“Сармат” (ракета): характеристики и фото. История создания ракеты “Сармат”. Широкий спектр боеприпасов

РС-28 «Сармат» («Сатана» по классификации НАТО) — это российский стратегический ракетный комплекс пятого поколения шахтного базирования, с тяжелой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка и испытания

«Сармат» производит ГРЦ им. Макеева, известный разработчик жидкостных МБР морского базирования, при участии НПО Машиностроения. Оборонное предприятие получило контракт на разработку ракеты «Сармат» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственном оборонном заказе на 2010 г. и плановый период 2012—2013 гг.». Соответствующий договор государственного ракетного центра с Министерством обороны РФ был заключен в июне 2011 года.

Официально РС-28 «Сармат» был представлен Владимиром Путиным 1 марта 2018 года в ходе послания Федеральному собранию. Путин отмечает, что ограничений по дальности РС-28 фактически нет.

Планы и завершенные испытания

  • испытание двигателей завершено в августе 2016 года
  • бросковые испытания прошли в конце декабря 2017 года
  • начало летно-конструкторских испытаний — 2018 год
  • принятие на вооружение - 2019—2020 годы
  • завершение замены устаревших Р-36М2 — 2020—2025 годы

Зачем нужен РС-28

Межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) считаются самым грозным оружием из ядерной триады, призванной дать ответный удар при нападении врага. Кроме МБР в триаду входят подводные лодки и бомбардировщики.

Эти ракеты, установленные в укрепленных шахтах в малонаселенной местности, способны поразить цель на территории противника менее чем за полчаса. Перехватить или уничтожить такую ракету практически невозможно, а ядерные боеголовки в их составе имеют такую мощность, что одна способна стереть с лица большой город.

До недавнего времени у России на вооружении стояли, созданные еще в советские 70-е годы ракетные комплексы Р-36 «Воевода». Но срок их службы подходит к концу, им на смену приходят РС-28 «Сармат», которые обновят и укрепят ядерный щит страны.

Кроме того, обновление ракетного комплекса позволит преодолеть зависимость от украинского военно-промышленного комплекса, КБ «Южное» и «Южмаш».

Отличие ракеты «Сармат» от «Воеводы»

При разработке нового ракетного комплекса пятого поколения приоритетной задачей стала борьба против ПРО, а не формально забрасываемая масса боеголовок.

«Сармат» отличается от «Воеводы» массированными средствами защиты от Противоракетной обороны НАТО за счет КАЗ шахты*, суборбитальной траектории полета, а также высокоточных гиперзвуковых маневрирующих боевых блоков.

Кроме того, в отличие от «Воеводы», ракета «Сармат» имеет три ступени как классический ракета-носитель, она способна выполнять функции как межконтинентальной баллистической ракеты, так и выводить спутники на орбиту. Именно это позволяет РС-28 доставить разделяющуюся боеголовку массой от 10 до 15 тонн в любую точку земного шара, как через Северный, так и через Южный полюс.

Характеристики РС-28

Про РС-28 известно сравнительно мало, вес превышает 100 тонн, а на первой ступени ракеты установлены четыре жидкотопливных двигателя РД-263, которые впоследствии заменят на модернизированные и уже успешно прошедшие испытания двигатели РС-99.

«Сармат» может нести как от 10 до 15 боеголовок в зависимости от их мощности, так и 3 маневрирующие гиперзвуковые боеголовки Ю-71. В случае доставки 10 боеголовок мощность их оценивают в 750 Кт каждую, в случае Ю-71, мощность каждой составит порядка 1 тонны.

Высокоточные гиперзвуковые боеголовки Ю-71 дадут возможность, впервые, использовать российские и советские баллистические ракеты в локальных войнах по стратегии «глобального удара», с уничтожением стратегических объектов противника кинетической энергией боеголовки без использования ядерного заряда.

Скорость ракеты «Сармат»

Как и «Воевода», «Сармат» будет способен развивать крейсерскую скорость до 20 Мах (почти 7 тысяч километров в час) и поражать цели на расстоянии более 10 тысяч километров.

Принцип работы

«Сармат» использует шахтную систему базирования. Комплекс производит минометный пуск, пороховой аккумулятор давления выбрасывает ракету из шахты на высоту 20-30 метров, затем автоматически включается двигатель ракеты.

Ракета управляется при помощи системы инерциального наведения, системы глобального позиционирования ГЛОНАСС и системы навигации по звездам.

Мощность двигателей и облегченная конструкция «Сармата» позволяют ракете атаковать территорию США не по кратчайшему, а по любому направлению, в том числе через Южный и Северный полюс. Это сделано с целью обхода средств ПРО США, тем самым заставляя развертывать их в двух противоположных направлениях, а также европейской системы ПРО.

Ракета «Сармат». Видео

  • КАЗ шахты защиты являются элементом эшелонированной локальной ПРО, развернутой Россией над районами базирования шахтных межконтинентальных баллистических ракет в том числе с использованием перспективных комплексов, таких как С-500.

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Эта тяжелая ракета — вершина отечественной конструкторской мысли и будущее ядерного щита государства. Стартовая масса — 110 тонн, дальность полета — более 11 тысяч километров, боевая нагрузка — от 10 до 15 боеголовок индивидуального наведения мощностью до 750 килотонн каждая. Западные эксперты и СМИ уже назвали ее "Сатана-2". Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил, что бросковые испытания . Стратегический ударный комплекс шахтного базирования сдаст свой первый экзамен на "профпригодность". Но не последний. Ожидается, что "Сармат" примут на вооружение к 2020 году. За оставшееся время ракета должна пройти все этапы испытаний. Какие именно — в материале РИА Новости.

Проверка стартом

Полигонным испытаниям любой баллистической ракеты предшествует длительный этап опытно-конструкторских работ. ОКР по проекту "Сармат", к примеру, начались еще в 2011 году. На этой стадии тысячи специалистов различных конструкторских бюро ведут самый настоящий мозговой штурм. Чтобы ракета полетела как надо, нужно просчитать абсолютно все: спроектировать, изготовить, довести до ума и испытать каждый из множества узлов и агрегатов. К ним относятся двигатели, топливная система, устройство разделения ступеней, система управления, боевая часть, непосредственно корпус изделия, система пуска и еще многое-многое другое. Для современных и перспективных ракет отдельно разрабатываются комплексы прорыва систем противоракетной обороны, средства радиоэлектронной борьбы, постановщики ложных целей и прочая высокотехнологичная начинка.

По данным ряда СМИ, огневые испытания жидкостных двигателей первой ступени "Сармата" успешно завершились в 2016 году. На этом этапе имитируется их эксплуатация в настоящих, "боевых" условиях: проверяется штатная работа камер сгорания, турбонасосных агрегатов, газогенераторов и прочих компонентов. Грубо говоря, двигатель закрепляют на специальном стенде, оборудованном лотком для отвода пламени и газов, подводят к нему топливо и окислитель, после чего запускают. Если все узлы работают штатно, испытания признают успешными. Следующий этап — бросковый.

© Министерство обороны РФ

© Министерство обороны РФ

"Бросковые испытания — это эксперимент, в ходе которого отрабатывается старт ракеты, ее безаварийный выход из шахты и начальный этап работы двигателя, — рассказал РИА Новости генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны — структуры, решающей широкий круг проблем научного обеспечения строительства РВСН и развития стратегического ракетного вооружения. — Из шахтной пусковой установки выбрасывается макет с реальным двигателем первой ступени и грузовым "заменителем" всей остальной части ракеты. Макет эквивалентен готовому изделию по габаритам и массе. Запас топлива там небольшой — чтобы хватило на несколько секунд полета".

Современные баллистические ракеты стартуют по минометной схеме: из шахты их выбрасывает пороховой аккумулятор давления — своеобразный вышибной заряд. Такая технология в СССР и России уже давно хорошо обкатана. Аналогичным образом стартует, например, "идейный предшественник" "Сармата" — тяжелая двухступенчатая МБР Р-36М "Воевода", которую на Западе прозвали "Сатаной".

Экзамен на зрелость

Следующая стадия, которую проходит каждая межконтинентальная баллистическая ракета перед принятием на вооружение, — летно-конструкторские испытания. К этому времени отдельные компоненты изделия уже готовы или практически готовы. А это значит, что пора испытать ракету в сборе. Во-первых, чтобы окончательно убедиться, что все части оружия идеально подогнаны друг к другу и не нужно вносить изменения в проект. Во-вторых, чтобы удостовериться, что реальная дальность полета боевых блоков и точность попадания соответствуют прописанным в техзадании. Вместо боевой части, естественно, установлена аналогичная по весу болванка. К моменту проведения летно-конструкторских испытаний на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытная партия снаряженных МБР.

"На этом этапе осуществляется пуск полностью оснащенной ракеты по траектории на заданную дальность, — рассказал РИА Новости Владимир Дворкин. — Как правило, "стреляют" по полигону Кура на Камчатке. Летно-конструкторские работы могут совмещаться с государственными, в ходе которых и принимается решение о постановке изделия на вооружение. Как показывает практика, для этого нужно успешно запустить около 15-20 ракет. Но надо понимать, что во время испытаний могут произойти аварийные ситуации. В этом случае необходимы дополнительные пуски, чтобы убедиться, что все неисправности и замечания устранены".

Этап летно-конструкторских испытаний довольно долго не могла пройти твердотопливная МБР Р-30 "Булава", разработанная для вооружения атомных стратегических подводных лодок проекта 955 "Борей". Всего было произведено 27 ракетных пусков. Из них два были признаны частично успешными, семь — неудачными. По некоторым данным, причиной неудачных стартов были отказы систем управления двигателей. В 2009 году вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что эти проблемы связаны с недостаточной доводкой ракеты "на земле". В свою очередь, главный конструктор подводных лодок проекта 941 "Акула" Сергей Королев объяснял недоработки отсутствием требуемых для этого наземных стендов.

© Министерство обороны РФ "Булава" в действии: как прошел пуск баллистической ракеты с подводного крейсера


© Министерство обороны РФ

Тут стоит отметить, что твердотопливная МБР Р-39, которой вооружали "Акулы", из первых 17 пусков провалила больше половины. Со временем ее довели до ума, впрочем, как и "Булаву". Ракетная техника — слишком сложная и капризная, чтобы все получалось с первого раза. В конце концов, каждое оружие первое время страдает от "детских болезней". Но у "Сармата" есть все шансы быстро "повзрослеть" — у ОПК накоплен богатый опыт производства и эксплуатации тяжелых ракет шахтного базирования. Тем не менее в ближайшие два-три года создателям перспективной МБР придется как следует попотеть и работать без ошибок — всего одна мизерная неудача в этом деле способна сдвинуть дату "выпускного вечера" вправо на несколько лет. Что для России с учетом мировой геополитической обстановки сегодня было бы крайне нежелательно.

В перспективе именно "Сарматы" наравне с "Ярсами" и "Тополями" должны стать основой ударной мощи РВСН. Новая ракета должна полностью заменить в войсках сильного, но уже устаревающего "Воеводу". Как сообщал РИА Новости источник в ОПК, "Сарматами" планируется вооружить семь ракетных полков.

К середине двадцатого столетия человечество попало в «ядерную западню». В отличие от всех других видов вооружений, простое количественное и даже качественное превосходство единиц ОМП любой из сторон не гарантировало победу. Сам факт массированного применения одной из стран ядерных боеголовок мог привести к гибели практически всего человечества. С семидесятых годов стратегический паритет служит гарантией мира, но остается инструментом оказания политического давления.

Первый удар или гарантированный ответ?

Само наличие и количество зарядов в современный период играет уже второстепенную роль. Актуальная задача теперь состоит либо в возможности атаковать безнаказанно, либо обеспечить гарантированное возмездие агрессору. Если разворачивание американской глобальной системы ПРО призвано осуществлять наступательную доктрину, то создание оружия ответного удара - приоритетное направление развития российских стратегических сил. В настоящее время основой РВСН являются носители «Воевода» (они же «Сатана»), перехватить которые никакие противоракетные системы не в состоянии. Производились эти МБР в советском еще тогда городе Днепропетровске, после распада СССР ставшем украинским.

Комплексы при всех их достоинствах стареют, как и любая техника. До недавнего времени предполагали, что срок их службы продлится до 2022 года, но политические реалии, связанные с вполне конкретными вопросами технического обслуживания, диктуют уменьшение оставшегося до их списания времени. Тем актуальнее становится задача принятия на вооружение нового стратегического носителя «Сармат». Ракета должна в 2018 году сменить стоящие на боевом дежурстве в шахтах «Воеводы».

Соотношение сил

В настоящий момент ядерные вооружения всех стран распределяются следующим образом: примерно по 45% всех спецбоеприпасов приходится на США и Российскую Федерацию. Количество зарядов известно и согласно договору СНВ-3 составляет примерно по 1550 штук морского и наземного базирования плюс 700 на авиационных средствах.

По числу носителей картина несколько иная. У американцев их больше (794 против 528 российских). Это не говорит о каких-то преимуществах вероятного противника, а свидетельствует о том, что у США больше моноблочных систем.

Итак, 90% всех атомных (водородных, нейтронных) зарядов находятся на вооружении российской и американской армий. Остальные 10% принадлежат Британии, КНР, Франции и другим странам «ядерного клуба». Оценивать, какое государство чью сторону примет в случае глобального конфликта, трудно. Возможно, что многие из них (не входящие в НАТО) предпочтут нейтралитет.

Новая «Сатана»?

Баллистическая ракета «Сармат» к исходу второго десятилетия XXI века заменит «Воеводу» - «Сатану», выполняющую задачу гаранта возмездия. В советские времена число РС-20В превышало три сотни, сейчас их 52. На каждой из них установлены десять боевых частей, итого 520 боеголовок (по 750 килотонн тротилового эквивалента) - это практически третья часть всего наземного и морского стратегического оборонного потенциала. Вес «Воеводы» - более двухсот тонн. обновляется, в 2015 году РВСН получат полсотни новых комплексов других типов, но им предстоит выполнять иные задачи. Это в основном мобильные установки, дежурящие в оперативных районах.

«Сатана» страшна двумя своими важными возможностями: способностью проходить рубежи ПРО и огромной разрушительной силой. Каждый такой носитель в состоянии превратить в радиоактивную пустыню целый промышленный район или мегаполис с окрестностями. Тяжелая ракета «Сармат» должна заменить самый мощный в мире носитель примерно в момент достижения им почтенного для МБР тридцатилетнего возраста.

Главное отличие новой ракеты

Проектные, опытно-конструкторские работы и строительство нового оружия поручены государственному ракетному центру имени Макеева, находящемуся в городе Миассе (Челябинская область). Конструкторы не стали ограничиваться модернизацией уже хорошо зарекомендовавший себя «Сатаны» и сразу избрали для себя тернистый путь первопроходцев. Задача состояла в том, чтобы создать более компактный и легкий образец. Именно так задумывался «Сармат» - ракета, характеристики которой должны были превосходить параметры всех ранее стоявших на вооружении наших РВСН. Главный параметр любого баллистического снаряда - энерговооруженность, то есть отношение массы к силе, приводящей его в движение. Именно в этой области и намечался прорыв. 210-тонная «Сатана» - тяжелая ракета. «Сармат» весит вдвое меньше.

Жидкое топливо

Большая часть массы ракеты приходится на горючее, находящееся в ступенях. Все стратегические носители условно делят на три основных категории:

  • легкие, массой до 50 тонн;
  • средние, весящие от 51 до 100 тонн;
  • тяжелые, до 200 тонн весом, больших пока нет.

Эта градация обусловила и дальность полета: чем больше топлива, тем продолжительнее радиус действия. К примеру, американские «Минитмены» имеют массу 35 тонн и относятся к классу легких. Малый вес - большое преимущество, такие ракеты требуют менее объемных шахт, их легче транспортировать и прятать. Но практически все они твердотопливные. И это дает массу преимуществ: срок хранения значительно увеличивается, не используются высокотоксичные компоненты, обслуживание дешевле. Но беда в том, что энергонасыщенность твердого топлива ниже, чем жидкого. Так вот, «Сармат» - ракета с жидким топливом. Больше о силовой установке пока неизвестно ничего, кроме того, что ее энерговооруженность не имеет в мире равных.

Испытания

Строительство нового технического образца всегда связано с риском, но он оправдан высоким эффектом в случае успеха.

Работа над проектом началась в 2009 году. После двухлетних изысканий КБ приступило к испытаниям.

Ранней осенью 2011 года окрестности космодрома Капустин Яр содрогнулись от мощного взрыва. «Сармат», ракета, на которую возлагались большие надежды, рухнула на землю через несколько минут после старта. Последовавшие пуски также оказались неудачными.

Лишь через год запуск увенчался успехом. Были уточнены базовые параметры баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» может преодолеть более 11 тыс. км, при этом нести боевое отделение массой 4350 кг. В мае 2014 года замминистра обороны Ю. Борисов объявил о том, что все работы по созданию нового стратегического комплекса идут планово, без отставания от графика. По его словам, новая ракета «Сармат» не имеет ограничения в направлении боевого применения, сможет поражать цели по траекториям, проходящим через оба полюса планеты. А это очень важно, так как защитные системы НАТО не рассчитаны на такую универсальность.

Боевая часть

Уникальными энергомассовыми показателями не исчерпываются достоинства, которыми обладает «Сармат». Ракета-носитель - это, конечно, очень важный элемент конструкции, но не менее значим боевой блок, содержащий десять частей индивидуального наведения. А он, по всей видимости, тоже уникален. Дело в том, что каждая из боеголовок сочетает качества двух разнотипных видов оружия: она ведет себя и как крылатая, и как гиперзвуковая ракета. У каждого из этих видов до сих пор был четко очерченный круг задач. До сих пор крылатые ракеты с настильной траекторией очень быстро не летали.

Крылатые гиперзвуковые блоки

Свойства боеголовок выглядят противоречиво. Дело в том, что обычная крылатая ракета подкрадывается к цели на относительно небольшой скорости. Используя рельеф местности, прячась за его неровности, она вынуждена быть тихоходной, чтобы электронный "мозг" успевал оценивать препятствия и вырабатывать решения по их облету. К примеру, американская КР "Томагавк" движется со скоростью обычного пассажирского лайнера (менее 900 км/ч).

Кроме того, у крылатой ракеты, как и у другого летательного аппарата, есть масса, а значит, и инертность, и управляющие воздействия воздушных рулей должны быть упредительными. Так действуют и блоки МБР «Сармат». Ракета, характеристики которой приближены к гиперзвуковым, после отделения поддерживает настильную траекторию, что делает невозможным ее перехват.

Непредсказуемость

Все достоинства уникальной системы индивидуального управления боевых блоков разделяемой головной части окажутся бесполезными, если противник сможет уничтожить МБР до момента ее выхода на боевой курс. Межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат» летит быстро, но ее траектория может в любой момент сойти с обычной предсказуемой дуги - параболы. Дополнительные маневровые двигатели меняют высоту, направление, скорость, а затем бортовая ЦЭВМ определяет новые параметры полета для выхода на цель. Подобная непредсказуемость характерна и для других типов современных российских носителей ядерных зарядов, она стала их «визитной карточкой», ассиметричным ответом на попытки западных «друзей» обеспечить собственную неуязвимость и, как следствие, право первого удара.

Неуязвимость на земле

Наиболее желательной ситуацией для агрессора, задумавшего нанести безнаказанный массированный ядерный удар, представляется та, при которой противник лишается возможности ответить уже в начальной фазе войны. Это означает, что пусковые установки, подводные лодки, авиационные и наземные носители должны быть нейтрализованы (уничтожены) первым же залпом. Однако желание такое имеет весьма малую вероятность осуществления уже много лет. Шахты, в которых предполагается разместить «Сарматы», имеют многоуровневую степень защиты как активной (в виде противоракетных систем и ПВО), так и пассивной (высокий уровень безопасности фортификационных сооружений). Для гарантированного поражения подземной пусковой установки требуется с высокой точностью нанести не менее семи ядерных ударов по оперативному району развертывания, прикрытому эффективными средствами ПРО. К тому же места дислокации держатся в секрете. Государственную тайну составляет и сама ракета «Сармат», фото которой практически не публикуются, за исключением не очень ясных съемок, сделанных во время пробных пусков. Публикуется лишь информация, предназначенная для СМИ и военных аналитиков.

Таинственный «Сармат»

Завеса таинственности покрывает все, что связано с созданием этого комплекса. Это как раз тот случай, когда не каждый налогоплательщик сможет в ближайшее время узнать, на что идут отчисляемые им средства. Только скупые сообщения новостных каналов об удачных пусках и чистое небо над головой служат доказательством того, что государственные деньги расходуются не напрасно.

На самом деле, о «Сармате» в настоящее время известно очень мало. Именно этому классу носителей предстоит, по всей видимости, при взаимодействии с системами мобильного, морского и авиационного базирования выполнять роль главного щита страны. Опубликованы лишь некоторые разрозненные сведения о том, что представляет собой ракета «Сармат». ТТХ также приводятся приблизительные: радиус действия превышает 11 тыс. км, но при этом возможно поражение целей через Южный полюс.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то