Артиллерийская установка мста с. Непобедимая и неуловимая САУ «Мста-С. Тактика боевого использования САУ

Самоходка, способная уничтожить систему ПРО и защитить от ядерной ракеты.
От угрозы начала ядерной войны между СССР и США спасали многочисленные военные разработки этих же держав. Большая часть оружейной техники, созданной в этот период, до сих пор защищает американскую и российскую границы. Сегодня "РГ" рассказывает о достоинствах самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С19 "Мста-С", одной из немногих, способных как уничтожать ядерные ракеты и ПВО противника, так и самой стать "пращой" для таких ракет.

Дитя гонки вооружений

Самоходная артиллерийская установка 2С19 "Мста-С" калибра 152-мм была принята на вооружение в 1989 году. Гонка вооружений, на фоне подходившей к концу "холодной войны", постоянно требовала от СССР и США совершенствования технологии в области военного дела. К началу разработки новой САУ на охране границ Советского Союза уже числились такие замечательные самоходки как "Акация", "Гиацинт" и "Тюльпан". Кстати, такая цветочная фантазия берет свое начало в 1968 году: именно тогда главное ракетно-артиллерийское управление министерства обороны решило присваивать новым самоходкам индексы по названиям цветов. "Мста-С" одно из немногих исключений из этого правила.

2С19 "Мста-С" разрабатывалась для замены САУ "Акация", а одним из основных требуемых изменений новой САУ должна была стать увеличенная дальность полета снаряда. Стоящая на вооружении "Акация" отвечала базовым требованиям советских артиллеристов, но к середине 70-х годов прошлого века руководство НАТО поставило перед собой приоритет в разработке дальнобойной артиллерии. Артиллерия США, "Бог войны", могла дотянуться ядерным снарядом до тылов стран "Варшавского договора" и еще на подступах к возможной линии фронта оставить не у дел союзные войска. Так, один из первых прототипов натовских FH-70 мог прицельно стрелять до 24 километров обычным и до 30-35 километров реактивным снарядом, советские же САУ по типу "Акации" ограничивались дальностью в 15-20 километров.

Главными разработчиками "Мста-С" назначили УЗТМ (ныне - "Уралтрансмаш"), расположенный в Екатеринбурге. В промежутке с 1976 по 1986 год были созданы десятки чертежей, несколько макетов и прототипов будущей артиллерии. Изначально базой для самоходки должен был стать советский танк Т-72, но при прохождении испытаний оказалось, что его ходовая часть не выдерживает возросшей нагрузки, особенно на передние катки. При стрельбе орудие САУ давало сильный крен и раскачивалось, а возможный запас хода по пересеченной местности был куда ниже ожидаемого. Опираясь на все эти недостатки, конструкторы решили заменить часть узлов базы Т-72 на более современный Т-80, в особенности шасси и катки. К 1989 году 2С19 "Мста-С" была принята на вооружение СССР.

Тактический щит

2С19 "Мста-С" предназначена для уничтожения и поражения тактических ядерных средств, например, авиационных бомб, головных частей ракет, артиллерийских снарядов, мин, глубинных бомб, торпед, артиллерии противника, танков, живой силы, фортификационных укреплений и средств ПВО и ПРО. Последний пункт возможного уничтожения представляет особый интерес, ведь не дать противнику воспользоваться самым разрушительным оружием и есть основное назначение САУ. Например, у возможного противника есть сосредоточение авиационных бомб с ядерными боеголовками или замаскированные ПВО - используем корректируемые снаряды "Сантиметр" и "Краснополь". Специально разработанные для 2С19 "Мста-С" снаряды повышенной точности позволяют точечно ликвидировать военную мощь врага, не повредив объекты инфраструктуры. Особенно актуально применение данных снарядов для исключения или минимизации жертв гражданского населения.

Впервые "Мста-С" использовались в борьбе с бандформированиями во время первой чеченской кампании. САУ активно применяли в 1999 году в ходе антитеррористических операций на Кавказе.

Движение - жизнь, и почивать на лаврах успеха создатели 2С19 "Мста-С" не собираются. После использования машины в чеченских кампаниях были сделаны некоторые конструкторские изменения и дополнения, а на данный момент известно о дальнейших шагах модернизации самоходки. Новая 152-мм гаубица 2А64М2 отличается от старшего брата лучшей скорострельностью и точностью наведения, система управления огнем полностью автоматизирована, а также реализована возможность атаковать противников "огненным дождем". Фактически одна САУ выпускает несколько снарядов с разной скоростью и по разной траектории, но во врага они все прилетят одновременно и нанесут чудовищный урон. Новая модель также имеет все современные средства маскировки, например, передовой комплекс "Накидка". Он позволяет практически полностью стереть артиллерию с радаров противника, работающих в тепловом и радиолокационном диапазоне.

Классика конструкции

2С19 "Мста-С" выполнена по классической компоновке - бронированная башня с 152-миллиметровым орудием 2А64, которая установлена на специально разработанном самоходном гусеничном шасси с моторным отделением в кормовой части. Базой для САУ послужил симбиоз узлов советских танков Т-72 и Т-80. Бронирование самоходной установки несколько слабее, чем у упомянутых выше танков, что легко объясняется самим ее назначением. В башне, помимо орудия 2А64, расположены приборы наблюдения, автомат заряжания снарядов и сами снаряды, находящиеся в специальных контейнерах. Боекомплект рассчитан на 50 выстрелов, а скорострельность около 7-8 выстрелов в минуту.

Типы снарядов, которые могут быть использованы:

Осколочно-фугасный "Сантиметр"

Осколочно-фугасный "Краснополь"

Осколочно-фугасный с газогенератором

Кассетный с осколочными боевыми элементами

Кассетный с кумулятивно-осколочными боевыми элементами

Постановщик помех КВ УКВ связи в диапазоне 1,5-120 МГц

Машина имеет весь комплекс средств наблюдения, от приборов ночного видения до нескольких видов комбинированных прицелов. Маскировка осуществляется уже упомянутым комплексом "Накидка" и собственной системой стрельбы 81-миллиметровыми дымовыми гранатами.

Несмотря на возросшую роль авиации в военных конфликтах, которую мы видим на протяжении последних десятилетий, артиллерия остается весьма важным фактором, очень часто решающим исход боевых действий. Особенно это справедливо для самоходных артиллерийских установок, они действительно оправдывают титул «бога войны».

В настоящее время во многих странах мира идут работы по созданию новых самоходных артиллерийских установок (САУ) и модернизации старых. Еще одним популярным направлением является разработка новых видов боеприпасов, создание управляемых снарядов, повышение их мощности и дальности стрельбы. Прогресс в разработке систем заряжания, увеличение точности и мобильности, делают САУ очень эффективным средством, которому под силу решать множество задач.

Самоходная артиллерийская установка – это орудие (часто большого калибра), установленное на гусеничное или колесное шасси, используемое для непосредственной поддержки пехоты и бронетехники.

История

История самоходок начинается на заре XX столетия. Особенно бурно развивался этот вид бронетехники во время мировых войн. От танка САУ отличается характером задач, ими решаемых, а также своей конструкцией – балансом огневой мощи, подвижности и защищенности.

По сравнению с танком, у самоходных установок слабее защита и гораздо выше огневая мощь.

В Советском Союзе после войны работы над созданием новых самоходных установок были приостановлены. В то время больше внимания уделялось различным ракетным системам и авиации. Только в конце 60-х годов началась разработка сразу нескольких самоходных артиллерийских систем. Некоторые из них используются и поныне («Акация », «Тюльпан », «Гиацинт »).

САУ «Акация», которая имела калибр 152 мм, до середины 70-х годов ничем не уступала аналогичным образцам вооружений вероятного противника, но затем страны НАТО начали разработку новой 155-мм гаубицы, что имела дальность стрельбы выше, чем у советских орудий. Артиллерия противника получала возможность безнаказанно вести огонь по второму эшелону войск, уничтожать боевую технику, которая еще не добралась до линии фронта.

В СССР запускаются работы по созданию САУ следующего поколения, с характеристиками, которые бы не уступали западным аналогам. Работы по созданию новой, 152-мм гаубицы, начинаются сразу в нескольких конструкторских бюро.

Официальное задание на создание новой 152-мм САУ конструкторы получили в 1980 году. Новая машина получила название «Мста-С», она должна была заменить устаревшую на тот момент, 152-мм САУ «Акация».

В 1983 году был готов опытный образец, который в следующем году его отправили на испытания. Первоначально машина была сделана на базе основного танка Т-72, но испытания выявили существенные недостатки такого решения, и самым главным из них была сильная раскачка орудия во время стрельбы. Было принято решения заменить часть элементов ходовой части артиллерийской установки на те, которые применялись на танке Т-80. Такое решение позволило в значительной степени избавиться от этой проблемы.

В 1986 году начался этап государственных испытаний. Гаубица «Мста-С» в 1989 году была взята на вооружение. В 1986 году на вооружение также было принято буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б», которое имело сходную качающуюся часть. В следующем году началось серийное производство 2А65 на Мотовилихинских заводах. 2А65 «Мста-Б» до сих пор используется армиями бывших советских республик, этих пушек было выпущено более 1200 единиц.

В 1985 году была попытка поставить это самоходное орудие на колесное шасси. Основой для САУ должен был стать грузовой автомобиль КрАЗ-6316. Однако, испытания показали множество недостатков подобного решения и от дальнейших работ отказались.

Был создан специальный тренажер для обучения расчетов новой самоходной пушки.

Для производства САУ был создан новый завод в Стерлитамаке, ее выпуск начался в 1988 году, то есть еще до официального принятия на вооружение. После распада СССР производство было перенесено на Уральский завод транспортного машиностроения. В 1998 году одна САУ стоила 1,6 миллиона долларов.

Позже была проведена модернизация артиллерийской установки, планировали существенно увеличить дальности ее стрельбы. Новая модификация получила название «Мста-СМ». Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом увеличилась до тридцати километров, а активно-реактивным превысила сорок километров. Скорострельность орудия выросла в 1,4 раза.

Многие наработки и конструкторские решения, которые были созданы во время работы над САУ «Мста-СМ», нашли свое применение при проектировании самоходки нового поколения – «Коалиции ».

Одновременно шли работы по модернизации гаубиц «Мста-С». Эти орудия активно применялись во время операций на Северном Кавказе. Стало понятно, что система управления огнем гаубицы не соответствует требованиям времени. В 1998 году на машину была установлена автоматизированная система управления огнем, к 2002 году закончилась разработка специального программного обеспечения, которое могло бы корректировать стрельбу прямо в режиме реального времени. Стоимость новой САУ «Мста-С» выросла до трех миллионов долларов. Также были попытки создать новую машину с пушкой калибром 155 мм, которые используются в странах блока НАТО.

Еще одна модернизация машины была предпринята ЦКБ «Титан» в 2012 году. «Мста-С» получила новую систему управления огнем, навигационные приборы, скорострельность была повышена до 10 выстрелов в минуту. Самоходка получила новую важную возможность – «огненный шквал». Цель накрывается одновременно несколькими снарядами, выпущенными по разным траекториям. В 2012 году завершились государственные испытания этой модификации и уже в следующем году 35 единиц поступили в войска.

В настоящее время «Мста-С» находится на вооружении семи стран. Больше всего этих машин сегодня в российской армии. На втором месте идет Венесуэла, а на третьем – Украина. В России 2014 году насчитывалось около 600 таких машин, 150 из которых находились на консервации.

Самоходная гаубица «Мста-С» существенно превосходит орудия предыдущего поколения («Акация»), она имеет большую дальность стрельбы, скорострельность, более мощные боеприпасы. Но стоит отметить, что «Мста-С» является более сложной в управлении и обслуживании и поэтому подготовить артиллерийский расчет довольно сложно.

Описание Савушки

Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.

САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.

«Мста-С» - это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.

В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления : панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).

На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.

В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.

«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.

Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.

Технические характеристики

Ниже указаны основные ТТХ САУ «Мста-С».

Характеристики 2С19 «Мста-С»
Длина с пушкой, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина, мм 3584
Высота, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50), пулемет НСВТ (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстрелов в минуту 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость, м/с 828
Масса, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А
Мощность двигателя, л. с. 840
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

САУ Мста-С (2С19) - современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

САУ предназначенна для уничтожения артиллерии, бронированной техники и живой силы противника с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта.

Cамоходная гаубица 2С19 «Мста-С» (объект 316, НАТО - M1990 «Farm»)

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор САУ - Ю. В. Томашов, 152-мм орудия 2А64 - Г. И. Сергеев.

Гаубица Мста-С создавалась в качестве замены 152-мм самоходных гаубиц 2С3 «Акация» и была принята на вооружение в 1989 году. Первая демонстрация отмечена на авиасалоне в Жуковском в августе 1992 года.

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С19

2С19 2С19М (2С33) 2С19М1 2С19М1-155 2С19М2
1988 отменена 2000-е экспортная 2012
Боевая масса, т 42 42 42 43 43,24
Индекс орудия 2А64 2А79 М3-158 2А64М2
Калибр орудия, мм 152,4 152,4 152,4 155 152,4
Длина ствола, клб 47 47 52 47
Углы ВН, град -4...+68 -4...+70 -4...+68 -4...+70
Скорострельность, выстр./мин 7...8 более 10 8 6...8 10
Возимый боезапас, выстр. 50 50 50 45 50
24,7 более 30 24,7 30
29 более 40 29 41 29
25 25 25 25 25
Радиостанция Р-173 Р-173
Аппаратура внутренней связи 1В116 1В116

Серийное производство САУ 2С19 было развёрнуто в 1988 году (то есть до официального принятия на вооружение).

Практически сразу после принятия на вооружение были начаты работы по модернизации - проект 2С30 «Исеть», а в начале 1990-х годов для ликвидации отставания дивизионной артиллерии России от артиллерии стран НАТО была начата разработка новой модификации 2С19 под наименованием 2С33 «Мста-СМ» (2С19М). «Мста-СМ» по сравнению с базовым вариантом обладала увеличенной в 1,4 раза скорострельностью, дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла более 30 км, а активно-реактивным - более 40 км. В целом по своему боевому потенциалу САУ 2С33 «Мста-СМ» превосходила советские системы предыдущих поколений в 4-5 раз.

Проведённые в 3 ЦНИИ научно-исследовательские работы «Прощание-2», «Прощание-3» и «Прощание-АД» показали, что дальнейшее развитие системы артиллерийского вооружения Советской (а затем и Российской) армии должны были строиться на базе двух артиллерийских комплексов: самоходного артиллерийского орудия 2С31 «Вена» и самоходной гаубицы 2С33 «Мста-СМ». В связи с началом работ по новой перспективной самоходной гаубице 2С35 «Коалиция-СВ» работы по «Мсте-СМ» были остановлены. При выполнении научно-исследовательской работы на базе САУ 2С19 был изготовлен экспериментальный образец артиллерийской системы. Вместо гаубицы 2А64 на САУ была установлена двухствольная гаубица с баллистикой перспективной 152-мм артиллерийской установки «Коалиция».

Параллельно с созданием новой системы 2С33, велись работы по совершенствованию уже изготовленных и эксплуатировавшихся в войсках самоходных гаубиц 2С19. Результаты боевых действий в Чечне, а также попытка вывода 2С19 на внешний рынок показали отсталость системы управления наведением орудия. С 1998 года начались работы по оснащению автоматизированными средствами управления наведения орудия ранее принятых и состоявших на вооружении артиллерийских систем Российской армии. Модифицированная версия самоходной гаубицы «Мста-С», оснащённая автоматизированной системой управления наведением и огнём «Успех-С», получила обозначение 2С19М1. К 2002 году завершилась разработка комплекса программного обеспечения, предназначенного для корректирования и расчёта установок стрельбы в реальном времени для САУ 2С31 и 2С19М1. А к началу 2008 года самоходные гаубицы 2С19М1 были приняты на вооружение и начали поступать на вооружение РВиА Российской армии. Стоимость модернизированной САУ 2С19М1 составляет около 3 млн долларов. Помимо основного варианта, предназначенного для Российской армии, на Уральском заводе транспортного машиностроения совместно с Мотовилихинскими заводами был разработан экспортный вариант САУ 2С19М1, получивший неофициальное наименование 2С19М1-155, предназначенный для потенциальных иностранных заказчиков, имеющих на вооружении снаряды калибра 155 мм.

В декабре 2012 года появились сведения о дальнейшей модернизации САУ «Мста-С», получившей обозначение 2С19М2. ЦКБ «Титан» разработало модернизированную 152-мм гаубицу 2А64М2 с повышенной скорострельностью и эффективностью огня, а также лучшими эксплуатационными свойствами.

САУ 2С19М2 оснащаются новой автоматизированной СУО и системой навигации, также была повышена максимальная скорострельность до 10 выстрелов в минуту и реализована функция «одновременного огневого налёта», которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта. Для защиты от высокоточного оружия используется комплект «Накидка», который снижает заметность САУ в радиолокационном и тепловом диапазонах. Государственные испытания 2С19М2 завершены в августе 2012 года, на ПО «Баррикады» начато серийное производство гаубицы 2А64М2. 26 июня 2013 года пресс-служба ЮВО сообщила про поставку первой партии, состоящей из более чем 35 единиц САУ 2С19М2 «Мста-С».

Возимый самой САУ боекомплект составляет до 50 выстрелов, но для снабжения самоходных гаубиц 2С19 БК в 2013 году конструкторским бюро НИИ «Буревестник» на базе КамАЗ-6560 была разработана универсальная транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1, способная перевозить боекомплект более 90 выстрелов, а время загрузки САУ занимает менее 15 минут.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-72, сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). В передней части по середине корпуса расположено место механика-водителя с органами управления шасси. В средней части располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон диаметром 2444 мм установлена сварная башня. Масса башни без боекомплекта составляет 13,5 тонн. В башне установлено орудие 2А64, а также места экипажа. По правому борту в передней части башни размещается сидение командира, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком и командиром размещены два места для заряжающих САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни, по своей конструкции аналогичной башенкам командира танков Т-64 и Т-80. В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, закреплённая к погону четырьмя трубами. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный механизированный подающий лоток, расположенный снаружи на корме башни. В кормовой части корпуса САУ находится моторно-трансмиссионное отделение, аналогичное таковому на танке Т-72. Бронирование САУ 2С19 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни составляет 15 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С19 является 152-мм гаубица 2А64. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65. Основными узлами орудия 2А64 являются ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок соединённую с казёнником, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Люлька сварная обойменного типа, в люльке закрепляется сектор подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также механизм удаления стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из веретённо-модераторного тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом. Подъёмный механизм секторного типа, обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от -4 до +68 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия.

Возимый боекомплект САУ 2С19 составляет 50 штатных выстрелов, однако в зависимости от перевозимого количества управляемых снарядов «Краснополь» возможны следующие варианты: 42 штатных выстрела и 4 снаряда 3ОФ39, 47 штатных и 3 снаряда 3ОФ39, 39 штатных выстрелов и 7 снарядов 3ОФ39.

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2C19 входят осколочно-фугасные снаряды 3ОФ45 с максимальной дальностью стрельбы в 24,7 км, снаряды 3ОФ64 с улучшенной эффективностью действия, осколочно-фугасные снаряды 3ОФ61 с газогенератором донного вдува, а также новые кассетные снаряды 3-О-23. Штатный боекомплект САУ 2С19 составляют 20 осколочно-фугасных и 30 активно-реактивных снарядов. В настоящее время для 2С19 разработаны корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь», для поражения бронетанковой техники в местах сосредоточения пусковых установок, долговременных оборонительных сооружений, мостов и переправ, а также модернизированные управляемые снаряды «Краснополь-М1» с увеличенной дальностью стрельбы и уменьшенными массогабаритными характеристиками, благодаря чему снаряды «Краснополь-М1» возможно размещать в штатных боеукладках САУ без уменьшения основного возимого боекомплекта. Кроме того, предусмотрено использование осветительных, целеуказательных и ядерных снарядов, а также снарядов постановщиков радиопомех. Возможно использование всей номенклатуры боеприпасов, предназначенных для 152-мм гаубиц 2С3 и Д-20. Дополнительно САУ 2С19 оборудована 12,7-мм зенитным пулемётом НСВТ. Пулемёт установлен на вращающейся башенке командира САУ, углы вертикального наведения составляют от?3 град до +70 град, а горизонтального - от 9 град влево до 255 град вправо. Для личного оружия расчёта гаубицы предусмотрены пять креплений под автоматы АКС-74, а также крепление для сигнального пистолета. В возимый боекомплект дополнительного вооружения входят 300 патронов для пулемёта, 900 патронов для автоматов, 18 ракет к сигнальному пистолету и 20 ручных гранат Ф-1.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3В с прожектором ОУ-3ГКУМ. Для стрельбы из зенитного пулемёта установлен прицел ПЗУ-5. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1П22 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки 1П23 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано тремя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях. Для очистки смотровых и прицельных приспособлений САУ 2С19 оборудована специальной пневматической системой очистки.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-173. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116, рассчитанную на 7 абонентов.

Специальное оборудование

2С19 «Мста-С» оснащена системой 1В124 для автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости и механизированного наведения в горизонтальной плоскости, а также для восстановления наводки после выстрела. В состав системы 1В124 входит автоматизированный прицел 1П22, аппаратура управления 1В122 и приводы наведения 2Э46. Аппаратура 1В122 позволяет принимать и отображать информацию об установках стрельбы, поступающую с машины старшего офицера батареи как по радио- так и по проводному каналу связи. Для маскировки и постановки дымовых завес на лобовом листе башни САУ 2С19 размещены 6 гранатомётов системы 902В для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Двигатель и трансмиссия

В 2С19 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-84А жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2.

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачу. Максимальная скорость движения на седьмой передней передаче составляет 60 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С19 максимально унифицирована с танком Т-80 и состоит из шести пар обрезиненных опорных и пяти пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся ведущие колёса, в передней - направляющие. Подвеска 2С19 - индивидуальная торсионная. На первом, втором и шестом опорных катках установлены гидропневматические амортизаторы.

Машины на базе 2С19

В середине 1980-х годов параллельно с созданием буксируемой гаубицы «Мста-Б» и самоходной гаубицы «Мста-С» на гусеничном шасси, решением военно-промышленной комиссии от 14 августа 1985 года и приказом Министра обороны СССР от 30 августа 1985 года была начата разработка колёсного варианта артиллерийской системы «Мста» на базе грузового автомобиля КрАЗ-6316, получившая обозначение 2С21 «Мста-К». Использовать такой вариант САУ предполагалось с огневых позиций, которые были привязаны к рокадным дорогам. В ходе испытаний изготовленных образцов выявились значительные недостатки системы, требовавшие серьёзной доработки шасси САУ. Министерство автомобильной промышленности СССР сочло такие доработки нецелесообразными, поэтому распоряжением военно-промышленной комиссии от 17 сентября 1987 года работы по колёсному варианту САУ «Мста» были прекращены.

В начале 1990-х годов в НПО «Астрофизика» на базе САУ 2С19 под руководством Н. Д. Устинова был разработан автономный комплекс специального вооружения 1К17 «Сжатие». По сравнению с 2С19 башня боевой машины 1К17 была значительно увеличена для размещения оптико-электронного оборудования. В передней части башни вместо орудия был установлен оптический блок, состоявший из 15 объективов. Комплекс 1К17 был официально принят на вооружение в 1992 году, однако из-за сокращения финансирования и тяжёлого экономического положения России серийное производство комплекса «Сжатие» начато не было.

Боевое применение

Боевое крещение самоходная гаубица 2С19 приняла во время Первой чеченской кампании. «Мста-С» показала себя как манёвренная установка с высокой точностью стрельбы, но выявились и недостатки и самый главный из них - устаревшая система управления наведением орудия. Повторное применение САУ 2С19 состоялось во время Второй чеченской кампании.

По результатам боевого применения и с учётом выявленных недостатков была разработана модифицированная версия - 2С19М1.

Во время эфиопо-эритрейского конфликта 10 единиц САУ 2С19 использовались Эфиопией. Боевое применение САУ 2С19 показало её эффективность, так одним точным ударом по колонне эритрейские войска были приведены к полной дезорганизации, а атака эфиопских 2С19 была воспринята как авианалёт. Причиной являлась большая дистанция огня, из-за чего эритрейские войска не слышали звуки выстрелов самоходных гаубиц 2С19.

В августе 2008 года во время Войны в Южной Осетии в зону военного конфликта были введены войска 58-й армии и приданных ей подразделений, в штатном расписании которых числилось суммарно 70 САУ 2С19, однако имело ли место применение этих самоходных гаубиц, доподлинно неизвестно. В 2014 году в ходе Вооружённого конфликта на востоке Украины САУ 2С19 использовались украинскими войсками.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С19 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения
2С3 2С19 (2С19М2) 2С33
Год принятия на вооружение 1971 1989 (2012) отменена
Боевая масса, т 27,5 42,0 (43,24) 42,0
Экипаж, чел 4 5 5
Марка орудия, мм 2А33 2А64 2А79
Длина ствола, клб 28 47
Углы ВН, град -4...+60 -4...+68 -4...+70
Углы ГН, град 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 46 50 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 17,4 24,7 более 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 20,5 29 более 40
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 25 25
Масса ОФС, кг 43,56 43,56
1,9-3,5 7-8 (10) более 10
7,62 12,7 12,7
60 60 60

САУ 2С19 была принята на вооружение в 1989 году для замены САУ предыдущего поколения 2С3. По сравнению с «Акацией» , «Мста-С» обладает существенно увеличенной дальностью стрельбы осколочно-фугасным снарядом (24,7 км против 17,4) и активно-реактивным снарядом (29,06 км против 20,5) и повышенной скорострельность (7-8 выстрелов в минуту у базовой 2С19, против 1,9-3,5 у 2С3). Кроме того, в боекомплект 2С19 входят снаряды повышенного могущества. Снаряд 3ОФ45 по своей эффективности действия превосходит снаряд 3ОФ25 в 1,2-1,3 раза, а снаряды 3ОФ61 и 3ОФ64 превосходят 3ОФ45 в 1,3-1,5 раза. Однако, несмотря на очевидные преимущества 2С19, в Российских войсках предпочтение отдаётся самоходным гаубицам 2С3. Причиной является большая простота в эксплуатации, а также меньшее время, затрачиваемое на подготовку расчёта САУ 2С3.

Сравнительная таблица ТТХ 2С19 с аналогами на момент принятия на вооружение
СССР 2С19 ФРГ/Италия/Великобритания SP70 Франция AuF.1T США М109А6 Великобритания AS-90
Начало серийного производства 1988 1985 (отменён) 1988 1991 1992
Боевая масса, т 42 43,5 42 28,9 45
Экипаж, чел 5 5 4 6 5
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 155 155
Длина ствола, клб 47 39 39 39 39
Углы ВН, град -4...+68 -4...+66 -3...+75 -5...+70
Углы ГН, град 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 50 36 42 39 48
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 24 23 22 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 29 30 30 30 30
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 20 20 20 20 20
Масса ОФС, кг 43,56 43,88 43,88 43,88 43,88
Боевая скорострельность, выстр./мин 7-8 до 6 до 8 1-4 до 6
Калибр зенитного пулемёта, мм 12,7 7,62 7,62 12,7 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 68 60 61 53
Запас хода по шоссе, км 500 420 450 299 420

Основным конкурентом со стороны стран НАТО на момент разработки для 2С19 считался международный проект 155-мм самоходной гаубицы PzH-70 (SP70). В целом по своим характеристикам САУ «Мста-С» не уступала SP70. Единственным явным преимуществом была защита корпуса и башни SP70 от стрелкового оружия калибром вплоть до 14,5 мм. В 1982 году САУ SP70 прошли обширные испытания по программе ФРГ, после чего были направлены на войсковые испытания в страны-разработчики. К 1985 году планировалось организовать серийное производство, а первые серийные САУ должны были поступить в сухопутные войска в 1987 году. Общий выпуск должен был составить 640 единиц, 400 из которых предназначались для поставок в бундесвер. В 1986 году из проекта вышла Великобритания. Кроме того, постоянно возраставшая стоимость и сокращение серийного заказа привели к закрытию проекта и отказу от SP70.

Опыт работ по SP70 был применён при разработке модернизации французской самоходной гаубицы AMX-30 AuF.1. Самоходная гаубица получила усовершенствованный механизм заряжания с увеличенной до 8 выстрелов в минуту скорострельностью и была принята на вооружение Франции в 1988 году под обозначением AuF.1T. По сравнению с 2С19 экипаж французской САУ состоит из 4 человек, по остальным характеристикам AuF.1T и 2С19 приблизительно соответствуют друг другу. Великобританией был разработан собственный проект 155-мм самоходной гаубицы, получивший обозначение AS-90. Первые проработки были начаты в 1982 году, а к 1986 году был изготовлен опытный образец. Окончательное решение о дальнейших работах над AS-90 было принято после выхода Великобритании из международного проекта SP70. AS-90, так же как и SP70, в качестве основного вооружения использует артиллерийскую часть буксируемой гаубицы FH70. Серийное производство AS90 было начато в 1992 году, всего было изготовлено 179 самоходных гаубиц.

В США к 1991 году были завершены работы над последней серийной модификацией САУ M109, получившей обозначение M109A6 «Paladin». По сравнению с предыдущими модификациями M109A6 получила новую башню с улучшенной защитой и новый комплект бортового оборудования. По сравнению с «Мстой-С» самоходная гаубица M109A6 имеет сопоставимую дальность стрельбы, однако по остальным критическим параметрам (таким как запас хода и максимальная скорострельность) существенно уступает САУ 2С19 и не может обеспечить приемлемый режим огня, необходимый для подавления сил противника в современных условиях боя.

Сравнительная таблица ТТХ 2С19М2 с современными аналогами
Россия 2С19М2 Германия PzH 2000 США ХМ2001 Китай PLZ-05 Великобритания AS-90 "Braveheart"
Начало серийного производства 2012 2000 2006 (отменён) 2007 1998
Боевая масса, т 43,24 55,33 43,64 43 45
Экипаж. чел. 5 5 3 4 5
Калибр орудия, мм 152,4 155 155 155 155
Длина ствола, клб 47 52 56 52 52
Углы ВН, град -4...+68 -2,5...+65 -3...+75 -3...+68 -5...+70
Углы ГН, град 360 360 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 50 60 50 30 48
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 24,7 30 39 30
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 29 40 более 40 53 41
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 25 57 25
Боевая скорострельность, выстр./мин 10 10 10-12 до 8 до 6
Калибр зенитного пулемёта, мм 12,7 7,62 12,7 12,7 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 67 65 53
Запас хода по шоссе, км 600 420 405 450 420

После принятия в начале 1990-х годов странами-участницами НАТО «Совместного меморандума о баллистике» рядом государств были начаты работы по созданию новых САУ или модернизации уже существующих самоходных артиллерийских установок с оснащением 155-мм стволом длиной 52 калибра и объёмом зарядной каморы в 23 литра. К 1998 году в ФРГ было развёрнуто серийное производство самоходных гаубиц PzH 2000, созданных на базе ранее отменённого проекта PzH 70. В отличие от предшественника PzH 2000 вооружена орудием с новой баллистикой, что позволило увеличить дальность стрельбы снарядами L15A2 до 30 км, а активно-реактивными снарядами ERFB-BB до 41 км. Кроме того, скорострельность была увеличена до 8-10 выстрелов в минуту. В Великобритании была разработана модифицированная версия AS-90 с установкой нового орудия, получившая обозначение «Braveheart», серийное производство данной модификации было начато в 1998 году, однако полностью самоходные гаубицы AS-90 со старой баллистикой заменены в войсках не были.

В 1994 году в США была начата разработка принципиально новой самоходной гаубицы XM2001 «Crusader» для замены САУ M109 и её модификаций. САУ XM2001 имела новое 155-мм орудие длиной 56 калибров с увеличенной дальностью стрельбы и скорострельностью на уровне 10-12 выстрелов за первую минуту. Экипаж составлял 3 человека, а весь процесс заряжания был полностью автоматизирован. В 2006 году планировалось начать мелкосерийное производство, а в 2007 году - массовое, однако из-за высокой стоимости и недостаточной мобильности САУ, проект «Crusader» был закрыт.

Первая демонстрация макета САУ 2С19 была проведена в 1990 году в Маниле. На выставке IDEX-93 в Абу-Даби в 1993 году на показательном выступлении «Мста» поразила управляемыми снарядами «Краснополь» 38 целей из 40 с дистанции 15 км. В ходе демонстраций были выявлены как преимущества (высокая скорострельность, сравнительно большой возимый боекомплект), так и серьёзные недостатки, основными из которых являлись максимальная дальность стрельбы и устаревшая система управления огнём. Данные недостатки оказали существенное негативное влияние в продвижении 2С19 на рынок экспортных поставок вооружений.

Специально для иностранных заказчиков к 2001 году была разработана модифицированная версия 2С19М1-155, оснащённая новой автоматизированной системой управления наведением орудия и орудием калибра 155 мм под стандарт НАТО. Интерес к данной модификации был проявлен со стороны ряда иностранных государств. В России для ликвидации отставания от западных аналогов была начата работа над глубокой модернизацией САУ 2С19 под обозначением 2С33, однако до серийного производства она доведена не была.

В настоящее время конструкция самоходной гаубицы 2С19 претерпела ряд существенный изменений. В новой модификации увеличена скорострельность, введён режим «одновременного огневого налёта» и установлен комплект бортового оборудования для интеграции в единую систему управления тактического звена. Комплекс этих мер позволяет использовать САУ 2С19М2 в качестве основной ударной единицы артиллерии бригадного звена Российской армии на ближайшую перспективу. В то же время в современных условиях боя максимальная дальность стрельбы самоходной гаубицы должна составлять 40-45 км. Данный параметр является недостижимым для устаревшего баллистического решения, используемого в «Мсте-С». Поэтому по плану перевооружения Российской армии к началу 2020 года устаревшие самоходные гаубицы 2С19 будут заменены на новые САУ 2С35 «Коалиция-СВ» .

Характеристики (ТТХ) 2С19 «Мста-С»

Боевая масса, т: 42
-Компоновочная схема: заднемоторная
-Экипаж, чел.: 5
Размеры:
-Длина корпуса, мм: 6040
-Длина с пушкой вперёд, мм: 11 917
-Ширина корпуса, мм: 3380
-Высота, мм: 3350
-База, мм: 4520
-Колея, мм: 2800
-Клиренс, мм: 450
Бронирование:
-Тип брони: гомогенная стальная
-Вооружение:
-Калибр и марка пушки: 152-мм 2А64
-Тип пушки: нарезная гаубица
-Длина ствола, калибров: 47
-Боекомплект пушки: 50
-Углы ВН, град.: -4…+68 град
-Углы ГН, град.: 360 град
-Дальность стрельбы, км: 6,5…29,06
-Прицелы: 1П22, 1П23, ПЗУ-5
-Пулемёты: 1 х 12,7-мм НСВТ
Подвижность:
-Двигатель : Производитель: ЧТЗ. Марка: В-84А. Тип: дизельный. Максимальная мощность: 780 л.с. (573 5 кВт). Конфигурация: V12. Цилиндров: 12. Расход топлива при смешанном цикле: 240…450 л/100 км. Охлаждение: жидкостное. Тактность (число тактов): 4. Рекомендованное топливо: ДЛ-0,2-40, ДЗ-0,2 минус 35, ДА-0,2, ТС-1, Т-1, Т-2.
-Скорость по шоссе, км/ч: 60
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Ёмкость топливных баков, л: 1300
-Удельная мощность, л. с./т: 19
-Тип подвески: индивидуальная, торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: 0,87
-Преодолеваемый подъём, град.: 25 град
-Преодолеваемая стенка, м: 0,5
-Преодолеваемый ров, м: 2,6-2,8
-Преодолеваемый брод, м: 1,2 (5 с ОПВТ)

В начале 80-х годов ГРАУ выдало руководимому Л.И. Горлицким КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм для замены в войсках гаубицы 2С3 «Акация». Артчасть предполагалась универсальной - для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.


Основными разработчиками САУ назначили: УЗТМ (ныне ФГУП «Уральский завод транспортного машиностроения») - головной разработчик шасси «Объект 316» и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность») - разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске - качающейся части. Главным конструктором установки, получившей обозначение ГРАУ 2С19, утвердили Ю.В. Томашева.

В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий советской армии под обозначением

Гаубица 2А65 «Мста-Б»

2С19 «Мста-С» (С - самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» создали специальный тренажер 2Х51 «Бункеровка» для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, за некоторыми исключениями. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка: лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной бронестали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель-марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В.

Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта - 13500 кг.


3ОФ39 «Краснополь»

Нарезная 152-мм гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется ОФС 3ОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 и АРС 3ОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела 3ВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суб-боеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа 3НС3О (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела 3ВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов гаубиц Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» в составе выстрела 3ВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор - 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов - полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.


Место командира

САУ оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали - автоматически, по горизонтали - от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию - удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем - командирской или старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес» обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д - газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы - 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).


Индийская САУ «Bhim»

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 организационно объединены в ОБАК «Капустник», который является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (ОАЭ) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей.

После модернизации СУО, самоходка получила обозначение 2С19М.
Гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм (2С19М1 «Мста-С»), которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. Такая машина была впервые представлена на выставке вооружений «Eurosatory 2000» в Ле Бурже (19-23 июня 2000 года). Эксперты оценивают стоимость одной САУ в 1,6 млн. долл.

Характеристики 2С19 «Мста-С»

Длина с пушкой вперед, мм 11917
Длина корпуса, мм 6040
Ширина по бортовым экранам, мм 3584
Высота по крышу башни, мм 2985
Колея, мм 2800
Клиренс, мм 435
Вооружение (боезапас) 152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (300)
Максимальная дальность стрельбы, км 24,7*
Минимальная дальность стрельбы, км 6,5
Скорострельность, выстр./мин 7-8
Угол возвышения/склонения, град +68/-4
Угол горизонтального наведения, град 360
Начальная скорость ОФС, м/с 828
Масса ОФС, кг 43,56
Масса установки, т 42 ± 2,5%
Экипаж, чел 5
Двигатель (тип) В-84А (Д, V12)**
Мощность двигателя, л.с. 840
Максимальная скорость движения, км/час 60
Запас хода, км 500

* для ОФС с газогенератором - 28,5 км
** Может устанавливаться двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.

Бронированная высокомобильная САУ 2С19М1 является модификацией САУ «Мста-С» и так же, как и она, предназначена для уничтожения защищенных и открыто расположенных целей. САУ также используют для создания препятствия противнику в осуществлении маневров резервными силами и средствами в тактической глубине обороны. Экспортный вариант САУ (2С19М1-155) оснащается орудием, доработанным для использования единого боеприпаса НАТО. Последняя модификация САУ, поступающая на вооружение СВ ВС России, обозначается как «объект 350» и неофициально именуется в открытой печати «Необитаемость-155». В настоящее время планируются ее поставки в Индию, Чили и Аргентину.

Особенности.
На новую САУ установлены дополнительные ЖК индикаторные панели для заряжающего и наводчика, БЦВК с модемом, ЖК-дисплеем и цифровым датчиком определения угла возвышения орудия. Эффективность боевого применения установки значительно повышена за счет использования универсальной автоматизированной СУО «Капустник-Б» и системы управления и наведения «Успех-С». Их совместное применение (АСУНО) существенно снижает время, требуемое САУ для начала стрельбы, что положительно сказывается на повышении живучести, маневренности и мобильности последней. Батарея из восьми установок в минуту выстреливает до 3000 кг снарядов. При стрельбе на предельную дальность до попадания в цель первого выпущенного снаряда в полете может оказаться до 70 снарядов.

Конструкция САУ 2С19М1.
Башня сварной конструкции с установленной в ней гаубицей 2А64 смещена к корме самоходного шасси на гусеничном ходу, специально созданного для данной артиллерийской системы. При его разработке была проведена максимально возможная унификация элементов и узлов ходовой части САУ с танком Т-80 и моторно-трансмиссионного отделения САУ с танком Т-72. Шасси САУ, в отличие от своих прототипов, имеет противопульное бронирование. Впереди размещается навесное оборудование для самоокапывания, которое позволяет быстро оборудовать для САУ укрытие, являющееся также дополнительной защитой от осколков снарядов и бронебойных пуль.

В башне установлены системы прицеливания и наведения, хранения и автоматической подачи боеприпасов (конвейер подачи выстрелов с грунта, механизированная укладка 63Ц19 с программированной выдачей, исполнительный механизм, обеспечивающий координацию углов превышения с подачей выстрела к орудию). Кроме этого, в ней монтируется автономный агрегат АП-18Д (газовая турбина мощностью 16 кВт), обеспечивающий бортовое питание потребителей постоянным током. Его установка позволяет значительно увеличить моторесурс маршевого двигателя. Фильтровентиляционная установка и система герметизации казенника гаубицы предотвращают загазованность боевого отделения при стрельбе. АСУНО САУ состоит из баллистического вычислителя, аппаратуры привязки и топографического ориентирования, спутниковой системы навигации, обеспечивает бесприцельное наведение в автоматическом режиме и последующее хранение информации по десяти и более огневым задачам.

Смещение бортовых опорных катков шасси относительно друг друга и установка на них регулируемых телескопических амортизаторов позволили отказаться от стабилизирующих сошников (их назначение - гасить возникающие при стрельбе колебания). Подобное решение обеспечило САУ высокую скорострельность, возможность любым ее модификациям, включая 2С19М1, вести круговой обстрел, значительно сократило время, необходимое для подготовки к стрельбе и покидания огневых позиций после выполнения боевой задачи.

Вооружение.
Основным оружием всех модификаций САУ «Мста-С» является нарезная гаубица 2А64 калибра 152 мм, дополнительным - зенитный пулемет НСВТ калибра 12,7 мм. Гаубица позволяет вести огонь различными типами боеприпасов: кассетными, осколочно-фугасными, активно-реактивными и специальными. Она может вести огонь по выявленным целям прямой наводкой и с закрытых позиций. 2А64 доработана для стрельбы боеприпасами как выпускавшимися ранее, так и новейшей разработки. Например, «Краснополь» с лазерной подсветкой, дымовыми снарядами-целеуказателями, снарядами для постановки активных радиолокационных помех и т. п. Предельная дальность стрельбы зависит от типа применяемого боеприпаса и колеблется в диапазоне от 22 до 29 км. В варианте гаубицы 2С19М1-155, адаптированном под боеприпас НАТО (155 мм), дальность составляет 41 км.

Установка полуавтомата перезаряжания позволяет САУ всех модификаций вести огонь при любых углах наведения по возвышению и направлению гаубицы. При этом скорострельность составляет 6-7 выстр./мин (в случае подачи боеприпасов с грунта) и 7-8 выстр./мин (из внутренней бовукладки).

Поиск боеприпаса нужного типа и управление заряжанием проводит в автоматическом режиме контрольная система механизма заряжания. Одновременно с этим она фиксирует число выстрелов по каждому типу. Снаряды и заряды к гаубице поступают по двум различным конвейерам. Дополнительные конвейеры, по которым боеприпасы можно подавать с грунта, позволяют экономить внутреннюю бовукладку. При совершении марша первый убирается внутрь корпуса, а второй закрепляется на башне. Стреляные гильзы автоматически удаляются из внутрибашенного пространства через специальный люк под стволом гаубицы.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то