Арктический совет цель создания. Декларация об учреждении арктического совета. Встречи и конференции

Арктика - регион, в котором защита окружающей среды, включая здоровье арктических экосистем, сохранение биологического разнообразия, охрана и неистощительное использование природных ресурсов являются критически важными. Коренные народы и остальные жители северных и арктических регионов имеют особое отношение к своим общинам и окружающей среде. Традиционные знания коренных народов и наука вносят большой вклад в понимание условий циркумполярной Арктики и могут служит руководством для правительств и общин в достижении устойчивого развития в Арктике, включая экономическое и социальное развитие, улучшение состояния здоровья и культурное благосостояние.

Арктика имеет много уникальных и специальных особенностей. Многие из ее суровых и красивых пейзажей в море и на суше сохранились нетронутыми. Ее флора и фауна самобытны и хорошо приспособлены к холоду и засухе, которые характеризуют многие из этих регионов в течение большей части года. Многие местные общины коренного населения сохранили свою связь с землей и водой - связь между людьми и окружающей средой, которая становится все более и более редкой в других частях мира.

Арктика тесно связана с остальными частями мира. Океанская вода циркулирует к арктическим морям и от них. Воздушные массы перемещаются на север и юг. Нет фактически никакого места на земле, которая не была бы связана с Арктикой маршрутами мигрирующих видов диких животных. В то время как Арктика является на нашей планете особым регионом, ее сохранение и будущее увязаны с тем, что происходит в других частях мира.

Арктический совет был создан в 1996 году Оттавской декларацией, которая расширила сотрудничество, начатое на основе Стратегии защиты окружающей среды Арктики. В рамки сотрудничества был включен более широкий круг вопросов, относящихся к реализации политики устойчивого развития. Программа устойчивого развития Арктического совета была формально учреждена на министерской сессии, которая проходила в 1998 году в поселке Икалуите на Северо-Западных территориях (Канада). Одновременно была создала соответствующая рабочая группа.

В то же время министрами было принято Техническое Задание Программы устойчивого развития, согласно которому цель Программы состоит в том, чтобы предлагать и принимать шаги, которые будут предприниматься арктическими государствами в целях содействия устойчивому развитию в Арктике, включая защиту и улучшение окружающей среды, экономику, культуру и здоровье коренного и другого населения Арктики, улучшение экологических, экономических и социальных условий арктических общин в целом.

Исходя из итогов конференции ООН по защите окружающей среды и развитию, которая проходила в 1992 году в Рио-де-Жанейро, Программа устойчивого развития Арктического совета является важной частью международных усилий, которые основываются на действиях правительств, неправительственных и международных организаций. Программа устойчивого развития Арктического совета имеет цель браться за задачи, обусловленные специальными обстоятельствами Арктики, в этом контексте.

Параметры Программы устойчивого развития Арктического совета

В соответствии с Заданием Программы и декларацией министерской сессии в Икалуите, Арктический совет продвигает и принимает проекты устойчивого развития, совместные действия и приоритеты, учитывая при этом следующее:

  • Устойчивое развитие должно удовлетворить потребностям настоящего без того, чтобы ставить под угрозу возможности поколений будущего. Экономическое, социальное и культурное развитие, наряду с и защитой окружающей среды являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга аспектами устойчивого развития и входят в круг вопросов, находящихся в фокусе внимания Арктического совета в этом плане.
  • Наращивание потенциала точно так же необходимый элемент для достижения устойчивого развития и должен быть учтен в проектах Арктического совета, разрабатываемых в рамках Программы. Программа устойчивого развития, поэтому, стремится к наращиванию потенциал на всех уровнях общества.
  • Программа устойчивого развития Арктического совета должна оставить будущие поколения Севера с расширенными возможностями и продвигать экономическую деятельность, которая создает богатство и человеческий капитал, при одновременном сохранении природного капитала Арктики.
  • Программа устойчивого развития должна продвигать идеи учета экологических аспектов во всех экономических действиях, которые могут иметь существенное воздействие на экологию и здоровье людей в арктических государствах.
  • Работа, проводимая Арктическим советом в целях устойчивого развития, должна основываться на достоверных научных исследованиях, традиционных знаниях коренного и местного населения, а также благоразумном сохранении ресурсов и управлении ими. Она должна извлечь пользу от инновативных процессов и процессов обучения, применяемых в северных общинах, и укреплять эти процессы.
  • Программа устойчивого развития требует координации и синергии работ, выполняемых по линии рабочих групп Арктического совета и других форм взаимодействия. Она должна реализоваться через восприимчивый к отзывам общественный процесс, который может включать выдвижение местных, региональных и международных инициатив.
  • Арктический совет дает высокий приоритет тем проектам и действиям, которые подчеркивают местное лидерство и выполнение, чтобы гарантировать максимум пользы общинам и регионам в длительной перспективе.

Области, вызывающую особую тревогу в контексте устойчивого развития

Арктический совет придает особое значение ряду областей, связанных с социальным, экономическим и культурным измерениями устойчивого развития. Они в настоящее время включают:

  • Здоровье и благосостояние людей, живущих в Арктике. Предотвращение и контроль заболеваний и травм, а также долгосрочный мониторинг воздействия загрязнения и изменения климата являются критически важными для здоровья людей и для устойчивого развития.
  • Устойчивая экономическая активность и повышение благосостояния общин. Чтобы быть жизнеспособными, арктические общины должны иметь соответствующую экономическую основу для обеспечения их выживания.
  • Образовательное и культурное наследие. Они - фундаментальная предпосылка для устойчивого развития и наращивания потенциала.
  • Дети и молодежь. Их благосостояние и потенциал существенны для будущего арктических общин, они должны быть защищены и лелеяны.
  • Управление природными ресурсами, включая живые ресурсы. Это должно быть основано на достоверных научных исследованиях и традиционных знаниях для поддержки и развития местных общин в Арктике.
  • Развитие инфраструктуры. Это увеличивает экономический рост и улучшить качества жизни людей, живущих в Арктике.

В рамках каждой из этих областей, охваченных Программой устойчивого развития, Арктический совет сильно привержен поощрять, принимать и поддержать проекты, которые представляют общий интерес и которые могут принести значащую и ощутимую пользу жителям Арктики. Совет будет периодически проверять прогресс реализации Программы и проектов, чтобы выдвигать на первый план новые области и направления.

Вызовы перед Арктикой существенны. Арктический совет признает общие тревоги и вызовы и стремиться к решению вытекающих из них задач, в особенности тех, связанных с постоянной защитой арктической окружающей среды и обеспечением устойчивого развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния на Севере.

Дальнейшая информация о Программе устойчивого развития Арктического совета может быть получена на сайте

Арктический совет (Arctic Council) – это ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики в общих арктических вопросах, в частности, в связи с проблемами устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике.

С чего все начиналось?

Арктический совет (далее также АС или Совет) был создан в 1996 году по инициативе Финляндии, изначально видевшей главной его целью сохранение уникальной природы северной полярной зоны. Первый камень в основу будущей организации был заложен еще в 1989 году, когда 8 арктических государств — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, СССР, Швеция и США — начали работу над «Стратегией защиты окружающей среды в Арктике» (The Arctic Environmental Protection Strategy, AEPS) или, как ее иначе называют, «Финской инициативой» (Finnish Initiative). Документ был подписан и ратифицирован в 1991 году, но место СССР в нем заняла уже Россия, не отказавшаяся от участия в данном проекте. AEPS нацелен на отслеживание и мониторинг ситуации в Арктике, ее оценку, на готовность среагировать на внештатные ситуации и ликвидировать их последствия, а также на консервацию арктической природы, представляющей огромную ценность для всего человечества. Эту инициативу называют одним из основных достижений сотрудничества государств на международной арене после окончания «холодной войны».

Второй важной составляющей АС являются Конференции парламентариев Арктического региона, проходящие каждые два года. Они представляют собой парламентскую организацию, состоящую из делегаций парламентов «восьмерки» арктических стран, а также представителей Европейского Парламента. Кроме того, в Конференции в качестве наблюдателей принимают участие делегаты от коренных народов региона. Первой такой встречей стала Международная Конференция Парламентариев Северного Совета по развитию и охране Арктического региона, прошедшая в Рейкьявике в августе 1993 года. Последняя Конференция, ставшая уже 12-й по счету, прошла в России в городе Улан-Удэ, столице республики Бурятия, с 12 по 17 июня 2016 года. Конференция 2018 года пройдет в Финляндии.

В 1994 году для координации работы Конференций – по сути Арктического парламента – был создан Постоянный Комитет Конференции, собирающийся 3-4 раза в год в различных местах Арктики. В 1994-1996 годах именно на его площадке шло согласование создания АС, в работе которого Постоянный Комитет и поныне принимает активное участие, являясь наблюдателем. По состоянию на 2017 год, главой российской делегации в Комитете является доктор политической социологии, сенатор Владимир Торлопов, в 2001-2010 гг. бывший губернатором Республики Коми. Также Россию представляет Борис Кашин – доктор физико-математических наук, депутат Государственной Думы РФ.

Согласно официальному сайту Конференции парламентариев арктического региона, сейчас основными направлениями ее работы являются вопросы арктических перевозок, образовательной и исследовательской политики, улучшения условий жизни и проблемы климатических изменений.

Днем рождения Арктического совета считается 19 сентября 1996 года, когда было объявлено о его создании в соответствии с положениями Оттавской декларации.

Какова структура Совета?

Ядром АС являются его постоянные члены – «восьмерка» арктических стран: Канада, Королевство Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и Соединенные Штаты Америки. Кроме того, статус постоянных участников в АС также имеют шесть организаций, представляющих коренные народы Арктики. Эта категория была создана для того, чтобы обеспечить активное участие в работе Совета северных народов, без которых нельзя принимать серьезных решений. Таким образом в Совет вошли еще шесть членов: Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуито , Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов.

Статус Наблюдателя в АС могут получить неарктические государства, а также межправительственные, межпарламентские, всемирные, региональные и неправительственные организации, которые, с точки зрения Совета, могут внести вклад в его работу. Наблюдатели АС вклад участвуют в деятельности Совета, главным образом, на уровне рабочих групп. Государствами-наблюдателями на 2017 год являются: Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Южная Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Испания, Великобритания и Швейцария. Страны-наблюдатели обязуются следовать букве Морского права, а также должны признавать суверенитет и суверенные права на Арктику арктических государств.

Существует категория наблюдателей с ограниченными правами: они должны подавать прошение в управляющие органы Совета о разрешении присутствия на каждом из заседаний. Сейчас ими являются Европейский Союз и Турция. Так, например, проблема ЕС состоит в том, что арктическая «восьмерка» не признает запрета, введенного Брюсселем, на промысел тюленей.

Наблюдателями в АС, помимо уже упомянутого выше Постоянного комитета Конференции парламентариев Арктического региона (SCPAR), являются еще восемь межправительственных и межпарламентских организаций:

  1. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца (IFRC)
  2. Международный союз охраны природы (IUCN)
  3. Совет министров Северных стран (NCM)
  4. Северная экологическая финансовая корпорация (NEFCO)
  5. Североатлантическая комиссия по вопросам морских млекопитающих (NAMMCO)
  6. Европейская экономическая комиссия ООН (UN-ECE)
  7. Программа развития ООН (UNDP)
  8. Программа ООН по окружающей среде (UNEP)

Наблюдателями в Арктическом совете являются также одиннадцать неправительственных организаций:

  1. Консультативный комитет по защите морей (АCOPS).
  2. Арктический институт Северной Америки (AINA) — бывшая организация «Культурные ворота в Арктику».
  3. Ассоциация оленеводов мира (AWRH).
  4. Союз по сохранению циркумполярного региона (CCU).
  5. Международный арктический научный комитет (IASC).
  6. Международная арктическая ассоциация общественных наук (IASSA).
  7. Международный союз здравоохранения в Циркумполярном регионе (IUCH).
  8. Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA).
  9. Северный форум (NF).
  10. Университет Арктики (UArctic).
  11. Всемирный фонд природы — Глобальная арктическая программа (WWF).

Неотъемлемой частью Арктического совета являются его шесть основных рабочих групп:

  • Рабочая группа по устранению загрязнения в Арктике (ACAP) выступает в роли механизма поддержки, способствующего национальным действиям по сокращению выбросов и других видов проникновения в среду загрязняющих веществ, присутствующих в Арктике;
  • Рабочая группа по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) осуществляет мониторинг арктической среды, экосистем и населения, а также предоставляет научные рекомендации с целью поддержки правительств в борьбе с загрязнением и неблагоприятными последствиями изменения климата;
  • Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF) занимается сохранением арктического биоразнообразия, стремясь обеспечить устойчивость биологических ресурсов Арктики;
  • Рабочая группа по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR занимается защитой арктической среды от угрозы и воздействия аварийных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов;
  • Рабочая группа по защите арктической морской среды (PAME) является координационным центром всей деятельности Арктического совета, связанной с защитой и рациональным использованием арктической морской среды.
  • Рабочая группа по устойчивому развитию (SDWG) занимается продвижением устойчивого развития в Арктике и улучшением условий жизни арктических общин в целом.

Совет также может учреждать целевые и экспертные группы для осуществления конкретной работы. Пользуясь этим правом, Финляндия постановила создать на 2017-2019 годы еще 3 группы:

  • Целевую группу по вопросам арктического морского сотрудничества (TFAMC);
  • Целевую группу по вопросам улучшения качества связи в Арктике (TFIСA);
  • Экспертную группу, содействующую реализации Рамочного документа для действий в области активизации сокращения выбросов черной сажи и метана (EGBCM).

В 2013 году в Тромсё (Норвегия) официально начал функционировать постоянный Секретариат АС. Он был основан с целью обеспечения административного потенциала, поддержания институциональной памяти, расширения информационно-разъяснительной деятельности и предоставления общей поддержки деятельности АС.

Как функционирует Арктический совет?

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране.

Оценки и рекомендации АС являются результатом анализа и усилий, предпринимаемых Рабочими группами. Стоит отметить, что АС не может реализовывать или вводить в действие свои руководства, оценки или рекомендации: это является ответственностью каждого отдельно взятого арктического государства.

Председательство в АС переходит от одного арктического государства к другому каждые два года. Первой страной, возглавлявшей АС, стала Канада (1996-1998 гг.), затем США, Финляндия, Исландия, Россия, Норвегия, Дания и Швеция. Второй цикл председательств начался в 2013 году, когда все страны «восьмерки» по разу уже побывали на этом посту. 11 мая 2017 года завершился срок второго председательства США и началось очередное председательство Финляндии (2017-2019 гг.). Следующей страной, которая возьмет на себя полномочия председателя, станет Исландия (2019-2021 гг.).

Решения в АС принимаются на основе консенсуса, то есть единогласным голосованием стран «восьмерки», с учетом мнения и при активном участии других Постоянных участников.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что мандат АС, согласно Оттавской декларации 1996 года, полностью исключает вопросы военной безопасности.

Арктический совет является форумом, а потому у него отсутствует свой собственный программный бюджет. Все проекты или инициативы финансируются одним или несколькими арктическими государствами. Некоторые проекты также получают поддержку от других организаций и институтов, например, национальных и международных банков и частных фондов. В 2014 году начал действовать «Инструмент поддержки проектов Арктического совета» (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП на 2017 год располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (внесла самую большую сумму - €10 млн), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

По данным ТАСС, планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействию уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как «Валдай» и «Тундра» (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС), призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют «Совкомфлот», «Роснефть» и Торгово-промышленная палата РФ.

Каковы достижения Арктического совета?

Результатом деятельности Рабочих групп регулярно становятся комплексные передовые оценочные исследования, посвященные экологическим и социальным проблемам, вопросам развития региона, его экологической безопасности и так далее.

Одна из главных заслуг Совета – это его важная функция как площадки для ведения международных переговоров по составлению юридически обязывающих соглашений. Результатом этой работы уже стали три договора, заключенных между восемью арктическими государствами. Первый из них – это Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, был подписан в Нууке (Гренландия) на Министерской сессии 2011 года. Второй – Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагировании на загрязнение моря нефтью в Арктике – заключен в Кируне (Швеция) на Министерской сессии 2013 года. Договоренности по третьему – Соглашению по укреплению международного арктического научного сотрудничества – были достигнуты в Фэрбанксе (Аляска) на Министерской сессии 2017 года.

Каковы приоритеты стран-участниц Совета?

У всех стран они разные. Так, во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Председательство США прошло под лозунгом «Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность». Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Вашингтона в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества.

Приоритетом руководства Финляндии должны стать вопросы защиты окружающей среды.

Какова роль России в Арктическом совете, и для чего ей нужно участие в этой международной организации?

В свое первое и пока еще единственное председательство в Совете в 2004-2006 годах, Россия стала инициатором порядка 70 различных проектов в экономической, природоохранной и социальной областях, в том числе и по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины. Наращивая свою активность по добыче нефти и газа в Арктике, Москва развивала взаимодействие стран «восьмерки» в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также проекты по контролю за радиационной обстановкой.

По предложению Российской Федерации, было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Арктики. В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая встреча министров культуры стран арктической «восьмерки». Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран-участниц АС — «Электронная память Арктики», соглашение по которому было подписано в 2006 году.

Россия выступила также одним из авторов первого обязывающего документа АС – соглашения по поиску и спасению в Арктике. Результатом стало то, что в 2015 и 2016 годах были проведены крупные многосторонние учения в рамках данного соглашения.

Совместно с США и Швецией, Россия в 2013-2016 годах занималась укреплением научного сотрудничества в соответствующей рабочей группе. Было разработано соглашение, облегчающее и расширяющее доступ ученых разных стран в Арктику. Как отмечалось ранее, оно было подписано в 2017 году, став третьим обязывающим документом АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник «Арктические рыбы Тихого океана», содержащий информацию о более чем 100 видах рыб. В его подготовку значительный вклад внесли ученые из Российской Федерации.

Одним из последних проектов с активным российским участием стала утвержденная в апреле 2017 года программа, направленная на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, принадлежащих к коренным народам Севера. По задумке авторов данной инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

Старшим должностным лицом Арктического совета от России с 2014 года является Владимир Барбин – посол по особым поручениям Российской Федерации в Арктическом регионе. Выступая в ноябре 2016 года на конференции «Российско-канадский диалог и сотрудничество в Арктике», российский посол сказал, что «именно на арктических государствах лежит ответственность за устойчивое развитие региона и повышение качества жизни его населения … Здесь могут быть самые разнообразные формы — это взаимодействие на межгосударственном уровне, между регионами, и, естественно, взаимодействие бизнеса, научных институтов и гражданского общества». При этом очень важно, подчеркнул дипломат, чтобы «каждая из сторон слушала, что ей говорит другая сторона, слушала другое мнение и приводимые аргументы … Только на этой основе уважительного отношения мы и должны строить наше будущее взаимодействие». Несмотря на то, что эти слова были сказаны Барбиным в связи с разрывом дипломатических связей Канады и РФ, инициированного североамериканским государством на фоне украинского конфликта, они относились именно к сотрудничеству двух стран в рамках Арктического круга и в целом прекрасно отражают позицию России по работе в рамках данной организации.

Россия вновь возглавит Арктический совет в 2021-2023 годах.

В соответствии с Основами государственной политики Рос­сийской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на пер­спективу, утвержденной Президентом РФ 18 сентября 2008 г., Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий, развитию Северного морского пути и до­быче углеводородов на шельфах северных морей.

Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Арктика была и остается в сфере особых интересов России. Здесь сконцентри­рованы практически все аспекты национальной безопасности - военно-политический, экономический, технологический, экологический, ресурсный».

В Основах государственной политики РФ в Арктике в пе­речне национальных интересов названо «сбережение уникаль­ных экологических систем Арктики».

Во исполнение Указа Президента РФ от 3 февраля 2015 г. №50 Правительство РФ 23 марта 2015 г. приняло поста­новление «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам Арктики». Согласно Положению, целями этой Комиссии являются защита национальных интересов РФ в Арктике и решение стратегических задач, определенных Основами государственной политики, а так­же кардинальное повышение эффективности государствен­ного управления в Арктической зоне России. На своем пер­вом заседании в апреле 2015 г. Комиссия сформулировала 8 профильных рабочих групп. Председатель Комиссии ви­це-премьер Д.О. Рогозин заявил, что «Арктика должна быть эталонной зоной чистоты. Поэтому экология у нас в числе ведущих приоритетов».

Согласно Положению о Комиссии, Российская Федера­ция будет активно сотрудничать с международными органи­зациями и объединениями. На сегодня основным межправи­тельственным органом является Арктический совет.

Правовой статус и актуальные направления деятельности Арктического совета.

Идея сотрудничества арктических государств впервые была высказана в 1987 г. Президентом СССР М.С. Горбачевым. Спустя несколько лет в 1989 г., арктические государства начали так называемый «процесс Рованиеми», приведший в 1991 г. к созданию стратегии защиты окружающей среды Арктики. В 1996 г. в г. Оттаве правительства Российской Федерации, Кана­ды, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, США и Швеции путем подписания Декларации создали Арктический совет (АС).

В Преамбуле в числе причин создания Арктического сове­та указывается необходимость охраны арктической экосистемы, включая состояние арктической экосистемы, охрана биоразно­образия в арктическом регионе, сохранение и устойчивое раз­витие использования природных ресурсов. Далее в преамбуле подчеркивается необходимость осуществления сотрудничества по арктическим проблемам.

Арктический совет создан как межправительственный фо­рум на высшем уровне в качестве средства для организации со­трудничества, координации и взаимосвязей среди арктических государств с участием представителей коренных местных общин и других представителей редких народов-обитателей для ре­шения проблем, представляющих общий интерес, в частности проблем устойчивого развития и охраны окружающей среды в Арктике. Совет должен обсуждать и координировать мероприя­тия по созданию программы по мониторингу и оценке Арктики, сохранения арктической флоры и фауны, защиты морской окру­жающей среды и по чрезвычайным ситуациям. Арктический со­вет будет собирать и распространять информацию о проблемах Арктики.

Функциями АС являются:

а) создание механизма обеспечения сотрудничества, ко­ординации и взаимодействия арктических государств с уча­стием коренных сообществ и народов по вопросам устойчиво­го развития и защиты окружающей среды Арктики;

б) обеспечение наблюдения и координации программ, созданных в соответствии с Арктической стратегией по защи­те окружающей среды, таких как Программа мониторинга и оценки, Программа сохранения арктической флоры и фауны, Программа защиты морской окружающей среды, а также Программы экстренной готовности реагирования на любые опасные явления;

в) распространение информации, поощрение обучения и повышение интереса к вопросам Арктики.

Арктический совет состоит из представителей государств- членов, коренных малочисленных народов (по одному от каж­дого государства-члена). В работе Арктического совета могут в качестве наблюдателей участвовать неарктические государ­ства, межправительственные и межпарламентские организа­ции глобального и регионального уровня и неправительствен­ные организации.

Постоянными участниками сессий АС являются следую­щие организации:

Арктический совет атабасков (AAC)

Международная ассоциация алеутов (AIA)

Международный совет гвичинов (GCI)

Циркумполярный совет инуитов (ICC)

Ассоциация коренных малочисленных народов Севе­ра, Сибири и Дальнего Востока РФ (RAIPON)

Совет саамов (SC).

Наблюдателям на Министерских сессиях АС являются Ве­ликобритания, ФРГ, Франция, Польша, Китай, Индия, Италия, Япония, Республика Корея, Сингапур и ЕС. Таковыми являются также более 20 межправительственных и неправительственных организация, как, например, Конференция парламентариев Ар­ктического района, Европейская экологическая комиссия, Про­грамма Организации Объединенных Наций по окружающей среде, Программа развития Организации Объединенных Наций и др.

В рамках АС действуют шесть тематических рабочих групп:

Рабочая группа по арктическому мониторингу и оцен­ке;

Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны;

Рабочая группа по предупреждению, готовности и реа­гированию на чрезвычайные ситуации;

Рабочая группа по сохранению арктической морской среды;

Рабочая группа по устойчивому развитию;

Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики.

Совет собирается на очередную сессию на министерском уровне один раз в два года. На 1 января 2015 г. состоялись 8 министерских сессий: Канада (1998 г.), США (2000 г.), Финлян­дия (2002 г.), Исландия (2004 г.), Российская Федерация (2006 г.), Норвегия (2009 г.), Дания (2011 г.), Швеция (2013 г.).

АС первоначально не был международной организаци­ей, а являлся международным объединением, не обладающим правосубъектностью и не создающим нормы международного права.

В Оттавской декларации 1998 г. отмечается, что Совет будет форумом на высшем уровне для регулярного рассмотрения на межправительственном уровне арктических проблем. До 2011 г. Совет не имел постоянной штаб-квартиры, Секретариата, дви­жимого и недвижимого имущества и автономного бюджета.

Однако в связи с обострением политических, экономиче­ских, и экологических проблем в Арктике возникла необходи­мость в совершенствовании международно-правового механиз­ма обеспечения сотрудничества государств в этом регионе.

На 7-ой министерской встрече Арктического совета 12 мая 2011 г. была принята Нуукская декларация, в которой признано необходимым создание постоянно действующего секретариата Арктического совета с местоположением в г. Тромсе (Норвегия).

Правовой статус Секретариата на территории Норвегии определяется Соглашением между правительством Королевства Норвегия и Секретариатом Арктического совета. Согласно ст. 2 этого Соглашения Секретариат обладает правосубъектностью и вправе осуществлять любые функции, носящие международ­но-правовой характер. Он вправе заключать контракты, приоб­ретать движимое и недвижимое имущество. Он не может зани­маться любой коммерческой деятельностью или провозглашать такую деятельность в качестве совей цели.

Секретариат расположен в г. Тромсе. Его собственность и активы расположены в Норвегии, обладают иммунитетом от любых форм экспроприации.

Компетентные норвежские органы должны принять все необходимые меры по охране помещения Секретариата.

В соответствии с кругом ведения, Секретариат выполняет следующие функции:

1. Административная и организационная поддержка, включающая: организацию и помощь в проведении заседаний в случае необходимости; рассылку отчетов для и от лица аркти­ческих государств, постоянных участников, рабочих и целевых групп, иных вспомогательных органов и наблюдателей; оказа­ние помощи председателю в составлении проектов документов к заседаниям, включая итоговые доклады; оказание секретар­ских услуг постоянным участникам и рабочим группам без соб­ственного секретариата; административные услуги, связанные с общей корреспонденцией, и архивирование документов и ма­териалов.

2. Связи с общественностью и информационно-разъяс­нительная работа, включающая: администрирование интернет- сайта Арктического совета, включая интернет-страниц рабочих групп, у которых нет своего секретариата; содействие распро­странению и улучшению качества информации об Арктиче­ском совете; ведение, хранение и публикация, сообразно обсто­ятельствам, протоколов и иной документации Арктического совета; содействие обмену информацией между арктическими государствами, постоянными участниками и наблюдателями; и разработку стратегических планов осуществления информаци­онно-разъяснительной работы и иных документов.

Высшим исполнительным должностным лицом АС является Директор. Он представляет Совет перед Правительством Норве­гии и является высшим должностным лицом Секретариата; осу­ществляет контроль за выполнением правил процедуры Арктиче­ского совета, финансовых правил и правил о персонале.

Директор управляет работой Секретариата; осуществля­ет прием и увольнение; готовит и представляет на министер­ской встрече проекты бюджета и планы работы Совета и орга­низовывает их выполнение; председательствует на заседаниях вспомогательных органов Арктического совета.

В своей деятельности АС уделяет большое внимание из­учению и использованию Северного Ледовитого океана, кото­рый в определенной степени затрагивает вопросы арктическо­го рыболовства. В учредительном документе - Декларации о создании АС - несколько раз содержится указание на то, что Совет будет заниматься также морскими проблемами. В част­ности, в преамбуле упоминается о необходимости охраны биоразнообразия, сохранения и устойчивого использования природных ресурсов.

В рамках АС реализуется большое количество проектов, прямо или косвенно затрагивающих Северный Ледовитый океан. Отметим некоторые из них.

1. Проект «Обзор Северного Ледовитого океана» (AOR). Проект AORвключает в себя два этапа, в которых анализируется состоя­ние и тенденции арктической морской среды. В период с 2011 по 2014 гг. основное внимание было сосредоточено на областях, в ко­торых АС может эффективно усовершенствовать существующие механизмы управления арктической морской средой.

2. Подкисление Северного Ледовитого океана (AOA). Эксперт­ная группа по подкислению Северного Ледовитого океана под­готовила доклад «Подкисление Северного Ледовитого океана», в котором освещаются вопросы функционирования системы диоксида углерода в океане, биотехнических процессов, реакции организмов и экосистем, и экономическое значение подкисле- ния Северного Ледовитого океана.

3. Оценка морского судоходства в Арктике (AMSA). Клю­чевым элементом этого проекта является создание набора сце­нариев или вероятного развития в будущем морской навига­ции в Арктике.

4. Приполярная программа мониторинга биоразнообразия (CBMP). В рамках программы CBMP изучаются вопросы био­разнообразия в морских, прибрежных, пресноводных и назем­ных системах, в том числе мониторинг флоры и фауны.

Рабочими группами АС подготовлены доклады по таким направлениям, как перспективы судоходства в Арктике, тенден­ции биоразнообразия, поведение нефтяных разливов и разли­вов иных опасных и токсических веществ в полярных водах. Раз­работаны «Руководство по освоению морских месторождений нефти и газа», «Руководство по перекачке очищенной нефти и нефтепродуктов в водах Арктики», «Руководство по безопасной транспортировке нефти в арктических водах», «Практическое руководство по ликвидации последствий нефтяных разливов в арктических водах». Однако эти документы не являются юри­дически обязательными.

Одним из наиболее важных достижений АС являются разработка в ее рамках и организация подписания ею в 2011 г. Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике. Для его реализации в рамках АС создана Целевая группа для разработки международного документа в сфере готовности и реагирования на морские не­фтяные загрязнения в Арктике.

На третьем заседании, состоявшемся 12-13 июня 2014 г., г. Оттава, были рассмотрены два важных вопроса:

а) План действий по сотрудничеству в предупреждении нефтяного загрязнения (канадский проект);

б) Список мер для морского судоходства в Арктике и Спи­сок мер для нефтегазовой отрасли (норвежский документ).

Делегации всех восьми государств пришли к заключе­нию, что проект Плана действий служит хорошей отправной точкой для дальнейших дискуссий и признали необходимым тщательно изучить правовые последствия этого документа. Во время презентации проекта Плана действий канадская делега­ция обратила внимание на то, что в его основу положен текст российской делегации, представленный на 2-ом заседании Це­левой группы в 2013 г.

Цель Плана действий - укрепление сотрудничества меж­ду арктическими государствами в сфере предупреждения за­грязнения моря нефтью посредством содействия обмену уни­кальными знаниями и опытом каждого из государств.

Все государства согласились с тем, что меры по пред­упреждению нефтяного загрязнения должны основываться на надлежащих операционных стандартах, достоверных методах оценки рисков, стратегиях по минимизации последствий и их реализации.

Некоторые международные неправительственные органи­зации разработали технические стандарты, позволяющие ми­нимизировать загрязнения углеводородами. Например, Между­народная ассоциация буровых подрядчиков (МАБП) утвердила Руководство по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.

Оживленную дискуссию вызвал пункт 2 повестки дня. Нор­вежская делегация возглавила работу по подготовке двух списков превентивных мер для нефтегазовой деятельности и судоходству в Арктике, с учетом ранее обсужденных документов. По первому списку главная проблема заключалась в определении приоритет­ных мер и конкретных шагов деятельности

Список мер для нефтегазовой деятельности включал кра­ткое описание мер, специально направленных на повышение безопасности при проведении нефтегазовых операций в Аркти­ке, на поддержку отраслевой стандартизации, а также на обмен опытом и укрепление сотрудничества в области регулирования при принятии превентивных мер. Список мер для морского су­доходства был более объемным и включал такие вопросы как мониторинг и регулирование движения судов, создание морских служб, привлечение человеческих ресурсов и снижение рисков, связанных с использованием тяжелого топлива.

Результаты работы целевой группы будут в 2015 г. пред­ставлены 9-ой сессии Арктического совета на уровне мини­стерств в середине 2015 г.

Четвертое заседание целевой группы Арктического совета по предупреждению нефтяного загрязнения состоялась 10-11 сентября 2014 г. в г. Нууке. На нем подробно рассматривалось содержание до­кумента, в котором подведены итоги работы группы.

Обсуждение началось с определения позиций госу­дарств относительно юридического статуса документа, кото­рый будет представлен министрам весной 2015 г. Делегации пришли к консенсусу по данному вопросу, согласившись, что в силу нехватки времени на данном этапе предпочти­тельнее обсуждать юридически необязательный документ. Однако они не отрицали возможности разработки юриди­чески обязательного документа, например, соглашения в будущем.

В преддверии четвертого заседания Целевой группы Се­кретариат Арктического совета подготовил «Единый доку­мент», основанный на российском проекте. В ходе обсуждения Стороны достигли согласия по большинству пунктов докумен­та. В завершении заседания был предложен ряд названий для разработанного документа. Большинство участников склони­лось к названию «План действий» (стратегический или рамоч­ный).

Деятельность Арктического совета по предотвращению загрязнения среды нефтью

В рамках АС подготовлен текст Соглашения о сотрудни­честве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. Соглашение подписано в 2013 г. Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Российской Федерацией, США, Финляндией и Швецией.

Целью Соглашения является укрепление сотрудничества, координации и взаимной помощи между Сторонами в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью в Арктике в целях защиты морской среды от загрязнения нефтью. Оно применяется в отношении инцидентов, вызывающих загряз­нение нефтью, которые происходят в любом морском районе или представляют угрозу для любого морского района, в от­ношении которого государство, правительство которого явля­ется Стороной этого Соглашения, осуществляет в соответствии с международным правом суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, включая его внутренние воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континенталь­ный шельф к северу от указанных в ст. 3 координат.

В соответствии с Соглашением каждая Сторона обязана иметь национальную систему быстрого и эффективного реа­гирования на инциденты, вызывающие загрязнение нефтью.

Каждая Сторона сама или в сотрудничестве с другими Сторонами создает: а) минимальное количество размещаемо­го в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти и программы его использования; б) про­грамму учений для организаций по реагированию на загряз­нение нефтью, и подготовки соответствующего персонала; в) планы и средства связи для реагирования на инцидент, вы­зывающий загрязнение нефтью; г) механизм или договорен­ность координации реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью, с возможностью мобилизации необходи­мых ресурсов.

Если Сторона получает информацию о загрязнении неф­тью, она оценивает событие для того, чтобы определить, явля­ется ли оно инцидентом, вызывающим загрязнения, а также оценивает характер, масштабы и возможные последствия ин­цидента, включая принятие соответствующих мер. После это­го такая Сторона незамедлительно информирует все государ­ства, интересы которых затронуты или могут быть затронуты таким инцидентом.

Статья 10 Соглашения определяет порядок возмещения расходов, связанных с оказанием помощи.

Деятельность и позиция Арктического Совета по вопросам, касающимся сохранения и использования живых морских ресурсов Северного Ледовитого океана

В учредительном документе АС нет упоминания о его полномочиях в отношении управления живыми морскими ресурсами. Однако практически на каждой сессии обсуждают­ся отдельные аспекты охраны и устойчивого развития живых морских ресурсов или в контексте сохранения биоразнообра­зия Арктики.

Уже на своей первой сессии в 1998 г. АС одобрил Ика- луитскую декларацию, постановившую создать программу устойчивого развития, в которой имеется раздел по управле­нию ресурсами, в т.ч. рыбными (п.7). Сессия одобрила пред­ложения Совета Саами о принятии двух проектов по управле­нию рыболовством (п. 8).

На третьей сессии, состоявшейся в Инари (Финляндия) в 2002 г., основное внимание было уделено программе «Предот­вращение загрязнения Арктики». В этой программе намечены меры по предотвращению загрязнения Арктического региона, в том числе Северного Ледовитого океана. Предусмотрены меры по ускорению подписания Арктического протокола по предот­вращению загрязнения пестицидами и тяжелыми металлами и Стокгольмской конвенции о предотвращении загрязнения моря с наземных источников. Сессия одобрила Национальный план России по охране арктической морской среды от наземных ис­точников в российском арктическом регионе и призвала государ­ства к сотрудничеству с Россией в этой области.

Инарийская сессия утвердила также доклад о сохранении биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов и рекомендовала в дальнейшем разработать про­грамму о сохранении и устойчивом развитии арктической флоры и фауны.

В Рейкьявикской декларации Арктического совета, при­нятой в 2004 г., государства-участники приняли наличие дан­ных, свидетельствующих о том, что многие глобальные эколо­гические изменения оказывают существенное влияние на жи­вые ресурсы и окружающую среду Арктики. По их мнению, сохранение биоразнообразия необходимо для обеспечения устойчивого развития в Арктике. В этой декларации призна­ется необходимым создание системы мониторинга живых ре­сурсов Арктики.

Вопросы сохранения и устойчивого управления рыболов­ством в Арктическом бассейне подробно рассматривались на шестой Министерской встрече Арктического совета, которая со­стоялась в 2009 г. в Тромсе. На ней была принята Декларация, в преамбуле которой государства-члены АС подтвердили при­верженность Совета содействию охране природы и устойчивому использованию ресурсов суши и моря Арктики. Следует особо отметить, что государства-участники АС констатировали важное для будущего режима Арктического бассейна положение о том, что «в отношении Северного Ледовитого океана применяется обширная правовая база, включая, прежде всего международное морское право, и что эта база обеспечивает прочную основу для ответственного управления этим океаном». Данное положение впервые констатировало то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. распространяется и на Северный Ледовитый оке­ан. Это обстоятельство будет способствовать рациональному ис­пользованию морских ресурсов.

Декларация, принятая в Тромсе признала, что устойчивое развитие в Арктике требует сохранения арктических экосистем и устойчивого использования арктической флоры и фауны.

В данную Декларацию впервые включен раздел «Аркти­ческая морская среда». В ней обращается внимание на то, что изменение климата может повлечь за собой изменения в ми­грации, распространении и доступности важны видов рыб.

На Нуукской (седьмой) встрече министров государств- членов АС, состоявшейся в 2011 г., было принято решение оце­нить многосторонние факторы изменений в Арктике и под­готовить документ об оценке изменений в Арктике, включая доклад об устойчивости Арктики к внешним воздействиям, в том числе в отношении живых морских ресурсов.

В разделе «Арктическая морская окружающая среда» со­держатся рекомендации, касающиеся защиты морской среды от загрязнения и наращивания глобальных и региональных усилий по сохранению и устойчивому использованию аркти­ческой морской окружающей среды. Кроме того, в Нуукской декларации одобряется Доклад о тенденциях биоразнообразия в Арктике, который является значимым шагом в изучении про­блемы популяции живых ресурсов в Арктике в условиях гло­бального и регионального процесса.

Наиболее полно вопросы сохранения живых ресурсов рассмотрены на восьмой министерской сессии, которая состо­ялась в 2013 г. в г. Кируне (Швеция). В принятой на ней Де­кларации признается ценность поддержки экосистем и био­разнообразия Арктики и необходимость защиты арктической окружающей среды как основы устойчивого развития, процве­тания, сохранения уклада жизни и благополучия человека. Го­сударства-члены АС «заявили о приверженности стремлению к сохранению и устойчивому использованию биологических ресурсов Арктики». Члены АС с озабоченностью отметили то, что биоразнообразие Арктики деградирует, и что изменения климата являются наиболее серьезной угрозой. Они одобрили проект «Оценка биоразнообразия в Арктике» - нового панар­ктического комплексного исследования состояния и намечаю­щихся тенденций биоразнообразия в Арктике.

Кирунская декларация призывает арктические госу­дарства принять решительные действия, способствующие сохранению биоразнообразия в Арктике, и реализовать со­гласованные международные цели в сфере биоразнообра­зия, а также заявили о приверженности к сотрудничеству по стратегиям адаптивного управления в отношении уязвимых видов и экосистем, и продолжить предпринимаемые усилия по исследованию и мониторингу биоразнообразия Арктики в рамках Циркулярной программы мониторинга биоразно­образия.

Данная сессия выдвинула задачу относительно укрепле­ния управления в Арктике путем основанного на сотрудни­честве, скоординированного и целостного подхода к управ­лению морской средой Арктики. Было принято решение на последующих сессиях подробно рассматривать этот вопрос и принимать соответствующие рекомендации.

Изучив деятельность Арктического совета в области со­хранения и рационального использования живых морских ресурсов, следует констатировать, что, по большому счету, до настоящего времени в рамках АС не уделено отдельного вни­мания проблемам международного рыбохозяйственного со­трудничества. Эти проблемы рассматриваются в пакете с дру­гими вопросами биоразнообразия.

Как было отмечено, АС в настоящее время находится в процессе трансформации. Согласно международному пра­ву, межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, следующими шестью правовыми признаками: создание в соответствии с международным правом; учрежде­ние на основе международного договора; осуществление со­трудничества в конкретных областях деятельности; наличие соответствующей организационной структуры; наличие прав и обязанностей организации; самостоятельные международ­ные права и обязанности организации.

Для того, чтобы АС в полной мере был межправитель­ственной организацией, необходимо Оттавскую декларацию о создании Арктического совета от 19 сентября 1996 г. транс­формировать в международный договор. В нем должны быть четко отражены перечисленные выше правовые признаки АС как межправительственной организации.

В этом учредительном договоре следовало бы в числе ос­новных направлений деятельности АС указать и на то, что он разрабатывает рекомендации по исследованию морских жи­вых ресурсов и охране среды обитания морских живых ресур­сов в Северном Ледовитом океане.

В настоящее время все пять арктических государств счита­ет преждевременным создание международной организации для управления рыболовством в центральной части Северного Ледовитого океана. Таким образом, АС на долгие годы оста­нется межправительственным механизмом для стимулирова­ния морских научных исследований и принятия управленче­ских решений.

Для разработки проектов рекомендаций АС по рыболов­ной тематике следовало бы на первоначальном этапе учредить Целевую группу Арктического совета по морским живым ре­сурсам и их сохранению в Северном Ледовитом океане. Рос­сия, без преувеличения, является одним из ключевых игроков в Арктике в целом и в АС, в частности. Связанно это в первую очередь с такими обстоятельствами, как самая большая протя­женность береговой линии, обилие живых и неживых ресур­сов, вклад Российской Федерации в исследование биологиче­ских ресурсов полярных морей.

Ключевую роль в сохранении биоразнообразия должны сыграть пять приарктических стран-членов АС: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. На данном этапе им следовало бы подписать декларацию о предотвращении нерегулируемого рыболовства в открытой части Северного Ледовитого океана. В этом документе можно было бы закрепить следующие по­ложения: суда могут заниматься рыболовством только в соот­ветствии с рекомендациями действующих региональных орга­низаций по управлению рыболовством (например, НЕАФК) и тех, которые будут созданы; эти страны создают совместную программу научных исследований с целью углубления знаний о морской экосистеме; эти страны должны предпринять на временной основе меры по мониторингу, контролю и наблю­дению за морским районом; возможно осуществление неком­мерческого рыболовства в целях сбора научных данных.

Десятая Министерская сессия Арктического совета (АС) пройдет в американском городе Фэрбенкс в четверг. На встрече министры иностранных дел восьми арктических государств оценят работу, проделанную за двухлетний срок председательства США. О том, что из себя представляет АС и какую роль в нем играет Россия - в материале ТАСС.

Клуб для избранных

АС был создан в 1989 году, когда представители арктических стран по инициативе правительства Финляндии встретились в финском городе Рованиеми для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике. Однако официально АС был учрежден лишь в 1996-м с подписанием соответствующей декларации в столице Канады - Оттаве.

В состав совета, дискуссионной платформы для взаимодействия в Арктике, входят Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция.

Помимо этих стран, обладающих правом принятия решений, в АС также входят постоянные участники . Это организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений.

Есть в АС и наблюдатели , которые участвуют в его деятельности на уровне рабочих групп и могут вносить научный и финансовый вклад во все проекты организации. Среди них:

  • 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония);
  • 9 межправительственных организаций (среди них - Программа ООН по окружающей среде и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного полумесяца);
  • 11 неправительственных организаций (в том числе Консультативный комитет по защите морей и Ассоциация оленеводов мира).

Главное мероприятие

Основное мероприятие АС - заседание на министерском уровне (обычно - глав МИД), проводящееся раз в два года. На встрече принимаются решения, касающиеся дальнейшей деятельности АС, подписываются документы, происходит передача председательства от страны к стране. Так, в 2013–2015 годах председательствовала Канада, в 2015–2017 годах - США, в 2017–2019 годах полномочия председателя будет осуществлять Финляндия. Россия возглавляла организацию в 2004–2006 годах.

Десятая министерская встреча Арктического совета в Фэрбенксе должна завершиться подписанием межправительственного соглашения об укреплении международного арктического сотрудничества.

АС ведет деятельность в рамках шести постоянных рабочих групп по:

  • устранению загрязнения в Арктике;
  • мониторингу арктической среды;
  • сохранению арктической флоры и фауны;
  • предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • защите арктической морской среды;
  • устойчивому развитию.

Большое внимание уделяется программам по экономической, культурной и социальной поддержке народов Арктического региона, а вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

Работу по этим направлениям финансируют сами арктические государства, национальные и международные банки, а также частные фонды. В 2014 году начал действовать "Инструмент поддержки проектов Арктического совета" (ИПП). ИПП финансирует разработки по сокращению загрязнения окружающей среды, одобренные АС. Распоряжается финансированием Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО). ИПП располагает €15,9 млн, предоставленными Исландией, Норвегией, Россией (РФ внесла крупнейшую сумму - €10 млн ), США, Финляндией, Швецией, Саамским парламентом и НЕФКО. Однако ИПП открыт и для новых участников и взносов.

Планируется, что до 2019 года 40% средств ИПП будет использовано на проекты, связанные с опасными отходами и стойкими органическими загрязнителями, а также по предотвращению загрязнения окружающей среды; около 25% - на мероприятия по устранению загрязнения ртутью; около 20% - на проекты по чистому производству и повышению энергоэффективности. В 2014–2016 годах в рамках ИПП была оказана поддержка примерно 30 проектам. В их числе - инициатива по противодействие уменьшению популяций мигрирующих птиц, гнездящихся на Крайнем Севере (одобрена в октябре 2016 года). На территории России с помощью ИПП осуществляются такие проекты, как "Валдай" и "Тундра" (в Карелии и Мурманской области), направленные на сокращение выбросов сажи при электрогенерации, а также по производству чистой энергии для саамских оленеводов в Ловозере (Мурманская область).

В рамках Арктического совета было подписано два юридически обязывающих документа : соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (7-я министерская встреча, Нуук, Гренландия, май 2011 года) и соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике (8-я министерская встреча, Кируна, Швеция, май 2013 года).

Разные приоритеты

Каждая из стран-председателей задает свой приоритет для работы АС. Во время председательства Канады приоритетными были названы задачи по повышению качества жизни народов Севера. В частности, были одобрены проекты в области гендерного равенства, психического здоровья, борьбы с раковыми заболеваниями. Были разработаны новые направления, в частности расширение доступа жителей Крайнего Севера к услугам в сфере телекоммуникации. Также была начата подготовка соглашения по укреплению научного сотрудничества в Арктике.

Из-за ситуации на Украине Канада отказалась от участия в некоторых заседаниях Арктического совета, проводимых в Москве. Но в целом, по словам официального представителя России в АС Владимира Барбина, события на Украине на работу организации не повлияли.

В 2014 году при Арктическом совете была создана новая структура - независимый Арктический экономический совет (АЭС) , призванный расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестиционную привлекательность. Россию в АЭС представляют "Совкомфлот", "Роснефть" и Торгово-промышленная палата РФ. С 2015 года секретариат АЭС был открыт в норвежском Тромсё.

Председательство США прошло под лозунгом "Единая Арктика: общие вызовы, возможности и ответственность". Внимание уделялось таким вопросам, как возобновляемые источники энергии, применение цифровых технологий в арктических проектах, развитие инфраструктуры, уточнение географических карт, популяризация туризма, в том числе экстремального. Во время председательства Штатов в рамках АС появились три целевые группы: по арктическому морскому сотрудничеству; по вопросам телекоммуникационной инфраструктуры; по укреплению научного сотрудничества. В 2015 и 2016 годах были проведены многосторонние учения в рамках соглашения по поиску и спасанию в Арктике.

В апреле 2015 года на министерской встрече в Икалуите (Канада) участники приняли рамочный план сотрудничества по предотвращению загрязнения нефтью в результате добычи углеводородов и интенсификации судоходства в Арктике и рамочный документ по сокращению выбросов сажи и метана. Последний предлагает арктическим государствам предоставлять организации количественные оценки таких выбросов и информацию о мерах по их сокращению.

В октябре 2015 года в рамках АС был учрежден Арктический форум береговых охран. Задача этой структуры - обеспечение морской безопасности в Арктике, в частности в сфере экологии.

Спустя год на заседании старших должностных лиц в Портленде (США) была одобрена новая стратегия АС по информационно-просветительской деятельности. Ее цель - продвижение знаний в области изменения климата и оказание помощи арктическим общинам в подготовке к этим изменениям.

Приоритетом руководства Финляндии станет защита окружающей среды.

Роль России

Во время председательства в АС в 2004–2006 годах Россия инициировала почти 70 проектов в экономической, природоохранной и социальной областях (в том числе по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины). Наращивалось взаимодействие в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф и контроля за радиационной обстановкой. По предложению РФ было начато сотрудничество в сфере культуры, направленное прежде всего на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Севера.

В январе 2006 года в Ханты-Мансийске состоялась первая в истории АС встреча министров культуры, посвященная этим вопросам. Крупным проектом стало создание единого информационного ресурса, содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран - участниц АС, - "Электронная память Арктики" (соглашение по проекту было подписано в 2006 году). Позже Россия выступила соавтором первого обязывающего документа АС - соглашения по поиску и спасению в Арктике.

В 2013–2016 годах Россия вместе с США и Швецией возглавляла целевую группу по укреплению научного сотрудничества. В ее рамках было разработано соглашение, направленное на расширение доступа ученых разных стран в Арктику. Его подписание ожидается в 2017 году, это будет третий юридически обязывающий документ АС.

В июле 2016 года рабочие группы АС по вопросам биоразнообразия и по сохранению арктической флоры и фауны выпустили 400-страничный атлас-справочник "Арктические рыбы Тихого океана". В его подготовку значительный вклад внесла РФ. Издание содержит информацию по более чем 100 видам рыб.

Один из последних проектов с российским участием был утвержден в апреле 2017 года на заседании рабочей группы по устойчивому развитию. Он направлен на совершенствование системы бесплатного дошкольного и школьного образования детей, представляющих коренные народы Севера. Согласно задумке авторов инициативы, преподавание мировой, государственной и национальной истории и культуры, родного и государственного языков должно вестись без отрыва от родителей на местах традиционного природопользования и хозяйственной деятельности.

При подготовке материала использовались данные "ТАСС-Досье"

В мире существует немало организаций, направляющих свою деятельность на развитие конкретных регионов, преследуя при этом самые положительные цели. К их числу можно отнести и Арктический совет, который, безусловно, является достаточно ярким примером успешного сотрудничества.

В 1996 году была создана целью которой является развитие сотрудничества в Арктике. Как следствие, она получила вполне логичное название - Арктический совет(АС). В его состав входят 8 приарктических государств: Канада, Россия, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция, США и Финляндия. В совете также принимают участие 6 организаций, которые были сформированы коренным населением.

В 2013 году Арктический советпредоставил статус наблюдателей шести новым странам: Индия, Италия, Китай, Южная Корея, Сингапур и Япония. Количество наблюдателей было расширено с целью содействия развитию отношений между странами, которые имеют свои интересы в Арктике.

Данное изменение производилось на основании учредительной Декларации. Этот документ подразумевает возможность присвоения статуса наблюдателя неарктическим странам.

Важность программы, направленной на устойчивое развитие

Необходимо понимать, что Арктика относится к тем регионам планеты, где сохранение биологического разнообразия, использование природных ресурсов, не ведущее к истощению, и поддержание здоровья экосистем в целом являются крайне важными. Деятельность Арктического совета направлена на то, чтобы данные приоритеты оставались в фокусе внимания.

В 2013 году члены Совета также подписали соглашение, которое обязывает их координировать меры реагирования на инциденты, имеющие отношение к загрязнению моря. Позже была реализована еще одна похожая инициатива, но уже в отношении спасательных и поисковых работ.

Какова суть программы устойчивого развития

В любых проектах, продвигаемых Арктическим советом, на обязательной основе учитываются следующие приоритеты:

  • Работа, проводимая участниками Совета, должна иметь в своем основании исключительно достоверные научные сведения, благоразумное управление и сохранение ресурсов, а также традиционные знания коренного и местного населения. Ключевая цель такой деятельности - это извлечение ощутимой пользы от инновационных процессов и знаний, которые применяются в северных общинах.
  • Постоянное наращивание потенциала на всех уровнях общества.
  • Использование программы устойчивого развития для предоставления будущим поколениям Севера расширенных возможностей. Важной является также и экономическая деятельность, которая окажется способной создать и богатство. Природный капитал Арктики при этом должен быть сохранен.
  • Ключевое внимание уделяется тем проектам, которые направлены на укрепление местного лидерства и способны гарантировать регионам и конкретным общинам максимум пользы в длительной перспективе.
  • Деятельность стран Арктического совета должна быть организована таким образом, чтобы восполнение потребностей нынешнего поколения не ставило под угрозу благополучие последующих. Поэтому социальные, экономические и культурные аспекты развития региона являются взаимозависимыми и укрепляющими друг друга элементами.

Области, которые требуют наибольшего внимания в процессе реализации программы устойчивого развития

На данный момент страны Арктического советанацелены наактивное участие в стабилизации некоторых областей социальной, культурной и экономической сферы региона. Речь идет о следующих приоритетных направлениях:

  1. Культурное и образовательное наследие, являющееся фундаментом для успешного развития и наращивания потенциала региона.
  2. Благосостояние и здоровье людей, проживающих в Арктике.
  3. Развитие инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного как следствие, улучшения качества жизни людей, которые живут в Арктике.
  4. Формирование и охрана образовательного и культурного наследия. Именно эти факторы можно определить как фундаментальную предпосылку стабильного развития региона и наращивания его капитала.
  5. Молодежь и дети. Благосостояние молодых людей крайне важно для будущего арктических общин. Поэтому они нуждаются в защите и внимании со стороны Арктического совета.
  6. Грамотное использование природных ресурсов.

Программа устойчивого развития подразумевает качественную работу в каждой из вышеупомянутых областей.

Структура АС

Высшим органом, координирующим деятельность Арктического совета, являются сессии, которые проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел, представляющих страны-участницы. Причем председательствующая страна постоянно меняется путем голосования.

Что касается подготовки сессий и текущих вопросов, относящихся к деятельности Совета, то ими занимается Комитет старших Этот рабочий орган проводит заседания минимум 2 раза в год.

Арктический совет - в которой действует 6 тематических рабочих групп. Каждая из них осуществляет свою деятельность на основании специального мандата. Управляются эти рабочие группы председателем, правлением (может быть руководящий комитет) и секретариатом. Целью таких подразделений Совета является разработка документов, которые носят обязательный характер (доклады, руководства и др.) и реализация конкретных проектов.

Причиной создания этого нового органа является активизация именно деловых отношений между странами-участниками АС, а также активное содействие как социальному, так и экономическому развитию региона. Особенной данную организацию делает тот факт, что она независима от Арктического совета.

АЭС по сути является ничем иным, как площадкой для обсуждения актуальных вопросов как для стран участников АС, так и для бизнес-сообщества. На Арктический экономический совет возлагается миссия привнесения деловой перспективы в деятельность АС и развития бизнеса в Арктике.

Участие России

Изначально стоит отметить, что в деятельности Арктического Совета Российская Федерация играет одну из ключевых ролей. На это повлияли такие факторы, как значительная протяженность береговой линии, масштаб полезных ископаемых, равно как и объем их разработки (важно понимать, что именно в Арктике добывается более 70% всех нефтегазовых ресурсов РФ), а также площадь территории, которая находится за полярным кругом. Не стоит забывать и о крупном ледокольном флоте. Учитывая все вышеупомянутые факты, можно с уверенностью утверждать, что Арктический совет России является более чем значительным игроком.

Обладание столь богатыми ресурсами обязывает Российскую Федерацию не только принимать активное участие в реализации проектов, разработанных участниками АС, но также и предлагать собственные актуальные инициативы.

С момента своего основания в 1996 году АК успел перерасти из очередной организации, ориентированной на сохранение и развитие конкретного региона, в международную площадку, позволяющую вести многостороннее практическое сотрудничество в Арктике. Такая форма деятельности совета дает возможность с немалой долей эффективности охватить широкий спектр вопросов, имеющих отношение к устойчивому развитию арктического потенциала. Речь идет о проектах, затрагивающих все сферы жизни в регионе - от экологии и экономики до конкретных социальных нужд.

Интересен тот факт, что согласно тому курсу, который взял Арктический совет, наблюдатели не смогут участвовать в принятии субстантивных решений - такая привилегия будет доступна только странам, имеющим непосредственное отношение к Арктике. Что касается участия нерегиональных государств, то они смогут довольствоваться лишь наблюдением.

Если подвести итог под многолетним опытом функционирования АС, то нетрудно сделать очевидный вывод: деятельность этой организации, безусловно, является успешной. В качестве причины эффективности можно определить общность интересов арктических государств.

Данный факт дает все основания для того, чтобы прогнозировать дальнейшее плодотворное сотрудничество стран-участников совета.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то