Мгновенный глобальный удар. Стоит ли России бояться «быстрого глобального удара»? Совершенна ли эта система

Министерство обороны России бьет тревогу. Как заявил 12 октября представитель ведомства Александр Емельянов, Пентагон приступил к созданию перспективных комплексов мгновенного глобального удара (Prompt Global Strike). Первые образцы нового оружия американская армия получит уже к 2020 году. СМИ отреагировали на заявление паническими заголовками в стиле "США смогут уничтожить Россию за 60 минут". Многие эксперты, однако, считают эти опасения сильно преувеличенными и вспоминают историю с американской программой "звездных войн" СОИ, которая на поверку оказалась полным блефом. Военный обозреватель портала Москва 24 Алексей Степанов разделяет это мнение и обосновывает его цифрами.

Напомним, что концепция мгновенного (быстрого) глобального удара предусматривает нанесение максимального ущерба гражданской и военной инфраструктуре противника неядерными средствами в предельно сжатые сроки. Государство-жертва просто не успеет адекватно ответить на агрессию. Кроме того, в случае такого удара потери среди мирного населения будут сведены к минимуму, что по идее сильно повлияет на решимость применения в ответ оставшегося ядерного оружия. Впервые на высоком уровне о такой опасности в июне 2013 заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. По его оценкам, в случае реализации концепции, США за шесть часов смогут уничтожить 80−90% ядерного потенциала противника, читай − России. Однако эти цифры вызывают массу справедливых вопросов, на которые пока никто так и не сумел дать внятные ответы.

Итак, главной целью агрессора, если верить Дмитрию Рогозину, в первую очередь станут наши стратегические ядерные силы. Основу арсенала российских Ракетных войск стратегического назначения составляют межконтинентальные ракеты шахтного базирования: по последним данным, таковых на дежурстве находится более 150 единиц. Цель крайне непростая даже для ядерного оружия. Так, по существующим оценкам, для гарантированного уничтожения шахтной пусковой установки требуется в непосредственной близости от цели создать мощную ударную волну с избыточным давлением 200 атмосфер. Самой точной не только в арсенале США, но и во всем мире считается американская межконтинентальная ракета морского базирования Trident-2. Круговое вероятное отклонение (КВО) ее боеголовок (вероятность попадания − 50%) составляет 100−120 м от цели: в этом радиусе взрыв используемой на Trident-2 боеголовки W88 способен создать избыточное давление у цели в 1750 атмосфер. При 1,8 КВО (вероятность попадания − 90%) взрыв этой же боеголовки накроет цель ударной волной с избыточным давлением минимум 380 атмосфер, то есть Trident-2 практически полностью гарантирует уничтожение ракеты в шахте. Но есть одно "но": мощность боеголовки W88 составляет 455 килотонн в тротиловом эквиваленте. Мы же говорим о неядерном ударе, поэтому для уничтожения ракеты в шахте необходим некий боеприпас, способный ударить с внушительной силой точно по ее крышке, пролетев тысячи километров. Чем же таким интересным обладают или в ближайшее время смогут обладать Соединенные Штаты?

По имеющейся информации, концепция быстрого глобального удара предполагает использование трех основных видов оружия. К разряду уже реализованных систем можно отнести неядерные боевые блоки для уже состоящих на вооружении межконтинентальных баллистических ракет. Ракета, как и в случае ядерного удара, поднимает боевой блок на низкую околоземную орбиту, после чего он отделяется от платформы и по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью устремляется в цель. Красиво, да только никто не знает, почему вдруг точность этого боеприпаса или аппарата-камикадзе будет выше, чем у ядерной боеголовки. Дело в том, что весь путь из космоса до цели боеприпасу придется преодолевать в облаке плазмы − скорость боеголовки в атмосфере составляет 12−15 скоростей звука. А это значит, что такой аппарат не сможет принимать радиосигналы, в том числе и сигналы GPS.

Фото: ТАСС/Ben Listerman/Department of Defence/Zuma

В качестве другого карающего меча мгновенного глобального удара сегодня называют гиперзвуковые крылатые ракеты. Так, в США уже несколько лет разрабатывается ракета Х-51 Waverider. Пока лучшее достижение экспериментального аппарата − полет на расстояние 426 км со скоростью 5,1 Маха. Явно недостаточно для нанесения удара из-за океана! Кроме того, судя по отрывочным сведениям в СМИ, аппарат этот пока летает исключительно по прямой, говорить о том, что он сможет маневрировать, пока не приходится. И, как в случае с неядерными блоками для баллистических ракет, здесь также возникает проблема с навигацией и радиосвязью. А он, напомним, должен попадать в крышку ракетной шахты площадью 15−20 кв. м.

К третьему типу оружия мгновенного глобального удара относят так называемое кинетическое оружие. Сообщается, что оно будет представлять собой сбрасываемые на цель с космической орбиты вольфрамовые стержни длиной 5−10 м. Мощность удара при встрече такого стержня с землей будет эквивалентна взрыву 10−12 тонн тротила, и этого вполне достаточно, чтобы разворотить крышку шахты "Сатаны". Якобы для отработки такой концепции американцы построили загадочный космоплан Х-37В, который в последний раз два года дежурил на орбите, после чего вернулся на Землю. Но в то, что с орбиты кто-то сможет метнуть вольфрамовый лом с такой потрясающей точностью, верится с огромным трудом.

"Складывается ощущение, что страшилки про мгновенный глобальный удар выгодно тиражировать не столько американцам, сколько нашим же генералам и чиновникам от ОПК, − рассказывает источник в оборонно-промышленном комплексе. − Возможно, кто-то таким образом пытается выбить дополнительные деньги из бюджета. Особенно это актуально сегодня, когда оборонные расходы значительно сокращаются".

Предисловие

Тема глобального удара по Российской Федерации автором будет раскрыта в серии из пяти частей в течение двух недель (каждая тема через 2-3 суток). Вместо слова «быстрый» в статьях СМИ также используются термины «мгновенный», «молниеносный» и «внезапный».

В сообщениях при изложении своего мнения автор будет использовать термин «внезапный глобальный удар» (ВГУ) или ставить пометку «МА: » (мнение автора). При цитировании текста автор взял на себя смелость несколько исказить отдельные термины (например, «ядерный боезаряд» или «ядерную боеголовку» изменяет на «ядерный боеприпас» и т.д.) с целью уменьшения сокращений, используемых в тексте. При обсуждении сообщений на форуме автор оставляет за собой право не отвечать на любые комментарии и вопросы. Есть вопросы – задайте в личку. Если одинаковый вопрос в сообщениях поддержит более 20 форумчан – отвечу. Мнение автора может расходиться с мнением других людей с сайта. Поэтому заранее прошу извинения у них и обязуюсь прочитать Ваши комментарии, которые будут помещаться в течение 7 суток.

Планы ядерных ударов США по СССР и России. Односторонние инициативы по уменьшению запасов ядерного

С 80-х годов и до распада СССР в конце 1991 года существовало множество планов нанесения ядерных ударов США по территории СССР, которые предусматривали ведение ядерной войны в течение 3-6 месяцев.

27 сентября 1991 года Президент США Д.Буш (старший) объявил, что США в одностороннем порядке обязуется:
- ликвидировать ядерное оружие (ЯО) малой дальности наземного базирования (артиллерийские снаряды, боеголовки баллистических ракет (БР) малой дальности):
- снять тактическое ядерное оружие (ТЯО) с надводных кораблей, ударных подводных лодок (имеются в виду многоцелевые подводные лодки), морской авиации наземного базирования. Большая часть ядерных боеприпасов (ЯБП) наземного и морского базирования будет демонтирована и уничтожена, а остальные будут храниться на центральных пунктах хранения;
- стратегические бомбардировщики (СБ) выводятся из состояния боевого дежурства;
- прекращается разработка МБР МХ мобильного базирования;
- отменяется программа создания ядерной ракеты малой дальности для СБ;
- упорядочить управление стратегическими ядерными силами (СЯС) (оперативные командования ядерными силами ВМС и ВВС сводятся в стратегическое командование США под началом одного командующего с участием обоих видов ВС).

5 октября 1991 года встречное заявление сделал руководитель СССР М.Горбачев :
- ликвидируются все ядерные артиллерийские боеприпасы и ЯБП тактических ракет;
- изымаются из войск и сосредотачиваются на центральных базах ЯБП зенитных ракет, часть из них ликвидируется;
- ликвидируются все ядерные мины;
- снимается все ТЯО с надводных кораблей и многоцелевых подводных лодок. Это оружие, а также ЯО авиации ВМФ наземного базирования складируется в местах централизованного хранения, часть его ликвидируется;
- СБ выводятся из состояние боевого дежурства, а их ЯО размещается на войсковых складах;
- прекращается разработка модифицированной ядерной ракеты малой дальности для СБ;
- прекращается разработка малогабаритной МБР;
- не наращивается количество пусковых установок (ПУ) МБР железнодорожного базирования сверх имеющихся и не будет осуществляться модернизация этих ракет. Все МБР железнодорожного базирования будут находиться в местах постоянной дислокации;
- снимается с боевого дежурства 503 МБР. Выводится из боевого состава 3 ПЛАРБ с 48 ПУ БРПЛ (дополнительно к ранее выведенным 3 ПЛАРБ с 44 ПУ);
- осуществляется более глубокое сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ), чем это предусмотрено Договором (к концу семилетнего срока сокращений количество ЯБП на СНВ составит не 6000 единиц, как установлено по Договору, а 5000 единиц;
- в целях повышения надежности контроля над ЯО объединяются под единым оперативным управлением все СЯС. Стратегические оборонительные системы включаются в единый вид ВС.

Поскольку в конце 1991 года СССР распался на множество независимых государств, то 29 января 1992 года прозвучало заявление Президента РФ Б.Ельцина :
- снято с боевого дежурства около 600 стратегических БР наземного и морского базирования;
- ликвидированы или готовятся к ликвидации 130 шахтных ПУ МБР;
- подготовлены для демонтажа ПУ 6 атомных подводных лодок;
- прекращены программы разработки или модернизации нескольких типов СНВ;
- прекращается производство СБ Ту-160 и Ту-95МС;
- прекращается производство крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности существующих типов;
- прекращается производство существующих типов ядерных крылатых ракет морского базирования (КРМБ). Новые типы таких ракет не будут создаваться;
- сокращено вдвое и будет далее сокращаться количество ПЛАРБ, находящихся на боевом патрулировании;
- прекращено производство ЯБП для тактических ракет наземного базирования, а также производство ядерных артиллерийских снарядов и ядерных мин. Запасы таких ЯБП будут ликвидированы;
- будет ликвидирована треть тактического ЯО морского базирования и половина ЯБП для зенитных ракет;
- наполовину будут сокращены запасы авиационных тактических ЯБП.

Последними из планов ядерных ударов США по России (правопреемнице СССР) являлись «Единый комплексный план ведения военных действий» SIOP-92 (количество объектов поражения ЯО до 4000, которые в основном располагались на территории РФ) и SIOP-97 (количество объектов поражения ЯО до 2500, в основном на территории РФ). Следует отметить, что для поражения одной цели может назначаться несколько ЯБП.

В 1999 году разработан новый план SIOP-00 (количество объектов поражения ЯО до 3000, из них 2000 на территории РФ). Из приведенных данных видно, что после распада СССР наиболее опасным вероятным противником США стала считаться Россия. В то же время количество целей на ее территории к 1999 году уменьшилось в 2 раза. Военно-политическое руководство США стало обращать более пристальное внимание на другие страны, в частности на Китайскую Народную Республику.

Зарождение концепции быстрого глобального удара

Идея глобального удара (быстрого высокоточного удара с территории США в течение 90 мин) по особо важным объектам возникла у специалистов ВВС в 1996 году. Они предполагали, что к 2025 году США будут иметь дальнобойные обычные и планирующие баллистические ракеты в неядерном снаряжении. В 1999 году специалистами ВВС также был рассмотрен вариант внезапного массированного ядерного удара (МЯУ) по РФ. По их оценкам, были полностью уничтожены в пунктах постоянной дислокации СБ, мобильные комплексы МБР, ракетные комплексы железнодорожного базирования, РПКСН на военно-морских базах, до 90% МБР шахтного базирования и один из двух РПКСН, находящихся на боевом патрулировании. В ответном ударе территорию США поразило менее 5% ЯБП, которые имелись у России. По результатам проведенных оценок было высказано предположение, что при усилении ПРО возможно снижение количества ЯБП, поражающих объекты на территории США, до значения менее 1%.

При межэтническом военном конфликте на территории Боснии и Герцоговины СБ ООН наложило эмбарго на поставку вооружения воюющим сторонам. Особенно за это высказывались Европейские страны (в т.ч. участницы НАТО) – им не нужен был конфликт в Европе. Американцы заявили о продолжении поставок вооружения и снаряжения в одностороннем порядке (в Интернете убрано упоминание об этих событиях. Остались только в газетах). Европейские страны промолчали в ответ. С той поры начался (или продолжился) процесс «подмятия Европы под США».

При воздушных ударах по территории Сербии (Югославия) была опробована практика разрушения страны (и смена режима) воздушными ударами, ввод войск НАТО в Косово. Но это оказалось возможным только за счет международной изоляции страны. Европа окончательно стала вассалом Соединенных Штатов.

К концу 1999 года американское военно-политическое руководство признало «…Имеющийся план SIOP-00 несбалансированным и не отвечающим новым военно-политическим условиям». В начале 2000-х гг. МО США в соответствии с указаниями Президента произвело обновление планов ядерных ударов. После прихода к власти Президента Д.Буша (младшего) планы по строительству ПРО были пересмотрены. Стал рассматриваться проект создания эшелонированной системы, ключевым требованием к которой стала способность перехвата БР любой дальности на всех участках траектории. Создание подобной системы противоречило положениям Договора об ограничении ПРО.

В 2001 году под глобальным ударом специалисты ВВС при проведении командно-штабных учений (КШУ) все еще подразумевали «пробитие коридоров» в зонах ПВО для поражения важных целей на территории противника. После терактов на территории США в сентябре 2001 года МО заявило о намерении создать новый конгломерат из наступательных ударных систем: СЯС, обычных ударных сил и сил информационных операций. В 2002 году задача глобального удара была включена в обязанность Объединенного стратегического командования (ОСК). В июне 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО.

Первым обновленным национальным планом ведения ядерной войны стал OPLAN-8044, вступивший в силу в 2004 году. Он включал в себя множество вариантов, пригодных к применению в широком спектре сценариев развития военно-политической обстановки. В плане OPLAN-8044 удары были меньшими по масштабу, однако возможность нанесения МЯУ сохранялась.

МЯУ может наноситься внезапно без доразвертывания СНВ, состав которых соответствует СНВ-3, чем обеспечивается скрытность и оперативность подготовки удара. МЯУ может наноситься после доразвертывания с использованием «возвратного потенциала» ЯБП и резервных носителей, что обеспечивает увеличение мощи удара. Выбор между указанными вариантами определяется условиями обстановки и зависит от времени, требуемого для непосредственной подготовки ядерного удара и доразвертывания СНВ.

Ниже проведена оценка потребности стратегических наступательных сил США в ЯБП на основе рассекреченных планов ядерных ударов по РФ. Объектами поражения МЯУ являются ШПУ МБР, пункты постоянной дислокации (ППД) МБР мобильного базирования, пункты базирования сил флота, авиабазы, пункты хранения ЯБП, предприятия ядерного оружейного комплекса, пункты управления и связи.

На каждую ШПУ с МБР назначается по два боевых блока на наземный подрыв Mk21 и один Mk5. Считается, что обстрел одного объекта разными типами средств доставки ЯБП обеспечивает более высокую гарантию поражения цели по сравнению с другими вариантами. В ППД МБР мобильного базирования целями считаются сооружения для самоходных пусковых установок и другие стационарные объекты. Местоположение рассредоточенных самоходных установок в момент удара достоверно неизвестно, их поражение считается практически невозможным. На каждый ППД назначаются по два боевых блока Mk4А на наземный подрыв, что позволяет уничтожать нерассредоточенные СПУ, а также административные и технические здания и сооружения.

Рассматривается несколько уровней поражения пунктов базирования сил флота: от ударов по инфраструктуре базирования РПКСН до поражения объектов, которые могут быть использованы флотами. Для поражения каждого объекта может назначаться несколько ЯБП. Аналогичный подход реализуется при планировании ударов по объектам военной авиации. Минимальным уровнем считается поражение авиабаз СБА. Наращивание поражения предполагает удары по другим аэродромам, а также целям, связанным с функционированием авиации. На объект назначается от одного до трех ЯБП.

К объектам класса «пункты хранения ЯБП» отнесены базы хранения «национального уровня». На каждую, учитывая их высокую защищенность, назначается по 8 ЯБП на наземный подрыв. При этом создается радиоактивное заражение местности, исключающее на длительное время любую деятельность на территории объекта, в том числе аварийно-спасательные и эвакуационные работы.

В число предприятий ядерного оружейного комплекса включены федеральные ядерные центры, заводы по производству ЯБП, их компонентов, а также заводы по производству ядерных материалов. На объект назначается 1-5 ЯБП.

Перечень пунктов управления и связи включает пункты высшего государственного и военного управления, элементы систем управления СЯС и силами общего назначения, управления и наблюдения за космическими объектами, а также элементы телекоммуникационной системы. Их основными поражаемыми элементами считаются радиопередающие, радиоприемные и радиолокационные станции, антенные устройства и другие объекты, имеющие низкую стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва. В связи с этим для поражения каждого объекта назначается один ЯБП.

В результате внезапного МЯУ ожидается:
– поражение около 93% ШПУ с МБР;
– уничтожение мобильных МБР, находящихся в ППД;
– уничтожение РПКСН, находящихся в базах, и инфраструктуры базирования флота;
– уничтожение самолетов-носителей на аэродромах и инфраструктуры базирования авиации;
– уничтожение всех пунктов хранения с находящимся в них запасами ЯБП;
– уничтожение инфраструктуры разработки и производства ЯБП;
– вывод из строя системы высшего государственного и военного управления.

В 2005 году в составе ОСК появилось Командование космических операций и глобального удара - структура, которая четко определила региональную направленность удара и отделила его от стратегических ядерных операций, а также от крупномасштабных операций без применения ЯО.

На повестку дня встал вопрос пересмотра существовавшей военной доктрины. Новая концепция подразумевает достижение Соединенными Штатами глобального военного превосходства за счет расширения арсенала их вооруженных сил путем создания суперэффективных неядерных средств, способных наносить молниеносные удары по источникам угрозы.

В ноябре 2006 года на саммите НАТО впервые прозвучало предложение о распространении действия статьи 5 Договора о совместной обороне на международную энергетическую политику. НАТО в этом случае придется оказывать помощь любому члену союза, энергетические запасы которого подвергаются внешней угрозе.

В 2007 году принята доктрина, в соответствии с которой в случае возникновения угрозы нападения на США, на американские объекты или на ее граждан за рубежом ВС должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощности и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

В соответствии с доктриной был разработан в 2009 году «План стратегического сдерживания и глобального удара. OPLAN-8010». По сравнению с OPLAN-8044 он содержит «более гибкие варианты гарантий безопасности союзников США, сдерживания и, при необходимости, нанесения поражения противнику в широком спектре чрезвычайных обстоятельств».

Количество ЯБП, применяемых в различных вариантах ударов, составляет от нескольких так называемых «адаптивных ядерных ударах» до более тысячи при МЯУ. OPLAN-8010 включает в себя и варианты неядерных ударов, которые не пересекаются с планами ядерных ударов. Таким образом, несмотря на определенное возрастание роли обычных высокоточных средств поражения в военной политике США, ЯО продолжало рассматриваться не только как инструмент сдерживания противников, но и как средство их решительного разгрома.

В 2009 году на докладе в комиссии Конгресса США было отмечено: «…РФ имеет намерение модернизировать свои базовые платформы для доставки ЯБП, но не имеет для этого технических ресурсов и научного потенциала. В настоящее время работоспособны всего 3 СБ Ту-160 из 15. К 2019 году не останется ни одного летающего экземпляра из-за отсутствия запасных частей. После 2019 года в строю останутся только около 50 СБ Ту-95. Из 8 РПКСН могут выходить в море 4. После 2019 года возможен ввод в строй еще 2 подводных лодок с доведением общего количества до 5-7 работоспособных (при нахождении на боевом дежурстве не более 2-3). Большинство МБР будут сняты с вооружения в 2017-2019 годах в связи с превышением срока гарантии в 2,5-3 раза. Возможно принятие на вооружение до 2019 года до 40 МБР».

МА: В глазах американской военно-финансово-политической элиты Россия медленно деградировала. Правда, она чуть оправилась после развала СССР и кризиса 1998 года. В условиях того времени (несмотря на кризис 2008 года) деградация происходила не так быстро, как хотелось бы иностранной элите.

В 2010 году создано Командование глобального удара ВВС США с включением в его состав всех МБР, бомбардировщиков В-52Н и В-2А (с 2015 года и СБ В-1В). Было сообщено, что назначением Командования глобального удара является «ядерный и обычный удар – ключевой компонент стратегического сдерживания устрашением».

В апреле 2010 года Президент Б.Обама говорил о пересмотре доктрины национальной безопасности США: «…Угроза ядерной войны снизилась до минимального значения… Основной угрозой является ядерный терроризм…». Также говорилось о нераспространении ЯО и ракетных технологий. Россия не упоминалась в списке угроз национальной безопасности США.

В 2010 году в новой стратегической концепции «Активное вовлечение, современная оборона НАТО» особое внимание уделено угрозам, связанным с перебоями энергоносителей и ресурсов в связи с зависимостью от зарубежных поставщиков энергоресурсов (предыдущая концепция НАТО датируется 1999 г.).

МА: «Хищник» залег в засаде (опасения России должны быть усыплены Доктриной Соединенных Штатов, но есть зацепка в доктрине НАТО для применение военной силы).

Вступил в силу Договор СНВ-3 (положения Договора рассмотрим во втором сообщении).
Появилась проблема, делающая использование БР в обычном оснащении при быстром глобальном ударе весьма проблематичным. Договор СНВ-3 ограничивает общее число развернутых БР и не делает различия между ядерным их оснащением или обычным. Оснащение БР наземного и морского базирования обычными боеголовками США могут осуществить только за счет соответствующего сокращения количества развернутых ракет в ядерном оснащении. Такой подход не устроил военно-политическое руководство США, а Россия не пошла навстречу Штатам.

В феврале 2011 года Президент США Б.Обама проинформировал Сенат о том, что следующей целью администрации будет начало переговоров с РФ по ограничениям запасов ТЯО.

В конце 2012 года в СМИ была распространена информация о проведении американскими военными компьютерной игры (КШУ) по отработке навыков нанесения массированных ударов высокоточными обычными вооружениями по вымышленной стране для причинения ей неприемлемого ущерба и принуждения к принятию политических условий, диктуемых США. Целью этих учений была отработка концепции так называемого быстрого глобального удара, согласно которой предполагается поражение важнейших военных, политических и экономических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. Предполагалось, что в результате таких действий страна-жертва лишится возможности нанесения ответного удара агрессору, а разрушение ключевых объектов ее экономики приведет к коллапсу всей государственной системы. Указывалось, что поставленная цель в ходе КШУ была достигнута. Разбор учений показал, что в результате удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного высокоточного оружия в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение инфраструктуры и лишится способности сопротивляться. Данная «утечка» информации не является случайной и несанкционированной. США недвусмысленно показала всему миру, что появляется качественно новый вид стратегического оружия, которое позволяет решать задачи, ранее возлагавшиеся исключительно на ядерные силы. Фактически американцы предприняли попытку реализовать концепцию «бесконтактной войны». На качественно новом техническом уровне они стремятся сделать то, что не удалось совершить в XX веке: только воздушными ударами достигнуть политических целей в крупном военном конфликте.

3 мая 2012 года начальник ГШ РФ Н.Макаров отметил: «Учитывая дестабилизирующий характер американской системы ПРО, т.е. создание иллюзии возможности нанесения массированного поражающего удара с полной безнаказанностью, может быть принято решение об упреждающем развертывании ударного вооружения РФ, если ситуация станет угрожающей».

В 2012 году на докладе в Конгрессе США говорилось: «…Речь идет о планирующихся реформах в ВС РФ и масштабном перевооружении… О планах разработки и поставки вооружения до 2020 года в основном в интересах СЯС». Экспертами был сделан вывод о том, что после 2020 года в случае войны [с Россией], она нанесет США неприемлемый ущерб даже если в войну не вступит КНР.

Учения ВС РФ в феврале 2013 года стали самыми масштабными за 20 лет и продемонстрировали рост уровня боеготовности СЯС, частей 12 ГУ МО (при транспортировании и работах с ЯО). Американцы не ожидали этого и были ошеломлены масштабами перевозки ЯБП и уровнем подготовки личного состава. Командующий РВСН Н.Соловцев отмечал: «Уровень боевой готовности ракет не менее 96%. Пуск возможен через несколько десятков секунд...» Эксперты уточнили, что готовность мобильных комплексов МБР несколько ниже.

8 марта 2013 года в СМИ США снова упоминается о концепции быстрого глобального удара: «…С окончанием развертывания сил и получения доклада об уничтожении РПКСН и АПЛ РФ в море авиация и надводные корабли переводятся в полную готовность. Начинается этап нанесения ракетного удара, в котором только с морских носителей производится пуск 3504 крылатых ракет по стратегическим целям на территории РФ. Ожидаемая успешность пусков составляет 90%».

МА: вероятно, имеется в виду поражение целей, а не благополучный старт ракет. По опыту ракетного удара в Сирии этот процент несоизмеримо ниже))) Также американцы считают, что смогут при ВГУ уничтожить до 90% ядерного потенциала Китая. Вероятно, американцы пытаются запугать противника, дезориентировать его, заставить отказаться от каких-либо действий. В идеале, Соединенные Штаты стараются заставить противника капитулировать, даже не вступая с ним в реальную схватку.

В июне 2013 года выходит Директива №24 «Стратегия применения ЯО США». В документе выражена серьезная озабоченность в связи с проводимой в России модернизации имеющихся и разработкой перспективных СНВ. Группа американские экспертов просчитала минимальное количество ЯБП МБР и БРПЛ, которыми Россия может поразить при ответном ударе территорию США: если РФ будет наносить удар по американским городам, то после удара 37 боевыми частями до 115 млн. человек (количество погибших спустя некоторое время не оценивалось). Это связано с тем, что 80% американского населения проживает на восточном и западном побережье. Поэтому российские ракеты могут уничтожить всю жизнь на этих густонаселённых прибрежных полосках. Население же России составляет лишь половину американского, но оно разбросано по огромной территории, так что во многих районах проживания люди могут выжить и при первом, и при втором ядерных ударах.
МА: Интересный вопрос: эксперты предлагают нам уничтожить больше населения, чтобы не кормить их или нет?

28.06.13 г. Д.РОГОЗИН отметил: «…США могут за несколько часов уничтожить до 80-90% нашего ядерного потенциала… Противостоять подобной угрозе можно, лишь создав «автономные вооружения», не зависящие от современных телекоммуникационных технологий».
МА: За последние полтора года появилось много информации по дронам различного назначения, которые испытываются для нужд ВС РФ.

Март 2014 года. Первая задача ОСК США состоит в том, чтобы «поддерживать в готовности и вводить в действие по стратегическому (ядерному) сдерживанию устрашением план войны страны. Стратегическое сдерживание устрашением включает в себя не только несение боевого дежурства СЯС, выполнение демонстративных операций по стратегическому сдерживанию устрашением, разработку и поддержание в готовности планов ядерных операций, но и ввод в действие этих планов с применением СЯС по вариантам выборочного, основного нападения или чрезвычайного реагирования в ядерной войне.

В июне 2014 года МО США проводило КШУ по военному конфликту между Россией и НАТО с использованием обычных вооружений. Результаты оказались удручающими. В случае, даже если все имеющиеся войска НАТО (включая США), размещённые в Европе, будут переброшены на Балтику (в том числе 82-я воздушно-десантная дивизия, которая должна быть готова выступить в течение 24 часов), в конфликте НАТО проиграет. «У нас просто нет таких сил в Европе. Затем дело ещё и в том, что у русских лучшие в мире ракеты земля-воздух, и они не боятся использовать тяжёлую артиллерию», – объяснил один из генералов армии США. Победа России оказалась не единственной. Американцы проводили учения несколько раз, с различными сценариями, благоприятными для НАТО. Но всегда с тем же выводом. Русские оказывались непобедимы.
МА: Возможно, это была «Страшилка», сознательно сброшенная в СМИ, с целью увеличения численности войск НАТО в Европе (в т.ч. в Прибалтике).

В ноябре 2014 проводится новое КШУ «Bear Spear» («Рогатина на медведя»), легендой которых стало опробование концепции Быстрого глобального удара. По оценкам американских военных эти учения были одними из самых крупных в 2000-х годах. Рассмотрим их подробнее.

По сценарию учений события развивались следующим образом. Существует некое Евроазиатское государство по названию «Usira», которое располагается на территории России. Указанное государство отказывается поставлять в Евросоюз энергоносители, используя их для политического шантажа. ВМС Usira блокировало флот НАТО, который вышел для военной помощи «третьему государству» в спорной акватории.
МА: Где блокирован был флот НАТО? Такой район при желании НАТО может найти в Черном или Балтийском море, или в акватории Северного морского пути.

В Северном государстве проходят массовые антиусирийские протесты (МА: вероятно, это Прибалтика с массовыми максимально жесткими мерами против русскоговорящего населения).

Usira угрожает применением военной силы для защиты этих граждан. Войска НАТО вынуждены перейти к более активным действиям. США наносят массированный удар по Usira высокоточными КР по стационарным ракетным шахтам противника, частично по местам дислокации мобильных ракетных установок и по военным управляющим центрам, включая разнесенные в пространстве засекреченные и заглубленные командные пункты стратегических и обычных ВС. Используются проникающие боевые части КР (в обычном оснащении), противобункерные бомбы В61-11 и минимальное количество других ЯБП малой мощности.

Однако, в ходе имитации атаки с максимально реалистичными условиями США получили неприемлемый ущерб вследствие трех основных причин.

Первой из них явилась агентурная работа противника на территории США, в ходе которой ему стало известно о возможности проведения такой операции. Однако агентуре (МА: так считалось по сценарию) не были известны ни причины, побуждающие к ее началу, ни точное количество и тип задействованных вооружений. Противник, несмотря на недостаток информации, смог провести подготовку средств ПРО и ПВО, мобилизационных и эвакуационных ресурсов, защитных сооружений и СЯС.

Второй причиной стало существование системы, недоступной для поражения противобункерным оружием (включая носители ЯБП) и сил специального назначения. После высокоточного удара система произвела запуск командных ракет (так называемая система «Мертвой руки»), передавших команды на использование оставшимся в строю СЯС (около 30% начального состава). Использование противником ракетно-ядерного оружия с нынешними характеристиками, по оценкам аналитиков США, позволило прорвать систему ПРО и уничтожить как инфраструктуру и военные объекты, так и около 100 млн. гражданского населения США. Как централизованное государство США перестали бы существовать, утратив 4/5 всей гражданской и промышленной инфраструктуры. Хуже было только в Европе, где уровень разрушений достиг 90% (МА: спустя некоторое время люди в Европе, возможно, останутся только в отдельных районах Испании и Португалии).

Основную роль сыграл подводный флот России, несмотря на уничтожение его значительной части в открытом океане (около 1/3). Наиболее разрушительными стали залпы РПКСН противника, в т.ч. произведенные с Северного полюса и вблизи территорий США. Ущерб мобильным комплексам РВСН составил около 10%.

Третьей причиной стало использование противником специальных групп и средств, позволивших через десяток минут после начала операции атаковать и нарушить работу общественных, государственных и специальных компьютерных систем, контролирующих транспортную, финансовую и энергетическую деятельность США.

В обзоре отмечается, что проанализированная тактика и стратегия атаки в итоге привела к массированному ракетно-ядерному обмену между Usira и США, в результате которой оба государства получили неприемлемый ущерб. Общее количество погибших в течение года в результате операции и ответного удара превысило 400 млн. человек. По неофициальным данным в ядерную войну оказалась вовлечена КНР, по которой США нанесли ослабляющий превентивный ядерный удар. Количество погибших жителей КНР не оценивалось.

В быстром глобальном ударе США планируют использовать перспективные гиперзвуковые ракеты Х-51А. Испытания этой ракеты не закончены. Поэтому появление гиперзвуковых ракет на вооружении можно ожидать не скоро. Таким образом, в среднесрочной перспективе каких-либо принципиально новых систем оружия для достижения оперативно значимого эффекта в рамках концепции ВГУ армия США в достаточном количестве не получит. Поэтому США в ближайшем будущем при планировании ВГУ могут опираться на КРМБ, на КРВБ, на стратегическую, тактическую и палубную авиацию.

Национальная военная стратегия США-2015: «Некоторые страны пытаются нарушить ключевые положения международного права…, что создает угрозу национальной безопасности США». В списке «некоторых стран» присутствует наша страна – Российская Федерация. В то же время в документе отмечается, что вероятность развязывания крупномасштабной войны с применением ЯО и участием США незначительна. РФ и США более не являются противниками.

16 июня 2015 года Верховный Главнокомандующий В.В.Путин в докладе об объеме поставляемой военной техники в ВС РФ сказал: «…Так, в текущем году состав ядерных сил пополнят более 40 новых МБР…».
(МА: Речь идет о плановой замене МБР, у которых истекал гарантийный срок. Ранее производилось в год около 20-30 МБР.)

В ответ на эти слова Главнокомандующий силами НАТО в Европе Ф.Бридлав заявил: «…Россия ведет себя как безответственная ядерная держава. Риторика, разжигающая напряженность в ядерной сфере, не является ответственным поведением, и мы призываем ядерные державы обращаться с данным типом вооружения более ответственным образом».
(МА: И эти слова сказаны после учений «Рогатина на медведя», которые показали, что наличие мощных СЯС у России могут сдержать агрессора. Им бы очень хотелось бы, чтобы вместо ракет мы производили танки, самолеты и другое обычное вооружение).

20 сентября 2015 года представить МО США заявил: «Новый план войны с Россией делится на две части. Одна предусматривает сценарий действий при нападении РФ на одну из стран-членов НАТО. Вторая предполагает атаку российской армии за пределами стран альянса. Обе версии сосредотачивают внимание на возможности российского вторжения в страны Балтии, как наиболее вероятном фронте потенциального вооруженного конфликта.
(МА: Американцы определили жертвенных мелких рогатых животных для начала военного конфликта).

18 ноября 2016 года В.В.Путин: «Наша задача - эффективно нейтрализовать любые военные угрозы безопасности России. В том числе связанные с созданием стратегической ПРО, реализацией концепции глобального удара и ведением информационных войн». С 7 по 17 февраля стратегическим командованием США проведено КШУ «Global Lightning 17», которые стали самыми масштабными за последние годы. На учениях военные отрабатывали сценарий с перерастанием локального конфликта на европейской территории в глобальную войну. Условный противник - безымянная ядерная держава, против которой США задействовали свои стратегические силы.

(МА: Этим условиям соответствует только одна страна – Российская Федерация). У Пентагона была цель отработать действия своих сил и их взаимодействие с союзниками в случае конфликта с ядерной державой на европейском театре военных действий. Параллельно проходили КШУ «Austere Challenge 17», по сценарию которых европейцы защищались от внешней агрессии при помощи обычных вооружений.

Учения «Global Lightning 17» отрабатывали сценарий, когда обычным оружием остановить врага не удалось и пускается в ход ЯО. Военные США совместно с коллегами из Австралии, Канады, Дании и Великобритании использовали разные варианты событий: наносили ответный ядерный удар и обезоруживали агрессора превентивным ядерным ударом. Суть же не менялась - конфликт в Европе перерастал в глобальную войну ядерных держав. В Глобальную ядерную войну против США оказались втянуты три страны: Россия, КНР и Иран. По объявленным результатам учений, войну выиграли США. Одновременно тренировалось командование космическими операциями, которое отрабатывало отражение атак на космические системы США и союзников.
МА: Выиграть одновременно ядерную войну против России, Китая и Ирана - это вопрос интересный… Что-то в этом есть… Возможно, нашли какое-то решение «стравить» РФ и КНР? В настоящее время существуют три великих державы: США, КНР и РФ. Ядерная война любых двух между собой (без участия третьей страны) должна привести к значительному усилению третьей страны, которая и выиграет в третьей Мировой войне. Поэтому РФ и КНР, понимая это, НИКОГДА не будут воевать друг с другом до тех пор, пока существует США (если американцы через третьи круги не проведут некую масштабную провокацию. Думаю, мудрости у руководства РФ и КНР при любом развитии событий хватит, чтобы не поддаться на нее). Возможно, что США начнут одновременно внезапную ядерную войну (включая ВГУ) и с РФ и с КНР.

Начальник штаба американских ВВС Д.Голдфин сообщил на встрече с журналистами: «Я ожидаю, что у нас будет пересмотр ядерной доктрины... Я действительно считаю, что у нас будет дискуссия по ЯБП по всем составляющим ядерной триады, их мощности и требуемом числе, а не только по средствам доставки».
МА: Вероятно, оказалось мало носителей и ЯБП для войны против РФ, Китая и Ирана.

27 апреля 2017 года представитель ГШ РФ заявил о том, что США готовятся к внезапному ядерному удару по России. Американские базы ПРО в Европе и противоракетные корабли вблизи российской территории «создают мощный скрытый компонент» для возможного ракетно-ядерного удара. Сегодня такие разработки ведутся, создаются системы, которые, как считает Пентагон, позволят нанести мгновенный глобальный удар с высокой точностью с орбиты, уничтожив наши пункты управления. Поэтому Россия будет принимать меры, чтобы обезопасить себя от воздействия как средств мгновенного глобального удара, так и средств ПРО… Противник намерен вывести значительную часть российских СЯС из строя. А если Россия остатками своего ядерного потенциала решится на ответный удар, то тогда американцы надеются перехватить ракеты на старте и на орбите – тем нейтрализовать удар по Америке».
Не стоит нашим противникам забывать, что в соответствии с военной доктриной РФ оставляет за собой право применить ЯО в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

На вопрос журналиста о времени, необходимом для уничтожения США, В.В.Путин ответил: «…При желании Россия способна уничтожить США за тридцать минут. И даже меньше».
МА: США на многочисленных вариантах развития событий быстрых глобальных ударов и МЯУ тщательно прорабатывают планы ВГУ по территории РФ, КНР и Ирана. Главная задача: уничтожить потенциал указанных стран. При ответном ударе возможно уничтожение инфраструктуры и населения Европы (включая Великобританию). Странно, что это не беспокоит ни военно-политические круги США, ни ЕС, ни правительства европейских стран, ни международную общественность)))

ВКС России

Разработанные планы США о глобальных ударах КР по стратегическим объектам РФ (не исключающие переход к МЯУ) и их регулярное уточнение по результатам КШУ должны выставлять определенные задачи к ВКС России.

ВКС России включает в себя войска ВВС, войска ПВО и ПРО, Космические войска.

Количество истребителей и перехватчиков в составе ВВС на начало 2017 года составляло: 60 единиц Cу-27/УБ, 61 Су-27СМ2/СМ3, свыше 84 Су-30СМ/СМ2, свыше 60 Су-35С, 154 МиГ-29С/СМТ/М2/УБТ, до 150 МиГ-31/Б/БС/БМ/БСМ.

Наиболее эффективными авиационными комплексами при борьбе с СБ и КР являются самолеты оперативно-тактической авиации типа МиГ-31. Модернизация самолетов МиГ-31 осуществляется НАЗ «Сокол». В рамках договоров с МО должны до 2019 года пройти модернизацию 113 самолетов (к началу 2017 прошли модернизацию 97, из них один потерян).

В составе ВКС состоят следующие структурные объединения:
- 4 Краснознаменная армия ВВС и ПВО Южного военного округа (51 дивизия ПВО (Ростов-на-Дону), 31 дивизия ПВО (Севастополь), 1 гвардейская смешанная авиадивизия (Крымск), 4 смешанная авиадивизия (Мариновка), 27 смешанная авиадивизия (Мариновка) и другие части);
- 6 Ленинградская Краснознаменная армия ВВС и ПВО (2 краснознаменная дивизия ПВО (Санкт-Петербург), 32 дивизия ПВО (Ржев), 105 гвардейская смешанная авиадивизия (31 самолет МиГ-31) и другие части);
- 11 Краснознаменная армия ВВС и ПВО (25 дивизия ПВО (Комсомольск-на-Амуре), 26 дивизия ПВО (Чита), 93 дивизия ПВО (Владивосток, Находка), 303 гвардейская смешанная авиадивизия (20 самолетов МиГ-31Б/БС) и другие части);
- 14 Краснознаменная армия ВВС и ПВО (76 дивизия ПВО (Самара), 41 дивизия ПВО (Новосибирск), и другие части (56 самолетов МиГ-31Б/БС/БМ/БСМ);
- 45 армия ВВС и ПВО (1 дивизия ПВО (Кольский полуостров), 100 отдельный корабельный авиаполк, 98 смешанный авиаполк (20 самолетов МиГ-31БМ) и другие части).

Комплексы ПВО также находятся в составе дивизии береговой обороны ВМФ РФ (полуостров Камчатский). Следует отметить, что авиация ВМФ по состоянию на 2016 год имела 32 самолета МиГ-31Б/БС/БМ. На 2016 год в ПВО РФ числилось 125 дивизионов типа С-300 (1500 ПУ). На 2017 год в ПВО РФ числилось в составе 38 дивизионов С-400 (304 ПУ). В этом году ожидается поставка еще 8 дивизионов.

В составе 45 армии ВВС и ПВО в 2018 году будет сформирована новая дивизия ПВО. Новое соединение прикроет границу от Новой Земли до Чукотки. Зенитно-ракетные и радиотехнические полки дивизии смогут обнаруживать (МА: в большей степени – обнаружить противника и прикрыть только отдельные направления) и уничтожать самолеты, КР и беспилотные летательные аппараты. После заступления на боевое дежурство полков новой дивизии будет создано сплошное радиолокационное поле вокруг границы нашей страны. (МА: Вероятно, будет усилена авиационная составляющая на этом участке).

Усиливается группировка российских войск и средства ПВО в зоне Курильских островов. По мнению командующего Восточным ВО С.Суровикина: «Стоит задача по развертыванию группировки на островах Курильской гряды. Она связана с необходимостью обеспечить безопасность воздушной, надводной и подводной сферы. Войска округа должны создать огневой щит для прикрытия Восточного стратегического направления». На островах размещена группировка сухопутных сил, размещены комплексы «Бал» и «Бастион», имеются комплексы РЭБ, ПВО «Бук» и «Тор-М2У». Нельзя исключать возможность в недалеком будущем появления систем С-300 (МА: когда-нибудь, может, и С-400?). В соответствии с заявлением МО С.Шойгу – ТОФ необходимо изучить возможность перспективного базирования на островах кораблей. Ранее говорилось о намерении разместить на островах базу подводных лодок (конечно же, дизельных).

Определенные задачи по обнаружению самолетов противника могут решать и станции дальнего радиолокационного обнаружения из состава системы предупреждения о ракетном нападении России. В настоящее время эксплуатируются следующие станции дальнего радиолокационного обнаружения:
- «Воронеж-М» - Лехтуси (Ленинградская область) – охватывает диапазон от Марокко до Шпицбергена;
- «Воронеж-ДМ» - Армавир – охватывает диапазон от Южной Европы до Северного побережья Африки;
- «Воронеж-ДМ» - Пионерский (Калининградская область) – охватывает всю Европу (включая Великобританию);
- «Воронеж-М» - Усолье-Сибирское (Иркутская область) – охватывает территорию от Западного берега США до Индии;
- «Воронеж-ДМ» - Енисейск – охватывает северо-восточное направление;
- «Воронеж-ДМ» - Барнаул – охватывает юго-восточное направление.
(МА: Развернутые комплексы ПВО (ПРО) на территории РФ, боевое патрулирование самолетов ВВС (в угрожаемый период) решают основные задачи, но в числе прочих обеспечивают защиту указанных станций. Пока не поражены станции – самолетам вероятного противника будет проблематично принять участие в ВГУ.)

В объединенную систему ПВО государств-участников СНГ входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
На вооружении ВВС и войск ПВО Республики Беларусь стоят два дивизиона: С-400 и 16 дивизионов С-300. Имеются комплексы "Бук" и "Тор-М2Э". Истребительная авиация представлена 20 современными самолетами типа МиГ-29. Рассматривается возможность закупки новых истребителей типа Су-30.
Основу Сил воздушной обороны Республики Казахстан составляют 25 дивизионов С-300. Имеются дивизионы С-200 и С-125, несколько десятков истребителей МиГ-29 и Су-27 разных модификаций, 6 Су-30СМ и 25 МиГ-31/БМ.
Небо Таджикистана прикрывают системы С-125 и С-75.
Киргизия имеет на вооружении системы С-125 и С-75. В составе ВВС числится 20 истребителей МиГ-21. На территории Киргизии развернута российская 999 авиабаза Кант, на которой базируются штурмовики Су-25. В рамках учений были переброшены на базу самолеты Су-24 (при необходимости могут быть переброшены и истребители).
На вооружении ВВС Узбекистана имеются истребители МиГ-29 и Су-27.
На вооружении ВВС Армении имеются пять батальонов ЗРК С-300ПС и "Бук-М2". На территории Армении расположена 102 российская военная база (Гюмри). На ней размещен 988 зенитно-ракетный полк, оснащенный комплексом С-300В. На базе базируются истребители типа МиГ-29.
На территории Абхазии располагается 7 российская военная база, которую прикрывает зенитно-ракетный комплекс С-300.

В Сирийской Арабской Республике расположена российская авиабаза (Хмейним) и пункт материально-технического обеспечения (Тартус). Оба объекта прикрыты комплексами ПВО (С-400 и С-300) ВКС РФ. Для усиления ПВО могут быть увеличено количество ЗРК ВКС РФ и осуществлена поставка 6 дивизионов С-300 в рамках Договора 2010 года. Создана объединенная система ПВО САР, частей ВКС РФ и надводных кораблей ВМС РФ (при их наличии).

Система НОРАД США

Система НОРАД включает в себя системы наземного наблюдения, система предупреждения, аэростатных постов, загоризонтальных РЛС, самолетов ДРЛО. Имеются районы ПРО на Аляске и Калифорнии (возможно, будет создан новый район ПРО на Восточном побережье США). На 2016 год развернуты 7 батарей (по 3 ПУ) системы THAAD. ПВО обеспечивают самолеты F-15, F-16, F-22 США и CF-18 Канады.

На континентальной части США имеется:
- в составе Национальной гвардии имеется 21 зенитно-ракетный дивизион (около 480 ПУ Пэтриот, 700 ПУ Авенджер);
- в составе армии имеется два полка ПВО THAAD;
- в районе Вашингтона - один дивизион NASAMS (3 ПУ).

Прикрытие континентальной части США планируется осуществлять также при использовании надводных кораблей, оснащенных системой ПРО.
Следует отметить, что особенность системы наведения и управления перехватчиков ПРО имеет, скажем так, конструктивный дефект. Но об этом поговорим в одной из следующих статей

Комплексы С-400 способны создать надежный «зонтик безопасности» для отечественных ядерных сил. Фото Reuters

Правильный ответ на вопрос, вынесенный в название статьи, имеет решающее значение для самого существования российского государства. В настоящее время главной военной задачей США является уничтожение российского ракетно-ядерного потенциала, который мешает Вашингтону стать мировым гегемоном и распоряжаться по своему усмотрению мировыми ресурсами (людскими, материальными, природными и др.). Ликвидация российских стратегических ядерных сил (СЯС) позволит Соединенным Штатам решить все свои основные проблемы, в том числе и погасить войной огромный государственный долг США, достигший почти 20 млрд долл.

В результате возникнет реальная возможность осуществить давнишнюю мечту Запада о «золотом миллиарде», который будет вечно жить на Земле в согласии с природой, тогда как остальные 6 миллиардов жителей Земли становятся лишними, и гегемон будет распоряжаться их судьбой по своему усмотрению. Таким образом, для США ликвидация российских СЯС - актуальнейшая задача. Чтобы ее реализовать, они готовы нарушить как международные соглашения, так и многие нравственные запреты, пойти на любые злодеяния против России, Европы и всего человечества.

Как в сложившейся ситуации защитить Россию от такого агрессора, как США? Специалисты высказывают различные точки зрения по этому вопросу.

Главным водоразделом является оценка вероятности реализации быстрого глобального удара (БГУ) против России. Рассмотрим различия в отношении к проблеме БГУ на примере двух статей, опубликованных в еженедельнике «Независимое военное обозрение» в этом году: Александр Калядин «Стратегия быстрого глобального обмана» (№ 18, 2017) и Леонид Орленко «Как защититься от быстрого глобального удара» (№ 9, 2017).

ВЫВОДЫ ОШИБОЧНЫ

Александр Калядин считает, что быстрый глобальный удар – это миф, основное назначение которого – служить в качестве «страшилки». Главная функция «страшилки» – запугать россиян, вызвать панику в российском руководстве, заставить его пойти на разорительные расходы. Поскольку БГУ – всего лишь миф, то не следует тратить деньги на защиту от БГУ, а лучше использовать их на повышение конкурентоспособности российской экономики, здравоохранение, науку, образование, на социальную сферу.

В своей статье Калядин пытается доказать, что Соединенные Штаты не заинтересованы наносить БГУ по России, даже при условии, что им удастся уничтожить российские СЯС. Ведь в этом случае российская и европейская экономика будут разрушены, вся их территория будет заражена радиацией, погибнут десятки, а может быть, и сотни миллионов человек. Вследствие этого США потеряют своих европейских союзников, НАТО перестанет существовать. США понесут колоссальные политические потери, будут разорваны экономические и дипломатические связи во всем мире, и США вместо мирового гегемона превратятся в мирового изгоя, которого ненавидят все народы, проживающие на Земле.

С этими предсказаниями разрушительных последствий БГУ можно согласиться. Но гибель Европы в ядерной войне мало опечалит США, поскольку она является конкурентом в области высокотехнологичной продукции, а также потребляет большой объем необходимых США ресурсов. В настоящее время Европа служит для Америки ценным инструментом для борьбы с суверенитетом российского государства. После «удачного» БГУ по России эта функция отпадает.

По мнению Калядина, от БГУ по России выиграет Китай, который увеличит шансы стать главной страной мира вместо США. Такой результат БГУ также не может быть выгоден США.

Калядин обосновывает свое понимание проблемы БГУ как мифа. Он пишет, что между РФ и США не существует таких антагонистических противоречий, которые нельзя было бы урегулировать политико-дипломатическими средствами. Идеологические противоречия отсутствуют: обе страны живут в рамках капиталистической системы. Территориальных пограничных споров также нет. Россия не является конкурентом США в области наукоемкой промышленности, поскольку на Россию приходится всего менее 2% мирового ВВП, а США – более 24%, доля России в мировом экспорте наукоемкой продукции только 0,7%, а в США – 36%. Экспорт наукоемкой продукции в Таиланде в 6 раз больше, чем в России, где разговоров об инновациях на всех уровнях много, а реальных дел нет. При этом темпы роста российской экономики составляют менее 2%, что ниже мировых темпов роста. В таких условиях создание высокотехнологичной экономики невозможно, так что США в этом отношении нечего волноваться.

Однако вывод Александра Калядина об отсутствии глубинных разногласий между США и Россией является ошибочным. Как показывает практика многих лет, не преодолимые с помощью переговоров противоречия существуют. До тех пор пока стремление стать мировым гегемоном будет основой внешней политики США, направленной на подчинение своим интересам всех стран мира, включая Россию, антагонистические противоречия сохранятся. Но на пути к мировой гегемонии США стоят СЯС России. Без них самостоятельная внешняя политика России была бы невозможной. Отсюда следует вывод: надежная защита российских СЯС – необходимое условие сохранение России как суверенного государства (см. упомянутую статью Л. Орленко в «НВО» № 9, 2017).

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИШЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА

Александр Калядин, рассматривая проблему БГУ, утверждает, что в настоящее время существует стратегическое ракетно-ядерное равновесие между США и Россией, поэтому в случае нанесения Соединенными Штатами быстрого глобального удара Россия наносит ответный или ответно-встречный удар ракетно-ядерным оружием, который неприемлем для Америки. В этом случае для военно-политического руководства России следует рекомендация сдерживать военно-политическое руководство США от БГУ по России.

Поскольку, по мнению Калядина, антагонистических противоречий между Россией и США нет, то можно все существующие разногласия решить путем переговоров: по Сирии, по Украине, по санкциям и др. Кроме того, надо надеяться, что здравый смысл президента США не позволит ему отважиться на заведомо провальную, безумную и преступную авантюру – нанесение быстрого глобального удара по России. Но можно ли надеяться на здравый смысл американского президента, если между ним и политическим истеблишментом идет ожесточенная борьба.

Дональд Трамп в предвыборных выступлениях предлагал интенсифицировать в США работы по созданию шестого технологического уклада (био-, нано-, инфо- и когнитивные технологии) и стать примером для других стран. Однако те политические структуры, которые борются с Трампом, продолжают политику, нацеленную на установление однополярного мира и мирового господства силовыми методами, в том числе с использованием концепций быстрого глобального удара и противоракетной обороны (ПРО).

В работах Леонида Орленко («НВО» № 9, 2017) и ряда других авторов (Леонида Ивашова, Константина Сивкова, Сергея Брезкуна и др.) представлена другая точка зрения на вероятность БГУ по России.

Во-первых, в настоящее время Вашингтон сломал стратегический ракетно-ядерный паритет между США и Россией. Во-вторых, не преодолимые путем переговоров антагонистические противоречия между США и Россией сохраняются. Основным направлением внешней политики Соединенных Штатов остается идея построения однополярного мира. Америка хочет обладать суверенитетом, тогда как остальные страны, включая Россию, Китай, государства Европы, не могут иметь государственного суверенитета и должны выполнять волю гегемона. В настоящее время наиболее активно против такой политики выступает Россия, главной целью которой в отличие от США является мир, необходимый для проведения реформ, создания в стране инновационной экономики, повышения уровня и качества жизни населения, развития каждого гражданина в интеллектуальной и духовно-нравственной областях, но также и обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

К настоящему времени в США отработана технология лишения стран государственного суверенитета. Сначала используется мягкая сила, и если она не дает нужного результата, то начинается «гибридная война». Если и в этом случае не удается разрушить суверенитет неугодного государства, то включается военная сила, что автор данной статьи подробно изложил в материале «Классификация современных войн», опубликованном в «Известиях РАРАН» № 3 за 2016 год.

Чтобы подавить самостоятельность России, Соединенные Штаты ведут пока против нее гибридную войну: санкции, информационная война, втягивание России в военные конфликты, использование «агентов влияния» для разрушения российской экономики и пр. Если проводимая «гибридная война» не подавит государственный суверенитет России, то может быть нанесен БГУ, к которому Россия недостаточно готова. Отсюда вывод: защита СЯС – приоритет номер один в области обороны.

А ЕСТЬ ЛИ ПАРИТЕТ

В настоящее время в России развернуто около 500 межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Из них около 400 размещены примерно поровну в шахтах и на подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК). Остальные МБР размещаются на подводных лодках (ПЛ). Координаты шахт и ПГРК американской разведке известны, а подводные лодки, находящиеся на боевом дежурстве в морях и океанах, противолодочная система США имеет возможность отслеживать.

В результате наиболее вероятен БГУ по РВСН (около 400 МБР) и ПЛ, стоящим у пирсов. Для этого, вероятнее всего, США используют свои подводные ракетоносцы типа «Огайо», вооруженные ракетами «Трайдент» 2-D5, каждая из которых несет 14 ядерных блоков (ЯБ) мощностью 100 кт или же восемь блоков мощностью по 475 кт. Всего таких субмарин в американском флоте 14, в них размещается по 24 ракеты, то есть 1728 ядерных блоков, из них 384 – мощностью 475 кт. Время полета таких ракет до российских целей всего 10–15 минут.

По большому счету три ПЛ типа «Огайо», имеющие на вооружении около 1000 ЯБ по 100 кт каждый, способны уничтожить до 90% российских МБР в шахтах и ПГРК, а также ПЛ с МБР, стоящие у пирсов.

Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев считает, что использование маскировки делает ПГРК невидимыми для космической разведки. Но при этом не учитывается тот факт, что для уничтожения ПГРК не надо их видеть, достаточно знать маршрут, поскольку радиус поражения при взрыве ядерного заряда мощностью 100 кт на поверхности Земли составляет 3 км. Например, если маршрут ПГРК составляет 120 км, то для поражения всех ПГРК, находящихся на маршруте, требуется всего 20 ЯБ. Поэтому нельзя считать, что они защищены достаточно надежно.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Для уничтожения летящего на цель (шахту или др.) ядерного блока у России пока нет соответствующих средств, поэтому необходимо использовать нестандартные способы защиты, которые можно относительно быстро и недорого реализовать в рамках существующего оборонного бюджета.

Во-первых, надо создать на севере и востоке страны с помощью Северного и Тихоокеанского флотов акватории, защищенные от самолетов, вертолетов, беспилотников, ПЛ и кораблей, и разместить в таких акваториях по две или три ПЛ с МБР, координаты которых США не известны, что защитит их от БГУ. В будущем вместо стратегических ПЛ вполне возможно размещать МБР в корпусе, который буксирует в указанной акватории любая подлодка.

Во-вторых, поскольку оборонный бюджет России в 15 раз меньше, чем бюджет НАТО, то для защиты страны необходимо использовать асимметричные способы защиты. Для этого следует использовать геофизическую уязвимость территории США. В бытность СССР академик Андрей Сахаров предложил заминировать несколькими десятками неизвлекаемых ядерных мин определенные районы Тихого и Атлантического океанов близ побережья США. При взрыве мин образуются волны, способные нанести США неприемлемый ущерб. Сигнал на подрыв мин будет дан исключительно в случае нанесения США быстрого глобального удара по России. После минирования создаются условия для равноправных переговоров с США о взаимном разоружении. Например, Россия разминирует прибрежные районы, а США убирают все военные базы вокруг России, а также ПРО в Европе, подлодки и корабли с системой ПРО, находящиеся вблизи российских границ. Прецедент минирования ядерными минами уже имел место. В период существования СССР граница между странами Организации Варшавского договора и НАТО в Европе была заминирована США ядерными минами.

Надежная защита от БГУ необходима России для проведения реформ с целью создания инновационной экономики. Условием успешного проведения реформ является замена разрушительной для России либерально-монетаристской модели управления экономикой на планово-рыночную модель, экономически и социально-политически более эффективную, чем китайская экономическая модель.

В заключительной части материала следует указать и на такую серьезную ошибку, допущенную Александром Калядиным в его статье. Так, он считает, что американский проект «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), объявленный президентом Рейганом в 1983 году, служил лишь обманкой, запущенной для разорения СССР.

Однако Калядин, видимо, не знает, что произошло дальше. Американские фирмы секретно продолжали работы по СОИ, и в настоящее время эта программа – приоритет номер один в оборонных планах США (см. материал Владимира Иванова в «НВО» № 18, 2017). Для реализации этих планов два года назад был запущен беспилотный многоразовый космический аппарат X-37B, который способен сбивать спутники в космосе, а также запускать ракеты с ядерными зарядами по наземным целям. Такая ракета до любой цели на поверхности Земли летит всего две-три минуты. В настоящее время отсутствуют технические средства борьбы с такими ракетами. Задача X-37B – обеспечить США полный контроль над земным шаром.

Минирование американского побережья блокирует этот новый проект США.

Подпишитесь на нас

Полковник О. Оберстов

Со времен окончания "холодной войны" руководство Пентагона уделяет пристальное внимание поиску путей обеспечения вооруженных сил США способностью наносить удары обычными средствами поражения на стратегическую дальность. После реорганизации системы передового присутствия национальных ВС в 90-х годах прошлого столетия эксперты американского военного ведомства пришли к выводу о том, что новые подходы к дислокации войск на удаленных ТВД не позволяют эффективно нейтрализовать обычными средствами внезапно возникающие угрозы глобальным интересам Соединенных Штатов, источники которых расположены вне зоны досягаемости передовых группировок.

В этой связи в подготовленном в 2001 году Пентагоном "Обзоре современного состояния и перспектив развития ядерных сил США" была впервые документально зафиксирована потребность национальных ВС в планировании комплексного применения высокоточных ударных средств в обычном снаряжении и стратегических ядерных сил. Кроме того, американское военное ведомство в этом же году приступило к обоснованию необходимости создания "нового класса оружия большой дальности", которое позволило бы снизить зависимость Соединенных Штатов от ядерного арсенала при решении задач сдерживания вероятного противника.

Впоследствии данный вопрос периодически поднимался в различных доктринальных документах, включая "Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США", разрабатываемый министерством обороны каждые четыре года.

В частности, в 2003 году в специальном докладе МО страны по вопросам совершенствования доктрины национальных ВВС было отмечено, что "быстрое проецирование силы (посредством применения оружия) с континентальной части США приобрело доминирующее значение в национальной военной стратегии. В мае того же года министерство ВВС инициировало целевую программу разработки перспективных неядерных средств для нанесения мгновенных глобальных ударов (МГУ). В соответствии с предъявляемыми требованиями данные системы оружия должны обеспечить поражение целей, находящихся в любой точке мира, в течение 1 ч с момента принятия решения президентом или министром обороны без задействования группировок войск передового базирования. Наличие таких систем оружия будет способствовать решению задач сдерживания, а при необходимости обеспечит уничтожение особо важных объектов, а также целей, ликвидация которых критична по времени 1 на всех этапах вооруженного конфликта.

Первоначально предполагалось, что первые перспективные ударные комплексы поступят в ВС США в течение нескольких лет после начала их разработки и будут востребованы как на этапе резкого обострения обстановки, так и в ходе эскалации вооруженного конфликта. При этом жесткие временные параметры "мгновенного глобального удара" обусловливались необходимостью упреждать применение противником новейших средств маскировки, а также мобильностью ряда важных целей.

Пентагон в 2006 году в очередном "Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США" расширил трактовку МГУ. В документе было подчеркнуто, что "американским вооруженным силам необходимо обладать способностями по поражению стационарных, укрепленных, заглубленных и мобильных целей с повышенной точностью в любой точке земного шара и в кратчайшие сроки после получения приказа от президента США". Кроме того, в обзоре декларировалось намерение использовать для нанесения мгновенных глобальных ударов баллистические ракеты подводных лодок "Трайдент-2", оснащенных неядерными головными частями 2 .

Во "Всестороннем обзоре состояния и перспектив развития ВС США" 2010 года отмечалось, что "расширенные возможности Пентагона по нанесению МГУ повысят эффективность противодействия растущим угрозам передовому присутствию американским ВС, а также обеспечат потребность национальных вооруженных сил в глобальном проецировании силы". Кроме того, в этом документе подчеркивалась насущная необходимость продолжить разработку прототипов ударных средств стратегической дальности, отвечающих требованиям "мгновенного глобального удара".

В настоящее время в США нет отдельного законодательного акта, регламентирующего вопросы создания и применения средств МГУ. Реализация программы регулируется решениями конгресса в рамках ежегодных законов об ассигнованиях на национальную оборону.

В соответствии с действующими доктринальными документами Пентагона единая целевая программа "Мгновенный глобальный удар" является составным элементом и одним из наиболее перспективных направлений реализации оперативно-стратегической концепции "Глобальный удар". Эта концепция представляет собой систему взглядов на совершенствование возможностей национальных вооруженных сил по нанесению высокоточных ударов по критически важным целям в кратчайшие сроки (в течение 72 ч с момента получения приказа) и на большой дальности с применением ограниченного наряда средств поражения в ядерном и обычном снаряжении, а также посредством космических, информационных и специальных операций.

В рамках программы МГУ в США отрабатываются технологии стратегических высокоточных средств поражения с принципиально новыми боевыми возможностями. Наибольший приоритет имеют разработки в области гиперзвукового (обладающего скоростью полета, превышающей скорость звука в пять раз и более) управляемого оружия, которое обладает рядом следующих преимуществ: малое подлетное время; высокая эффективность применения против защищенных стационарных объектов; расширенные возможности по уничтожению подвижных целей; низкая уязвимость из-за отсутствия возможностей перехвата гиперзвукового оружия современными и перспективными средствами ПВО и ПРО.

Кроме того, в Пентагоне особо подчеркивают, что перспективные гиперзвуковые комплексы не являются предметом рассмотрения действующего договорного режима об ограничении вооружений.

Высокопоставленные представители военного ведомства США неоднократно заявляли о том, что в случае необходимости мгновенные глобальные удары могут наноситься по военно-политическому руководству, важнейшим органам государственного и военного управления, объектам по производству и хранению, а также средствам доставки ОМП противника.

По оценкам американских экспертов, в случае успешного завершения программы МГУ целями перспективного гиперзвукового оружия могут стать до 30% объектов противника, поражение которых в настоящее время планируется ядерным оружием. Вместе с тем представители Пентагона полагают, что разрабатываемые гиперзвуковые комплексы не заменят ядерное оружие, а будут служить дополнительным инструментом сдерживания и разгрома противника на удаленных ТВД без развертывания группировок американских войск передового базирования.

Наряду с громкими заявлениями высокопоставленных представителей Пентагона о том, что гиперзвуковые ударные комплексы станут "идеальным оружием" ряд влиятельных американских исследовательских центров считает, что реализация программы сопряжена с существенными рисками, ограничениями и проблемами.

В частности, исследовательская служба конгресса США в одном из своих докладов отметила, что применение гиперзвуковых ударных средств в конфликте с противником, обладающим ядерным оружием, может привести к неконтролируемой Вашингтоном эскалации военных действий.

Особую обеспокоенность американских экспертов вызывает тот факт, что противник может расценить мгновенный глобальный удар как ядерное нападение. Кроме того, использование планирующих гиперзвуковых ударных средств с траекторией полета, отличающейся от баллистической, может стать причиной неверной оценки третьей стороной возможного района их падения и послужить поводом для вовлечения в конфликт государств, изначально в нем не участвовавших.

У Пентагона пока нет каких-либо конкретных планов развертывания средств МГУ. Однако в перспективе в случае преодоления технологических проблем и принятия на вооружение новых ударных гиперзвуковых вооружений планируется скорректировать оперативные планы объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США, отвечающего за планирование, организацию и осуществление глобальных ударов.

Вместе с тем задача разработки форм и способов боевого применения перспективных средств МГУ уже возложена на центр анализа способов ведения боевых действий ОСК (Далгрен, штат Виргиния). Данная структура оснащена современными системами моделирования боевой обстановки, которые позволяют исследовать личные варианты нанесения мгновенных глобальных ударов и вырабатывать оптимальные решения по использованию перспективных гиперзвуковых вооружений.

Исследования, эксперименты, технологические разработки и испытания в рамках программы МГУ охватывают самые различные аспекты создания гиперзвукового оружия. Значительное число проектов было закрыто после достижения определенных результатов либо признания их неудачными.

Так, ВМС США с конца 1990-х годов изучали возможность оснащения ракет "Трайдент-2" высокоточными боеголовками в обычном снаряжении. Несмотря на удовлетворительные результаты летных испытаний экспериментальных образцов таких боеголовок в 2000-х годах (были разработаны на средства фирмы "Локхид-Мартин"), этот проект не получил поддержки в конгрессе. Также предпринимались попытки разработки неядерных стратегических средств для поражения стратегических целей и использования в локальных конфликтах. Так, в 2005-2006 годах велись НИОКР по баллистической ракете морского базирования с дальностью стрельбы до 5 500 км.

Управление перспективных исследований министерства обороны США в 2010-2011 годах в рамках проекта "Арк-лайт" изучало возможность создания на основе противоракет типа "Стандарт-3" высокоточной неядерной системы ударного оружия для поражения наземных целей на дальности до 3 500 км. В настоящее время эти работы не финансируются.

До 2011 года значительное внимание уделялось проекту CSM (Conventional Strike Missile), предусматривавшему создание неядерной МБР (на базе снятой с вооружения ракеты MX). В рамках данного проекта отрабатывалось средство доставки HTV-2 (Hypersonic Test Vehicle). В 2010 и 2011 годах проведены два его летных испытания с использованием ракеты-носителя "Минотавр-4", в результате которых вскрылись серьезные проблемы, связанные с обеспечением управляемости аппарата и стойкости его теплозащитного покрытия. Из-за этого финансирование этих работ существенно снижено и дальнейшие испытания аппарата HTV-2 пока не планируются.

В настоящее время приоритетный характер носит отработка технологий гиперзвукового планирующего средства доставки боевой нагрузки AHW (Advanced Hypersonic Weapon), запускаемого с помощью многоступенчатой ракеты-носителя. Проведены два испытания - успешное в 2011 году на дальность около 3 800 км и неудачное в 2014-м. Очередной летный эксперимент по проекту AHW запланирован на 2017 год, четвертый - на 2019-й.

Кроме того, с 2014 года реализуется проект TBG (Tactical Boost Glide), в рамках которого изучается возможность создания гиперзвуковой системы оружия для использования в составе ракетных комплексов воздушного и морского базирования.

В области гиперзвуковых управляемых ракет к настоящему времени завершен как выполнивший свою задачу технологический проект Х-51А. Достигнутые в ходе него результаты предполагается использовать в программе HAWC (Hypersonic Air-breathing Weapon Concept), ориентированной на отработку технологий гиперзвуковой авиационной управляемой ракеты.

В 2020 году американская армия получит первые комплексы PGS

Пентагон приступил к созданию перспективных комплексов мгновенного глобального удара. Об этом в четверг, 12 октября, заявил представитель Минобороны России Александр Емельянов . Он отметил, что «в неядерном оснащении эти комплексы должны решать те же задачи, что сегодня возложены на стратегические ядерные силы».

«Взаимосвязь планов по развертыванию системы ПРО и созданию средств мгновенного глобального удара очевидна. При нанесении „разоружающего“ удара по объектам российских и китайских стратегических ядерных сил значительно возрастает эффективность американской системы ПРО», - отметил Емельянов на полях первого комитета Генассамблеи ООН.

Он подчеркнул, что «создание средств мгновенного глобального удара - еще один фактор, который подтверждает стремление Вашингтона разрушить сложившийся баланс сил, обеспечить глобальное стратегическое доминирование».

Ранее первый замначальника главного оперативного управления Генштаба России генерал-лейтенант Виктор Познихир уточнял, что «поступление первых комплексов в американские вооруженные силы планируется в 2020 году». Он также высказал мнение, что «наращивание потенциала американской ПРО стимулирует гонку вооружений», тем самым вынуждая другие государства «принимать ответные военные и военно-технические меры».

Как отметил тогда представитель Генштаба, России, Китаю и США необходимо путем переговоров урегулировать проблемы, связанные с развертыванием американской системы ПРО, тем более, опыт достижения договоренностей с США в условиях сложной политической обстановки имеется.

Напомним: комплексы мгновенного глобального удара (Prompt Global Strike, PGS) - это неядерные высокоточные системы, позволяющие за 60 минут от момента принятия решения нанести удар по любой цели на Земном шаре.

Цели таких комплексов - мобильные и стационарные пусковые установки баллистических ракет, командные пункты, ядерные объекты. На сегодня известно о трех типах средств PGS.

Первый тип - это обычные межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), оснащенные высокоточными неядерными боевыми блоками, в том числе кассетными индивидуального наведения. Второй - стратегические гиперзвуковые крылатые ракеты.

Наконец, к третьему типу относят так называемое кинетическое оружие - тяжелые тугоплавкие стержни из вольфрама длиной 5−10 метров («жезлы господни»), которые с высокой точностью сбрасываются с космической орбиты. Выпущенный из космоса такой снаряд, достигая поверхности Земли в нужной точке, дает в точке удара высвобождение энергии, эквивалентное взрыву примерно 12 тонн тротила. Пока такой вариант якобы находится в США на стадии эскизного проектирования.

И возникает вопрос: чем Россия может ответить на появление у американцев комплексов мгновенного глобального удара, помимо дипломатических попыток урезонить США?

Конечная цель, которая должна решаться системами PGS - нанесение удара по любой точке планеты за срок не более часа, - говорит полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский . - При этом обычные МБР в неядерном оснащении в качестве средства PGS я бы вообще не рассматривал. Такие ракеты подпадают под ограничения договора СНВ-3, кроме того, различить ракету в ядерном и обычном снаряжении существующими техническими средствами невозможно.

Поэтому, когда Пентагон говорит о комплексах мгновенного глобального удара, речь идет о гиперзвуке. Правда, как далеко американцы продвинулись на этом направлении, пока не вполне ясно.

Известен, например, американский аппарат Boeing x-37b - экспериментальный орбитальный самолет, созданный для испытания будущих технологий. Официально ВВС США заявляют, что задачами x-37b являются многоразовые технологии космических аппаратов. На деле, такой «космический самолет» как раз позволяет решить задачу достижения любой точки планеты в течение часа.

Плюс, к 2020 году компания Lockheed Martin обещает создать рабочую версию SR-72 - перспективного гиперзвукового беспилотника, который будет способен летать на скоростях до шести чисел Маха (до 6,9 тысячи километров в час). Гиперзвуковые самолеты, имеющие на вооружении гиперзвуковые ракеты, также смогут долететь до места назначения и нанести удар по цели менее чем за один час.

Другой элемент PGS - это системы ПРО, которые в силу военной стратегии неразрывно связаны с комплексами мгновенного глобального удара. Ударные и оборонительные системы, замечу, плавно перетекают друг в друга, прежде всего, в организационно-военном плане.

«СП»: - Какое место отводится в PGS кинетическому оружию?

На гиперзвуковых скоростях взрывчатка в боевой части попросту не нужна. Поскольку взаимная скорость столкновения с целью превышает 10 км/сек, вещество практически мгновенно превращается в чистую энергию.

На таком принципе уже работают американские системы ПРО типа GBI (Ground-Based Interceptor - «перехватчик наземного базирования») и мобильная система THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), которая является ПРО театра военных действий.

GBI в теории может перехватывать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) - цели, движущиеся по баллистической траектории со скоростью до 7 км/сек. Причем, делать это на границе атмосферы с космосом - на высоте 120−200 км.

THAAD работает по баллистическим целям, которые имеют скорость полета 3−3,5 км/сек (в новейших версиях - до 5 км/сек). Это оперативно-тактические ракеты, так называемой промежуточной дальности.

Так вот, боевая часть противоракет этих систем ПРО представляет собой действительно металлический стержень.

Ровно так же могут снаряжаться и ударные системы - то есть, гиперзвуковые аппараты. Они смогут атаковать из нижнего космоса или верхних слоев атмосферы, сбрасывая на цель не бомбу, а по сути, металлическую болванку. Эта болванка на скорости 6−8 Махов будет врезаться в цель, и эффект будет такой же, как от подрыва бомбы большого калибра.

«СП»: - Что Россия может противопоставить этим системам?

Мы уже сегодня учитываем эти угрозы, и развертыванием комплекс систем противодействия. В первую очередь - систему предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которая включает как наземный, так и космический эшелон.

Плюс, мы совершенствуем огневые средства, и прежде всего универсальный противовоздушный-противоракетный комплекс С-500. Он сможет работать и по гиперзвуковым целям, и по целям в ближнем космосе, и по баллистическим целям.

Наконец, в России идут работы над созданием перспективной системы ПРО по теме «Нудоль». Правда, кроме названия темы и того факта, что она относится к ПРО, больше о ней ничего говорить нельзя.

Андрей Полунин

Подпишитесь на нас

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то