Бжрк рт 23 уттх молодец. Бжрк нового поколения «молодец» и «баргузин»: история, устройство и ттх. Круговое вероятное отклонение, км

Трехступенчатая МБР РТ-23УТТХ предназначена для поражения стратегических целей всех типов. Ракета РТ-23У среднего класса разработана в противовес американской MX, но в отличии от последней кроме стационарного, имела также и мобильный вариант базирования. Ракета под шахтную пусковую установку (РС-22А) снята с вооружения.
Тип пусковой установки для РТ-23УТТХ (РС-22В) - мобильный, железнодорожный. Этот способ базирования, несмотря на сложности и недостатки, позволял обеспечить высокую живучесть ракете, что было крайне важно для оружия ответного удара. Выследить пусковую установку, непрерывно курсирующую в составе поезда - ракетного комплекса на маршрутах по разветвленным, масштабным по размерам и забитым обычными составами железнодорожным магистралям страны, весьма непросто, даже для системы спутниковой разведки. Еще сложнее нанести по нему прицельный удар.
Ракета РТ-23УТТХ несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме. Включает двигательную установку, систему управления и комплекс средств ПРО. Головная часть прикрывается обтекателям изменяемой геометрии.
Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с высокой точностью. КВО точек падения составляет не более 200 м при стрельбе на дальность порядка 10000 км. Пуск можно проводить с любой пригодной для этого точки маршрута боевого патрулирования.

Ракета РТ-23УТТХ выполнена трехступенчатой по схеме «тандем» с учетом новейших технологий (коконная конструкция корпусов) и по конструктивно-компоновочной схеме подобна американской «МХ». Первая ступень включает маршевый РДТТ снабженный одним неподвижным частично утопленным соплом, а также хвостовой и соединительные отсеки цилиндрической формы.
Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Сопло двигателя снабжено выдвижным насадком, что позволяет увеличить удельный импульс при работе двигателя на больших высотах при сохранении исходных габаритов ступени. Третья ступень включает в себя маршевый РДТТ, по своей конструкции аналогичному двигателю на второй ступени, и переходной отсек.
РДДТ всех ступеней имеют цельномотанный корпус из композитного материала, заполненный смесевым топливом. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Ступень разведения боевых блоков - "толкающей" схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД. Разделение ступеней производится детонирующими удлиненными зарядами и пороховым аккумулятором давления (ПАД).

На западе ракета РТ-23УТТХ получила обозначение SS-24 "Sсаlреl" Моd 2 (РL-4). Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).

МБР РТ-23УТТХ п ринята на вооружение в 1989 году. На протяжении 2003-2007 годов все ракеты, как стационарного, так и подвижного базирования, были сняты с вооружения и утилизированы.

Основные характеристики
Количество ступеней 3
Максимальная дальность стрельбы ракеты, км 10 100
Мощность заряда боевых блоков, Мт 10х(0.3-0.55)
Максимальная стартовая масса, т 104,5
Масса головной части, т 4,05
Габариты, м:
длина
диаметр корпуса, м

23,3
2,4
| Первоначально установленный гарантийный срок хранения, лет | 10

РТ-23 УТТХ «Молодец» (шифр СНВ РС-22 , обозначение НАТО SS-24 Mod 2 и Mod 3 Scalpel , индекс ГРАУ 15П060 и 15П961) - Наземный ракетный комплекс стратегического назначения в вариантах стационарного шахтного (ракета 15Ж60 ) и мобильного железнодорожного (ракета 15Ж961 ) базирования. Оснащён трёхступенчатой твёрдотопливной межконтинентальной баллистической ракетой , доставляющей 10 боевых блоков к целям, находящимся на удалении св. 10 000 км с огромной точностью (КВО на предельной дальности около 200 м.) с обеспечением преодоления противоракетной обороны. Мощность каждого боевого блока составляет 550 кт. по заявленным в СНВ-1 данным (в отечественных источниках встречаются значения 430 - 500 кт) Является мощнейшим в мире твёрдотопливным ракетным комплексом и наиболее мощным в мире боевым ракетным комплексом после комплексов семейства Р-36. Обеспечивает нанесение гарантированного ответно-встречного удара, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району и при высотной ядерной блокировке района.

РТ-23 УТТХ был создан в качестве ответа США на постановку на вооружение МБР МХ (LGM-118 «Peacekeeper»). В конструкцию РТ-23 УТТХ были внедрены новейшие достижения в области твёрдотопливных технологий, конструкционных материалов, конструирования ядерных боевых блоков и системы наведения. Головной разработчик комплекса - КБ «Южное». Главный конструктор - В. Ф. Уткин. Стационарный вариант 15Ж60 был поставлен на боевое дежурство в августе 1988 года, менее чем с двухлетним отставанием от МБР МХ. При этом в начале разработки ракеты, в июне 1979 года, отставание уровня разработок СССР от США по твёрдотопливным БР составляло более 10 лет.

Ракета 15Ж961

РТ-23 УТТХ превосходит МХ по стартовой массе на 18 %, имея при этом на 80% более мощное ядерное снаряжение и почти на 1000 км - большую дальность полёта. Меньшая стартовая масса ракеты MX давала США теоретическое преимущество только в варианте мобильного базирования. Однако это преимущество не было реализовано, так как МХ состояла на вооружении только в варианте стационарного базирования, а планировавшийся американский БЖРК был вооружён лишь двумя ракетами МХ. Он не был поставлен на вооружение, так как разработчики и военные столкнулись с рядом труднопреодолимых препятствий как технического, так и организационного характера (в частности, нерешёнными остались проблемы ощутимого снижения точности попадания мобильного комплекса, уменьшавшей преимущество МХ перед Minitman-3 и перемещения БЖРК по железнодорожной сети США, контролируемой частными компаниями).

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ — специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124–100.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 — РС-22В, классификация по СНВ-1 — собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
командный модуль в составе 7 вагонов;

вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;

два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Ракета РТ-23УТТХ (см.схему) имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло — центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй — отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть — разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков — «толкающей» схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени — четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающей на НДМГ и АТ.

На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления — инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.

Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;
реализация принципов терминального наведения;

использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);

сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А».

Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД"а. Вагон — пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г. Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991 г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850 м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000 т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г. Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6–7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

По договору СНВ-2, Россия должны была снять с вооружения все ракеты «Молодец» до 2003 года. Однако, после одностороннего выхода США из договора по ПРО, Москва заявила о неактуальности этого соглашения.

Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии — костромскую, красноярскую и пермскую, — оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь будет оставлена на боевом дежурстве костромская дивизия, оснащенная железнодорожным комплексом РТ-23УТТХ.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) останутся в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) ориентировочно до 2010 года. Об этом заявил командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.

БЖРК «Молодец» с МКР РТ-23УТТХ (15Ж61)

[Начало темы пропущено, так как в моем экземпляре книги отсутствуют страницы 332 – 340 и примечания 162-166.]

Ракета РТ-23УТТХ несет разделяющуюся головную часть индивидуального наведения типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью по 500 кт. Ступень разведения боевых блоков - «толкающей» схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД. Включает двигательную установку, систему управления и комплекс средств ПРО. Разделение ступеней производится детонирующими удлиненными зарядами и пороховым аккумулятором давления (ПАД). Головная часть прикрывается обтекателям изменяемой геометрии (из-за габаритных ограничений железнодорожного вагона), который сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы.

Инерциальная система управления обеспечивает проведение проверок и непрерывный контроль технического состояния ракеты, предстартовую подготовку и старт ракеты, управление полетом и разведение боевых блоков с высокой точностью. Пуск может быть проведен с любой пригодной для этого точки маршрута боевого патрулирования.

Тип пусковой установки для РТ-23УТТХ (РС-22В) - мобильный, железнодорожный. Этот способ базирования, несмотря на сложности и недостатки, позволял обеспечить высокую живучесть ракете, что было крайне важно для оружия ответного удара.

«...в состав одного БЖРК входил железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации: три пусковых модуля (из трех вагонов каждый состоит из пусковой установки с МБР в ТПК. агрегата обеспечения с дизель-генераторами, пункта управления пусковой установки), командный модуль из семи вагонов, цистерна с горюче-смазочными материалами, четыре тепловоза ДМ-62.

Для уменьшения осевой нагрузки на путь на пусковой установке применены «специальные разгрузочные устройства» перераспределяющие часть нагрузки на соседние вагоны пускового модуля. Пункт управления и агрегат обеспечения пускового модуля оснащены специальными устройствами для закорачивания и отвода контактной сети ЗОКС. Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК. может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. При движении по железнодорожной сети БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.

В транспортном положении МБР находится в горизонтальном положении внутри пускового вагона, перед стартом она в ТПК поднимается в вертикальное положение пневматическим способом за счет пороховых газов, для чего он оборудован раздвижной крышей с гидравлическим приводом. Пуск ракет мог осуществляться практически с любой точки маршрута. Поэтому БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой. Для проведения пуска состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты за счет давления, образующегося при срабатывании порохового аккумулятора давления, Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его сохранность и устойчивость».

Из истории создания ракетного комплекса

Впервые с подвижным ракетным комплексом ФАУ-2, смонтированным на железнодорожных платформах и размещенным в железнодорожных вагонах советские специалисты познакомились в Германии в 1945 году. Идея создания мобильного железнодорожного комплекса и первые проекты появились в нашей стране еще в 50-х годах.

В ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина прорабатывался вариант размещения межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» на железнодорожной платформе. В ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля разрабатывался вариант железнодорожного базирования ракеты средней дальности Р-12. Состав должен был включать двадцать загонов, шесть из которых имели пусковые установки ракет. Оба проекта не получили дальнейшего развития.

В 1960-е годы разрабатывалось несколько железнодорожных вариантов. В ОКБ-1 под руководством С.П. Королева велись работы над проектом твердотопливной МБР РТ-2 железнодорожного базирования. В ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля разрабатывались железнодорожные комплексы РТ-21 и РТ-22. Эти проекты также не были реализованы.

13 января 1969 года в министерстве общего машиностроения был издан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Разработка ракеты РТ-23 началась в КБ «Южное» под руководством М.К. Янгеля.

Мобильный железнодорожный комплекс, обладая характеристиками грунтового комплекса, имел важное преимущество. На железнодорожную пусковую установку можно было разместить ракету, имеющую большую стартовую массу и обладающую возможностью доставки к цели большей полезной нагрузки.

Пишет А.В. Карпенко: «В мае 1972 г. КБ «Южное» начал поисковую работу «Гарантия», предусматривающую исследование возможности создания твердотопливной ракеты для шахтных и грунтовых типов стартов, – а с марта 1973 г. – по созданию ракетного комплекса с РТ-23 шахтного базирования. При подготовке предложений по ракетному комплексу в рамках НИР «Гарантия», «Горизонт» и др. конструкторами разрабатывались твердотопливные МБР со стартовым весом от 100 до 150 т. для размещения в хорошо защищенных шахтах и на железнодорожных подвижных пусковых установках. В октябре 1975 года на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23 и БРПЛ.

К середине 1970-х гг. работы по БЖРК постепенно свертывались в связи со сложностью создания и эксплуатации такого комплекса, разрабатывался только РК с ракетой РТ-23 (15Ж44) с размещением ее в ШПУ 15П744 высокой защищенности.

Ранее прерванные работы в КБ «Южное» по БЖРК были возобновлены в 1976 г. после прихода на должность министра обороны Д.Ф. Устинова. К тому времени шла отработка шахтной ракеты, и готовились предложения по новому варианту БЖРК. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 1 июня 1979 г. задавалась разработка РГЧ ИН для ракет РТ-23 в составе БЖРК. Поэтому одновременно с созданием комплекса РТ-23 шахтного базирования в КБ-4 КБСМ полным ходом шла разработка документации на комплекс железнодорожного базирования 15П252.

Создатели первого в мире БЖРК столкнулись с большими проблемами. Учитывая сложности, возникшие при его разработке, правительство приняло 23 июля 1976 года постановление о разработке в КБ «Южное» под руководством М.К. Янгеля шахтного варианта РТ-23 под индексом 15Ж44 с моноблочной головной частью. Первый эскизный проект шахтной ракеты с моноблочной ГЧ был завершен в марте 1977 года.

Второй, доработанный, эскизный проект ракеты с РГЧ ИН 15Ф143 и повышенной энергетикой был выполнен в декабре 1979 года.

Летно-конструкторские испытания шахтного варианта начались в декабре 1982 года. Однако 10 февраля 1983 года решением Совета Обороны СССР ракета РТ-23 (15Ж44) не была принята на вооружение.

Новое постановление правительства о разработке железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 вышло б июля 1979 года. В КБ «Южное» продолжалась разработка железнодорожного варианта ракеты 15Ж52, которая велась одновременно с разработкой шахтного варианта 15Ж44. В июне 1980 года эскизный проект БЖРК РТ-23 с ракетой 15Ж52 был закончен. Стартовый комплекс создавался в КБСМ под руководством А.Ф. Уткина, общее число прямых смежников составляло почти 30 предприятий – в частности, калининский ЦКБ ТМ (гл. конструктор Л.Д. Новиков), московский ЦКБ ТМ (гл. конструктор Б.Р. Аксютин), завод «Большевик» (гл. конструктор Н.Г. Первушев), КБТХМ (главные конструкторы И.Д. Брилев и М.И. Степанов), КБ «Прожекторного завода» (гл. конструкторы В.В. Окунев и В.Н. Лужков), Новосибирское НИИ КЭ (гл. конструктор Л.Ф. Отмахов), ПКБЦЭ (гл. конструктор В.И. Окунев)».

10 февраля 1983 года решением Совета Обороны СССР ракета РТ-23 (15Ж52) железнодорожного базирования была принята в опытную эксплуатацию. Испытания ракеты на полигоне Плесецк проходили до апреля 1985 года. На боевое дежурство этот РК с ракетой РТ-23 (15Ж52) не ставился, являясь промежуточным вариантом.

В ноябре 1982 года была завершена разработка эскизного проекта ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными ПУ.

9 августа 1983 года вышло постановление правительства о начале разработки комплекса «Молодец» РТ-23УГТХ с единой ракетой для трех видов базирования – шахтного, железнодорожного и грунтового «Целина-2».

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) БЖРК проводились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года с НИИП-53 (г. Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны – пройдено более 400 тысяч километров...».

А.В. Карпенко продолжает: «Одновременно комплекс совершенствовался. Еще в ноябре 1982 г был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками и другими необходимыми системами. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 9 августа 1983 г была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный 15П961, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный высокой защищенности.

В основу проекта ракеты РТ 23УТТХ (15Ж61) и комплекса 15П961 были положены технические и конструктивные решения, прошедшие натурную отработку в составе БЖРК с ракетой РТ-23 (15Ж52). Вместе с тем внедренные как в ракету, так и в БЖРК новые решения позволили существенно повысить боевую эффективность комплекса 15П961 по сравнению с 15П952. Сама МБР РТ-23 УТТХ (15Ж61), разработанная в КБ «Южное», тоже уникальна, она представляет из себя трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету на твердом топливе с разделяющей головной частью индивидуального наведения и десятью боевыми блоками, Она имела инерциальную систему управления с бортовой цифровой вычислительной машиной. Особенностью системы управления является решение ряда новых задач: восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске; реализация принципов терминального наведения; использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва; сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А». Прицеливание ракет осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу».

После всех видов испытаний БЖРК 15П961 приняли на вооружение 28 ноября 1989 г. «Постановлением правительства в 1983-1985 годах предусматривалось оборудование трех маршрутов движения для БЖРК с местами стоянок. В итоге в головном позиционном районе был оборудован в инженерном отношении и подготовлен к эксплуатации маршрут протяженностью около 2000 км».

Проект предусматривал, что весь период эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере. Контейнеры размещены на пусковых установках в специальных железнодорожных вагонах. РГЧ ИН оснащена десятью боевыми блоками, размещенными на платформе разведения в один ярус.

Первая ступень МБР РТ-23 была унифицирована с первой ступенью баллистической ракеты для подводных лодок Р-39 главного конструктора В. Макеева. Разработка двигателя первой ступени морской ракеты Р-39 проводилась КБ «Южное» по сентябрь 1973 года. Огневые испытания двигателя 3Д65 в составе ракеты были начаты в январе 1980 года. Серийное производство первых ступеней ракет РТ-23 и Р-39 развернуто на Павлоградском механическом заводе. Серийное производство двигателей третьей ступени 15Д291 развернуто на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

Автономная система управления разработана в Московском НИИ автоматики и приборостроения под руководством В.Л. Лапыгина. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО. Смесевое топливо и твердотопливные заряды для ракеты РТ-23 разработаны в НИИ-125 под руководством Б.П. Жукова.

Командный модуль для управления пусковой установкой БЖРК РТ-23 разработан в ЦКБ ТМ под руководством Б.Р. Аксютина и А.А. Леонтенкова.

Рассказывает генеральный директор – генеральный конструктор Государственного предприятия «ЦКБ тяжелого машиностроения» А.А. Леонтенков:

«При создании командного модуля БЖРК (главный конструктор комплекса – академик В.Ф. Уткин, главный конструктор ПУ – А.Ф. Уткин) мы столкнулись с целым рядом научно-технических проблем. Надо было обеспечить связь в условиях сложной электромагнитной обстановки, связанной с электрификацией железных дорог. Необходимо было также обеспечить магнитную совместимость различного рода электронного оборудования, находящегося в сравнительно небольших объемах. Все эти проблемы были нами решены.

Для обеспечения средств связи собственными антенными устройствами мы разработали выдвижные, встроенные антенны и антенны, размещаемые под радиопрозрачной крышей вагона».

Пишет академик В.Ф. Уткин:

«Нужно много «Першингов» чтобы уничтожить ракетный поезд. Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, а соотношение совсем иное... А потому это, конечно же, уникальный боевой комплекс. Американцы тоже хотели сделать нечто подобное, но их остановили, во-первых, частные железные дороги и, во-вторых, отсутствие разветвленной железнодорожной сети. Вспомним, они пережили трудные времена с железнодорожным транспортом, и лидерство захватили авиация и автотранспорт. Ну а наша страна настолько огромная, что затеряться на наших железных дорогах с нашими поездами легко, а, следовательно, для потенциального противника задача поиска таких ракетных комплексов усложняется, что и требуется».

Из книги Днепровский ракетно-космический центр»: «Разработка и создание впервые в мире боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), находящегося и поныне на боевом дежурстве, позволяет при внезапном нападении сохранить ракетно-ядерный потенциал и нанести ответный удар».

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Железнодорожная пусковая установка серийно выпускалась Юргинским машиностроительным заводом.

Председатель государственной комиссии по испытаниям Начальник Главного управления эксплуатации ракетного вооружения (ГУЭРВ) генерал-полковник Г.Н. Малиновский пишет:

«К началу 80-х годов, когда начиналась отработка ракетного комплекса Р"Г-23 УТТХ, еще не был решен в масштабе государства целый ряд проблем в области материалов, технологии и конструкторской мысли. Эти задачи практически решались на фоне идущих полным ходом испытаний. Так, в процессе отработки была заменена первая ступень ракеты на ступень с более мощным топливом и системой управления полетом методом поворота сопла. А ведь для того чтобы допустить такие изменения в конструкции, надо было провести за период работы госкомиссии колоссальный объем всех видов испытаний. Только при положительных устойчивых результатах последних серий огневых испытаний государственная комиссия признала возможным изменить состав ракеты – включить в нее новую первую ступень.

К началу испытаний подлежали решению следующие вопросы:

– разработка, изготовление и огневые испытания сопловых блоков со значительно увеличенной степенью расширения;

– повышение мощности твердотопливных зарядов путем поднятия удельного термодинамического импульса;

– повышение удельной прочности органопластиков для корпусов ракет и, что особенно важно, снижение разбросов их механических свойств (это позволяло поднять давление с 60-70 до 100-150 атм);

– разработка легких теплозащитных покрытий;

– разработка композиционных материалов (углерод-углеродных) объемного плетения и изготовление сопловых блоков из этого материала – это колоссальный выигрыш в весе;

– снижение разбросов внутрибаллиститных характеристик твердого топлива путем повышения качества веществ, входящих в состав топлива;

– разработка поворотных раздвижных сопел для второй и третьей ступеней и поворотного сопла для первой ступени ракеты;
– создание системы управления, отличающейся от существовавших повышенными характеристиками по точности, ресурсу и минимальному весу;

– разработка спецматериалов для перспективных боевых блоков и другие вопросы.

Повторяю, что далеко не все эти задачи к началу отработки были решены.

Часто в ходе испытаний перед нами возникала дилемма: изменить что-то в конструкции, ибо было найдено более современное решение той или иной задачи. Но тогда прощай ранее набранная устойчивая статистика (а, значит, необходимо будет дополнительное время на испытания и дополнительный расход ракет). Ведь таким усовершенствованиям нет, и не может быть предела. Поэтому зачастую работал принцип: «лучшее – враг хорошего». Но решения, принципиально улучшающие качество и характеристики ракетного комплекса, мы принимали».

20 октября 1987 года на опытную эксплуатацию был поставлен первый ракетный полк с БЖРК 15П952 с МБР РТ-23 в г. Костроме. К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1991 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Станция базирования дивизии под Костромой называется «Ромашка». Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

До осени 1991 года регулярно курсировали по железнодорожным магистралям Советского Союза 12 поездов, четыре из которых дислоцированы в Костромской дивизии, четыре в городе Бершеть Пермской области, еще четыре – в Гладкой под Красноярском.

Поезд с баллистическими ракетами стратегического назначения выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов и внешне отличается тем, что три рефрижератора БЖРК имеют по восемь пар колес вместо четырех у обычных вагонов. Такое количество осей обусловлено максимальной допустимой нагрузкой на одну ось в 25 тонн, так как полный вес вагона с ракетой приближается к 200 т.

В конструкции вагонов предусмотрены системы блокировки амортизаторов и отвода электрических проводов, которые могут оказаться над вагоном в месте старта.

«Осенью 1991 года Горбачев и Р. Рейган договорились поставить их на прикол в пунктах постоянной дислокации. Тогда же в ответ на инициативу США (прекращение разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования, проходившей в то время полигонные испытания) бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев согласился с мнением американцев, – что для укрепления взаимопонимания между двумя странами, БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Уж больно дорого обходились они американским налогоплательщикам, вынуждая Пентагон развертывать дополнительную группировку разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу. Видимо опасаясь непонимания своих налогоплательщиков, американские руководители постарались найти – и нашли-таки – понимание у советского президента, искренне сочувствовавшего трудностям американского народа. И с тех пор грозные ракетоносны на рельсах дальше технической территории части выйти не могут».

Тогда же Горбачев поспешил объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-22В. Этим он ограничил период пребывания ракет этого типа на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации. После развала СССР предприятия, производящие эту ракету, оказались за пределами России, чем окончательно подписан приговор РС-22 как железнодорожного, так и шахтного базирования.

Говоря о РС-22, хотелось бы сказать, что эта ракета является воплощением самых последних достижений науки и техники. Она отличается от всех остальных ракет высокой боевой готовностью, универсальностью, мощностью, надежностью и относительной простотой эксплуатации. Потеря группировки ракетных комплексов с этой ракетой вызвала существенный подрыв боевой готовности РВСН. И что самое худшее, привело к потере перспективного, нового, обеспечивавшего боевую устойчивость всей группировки межконтинентальных ракет на период до 2005 года, ракетного комплекса. Нетрудно сосчитать, что всего 36 находившихся на вооружении ракет БЖРК с 360 боеголовками на борту, по количеству примерно равно всей группировке мобильных комплексов «Тополь».

В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23 УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета Ан-124-100.

По договору СНВ-2 ракеты РТ-23 УТТХ подлежали ликвидации до 2003 года.

Сегодня последний БЖРК снят с боевого дежурства, а стартовый модуль этой системы 3 августа 2006 г. – как памятник – торжественно открыт в экспозиции БЖРК 15П961 в Музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. БЖРК является одним из высокотехнологичных достижений отечественной «оборонки». Его надежность была доказана временем. Как отмечали разработчики, за более чем 15-летнюю эксплуатацию БЖРК с ним на путях не произошло ни одного, даже крохотного, происшествия.

Возможно, спустя время Россия вспомнит уникальные разработки и используемые технические решения и вернется к созданию подобных систем оружия.

МБР 15П961 «Молодец» (индекс 15Ж61, код СНВ РС-22B,
Боевой железнодорожный ракетный комплекс оснащенный ракетами РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 Scalpel).

История

Кому, и в чью гениальную голову, изначально пришла мысль, смонтировать на железнодорожной платфореме пусковую установку баллистическиой ракеты, сейчас уже неизвестно. Существует легенда, что изначально, к созданию железнодорожного ракетного комплекса склонили американцы, решившие с помощью дезинформации заставить потратиться СССР на весьма дорогой и бессмысленный проект. Они спровоцировали Москву дезинформацией, что они якобы разрабатывают такой проект, и весьма успешно. Так Москва ввязалась в выдуманную гонку железнодорожных вооружений.

Так как, после войны, русским и американцам, попала проектная документация Германии, которая содержала данные по немецким проектам, недоведенным до окончательного состояния в связи с нехваткой времени. Немцы прорабатывали проект создания железнодорожного транспортера с подъемным механизмом, пусковой платформой, и включенной в состав цистерны со спиртом и жидким кислородом.

Вместить ракету того в ремени в самый большой железнодорожный вагон - рефрежираторный, было невозможным. Так как ракеты были громоздкиме, а их еще перед пуском было необходимо быстро заправить.

С появлением новых ракет, СССР и США вновь вернулись к этой идее.

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года, и назначено конструкторскому бюро «Южное». Преимущества данного железнодорожного комплекса было очевидно: отследить его перемещения по огромной территории СССР было невозможно. Обладая повышенной живучестью, и большой вероятностью уцелеть, в случае нанесения удара, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара.

Несмотря на то, что для реализации проекта СССР пришлось приложить достаточно много усилий, проект был реализован.

Проектирование ракеты было поручено братьсям-конструкторам, Владимиру и Алексею Федоровичу Уткины. Владимир Федорович Уткин стал генеральным конструктором КБ «Южное в 1979 году, которому было поручено создание баллистической твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ, получившей имя «Молодец». Максимальная дальность полета - 10 000 км, высота баллистической траектории - 800 км. В головной части располагалось 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Точность попадания - 200м. На БЖРК размещалось 3 ракетыЮ следовательно суммарное количество 30 ядерных зарядов.

Первые испытательные пуски экспериментального варианта РТ-23У состоялись на полигоне Плесецк в 1984 году,. В 1985 году начались непосредственно испытания ракет, предназначенных для железнодорожного комплекса. 18 января 1984 года состоялся первый пуск ракеты 15Ж52. Первый запуск ракеты 15Ж61 состоялся 27 февраля 1985 года.

Лётные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились в 1985-1987 годах на космодроме «Плесецк» (НИИП-53, г.Мирный), всего было произведено 32 пуска.

В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения ("Сияние") и молниезащиту ("Гроза"). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны ("Сдвиг"). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто 5 полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

К 1991 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (в Костромской области, Пермской области и Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, по договорённости с США, БЖРК несли боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

Согласно договору СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и уничтожить все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось 3 дивизии (Кострома, Пермь (ЗАТО Звёздный) и Красноярск), по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. На протяжении 2003-2007 годов были утилизированы все поезда и пусковые установки, кроме одной, демилитаризованной и установленной в качестве экспоната в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга, и еще одной, установленной в Техническом музее АвтоВАЗа.

5 сентября 2009 г. заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления боевых железнодорожных ракетных комплексов.

Устройство

Замаскировать железнодорожный комплекс под обычный поезд было задачей не простой. В состав входили железнодорожные пусковые установки, вагоны обеспечения, вагоны с персоналом, и три тепловоза.

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами.

Внешне железнодорожный комплекс выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.

Пусковой вагон практически идентичный обычному рефрежиратору., только имеет восемь колёсных пар. Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет. Пусковой вагон был оборудов раздвижной крышей, и специальным устройством, отводящим контактную сеть в сторону. Перед стартом ракета принимает вертикальное положение.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты около 100 тонн. Для решения проблемы перегруза пускового вагона применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 м.

Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути и избежать их повреждений.

Каждая из трёх пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение мобильных установок на базе тягачей.

Также сторонники снятия комплекса приводят следующие аргументы:

  1. Невозможность полной маскировки поезда в силу необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая, возможно, позволяет точно определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки.
  2. Низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или уничтожен ядерным взрывом в окрестности.
  3. Износ железнодорожных путей, по которым передвигался тяжёлый комплекс РТ-23УТТХ.

Сторонники использования БЖРК отмечают высокую мобильность поездов, способных передвигаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки и сотни км).

Расчёты, проводимые американскими специалистами применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 тыс. км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при использовании для нападения 150-ти МБР типа «Воевода».

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км 10100
Головная часть
мощность заряда, Мт 10 х 0.43
вес головной части, кг 4050
Длина ракеты, м
полная 23.0
без головной части 19.0
в ТПК 21.9
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2.4
Стартовый вес, т 104.80
Полетная надежность 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Скорость движения, км/час 80
Первая ступень
длина,м 9.7
диаметр,м 2.4
вес,т 53.7
тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс 218/241
Вторая ступень
длина,м 4.8
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 149
Третья ступень
длина,м 3.6
диаметр,м 2.4
тяга ДУ,тс 44
Пусковая установка
длина,м 23.6
ширина,м 3.2
высота,м 5.0
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см 2
в продольном направлении 0.3
в поперечном направлении 0.2
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то