенном растапливании он не выделяет вредных веществ. Банку с засахарившимся продуктом ставят возле радиатора на расстоянии от 10 до 40 см.



Кроме двух перечисленных методов, для нагрева используют электрический духовой шкаф с регулятором температуры. В летнее время года можно ставить банку с медом на балкон, залитый солнцем. Однако нельзя допускать прямого попадания солнечных лучей.


Как хранить?

Важно учесть, что и хранение меда должно быть правильным. В противном случае он не только засахарится и загустеет, но может и забродить. Если хранить его правильно, он не утратит целебных качеств. Тара не должна быть стеклянной, поскольку при загустении мед будет сложно достать из банки, не разбив ее.

Для хранения подойдет эмалированная, керамическая либо деревянная емкость. Нужна крышка, чтобы не пропускать воздух и влагу. Чтобы мед не впитал посторонние запахи, банки нужно помыть с применением соды. Нежелательно постоянно и долго хранить мед в холоде при низкой температуре, поскольку она тоже влияет на консистенцию и полезные качества состава.


Фасовка в домашних условиях позволит сберечь полезные компоненты. Натуральный мед можно разлить по емкостям сразу после покупки, пока он свежий и жидкий.

Однако кислотность меда конкретного вида различна, поэтому биохимические процессы под действием имеющихся в составе ферментов будут происходить постоянно. При нагревании до +50 градусов в течение нескольких часов наряду с уменьшением числа ферментов увеличится количество 5-гидроксиметилфурфурола.

Как отличить?

При высокой температуре нагревания мед потемнеет. Перегретым считается продукт, прошедший термическую обработку при температуре более +60 градусов С. Нередко для продажи недобросовестный продавец может растопить мед, чтобы покупатель видел жидкую консистенцию и считал продукт свежевыкачанным. Определить свежесть можно внешне: независимо от разновидности, свежий продукт не имеет водянистой структуры. Он тягучий, имеет ярко выраженный цветочный запах и вкус.


Если при покупке продукт не имеет запаха и подозрительно темный на вид, – это разогретый мед. Кроме того, у старого меда карамельный привкус.

Сегодня каждый продукт подвергается тщательной проверке на вред или пользу для организма. Не исключением является и мед. Однако согласно исследованиям, нет научно доказанных данных, что нагрев провоцирует отравление организма. Существует немало рецептов народной медицины, где требуется именно нагретый мед.

При этом согласно многочисленным отзывам, оставленным на просторах Всемирной паутины, именно добавление меда в горячие напитки увеличивает лечебные свойства и способствует скорейшему выздоровлению. Отмечается, что чем он свежее, тем эффективнее. Применение в косметологии также указывает на необходимость нагревания меда не столько для растапливания и соединения с другими компонентами масок, сколько для лечебного эффекта. Везде отмечается, что медовые маски должны быть теплыми, иначе их эффективность будет снижена. При этом указывается, что регулярное нанесение теплых медовых составов на пряди и корни позволяет добиться роскошных волос, вернуть им природную красоту и жизненный блеск.



О том, опасен ли разогретый мед, смотрите в следующем видео.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то