Снежный человек информация. Российские охотники за йети: Тернистый путь. Признание Фрэнка Хансена

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Многие мифы и легенды мира тесно перекликаются с реальными событиями и встречами, которые не поддаются объяснению. Снежный человек является одной из наиболее неоднозначных фигур в истории. Хотя его существование не доказано, есть очевидцы, утверждающие, что встречали настоящего йети.

Происхождение образа йети

Первые упоминания о существовании огромного, волосатого человекоподобного существа, обитающего в горах, встречаются в . Есть запись о том, что на этой территории обитает человекообразное существо невероятных размеров, обладающее инстинктом выживания и самосохранения.

Термин «снежный человек» впервые появился благодаря людям, которые отправлялись в экспедиции и покоряли заснеженные вершины тибетских гор. Они утверждали, что видели огромные следы на снегу, принадлежащие . Сейчас этот термин считают устаревшим, т. к. стало известно, что йети предпочитают горные леса, а не снег.

В то время как среди учёных всего мира активно проходит дискуссия о том, кто такой снежный человек - миф или реальность, обитатели горных местной восточных стран, а в особенности Тибета, Непала и некоторых регионов Китая, абсолютно уверены в его существовании и даже часто выходят с йети на контакт. В середине XX в. правительство Непала даже признало существование йети на официальном уровне.

По закону, тот, кто сможет обнаружить место обитания снежных людей, получит большое денежное вознаграждение.

На основе этого можно сказать, что йети - мифическое или реальное человекоподобное животное, обитающее в горных лесах Тибета, Непала и некоторых других местностей.

Описание внешнего вида йети

Из тибетских легенд и наблюдений очевидцев можно многое узнать о том, как выглядит снежный человек. Характерные черты его внешности:

  • Йети относят к семейству гоминидов, которое включает в себя наиболее развитых особей приматов, т. е. людей и человекообразных обезьян.
  • Особенностью таких созданий является их чрезвычайно большой рост. Среднестатистическая взрослая особь этого вида может достигать от 3 до 4,5 м.
  • Руки йети несоразмерно длинные и почти достигают ступней.
  • Всё тело снежного человека покрыто шерстью. Она может быть серого или чёрного цвета.
  • Считают, что самки этого вида гоминидов отличаются настолько большим размером груди, что во время быстрого передвижения им приходится закидывать их на свои плечи.

Семья йети - американский и южноамериканский бигфут. В некоторых источниках назван Большеногим.

Характер и образ жизни существа

Несмотря на свой внешний вид, йети далеко не агрессивен, обладает относительно уравновешенным и миролюбивым характером. Избегают контакта с людьми и ловко карабкаются по деревьям, подобно обезьянам.

Йети всеядны, но отдают предпочтение фруктам. Обитают в пещерах, но есть предположения, что некоторые виды, обитающие глубоко в лесу, способны строить себе дома на деревьях.

Гоминиды способны развивать небывалую скорость до 80 км/ч, из-за чего их так трудно поймать. Ни одна попытка ловли йети не увенчалась успехом.

Встречи с йети в реальности

Истории известно множество случаев встречи человека с йети. Обычно главными действующими лицами таких историй становятся охотники и люди, ведущие отшельнический образ жизни в лесной или горной местности.

Йети является одним из главных предметов изучения для людей, увлекающихся криптозоологией. Это псевдонаучное направление, занимающееся поиском доказательств существования мифических и легендарных созданий. Часто криптозоологами являются простые энтузиасты без наличия высшего научного образования. Они по сей день прикладывают много усилий, чтобы поймать мифическое существо.

Впервые следы снежного человека были обнаружены в Гималайских горах в 1899 г. Свидетелем был англичанин по фамилии Уэддел. Согласно словам очевидца, само животное он не обнаружил.

Одно из официальных упоминаний о встрече с йети датируется 2014 годом во время горной экспедиции профессиональных альпинистов. Экспедиторы покоряли высшую точку Гималайский гор - Джомолунгму. Там, на самой вершине они сначала заметили гигантские следы, находящиеся на довольно большом расстоянии между собой. Позже они увидели широкую, волосатую фигуру человекоподобного существа, достигавшую ростом 4 м.

Научное опровержение существования йети

В 2017 году доктор биологических наук Пётр Каменский дал интервью для научного издания «Аргументы и факты», в котором доказывал невозможность существования йети. Он использовал несколько доводов.

На данный момент на Земле не осталось не изученных человеком мест. Последний крупный вид приматов был открыт более 100 лет назад. Окрытия современных деятелей науки - это преимущественно редкие маленькие растения и т. д. Йети слишком большой, чтобы иметь возможность постоянно укрываться от исследователей, зоологов и простых жителей горных местностей. Большую роль играет численность популяции йети. Понятно, что для поддержания существования отдельного вида в одной местности должно обитать не менее нескольких десятков особей. Скрыть такое количество огромных гоминидов задача не из лёгких.

Подавляющая часть доказательств в пользу существования снежного человек оказались фальсификацией.

Образ йети в массовой культуре

Как и множество других фольклорных и мифических существ, образ снежного человека активно используется в искусстве и различных проявлениях массовой культуры. В т. ч. литература, киноиндустрия и компьютерные видеоигры. Персонажа наделяют как положительными, так и негативными чертами.

Снежный человек в литературе

Персонаж йети активно используют в своих произведениях писатели всего мира. Образ огромного волосатого гоминида встречается как в фантастических, мистических романах, научно-популярных работах, так и в детских книгах.

Одну из главных ролей йети играет в романе американского фантаста Фредерика Брауна «Ужас Гималаев». События книги разворачиваются в гималайских горах во время съёмки кинофильма. Неожиданно актрису, игравшую в фильме главную роль, похищает йети - огромное человекоподобное чудовище.

В фантастической серии «Плоский мир» известного британского прозаика Терри Пратчетта йети являются одной из основных . Они являются дальними родственниками гигантских троллей, обитающими в местности вечной мерзлоты за Овцепикскими горами. Они обладают белоснежной шерстью, могут подчинить себе ход времени, а их гигантские ступни считают мощным афродизиаком.

В детском фантастическом романе Альберто Мелиса под названием «В поисках Йети» описаны приключение команды исследователей, отправившихся в Тибетские горы, дабы спасти снежного человека от вездесущих охотников.

Персонаж в компьютерных играх

Снежного человека можно назвать одним из наиболее частых персонажей компьютерных игр. Обычно обитают в тундрах и других ледяных локациях. Для игр существует стандартный образ снежного человека - существо, напоминающее что-то средне между гориллой и человеком, гигантского роста с белоснежной и густой шерстью. Такой окрас помогает им эффективно маскироваться в окружающей среде. Ведут хищный образ жизни и представляют опасность для путников. В бою применяют грубую силу. Главный страх - пламя.

Бигфут и его история

Бигфут или сасквоч - это родственник тибетского снежного человека, населяющим лесные и горные местности американского континента. Впервые термин появился в конце шестидесятых благодаря американскому бульдозеристу Рою Уоллесу, который обнаружил вокруг своего дома следы, напоминающие по форме человеческие, но достигавшие огромных размеров. История Роя быстро набрала популярность в прессе, а животное признали родственником тибетского снежного человека.

Спустя почти 9 лет Рой представил в СМИ короткий видеоматериал. На видео можно увидеть, как самка бигфута передвигается по лесу. Это видео долгое время находилось на экспертизе и всевозможных деятелей науки и не только. Многие признали его настоящим.

После смерти Роя его друзья и родственники признались, что все истории Уолесса были лишь выдумкой, а подтверждения являлись фальсификацией.

  • Для следов он использовал обыкновенные доски, вырезанные в форме больших ступней.
  • На видео была жена бульдозериста, переодетая в костюм.
  • Ложными оказались и остальные материалы, которые Рой регулярно демонстрировал общественности.

Хотя история Роя оказалось ложной, это не означает, что в Америке не водится человекообразных гоминидов. Есть ещё немало историй, в которых сасквоч фигурирует в качестве главного действующего лица. Индейцы, коренные жители Америки, утверждают, что огромные гоминиды обитали на территории континента задолго до них самих.

Внешне бигфут выглядит почти также, как и его тибетский родственник - снежный человек. Главными отличиями является то, что максимальный рост взрослой особи достигает 3,5 м. Окрас американского бигфута рыжий или бурый.

Альберт в плену у бигфутов

В семидесятые годы некий Альберт Остман, работавший всю свою жизнь лесорубом в Ванкувере в Канаде, рассказал свою историю о том, как он жил в плену у семьи бигфутов.

На тот момент Альберту было всего 19 лет. После работы он остался ночевать на окраине леса в спальном мешке. Посреди ночи кто-то огромный и сильный схватил мешок вместе с Альбертом. Как потом оказалось, его выкрал бигфут и отнёс в пещеру, где также жила самка и двое детей. Существа не вели себя агрессивно по отношению к лесорубу, а скорее относились к нему как люди относятся к домашним питомцам. Спустя неделю парню всё-таки удалось сбежать.

История бигфута на ферме Мишелин

В начале XX в. в Канаде на ферме семьи Мишелин некоторое время происходили необычные события. В течение 2-х лет они сталкивались с бигфутом, который со временем просто исчез. Со временем семья Мишелин поделилась некоторыми историями из встреч с этим существом.

Впервые с бигфутом лицом к лицу они столкнулись, когда их младшая дочь играла неподалёку от леса. Там она заметила большое, волосатое существо, напоминавшее ей человека. Когда бигфут увидел девочку, то направился в её сторону. Тогда она принялась кричать и сбежались мужчины с ружьями, спугнув неизвестное чудовище.

В следующий раз девочка увидела гоминида, когда занималась домашними делами. Был полдень. Она подняла глаза к окну, то столкнулось со взглядом того самого бигфута, который теперь пристально наблюдал за ней через стекло. В этот раз девочка снова закричала. К ней на помощь прибежали родители с ружьём и прогнали существо выстрелами.

Последний раз бигфут пришёл на ферму ночью. Там он столкнулся с собаками, которые громко лаяли, из-за чего он исчез. После этого гоминид больше не появлялся на ферме Мишелин.

История замороженного бигфута

Одной из наиболее нашумевших историй, связанных со встречей человека и йети, является история американского военного лётчика Фрэнка Хансена. В 1968 г. Фрэнк появился на известной гастролирующей выставке. У него был необычный экспонат — огромный холодильник, внутри которого находилась глыба льда. Внутри этой глыбы можно было рассмотреть тело человекообразного существа, покрытое шерстью.

Спустя год Фрэнк позволил двум деятелем науки изучить замороженное существо. Со временем к экспонату Фрэнка начала проявлять интерес служба ФБР. Они хотели заполучить замороженный труп бигфута, но тот таинственным образом исчез на долгие годы.

После смерти Хансена в 2012 году его семья признала, что Фрэнк в течение нескольких десятков лет хранил холодильник с замороженным трупом в подвале собственного дома. Родственники лётчика продали экспонат Стиву Басти, хозяину Музея странностей.

Профессиональная экспертиза экспоната

В 1969 г. Фрэнк Хансен позволил зоологам Эйвельмансу и Сандерсену осмотреть экспонат. Они составили небольшую научную работу, описав в ней свои наблюдения.

Хансен отказался говорить о том, откуда у него появился труп бигфута, поэтому изначально зоологи предположили, что тот является неандертальцем, который сохранился в глыбе льда со времён каменного века. Затем было обнаружено, что существо погибло от пулевого ранения в голову и находилось во льду не более 2-3 лет.

  1. Особь была мужского пола, а ростом достигала почти 2 м. Особенность заключалось в том, что всё тело гоминида было покрыто густой, длинной шерстью чёрного цвета, что абсолютно не характерно для людей, даже при наличии заболеваний чрезмерного волосяного покрова.
  2. Пропорции тела бигфута довольно близки к человеческим, но больше напоминают телосложение неандертальца. Широкие плечи, слишком короткая шея, выпуклая грудная клетка. Конечности также отличались своими доисторическими пропорциями: ноги короче человеческих, выгнуты, а руки слишком длинные и почти дотягиваются до пят гоминида.
  3. Черты лица бигфута также больше напоминают внешность неандертальцев.
  4. Маленький лоб, большой рот без губ, крупный нос с раздутыми бровями, которые сильно находят на глаза.
  5. Ступни и ладони намного больше и шире человеческих, а пальцы короче.

Признание Фрэнка Хансена

Там он написал, что однажды отправился в горные леса на охоту. Он отправился по следу оленя, которого выслеживал уже какое-то время и совершенно неожиданно увидел шокировавшую его картину. Трое огромных гоминидов, покрытых чёрной шерстью с головы до ног, стояли вокруг мёртвого оленя со вспоротым животом и доедали его внутренности. Один из них заметил Фрэнка и направился к охотнику. Испугавшись, мужчина выстрелил ему прямо в голову. Услышав звук выстрела, два других бигфута разбежались.

Всемирно известный китайский антрополог профессор Пэй Вень-чун, возглавляющий в Китае изучение данного вопроса, сообщал о поимках и встречах нескольких экземпляров «человека- » («дикого человека») юго-западнее Ташкургана. Так, в 1954 году в горах вблизи пункта Упулан, согласно сообщению пограничника, было поймано существо, «у которого лицо , руки сгибаются как у человека и подобные человеческим, большой палец на руке противопоставляется, ногти острые, следы ног похожи на человеческие. Он способен руками бросать камень. Ходит на двух лапах, но когда замечает преследователя, то и на четвереньках». Считают, замечает профессор Пэй Вень-чун, что у этого «медведя» лапы и положение тела человеческое. Следовательно, зоологи отнесут это существо не к семейству медведей, а к отряду приматов.

Пэй Вень-чун приводит и другое сообщение: начальник автономного уезда на юге Синьцзяна, недалеко от границ Памира, сообщил, что в недоступной горной местности обнаружено «стадо» (может быть, скопление?) обезьяноподобных существ, имеющих бурую шерсть. Кстати, указывается даже, что период линьки у них приходится на апрель. Они ходят на двух ногах, детенышей носят на руках, как люди. Все эти данные удивительно точно согласуются с рассказами о местах обитания «дикого человека», которые были собраны среди киргизов Восточного Памира одной экспедицией летом 1958 года. В упомянутой выше статье А. 3. Розенфельд относит и эти записи к области чистейшего фольклора. Не очевидно ли, что тут ошибка?

Третий очаг обитания диких людей в Синьцзяне, по серьезно проверенным данным П. Ф. Ратова, относится к некоторым высокогорным пунктам китайской стороны Тянь-Шаня. И в этом отношении сведения П. Ф. Ратова хорошо контролируются другими материалами

Возьмем другой пример сообщения, не имеющего никакого отношения к фольклору. Начальник участка московского вагоноремонтного завода Г. Н. Колпашников изложил воспоминания о случае, имевшем место в августе 1939 года в районе боев у Халхин-гола (Монголия). Будучи тогда начальником особого отдела одного из советских подразделений, он был вызван ночью в место расположения монгольской кавалерийской части, где имело место чрезвычайное происшествие: часовые заметили два силуэта, спускавшихся по гребню горы, сделали необходимые предупреждения, затем, полагая, что это японские разведчики, открыли стрельбу и наповал убили обоих. Каково же было их изумление, когда убитые оказались какими-то обезьяноподобными существами. Прибыв рано на рассвете на броневике к месту происшествия и рассмотрев два валявшихся на земле скорченных трупа, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал какую-то неловкость за то, что убиты не враги, а какие-то два животных существа странного вида.

Конечно, - продолжает он, - в то время я совершенно не слышал ничего о «снежном человеке», и я не утверждаю, что это были именно «снежные люди». Но вместе с тем мне было известно, что в Монголии нет человекоподобных обезьян, и я тогда задумался, как и другие, над вопросом: кто же это?»

Ответа не было. Только один старик-монгол из местных жителей, подозванный переводчиками, сказал, что это - так называемые «дикие люди», водящиеся в этих краях. Из-за какого-то суеверия старик боялся близко подойти к трупам. По словам Г. Н. Колпашникова, убитые существа были примерно человеческого роста. Тело их было покрыто рыже-бурой шерстью, причем неравномерно. Лохматые волосы покрывали лоб и брови. Лицо, говорит Г. Н. Колпашников, «было похоже на очень грубое человеческое лицо». Однако время было военное, шел бой, для углубления в естественноисторические вопросы не оставалось никакой возможности…

Как видим, и это наблюдение нельзя отнести к фольклору. Но объяснения старика-монгола связали наблюдение приезжего русского с теми местными сведениями, которые этнографы обязательно назвали бы фольклором. А позже, независимо от всего этого, было получено письмо из Харбина (Китай) от лица, слышавшего несколько глухих рассказов о встречах с какими-то непонятными волосатыми дикими человекоподобными существами в горах Большого Хинганского хребта, в районе, сравнительно недалеком от Халхин-гола. Уж не лешего ли они встречали? - спрашивали иные суеверные люди.- Уж не тот же ли это цикл легенд о диком человеке? - спросят этнографы-фольклористы. Нет, у нас нет никакого основания не доверять сообщению офицера Советской Армии Г. Н. Колпашникова,- отвечают биологи. А его показание связывает воедино все эти сведения.

Однако пора отбросить и нелепую посылку, что достоверны лишь свидетельства приезжих людей, а рассказы местных жителей не могут быть опорой для науки. Пора покончить с остатками пренебрежения европейских этнографов к «туземцам». Положительным примером может послужить совсем недавно обнаруженная строго научная обработка зоологом, сравнительным анатомом В. А. Хахловым показаний нескольких казахов о «диком человеке» (ксы-гыик), встречающемся в южной части Тянь-Шаня. Этот материал - важный вклад в изучение проблемы «снежного человека».

Работая в 1907-1915 годах в Зайсане, у границ России и Китая, В. А. Хахлов обратил внимание на рассказы населения об этом существе. Сначала он, конечно, полагал, что «дикий человек» - миф. Затем оказалось, что «его видели, его ловили, он оставлял следы на песке, распространял запах, кричал, сопротивлялся, жил на привязи некоторое время».

Наконец В. А. Хахлов разыскал и прямых очевидцев, из которых один наблюдал на протяжении нескольких месяцев ежедневно пленную самку «дикого человека» на привязи, другой участвовал в поимке самца и т. д. Терпеливая и умелая опросная работа с этими очевидцами не только укрепила зоолога в убеждении, что «дикий человек» - не миф, а реальность, но дала возможность составить довольно подробное его биологическое описание. 1 июня 1914 года молодой ученый направил заявление в Российскую Академию Наук, в котором кратко сообщал о своих важных выводах и просил помощи для организации экспедиции в Центральную Азию за «первочеловеком азиатским», как он предположительно наименовал это существо.

В настоящее время заявление В. А. Хахлова разыскано в архиве Академии наук. Оно навсегда останется значительной вехой в историй научного спора о «снежном человеке». Ведь оно было послано за 40 лет до отправления первой английской экспедиции в Гималаи для поисков «снежного человека», за 45 лет до провозглашения существования цикла народных мифов о «диком человеке». Выводы В. А. Хахлова надолго опередили науку того времени. Его заявление осталось без последствий. Но значительная часть его полевых записей и зарисовок сохранилась, и ныне в упорядоченном виде предоставлена им в распоряжение специалистов.

Ниже будут изложены некоторые дополнительные данные, приведенные В. А. Хахловым в его второй сводке: «Что рассказывают казахи о «диком человеке».

Прежде всего, В. А. Хахлов неоспоримо установил, что эти существа - ни в коем случае не одичавшие современные люди. «Людьми» казахи называли их по той причине, что они держатся вертикально, передвигаются, как правило, на двух ногах, имеют внешнее сходство с людьми, но по существу рассматривали их как особый вид животных. Никто из очевидцев не наблюдал у «дикого человека» никаких проблесков речи или попыток как-либо объясниться.

Дальнейшее накопление наших знаний покажет, насколько велики эти «человеческие черты» в смысле строения тела, то есть анатомии и морфологии данного вида животных. Допустим, их окажется несколько больше, чем предполагал В. А. Хахлов. Но бесспорно, что речь идет все-таки не о человеке, а о своеобразном виде животных.

Утверждаем ли, однако, мы, биологи, изучающие «снежного человека», что это наше представление о нем, как о реально существующем (или недавно существовавшем) на земле виде живых существ, уже доказано? Нет, мы не имеем пока права утверждать этого категорически. Наше мнение пока еще надо называть научным предположением. Слишком мало еще имеется бесспорных вещественных данных о «снежном человеке». Как ни привлекательны выводы В. А. Хахлова, число опрошенных им очевидцев слишком невелико. Как ни ценна проверка разных сообщений при помощи великого оружия науки - сравнения, нужно дополнить ее строгой документированной проверкой хоть некоторых сообщений.

Иными словами, вопрос о существовании «снежного человека» все еще принадлежит к числу нерешенных вопросов современной науки. Возможно, впереди еще долгий путь проверки и борьбы двух гипотез.

Но бесспорно, что не смогут победить обе,- не будет двух открытий, будет какое-то одно из них. Торжество биологической точки зрения заставит признать, что весь фольклор о «диком человеке» является искаженным, фантастическим отражением реальности. Может быть, победят сторонники взгляда, что все сведения о «снежном человеке» - мифы? Пока надо снова и снова напоминать сторонникам этого взгляда, что изучение мифов - тоже наука. Они должны доказывать свою точку зрения строго научно, в соответствии с требованиями фольклористики.

Трудную, навряд ли научно разрешимую задачу берет на себя тот, кто говорит: все сообщения о «снежном человеке» - мифы. Но и нам, сторонникам биологической точки зрения, понадобится еще много настойчивого труда, много спокойного и непредвзятого изучения фактов, для того чтобы сделать ее неоспоримой.

В этой работе мы не одни. Вот, например, обнадеживающие слова профессора Пэй Вэнь-чуна со страниц газеты «Гуаньминь жибао» от 4 января. На конференции по палеоантропологии при Академии наук Китая, сообщает он, «были и ученые, сделавшие сообщения относительно некоторых новых материалов о «снежном человеке» в высокогорьях Тибета, в результате чего мы расширили свои представления о загадке «снежного человека», к которому приковано пристальное внимание всего мира»…

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что все-таки было бы полезно организовать еще одну научную экспедицию «по следам снежного человека». И если даже этих самых следов найти не удастся, то, по крайней мере, получится отличный приключенческий поход. Единственное надо будет все организовать должным образом, взять хороший и вместительный багажник Topeak , добротные рюкзаки, палатки, и все прочее туристическое и походное снаряжение.

Снежный человек. Легенды и слухи

В ноябре 2015 года американский еженедельный новостной журнал Newsweek опубликовал специальное стостраничное издание, которое полностью посвящено «величайшей и наиболее спорной легенде на земле» – снежному человеку.

Все истории о живущем, в частности, на территории Северной Америки снежном человеке (или йети, как его называют в Азии) чем-то похожи: волосатые прямоходящие человекоподобные обезьяны уже давно преследуют воображение людей во многих частях мира.

В конце 50-х годов прошлого столетия в Гималаи в районе Непала было совершено несколько экспедиций в поисках следов снежного человека. Во время одной из них, в 1959 году, ирландско-американский исследователь и охотник на йети Питер Бирн, укрываясь в пещере в долине Арун, с гонцом получил письмо от предпринимателя Тома Слика, спонсора экспедиции. В нем предписывалось бросить охоту в Непале и направить свой путь в Уиллоу-Крик (США, штат Аляска), где были зафиксированы слухи о существовании кого-то подобного снежному человеку. Таким образом, обе легенды о существовании снежного человека (в Непале и на Аляске), хотя и неочевидные в своей схожести, соединились в глазах представителей СМИ (Брайан Сайкс «Природа зверя», стр. 51) .

Свой йети есть и в Австралии; о нем рассказывали аборигены и называли его «большой волосатый парень». В горах Южного и Центрального Китая также на протяжении двух тысяч лет существовали легенды о снежном человеке, которого китайцы называют «йерен». В 60-х годах прошлого века изучением этих легенд занялась даже Китайская Академия наук.

Потом о существовании человекоподобной обезьяны (Orang Pendek – орангутанге, «лесном человеке») заговорили на острове Суматра. Только здесь это не большой волосатый парень, а, напротив, некто довольно маленького роста; даже его имя означает «маленький человек», а след похож на след семилетнего ребенка, разве что чуть шире.

Впервые это существо заметили в 1910 году, а затем снова в 1923-м: тогда голландский охотник не смог выстрелить, упустив «лесного человека».

В 1989 году британская журналистка Дебора Мартин впервые услышала о маленьких «лесных человечках», а затем обнаружила и их следы. Поверив в их существование, Дебора организовала экспедицию в тропические леса, чтобы найти Orang Pendek (Doncaster and Holland, стр. 174-176) .

Россия вместе с бывшими странами Советского Союза также не остались в стороне от легенды о снежном человеке. Здесь существуют сказки о леших, истоки которых простираются вглубь веков. Созданы и современные истории о снежном человеке, они несут в себе основные сюжеты гималайских легенд. В России снежного человека называют диким мужчиной – Алмасты, он чем-то похож на монгола и обитает на Северном Кавказе.

Тут своя сцена, и тусовку на ней представляют люди, чье мировоззрение формировалось в Советском Союзе – в 70-80-х годах прошлого столетия. Они обсуждают снежного человека попутно с жалобами на плохое здоровье. Они до сих пор занимаются самиздатом, отправляют своих спикеров – странные говорящие головы – на «сенсационные» телепередачи, проводят экскурсии «по местам йети» для японских туристов и раз в месяц наслаждаются походом в Государственный дарвиновский музей по социальной карте москвича.Эдвард Крабтри

Свидетельства и следы

Впрочем, не будем спешить списывать существование снежного человека на богатое человеческое воображение и называть его очередной народной сказкой. Существует огромное количество свидетельств того, что люди действительно встречали загадочных существ, похожих на человека, но, вместе с тем, вызывающих ужас, недоумении и ошеломление.

Так, два американских биолога Эдвард Кронин и Джеффри Макнили участвовали в природоведческой экспедиции в долине Арун в Непале в 1972 году. Их целью было изучение флоры и фауны региона. Что они не ожидали найти, так это огромные следы неизвестного существа, которое прошло по территории их палаточного лагеря. Следы были обнаружены утром и напоминали следы приматов, правда, неизвестного вида. Нога существа имела короткий толстый и противопоставленный большой палец, асимметрично расположенные другие четыре пальца и широкую закругленную пятку (Брайан Сайкс «Природа зверя», стр. 49).

Тридцать девять лет спустя на совсем другой территории – в Северной Каролине, США, ветеран Вьетнама по имени Томас Байерс со своей подругой Кэролайн Райт с удивлением наблюдали за бегущим через шоссе гигантом семи футов ростом. Существо рычало и оставило после себя омерзительный запах. Байерсу удалось снять пятисекундное видео происшествия (Bainton «Необъяснимые явления», стр. 358-359) .

Еще один видеоролик, который размещен в интернете, родом из республики Адыгея, что на юго-западе России. На видео зафиксировано, как нечто огромное движется через лес, а также следы, которые существо якобы оставило после движения. Действительно, если верить телеканалу НТВ, то этот зверь был причиной многочисленных звонков в местные экстренные службы, а поисково-спасательные группы, направленные на место происшествия, нашли там следы 47см в длину и 27 сантиметров в ширину.

«Это может быть существо весом не менее 200 килограммов, судя по глубоким следам на снегу, – прокомментировал Андрей Казарян, член поисково-спасательного отряда (Moscow Times, 16 января 2015). Тем не менее, никто еще не нашел ни тела, ни скелета такого огромного существа, как описано выше, а пока этого не произойдет, ученые-биологи и зоологи будут разводить руками и называть все псевдо-доказательства вымыслом и легендой.

Классификация снежного человека

На визитной карточке Майкла Трахтенгерца написано «независимый исследователь, интересующийся происхождением человека». В свои восемьдесят он уверен, что Алмасты – это реальное физическое существо, и ждет, что это будет обнаружено учеными в ближайшее время. Для Майкла это, как поиск «живого ископаемого».

«Это не более сверхъестественно, чем горилла или шимпанзе» , – говорил он мне с уверенностью в ходе интервью в декабре 2015 года. Эта позиция раскрывается во второй части его книги «Основы гоминологии», которую он тогда принес на интервью. Этой же теории посвящен и его сайт www.almas.ru.

Ели рассматривать «живое ископаемое» как парадигму, то можно провести параллели с другими известными существами. Например, морские членистоногие, известные нам как крабы, сделали несколько эволюционных изменений, и их, современных, очень просто сравнивать с окаменелыми предками, которые жили 450 миллионов лет назад.

Давний коллега Трахтенгерца, Игорь Бурцев, который возглавляет Международный центр Гоминологии, в свою очередь, чувствует, что перерос свое представление о йети как о живом ископаемом. После изучения деревянных конструкций, сооруженных, как предполагает Бурцев, Алмасты, и представляющих собой руноподобные символы, после изучения показаний свидетелей о том, что существо может как материализоваться из ниоткуда, так и исчезнуть в никуда, он склонен присоединиться к мнению растущего числа своих американских коллег, которые предполагают, что йети – разумное существо, владеющее паранормальными способностями.

Эта идея находит свое отражение в публикациях и зарубежных СМИ, и в России. Например, возьмем статью в еженедельнике «Аномальные новости» (декабрь 2015 года), заголовок которой переводится как «Снежный человек – не человек». Кроме того, Бурцев предположил, что Алмасты может даже быть внеземного происхождения. (Подробнее об этом читайте в моей собственной статье «Приматы паранормальности» на сайте www.unexplained.com) .

Снежный человек — это не более сверхъестественно, чем горилла или шимпанзе Майкл Трахтенгерц

Хотя Алмасты по Трахтенгерцу – это совсем не миролюбивое существо, а грозное и устрашающее, способное даже съесть человеческую плоть, Бурцев считает, что оно вполне доброжелательно. Оба исследователя при этом солидарны в одном: прежде, чем спорить об описании, нужно доказать его существование.


Игорь Бурцев

Реликвии

В Северной Америке бигфутология (наука о снежном человеке как о паранормальном явлении) – это прибыльное развлечение, которое поставляется гуру этой теории в комплекте с телевизионными ток-шоу, художественными фильмами, жесткими онлайн-дискуссиями и даже судебными разбирательствами между сторонами.

В России пока подобного ажиотажа не наблюдается, но и здесь используют все возможности, чтобы не отставать от мирового тренда. Тут своя сцена, и тусовку на ней представляют люди, чье мировоззрение формировалось в Советском Союзе – в 70-80-х годах прошлого столетия. Они обсуждают снежного человека попутно с жалобами на плохое здоровье. Они до сих пор занимаются самиздатом, отправляют своих спикеров – странные говорящие головы – на «сенсационные» телепередачи, проводят экскурсии «по местам йети» для японских туристов и раз в месяц наслаждаются походом в Государственный дарвиновский музей по социальной карте москвича. Эти люди вышли из советского периода, когда человек располагал своим временем, когда передвижение в пределах Советского Союза было доступным по цене, пешие прогулки были очень популярны, а эволюционные домыслы допускались только в пределах определенных границ.

В июне 2015 года появились намеки на то, что старейшины российской бигфутологии нашли соратников среди молодого поколения. 44-летний бывший учитель географии Валерий Сушков, оказавшийся наземным туроператором Роскосмоса, объявил об открытии новой туристической программы «По следам снежного человека» и разработал маршрут экспедиций Клуба йети. Был создан специальный сайт, целью которого было открыто обратиться к игрокам туристического рынка, чтобы организовать экспедиции для исследований. Одним из приоритетных направлений стала Кемеровская область, а слоган звучал так: «Горная Шория: Родина российского снежного человека». Игорь Бурцев, кстати, был приглашен в Клуб йети в качестве президента. Организаторы этой программы были настроены весьма оптимистично, но вот, спустя полгода, Бурцев и Сушков перестали выходить на связь, а сайт www.yetiexpedtition.ru, похоже, все еще находится в стадии разработки. Таков тернистый путь искателей снежного человека в России.

Сомнения и новые зацепки

Впрочем, такое смешение настоящих исследований с коммерческими нуждами и привлечением туристов вызвало некоторые сомнения в реальности доказательств существования российского Алмасты. Доктор Джефф Мелдрум, профессор анатомии и антропологии в государственном университете штата Айдахо в Покателло, США, считает, что йети – не потусторонние существа, а просто неизвестные науке приматы. Мелдрум побывал в Кемеровской области, где местное правительство и исследователи Алмасты пытались учредить День снежного человека. Позже в интервью Huffington Post он сказал, что некоторые свидетельства существования снежного человека были подстроены. Так, по дороге к пещере в Горной Шории был якобы найден клок волос йети. Эта улика, однако, по словам профессора, была вдавлена в землю человеческой ногой. Дорожки, ведущие в пещеру, как он заметил, были протоптаны только с одной стороны, благодаря чему создавалось впечатление, что йети только входил в пещеру, но не выходил из нее. Предполагаемое «гнездо» Алмасты, ложе из мха, не имело никаких следов животного мусора. Затем, когда он и его товарищ попытались дальше пройти в пещеру, чтобы провести собственное исследование, их не пустили гиды. В целом посещение Кемерово оставило у Мелдрума «неприятное ощущение» (Fortean Times, март 2013) .

Думаю, мой взгляд сместился больше в пользу того, что все-таки там что-то есть, нежели наоборот .Брайан Сайкс

Чтобы совершить поворот в этой саге о снежном человеке, обращусь к мнению другого сомневающегося ученого, который внес свой вклад в изучение российского Алмасты. Среди многих книг Брайана Сайкса, профессора генетики человека в Оксфордском университете, есть одна, которая называется «Природа зверя». В частности в ней рассказывается о проведении исследований ДНК снежного человека. Автор попросил исследователей со всего мира прислать ему образцы волос, взятых из мест, где были замечены аномальные приматы. Это позволило ему сделать вывод, что подавляющее большинство из них (образцов) принадлежит лошадям и коровам. Эти животные имеют длинную шерсть, волосы, которые легко попадают на кусты и между скал. Сайкс также указывает на то, что лошадей и коров вряд ли можно было бы принять за обезьян-мужчин, так что эти отрицательные результаты ничего не значат и не могут служить отрицанием наблюдений в этих местах снежного человека.

Сайкс также посмотрел свежим взглядом на известный случай пленения дикой женщины Заны. Согласно легенде эта женщина была захвачена в Абхазии (между Россией и Грузией) в конце XIX века. За ней наблюдали сотни людей, и все соглашались, что ее волосатое тело было фантастически прочным. Она жила на улице и не смогла научиться человеческому языку. У женщины было потомство. Бурцев был единственным, кому удалось раскопать череп одного из ее сыновей в 1971 году. Позднее Дмитрий Перкулов брал мазки слюны на соответствие ДНК Заны у шести живущих потомков в регионе. Детально изучив череп Заны, Брайан Сайкс засвидетельствовал, что он был «необычайно большой» и «вне диапазона размера черепа современного человека» (Брайан Сайкс «Природа зверя», стр. 298) .

Результат тестирования слюны Сайкс описывает как «очень, очень необычный». Он нашел, что этот образец африканского происхождения, но это не соответствует ни одной записи о Зане. Традиционное объяснение было таковым, что Зана являлась сбежавшей африканской рабыней. Сайкс в это не верит. Поскольку ее описание не является описанием обыкновенного человека, он приходит к выводу, что она могла принадлежать к «антикварной расе людей, которые по-прежнему живут на Кавказе!» (Брайан Сайкс «Природа зверя» , стр. 306) .

Разумеется, это объяснение не идет ни в какое сравнение с выводами Трахтенбергца (живое ископаемое, доисторический атавизм), еще меньше оно схоже с теорией паранормальных сущностей Бурцева. Правда, показательно, что Сайкс заключает свою книгу словами: «Думаю, мой взгляд сместился больше в пользу того, что все-таки «там что-то есть», нежели наоборот» (Брайан Сайкс «Природа зверя» , стр. 311) .

Что ж, покуда мы вступили в год Обезьяны, будем надеяться, что российские поклонники снежного человека, как минимум, продержатся еще немного, чтобы рассказать нам больше о таинственном уроженце, что прячется где-то в укромных уголках крупнейшей в мире страны.

Ссылки:

Bainton, “Необъяснимые явления” (Лондон, 2013).

Донкастер, Люси/Холланд, Эндрю, “Величайшие необъяснимые тайны” (Лондон, 2006).

Сайкс, Брайан, “Природа зверя: первые научные доказательства обезьяноподобных людей, выживших в современном мире” (Лондон, 2015).

Снежный человек - человекообразное существо, якобы встречающееся в высокогорных районах Земли. Есть мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, приндалежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времён предков человека. Карл Линней обозначил его как лат. Homo troglodytes (человек пещерный).

Описание снежного человека

Судя по гипотезам и неподтверждённым свидетельствам, снежные люди отличаются от нас более плотным телосложением, заострённой формой черепа, более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью, относительно короткими бёдрами. Имеют волосяной покров по всему телу - чёрного, рыжего или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Хорошо лазают по деревьям. Утверждается, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии. Образ огромного страшного человека может отражать природные страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что за снежных людей принимаются люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Если реликтовые гоминиды существуют, то они живут малыми группами, вероятно, семейными парами. Передвигаться они могут на задних конечностях. Рост должен колебаться от 1 до 2,5 м; в большинстве случаев 1,5-2 м; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах (йети) и в (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в в большинстве случаев рост не превышал 1,5 м. Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам, как минимум к трём.

Существование снежного человека

Большинство современных учёных полагают, что снежный человек - это миф.

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры. Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека.

Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны. Это стало серьёзным ударом по энтузиастам, пытающимся найти снежного человека.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то